Тема и идея тринадцатый подвиг геракла – В чём состоит главная идея произведения Тринадцатый подвиг Геракла?
Конспект урока на тему «Ф.Искандер «13 подвиг Геракла».
«ТРИНАДЦАТЫЙ ПОДВИГ ГЕРАКЛА»
Ф. Искандер
Юмор делает серьезное еще более серьезным…Ф. Искандер
Цели:
Образовательные:
раскрыть характеры детей;
природу смешного в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла», показать особенности стиля писателя.
Развивающий:
совершенствовать навыки анализа художественного текста, активизация мыслительной деятельности учащихся;
продолжить развитие коммуникативных компетенций учащихся, лингвистическую зоркость, творческие способности учащихся;
Воспитательный:
воспитывать интерес к изучаемому предмету, продолжить формирование нравственных качеств, таких как честность, трудолюбие, совесть, чувство юмора.
Ход урока
Учитель.-Ф. Искандеру принадлежит афоризм: «Юмор делает серьезное ещё более серьёзным». Как вы понимаете эту фразу? (Это значит, что читать будет весело, но речь пойдёт о серьёзных вещах).
Юмор (англ. Humour “нрав”, “настроение”) – изображение чего-то в смешном, комическом виде.
Ирония[гр. eironeia]1) тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме; 2) употребление слова или целого выражения в противоположном смысле с целью высмеивания. Ирония (от греч. еironeia – притворство, насмешка) – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние).
Истинный писатель несет с собой целый мир, причем свой, особый, присущий только ему одному. У нашего современника, писателя Фазиля Искандера, свой мир, свои герои, свое отношение к жизни, свой оригинальный язык, а главное – свой, неповторимый тон повествования. Автор так рассказывает о самых обыденных вещах, что читателю начинает казаться, будто он узнает об этом впервые. Писателю свойственна такая психологическая достоверность, такая неопровержимая правда факта, такая меткость каждой детали, что «вечные вопросы» чести, совести, трусости, предательства становятся конкретными и близкими каждому человеку.
Творчество Фазиля Искандера прочно связано с его родиной, с абхазскими горами, яркими красками южного неба и моря, с воспоминаниями детства. Герои книг по большей части земляки автора. Это великие труженики, простые, веселые и гордые люди. Много в этих книгах и товарищей его детства. Сам писатель так сказал о себе: «Я русский писатель, но певец Абхазии».
Фазиль Абдулович Искандер родился в 1929 году в Сухуми. Детство его прошло в горном селе и в сухумском дворике, куда он приезжал на лето к родным. Дед Ибрагим был уважаемым человеком. Держал в Сухуме кирпичные заводы. И отец, Абдул Ибрагимович, тоже очень солидный. Возил на арбе табак. Летал на дирижабле. Отец был служащим.Ещё с дореволюционных времён у него был иранский паспорт, поэтому в 1938 году он был депортирован за пределы СССР вместе с другими лицами иранского происхождения. Больше никогда Фазиль Искандер не видел своего отца. Уже будучи взрослым, он узнал о том, что по прибытии в Иран отец его был арестован и отправлен на каторжные работы. Умер он в 1957 году. Фазиль воспитывался родственниками матери-абхазки в селе Чегем.
Окончив русскую школу в Абхазии с золотой медалью, Искандер отправляется в Москву, где хочет поступить в университет на философский факультет. Это ему не удается. Он становится студентом Государственного библиотечного института.
Учась в этом вузе, Искандер пишет стихи, и в 1951 году переходит в Литературный институт им. Горького, который заканчивает в 1954 году.
В 1957 году вышла первая книга стихов Искандера «Горные тропы». Но настоящая известность пришла к нему с прозой.
Ещё в 1956 году в журнале «Пионер» был напечатан рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». И в этом же году 8 рассказов Искандера были включены в 5-томник «Библиотеки произведений советских писателей».
Проза Искандера началась с рассказов о детстве.
В своих смешных и трогательных рассказах писатель ставит серьезные нравственные вопросы: что такое честь и бесчестие, достоинство и трусость, в чем состоит коварство, как выражается предательство? Эти вопросы станут в дальнейшем коренными в творчестве Искандера. Обращение к детству не снижает глобальности этих вопросов, а лишь делает их более близкими читателю.
Фазиль Искандер часто ставит своих героев в такую ситуацию, когда им приходится выбирать между добром и злом, когда грань между ними зыбка, что особенно затрудняет выбор. Читатель же словно сам участвует в их внутренней борьбе.
Идея рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» серьезна и глубока. Писатель размышляет над тем, что физическое и социальное мужество совпадают в человеке далеко не всегда, что, обладая физической храбростью, можно остаться трусом в общественной жизни, что даже можно совершить из трусости подвиг, дабы не показаться людям смешным или глупым. И вот, вскрывая именно такую каверзную ситуацию, писатель остается верен себе: юмор пронизывает повествование от первой до последней фразы.
Писатель умеет говорить о серьезных и важных вещах с юмором, он убежден, что «юмор делает серьезное еще более серьезным»: «Я понял, что все счастливые находки детства – это тайный кредит судьбы, за который мы потом расплачиваемся взрослыми. И это вполне справедливо. И еще одно я твердо понял: все потерянное можно найти – даже любовь, даже юность. И только потерянную совесть еще никто не находил». Ф. Искандер особенно глубоко и осмысленно проникся желанием пробудить у читателя сердце разумное. Рассуждая о вечном и суетном, он всматривается в человека, уважая его и любя.
Проблемы, поднимаемые писателем, очень актуальны и для нашего времени.
Перейдем к рассказу.
-Ребята, от чьего лица ведётся повествование? (От первого лица)
-Повествование от 1 лица создаёт правдоподобие , поскольку о себе человек рассказывает сам.
-Где происходят события рассказа? (Школа для мальчиков.)
-Когда происходят действия рассказа? (Во время Великой Отечественной войны».)
-По каким деталям это определили? (Имя мальчика Адольф, называет себя Аликом, болезни – тиф, малярия…)
-Что вы можете сказать о героях произведения? (Они учащиеся 5 б класса.)
Автор рассказывает о нескольких одноклассниках главного героя. Назовите их.
Задание 1. Работа по рядам.
Первый ряд составит цитатный план и сделает вывод по образу Шурика Авдеенко.
Второй ряд проделает такую же работу по образу Сахарова.
Третий ряд по образу Адольфа Комарова.
Загорелое угрюмое лицо;Показывая мощные усилия ума и воли;
Стоял у доски с яростным и угрюмым лицом;
Длинный, нескладный самый мрачный человек в классе.
Чёрный лебедь (сравнение)
Умное добросовестное лицо;
Во время смеха не перестал быть отличником; (ирония)
– Опрятный, худой и тихий;
Привычка держать руки на промокашке;
Считался способным троечником;
Волосы светлые;
Веснушки.
Его редко ругали, но ещё реже хвалили.
Адольф стал Аликом.
Вывод: Каждый герой рассказа запоминается надолго, потому что автор выделяет главные, основные черты внешности и характера героя, и делает на них акцент, подчёркивая несколько раз угрюмость Авдеенко, благополучие Сахарова и скромность и незаметность Алика.
Чтобы вызвать наш смех, писатель использует особые приёмы, которые называются художественными средствами:
Одним из таких средств в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла» является «ирония».
Сведения о значении этого слова мы найдём …. «В словаре литературоведческих терминов» с.254.
-Почему попал в смешную ситуацию герой рассказа? (Он не решил задачу, заданную на дом. Успокоился, когда узнал, что товарищ тоже не справился с задачей, и все свободное время до уроков играл в футбол.)
-К каким ухищрениям пришлось прибегнуть герою, чтобы доктор и медсестра изменили свои планы и пошли ставить уколы на уроке математики? (Герою пришлось соврать, что на следующем уроке их класс уходит организованно в музей и отменить это мероприятие невозможно.
—Почему герой не боялся уколов? (Он болел малярией, и уколы ему делали «тыщу раз».)
—Почему Алик Комаров очень боялся уколов? (Он был худым, слабым и малокровным и боялся, что игла попадет в кость.)
— Какая деталь внешности Алика Комарова обнаружилась во время укола? (Он так побледнел, что на лице его выступили веснушки, которых раньше никто не замечал.)
— Подумал ли герой, приводя в класс докторшу, о своих одноклассниках, которые боялись уколов смертельно, до обморочного состояния? (Герой думает только о себе и о том, как ему избежать наказания. Этот поступок эгоистичен, так как выгоден только герою.)
– Смог избежать герой наказания? (Нет.)
Попробуем убедиться в этом, обратившись к тексту:
1. Прочитаем по ролям эпизод на стр. 189.
Захлопнулся маленький капканчик.
Сердце моё с размаху влепилось в спину.
Голос мой подымается прямо из живота.
Казнь
От ужаса и отвращения.
Звонок – погребальный колокол.
Какой троп помогает ярче описать состояние героя?
Троп этот – метафора.
Снова мы обращаемся к нашему помощнику словарю.
Смотрел на меня и ждал
Ждал, что я буду проваливаться
Хотел, чтобы я проваливался, как можно медленнее и интереснее
Сдерживал хихиканья
Смеялся
Хохотал
Обратите внимание на подчёркнутые слова.
Что вы заметили. С каждым разом смех становится сильнее.
Автор использует градацию.
Градация – это стилистический прием, расположение слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости.
Вывод: Смех нарастает, а состояние главного героя ухудшается. Его мучает совесть.
— Чей это портрет: «Большеголовый, маленького роста, аккуратно одетый, тщательно выбритый, он властно и спокойно держал класс в руках. Спокойно перебирал четки с бусами, желтыми, как кошачьи глаза». (Харлампий Диогенович)
– Важную роль в нравственном становлении детей сыграл учитель математики Харлампий Диогенович.
– Прочтите высказывание о юморе Ф. Искандера. Как вы думаете, почему читатель знакомится с учителем математики после смешного вступления? (Писатель как бы советует очень серьезно отнестись к смешным событиям, связанным с личностью Харлампия Диогеновича.)
— Какова, по мнению героя рассказа, была основная черта всех математиков, с которыми ему приходилось встречаться? (Все математики были людьми неряшливыми, слабохарактерными и довольно гениальными.)
— Что общего было у Харлампия Диогеновича с Пифагором? (Происхождение и род занятий – оба были греками и математиками.)
— Чем отличался Харлампий Диогенович от других математиков в школе? (Он сразу же установил в классе образцовую дисциплину. Ни один ученик не смел прогулять его урок.)
-А почему Харлампий Диогенович обращается к пятиклассникам на вы? (Наверное, хочет подчеркнуть, что уважает их так же, как взрослых.)
– Почему дети боялись нарушить дисциплину на уроках математики? (Потому что учитель «заставлял… смеяться, но это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху, самим же учителем».)
-Почему Харлампий Диогенович назвал одного из учеников «принцем Уэльским»? (Этот ученик позволил себе прийти в класс после учителя, а значит, поставил себя выше всех, как будто являлся титулованной особой.)
– В чем смысл такого смеха, если, например, ученик «чуть припоздает на урок»? (Шутка учителя имела нравственный и философский смысл. Как под увеличительным стеклом, она показывает, может, еще неосознанное самим учеником высокомерие, претензии на исключительные права, особое положение, неуместные в данном случае, а потому объективно унижающие людей. Без шутки ребята поняли бы только, что нарушена дисциплина, но упоминание о принце Уэльском вызывает дружный смех. Ведь «принцы в основном занимаются охотой за оленями». А их товарищ живет совершенно иной жизнью, следовательно, не может вести себя как принц. «Потому-то мы и смеялись». Герой запомнил на всю жизнь, как смешно и жалко может выглядеть человек, не понимающий различия между тем, что он сам думает о себе, и тем, каковым является на самом деле.)
— Почему Харлампий Диогенович назвал одного из учеников на уроке «черным лебедем»? (Вытянув шею, он пытался списать контрольную работу у сильного ученика.)
– Зачем учитель предлагает отличнику Сахарову пересесть к Саше Авдеенко? («Пожалейте Авдеенко, он может сломать себе шею». Учитель напоминает мальчику (Саше) о чувстве собственного достоинства. Разговор этот ведется с юмором, потому что, по убеждению писателя, «юмор делает серьезное еще более серьезным». «Шурик Авдеенко сидит, яростно наклонившись над тетрадью, показывая мощные усилия ума и воли, брошенные на решение задачи».)
— Как Харлампий Диогенович боролся с нерадивыми и недисциплинированными учениками? (Он ни на кого не кричал и не уговаривал заниматься, не грозился вызвать родителей в школу. Главное оружие Харлампия Диогеновича – это делать человека смешным.)
— Почему смех был очень действенным средством воспитания? (Когда учитель выставляет тебя смешным, сразу же распадается круговая порука учеников, и весь класс над тобой смеется. Все смеются против одного, и невозможно пересмеять весь класс. Хотелось во что бы то ни стало доказать, что ты хоть и смешной, но не такой уж окончательно смехотворный.)
-Каким был директор школы? (Он всегда, и зимой, и летом, ходил в одной шляпе, вечнозеленой, как магнолия. И всегда чего-нибудь боялся.)
— Как Харлампий Диогенович догадался, что герой рассказа не готов к уроку? (Мальчик слишком оживленно жестикулировал перед отличником Сахаровым, который решил задачу, и «обнаглев», вызвался провожать докторшу в 5 «А» класс, чтобы отсрочить наказание.)
-А не слишком ли жестоко выставлять ученика на посмешище перед всем классом? — Вспомните: «Все смеются против одного. Если над тобой смеётся один человек, то можешь еще как-то с этим справиться. Но невозможно пересмеять весь класс». (Все понимают, что учитель поступает справедливо. Ведь он высмеивает ученика не из-за личной неприязни. Просто он не терпит, когда к делу относятся спустя рукава, не выносит разболтанности, разгильдяйства, обмана. А самое главное у него нет любимчиков. «Смешным мог оказаться каждый».)
— Конечно, мало приятного, когда над тобой смеются, но если в этом смехе нет ни оскорбления, ни унижения, то и обижаться особенно не на что. Во всяком случае, «пострадавшему» от Харлампия Диогеновича хотелось бы, во что бы то ни стало доказать, что он «не такой уж окончательно смехотворный».
-И все-таки жутковато ждать, когда на тебя обрушатся раскаты смеха. Помните, с кем сравнивает своего учителя не решивший задачу пятиклассник? (С палачом, выбирающим жертву.)
-Почему Харлампий Диогенович «казался грустным и немного обиженным», когда доктор пришла ставить уколы на его уроке? (Ему жаль было сорванного урока и было понятно, что это произошло не без участия его ученика.)
— Учитель догадался, что мальчик специально вернул докторшу, так как не знал урок. Он догадался о трусости мальчика, и иронично называет его поступок тринадцатым подвигом Геракла. (Ирония (от греч. еironeia – притворство, насмешка) – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние). Как поступил Харлампий Диогенович?
— Почему учитель после показанных событий рассказал о подвигах Геракла? А кто такой Геракл?(— Геракл – герой древнегреческих мифов. Геракл был зачат Алкменой от Зевса, который явился к ней в образе супруга. Уставшая ЭГера от неверности своего мужа послала двух змей чтоб они задушили ребенка, но новорожденный младенец был уже достаточно силен и убил их. Гера ненавидела Геракла и наслала на него безумие. В помрачении рассудка геракл убил 8своих собственных детей. Когда к нему вернулся разум, он пожелал очиститься от грехов и обратился к Дельфийскому оракулу. Пифия обьявила Гераклу, что он должен служить 12лет своему двоюродному брату тирану Еврисфею, выполняя все его приказания.
1 Геракл победил немейского льва, шкура которого была толще любого щита. Он не смог победить оружием, а задушил собственными руками.
2. убил лернейскую гидру-чудовище с телом собаки и девятью змеиными головами
3.кротил керинейскую лань с медными копытами и золотыми рогами, ускользнувшую от богини Артемиды.
4.победил эриманфского вепря
5.вычистил авгиевы конюшни.
6.истребил стимфалийских птиц.
7.поймал критского быка.
8.убил лошадей фракийского царя Диомеда, который бросал им на сьедение чужеземцев.
9.добыл пояс царицы амазонок Ипполиты
10 украл стадо у гериона, считавшегося самым сильным человеком на земле.
11.принес золотын яблоки из сада гесперид. Эти плоды росли на яблоне, которая принадлежала Гере. это был свадебный подарок Геи (Гея- это земля)
12. поймал чудовищного пса Цербера. Этот двенадцатый подвиг был самым трудным. Геракл должен был привести Цербера из подземного царства Аида. Чтобы Геракл смог проникнуть в подземное царство мертвых, Мусей, сын Орфея, приобщил его к Элевсинским мистериям.
На самом деле Геракл не так уж и симпатичен. чтобы выполнить свои 12 подвигов Геракл без конца, убивал, хитрил и обманывал. Он убил своих детей, уничтожил амазонок, украл сокровища..
— Почему поступок нерадивого ученика учитель назвал «тринадцатый подвиг Геракла»? (Ученик приложил столько изобретательности, столько сил, чтобы спасти себя от двойки! Поистине был совершен подвиг, только Геракл совершал их из храбрости, а наш герой – из трусости признать свои ошибки, поэтому это был лишний, никому не нужный «подвиг».)
-Учитель говорит спокойно, негромко, уважительно. Как же воспринимает его слова провинившийся? (- Я почувствовал, как от его взгляда сердце мое с размаху влепилось в спину. Двойка, которой он так старательно пытался избежать, была бы для него просто спасением, но и это было несбыточно. Лучше двойка, чем смех всего класса. Долгожданный звонок, «как погребальный колокол, продрался сквозь хохот класса».)
-Почему же эта история подействовала на «бесстрашного малярика» сильнее всех внушений? (Потому что учитель перед всем классом открыл то, что мальчик таил сам от себя: все его хитроумные действия были продиктованы трусостью. И возразить было нечего.)
– Какой урок извлёк герой? (Я подумал, что, если бы мы на днях не содрали с наших дверей табличку с обозначением класса, может быть, докторша не зашла бы и ничего бы не случилось. Я смутно начинал догадываться о связи, которая существует между вещами и событиями.
Звонок, как погребальный колокол, продрался сквозь хохот класса.
С тех пор я стал серьёзней относиться к домашним заданиям и с нерешёнными задачами никогда не совался к футболистам. Каждому своё. Я получил по заслугам.)
-Он не только стал лучше готовиться к урокам, но и задумался о природе смеха. Он понял, что смех помогает бороться с ложью, фальшью, обманом; понял, что «слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого». То есть любой человек может оказаться в смешном положении, но плохо не понимать, что ты смешон, быть глупым.
-С каким чувством вспоминает рассказчик своего учителя? (Герой благодарен учителю: он смехом «закалял наши лукавые детские души и приучал относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора»).
-Случайно ли автор дает учителю отчество Диогенович? (Конечно, не случайно. Это отчество напоминает нам древнего философа Диогена и говорит о том, что учитель был тоже тонким психологом и философом, учил детей не только математике, но и мужеству, ответственности и порядочности.)
– Какой смысл вкладывает автор в название своего рассказа? (Геракл совершил двенадцать подвигов, тринадцатого не было. Название говорит нам, что герой совершил поступок, который подвигом назвать нельзя.)
-Какова главная мысль этого рассказа? (Надо относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. Это поможет сохранить нравственное здоровье человека.)
ВЫВОД: Итак, по мысли Ф. Искандера, закалка смехом – это своего рода прививка, которую необходимо получить в детстве, чтобы суметь вовремя уловить горькую правду о себе и не сбиться в пути.
В1992 году Ф.Искандер был удостоен Международной Пушкинской премии за вклад в мировую литературу. Мы понимаем, что премия заслуженна: этот писатель обладает удивительным стилем, в котором мягкая и тонкая ирония переплетается с лучшими традициями.
infourok.ru
Тринадцатый подвиг геракла тема произведения
В рассказе Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» рассказ ведется от имени мальчика, который учится в пятом классе мужской школы в Грузии.
Действие рассказа происходит во время войны. Мы узнаем об этом от самого рассказчика, который дразнит своего соседа по парте по имени Адольф.
Главный герой рассказа — шустрый, озорной и лукавый мальчик. Он, как и многие мальчишки, любит играть в футбол, иногда не может справиться с задачей, смеется вместе со всеми над одноклассниками, которых ставит в смешное положение Харлампий Диогенович — учитель.
К товарищам по классу герой относится по дружески, с иронией. Рассказчик наблюдателен и точно описывает главные черты своих друзей. Он подмечает постоянное благополучие Сахарова, который, даже смеясь, старается оставаться отличником, подмечает скромность и незаметность Алика Комарова и угрюмость Шурика Авдеенко. Но в классе у Харлампия Диогеновича нет любимчиков. Смешным может оказаться каждый. И вот наступает момент, когда класс смеется над главным героем.
Главный герой не справился с задачей по математике. Вместо того чтобы попросить помощи у товарищей, он до уроков играл в футбол, убедив себя в том, что ответ в учебнике неверный. Затем он пытался увильнуть от ответственности за свои поступки, хитростью и обманом убедив врачей делать уколы именно во время урока математики. Когда же он оказывается у доски и не находит в себе сил честно признаться, что не решил задачу, то Харлампий Диогенович понимает, почему врачи пришли именно на урок математики. Учитель наказывает смехом не ученика, а его трусость. Он говорит, что рассказчик совершил «тринадцатый подвиг Геракла» , то есть подвиг, которого на самом деле не было, который вовсе не является подвигом. Да, он изменил ситуацию, но изменил не из благородных побуждений, а из трусости.
Оцени ответ
shkolniku.com
Школьное чтиво: «Тринадцатый подвиг Геракла»
Искандер Ф., рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла»Жанр: рассказы о детях
Главные герои рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» и их характеристика
- Мальчик-рассказчик, автор. Ученик 5 класса. Недисциплинированный, хитрый, ловкий, трусливый.
- Харлампий Диогенович. Учитель математики, грек. Ехидный, насмешливый, лукавый, умный.
- Алик Комаров. Троечник. Сосед по парте.
- Сахаров. Отличник.
- Шурик Авдеенко. Мрачный двоечник.
План пересказа рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла»
- Учитель математики
- Тишина на уроках
- Метод Харлампия Диогеновича
- Трудная задача
- Неверный ответ
- Староста у доски
- Появление доктора
- Инициатива героя
- Возвращение доктора
- Трусливый Алик
- Двенадцать подвигов Геракла
- Герой у доски
- Заминированный герой
- Смех в классе
- Впредь наука.
Кратчайшее содержание рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» для читательского дневника в 6 предложений
- Учитель математики Харлампий Диогенович умел выставить смешным любого ученика.
- Герой не сделал задачу и боялся насмешек учителя.
- Он обманул доктора и добился, чтобы на уроке им поставили уколы от тифа.
- Больше всех боялся Алик Комаров, а герой не боялся уколов.
- Учитель вспомнил Геракла и вызвал к доске героя.
- Он выставил героя смешным и над мальчиком потешался весь класс.
Главная мысль рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла»
Чтобы не оказаться посмешищем нужно всегда делать уроки.
Чему учит рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла»
Рассказ учит относится ответственно к выполнению домашнего задания. Учит не бояться уколов. Учит уметь отвечать за свои проступки. Учит не боятся насмешек и относится к себе с юмором. Учит не пытаться избежать справедливого наказания.
Отзыв на рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла»
Мне понравился этот рассказ и больше всего его главный герой, мальчик. Это был умный и хитрый мальчик, который проявил смекалку, но все равно не смог обмануть учителя. Он проиграл и был наказан. Но его старания заслуживают уважения. А вот учитель мне показался излишне жестоким. Он смеялся над учениками и тем самым унижал их достоинство.
Пословицы к рассказу «Тринадцатый подвиг Геракла»
После смеха бывают слезы.
Не смейся чужой беде, своя на гряде.
От великого до смешного один шаг.
От умного научишься, от глупого разучишься.
Каждый храбрец храбр по-своему.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла»
Все математики оказываются неряшливыми, рассеянными и гениальными. Но вот этого математика нельзя было назвать слабохарактерным или неряшливым.
Звали его Харлампий Диогенович и он сразу установил в классе образцовую тишину. Она была такой полной, что директор часто заглядывал в класс, проверить, не сбежали ли ученики на стадион.
Но сбежать с урока математики было немыслимо. Харлампий Диогенович если и заставлял класс смеяться, то по своей инициативе и для доказательства от противного.
Он радостно встречал каждого опоздавшего ученика и придумывал ему какое-нибудь смешное прозвище, например принц Уэльский. И класс начинал хохотать.
Списать у Харлампия Диогеновича было невозможно. Он сразу узнавал списанную работу и начинал ее высмеивать. Это была тактика математика, делать человека смешным. И разумеется никто не хотел становиться смешным, но никто не избежал этой участи. Коснулась она и героя.
Герой не решил задачу, которая никак не сходилась с ответом. Он решил, что ответ неправильный и на всякий случай спросил у мальчика, с которым играл в футбол, про задачу. Тот ее не тоже не решил.
После футбола герой спросил про задачу у отличника Сахарова, и оказалось, что Сахаров решил задачу, причем ответ совпал с ответом учебника.
Пришел учитель и спросил дежурного. Так как такового не оказалось, учитель заставил старосту стирать с доски и прочитал ему лекцию об его обязанностях.
Герой дрожал от страха. И тут в класс заглянул доктор и спросил не пятый ли это «А». Учитель сказал, что нет, а герой набрался отчаянной храбрости и вызвался показать доктору пятый «А».
Герой догнал доктора и медсестру и сказал, что его класс на следующем уроке идет в музей, а потому лучше поставить уколы сперва им. Доктор легко согласилась, думая, что герою не терпится испытать храбрость. Но герой сказал, что он малярик и ему уколы ставили тысячу раз.
Герой вернулся в класс в хорошем настроении, и даже похвалил соседа по парте, Алика Комарова, за то, что тот решил домашнюю задачу.
Тут пришла доктор и ученикам стали делать уколы, вызывая их по алфавиту. Первым укол получил Авдеенко, а Комаров все больше бледнел — он боялся уколов. Когда пришла его очередь, Алик так побледнел, что чуть не упал в обморок и ему дали понюхать флакончик.
Наконец доктор и медсестра ушли, а Харлампий Диогенович приказал открыть окна и проветрить класс. Потом начал перебирать четки и рассказывать про Геракла. Учитель сказал, что Геракл совершил двенадцать подвигов, но один молодой человек решил совершить тринадцатый.
Но Геракл совершал подвиги как храбрец, а молодой человек совершил подвиг из трусости. И тут учитель позвал героя к доске и попросил показать, как тот решил задачу.
Герой несколько раз повторил слово Артиллерийский снаряд и учитель предложил ему попросить военрука, чтобы тот его разминировал.
Класс смеялся. Смеялись все, отличник Сахаров и Алик Комаров, смеялся даже мрачный Шурик Авдеенко. Прозвенел звонок и учитель поставил герою двойку.
С тех пор герой стал ответственно относиться к домашним заданиям и он с благодарностью вспоминал Харлампия Диогеновича, который смехом закалял детские души и заставлял детей относится к своей персоне с юмором.
Рисунки и иллюстрации к рассказу «Тринадцатый подвиг Геракла»
coolchtivo.blogspot.com
идея и герои, анализ и содержание
Известный писатель Фазиль Абдулович Искандер написал весёлый рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» в 1964 году. Читателями этого произведения стали дети, которые познакомились с такими понятиями, как честь и бесчестие, трусость и достоинство, коварство и предательство.Вконтакте
Одноклассники
Мой мир
Идея рассказа
Фазиль Искандер показывает, что герой постепенно приходит к тому, что бороться с ложью можно и главным оружием в этом может быть смех. После того, что с ним произошло, мальчик стал прилежно выполнять учебное домашнее задание.
Главный герой искренне доверяет своему учителю математики и совсем не обижается на него за то, что тот с юмором и смехом пытался научить их не обижать друг друга, не лгать, а относиться к себе и к окружающим с достоинством.
Это интересно: история создания «Отцы и дети» Тургенева.
Герои произведения «Тринадцатый подвиг Геракла»
В рассказе Фазиля Искандера «13 подвиг Геракла», читать онлайн который легко и доступно, всего лишь один герой. Но чтобы лучше понять его поступок, чтобы правильно оценить то, что он делал и как вёл себя учитель, автор показывает и несколько одноклассников мальчика:
- Адольф Комаров. Он сидит за одной партой с главным героем, а ребята зовут его просто Аликом.
- Сахаров, отличник.
- Шурик Авдеенко. Он всегда списывает домашнее задание.
В рассказе есть и другие герои, которых можно отнести к миру взрослых людей. Это, прежде всего, учитель математики Харлампий Диогенович, директор школы, завуч, доктор и медицинская сестра Галя.
План рассказа
Часто в школе ученикам при изучении рассказа конспект даётся составить дома или в классе, выписывая лишь только главные мысли. Тезисы могут стать и пунктами плана, который можно будет использовать и для написания сочинения по этому произведению.
План произведения:
- Знакомство с Харлампием Диогеновичем, учителем математики.
- Уроки математики.
- Главное оружие учителя – смех.
- Нерешенная задача.
- История с доктором.
- Неудачный ответ у доски.
- Смех класса.
- Благодарность учителю.
Каждый читатель, конспект которого несложно составить, сможет понять и оценить метод учителя математики, который старался правильно и достойно воспитывать детей.
Краткий пересказ произведение «Тринадцатый подвиг»
Все учителя математики обычно люди неряшливые и, несмотря на свою гениальность, слабохарактерные. Но вот в школе, где обучался герой, учитель математики был противоположностью. Звали его Харлампий Диогенович. По происхождению своему, как и Пифагор, он был греком. После его появления в классе всегда царила тишина. Иногда эту тишину нарушал смех, который организовывал сам же учитель.Бывало, что какой-нибудь ученик опаздывал на полминуты, а учитель уже стоял в дверях класса, то Харлампий Диогенович пытался пропустить такого учащегося. При этом лицо его начинало выражать радостное гостеприимство, словно это был такой большой праздник, что ребёнок всё-таки решил посетить этот урок. А когда опоздавший ученик неуверенной походкой начинает двигаться по классу, чтобы сесть на своё место, учитель математики обязательно назовёт его каким-нибудь именем из истории. Например, принц Уэльский.
Класс начинал при этом смеяться. А после этого Харлампий Диогенович садится на место и тут же наступает тишина. Начинается урок. Кроме журнала, у учителя был ещё блокнотик, куда он во время опроса постоянно что-то записывал. Он никогда не кричал и не вызывал родителей в школу. На контрольных работах он был спокоен и всегда давал возможность списать. Но ребята боялись это делать, так как он всегда узнавал ту работу, которая была списана, и высмеивал этого ученика перед всем классом. Никто не хотел быть высмеянным, поэтому старались не списывать.
Главное оружие учителя было делать человека смешным, причём он это делал так, что даже становилось обидно. Например, Шурика Авдеенко за его желание списывать на контрольных работах у отличника Сахарова он назвал чёрным лебедем, который вот-вот сможет сломать шею.
Однажды смешным стал и главный герой рассказа, от лица которого и идёт повествование. Он не решил задачу, которая была задана на дом. Мальчик долго сидел над её решением, но его решение никак не желало сходиться с ответом. Поэтому на следующий день он пришёл пораньше в школу. Так как они учились во вторую смену, то сделать это было несложно. Но, узнав, что кто-то из ребят её тоже не сделал, успокоился и стал играть в футбол.
Когда прозвенел звонок, то оказалось, что все ребята сделали эту задачу. Герой с ужасом ждал того момента, когда учитель спросит его. Но Харлампий Диогенович не торопился. Неожиданно открылась дверь и в кабинет вошли доктор и медсестра. Но они искали 5 «А» класс, а мальчик учился в «Б».Тогда главный герой предложил свою помощь, чтобы провести медицинских работников во флигель, где учился параллельный класс. Но вдруг неожиданно для самого себя мальчик сообщил взрослым, что им сейчас необходимо сделать уколы, так как на следующем уроке они организовано идут в краеведческий музей. Поэтому доктор и медсестра опять вернулись в класс.
В это время у доски стоял Шурик Авдеенко и никак не мог объяснить домашнюю задачу. Учитель дал возможность врачам делать своё дело, а сам присел за парту. Весь его вид показывал, что он был грустен и немного обижен. Первому сделали прививку Авдеенко, и тут сосед по парте стал сильно переживать. Главный герой пытался его успокоить и немного приободрить, но ничего не получалось. Он даже рассказал о том, что страдает хронической малярией.
Когда Алику стало плохо во время укола и его посадили на стул, то мальчик решил, что нужно позвонить в «Скорую помощь». Харлампий Диогенович гневно посмотрел на главного героя, а медсестра сунула под нос Алику какой-то флакон, и тот сразу же вскочил и пошёл на своё место. Сделали укол и мальчику.
Когда врачи ушли, то до конца урока ещё оставалось время. Харлампий Диогенович стал перебирать свои чётки и стал рассказывать о том, что в древнегреческой мифологии у Геракла было 12 подвигов. Но сегодня, по мнению учителя, главный герой решил изменить историю. Но только древнегреческий герой совершал свои подвиги храбро и мужественно, а вот тринадцатый подвиг был совершён из-за трусости. И когда он вызывал главного героя к доске, чтобы спросить решение задачи, то весь класс замер. Но ответа не последовало, зато весь класс стал смеяться. Звонок с урока звучал так, словно это был погребальный колокол.
С тех пор мальчик стал серьёзнее относиться к домашним заданиям. О том, что с ним произошло, он никогда не жалел и был благодарен своему учителю за то, что он смехом закалял детские души и приучал правильно относиться к себе.
Анализ произведения
Уже название рассказа указывает на связь произведения с Древней Грецией. Сразу же вспоминаются мифы, где рассказывается о 12 подвигах Геракла. Но поступок мальчика, которого учитель в шутку называет Гераклом, совсем непохож на подвиг. Ведь он был совершён из-за трусости и слабости.Учитель, который прекрасно знал древнегреческую мифологию, постоянно рассказывал какие-то эпизоды и учил детей так, что его главным оружием был смех и юмор. Никому из ребят не хотелось выглядеть смешно, поэтому они старались выполнять и все задания вовремя, и не хулиганить.
obrazovanie.guru
«ТРИНАДЦАТЫЙ ПОДВИГ ГЕРАКЛА» Ф. Искандер
«ТРИНАДЦАТЫЙ ПОДВИГ ГЕРАКЛА»
Ф. Искандер
Юмор делает серьезное еще более серьезным…Ф. Искандер
Цели:
Образовательные:
раскрыть характеры детей;
природу смешного в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла», показать особенности стиля писателя.
Развивающий:
совершенствовать навыки анализа художественного текста, активизация мыслительной деятельности учащихся;
продолжить развитие коммуникативных компетенций учащихся, лингвистическую зоркость, творческие способности учащихся;
Воспитательный:
воспитывать интерес к изучаемому предмету, продолжить формирование нравственных качеств, таких как честность, трудолюбие, совесть, чувство юмора.
Ход урока
Учитель.-Ф. Искандеру принадлежит афоризм: «Юмор делает серьезное ещё более серьёзным». Как вы понимаете эту фразу? (Это значит, что читать будет весело, но речь пойдёт о серьёзных вещах).
Юмор (англ. Humour “нрав”, “настроение”) – изображение чего-то в смешном, комическом виде.
Ирония[гр. eironeia]1) тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме; 2) употребление слова или целого выражения в противоположном смысле с целью высмеивания. Ирония (от греч. еironeia – притворство, насмешка) – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние).
Истинный писатель несет с собой целый мир, причем свой, особый, присущий только ему одному. У нашего современника, писателя Фазиля Искандера, свой мир, свои герои, свое отношение к жизни, свой оригинальный язык, а главное – свой, неповторимый тон повествования. Автор так рассказывает о самых обыденных вещах, что читателю начинает казаться, будто он узнает об этом впервые. Писателю свойственна такая психологическая достоверность, такая неопровержимая правда факта, такая меткость каждой детали, что «вечные вопросы» чести, совести, трусости, предательства становятся конкретными и близкими каждому человеку.
Фазиль (ФазИль) Искандер часто ставит своих героев в такую ситуацию, когда им приходится выбирать между добром и злом, когда грань между ними зыбка, что особенно затрудняет выбор. Читатель же словно сам участвует в их внутренней борьбе.
Идея рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» серьезна и глубока. Писатель размышляет над тем, что физическое и социальное мужество совпадают в человеке далеко не всегда, что, обладая физической храбростью, можно остаться трусом в общественной жизни, что даже можно совершить из трусости подвиг, дабы не показаться людям смешным или глупым. И вот, вскрывая именно такую каверзную ситуацию, писатель остается верен себе: юмор пронизывает повествование от первой до последней фразы.
Писатель умеет говорить о серьезных и важных вещах с юмором, он убежден, что «юмор делает серьезное еще более серьезным»: «Я понял, что все счастливые находки детства – это тайный кредит судьбы, за который мы потом расплачиваемся взрослыми. И это вполне справедливо. И еще одно я твердо понял: все потерянное можно найти – даже любовь, даже юность. И только потерянную совесть еще никто не находил». Ф. Искандер особенно глубоко и осмысленно проникся желанием пробудить у читателя сердце разумное. Рассуждая о вечном и суетном, он всматривается в человека, уважая его и любя.
Проблемы, поднимаемые писателем, очень актуальны и для нашего времени.
1.Математик – экспозиция
2.Футбол
3.Докторша завязка
4.Укол
5.У доски – кульминация
— Сюжет, как видим, очень прост (как мальчик пытался обвести вокруг пальца учителя).
— Но развитие этой, казалось бы, простой истории преображает ее в глубоко философский рассказ о том, что такое смех, и как он противостоит обману.
Философия – любовь к мудрости, проникновенная бесстрашная мысль, стремящаяся охватить все стороны бытия.
Беседа с комментированным чтением.
1. Вспоминая о своем учителе математики, автор подчеркивает незаурядность его личности: «Не знаю, был ли он гениален, сейчас это трудно установить. Я думаю, скорее всего, был». (Стр. 323)
2. Как звали учителя? Случайно ли отчество (связь с мифами). У героев Искандера «говорящие» имена. Используя эту традицию русской литературы, писатель дает героям характеристику, в которую вкладывает свое отношение к ним.
3. Чем же отличался Харлампий Диогенович от своих коллег? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.
4. Наверное, этот учитель знал какой-то особый секрет воспитания. Но какой? Найдите ответ на вопрос по тексту (работа с текстом).
— Главное оружие Харлампия Диогеновича – это делать человека смешным… (стр. 326)
5. А почему Харлампий Диогенович обращается к пятиклассникам на вы? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.
— Наверное, хочет подчеркнуть, что уважает их так же, как взрослых.
– Прочтите высказывание о юморе Ф. Искандера. Как вы думаете, почему читатель знакомится с учителем математики после смешного вступления? (Писатель как бы советует очень серьезно отнестись к смешным событиям, связанным с личностью Харлампия Диогеновича.)
– Почему дети боялись нарушить дисциплину на уроках математики? (Потому что учитель «заставлял… смеяться, но это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху, самим же учителем».)
– В чем смысл такого смеха, если, например, ученик «чуть припоздает на урок»? (Шутка учителя имела нравственный и философский смысл. Как под увеличительным стеклом, она показывает, может, еще неосознанное самим учеником высокомерие, претензии на исключительные права, особое положение, неуместные в данном случае, а потому объективно унижающие людей. Без шутки ребята поняли бы только, что нарушена дисциплина, но упоминание о принце Уэльском вызывает дружный смех. Ведь «принцы в основном занимаются охотой за оленями». А их товарищ живет совершенно иной жизнью, следовательно, не может вести себя как принц. «Потому-то мы и смеялись». Герой запомнил на всю жизнь, как смешно и жалко может выглядеть человек, не понимающий различия между тем, что он сам думает о себе, и тем, каковым является на самом деле.)
– Зачем учитель предлагает отличнику Сахарову пересесть к Саше Авдеенко? («Пожалейте Авдеенко, он может сломать себе шею». Учитель напоминает мальчику (Саше) о чувстве собственного достоинства. Разговор этот ведется с юмором, потому что, по убеждению писателя, «юмор делает серьезное еще более серьезным». «Шурик Авдеенко сидит, яростно наклонившись над тетрадью, показывая мощные усилия ума и воли, брошенные на решение задачи».)
6. А не слишком ли жестоко выставлять ученика на посмешище перед всем классом? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.
— Вспомните: «Все смеются против одного. Если над тобой смеётся один человек, то можешь еще как-то с этим справиться. Но невозможно пересмеять весь класс».
— Все понимают, что учитель поступает справедливо. Ведь он высмеивает ученика не из-за личной неприязни. Просто он не терпит, когда к делу относятся спустя рукава, не выносит разболтанности, разгильдяйства, обмана. А самое главное у него нет любимчиков. «Смешным мог оказаться каждый».
— Конечно, мало приятного, когда над тобой смеются, но если в этом смехе нет ни оскорбления, ни унижения, то и обижаться особенно не на что. Во всяком случае, «пострадавшему» от Харлампия Диогеновича хотелось бы, во что бы то ни стало доказать, что он «не такой уж окончательно смехотворный».
7. И все-таки жутковато ждать, когда на тебя обрушатся раскаты смеха. Помните, с кем сравнивает своего учителя не решивший задачу пятиклассник?
— С палачом, выбирающим жертву.
8. Тогда можно только порадоваться за ученика, нашедшего способ перехитрить учителя. Что придумал герой, чтобы избежать наказания? Вспомним, как это было.
Сценка (Восстановление сюжета). Проигрывание ситуации, театрализация. (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.
9. Почему учитель после показанных событий рассказал о подвигах Геракла? А кто такой Геракл?
— Геракл – герой древнегреческих мифов.
— Учитель догадался, что мальчик специально вернул докторшу, так как не знал урок. Он догадался о трусости мальчика, и иронично называет его поступок тринадцатым подвигом Геракла. (Ирония (от греч. еironeia – притворство, насмешка) – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние).
10. Представьте другого учителя, как бы он отреагировал на такой поступок? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.
— Накричал, поставил «2».
— Начал бы ругаться, спрашивать.
— Вызвал родителей.
— Повёл к директору.
11. Как поступил Харлампий Диогенович?
— выразительное чтение кульминации.
12. Почему же эта история подействовала на «бесстрашного малярика» сильнее всех внушений? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.
— Потому что учитель перед всем классом открыл то, что мальчик таил сам от себя: все его хитроумные действия были продиктованы трусостью. И возразить было нечего.
13. Учитель говорит спокойно, негромко, уважительно. Как же воспринимает его слова провинившийся? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.
— Я почувствовал, как от его взгляда сердце мое с размаху влепилось в спину.
— Двойка, которой он так старательно пытался избежать, была бы для него просто спасением, но и это было несбыточно. Лучше двойка, чем смех всего класса. Долгожданный звонок, «как погребальный колокол, продрался сквозь хохот класса».
— Не потускневшие со временем впечатления свидетельствуют о том, что событие это имело большое значение для будущего писателя. Как вы думаете почему? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.
Выразительное чтение (стр. 336).
ВЫВОД: Итак, по мысли Ф. Искандера, закалка смехом – это своего рода прививка, которую необходимо получить в детстве, чтобы суметь вовремя уловить горькую правду о себе и не сбиться в пути. В1992 году Ф.Искандер был удостоен Международной Пушкинской премии за вклад в мировую литературу. Мы понимаем, что премия заслуженна: этот писатель обладает удивительным стилем, в котором мягкая и тонкая ирония переплетается с лучшими традициями русской литературы.
— Каким, по вашему мнению, должен быть учитель? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.
— Каждый человек учится в школе, из многих будней складываются годы жизни. Очень непросто превратить эти будни в радость себе и другим.
— Смех открывает человека и поэтому общение учителя и ученика должно быть радостным, взаимообогащающим.
— Взрослые – это выросшие дети, а дети – будущие взрослые. И жить нам надо, взявшись за руки.
Беседа с учащимися:
Где происходят события рассказа? (Школа для мальчиков.)
Когда происходят действия рассказа? (Во время Великой Отечественной войны».)
По каким деталям это определили? (Имя мальчика Адольф, называет себя Аликом, болезни – тиф, малярия…)
Что вы можете сказать о героях произведения? (Они учащиеся 5 б класса.)
Автор рассказывает о нескольких одноклассниках главного героя. Назовите их. (Это отличник Сахаров, Шурик Авдеенко и Алик Комаров).
Задание 1. Работа по рядам.
Первый ряд составит цитатный план и сделает вывод по образу Шурика Авдеенко.
Второй ряд проделает такую же работу по образу Сахарова.
Третий ряд по образу Адольфа Комарова.
Шурик Авдеенко
Отличник Сахаров
Адольф Комаров
Загорелое угрюмое лицо;
Показывая мощные усилия ума и воли;
Стоял у доски с яростным и угрюмым лицом;
Длинный, нескладный самый мрачный человек в классе.
Чёрный лебедь (сравнение)
Умное добросовестное лицо;
Во время смеха не перестал быть отличником; (ирония)
– Опрятный, худой и тихий;
Привычка держать руки на промокашке;
Считался способным троечником;
Волосы светлые;
Веснушки.
Его редко ругали, но ещё реже хвалили.
Адольф стал Аликом.
Вывод: Каждый герой рассказа запоминается надолго, потому что автор выделяет главные, основные черты внешности и характера героя, и делает на них акцент, подчёркивая несколько раз угрюмость Авдеенко, благополучие Сахарова и скромность и незаметность Алика.
Чтобы вызвать наш смех, писатель использует особые приёмы, которые называются художественными средствами:
Одним из таких средств в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла» является «ирония».
Сведения о значении этого слова мы найдём …. «В словаре литературоведческих терминов» с.254.
Физкультминутка:
Мы хорошо поработали, а теперь немного отдохнём и посмеёмся вместе.
Ведь смех – это лучшее лекарство.
1. Хотелось скинуть с директора шляпу, она всем порядочно надоела. Он всегда и зимой и летом ходил в одной шляпе, вечнозелёной, как магнолия.
2. Принц Уэльский – опоздавший ученик. Принц никак не мог появиться в нашем классе. Ему здесь нечего делать, потому что принцы в основном занимаются охотой на оленей. И если уж ему надоест охотиться за своими оленями и он захочет посетить какую-нибудь школу, то его обязательно поведут в первую школу, что возле Электростанции. Потому что она образцовая.
Вы узнали эти строчки?
Возвращаемся к нашему тексту.
Ребята, от чьего лица ведётся повествование? (От первого лица)
Повествование от 1 лица создаёт правдоподобие , поскольку о себе человек рассказывает сам.
1. Почему попал в смешную ситуацию герой рассказа? (Не выполнил домашнее задание)
– К каким ухищрениям пришлось прибегнуть герою, чтобы не быть осмеянным? (Оттягивает время, доктор с медсестрой)
– Смог избежать герой наказания? (Нет.)
Попробуем убедиться в этом, обратившись к тексту:
1. Прочитаем по ролям эпизод на стр. 189.
2. Класс ждёт расплаты, давайте проследим состояние героя:
Состояние главного героя
Реакция класса
В воздухе запахло какой-то опасностью.
Захлопнулся маленький капканчик.
Сердце моё с размаху влепилось в спину.
Голос мой подымается прямо из живота.
Казнь
От ужаса и отвращения.
Звонок – погребальный колокол.
Какой троп помогает ярче описать состояние героя?
Троп этот – метафора.
Снова мы обращаемся к нашему помощнику словарю.
Смотрел на меня и ждал
Ждал, что я буду проваливаться
Хотел, чтобы я проваливался, как можно медленнее и интереснее
Сдерживал хихиканья
Смеялся
Хохотал
Обратите внимание на подчёркнутые слова.
Что вы заметили. С каждым разом смех становится сильнее.
Автор использует градацию.
Вывод: Смех нарастает, а состояние главного героя ухудшается. Его мучает совесть.
– Какой урок извлёк герой?
На этот вопрос вы ответите после прослушивания записи.
Прослушивание аудиозаписи:
(Я подумал, что, если бы мы на днях не содрали с наших дверей табличку с обозначением класса, может быть, докторша не зашла бы и ничего бы не случилось. Я смутно начинал догадываться о связи, которая существует между вещами и событиями.
Звонок, как погребальный колокол, продрался сквозь хохот класса.
С тех пор я стал серьёзней относиться к домашним заданиям и с нерешёнными задачами никогда не совался к футболистам. Каждому своё. Я получил по заслугам.)
Ответы учащихся.
(Герой перестал обманывать, выполняет домашнюю работу.)
– Важную роль в нравственном становлении детей сыграл учитель математики Харлампий Диогенович.
Давайте охарактеризуем образ учителя в нескольких словах.
Запишите ассоциативный ряд. (математик, палач, мудрый, грек, Пифагор)
– Обратите внимание на имя учителя.
– Почему герой с благодарностью говорит об учителе? (Герой с благодарностью говорит об учителе, потому что научился с его помощью относиться к себе и людям критически, с иронией и юмором).
Домашнее задание. Написать творческую работу «Мой мир детства». Составить письменную характеристику учителя.
Название произведения
Геракл был зачат Алкменой от Зевса, который явился к ней в образе супруга. Уставшая ЭГера от неверности своего мужа послала двух змей чтоб они задушили ребенка, но новорожденный младенец был уже достаточно силен и убил их. Гера ненавидела Геракла и наслала на него безумие. В помрачении рассудка геракл убил 8своих собственных детей. Когда к нему вернулся разум, он пожелал очиститься от грехов и обратился к Дельфийскому оракулу. Пифия обьявила Гераклу, что он должен служить 12лет своему двоюродному брату тирану Еврисфею, выполняя все его приказания.
1 Геракл победил немейского льва, шкура которого была толще любого щита. Он не смог победить оружием, а задушил собственными руками.
2. убил лернейскую гидру-чудовище с телом собаки и девятью змеиными головами
3.кротил керинейскую лань с медными копытами и золотыми рогами, ускользнувшую от богини Артемиды.
4.победил эриманфского вепря
5.вычистил авгиевы конюшни.
6.истребил стимфалийских птиц.
7.поймал критского быка.
8.убил лошадей фракийского царя Диомеда, который бросал им на сьедение чужеземцев.
9.добыл пояс царицы амазонок Ипполиты
10 украл стадо у гериона, считавшегося самым сильным человеком на земле.
11.принес золотын яблоки из сада гесперид. Эти плоды росли на яблоне, которая принадлежала Гере. это был свадебный подарок Геи (Гея- это земля)
12. поймал чудовищного пса Цербера. Этот двенадцатый подвиг был самым трудным. Геракл должен был привести Цербера из подземного царства Аида. Чтобы Геракл смог проникнуть в подземное царство мертвых, Мусей, сын Орфея, приобщил его к Элевсинским мистериям.
на самом деле Геракл не так уж и симпатичен. чтобы выполнить свои 12 подвигов Геракл без конца, убивал, хитрил и обманывал. Он убил своих детей, уничтожил амазонок, украл сокровища..
– Какой смысл вкладывает автор в название своего рассказа?
Геракл совершил двенадцать подвигов, тринадцатого не было. Название говорит нам, что герой совершил поступок, который подвигом назвать нельзя. (Найдите цитаты из текста)
Описание игры. Игру можно провести как со всем классом, так и между двумя- тремя командами. Цель игры – ответив на вопросы верно, открыть нужный квадрат, чтобы «подбить корабль». Заранее готовится игровое поле и вопросы, по трудности соответствующие баллу. Игроки самостоятельно выбирают вопрос и называют его код (3В), в случае правильного ответа количество баллов поступает на счет команды и открывается расположение «корабля». Побеждает команда, набравшая большее количество баллов и «подбившая» большее количество «кораблей».
Игровое поле.
А
Б
В
Г
Д
1
2
3
1
1
1
2
3
4
5
1
2
2
2
5
3
4
3
3
5
4
2
2
4
4
4
1
2
3
5
1А. Какова, по мнению героя рассказа, была основная черта всех математиков, с которыми ему приходилось встречаться? (Все математики были людьми неряшливыми, слабохарактерными и довольно гениальными.)
2А. Что общего было у Харлампия Диогеновича с Пифагором? (Происхождение и род занятий – оба были греками и математиками.)
3А. Чем отличался Харлампий Диогенович от других математиков в школе? (Он сразу же установил в классе образцовую дисциплину. Ни один ученик не смел прогулять его урок.)
4А. Как Харлампий Диогенович боролся с нерадивыми и недисциплинированными учениками? (Он ни на кого не кричал и не уговаривал заниматься, не грозился вызвать родителей в школу. Главное оружие Харлампия Диогеновича – это делать человека смешным.)
5А. Почему смех был очень действенным средством воспитания? (Примерный ответ. Когда учитель выставляет тебя смешным, сразу же распадается круговая порука учеников, и весь класс над тобой смеется. Все смеются против одного, и невозможно пересмеять весь класс. Хотелось во что бы то ни стало доказать, что ты хоть и смешной, но не такой уж окончательно смехотворный.)
1Б. Каким был директор школы? (Он всегда, и зимой, и летом, ходил в одной шляпе, вечнозеленой, как магнолия. И всегда чего-нибудь боялся.)
2Б. Почему попал в смешную ситуацию герой рассказа? (Он не решил задачу, заданную на дом. Успокоился, когда узнал, что товарищ тоже не справился с задачей, и все свободное время до уроков играл в футбол.)
3Б. Почему Харлампий Диогенович назвал одного из учеников на уроке «черным лебедем»? (Вытянув шею, он пытался списать контрольную работу у сильного ученика.)
4Б. Как Харлампий Диогенович догадался, что герой рассказа не готов к уроку? (Примерный ответ. Мальчик слишком оживленно жестикулировал перед отличником Сахаровым, который решил задачу, и «обнаглев», вызвался провожать докторшу в 5 «А» класс, чтобы отсрочить наказание.)
5Б. Когда происходит действие рассказа? (Во время Великой Отечественной войны.)
1В. К каким ухищрениям пришлось прибегнуть герою, чтобы доктор и медсестра изменили свои планы и пошли ставить уколы на уроке математики? (Герою пришлось соврать, что на следующем уроке их класс уходит организованно в музей и отменить это мероприятие невозможно.)
2В. Почему герой не боялся уколов? (Он болел малярией, и уколы ему делали «тыщу раз».)
3В. Подумал ли герой, приводя в класс докторшу, о своих одноклассниках, которые боялись уколов смертельно, до обморочного состояния? (Герой думает только о себе и о том, как ему избежать наказания. Этот поступок эгоистичен, так как выгоден только герою.)
4В. Почему Харлампий Диогенович «казался грустным и немного обиженным», когда доктор пришла ставить уколы на его уроке? (Ему жаль было сорванного урока и было понятно, что это произошло не без участия его ученика.)
5В. Чей это портрет: «Большеголовый, маленького роста, аккуратно одетый, тщательно выбритый, он властно и спокойно держал класс в руках. Спокойно перебирал четки с бусами, желтыми, как кошачьи глаза». (Харлампий Диогенович)
1Г. Почему Харлампий Диогенович назвал одного из учеников «принцем Уэльским»? (Этот ученик позволил себе прийти в класс после учителя, а значит, поставил себя выше всех, как будто являлся титулованной особой.)
2Г. Какова главная мысль этого рассказа? (Надо относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. Это поможет сохранить нравственное здоровье человека.)
3Г. Случайно ли автор дает учителю отчество Диогенович? (Примерный ответ. Конечно, не случайно. Это отчество напоминает нам древнего философа Диогена и говорит о том, что учитель был тоже тонким психологом и философом, учил детей не только математике, но и мужеству, ответственности и порядочности.)
4Г. Кто это: «Длинный, нескладный, самый мрачный человек из нашего класса, которого я же спас от неминуемой двойки»? (Шурик Авдеенко.)
5Г. Как изменился герой после этой истории? («С тех пор я стал серьезней относиться к домашним заданиям и с нерешенными задачами никогда не совался к футболистам».)
1Д. Почему Алик Комаров очень боялся уколов? (Он был худым, слабым и малокровным и боялся, что игла попадет в кость.)
2Д. Какая деталь внешности Алика Комарова обнаружилась во время укола? (Он так побледнел, что на лице его выступили веснушки, которых раньше никто не замечал.)
3Д. Почему поступок нерадивого ученика учитель назвал «тринадцатый подвиг Геракла»? (Примерный ответ. Ученик приложил столько изобретательности, столько сил, чтобы спасти себя от двойки! Поистине был совершен подвиг, только Геракл совершал их из храбрости, а наш герой – из трусости признать свои ошибки, поэтому это был лишний, никому не нужный «подвиг».)
4Д. С каким чувством вспоминает рассказчик своего учителя? (С чувством благодарности за то, что Харлампий Диогенович закалял лукавые детские души.)
5Д. Отчего, по мнению героя, погиб могущественный Древний Рим? («Мне кажется, что Древний Рим погиб оттого, что его императоры в своей бронзовой спеси перестали замечать, что они смешны».)
Подведение итогов
Юмор (англ. Humour “нрав”, “настроение”) – изображение чего-то в смешном, комическом виде.
Ирония (от греч. еironeia – притворство, насмешка) – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние.
Юмор (англ. Humour “нрав”, “настроение”) – изображение чего-то в смешном, комическом виде.
Ирония (от греч. еironeia – притворство, насмешка) – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние.
Юмор (англ. Humour “нрав”, “настроение”) – изображение чего-то в смешном, комическом виде.
Ирония (от греч. еironeia – притворство, насмешка) – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние.
Юмор (англ. Humour “нрав”, “настроение”) – изображение чего-то в смешном, комическом виде.
Ирония (от греч. еironeia – притворство, насмешка) – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние.
Юмор (англ. Humour “нрав”, “настроение”) – изображение чего-то в смешном, комическом виде.
Ирония (от греч. еironeia – притворство, насмешка) – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние.
Юмор (англ. Humour “нрав”, “настроение”) – изображение чего-то в смешном, комическом виде.
Ирония (от греч. еironeia – притворство, насмешка) – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние.
Юмор (англ. Humour “нрав”, “настроение”) – изображение чего-то в смешном, комическом виде.
Ирония (от греч. еironeia – притворство, насмешка) – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние.
Юмор (англ. Humour “нрав”, “настроение”) – изображение чего-то в смешном, комическом виде.
Ирония (от греч. еironeia – притворство, насмешка) – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние.
Юмор (англ. Humour “нрав”, “настроение”) – изображение чего-то в смешном, комическом виде.
Ирония (от греч. еironeia – притворство, насмешка) – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние.
Юмор (англ. Humour “нрав”, “настроение”) – изображение чего-то в смешном, комическом виде.
Ирония (от греч. еironeia – притворство, насмешка) – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние.
Юмор (англ. Humour “нрав”, “настроение”) – изображение чего-то в смешном, комическом виде.
Ирония (от греч. еironeia – притворство, насмешка) – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние.
Юмор (англ. Humour “нрав”, “настроение”) – изображение чего-то в смешном, комическом виде.
Ирония (от греч. еironeia – притворство, насмешка) – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние.
Юмор (англ. Humour “нрав”, “настроение”) – изображение чего-то в смешном, комическом виде.
Ирония (от греч. еironeia – притворство, насмешка) – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние.
Юмор (англ. Humour “нрав”, “настроение”) – изображение чего-то в смешном, комическом виде.
Ирония (от греч. еironeia – притворство, насмешка) – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние.
Юмор (англ. Humour “нрав”, “настроение”) – изображение чего-то в смешном, комическом виде.
Ирония (от греч. еironeia – притворство, насмешка) – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние.
infourok.ru
Анализ рассказа Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»
Фазиль Абдулович Искандер родился в 1929 году в Сухуми. Отец его был служащим. В 1938 году он был депортирован за пределы СССР вместе с другими лицами иранского происхождения. Отца Фазиль Искандер больше никогда не видел. Повзрослев, он узнал о том, что по прибытии в Иран отец был арестован и отправлен на каторжные работы.
Учился Фазиль Искандер в Москве. В 1954 году окончил Литературный институт имени Горького.
Первая книга стихов Ф. Искандера называется «Горные тропы». Она вышла в 1957 году. Но настоящая известность пришла к нему с прозой. Журнал «Пионер» печатает его первые произведения: «Первое дело», «Рассказ о море», «Петух» — рассказы о детстве.
Рассказ Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» был напечатан в 1964 году.
Автор не случайно именно к детям обращается с вопросами чести и бесчестия, достоинства и трусости, предательства и коварства. Столь важные вопросы человек должен решить для себя еще в детстве.
Хочется обратиться к мнению критика: «Не надо думать, что если герои — маленькие, если сюжеты — камерные, то и проблемы соответственно малы. Искандер обладает способностью не только «делать из мухи слона», но и исследовать «муху» так, что на ней будет показана серьезнейшая, пожалуй, и сегодня актуальная проблематика».
Есть хорошее высказывание Фазиля Искандера: «Юмор делает серьезное еще более серьезным». Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» читается весело, но речь в нем идет о серьезных вещах.
С начала рассказа прослеживается связь с Древней Грецией. Название рассказа напоминает о мифах. Мы знаем о двенадцати подвигах Геракла, и нам интересно узнать, о каком еще подвиге может пойти речь. А подвиг оказывается вовсе и не подвигом. «Геракл совершил свои подвиги как храбрец. А этот молодой человек совершил свои подвиги из трусости», — говорит учитель. Харлампий Диогенович — учитель математики, «как и Пифагор, он был по происхождению грек». Отчество — Диогенович напоминает о философе Диогене. Педагог во время пауз рассказывал «что-нибудь поучительное и древнегреческое», упоминаются басни Эзопа.
По воспоминаниям главного героя, Харлампий Диогенович «властно и спокойно держал класс в руках» , не было слышно криков и уговоров, он не грозил вызвать родителей. Главным оружием учителя был смех, и он мог выставить человека смешным: «Когда учитель выставляет тебя смешным, сразу же распадается круговая порука учеников, и весь класс над тобой смеется. Все смеются против одного».
Учитель умело использовал несоответствия, и все хохотали. Например, опаздывающего ученика, как «дорогого гостя» он пропускал в класс, закрывал за ним дверь и говорил «что-нибудь великолепное, например: «Принц Уэльский».
В эпизоде «На контрольной работе» ученик Авдеенко, чтобы списать, сидит в неестественной позе, вытянув шею. Он выглядит смешно и нелепо. Харлампий Диогенович тут же находит для него сравнение: «Авдеенко думает, что он лебедь». Учитель хочет, чтобы в ученике проснулось чувство собственного достоинства, ведь уважающий себя человек не захочет поставить себя в смешное положение из-за лени, невнимательности или, того хуже, нечестности.
Смешным не хотелось выглядеть никому, поэтому ученики старались выполнять все задания, не хулиганить.
Наш герой тоже поставил себя в смешное положение на уроке, хотя делал все возможное, чтобы этот урок не состоялся. Не выучив урока, он чувствует себя в руках учителя. Весь класс уже приготовился к спектаклю и хочет только, чтобы он продолжался подольше.
Главная идея рассказа состоит в том, что наш герой понял, как смех помогает бороться с ложью и фальшей. Он «стал серьезнее относиться к домашним заданиям». Ученик не обижается на своего учителя, он благодарен ему за то, что тот смехом «закалял наши лукавые детские души и приучал относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора». Важно понять, что «слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого». Возможно, обзаведись в свое время римские императоры шутами («надо хотя бы от дурака слышать правду»), не погиб бы Древний Рим.
5litra.ru
Ф.А.Искандер тринадцатый подвиг Геракла. Как вы думаете , в чем состоит главная идея этого произведения ?
лавная идея этого произведения состоит в том, что смех позволяет человеку увидеть со стороны свои скрытые черты характера, признать собственные ошибки и больше не допускать их.
Главная идея этого произведения состоит в том, что смех позволяет человеку увидеть со стороны свои скрытые черты характера, признать собственные ошибки и больше не допускать их.
чё повторять зинка? это прямм в самом ответе по книжке написано
чё повторять зинка? это прямм в самом ответе по книжке написано 🙂
Главная идея этого произведения состоит в том, что смех позволяет человеку увидеть со стороны свои скрытые черты характера, признать собственные ошибки и больше не допускать их.
touch.otvet.mail.ru