cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Тело майского жука покрытое кожей с кутикулой подразделяется на – Вариант 1

Вариант 1

Задание №1

Рассмотрите предложенную схему. Запищите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

 

 

Объяснение: рассмотрим поперечный срез стебля древесного растения.

В стебле можно выделить 4 больших части: сердцевина, древесина, камбий и кора. В состав коры входят: луб (ситовидные трубки), кожица и пробка. 

Правильный ответ — кора.

 

Задание №2.

Ниже приведен перечень методов исследования. Все они, кроме двух, используются в генетике. Найдите два метода, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1. Центрифугирование

2. Гибридизация

3. Анализ кариотипа

4. Скрещивание

5. Мониторинг

Объяснение:

среди перечисленных методов генетики не используют только мониторинг, такой метод больше относится к зоологии. Еще одним негенетическим методом авторы учебника, из которого мы взяли данный вариант, считают центрифугирование, но образование биолога (а во время учебы мной были изучены, в том числе, и методы генетики) позволяет мне с уверенностью сказать, что генетики практически каждый день осаждают нуклеиновые кислоты при помощи центрифугирования. Правильный ответ — 5.

  

Задание №3.

Сколько нуклеотидов составляют антикодон тРНК?

 Объяснение: антикодон, как и любой кодон, состоит из трех нуклеотидов.

Правильный ответ — 3.

  

Задание №4.

Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для определения процессов световой фазы фотосинтеза. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите а таблицу цифры, под которыми они указаны.

 1. Фотолиз воды

2. Восстановление углекислого газа до глюкозы

3. Синтез молекул АТФ за счет энергии солнечного света

4. Образование молекулярного кислорода

5. Использование энергии молекул АТФ на синтез углеводов

Объяснение: приведем перечень процессов, которые происходят в световую и темновую фазы фотосинтеза.

Процессы световой фазы:

1. Активация хлорофилла

2. Фотолиз воды

3. Синтез АТФ

4. Создание НАДФ·Н2

5. Образование свободного кислорода

Процессы темновой фазы:

1. Фиксация углекислого газа

2. Образование глюкозы (цикл Кальвина) 

Правильный ответ — 25.

 

 Задание №5.

Установите соответствие между процессами и способом деления клетки: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

Процессы

 А. Происходит деление соматических клеток

Б. Хромосомный набор уменьшается вдвое

В. Образуется новое сочетание генов

Г. Происходят конъюгация и кроссинговер

Д. По экватору клетки располагаются биваленты

 Способ деления

1. Митоз

2. Мейоз

Объяснение: мейоз — процесс образования половых клеток (из диплоидной клетки за два деления образуется четыре гаплоидных клетки). Митоз — процесс деления соматических клеток, при этом из одной диплоидной клетки образуется две диплоидных, процесс происходит без изменения ДНК исходной клетки. Поэтому к митозу отнесем — деление соматических клеток, а к все остальное — к мейозу. Биваленты — пары гомологичных хромосом, связанные специальными белками, данная структура образуется во время мейоза. 

Правильный ответ — 12222.

  

Задание №6.

Какое соотношение генотипов получится при скрещивании двух гетерозигот при полном доминировании? Ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке их убывания.

Объяснение: возьмем две гетерозиготы: Аа и Аа и посмотрим что получится при их скрещивании. Получаются следующие варианты генотипов: АА:2Аа:аа. То есть запишем — 211.

Правильный ответ — 211.

  

Задание №7.

Ниже приведен перечень терминов. Все они, кроме двух, используются для описания генетических процессов и явлений. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Полиплоидия

2. Редуцент

3. Симбиоз

4. Гомозигота

5. Кариотип

Объяснение: термины — полиплоидия, гомозигота и кариотип — относятся к генетике. Полиплоидия — кратно увеличенный набор хромосом. Гомозигота — организм, у которой оба аллеля данного признака одинаковы. Кариотип — набор хромосом, индивидуальный для каждого вида живых организмов. А редуцент и симбиоз — понятия, относящиеся к экологии. Редуцент расщепляет органические вещества до минеральных, а симбиоз — взаимовыгодные отношения между живыми организмами. Правильный ответ — 23.

  

Задание №8.

 Установите соответствие между способом размножения и конкретным примером: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

Пример

А. Спорообразование папоротника

Б. Образование гамет хламидомонадой 

В. Образование спор у сфагнума

Г. Почкование дрожжей

Д. Нерест рыб

Способ размножения

1. Бесполое

2. Половое

Объяснение: спорообразование, как у папоротников, так и у мхов (сфагнум), относится к бесполому типу размножения, так же бесполым размножением является почкование, а образование гамет и нерест рыб относятся к половому размножению. 

Правильный ответ — 12112.

 

 Задание №9.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. В чем выражается приспособленность аскариды к паразитическому образу жизни?

1. Развитие личинок в теле хозяина

2. Размножение половым путем

3. Наличие плотной кутикулы

4. Наличие двусторонней симметрии тела

5. Наличие кожно-мускульного мешка

6. Образование большого числа яиц

Объяснение: в данном задании будем выбирать те варианты, которые характерны именно для паразитов. А это — развитие личинки в теле хозяина (это способствует лучшей жизни личинки), наличие плотной кутикулы (предотвращает переваривание паразитов в теле хозяина), образование большого числа яиц (характерный признак паразитов — обеспечивает заражение наибольшего количества особей). Правильный ответ — 136.

 

Задание №10.

Установите соответствие между характеристикой и царством организмов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Характеристика

А. В состав клеточной стенки входит хитин

Б. Тип питания автотрофный

В. Образуют органические вещества из неорганических

Г. Запасным питательным веществом является крахмал

Д. В природных системах являются редуцентами

Е. Тело состоит из мицелия

Царство организмов

1. Грибы

2. Растения

Объяснение: грибам характерны следующие признаки: наличие в клеточной стенке хитина, разложение органических веществ до неорганических, то есть они — редуценты, а также их тело состоит из мицелия. Значит к растениям отнесем: автотрофию, крахмал в качестве запасного питательного вещества, образование органических веществ из неорганических. Правильный ответ — 122211. 

 

Задание №11.

Установите последовательность расположения систематических категорий, используемых при классификации животных, начиная с наименьшей. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1. Тигр

2. Кошачьи

3. Хищные

4. Млекопитающие

5. Уссурийский тигр

6. Хордовые

Объяснение: 

Вид — уссурийский тигр

Род — тигр

Семейство — кошачьи

Отряд — хищные

Класс — млекопитающие

Тип — хордовые

Правильный ответ — 512346. 

 

Задание №12.

При возбуждении симпатической нервной системы в отличие от возбуждения парасимпатической нервной системы

1. Расширяются артерии

2. Повышается артериальное давление

3. Усиливается перистальтика кишечника

4. Сужается зрачок

5. Увеличивается количество сахара в крови

6. Учащаются сокращения сердца

Объяснение: симпатическая и парасимпатическая отделы нервной системы являются антагонистами, если симпатическая нервная система расширяет зрачок, повышает давление, сужает артерии, увеличивает количество сахара в крови, учащает сердечные сокращения, уменьшает перистальтику кишечника, то парасимпатическая система — наоборот, сужает зрачок, понижает давление, расширяет артерии, уменьшает количество сахара в крови, замедляет сердцебиение, усиливает перистальтику кишечника. 

Правильный ответ — 256.

  

Задание №13. 

Установите соответствие между значением рефлекса и его видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Значение рефлекса

А. Обеспечивает инстинктивное поведение

Б. Обеспечивает приспособление организма к условиям окружающей среды, в которых обитали многие поколения данного вида

В. Позволяет приобрести новый опыт, полученный в течение жизни

Г. Определяет поведение организма в изменившихся условиях

Вид рефлекса

1. Безусловный

2. Условный

Объяснение: сначала разберемся в терминологии. Рефлекс — ответ организма на действие раздражителей или внешней среды. Безусловный рефлекс — рефлекс, присутствующий у вида (или группы видов) с рождения, выработанный (закрепленный из поколения в поколение (например, сосание, глотание, чихание и т.д.). Рефлекторная дуга таких рефлексов преимущественно проходит через спинной мозг. Условный рефлекс — рефлекс, возникающий в организме человека (или животных) в процессе жизни в определенной среде обитания, как приспособление к этой среде. Условные рефлексы для каждого организма индивидуальны и при переселении на другую территорию (или при неиспользовании рефлекса) угасает. Рефлекторная дуга таких рефлексов проходит через головной мозг. Поэтому, правильный ответ — 1122.

  

Задание №14.

В какой последовательности располагаются у человека отделы скелета нижней конечности, начиная с тазового пояса? Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1. Фаланги пальцев

2. Плюсна

3. Бедро

4. Голень

5. Предплюсна

Объяснение: рассмотрим скелет нижней конечности человека.

Правильный ответ — 34521.

  

Задание №15.

Выберите три правильных варианта ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие эмбриологические доказательства эволюции подтверждают родство человека с другими позвоночными животными?

1. Закладка у зародыша жаберных щелей

2. Наличие в клетках тела эмбриона человека 46 хромосом

3. Развитие у зародыша хвостового отдела

4. Наличие гомологичных органов

5. Развитие рудиментарных органов

6. Деление тела на головной, туловищный, хвостовой отделы

Объяснение: биогенетический закон Геккеля-Мюллера говорит, что онтогенез — повторение филогенеза, то есть в процессе эмбрионального развития мы проходим все стадии эволюции, от одной клетки, до многоклеточного высоко организмованного организма, на каком-то этапе у нас есть хвост, жабры и т.д. Поэтому к эмбриональным доказательствам отнесем: закладку жаберных щелей, развитие хвостового отдела и деление тела на три отдела (на стадии эмбриона). Правильный ответ — 136.

  

Задание №16.

Установите соответствие между примером борьбы за существование и формой, к которой эта борьба относится: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Пример

А. Определение гнездовых участков в лесу клестами

Б. Использование бычьим цепнем крупного рогатого скота как места обитания

В. Соперничество между самцами за доминирование

Г. Вытеснение черной крысы серой крысой

Д. Охота лисицы на мышей-полевок

Форма борьбы

1. Внутривидовая

2. Межвидовая

Объяснение: внутривидовая борьба обычно выражается в соперничестве за самку или за территорию, поэтому к ней мы отнесем: определение гнезд клестами и соперничество между самцами за доминирование, а все остальное относится к межвидовой конкуренции, это — паразитизм, борьба за территорию между крысами и хищничество.  Правильный ответ — 12122.

  

Задание №17. 

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие биотические факторы могут привести к увеличению численности мышевидных грызунов в еловом лесу?

1. Сокращение численности сов, ежей, лис

2. Большой урожай семян ели 

3. Увеличение численности паразитов

4. Рубка деревьев

5. Глубокий снежный покров зимой

6. Уменьшение численности паразитов

Объяснение: к увеличению численности грызунов может привести сокращение численности сов, ежей и лис, так как эти животные охотятся на грызунов, большой урожай семян тоже способствует увеличению численности грызунов, так как они едят семена и становится для них больше корма. А еще — уменьшение численности паразитов, так как грызуны меньше болеют.

Правильный ответ — 126.

  

Задание №18.

Установите соответствие между характеристикой среды и ее фактором: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Характеристика

А. Постоянство газового состава атмосферы

Б. Изменение толщины озонового экрана

В. Изменение влажности воздуха

Г. Изменение численности консументов

Д. Изменение численности продуцентов

Е. Увеличение численности паразитов

Факторы среды

1. Биотические

2. Абиотические

Объяснение: биотические факторы — факторы живой природы, абиотические — неживой. Поэтому первые три фактора отнесем к абиотическим (так как они связаны с погодой, составом атмосферы), а последние три — к биотическим, так как они связаны с живыми организмами — консументами, продуцентами и паразитами.

Правильный ответ — 222111.

  

Задание №19.

Установите последовательность процессов, происходящих при размножении и развитии цветковых растений, начиная с момента формирования пыльцы. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1. Проникновение спермиев в зародышевой мешок

2. Образование триплоидной клетки

3. Прорастание пыльцевой трубки

4. Формирование семени из семязачатка

5. Образование генеративной и вегетативной клеток

Объяснение: расположим процессы в правильном порядке. Все начинается с образования генеративной и вегетативной клеток, затем прорастает пыльцевая трубка, потом спермии проникают в зародышевый мешок, половые клетки сливаются, образуется триплоидная клетка и, наконец, формируется семя из семязачатка. Правильный ответ — 53124. 

  

Задание №20.

Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, примеры, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

 

Направление эволюции Путь эволюции ПРИМЕР
А Общая дегенерация

Отсутствие органов пищеварения

у плоских червей

Биологический прогресс Б Появление цветка и плода
Биологический прогресс Идиоадаптация В

 

Список терминов и понятий:

1. Биологический прогресс

2. Наличие перепончатых конечностей у водоплавающих птиц

3. Наличие теплокровности у хордовых животных

4. Ароморфоз

5. Дивергенция

6. Биологический регресс

Объяснение: переход к паразитическому образу жизни является не является биологическим регрессом, а является биологическим прогрессом, поэтому А — 1. Появление у растений цветка и плода, то есть возникновение покрытосеменных, называется ароморфозом (Б — 4). Идиоадаптация — частное изменение организма, не приводящее к повышению уровня организации (опушенность листьев, изменение окраски и т.д.). Поэтому, идиоадаптацией является наличие перепончатых конечнойстей у водоплавающих птиц. В — 2.

Правильный ответ: 142.

 

Задание №21.

Изучите график зависимости скорости реакции от концентрации фермента. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа предложенного графика. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

 

 

1. Скорость ферментативной реакции не зависит от концентрации фермента

2. Скорость ферментативной реакции существенно зависит от концентрации фермента

3. При повышении концентрации фермента скорость реакции повышается

Объяснение: по графику видно, что с ростом концентрации фермента возрастает и скорость реакции, поэтому для описания данной зависимости подходят варианты ответ 2 и 3. Правильный ответ — 23.

  

Задание №22.

Известно, что при выращивании клевера, сои, фасоли не требуется подкормка азотными удобрениями. Объясните почему.

Объяснение: все перечисленные растения являются бобовыми, а в симбиозе с бобовыми растениями живут клубеньковые бактерии, которые фиксируют молекулярный азот и перерабатывают его в усваиваемую растениями форму.

  

Задание №23.

Используя рисунок процесса полового размножения хламидомонады, объясните, в чем сущность полового размножения и каково его отличие от бесполого. В результате какого процесса образуются гаметы, в чем их особенность? Какой цифрой на рисунке обозначена зигота? Чем она отличается от гамет?

 

Объяснение: при бесполом размножении содержимое одноклеточной хламидомонады делится на 4 части при помощи мейоза, в результате чего образуются зооспоры, которые выполняют функцию расселения, затем маленькие клетки дорастают до размера материнской клетки и делятся мейозом опять. А в неблагоприятных условиях происходит половое размножение, при этом а материнской клетке образуются двужгутиковые гаметы (3), они выходят из материнской клетки и сливаются попарно с другими особями, зигота покрывается плотной оболочкой и зимует (переживает неблагоприятные условия), затем зигота делится, в результате чего образуется 4 диплоидных хламидомонады, которые вырастают до материнских размеров. 

Зигота на рисунке обозначена цифрой 5. От гаплоидных гамет она отличается своей диплоидностью.

 

 

Задание №24.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

 

1. Тело майского жука, покрытое кожей с кутикулой, подразделяется на голову, туловище и брюшко. 2. Пищеварительная система жуков начинается на голове ротовым отверстием с колющим ротовым аппаратом. 3. Продукты обмена веществ выделяются через зеленые железы. 4. Газообмен осуществляется непосредственно через стенки трахей. 5. Незамкнутая кровеносная система состоит из сердца и сосудов.

Объяснение: предложение 1 — тело майского жука покрыто не кожей с кутикулой, а хитиновым покровом, а подразделяется оно на голову, грудь и брюшко. Предложение 2 — ротовой аппарат майского языка не колющий, а грызущий. Предложение 3 — зеленые железы не являются органами выделительной системы, так как продукты обмена майского жука выделяются через мальпигиевы сосуды и жировое тело.

 

 

Задание №25.

Объясните, видоизменением какого органа цветкового растения является кочан капусты.

 

Объяснение: кочан капусты является видоизмененной почкой, так как во второй год жизни из кочана формируется взрослое растение, которое имеет все генеративные органы, то есть цветок и плоды с семенами. Так же кочан капусты напоминает почку по строению: кочерыга — видоизмененный стебель, на нем располагаются толстые листья и зачаточные почки.

 

 

Задание №26.

В какой экосистеме — картофельного поля или луга — более длинные и разнообразные цепи питания? Ответ поясните.

 

Объяснение: картофельное поле — искусственная экосистема, а луг — естественная экосистема. Более длинные и разнообразные цепи питания — в естественной экосистеме, так как на лугу больше и растений и животных и микроорганизмов и монокультура (картофель) не преобладает.

 

 

Задание №27.

Все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участко центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: ЦТТАЦГГГЦАТГГЦТ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. 

 

Объяснение: по данной последовательности нуклеотидов в ДНК найдем последовательность нуклеотидов тРНК. Будем использовать принцип комплементарности: А=У, Г=Ц.

тРНК: ГААУГЦЦЦГУАЦЦГА

Третий триплет — ЦЦГ соответствует соответствует на иРНК — ГГЦ.

 

 

Задание №28. 

Мужчина, страдающий глухотой и дальтонизмом, женился на здоровой женщине. У них родился сын глухой и дальтоник и дочь с хорошим слухом, но дальтоник. У человека глухота — аутосомный, рецессивный признак, дальтонизм — признак рецессивный, сцепленный с полом. Составьте схему решения задачи. Укажите возможные фенотипы и генотипы детей в этой семье. Определите вероятность рождения детей, страдающих обеими аномалиями.

Объяснение: 

 

аа — глухой

Аа, АА — не глухой (несет ген глухоты во втором случае)

ХDXd — хдоровая мать (несет в себе ген дальтонизма)

XdY — больной отец

 

                                  АаХDXd   х   ааXd

Гаметы: АХD, аХD, АXd, aXd   x    aXd, aY

Возможные гентипы детей: 

Девочки: 

AaXDXd — нормальный слух, нормальное зрение (здоровый ребенок)

ааXDXd — глухая, нормальное зрение

AaXdXd — нормальный слух, дальтоник

aaXdXd — глухая, дальтоник

Мальчики:

AaXDY — нормальный слух, нормальное зрение (здоровый ребенок)

 ааXDY- глухой, нормальное зрение

 AaXdY- нормальный слух, дальтоник

 aaXdY — глухой, дальтоник

Среди мальчиков вероятность иметь обе аномалии — 1/4, и среди девочек тоже, то есть 25%.

 

 Г.С. Калинова, Т. В. Мазяркина Биология Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2017. 10 вариантов.

 

cleverpenguin.ru

Диагностическая работа в формате ЕГЭ по биологии №29

ЕГЭ. ДИАГНОСТИКА.4.

1. Метод меченных атомов для исследования функций эндоплазматической сети животной клетки использует наука
1) цитология 2) клеточная инженерия
3) генетика 4) генная инженерия

2. Процесс энергетического обмена начинается с
1) синтеза глюкозы 2) расщепления полисахаридов
3) синтеза фруктозы 4) окисления пировиноградной кислоты

3. Использование растениями кислорода в процессе дыхания и выделение ими кислорода в ходе фотосинтеза свидетельствуют об их участии в
1) создании органических веществ
2) разрушении органических веществ до минеральных
3) образовании цепей питания
4) круговороте веществ

4. Какой способ деления клеток характерен для дробления зиготы папоротника?
1) репликация 2) мейоз 3) амитоз 4) митоз

5. Минеральные вещества в организме НЕ участвуют в
1) построении скелета
2) освобождении энергии за счет биологического окисления
3) регуляции сердечной деятельности
4) поддержании кислотно-щелочного равновесия

6. Клетки камбия расположены между:

1) древесиной и сердцевиной 2) лубом и древесиной

3) лубом и сердцевиной 4) кожицей и пробкой

7. Недавно был обнаружен ранее неизвестный организм. Из перечисленного, наиболее вероятно, что этот организм будет содержать:

1) ядро 2)эндоплазматическую сеть 3) пластиды 4) рибосомы.

8. Биогенная миграция атомов осуществляется благодаря
1) минерализации органических веществ
2) накоплению неорганических веществ в клетке
3) передвижению почвенных растворов
4) перемещению газообразных соединений

9. По обочинам дорог, свалкам, отвалам грунта часто поселяются виды растений, не свойственные данной местности, так как в этих условиях
1) ослаблена конкуренция с местными видами растений
2) улучшено снабжение растений водой
3) увеличена концентрация минеральных веществ
4) отсутствуют растительноядные животные

10. Для размножения высокоурожайных сортов земляники у растения используют
1) усы 2) листья 3) семена 4) корни

11. Популяция клеста-еловика более устойчива, если
1) в ней преобладают мужские особи
2) в лесу нарушена ярусность
3) особи в ней генотипически различны
4) особи в ней генотипически однородны

12. Первичная моча – это жидкость
1) отфильтровавшаяся из кровеносных капилляров в полость капсулы почечного канальца
2) отфильтровавшаяся из просвета почечного канальца в прилежащие кровеносные сосуды
3) поступающая из нефрона в почечную лоханку
4) поступающая из почечной лоханки в мочевой пузырь

13. Недостаток гормонов щитовидной железы у взрослого человека может привести к
1) гигантизму 2) микседеме 3) базедовой болезни 4) диабету

14. Рефлексы, которые не могут быть усилены или заторможены по воле человека, осуществляются через нервную систему
1) центральную 2) вегетативную 3) соматическую 4) периферическую

15. Максимальное время сохранения наложенного на поврежденную конечность жгута составляет
1) 30 минут 2) 1 час 3) 2 часа 4) 3 часа

16. Активный искусственный иммунитет
1) человек получает при рождении
2) возникает после перенесенной болезни
3) образуется после предупредительной прививки
4) образуется после введения сыворотки

17. . Какие из перечисленных желез выделяют свои продукты через специальные протоки в полости органов тела и непосредственно в кровь
1) сальные 2) потовые 3) надпочечники 4) половые

18. У человека, как и у других млекопитающих,
1) сросшиеся ключицы
2) есть сводчатая стопа
3) есть диафрагма, сальные железы
4) одна пара млечных желез

19. Какой биоценоз имеет наиболее высокий показатель годового прироста биомассы
1) луговые степи 2) сосновый бор 3) еловый лес 4) березовая роща

20.Какое проявление покровительственной окраски называют мимикрией
1) окраску, расчленяющую тело на части
2) яркую окраску, сигнализирующую о ядовитости и несъедобности организма
3) подражание менее защищенных организмов одного вида более защищенным организмам другого вида
4) приспособление, при котором форма тела и окраска животных сливаются с окружающими предметами

21. Процессы в экосистеме, поддерживающие определенное соотношение производителей и потребителей органического вещества, называют
1) биологическими ритмами
2) приспособленностью
3) саморегуляцией
4) сменой экосистем

22. . Поступление питательных веществ путем фагоцитоза происходит в клетках
1) прокариот 2) животных 3) грибов 4) всех перечисленных групп

23. Поле, огород, на которых человек выращивает культурные растения, называют
1) биосферой
2) природным сообществом
3) естественным биогеоценозом
4) искусственным сообществом

24. С транспортной функцией живого вещества биосферы связано:
1) создание и поддержание природной среды живыми организмами

2) скопление птиц (птичьи базары) и колонии чаек
3) накопление организмами некоторых минеральных элементов и веществ
4) образование и накопление сероводорода в придонных местах Черного моря

25. Верны ли следующие суждения о путях эволюции:

А) Сокращение численности вида венерина башмачка – пример его развития по пути дегенерации

Б) Расширение ареала вида, увеличение его численности – свидетельство его развития по пути дивергенции

1) верно А 2) верно Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения ошибочны

26. Одноклеточные животные в отличие от бактерий:

1) осуществляют процесс хемосинтеза

2) выполняют в экосистеме роль консументов

3) служат источником ряда болезней

4) содержат в клетке митохондрии

5) содержат в клетке оформленное ядро

6) относятся к доядерным организмам (прокариотам)

27. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам

1) функционирование самозатачивающихся резцов у грызунов
2) листовидная форма тела печеночного сосальщика
3) развитие стрекательных клеток у гидры
4) возникновение членистых конечностей у насекомых
5) появление внутреннего оплодотворения у пресмыкающихся
6) возникновение узловой нервной системы у кольчатых червей

28. Выпишите верные утверждения:

1) Закон чистоты гамет гласит, что каждая гамета является носителем только одного гена от пары.

2) Третий закон Моргана гласит, что при скрещивании дигетерозигот в потомстве наблюдается расщепление по генотипу 9:3: 3:1

3) Первый закон Менделя гласит, что при моногибридном скрещивании при скрещивании двух гетерозигот, наблюдается расщепление 3:1

4) При скрещивании двух гетерозигот при неполном доминировании наблюдается расщепление по генотипу 3:1

5) Сцепленное наследование не является абсолютным, так как в профазе мейоза 1 наблюдается конъюгация и кроссинговер гомологичных хромосом

6) Форма плода томатов и желтый цвет томатов являются альтернативными признаками.

29. Установите соответствие между органами и группой, к которым они относятся:

А) волосы человека и перья птиц 1) ГОМОЛОГИЧНЫЕ

Б) обтекаемая форма у китов и рыб 2) АНАЛОГИЧНЫЕ

В) легкие лягушки и жабры рыб

Г) колючки шиповника и колючки акации

Д) луковица тюльпана и корневище ландыша

Е) ствол березы и стебель-соломина злаковых

А

Б

В

Г

Д

Е

1

2

2

2

1

1

30. Установите соответствие между характеристикой и функцией белка, которую он выполняет: 1-регуляторная, 2-структурная
А) входит в состав центриолей
Б) образует рибосомы
В) представляет собой гормон
Г) формирует мембраны клеток
Д) изменяет активность генов

31. Установите соответствие между видом и способом его видобразования:

А) два вида севанской форели, нерестящейся в 1) ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ

разное время 2) ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ

Б) два вида наездника, паразитирующих

на личинках разных видов мух

В) разные виды чаек, образовавшиеся в

результате расширения ареала

Г) разные подвиды кукушек, предпочитающих откладывать яйца к определенным видам воробьинообразных

Д) заяц-беляк и заяц-толай

Е) разные виды лютиков, произрастающих в местах с разной влажностью

А

Б

В

Г

Д

Е

1

1

2

1

2

1

 32. Установите соответствие между видоизмененными органами и органом растения:

А) шип розы 1) ЛИСТ

Б) колючки крыжовника 2) ПОБЕГ

В) колючки барбариса 3) ВЫРОСТЫ ЭПИДЕРМИСА

Г) ловушка венериной мухоловки

Д) колючки боярышника

Е) колючки акации

А

Б

В

Г

Д

Е

3

3

1

1

2

1

33. Установите последовательность этапов в цикле развития человеческой аскариды, начиная с яйца.

1) выход личинки из яйца

2) попадание яиц в организм человека

3) продвижение личинок по дыхательным путям к глотке

4) внедрение личинок в стенки кишечнику кишечника и попадание их в кровь

5) попадание оплодотворенных яиц из кишечника человека в почву

6) развитие половозрелой аскариды в тонком кишечнике 214365

34. Объясните, почему после дождя можно увидеть на поверхности земли большое количество дождевых червей?

35. Какие стадии гаметогенеза обозначены буквами А, Б и В? Какой набор хромосом имеют клетки на каждой из этих стадий? К развитию каких специализированных клеток ведет этот процесс?

36. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1) Тело майского жука, покрытое кожей с кутикулой, подразделяется на голову, туловище и брюшко. 2) Пищеварительная система жуков начинается на голове колющим ротовым аппаратом. 3) Продукты обмена веществ выделяются зелеными железами. 4) Газообмен осуществляется непосредственно через стенки трахей. 5) Незамкнутая кровеносная система состоит из сердца и сосулдов.

— хитином

— грызущим

— мальпигиевые сосуды и жировое тело

37. Раскройте значение форм изменчивости организмов, которые играют существенную роль в процессе эволюции органического мира.

Скачкообразная мутационная изменчивость – новые признаки

— новые уникальные комбинации генов

— соотносительная изменчивость

39. Какой хромосомный набор характерен для клеток листостебельного растения торфяного мха сфагнум? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки

40. Определите характер наследования признака (аутосомный или сцеплен с полом). Рецессивный или доминантный признак. Поясните результаты. Определите генотипы родителей и потомков первого поколения.

multiurok.ru

Итоговый тест биология 7 класс

Итоговая экзаменационная работа за курс биологии 7 класс

Часть1

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.

А1. Вирусы, проникая в клетку хозяина:

  1. питаются рибосомами;

  2. поселяются в митохондриях;

  3. воспроизводят свой генетический материал;

  4. отравляют ее вредными веществами, образующимися в ходе их обмена веществ.

А2. Все растения от водорослей до покрытосеменных имеют:

  1. клеточное строение;

  2. ткани;

  3. стебель с листьями;

  4. проводящую систему.

А3. Каким образом бактерии переносят неблагоприятные условия?

  1. в состоянии споры;

  2. в состоянии гаметы;

  3. в состоянии зиготы;

  4. в состоянии активности организма

А4. Дрожжи относятся к грибам отдела

  1. Аскомикота

  2. Зигомикота

  3. Базидиомикота

  4. Несовершенные грибы

А5. Торфяным мхом называют:

  1. кукушкин лен

  2. сфагнум

  3. щитовник мужской

  4. печеночный мох

А6. Размножение и расселение голосеменных растений осуществляется с помощью

  1. мегаспор

  2. семян

  3. спор

  4. семян и плодов

А7. У пасленовых плод

  1. зерновка

  2. ягода

  3. костянка

  4. стручок

А8. Среди простейших имеются паразитические формы. К ним принадлежит:

  1. обыкновенная амеба

  2. фораминифера

  3. малярийный плазмодий

  4. инфузория – туфелька

А9. Гидра относится к классу

  1. Сцифоидные

  2. Гидроидные

  3. Коралловые полипы

  4. Саркодовые

А10. К типу Круглые черви относится

  1. бычий цепень

  2. дождевой червь

  3. острица

  4. белая планария

А11. Тело беззубки состоит из

  1. туловища и ноги

  2. головы, туловища, ноги

  3. головы, шейки, члеников

  4. щупалец, туловища, подошвы

А12. Внеполостное пищеварение имеют

  1. насекомые

  2. ракообразные

  3. паукообразные

  4. моллюски

А13. Сердце рыб состоит из

  1. из одной камеры

  2. двух камер

  3. трёх камер

  4. четырёх камер

А14. Тело лягушки состоит из

  1. головы, груди, туловища

  2. головы, туловища

  3. головы, туловища, хвоста

  4. головы, шеи, туловища

А15. К классу пресмыкающихся относится:

  1. тритон

  2. саламандра

  3. хамелеон

  4. червяга

А16. Лягушки дышат:

  1. трахеями

  2. кожей и жабрами

  3. кожей

  4. лёгкими и кожей

А17. Сердце птиц состоит из:

  1. двух желудочков и одного предсердия

  2. двух предсердий и одного желудочка

  3. двух предсердий и двух желудочков

  4. одного желудочка и одного предсердия

А18. Ночным хищником является:

  1. гриф

  2. серая неясыть

  3. мандаринка

  4. скопа

А19. К подклассу Первозвери, или Однопроходные, принадлежит

  1. кенгуру

  2. утконос

  3. белка

  4. панда

А20. Сложное поведение млекопитающих связано с развитием

  1. переднего мозга

  2. среднего мозга

  3. продолговатого мозга

  4. спинного мозга

Часть 2.

Выберите три правильных ответа из шести предложенных. Обведите их, затем выбранные ответы запишите в таблицу

В1. Прогрессивными чертами млекопитающих являются

  1. наличие перегородки в желудочке

  2. наличие волосяного покрова

  3. живорождение

  4. наличие перьев

  5. наличие четырехкамерного сердца

  6. наличие постоянной температуры тела

В2. У птиц отсутствуют:

  1. грудина

  2. клоака

  3. мочевой пузырь

  4. зубы

  5. зоб

  6. кожные железы

В задании В3 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

В3. Установите соответствие между отрядами земноводных и пресмыкающихся и их представителями

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОТРЯДЫ

А) гаттерия 1) Чешуйчатые

Б) варан 2) Крокодилы

В) черепаха 3) Клювоголовые

Г) крокодил 4) Черепахи

Д) гадюка

Е) хамелеон

А

Б

В

Г

Д

Е

В4. Определите систематическое положение скорпиона, расположив таксоны в правильной последовательности, начиная с вида:

А) Паукообразные

Б) Животные

В) Членистоногие

Г) Многоклеточные

Д) скорпион

Часть 3.

Для записи ответов на задания этой части (С1) используйте чистое поле листа. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д), затем ответ к нему. На задание С1 дайте полный развернутый ответ. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

С1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1.Тело майского жука, покрытое кожей с кутикулой, подразделяется на голову, туловище и брюшко. 2. Пищеварительная система жуков начинается на голове ротовым отверстием с колющим ротовым аппаратом. 3. Продукты обмена веществ выделяются через зелёные железы .4. Газообмен осуществляется непосредственно через стенки трахей. 5.Незамкнутая кровеносная система состоит из сердца и сосудов.

А1. . Вирусы являются

  1. Хищниками

  2. Всеядными

  3. Внешними паразитами

  4. Внутриклеточными паразитами

А2. К колониальным водорослям относится:

  1. Улотрикс

  2. Хламидомонада

  3. Вольвокс

  4. спирогира

А3. Возбудителями туберкулёза являются

  1. кокки

  2. спириллы

  3. бациллы

  4. стафилококки

А4. К низшим грибам относятся

  1. базидиомикота

  2. зигомикота

  3. аскомикота

  4. несовершенные грибы

А5. Мхи прикрепляются к почве с помощью

  1. придаточных корней

  2. листьев

  3. ризоидов

  4. главного корня

А6. Самые распространённые среди голосеменных

  1. саговниковые

  2. гинкговые

  3. хвойные

  4. эфедровые

А7. Злаком является

  1. рябина

  2. подсолнечник

  3. астра

  4. кукуруза

А8. В хлоропластах эвглены зеленой происходит

  1. переваривание пищи

  2. накопление питательных веществ

  3. фотосинтез на свету

  4. накопление вредных веществ

А9. Стрекательные клетки гидры после «выстрела»

  1. восстанавливаются

  2. становятся покровными

  3. отмирают

  4. превращаются в нервные

А10. Бычий цепень относится к классу

  1. Сосальщики

  2. Ленточные черви

  3. Плоские черви

  4. Ресничные черви

А11. Беззубка дышит при помощи

  1. лёгкого

  2. мантии

  3. жабр

  4. поверхности тела

А12. У паукообразных

  1. две пары усиков

  2. одна пара усиков

  3. нет усиков

  4. щупальца

А13. Боковая линия рыбам необходима для

  1. размножения

  2. выделения слизи

  3. определения движения воды

  4. плавания на глубине

А14. Тело ящерицы состоит из

  1. головы, туловища

  2. головы, туловища, хвоста

  3. головы, груди, брюшка

  4. головы, шеи, туловища, хвоста.

А15. Обыкновенная квакша – представитель отряда

  1. хвостатых земноводных

  2. бесхвостых земноводных

  3. безногих земноводных

  4. двоякодышащих рыб

А16. У большинства видов пресмыкающихся сердце состоит из

  1. двух камер с перегородкой

  2. трёх камер с неполной перегородкой в желудочке

  3. трёх камер с полной перегородкой в желудочке

  4. четырёх камер

А17. Частью дыхательной системы птиц являются(ется)

  1. клюв

  2. зоб

  3. летательные мышцы

  4. воздушные мешки

А18. К дневным хищникам относится

  1. филин

  2. ушастая сова

  3. тетерев

  4. сокол

А19. К отряду насекомоядных принадлежит

  1. мышь

  2. крот

  3. ехидна

  4. кенгуру

А20. У млекопитающих функцию осязания выполняют

  1. остевые волосы

  2. подшерсток

  3. вибрисы

  4. пуховые волосы

Часть 2

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

В1. Укажите приспособления птиц к полёту:

  1. полые кости

  2. наличие клоаки

  3. наличие перьевого покрова

  4. отсутствие кожных желез

  5. наличие зоба

  6. наличие киля

В2. У земноводных, в отличие от представителей костных рыб

  1. четыре отдела в позвоночнике

  2. парные передние и задние конечности

  3. двухкамерное сердце

  4. два круга кровообращения

  5. жаберное дыхание

  6. трёхкамерное сердце

В задании В3 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

В3.Установите соответствие между птицами и их местообитаниями

ПТИЦЫ МЕСТООБИТАНИЯ

А) цапля 1) водоём, побережье

Б) лебедь 2) болото

В) кедровка 3) лес

Г) дятел 4) степь

Д) дрофа

Е) гусь

А

Б

В

Г

Д

Е

Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.

В4. Определите систематическое положение рыжика, расположив таксоны в правильной последовательности, начиная с вида.

А) Грибы

Б) Базидиомикота

В) Рыжик

Для записи ответов на задания этой части (С1) используйте чистое поле листа. Запишите сначала номер задания (С1), затем ответ к нему. На задание С1 дайте полный развернутый ответ. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Часть 3

С1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

  1. Грибы образуют особую систематическую группу в царстве растений. 2. Сходство с растениями заключается в том, что они способны к неограниченному росту в течении жизни и ведут прикрепленный образ жизни. 3. Как и растения, грибы по способу питания относят к автотрофам, т.е. организмам, которые могут синтезировать органические вещества из неорганических соединений. 4. Отличие грибов от растений заключается в отсутствии в их клетках хлоропластов.

5. Размножение грибов связано с чередованием полового и бесполого поколения.

infourok.ru

МОНИТОРИНГ 2011 Часть С с ответами

С1.1 Каковы правила оказания первой помощи при солнечном ударе и его профилактика?
(Пострадавшего переносят в прохладное место, освобождают туго стягивающую одежду, дают прохладное питье, обворачивают мокрой простыней. – 1 балл
Солнечные процедуры полезны утром, нельзя находиться на солнце долго, голова должна быть прикрыта головным убором. – 1 балл)
С1.2 Как оказать первую помощь при химическом ожоге кожи?
(Если ожог вызван кислотой, то следует обработать этот участок питьевой содой. А если щелочью – то сильно разбавленной уксусной кислотой. – 1 балл
Пораженную кожу следует промыть струей воды в течение 15 минут. Затем на поверхность кожи наложить стерильную повязку.- 1 балл )
С1.3 Каковы правила оказания первой помощи при ожогах кипятком? Можно ли
смазывать кожу растительным маслом или прижигать ее раствором йода?
(Обожженные участки кожи обливают холодной водой, освободив их от одежды. Затем накладывают стерильную повязку. – 1 балл
Нельзя использовать растительные масла и раствор йода, т.к. они усиливают ощущение боли и замедляют заживление ран.- 1 балл )
С1.4 Каковы признаки обморожения и правила оказания первой помощи?
(При обморожении кожа бледнеет, затем теряет чувствительность, потом мертвеет.- 1 балл
При переохлаждении больного следует внести в теплое помещение, снять холодную одежду, укутать, дать обильное теплое питье.- 1 балл )
С1.5 Почему для проверки состояния здоровья проводится анализ мочи?
(Позволяет судить о состоянии мочевыделительной системы (наличие инфекционных заболеваний, функциональная деятельность ткани почки).- 1 балл
Диагностика процессов обмена веществ в организме (камни в почках, отравление организма ядами) – 1 балл
С1.6 Каковы меры профилактики кишечных заболеваний?
(Мыть руки перед едой. Овощи и фрукты мыть под проточной водой, не пить сырую воду. Приготовленные продукты питания необходимо держать закрытыми, чтобы на них не попадала пыль или насекомые. – 1 балл
В пищу употреблять хорошо прожаренные рыбу и мясо.)- 1 балл

С2.1 Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых
сделаны ошибки, исправьте их.
1.Для животных, относящихся к типу плоские черви, характерно двухслойное
строение тела. 2.Тело животных двусторонне симметричное. 3. Пищеварительная
система свободно живущего организма Белой планарии в форме трубки с ротовым
и анальным отверстием. 4. Нервная система у Белой планарии узлового типа. 5.
Выделительная система у свободно живущих организмов представлена
выделительными трубочками.
1. Для животных, относящихся к типу плоские черви, характерно трехслойное
строение тела – 1 балл
3. Пищеварительная система свободно живущего организма Белой планарии имеет три слепые ветви кишечника – 1 балл
4. Нервная система у Белой планарии лестничного ( решетчатого) типа- 1 балл
С2.2 Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых
сделаны ошибки, исправьте их.
1. Свободноживущее животное, дождевой червь, в систематике относится к типу
Круглые черви. 2. Для дождевого червя характерно членистое строение тела.3. Признаком этого типа является сетчатая нервная система. 4. У животных этого типа впервые в процессе эволюции появляется кровеносная система. 5. Животные размножаются только бесполым способом, т.к. половая система у них отсутствует.
1. Свободноживущее животное, дождевой червь, в систематике относится к типу Кольчатые черви — 1 балл
3. Признаком этого типа является узловая нервная система – 1 балл
5. Животные размножаются как бесполым , так и половым способом – 1 балл
С2.3 Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите но

documentsite.net

Итоговый тест биология 7 класс


Итоговая экзаменационная работа за курс биологии 7 класс
Часть1
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.
А1. Вирусы, проникая в клетку хозяина:
питаются рибосомами;
поселяются в митохондриях;
воспроизводят свой генетический материал;
отравляют ее вредными веществами, образующимися в ходе их обмена веществ.
А2. Все растения от водорослей до покрытосеменных имеют:
клеточное строение;
ткани;
стебель с листьями;
проводящую систему.
А3. Каким образом бактерии переносят неблагоприятные условия?
в состоянии споры;
в состоянии гаметы;
в состоянии зиготы;
в состоянии активности организма
А4. Дрожжи относятся к грибам отдела
Аскомикота
Зигомикота
Базидиомикота
Несовершенные грибы
А5. Торфяным мхом называют:
кукушкин лен
сфагнум
щитовник мужской
печеночный мох
А6. Размножение и расселение голосеменных растений осуществляется с помощью
мегаспор
семян
спор
семян и плодов
А7. У пасленовых плод
зерновка
ягода
костянка
стручок
А8. Среди простейших имеются паразитические формы. К ним принадлежит:
обыкновенная амеба
фораминифера
малярийный плазмодий
инфузория – туфелька
А9. Гидра относится к классу
Сцифоидные
Гидроидные
Коралловые полипы
Саркодовые
А10. К типу Круглые черви относится
бычий цепень
дождевой червь
острица
белая планария
А11. Тело беззубки состоит из
туловища и ноги
головы, туловища, ноги
головы, шейки, члеников
щупалец, туловища, подошвы
А12. Внеполостное пищеварение имеют
насекомые
ракообразные
паукообразные
моллюски
А13. Сердце рыб состоит из
из одной камеры
двух камер
трёх камер
четырёх камер
А14. Тело лягушки состоит из
головы, груди, туловища
головы, туловища
головы, туловища, хвоста
головы, шеи, туловища
А15. К классу пресмыкающихся относится:
тритон
саламандра
хамелеон
червяга
А16. Лягушки дышат:
трахеями
кожей и жабрами
кожей
лёгкими и кожей
А17. Сердце птиц состоит из:
двух желудочков и одного предсердия
двух предсердий и одного желудочка
двух предсердий и двух желудочков
одного желудочка и одного предсердия
А18. Ночным хищником является:
гриф
серая неясыть
мандаринка
скопа
А19. К подклассу Первозвери, или Однопроходные, принадлежит
кенгуру
утконос
белка
панда
А20. Сложное поведение млекопитающих связано с развитием
переднего мозга
среднего мозга
продолговатого мозга
спинного мозга
Часть 2.
Выберите три правильных ответа из шести предложенных. Обведите их, затем выбранные ответы запишите в таблицу
В1. Прогрессивными чертами млекопитающих являются
наличие перегородки в желудочке
наличие волосяного покрова
живорождение
наличие перьев
наличие четырехкамерного сердца
наличие постоянной температуры тела
В2. У птиц отсутствуют:
грудина
клоака
мочевой пузырь
зубы
зоб
кожные железы
В задании В3 к каждому э

weburok.com

Диагностическая работа в формате ЕГЭ по биологии №29

ЕГЭ. ДИАГНОСТИКА.4.

1. Метод меченных атомов для исследования функций эндоплазматической сети животной клетки использует наука
1) цитология 2) клеточная инженерия
3) генетика 4) генная инженерия

2. Процесс энергетического обмена начинается с
1) синтеза глюкозы 2) расщепления полисахаридов
3) синтеза фруктозы 4) окисления пировиноградной кислоты

3. Использование растениями кислорода в процессе дыхания и выделение ими кислорода в ходе фотосинтеза свидетельствуют об их участии в
1) создании органических веществ
2) разрушении органических веществ до минеральных
3) образовании цепей питания
4) круговороте веществ

4. Какой способ деления клеток характерен для дробления зиготы папоротника?
1) репликация 2) мейоз 3) амитоз 4) митоз

5. Минеральные вещества в организме НЕ участвуют в
1) построении скелета
2) освобождении энергии за счет биологического окисления
3) регуляции сердечной деятельности
4) поддержании кислотно-щелочного равновесия

6. Клетки камбия расположены между:

1) древесиной и сердцевиной 2) лубом и древесиной

3) лубом и сердцевиной 4) кожицей и пробкой

7. Недавно был обнаружен ранее неизвестный организм. Из перечисленного, наиболее вероятно, что этот организм будет содержать:

1) ядро 2)эндоплазматическую сеть 3) пластиды 4) рибосомы.

8. Биогенная миграция атомов осуществляется благодаря
1) минерализации органических веществ
2) накоплению неорганических веществ в клетке
3) передвижению почвенных растворов
4) перемещению газообразных соединений

9. По обочинам дорог, свалкам, отвалам грунта часто поселяются виды растений, не свойственные данной местности, так как в этих условиях
1) ослаблена конкуренция с местными видами растений
2) улучшено снабжение растений водой
3) увеличена концентрация минеральных веществ
4) отсутствуют растительноядные животные

10. Для размножения высокоурожайных сортов земляники у растения используют
1) усы 2) листья 3) семена 4) корни

11. Популяция клеста-еловика более устойчива, если
1) в ней преобладают мужские особи
2) в лесу нарушена ярусность
3) особи в ней генотипически различны
4) особи в ней генотипически однородны

12. Первичная моча – это жидкость
1) отфильтровавшаяся из кровеносных капилляров в полость капсулы почечного канальца
2) отфильтровавшаяся из просвета почечного канальца в прилежащие кровеносные сосуды
3) поступающая из нефрона в почечную лоханку
4) поступающая из почечной лоханки в мочевой пузырь

13. Недостаток гормонов щитовидной железы у взрослого человека может привести к
1) гигантизму 2) микседеме 3) базедовой болезни 4) диабету

14. Рефлексы, которые не могут быть усилены или заторможены по воле человека, осуществляются через нервную систему
1) центральную 2) вегетативную 3) соматическую 4) периферическую

15. Максимальное время сохранения наложенного на поврежденную конечность жгута составляет
1) 30 минут 2) 1 час 3) 2 часа 4) 3 часа

16. Активный искусственный иммунитет
1) человек получает при рождении
2) возникает после перенесенной болезни
3) образуется после предупредительной прививки
4) образуется после введения сыворотки

17. . Какие из перечисленных желез выделяют свои продукты через специальные протоки в полости органов тела и непосредственно в кровь
1) сальные 2) потовые 3) надпочечники 4) половые

18. У человека, как и у других млекопитающих,
1) сросшиеся ключицы
2) есть сводчатая стопа
3) есть диафрагма, сальные железы
4) одна пара млечных желез

19. Какой биоценоз имеет наиболее высокий показатель годового прироста биомассы
1) луговые степи 2) сосновый бор 3) еловый лес 4) березовая роща

20.Какое проявление покровительственной окраски называют мимикрией
1) окраску, расчленяющую тело на части
2) яркую окраску, сигнализирующую о ядовитости и несъедобности организма
3) подражание менее защищенных организмов одного вида более защищенным организмам другого вида
4) приспособление, при котором форма тела и окраска животных сливаются с окружающими предметами

21. Процессы в экосистеме, поддерживающие определенное соотношение производителей и потребителей органического вещества, называют
1) биологическими ритмами
2) приспособленностью
3) саморегуляцией
4) сменой экосистем

22. . Поступление питательных веществ путем фагоцитоза происходит в клетках
1) прокариот 2) животных 3) грибов 4) всех перечисленных групп

23. Поле, огород, на которых человек выращивает культурные растения, называют
1) биосферой
2) природным сообществом
3) естественным биогеоценозом
4) искусственным сообществом

24. С транспортной функцией живого вещества биосферы связано:
1) создание и поддержание природной среды живыми организмами

2) скопление птиц (птичьи базары) и колонии чаек
3) накопление организмами некоторых минеральных элементов и веществ
4) образование и накопление сероводорода в придонных местах Черного моря

25. Верны ли следующие суждения о путях эволюции:

А) Сокращение численности вида венерина башмачка – пример его развития по пути дегенерации

Б) Расширение ареала вида, увеличение его численности – свидетельство его развития по пути дивергенции

1) верно А 2) верно Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения ошибочны

26. Одноклеточные животные в отличие от бактерий:

1) осуществляют процесс хемосинтеза

2) выполняют в экосистеме роль консументов

3) служат источником ряда болезней

4) содержат в клетке митохондрии

5) содержат в клетке оформленное ядро

6) относятся к доядерным организмам (прокариотам)

27. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам

1) функционирование самозатачивающихся резцов у грызунов
2) листовидная форма тела печеночного сосальщика
3) развитие стрекательных клеток у гидры
4) возникновение членистых конечностей у насекомых
5) появление внутреннего оплодотворения у пресмыкающихся
6) возникновение узловой нервной системы у кольчатых червей

28. Выпишите верные утверждения:

1) Закон чистоты гамет гласит, что каждая гамета является носителем только одного гена от пары.

2) Третий закон Моргана гласит, что при скрещивании дигетерозигот в потомстве наблюдается расщепление по генотипу 9:3: 3:1

3) Первый закон Менделя гласит, что при моногибридном скрещивании при скрещивании двух гетерозигот, наблюдается расщепление 3:1

4) При скрещивании двух гетерозигот при неполном доминировании наблюдается расщепление по генотипу 3:1

5) Сцепленное наследование не является абсолютным, так как в профазе мейоза 1 наблюдается конъюгация и кроссинговер гомологичных хромосом

6) Форма плода томатов и желтый цвет томатов являются альтернативными признаками.

29. Установите соответствие между органами и группой, к которым они относятся:

А) волосы человека и перья птиц 1) ГОМОЛОГИЧНЫЕ

Б) обтекаемая форма у китов и рыб 2) АНАЛОГИЧНЫЕ

В) легкие лягушки и жабры рыб

Г) колючки шиповника и колючки акации

Д) луковица тюльпана и корневище ландыша

Е) ствол березы и стебель-соломина злаковых

А

Б

В

Г

Д

Е

1

2

2

2

1

1

30. Установите соответствие между характеристикой и функцией белка, которую он выполняет: 1-регуляторная, 2-структурная
А) входит в состав центриолей
Б) образует рибосомы
В) представляет собой гормон
Г) формирует мембраны клеток
Д) изменяет активность генов

31. Установите соответствие между видом и способом его видобразования:

А) два вида севанской форели, нерестящейся в 1) ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ

разное время 2) ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ

Б) два вида наездника, паразитирующих

на личинках разных видов мух

В) разные виды чаек, образовавшиеся в

результате расширения ареала

Г) разные подвиды кукушек, предпочитающих откладывать яйца к определенным видам воробьинообразных

Д) заяц-беляк и заяц-толай

Е) разные виды лютиков, произрастающих в местах с разной влажностью

А

Б

В

Г

Д

Е

1

1

2

1

2

1

 32. Установите соответствие между видоизмененными органами и органом растения:

А) шип розы 1) ЛИСТ

Б) колючки крыжовника 2) ПОБЕГ

В) колючки барбариса 3) ВЫРОСТЫ ЭПИДЕРМИСА

Г) ловушка венериной мухоловки

Д) колючки боярышника

Е) колючки акации

А

Б

В

Г

Д

Е

3

3

1

1

2

1

33. Установите последовательность этапов в цикле развития человеческой аскариды, начиная с яйца.

1) выход личинки из яйца

2) попадание яиц в организм человека

3) продвижение личинок по дыхательным путям к глотке

4) внедрение личинок в стенки кишечнику кишечника и попадание их в кровь

5) попадание оплодотворенных яиц из кишечника человека в почву

6) развитие половозрелой аскариды в тонком кишечнике 214365

34. Объясните, почему после дождя можно увидеть на поверхности земли большое количество дождевых червей?

35. Какие стадии гаметогенеза обозначены буквами А, Б и В? Какой набор хромосом имеют клетки на каждой из этих стадий? К развитию каких специализированных клеток ведет этот процесс?

36. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1) Тело майского жука, покрытое кожей с кутикулой, подразделяется на голову, туловище и брюшко. 2) Пищеварительная система жуков начинается на голове колющим ротовым аппаратом. 3) Продукты обмена веществ выделяются зелеными железами. 4) Газообмен осуществляется непосредственно через стенки трахей. 5) Незамкнутая кровеносная система состоит из сердца и сосулдов.

— хитином

— грызущим

— мальпигиевые сосуды и жировое тело

37. Раскройте значение форм изменчивости организмов, которые играют существенную роль в процессе эволюции органического мира.

Скачкообразная мутационная изменчивость – новые признаки

— новые уникальные комбинации генов

— соотносительная изменчивость

39. Какой хромосомный набор характерен для клеток листостебельного растения торфяного мха сфагнум? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки

40. Определите характер наследования признака (аутосомный или сцеплен с полом). Рецессивный или доминантный признак. Поясните результаты. Определите генотипы родителей и потомков первого поколения.

multiurok.ru

ЕГЭ 2015 по биологии онлайн, вариант 9

Если вы видите только условие задач, а решения нет, то нажмите на спойлер ниже.

С помощью какого метода исследуют влияние усло¬вий выращивания культурных растений на их урожайность?
1) эксперимента 3) гибридологического
2) меченых атомов 4) химического анализа
2. Собственную молекулу нуклеиновой кислоты со¬держит органоид клетки
1) митохондрия
2) лизосома
3) клеточный центр
4) аппарат Гольджи
3. Процесс транскрипции при биосинтезе белка в эу¬кариотической клетке происходит в
1) каналах эндоплазматической сети
2) центриолях клеточного центра
3) цитоплазме
4) ядре
4. В процессе деления клетки телофаза митоза харак¬теризуется
1) образованием веретена деления
2) выстраиванием хромосом на экваторе клетки
3) расхождением хромосом к полюсам клетки
4) деспирализацией хромосом

5. В процессе эмбрионального развития хордовых жи¬вотных основная часть пищеварительного канала формируется из
1) энтодермы
2) мезодермы
3) хорды
4) нервной трубки
6. Каково соотношение фенотипов в Fj при скрещива¬нии двух гетерозиготных желтозерных растений?
1) 1:1
2) 3:1
3) 1:1:1:1
4) 9:3:3:1
7. Примером хромосомной мутации в клетках служит
1) уменьшение числа хромосом в ядре
2) утрата одного плеча хромосомы
3) кратное увеличение набора хромосом
4) выпадение нескольких нуклеотидов в гене
8. В селекции растений, в отличие от селекции жи¬вотных, используют метод
1) получения полиплоидов
2) индивидуального отбора
3) экспериментального мутагенеза
4) близкородственного скрещивания
9. Синдром приобретенного иммунодефицита, или СПИД, вызывается
1) болезнетворной бактерией
2) лишайником
3) бактерией гниения
4) вирусом

10. Поступление в растение воды, необходимой для фо¬тосинтеза, происходит за счет
1) оттока питательных веществ из листьев в дру¬гие органы
2) корневого давления и испарения воды листьями
3) отложения питательных веществ в запас
4) расщепления сложных органических веществ до простых
11. Голосеменные растения, в отличие от покрытосе¬менных,
1) имеют вегетативные органы
2) размножаются семенами
3) не участвуют в фотосинтезе
4) не образуют цветки и плоды
12. Стрекательные клетки гидры
1) переваривают пищу
2) участвуют в передвижении
3) парализуют добычу и врагов
4) осуществляют синтез веществ
13. Потовые железы участвуют в регуляции темпера¬туры тела
1) птиц
2) земноводных
3) млекопитающих
4) пресмыкающихся
14. В организме человека свойство автоматии, или спо¬собности регулярно самовозбуждаться, присуще клеткам
1) эпителия слюнных желез
2) сердечной мышцы
3) плазмы крови
4) подкожной жировой клетчатки

15. У человека во время вдоха насыщение крови ки¬слородом происходит в
1) капиллярах легких
2) плевральной полости
3) бронхах
4) носовой полости
16. В организме человека центр, регулирующий часто¬ту сердечных сокращений, расположен в
1) коре мозжечка
2) продолговатом мозге
3) белом веществе спинного мозга
4) сером веществе спинного мозга
17. Белое вещество спинного мозга человека выполняет функцию
1) синтеза гликогена из глюкозы
2) деления тел нейронов
3) проведения нервных импульсов
4) очищения крови от конечных продуктов обмена
18. Один из способов профилактики расстройства зре¬ния у человека заключается в регулярном употреб¬лении
1) продуктов, содержащих витамин А
2) белковой пищи
3) свежих фруктов, богатых витамином С
4) продуктов, содержащих сахарозу
19. Изменения в поведении птиц, предшествующие их спариванию, могут привести к
1) репродуктивной изоляции
2) географической изоляции
3) биологическому регрессу
4) конвергенции

20. Направляющую роль в формировании приспособ¬ленности организмов к среде обитания играет
1) борьба за существование
2) естественный отбор
3) модификационная изменчивость
4) географическая изоляция
21. Среди названных органов гомологичными являются
1) крылья бабочки и птицы
2) роющие конечности крота и медведки
3) конечности крота и крылья летучей мыши
4) задние конечности кита
22. Определите организмы, вступающие в конкурент¬ные взаимоотношения
1) гриб и водоросль в лишайнике
2) культурные и сорные растения
3) хищник и жертва
4) плотоядные и растительноядные животные
23. Плодовый сад, в отличие от леса, считают агроце¬нозом, так как в нем
1) преобладают монокультуры
2) имеются цепи питания
3) происходит круговорот веществ
4) обитают разные виды
24. Главную роль в круговороте веществ в биосфере выполняют
1) живые организмы
2) абиотические факторы
3) организмы-гетеротрофы
4) антропогенные факторы

25. Верны ли следующие суждения о путях эволюции?
А. Сокращение численности вида венерина баш¬мачка — пример его развития по пути дегене¬рации.
Б. Расширение ареала вида, увеличение его чис¬ленности — свидетельство его развития по пути дивергенции.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответом к заданиям 26-33 является последовательность цифр, которую следует записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой кле¬точки, без пробелов, запятых и других дополнительных сим¬волов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответ¬ствии с приведенными в бланке образцами.
В заданиях 26-28 выберите три верных ответа из шести. За¬пишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным отве¬там.
26. В темновую фазу фотосинтеза, в отличие от свето¬вой, происходит
1) фотолиз воды
2) восстановление углекислого газа до глюкозы
3) синтез молекул АТФ за счет энергии солнечного света
4) образование молекулярного кислорода
5) использование энергии молекул АТФ на синтез углеводов
6) образование молекул крахмала из глюкозы Ответ:

27. Реакция грудного ребенка на бутылочку с пита¬тельной смесью — это пример рефлекса
1) врожденного
2) приобретенного в течение жизни
3) имеющегося у всех грудных детей
4) условного, возникающего при регулярном под¬креплении
5) передающегося по наследству
6) изменяющегося в процессе развития ребенка
Ответ:
28. Какие примеры иллюстрируют достижение биоло¬гического прогресса у растений путем ароморфо-
зов?
1) наличие двойного оплодотворения
2) образование корней у папоротниковидных
3) снижение испарения путем образования воско¬вого налета на листьях
4) усиление опушенности листьев у покрытосемен¬ных растений
5) образование плодов с семенами у покрытосе¬менных растений
6) сокращение срока вегетации у растений, произ¬растающих в суровом климате
Ответ:
В заданиях 29-32 к каждому элементу первого столбца под¬берите соответствующий элемент второго и запишите в таб¬лицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

29. Установите соответствие между характеристикой и процессом.
ХАРАКТЕРИСТИКА
A) происходит в хлоропластах Б) синтезируется глюкоза
B) является этапом энергетического обмена
Г) происходит в цитоплазме Д) происходит фотолиз воды
Ответ:
ПРОЦЕСС
1) фотосинтез
2) гликолиз
А Б В Г Д

30. Установите соответствие между признаком живот¬ных и классом, для которого этот признак характе¬рен.
ПРИЗНАК
A) оплодотворение внутреннее
Б) оплодотворение
у большинства видов наружное
B) непрямое развитие
Г) размножение
и развитие происходит на суше
Д) яйца с большим
запасом питательных веществ
КЛАССЫ
1) Земноводные
2) Пресмыкающиеся
Ответ:
А Б В Г Д

31. Установите соответствие между значением рефлек¬са и его видом.
ЗНАЧЕНИЕ РЕФЛЕКСА
A) обеспечивает инстинктивное поведение
Б) обеспечивает приспособление организма к условиям окружающей среды, в которых обитали многие поколения данного вида
B) позволяет приобрести новый опыт, полученный в течение жизни
Г) определяет поведение
организма в изменившихся условиях
1)
2)
ВИД
РЕФЛЕКСА
безусловный
условный
Ответ:
А Б В Г

32. Установите соответствие между характеристикой
отбора и его видом.
ХАРАКТЕРИСТИКА
A) действует в природе
постоянно
Б) сохраняет особей с признаками, интересующими человека
B) обеспечивает формирование приспо¬собленности к условиям жизни в биоценозах
Г) приводит к возникнове¬нию новых видов
Д) способствует созданию новых пород животных
ВИД ОТБОРА
1) естественный
2) искусственный
А Б В Г Д
В задании 33 установите последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите циф¬ры, которыми обозначены биологические процессы, явления, практические действия, в правильной последовательности в таблицу.
33. Установите последовательность появления аромор- фозов в эволюции позвоночных животных.
1) двухкамерное сердце рыб
2) развитие детеныша в матке млекопитающих
3) внутреннее оплодотворение у пресмыкающихся
4) легочное дыхание у земноводных
Ответ:
Часть 2
Для записи ответов на задания 34-40 используйте бланк от¬ветов № 2. Запишите сначала номер задания (34, 35 и т. д.), затем полный развернутый ответ к нему. Ответы записывайте четко и разборчиво.
34. Известно, что при выращивании клевера, сои, фа¬соли не требуется подкормка азотными удобрения¬ми. Объясните почему.
35. Используя рисунок процесса полового размноже¬ния хламидомонады, объясните, в чем сущность полового размножения и каково его отличие от бесполого. В результате какого процесса образуют¬ся гаметы, в чем их особенность? Какой цифрой на рисунке обозначена зигота? Чем она отличается от гамет?

36. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Тело майского жука, покрытое кожей с кутикулой, подразделяется на голову, туловище и брюшко. 2. Пищеварительная система жуков на¬чинается на голове ротовым отверстием с колю¬щим ротовым аппаратом. 3. Продукты обмена веществ выделяются через зеленые железы. 4. Га¬зообмен осуществляется непосредственно через стенки трахей. 5. Незамкнутая кровеносная сис¬тема состоит из сердца и сосудов.
37. Объясните, видоизменением какого органа цветко¬вого растения является кочан капусты.
38. В какой экосистеме — картофельного поля или лу¬га — более длинные и разнообразные цепи пита¬ния? Ответ поясните.

39. Все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезирует¬ся участок центральной петли тРНК, имеет сле¬дующую последовательность нуклеотидов: ЦТТАЦГГГЦАТГГЦТ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синте¬зируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе био-синтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.
Генетический код (иРНК)
Первое
основание Второе основание Третье
основание
У ц А Г
Фен Сер Тир Цис У
У Фен Сер Тир Цис Ц
Лей Сер — — А
Лей Сер — Три Г
Лей Про Гис Apr У
Ц Лей Про Гис Apr Ц
Лей Про Глн Apr А
Лей Про Глн Apr Г
Иле Тре Асн Сер У
д Иле Тре Асн Сер Ц
Иле Тре Лиз Apr А
Мет Тре Лиз Apr Г
Вал Ала Асп Гли У
Г Вал Ала Асп Гли ц
Вал Ала Глу Гли А
Вал Ала Глу Гли Г

Правила пользования таблицей
Первый нуклеотид в триплете берется из ле¬вого вертикального ряда; второй — из верхнего го¬ризонтального ряда и третий — из правого верти¬кального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трех нуклеотидов, и находится искомая ами-нокислота.
40. Мужчина, страдающий глухотой и дальтонизмом, женился на здоровой женщине. У них родился сын глухой и дальтоник и дочь с хорошим слухом, но дальтоник. У человека глухота — аутосомный, ре-цессивный признак, дальтонизм — признак рецес¬сивный, сцепленный с полом. Составьте схему ре¬шения задачи. Укажите возможные фенотипы и генотипы детей в этой семье. Определите вероятность рождения детей страдающих обеими аномалиями.

gizmolord.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *