Диктант 5 класс на начало года – Учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме: Диктанты для 5 класса
Учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме: Диктанты для 5 класса
Диктанты. 5 класс.
Осень в лесу (начало года).
После тёплых дней лета наступает золотая осень. На опушке леса можно найти подосиновики, розовые сыроежки, скользкие грузди. На старых пнях жмутся друг к другу опёнки. На лесных полянах краснеют гроздья рябины, а в моховых болотах на кочках появляются ягоды клюквы. На дне лесного ручья видна каждая травинка. Лёгкий ветерок гонит облачка по прозрачному небу. В тихие дни над землёй летает невесомая паутинка. Птицы готовятся к отлёту на юг. Покидают родной край дикие гуси и журавли. Далеко разносятся их голоса.
Лосёнок (октябрь).
Дело было в мае. Пошёл Витя вечером в лес. Погода была ненастная. Дул резкий ветер. Мальчик услышал в кустах журчание ручья и побежал к воде. Вдруг до него донёсся писк. Витя посмотрел по сторонам и увидел большую голову и длинные ноги. Да это же лосёнок! Лежит бедняжка мокрый, дрожит. Витя вытащил его на дорогу. Лосёнок за ним не идёт, упирается ножками. Мальчик погладил его по голове и повёл за собой.
Дома уложил его Витя в уголок и накрыл старой шубкой. Позже мальчик нашёл соску, накормил лосёнка вкусным молоком из бутылочки. Так и остался лосёнок жить у Вити до осени.
Задание.
- Разобрать по составу слова: вкусный, уголок, дрожит (1В), длинный, шубка, сидит (2В).
- Подобрать проверочные слова, выделить корни в словах: вкусный, лосёнок, шубка (1В), ненастный , бедняжка, осень (2 В).
- Подчеркнуть ГО в предложениях последнего абзаца.
В лесу (октябрь).
Мы идём по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встаёт солнце. Под его яркими лучами сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.
Мы входим в зелёную чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льётся через густую зелень. Под деревьями прхладно. Тишь и глушь в лесу.
В этой местности живут пушитсые белки. Вот зверёк прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.
Мы постояли у опушки и пошли к даревне. Крутой подъём ведёт в гору. Та м конец нашего пути.
Задание.
- Определить род, число, падеж существительных: по дорожке, берегом, над лесом.
- Указать неопределённую форму и определить спряжение глаголов: сверкает, шагает, смотришь.
- Разобрать по составу слова: ближний, подъём, шагать.
Гусь лапчатый (ноябрь).
Над Камой летел косяк диких гусей. Блеснула в реке рыба, нырнул за ней гусь, запутался лапой в сетях. Крыльями по воде бьёт, а в небо подняться не может.
Утром рыбак с сыном Колей распутали сеть, принесли гуся домой. Скоро оно привык к людям и домашним птицам: курам, уткам.
Но вот с тёплыми дождями, с голубыми туманами снова пришла весна. Засвистели крыльями, затрубили над заливными лугами караваны перелётных птиц: гусей, лебедей, уток. Пролетали они и над домом Кольки.
Гусь – птица вольная. Затосковал он по своим братьям. Выгнул гусь шею, поднялся на окрепшие за зиму крылья и скрылся в голубом поднебесье.
Задание.
- Сделать синтаксический разбор предложения (Засвистели…), построить схему, дать характеристику.
- Подчеркнуть ГО в остальных предложениях 3 и 4 абзацев, построить схемы однородных членов.
Догадался (декабрь).
Поздней осенью медведь выбрал себе место для берлоги на холме в ельнике. Надрал мишка когтями узкие полоски еловой коры, снёс в яму. Он подгрыз ёлочки и накрыл ими берлогу, а потом залез под них и заснул.
Прошёл месяц. Нашли его берлогу лайки. Едва он успел от погони скрыться.
В лесу стояло дерево с разбитыми бурей ветками. Верхние ветви образовали ложе. Летом орёл натаскал сюда хвороста и мягкой подстилки, вывел орлят и улетел. В эту воздушную яму забрался медведь, которого потревожили зимой собаки. Мишка там спрятался так, что его берлогу нашли только весной.
Задание.
- Произвести морфологический разбор существительных: месяц, берлогу.
- Определить род, число, падеж всех имён существительных из первого абзаца.
- Разобрать по составу слова: подстилки, скрыться.
- Подобрать однокоренные слова к слову ель.
Дождь (декабрь).
Погода стала меняться. Из-за далёкого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт»,- проговорила Нина.
Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»
Но вот ветер утих, появилось солнце.Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце.
Задание.
- Произвести синтаксический разбор предложения.(Редкие …)
- Построить схемы предложений с прямой речью.
- Выделить ГО в сложном предложении (Река покрылась…) и построить схему, указав тип СП.
nsportal.ru
Входной диктант по русскому языку 5 класс ФГОС
Входной диктанты 5 класс ФГОС
Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся на начало учебного года.
Мы идём по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встаёт солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно. Мы входим в зелёную чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льётся через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу. В этой местности живут пушистые белки. Вот зверёк прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку. Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъём ведёт в гору. Там конец нашего пути. Объём слов: 89
Вы умеете читать небесную книгу? Слова в обычной книге составляются из букв, а звезды в небе образуют разные созвездия. Моряки по звездной книге находят дорогу в необъятном море. По облакам мы узнаем погоду. Вот по синему небу протянулись белые волокна. Они обещают дождливую погоду. В жаркий летний день вдруг появляются на небе белые облачные горы. Это вестники грозы. И птицы могут о многом рассказать. В чистом небе летают ласточки и предвещают хорошую погоду. Прилет грачей означает наступление весны. Мы читаем небесную книгу, и удивительные вещи открываются нам. Объём слов: 87
Я ехал с охоты вечером. Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса. Надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака. Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника. Я подвигался вперед с трудом. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям. Сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями. Я поехал шагом и скоро вынужден был остановиться и приютиться к широкому кусту. Я терпеливо ожидал конца ненастья. Вдруг на дороге почудилась мне высокая фигура. Неизвестный словно вырос из-под земли. Объём слов: 86
С каждым днём весна наступает. Оживает, голубеет небо. Тёплый ветер гонит по нему воздушные корабли. Высоко над землей купаются в лучах солнца жаворонки. Радостной трелью льются их песни высоты. Приятно прогуляться в весенний лес погожим деньком. Извилистая тропка петляет между деревьев. Пахнет весенними почками. Как хорошо и легко дышится! Вот вертится на кленовой веточке маленькая птичка. Спешит по своим делам колючий ёж. Быстро спускается по стволу ели шустрая белочка. Звонкой дробью отмечает приход весны дятел. Далеко разносится чудесная песня голосистого дрозда. Щебету птиц вторит говорливый ручей. Лесная тропка выводит нас к нему. Ветви ивы склоняются к воде и смотрятся в прозрачную гладь. Объём слов: 102
На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьёт подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далекий путь. Поэты и художники прославляют красоту нашей родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах. Низкий берег покрыт зеленым ковром лугов и кустарниками. На лугу пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат лугов. Откос на берегу Волги очень красив. Местные жители любят проводить здесь выходные дни. Они любуются окрестностями, ловят рыбу, купаются. Объём слов: 88
dictants.com
Материал по русскому языку (5 класс) по теме: Контрольные диктанты в 5 классе
МКОУ «Уржумская ООШ»
Сборник диктантов по русскому языку в 5 классе
2012-13 уч.год
Учитель: Смирнова Надежда Эксановна
Уржум
2012
5 класс
контрольные диктанты
(примерный график)
всего – 8
№ к.д. | № урока | срок | тема |
22\17 | октябрь | Повторение изученного в начальных классах | |
57\29 | ноябрь | Синтаксис и пунктуация | |
75\14 | декабрь | Фонетика | |
112\21 | февраль | Морфемика. Орфография. Культура речи | |
137\19 | март | Имя существительное | |
152\11 | март | Имя прилагательное | |
195\35 | Глагол | ||
202\4 | май | Повторение изученного в 5 классе |
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ №1
по теме : «Повторение изученного в начальных классах»
Вариант 1
Мы идем по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встает солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.
Мы входим в зеленую чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льется через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.
В этой местности живут пушистые белки. Вот зверек прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.
Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъем ведет в гору. Там конец нашего пути. (88 слов)
Грамматическое задание.
- Озаглавьте текст.
- Обозначить части речи в предложении Над ближним лесом встает солнце. (1 вариант),
Мы входим в зеленую чащу. ( 2 вариант).
- Разберите слова по составу:
Входим, пушистые, ветки. (1 вариант)
Сверкает , редкий, дорожке (2 вариант)
Выпишите несколько слов с орфограммой в корне слова
Контрольный диктант (№1)
по теме: «Повторение изученного в начальных классах»
Вариант 2
В саду с ветки на ветку перелетает шустрая птичка. Спина у неё серая, грудка жёлтая, на голове чёрная шапочка. Это синица. В сад она прилетела за жучками. Большой вред наносят они садам. Одни грызут листья на фруктовых деревьях, другие портят плоды. Возьмёшь яблоко, разломишь, а внутри червяк. Вот этих вредителей ловит синица. Увидит зорким глазом добычу, схватит её клювом и съест. А клюв у синицы тонкий, в любую щёлку пролезет.
Много разных жуков съедает она за день. Даже не верится, что у маленькой птички может быть такой аппетит.
Люди называют синицу сторожем наших садов.
Грамматическое задание.
- Озаглавьте текст.
- Обозначить части речи в первом предложении (1 вариант),
В сад она прилетела за жучками ( 2 вариант).
- Разберите слова по составу:
Наносят, фруктовых, грудка. (1 вариант)
Разломишь, маленькой, шапочка (2 вариант)
Выпишите несколько слов с орфограммой в корне слова
Схема анализа контрольного диктанта №1
по теме: «Повторение изученного в начальных классах»
5 класс Дата _____________________
В классе _________ уч-ся | |
Писали диктант __________ уч-ся | |
Результаты работы: | |
Написали диктант на | Выполнили грамматическое задание на |
«5» — _______ уч-ся | «5» — _______ уч-ся |
«4»- _________ уч-ся | «4»- _________ уч-ся |
«3» — _________ уч-ся | «3» — _________ уч-ся |
«2» — _________ уч-ся | «2» — _________ уч-ся |
«1»- _________ уч-ся | «1»- _________ уч-ся |
Примечание | Примечание |
В диктанте допущены ошибки на следующие правила:
- Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.
- Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел
- Проверяемые согласные в корне слова __________ чел
- Непроизносимые согласные в корне слова ________ чел
- Разделительный ь, ъ ________________ чел
- Раздельное написание предлогов с другими словами
- Буквы и,у,а после шипящих ____________ чел
- Употребление ь на конце существительных после шипящих ____ чел
В грамматическом задании допущены следующие ошибки:
- В оглавлении текста ____________ чел
- В обозначении частей речи в предложении ____________ чел
- В разборе слова по составу __________ чел
Контрольный диктант (№2)
по теме : «Синтаксис и пунктуация»
Вариант 1
Погода стала меняться. Из-за далекого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт», — проговорила Нина.
Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»
Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. (100 слов)
(По В. Астафьеву)
- Грамматическое задание:
Графически объяснить написание безударных гласных в корнях глаголов
1 вар. – в 1-ом абзаце
2-ой вар. – во 2-ом абзаце
Графически объяснить пунктуацию в предложениях
1 вар. — «Дождь пойдёт», — проговорила Нина.
Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель.
2-ой вар. –
Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает.
Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»
Контрольный диктант (№2)
по теме : «Синтаксис и пунктуация»
Вариант 2
О пословицах
Пословица – это краткое мудрое изречение народа. Пословицы легко и быстро запоминаются, потому что они похожи на короткие стихотворения и песни.
В пословицах заключается народный ум, народная правда, мудрое суждение о жизни, о людях.
Сохранилось много старых пословиц, в которых говорится о тяжёлой жизни народа. Много пословиц о труде, потому что создавал пословицы трудовой народ.
В них ценится и мастерство, и его умная выдумка. Есть пословицы, где высмеиваются лентяи, болтуны. Мы знаем, что пословицы имеют прямой и переносный смысл. Пословица учит, а поговорка даёт яркую оценку событиям или человеку.
Грамматическое задание:
Графически объяснить постановку знаков препинания в предложениях
1 вар. – в 1-ом абзаце
2-ой вар. – во 3-ем абзаце
Произвести синтаксический разбор предложения
1 вар. — Пословица – это краткое мудрое изречение народа.
2-ой вар. – В пословицах заключается народный ум, народная правда, мудрое суждение о жизни, о людях.
Разобрать по составу слова:
1 вар – поговорка
2 вар. — выдумка
Схема анализа контрольного диктанта №2
по теме : «Синтаксис и пунктуация»
5 класс Дата _____________________
В классе _________ уч-ся | |
Писали диктант __________ уч-ся | |
Результаты работы: | |
Написали диктант на | Выполнили грамматическое задание на |
«5» — _______ уч-ся | «5» — _______ уч-ся |
«4»- _________ уч-ся | «4»- _________ уч-ся |
«3» — _________ уч-ся | «3» — _________ уч-ся |
«2» — _________ уч-ся | «2» — _________ уч-ся |
«1»- _________ уч-ся | «1»- _________ уч-ся |
Примечание | Примечание |
В диктанте допущены ошибки на следующие правила:
- Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.
- Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел
- Проверяемые согласные в корне слова __________ чел
- Непроизносимые согласные в корне слова ________ чел
- Раздельное написание предлогов с другими словами чел
- Тире в простом предложении _____________ чел
- Запятые при однородных членах ___________ чел
- Запятые в сложных предложениях _________ чел
В грамматическом задании допущены следующие ошибки:
- В оглавлении текста ____________ чел
- В обозначении частей речи в предложении ____________ чел
- В разборе слова по составу __________ чел
Контрольный диктант (№3)
по теме: «Фонетика. Графика».
Вариант 1
Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперёд.
Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.
Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом плывёт лёгкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь не прошёл. Это капают с деревьев и блестят на солнце снежинки.
Грамматическое задание:
- Озаглавить текст
- Произвести синтаксический разбор предложения
1 вар. — Сверкнула молния, прокатился по небу гром.
2 вар — Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь не прошёл.
3. Произвести фонетический разбор слов
1 вар. — землю
2 вар. — стена
Контрольный диктант (№3)
по теме: «Фонетика. Графика».
Вариант 2
Мы долго бродили по лесу. День кончался, и приближались сумерки. Далекое солнце уходило за горизонт и бросало на свои последние лучи. Лесные поляны наливались густой темнотой, и она ползла от земли к верхушкам деревьев: елей, сосен.
Но вот замолкли птицы, только иногда раздается одинокий голосок птички. Скоро с большим трудом мы стали замечать очертания веток, потому что лучи вечернего солнца едва освещали лес. землю
Когда солнце скрылось за верхушками деревьев, знакомой тропинки стал пропадать.
Вот над елочкой появилась первая звездочка. Ночь вступала в свои права. «Пора возвращаться домой», — решили мы. (91 слово)
Грамматическое задание
- Озаглавить текст
- Произвести синтаксический разбор предложения
1 вар. — Вот над елочкой появилась первая звездочка.
2 вар — Ночь вступала в свои права.
3. Произвести фонетический разбор слов
1 вар. — землю
2 вар. — след
Схема анализа контрольного диктанта №3
по теме : «Фонетика и графика»
5 класс Дата _____________________
В классе _________ уч-ся | |
Писали диктант __________ уч-ся | |
Результаты работы: | |
Написали диктант на | Выполнили грамматическое задание на |
«5» — _______ уч-ся | «5» — _______ уч-ся |
«4»- _________ уч-ся | «4»- _________ уч-ся |
«3» — _________ уч-ся | «3» — _________ уч-ся |
«2» — _________ уч-ся | «2» — _________ уч-ся |
«1»- _________ уч-ся | «1»- _________ уч-ся |
Примечание | Примечание |
В диктанте допущены ошибки на следующие правила:
- Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.
- Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел
- Проверяемые согласные в корне слова __________ чел
- Непроизносимые согласные в корне слова ________ чел
- Раздельное написание предлогов с другими словами чел
- Знаки препинания в предложении с прямой речью_____________ чел
- Запятые при однородных членах ___________ чел
- Запятые в сложных предложениях _________ чел
В грамматическом задании допущены следующие ошибки:
- В оглавлении текста ____________ чел
- В синтаксическом разборе предложения ____________ чел
- В фонетическом разборе слова __________ чел
Контрольный диктант (№4)
по теме: «Морфемика. Орфография. Культура речи.».
Вариант 1
Летняя гроза
Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперед.
Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.
Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывет легкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь еще не прошел. Это капают с деревьев и блестят на солнце дождинки. (85 слов.)
(ПО Б. Т и м о ф е е в у.)
- По мере написания диктанта объяснить безударную гласную в корнях глаголов первого абзаца.
- Разобрать по составу слова:
1 вариант Набегают, крупные, дождинки
2 вариант Затихает, туманная, порыв
Контрольный диктант (№4)
по теме: «Морфемика. Орфография. Культура речи.».
Охраняйте леса!
У нас часто леса гибнут от безжалостного обращения с ними. Люди бессознательно бросают спичку, и от ее огня погибают большие участки леса. Много леса вырубают. Срубить дерево легко, а чтобы вырастить его, надо десятки лет.
За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, объедают листья. Зайцы, мыши обгрызают корни молодых деревьев. Но есть у леса и друзья — птицы. Они прекрасные помощники лесоводов.
Берегите, ребята, лес! Это наше богатство. (98 слов)
Г р а м м а т и ч е с к ое з а д а н и е:
- По мере написания диктанта объяснить безударную гласную в корнях глаголов первого абзаца.
- Разобрать по составу слова:
1 вариант лесовод, бросают, десятки
2 вариант лесорубы, отводит, посадками
Схема анализа контрольного диктанта №4
по теме : «Морфемика. Орфография. Культура речи.»
5 класс Дата _____________________
В классе _________ уч-ся | |
Писали диктант __________ уч-ся | |
Результаты работы: | |
Написали диктант на | Выполнили грамматическое задание на |
«5» — _______ уч-ся | «5» — _______ уч-ся |
«4»- _________ уч-ся | «4»- _________ уч-ся |
«3» — _________ уч-ся | «3» — _________ уч-ся |
«2» — _________ уч-ся | «2» — _________ уч-ся |
«1»- _________ уч-ся | «1»- _________ уч-ся |
Примечание | Примечание |
В диктанте допущены ошибки на следующие правила:
- Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.
- Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел
- Проверяемые согласные в корне слова __________ чел
- Непроизносимые согласные в корне слова ________ чел
- Раздельное написание предлогов с другими словами чел
- Знаки препинания в предложении с прямой речью_____________ чел
- Запятые при однородных членах ___________ чел
- Запятые в сложных предложениях _________ чел
В грамматическом задании допущены следующие ошибки:
- В объяснении безударной гласной в корнях глаголов первого абзаца _чел
- В разборе по составу слова ____________ чел
Контрольный диктант (№5)
по теме: «Имя существительное.».
Вариант 1
Переполох в лесу
На большой лесной полянке играют лисята, радостно кувыркаются в траве. Вдруг с молоденькой сосны прямо на лисёнка упала шишка.
Малыш испугался и кинулся с поляны. От страха он не заметил откоса и кубарем покатился к реке.
По берегу шла дикая свинья с поросятами, и лисёнок свалился прямо на поросят. Завизжали, захрюкали поросята и разбежались. Один бросился в кусты малины, а там медведь лакомится ягодами.
Он заревел и ринулся через лес к реке. Мчится медведь, только подошвы сверкают. Остановился на поляне, где раньше лисята играли. Поднял голову, замер.
На сосновой ветке белочка сидит, шишки срывает.
Не знал медведь, что эта белочка шишку уронила и переполох в лесу устроила.
Грамматическое задание:
- Выпишите 5 слов, в которых количество звуков и букв не совпадает.
Синтаксический разбор предложения «На сосновой ветке белочка сидит, шишки срывает.» — 1в , «На большой лесной полянке играют лисята, радостно кувыркаются в траве.» — 2в .
- Морфологический разбор слова «в траве» — 1 в , «на полянке»- 2 в.
Разобрать слова по составу «лисёнок », «сосновой», «бросился» — 1 в. «полянке», «колючий», «поднял» – 2 в
Контрольный диктант (№5)
по теме: «Имя существительное».
В-2
Фомка и Барин.
По дороге топал еж. Он меня заметил и свернулся клубком. Закатил я колючего зверька в кепку. Принес домой и назвал Фомкой.
В комнате Фомка развернулся, громко забарабанил по полу. Вскоре гость нашел за печкой старый валенок и забрался в него. А на том валенки любил дремать рыжий кот Барин. Всю ночь до рассвета кот гулял, а утром прыгнул за печь. Вдруг Барин выгнул спину дугой и выскочил на середину комнаты. А из валенка выкатился колючий клубок. Со страху кот прыгнул на шкаф, и я подумал: «Теперь тебе, Барин, спокойной жизни не будет». Но через неделю еж и кот уже частенько ужинали вместе. (103 слова)
Грамматическое задание:
- Выпишите 5 слов, в которых количество звуков и букв не совпадает.
- Синтаксический разбор предложения «Закатил я колючего зверька в кепку» — 1в , «По дороге топал еж» .
- Морфологический разбор слова «Фомкой» — 1 в , «Барин»- 2 в.
- Разобрать слова по составу «рассвета», «колючего», «закатил» — 1 в. «Ножками», «колючий», «ужинал» – 2 в
Схема анализа контрольного диктанта №4
по теме : «Имя существительное»
5 класс Дата _____________________
В классе _________ уч-ся | |
Писали диктант __________ уч-ся | |
Результаты работы: | |
Написали диктант на | Выполнили грамматическое задание на |
«5» — _______ уч-ся | «5» — _______ уч-ся |
«4»- _________ уч-ся | «4»- _________ уч-ся |
«3» — _________ уч-ся | «3» — _________ уч-ся |
«2» — _________ уч-ся | «2» — _________ уч-ся |
«1»- _________ уч-ся | «1»- _________ уч-ся |
Примечание | Примечание |
В диктанте допущены ошибки на следующие правила:
- Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.
- Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел
- Проверяемые согласные в корне слова __________ чел
- Непроизносимые согласные в корне слова ________ чел
- Падежные окончания имён существительнах ___ чел
- Раздельное написание предлогов с другими словами чел
- Запятые при однородных членах ___________ чел
- Запятые в сложных предложениях _________ чел
В грамматическом задании допущены следующие ошибки:
- В нахожденииВыпишите 5 слов, в которых количество звуков и букв не совпадает ____ чел.
- В синтаксическом разборе предложения
- В морфологическом разбор слов ____ чел
- В разборе слова по составу _____ чел
Контрольный диктант (№6)
по теме: «Имя прилагательное».
В-1
Ёжик
Однажды поздней осенью я до темноты бродил по лесу. Надвигалась долгая осенняя ночь. Под гигантской сосной соорудил я шалаш, чтобы ночью не дрожать от холода.
На рассвете около меня зашелестели листья. Хрустнула сухая ветка, и раздался легкий треск.
Я выглянул из шалаша. Мимо меня пробежал кругленький шарик с колючими иголками на спине. Еж! Он проскользнул под низкий кустик и долго возился там. Потом он вылез из-под куста и скрылся в лесной чаще.
Вскоре ежик вернулся. Я увидел на его колючках маленькое яблочко. Он направился к своему тайнику и исчез в нем.
Все утро таскал еж в норку грибы, лесные яблоки. (97 слов)
Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е:
- Произвести синтаксический разбор предложения
Хрустнула сухая ветка, и раздался легкий треск. – 1 в
На рассвете около меня зашелестели листья. – 2в
- Произвести морфологический разбор прилагательного:
Маленькое (яблочко) – 1 в
Осенняя (ночь) – 2 в
- Обозначить род и падеж имён прилагательных в 1 абзаце текста.
Контрольный диктант (№6)
по теме: «Имя прилагательное».
В-2
Весеннее утро
Хорошо весеннее утро! Вот из-за синей полоски леса появляется солнце. В его утренних лучах краснеют вершины гигантских сосен. Над рекой расстилается туман. Но вот он начинает клубиться золотистым дымом.
Скоро туман пропадает в прозрачном воздухе и открывает прозрачную гладь реки. Синее небо глядится в зеркальную воду. На яркой листве деревьев блестит роса.
Весеннему утру радуются птицы, деревья, цветы. Белоснежные облака иногда бросают легкую тень на зеленую травку, синюю гладь реки. Но подует ветерок, и тени исчезают.
В селах начались весенние работы. (94 слова.)
Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е:
- Произвести синтаксический разбор предложения
На яркой листве деревьев блестит роса.– 1 в
Синее небо глядится в зеркальную воду. – 2в
- Произвести морфологический разбор прилагательного:
(На) зеленую (травку) – 1 в
(На) синюю (гладь) – 2 в
- Обозначить род и падеж имён прилагательных в 1 абзаце текста.
Схема анализа контрольного диктанта №6
по теме : «Имя прилагательное»
5 класс Дата _____________________
В классе _________ уч-ся | |
Писали диктант __________ уч-ся | |
Результаты работы: | |
Написали диктант на | Выполнили грамматическое задание на |
«5» — _______ уч-ся | «5» — _______ уч-ся |
«4»- _________ уч-ся | «4»- _________ уч-ся |
«3» — _________ уч-ся | «3» — _________ уч-ся |
«2» — _________ уч-ся | «2» — _________ уч-ся |
«1»- _________ уч-ся | «1»- _________ уч-ся |
Примечание | Примечание |
В диктанте допущены ошибки на следующие правила:
- Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.
- Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел
- Проверяемые согласные в корне слова __________ чел
- Непроизносимые согласные в корне слова ________ чел
- Раздельное написание предлогов с другими словами
- Буквы и,у,а после шипящих ____________ чел
- Употребление ь на конце существительных после шипящих _ чел
- Падежные окончания имён прилагательных ____ чел
В грамматическом задании допущены следующие ошибки:
- В синтаксическом разборе предложения ____________ чел
- В морфологическом разборе прилагательного _______чел
- В обозначении рода и падежа имён прилагательных в 1 абзаце текста ___ чел.
Контрольный диктант (№7) по теме: «Глагол»
В-1
Еще хмурится небо, но в просветах облаков пробивается сверкающим мечом луч солнца. Весна набирает скорость. Проясняются дали. Зимним цветом белеют еще поля, а уже зеленеют островками сосновые боры.
В лесу встречаются зима и весна. В потемках ельника серебрятся осины. От их корявых веток на мартовском снегу появляются извилистые синие тени. Вокруг деревьев и пней обтаяли круглые лунки. На зеленом фоне хвои сережки ольхи. В ее ветвях суетятся говорливые чечетки. Раздаются свирельные вздохи снегирей.
Граница снегов отступает к северу, а за ней по пятам возвращаются к себе на родину птицы. Скоро журчащая песня жаворонка и гомон грачей объявят о приходе весны.
Прощай, зима! Здравствуй, весна! (105 слов)
(По Д. Зуеву)
Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е:
- Произвести синтаксический разбор предложения
В потемках ельника серебрятся осины – 1 в
В лесу встречаются зима и весна. – 2в
- Произвести морфологический разбор глагола:
отступает – 1 в
краснеют – 2 в
- Произвести разбор глаголов по составу:
обтаяли, хмурится – 1 в
набирает, серебрятся – 2 в
Контрольный диктант (№7) по теме: «Глагол»
В-2
Быстро наступает вечер в глухом лесу. Темные тени ложатся под деревьями. Недвижно высятся старые сосны, чернеют густые ели. Пахнет в лесу смолой, сосновой хвоей, опавшей листвой.
Скрылось за дальними деревьями вечернее солнце, но еще не спят птицы в лесу. Слышишь торопливый стук дятла. Вертятся возле дятла шустрые синички, подбирают жучков и червячков. Скоро наступит в лесу темная, непроглядная ночь. Только в полночь замолкнут и заснут дневные птицы.
Глухая, беззвучная ночь накрывает землю. Но вот прошуршала под ногами мышь. И опять тихо.
Потрескивает костер, и колышутся над огнем лохматые еловые ветви. А у огня на смолистой постели беззаботно похрапывает охотник. (99 слов)
(ПоИ. Соколову-Микитов)
Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е:
- Произвести синтаксический разбор предложения
Быстро наступает вечер в глухом лесу.– 1 в
Темные тени ложатся под деревьями. – 2в
- Произвести морфологический разбор глагола:
чернеют – 1 в
наступает– 2 в
- Произвести разбор глаголов по составу:
Прошуршала, вертятся – 1 в
Подбирают, колышутся – 2 в
Схема анализа контрольного диктанта №7
по теме : «Глагол»
5 класс Дата _____________________
В классе _________ уч-ся | |
Писали диктант __________ уч-ся | |
Результаты работы: | |
Написали диктант на | Выполнили грамматическое задание на |
«5» — _______ уч-ся | «5» — _______ уч-ся |
«4»- _________ уч-ся | «4»- _________ уч-ся |
«3» — _________ уч-ся | «3» — _________ уч-ся |
«2» — _________ уч-ся | «2» — _________ уч-ся |
«1»- _________ уч-ся | «1»- _________ уч-ся |
Примечание | Примечание |
В диктанте допущены ошибки на следующие правила:
- Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.
- Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел
- Проверяемые согласные в корне слова __________ чел
- Непроизносимые согласные в корне слова ________ чел
- Раздельное написание предлогов с другими словами
- Буквы и,у,а после шипящих ____________ чел
- Употребление ь на конце существительных после шипящих _ чел
- Личные окончания глаголов ____ чел
- Тся — ться __________ чел
В грамматическом задании допущены следующие ошибки:
- В синтаксическом разборе предложения ____________ чел
- В морфологическом разборе глагола _______ чел
- В разборе по составу глагола __________ чел
Контрольный диктант (№8) ( без грамматического задания)
В-1
Скоро весна
В природе чувствуется приближение весны. Уже раньше поднимается солнце. На осине, берёзе и тополе набухают почки.. Звенят весёлые ручейки. Скоро расцветут подснежники, незабудки, ландыши.
Прилетели первые вестники весны. Скворцы расселяются в домиках, которые сделали им заботливые ребята. Вот по пашне ходит белоногий грач, заливается в небе жаворонок.
Радостно встречают весну и воробьи. Они чирикают, купаются в песке, прыгают по дорожке.
Около речки толпятся ребятишки и смотрят на ледоход. Льдины бьются друг о друга и исчезают под водой. От речки веет свежим весенним ветерком. С наслаждением играешь в мяч, собираешь первые весенние цветы.
Хорошо дышится весной! Весна – счастливое время года.
Контрольный диктант (№8) ( без грамматического задания)
по теме: «Повторение пройденного в 5 классе»
В-2
Русский лес
Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.
В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Под деревьями расстилаются белые сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея молодые березки.
Хорош лес ранней и поздней весной, когда пробуждается в нем бурная жизнь. Тает снег. Все больше слышатся в лесу голоса птиц. На лесных полянках появляются проталины, ковром разрастаются подснежники. На кочках видишь крепкие листочки брусники.
Многое услышишь в весеннем лесу. На вершине высокой ели распевает дрозд. Тонко пищат рябчики, на болоте возятся журавли. Над желтыми пуховками ивы жужжат пчелы. (101 слово)
Схема анализа контрольного диктанта №8
по теме : «Повторение пройденного в 5 классе»
5 класс Дата _______________ Учитель _____________
В классе _________ уч-ся |
Писали диктант __________ уч-ся |
Результаты работы: |
Написали диктант на |
«5» — _______ уч-ся |
«4»- _________ уч-ся |
«3» — _________ уч-ся |
«2» — _________ уч-ся |
«1»- _________ уч-ся |
Примечание |
В диктанте допущены ошибки на следующие правила:
- Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.
- Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел
- Проверяемые согласные в корне слова __________ чел
- Непроизносимые согласные в корне слова ________ чел
- Раздельное написание предлогов с другими словами
- Буквы и,у,а после шипящих ____________ чел
- Употребление ь на конце существительных после шипящих _ чел
- Личные окончания глаголов ____ чел
- Тся — ться __________ чел
В грамматическом задании допущены следующие ошибки:
- В синтаксическом разборе предложения ____________ чел
- В морфологическом разборе глагола _______ чел
- В разборе по составу глагола __________ чел
nsportal.ru
Входной контрольный диктант. 5 класс. Текст с грамматическими заданиями
Просмотр содержимого документа
«Входной контрольный диктант. 5 класс. Текст с грамматическими заданиями»
Входной контрольный диктант. 5 классЦель: проверить знания, умения и навыки учащихся на начало учебного года.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:
— проверяемые безударные гласные;
— непроверяемые безударные гласные;
— правописание окончаний имён существительных;
— написание непроизносимых согласных;
— правописание разделительных Ъ и Ь.
Постановки знаков препинания:
— запятая при однородных членах предложения.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
— определения части речи и нахождения в тексте диктанта слов заданной части речи;
— морфемного разбора слов;
— синтаксического разбора предложения.
Диктант
Мы идём по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встаёт солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.
Мы входим в зелёную чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льётся через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.
В этой местности живут пушистые белки. Вот зверёк прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.
Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъём ведёт в гору. Там конец нашего пути. (89 слов)
Грамматические задания.
Выписать из первого предложения диктанта:
I Вариант: все существительные.
II Вариант: все прилагательные.
Морфемный разбор слов:
I Вариант: ближним, широкой.
II Вариант: высокие, пушистые.
Синтаксический разбор предложения:
I Вариант: Над ближним лесом встаёт солнце.
II Вариант: Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро.
multiurok.ru
Входные диктанты по русскому языку для 5 класса с грамматическим заданием
Входные диктанты для 5 класса.
Текст 1
Осенью
Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра, настоящие дни поздней осени.
В такой тусклый день идешь по лесной тропинке среди молодых березок, дубов, осинок, среди кустов орешника. Не слышишь пения птиц, шороха листьев. Только иногда упадет на землю тяжелый созревший желудь. На голых листьях повисли капли росы от ночного тумана.
Далеко видно кругом. Легко дышит осенней свежестью грудь, хочется идти все дальше и дальше по желтой от листвы тропинке.
Вдруг среди листвы видишь пестрый комочек. Это птица обо что-то сильно ударилась во время полета.
«Надо взять ее домой, а то в лесу птицу мигом разыщет и съест лисица», – решаю я.
(90 слов)
(По И.Соколову-Микитову.)
Задания.
1) Выполните синтаксический разбор предложений:
1 вариант – На голых листьях …;
2 вариант — Вдруг среди листвы…
2) Выпишите три слова с разными орфограммами, обозначьте условия выбора орфограмм.
3) Выполните разбор любых двух словосочетаний.
Текст 2
Еще вчера февраль пургой занавешивал дали, кидал в дрожь деревья, заковывал в лед дороги. Но пришел март, и все переменилось. Не спится теперь вешнему солнышку. Город еще дремлет, а оно уже спешить заняться своими делами. Вот оно осторожно дотронется лучами до легких облаков и окрасит их в розовый цвет. Потом поднимется повыше и заставит алеть окна домов. Солнце покроет золотой краской улицы, бульвары, проспекты и площади, раскрасит деревья и травы, сады и парки в яркие цвета. Нравится солнцу его работа, и от радости оно улыбается.
Творческое задание.
Расскажи о солнце (ветре, дожде, облаках, тумане) так, чтобы они ожили в твоем описании.
Текст 3
С каждым днём весна наступает. Оживает, голубеет небо. Тёплый ветер гонит по нему воздушные корабли. Высоко над землей купаются в лучах солнца жаворонки. Радостной трелью льются их песни высоты.
Приятно прогуляться в весенний лес погожим деньком. Извилистая тропка петляет между деревьев. Пахнет весенними почками. Как хорошо и легко дышится! Вот вертится на кленовой веточке маленькая птичка. Спешит по своим делам колючий ёж. Быстро спускается по стволу ели шустрая белочка. Звонкой дробью отмечает приход весны дятел. Далеко разносится чудесная песня голосистого дрозда.
Щебету птиц вторит говорливый ручей. Лесная тропка выводит нас к нему. Ветви ивы склоняются к воде и смотрятся в прозрачную гладь.
Грамматические задания
1.Озаглавьте текст.
2.Выпишите из текста три слова с безударной гласной в корне, графически объясните их написание.
3.Выпишите из текста три глагола І спряжения и три глагола ІІ спряжения, графически объясните их правописание.
4.Разберите по членам предложения
1вариант: Теплый ветер гонит по нему воздушные корабли.
2вариант: Высоко над землей купаются в лучах солнца жаворонки.
5. Составьте небольшой текст (пять-семь предложений) на тему: «Природа в городе». Расскажите в нём, например, как «живётся» деревья на городских улицах, травам и цветам на газонах, белкам в парках, птицам под крышами наших домов.Текст 4
Стайки перелетных птиц носятся от деревни к деревне. Пернатые готовятся к зиме.
Из низкого облачка сыплется дождь. От луж раскисают лесные дорожки. Не встретишь на знакомой тропке колючего ежа.
По утрам в низинах стелется холодный туман. Вся местность вокруг кажется огромным молочным морем.
Из-за туч выглянет солнце и заглянет в лесную глушь. Солнечный луч пробьется сквозь густые кроны деревьев. Праздничным огоньком вспыхнет на веточках ели. Здесь под лапами пушистой хвои зеленеет мох.
Резвый ветер зашуршит пожухлой травой. Заяц боится осенних звуков, таится у соснового пенька. Трудно усидеть зверьку среди шумного леса!
Встретится на грибной тропе человек с лукошком. Счастливому путнику удалось найти поздние грибы. Это удивительная находка! Память о ней сохранится на долгие зимние месяцы.
Творческое задание.
Расскажите о том, что вы видели в осеннем лесу (5-7 предложений).
infourok.ru
Контрольные диктанты по русскому языку 5 класс
Сборник диктантов по русскому языку в 5 классе
2015-16 уч.год
Учитель: Аношина Вера Владимировна
5 класс
контрольные диктанты
(примерный график)
всего – 8
февральМорфемика. Орфография. Культура речи
март
Имя существительное
март
Имя прилагательное
Глагол
май
Повторение изученного в 5 классе
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ №1
по теме : «Повторение изученного в начальных классах»
Вариант 1
Мы идем по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встает солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.
Мы входим в зеленую чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льется через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.
В этой местности живут пушистые белки. Вот зверек прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.
Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъем ведет в гору. Там конец нашего пути. (88 слов)
Грамматическое задание.
Озаглавьте текст.
Обозначить части речи в предложении Над ближним лесом встает солнце. (1 вариант),
Мы входим в зеленую чащу. ( 2 вариант).
Разберите слова по составу:
Входим, пушистые, ветки. (1 вариант)
Сверкает , редкий, дорожке (2 вариант)
Выпишите несколько слов с орфограммой в корне слова
Контрольный диктант (№1)
по теме: «Повторение изученного в начальных классах»
Вариант 2
В саду с ветки на ветку перелетает шустрая птичка. Спина у неё серая, грудка жёлтая, на голове чёрная шапочка. Это синица. В сад она прилетела за жучками. Большой вред наносят они садам. Одни грызут листья на фруктовых деревьях, другие портят плоды. Возьмёшь яблоко, разломишь, а внутри червяк. Вот этих вредителей ловит синица. Увидит зорким глазом добычу, схватит её клювом и съест. А клюв у синицы тонкий, в любую щёлку пролезет.
Много разных жуков съедает она за день. Даже не верится, что у маленькой птички может быть такой аппетит.
Люди называют синицу сторожем наших садов.
Грамматическое задание.
Озаглавьте текст.
Обозначить части речи в первом предложении (1 вариант),
В сад она прилетела за жучками ( 2 вариант).
Разберите слова по составу:
Наносят, фруктовых, грудка. (1 вариант)
Разломишь, маленькой, шапочка (2 вариант)
Выпишите несколько слов с орфограммой в корне слова
Схема анализа контрольного диктанта №1
по теме: «Повторение изученного в начальных классах»
5 класс Дата _____________________
ПримечаниеПримечание
В диктанте допущены ошибки на следующие правила:
Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.
Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел
Проверяемые согласные в корне слова __________ чел
Непроизносимые согласные в корне слова ________ чел
Разделительный ь, ъ ________________ чел
Раздельное написание предлогов с другими словами
Буквы и,у,а после шипящих ____________ чел
Употребление ь на конце существительных после шипящих ____ чел
В грамматическом задании допущены следующие ошибки:
В оглавлении текста ____________ чел
В обозначении частей речи в предложении ____________ чел
В разборе слова по составу __________ чел
Контрольный диктант (№2)
по теме : «Синтаксис и пунктуация»
Вариант 1
Погода стала меняться. Из-за далекого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт», — проговорила Нина.
Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»
Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. (100 слов)
(По В. Астафьеву)
Грамматическое задание:
Графически объяснить написание безударных гласных в корнях глаголов
1 вар. – в 1-ом абзаце
2-ой вар. – во 2-ом абзаце
Графически объяснить пунктуацию в предложениях
1 вар. — «Дождь пойдёт», — проговорила Нина.
Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель.
2-ой вар. –
Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает.
Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»
Контрольный диктант (№2)
по теме : «Синтаксис и пунктуация»
Вариант 2
О пословицах
Пословица – это краткое мудрое изречение народа. Пословицы легко и быстро запоминаются, потому что они похожи на короткие стихотворения и песни.
В пословицах заключается народный ум, народная правда, мудрое суждение о жизни, о людях.
Сохранилось много старых пословиц, в которых говорится о тяжёлой жизни народа. Много пословиц о труде, потому что создавал пословицы трудовой народ.
В них ценится и мастерство, и его умная выдумка. Есть пословицы, где высмеиваются лентяи, болтуны. Мы знаем, что пословицы имеют прямой и переносный смысл. Пословица учит, а поговорка даёт яркую оценку событиям или человеку.
Грамматическое задание:
Графически объяснить постановку знаков препинания в предложениях
1 вар. – в 1-ом абзаце
2-ой вар. – во 3-ем абзаце
Произвести синтаксический разбор предложения
1 вар. — Пословица – это краткое мудрое изречение народа.
2-ой вар. – В пословицах заключается народный ум, народная правда, мудрое суждение о жизни, о людях.
Разобрать по составу слова:
1 вар – поговорка
2 вар. — выдумка
Схема анализа контрольного диктанта №2
по теме : «Синтаксис и пунктуация»
5 класс Дата _____________________
ПримечаниеПримечание
В диктанте допущены ошибки на следующие правила:
Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.
Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел
Проверяемые согласные в корне слова __________ чел
Непроизносимые согласные в корне слова ________ чел
Раздельное написание предлогов с другими словами чел
Тире в простом предложении _____________ чел
Запятые при однородных членах ___________ чел
Запятые в сложных предложениях _________ чел
В грамматическом задании допущены следующие ошибки:
В оглавлении текста ____________ чел
В обозначении частей речи в предложении ____________ чел
В разборе слова по составу __________ чел
Контрольный диктант (№3)
по теме: «Фонетика. Графика».
Вариант 1
Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперёд.
Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.
Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом плывёт лёгкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь не прошёл. Это капают с деревьев и блестят на солнце снежинки.
Грамматическое задание:
Озаглавить текст
Произвести синтаксический разбор предложения
1 вар. — Сверкнула молния, прокатился по небу гром.
2 вар — Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь не прошёл.
3. Произвести фонетический разбор слов
1 вар. — землю
2 вар. — стена
Контрольный диктант (№3)
по теме: «Фонетика. Графика».
Вариант 2
Мы долго бродили по лесу. День кончался, и приближались сумерки. Далекое солнце уходило за горизонт и бросало на свои последние лучи. Лесные поляны наливались густой темнотой, и она ползла от земли к верхушкам деревьев: елей, сосен.
Но вот замолкли птицы, только иногда раздается одинокий голосок птички. Скоро с большим трудом мы стали замечать очертания веток, потому что лучи вечернего солнца едва освещали лес. землю
Когда солнце скрылось за верхушками деревьев, знакомой тропинки стал пропадать.
Вот над елочкой появилась первая звездочка. Ночь вступала в свои права. «Пора возвращаться домой», — решили мы. (91 слово)
Грамматическое задание
Озаглавить текст
Произвести синтаксический разбор предложения
1 вар. — Вот над елочкой появилась первая звездочка.
2 вар — Ночь вступала в свои права.
3. Произвести фонетический разбор слов
1 вар. — землю
2 вар. — след
Схема анализа контрольного диктанта №3
по теме : «Фонетика и графика»
5 класс Дата _____________________
ПримечаниеПримечание
В диктанте допущены ошибки на следующие правила:
Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.
Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел
Проверяемые согласные в корне слова __________ чел
Непроизносимые согласные в корне слова ________ чел
Раздельное написание предлогов с другими словами чел
Знаки препинания в предложении с прямой речью_____________ чел
Запятые при однородных членах ___________ чел
Запятые в сложных предложениях _________ чел
В грамматическом задании допущены следующие ошибки:
В оглавлении текста ____________ чел
В синтаксическом разборе предложения ____________ чел
В фонетическом разборе слова __________ чел
Контрольный диктант (№4)
по теме: «Морфемика. Орфография. Культура речи.».
Вариант 1
Летняя гроза
Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперед.
Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.
Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывет легкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь еще не прошел. Это капают с деревьев и блестят на солнце дождинки. (85 слов.)
(ПО Б. Т и м о ф е е в у.)
По мере написания диктанта объяснить безударную гласную в корнях глаголов первого абзаца.
Разобрать по составу слова:
1 вариант Набегают, крупные, дождинки
2 вариант Затихает, туманная, порыв
Контрольный диктант (№4)
по теме: «Морфемика. Орфография. Культура речи.».
Охраняйте леса!
У нас часто леса гибнут от безжалостного обращения с ними. Люди бессознательно бросают спичку, и от ее огня погибают большие участки леса. Много леса вырубают. Срубить дерево легко, а чтобы вырастить его, надо десятки лет.
За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, объедают листья. Зайцы, мыши обгрызают корни молодых деревьев. Но есть у леса и друзья — птицы. Они прекрасные помощники лесоводов.
Берегите, ребята, лес! Это наше богатство. (98 слов)
Г р а м м а т и ч е с к ое з а д а н и е:
По мере написания диктанта объяснить безударную гласную в корнях глаголов первого абзаца.
Разобрать по составу слова:
1 вариант лесовод, бросают, десятки
2 вариант лесорубы, отводит, посадками
Схема анализа контрольного диктанта №4
по теме : «Морфемика. Орфография. Культура речи.»
5 класс Дата _____________________
ПримечаниеПримечание
В диктанте допущены ошибки на следующие правила:
Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.
Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел
Проверяемые согласные в корне слова __________ чел
Непроизносимые согласные в корне слова ________ чел
Раздельное написание предлогов с другими словами чел
Знаки препинания в предложении с прямой речью_____________ чел
Запятые при однородных членах ___________ чел
Запятые в сложных предложениях _________ чел
В грамматическом задании допущены следующие ошибки:
В объяснении безударной гласной в корнях глаголов первого абзаца _чел
В разборе по составу слова ____________ чел
Контрольный диктант (№5)
по теме: «Имя существительное.».
Вариант 1
Переполох в лесу
На большой лесной полянке играют лисята, радостно кувыркаются в траве. Вдруг с молоденькой сосны прямо на лисёнка упала шишка.
Малыш испугался и кинулся с поляны. От страха он не заметил откоса и кубарем покатился к реке.
По берегу шла дикая свинья с поросятами, и лисёнок свалился прямо на поросят. Завизжали, захрюкали поросята и разбежались. Один бросился в кусты малины, а там медведь лакомится ягодами.
Он заревел и ринулся через лес к реке. Мчится медведь, только подошвы сверкают. Остановился на поляне, где раньше лисята играли. Поднял голову, замер.
На сосновой ветке белочка сидит, шишки срывает.
Не знал медведь, что эта белочка шишку уронила и переполох в лесу устроила.
Грамматическое задание:
Выпишите 5 слов, в которых количество звуков и букв не совпадает.
Синтаксический разбор предложения «На сосновой ветке белочка сидит, шишки срывает.» — 1в , «На большой лесной полянке играют лисята, радостно кувыркаются в траве.» — 2в .
Морфологический разбор слова «в траве» — 1 в , «на полянке»- 2 в.
Разобрать слова по составу «лисёнок », «сосновой», «бросился» — 1 в. «полянке», «колючий», «поднял» – 2 в
Контрольный диктант (№5)
по теме: «Имя существительное».
В-2
Фомка и Барин.
По дороге топал еж. Он меня заметил и свернулся клубком. Закатил я колючего зверька в кепку. Принес домой и назвал Фомкой.
В комнате Фомка развернулся, громко забарабанил по полу. Вскоре гость нашел за печкой старый валенок и забрался в него. А на том валенки любил дремать рыжий кот Барин. Всю ночь до рассвета кот гулял, а утром прыгнул за печь. Вдруг Барин выгнул спину дугой и выскочил на середину комнаты. А из валенка выкатился колючий клубок. Со страху кот прыгнул на шкаф, и я подумал: «Теперь тебе, Барин, спокойной жизни не будет». Но через неделю еж и кот уже частенько ужинали вместе. (103 слова)
Грамматическое задание:
Выпишите 5 слов, в которых количество звуков и букв не совпадает.
Синтаксический разбор предложения «Закатил я колючего зверька в кепку» — 1в , «По дороге топал еж» .
Морфологический разбор слова «Фомкой» — 1 в , «Барин»- 2 в.
Разобрать слова по составу «рассвета», «колючего», «закатил» — 1 в. «Ножками», «колючий», «ужинал» – 2 в
Схема анализа контрольного диктанта №4
по теме : «Имя существительное»
5 класс Дата _____________________
ПримечаниеПримечание
В диктанте допущены ошибки на следующие правила:
Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.
Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел
Проверяемые согласные в корне слова __________ чел
Непроизносимые согласные в корне слова ________ чел
Падежные окончания имён существительнах ___ чел
Раздельное написание предлогов с другими словами чел
Запятые при однородных членах ___________ чел
Запятые в сложных предложениях _________ чел
В грамматическом задании допущены следующие ошибки:
В нахожденииВыпишите 5 слов, в которых количество звуков и букв не совпадает ____ чел.
В синтаксическом разборе предложения
В морфологическом разбор слов ____ чел
В разборе слова по составу _____ чел
Контрольный диктант (№6)
по теме: «Имя прилагательное».
В-1
Ёжик
Однажды поздней осенью я до темноты бродил по лесу. Надвигалась долгая осенняя ночь. Под гигантской сосной соорудил я шалаш, чтобы ночью не дрожать от холода.
На рассвете около меня зашелестели листья. Хрустнула сухая ветка, и раздался легкий треск.
Я выглянул из шалаша. Мимо меня пробежал кругленький шарик с колючими иголками на спине. Еж! Он проскользнул под низкий кустик и долго возился там. Потом он вылез из-под куста и скрылся в лесной чаще.
Вскоре ежик вернулся. Я увидел на его колючках маленькое яблочко. Он направился к своему тайнику и исчез в нем.
Все утро таскал еж в норку грибы, лесные яблоки. (97 слов)
Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е:
Произвести синтаксический разбор предложения
Хрустнула сухая ветка, и раздался легкий треск. – 1 в
На рассвете около меня зашелестели листья. – 2в
Произвести морфологический разбор прилагательного:
Маленькое (яблочко) – 1 в
Осенняя (ночь) – 2 в
Обозначить род и падеж имён прилагательных в 1 абзаце текста.
Контрольный диктант (№6)
по теме: «Имя прилагательное».
В-2
Весеннее утро
Хорошо весеннее утро! Вот из-за синей полоски леса появляется солнце. В его утренних лучах краснеют вершины гигантских сосен. Над рекой расстилается туман. Но вот он начинает клубиться золотистым дымом.
Скоро туман пропадает в прозрачном воздухе и открывает прозрачную гладь реки. Синее небо глядится в зеркальную воду. На яркой листве деревьев блестит роса.
Весеннему утру радуются птицы, деревья, цветы. Белоснежные облака иногда бросают легкую тень на зеленую травку, синюю гладь реки. Но подует ветерок, и тени исчезают.
В селах начались весенние работы. (94 слова.)
Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е:
Произвести синтаксический разбор предложения
На яркой листве деревьев блестит роса.– 1 в
Синее небо глядится в зеркальную воду. – 2в
Произвести морфологический разбор прилагательного:
(На) зеленую (травку) – 1 в
(На) синюю (гладь) – 2 в
Обозначить род и падеж имён прилагательных в 1 абзаце текста.
Схема анализа контрольного диктанта №6
по теме : «Имя прилагательное»
5 класс Дата _____________________
ПримечаниеПримечание
В диктанте допущены ошибки на следующие правила:
Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.
Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел
Проверяемые согласные в корне слова __________ чел
Непроизносимые согласные в корне слова ________ чел
Раздельное написание предлогов с другими словами
Буквы и,у,а после шипящих ____________ чел
Употребление ь на конце существительных после шипящих _ чел
Падежные окончания имён прилагательных ____ чел
В грамматическом задании допущены следующие ошибки:
В синтаксическом разборе предложения ____________ чел
В морфологическом разборе прилагательного _______чел
В обозначении рода и падежа имён прилагательных в 1 абзаце текста ___ чел.
Контрольный диктант (№7) по теме: «Глагол»
В-1
Еще хмурится небо, но в просветах облаков пробивается сверкающим мечом луч солнца. Весна набирает скорость. Проясняются дали. Зимним цветом белеют еще поля, а уже зеленеют островками сосновые боры.
В лесу встречаются зима и весна. В потемках ельника серебрятся осины. От их корявых веток на мартовском снегу появляются извилистые синие тени. Вокруг деревьев и пней обтаяли круглые лунки. На зеленом фоне хвои сережки ольхи. В ее ветвях суетятся говорливые чечетки. Раздаются свирельные вздохи снегирей.
Граница снегов отступает к северу, а за ней по пятам возвращаются к себе на родину птицы. Скоро журчащая песня жаворонка и гомон грачей объявят о приходе весны.
Прощай, зима! Здравствуй, весна! (105 слов)
(По Д. Зуеву)
Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е:
Произвести синтаксический разбор предложения
В потемках ельника серебрятся осины – 1 в
В лесу встречаются зима и весна. – 2в
Произвести морфологический разбор глагола:
отступает – 1 в
краснеют – 2 в
Произвести разбор глаголов по составу:
обтаяли, хмурится – 1 в
набирает, серебрятся – 2 в
Контрольный диктант (№7) по теме: «Глагол»
В-2
Быстро наступает вечер в глухом лесу. Темные тени ложатся под деревьями. Недвижно высятся старые сосны, чернеют густые ели. Пахнет в лесу смолой, сосновой хвоей, опавшей листвой.
Скрылось за дальними деревьями вечернее солнце, но еще не спят птицы в лесу. Слышишь торопливый стук дятла. Вертятся возле дятла шустрые синички, подбирают жучков и червячков. Скоро наступит в лесу темная, непроглядная ночь. Только в полночь замолкнут и заснут дневные птицы.
Глухая, беззвучная ночь накрывает землю. Но вот прошуршала под ногами мышь. И опять тихо.
Потрескивает костер, и колышутся над огнем лохматые еловые ветви. А у огня на смолистой постели беззаботно похрапывает охотник. (99 слов)
(ПоИ. Соколову-Микитов)
Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е:
Произвести синтаксический разбор предложения
Быстро наступает вечер в глухом лесу.– 1 в
Темные тени ложатся под деревьями. – 2в
Произвести морфологический разбор глагола:
чернеют – 1 в
наступает– 2 в
Произвести разбор глаголов по составу:
Прошуршала, вертятся – 1 в
Подбирают, колышутся – 2 в
Схема анализа контрольного диктанта №7
по теме : «Глагол»
5 класс Дата _____________________
ПримечаниеПримечание
В диктанте допущены ошибки на следующие правила:
Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.
Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел
Проверяемые согласные в корне слова __________ чел
Непроизносимые согласные в корне слова ________ чел
Раздельное написание предлогов с другими словами
Буквы и,у,а после шипящих ____________ чел
Употребление ь на конце существительных после шипящих _ чел
Личные окончания глаголов ____ чел
Тся — ться __________ чел
В грамматическом задании допущены следующие ошибки:
В синтаксическом разборе предложения ____________ чел
В морфологическом разборе глагола _______ чел
В разборе по составу глагола __________ чел
Контрольный диктант (№8) ( без грамматического задания)
В-1
Скоро весна
В природе чувствуется приближение весны. Уже раньше поднимается солнце. На осине, берёзе и тополе набухают почки.. Звенят весёлые ручейки. Скоро расцветут подснежники, незабудки, ландыши.
Прилетели первые вестники весны. Скворцы расселяются в домиках, которые сделали им заботливые ребята. Вот по пашне ходит белоногий грач, заливается в небе жаворонок.
Радостно встречают весну и воробьи. Они чирикают, купаются в песке, прыгают по дорожке.
Около речки толпятся ребятишки и смотрят на ледоход. Льдины бьются друг о друга и исчезают под водой. От речки веет свежим весенним ветерком. С наслаждением играешь в мяч, собираешь первые весенние цветы.
Хорошо дышится весной! Весна – счастливое время года.
Контрольный диктант (№8) ( без грамматического задания)
по теме: «Повторение пройденного в 5 классе»
В-2
Русский лес
Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.
В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Под деревьями расстилаются белые сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея молодые березки.
Хорош лес ранней и поздней весной, когда пробуждается в нем бурная жизнь. Тает снег. Все больше слышатся в лесу голоса птиц. На лесных полянках появляются проталины, ковром разрастаются подснежники. На кочках видишь крепкие листочки брусники.
Многое услышишь в весеннем лесу. На вершине высокой ели распевает дрозд. Тонко пищат рябчики, на болоте возятся журавли. Над желтыми пуховками ивы жужжат пчелы. (101 слово)
Схема анализа контрольного диктанта №8
по теме : «Повторение пройденного в 5 классе»
5 класс Дата _______________ Учитель _____________
ПримечаниеВ диктанте допущены ошибки на следующие правила:
Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.
Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел
Проверяемые согласные в корне слова __________ чел
Непроизносимые согласные в корне слова ________ чел
Раздельное написание предлогов с другими словами
Буквы и,у,а после шипящих ____________ чел
Употребление ь на конце существительных после шипящих _ чел
Личные окончания глаголов ____ чел
Тся — ться __________ чел
В грамматическом задании допущены следующие ошибки:
В синтаксическом разборе предложения ____________ чел
В морфологическом разборе глагола _______ чел
В разборе по составу глагола __________ чел
Промежуточная контрольная работа (ФГОС) Русский язык
Фамилия, имя __________________________________________ класс __________
I. Знание
Укажите словосочетание:
а) пришла осень;
б) яблоко румяное;
в) из-под стола;
г) оказать поддержку.
Укажите нераспространенное предложение:
а) Прохлада освежает и бодрит.
б) Плыли по небу тучки.
в) Утром похолодало.
г) Месяц встал над лугом.
Укажите побудительное предложение:
а) Сырой туман висел над рекой.
б) Кто там стучится у ворот?
в) Закружилась листва золотая.
г) А когда, дедушка, не спит сова?
д) Расскажи мне об этом писателе.
Укажите предложение, в котором необходимо поставить тире:
а) Большие глазастые ромашки хороши.
б) Цыплят по осени считают.
в) Июль макушка лета.
г) Зима снежная и мягкая.
II. Мышление
2.1 В каком предложении есть обращение?
а) Учитель обратился к ребятам с важной просьбой.
б) «Спасибо тебе, милая крошка!» — сказала больная ласточка.
в) «Чего тебе надобно?» — спросила золотая рыбка у старика.
г) Ты придешь сегодня в гости?
2.2 Все ли высказывания верны?
а) Синтаксис – раздел русского языка, изучающий слова и их лексические значения.
б) Единицы синтаксиса – словосочетание и предложение.
в) Пунктограмма – место в предложении, где требуется применить пунктуационное правило.
г) Предложение – несколько слов, связанных по смыслу и интонационно.
2.3 Что не относится к разделу «Синтаксис и пунктуация»?
а) часть речи;
б) интонация;
в) член предложения;
г) пунктограмма.
2.4 В какой схеме препинания расставлены неправильно?
а) [О и О], и [О и О];
б) О и О, и О и О;
в) или О, или О;
г) О, но О.
2.5 Укажите сочинительное словосочетание:
а) бабушка с дедушкой;
б) веселые подружки;
в) бабушка и дедушка;
г) сочинять сказку.
III Коммуникация
Напишите определения:
1. Синтаксис это….
2. Пунктуация это…
3. Морфология это …
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IV. Применение
Прочитайте текст, выполните задания В1 – В5.
(1) Было у матери семь дочек.
(2) Однажды она поехала к сыну.
(3) Вернулась через неделю.
(4) Дочки стали говорить, как они скучали.
(5) Первая сказала: «Я, мамочка, скучала по тебе, как цветочек по солнечному лучу».
(6) «Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды», — проговорила вторая.
(7) «Родная, я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке», — сказала третья дочь.
(8) «Мне было без тебя, как пчелке без цветка», — прощебетала четвертая.
(9) «Ты снилась мне, как розе снится капля росы», — промолвила пятая.
(10) «Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья», — прошептала шестая.
(11) А седьмая дочка ничего не сказала.
(12) Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги.
(По В.Сухомлинскому.)
В1. Укажите номер предложения, в котором прямая речь стоит после слов автора.
В2. Укажите номер предложения с однородными сказуемыми.
В3. Укажите предложение, в котором отсутствует подлежащее.
В4. Укажите предложения, в которых есть обращения.
В5. Укажите в 5-м и 7-м предложениях слова, в которых есть орфограмма «Правописание е-и в суффиксах существительных».
Промежуточная контрольная работа по русскому языку
для обучающихся 5 класса
Цель работы – контроль знаний за курс начальной школы по темам «Словосочетания», «Распространённое и нераспространённое предложение», « Типы предложений по целевысказыванию», «Обращение», «Синтаксис и пунктуация», «Прямая и косвенная речь», «Правописание е-и в суффиксах существительных».
Формируются следующие УУД:
Личностные расширение познавательных потребностей, осваивать новые социальные роли и правила.
Метапредметные результаты
Регулятивные — работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки
Познавательные — структурирование знаний, рефлексия способов и условий действия, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения
Предметные — поиск и выделение необходимой информации, контроль понимания информации, актуализация лексического материала, видовременных форм глагола.
Коммуникативные – приводить доказательства, факты, создавать устные и письменные тексты для решения разных задач.
На выполнение работы отводится 45 минут.
Правильные ответы.
1.1 б,г
1.2 а
1.3 д
1.4 в
2.1 б
2.2 а
2.3 а
2.4 б
2.5 б
4.1 5, 12, 3, 1и7, цветочек, птенчик.
Работа состоит из 19 заданий. Каждое верно выполненное задание оценивается в 1 балл
Оценка
18-19
5
14 – 17
4
10 – 13
3
> 10
2
infourok.ru
Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме: Входные диктанты для 5 класса
Входные диктанты для 5 класса
Текст 1
Еще вчера февраль пургой занавешивал дали, кидал в дрожь деревья, заковывал в лед дороги. Но пришел март, и все переменилось. Не спится теперь вешнему солнышку. Город еще дремлет, а оно уже спешить заняться своими делами. Вот оно осторожно дотронется лучами до легких облаков и окрасит их в розовый цвет. Потом поднимется повыше и заставит алеть окна домов. Солнце покроет золотой краской улицы, бульвары, проспекты и площади, раскрасит деревья и травы, сады и парки в яркие цвета. Нравится солнцу его работа, и от радости оно улыбается.
Творческое задание.
Расскажи о солнце (ветре, дожде, облаках, тумане) так, чтобы они ожили в твоем описании.
Текст 2
С каждым днём весна наступает. Оживает, голубеет небо. Тёплый ветер гонит по нему воздушные корабли. Высоко над землей купаются в лучах солнца жаворонки. Радостной трелью льются их песни высоты.
Приятно прогуляться в весенний лес погожим деньком. Извилистая тропка петляет между деревьев. Пахнет весенними почками. Как хорошо и легко дышится! Вот вертится на кленовой веточке маленькая птичка. Спешит по своим делам колючий ёж. Быстро спускается по стволу ели шустрая белочка. Звонкой дробью отмечает приход весны дятел. Далеко разносится чудесная песня голосистого дрозда.
Щебету птиц вторит говорливый ручей. Лесная тропка выводит нас к нему. Ветви ивы склоняются к воде и смотрятся в прозрачную гладь.
Грамматические задания
1.Озаглавьте текст.
2.Выпишите из текста три слова с безударной гласной в корне, графически объясните их написание.
3.Выпишите из текста три глагола І спряжения и три глагола ІІ спряжения, графически объясните их правописание.
4.Разберите по членам предложения
1вариант: Теплый ветер гонит по нему воздушные корабли.
2вариант: Высоко над землей купаются в лучах солнца жаворонки.
5. Составьте небольшой текст (пять-семь предложений) на тему: «Природа в городе». Расскажите в нём, например, как «живётся» деревья на городских улицах, травам и цветам на газонах, белкам в парках, птицам под крышами наших домов.
Текст 3
Стайки перелетных птиц носятся от деревни к деревне. Пернатые готовятся к зиме.
Из низкого облачка сыплется дождь. От луж раскисают лесные дорожки. Не встретишь на знакомой тропке колючего ежа.
По утрам в низинах стелется холодный туман. Вся местность вокруг кажется огромным молочным морем.
Из-за туч выглянет солнце и заглянет в лесную глушь. Солнечный луч пробьется сквозь густые кроны деревьев. Праздничным огоньком вспыхнет на веточках ели. Здесь под лапами пушистой хвои зеленеет мох.
Резвый ветер зашуршит пожухлой травой. Заяц боится осенних звуков, таится у соснового пенька. Трудно усидеть зверьку среди шумного леса!
Встретится на грибной тропе человек с лукошком. Счастливому путнику удалось найти поздние грибы. Это удивительная находка! Память о ней сохранится на долгие зимние месяцы.
Творческое задание.
Расскажите о том, что вы видели в осеннем лесу ( 5-7 предложений).
nsportal.ru