Таксономия блума на уроках математики: ПРИМЕНЕНИЕ ТАКСОНОМИИ БЛУМА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
ПРИМЕНЕНИЕ ТАКСОНОМИИ БЛУМА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
ПРИМЕНЕНИЕ ТАКСОНОМИИ
БЛУМА
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В
СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Реформа образования предполагает не столько увеличение времени обучения в школе, сколько изменение содержания образования, его базовых методологических оснований. Одним из приоритетных направлений образовательной политики является переориентация образовательного процесса на компетентностный подход.
Все это: переориентация на компетентностный подход, применение новых технологий и методов, запрос общества на гражданина образованного, критический мыслящего, способного к саморазвитию и творчеству- говорит о необходимости перераспределения функций ученика и педагога в рамках учебно-воспитательного процесса в сторону увеличения самостоятельной деятельности учеников и сведения до минимума когнитивной роли педагога.
-ученик сможет их выполнить без помощи учителя или при минимальной консультации педагога;
-создать условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала;
-быть четкими, понятными для каждого ученика;
-быть немногословными;
-должны начинаться с глагола, описывающего, что ученик должен делать.
Для разработки заданий для самостоятельной работы можно применять таксономию Блума
Блум выделил уровни:
Знание – механическое запоминание информации (факты, термины, процессы, классификации).
Понимание – способность объяснить факты, интерпретировать, перефразировать материал.
Применение – способность использования знаний в новых ситуациях.
Анализ – способность разделять целое на части для лучшего понимания.
Синтез – умение комбинировать элементы для создания нового целого.
Оценка – способность оценивать значение или использование информации на основе определенных стандартов.
Задания первых трех уровней должны быть под силу всем учащимся, если хоть один учащийся не выполнил задания трех уровней, то урок можно считать неудовлетворительным. Обязательно следует к уроку разработать задания всех уровней. Если никто из учеников не выполнил задания шестого уровня, то, возможно, объем предыдущих пяти заданий был велик. Если кто-то из учеников выполнил задание всех шести уровней, а урок еще не закончился, то надо иметь в резерве учебные задания шестого уровня.
Как задавать хорошие вопросы (некоторые подсказки)
· Когда вы задаете вопрос, подумайте – зачем вы его задаете?
· Какой ответ вы ожидаете получить на этот вопрос?
· Получу ли я такой ответ, который хочу, задав этот вопрос?
· Убедитесь в том, что вопросы построены поэтапно.
· Начинайте с вопросов на понимание, и двигайтесь к вопросам, заставляющим детей анализировать, синтезировать.
· Убедитесь в том, что есть поэтапность в развитии графических навыков.
· Не начинайте с самого сложного вопроса!
· Будьте точными и конкретными в ваших вопросах.
· ФОКУСИРУЙТЕСЬ на тех данных, которые вы предоставили.
· Не задавайте вопросы, которые не связаны с данными, которые вы предоставили. Это можно делать только в том случае, если вы тестируете творческие способности детей!
· Не задавайте вопросы, основанные на общих знаниях детей – это нечестно!
· Задавайте вопросы, которые поощряют детей находить личное применение данным, поиск конкретных действий.
· Убедитесь в том, что у детей есть время, чтобы ответить на вопросы.
· Будьте осторожны с “закрытыми вопросами”.
· У вас должны быть вопросы, на которые дети должны ответить индивидуально, в группах, в парах, классом.
После ознакомления с информацией учащиеся приступают к выполнению учебных заданий. Вся работа в классе осуществляется самостоятельно, придерживаясь следующих рекомендации:
1. При этом все ученики находятся в равном положении – одни и те же задания в одно и то же время.
2. При работе на уроке учащиеся не должны мешать друг другу.
3. При появлении вопроса, учащийся поднимает руку, и учитель подходит к нему.
4. Выслушав вопрос не спешите дать ученику ответ, а укажите ему, на что следует обратить внимание и где можно найти ответ на вопрос. Такая деятельность на уроке дает возможность ученику научиться «добывать» знания самому.
5. Каждый ученик начинает с первого задания, работает на протяжении всего урока. Чтобы перейти к следующему заданию ученик поднимает руку, учитель подходит и определяет верно ли выполнено задание, и только потом ученик приступает к выполнению следующего задания. Можно использовать приемы взаимопроверки,
использование «контролера» в малой группе и т. п.
6. Количество заданий, выполненных учеником на уроке, зависит
от его интеллектуальных и творческих способностей.
Предлагаю вашему вниманию подборку вопросов и заданий по теме «Квадратные уравнения»
Вопросы по теме “Квадратные уравнения”
Знание
1. Назови общий коэффициент квадратного уравнения
2. Назови коэффициент квадратного уравнения 2х2 + 8х – 11 = 0
3. Перечисли основные виды квадратных уравнений
4. Запиши в общем виде приведенное квадратное уравнение
5. Составь список формул, используемых при решении квадратных уравнений
6. Найди корни уравнения: 3х2 = 4; -7х = 0; 5х2 -8х + 3 = 0; х2 -7х + 12 = 0
Понимание
1. Приведи пример полного (неполного, приведенного) квадратного уравнения
2. Объясни, как решается уравнение (2х + 1)(х + 2) – (х – 1)(3х + 1) = 1
3. Выясни, имеет ли корни уравнение х2 + 1 = 0; 2х2 -7х – 4 = 0
4. Перечисли несколько способов решения уравнения х2 – 2х – 3 = 0
5. Докажи, что числа 2 и 3 являются корнями уравнения х2 – 5х + 6 = 0
6. Догадайся, чему равны корни уравнения х2 + 7х + 12 = 0
Применение
1. Разложи, если возможно, квадратный трехчлен х2
2. Используя связь между коэффициентами и корнями квадратного уравнения, составь квадратное уравнение по его корням 1 и -3
3. Реши задачу с помощью квадратного уравнения: Периметр земельного участка прямоугольной формы равен 60 м, а его площадь 200 м2 . Найти длины сторон участка.
4. Сократи дробь: 24х2 – 38х + 15
12х2 – 16х + 5
5. Сложи дробь: ______1_____ + ______1_____
27х2 – 15х – 2 18х2 -27х +10
6. При каких значениях х определено выражение: __х – 5__
х2 – 6х – 7
7. Спланируй доклад по теме “Квадратные уравнения”
Анализ
1. Раздели предложенные уравнения на группы: х2 – 2х + 1 = 0; 3х2 – 12х – 40 = 0; 2х – 3 = 0;
(х – 2)(х + 3) – (х – 4)(х + 4) – 5= 0; х – 2 + х + 3 = 1 ; х – 3 + х = 5
х х – 4 5 3
Найди сходства и различия в группах
2. Найди сходства и различия в группах квадратных уравнений: х2 – 2х + 1 = 0; 5х2 – 8х + 3 = 0;
9х2 + 6х + 1 = 0; х2 – 12х + 20 = 0
3. Найди сумму и произведение корней уравнения х2 — √2 х + 6 = 0
4. Основываясь на том, что ты знаешь о квадратном уравнении, реши уравнение х4 – 5х2 + 6 = 0
5.
6. Определите знаки коней уравнения, если корни существуют: х2 — ½ х — ½ = 0; х2 – 17х + 72 = 0
Синтез
1. Составь квадратное уравнение, если х1 и х2 – его корни, если х1 + х2 = 2, х1х2 = -3
2. Создай полное квадратное уравнение с четным вторым коэффициентом, имеющее два различных корня
3. В уравнении х2 + рх + 45 = 0 один из корней равен 15. Найдите второй корень и коэффициент р.
4. Разработай алгоритм решения уравнения: _х_ + х_+_5 = __50__
х – 5 х – 5 х2 – 25
5. Используя свои знания и интуицию, предположи, как решить уравнение:
((х – 3)/х)2 – 3(х – 3)/х + 2 = 0
6. Решить систему уравнений, составив вспомогательное уравнение: х + y = 4
хy = 3
Оценка
1. Оцени, насколько рационально решено уравнение: (х – 2)2 – 10(х – 2) + 21 = 0; х2 – 4х + 4 – 10х + 20 + 21 = 0; х2 – 14х + 45 = 0; х1 = 9, х2 = 5.
2. Используя твои критические замечания по поводу решения предыдущего уравнения, порекомендуй другой способ решения того же уравнения.
3. Решая уравнение, х2 – 59х – 4386 = 0, ученик нашел его корни х1 = -43, х2 = 102
Верно ли решено уравнение?
4. Не решая уравнения 4х2 – 7х – 11 = 0, ученик определил, что оно имеет два корня разных знаков. Прав ли он?
Такие уровни позволяют каждому ученику реализовать
максимально свой интеллектуальный потенциал. И результаты очень быстро дадут о себе знать и не только в повышении качества знаний. Но и в освоении коммуникативной компетентности (при организации парных и групповых работ), информационной компетенции (работа с письменными источниками информации).
В конце урока следует определить достигнуты ли цели урока и оценить деятельность учащихся на уроке. В традиционном уроке оценка в конце урока достается далеко не каждому ученику. В предлагаемом уроке оценку может получить каждый ученик, который присутствует на уроке. Для этого учитель имеет много форм и методов: самооценка, взаимооценка и т.п.
На этом этапе формулируется одна из важных компетентностей учащихся – умение самооцениваться. Эта компетенция необходима на протяжении всей жизни и особенно, на начальном этапе проектирования своей образовательной траектории.
ПЛАН УРОКА: «Умножение и деление рациональных выражений»
КЛАССИФИКАТОР | ОРГАНИЗАЦИЯ | |||
| Учебное задание | Орг. форма оценивания | ||
Общее время урока: | 45 | |||
1 | Усвой из текста учебника правило умножения дробных выражений, запиши в тетрадь с помощью «арабской грамоты» | 3 | Работа в паре/ сам | |
2 | Усвой из текста учебника правило деления дробных выражений, запиши в тетрадь с помощью «арабской грамоты» | 3 | Работа в паре/самооценивание | |
3 | Найди из текста и запиши в тетрадь формулы умножения и деления дробных выражений | 3 | Работа в паре | |
4 | Установи соответствующие части определений и формул соеднительными линиями (см. Приложение №1) | 2 | Раб паре | |
5 | Представь с помощью «Кластера» понятия связанные со словом «дробь» | 3 | Раб в паре/взаим | |
6 | Выбери из предложенных равенств верные, в результате проверки должен получиться математический термин, запиши ключевое слово на английском языке (см. Приложение №1) | 3 | Раб в паре/ взаимооц+оценка учителя | |
7 | Выполни действия и найди соответствующую ответу – букву в таблице. Расшифровав пентаграмму, ты узнаете имя человека, чей папирус с решением задач на деление дробей дошел до нас, запиши ключевые слова на английском языке (см. Приложение №1) | 4 | Работа в паре взаимооценка +оценка учителя | |
8 | Примени правила умножения и деления дробных выражений и запиши компоненты дроби на английском языке (см. Приложение №1) | 6 | Работа в паре/ взаимооц+оценка учителя | |
9 | Проанализируй древне-египетскую задачу Ахмеса: «Разделить 7 хлебов между 8 людьми».Сколько разрезов всего придется провести и сколько хлеба достанется каждому человеку? | 6 | Раб в паре/взаимооценка +оценка учителя | |
10 | Сформулируй алгоритм умножения и деления дробных выражений в виде выражении последовательных действии. | 6 | Раб в паре/ взаимо+ оценка учителя
| |
Следует подчеркнуть, однако, что таксономия Блума требует серьезного и тщательного изучения, а ее применение в педагогической практике – специальной подготовки.
Однако элементы этой системы можно использовать в нашей повседневной работе
Автор: Капшаева Гулжанар Тлеубековнаучитель математики, «Шарбактинская СОШ»В 1956 году профессор Чикагского университета Бенджамин Блум опубликовал книгу «Таксономия образовательных целей». Он выделил шесть уровней познавательной деятельности, которые десятилетиями успешно использовались в педагогике как руководство при планировании обучения, стимулирующего развитие у учащихся мыслительных навыков высокого уровня.В 1956 году профессор Чикагского университета Бенджамин Блум опубликовал книгу «Таксономия образовательных целей». Он выделил шесть уровней познавательной деятельности, которые десятилетиями успешно использовались в педагогике как руководство при планировании обучения, стимулирующего развитие у учащихся мыслительных навыков высокого уровня.Блум выделил уровни:Блум выделил уровни:
Таксономия мыслительных умений БлумаТаксономия мыслительных умений Блума(глаголы действия)
Таксономия мыслительных умений Блума Таксономия мыслительных умений Блума
Таксономия мыслительных умений Блума
Таксономия мыслительных умений Блума
Таксономия мыслительных умений Блума
жүктеу/скачать 102.48 Kb. Достарыңызбен бөлісу: |
Планирование урока с использованием таксономии Блума в моем классе математики
Подобно другим таксономиям, таксономия Блума представляет собой иерархический метод обучения. Обоснование этого заключается в том, что обучение на более высоких уровнях зависит от приобретения необходимых знаний и навыков на более низких уровнях.
Таксономия Блума часто отображается в виде пирамиды, чтобы проиллюстрировать эту иерархию. Если представить себе структуру, похожую на торт, подчеркнув, что каждый уровень строится на фундаменте, заложенном предыдущими уровнями.
С годами эта пирамида тоже совершенствовалась. Пересмотренная таксономия Блума подчеркивает результаты обучения учащихся за счет использования уточненных терминов. Пересмотренная таксономия представляет собой обновленный взгляд на таксономию Блума 1956 года, в которой изучались когнитивные навыки и поведение при обучении.
Он фокусируется на шести уровнях: помнить, понимать, применять, анализировать, оценивать и создавать.
Вот несколько способов, которыми мы можем использовать уровни Блума при планировании урока, чтобы определить цели обучения для концепции/упражнения.
Вопросы более низкого уровня подходят для:
- Оценка подготовки и понимания учащихся
- Диагностика сильных и слабых сторон учащихся
- Просмотр содержимого
Вопросы более высокого уровня таксономии наиболее подходят для:
- Поощрения учащихся к более глубокому и критическому мышлению
- Решение проблем и поощрение дискуссий
- Поощрение учащихся к самостоятельному поиску информации
Мои ученики придумывают свои вопросы по главе, чтобы помочь друг другу. Сначала было сложно, а раньше просто задавали закрытые вопросы. Однако с практикой они начинают лучше задавать вопросы — вопросы, на которые могут объяснить ответы. Первый шаг решения проблем и развития вычислительного мышления — задавать правильные вопросы, чтобы найти ответы.
Примеры когнитивных уровней с точки зрения математики:
- Запоминание: определение шагов для решения, факторизации, оценки и т. д.
- Понимание: описать, что мы ищем и зачем – нули, вершины, пересечения и т.д.
- Применить: решить уравнение или нарисовать график
- Анализ: сравнение, противопоставление и классификация различных функций
- Оценить: объяснить и защитить свое решение
- Создать: написать свою проблему
В приведенной ниже таблице более подробно описано то же самое.
Вот шаблон, который учителя могут использовать для создания своих уроков и онлайн-обучения с использованием модели таксономии Блума.
Кредиты таблицы измерения когнитивного процесса.
Есть два плана уроков по изучению площади и простых чисел, которые я создал с помощью таксономии Блума.
Использование уровней таксономии помогло мне определить цели обучения до начала урока.
Как учитель, я целенаправленно задаю вопросы для достижения целей обучения, и уровень вопросов остается разным даже в пределах одной главы. Я прошу учащихся объяснить свои математические ответы, используя рисунки или диаграммы и числа (уравнения). Это отличный способ оценить, действительно ли они понимают изучаемую концепцию.
Прочтите другие статьи с более практическими советами от Шалини, мэм, здесь-
Онлайн-обучение для новичков — это просто
5 вещей, которые учителя должны сделать, чтобы повысить надежность оценивания
Математическое волшебство. Обучение умножению с помощью Bingo становится увлекательным и легким!
Студенты, ведущие активное обучение в классе
Математическая магия: развитие математического мышления и решения задач
Мы хотели бы выразить нашу сердечную благодарность всему преподавательскому сообществу за то, что они были факелоносцами обучения даже в самые темные времена и никогда отступить.
Мы хотим поблагодарить вас за то, что вы обучаетесь супергероям. Мы здесь, чтобы поддержать каждого учителя. Получите доступ к бесплатным ресурсам и рабочим листам Кембриджа здесь.
Таксономия Блума в математическом классе
15.12.2016 6 комментариев
Начнем снизу, с таксономии Блума. Все мы знаем, что знание, также известное как воспоминание информации, является базовым когнитивным уровнем Блума. Часто мои ученики хотят, чтобы я преподавал так, чтобы они могли запомнить математические шаги. Они думают, что это означает, что они понимают, что делают. Эм, нет, это определенно не так. Ниже представлено видео, которое я каждый год показываю своим ученикам, чтобы они поняли, что знание не равно пониманию. Мои ученики просто потрясены этим видео по многим причинам, как вы увидите. Если вы впервые видите видео с велосипедом задом наперёд, то оно довольно красивое, правда?! Я обнаружил, что если мне удастся заставить своих учеников установить связь между знанием и пониманием, то они смогут довольно легко перейти на любой другой уровень Блума. Я прошу их думать об этой связи как о препятствии или холме; знание с одной стороны, а понимание с другой. Как только они преодолеют это первое препятствие, все остальные двери откроются для каждого более высокого уровня когнитивного мышления, и не обязательно в определенном порядке. Я видел, как студенты переходят от понимания к созданию. Очень увлекательно наблюдать, как ученики так быстро устанавливают эти связи! Примеры когнитивных уровней с точки зрения математики:
6 комментариев | Привет,Я ТИРА! Мать, жена, учитель и дизайнер учебных программ Ищете что-то конкретное?НАЙТИ МЕНЯ ЗДЕСЬКатегории Все Архивыноябрь 2022 г. |