cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Свержение монархии и кризис власти февральская революция презентация – Конспект урока + презентация урока истории в 9 классе «Свержение монархии»

Конспект урока + презентация урока истории в 9 классе «Свержение монархии»

Конспект урока истории

Учитель: Болдырева Н.В..

Класс: 9

Тема: Свержение монархии

Цель урока: Продолжить формировать историческое сознание и исторический стиль мышления школьников на основе глубокого осмысления и понимания причин, приведших к началу Февральской революции и свержению монархии.

Программное содержание: Революционные события 1917г.: от Февраля к Октябрю. Причины революции. Падение самодержавия. Временное правительство и Советы.

Основные образовательные результаты:

По окончанию изучения темы ученик:

— объясняет причины и сущность событий Февраля 1917г.;

— анализирует различные версии и оценки событий Февраля 1917г.;

— высказывает и аргументирует свою оценку;

— объясняет значение понятий регентство, Учредительное собрание, двоевластие, Временное правительство.

— умеет работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделять главное;

— показывает по карте основные географические объекты;

Тип урока: комбинированный

Вид урока: традиционный

Технология обучения: объяснительно-иллюстративная

Мировоззренческая идея: Февральская революция – попытка осуществить буржуазно-либеральный путь развития страны.

Основные понятия: регентство, Учредительное собрание, двоевластие, Временное правительство.

Основные имена: М.В. Родзянко, Н.С. Чхеидзе, А.Ф. Керенский, Г.Е. Львов, П.Н. Милюков, Н.В. Рузский.

Основные даты: 2 марта 1917г.

План изучения нового материала:

1. Причины революции.

2.Задачи революции.

3. Революционные события Февраля 1917г.

4. Образование новых органов власти.

5. Отречение Николая II.

6. Двоевластие.

7. Итоги и значение революции.

Оборудование урока

: м/м презентация, раздаточный дидактический материал

Оформление доски: тема урока, главный вопрос урока, основные понятия, даты.

Мизансцена урока: традиционная

Домашнее задание: прочитать §10; ответить на вопросы и выполнить задания в конце §10.

Ход урока

Деятельность учителя

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности к уроку.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО, ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

1. Письменный опрос по карточкам № 1, 2, 3.

2. Беседа с классом

— Назовите причины Первой мировой войны.

— Какие военно-политические союзы образовались накануне войны?

— Назовите цели стран-участников Первой мировой войны.

— Что послужило поводом к войне?

— Назовите дату вступления России в Первую мировую войну.

— Расскажите о начале боевых действий и о планах Германии.

— каким было отношение общества к начавшейся первой мировой войне?

— Какова была роль Восточного фронта в военных действиях 1914-1916гг.?

— Какие факторы обеспечили перевод экономики на военный лад?

— Как и почему изменились настроения в русском обществе и на фронте в 1916г.?

— Как вы понимаете значение термина продразверстка?

III. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Вступительное слово учителя:

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с историей России 1917-1921гг. Тема нашего урока – «Свержение монархии». Наша сегодняшняя задача не просто ознакомиться с событиями Февраля 1917г.Мы должны понять, какие причины привели к революционным событиям Февраля 1917г.

Это одна из наиболее сложных и спорных тем в истории России XX века. Россия оказалась на перекрестке исторических дорог, и нужно было выбрать ту, которая вела не в тупик, а в “лучшее завтра”. Все мечтали о порядке, а волею судеб стали участниками грандиозных исторических катаклизмов. И первым испытанием для российского общества стала Февральская революция.

Домашнее задание: прочитать §10; ответить на вопросы и выполнить задания в конце §10.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Причины революции

Вопрос классу:

— Вспомним, что такое революция. И какая сложилась обстановка накануне революции.

Словарная работа:

Революция – коренной переворот в жизни общества, означающий низвержение отжившего и утверждение нового, прогрессивного общественного строя.

Образное повествование:

В начале 1917 г. всеобщее недовольство, вызванное усталостью от войны, ещё более усиливается.

Отмечается ухудшение материального положения народа, так как правительство установило низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, и это привело к её сокрытию крестьянами и нехватке продовольствия. В результате резко выросли цены на продовольствие, растёт спекуляция, началась инфляция.

Были отмечены постоянные перебои в поставках продовольствия в Москву и Петроград.

В армии недовольство тоже нарастало из-за бездарности высшего военного руководства и поражения на фронтах. Учащались случаи открытого неповиновения приказам офицеров, случаи братания с солдатами противника.

Армия слабо обеспечивалась оружием и продовольствием из-за дезорганизованности тыла. Шло революционизирование армии. Деревня осталась без мужей, братьев, сыновей, которые сражались на фронтах войны. Работать там было некому. Таким образом, падал жизненный уровень. Росло недовольство тяготами войны. Ряды недовольных пополняли буржуазия, интеллигенция, крестьяне, рабочие. Страна стояла на пороге революции.

Причины революции:

Нерешенность аграрного вопроса. Крестьянство страдало от нищеты и малоземелья.

Отсутствие рабочего законодательства. (установление 8 часового рабочего дня).

Кризис самодержавия (ограничение власти царя Конституцией).

Ожидание народом прекращения Первой мировой войны.(армия устала воевать, боевой дух солдат упал, дезертирство в армии, поражение на фронтах, 80% экономики работало на войну, перебои в снабжении топлива и продовольствия).

Экономическая разруха, обнищание и голод. (Цены на предметы первой необходимости выросли на 300%, а средняя зарплата рабочих- на 100%. Правительство ввело хлебную разверстку. На потребляющие деревни надвигался голод.)

Русификаторская политика правительства к национальным меньшинствам (В 1912-1914 гг. не прекращались крупные волнения среди народов Средней Азии. В Польше и на Украине усилилось движение сторонников за выход из России. В мусульманских районах укрепилась протурецкая ориентация. Дело Бейлиса).

2. Задачи революции.

Вопрос классу:

— Исходя из причин революции, как вы думаете, какие задачи были поставлены перед Февральской революцией?

1) Решение аграрного вопроса, наделение крестьян землей, ликвидация помещичьего землевладения.

2) Урегулирование отношений между буржуазией и пролетариатом, улучшение положения рабочих.

3) Свержение самодержавия, установление республики.

4) Прекращение войны и заключение мира. Ликвидация экономической разрухи.

5) Расширение прав и свобод национальностей, проживающих на территории Российской империи, предоставление им прав на самоопределение вплоть до отделения.

Выводы:

Беседа с классом:

— Определите, исходя из задач революции ее характер(буржуазно-демократический).

— Как вы думаете, какие социальные группы российского общества были заинтересованы в решении задач революции? (буржуазия, рабочие, крестьяне, интеллигенция, часть армии).

3. Революционные события Февраля 1917г.

Работа с учебником:

— Пользуясь текстом учебника, заполните хронологическую таблицу «События Февральской революции».

Дата

Событие

18.02

Рабочие Путиловского завода объявили забастовку. Требования повысить з/п. в ответ на это администрация объявила о закрытии производства. =>более 30 тыс. рабочих осталось без средств к существованию.

23.02

демонстрацию возглавили женщины. Требовали хлеба и возвращения мужчин с фронта.

25. 02

всеобщая политическая стачка

26.02

Николай II распускает Государственную Думу. Массовый переход солдат на сторону демонстрантов.

27.02

Восставшие солдатские полки вместе с рабочими захватили Арсенал, Петропавловскую крепость, из тюрем освобождены политические заключенные

1.03

образование Временного правительства

2.03

отречение НиколаяII в пользу своего брата Михаила

3. 03

отречение Михаила

Работа с историческим документом:

— В чем смысл предложений Родзянко?

— Какими аргументами он пытался убедить царя в необходимости действовать именно так, как он предлагает?

4. Образование новых органов власти.

Образное повествование:

Вечером, 27 февраля опьяненная свободой толпа собралась у Таврического дворца. Уже с утра здесь находились не подчинившиеся царскому указу депутаты Гос.Думы.

Для управления столицей и государством они создали Временный исполнительный комитет членов Гос. Думы. Его главой стал Родзянко М.В.

В это же время было принято решение о создании Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов.

Председателем Исполнительного комитета Петроградского совета избрали Н.С. Чхеидзе. Его заместителями были А.Ф. Керенский, М.И. Скобелев.

В ночь с 1 на 2 марта 1917г. Временный исполнительный комитет членов Гос. Думы и Исполком Петроградского Совета договорились об образовании Временного правительства, которое состояло бы из либералов, но проводило в жизнь программу, одобренную Петроградским Советом. Его возглавил князь Г.Е.Львов.

Временным правительство называлось потому, что должно было действовать до созыва Всероссийского Учредительного собрания.

Нужно было решить вопрос о судьбе монарха и монархии.

5. Отречение Николая II.

Рассказ:

Находившийся в Ставке царь выехал в столицу. Но его поезд был остановлен. Т.к. поступило сообщение, что ближайшие ж/д узлы заняты восставшими войсками. Царский поезд повернул в Псков, где находился штаб Северного фронта.

В ночь с 1 на 2 марта Родзянко передал главнокомандующему Северным фронтом генералу Рузскому телеграфное сообщение с просьбой убедить Николая 2 отречься от престола в пользу своего сына Алексея (13 лет), а регентом назначить брата – великого князя Михаила Александровича.

Вопрос классу:

— Кого называли регентом?

Словарная работа:

Регентство – временное правление одного или нескольких лиц в случае несовершеннолетия, болезни монарха или в силу других причин.

Рассказ:

Всем главнокомандующим фронтами и флотилиями были отправлены срочные телеграммы с просьбой высказать свое мнение по вопросу об отречении Николая.

Все согласились. Такая позиция высших армейских чинов потрясла Николая 2.

2 марта он подписал акт об отречении в пользу своего брата Михаила. На следующий день Михаил заявил, что судьбу монархии должно решить Учредительное собрание.

Словарная работа:

Учредительное собрание –парламентское учреждение, которое должно было законодательно утвердить новую систему власти.

6. Двоевластие.

Образное повествование:

В стране тем временем сложилосьдвоевластие – одновременно существовали 2 органа власти: Временное правительство и Совет рабочих и солдатских депутатов.

Составление схемы: «Двоевластие».

Образное повествование:

Временное правительство не располагало кокой-либо реальной властью, его распоряжения осуществлялись лишь на столько, на сколько допускал Петроградский Совет. Он располагал важнейшими элементами реальной власти: войска, железные дороги, почта, телеграф.

1 марта Петроградский совет издал Приказ №1:

— создавались выборные солдатские комитеты.

— оружие передавалось в их распоряжение.

— приказ уравнивал в правах солдат и офицеров

— отменял традиционные формы армейской дисциплины (обязательное отдание чести вне службы, обращение офицеров к солдатам на «ты»).

3 мартабыла опубликована Декларация Временного правительства.

Работа с документом:

— Какие изменения внесла декларация в политический строй России?

— Какие задачи стояли перед Учредительным собранием?

— Охарактеризуйте принципы избирательного права, названные в декларации.

Выводы:

Для политики временного правительства характерно принятие полумер по самым наболевшим вопросам:

Национальный – Временное правительство выступало за сохранение единства Российского государствава на основе предоставления всем жителям страны равных гражданских прав и свобод. Польше – обещали в будущем предоставить независимость. Предоставлена автономия Финляндии, Украине, Белоруссии.

Аграрный – решение вопроса о земле откладывалось до созыва Учредительного собрания. Советы эти решения поддержали. Широкомасштабный раздел земли, полагали они, приведет к дезорганизации фронта: крестьяне, одеты в солдатские шинели, не смирятся, что он пройдет без их участия.

В марте 1917 г. было издано постановление о государственной торговой монополии на хлеб в качестве меры борьбы с продовольственным кризисом. Весь хлеб у крестьян был взят на учет продовольственными органами.

Военный – правительство, связанное обязательствами с Антантой, считало, что победа в войне повысила бы международный авторитет России. Война до победного конца.

Рабочий – отклонен закон о введении 8-часового рабочего дня (причина-продолжение войны).

7. Итоги и значение революции.

Обобщение:

Беседа с классом:

— Назовите итоги революции. (Свержение монархии; провозглашение республики, начало выборов во Всероссийское Учредительное собрание; Образование двоевластия).

— Каково значение революции?

Победа февральской революции была победой всех слоев населения над самодержавием, рывком, передвинувшим Россию к передовыми странами в смысле провозглашения демократических и политических свобод.

Велико и международное значение Февральской буржуазно-демократической революции – под её влиянием во многих воюющих странах усилилось стачечное движение пролетариата.

infourok.ru

Свержение Монархии — история, презентации

Свержение монархии

Приготовил:

Султанян Вазген

МБОУ СОШ №4 с УИОП г.Батайска, РО

Это одна из наиболее сложных и спорных тем в истории России XX века. Россия оказалась на перекрестке исторических дорог, и нужно было выбрать ту, которая вела не в тупик, а в “лучшее завтра”. Все мечтали о порядке, а волею судеб стали участниками грандиозных исторических катаклизмов. И первым испытанием для российского общества стала Февральская революция.

Причины революции

Аграрный вопрос не был решен. Крестьянство страдало от нищеты и малоземелья.

Отсутствие рабочего законодательства обостряло отношения между рабочими и владельцами предприятий.

Кризис самодержавия.

Ожидание народом прекращения первой мировой войны.

Экономическая разруха, обнищание и голод.

Русификаторская политика правительства к национальным меньшинствам.

Причины революции

Несколько лет В.Н. Коковцов, чиновники убеждали фабрикантов согласиться на 10-часовой рабочий день, страхование, профсоюзы, право рабочих на экономические стачки.

0,1

Причины революции

0,7

2,2

0,9

Причины революции

  • Армия устала воевать.
  • Боевой дух солдат упал.
  • Дезертирство в армии.
  • Поражение на фронтах
  • 80% экономики работало на войну.
  • Перебои в снабжении топлива и продовольствия.

Причины революции

Рост цен с августа 1914 г. к августу 1917 на продукты питания (разы )

Причины революции

  • Цены на предметы первой необходимости выросли на 300%, а средняя зарплата рабочих- на 100%.
  • Золотое покрытие денег составляло 15%- инфляция.
  • Правительство ввело хлебную разверстку.
  • На потребляющие деревни надвигался голод.

Причины революции

  • В 1912-1914 гг. не прекращались крупные волнения среди народов Средней Азии.
  • В Польше и на Украине усилилось движение сторонников за выход из России.
  • В мусульманских районах укрепилась протурецкая ориентация.
  • Дело Бейлиса.

Задачи революции

Аграрный вопрос не был решен. Крестьянство страдало от нищеты и малоземелья.

Решение аграрного вопроса, наделение крестьян землей, ликвидация помещичьего землевладения.

Задачи революции

Отсутствие рабочего законодательства обостряло отношения между рабочими и владельцами предприятий.

Урегулирование отношений между буржуазией и пролетариатом, улучшение положения рабочих

Задачи революции

Кризис самодержавия.

Свержение самодержавия и установление республики.

Задачи революции

Ожидание народом прекращения первой мировой войны

Экономическая разруха, обнищание и голод.

Прекращение войны и заключение мира. Ликвидация экономической разрухи.

Задачи революции

Русификаторская политика правительства к национальным меньшинствам

Расширение прав и свобод национальностей, проживающих на территории Российской империи, предоставление прав на самоопределение вплоть до отделения.

Характер революции

Буржуазно-демократический

Движущие силы революции

Социальные группы российского общества, которые были заинтересованы в решении задач революции

Буржуазия

Рабочие

Крестьянство

Солдаты

Ход революции

После отъезда Николая II в Ставку в Могилев, многие решения принимались оставшейся в Петрограде царицей, находившейся под влиянием Г.Е. Распутина .

Ход революции

Великие князья, послы Антанты, М.В. Родзянко, донесения полиции вторили друг другу: население недовольно правительством и государем, положение страны катастрофическое, власти нет, зреет бунт.

Какие события положили начало Февральской революции?

Ход революции

23

18

февраля

февраля

Особенно неспокойно было в Петрограде. Чашу терпения переполнили перебои в продовольственном снабжении. В некоторых районах люди стали громить лавки и магазины. 18 февраля началась забастовка на Путиловском заводе. В ответ на требования повысить заработную плату администрация объявила о закрытии производства.

«Хлеба!»

«Мира!»

«Верните мужей!»

25

23

февраля

февраля

Ход революции

23 февраля (8 марта по новому стилю) колонну демонстрантов возглавили женщины. Наспех сделанные лозунги- «Хлеба!», «Мира!»- колыхались над толпой. До 100 тысяч человек вышло на улицы.

«Долой царизм!»

«Долой войну!»

26

25

февраля

февраля

Ход революции

25 февраля экономические забастовки переросли во всеобщую политическую стачку, бастовало более 300 тысяч человек.

Командующий столичным военным округом С.С. Хабалов получил от царя телеграмму: «Повелеваю завтра же прекратить в столице беспорядки».

27

26

февраля

февраля

Ход революции

Стр.74.

26 февраля восстала рота Павловского полка: «Рука против своих не поднимается! Они же хлеба хотят!» Царь распускает Государственную думу.

28

27

февраля

февраля

Ход революции

27 февраля 10 тысяч солдат петроградского гарнизона переходят на сторону народа. Восставшие захватили арсенал, вокзалы, важнейшие правительственные учреждения, двинулись к тюрьмам освобождать всех «пострадавших от царского режима».

«Хорошо, я решился и беру власть в свои руки!»

28

27

февраля

февраля

Ход революции

Вечером 27 февраля толпа собралась у Таврического дворца. Уже с утра здесь находились не подчинившиеся царскому указу депутаты. Для управления столицей и государством они создали Временный исполнительный комитет членов Государственной думы . Его главой стал М.В. Родзянко .

28

27

февраля

февраля

Ход революции

В то же время в других помещениях Таврического дворца заседали освобожденные из тюрьмы рабочие-активисты, члены социал-демократической партии. Было решено создать Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов . Председателем Исполнительного комитета избран Н.С. Чхеидзе . Большинство членов Совета были меньшевиками и эсерами. Заместители И. Скобелев и А.Ф. Керенский .

1

28

марта

февраля

Ход революции

28 февраля пало адмиралтейство. Царские министры были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость.

Ход революции

2

1

марта

марта

состоящего из либералов, но проводящего в жизнь программу, одобренную Петроградским Советом. Возглавил Временное правительство князь Г.Е. Львов до созыва Учредительного собрания. Министр иностранных дел- П.Н. Милюков , военный и морской министр- А.И. Гучков, министр юстиции- А.Ф. Керенский .

Учредительное собрание- парламентское учреждение, которое должно было законодательно утвердить новую систему власти.

В ночь с 1 марта на 2 марта 1917 г. Временный исполнительный комитет членов Государственной думы и Исполком Петроградского Совета договорились об образовании Временного правительства,

22

Приказ №1

1 марта 1917 г. Петроградский Совет издал приказ № 1 по гарнизону Петроградского

военного округа. Создавались выборные солдатские комитеты. Оружие

передавалось в их распоряжении. Все воинские подразделения были

подчиняться политическим требованиям Совета.

3

2 марта

марта

Ход революции

Всем главнокомандующим фронтами и флотилиями была направлена телеграмма с просьбой спешно высказать свое мнение по вопросу об отречении Николая. Все сошлись в одном: отречение «в видах пользы Отечества». Николай отрекся за себя и наследника в пользу брата Михаила.

3 марта

Ход революции

3 марта Михаил отказался от престола. Династия Романовых пала. Царская семья была арестована и находилась в Царском селе, а в августе 1917 г. Была сослана в Тобольск.

Двоевластие

В Росси сложилась своеобразная политическая ситуация. Одновременно существовали два органа власти- Временное правительство и Совет рабочих и солдатских депутатов. Эта ситуация называется двоевластием. 3 марта была опубликована декларация Временного правительства.

Своеобразие революции

?

?

Временное

Советы

правительство

Двоевластие — система управления, сложившаяся в ходе Февральской революции 1917 г., когда важнейшие государственные вопросы решались соперничавшими органами власти- Временным правительством и Советами.

Двоевластие

В то же время правительство подчеркнуло, что Россия будет вести войну «до победного конца» и выполнять все взятые ею международные обязательства. Исходя из курса на продолжение войны, строилась и социально-экономическая политика Временного правительства.

Оно считало возможным проведение лишь таких мер, которые не будут влиять на снижение обороноспособности страны. Именно поэтому был отклонен проект о введении 8-часового рабочего дня .

Двоевластие

И Петроградскому Совету пришлось подписывать собственное соглашение с Петроградским обществом фабрикантов и заводчиков о введении на предприятиях города 8-часового рабочего дня. Из этих же соображений Временное правительство отложило решение аграрного вопроса и проблемы национально-государственного устройства страны до созыва Учредительного собрания.

Советы поддержали эти решения, считая, что широкомасштабный раздел земли приведет к дезорганизации фронта, так как крестьяне, одетые в солдатские шинели, вряд ли смирятся с тем, что этот раздел будет проходить без их участия.

Двоевластие

В марте 1917 г. было издано постановление о государственной торговой монополии на хлеб в качестве меры борьбы с продовольственным кризисом. Весь хлеб у крестьян был взят на учет продовольственными органами.

Двоевластие

23 апреля правительство узаконило возникшие на предприятиях фабрично-заводские комитеты, осуществлявшие «рабочий контроль» над производством и распределением. Были созданы также Министерство труда, примирительные камеры, биржи труда.

Итоги революции

  • Ликвидация монархии
  • Провозглашение республики, начало выборов во Всероссийское Учредительное собрание
  • Образование двоевластия

Значение революции

  • Победа февральской революции была победой всех слоев населения над самодержавием, рывком, передвинувшим Россию к передовыми странами в смысле провозглашения демократических и политических свобод.
  • Велико и международное значение Февральской буржуазно-демократической революции — под её влиянием во многих воюющих странах усилилось стачечное движение пролетариата.

kopilkaurokov.ru

Презентация на тему Свержение монархии. Февральская революция в России

Презентацию на тему Свержение монархии. Февральская революция в России можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : История. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 9 слайдов.

Слайд 1

Свержение монархии. Февральская революция в России (22.02-2.03.1917 г.)

Слайд 2

Цели урока:

Понять причины падения монархии в России. Узнать о причинах и итогах Февральской революции в России. Научиться устанавливать причинно-следственные связи, делать самостоятельно выводы, анализировать исторические источники.

Слайд 3

Причины революции:

Крестьянство страдало от нищеты и малоземелья. Отсутствие рабочего законодательства. Кризис самодержавия. Ожидание народом окончания I мировой войны. Экономическая разруха, вызванная войной, привела население к обнищанию и голоду. Русификаторская политика правительства порождала у национальных меньшинств стремление к независимости.

Слайд 4

Вопросы к пункту 1 § 10

Какие события положили начало Февральской революции? Какие лозунги выдвигали участники демонстрации? С какими причинами революции вы можете их связать? Какие меры принимает император Николай II ?

Слайд 5

Основные события революции:

22.02.1917г.- объявление об увольнении 30 тыс. рабочих на Путиловском заводе Петрограде 23-25.02.1917 г.- Всеобщая забастовка в Петрограде 26-28.02.1917г. –переход войск на сторону бастующих, формирование двух центров власти: Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и Временный комитет IV Гос.Думы

Слайд 6

В ночь с 1 на 2 марта 1917 года император Николай II отрекается от престола, Российская монархия прекратила свое существование. В России сложилась своеобразная политическая ситуация – Двоевластие.

Слайд 7

двоевластие

Временное правительство. (буржуазно-либеральное направление) Князь Г.Е.Львов

Петроградский совет рабочих депутатов. (революционно-социалистическое направление) Меньшевик Н.С.Чхеидзе

Переплетение двух течений Февральской революции и двух ветвей власти после её победы

сущность

Слайд 8

Итоги революции:

Ликвидация монархии Провозглашение республики, начало выборов во Всероссийское Учредительное собрание (парламентское учреждение, которое должно было законодательно утвердить новую систему власти) Образование двоевластия

Слайд 9

Домашнее задание:

1.Составить хронологическую таблицу по § 10-12

2. § 11, задание 1, 2 – письменно 3. Индивидуальные задания: сообщения: «Роль В.И.Ленина в революционных событиях 1917 г.», «Корниловский мятеж», «А.Ф.Керенский и революция 1917 г.»

prezentacii.org

План-конспект урока (история, 9 класс) по теме: Урок истории в 9 классе «Свержение монархии»

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. Причины  революции

Вопрос классу:

— Вспомним, что такое революция. И какая сложилась обстановка накануне революции.

Словарная работа:

Революция – коренной переворот в жизни общества, означающий низвержение отжившего и утверждение нового, прогрессивного общественного строя.

Образное повествование:

В начале 1917 г. всеобщее недовольство, вызванное усталостью от войны, ещё более усиливается.

Отмечается ухудшение материального положения народа, так как правительство установило низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, и это привело к её сокрытию крестьянами и нехватке продовольствия. В результате резко выросли цены на продовольствие, растёт спекуляция, началась инфляция.

Были отмечены постоянные перебои в поставках продовольствия в Москву и Петроград.

В армии недовольство тоже нарастало из-за бездарности высшего военного руководства и поражения на фронтах. Учащались случаи открытого неповиновения приказам офицеров, случаи братания с солдатами противника.

Армия слабо обеспечивалась оружием и продовольствием из-за дезорганизованности тыла. Шло революционизирование армии. Деревня осталась без мужей, братьев, сыновей, которые сражались на фронтах войны. Работать там было некому. Таким образом, падал жизненный уровень. Росло недовольство тяготами войны. Ряды недовольных пополняли буржуазия, интеллигенция, крестьяне, рабочие. Страна стояла на пороге революции.

Причины революции:

  1. Нерешенность аграрного вопроса. Крестьянство страдало от нищеты и малоземелья.
  2. Отсутствие рабочего законодательства. (установление 8 часового рабочего дня).
  3. Кризис самодержавия (ограничение власти царя Конституцией).
  4. Ожидание народом прекращения  Первой мировой войны.(армия устала воевать, боевой дух солдат упал, дезертирство в армии, поражение на фронтах, 80% экономики работало на войну, перебои в снабжении топлива и продовольствия).
  5. Экономическая разруха, обнищание и голод. (Цены на предметы первой необходимости выросли на 300%, а средняя зарплата рабочих- на 100%. Правительство ввело хлебную разверстку. На потребляющие деревни надвигался голод.)
  6. Русификаторская политика правительства к национальным меньшинствам (В 1912-1914 гг. не прекращались крупные волнения среди народов Средней Азии. В Польше и на Украине усилилось движение сторонников за выход из России. В мусульманских районах укрепилась протурецкая ориентация. Дело Бейлиса).

2. Задачи революции.

Вопрос классу:

— Исходя из причин революции, как вы думаете, какие задачи были поставлены перед Февральской революцией?

1) Решение аграрного вопроса, наделение крестьян землей, ликвидация помещичьего землевладения.

2) Урегулирование отношений между буржуазией и пролетариатом, улучшение положения рабочих.

3) Свержение самодержавия, установление республики.

4) Прекращение войны и заключение мира. Ликвидация экономической разрухи.

5) Расширение прав и свобод национальностей, проживающих на территории Российской империи, предоставление им прав на самоопределение вплоть до отделения.

Выводы:

Беседа с классом:

— Определите, исходя из задач революции ее характер(буржуазно-демократический).

— Как вы думаете, какие социальные группы российского общества были заинтересованы в решении задач революции? (буржуазия, рабочие, крестьяне, интеллигенция, часть армии).

3. Революционные события Февраля 1917г.  

Работа с учебником:

— Пользуясь текстом учебника, заполните хронологическую таблицу «События Февральской революции».

Дата

Событие

18.02

Рабочие Путиловского завода объявили забастовку. Требования повысить з/п. в ответ на это администрация объявила о закрытии производства. =>более 30 тыс. рабочих осталось без средств к существованию.

23.02

демонстрацию возглавили женщины. Требовали хлеба и возвращения мужчин с фронта.

25. 02

всеобщая политическая стачка

26.02

Николай II распускает Государственную Думу. Массовый переход солдат на сторону демонстрантов.

27.02

Восставшие солдатские полки вместе с рабочими захватили Арсенал, Петропавловскую крепость, из тюрем освобождены политические заключенные

1.03

образование Временного правительства

2.03

отречение НиколаяII в пользу своего брата Михаила

3. 03

отречение Михаила

Работа с историческим документом:

— В чем смысл предложений Родзянко?

— Какими аргументами он пытался убедить царя в необходимости действовать именно так, как он предлагает?

4. Образование новых органов власти.

Образное повествование:

Вечером, 27 февраля опьяненная свободой толпа собралась у Таврического дворца. Уже с утра здесь находились не подчинившиеся царскому указу депутаты Гос.Думы.

Для управления столицей и государством они создали Временный исполнительный комитет членов Гос. Думы.  Его главой стал Родзянко М.В.

В это же время было принято решение о создании Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов.  

Председателем Исполнительного комитета Петроградского совета избрали Н.С. Чхеидзе. Его заместителями были А.Ф. Керенский, М.И. Скобелев.  

В ночь с 1 на 2 марта 1917г.  Временный исполнительный комитет членов Гос. Думы и Исполком Петроградского Совета договорились об образовании Временного правительства, которое состояло бы из либералов, но проводило в жизнь программу, одобренную Петроградским Советом. Его возглавил князь Г.Е.Львов.

Временным правительство называлось потому, что должно было действовать до созыва Всероссийского Учредительного собрания.

Нужно было решить вопрос о судьбе монарха и монархии.

5. Отречение Николая II.

Рассказ:

Находившийся в Ставке царь выехал в столицу. Но его поезд был остановлен. Т.к. поступило сообщение, что ближайшие ж/д узлы заняты восставшими войсками.  Царский поезд повернул в Псков, где находился штаб Северного фронта.

В ночь с 1 на 2 марта Родзянко передал главнокомандующему Северным фронтом генералу Рузскому телеграфное сообщение с просьбой убедить Николая 2 отречься от престола в пользу своего сына Алексея (13 лет), а регентом назначить брата – великого князя Михаила Александровича.

Вопрос классу:

— Кого называли регентом?

Словарная работа:

Регентство – временное правление одного или нескольких лиц в случае несовершеннолетия, болезни монарха или в силу других причин.

Рассказ:

Всем главнокомандующим фронтами и флотилиями были отправлены срочные телеграммы с просьбой высказать свое мнение по вопросу об отречении Николая.

Все согласились. Такая позиция высших армейских чинов потрясла Николая 2.

2 марта он подписал акт об отречении в пользу своего брата Михаила. На следующий день Михаил заявил, что судьбу монархии должно решить Учредительное собрание.

Словарная работа:

Учредительное собрание – парламентское учреждение, которое должно было законодательно утвердить новую систему власти.

6. Двоевластие.

Образное повествование:

В стране тем временем сложилось двоевластие – одновременно существовали 2 органа власти: Временное правительство и Совет рабочих и солдатских депутатов.

Составление схемы: «Двоевластие».

Образное повествование:

    Временное правительство не располагало кокой-либо реальной властью, его распоряжения осуществлялись лишь на столько, на сколько допускал Петроградский Совет. Он располагал важнейшими элементами реальной власти: войска, железные дороги, почта, телеграф.

1 марта Петроградский совет издал Приказ №1:

— создавались выборные солдатские комитеты.

— оружие передавалось в их распоряжение.

— приказ уравнивал в правах солдат и офицеров

— отменял традиционные формы армейской дисциплины (обязательное отдание чести вне службы, обращение офицеров к солдатам на «ты»).

3 мартабыла опубликована Декларация Временного правительства.

Работа с документом:

— Какие изменения внесла декларация в политический строй России?

— Какие задачи стояли перед Учредительным собранием?

— Охарактеризуйте принципы избирательного права, названные в декларации.

Выводы:

Для политики временного правительства характерно принятие полумер по самым наболевшим вопросам:

  1. Национальный – Временное правительство выступало за сохранение единства Российского государствава на основе предоставления всем жителям страны равных гражданских прав и свобод. Польше – обещали в будущем предоставить независимость. Предоставлена автономия Финляндии, Украине, Белоруссии.
  2. Аграрный – решение вопроса о земле откладывалось до созыва Учредительного собрания. Советы эти решения поддержали. Широкомасштабный раздел земли, полагали они, приведет к дезорганизации фронта: крестьяне, одеты в солдатские шинели, не смирятся, что он пройдет без их участия.

В марте 1917 г. было издано постановление о государственной торговой монополии на хлеб в качестве меры борьбы с продовольственным кризисом. Весь хлеб у крестьян был взят на учет продовольственными органами.

  1. Военный – правительство, связанное обязательствами с Антантой, считало, что победа в войне повысила бы международный авторитет России. Война до победного конца.
  2. Рабочий – отклонен закон о введении 8-часового рабочего дня  (причина-продолжение войны).

7. Итоги и значение революции.

Обобщение:

Беседа с классом:

— Назовите итоги революции. (Свержение монархии; провозглашение республики, начало выборов во Всероссийское Учредительное собрание; Образование двоевластия).

— Каково значение революции?

  1. Победа февральской революции была победой всех слоев населения над самодержавием, рывком, передвинувшим Россию к передовыми странами в смысле провозглашения демократических и политических свобод.
  2. Велико и международное значение Февральской буржуазно-демократической революции — под её влиянием во многих воюющих странах усилилось стачечное движение пролетариата.

nsportal.ru

Презентация к уроку по истории (11 класс) на тему: Революционные события 1917 г. Крушение монархии.

Слайд 1

Революционные события 1917 г. Крушение монархии.

Слайд 2

Причины Экономический кризис, вызванный I Мировой войной, и его негативные последствия: рост цен, инфляция, голод, активизация оппозиции. Консервативная политика Николая II, которая только усугубляла ситуацию .

Слайд 3

Причины Обострение нужды и бедствий народных масс Массовая безработица Резкое снижение жизненного уровня народа Массовые забастовки рабочих и антивоенные выступления Желание крупн. буржуазии избавиться от неспособного управлять царского правительства и от самого царя и т.д. Германия была заинтересована в выходе из войны России, и поэтому финансово поддерживала те российские силы, которые выступали за выход России из войны, а точнее — большевиков.

Слайд 4

23 февраля (8 мар­та) Она началась как результат стихийного взрыва недовольства в хлебных очередях. Ни одна из партий не успела провести к 23 фев­раля какой-либо предварительной агитации и дать определенные ло­зунги борьбы, чтобы придать революции организованный характер.

Слайд 5

24 февраля На следующий день забастовки почти все заводы Петрограда. К лозун­гам «Хлеба!» прибавились «Долой царя!», «Долой войну!», «Долой правительство!». Произошло несколько столкновений демонстран­тов с конной полицией. Появились первые раненые и убитые.

Слайд 6

25 февраля С 25 февраля политическая стачка и уличные демонстрации приняли общегородской характер . Поздно вечером 25 февраля Николай II, с 22 февраля нахо­дившийся в расположении Ставки в Могилеве, отправил телеграм­му, повелевавшую командующему Петроградским гарнизоном гене­ралу Хабалову «завтра же» прекратить в столице беспорядки.

Слайд 7

26 февраля 26 февраля было убито более 150 демонстрантов. В тот же день взбунтовалась одна из рот Павловского полка, что положило на­чало братанию демонстрантов с солдатами. К вечеру 27 февраля в восстании участвовало уже почти 70 тыс. из 150 тыс. солдат и матро­сов, находившихся в Петрограде. Подавляющее большинство ос­тальных сохраняло нейтралитет.

Слайд 8

27 февраля пред­ставители Рабочей группы Центрального военно-промышленного комитета, партий социалистов-революционеров и социал-демокра­тов (меньшевиков) создают Временный исполнительный комитет Петроградского Совета рабочих депутатов . Руководителем стал Чхеидзе , Николай Семёнович

Слайд 9

То­варищами (заместителями) председателя стали трудовик А. Керенский и меньшевик М. Скобелев. От большевиков в Исполнительный Комитет вошли А. Шляпников и П. Залуцкий. Большинство в Исполкоме Совета и в Петроградском Совете принадлежало меньшевикам и эсерам.

Слайд 10

27 февраля Государственная Дума создала «Временный Ко­митет членов Государственной Думы для водворения порядка в сто­лице и для сношения с лицами и учреждениями». Председателем Комитета стал председатель IV Думы октябрист М. Родзянко. Вскоре Комитет Государственной Думы обратился к руководству Совета с предложением начать переговоры об образовании Временного пра­вительства.

Слайд 11

2 марта, переговоры между представителя­ми Временного Комитета Думы и Петроградского Совета заверши­лись созданием первого Временного правительства (2 марта — 5 мая). В него вошло 12 человек, из них 6 кадетов, остальные—октя­бристы и близкие к ним деятели (председатель Г.Е.Львов).

Слайд 12

Председателем Совета министров и министром внутренних дел был назначен князь Г.Е. Львов, кадет, министром иностранных дел — лидер кадетской партии П.Н. Милюков, министром финансов — М.И. Терещенко, кадет, военным и морским министром — А.И. Коновалов, октябрист, А.Ф. Керенский (представитель Исполкома Петроградского Совета) занял пост министра юстиции. Таким образом, правительство по своему составу было в основном кадетским.

Слайд 13

2 марта Николай II, узнав, что все командующие фронтами и флотами поддерживают требование Государственной Думы об его отречении в пользу прямого наследника царевича Алексея, согла­сился с этим. Однако вечером того же дня царь заявил, что он отрека­ется не только за себя, но и за сына, и подписал манифест об отрече­нии в пользу великого князя Михаила.

Слайд 14

Программа включала 8 пунктов: полная и немедленная амнис­тия по всем политическим и религиозным делам; свобода слова, печати, союзов, собрания, стачек и т.д.; отмена всех сословных, нацио­нальных и религиозных ограничений; подготовка к созыву Учреди­тельного Собрания; замена полиции народной милицией с выбор­ным начальством; выборы в органы местного самоуправления; не ра­зоружение и не вывод революционных войск Петроградского гарнизона на фронт; предоставление солдатам гражданских прав. Как видно из программы, в ней отсутствовало важнейшее требова­ние программы минимум РСДРП — установление в России демо­кратической республики.

Слайд 15

Первого коалицион­ного правительства (6 мая—2 июля). В состав правительства вошли 9 представителей буржуазных партий, а также 6 социалистов.

Слайд 16

3 июля у Таври­ческого дворца, где заседал ВЦИК Советов, собралась огромная тол­па с требованием устранения Временного правительства, передачи власти Советам и назначения ответственных перед ВЦИК минист­ров. 5 июля с помощью вызванных с фронта войск демонстрации бы­ли рассеяны. При поддержке ВЦИК Временное правительство взяло ситуацию под свой контроль. Вся вина за выступление была возложе­на на большевиков.

Слайд 17

Было сформировано второе коалиционное правительство (24 июля — 30 августа), половину постов в котором снова заняли представите­ли буржуазных партий . 30 августа была сформирована так называемая Директория — коллегия из 5 министров Временного правительства во главе с Керенским, которой временно передавалась исполнительная власть в стране. третье коалиционное правительство (25 сентября— 25 октября).

Слайд 18

6 (19) сентября Чхеидзе сложил свои полномочия. Председателем Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов стал Л. Д. Троцкий.

nsportal.ru

Методическая разработка по истории (11 класс) по теме: Конспект и презентация к уроку истории «Февральская революция»

                                                                     Никифорова С.В., СОШ № 5 г.Пугачева

План-конспект по теме: «Февральская революция 1917 г.»

Цели и задачи:

  1. Понимание причин падения монархии в России
  2. Сущность двоевластия
  3. Продолжать формировать у учащихся умения устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование:  вариант 1:портреты исторических деятелей, фрагменты документов

                           Вариант 2:презентация

                                              План.

  1. Проверка д/з.
  2. Революционная ситуация
  3. Причины революции
  4. Начало революции. Николай II
  5. Формирование новых органов власти
  6. Сущность двоевластия

1. Беседа по вопросам(сл.3)

1. Как отразилось на внутренней обстановке участие России в Первой мировой войне?

2. Почему в Москве и Петербурге начались перебои с продовольствием?

2. Выяснить у учащихся(сл.4): — что такое революция?

                                           — 3 признака революционной ситуации.

Вопрос к классу: Исходя из всего вышесказанного, можно ли утверждать, что в России, в                   феврале 1917 г. сложилась революционная ситуация? Ответ обоснуйте.

3.  Самостоятельная работа: записать в тетрадь причины революции, а затем обсудить их в классе. Примерный перечень: тяготы войны, разруха, обнищание масс, нехватка продовольствия, слабая власть и т.д.

4. Начало революции.

                Волнения в Петрограде начались в феврале 1917 г. В атмосфере голодной паники и озлобления хлебные очереди перерастали в демонстрации. К ним присоединялись рабочие, значительной части которых грозила отправка на фронт. Резкое недовольство вызывали рост цен, спекуляция, поражения на фронтах, слабая власть, которая не могла решить назревшие проблемы. Постоянная критика действий царя революционными и либеральными партиями привели к неизбежному – падению авторитета и монарха и монархии. (напомнить о «министерской чехарде» и о том, что Николай взял на себя командование армией). Появились призывы к свержению самодержавия. 18 февраля началась забастовка на Путиловском заводе. В ответ на требование рабочих повысить зарплату администрация объявила о закрытии производства.

Более 30 тыс. рабочих оказались без средств к существованию. Это послужило поводом для массовых выступлений в столице.

26 февраля Петроград оказался во власти взбунтовавшегося гарнизона города и восставших рабочих, организовавших Совет рабочих и солдатских депутатов,

Председателем Петроградского Совета стал меньшевик Н.С.Чхеидзе, заместителем – эсер А.Ф.Керенский. Подобные Советы формировались и в других городах и губерниях России.

       НиколайII, находившийся в ставке Верховного главнокомандования в Могилеве, направил в Петроград войска и сам выехал в столицу. Но ему удалось достичь лишь Пскова, где находился штаб Северного фронта – пути были блокированы. В условиях углубляющегося кризиса председатель Госдумы М.В.Родзянко, лидеры кадетов, октябристов и авторитетные генералы убедили Николая отречься от престола.

Работа с текстом №1(сл.5)

Телеграмма Председателя Государственной думы М. В. Родзянко Николаю II 26 февраля 1917 г.

         Положение серьезное. В столице — анархия.     Правительство парализовано. Транспорт продовольствия и топлива пришел в полное расстройство. Растет общественное недовольство. На улицах происходит беспорядочная стрельба. Части войск стреляют друг в друга. Необходимо немедленно поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство. Медлить нельзя… Молю Бога, чтобы в этот час ответственность не пала на венценосца.

  ?  В чем смысл предложений Родзянко? Какими аргументами он пытался убедить царя в необходимости действовать именно так, как он предлагает?

2 марта 1917 г. император отрекся от престола в пользу младшего брата – великого князя Михаила. Тот также отказался от короны самодержца. Самодержавие в России пало.

(рассказ о Николае II)(сл.6-7)

Вопрос к классу(сл.8): Существовали на ваш взгляд политические решения выхода из кризиса,            порожденного войной?

5. Формирование новых органов власти.

26 февраля – Совет рабочих и солдатских депутатов – Н.С.Чхеидзе

Биографическая справка, портрет(сл.9)

  1. Совет рабочих и солдатских депутатов обращается к Временному комитету Госдумы с предложением созыва Учредительного собрания. (для чего?)
  2. 2 марта – создание Временного правительства, председатель Е.В.Львов – биографическая справка, портрет(сл. 10)

Работа с текстом №2 Из декларации Временного правительства(сл.11)

  1. Полная и немедленная амнистия по всем делам по литическим и религиозным, в том числе: террористическим покушениям, военным восстаниям и аграрным преступлениям и т. д.
  2. Свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек с распространением политических свобод на военнослужащих…
  3. Отмена всех сословных, вероисповедных и нацио нальных ограничений.
  4. Немедленная подготовка к созыву на началах все общего, равного, тайного и прямого голосования Учредительного собрания, которое установит форму правления и конституцию страны…
  5. Выборы в органы местного самоуправления на осно ве всеобщего, прямого, равного и тайного голосования.

Раздача первых революционных газет в Москве после Февральской революции.


        Какие изменения внесла декларация в политический строй России? Какие задачи стояли перед Учредительным собранием? Охарактеризуйте принципы избирательного права, названные в декларации

По инициативе Петр.Совета – демократизация армии. ПРИКАЗ№ 1- утвержден Вр. правительством

Вопрос: к чему привело принятие этого приказа?

 

Работа с учебником..    Ученики самостоятельно дают характеристику Временному правительству и Совету рабочих и солдатских депутатов, учитель все сказанное обобщает в Сл. 14.      ( При втором варианте   на доске

Вр.правительство

Львов

Советы раб. и сол.депутатов

Чхеидзе

ввело дем.свободы                                     контроль за производством

издавало декреты и воззвания                      транспортом

отменило сословия                                          печатью

нац. царские земли                                         обеспечение порядка

выпуск денег                                                сила без власти

власть без силы

Вся власть у Вр. Правительства, но решение вступали в силу лишь с одобрения Советов

Учитель: Краткий обзор положения в стране после свержения монархии.

Закрепление

 Работа со статистическими данными

По данным ФОМ:

Эксперты

В РЕЗУЛЬТАТЕ ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 Г. ИМПЕРАТОР РОССИИ НИКОЛАЙ II ОТРЕКСЯ ОТ ПРЕСТОЛА. КАК, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, – ПОЛОЖИТЕЛЬНО ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНО – ЭТО СОБЫТИЕ ПОВЛИЯЛО НА ДАЛЬНЕЙШУЮ СУДЬБУ РОССИИ?

Вопрос к классу: Выскажите ваше мнение по этому вопросу.

Д/З  §10, самостоятельная работа с пунктом «Кризисы временного правительства»

сделать характеристику по памятке:

  1. причины революции
  2. задачи революции
  3. движущие силы (классы)
  4. Характер революции (определяется по задачам)
  5. Ход революции (краткая характеристика)
  6. Итоги революции.
  7. Значение революции: а)внутреннее, б)международное.

Литература и источники

1.Вяземский Е.Е. Методические рекомендации к учебнику истории. – М.:ВЛАНОС,2001

2.ЗагладинН, МинаковС., Козленко С, Петров Ю. История России XX – начало XXI века.,М. «Русское слово», 2009

3.Вяземский Е.Е. Методические рекомендации к учебнику истории. – М.:ВЛАНОС,2001

4. Хрестоматия по истории России: учебное пособие (сост.А.С.Орлов,В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина). – М.:ОООТК Велби; Проспект 2003

5. http://bd.fom.ru/

nsportal.ru

Презентация — Свержение монархии 1917 год

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Презентацию подготовила учитель МБОУ СОШ № 53 Гордеева Т.М.

Слайд 2

Выберите правильный ответ
1. Укажите дату начало Первой мировой войны А) 1 августа 1914 Б) 1 августа 1916 В) 31 августа 1914 Г) 22 июня 1914 2. Россия вступила в Первую мировую войну в А) в марте 1916 г         Б) в июне 1914 г                     В) в августе 1914 г   Г) в июле 1914 г. 3. Позиция большевиков в отношении Первой мировой войны выражалась в лозунге А) продолжения войны до «победного конца» Б) превращения войны империалистической в гражданскую В) защиты Отечества от германского нашествия Г) провозглашения гражданского мира 4. К 1916 г. относится: А) гибель русской армии в Восточном фронте Б) сражение за проливы Босфор и Дарданеллы В) конец Первой мировой войны Г) наступление на Юго-Западном фронте

Слайд 3

5. «План Шлиффена» был принят к действию командованием: А) Германии; Б) Франции; В) Австро-Венгрии; Г) Бельгии 6. Брусиловский прорыв был осуществлён в: А) 1914 г.;  Б) 1915 г.;  В) 1916 г.;  Г) 1917 г. 7. Вставь пропущенные слова 8. Первая мировая война сразу же приобрела_____характер. В неё было вовлечено ____стран. В ней участвовали два блока государств: ___ и ___С первых дней войны образовалось два фронта:____и ____

Слайд 4

Обсудим
1. Каково было положение на фронте в феврале 1917 г.? 2.Как отразилось на внутренней обстановке в стране участие России в Первой мировой войне? 3.Почему в Москве и Петрограде начались перебои с продовольственными товарами? 4. Каким было отношение к войне простого народа? 5. Каким было отношение к войне разных политических партий? 6.Можно ли говорить о том, что власть в России к 1917 году испытывала кризис? (аргументируйте свое мнение)

Слайд 5

Тема : Свержение монархии
Настанет год, России черный год, Когда царей корона упадет; Забудет чернь к ним прежнюю любовь, И пища многих будет смерть и кровь; Когда детей, когда невинных жен Низвергнутый не защитит закон; Когда чума от смрадных, мертвых тел Начнет бродить среди печальных сел, Чтобы платком из хижин вызывать, И станет глад сей бедный край терзать… 1830 г. М.Ю. Лермонтов

Слайд 6

Памятка
Причины революции Задачи революции Характер революции Движущие силы Ход революции Итоги. Значение

Слайд 7

Обсудим
1. Как отразилось на внутренней обстановке участие России в Первой мировой войне? 2. Почему в Москве и Петербурге начались перебои с продовольствием? 3. Улучшилось ли положение крестьян? Был ли решен крестьянский вопрос после Первой Российской революции? 4. Какое было положение рабочих? 5. Был ли полностью решен национальный вопрос после Первой Российской революции?  

Слайд 8

Причины революции
Крестьянство страдало от нищеты и малоземелья. Отсутствие рабочего законодательства. Кризис самодержавия. Ожидание народом окончания I мировой войны. Экономическая разруха, вызванная войной, привела население к обнищанию и голоду. Русификаторская политика правительства порождала у национальных меньшинств стремление к независимости.

Слайд 9

Недовольство крестьян
Недовольство рабочих
Кризис самодержавия
Недовольство войной

Слайд 10

Революционные события февраля 1917 г.
1) Какие события положили начало Февральской революции? 2) Какие лозунги выдвигали участники демонстрации? С какими причинами революции вы можете их связать? 3) Какие меры принимает император Николай II ?

Слайд 11

Революционные события февраля 1917 г.
После отъезда Николая II в Ставку в Могилев, многие решения Принимались оставшейся в Петрограде царицей, находившейся под влиянием Григория Распутина. «Гришка» же, погрязший в оргиях и беспутстве, упивался собственным могуществом. Ненавистьсосредоточилась на Распутине и императрице «немке». Великий князь Дмитрий Павлович, князь Ф.Ф. Юсупов, В. М.Пуришкевич вступили в сговор и 17декабря 1916 г. убили старца.

Слайд 12

. 18 февраля началась забастовка на Путиловском заводе. В ответ на требования повысить заработную плату администрация объявила о закрытии производства. 23 февраля колонну демонстрантов возглавили женщины. Наспех сделанные лозунги- «Хлеба!», «Мира!»- колыхались над толпой. До 100 тысяч человек вышло на улицы. 25 февраля Николай II из Ставки отправил телеграмму: «Повелеваю завтра же прекратить в столице беспорядки». 26 февраля восстала рота Павловского полка: «Рука против своих не поднимается! Они же хлеба хотят!» Царь распускает Государственную думу. 27 февраля 10 тысяч солдат Петроградского гарнизона переходят на сторону народа. Восставшие захватили арсенал, вокзалы, важнейшие правительственные учреждения
Революционные события февраля 1917 г.

Слайд 13

Завершающий этап революции
Вечером 27 февраля толпа собралась у Таврического дворца. Уже с утра здесь находились не подчинившиеся Царскому указу депутаты.Для Управления столицей и государством они создали Временный исполнительный комитет членов Государственной думы. Его главой стал М.В.Родзянко
В то же время в других помещениях Таврического дворца заседали освобожденные из тюрьмы рабочие-активисты, члены социал-демократической партии. Было решено создать Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. Председателем Исполнительного комитета избран Н.С. Чхеидзе.

Слайд 14

Завершающий этап революции
28 февраля пало адмиралтейство. Царские министры были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость.
Всем главнокомандующим фронтами и флотилиями была направлена телеграмма с просьбой спешно высказать свое мнение по вопросу об отречении Николая. Все сошлись в одном: отречение «в видах пользы Отечества». Николай отрекся за себя и наследника в пользу брата Михаила.
В ночь с 1 на 2 марта Временное пр-во состоящего из либералов. Возглавил Временное правительство князь Г.Е.Львов .
3 марта Михаил отказался от престола. Династия Романовых пала. Царская семья была арестована и находилась в Царском селе, а в августе 1917 г. Была сослана в Тобольск.

Слайд 15

двоевластие
система управления, сложившаяся в ходе Февральской революции 1917 г., когда важнейшие государственные вопросы решались соперничавшими органами власти- Временным правительством и Советами.
ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО
Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов.

Слайд 16

Двоевластие
Временное правительство Приняли решение вести войну до победоносного конца. Оно считало возможным проведение лишь таких мер, которые не будут влиять на снижение обороноспособности страны. Временное пр-во отложило решение земельного вопроса, и введение 8 часового рабочего дня Вела государственную торговую монополию на хлеб в качестве меры борьбы с продовольственным кризисом. Весь хлеб у крестьян был взят на учет продовольственными органами.

Слайд 17

Ликвидация монархии Провозглашение республики, начало выборов во Всероссийское Учредительное собрание Образование двоевластия
Итоги революции

Слайд 18

Закрепление
1) Какие события стали поводом для массовых беспорядков в феврале 1917 г.? А. Демонстрация женщин в честь международного женского дня Б. Увольнение с Путиловского завода рабочих В. Выступление солдат Петроградского гарнизона 2) Какие два органа власти появились в Петрограде в ходе Февральской революции? А. Учредительное собрание Б. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов В. Временное правительство Г. Государственный Совет 3) Какие изменения внесла в жизнь России Декларация Временного правительства, принятая 3 марта 1917 г.? А. Ввела широкие гражданские права Б. Обеспечила крестьян землей В. . Вывела Россию из первой мировой войны 4) Г.Е. Львов возглавил А. Временный комитет Государственной думы Б. Временное правительство В. Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. 5) Николай 2 отрекся от престола А. 28 февраля Б. 2 марта В. 8 марта

Слайд 19

Закрепление
1.Является ли Февральская революция поворотным событием российской истории? Своё мнение обоснуйте. 2.На Ваш взгляд, что дала России Февральская революция, обновление и свободу или стон будущих веков?

Слайд 20

Домашнее задание
Домашнее задание: § 10, вопросы устно, повторить определения по данной теме, составить таблицу (Дата Событие Значение).

lusana.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *