Рабочая программа по биологии 7 класс по фгос по сонину – Рабочая программа по биологии (7 класс) на тему: рабочая программа по биологии 7 класс ФГОС Сонин Н. И.
Рабочая программа по биологии 7 класс ФГОС Сонин
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс» составлена на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию 8 апреля 2015 г. и программы основного общего образования. Биология. 5 — 9 классы. Линейный курс авторы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (2010г), а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими обязательными нормативными документами, указанными в Положении о рабочей программе по учебному предмету(курсу) педагога, осуществляющего функции введения ФГОС СОО и ООО МБОУ «Бичурская СОШ № 1», а также
— Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от от19.12.2012 № 1067)
– Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по биологии.
— Примерной программы основного общего образования Биология. 5 – 9 классы / Н.И. Сонина, В.Б. Захаров. – М.: Дрофа, 2012,
— Рабочей программы по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс» . – М.: Дрофа, 2015
Данная программа рассчитана для учащихся 7 класса общеобразовательной школы.
Контроль за качеством знаний осуществляется следующим образом
Система оценки планируемых результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов будут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических). В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:
— стартовой диагностики;
— текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
— промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
— текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
— защиты итогового индивидуального проекта.
Система оценки предметных результатов освоения программы с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений будут зафиксированы и проанализированы данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:
— первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
— выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
— выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.
При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
— тестовый контроль;
— практические работы;
— индивидуальный устный опрос.
Материалы тестового контроля и лабораторных работ представлены в приложении 2 и 4.
2. Общая характеристика учебного предмета.
В основу данного курса положен системно-деятельный подход. Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.
Освоение учебного предмета «Биология» направлено на:
— развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы;
— создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций.
Обучающиеся овладеют:
— научными методами решения различных теоретических и практических задач;
— умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты,
оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
Учебный предмет «Биология» способствует:
— формированию у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.
Данный курс имеет линейную структуру.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в планировании последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Главными темами биологии в 7 классе являются изучение морфологии и взаимосвязи строения с выполняемыми функциями.
Основной задачей биологического краеведения является изучение местной флоры и культурных растений, грибов, их взаимосвязи с факторами живой и неживой природы. Формирование обязательных знаний и умений, необходимых для понимания процессов, происходящих в живой природе, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде. Этот курс позволяет вовлечь учащихся в активную практическую, творческую исследовательскую работу по изучению родной природы.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.
Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить:
— формирование биологической и экологической грамотности;
— расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции;
— представление о человеке как биосоциальном существе;
— развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.
Курс для учащихся 7 классов реализует следующие задачи:
— систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы», познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления, ценностного отношения к природе и человеку.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа для 7 класса рассчитана на 34 часа в год, по 1 часу в неделю. Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом образовательного учреждения, познавательных интересов учащихся и соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Предусмотрено выполнение проектных работ на основе местного материала:
Влияние химических веществ на рост растений.
Выращивание петунии.
Выращивание растительного организма из семени на примере томата.
Грибы съедобные и ядовитые
Дикорастущие кустарники нашей республики.
Домашние зеленые лекари
Изучение видового разнообразия декоративных растений, условий содержания и ухода.
Изучение внешнего строения листьев различных древесных, кустарниковых и травянистых растений.
Изучение водорослей в аквариумных условиях
Изучение особенностей ухода, условий содержания, разнообразия, значения экзотических растений пустынь в комнатных условиях.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания.
Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
— ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
— ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
— понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь.
Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
— правильному использованию биологической терминологии и символики;
развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
— развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей – ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Личностные результаты
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).
Предметные результаты
Понимать смысл биологических терминов;
Знать признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль растений в жизни человека;
infourok.ru
Рабочая программа по биологии 7 класс Сонин Н.И ФГОС
Муниципальное общеобразовательное учреждение Русско-Бектяшкинская средняя общеобразовательная
Рассмотрено Согласовано УТВЕРЖДАЮ
На Методическом Совете Заместитель директора по УВР Директор школы:
Протокол №_1_ ________Никонова Е.Е.. _______ ____/Потапов Е.А.
«_01__» _09___2015 «_01__» _09___2015 Приказ №53-O «__01_»_09_2015
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование курса: биология
Класс 7
Уровень общего образования : основная школа
Учитель биологии : Потапова Татьяна Юрьевна
Срок реализации:2015-2016гг
Количество часов по учебному плану: всего 70 часов, в неделю 2 часа
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования по биологии, примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В.Б.Захарова, Н.И.Сонина, Е.Т.Захаровой// Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-9 классы. Составитель Пальдяева Г.М Учебно-методическое пособие- М.: Дрофа, 2014//.
Учебник: Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.Б.Захаров, Н.И. Сонин — М.: Дрофа, 2016
Рабочую программу составила___________________Потапова Т.Ю
1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания основного общего образования, примерной программой основного общего образования по биологии, федерального перечня учебников, базисного учебного плана, авторской учебной программы основного общего образования «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» автор В.Б.Захаров, Н.И. Сонин.( Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс. Составитель Пальдяева Г.М Учебно-методическое пособие- М.: Дрофа, 2014//. ).Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника В. Б. Захарова,Н.И. Сонина, А.А. Биология. Многообразие живых организмов.7 класс (концентрический курс). М.:Дрофа,2016
Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у обучающихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 7 классе направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции. Для формирования у обучающихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству обучающихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.
Цели обучения:
Освоение знаний о живой природе; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказание первой помощи себе и окружающим; для соблюдения правил поведения в окружающей среде и норм здорового образа жизни, для профилактики заболеваний, травматизма и стрессов.
Задачи обучения:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты; — развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
Курс «Многообразие живых организмов» и рабочая программа построены на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся.
Результаты обучения представлены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту.
Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.
Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у обучающихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.
В 7 классе обучающиеся получают углубленные знания о строении, жизнедеятельности и многообразии бактерий, грибов, растений, животных, вирусов, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием организмов.
Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные.
2.Общая характеристика учебного предмета.
Курс биологии на ступени основного общего образования в 7 классе направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции.
Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым обучающиесядолжны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
овладение научным подходом к решению различных задач;
овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Курс биологии 7 класса направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях животных, как части живой природы, их многообразии и эволюции. Основу изучения курса биологии 7 класса составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия животных переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Важнейшие особенности данной программы:
усиление внимания к биологическому разнообразию как исключительной ценности органического мира; к изучению живой природы и бережному отношению к ней;
усиление внимания к идеям эволюции органического мира, о взаимосвязях и зависимостях в структуре и жизнедеятельности биологических систем разных уровней организации; к идеям устойчивого развития природы и общества.
Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные, и указаны в конце тем, разделов и курсов соответственно.
3.Место учебного предмета в учебном плане
В 7 классе на изучение биологии отводиться 2 часа в неделю, 70 часов в год. Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе (в том числе в 7 классе) представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Тип программы: концентрическая, базового у
infourok.ru
Рабочая программа по биологии ФГОС 7 класс. (Сонин, Захаров)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Богучаровская средняя общеобразовательная школа имени А.С. Хомякова»
Экспертиза пройдена
Руководитель МО
_______________
Протокол № ___ от
« » 2015 г.
Рассмотрено на педагогическом
совете
Протокол № от
« » 2015 г.
«Утверждено»
Директор МОБУ
Богучаровская СОШ
Федосов В.Н.
Приказ № __ от
« » 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету биология
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс) основное общее 7 класс
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов70 ч Уровень базовый____
(базовый, профильный)
Автор: Чурочкина Раиса Ивановна – учитель биологии, высшая квалификационная категория
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 7 класса средней школы «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (2010 г), а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе. Курс (линейный) изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. по учебнику В. Б. Захаров, Н.И. Сонин. «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс». Москва, «Дрофа», 2012 г.
Учебное содержание курса включает 70 часов, 2 час в неделю.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 класса и реализуется на основе следующих документов:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
Приказа Министерства образования и науки от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»
Программа основного общего образования по биологии в 7 классе авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, Москва, издательство «Дрофа», 2012
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.
Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.
Цели и задачи курса биологии
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
* овладение знаниями о живой природе, основными методами ее изучения, учебными умениями;
* овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
* развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
* формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
* воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
* установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на земле;
* подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.
* иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. В этом направлении главными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лаборат
infourok.ru
Рабочая программа с УУД по биологии автор Н. И. Сонин 7 класс
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кырыкыйская основная общеобразовательная школа
678325 Верхневилюйский улус, село Кырыкый, ул. Советская 4, тел.: 8-41133-24126
Рассмотрена на заседании
МО________________________
Протокол №_______
«__»_______________2015 г.
Согласовано:
Заместитель директора по УР
______________/Егорова Ж. А./
«__»____________2015 г.
Утверждено:
Директор МБОУ КООШ
______________/Николаев В. П./
Приказ №_____
«__»______________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету:
«Биология
7 класс
Составитель:
Николаева Т.В., учитель химии и
биологии МБОУ – КООШ
2015-2016 учебный год
Оглавление
Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………………………….3
Общая характеристика курса …………………………………………………………………………………………………………..…12
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане……………………………………………………………………….….15
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса ……………………………………………………….…..17
Содержание курса ……………………………………………………………………………………………………………………….…20
Учебно-тематический план …………………………………………………………………………………………………………….….33
Календарно-тематический план ……………………………………………………………………………………………………………35
Литература ……………………………………………………………………………………………………………………………….….59
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А. А. Плешакова и Н. И. Сонина и учебником «Живой организм» Н. И. Сонина для учащихся 6 классов. Программа рассчитана на 70 часов и предполагает блочный принцип построения курса. Первая общая часть каждой темы содержит общую характеристику рассматриваемой систематической группы; вторая часть характеризует разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Кроме этого, курс предусматривает разнообразные лабораторные работы.
В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по каждому разделу. Курсивом в данной программе выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников. Знание систематических таксонов не является обязательным.
Рабочая программа составлена на основе на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по биологии, одобренного решением коллегии МО РФ и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12,утвержденного приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089 и авторской программы основного общего образования по биологии для VI-IX классов Н.И.Сонина, В.Б. Захарова, Е.Т.Захаровой (Сборник нормативных документов. Биология/сост. Э.Д.Днепров, А.Т.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006 г.).
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 7 классе отводится 70 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года. Рабочая программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:
нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;
личностная ориентация содержания образования;
деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
усиление воспитывающего потенциала;
формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.
Концептуальной основой раздела биологии 7 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.
Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 7 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.
В связи с этим рабочая программа направлена на реализацию основных целей:
формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих задач:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей де
infourok.ru
Рабочая программа по биологии 7 класс ФГОС 34 часа
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс «Многообразие живых организмов» 34 ч
Дата проведенияПланируемые результаты обучения
план
факт
личностные
метапредметные
предметные
Введение (1 ч)
1.
Мир живых организмов. Уровни организации жизни.
Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина.
Систематика.
1
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Называть основные Царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные. Перечислять факторы эволюции.
Объяснять значение классификации живых организмов.
Царство прокариоты (1ч)
2.
Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов.
1
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Распознавать и описывать строение бактериальной клетки, объяснять особенности жизнедеятельности бактерий.
Царство Грибы. Отдел лишайники.(2ч)
3.
Царство Грибы. Общая характеристика .
Л.р.№ 1 «Строение плесневого грибы мукора» и № 2 «Строение плодового тела шляпочного гриба»
1
Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий
Умение классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
Распознавать и описывать
внешнее строение грибов, основных органоидов грибной клетки.
Называть способы питания многоклеточных грибов.
Выделять особенности царства Грибы.
Сравнивать грибы с растениями и животными.
4.
Отдел Лишайники. Л.р.№ 3 «Строение Лишайника»
1
Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Распознавать и описывать
строение лишайника.
Объяснять роль лишайников в природе.
Выделять особенности строения и жизнедеятельности.
Царство Растения (7ч)
5.
Общая характеристика растений.
1
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Называть признаки царства Растения.
Распознавать отделы растений.
Различать и описывать низшие и высшие растения.
Низшие растения. Отдел Водоросли .Л.р. № 4 «Строение спирогиры»
1
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Давать определение термину:
низшие растения.
Распознавать и описывать
строение водорослей.
Распознавать тип размножения у водорослей.
Выделять признаки водорослей.
Высшие споровые растения. Отдел Моховидные. Л.р.№ 5 «Строение сфагнума» и № 6 «Строение кукушкина льна»
1
Формирование осознанного выбора и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познава
тельных интересов.
Формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий.
Давать определение термину: высшие споровые растения. Распознавать и описывать строение мхов. Распознавать растения отдела Моховидные.
8.
Отдел Плауновидные. Отдел Хвощевидные.
Отдел Папоротниковидные.
Л.р. № 7 «Строение хвоща », № 8 «Строение папоротника»
1
Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Распознавать растения отделов Плауновидных , Хвощевидных, Папоротниковидных. Объяснять роль в природе и в жизни человека. Сравнивать хвощи , плауны и папоротники.
9.
Высшие семенные растения. Отдел Голосеменные.
Л.р. № 9 «Строение мужских и женских шишек, пыльцы, семян сосны»
1
Формирование уважительного отношения к природе.
Умение классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
Давать определение термину «голосеменные растения».
Распознавать растения отдела Голосеменные растения.
Описывать этапы развития голосеменных растений.
10.
Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Класс Двудольные. Л.р.
№ 10 «Строение шиповника»
1
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения.
Распознавать и описывать
жизненные формы покрытосеменных растений, растения класса Двудольные и класса Однодольные.
Объяснять происхождение покрытосеменных растений.
Выделять особенности покрытосеменных растений.
11.
Класс Однодольные.
Л.р. № 11 «Строение пшеницы»
Что мы узнали о прокариотах, грибах и растениях
К.р. №1 по теме «Царство прокариоты, грибы и растения»
1
Формирование осознанного выбора и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов.
Умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Распознавать
растения семейств: Лилейные, Злаки.
Определять принадлежность
растений к классу Однодольные. Объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых растений.
Сравнивать растения классов Однодольные и Двудольные
Царство Животные (24ч)
12.Царство Животные.
Общая характеристика.
1
Освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям.
Приводить примеры животных с различным типом симметрии.
Выделять особенности животных.
Сравнивать царства: Растения, Грибы, Животные.
13
Подцарство Одноклеточные, или Простейшие. Л.р.№12
«Строение инфузории туфельки»
1
Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора.
Умение классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
Называть процессы жизнедеятельности и их значение.
Определять принадлежность
простейших к типам.
Выделять особенности одноклеточных животных.
14
Подцарство Многоклеточные.
1
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Называть признаки многоклеточных животных.
Объяснять происхождение
многоклеточных животных.
13.
Тип Кишечнополостные.
Классы: Гидроидные.
1
Формирование экологической куль туры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Распознавать и описывать строение кишечнополостных.
Описывать процессы жизнедеятельности.
Выделять особенности кишечнополостных.
14.
Тип Плоские черви.
Л.р.№13 «Жизненные циклы печёночного сосальщика и бычьего цепня»
1
Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.
Умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
Называть системы органов плоских червей, органы и их функции. Распознавать животных типа Плоские черви. Распознавать последовательность этапов цикла развития печеночного сосальщика. Выделять особенности строения. Сравнивать строение пресноводной гидры и белой планарии.
15.
Тип Круглые черви (Нематоды).
Л.р.№ 14.Жизненный цикл человеческой аскариды.
1
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви. Распознавать последовательность этапов цикла развития печеночного сосальщика. Объяснять меры профилактики заражения.
16-17
Тип Кольчатые черви.
Л.р.№15 «Внешнее строение дождевого червя»
2
Формирование экологической куль туры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; осознание значения семьи в жизни человека и общества.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Распознавать и описывать строение кольчатых червей.
Выделять особенности строения Кольчатых червей.
Сравнить строение органов кольчатых и круглых
18.
Тип Моллюски.
Л.р.№16 «Внешнее строение моллюсков»
1
Формирование экологической куль туры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Уметь давать определение понятиям, структурировать учебный материал, разрабатывать схему объединения органов в системы, давать логическое объяснение взаимосвязи расположения систем органов в организме.
Распознавать и описывать животных типа моллюсков. Называть системы органов, органы и их функции. Описывать стадии развития
Моллюсков. Выделять признаки типа Моллюски. Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей.
19.
Тип Членистоногие.
Класс Ракообразные.
Л.р.№17 «Внешнее строение речного рака»
1
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Умение организовывать выполнение заданий учителя, находить необходимую информацию.
умение оценивать информацию, выделять главное.
Умение воспринимать информацию на слух и отвечать на вопросы.
Распознавать животных типа Членистоногие. распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих. Объяснять происхождение членистоногих. Выделять признаки животных типа Членистоногие.
Называть системы органовракообразных, органы и их функции. Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека.
20.
Класс Паукообразные.
1
Осознавать потребность и готовность к самообразованию Оценивание результатов своей деятельности на уроке.
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем.
Называть системы органов, органы и их функции. Распознавать и описывать строение паука. Выявлять приспособления паукообразных к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль паукообразных в природе и жизни человека.
21.
Класс Насекомые.
Л.р.№18 «Внешнее строение насекомого»
1
Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Контроль, коррекция, оценка действий партнера и собственных. Слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем.
Распознавать и описывать строение насекомых. Называть системы органов, органы и их функции. Выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни. Сравнивать представителей классов членистоногих. Приводить примеры насекомых с различными типами превращений.
22
К.р.№2 по теме: «Тип Плоские черви, Кольчатые черви, Моллюски, Насекомые»
1
23.
Тип Хордовые:
Подтип Бесчерепные
1
Осознавать потребность и готовность к самообразованиюОценивание результатов своей деятельности на уроке.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем.
Называть подтипа типа хордовых и приводить примеры представителей. Распознавать животных типа Хордовые. Выделять признаки типа Хордовые.
24.
Подтип Позвоночные. Надкласс Рыбы. Класс Хрящевые рыбы.
Л.р.№19 «Особенности внешнего строения рыбы»
1
Оценивание результатов своей деятельности на уроке.
Контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение интегрироваться в группу сверстников. Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем.
Распознавать и описывать представителей хрящевых рыб. Объяснять происхождение рыб. Выявлять приспособленность хрящевых рыб к местам обитания. Объяснять значение хрящевых рыб в природе и жизни человека.
25.
Класс Костные рыбы
1
Осознавать потребность и готовность к самообразованию.
infourok.ru
Рабочая программа по биологии 7 класс 2 часа 2015-2016 учебный год.Сонин Н.И.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ильинская средняя общеобразовательная школа
Угличский муниципальный район
Утверждена приказом директора школы
№______ от ________________2014 г
Наумов А.А..
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2014-2015 учебный год
учебного курса биологии
в 7классе
Учитель Рузаева Л.В.
2013
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный базисный учебный план (Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»).
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, №1089;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2010-2011 учебный год
Письмо Департамента образования ЯО от 14.09.2006 г. № 01-10/2757 «О реализации БУП-2004».
Методического письма ИРО Ярославской области о преподавании учебного предмета «Биологии» в,2011-2012,2012-2013,2013-2014 учебных годах в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
Программы для общеобразовательных учреждений. . Биология 5-11 классы. М: Дрофа 2008
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в учебном плане образовательного учреждения на изучение биологии в 7 классе отводится 2 часа в неделю.
Рабочая программа составлена на основе программы Н.И Сонина и рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов. В авторской программе Н.И. Сонина на изучение материала предусмотрено 66 часов и выделено 2 часа резервного времени, в данной рабочей программе резервное время (2часов) распределено на темы: «Царство Грибы» (1час), «Царство Животные» (1час).
Рабочая программа для учащихся 7 класса является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин и разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:
нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;
личностная ориентация содержания образования;
деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
усиление воспитывающего потенциала;
формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.
Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 7 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии, основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.
Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессепроведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Результа
infourok.ru
Рабочая программа по биологии для 5-7 классов. УМК Н.И.Сонин
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3»
Рабочая программа
по учебному предмету «Биология»
5-7 классы
на 2017-2018 учебный год
Составитель:
учитель биологии
Багисова О.В.
г. Приозерск
2017 г.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования. Рабочая программа по биологии для 5-7 классов средней школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, на основе рабочей государственной программы по биологии 5-9 классы стандарта второго поколения Москва «Дрофа» 2012 год, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.
Учебный предмет «Биология» изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5 классе авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, Москва, издательство «Дрофа», 2012 по учебнику А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2012, 35 ч, 1 ч в неделю.
При работе в 6 классе предполагается использование учебно-методического комплекта: Н.И. Сонин, В.И. Сонина Биология. Живой организм. 6 класс. Москва, «Дрофа», 2013, 35ч. 1 ч в неделю.
В 7 классе рабочая программа ориентирована на работу по учебникам и рабочим тетрадям: Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс учебник для общеобразовательных учреждений / В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. — М.: Дрофа, 2015; Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: рабочая тетрадь к учебнику Сонина Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. — М.: Дрофа, 2015.
Вводимый с 2012 года учебный предмет «Биология» в 5-7 классах сочетается с курсом географии, заменяет бывший курс «Природоведение». Биология и география продолжают курс «Окружающий мир» начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения этих естественных наук. Он впервые начинает изучение природы в рамках отдельных предметов, поэтому в содержании курса особое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края, своей страны, учащиеся готовы воспринимать биологию живых организмов, которая раскрывается перед ними в курсе 5 — 7 классов.
Изучение биологии в 5-7 классах направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;
овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач, воспитание положительного отношения к природе; применение полученных знаний, умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природе.
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета «Биология», описание места учебного предмета, курса в учебном плане, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, планируемые результаты изучения учебного предмета.
Общая характеристика учебного предмета «Биология»
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
•формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
•овладение научным подходом к решению различных задач;
•овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
•овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
•воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
•формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
В 6 классе продолжается работа по становлению первичного фундамента биологических знаний. Общебиологические знания, являющиеся основой биологического мировозрения, логично включены во все разделы курса и при переходе из класса в класс углубляются и расширяются в соответствии с возрастными особенностями школьников.
Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения, жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
В 7 классе учащиеся получают углубленные знания о строении, жизнедеятельности и многообразии бактерий, грибов, растений, животных, вирусов, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием организмов. Курс «Биология. Многообразие живых организмов» предназначен для изучения основ биологии в 7 классах общеобразовательных учреждений и является логическим продолжением курса «Биология. Введение в биологию. 5 класс» (автор Н.И. Сонин, А.А. Плешаков), «Биология. Живой организм. 6 класс» (автор Н.И. Сонин).
Место курса биологии в базисном учебном плане
В соответствии с образовательной программой школы на изучение предмета «Биология» в 5-х классах отводится 35 часов из расчёта: 1час в неделю.
Программа для 6 класса рассчитана на 35 часов из расчёта: 1 час в неделю. Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом
образовательного учреждения, познавательных интересов учащихся и соответствует Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
В соответствии с учебным планом образовательного учреждения на изучение биологии в 7 классе основной школы «Многообразие живых организмов» отводится 70 часов из расчёта 2 часа в неделю, 35 учебных недель.
В соответствии с базисным учебным планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», изучаемый в начальной школе и включающий основные понятия биологии, физики, химии и астрономии. По отношению к курсу биологии он выполняет пропедевтическую функцию — в процессе его изучения у школьников формируются элементарные понятия о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии и роли в природе и жизни человека.
Курс биологии основной школы содержит знания о строении, жизнедеятельности и многообразии живых организмов, их роли в природе, особенностях жизнедеятельности организма человека и сохранении его здоровья.
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета «Биология»
Обучение биологии должно быть направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; анализировать, сравнивать, делать выводы и др.; эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения учениками 5-7 классов программы по биологии являются:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения, понятия, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы.
умение работать с разными источниками биологической информации (в тексте учебника, биологический словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию.
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью.
умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения учениками 5-7 класса программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов).
приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
объяснение роли биологии практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различие на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растения и животных;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения;
выявление взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, системой органов и их функциями;
овладение методами биологической науки: наблюдения и описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4.В сфере физической деятельности:
5. В эстетической сфере:
Содержание учебного предмета «Биология»
В 5 классе учащиеся узнают об отличии живой и неживой природы, получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляют знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется знаниям о распространении и значении бактерий, грибов, растений и животных.
Изложенны
infourok.ru