cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Сведения о строении и функциях организма в древние времена: Раздел 4. История развития знаний о строении и функциях организма человека

Раздел 4. История развития знаний о строении и функциях организма человека

Человек всегда стремился познать свое тело. Истоки анатомии уходят в далекие дои-сторические времена. Наскальные рисунки говорят о том, что первобытные охотники уже тогда знали о расположении жизненно важных органов и их значении для организма.

Сведения о строении сердца, легких, почек и других органов содержатся в дошед-ших до нас древних книгах: китайской «Нейцзин» (XI–VII вв. до н. э.), индусской «Аюр-Веда» (IX–III вв. до н. э.).

Среди первых известных истории ученых следует прежде всего назвать древнегрече-ского врача Гиппократа (460–377 до н. э.). Он сформулировал учение о четырех типах тело-сложения и темперамента. В своих работах он обобщил все разрозненные сведения о стро-ении человеческого тела, полученные его предшественниками.

 Другой знаменитый ученый – грек Аристотель (384–322 до н. э.) дал название глав-ному кровеносному сосуду – «аорта», отметил общие черты в строении человека и животных. Аристотель утверждал, что кровь образуется в печени и оттуда поступает к сердцу – источнику чувств, где согревается и по венам оттекает ко всем органам тела.

 Древнеримский врач Клавдий Гален (131–201) первым заинтересовался функциями органов. Из-за существующего тогда запрета на вскрытие трупов людей Гален изучал анато-мию человека, вскрывая животных – свиней, собак, овец, обезьян: он был уверен в сходстве строения тел животных и человека. В течение четырнадцати веков его работы были основ-ным источником анатомических и медицинских знаний.

 В эпоху раннего феодализма (V-Х вв.) господство церкви тормозило развитие есте-ственных наук в странах Европы. В то же время эти науки быстро развивались в странах Востока. Однако мусульманская религия, как и христианская, запрещала вскрывать трупы, поэтому анатомию изучали по книгам Гиппократа, Аристотеля, Галена.


Ученый и врач Абу Али ибн Сина (Авиценна) (980–1037) написал энциклопедический труд «Канон врачебной науки», в котором содержалось много медицинских сведений того времени. Одна из глав этого труда посвящена анатомии человека. В ней дано общее описание строения и функций человеческого тела, приведены сведения о костях, суставах, мышцах, сухожилиях, строении зубов, черепа и нервов.

В    начале II тысячелетия начинается быстрое развитие торговли, культуры, растут города, развиваются науки, среди них – биология и медицина. В Европе возникают первые медицинские школы. Развитию анатомии способствовало открытие в Европе в XII–XIV вв. первых университетов. В XIV–XV вв. университетам было дано право по особому распоря-жению для учебных целей вскрывать один-два человеческих трупа в год. 

В  1326 г. Мондино да Люцци (1275–1327) издал первый учебник по анатомии. Особых успехов анатомия, как и другие науки, достигла в эпоху Возрождения.

Особенно большой вклад в развитие анатомии внесли Леонардо да Винчи (1452–1519) и Андреас Везалий (1514–1564).

Замечательный художник, математик, инженер Леонардо да Винчи изучал пропорции тела, впервые составил классификацию мышц, сделал около 800 точных рисунков костей, мышц, сердца и других органов, научно описал их. Эти рисунки долгое время находились в различных частных собраниях, и только в конце XIX в. стало известно об анатомических работах Леонардо. Эти рисунки не потеряли познавательного значения и в наши дни.

А. Везалий в своем труде «О строении человеческого тела» впервые описал системати-ческую анатомию человека (по системам – кости, мышцы, внутренности и т. д.), основанную на собственном опыте вскрытия трупов. Не случайно поэтому А. Везалия называют осново-положником современной систематической анатомии. В то время анатомия была под запре-том, и А. Везалий вынужден был тайно, с опасностью для жизни добывать трупы, извлекая их ночью из могил на кладбище.

В своих анатомических трудах А. Везалий указывал на ана-томические ошибки предшественников, за что подвергался гонениям со стороны противни-ков и недоброжелателей. Покинув из-за этого Падуанский университет, где он преподавал анатомию и хирургию, А. Везалий занял пост придворного врача.

Учениками и последователями А. Везалия в XVI–XVII вв. были сделаны многие важные открытия, исправлены допущенные ранее ошибки. Так, Г. Фаллопий (1523–1562) в «Анатомических наблюдениях» впервые тщательно описал строение многих костей, мышц, органов слуха, зрения. Б. Евстахий (1510–1574) изучал анатомию зубов, почек, вен, органа слуха, занимался сравнительной анатомией.

И. Фабриций (1537–1619) изучал строение пищевода, гортани, описал венозные клапаны. Именами этих исследователей были названы описанные ими органы: фаллопиева (маточная) труба, евстахиева (слуховая) труба, фабри-циева сумка.

В    XVII–XIX вв. анатомия обогатилась новыми фактами и открытиями. В 1628 г. английский ученый У. Гарвей (1578–1657) в своей книге «Анатомические исследования о движении сердца и крови у животных» доказал, что кровь движется по замкнутому кругу: по артериям от сердца, по венам – к сердцу. Его работы послужили формированию самосто-ятельной науки о работе органов – физиологии.

Благодаря усовершенствованию микроскопа Л. ван Левенгуком (1632–1723) появилась возможность изучать микроскопическое строение органов и тканей.

В 1661 г. М. Мальпиги (1628–1694), изучая легкие, открыл альвеолы и капилляры, явля-ющиеся связующим звеном между артериями и венами легких. В 1685 г. Г. Бидлоо (1649– 1713) доказал, что нервы состоят из скопления тонких нервных волокон. К. М. Бэр (1792– 1876) открыл яйцеклетку человека.

В  России первые анатомические сведения можно найти уже в древних рукописях X– XIII вв. Первые медицинские школы (академии) у нас были открыты в XVII–XVIII вв. В 1658 г. Епифаний Славинецкий перевел на русский язык труды Везалия. Большой вклад в развитие науки о строении тела человека внесли первые отечественные ученые-анатомы. А. П. Протасов (1724–1796) – автор многих русских анатомических терминов, работ о тело-сложении человека, строении и функциях желудка. С. Г. Зыбелин (1735–1802) опубликовал книгу «Слово о сложении тела человеческого и о способах, как оное предохранять от болезней», в своих трудах высказал мысль об общности происхождения животных и человека. Врач

К. И. Щепин (1728–1770) первым начал преподавать анатомию и другие науки на русском языке.

Первые учебники по анатомии в России появились в начале XIX в.: руководство П. А. Загорского (1764–1846) «К сознанию строения человеческого тела», «Курс анатомии» Е. О. Мухина (1766–1850) и переведенный М. И. Шеиным (1712–1762) на русский язык труд по анатомии Гейстера.

Создателем новой отрасли науки – топографической анатомии, описывающей взаим-ное расположение внутренних органов друг относительно друга и по отношению к костям скелета, и учения о расположении основных кровеносных сосудов и нервных стволов был 

Н. И. Пирогов (1810–1881).

 П. Ф. Лесгафт (1837–1909) – автор многих сочинений по теоретической анатомии, в которых он исследовал взаимосвязь функций органов и их строения.

Большая роль в развитии анатомии принадлежит профессору Московского универ-ситета Д. Н. Зернову (1843–1917). Он исследовал индивидуальную изменчивость борозд и извилин головного мозга, органы чувств, издал учебник по анатомии человека, пере-издававшийся 14 раз. Харьковский анатом В. П. Воробьев (1876–1937) разработал новые методы исследования нервов сердца, желудка, создал пятитомный «Атлас анатомии человека». Воробьев изобрел новый метод бальзамирования, который был применен для сохра-нения тела В. И. Ленина. В Петербурге – Ленинграде работал известный анатом В. Н. Тонков

(1872–1954), изучавший окольные пути тока крови, нервы многих органов. Он автор известного учебника по анатомии человека.

В небольшом разделе невозможно описать тот вклад, который внесли ученые в разви-тие знаний о строении тела человека.

Из всех наук, изучающих организм человека, выделим самые главные.

Анатомия человека (от греч. «анатоме» – вскрытие, рассечение) – наука о строении человеческого тела.

Гигиена (от греч. «гигиенос»– здоровый) – наука, изучающая влияние природной среды, труда и быта на организм человека с целью разработки мероприятий по охране здо-ровья.

Физиология человека (от греч. «физис» – природа) – наука о функциях человеческого организма и его органов.

 

История развития знаний о строении и функциях организма человека

11.

Пользуясь учебником, ответьте, какой вклад в развитие знаний о человеке (о строении организма и его функциях) внесли следующие ученые.

Гиппократ — он сформулировал ученик о четырех типах телосложения и темперамента. В своих работах он обобщил все разрозненные сведения о строении человеческого тела.

Аристотель — утверждал, что кровь образуется в печени и оттуда поступает к сердцу — источнику чувств, где согревается и по венам оттекает ко всем органам чувств. Дал название главному кровеносному сосуду — «аорта», отметил общие черты в строении человека и животных.

Клавдий Глен первым заинтересовался функциями органов. Он был уверен в сходстве строения тел животных и человека.

Авиценна написал энциклопедический труд «Канон врачебной науки».

Леонардо да Винчи — основатель динамической анатомии, сделал около 800 весьма точных и оригинальных рисунков костей, мышц, сердца и др. органов и научно описал их.

Андреас Везалий — издал научный труд «О строении человеческого тела2, создал подлинно-систематическую анатомию человека, которой до него практически не существовало.

Уильям Гарвей создал учение о системе кровообращения, описал большой и малый круги кровообращения, показал, что сердце является активным началом и центром кровобращения.


12. Пользукясь учебником, впишите фамилии ученых, совершивших данные открытия.

Марчелло Мальпиги открыл альвеолы и капилляры.

Карл Эрнст Бер открыл яйцеклетку человека.

И. Фабриций описал слуховую трубу.

Гиппократ доказал, что кровь движется по замкнутому кругу.


13. Изучив материал учебника, письменно ответьте на следующие вопросы.

Когда в России были открыты первые медицинские школы?

В 1654 году при Аптекарском приказе была создана Лекарская школа.

Кто и когда перевел на русский язык труд Везалия?

Епифаний Славицкий в 1658  году.

Кто в России впервые начал преподавать анатомию на русском языке?

Врачи Константин Иванович Щепин.

Как вы думаете, на каком языке преподавали анатомию в России до этого?

На латинском языке.

Кто является создателем топографической анатомии?

Н.И. Пирогов.


14. Какие науки изучают строение и функции организма человека?

Анатомия человека, физиология, гиигена.


15. В нашей стране во многих городах и селах есть улицы и площади, институты и больницы, названные в честь ученых-анатомов, физиологов, врачей разных специальностей. Приведите известные вам примеры.

Больница им.Мечникова, улица Литвинова, институт имени Павлова, больница имени Эрисмана, Пироговская набережная и мн.др.

История анатомии — от истоков до 20 века

Настройки конфиденциальности

Основные (1)

Основные файлы cookie обеспечивают выполнение основных функций и необходимы для правильного функционирования веб-сайта.

Показать информацию о файлах cookie Скрыть информацию о файлах cookie

Имя Печенье Борлабс
Провайдер Веб-сайт Eigentümer dieser, выходные данные
Назначение Speichert die Einstellungen der Besucher, die in der Cookie Box от Borlabs Cookie ausgewählt wurden.
Имя файла cookie borlabs-cookie
Срок действия файла cookie 1 Яр

Статистика (1)

Статистика

Статистические файлы cookie собирают информацию анонимно. Эта информация помогает нам понять, как наши посетители используют наш веб-сайт.

Показать информацию о файлах cookie Скрыть информацию о файлах cookie

Принять Гугл Аналитика
Имя Гугл Аналитика
Провайдер Google Ireland Limited, Gordon House, Barrow Street, Dublin 4, Ирландия
Назначение куки Google для аналитики веб-сайта. Генерирует статистическую информацию о том, как посетитель использует веб-сайт.
Политика конфиденциальности https://policies.google.com/privacy
Имя файла cookie _ga,_gat,_gid
Срок действия файла cookie 2 года

Маркетинг (1)

Маркетинг

Маркетинговые файлы cookie используются третьими сторонами или издателями для отображения персонализированной рекламы. Они делают это, отслеживая посетителей на веб-сайтах.

Показать информацию о файлах cookie Скрыть информацию о файлах cookie

Принять Пиксель Facebook
Имя Пиксель Facebook
Провайдер Meta Platforms Ireland Limited, 4 Grand Canal Square, Dublin 2, Ирландия
Назначение Файл cookie Facebook, используемый для аналитики веб-сайта, таргетинга рекламы и измерения рекламы.
Политика конфиденциальности https://www.facebook.com/policies/cookies
Имя файла cookie _fbp,act,c_user,datr,fr,m_pixel_ration,pl,presence,sb,spin,wd,xs
Срок действия файла cookie Сессия / 1 год

Внешние носители (2)

Внешние носители

Контент с платформ обмена видео и платформ социальных сетей по умолчанию заблокирован. Если файлы cookie принимаются внешними носителями, доступ к этому содержимому больше не требует ручного согласия.

Показать информацию о файлах cookie Скрыть информацию о файлах cookie

Принять Карты Гугл
Имя Карты Гугл
Провайдер Google Ireland Limited, Gordon House, Barrow Street, Dublin 4, Ирландия
Назначение Используется для разблокировки контента Google Maps.
Политика конфиденциальности https://policies.google.com/privacy
Хост(ы) .google.com
Имя файла cookie НИД
Срок действия файла cookie 6 месяцев
Принять YouTube
Имя YouTube
Провайдер Google Ireland Limited, Gordon House, Barrow Street, Dublin 4, Ирландия
Назначение Используется для разблокировки контента YouTube.
Политика конфиденциальности https://policies.google.com/privacy
Хост(ы) google.com
Имя файла cookie НИД
Срок действия файла cookie 6 месяцев

Защита данных Выходные данные

Древняя и средневековая анатомия – до Ньютона

Нерон препарирует свою мать Агриппину.

В древнем мире анатомия возникла в контексте философского спора о природе души. Первым из древних греков, который систематически практиковал вскрытие, был философ Аристотель. Анатомические исследования Аристотеля были частью проекта по пониманию природы души и взаимоотношений души и тела. Аристотель утверждал, что душа — это то, что дает жизнь телу. Обладание душой — вот что отличает живое от неживого. У растений, животных и людей есть душа. Все действия и способности живых организмов, включая питание, рост, размножение, осязание и движение, зависят от души и контролируются ею. Все тело и каждая его отдельная часть были орудием, посредством которого душа выражала себя и действовала в мире. Наше современное английское слово «орган» происходит от греческого слова «орудие» и отражает этот аристотелевский взгляд на отношения между телом и душой. Так, например, способность видеть была способностью души, но для того, чтобы действительно видеть, душе нужно было использовать инструмент глаза. Здесь проводилась аналогия с ремесленным трудом: плотник мог резать дерево, но для выполнения этой задачи ему требовалась пила. Если мы продолжим аналогию дальше, то сможем понять, почему анатомические исследования были так важны для Аристотеля. Как разным мастерам требовались разные инструменты, так и разным душам требовались разные тела. Аристотель проводил вскрытия с целью понимания различных типов душ. Когда он наблюдал один и тот же орган — например, сердце или глаз — у разных животных, он мог определить, насколько этот орган — или инструмент — приспособлен для удовлетворения потребностей души этого конкретного животного. Хотя Аристотель не препарировал людей, он утверждал, что люди обладают самым высоким и лучшим типом души, потому что только человеческая душа способна к рациональному мышлению. Однако, в отличие от всех других способностей души, разум не нуждался в материальном орудии. (Другими словами, Аристотель не связывал разум с мозгом.)

Взгляд Аристотеля на душу расходился с точкой зрения его бывшего учителя Платона. Платон утверждал, что человеческие души были созданы доброжелательным божеством, тем же божеством, которое создало весь космос. Человеческие души были бессмертны и всезнающи, потому что после того, как божество сотворило их, «показало им природу мироздания и поведало им законы их судьбы». (Платон, Тимей ) Бог-творец не соизволил сотворить человеческие тела, скорее, он поручил эту задачу меньшим богам. Тела, созданные этими меньшими богами, были смертными, и Платон описывает их как плотские тюрьмы, в которых временно заточены наши бессмертные души. Когда эти тела разлагались и умирали, души продолжали жить и могли перевоплощаться в разные тела, как человеческие, так и животные. Таким образом, все души в основном одинаковы — это человеческие души, даже если они временно пребывают в телах животных. Для Платона души и тела были созданы отдельно и ведут раздельное существование. Для Аристотеля тело и душа были единством, и разные тела особенно подходили разным душам.

Хотя Аристотель занимался вскрытием, он не предполагал, что изучение анатомии может привести к лучшему пониманию здоровья и болезней человека и тем самым улучшить медицинскую практику. Человеком, сыгравшим самую большую роль в превращении анатомии в медицинскую традицию, был римский врач Гален из Пергама (129–216 гг. н. э.). Гален был центральной фигурой в развитии медицины как в Европе, так и в исламском мире. Он много писал почти во всех областях медицины, и его работы считались авторитетными в течение следующих 1500 лет. Гален считал анатомические знания не только полезными и необходимыми для врачей, и он написал два полных труда по анатомии человека, каждый из которых основан на обширных вскрытиях (правда, животных, а не людей). В своей книге Об анатомических процедурах он рекомендовал всем врачам проводить собственные вскрытия. Чем полнее были знания врача в области анатомии, тем более он был способен лечить пациентов.

Однако Гален считал себя не только врачом, но и философом, и, подобно Аристотелю, он рассматривал вскрытие как способ вмешательства в философские дебаты о природе души. Вторая крупная работа Галена по анатомии, О полезности частей тела , имеет значительно более философскую направленность, чем Анатомические процедуры , и включает подробное обсуждение человеческой души. На Галена повлияли взгляды Аристотеля и Платона на душу. От Аристотеля он исходил из того положения, что «тело есть орудие души, и, следовательно, животные сильно различаются по своим частям, потому что их души также различаются». От Платона он взял идею о том, что у космоса и всего в нем есть божественный создатель. Для Галена это означало, что душа каждого живого существа была создана этим божеством, а тело каждого существа было целенаправленно спроектировано так, чтобы соответствовать «характеру и способностям души». (стр. 68) Анатомическое вскрытие выявило не только силы души, но и великое мастерство и артистизм божественного творца.

Гален считал человеческую душу и тело высшим образцом творческой работы божества. Люди, единственные среди всех животных, обладали разумной душой. А органом, который был уникален для людей и который наиболее четко сигнализировал о нашем статусе как разумных существ, была рука. «Человек — самое разумное из животных, — заявляет Гален, — и поэтому руки — орудия, наиболее подходящие для разумного животного». (стр. 69) Мы можем быть не такими сильными или быстрыми, как многие животные, но своими руками мы можем делать ловушки, оружие и другие инструменты, чтобы поймать, убежать или усмирить их. Руки не только позволяют людям выживать, они также позволяют нам создавать социальную и политическую организацию, образование и культуру: «своей рукой [человек] пишет для себя законы, воздвигает алтари и статуи богам, строит корабли, делает флейты, лиры, ножи, щипцы для огня и все другие инструменты искусства, и в своих трудах оставляет после себя комментарии к теориям о них». (стр. 69) Гален начинает О пользе частей тела с описания анатомии руки человека, а затем переходит ко всем остальным частям тела. На протяжении всей книги он превозносит чудесное строение человеческого тела и восхваляет мастерство и мудрость Творца. Кроме того, он утверждал, что изучение анатомии человека ясно свидетельствует о том, что у человеческого тела был создатель, потому что такая совершенная структура не могла возникнуть случайно. Например, после обсуждения «чудесной» конструкции костей пальцев он заявляет, что эти кости «не были созданы каким-либо простым, случайным образом». (стр. 87) Идеальный дизайн пальцев подразумевал целеустремленного и умного дизайнера. Однако этот «аргумент от замысла» не был частью религиозных дебатов, как сегодня для сторонников разумного замысла. Скорее, это было частью философского спора о том, был ли мир сотворен (как утверждал Платон), был ли он вечным и, следовательно, не имел ни начала, ни конца (как утверждал Аристотель) или возник в результате случайных комбинаций атомов (как утверждали стоики). Гален установил как практическую полезность, так и философский интерес анатомического вскрытия. Под его влиянием анатомия стала важной частью медицины и особенно медицинского образования, а также значительной частью натурфилософии. Другими словами, анатомия была важна не только для врачей и хирургов, но и для всех образованных людей.

Изучение анатомии получило большой импульс в связи с подъемом христианства в Европе. Это утверждение может показаться нелогичным, поскольку в истории науки существует старый миф о том, что средневековая церковь подавляла анатомию, запрещая вскрытие человеческих трупов. На самом деле верно обратное. Христианство предоставило гораздо более питательную среду для изучения анатомии, чем когда-либо была языческая Греция и Рим. Для этого было две основные причины. Во-первых, христианская вера в Бога-творца и в важность души послужила мощной мотивацией для изучения анатомии человека. Хотя Галену нужно было доказать, что человеческое тело свидетельствует о божественном творце, это было широко принято средневековыми христианами. Созерцание анатомии (и других аспектов мира природы) может вызывать благоговение, удивление и благодарность создателю. Таким образом, это был подходящий предмет для всех образованных христиан, а не только для практикующих врачей. Например, Варфоломей Англикий (ок. 1203–1272) включил обсуждение анатомии человека в свой энциклопедический труд о мире природы в целом9. 0267 De proprietatibus rerum (О свойствах вещей).

Bartholomaeus Anglicus, сцена вскрытия из De proprietatibus rerum. Викисклад.

Вторая и связанная с ней причина, по которой возникновение христианства стимулировало изучение анатомии, заключается в том, что под влиянием христианства постепенно исчезли табу на вскрытие человеческих трупов. В Древней Греции и Риме контакт с мертвыми (человеческими) телами был табуирован. Мало того, что мертвая душа могла быть потревожена, но прикосновение к мертвому телу вызывало ритуальное осквернение. Мертвых хоронили за чертой города и поселка, вдали от живых. В этой культуре вскрытие человеческих трупов было невозможно. Единственными известными нам возможными исключениями из этого правила являются врачи Герофил и Эрасистрат, работавшие в Александрии в Египте в четвертом и третьем веках до нашей эры. Предположительно, им разрешалось проводить вивисекцию преступников, приговоренных к смерти. Однако источником этой истории является римский писатель Авл Корнелий Цельс (ок. 25 г. до н. э. — ок. 50 г. н. э.), живший более трехсот лет спустя. Тексты Герофила и Эрасистрата не сохранились, хотя Гален их много цитирует, поэтому история их проведения вивисекций на людях остается непроверенной. Сам Гален никогда не препарировал человеческий труп, хотя и смог осмотреть несколько скелетов. Обе его книги по анатомии человека (обсуждаемые выше) были основаны на вскрытии животных, особенно варварских обезьян.

Христиане, напротив, выработали совершенно иной набор отношений и ассоциаций с мертвыми телами. Хотя христиане верили, что весь человек, как тело, так и душа, воскреснут в конце времен и будут либо брошены в адское пламя, либо вознесены в райские радости, это не означало, что телесная неприкосновенность после смерти была важна. . На самом деле, в первые века христианства богословы обсуждали вопрос о том, что произойдет, если человек потеряет руку или ногу при жизни или если его тело будет съедено дикими животными после его смерти. Как они могли воскреснуть, если их тело не было неповрежденным? Ответ на этот вопрос, ставший официальной позицией церкви, заключался в том, что Бог вновь соберет все части тела при воскресении, как бы широко они ни были рассеяны. Это означало, что средневековая церковь, безусловно, не возражала против такой практики, как бальзамирование, которое требовало частичного расчленения тела, или захоронения разных частей тела в разных местах, что нередко бывает, когда человек умирает вдали от дома. Кроме того, христианская практика почитания тел святых означала, что мертвые тела можно рассматривать как святые и обладающие чудесной силой, а не как источники опасности или загрязнения. К тринадцатому веку проводились вскрытия для определения причины смерти, часто по просьбе семьи. Например, в пятнадцатом веке Бернард Торниус (1452-149 гг.7), профессор медицины в Пизе, вскрыл мальчика по просьбе его отца. Отчет о вскрытии представляет собой письмо отцу мальчика, которое начинается словами: «Я скорблю о твоей печальной доле, ибо тяжело потерять потомство, тяжелее потерять сына, и тяжелее всего [потерять его] болезнью». еще не до конца поняты врачами». «Но, — продолжает Торниус, — ради других детей я думаю, что увидеть его внутренние органы будет очень полезно». Письмо завершается серией рекомендаций по профилактическим лекарствам, которые следует давать брату или сестре умершего ребенка, чтобы они могли избежать той же болезни, от которой умер их брат.

Анатомическая иллюстрация с изображением вен. Англия; конец 13 века. РС. Эшмол 399, л. 18р. Викисклад.

Когда в Европе в двенадцатом веке появились университеты, медицина была одним из предметов, преподаваемых в них, и учебная программа медицинских школ в значительной степени основывалась на работах Галена. Анатомическое обучение обычно было частью учебной программы. В христианской Европе, в отличие от языческого Рима, не существовало запретов или табу на вскрытие человеческих трупов. Поэтому преподавание анатомии в средневековых университетах обычно включало вскрытие человеческих тел. Болонья ок. 1300 достоверных свидетельств вскрытия человеческих трупов. Средневековые врачи в целом полагали, что Гален открыл все, что нужно было знать об анатомии человека. Анатомические вскрытия использовались для обучения студентов-медиков известным фактам об анатомии, а не для открытия новых фактов. На типичном средневековом уроке анатомии профессор читал вслух учебник (который должен был быть основан на анатомическом труде Галена), разъяснял и уточнял текст для студентов, в то время как техник препарировал и демонстрировал соответствующие части тела. Труп послужил иллюстрацией к авторитетному тексту. Никто не ожидал увидеть в одном из этих вскрытий что-то, что бросит вызов авторитету Галена. Однако к пятнадцатому веку небольшое, но значительное число выдающихся профессоров медицины в итальянских университетах, особенно в Падуе и Болонье, начали препарировать человеческие трупы в целях исследования, а также обучения. Эти люди — Габриэле Зерби (1445–1505), Алессандро Акиллини (1463–1512), Беренгарио да Карпи (1460–ок. 1530) и Никколо Масса (1485–1569).) — каждая выполнила сотни вскрытий и опубликовала работы по анатомии человека, в которых объявила о новых открытиях и продемонстрировала ошибки Галена.

Кэтрин Парк утверждает, что одной из движущих сил растущего интереса к анатомии в Италии четырнадцатого века был интерес к женскому телу и особенно к процессам деторождения, происходящим внутри матки. Интерес к размножению имел множество причин. Аристократические итальянские семьи были глубоко заинтересованы в том, чтобы произвести наследников, чтобы продолжить семейную линию, особенно после потерь населения от эпидемии чумы в середине четырнадцатого века. Все чаще такие семьи обращались к врачам с университетским образованием за помощью в лечении бесплодия и дородовом и послеродовом уходе, а не к женщинам-целительницам, как они могли бы обращаться в прошлом. В дополнение к в высшей степени практической заботе о рождении прыгающих мальчиков важным был также контекст позднесредневекового христианства. Одной из центральных тайн христианства является Воплощение, когда Христос принял человеческий облик в утробе матери. В период, когда культ Девы Марии был на пике своего развития, изучение того, что происходило внутри матки, имело огромное как богословское, так и практическое значение. Парк утверждает, что для позднесредневековых анатомов «матка была образцовым объектом анатомии, идеальным типом органа, истинность которого можно было установить, только вскрыв тело».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *