cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Сущность человека как проблема философии презентация – Презентация по обществознанию по теме «Сущность человека как проблема философии»(10 класс)

Сущность человека как проблема философии

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ
МБОУ СОШ №12 г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М.

Слайд 2

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК
Наши предки считали, что человеческая жизнь бесконечна. Они полагали, что свою суть человек должен познавать в течение всей земной жизни, а после смерти — за ее пределами, в мире ином. И действительно, все попытки строго научными методами познать сущность и глубину внутреннего мира человека оказались неудачными. Человек оказался слишком сложным предметом для исследования точной науки.
«Человек — вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена». (А. Лосев)

Слайд 3

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК
«Какое величие являет собою человек! Какое благородство в его уме, бесконечность в способностях, прелесть в формах, — это дух небесный, украшение света, образчик остальной природы»
«Человек – это дикое, страшное животное, инстинкты которого цивилизация, но который проявляет свое истинное лицо тогда, когда слабеют цепи законного порядка и наступает анархия»

Слайд 4

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК
Человек является объектом изучения многих наук, можно насчитать до 200 дисциплин. Как биологической субстанции – анатомия, биохимия, физиология, приматология, генетика, палеонтология и др.; Науки о человечестве – демография, социология, этнография, политология, экономика и др.; Человек и его взаимодействии с природой и космосом –экология, биогеохимия, космическая медицина и др.; Человеке как личность – педагогика, этика, психология, эстетика и др.; Человек как субъект деятельности – инженерная психология, эвристика и др.).

Слайд 5

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК
Между человекообразными обезьянами и и Homo sapiens пролегает незримаяграница: Главное родовое отличие человека – орудийная деятельность. Способность абстрактно мыслить, т.е. осознавать связи между конечной целью и промежуточными операциями трудовой деятельности. Человек способен непрерывно осваивать культуру с каждым новым поколением, т.е. происходит социализация человека.

Слайд 6

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК
Философская антропология — философское учение о природе и сущности человека, специфическое отличие в способе существования человека и животных. Философский подход в изучении человека состоит в том, что человек рассматривается как вершина эволюции живого, как раскрытие творческого потенциала природы и общества, как творец духовного мира. Начало философской антропологии связано с появлением классических работ Макса Шелера «Положение человека в космосе» (1928) и Хельмута Плеснера «Ступени органического и человек» (1928)
МАКС ШЕЛЕР (1874-1928) — НЕМЕЦКИЙ ФИЛОСОФ И СОЦИОЛОГ

Слайд 7

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК
Философская антропология возникла в XIX в. как самостоятельное направление исследований проблемы сущности человека – его разумность, орудийная деятельность, способность создавать символы и т. д. Реакция на вопрос: что первично в деятельности человека природа или социум?
Человек – цель, а не средство для другого человека (И. Кант)
Человек — универсальный и высший предмет философии. Сущность человека – мир эмоций, жизнь ума и сердца, тела и души (Л. Фейербах)

Слайд 8

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК
Концепция философской антропологии: Изначальная биологическая незащищенность человека порождает его активность, связь с миром, себе подобными. Человек обречен на вечный поиск, странствия, стремление к самосовершенствованию. Человек — существо многомерное, непостижимое, нуждающееся в других. Человек — центр пересечения двух начал — «порыва» и «духа». Их единство и образует сущность человека.

Слайд 9

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК
Философская антропология оказала значительное влияние на развитие: Психоанализ – комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни человека. Экзистенциализм – философия существования, считает отличительным признаком человека его свободу.
Сущность человека, есть сложный процесс обретения человеком человеческого, допускающий не только прогрессивную, но и регрессивную линию развития. (М. Шелер)

Слайд 10

ЧЕЛОВЕК – БИОСОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Человек представляет собой сложную, многоуровневую систему, здесь взаимосвязаны биологическое, социальное и духовное начала, сознание и сфера подсознательного. Субъект — активно действующий человек с его знаниями, опытом и способностью изменять предметную обстановку своего бытия и самого себя в процессе общественно значимой деятельности. Субъектность — важный аспект индивидуального бытия человека, его связи с социальным бытием. Человеческая субъективность – присущий человеку мир мысли, воли, чувств.

Слайд 11

ЧЕЛОВЕК – БИОСОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Обладает сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготовлять орудия труда.
ЧЕЛОВЕК
Субъект общественно-исторической деятельности и культуры
Биосоциальное существо

Слайд 12

СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Деятельность предполагает активность, которая может быть механической, физической, биологической, социальной и т. д. Деятельность – взаимодействие человека или группы людей с окружающей средой, миром. Деятельность предполагает процесс сознательного и целенаправленного изменения человеком мира и самого себя.
Деятельность – специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.

Слайд 13

СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Человек не мыслится вне связи с обществом, поэтому любая человеческая деятельность носит социальный характер
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Субъективный аспект деятельности, т.е. зависящий от человека
Объективный аспект деятельности, т.е. не зависящий от человека
СОЗИДАНИЕ
ТВОРЧЕСТВО
РАЗРУШЕНИЕ

Слайд 14

СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Деятельность – основа человеческого существования. В деятельности человек не только добывает средства к жизни, но и развивается как личность, формируется как общественное существо, реализует свои способности и расширяет возможности.

Слайд 15

МЫШЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Иди вперед! Жил однажды дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса. Однажды старец, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав: «Иди вперед, иди вперед!» Дровосек послушался совета, отправился в лес и шел вперед, пока не дошел до сандалового дерева. Он был очень обрадован этой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он задумался: почему добрый старец посоветовал обязательно идти вперед? На следующий день он пошел дальше и нашел, медные залежи. Он продал ее на базаре, выручил еще больше денег. На следующий день он пошел еще дальше и нашел серебряные россыпи. Еще через день он нашел золото, потом — алмазы и, наконец, приобрел огромные богатства. Именно таково положение человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своем движении после того, как достигнет некоторых усилий, то в конце концов найдет богатство истины. Как вы поняли смысл притчи?

Слайд 16

МЫШЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Мышление – функция человеческого мозга, возникающая в результате его нервной деятельности. Мышление — взаимодействие субъекта с окружающим миром, в ходе которого осуществляется опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей.

Слайд 17

МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ
Речь – универсальное средство формирования и выражения мысли. Мышление совершается на основе языка, который активно участвует в самом процессе мышления. Таким образом, речь – это орудие мышления.
Внутренняя речь — это речь, лишенная звукового оформления, внутреннее проговаривание.
Внешняя речь — система звуковых сигналов и символов для передачи информации, процесс материализации мысли..

Слайд 18

МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ
Голосовая реакция животного, являясь ответом воздействующее явление (например, на звуки шагов приближающегося хищника), выполняет сигнальную функцию.
Человек называет, обозначает в своей речи это явление словами. В результате в голове другого человека возникает представление или понятие, мысль об этом явлении.

lusana.ru

Презентация на тему Сущность человека как проблема философии

Слайд 1

Сущность человека как проблема философии

Слайд 2

Проверим себя!

Каковы же основные теории, объясняющие происхождение человека как биосоциального существа?

Слайд 3

Укажите основные признаки понятия «человечество»?

Слайд 4

Какую роль в становлении человека и общества играла культура?

Слайд 5

Подтвердите или опровергните мнение французского мыслителя Ж.П Сартра, который подчеркивал, что человечество состоит из всех живших ранее, живущих ныне и еще не родившихся людей

Слайд 6

«Сущность человека как проблема философии»

«Человек — вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена». Русский философ А.Ф. Лосев

Слайд 7

Великая тайна — человек

«Как ты ничтожен, человек, при всем величии твоем, в сравнении со Вселенной!»

«Какое величие являет собою человек! Какое благородство в его уме, бесконечность в способностях, прелесть в формах, — это дух небесный, украшение света, образчик остальной природы»

Слайд 8

Сущность человека состоит в единстве природного и социального начал. А исследует сущность человека особая наука — философская антропология

Слайд 9

Слайд 10

Концепция философской антропологии: • Изначальная биологическая незащищенность человека порождает его активность, связь с миром, себе подобными. • Человек обречен на вечный поиск, странствия, стремление к самосовершенствованию. • Человек — существо многомерное, непостижимое, нуждающееся в других. • Человек — центр пересечения двух начал — «порыва» и «духа». • Их единство и образует сущность человека.

Слайд 11

Человек — биосоциальная система

Прочитайте внимательно п. 2 § 8. Как соотносятся между собой понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»? Объясните, что такое «человеческая субъективность»? Дайте полное определение понятию «человек».

Слайд 12

Слайд 13

Социальная сущность деятельности

Первое, деятельность предполагает активность, которая может быть механической, физической, биологической, социальной и т. д. Второе, деятельность — взаимодействие человека или группы людей с окружающей средой, миром. Третье, деятельность предполагает процесс сознательного и целенаправленного изменения человеком мира и самого себя. Деятельность — специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.

Слайд 14

Слайд 15

Мышление и деятельность. Мышление и язык

Проанализируем цепочку: Мышление Деятельность

Слайд 16

«Мышление теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие — мышлением; действие — это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления — это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и действием выявляется» С.Л.Рубинштейн

Слайд 17

Проанализируем цепочку: Мышление Речь

Слайд 18

Дом задание § 8, задания 1,3

prezentacii.org

Презентация на тему «Сущность человека как проблема философии»

Презентация на тему «Сущность человека как проблема философии» — презентации по Философии

53335531463039513235404944384142294843374734365045565452

X

Скопируйте код и вставьте его на свой сайт.

Сущность человека как проблема философии

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Сущность человека как проблема философии

2 слайд

Проверим себя! Каковы же основные теории, объясняющие происхождение человека как биосоциального существа?

3 слайд

Проверим себя! Укажите основные признаки понятия «человечество»?

4 слайд

Проверим себя! Какую роль в становлении человека и общества играла культура?

5 слайд

Проверим себя! Подтвердите или опровергните мнение французского мыслителя Ж.П Сартра, который подчеркивал, что человечество состоит из всех живших ранее, живущих ныне и еще не родившихся людей

6 слайд

«Сущность человека как проблема философии» «Человек — вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена». Русский философ А.Ф. Лосев

7 слайд

Великая тайна — человек «Как ты ничтожен, человек, при всем величии твоем, в сравнении со Вселенной!» «Какое величие являет собою человек! Какое благородство в его уме, бесконечность в способностях, прелесть в формах, — это дух небесный, украшение света, образчик остальной природы»

8 слайд

Сущность человека состоит в единстве природного и социального начал. А исследует сущность человека особая наука — философская антропология

9 слайд

Великая тайна — человек

10 слайд

Великая тайна — человек Концепция философской антропологии: • Изначальная биологическая незащищенность человека порождает его активность, связь с миром, себе подобными. • Человек обречен на вечный поиск, странствия, стремление к самосовершенствованию. • Человек — существо многомерное, непостижимое, нуждающееся в других. • Человек — центр пересечения двух начал — «порыва» и «духа». • Их единство и образует сущность человека.

11 слайд

Человек — биосоциальная система Прочитайте внимательно п. 2 § 8. Как соотносятся между собой понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»? Объясните, что такое «человеческая субъективность»? Дайте полное определение понятию «человек».

12 слайд

Человек — биосоциальная система

13 слайд

Социальная сущность деятельности Первое, деятельность предполагает активность, которая может быть механической, физической, биологической, социальной и т. д. Второе, деятельность — взаимодействие человека или группы людей с окружающей средой, миром. Третье, деятельность предполагает процесс сознательного и целенаправленного изменения человеком мира и самого себя. Деятельность — специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.

14 слайд

Социальная сущность деятельности

15 слайд

Мышление и деятельность. Мышление и язык Проанализируем цепочку: Мышление Деятельность

16 слайд

Мышление и деятельность. Мышление и язык «Мышление теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие — мышлением; действие — это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления — это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и действием выявляется» С.Л.Рубинштейн

17 слайд

Мышление и деятельность. Мышление и язык Проанализируем цепочку: Мышление Речь

18 слайд

Дом задание § 8, задания 1,3

Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

71577174723173507580759677107747

328793303233458334593369433695336963369733698336993370033701

У вас есть презентация, загружайте:

Для того чтобы загрузить презентацию на сайт, необходимо зарегистрироваться.

uslide.ru

Презентация по обществознанию 10 кл. «Сущность человека как проблема философии»

Рабочий лист

урока: « Сущность человека как проблема философии»

  1. Работа с понятиями:

Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение

Человек — это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы — к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Индивид — это единичный представитель вида «homo sapiens» . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Личность (от лат. persona – особа) – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация — это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.

ЗАДАНИЕ № 2

Соотнесите приведённые ниже характеристики с сущностями человека.

  1. сознание и разум

  2. готовность к труду

  3. анатомия

  4. потребности физиологические (в пище, воде и т.д.)

  5. свобода и ответственность

  6. потребность в общении

  7. кровеносная система

  8. творчество

  9. инстинкт самосохранения

  10. способность к абстрактному мышлению

  11. умение говорить

  12. субъект познания и изменения мира

  13. строение костной и мышечной систем.

ЗАДАНИЕ № 3

Ответьте на вопросы:

1. Как вы относитесь к утверждению, что различия между человеком и животным носят не качественный, а всего лишь количественный характер?

2. Известно, что Homo sapiens — это Человек разумный. Чем, на ваш взгляд, объясняется то, что это определение не соответствует реальному поведению многих людей?

3. Только существо, обладающее разумом, может быть неразумным. Животные не совершают неразумных действий.

4. Каждому животному свойственен инстинкт агрессии. Можно ли этим объяснить все преступления и войны?

5. То, что делает человека человеком, и то, что делает его человечным, — совсем не одно и то же.

6. Как объяснить расхожую формулу «Ничто человеческое мне не чуждо»?

infourok.ru

обществознание, 10 профильный класс.Сущность человека как проблема философиии

Урок 20-21

Обществознание, профильный уровень

Д.З: § 8, ?? (с.88), задания (с.88-90)

© А.И. Колмаков

  • рассмотреть научные подходы философского порядка к проблеме сущности человека;
  • изучитьз начение человека на земле;
  • развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
  • осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
  • способствовать выработке научной позиции учащихся.

Универсальные учебные действия

  • Знать теории происхождения человека и становления общества, объяснять особенности человечества как результата биологической и социальной эволюции; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся
  • Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
  • «человек», «субъект», «деятельность», «мышление», «язык», «философская антропология», «субъектность», «философия жизни»; «человек», «субъект», «деятельность», «мышление», «язык», «философская антропология», «субъектность», «философия жизни»;

Изучение нового материала

  • Социальная сущность деятельности.
  • Мышление и деятельность.
  • Соотношение мышления и языка.

Вспомните. Каковы особенности антропогенеза и социогенеза? Какое место отводили человеку во всем сущем древневосточные и древнегреческие философы? Как и почему изменились взгляды на роль и место человека в Новое время?

1 . Взгляд на человека в истории философской мысли

  • «Человек есть нечто настолько обширное, многообразное, что все известные его определения вряд ли могут считаться удачными».

Макс Шелер (1874 – 1928), немецкий философ

БИОЛОГИЯ

ФИЗИОЛОГИЯ

ФИЛОСОФИЯ

ЭТНОЛОГИЯ

ПСИХОЛОГИЯ

ГЕНЕТИКА

АНТРОПОЛОГИЯ

Протагор (490 — 420 до н. э.) — древнегреческий философ.

Софист Протагор был последовательным сенсуалистом и считал, что мир таков, каким он представлен в чувствах человека.

«Человек – есть мера всех вещей»

(другими словами: есть только то, что человек воспринимает своими органами чувств, и нет того, чего человек не воспринимает чувствами.),

  • «Как мы чувствуем, так оно и есть на самом деле», «Все есть таким, каким оно кажется нам».
  • Протагор указывает на относительность нашего познания, на элемент субъективности в нём.

2. Великая тайна — человек

Сущность человека в единстве природного и социального.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ( XIX в)

Что является решающим в жизнедеятельности человека – природа или социум?

Л. Фейербах (1804 -1872)

И. Кант (1724 -1804)

Концепции философской антропологии

  • Изначальная биологическая незащищённость человека порождает его деятельную активность, связь с миром, с себе подобными, духовность, культуру.
  • Человек, в силу своей мирооткрытости, неустойчивости и постоянного поиска точки опоры существования вне себя, обречён на вечный поиск, странствия и стремления к совершенствованию.
  • Человек – существо многомерное, непостижимое, нуждающееся во множестве «других», «другого», «не-я».

Концепции философской антропологии

«Порыв» (природное ядро: влечения, биологические потребности, аффекты)

«Дух» (сфера разума и чувств)

Единство «порыва» и «духа» образует сущность человека

Философия жизни (к. XIX- н. XX вв.)

  • Основная идея – человек в реальной жизни руководствуется не разумом, а инстинктом.
  • Психоанализ – комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни человека и экзистенциализма (философии существования).
  • Отличительный признак человека – свобода.

3. Природа человека (биосоциальная система)

Ч

Биологическое начало

  • инстинкты
  • биологическая программа развития
  • анатомия, физиология
  • € к высшим млекопитающим

Социальное начало

  • деятельность
  • общение
  • мышление
  • речь

Психическое начало

  • внутренний мир человека
  • характер
  • эмоциональная сфера

Человек – это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо , обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготавливать орудия труда

Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают

Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих , присущих всем людям качеств и способностей; понятие подчеркивает наличие такой общности , как человеческий род

Индивидединичный представитель человеческого рода, конкретный человек

Индивидуальность – неповторимое своеобразие , отличительные особенности (внутренние и внешние)от других людей

1 .Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, как члена того или иного общества.

2. Личность – как субъект отношений и сознательной деятельности

Отличие человека от животных

Человек

Животные

  • Изготавливает орудия труда и использует их как средство производства материальных благ
  • Осуществляет сознательную целенаправленную творческую деятельность
  • Обладает высокоразвитым мозгом, мышлением и речью
  • Используют только естественные орудия
  • Поведение подчинено инстинктам
  • Не обладают высокоразвитым мозгом и не умеют говорить

4. Социальная сущность деятельности

  • Деятельность представляет собой специфически человеческую форму активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.

Объективный аспект

Субъективный аспект

Любая человеческая деятельность носит общественный (социальный) характер

Социальная сущность деятельности

  • Первое , деятельность предполагает активность , которая может быть механической, физической, биологической, социальной и т. д.
  • Второе , деятельность — взаимодействие человека или группы людей с окружающей средой, миром.
  • Третье , деятельность предполагает процесс сознательного и целенаправленного изменения человеком мира и самого себя .

5. Мышление и деятельность

Мышление обеспечивает духовную преемственность основ деятельности по преобразованию природы, общества и человека и его субъективную готовность к последовательной, целесообразной деятельности.

Учение без мысли – напрасный труд

Конфуций (Кун-цзы, 551 — 497 до н.э.), древнекитайский философ

5. Мышление и язык

Мышление и деятельность. Мышление и язык

«Мышление теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие — мышлением; действие — это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления — это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и действием выявляется»

С.Л.Рубинштейн

Речь человека

  • Объединение слов в предложения.
  • Замена многообразия предметов и явлений окружающего мира на звуковые (разговорные) и графические (письменные) обозначения.
  • Закрепляет на основе слов устойчивые смыслы и понятия.

Языковое общение

  • Является сложным видом социальной коммуникации.
  • Является базой взаимопонимания и обмена опытом жизнедеятельности.
  • Является частью культуры представителей разных народов.

Проверь себя

2. Социальным, то есть формируемым в процессе взаимодействия с обществом, качеством человека является

  • Общение при помощи членораздельной речи
  • Способность укрываться от опасности
  • Потребность в пище и воде
  • Необходимость поддержания теплового обмена
  • Важное отличие человека от живых существ
  • Инстинкты
  • Рефлексы
  • Потребности
  • Сознание

4. Верны ли следующие суждения о человеческих качествах?

А. Врождённые качества человека социализируются в процессе его взаимодействия с обществом.

Б. Помимо естественных потребностей, у людей формируются потребности социальные, связанные с жизнью в обществе.

  • Верно только А
  • Верно только Б
  • Верны оба суждения
  • Оба суждения не верны

3. Биологической (естественной) потребностью человека является потребность в

  • Общении
  • Семье
  • Признании
  • Тепле

5. Верны ли следующие суждения о деятельности?

А. Деятельность человека представляет собой целенаправленную активность, связанную с удовлетворением потребностей людей.

Б. Видом деятельности, преобладающим в детском возрасте, является игра.

5. Верны ли следующие суждения о деятельности?

А. Деятельность человека представляет собой целенаправленную активность, связанную с удовлетворением потребностей людей.

Б. Видом деятельности, преобладающим в детском возрасте, является игра.

  • Верно только А
  • Верно только Б
  • Верны оба суждения
  • Оба суждения не верны
  • Верно только А
  • Верно только Б
  • Верны оба суждения
  • Оба суждения не верны

Проверь себя

1) Какие науки изучают человека?

2) Что вносит философская антропология в постижение человека?

3) Какие отличительные особенности человека выделяют антропологи?

4) Чем отличается человеческая субъектность от субъективности?

5) В чем выражается социальная сущность деятельности?

6) Как соотносятся мышление и деятельность?

7) Раскройте связь языка и мышления.

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?
  • Автор содержательной части презентации: Г.И. Непершина, учитель высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 15 г. Балашова Саратовской области

multiurok.ru

«Презентация к уроку 20-21 «Сущность человека как проблема философии».»


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Урок 20-21. Сущность человека как проблема философии.Урок обществознания 10 класс(профильный уровень)Гудзишевская Н.В.МОУ СОШ №1г. ВилючинскТема: Общество и человек. Цель урока: рассмотреть основные положения философ-ской антропологииЗадачи урока: объяснить основные понятия и термины темы ознакомить с социальной сущностью деятельности человека; выяснить роль и значение мышления в жизни человека; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать со­циальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; участвовать в дискуссии, работать с документами; способствовать выработке гражданской позиции ? Основные понятия и термины: человек субъект деятельность мышление язык философская антропология субъектность философия жизни Русский философ А.Ф. Лосев написал, что «человек — вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена». Более того, хорошо известен следующий афоризм: «Человек есть постоянная проблема для самого себя». План урока:Великая тайна — человек.Человек — биосоциальная система.Социальная сущность деятельности.Мышление и деятельность. Мышление и язык. Великая тайна — человек.Человек есть мера всех вещей.Протагор.
Пессимисты: биологическая животная сущность человека Один знаменитый немецкий философ писал, что человек — это дикое, страшное животное, инстинкты которого укротила цивилизация, но который проявляет свое истинное лицо тогда, когда слабеют цепи законного порядка и наступает анархия. Философу вторит поэт: «Как ты ничтожен, человек, при всем величии твоем, в сравнении со Вселенной!» Поэты и писатели воспевают человека: «Какое величие являет собою человек! Какое благородство в его уме, бесконечность в способностях, прелесть в формах, — это дух небесный, украшение света, образчик остальной природы». «Человек — это звучит гордо!»Оптимисты: человек – существо духовное, наделенное сознанием, стремящееся к истине. Сущность человека Сущность человека – это предмет особой науки — философской антропологии.Античные мыслители– основоположники философской антропологии. Как вы думаете, чем философская антропология отличается от общей, биологической антропологии? Связаны ли между собой эти две науки? ? Философская антропология — в широком смысле — философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление в западно-европейской философии (преимущественно немецкой). Запишите в стол

schoolfiles.net

Презентация к уроку основ философии на тему : «Философия о происхождении и сущности человека»

Слайд 1

Тема урока: «Философия о происхождении и сущности человека»

Слайд 2

Цели урока: Образовательная – выяснить, какие существуют концепции происхождения человека и в чём их суть; какие в истории философии существуют представления о смысле жизни человека. Воспитательная – воспитывать у студентов уважение к собственной личности, а также к личности каждого человека, воспитывать в себе такие качества как справедливость, добродетельность, сострадание и желание стремиться к нравственному совершенствованию. Развивающая – способствовать развитию навыков самостоятельной работы с текстом учебника, с дополнительной литературой; применять умения и навыки составления компьютерных презентаций, развивать коммуникативные навыки. Методическая – активизация познавательной деятельности студентов на уроках основы философии, организация самостоятельной работы студентов.

Слайд 3

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ История Литература Русский язык , Биология культура речи

Слайд 4

Человек – главная философская проблема Все проблемы, которые философия делает предметом своего внимания – касаются Человека, его личности, его отношения с окружающим миром . Специфический аспект – рассмотрения человека – антропологический: А) выяснение границ человеческого бытия, его особенностей и специфику; Б)определение возможностей человеческой личности. Философско – антропологический: а ) определение бытия не самого по себе и его законов, а раскрытие смысла этого бытия и бытия именно человеческого; b ) характеристика концепций происхождения человека – антропогенеза.

Слайд 5

Креационистская Теории происхождения человека Эволюционная Теория внешнего вмешательства (космическая)

Слайд 6

Креационистская Креационистская – человек сотворён Богом или мировым разумом.

Слайд 7

Эволюционная Эволюционная – Ч.Дарвин «Происхождение человека и половой отбор» — человек произошёл от древнейших видов обезьян ( семиальная – обезьянья ).

Слайд 8

Чарльз Роберт Дарвин (1809-1882) Фридрих Энгельс ( 1820-1895)

Слайд 9

Теория внешнего вмешательства (космическая) Теория внешнего вмешательства (космическая концепция) – человек потомок инопланетных цивилизаций).

Слайд 10

Фундаментальные отличия человека от животного Способность к понятийному мышлению,способность к формированию отвлечённых абстрактных представлений о предметах. Речь у человека – общение с помощью слов. Способность к труду, к такой преобразовательной деятельности, с помощью которой создаются орудия труда и то, чего ранее не существовало в природе.

Слайд 11

С мысл существования человека Актуальность вопроса (охарактеризовать человеческую природу невозможно без обращения к понятию смысла человеческого существования, поскольку человек – это единственное живое существо, которое задаётся этим вопросом ). Основные положения понимания роли смысла в жизни человека: 1)Смысл жизни определяется изменяющимися у человека целями и ценностями, если цели и ценности утрачены – возникает проблема поиска смысла жизни, а значит, поиска новых целей и ценностей. 2)Человек никогда не должен смиряться с утратой смысла. 3)Никто другой не может найти для человека смысл. Смысл жизни определяется человеком самостоятельно. 4)Поиск смысла – это не невроз, не навязчивое состояние. Это то свойство, которое отличает человека от других существ.

Слайд 12

Торнтон Уайлдер Жизнь не имеет другого смысла, кроме того какой мы ей придаем.

Слайд 13

Идеал- это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления, нет жизни. Лев Толстой

Слайд 14

Поиск смысла жизни человека глазами философов Выполнила студентка гр.И-31 Шугаева марина Проверил преподаватель Савченко В.Н

Слайд 15

«Стремитесь не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл» Альберт Эйнштейн

Слайд 16

«Без пользы жить-безвременная смерть» Гете

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *