Сопровождение детей инвалидов в школе: Программа психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов МКОУ «Волчихинская средняя школа №1».
Здравствуйте, Кристина!
Согласно ч. 1-3 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя (…)
Из данных норм следует вывод, что услуги ассистента могут предоставляться обучающемуся с ОВЗ или инвалиду не во всех и не в любых образовательных организациях, а только в тех, которые осуществляют образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Ожидать или требовать, что школа возьмет на работу или орган соцзащиты пришлет в Вашу школу ассистента, который примется заниматься с Вашим ребенком, нет никаких оснований. Более того, для того, чтобы, предположим, Ваша школа смогла обучать по адаптированным программам, она должна пройти для этого аккредитацию. По всей видимости, школа, в которой учится Ваш ребенок, эту аккредитацию не проходила. В соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования. Как разъяснял на своем сайте Минобрнауки России, образовательная деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам будет подлежать государственной аккредитации со дня вступления в силу специальных Стандартов, а именно с 1 сентября 2016 года.
Поэтому Ваш вопрос решается совершенно иначе, а именно путем перевода Вашего ребенка в ту школу, которая обучает по адаптированным основным общеобразовательным программам в соответствии со специальными Стандартами.
Для этого Вам следует обратиться в министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
А основание для такого обращения у Вас есть, так как в ИПРА Вашего ребенка указано, что он нуждается в рекомендациях по условиям организации обучения, и определен исполнитель этих рекомендаций — ОИВ субьекта РФ, к которому следует обратиться.
Уточнять и переделывать ИПРА не нужно, так как в ИПРА указывается только Нуждается/Не нуждается, а конкретные рекомендации по условиям организации обучения будет давать исполнитель — министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края.
Причём нуждаемость в рекомендациях по условиям организации обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов определяется с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии о результатах проведенного обследования ребенка (абзац третий пункта 6 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы
, утвержденного приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 13 июня 2017 г. N 486н). Поэтому запастись заключением ПМПК не будет лишним. Хотя в ИПРА имеется запись о нуждаемости, но при зачислении в школу, работающую по адаптированным программам, не исключено, что заключение ПМПК может понадобиться.Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Горьковская средняя общеобразовательная школа
Шипуновского района Алтайского края
ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Составитель: Труфанова Ирина Юрьевна,
учитель начальных классов,
2 квалификационная категория.
Введение
В настоящие время проблема психологического сопровождения детей-инвалидов является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. рассматривают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы психологического сопровождения.
Задачи маршрута сопровождения:
- развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей)
- осуществление полноценной адаптации в группе сверстников
- проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми
- подготовка к школьному обучению
- оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка
Однако проблемы психологического сопровождения инвалидов в целом, и детей-инвалидов в частности в отечественной литературе все еще не являются предметом специального исследования. Хотя проблема психологического сопровождения детей, подростков и взрослых с нарушениями психического и физического развития весьма актуальна и в теоретическом, и в практическом отношении.
Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.).
1. Психологическое сопровождение детей – инвалидов
Вопрос о психологическом сопровождении детей с имеющимися отклонениями в развитии является одним из основных и главных в истории специального обучения, так как система психологического сопровождения должна быть подчинена основному требованию — коррекции, ослаблению дефектов развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развитию личности детей-инвалидов в целом.
Образование — неотъемлемое право человека. Однако далеко не все дети с инвалидностью, независимо от форм её проявления, имеют возможность учиться в общеобразовательных школах. Почти все школы полностью недоступны для инвалидов, имеющих трудности в передвижении: они не оборудованы необходимыми для этого пандусами или лифтами. Обычные школы, как правило, не имеют условий для обучения детей с нарушением слуха, зрения, речи…
Кроме этого, дети-инвалиды часто сталкиваются с негативным отношением к себе: на них чаще всего смотрят как на больных детей, нуждающихся в постоянном особом внимании и, главное, неспособных учиться в школе. Получить образование они могут в специализированных школах или интернатах, либо обучаясь на дому. Эта практика на сегодняшний день является самой распространенной в нашей стране, однако этот подход на сегодняшний день устарел.
Дети с инвалидностью — тоже дети. Как и всем детям, для развития им необходимо общение со сверстниками. У них, как и других детей, есть свои интересы, увлечения, мечты «кем-то стать, когда вырастешь», обрести профессию и получить достойную работу. И все эти мечты могут быть напрасны только из-за того, что, скажем, ребенок на инвалидной коляске или костылях не может попасть в школу, потому что она не оборудована пандусом. Тем не менее, создать условия для обучения детей с инвалидностью, не зависимо от форм ее проявления (слепота, глухота, сердечно-сосудистые заболевания, задержка в развитии и т.д.), можно.
Еще одним важным аспектом при осуществлении работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ является обеспечение психологического сопровождения. Следует отметить, что при взаимодействии с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, педагогу-психологу часто приходится сталкиваться с различным спектром нарушений. Дети аномального развития более ограничены в исследовательских возможностях, а болезненные переживания, связанные с частым и длительным пребыванием в больнице, обуславливают негативное отношение к окружающему миру. «Особым» воспитанникам, независимо от вида и сложности дефекта, часто свойственны трудности мотивационной и эмоционально-волевой сфер.
Таким образом, психологическая помощь для таких адресатов носит характер реабилитационной, основанной на принципах системного и личностно-ориентированного подходов. Выстраивая и планируя собственную деятельность, педагог использует как форму индивидуального занятия (непосредственно для консультационной беседы), так и работу в смешанных группах, где наряду с аномальными детьми полноценно участвуют дети обычного развития.
Вопрос организации и обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ОВЗ во многом связан с материально-технической и программно-методической базой учреждения. Средовое пространство для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, должно отличаться повышенной комфортностью и доступностью ко всем объектам учебного фонда. Отсутствие необходимого программно-методического материала, направленного на решение задач обучения и развития детей, вне зависимости от вида дефекта или степени его сложности, сужает возможности образовательного учреждения (как основного, так и дополнительного типа) для использования их потенциала.
Другим важным аспектом служит повышенная утомляемость детей с проблемами развития, что увеличивает временной объем на прохождение ими тематических разделов реализуемой в детском объединении программы, а также обуславливает степень усвоения пройденного материала. Для обеспечения эффективного педагогического и психологического сотрудничества педагогу необходимо использовать дополнительные стимулы и средства педагогического воздействия, что иногда порождает внутренние противоречия, в виду отсутствия специализированной подготовки.
Многие из детей с ограниченными возможностями с самого рождения имеют длительный опыт эмоциональной травматизации. У них имеются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживанием страха, тревоги, физической боли, что негативно сказывается на их поведении. Такое состояние может длиться годами и настолько затрудняет жизнедеятельность ребёнка, что значительно ограничивает возможности общения, снижает активность деятельности, патологически влияет на формирование личности.
Поэтому для педагога школы определяющим фактором в работе с такими детьми должно стать восстановление эмоционального контакта и налаживание доверительных отношений. Ребёнок должен стать полноправным субъектом, соучастником тех или иных мероприятий. Рекомендаций, которые необходимо учитывать при конструировании взаимоотношений с таким ребёнком.
Создавать атмосферу доверительного общения для того, чтобы ребёнок мог совершенно свободно выражать любые проблемы и чувствовать себя причастным к происходящим с ним событиям;
уметь внимательно слушать и анализировать рассказ ребёнка о событиях своей жизни;
чутко реагировать на малейшие изменения в поведении, не преуменьшать и не преувеличивать опасности, связанной с возникающими изменениями;
владеть различными технологиями реабилитации;
формировать социально-психологическую среду с наименьшими ограничениями, используя весь комплекс компенсирующих условий.
2. Методы и методики работы с детьми – инвалидами
Реабилитация носит социальный характер, так как её реализация происходит в конкретных социальных условиях и направлена на достижение социального уровня активности личности. Применительно к ребёнку-инвалиду его социальная активность может достаточно полно выражаться в творческой деятельности. Творчество есть благодатная почва для самореализации, самостоятельности, активности, уверенности в собственных силах, адекватной самооценки больного ребёнка.
Следует отметить, что использование искусства как реабилитационного метода наиболее доступно для социального педагога, поскольку специальных медицинских знаний при этом не требуется. Следовательно, и социальный педагог коррекционной школы также может использовать арттерапию в реабилитационной деятельности.
Термин “арттерапия” по определению Е. И. Холостовой – это способы и технологии реабилитации лиц с ограниченными возможностями средствами искусства и художественной деятельности.
Основными видами арттерапии являются:
Музыкотерапия.
Куклотерапия.
Сказкотерапия
Фольклор. психологический сопровождение инвалидность дети
Для работы с родителями предлагаются следующие рекомендации:
Наряду с уже используемой анкетой, можно применять социальный паспорт, который, поможет специалисту более полно узнать о семье ребенка-инвалида, о взаимоотношениях в семье, о социальном статусе родителей и много другой информации.
“Дни открытых дверей” – присутствие на занятиях, совместная работа по освоению каких-либо необходимых навыков на уроках с логопедами.
Родительские сообщения и доклады – они способствуют повышению грамотности в области и коррекционной педагогике, и психологии; пробуждают интерес и желание заниматься со своими детьми дома.
Также можно предложить использовать в работе так называемые тематические опросники и проективные рисунки. Так как социальный педагог работает совместно с психологом, то обработать и предоставить результаты должен именно он. А уже по результатам исследования социальный педагога строит свою работу с родителями, в частности с матерью.
Для более тесного взаимодействия между родителями, детьми, педагогами, социальным педагогом и другими специалистами, необходимо организовать концерты: “Алло, мы ищем таланты!”, где могли бы участвовать все.
Проведение работы с родителями необходимо рассматривать как важнейший элемент в комплексной реабилитации детей с отклонениями в развитии, т.к. только при взаимодействии с семьей, социальный педагог может помочь ребенку-инвалиду.
Цель психолого-педагогического сопровождения семьи — помочь детям с ограниченными возможностями найти свое место в жизни, стать не только объектом внимания, но и занять активную жизненную позицию, сформировав и укрепив определенные навыки здоровой жизнедеятельности.
Основные методы достижения цели процесса психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями:
• психологическая поддержка родителей в приобретении им знаний, умений и навыков, необходимых для организации здоровой жизнедеятельности их ребенка;
• консультирование родителей и других членов семьи о процессе психофизического развития ребенка и убеждение их в правильности действий специалистов сопровождения, которые помогают в формировании у детей толерантности, ответственности, уверенности, способности к интеграции и социализации
3. Примерный план работы с обучающимися ограниченными возможностями здоровья
Диагностическая работа
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.
Задачи | Планируемые результаты | Виды и формы деятельности, | Сроки | Ответстве |
Медицинская диагностика | ||||
Определить состояние физического и психического здоровья детей. |
Выявление состояния физического и психического здоровья детей. | Изучение истории развития ребенка, беседа с родителями, |
сентябрь |
Классный руководитель |
Психолого-педагогическая диагностика | ||||
Первичная диагностика для выявления группы «риска» | Создание банка данных обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи Формирование характеристики образовательной ситуации в ОУ | Наблюдение, психологическое обследование; |
сентябрь |
Классный руководитель |
Углубленная диагностика детей с ЗПР, детей-инвалидов | Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля, создание диагностических «портретов» детей | Диагностирование. | сентябрь | Классный руководитель |
Проанализировать причины возникновения трудностей в обучении. | Индивидуальная коррекционная программа, соответствующая выявленному уровню развития обучающегося | Разработка коррекционной программы | До 10.10 | Классный руководитель |
Социально – педагогическая диагностика | ||||
Определить уровень организованности ребенка, особенности эмоционально-волевой и личностной сферы; уровень знаний по предметам
|
Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, уровню знаний по предметам. |
Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики. |
Сентябрь — октябрь |
Классный руководитель |
Коррекционно-развивающая работа
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Задачи (направления) деятельности | Планируемые результаты. | Виды и формы деятельности, мероприятия. | Сроки | Ответственные |
Психолого-педагогическая работа | ||||
Обеспечить педагогическое сопровождение детей с ЗПР, детей-инвалидов | Планы, программы | Разработать индивидуальную программу по предмету. | сентябрь | Заместитель |
Обеспечить психологическое и логопедическое сопровождение детей с ЗПР, детей-инвалидов | Позитивная динамика развиваемых параметров | 1.Формирование групп для коррекционной работы. | В течение уч. года | Классный руководитель |
Лечебно – профилактическая работа | ||||
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ЗПР, детей-инвалидов
|
| Разработка рекомендаций для учителя, и родителей по работе с детьми — инвалидами. |
В течение года | Заместитель |
Консультативная работа
Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся
Задачи (направления) деятельности | Планируемые результаты. | Виды и формы деятельности, мероприятия. | Сроки | Ответственные |
Консультирование педагогических работников по вопросам инклюзивного образования | 1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. | Индивидуальные, групповые, тематические консультации | По отдельному плану-графику | Заместитель директора |
Консультирование родителей по вопросам инклюзивного образования, выбора стратегии воспитания, психолого-физиологическим особенностям детей | 1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. | Индивидуальные, групповые, тематические консультации | По отдельному плану-графику | Заместитель директора |
Информационно – просветительская работа
Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательного процесса
| Планируемые результаты. | Виды и формы деятельности, мероприятия. | Сроки | Ответственные |
Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам | Организация работы семинаров, тренингов… по вопросам инклюзивного образования | Информационные мероприятия | По отдельному плану-графику | Заместитель директора |
Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей | Организация методических мероприятий по вопросам инклюзивного образования | Информационные мероприятия | По отдельному плану-графику
| Заместитель директора |
Работа с родителями обучающихся
Цель: повышения уровня психологической компетенции в вопросах воспитания и обучения ребенка.
Взаимодействие с родителями.
Активное сотрудничество с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Помощь родителям понять сущность имеющихся у ребенка отклонений; определить и осознать сильные и слабые стороны ребенка.
Это подготавливает и настраивает родителей на направленный поиск наиболее эффективных способов помощи их ребенку.
Для родителей проводятся консультации, которые оказывают помощь родителям, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) школьного возраста.
Принципы работы
ДОБРОВОЛЬНОСТЬ
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
СОБЛЮДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ
Основные направления:
- Повышение педагогических знаний
- Оказание содействия в социализации ребенка
В МБОУ в ходе индивидуальных и тематических консультаций, родительских собраний, занятий-практикумов родители получают всю необходимую информацию о том, как создавать спокойную, доброжелательную атмосферу по отношению к ребенку, организовывать правильный режим дня, занятия в домашних условиях
| Содержание работы |
1 четверть | Мониторинг родителей на предмет родительско-детских отношений. Беседа на тему «Человек создан для радости» |
Консультация родителей по поводу трудностей в адаптации. Выработка общих путей решения проблемы. Беседа на тему «Во всех нас нет совершенства» | |
Беседа по проблеме полной зависимости ребенка от мнения родителей. | |
2 четверть | Консультация родителей об итогах проделанной работы, познакомить с результатами повторного мониторинга. |
Беседа с родителями по вопросу коррекции стиля родительско — детских отношений «Мы все нуждаемся в помощи друг друга». | |
3 четверть Февраль (ежегодно) Март. | Консультация родителей по поводу трудностей ученика в учебе, его психологической неготовности к обучению, поиск путей решения проблемы. Родительское кафе
Тема «Трудности при переходе в основную школу. |
4 четверть Апрель | Знакомство родителей с итогами контрольного мониторинга. Родительское кафе |
Список использованной литературы
1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида: Перевод с английского. М.: Педагогика, 1991. – 88 с., ил.
2. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии. // Дефектология. – 1997. — №1. – С. 3 -10.
3. Социальная работа с инвалидами: Настольная книга специалиста. Под. Ред. Е.М. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1996. – 210 с.
Если каждый из нас сумеет сделать
счастливым другого человека — хотя бы одного,
на Земле все будут счастливы.
Ю.Никулин
Одним из важных аспектов при осуществлении работы с детьми-инвалидами является обеспечение психологического сопровождения. Следует отметить, что при взаимодействии с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, педагогу-психологу часто приходится сталкиваться с различным спектром нарушений. Дети аномального развития более ограничены в исследовательских возможностях, а болезненные переживания, связанные с частым и длительным пребыванием в больнице, обуславливают негативное отношение к окружающему миру. “Особым” воспитанникам, независимо от вида и сложности дефекта, часто свойственны трудности мотивационной и эмоционально-волевой сфер.
Таким образом, психологическая помощь для таких адресатов носит характер реабилитационной, основанной на принципах системного и личностно-ориентированного подходов.
Поэтому для меня как для педагога-психолога определяющим фактором в работе с такими детьми стало восстановление эмоционального контакта и налаживание доверительных отношений. Ребенок, по моему мнению, должен стать полноправным субъектом, соучастником тех или иных мероприятий.
Хочу немного остановиться на проблеме наличия психологических трудностей у детей-инвалидов, обучающихся при помощи дистанционных технологий. Речь идет не только о том, что данная группа детей требует к себе особого внимания и общения, но и о работоспособности самих обучаемых, которым необходимо адаптироваться к образовательным нагрузкам. У большинства детей работоспособность снижена из-за долгого пребывания за компьютером, из-за повышенной отвлекаемости при обучении в домашних условиях на внешние раздражители (например, отвлекаемость на посторонние разговоры, телевизор и т.п.), из-за неспособности сосредоточить внимание на упражнении, выполнении какого-либо задания, что в свою очередь влияет на результат обучения. Отмечается повышенная утомляемость, нарушение сна, острые психозы, дети подвержены стрессам.
В условиях обучения с помощью дистанционных технологий невозможным является отслеживание эмоционально-волевой сферы ребенка, как ребенок реагирует на те или иные задания, выполняет ли он их легко или с большим трудом. Важным моментом является реакция ребенка на успех-неуспех в выполнении задания, критичен ли он к результатам своей деятельности — что с использованием дистанционных технологий не отследить. Дети, которые большую часть своего времени проводят за компьютером, подвержены стрессам, различным заболеваниям, психосоматическим расстройствам. Для каждого ребенка создана информационно - образовательная среда, но дети лишены самого главного — человеческого общения. Большая роль отводится самостоятельности детей, но детям с ОВЗ постоянно требуется помощь, однако данная форма обучения направлена на обособленность (удаленность) ребенка от преподавателя. Учащийся часто чувствует себя неуверенно из-за отсутствия рядом педагога и внятной оценки своих успехов или неудач в обучении из-за недостаточной обратной связи с учителем и, чаще всего, с другими учащимися. Таким детям живой посредник нужен не меньше, а больше, чем здоровым детям. Ведь социализация у них затруднена.
Кроме отрицательных моментов дистанционного обучения есть и положительные. По уровню своего интеллектуального развития, в том числе и по способности к освоению компьютерных технологий, дети с ОВЗ успешно усваивают знания, а иногда не только не уступают, но и даже превосходят своих сверстников. Как показывает практика, дистанционное обучение стимулирует интеллектуальную деятельность детей с ОВЗ, развивает пространственное мышление, память логику, внимание. Важно отметить, что дистанционное обучение, основанное на получении “знаний-умений-навыков” превратится в период обучения из цели обучения в средство актуализации познавательных, творческих и личностных возможностей учащихся. В этих условиях важным является то, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья находил оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.
Использование работы за компьютером не позволит ребенку с ОВЗ пойти привычным, для этой группы детей способом — списать у соседа, теперь ребенку необходимо работать самому, принимать решения самому и самому справляться с поставленными задачами. Это в свою очередь положительно влияет на мыслительные операции ребенка, он сам анализирует задания, свои подходы в решении задач, свои результаты, сравнивает их с правильными результатами.
Яркие, красочные презентации позволяют привлечь внимание детей. Также наглядное предъявление материала особенно важно для детей с ОВЗ, т.к. у данной категории детей зрительная память преобладает над слуховой. Работая с компьютером, дети могут сами моделировать изучаемые объекты при помощи компьютерных программ, теперь они осознают свою значимость, необходимость и они из пассивных переходят в разряд активных участников образовательного процесса.
Работа за персональным компьютером положительно сказывается на развитии у данной категории детей пространственной ориентации: работу с курсором, управление мышкой. Однако недостатки развития пространственной ориентации отрицательно сказываются на становлении навыков письма.
Поскольку обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует не только медицинского патронажа, но и психолого-педагогического сопровождения, в нашей школе создана необходимая служба для обеспечения развивающей и коррекционной работы, оказания помощи не только детям, но также родителям и педагогам. Кроме того, педагог-психолог, а также и социальный педагог школы налаживают тесное взаимодействие с обучающимися, их родителями, обеспечивают им морально-психологическую поддержку. Специалисты – выезжают в семьи детей, также осуществляются очные контакты с детьми и родителями, и тесное взаимодействие с учителями предметниками.
Целью психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов, обучающихся дистанционно в нашей школе, является обеспечение условий для оптимального развития и успешной интеграции его в социуме.
Педагогом-психологом разработан план сопровождения детей-инвалидов на каждый учебный год. В соответствии с ним будут проведены методические совещания и семинары по учебно-методическому и психолого-педагогическому сопровождению дистанционного образования. Кроме того, предусмотрена разработка методических рекомендаций для учителей-предметников, осуществляющих обучение детей-инвалидов, и для специалистов психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов, в том числе обучающихся дистанционно.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает:
1. Создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения.
2. Конкретную психолого-педагогическую помощь ребенку.
3. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности учащихся.
4. Аналитическая работа.
5. Организационная работа (создание единого информационного поля школы, ориентированного на всех участников образовательного процесса (проведение психолого-социально-педагогических консилиумов, семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).
6. Консультативная работа с педагогами, учащимися и родителями.
7. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).
8. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации).
Отдельным направлением психологического сопровождения учебного процесса является работа с учителями. Основная работа педагогического коллектива заключается в том, чтобы оказывать качественные образовательные услуги. Специфика заключается в том, что эти услуги оказываются детям со специальными образовательными нуждами в разных видах учебного взаимодействия (очном и дистанционном). Учителя находят и накапливают свой профессиональный опыт в такой работе, постоянно находясь в творческой позиции. Этот персональный опыт требует обсуждения и верификации в профессиональном коллективе, поскольку индивидуальная работа в диаде “ученик – учитель”, тем более с детьми с ограниченными возможностями здоровья, не может быть проверен только в категориях формальной академической успешности, но включает в себя категорию качества жизни, развития творческого и технологического потенциала, психотерапевтический характер образования. Кроме того, сама форма обучения хоть и дистантна, но гораздо более диалогична (или несет в себе большой потенциал диалогичности), нежели в обычной школе. Следовательно, психолог должен постоянно обсуждать принципиальные проблемы, с которыми сталкивается учитель в таком необычном диалоге с учеником, искать эффективные стилевые характеристики учебного взаимодействия с детьми с разными типами нарушений в развитии, индивидуальные особенности и успехи каждого учителя. Характер такого само- и взаимообучения, очевидно, должен быть достаточно неформальным, чтобы своим опытом мог поделиться не только авторитетный педагог с большим стажем, но и молодой специалист, первичность ощущений которого иногда представляет большой практический интерес. Помимо этого, необходима постоянная методическая работа по специальной психологии и коррекционной педагогике, организация профессионального диалога между специалистами, владеющими специальными знаниями и педагогами, работающими с детьми с «особыми» потребностями. Индивидуальное консультирование по обсуждению сложных случаев профессиональной практики, микроконсилиумы по отдельному ребенку – всё это является опытной площадкой для понимания междисциплинарного диалога педагога и психолога.
На всех этапах дистанционного образования психологическое сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие учащихся, положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения.
Вот некоторые рекомендации, которые необходимо учитывать при конструировании взаимоотношений с таким ребёнком:
— создавать атмосферу доверительного общения для того, чтобы ребёнок мог совершенно свободно выражать любые проблемы и чувствовать себя причастным к происходящим с ним событиям;
— уметь внимательно слушать и анализировать рассказ ребёнка о событиях своей жизни;
— чутко реагировать на малейшие изменения в поведении, не преуменьшать и не преувеличивать опасности, связанной с возникающими изменениями;
— владеть различными технологиями реабилитации;
— формировать социально-психологическую среду с наименьшими ограничениями, используя весь комплекс компенсирующих условий.
Психологическое сопровождение родителей и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья — это особенная проблема, требующая разработки специальных программ. Семейное консультирование иногда становится единственным способом включения ребёнка в учебную деятельность, повышения его мотивации. Особенности работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья требует от психолога специальных знаний и профессиональных консультационных и терапевтических умений.
Цель психолого-педагогического сопровождения семьи — помочь детям с ограниченными возможностями найти свое место в жизни, стать не только объектом внимания, но и занять активную жизненную позицию, сформировав и укрепив определенные навыки здоровой жизнедеятельности.
Основные методы достижения цели процесса психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями:
— психологическая поддержка родителей в приобретении им знаний, умений и навыков, необходимых для организации здоровой жизнедеятельности их ребенка;
— консультирование родителей и других членов семьи о процессе психофизического развития ребенка и убеждение их в правильности действий специалистов сопровождения, которые помогают в формировании у детей толерантности, ответственности, уверенности, способности к интеграции и социализации
В своей работе с родителями я использую анкету, направленную на совершенствование механизма реализации дистанционного образования, которая поможет в дальнейшем педагогам более полно узнать о семье ребенка-инвалида, о взаимоотношениях в семье, о социальном статусе родителей и много другой информации.
Также можно предложить использовать в работе так называемые тематические опросники и проективные рисунки. По результатам, которых педагог-психолог может выстраивать свою работу с родителями.
В нашей школе проводя мониторинг удовлетворённости обучением детей с ограниченными возможностями здоровья, мы отмечаем благодарность как со стороны детей так и их родителей всем преподавателям и администрации школы за правильный педагогический подход к детям.
Особенно важно отметить, что реализация предлагаемых рекомендаций, будет эффективна в том случае, если педагог — психолог будет строить свою работу во взаимосвязи с педагогами-предметниками, логопедом, дефектологом, медицинским работником и другими специалистами школы.
Итак, психолого-педагогическое сопровождение ребенка можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.
Благодарю за внимание!
Курс профессиональной переподготовки
Педагог-психолог
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: 142451
Похожие материалы
Оставьте свой комментарий
«Система психолого-педагогического
сопровождения детей — инвалидов»
Вельмова С.П., педагог-психолог
Слайд №2
Согласно Законам «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» и «О социальной защите инвалидов »:
— ребенок с ограниченными возможностями (ОВЗ) — ребенок с физическими и (или) психическими недостатками, имеющий ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм;
— ребенок-инвалид – это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством (физических и психических) функций организма, обусловленное заболеваниями, травмами, их последствиями, дефектами, которое приводит к ограничению жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты.
Слайд №3
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Слайд №4
Задачи психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья:
— систематическое отслеживание статуса ребенка и динамика его психического развития в процессе обучения;
-создание социально-педагогических условий для развития личности ребенка и его успешного обучения;
— обучение педагогов (родителей) психолого-педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи и оказания им психологической поддержки.
Слайд №5
Инвалидность — это специфическая ситуация развития и состояния личности, как правило сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных сферах.
Слайд №6
Формирование личности у детей ОВЗ и детей-инвалидов, происходит в условиях ограниченного жизненного пространства и коммуникативности, иногда в полной зависимости от посторонней помощи в самообслуживании.
Это вызывает у детей: неуверенность в себе, комплекс неполноценности, ориентирует на потребительское сознание и иждивенчество, то есть ведет к синдрому социального инфантилизма.
Слайд №7
Целью реабилитации детей с ОВЗ и детей-инвалидов является адаптация и интеграция их в общество.
Слайд №8
Процесс реабилитации включает в себя широкий круг мер.
«Реабилитация – это система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение ограничений жизнедеятельности.
Целью реабилитации является восстановление социального статуса человека, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация».
Основная задача сопровождения – создание специальных условий для полноценного развития, становления социально успешной личности, защиты прав ребенка на получение образования и развитие в соответствии со своими потенциальными возможностями.
Слайд №9
Психолого-медико-педагогическая реабилитация предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка нарушений: двигательных, речевых, интеллектуальных, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций, например, пространственных нарушений; подключение компенсаторных возможностей.
Слайд №10
Работа педагога-психолога с детьми-инвалидами и детьми ОВЗ.
Вопрос о психологическом сопровождении детей с имеющимися отклонениями в развитии является одним из основных и главных в истории специального обучения, так как система психологического сопровождения должна быть подчинена основному требованию — коррекции, ослаблению дефектов развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развитию личности детей-инвалидов в целом.
Психологическая, педагогическая, социально-экономическая, профессиональная, бытовая реабилитация — проводятся наряду с медицинской.
Психолого-педагогическое сопровождение детей осуществляют учитель-логопед, психолог, воспитатель и все службы сопровождения.
В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению ребенка.
Слайд №11
Психологическая помощь для таких адресатов носит характер реабилитационной, основанной на принципах системного и личностно-ориентированного подходов.
Выстраивая и планируя собственную деятельность, педагог-психолог использует как форму индивидуального занятия (непосредственно для консультационной беседы), так и работу в смешанных группах, где наряду с аномальными детьми полноценно участвуют дети обычного развития.
Слайд №12
При проведении реабилитационных мероприятий необходимо учитывать психосоциальные факторы, приводящие в ряде случаев к эмоциональному стрессу, росту нервно-психической патологии и возникновению так называемых психосоматических заболеваний, а зачастую — проявлению девиантного поведения.
Биологические, социальные и психологические факторы, взаимно переплетаются на различных этапах адаптации ребенка к условиям жизнеобеспечения.
Слайд №13
При разработке реабилитационных мероприятий необходимо учитывать как медицинский диагноз, так и особенности личности в социальной среде. Этим, в частности, объясняется необходимость привлечения к работе с детьми-инвалидами социальных работников и психологов в самой системе здравоохранения, ибо граница между профилактикой, лечением и реабилитацией весьма условна и существует для удобства разработки мероприятий. Тем не менее, реабилитация отличается от обычного лечения тем, что предусматривает выработку совместными усилиями социального работника, медицинского психолога и врача, с одной стороны и ребенка и его окружения — с другой стороны, качеств, помогающих оптимальному приспособлению ребенка к социальной среде.
Лечение в данной ситуации — это процесс, больше воздействующий на организм, на настоящее, а реабилитация больше адресуется личности и как бы устремлена в будущее.
Слайд №14
Суть психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ может состоять:
- коррекции самооценки;
- в снятии нервно-психического напряжения;
- развитии психических функций: памяти, мышления, воображения, внимания;
- преодолении пассивности;
- формировании самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции;
— преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков.
Слайд №15
Методами психологической реабилитации могут быть беседы, индивидуальные психологические консультации, психологическая помощь, ролевые игры, психологические тренинги, группы психологической взаимопомощи и взаимной поддержки.
Слайд №17
Вопрос организации и обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ОВЗ во многом связан с материально-технической и программно-методической базой учреждения. Средовое пространство для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, должно отличаться повышенной комфортностью и доступностью ко всем объектам учебного фонда.
Отсутствие необходимого программно-методического материала, направленного на решение задач обучения и развития детей, вне зависимости от вида дефекта или степени его сложности, сужает возможности образовательного учреждения (как основного, так и дополнительного типа) для использования их потенциала.
Слайд №18
А также при организации образовательного процесса для детей с ОВЗ и детей – инвалидов, это обеспечение высококвалифицированными кадрами, повышение уровня их профессиональной компетенции при работе с «аномальными» воспитанниками.
Слайд №19
Многие из детей с ограниченными возможностями с самого рождения имеют длительный опыт эмоциональной травматизации. У них имеются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживанием страха, тревоги, физической боли, что негативно сказывается на их поведении.
Такое состояние может длиться годами и настолько затрудняет жизнедеятельность ребёнка, что значительно ограничивает возможности общения, снижает активность деятельности, патологически влияет на формирование личности.
Слайд №20
Поэтому для педагога-психолога определяющим фактором в работе с такими детьми должно стать восстановление эмоционального контакта.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:
-игровые ситуации;
-дидактические игры;
-игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
-психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Слайд №21
Коррекционно-развивающая работа с детьми-инвалидами и детьми ОВЗ осуществляется посредством игр. Таким детям часто свойственна эмоциональная неуравновешенность. Она может выражаться не только в резкой смене и неадекватности реакций, но и в неловких беспокойных движениях, прерывистом сне и т.п. Но чтобы достичь ожидаемого результата, надо точно определить возможности той или иной игры.
В работе можно использовать 6 методов организации игровой деятельности, предложенные С.А. Шмаковым в книге «Уроки детского досуга»
Слайд №22
1. метод игрового тренинга ( например: «Съедобное – несъедобное», «Паровоз», «Ниточка – иголочка»)
2.метод театрализации;
3. метод состязательности;
4.метод равноправного духовного контакта;
5.метод воспитывающих ситуаций;
6.метод импровизации
Слайд №23
Необходимо помнить, что игра должна исключать малейшую возможность угрозы здоровью детей.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ №31»
_____________________ Л.О. Маликова
« 01» сентября 2018г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ОТВЕСТВЕННОГО ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ
РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА
КАРАСЕВОЙ ИРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Ответственный за обеспечение сопровождения ребенка-инвалида назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности его обязанности могут быть возложены на другого педагогического работника школы. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.
1.2. Ответственный за обеспечение сопровождения ребенка-инвалида должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «образование и педагогика».
1.3. Ответственный за обеспечение сопровождения ребенка-инвалида в школе подчиняется непосредственно заместителю директора по учебно-воспитательной работе.
1.4. В своей деятельности ответственный за обеспечение сопровождения ребенка-инвалида обязан руководствоваться Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Семейным кодексом» Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации и решениями Правительства Российской Федерации, непосредственно касающихся социальной защиты детей, административным и трудовым законодательством Российской Федерации, Конвенцией о правах инвалидов, законами и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими образовательную деятельность и основные гарантии, и поддержку инвалидов, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, Уставом и локальными правовыми актами образовательного учреждения (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора образовательного учреждения), трудовым договором. Ответственный за обеспечение сопровождения ребенка-инвалида обязан строго соблюдать Конвенцию о правах ребенка.
2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Ответственный за обеспечение сопровождения ребенка-инвалида имеет следующие должностные обязанности:
организация процесса персонального сопровождения ребенка в школе с учетом его физического и психического состояния;
оказание помощи и физической поддержки обучающемуся при перемещении в пространстве класса, в школьном здании;
составление персонального маршрута сопровождения ребенка-инвалида в образовательном учреждении;
контроль состояния ребенка – эмоционального и физического в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации, заключением психолого-медико-педагогической комиссии, специалистов ПМПк образовательного учреждения, специалистов здравоохранения;
участие в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, в организации и проведении консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам организации сопровождения ребенка-инвалида в учебном процессе;
контроль и оценивание эффективности созданных условий и степень их комфортности для ребенка-инвалида в школе;
обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса, несет персональную ответственность за сохранность жизни и здоровья обучающегося;
соблюдение правил по охране труда и пожарной безопасности.
3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
3.1. Ответственный за обеспечение сопровождения ребенка-инвалида несет дисциплинарную ответственность в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации, за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин:
— Устава и Правил внутреннего трудового порядка образовательного учреждения;
— законных распоряжений директора образовательного учреждения и других локальных нормативных актов;
— своей должностной инструкции.
3.2. За применение, в том числе однократное, таких методов воспитания, которые связанны с физическим и (или) психическим насилием над личностью учащегося, ответственный за обеспечение сопровождения ребенка-инвалида образовательного учреждения должен быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации “Об образовании”. Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
3.3. В порядке, установленном законодательством Российской Федерации, ответственный за обеспечение сопровождения ребенка-инвалида образовательного учреждения несет ответственность:
— за безопасное проведение образовательного и воспитательного процесса в образовательном учреждении;
— за непринятие мер по оказанию первой неотложной доврачебной помощи пострадавшим в аварийных ситуациях, оперативное оповещение руководства о несчастном случае;
— за проведение инструктажа ребенка-инвалида по технике безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной его регистрацией в классном журнале или журнале инструктажа учащихся по охране и технике безопасности труда.
— за нарушение правил противопожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил;
— за жизнь и здоровье ребенка-инвалида во время организации экскурсионных поездок и мероприятий.
4. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ
Ответственный за обеспечение сопровождения ребенка-инвалида должен:
4.1. Работать в режиме ненормированного рабочего дня по графику, утвержденному директором образовательного учреждения.
4.2. Планировать свою работу под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
4.3. Получать от директора образовательного учреждения и заместителя директора по учебно-воспитательной работе информацию нормативно-правового характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
4.4. Систематически совершать обмен информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими сотрудниками и заместителями директора образовательного учреждения.
4.5. Своевременно информировать администрацию образовательного учреждения о возникших затруднениях в процессе осуществления своих должностных обязанностей
СОГЛАСОВАНО:
_______________________________________
(лицо, которому непосредственно подчиняется работник)
_______________________________________
(личная подпись)
«_________» ___________________ 200____г.
специалист по кадрам
(руководитель кадровой службы)
_____________________________
(личная подпись)
«_________» ______________ 200____г.
С должностной инструкцией ознакомлен(а),
инструкцию получил(а) ___________________________
(личная подпись)
«______» ______________20____г.
• Во-первых, нужно проконсультироваться со специалистами по образованию, чтобы заранее определиться с формой обучения, возможностями ребенка и необходимы ли ему специальные условия. Только после этого рекомендуется обращаться непосредственно в психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК).
Можно воспользоваться услугами педагогов различных образовательных организаций, в том числе коррекционных, негосударственных, а также Центров психолого‑педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС) и Центральных психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК). Консультации государственных и муниципальный образовательных учреждений, а также ППМС и ПМПК – бесплатные.
• Затем нужно получить заключение медицинской организации (при необходимости). Это может быть заключение для обучения на дому при наличии заболевания из соответствующего перечня. Или по любым другим медицинским ограничениям, касающихся условий обучения.
• После этого определяемся с формой обучения: очная, очно-заочная, заочная (надомное и в медицинских организациях), семейная, самообразование.
• Определяем список конкретных образовательных учреждений. Можно сделать официальный запрос в органы управления образованием с просьбой предоставить информацию об имеющихся образовательных организациях. А затем посетить их и пообщаться с администрацией и педагогами.
• После этого следует ознакомиться с учредительными документами и другими внутренними правилами образовательного учреждения.
• Определяем и оцениваем недостатки: шаговая, физическая и транспортная доступность, материально-техническая оснащенность, кадровый состав, возможные проблемы другого характера.
• Вам нужно пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), чтобы получить заключение. В нем будет содержаться информация о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и психическом развитии, отклонениях в поведении. Будет указано, есть ли необходимость в создании особенных условий для получения ребенком образования и т.д.
• Затем при необходимости завершаем оформление или переоформление индивидуальной программы реабилитации (ИПРА) с учетом заключений ПМПК. Важно отметить, что рекомендации ПМПК как и ИПРА являются для ребенка и его законного представителя необязательными и от их исполнения можно отказаться как в части, так и в целом.
При этом для образовательных учреждений рекомендации ИПРА обязательны к исполнению. Их несоблюдение можно обжаловать в вышестоящих инстанциях, прокуратуре или суде.
Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» – заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер. Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией, рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.
Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания. Заключение ПМПК учитывается федеральными государственными учреждениями МСЭ при формирования раздела психолого-педагогической реабилитации индивидуальной программы реабилитации ребенка с инвалидностью.
• После этого можно писать заявление о принятии ребенка в школу, приложив копии необходимых документов. Примерная форма заявления и список документов размещается на информационном стенде или на официальном сайте учреждения.
Их нужно обучать отдельно.
Даже если они будут обучаться вместе с нормальными детьми, они будут подвергаться дискриминации со стороны других. И это действительно может навредить ребенку-инвалиду умственно, а иногда и физически. Лично я считаю, что их следует обучать в отдельных школах, чтобы избежать этого плохого состояния. Их лучше учить в разных школах с похожими детьми и учиться лучше, чем в таких условиях.
Некоторые родители отрицают и не могут принять тот факт, что их ребенок нуждается в особом внимании и подходе.
Они отрицают, что у их ребенка нет умственных отклонений, поэтому они просто скрывают это, записывая его в обычные школы. В подростковом возрасте я вижу тот факт, что выполнение этого без диагноза специалиста может только ухудшить их положение и разрушить их жизнь. В специальных школах нет ничего плохого
Люди в обычных школах злые.
Мой лучший друг и я страдаем аутизмом, и над нами издеваются все «нормальные» дети. Но другие дети с ограниченными возможностями хорошо относятся к нам, разговаривают с нами и не дразнят нас. Единственные «нормальные» дети, которые «хорошо относятся к нам», просто говорят нам приятные вещи, потому что им жалко таких, как мы. Я спросил одну девушку, которая сказала, что она моя лучшая подруга, не хочет ли она приехать когда-нибудь на ночевку, и она сказала «нет, спасибо» каждый раз, когда я ее спрашиваю! В отличие от моей подруги с аутизмом, которая почти каждые выходные приезжает поиграть и тусуется со мной, потому что считает меня крутым.Мы сейчас учимся в старшей школе, и я заканчиваю ее в следующем году, так что для нас уже слишком поздно. Но если бы мы двое пошли в школу, где учатся только дети-инвалиды, я думаю, наша жизнь была бы намного приятнее. «Нормальные» дети видят людей с аутизмом, синдромом Дауна, церебральным параличом и т. Д. Как странных и ненормальных и думают, что смеяться над нами — это весело. Группа девушек, которые ждут меня и моего друга в коридоре после обеда, говорят нам корчить странные рожи и фотографировать нас. Они также иногда записывают нас. Моя подруга говорит, что она видела ее и меня фотографии в чате и тому подобное.Мне никогда не нравились эти «нормальные» дети. Они выбирают детей с ограниченными возможностями, от высокофункционального аутизма до тяжелого синдрома Дауна. Это нечестно!
Я особенный. Учитель
Я преподавал в обоих случаях. Я вижу обе стороны аргумента. В типичной школьной обстановке для учащихся с ограниченными возможностями замечательно видеть соответствующие социальные взаимодействия и заводить типичных друзей среди сверстников. Это также помогает студентам без инвалидности лучше понимать студентов с ограниченными возможностями.К сожалению, многие типичные директора школ и учителя не хотели иметь ничего общего с классами с особыми потребностями. Поддержка и команда вокруг вас — необходимость в специальном образовании, и многие просто не хотят иметь дело с такими учениками. Сейчас я работаю в отдельной государственной школе, и мне это нравится. Мы можем более интенсивно удовлетворять их потребности. Кроме того, возрастная группа старшеклассников может посещать многие рабочие места в сообществах и работать над функциональными видами деятельности, которые они могут выполнять в будущем. Кроме того, каждый день у нас есть физиотерапевты, логопеды и эрготерапевты.Вы не получите этого во многих местах. Так что да, я вижу обе стороны аргумента. Это не черно-белый вопрос, здесь много серых зон. Как и наши студенты, все они разные, и мы должны найти наиболее подходящую обстановку, отвечающую их потребностям.
Это не дискриминация, если вы думаете об их образовании.
Учащиеся с ограниченными возможностями не будут учиться в государственных школах по нескольким причинам. Не все учителя обучены обучать учащихся с ограниченными возможностями, что затрудняет обучение.Учащиеся с ограниченными возможностями также отнимают больше времени у учителя, что неплохо, но с 30 другими учениками время учителя уже ограничено. В школе, предназначенной для детей с ограниченными возможностями, учителя будут обучены, зная, что именно нужно их ученикам. Студенты также найдут больше учителей, готовых оказать помощь, когда они в ней нуждаются.
Отделение детей-инвалидов — это не дискриминация, когда вы имеете в виду их образование.
Они могут отвлечь внимание
Школа — это место, где дети учатся.Не отвлекаться и не отвлекаться во время работы. То же самое и с ребенком с ограниченными возможностями. Возможно, им будет лучше, если их не будут судить, и они будут вести нормальную жизнь в школе с такими же детьми, как они, оба человека могут извлечь из этого пользу.
Их нужно обучать в разных школах
Когда я был волонтером, мне приходилось видеть, что 30% детей в одном классе имеют серьезные проблемы, такие как проблемы с вниманием и гиперактивность. Эти дети бессознательно очень отвлекают других учеников; учитель отвлекается от урока, давая ему десятки комментариев.Таким детям нужно повторять информацию несколько раз, поэтому им нужен другой подход к обучению.
Специальные школы позволяют людям с трудностями в обучении полностью раскрыть свой потенциал.
Из личного опыта моей сестры мы пришли к выводу, что специальные школы принесли ей огромную пользу. Она училась в общеобразовательной школе и перешла в среднюю специальную школу. После переезда она значительно улучшилась, и, поскольку она учится в специальной школе, она может быть независимой.Если бы она пошла в государственную школу, ей пришлось бы учиться в собственном классе из-за ее академических способностей, и потребовалось бы, чтобы двое взрослых постоянно наблюдали за ней. Для некоторых детей, особенно с физическими потребностями, мейнстрим может быть правильным вариантом. Однако должна быть альтернатива, чтобы дети с особыми образовательными потребностями получали максимальную отдачу от образовательной системы.
Они могут представлять опасность для других детей.
Несомненно, вы все слышали о законопроекте «Ни одного ребенка не останется без внимания», принятом несколько лет назад.Хотя я могу понять цели, стоящие за этим законопроектом, то, как он реализуется, неверен. Дети с особыми потребностями неоднократно подвергали своих сверстников нападениям в школе. Я знаю, что это правда, потому что моя сестра стала жертвой одного из этих нападений. Если ребенок находится под особой опекой, он представляет собой законную угрозу для других. Включать их в класс небезопасно.
Обеспечение лучших потребностей для тех, кто в этом больше всего нуждается
Я считаю, что умственно отсталые учащиеся обучаются в отдельных школах, чтобы им уделялось внимание и ресурсы.Ничто не расстраивает меня более грустно, чем смотреть, как они выводят ученика, который не может двигаться или говорить, в класс на доске, когда он не может активно участвовать в уроке. У меня также был студент-инвалид в моем классе по цеху, который не мог выполнять задания. Я чувствую, что отдельная школа могла бы обучить этих учеников жизненным навыкам и знаниям, которые им нужны, на более открытом пространстве (в нашей школе есть одна специальная комната) с большим количеством учителей, обученных обучать этих учеников (некоторые учителя, такие как биология) нет альтернативного плана курса), который также открыл бы больше рабочих мест.Наконец, в моей школе появился по-настоящему деструктивный ученик с ограниченными возможностями, который стучал бы в дверь за пределами моей биокомнаты, если бы мы игнорировали ученика, он бежал бы к другой биодверью и стучал там, где мы снова игнорировали бы его. Он делал это каждый день больше недели. Когда учитель спросил, могут ли они избежать его прогулок по коридору или каким-то образом помешать ему не мешать нам (например, сказать ему «нет» и заставить его продолжить), ответ был «единственный способ остановить его — это физическое сдерживание, которое мы не делаем «.Начальники не хотели менять его маршрут, а он известен тем, что кричит в зале и мешает занятиям. В целом отдельная школа позволила бы учащимся с особыми потребностями учиться в темпе, который не отставал бы от занятий. Это откроет рабочие места для большего числа учителей со специальной подготовкой. Издевательства не было бы так много. Наконец, учащиеся с особыми потребностями могут проходить курсы, которые объединяют их собственные способности и навыки, тогда как их отправка на курсы старшей школы может расстроить их и заставить чувствовать себя неадекватными по отношению к своим одноклассникам.
3 декабря 2015 г. — В то время как развивающиеся страны добились значительного прогресса в направлении всеобщего начального образования, Цели в области устойчивого развития, принятые в Организации Объединенных Наций в сентябре этого года, теперь призывают к обеспечению доступа к качественному образованию для всех детей к 2030 году и возможности для получения образования на протяжении всей жизни. обучение.
Образование по-прежнему остается несбыточной мечтой для 250 миллионов детей, которые ходили в школу, но не умеют читать и писать.По мере того, как мир начинает преодолевать этот массовый кризис обучения, для того, чтобы дети с ограниченными возможностями и другими недостатками посещали школу и учились, требуются целенаправленные и одновременные действия.
По данным Международной организации труда, от 785 до 975 миллионов инвалидов находятся в трудоспособном возрасте, но большинство из них не работают. Хотя есть много примеров их индивидуального успеха, как группа они часто сталкиваются с непропорциональной бедностью и безработицей.
Большое количество уязвимых детей по-прежнему подвергаются серьезному риску будущих потерь из-за инвалидности.В июльском отчете 2015 года « на пути к инклюзивному образованию для людей с ограниченными возможностями , » группа глобальных экспертов отмечает, что из 58 миллионов детей, не посещающих школу, только на уровне начальной школы примерно одна треть имеет инвалидность.
В документе также отмечается, что данные о результатах обучения детей с ограниченными возможностями очень ограничены, и существуют широко распространенные неправильные представления о стоимости обучения этих детей. Тем не менее, отдача от образования для детей с ограниченными возможностями поразительно высока — от 19% до 26%, по оценке исследования, проведенного в Непале.
Развивающиеся страны мира начинают двигаться в правильном направлении. Группа Всемирного банка поддержала инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями во многих странах, включая Болгарию, Индию, Того и Вьетнам, и это лишь некоторые из них.
Ранний старт в Болгарии
В Болгарии многие уязвимые дети, в том числе из общины рома, достигают школьного возраста, не имея базового старта, который обычно получают другие.Благодаря проекту социальной интеграции Болгарии дети из маргинализированных слоев населения и дети с ограниченными возможностями получают более широкие возможности в раннем возрасте.
Проект помог этим детям записаться в детский сад и получить комплексные социальные услуги, услуги здравоохранения и ухода за детьми, которые так важны для их будущего. Более 1700 детей с ограниченными возможностями воспользовались услугами раннего вмешательства, и более 360 из них были зачислены в обычные детские сады и дошкольные группы.
Вовлечение людей с ограниченными возможностями однозначно признано как проблема, основанная на правах человека в Болгарии, да и во многих других странах. Более 150 стран ратифицировали Конвенцию ООН о правах инвалидов, что теперь дает ей силу национального закона в пределах их границ.
Помимо этого измерения, инвалидность также является экономической проблемой на национальном уровне. Предварительное исследование МОТ, проведенное в 2010 году, показало, что среди 10 включенных стран с низким и средним уровнем доходов макроэкономические потери, связанные с инвалидностью, варьируются от 3% (Малави) от ВВП 2006 года до 7% (Южная Африка).
Обучение жестовому языку во Вьетнаме
Еще один пример раннего начала для долгосрочной выгоды — программа обучения глухих из поколения в поколение во Вьетнаме, которая действует в Ханое, Тай Нгуен, Куанг Бинь и Хошимин.
Эта пилотная программа, поддерживаемая Японским фондом социального развития (JSDF), объединила семьи, учреждения и поставщиков услуг в рамках комплексных усилий по обучению глухих детей жестовому языку в очень раннем возрасте, помогая им подготовиться к обучению при поступлении формальная начальная школа.
В рамках пилотного проекта группы поддержки семей обслуживали 260 глухих детей, добившись значительного прогресса в когнитивном и языковом развитии. Более 100 наставников для глухих семей и переводчиков с языка жестов были сертифицированы Министерством образования и обучения Вьетнама, и вдвое больше слышащих учителей изучили язык жестов и способы поддержки глухих детей в школе.
Как показывает недавнее видео, комплексная поддержка этих детей преобразила их.В фильме рассказывается история Линь и Ту, сестры и брата, которые были глухими с рождения, но теперь могут общаться со своей семьей на языке жестов в результате посещения дома обученным учителем.
Задача последнего года пилотного проекта — подготовиться к потенциальному внедрению и тиражированию этой модели во Вьетнаме. Ключевыми приоритетами являются оцифровка образовательных ресурсов, мобилизация местных средств, использование преимуществ модели и принятие мер для обеспечения того, чтобы качество услуг оставалось высоким приоритетом.
Тестирование инновационных методов в Малави
Еще одно мероприятие, финансируемое JSDF, — это проект Малави по инклюзивному образованию для детей-инвалидов, который тестирует новаторские методы повышения охвата детей с ограниченными возможностями, которые не ходят в обычные школы, а также поддерживает разработку политики инклюзивного образования.
Мероприятия варьировались от кампаний по повышению осведомленности и мобилизации сообществ в 150 школах, в которых участвовали все заинтересованные стороны, разрабатывались различные наборы руководящих принципов, включая скрининг на инвалидность, проводилось обучение 630 учителей инклюзивному образованию и оказывалась практическая поддержка в 30 школах.
Разработан модуль для сбора информации о детях-инвалидах и мониторинга их повседневной деятельности. Министерство образования включит этот модуль в свою информационную систему управления образованием (ИСУО). Сотрудники министерства также прошли обучение инклюзивной политике и практике.
Строительство классных комнат для людей с ограниченными возможностями в Того
Того, небольшая страна на побережье Западной Африки, недавно приняла меры по поддержке детей с ограниченными возможностями в рамках проекта Того по развитию образования и институционального развития.Уделение внимания потребностям каждого ребенка с точки зрения доступной школьной инфраструктуры стало важным шагом вперед.
Финансируемый за счет гранта Глобального партнерства в области образования, в рамках проекта было построено около 1000 классных комнат, доступных для детей с ограниченными возможностями. В этих классах сейчас обучаются более 42 000 детей, в том числе с ограниченными возможностями, что расширяет охват и всеохватность базового образования.
Масштабное решение проблемы инвалидности в Индии
С принятием Закона о праве на образование в 2009 году в рамках общенациональной программы Индии Сарва Шикша Абхиян была предпринята попытка привлечь в начальную школу всех детей, включая детей с ограниченными возможностями.Масштабы программы огромны: она обслуживает 200 миллионов детей — группу, превышающую все население Нигерии, седьмой по величине страны мира.
Одним из показателей результатов в рамках этой поддерживаемой Всемирным банком национальной программы является зачисление детей с особыми потребностями в начальную и старшую школу. Доля детей с особыми потребностями, зачисленных на этот уровень, выросла с 84% в 2012-2013 годах до почти 90% сегодня. Всего 2.5 миллионов детей.
Кроме того, более 116 000 детей с особыми потребностями получают образование на дому, в результате чего общий охват выявленных детей составил 96% или почти 2,7 миллиона при Сарве Шикше Абхияне. Текущие проблемы включают выявление и обслуживание
.школ для учащихся с нарушением обучаемости
Как поступить с ребенком с нарушением обучаемости.
Каждый родитель занимается учебными вопросами по мере того, как его дети учатся в школе. Непонимание математических концепций — это одно, но что, если вы вдруг поймете, что ваш ребенок не умеет читать. Он просто не может обработать символы на странице, чтобы понять их. Это совсем другое дело. Вам нужно разобраться с этим вопросом, он никуда не исчезнет. Прочтите информацию о всех видах разума.Поймите, что существует много исследований различий в обучении и инвалидности. Осознайте, что обработка информации, развитие хороших учебных привычек и многое другое — важные аспекты того, с чем вы имеете дело. Национальный центр по проблемам обучаемости предлагает вам дорожную карту.Если вы позволите этому продолжаться, не исправляя его, у него будут большие проблемы, когда он вступит в подростковый возраст. Вы не можете позволить ему унывать. Гораздо разумнее начать помогать ему прямо сейчас.Промедление лишь откладывает неизбежное.
Оценка
Первое, что вам нужно сделать, это провести его профессиональную оценку. Вы получите множество мнений от семьи и друзей. Эти люди имеют хорошие намерения, но их наблюдения и мнения нельзя считать авторитетными. На карту поставлено будущее вашего ребенка. Потратьте деньги на то, чтобы опытный профессионал провел тщательную оценку, вы должны выяснить параметры его неспособности к обучению.При углубленной оценке будут рассмотрены все аспекты того, как он обрабатывает информацию. Как только это будет сделано, вы можете начинать строить план действий. Прочтите Как пройти тестирование ребенка: Руководство по оценке специального образования для получения более подробной информации по этому вопросу. В этом видеоролике описаны этапы оценки ребенка на предмет различий в обучении.
Выбор дневной школы или школы-интерната
Что лучше? Оставить его дома или отправить в школу-интернат? Вы всегда можете оставить его дома.Возможно, вы сможете найти репетиторов на месте. Но его исправление — это гораздо больше, чем просто решение проблемы неспособности читать. Есть проблемы с уверенностью в себе. Возможно, имеет смысл отправить его в школу-интернат, где он получит необходимую профессиональную помощь и индивидуальный подход. И 24/7 тоже. Вот почему школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями обучения являются таким хорошим вариантом. Вот два примера просвещенных подходов, которые используют школы-интернаты при обучении учеников, которые учатся по-другому.
Forman School в Личфилде, штат Коннектикут описывает свою программу следующим образом:«Forman School — это дневная школа-интернат с совместным обучением и подготовка к колледжу, имеющая жизненно важную цель: предоставить беспрецедентное образование для учащихся с различиями в обучении и расширить их возможности. для успешной учебы в колледже и на протяжении всей своей жизни. Forman предназначен для учащихся 9–12 классов и аспирантов, обладающих способностями и академической мотивацией. У них диагностировали дислексию, другие нарушения обучения, связанные с языком, трудности с управляющими функциями или дефицит внимания, создавали для них проблемы в прошлом.«
» Центр достижений в учебе предлагает индивидуальные, энергичные программы для повышения академического роста учащихся. Эти программы предназначены для мальчиков, страдающих дислексией или другими языковыми различиями в обучении, студентов с проблемами исполнительной функции и иностранных студентов, стремящихся улучшить свои академические знания английского языка. Используя модифицированный метод Ортона-Гиллингема, наши учителя создают благоприятную, но сложную среду обучения и устанавливают высокую планку.Вместо того, чтобы упрощать содержание, мы даем каждому мальчику инструменты, необходимые для обработки и сохранения информации, раскрывая его врожденный интеллект и любопытство ».
Насколько это обнадеживает? Сосредоточение внимания на потребностях всего ребенка, а не просто демонстрация Он умение читать, лежит в основе того, что эти школы-интернаты делают так профессионально и с сочувствием. В этом видео рассказывается, как работает школа для детей с особыми потребностями. специализируются на обучении студентов с ограниченными возможностями обучения.Обсудите свои варианты с консультантом по образованию и специалистом по обучению. Составьте план действий, который наметит жизненный курс вашего ребенка.
Вопросы? Свяжитесь с нами на Facebook. @boardingschoolreview
.Самые распространенные виды инвалидности в школе
школ по всей стране имеют учащихся с особыми потребностями. Эти студенты вписываются в ряд категорий. Это в основном из-за необъятности проблем с особыми потребностями. Ребенок с особыми потребностями часто считается инвалидом каким-то образом. Это дети с легкими нарушениями обучаемости или глубокими проблемы развития. Зонтик с особыми потребностями включает некоторых детей это не будет рассматриваться таким образом.
Однако дети с особыми потребностями не всегда имеют проблемы с обучением. У некоторых из них просто есть потребности, которые нужно планировать и решать в рамках их учебная среда. Эти случаи включают тяжелую пищевую аллергию, терминальную болезни, эмоциональные проблемы и задержки двигательных навыков. Школы должны быть оборудованы различными способами справляться с разветвлениями подобных дел.
Наиболее распространенные нарушения, наблюдаемые в школах, относятся к проблемам развития. Это тоже огромный зонт.Каждый ребенок и каждый случай индивидуальны разные. Есть дети, которые работают с большими возможностями, независимо от того, какова их инвалидность. Затем есть другие дети с очень низкими способностями. функционировать в школьных условиях.
Учителя, администраторы и терапевты должны знать об этих детях и их конкретные потребности. Здесь первостепенное значение имеет участие родителей. Родители могут говорить за ребенка и выражать свои индивидуальные потребности. Школы и школьные системы могут предоставлять специальные услуги для особых нужны студенты.Учителя специального образования давно снабжают учеников расширенные возможности обучения.
Эти преподаватели могут использовать соответствующие когнитивные ресурсы учителей, рабочие листы учителя и планы уроков. Эти инструменты созданы для детей. с проблемами развития. Не всем детям-инвалидам нужны специальные занятия. И далеко не все из них способны завершить такие занятия. Вот где индивидуальное лечение снова становится критическим. Лечебные классы могут быть все это требуется для некоторых детей с ограниченными возможностями.
В других случаях дети имеют определенные физические недостатки. Эти детям просто нужны соответствующие строительные нормы и правила, учитывающие их инвалидность. Во многих из этих случаев студенты могут нормально выполнять свою работу. Когда обеспечивается все необходимое, большинство детей могут достичь своих образовательных целей. цели. Учителя, администраторы и родители должны работать вместе, чтобы уверен, что эти проблемы решены.
Большинство сообществ привыкли предоставлять необходимые услуги для особых нужд ученики.Эти услуги могут включать лечение в центрах и на дому. С этими детьми работают терапевты в самых разных областях. Их цель чтобы помочь им работать с оптимальной производительностью. Это может потребовать работы с моторные навыки, когнитивные навыки и вербальные навыки. Часто этот вид лечения постоянный. Со временем можно заметить заметные различия в обоих достижения и поведение.
Школы всех ступеней обучения принимают учащихся с ограниченными возможностями. Это иногда означает, что этим учащимся необходимы соответствующие возрасту услуги или помощь.однажды эта помощь на месте, у учащихся есть многое из того, что им нужно для процветания. ободрение от родителей и учителей важны в этом процессе. Дети с ограниченными возможностями нужно больше терпения и понимания, чем среднему ученику.
Дополнительная информация об инвалидах специального образования
- Доктор Томас Армстронг
- Обучение одной руке Набор текста и клавиатура
,