cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Сочинение в стиле нравоучительной статьи об обмане: Сочинение в стиле нравоучительной статьи. С героем.Темы: Лени, Лживости,Хитрости, Обмане, Злости.1) Напишите поучение-вывод, которым закончится…

Урок » Сочинение в стиле нравоучительной статьи»

СОЧИНЕНИЕ В СТИЛЕ НРАВОУЧИТЕЛЬНОЙ СТАТЬИ

                                   МБОУ гимназия №1 4Б класс

          

Никогда не надо врать!

      Никита учился в четвертом классе и был уверен,что может всегда безнаказанно обманывать других людей. Однажды он соврал учительнице, что сделал домашнее задание по математике. Но когда учительница начала проверять его тетрадь, то она увидела, что  Никита ничего не сделал. Вот его обман и раскрылся. Так бывает всегда: рано или поздно любой обман раскроется. Такова жизнь!

                      Сложный

выбор

Егор и Юра были лучшими друзьями. Они оба давно хотели собаку, но родители не соглашались. И мальчишки решили, что накопив деньги, купят одного щенка на двоих. И вот настал долгожданный день – ребята купили щенка и назвали его Бобик. Покупая Бобика, друзья не подумали о том,  где щенок будет жить. И из-за этого они очень сильно поспорили, сами не заметив, как обычный спор перерос в драку. Вдруг из-за угла вышла их одноклассница Маша. Увидев, что мальчики дерутся, она попыталась их остановить: «Ребята, что вы делаете! Вы же самые близкие друзья!» — закричала девочка. И тут мальчишки остановились, ошалело смотря друг на друга. Они вдруг поняли, что совершили большую ошибку. И тогда Егор и Юра решили подарить собаку Маше, ведь дружба должна быть превыше  всего.

                          Счастье

Мальчик Петя считал, что его никто не любит, не уважает, у него ничего нет. Петя думал, что он несчастлив. Однажды, когда он проезжал с родителями мимо детского дома, мальчик понял, что значит быть несчастливым.

Он увидел детей абсолютно одних, ведь у них нет родителей, их никто не любит, не уважает. Когда Петя приехал домой, он стал думать, что такое счастье. Петя понял, что счастье — это всё, что нас окружает! Это любящие родители, друзья, мирное небо над головой, успехи в учебе, развлечения, игры, путешествия. Ведь просто жить — это уже огромное счастье!

                                                                                                           (Саввин Архип)

 

            

                    Леность мать всему

дурному.

В русском фольклоре существует достаточно большое количество пословиц о лени. Одна из самых известных – «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Можно привести много примеров из жизни, которые полностью подтверждают данную пословицу.

Но хотелось бы рассказать об ученике 5-го класса самой обычной школы. Звали его Петя Ленивцев. В начальной школе он был отличником, особенно ему легко давалась математика. Петя много занимался в школе и дома. Он был очень усердным учеником. Но в 5-ом классе лень одолела его, Петя решил, что получил достаточно знаний и можно немного отдохнуть. Новые правила и формулы оставались невыученными. И ,конечно, уже через месяц все его знания были забыты, и он стал превращаться в двоечника.

Пословица «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» будет существовать во все время и оставаться актуальной. Многие люди считают, что не нужно прикладывать усилий, чтобы жить хорошо. Но это совсем не так! В основе успеха лежит огромный человеческий труд.

                                       (Неклюдова Полина)   

 

           Про гордость и хвастливость.    

Таня и Лиза были самые лучшие подруги. Они любили ходить в школу. Таня любила урок русского языка, а Лиза не очень любила. Как-то раз дети писали диктант. Лиза не готовилась к диктанту, а Таня готовилась и учила диктант. Лиза списывала у соседа, а Таня писала сама. Когда тетради проверили и раздали, Лиза получила пятёрку, а Таня тройку. Лиза очень гордилась и хвасталась перед Таней. Таня обиделась на неё и не разговаривала с ней. Лиза не поняла её обиды и продолжала хвастаться. Вывод: никогда не имей гордости перед другими людьми. Ты можешь их этим обидеть. Нельзя хвастаться потому, что ты считаешь, что ты лучше других, но и этим ты тоже можешь их обидеть.

(Милюковская Анастасия)

 

    Рассказ о дружбе и предательстве.

Жил-был богатырь Алексей, и был и у него помощник Василий. Однажды ему со своим помощником надо было убить злого волшебника. Чтобы его убить, нужно было пройти через тёмный лес. Они начали свой путь с раннего утра, так как путь был очень долгим. Когда они подошли к темному лесу, уже наступила ночь. Они решили переночевать возле леса. Утром они проснулись и отправились в лес. Лес казался не таким страшным. Долго они шли и к вечеру пришли в нужное место. Алексей был очень храбрым, не стал медлить и бросился на волшебника. Но тут Василий стал защищать волшебника. Алексей понял, что Василий оказался предателем, он служил волшебнику. Алексею было тяжело сражаться с двумя противниками, но все же он победил злого волшебника. Но Василия он не стал убивать, так как он привязался к нему. Василий попросил прощение, и Алексей его простил. И они отправились домой.

Дружбу нужно ценить, беречь, нельзя её предавать.

                                      (Бурыкин Артём)

 

                           Ложь.

Ложь – это недостоверная информация. На мой взгляд, ложь возникает в том случае, когда человек оказывается в безысходной ситуации и, скорее всего, у него нет другого выхода. Бывают и такие ситуации, когда правда может стать губительной, и люди предпочитают лгать.

Я стараюсь не обманывать никого и никогда. Но ,конечно, иногда , когда я не хочу, чтобы родители на меня ругались за то, что я обещала что-то сделать и не выполнила. Я знаю за собой этот долг. А теперь, написав это сочинение, я очень хорошо задумалась об этом. И теперь буду стараться всегда говорить только правду. Ведь лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

(Рублева Полина)

 

 

                       

                     О лени

 

Лень – один из недостатков человека. Ни для кого не секрет, что лень может поразить почти каждого человека. Лень – это порок человечества. И возникла она уже очень давно, можно сказать с появлением человека. Не зря люди придумали пословицы: «Труд кормит, а лень портит», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» и другие. Лень – это состояние, когда не хочется делать что-то важное и полезное. Например, не хочется идти в школу, а надо. Если человек не трудится, он становится скучным и глупым. Ещё, с ленивым неприятно иметь дело, на него нельзя положиться.

Как же бороться с ленью?

В этом поможет еще одна русская народная пословица: «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня!»

(Сушков Степан)

 

   Поспешишь людей насмешишь

 

Лиза была очень умной и прилежной девочкой. И вот, однажды, она делала свою домашнюю работу. Но за окном была прекрасная погода, и знакомые девочки играли во дворе. Поэтому Лиза не стараясь, решила задачу по математике, переписала текст по русскому языку и выбежала во двор поиграть с подружками.

Вернулась домой Лиза только вечером. На следующее утро она собралась и пошла в школу. Лиза была рада, что смогла так быстро сделать уроки и еще поиграть во дворе.

Начался урок русского языка. Лиза показала учительнице свою домашнюю работу, но учительнице она не понравилась и она поставила ей три потому, что текст был написан очень неаккуратно. Домашняя работа по математике  тоже не понравилась учительнице. После уроков Лиза вернулась домой вся в слезах и призналась маме. Мама не стала ругать дочку, а только сказала: «Вот, Лиза, ты забыла пословицу: «Поспешишь – людей насмешишь!»

(Чечельницкая Анна)  

          

                  О торопливости

 

Жила одна девочка, звали её Нина Торопыжкина. Только вчера перешла она во второй класс, но  по-прежнему торопилась. Как делать уроки, так торопилась, как идти в школу, было тоже самое.

Вечером, когда делала уроки, она опять торопилась, чтобы скорее лечь спать. А когда проснется, она торопилась, чтобы успеть собрать учебники потому, что она просыпалась за полчаса до уроков.

Один раз с ней произошел такой случай. Девочка собирала учебники и как всегда торопилась. А когда пришла в школу и стала готовиться к уроку, она обратила внимание, что она забыла учебник. Нина очень огорчилась и все время думала: «Как же это могло произойти?! Ведь я вроде брала этот учебник!» И тут Нина поняла важную вещь, что всё это произошло в спешке, если бы она не торопилась, то и не забыла бы она этот учебник. Верна пословица: «Поспешишь – людей насмешишь».

(Калабина Алина

)

 

Не следует всего бояться.

 

Жил-был мальчик Степа, он ничем не отличался от других, но много чего боялся.

Друзья хотели пойти со Степой в зоопарк,но они не знали, что он трус. Когда ребята пришли в зоопарк, они пошли в террариум, где было много больших пауков, змей и ящериц. Степа очень испугался и быстро пошел к выходу. После этого с трусом никто не захотел дружить.

Тогда Степа пришел домой и подумал: «Если я так часто буду пугаться, то и дружить со мной никто не будет». Степа так хотел дружить с ребятами, что после этого он перестал всего бояться.

Вывод: можно победить в себе любой страх, если ты твердо этого захочешь.

(Коняев Олег)

 

 

          Тайное становится явным

 

Жила-была одна девочка Алёна. Её фамилия была Ленивцева. Она всегда ленилась делать домашнее задание, мыть руки после туалета и перед едой. Одним словом, она ленилась делать хорошее для себя. Родители Алёны считали, что она хорошо учится, делает всё домашнее задание. Однажды она смотрела свою любимую передачу «Стань звездой», и в это время к ней подошли родители и спросили:

— Алёна, ты сделала домашнее задание по математике?

— Да мамочка! Я все сделала.

Настало утро. Девочка пошла в школу. Первым уроком была математика. Учительница вызвала её к доске и попросила рассказать теорему Пифагора. Так как Алёна была очень честной девочкой, она сказала учительнице на ушко, что она не выучила теорему. Учительница не поставила двойку в журнал, но вызвала родителей. У них прошла очень серьезная беседа, родители узнали, что Алёна никогда не делает домашнее задание. Когда беседа закончилась, семья пошла домой.

Дома мама Алёны была очень разочарована в своей дочурке. Она позвала к себе Алёну и сказала:

« Запомни, доченька: «Тайное становится явным! Так бывает со всеми людьми. Всегда все узнают правду. Даже, когда ты не хочешь этого».

(Абдулова Светлана)

      Почему безделье ничем не пахнет

 

«Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Не зря так говорят. Лень – главный враг человека. Лень – это постоянное безделье, ничего неделание. Время летит незаметно, его уже никогда не вернуть обратно. Так что если ты не успел или не стал что-то делать вовремя – никто кроме тебя не виноват. Кто-то зубрил учебники, пока ты играл в компьютер. Кто-то читал дополнительную литературу, расширял свой кругозор, пока ты откладывал свои дела на потом. Кто-то добивался чего-то, стремился к своей мечте, пока ты был наедине с ленью… В итоге: этот кто-то в жизни нашел своё дело, устроился на отличную работу, которую он очень любит, и у него все прекрасно.  А ты, пока маялся бездельем, упустил многое в жизни, и теперь пытаешься что-то сделать… Поэтому, безделье ничем не пахнет, кроме горечи…

(Семененко Илья)

  

 

        Клевета вам не подруга!

 

Вася очень любил наговаривать на других.

Однажды на уроке он разговаривал с соседом по парте. Учительница сказала:

— Кто разговаривает?

Вася пальцем показал на Соню, которая тихо писала рассказ. Учительница взяла дневник Сони и поставила двойку. Вася думал, что никто его не заподозрит. Но часто так и происходит.

Вася увидел, что Соня очень расстроилась.

После уроков Вася подошел к учительнице и все ей объяснил. Учительница сказала:

« Вася, молодец, что признался, но больше так не делай».

И вы, друзья, запомните,  клевета – вам не подруга!

(Колыхалова Анастасия) 

 

 

                Несчастный случай

 

Мальчик Денис учился в третьем классе. Он считал себя не как все, что он избранный, а просто считал себя обычным человеком. Но однажды с ним произошло вот что. В школе он получил двойку, а сам был отличником. Свою двойку он родителям не показывал и говорил, что в школе все хорошо, просто он боялся, что родители его накажут. Однажды  родители проверяли его тетрадь и увидели двойку, но они его не наказали, а чуть-чуть поругали за то, что он врал. Так бывает со всеми, кто врёт. Потому, что врать – это неправильно, ведь врун всегда оказывается в тупике, и из него нет выхода. Никогда не врите,ведь это к добру не приведет.

 (Скубаев Дмитрий)

 

      Всё тайное становится явным.

Как то раз пришёл из школы Витя с двойкой в дневнике. Зашёл в квартиру, спрятал под подушку дневник и лёг на кровать. Тут зашла в комнату Витина мама.

— Привет!

-Привет!

-Как дела?

-Хорошо! А у тебя?

-Тоже всё хорошо. А какие у тебя оценки в школе?

-Хорошие.

-Вот и прекрасно.

Мама вышла из комнаты, оставив Витю одного. Витя собирался в школу , да только дневник забыл под подушкой. Когда мама убирала в квартире она заметила торчащий  из-под подушки дневник. Открыла она дневник и ахнула:,, Всё тайное становится явным!»  

                                      (Панова Виктория)

Сочинение в стиле нравоучительной статьи (4 класс)

  • Сочинения
  • /
  • 4 класс

У каждого человека есть свои положительные и отрицательные черты характера. У кого-то больше положительных, у кого-то больше отрицательных. Многие люди пытаются бороться с какими-либо чертами, чаще всего это отрицательные. Некоторые люди не хотят вовсе меняться и продолжают держать в себе самые плохие черты характера.

Существует много черт характера. В этой статье раскроются самые ужасные черты характера человека и как сложно с ними бороться.

Первая история будет о жадности.

Как-то два кота не поделили сосиску. Они начали шипеть друг на друга и смотреть друг на друга злыми взглядами. Потом они вцепились друг в друга и началась драка. Из-за неё коты не заметили как к ним подкрался другой кот и схватив сосиску, убежал. Через какое-то время они всё-таки заметили, что сосиска пропала.

Из этого вывод, что жадность ни к чему хорошему не приводит и нужно всегда поделиться.

Следующая история рассказывает ещё об одной не очень хорошой черте характера – торопливости. Есть даже поговорка, которая рассказывает о том, что если поспешишь, то людей насмешишь. Никогда не нужно торопиться и тогда всё будет хорошо и аккуратно. Например вот одна история.

Мальчик утром собирался в школу. Так спешил, что забыл портфель. Он вернулся домой, чтоб забрать его и из-за этого начал опаздывать. Тогда он побежал и по дороге врезался в двух людей и споткнулся 3 раза. В школу он прибежал, а когда залетел в класс, сбил учительницу. Из этого вывод, что не нужно сильно торопиться , иначе из-за этого будет много проблем.

Следующая история о зависти.

Одна девочка Оля завидовала Ане, потому что у неё был красивый портфель. И вот она решила отомстить ей. Девочка сделала ловушку для Ани, в результате которой ей на голову упадёт ведро с водой. Оля стала возле двери и начала ждать подругу. Но зазвенел звонок, и учительница сказала заходить в класс и в итоге Оле на голову упало ведро с водой. Из этого вывод, что не нельзя завидовать другим и мстить им, иначе сам попадёшь на эту ловушку.

Последняя история о лени.

Как-то Маша играла в куклы, а мама позвонила  ей и сказала, чтобы она убралась в комнате и сходила за хлебом в магазин. Но ей стало лень ,и она решила продолжить играть в куклы, под предлогом, что сделает все дела позже. Так она проиграла, пока не пришла мама с подругой. Они очень разочаровались, когда увидели что в квартире не убрано и хлеба нет. Тогда ужинать пришлось без хлеба, а Машиной маме было очень стыдно.

Никогда не ленитесь и тогда вы сможете не разочаровать окружающих и близких и можете достичь успехов.

Сочинение 2

Это нравоучительное сочинение, то есть почти статья. А как не написать такое, если у меня так много хорошего опыта? Если я вижу, что все вокруг живут неправильно?! И нравы, понятно, уже не те. Шучу.

Говорят, что ещё в древнем мире старшие считали, что молодежь уже «не та». Делает всё неправильно, не проявляет уважения. И каждый раз (из века в век) опять старшие так считают. То есть молодежь всё хуже и хуже! Но это не может быть так… Тогда бы мы снова стали обезьянами, в космос бы точно не полетели. Но тут дело в другом.

Вот когда ты смотришь со стороны на того, кто делает что-то, то кажется – я сделал бы лучше. (Если только перед тобой не супер-профессионал!) И ты даешь советы, ты недоволен. И кажется тебе самому, что ты лучше. А как сам попробуешь сделать, так у самого ошибки! Это я так учил приятелей колесо делать. Ну, что сложного?! Но они и руки не так ставят, разбег не тот берут… Но я-то профи. А когда после советов сам попробовал, так упал! Странно.

Это я к тому, что взрослым всегда кажется, что молодежь бестолковая. Тут не просто кто-то что-то делает, а ты это делал сотни раз. Тут все всё делают не так. У меня бабушка, когда приезжает, так всегда маму критикует. По поводу уборки, каши, нас… И детей не так воспитываем, и собаку не ту завели. Я очень люблю бабушку, но и маму, конечно. И мне её жалко. Но когда мама начинает мне говорить, что я не так уборку делаю… Я ей тоже припоминаю этот пример! У меня, может быть, своя методика! Возможно, я даже её запатентую…

И это ещё и стереотипы. Блондинки – глупые, молодежь – бестолковая. Нет, это всё ерунда!

Взрослые! Особенно родители и учителя! Пожалуйста, постарайтесь не отгораживаться от нас стереотипами. Не считайте сразу, что всё наше – ерунда и глупость. Может, мы смотрим новым взглядом… Даже если мы не во всём и всегда правы, то мы пытаемся сделать по-своему. С самого начала мы у вас учились, но теперь, возможно, ваша очередь к нам присмотреться. К тому, что и как мы делаем.

Кибер-спорт – это тоже не глупость. Люди в четырнадцать лет на турнирах могут зарабатывать миллионы! И не всегда фаст-фуд хуже, чем еда в ресторанах. То, что там зелени насыпали и соусом узор сделали ещё значит, что на кухне всё в порядке! В кафе быстрого обслуживания нормы и стандарты! И нет пафоса… И вкусно. Интернет может быть полезным, социальные сети – тоже!

Ладно, главное, что когда стану совсем взрослым, то постараюсь видеть в молодёжи хорошее.

Другие темы:

← Без прошлого нет будущего↑ 4 классПрогулка в парке →

Сочинение в стиле нравоучительной статьи

Популярные сочинения

  • Сочинение по картине Карточный домик Серебряковой (6 класс описание)

    Одной из самых лучших работ художницы З.Е. Серебряковой является картина «Карточный домик». Она была написана в 1919 году. На ней изображены четыре ребенка, два мальчика и столько же девочек.

  • Сочинение Тема России в творчестве Блока

    Александр Александрович Блок относится к числу замечательных поэтов, творивших в период Серебряного века русской литературы. Он являлся поздним символистом. Его творчество продолжает цениться и читаться даже сегодня.

  • Сочинение Какова судьба книги в будущем?

    Сегодня книги как источник знаний становятся все более доступными. Современность открыла новые горизонты для всех книголюбов. Теперь не нужно даже выходить из дома

  • Описание и характеристика одноклассника сочинение

    Как часто мы встречаем людей, которые интересны нам как внутренне, так и внешне? Часто ли понравившийся нам внешне человек становится интересен? На мой взгляд, это большая редкость.

  • Сочинение Гордей Торцов в пьесе Бедность не порок (образ и характеристика)

    Гордей Торцов является одним из главных персонажей произведения А.Н. Островского «Бедность не порок». Он приходится братом Любима Торцова. Автор дал своему герою говорящее имя.

  • Сочинение Экологические проблемы

    Земля — единственная известная планета в этой вселенной, где жизнь возможна, поскольку она удовлетворяет основные жизненные потребности. Нам необходимо поддерживать естественное качество нашей матери-земли

  • Образ и характеристика русской дружины в поэме Слово о полку Игореве

    Под русской дружиной автор понимал огромную силу и дух своего народа. На фоне описания различных природных явлений, он показывает свое отношение к Родине. Например, когда войско Игоря объединяется с группами воинов Всеволода

  • Николай Иванович в рассказе Крыжовник (Образ и характеристика)

    Замысел о написании рассказа о человеке, спрятавшемся от мира за забором своей усадьбы, возникла у Чехова после услышанной истории об одном чиновнике.

  • Сочинение-описание картины Будущие летчики Дейнеки (6 класс обществознание)

    Картина Александра Александровича создавалась в Крыму. Незадолго до начала Великой Отечественной войны. Скорее всего, Александр сам очень любил самолёты и всё, что с ними связано. В те годы почти все мальчишки мечтали быть лётчиками и космонавтами.

  • Сочинение Что всего дороже на свете? (6 класс)

    У каждого из нас есть то, чем мы дорожим, то что мы любим, то что для нас важно и дорого. То что делает нашу жизнь лучше и нас самих уверенней и спокойней, то чем мы дорожим.

Культура и обман: моральный проступок или социальная необходимость?

Ложь, нечестность, жульничество, мошенничество, двуличие, предательство — эти слова часто переплетаются в пресловутой паутине обмана. Но получает ли ложь ненужную плохую репутацию? Недавние кросс-культурные исследования показывают, что вводящая в заблуждение коммуникация на самом деле может служить более функциональным целям, чем наше общество обычно хочет признать.

Люди предпочитают лгать по разным причинам. Эти мотивы неговорения правды обычно делятся на две категории: ложь для собственной выгоды и ложь для выгоды другого. Люди часто лгут в погоне за личной выгодой, чтобы избежать наказания или показать себя лучше, чем того заслуживают их характеристики. В других случаях люди будут лгать, чтобы защитить имидж другого, чтобы не причинить другому вреда или чтобы избежать нежелательной травмы в отношениях. Не секрет, что ложь действительно уберегла многих людей от ненужных страданий и возможного вреда.

Хотя у людей могут быть свои мотивы избегать правды, всепроникающее влияние культуры реже признается ключевым фактором, влияющим на окончательное решение сказать правду. Результаты недавнего кросс-культурного исследования, проведенного исследователями Гавайского университета, показали, что мотивация человека обманывать явно зависит от его или ее культурной самоидентификации. Они также обнаружили, что культурная идентичность человека сильно влияет на то, воспринимается ли сообщение как вводящее в заблуждение.

Что такое культурная самоидентификация? Культуры заметно различаются в отношении важности благосостояния отдельного человека по сравнению с благополучием группы. Культуры, в которых ценится личное благополучие, теоретически должны воспитывать членов более независимого или саморекламного характера. Коллективные культуры, с другой стороны, подчеркивают важность группового благополучия над потребностями и желаниями человека, тем самым создавая более взаимозависимую личность. Поскольку не все люди в данной культуре будут подвергаться одинаковому влиянию, каждый человек заявляет о своей культурной самоидентификации, которая в большей или меньшей степени отражает ценности, поддерживаемые культурой. Тогда культурная идентичность обеспечивает призму, через которую человек думает и ведет себя.

Используя образцы из Гонконга, Гавайев и континентальной части США, исследование показало, что люди, которые сильно ценили свою независимость и индивидуальность над социальными отношениями, в которые они встроены, сообщали о более низкой общей мотивации обманывать. Напротив, люди, которые обладали культурной самоидентификацией, подчеркивающей приоритет групповых потребностей над индивидуальными, сообщали о большей общей мотивации избегать говорить правду.

Интересный поворот, однако, заключается в том, что, когда людям представляли сценарий, в котором обман мог бы принести им пользу, те, кто ценил свою независимость, на самом деле были более склонны использовать обман, чем в случаях, когда обман мог бы принести пользу кому-то другому. Однако люди, которые ценили социальные отношения выше индивидуальности, сообщали о большей готовности использовать обман во благо других, а не в корыстных целях.

Как можно объяснить эти конкретные результаты? Как в западной, так и в европейской культуре уже давно замечено, что ее члены ценят свою индивидуальность и предпочитают более откровенные и прямые стили общения, чтобы подчеркнуть свою уникальность. В этом случае, чтобы быть нравственным и этичным человеком, необходимо избегать любых видов общения, которые могут поставить под угрозу личную неприкосновенность. Ложь — это форма общения, которая может поставить под угрозу эту целостность.

Для сравнения, восточноазиатские культуры хорошо известны тем, что одобряют более непрямые стили общения, чтобы защитить имидж другого человека и способствовать беспроблемным отношениям. В связи с этим вводящая в заблуждение коммуникация была и продолжает служить полезным инструментом в поддержании и сохранении значимых социальных отношений.

Поэтому неудивительно, что, когда людей с разным культурным происхождением попросили оценить обманчивость различных типов ложных ответов, очень независимые люди оценили сообщения, которые отклонялись от истины, как очень обманчивые, в то время как очень взаимозависимые люди оценили обманчивость. точно такие же обманчивые ответы, как и не вводящие в заблуждение. Например, когда их попросили прокомментировать действительно отталкивающий стиль одежды коллеги, люди с высокой независимой культурной ориентацией оценили вопрос «Когда обед?» уклончивый ответ как сильно обманчивый, в то время как люди с высокой взаимозависимой ориентацией оценили тот же ответ как совсем не обманчивый.

Точно так же, как культуры по-разному оценивают ценность личности по сравнению с группой, культурные влияния, вероятно, влияют на значение морали. Культуры, в которых потребности группы преобладают над индивидуальными, склонны рассматривать мораль строго как социальное явление, учитывающее потребности и ожидания членов группы. Быть нравственным человеком в коллективном смысле требует защиты имиджа и благополучия других в группе. Если избегание правды служит достижению этой цели, то ложь будет самым нравственным выбором. В свете этого факта неудивительно, что те, кто высоко ценит социальные отношения, будут более склонны избегать правды, чтобы избежать потенциального конфликта с другими.

Дорогостоящее недопонимание может возникнуть из-за взаимодействия, в котором была сказана правда, когда ожидался менее правдивый ответ, или наоборот. Яркой иллюстрацией является совместный бизнес американцев и японцев. Японский бизнесмен, очень взаимозависимый в культурной ориентации, просит своего американского коллегу, очень независимого в культурной ориентации, прокомментировать его менее чем среднее выступление на презентации. Американец, будучи честным человеком, мог бы ответить честно: «Это было действительно дезорганизовано. Что случилось?» несмотря на ожидания японского коллеги более социально приемлемого и менее угрожающего ответа. Это потенциально может привести к напряженным отношениям между ними, что, в свою очередь, может иметь пагубные последствия для бизнеса.

В качестве альтернативы, если бы американский бизнесмен попросил своего японского коллегу прокомментировать ее неудовлетворительное выступление на презентации, японская коллега могла бы ответить тем, что она считает менее угрожающим ответом: «Ну, вы старались изо всех сил». и это то, что действительно имеет значение». Однако американский коллега, ожидавший честной и откровенной оценки, теперь сомневается, что ее японскому коллеге можно доверять в отношении честной оценки. Кросс-культурные недоразумения такого рода являются обычным явлением. Ущерб значимым социальным отношениям в результате этих недоразумений может варьироваться от тривиального до серьезного.

В конечном счете, различные мотивы и представления людей об обмане сильно зависят от доминирующих культурных ценностей. Хотя мы можем не знать культурных ценностей другого человека навскидку, нам необходимо осознавать, что различия в независимых и взаимозависимых культурных ориентациях могут влиять и действительно влияют на способы нашего общения друг с другом. От большего осознания приходит большая культурная чувствительность; от большей чувствительности приходит большая способность адаптировать один стиль общения к другому. Результатом является более эффективное межкультурное взаимодействие и более удовлетворительные межкультурные отношения. Если мы сможем проявить большую чувствительность к культурным различиям, мы сможем начать интерпретировать коммуникативные реакции через культурную призму другого. Только когда мы научимся распознавать и понимать соответствующие межкультурные различия, мы сможем по-настоящему начать сохранять моральную ткань межкультурного общества.

Центр прикладной этики Марккула

«Я не копаюсь в личной жизни людей. Никогда не копался.» Краткое заявление Росса Перо на ABC News в июле 1992 года должно было положить конец утверждениям о том, что он тайно расследовал добровольцев своей президентской кампании. Обвинения закончились, но не так, как планировал Перо. Через несколько часов появились неопровержимые доказательства того, что Перо нанял других, чтобы исследовать прошлое своего народа. На следующий день ни у кого и в мыслях не было сомнений: Росс Перо солгал.

И что? Политик лгал не в первый раз и не в последний. Иногда ложь, ложное заявление, сделанное с умышленным намерением обмануть, кажется идеальным ответом: брат лжет о местонахождении сестры пьяному мужу, угрожая причинить ей вред, врач говорит депрессивному больному, что у него 50 на 50 шанс на долгосрочное выздоровление, когда она уверена, что он проживет всего шесть месяцев, сын отдает имущество своей покойной матери бедным, пообещав выполнить ее требование о том, чтобы положить деньги в ее гроб. Когда вы пытаетесь поступить правильно в сложной ситуации, абсолютная честность может показаться второй по значимости после таких ценностей, как сострадание, уважение и справедливость. Тем не менее, многие философские и религиозные традиции уже давно утверждают, что ложь допустима редко, если вообще когда-либо. Что же тогда правда о лжи?

Философ Иммануил Кант сказал, что ложь всегда аморальна. Он утверждал, что все люди рождаются с «внутренней ценностью», которую он назвал человеческим достоинством. Это достоинство проистекает из того факта, что люди являются исключительно рациональными агентами, способными свободно принимать собственные решения, ставить собственные цели и руководить своим поведением разумом. Быть человеком, говорил Кант, значит иметь рациональную силу свободного выбора; быть этичным, продолжал он, значит уважать эту силу в себе и других.

Ложь аморальна по двум причинам. Во-первых, ложь портит самое важное качество моего человеческого бытия: мою способность делать свободный, рациональный выбор. Каждая ложь, которую я говорю, противоречит той части меня, которая придает мне моральную ценность. Во-вторых, моя ложь лишает других свободы выбора. Когда моя ложь заставляет людей принимать решения, отличные от тех, которые они приняли бы, если бы знали правду, я наносил ущерб их человеческому достоинству и автономии. Кант считал, что для того, чтобы ценить себя и других как цели, а не средства, у нас есть совершенные обязанности (т. Е. Без исключений), чтобы не наносить ущерб, не мешать или не злоупотреблять способностью принимать свободные решения; другими словами — никакой лжи.

Вторая точка зрения, этика добродетели, также утверждает, что ложь аморальна, хотя и менее строго, чем Кант. Вместо того, чтобы судить о правильном или неправильном поведении на основе разума и того, что люди должны или не должны делать, специалисты по этике добродетели сосредотачиваются на развитии характера или на том, какими люди должны быть. Добродетели – это желательные качества людей, предрасполагающие их к определенным действиям. Например, справедливость — это добродетель, к которой мы можем стремиться, стремясь реализовать свой человеческий потенциал. В этике добродетели быть добродетельным значит быть этичным.

Хотя природа этики добродетели затрудняет оценку нравственности отдельных действий, сторонники этой теории обычно считают ложь неправильным, поскольку она противоречит добродетели честности. Есть некоторые споры о том, является ли ложь, сказанная в погоне за другой добродетелью (например, состраданием: ложь брата пьяному мужу своей сестры мотивирована состраданием к ее физической безопасности), является правильной или неправильной. Этот очевидный конфликт между добродетелями улаживается большинством специалистов по этике с помощью концепции, называемой единством добродетелей. Эта доктрина утверждает, что добродетельный человек, идеальный человек, которым мы постоянно стремимся быть, не может достичь одной добродетели, не достигнув их всех. Поэтому, когда мы сталкиваемся с кажущимся конфликтом между добродетелями, такими как ложь из сострадания, этика добродетели требует от нас представить, что сделал бы некий идеальный человек, и действовать соответственно, тем самым сделав добродетели идеального человека своими собственными. В сущности, этика добродетели считает ложь аморальной, когда она делает шаг в сторону, а не к процессу становления лучшими людьми, которыми мы можем быть.

Согласно третьей точке зрения, утилитарной этике, Кант и специалисты по этике добродетели игнорируют единственный критерий, необходимый для суждения о нравственности лжи, — уравновешивание пользы и вреда ее последствий. Утилитаристы основывают свои рассуждения на утверждении, что действия, включая ложь, являются морально приемлемыми, когда вытекающие из них последствия максимизируют пользу или минимизируют вред. Следовательно, ложь не всегда аморальна; на самом деле, когда ложь необходима для максимизации пользы или минимизации вреда, не лгать может быть аморально. Однако проблема применения утилитаристской этики к повседневному принятию решений значительна: нужно правильно оценить общие последствия своих действий, прежде чем принимать решение. Следующий пример иллюстрирует, что должны учитывать утилитаристы, принимающие решения, когда ложь допустима.

Вспомните сына и его умирающую мать, описанных ранее. После тщательного размышления сын приходит к выводу, что выполнить просьбу матери об урегулировании наследства и положить деньги в ее гроб — неправильный поступок. Деньги будут потрачены впустую или, возможно, украдены, а бедным будет отказано в возможности извлечь выгоду. Зная, что его мать попросит кого-нибудь другого уладить ее дела, если он объявит о своих истинных намерениях, сын лжет, ложно обещая выполнить ее просьбу. Утилитаризм в этом примере поддерживает решение сына о том, что большее благо служится (т. Е. Достигается общая чистая выгода) ложью.

Альтруистическая или благородная ложь, направленная конкретно на пользу кому-то другому, утилитаристы также могут считать морально приемлемой. Представьте себе доктора, говорящего своему депрессивному пациенту, что существует 50-процентная вероятность того, что он выздоровеет, тогда как на самом деле все тесты подтверждают, что человеку осталось жить всего шесть месяцев. Врач знает по многолетнему опыту, что, если бы она сказала такому пациенту правду, он, вероятно, впал бы в более глубокую депрессию или, возможно, покончил бы с собой. Однако с надеждой на выздоровление он, скорее всего, будет дорожить оставшимся временем. Опять же, утилитаризм, казалось бы, поддерживает решение доктора, потому что ее альтруистическая ложь служит большему благу.

Хотя приведенное выше рассуждение логично, критики утилитаризма заявляют, что его практическое применение при принятии решений имеет серьезные недостатки. Люди часто плохо оценивают последствия своих действий или специально недооценивают или игнорируют пагубные последствия для общества (например, недоверие), которые вызывает их ложь. Следуя приведенным выше примерам, злоупотребление сыном верой матери в него и ложь врача подрывают ценность доверия среди всех тех, кто узнает об обмане. По мере снижения доверия распространяется цинизм, и общее качество нашей жизни падает. Кроме того, предположение, что люди могут лгать в погоне за высшим благом, может привести к «скользкой дорожке», когда грань между искусно рассчитанными моральными оправданиями и пустыми оправданиями эгоистичного поведения чрезвычайно тонка. Соскальзывание вниз по склону в конечном итоге порождает морально несостоятельные заявления (например, «Украсть деньги этого человека — это нормально, потому что я отдам часть на благотворительность»). в том числе ложь в честь «большего блага».

Критики утилитарных оправданий лжи далее отмечают, как трудно любому, даже благородному человеку, знать, что ложь принесет больше пользы, чем правда; последствия действий слишком часто непредсказуемы. Ложь часто берет на себя «собственную жизнь» и приводит к последствиям, которые люди не намерены или не в состоянии предсказать. Более того, человеку очень трудно быть объективным в оценке пользы и вреда, которые принесет его ложь. Мы заинтересованы во лжи, которую говорим, и в равной степени заинтересованы в том, чтобы верить, что мир станет лучше, если мы будем лгать от одного случая к другому. По этим причинам, утверждают критики, ложь аморальна, потому что мы не можем точно измерить пользу и вред лжи.

Очевидно, ложь — это проблема, которую стоит изучить, так как многие люди считают, что сегодня это более серьезная проблема, чем когда-либо. В недавней статье на обложке журнала Time сделан вывод: «Ложь процветает в условиях социальной неопределенности, когда люди больше не понимают или не согласны с правилами, регулирующими их поведение по отношению друг к другу». Может быть, социальная неопределенность процветает, потому что мы — смесь кантианцев, виртуистов и утилитаристов, у которых нет ничего общего. Скорее всего, проблема заключается в том, что слишком мало людей адекватно рассматривают какие-либо этические аспекты, когда сталкиваются с ситуацией, которая соблазняет ложь. В любом случае кажется, что решение проблемы нашей неудовлетворенности начинается с признания ценности этического мышления и заканчивается обязательством довести до конца то, что мы считаем правильным.

Дополнительная литература

Бейли, Ф. Г. Преобладание обмана , Итака: издательство Корнельского университета, 1991.

Bok, Sissela. Ложь: нравственный выбор в общественной и личной жизни .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *