Школьный предмет и воспитание одним словом: Синонимы «школьный предмет»
Закон Божий, логика и ещё три предмета, исчезнувших из школьной программы
Школьная программа должна давать некий набор базовых знаний. При этом она неизбежно меняется, стараясь поспеть за тем, что происходит в мире. Получается, что из неё периодически выпадают одни предметы, а на их место приходят новые. Егор Сенников решил рассказать о тех дисциплинах, которые были привычными для предыдущих поколений школьников.
Впервые преподавание Закона Божьего вводилось указом от 1804 года. Правда, тогда его преподавание было обязательным только для церковно-приходских школ, а не для гимназий. Но спустя всего семь лет, в 1811 году, Закон Божий был введён в качестве обязательного предмета во всех средних учебных заведениях Российской империи. Во многом такой пересмотр политики императора Александра I был связан с влиянием, которое на него оказывали попечитель Санкт-Петербургского учебного округа граф Сергей Уваров, обер-прокурор Святейшего синода князь А. Н. Голицын и митрополит Московский Филарет (Дроздов).
Процесс ввода предмета в программу шёл постепенно: не во всех гимназиях торопились изучать Закон Божий. Полноценное учебное пособие появилось лишь десятилетие спустя: в 1823 году митрополит Филарет опубликовал составленный им самим «Православный Катехизис». В конце 1820-х был подготовлен новый школьный устав, согласно которому предписывалось «изучение Священной истории Ветхого и Нового Завета — в 1-м и 2-м классах гимназий, Пространного катехизиса — в 3-м и 4-м, Церковной истории и Священного Писания — в 5-м и 6-м. В 7-м, выпускном классе, изучались обязанности христианина». Позднее в устав вносились некоторые изменения и дополнения.
Несмотря на государственную поддержку и установку на главенство Закона Божьего в гимназической программе, его преподавание шло непросто. Во многом по причине кадрового голода и невысоких зарплат преподавателей: иногда это служило причиной, почему священнослужители отказывались работать в школах. Впрочем, некоторые делали это безвозмездно, не требуя вознаграждения.
Отношение школьников к преподавателям Закона Божьего было разным. В конце XIX века в журнальной печати встречались такие характеристики: «Но какой Федосеевич был учитель, когда он и сам куда-небойко разбирал церковные книжки. Если же Федосеевичу приходилось прочесть книги из гражданской печати, то тут он постоянно запинался и путался». Закон Божий редко был в числе любимых у гимназистов. При этом существует множество свидетельств, что гимназисты относились к преподавателям предмета с большим уважением и любовью. Даже спустя годы после окончания гимназии.
К началу XX века преподавание Закона Божьего зашло в тупик. Оно было слишком формальным и никак не учитывало изменение настроений самих школьников
Теперь среди них были популярны социалистические, нигилистические, атеистические и антицерковные настроения.
Так описывал урок Закона Божьего в «Кондуите и Швамбрании» советский писатель Лев Кассиль:
«В коридоре парами стоят классы. Жёсткие, с серебряными краями воротники мундиров врезаются в шею. Тишина. Ладан. Духота. Батюшка, тот самый, который на уроках Закона Божьего бьёт гимназистов корешком Евангелия по голове, приговаривая: «Стой столбом, балда», в нарядной ризе гнусавит очень торжественно. Поёт хор. Суетится маленький волосатый регент.
Два часа навытяжку. Классы стоят не шелохнувшись. Чешется нос. Нельзя почесать. Руки по швам. Тишина. Жара. Душно…
— Многая лета! Мно-огая ле-ета!..
— Николай Ильич… Боженов рвать хочет.
— Т-с-с… Тихо! Я ему вырву!..
— Многая ле-е-ета-а…
— Николай Ильич… он, ей-богу, не сдержит… Он уже тошнит…
— Т-с-с!
Тишина. Духота. Нос чешется. Дисциплина. Руки по швам. Второй час на исходе».
Советская власть первым дело отменила преподавание Закона Божьего. В декабре 1917 года предмет стал факультативным, а затем и вовсе был выведен из школьной программы. Только в 1990-е годы началась дискуссия о возврате религиозного преподавания. В 2010 году в российских школах был введён курс «Основы религиозных культур и светской этики», в рамках которого предусмотрен модуль «Основы православной культуры».
Логика как часть философии с самых древних времён считалась одной из важнейших научных и учебных дисциплин. В европейском Средневековье она была ключевым предметом в системе университетского образования — как наука, которая упорядочивает и структурирует мышление, даёт инструменты для познания мира.
В российских гимназиях логику стали преподавать с начала XIX века, но сперва никакой структуры не было. Методические пособия появились лишь в середине 1820-х годов: в 1826 году было опубликовано «Руководство к логике с предварительным изложением кратких психологических сведений» Николая Рождественского. Его работа переиздавалась пять раз.
В 1847 году логику исключили из гимназического курса: было решено, что она не приносит пользы учащимся. Впрочем, уже в середине 1850-х годов она вернулась обратно: сказались перестановки в руководстве министерства просвещения. Одним из самых популярных пособий по логике в начале прошлого века был учебник Челпанова — он переиздавался больше десяти раз. В введении автор так определял понятие логики:
«Чтобы была достигнута истина; каким правилам мышление должно подчиняться для того, чтобы была достигнута истина. При помощи мышления истина иногда достигается, а иногда не достигается. То мышление, при помощи которого достигается истина, должно быть названо правильным мышлением. Таким образом, логика может быть определена как наука о законах правильного мышления».
Благодаря курсу логики гимназисты узнавали о сути суждений и определений, об умозаключениях и силлогизмах, о методе дедуктивного и индуктивного суждения — и о том, как можно использовать все эти инструменты для познания мира и поиска истины. В целом преподавание логики стало хорошей основой для взлёта русской научной школы во второй половине XIX века.
После революции 1917 года этот курс пропал из школьной программы. Впрочем, проблемы начались и в университетах: логику называли порождением буржуазной культуры, несовместимой с пролетарским государством. Лидирующие позиции в советской философии занимали диалектики, которые, отталкиваясь от Гегеля, занимались тем, что громили логику.
Как ни странно, в 1941 году она вернулась в школы. Вот как пишет об этом Сергей Корсаков:
«29 мая 1941 года Сталин вызвал к себе директора Института философии П. Ф. Юдина и дал Институту задание подготовить учебник логики для старших классов средней школы.
В кабинете Сталина Юдин увидел, что на столе разложено несколько учебников логики, выходивших в России до революции. Здесь были и Минто, и Джевонс, и Г. Е. Струве, и Г. И. Челпанов. Сталин как хороший актёр любил время от времени блеснуть перед случайными посетителями начитанностью. И Сталин стал жаловаться Юдину на свою тяжкую долю главы государства: «Приходит руководящий работник, нарком — очень много времени приходится, чтоб понять, чего он хочет. На коллегиях наркоматов из-за этого тратится много времени».
«Логику не преподают — люди не умеют последовательно рассуждать, путают понятия. Не учили детей с детства правильно, последовательно логически мыслить», — говорил Сталин Юдину. «Не делится логика на буржуазную и пролетарскую», — и, как свидетельствовал Юдин, посмеялся над теми, кто этого не понимает. «Люди мыслят одинаково. Их нужно научить элементарно мыслить». «Возьмите за основу учебник Челпанова, осовременьте его», — сказал Сталин, и, показав на старые учебники, добавил: «Их надо использовать, и не бойтесь их использовать как следует»».
Закипела работа. В 1946 году появилось постановление ЦК ВКП (б), в котором он признал «совершенно ненормальным, что в средних школах не изучается логика и психология» и «счёл необходимым ввести в течение четырёх лет, начиная с 1947/48 учебного года, преподавание этих предметов во всех школах Советского Союза».
Но логика не задержалась в советских школах. После прихода к власти Никиты Хрущёва логики опять потерпели поражение в битве с диалектиками, и её исключили из школьной программы в 1959 году.
Астрономия как дисциплина преподавалась в российских школах и в дореволюционное время. В некоторых гимназиях существовали даже обсерватории; в начале века активно писались учебники и всё шло к тому, что со временем она займёт место в обязательной школьной программе.
Так и произошло — правда, уже после революции 1917 года. Учебник 1924 года (по дисциплине «космография»), написанный Константином Покровским, знаменитым российским астрономом, сразу предупреждал своих читателей:
«Космография — предмет трудный. Для лучшего усвоения его учеником весьма полезен может быть цикловой метод, но особенно важно, чтобы преподавание было возможно простое, наглядное, живое.
Не надо больших математических формул, строгих расчётов, сложных чертежей, не надо даже стенных таблиц и глобуса, ведите лучше учащихся прямо под открытое небо, покажите им непосредственно то, что есть в природе. Попробуйте подняться на верх высокого здания, с которого открывается широкий горизонт: учащимся сразу станет понятна идея определения размеров земного шара; в другой раз вечером выведите их на двор и заставьте каждого убедиться, что все звезды, повинуясь суточному движению небесного свода, изменяют своё положение относительно земных предметов; пусть они сами проведут линию от глаза к Полярной, а потом плоскость ей перпендикулярную».
Впрочем, каноническим в советское время был учебник астрономии Воронцова-Вельяминова.
В середине прошлого века, когда человечество в целом и СССР в частности активно осваивало ближайшее космическое пространство, астрономия была как никогда популярна. Ведь там, во Вселенной, в космосе летали Юрий Гагарин, советские спутники и луноходы. Казалось, что вот уже не за горами колонизация космоса и полёты к дальним планетам.
Со временем все эти планы отодвинулись в более-менее далёкое будущее, а популярность астрономии как отдельной дисциплины стала падать. Критики напирали на то, что фактически курс сильно пересекается со школьной программой по физике. В 2000-е годы астрономия стала предметом факультативного изучения. Она не выводилась из школьной программы, но преподавалась только по коллективной просьбе родителей. Впрочем, в некоторых школах астрономию преподают, несмотря на все перемены.
С 2019 года астрономия полноценно возвращается в российские школы. На изучение предмета отведено 35 часов, что должно уместиться в пределы одного полугодия.
«Дети пошли гулять — зарисуйте прогулку. Вот здание такое-то — зарисуй. Вот дерево, которое в первый раз встретили, — пришли назад домой и набросали рисунок по памяти. В виде „кроки“ зарисуй дом, где ты живёшь, нарисуй план, как построен, как кровать стоит, где окно. Вот эти наброски, эти иллюстрации чрезвычайно важны, потому что потом в жизни миллион раз встретится подобная надобность. Поручили детям организовать то-то и то- то — возьмите лист бумаги, начертите схему организации. Карандаш как орган черчения, как орган иллюстрации — совершенно необходимая вещь».
Так писал в статье «О классовой школе» первый советский нарком просвещения Луначарский, главный идеолог введения черчения и рисования в школьную программу. В 1918 году он заново открыл старейшее в России учебное заведение дополнительного художественного образования — бывшую Рисовальную школу (теперь — Санкт-Петербургское художественное училище имени Н. К. Рериха).
Со временем принципы преподавания черчения менялись. Луначарский видел черчение продолжением курсов по рисованию и изобразительному искусству. С ростом потребностей страны в качественно образованных и подкованных инженерах программа смещалась в сторону точных наук — геометрии, математики. Значение черчения стало более прикладным: фактически оно было очень лёгкой версией начертательной геометрии.
Как учебная дисциплина черчение пережило Советский Союз, но в начале нулевых было упразднено
В министерстве образования решили, что высококвалифицированных инженеров необходимо обучать на качественно ином уровне. Для этого хотели создать профильные направления подготовки, куда должны были войти уроки черчения. На практике вышло по-разному, но обязательной дисциплиной черчение в России перестало быть с 2004 года. Иногда в профессиональной среде поднимаются разговоры о его возвращении в школы, но никаких конкретных предложений по этому поводу нет.
Различные форматы военной подготовки существовали в школе с начала советских времён. Но в 1968 году появилась новая (и обязательная) дисциплина — начальная военная подготовка. Задачи, которые предполагалось решить её введением, формулировались по-военному кратко:
«Обеспечить высокий уровень начальной военной подготовки с тем, чтобы молодёжь в процессе обучения приобрела практические навыки в объёме одиночной подготовки солдата, необходимые знания и навыки по одной из военно-технических специальностей, освоила основы гражданской обороны и, будучи призванной в Вооруженные силы СССР, смогла в короткие сроки овладеть современным оружием и боевой техникой».
Среди навыков, которые должны были освоить каждый школьник и каждая школьница, были тактическая и огневая подготовка (а также строевая подготовка), военная топография, гражданская оборона, защита от оружия массового поражения, инженерная и медицинская подготовка. По окончании курса начальной военной подготовки юношей ожидали недельные военные сборы.
Чаще всего занятия по НВП вели отставные военные — и качество преподавания сильно зависело от личности преподавателя
Где-то этому придавалось большое значение, а где-то всё выполнялось спустя рукава. Сборка и разборка автоматов, метание гранат, изучение различных типов вооружения, основы медицинской помощи, строевая подготовка — в основном курсы по НВП вращались вокруг таких тем.
В 1990-е годы на смену НВП пришёл предмет ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности). Хотя формально правительство никогда не выводило НВП за пределы школьной программы: он остаётся факультативным. Но о полномасштабном возрождении военной подготовки пока говорить не приходится.
9 школьных предметов, которые можно смело выкинуть из расписания
Школьники часто мечтают вычеркнуть из расписания половину предметов. Учителя — заменить их чем-нибудь получше. Родители просто хотят поменьше домашних заданий. Ксения Букша выбрала девять предметов, без которых школьная жизнь была бы гораздо счастливее.
Когда-то давно ученики должны были вязать реальные варежки, работать на станке, рисовать пионы и петь «В лесу родилась ёлочка». Предполагалось, что научиться этому способны все без исключения. В некоторых школах так обстоят дела и сейчас.
Однако бездушный ФГОС по ИЗО подразумевает совсем иное: беглое ознакомление с техниками, материалами и жанрами изобразительного искусства. Затем следует культурная программа — изучение народных промыслов и памятников культуры прошлого. Всё необыкновенно пёстро, поверхностно и произвольно.
С технологией тоже ясности мало: пытаются учить и «общим принципам организации трудовой деятельности», и конкретным видам деятельности — от оригами и лего до шитья и приготовления пищи. Учат опять же куда более бегло, чем раньше: четыре часа на «технологию изготовления швейных изделий» — да вы смеётесь?
Туда же, в пропасть забвения, нужно отправить и предмет под названием музыка. Раньше он назывался «пение», и на нём хотя бы пели. Теперь это сильно облегчённый и упрощённый вариант музыкальной литературы, которую не все готовы изучать.
Что вместо. Рисование и пение для малышей до 5 класса должны иметь особый статус — не предмета, а например, обязательной активности. Могут быть и другие её виды — танцы или театр. Несколько раз в неделю класс просто поёт хором, просто танцует (не оценивая качество исполнения), просто рисует (что попало и как попало, но дружно), просто разучивает пьесы к празднику.
Ну, а с пятого класса — последовательное изучение мировой культуры. Художественной, музыкальной, архитектурной и технологической. Хватит одного-единственного предмета, который должен быть согласован с историей.
Обязательные нормативы — наследие эпохи ГТО, когда настоящим коммунистом мог считаться только человек спортивный. В наше время, увы, научить детей поголовно подтягиваться в рамках школьной программы невозможно. Кто-то уже и без физкультуры занимается спортом, а кто-то не может выполнить ни один норматив и постоянно чувствует себя на уроках некомфортно. К тому же иметь тройку по физкультуре — неприятно, поэтому дети просто стараются получить освобождение от занятий.
Что вместо. Статус физкультуры следует заменить на «обязательную активность» во всех классах — с первого по одиннадцатый. Она должна быть свободной, без нормативов и показателей, без оценок и уравниловки. Учитель превращается в настоящего «физрука» — физкультурного руководителя. Как инструктор по фитнесу, он делает учеников бодрее и здоровее, и каждый, кто постарался, — молодец.
Синтетические предметы, которые ввели из компромиссных соображений: хорошо бы детям знать, как выглядит брусника, какие у нас есть права, как делать искусственное дыхание и почему у некоторых крестик на шее. Намерения благие, а программы сумбурные и произвольные, набор знаний — случайный. Самому важному и нужному у нас либо не учат совсем, либо учат плохо, расплывчато, скучно, формально.
Что вместо. Природоведение (биология, география и экология) для начальной школы. Как реки устроены, что такое гроза, какой зверь где живёт, почему природу беречь надо… Но без претензий на систему, без попыток увязать в единую концепцию предмета. В этом возрасте познание не может двигаться параллельно научным рельсам. Ну и отлично, не надо строго последовательной программы — достаточно списка тем, из которых учитель мог бы выбирать. Читаем еженедельные лекции, ходим в лес рассматривать деревья и муравейники. Для закрепления — пишем дома, что услышали и поняли.
Базовый набор знаний, необходимый человеку как члену общества: и правила поведения в чрезвычайных ситуациях, и какие у нас есть права, и когда берут кредиты, и как взаимодействовать с людьми. Неважно, к каким формальным дисциплинам они относятся: психология, конфликтология, право, экономика, медицина, гражданская оборона — эти знания и навыки действительно необходимы всем. Я бы ввела единый предмет на все 11 лет — с непременными практическими занятиями и экзаменами.
Углубленное изучение экономики, правоведения, психологии. Лучше сделать факультативы в двух последних классах — для тех, кому нужно.
ФГОСы по информатике — это просто песня какая-то. Их авторы умудрились создать стандарт, не обозначив конкретно, что же ученик должен знать. Зато общих слов в нём достаточно: алгоритмы, логика, цифровая информация, технологии. А сами программы по информатике (где-то предмет начинают с начальной школы, где-то с 7 класса) практически все архаичные. Тут и винить некого: даже если поворачиваться очень быстро, от момента утверждения программы до начала преподавания пройдёт не меньше двух учебных циклов. Прогресс быстрее, за ним не успеешь. Да и за некоторыми учениками, которые давно биткойны майнят.
Что вместо. Идеалисты предлагают заменить прикладную информатику чем-то вроде теории информационных систем — предельно абстрактной метапредметной дисциплиной, которая будет рассказывать о законах существования и функционирования информации «вообще». Заодно историю и принципы развития машинного языка и программирования. Многим ли нужен такой курс? Не знаю, но кажется, что нет. Поэтому пока предлагаю от информатики просто избавиться и организовать полноценное обучение программированию. Конечно, для желающих.
Фото: Shutterstock (Maglara)
Список школьных предметов с иллюстрациями • 7ESL
Булавка
Предметы в школе! Изучайте школьные предметы на английском языке с примерами и изображениями, чтобы улучшить и расширить свой словарный запас слов на английском языке, в частности школьного словаря . Если вы все еще учитесь в школе или закончили ее и хотите поговорить о предметах, которые вы изучали в школе, самое важное, что вам нужно знать, это как произносить названия школьных предметов на английском языке.
Это очень важно в ситуациях, когда вы подаете заявление о приеме на работу, а потенциальный работодатель хочет знать, какие предметы вы изучали. Это также отличный словарный запас для разговора о предметах, которые вы сейчас изучаете, или, возможно, о том, какие из них вам нравятся, а какие нет.
Содержание
Школьные предметы
Английский язык Предметы — это области знаний, которые учащиеся изучают в школе или университете, например, математика, музыка, искусство, физкультура…
Список школьных предметов
- Математика (Великобритания) – Математика (США)
- Арт.
- Английский
- Музыка
- История
- Наука
- География
- Информационные технологии
- Биология
- Драма
- Плавание
- Физическое воспитание
Список предметов английского языка в школе с иллюстрациями
Булавка
Названия школьных предметов с картинками и примерами
Математика (Великобритания) – Математика (США)Никто не может сравниться с ним в математике / математике.
Штифт
АртМне очень нравится арт .
Штифт
АнглийскийНаш английский учитель проверял нас вчера утром.
Штифт
МузыкаЯ пытался выучить музыку , но я не вложил в это свое сердце.
Штифт
ИсторияДжон хорошо говорит по-французски, но плохо знает историю .
Штифт
ЕстествознаниеКак сделать естествознания уроков более интересными?
Штифт
ГеографияОна получила очень высокие оценки на экзамене по географии .
Штифт
Информационные технологииМой любимый предмет информационные технологии .
Штифт
БиологияБиология иногда довольно сложна для понимания.
Штифт
ДрамаЕе учитель драмы
Штифт
ПлаваниеПлавание мой любимый предмет.
Штифт
ФизкультураКарен преподавала физкультуру , так что она была в хорошей форме.
Штифт
Школьные предметы на английском языке | Изображение
Штифт
Школьная лексика
Выучить Школьная лексика слов с картинками и примерами.
- Список объектов Classroom на английском языке
- Список школьных предметов на английском языке
- Школьные здания и помещения
Когда использовать школьные предметы с большой буквы
Спросите редактора
Вопрос
Используем ли мы школьные предметы, такие как математика, биология и химия, с большой буквы? — Абдул, Саудовская Аравия
Отвечать
Школьные предметы следует писать с большой буквы, если они являются именами собственными. Но какие школьные предметы являются именами собственными?
Когда вы говорите о школьном предмете в общих чертах, вам не нужно писать его с большой буквы, если только это не название языка. Например, математику и химию не нужно писать с заглавной буквы, но французский и испанский нужно писать с большой буквы, потому что они являются именами собственными.
Когда вы говорите о названии определенного класса или курса, например «Математика 241» или «Химия 100», всегда пишите его с большой буквы. Используйте заглавные буквы в названиях курсов, таких как «История Французской революции» и «Психология детства».
В следующих примерах предложений показано, когда писать школьный предмет с заглавной буквы, а когда нет.
- В этом семестре я сдаю алгебру .
- Он всегда ненавидел биологию и химию .
- Он решил пройти два курса философии в выпускном классе.
- Она изучала психологию в колледже.
- У них был английский вместе два года подряд.
- Он надеется взять французских в следующем году.
- Она действительно наслаждалась геометрией .
- Она бросила себе вызов, сдав Физика 301.
- На первом курсе колледжа он выбрал Философия Язык, Математика 101 и Образовательная Психология .
Надеюсь, это поможет.
Archive
Select month…February 2022January 2022December 2021November 2021October 2021September 2021August 2021July 2021June 2021May 2021April 2021March 2021February 2021January 2021December 2020November 2020October 2020September 2020August 2020July 2020June 2020May 2020April 2020March 2020February 2020January 2020December 2019November 2019October 2019September 2019August 2019May 2019April 2019March 2019February 2019January 2019December 2018November 2018October 2018September 2018August 2018July 2018June 2018May 2018April 2018March 2018February 2018January 2018December 2017November 2017October 2017September 2017August 2017July 2017June 2017May 2017April 2017March 2017February 2017January 2017December 2016November 2016October 2016September 2016August 2016July 2016June 2016May 2016April 2016March 2016February 2016January 2016December 2015November 2015October 2015September 2015August 2015July 2015June 2015May 2015April 2015March 2015February 2015January 2015December 2014November 2014October 2014September 2014August 2014July 2014June 2014May 2014April 2014March 2014February 2014January 2014December 2013November 2013October 2013September 2013August 2013July 2013June 2013May 2013April 2013March 2013February 2013January 2013December 2012November 2012October 2012September 2012August 2012July 2012June 2012May 2012Apri L 2012march 2012 February 2012 Ян.