cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Развитие речи детей дошкольного возраста ушинский: Высшее образование БГПУ

К.Д.Ушинский – основоположник, методики развития речи детей дошкольного возраста. — КиберПедия

Навигация:

Главная Случайная страница Обратная связь ТОП Интересно знать Избранные

Топ:

История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации…

Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации — обмен информацией между организацией и её внешней средой…

Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает…

Интересное:

Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов…

Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья.

..

Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является…

Дисциплины:

Автоматизация Антропология Археология Архитектура Аудит Биология Бухгалтерия Военная наука Генетика География Геология Демография Журналистика Зоология Иностранные языки Информатика Искусство История Кинематография Компьютеризация Кораблестроение Кулинария Культура Лексикология Лингвистика Литература Логика Маркетинг Математика Машиностроение Медицина Менеджмент Металлургия Метрология Механика Музыкология Науковедение Образование Охрана Труда Педагогика Политология Правоотношение Предпринимательство Приборостроение Программирование Производство Промышленность Психология Радиосвязь Религия Риторика Социология Спорт Стандартизация Статистика Строительство Теология Технологии Торговля Транспорт Фармакология Физика Физиология Философия Финансы Химия Хозяйство Черчение Экология Экономика Электроника Энергетика Юриспруденция

Стр 1 из 15Следующая ⇒

Е. И.Тихеева, ее роль в создании, методики развития речи детей дошкольного возраста.

Важную роль в создании методики развития речи сыграла деятельность Е. И. Тихеевой, талантливого педагога, последовательницы К. Д. Ушинского, общественного деятеля в области дошкольного воспитания. Е. И. Тихеева была знакома с опытом детских садов России, Италии, с 1913 г. сама руководила детским садом. Вслед за К. Д. Ушинским она считала родной язык фоном, на котором развертывается все обучение и воспитание в детском саду и школе. Основное место в своей педагогической теории Е. И. Тихеева отводила методике развития речи.

Е. И. Тихеева пришла к выводу о необходимости составления специальных программ и планов обучения детей в детском саду, а также организованных занятий. Важную роль сыграло появление в 1937 г. книги Е. И. Тихеевой «Развитие речи дошкольника». В ней освещался опыт работы по формированию речи детей руководимого Тихеевой детского сада, а также опыт преподавания методики развития речи в Ленинградском педагогическом институте им.

А. И. Герцена. С материалистических позиций рассматривалась роль языка как орудия социального воспитания.

Считая, что развитие речи должно быть обязательно связано с какой-нибудь деятельностью ребенка (игра, труд, праздники, интеллектуальная деятельность), Е. И. Тихеева и свою методическую систему строила лишь вокруг этих видов деятельности. Этим объясняется нечеткое выделение задач развития речи. Наиболее подробно разработала Е. И. Тихеева такие вопросы, как обогащение словаря (план-программа ознакомления с окружающей обстановкой; методы работы над словарем детей), а также развитие связной речи (рассказы об игрушках и картинках, занятия по живому слову).

Е. И. Тихеева была против слишком раннего обучения детей грамоте и иностранному языку. Она считала, что ребенка необходимо предварительно хорошо подготовить. Правда, Е. И. Тихеева допускала, что с детьми, хорошо овладевшими родным языком, можно начать изучение иностранного языка и несколько ранее, чем в 7—8 лет, но предупреждала, что родной язык должен оставаться первейшим фактором нормального всестороннего развития ребенка.

 

К.Д.Ушинский – основоположник, методики развития речи детей дошкольного возраста.

К. Д. Ушинский доказывал, что самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретаемых знаний о тех предметах и явлениях, которые окружают ребенка. Поэтому необходимым условием самостоятельного понимания ребенком той или другой мысли является наглядность. Ушинский показал тесную связь наглядности обучения с развитием речи и мышления детей. Он писал: “Детская природа ясно требует наглядности”; “Дитя мыслит формами, образами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе”. Он советовал воспитателям путем простых упражнений развивать у детей способность наблюдать за разными предметами и явлениями, обогащать детей возможно более полными, верными, яркими образами, которые потом становятся элементами их мыслительного процесса. “Необходимо,—писал он,— чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под его руководством ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово”.

В развитии речи детей дошкольного и раннего школьного возраста Ушинский придавал большое значение рассказыванию по картинкам.

Он указывал на большое значение произведений народного творчества в деле воспитания и обучения детей. На первое место ставил он русские народные сказки, подчеркивая, что в силу особенностей развития своего воображения дети очень любят сказки. В народных сказках им нравится динамичность действия, повторение одних и тех же оборотов, простота и образность народных выражений. Выступление К. Д. Ушинского в защиту сказки как одного из воспитательных средств имело важное значение, так как некоторыми педагогами 60-х годов XIX в. сказки отрицались потому, что в них отсутствует “объективное реалистическое содержание”.

Большое значение в первоначальном обучении родному языку К. Д. Ушинский придавал и другим произведениям русского народного творчества — пословицам, прибауткам и загадкам. Русские пословицы он считал простыми по форме и выражению и глубокими по содержанию произведениями, отразившими взгляды и представления народа — народную мудрость.

Загадки доставляют, по его мнению, уму ребенка полезное упражнение, дают повод к интересной, живой беседе. Поговорки, прибаутки и скороговорки помогают развить у детей чутье к звуковым краскам родного языка.

Психологические основы воспитания и обучения

В своем труде “Человек как предмет воспитания К. Д. Ушинский выдвинул и обосновал важнейшее требование, которое должен выполнять каждый педагог,— строить воспитательно-образовательную работу с учетом возрастных и психологических особенностей детей, систематически изучать детей в процессе воспитания. “Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях… Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями”.

В полном соответствии с учением русских физиологов-материалистов Ушинский выражал твердую уверенность в том, что путем целенаправленного воспитания, опирающегося на изучение человека, можно “далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных”. И это, по его мнению, является самой главной задачей настоящей, гуманистической педагогики.

Среди наук, изучающих человека, К. Д. Ушинский выделял физиологию и особенно психологию, которые дают педагогу систематические знания о человеческом организме и его психических проявлениях, обогащают знаниями, необходимыми для практики воспитательной работы с детьми. Учитель-воспитатель, знающий психологию, должен творчески использовать ее законы и вытекающие из них правила в разнообразных конкретных условиях своей воспитательной деятельности с детьми разного возраста.

Историческая заслуга К. Д. Ушинского заключается в том, что он изложил в соответствии с научными достижениями того времени психологические основы дидактики — теории обучения. Он дал ценнейшие указания, как надо в процессе обучения путем упражнения развивать активное внимание детей, как надо воспитывать сознательную память, закреплять в памяти учащихся учебный материал путем повторения, которое является органической частью процесса обучения. Повторение, считал Ушинский, нужно не для того, чтобы “возобновить забытое (это же плохо, если что-нибудь забыто), но для того, чтобы предупредить возможность забвения”; всякий шаг вперед в деле обучения должен опираться на знания пройденного.

Ушинский обосновал с точки зрения психологии важнейшие дидактические принципы воспитывающего обучения: наглядность, систематичность и последовательность, основательность и прочность усвоения учащимися учебного материала, разнообразие методов обучения.

12345678910Следующая ⇒

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим…

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции…

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого…

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций. ..



Статья «Творчество К.Д. Ушинского и речь детей как объект изучения и воспитания» | Статья по развитию речи:

«Творчество К.Д. Ушинского и речь детей как объект изучения и воспитания»

Введение

Речь является мощнейшим фактором развития личности, благодаря которому мы человека можем назвать человеком. Роль речи в жизни человека как познавательного процесса неоценима, так как она тесным образом связана с мышлением, и низкий уровень ее развития тормозит развитие интеллектуальной сферы ребенка.

Человек овладевает языком с детства, а всю оставшуюся жизнь его совершенствует. Основой речи является способность ребенка к усвоению языка, опирающаяся на физиологические речевые центры. Если ребенок рожден здоровым, то под влиянием различных факторов, его речь развивается и совершенствуется. Основным фактором развития речи и первым этапом общения является потребность в общении. Первостепенную роль в этом, несомненно, играет семья. В детском саду и школе роль процесса развития речи возлагается на воспитателей и педагогов, так как в зависимости  от их методики работы с детьми зависит успех. Важно создавать такие ситуации, которые будут побуждать ребенка к необходимости речевых высказываний. Значит, надо создавать такую речевую среду, которая и ведет к развитию речи. Это еще один из факторов развития речи ребенка. Об этом говорит К.Д. Ушинский, русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России. В этом и заключается актуальность изучения данной темы.

Творчество К.Д. Ушинского как нельзя лучшим образом способствует развитию речи в школе при чтении, изучении художественной литературы. Также важна культура речи учителя, посещение детских театров, чтение книг с родителями. Важным фактором также является активность самого ребенка, поэтому родителям необходимо с малых лет приучать ребенка к книге. Сначала он выступает в роли слушателя, правильная речь родителя воспринимается ребенком как норма, и в последствие, в сравнении с речью других людей он интуитивно оценивает ее качество. Затем, читая самостоятельно, он мысленно представляет те события, о которых читает, идет интенсивное развитие воображения, мышления, памяти, внимания и конечно много читающие дети пишут более грамотно.

К.Д. Ушинский внес огромный вклад в развитие педагогики и практики воспитания детей. О его творчестве, трудах и роли пишут многие авторы.
Проблемам воспитания посвящены многочисленные труды, книги и статьи Л.П. Алешина и Г.Б. Иванова, Е.Е. Вяземского и Е.Б. Евладова, Н.А. Ильина и Н.А. Шамкова, С.А. Пуйман, С.Ф. Егорова, Е.Л. Петуховой, Т.В. Карповой, Н.Л. Шеховской, Т. Коновалова, О. Шарапова, М. Песковского, В.С. Пылаева, С.В. Снапковской.

Творчество К.Д. Ушинского: роль произведений в развитии речи детей

К.Д.Ушинский — основоположник педагогической науки, народной общеобразовательной школы, идеи народности воспитания, многих проблем нравственного, трудового, умственного, религиозного воспитания личности, вопросов подготовки учителей, создатель книг для детского чтения.

Все педагогические идеи К.Д.Ушинского основаны на его педагогической деятельности, которая проходила в Демидовском Ярославском юридическом лицее, Гатчинском сиротском институте и Смольном институте благородных девиц. Особенно много нововведений он было в Смольном институте, что показало важность и ответственность роли женщины как активного члена семьи и общества. Девятилетний срок обучения был сокращен до семи лет, обе кафедры были уравнены по программе, в младших классах обучение стало наглядным, за основу был взят родной язык, история стала преподаваться интересно и живо, большую роль стали играть география, математика, русская история; он заложил основы педагогического класса, определил двухлетний срок подготовки будущих учителей.

Именно в педагогической деятельности взгляды К.Д. Ушинского окончательно сформировались в единую систему. Он затронул проблемы единства образования и воспитания, важности  нравственной стороны воспитания молодежи, гражданской и патриотической направленности образования, сочетание обучения с овладением родной речью, был основоположником отечественной педагогической науки. Размышляя о развитии педагогики, ее связи с другими науками, учитель создал фундаментальный труд «Человек как предмет воспитания», или «Очерки по педагогической антропологии», ставший шедевром всей его педагогической деятельности. Он научно доказал, что учителю необходимо глубоко изучать психические законы и духовную природу детей, знать обстоятельства их жизни.

Учитель смотрел на педагогику как на искусство, и этому можно научиться только на практике, поэтому, считал он, учителю нужна была книга, которая помогла бы усвоить свойства человеческой природы. Он определил понятие педагогики, цель, предмет, средства воспитания, научно обосновал важность изучения человека со стороны антропологии, физиологии, биологии, истории, психолого-педагогических наук.

Историческая заслуга К.Д.Ушинского заключается в том, что он изложил, в соответствии с научными достижениями того времени, психологические основы дидактики — теории обучения. Он дал самые ценные указания о том, как развивать активное внимание детей в процессе обучения с помощью упражнений, как развивать сознательную память, закреплять учебный материал в памяти учащихся путем повторения, что является органичной частью процесса обучения.

Ушинский обосновал с точки зрения психологии важнейшие дидактические принципы педагогического обучения: наглядность, систематичность и последовательность, тщательность и прочность усвоения учебного материала учащимися, разнообразие методов обучения.

Он посоветовал педагогам с помощью простых упражнений развивать у детей способность наблюдать различные предметы и явления, обогащать детей как можно более полными, достоверными, яркими образами, которые затем становятся элементами их мыслительного процесса. Он писал в своих работах: «Необходимо, чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под его руководством ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово».

В развитии речи детей дошкольного и младшего школьного возраста Ушинский показывал огромную роль рассказывания историй по картинкам. Он указал на большое значение произведений народного творчества в воспитании и образовании детей. Он поставил русские народные сказки на первое место, подчеркнув, что в силу особенностей развития своего воображения дети очень любят сказки. В народных сказках им нравится динамичность действия, повторение одних и тех же оборотов, простота и образность народных выражений. Выступление К.Д. Ушинского в защиту сказки как одного из воспитательных средств было важным, так как некоторые учителя 60-х годов XIX века сказки отвергали, по причине того, что в них нет реалистичного содержания, что есть придумка того, что не всегда бывает в реальной жизни.

К.Д.Ушинский придавал большое значение другим произведениям русского народного творчества — пословицам, шуткам и загадкам в начальном обучении родному языку. Он считал русские пословицы простыми по форме и выражению и глубокими по содержанию, отражающими взгляды и идеи народа — народную мудрость. Загадки доставляют, по его мнению, полезное упражнение детскому уму, рождают интересную, оживленную беседу. Поговорки, шутки и скороговорки помогают детям развить чутье на звуковые цвета их родного языка.

В книгах Ушинского педагоги выделяют художественные тексты, которые будут полезны для изучения дошкольникам. Это относится и к коротким рассказам о животных. Животные изображены с присущими им манерами в той жизненной «роли», которая предназначена для них.

В некоторых своих работах К.Д.Ушинский приближает детей к самостоятельному выводу о том, что хорошо и что плохо, как поступать в той или иной ситуации. И, конечно же, его произведения как нельзя лучшим образом заставляет ребенка мыслить, а, значит, развивать речь и родной язык.

Следовательно, сказки К.Д. Ушинского имеют ярко выраженную поучительную направленность, также напоминающие русские народные сказки.

Одновременно с речью, как считал автор, идет мощное развитие мышления. Он настаивал на постоянной взаимосвязи развития речи при одновременном выполнении ребенком какой-либо деятельности, а особенно интеллектуальной.

К.Д. Ушинский отмечал большую роль педагогов и воспитателей в становлении речи детей, соответственно, предъявлял к их обучению и подготовке особые требования. Педагог, по его мнению, воспитывая и обучая ребенка, должен в первую очередь видеть в нем индивидуальность, отмечать особые отличительные качества.

Произведения К.Д. Ушинского, которые он издал, предназначены детей от младенческого до младшего школьного возраста, для чтения, что способствует развитию их мышления и речи. До сих пор его сказки, поговорки, рассказы современные педагоги используют в учебных программах образовательных учреждений.

Вклад К.Д.Ушинского в методику речевого развития дошкольников также состоит в том, что он изменил содержание и методы начального обучения родному языку, разработал обоснованный аналитико-синтетический метод обучения грамоте.

Он доказал необходимость подготовительного образования перед школой, накопления знаний детей об окружающих их предметах, совершенствования сенсорной культуры, развития речи на основе развития знаний и мышления. Взгляды К.Д.Ушинского на родной язык, его методические идеи были использованы при создании первых детских садов в России.

Список используемой литературы

  1. Духовные смыслы отечественной педагогики: К 180-летию со дня
    рождения К.Д. Ушинского: Материалы междунар. пед. чтений (Минск, 5-6 мая 2004 г.)/ Под ред. С.А. Пуймана (отв. ред.), М.В. Павловой, Н.Н.
    Яковлевой; Акад. последиплом. образования. – Минск: Акад. последиплом. образования. -2004. 136 с.

2.         Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания / Собрание сочинений, Том 8. М.: Изд-во Академия педагогических наук. – 1950, — 777 с.

  1. Эльконин, Д.Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте. — М.: Педагогика, 1998.

Игровая деятельность как основная форма работы в обучении дошкольников китайскому языку

@article{noauthororeditor, abstract = {Ушинский К.Д. Избранные педагогические труды. В 2 т. Т. 1. Теоретические проблемы педагогики / К. Д. Ушинский; соотв. изд. А. И. Пискунова. Москва: Педагогика, 1974. 584 с. (Педагогическая библиотека). Степанова О.А. Развитие игровой деятельности ребенка. М., 2009. Ванюшкина К. Н., Григорьева Е. Н. Обучение английскому языку детей дошкольного возраста на основе Монтессори-педагогики // Актуальные вопросы лингводидактики и методики обучения иностранным языкам: Сб. научное искусство. Чебоксары, 2018. С. 354–359.. Серова А.

А. К. Ушинский о роли русского языка в воспитании человека // Знание. Понимание. Навык. 2009. № 2. С. 15–16. Мещерякова В. Н. Я МОГУ ГОВОРИТЬ. Устный вводный курс английского языка для детей 5-7 лет. Книга для ребенка. Казань, 2015. Лю Фухуа, Ван Вэй, Чжоу Руянь, Ли Дунмэй. Королевство китайцев. Увлекательный способ выучить китайский / Лю Фухуа, Ван Вэй, Чжоу Руян, Ли Дунме. — Пекин: BLCUP. 2007. -36 с. Альбаладехо Альбаладехо, С., Койл, Ю., и де Лариос, Дж. Р. (2018). Песни, рассказы и приобретение словарного запаса у дошкольников, изучающих английский язык как иностранный. Система, 76, 116–128 с. Алеми, М., и Хаэри, Н. С. (2017). Как развить вежливость учащихся: исследование влияния RALL на изучение приветствия молодыми иранскими изучающими английский язык. 2017, 88–94 р. Конерт, К., Виндзор, Дж., и Йим, Д. (2006). Отличают ли задачи обработки речи детей с языковыми нарушениями от типичных билингвов? Исследование и практика проблем с обучаемостью, 2021, 19-29 с. Зиямуксамедов Ж. Т. Способы объяснения новых слов в китайском языке // Актуальные вопросы китаеведения: филологии, философии, истории, экономики и политики. -Т., 2015. -46-50б.}, добавлено-в = {2022-08-22T11:12:57.000+0200}, автор = {кизи, Ахмадова Карима Шавкат}, biburl = {https://www.bibsonomy.org/bibtex/232821d210e2da34305b209ee5a5140e4/академический_20}, интерхеш = {8028c25dea77859641c89672b12f5764}, внутрихэш = {32821d210e2da34305b209ee5a5140e4}, журнал = {ЕВРОПЕЙСКИЙ МНОГОДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ЖУРНАЛ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ}, ключевые слова = {Возрастные особенности адаптации детей игровые методы дошкольные психологические различные}, отметка времени = {2022-08-22T11:12:57.000+0200}, title = {Игровая деятельность как основная форма работы в обучении дошкольников китайскому языку}, URL = {https://emjms.academicjournal.io/index.php/emjms/article/view/520}, год = 2022 }

%0 Журнальная статья %1 нет автора или редактора %А кызы, Ахмадова Карима Шавкат %D 2022 %J ЕВРОПЕЙСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ %К Адаптационные возрастные особенности детей игровой метод игр дошкольный психологический разнообразный Игровая деятельность %T как основная форма работы в обучении дошкольников китайскому языку %U https://emjms. academicjournal.io/index.php/emjms/article/view/520 %X Ушинский, К. Д. Избранные педагогические труды. В 2 т. Т. 1. Теоретические проблемы педагогики / К. Д. Ушинский; соотв. изд. А. И. Пискунова. Москва: Педагогика, 1974. 584 с. (Педагогическая библиотека). Степанова О.А. Развитие игровой деятельности ребенка. М., 2009. Ванюшкина К. Н., Григорьева Е. Н. Обучение английскому языку детей дошкольного возраста на основе Монтессори-педагогики // Актуальные вопросы лингводидактики и методики обучения иностранным языкам: Сб. научное искусство. Чебоксары, 2018. С. 354–359. Серова А. А. К. Ушинский о роли русского языка в воспитании человека // Знание. Понимание. Навык. 2009 г.. № 2. С. 15–16. Мещерякова В. Н. Я МОГУ ГОВОРИТЬ. Устный вводный курс английского языка для детей 5-7 лет. Книга для ребенка. Казань, 2015. Лю Фухуа, Ван Вэй, Чжоу Руянь, Ли Дунмэй. Королевство китайцев. Увлекательный способ выучить китайский / Лю Фухуа, Ван Вэй, Чжоу Руян, Ли Дунме. — Пекин: BLCUP. 2007. -36 с. Альбаладехо Альбаладехо, С., Койл, Ю., и де Лариос, Дж. Р. (2018). Песни, рассказы и приобретение словарного запаса у дошкольников, изучающих английский язык как иностранный. Система, 76, 116–128 с. Алеми, М., и Хаэри, Н. С. (2017). Как развить вежливость учащихся: исследование влияния RALL на изучение приветствия молодыми иранскими изучающими английский язык. 2017, 88–94 р. Конерт, К., Виндзор, Дж., и Йим, Д. (2006). Отличают ли задачи обработки речи детей с языковыми нарушениями от типичных билингвов? Исследование и практика проблем с обучаемостью, 2021, 19-29 с. Зиямуксамедов Ж.Т. Способы объяснения новых слов в китайском языке // Актуальные вопросы китаеведения: филологии, философии, истории, экономики и политики. -Т., 2015. -46-50б.

Презентация «Речевое развитие ребенка в детском саду». Презентация «Развитие речи дошкольников через знакомство с художественной литературой

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста Речевое воспитание рассматривается как взаимодействие педагога и ребенка, овладевающего родным языком. Эта проблема тесно связана с обучением родному языку, т. е. педагогическим процессом, в ходе которого осуществляется формирование речевых навыков и умений ребенка. На этой основе происходит развитие его речи: понимание значения слова и обогащение словаря, овладение системой языковых понятий и закономерностей в области морфологии, словообразования, синтаксиса, овладение звуковой культурой речи, формирование связной речи.

Актуальность проблемы развития речи дошкольников: Развитие связной речи «Всех задач развития речи дошкольников (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достичь своей цели, если они не находят своего окончательного выражения в развитии связной речи». /Ушакова О.С./ Формирование грамматического строя речевой лексики обогащение звуковой культуры


Применение примов для обучения связной речи в педагогическом процессе: это специальный текст, начинающийся с общего положения, определяющего и называющего предмет или объект; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; описание заканчивается заключительной фразой, оценивающей предмет. это история, разворачивающаяся во времени и в логической последовательности. это текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценки. Описание Повествование Рассуждение

Деловая игра «Знатоки детской фантастики». развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в команде. Цель: повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать использование устного народного творчества в работе с детьми; раскрыть творческий потенциал каждого педагога.

Разминка: 1. Вспомни, кто сказал эти волшебные слова: 1. «Печка, печка, спрячь меня!» 2. «Приходи, куманек, приезжай, дорогой! Как мне тебя накормить!» 3. «Вижу, вижу! Не сиди на пеньке, не ешь пирожка! Неси бабушке, неси дедушке!» 4. «Теплая ли ты, девочка, теплая ли ты, рыжая?» 5. «Много служил я тебе, Иван-царевич, — сказал серый волк, — и эту службу сослужу…» 7. «Свет мой, зеркало, скажи…»

3. О каком творчестве идет речь? 1. «Без беды друга не узнаешь» 2. «На дворе трава — на траве дрова» 3. «Мимо мужика ехала деревня, вдруг из-под ворота гавкают» 4. «Катя, Катя, Катюха, петуха оседлали, а петух заржал, побежал на базар» 5. «Жил, был в некотором царстве, в некотором государстве…» 6. «Раз-два-три- четыре-пять, Зайка вышел погулять; Вдруг прибегает охотник, стреляет в него из ружья… Пиф-паф! Ох ох ох! Мой кролик умирает! 7. — «Как Илья с доброго коня скакал, На матушку сырую землю упал: Как матушка-земля сыр стучит Да, под тем же боком, что и восточным боком..…» 8. — «Мягкие лапы, а в лапах — цап-царапины»

4 Возрастные особенности развития связной речи детей МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ Слушать рассказ или читать небольшие произведения, запоминать или узнавать знакомое произведение при повторном прослушивании, узнавать героев сказки, рассказа, стиха в иллюстрациях и игрушки, запоминать тексты произведений малого фольклора. Развивать умение отвечать на простейшие вопросы воспитателя.

СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ Развивать умение внимательно слушать сказки, стихи, рассказы. Следите за развитием действия в сказке, сочувствуйте положительным героям. научиться понимать смысл произведения; воспроизводить с помощью вопросов воспитателя содержание в правильной последовательности; выразительно читать наизусть небольшие потешки и стишки. Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употребляйте существительные с предлогами (в, на, под, за, вокруг). Помочь детям составить из неупотребительных простых предложений общие предложения, вводя в них определения, дополнения, обстоятельства.

СТАРШИЙ ВОЗРАСТ Формировать умение рассказывать о предмете, содержании сюжетной картинки, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Помогите детям правильно употреблять существительные во множественном числе в именительном и винительном падежах, глаголы в повелительном наклонении, прилагательные и наречия в сравнительной степени, несклоняемые существительные.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Продолжайте развивать интерес и любовь к художественной литературе. Учить отвечать на вопросы по содержанию работы. Учить оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества (добрый, злой, храбрый). Научитесь выразительно читать стихи, потешки. Воспитывать чуткость к художественному слову, учить вслушиваться в ритм поэтического текста. Предложите им рассказать о своем восприятии того или иного поступка литературного персонажа.

Учить различать жанры литературных произведений, эмоционально передавать содержание небольшим и выразительным декламацией стихотворения. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Учитесь понимать основную мысль произведения, правильно оценивайте действия героев. Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картинки на основе набора картинок с последовательно развивающимся действием. Помогите спланировать историю и придерживаться ее.

Определите название произведения искусства и его автора по предложенному отрывку: 1. Над горами, над лесами, Над широкими морями, Не на небе — на земле Жил в деревне старик. У старухи трое сыновей: Старший был умен, Средний сын был так и эдак, Младший был совсем дурак. 2. Снова проходит восемь дней; Люди проводят свои дни в страхе; Петух снова прокукарекал; Царь зовет третье войско И ведет его на восток, — Сам, не зная, будет ли от него толк. 3. Шляпа выползла на середину комнаты и остановилась. Мальчики смотрят на нее и дрожат от страха. Затем она повернулась и поползла к дивану. 4. Приехал сват, дал слово царь, И готово приданое: Семь торговых городов Да, сто сорок башен.

Касимова Лидия Александровна, воспитатель сводной группы МАДОУ №29, д. Лесная

«Мудрость предков – зеркало для потомков» К.Д. Ушинский

Прикоснись с благоговением
К чему ты вооружен
Сотвори свет и опьяни
Бескрайний русский язык

Воздушный, сочный, вкусный,
Строгий и нежный, многогранный,
Искусный во всех мелодиях
Наш удивительный язык.

С. Скачко

Сегодня тема очень актуальна. Пока наука развивается, компьютеризация внедряется в жизнь, просторечие начинает терять эмоциональность. Он был наполнен иностранными словами, а язык компьютера лишен красок, образности. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, овладевая его красотой, лаконичностью, приобщается к культуре своего народа.

Кроме того, словесное творчество народа является особым видом искусства, то есть своего рода духовным освоением человеком действительности с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты»

Адрес:

Использование фольклорных произведений как возможность развития речи детей, сделать их жизнь интересной и содержательной, наполнить их яркими впечатлениями, радостью творчества, возможностью познать себя, окружающий мир .

Приемы:

  • прием постановки с помощью специально подобранных средств;
  • рассказ учителя с использованием иллюстраций, картинок, слайд-шоу, видеороликов;
  • прием действенного участия предназначен для активного включения детей в действие, разворачивающееся на их глазах;
  • прием речевой пробы — правильная речевая деятельность воспитателя;
  • хоровых и индивидуальных повторений, обеспечивающих тренировку речедвигательного аппарата детей;
  • заучивание ролей, сочинение загадок, сказок;
  • принятие оценки ответа или действия и ее исправление;
  • с указанием способов действий.

Сказки — отличный материал для обучения детей дошкольного возраста развитию речи.

Язык сказок очень красив: мелодичен и поэтичен, содержит много метафор, образных сравнений, метких и поучительных пословиц и поговорок. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством развития речи и воспитания детей разного возраста.

Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, пробуждает в них желание пересказывать, инсценировать и даже пробовать свои силы в написании сказки.

Колыбельная песня, как вид народной поэзии, содержит большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (пропевание гласных звуков, медленный темп и др.) , наличие повторяющихся фонем , звукосочетания, звукоподражание. Колыбельные позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую сторону речи.

Актуальной задачей развития речи в старшем дошкольном возрасте является развитие дикции. Незаменимым материалом для упражнений на дикцию являются пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и ясны по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают «сломать язык ребенка на русский лад».

Заключение:

Детей с раннего возраста необходимо приучать к восприятию фольклорных текстов, воспитывать интерес к языковому богатству, формировать у них умение слушать и слышать устное народное творчество. Целенаправленная работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством будет развивать у детей познавательный интерес к познанию русской культуры. Тогда постепенно перед детьми откроется сила народного слова.

В процессе работы были замечены следующие изменения:

У детей повышен интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, потешки в ролевых играх, самостоятельно организуют народные игры-забавы со считалками.

После проделанной работы родители также заметили повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

В ходе проведенной работы видно, насколько выросли знания детей о малых формах фольклора.

Связная речь – это смысловое развернутое высказывание (ряд логически объединенных предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Это не просто последовательность слов и предложений, а последовательность связанных мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

Функции: Основная функция: коммуникативная Социальные особенности 1. Помогает ребенку устанавливать связи с окружающими его людьми 2. Определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием развития личности. Формы связной речи: диалогическая (диалог) монолог (монолог)

Виды связной речи Ситуативные (связаны с конкретной наглядной ситуацией и не в полной мере отражают содержание мысли в речевых формах) Контекстные (содержание понятно из самого контекста. Трудность заключается в том, что требует построения высказывания без учета конкретной ситуации, опираясь только на языковые средства) В большинстве случаев ситуационная речь имеет характер диалога, а контекстуальная речь — характер монолога.

Диалогическая речь Диалог — сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда сложнее, чем построить монолог. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи Диалогические навыки Саморечевые навыки (вступать в общение; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; соглашаться или возражать , спросить, ответить) Навыки речевого этикета (обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие) Умение общаться (планирование совместных действий, обсуждение) Невербальный (невербальный) навыки (использование мимики, жестов)

Монологическая речь Это связное, логически последовательное высказывание, продолжающееся относительно долго, не рассчитанное на немедленную реакцию аудитории. Обязательны: внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном Виды монологов Описание — характеристика предмета Повествование — связный рассказ о чем-либо или событиях Рассуждение — логическое изложение материала в форме доказательств Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания

Методы формирования диалогической речи Основной метод формирования в бытовом общении: беседа воспитателя с детьми. Учитель должен воспитывать своей речью. «Метод словесных указаний» (попросить у помощника воспитателя тряпку для мытья кубиков, перейти к следующей группе за книгой и т. д.) Совместная деятельность (показ умения общаться, договариваться) Дидактическая, театрализованная игра (разыгрывание ситуаций .Сюжеты для сценариев взяты из детской жизни, из знакомых детям художественных произведений) Использование «речевых ситуаций» (направлено на развитие умения договариваться при общении, задавать вопросы собеседнику, вступать в чей-либо разговор, соблюдать правила речевой этикет, выражать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения) игры, содержащие диалоги («Гуси-лебеди», «Краски», «Коршун» и др. Закрепляют умение обращаться с речью к собеседнику, думать о том, что говорят партнеры сказал, выразить свою точку зрения, правильно сформулировать вопрос.) Беседа (ребенок учится запоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать выводы, выводы)

Классификация бесед (по Е. А. Флериной) 1. Ознакомительная беседа, организующая детей на тот или иной вид деятельности (цель — выявление разнородных переживаний и создание интереса к предстоящей деятельности. Они короткие, эмоциональные, проводятся в непринужденная обстановка, не выходят за рамки детского опыта, а ряд вопросов остается нерешенным, например, «Посмотрим, что будет дальше…») обеспечивают наиболее полное восприятие, помогают детям получить четкие, отчетливые представления, дополняют их знания) 3. Заключительная беседа (Цель — уточнение и расширение опыта детей) М. М. Конина выделяет два вида бесед, дополняющих классификацию Е. А. Флериной (на материале, на котором ведется беседа)

Монологическая речь обучающая рассказыванию (по картинке, по игрушке, творческое рассказывание, рассказы детей из опыта) пересказ литературных произведений (сложная деятельность, в которой активно задействуются мышление, память и воображение ребенка беседа дидактическая игра Вспомогательные приемы Использование мнемотехники, а именно мнемотаблицы (Мнемотехника – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации, мнемотаблица – это картинка или схема, содержащая определенную информацию) Уточнение незнакомых слов Представление словесного плана Подбор синонимов и антонимов
Книжный уголок (удобное размещение, содержание книг соответствующее возрасту детей) Зона театрализованной деятельности (ширма, фланельграф, разного рода театры) Дидактические игры развивающая деятельность, наличие иллюстраций по теме, тематические выставки Наглядная информация для родителей

Справка по результатам контроля «Состояние предметно-развивающей среды для развития связной речи дошкольников» Цель: определить состояние предметно-развивающей среды в группах, способствующих развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. младший и старший дошкольный возраст. Критерии оценки: 1. Наличие и оснащение книжного уголка 2. Наличие тематических выставок 3. Оборудование для театрализованной деятельности 4. Наличие дидактических игр 5. Пособий по НОД 6. Наглядная информация для родителей Заключение: состояние предметно-развивающего обстановка в группах на среднем уровне.

Актуальность проблемы развития речи

Практически все умеют говорить, но лишь единицы из нас говорят правильно. Когда мы разговариваем с другими, мы используем речь как средство передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из основных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей животного мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Нельзя судить о начале развития личности дошкольника без оценки его речевого развития. В психическом развитии ребенка исключительное значение имеет речь. Развитие речи связано с формированием как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Проблема развития речи является одной из самых актуальных.

Развитие речи включает:

Ø владение речью как средством общения и культуры; пополнение активного словаря;

Ø развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

Ø развитие речевого творчества;

Ø развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

Ø знакомство с книжной культурой, детской литературой, аудирование текстов различных жанров детской литературы;

Ø Формирование полноценной аналитико-синтетической деятельности как необходимое условие обучения чтению и письму.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы использовать предварительный просмотр презентаций, создайте себе учетную запись (аккаунт) Google и войдите: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Развитие речи дети дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 39 «Василек» подготовительная группа № 3 Автор презентации Воспитатель: Гуляева Л. А.

Приемы и технологии, применяемые в дошкольном образовательном учреждении при формировании речевой деятельности детей Наглядный Словесный Практический Метод непосредственного наблюдения и его разновидности: наблюдение на природе, экскурсии Косвенное наблюдение (изобразительная наглядность): рассматривание игрушек и картинок, рассказ о игрушки и картинки Чтение и рассказывание художественных произведений Заучивание наизусть Пересказ Рассказ без опоры на наглядный материал Обобщающая беседа Дидактические игры Игры-драматизации Драматизация Дидактические упражнения Хороводы

Развитие речи у детей протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Речевая среда – это семья, детский сад, взрослые и сверстники, с которыми ребенок постоянно общается. Большое значение для развития нечитающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности, имеет предметно-развивающая среда. Предметно-развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующих содержание его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Оборудование учебно-воспитательного процесса формируется в прямой зависимости от содержания образования, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности. Развивающая среда выступает стимулятором, движущей силой в целостном процессе формирования личности ребенка, обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Развитие связной речи путем составления рассказов по картинке и серии сюжетных картинок. Формирование умений и навыков составления рассказов по картинке и сюжетным картинкам; Обогащение словарного запаса и формирование грамматического строя речи детей в процессе работы с картинкой и сюжетными картинками.

Развитие речи и мышления детей с помощью мнемотехники «Научите ребенка пяти неизвестным словам — он будет мучиться долго и напрасно, но соедините двадцать из этих слов с картинками, и он выучит их на лету». К. Д. Ушинского Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях природных объектов, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, конечно развитие речи.

Развитие речи средствами дидактической игры Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или нос. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для сохранения нормальной громкости речи, строгого соблюдения пауз, сохранения беглости речи и интонационной выразительности. При проведении игр, направленных на развитие дыхания ребенка, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, могут вызвать даже головокружение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *