Разреженная композиция по изо: Нестандартный урок по ИЗО «Композиция. Основные законы композиции»
Тема: Композиция. Основные законы композиции.
Учитель ИЗО и черчения: Болтовская Наталья Александровна
Цели урока:
Образовательные:
расширить знания учащихся о приемах, средствах композиции,
познакомить учащихся с основами композиционного построения.
формировать умение выполнять тематическую композицию,
Развивающие:
развитие эстетического вкуса на примере художественных произведений, построенных с учетом композиционных законов.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету; внимание, трудолюбие, аккуратность.
Тип урока: урок обобщение
Методы: объяснение с демонстрацией, самостоятельная групповая работа, опрос.
Оборудование: Презентация на тему «Композиция».
План урока
Организационный момент
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Повторение пройденного материала.
Объявление темы урока.
Повторение материала, закрепление.
3. Практическая работа
4. Завершение урока
Выставка и анализ работ.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Повторение пройденного материала.
Объявление темы урока.
Сегодня на уроке мы вспомним, какими композиционными приемами пользуются художники при создании своих произведений.
Повторение материала, закрепление.
На предыдущих уроках мы с вами говорили о законах композиции. Сегодня нам предстоит обобщить наши знания, научиться использовать законы композиции на практике.
Для этого мы с вами отправимся в путешествие в страну «Рисованию». Сделаем остановку в увлекательном городе «Композиция», осмотрим достопримечательности этого города, изучим основные законы и правила жителей этого городка. Жители города Композиция очень любят рисовать и украшать свои дома и предметы быта. Но делают они это, строго соблюдая необходимые правила, поэтому, созданные ими композиции выглядят потрясающе.
Итак, что же это за город «Композиция»?
Композиция (от лат.compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. (Слайд №2)
Работа художника над произведением начинается с замысла. Путь от замысла до его воплощения часто очень долог, иногда он занимает годы и десятилетия. Художник ищет форму, которая лучше всего выражала бы его идею. Делается немало набросков, в которых осуществляется поиск точки зрения, высоты горизонта, размещения предметов, смыслового центра картины. Вот мы с вами и подошли к одной из достопримечательностей нашего городка — Композиционный центр.
Композиционный центр – главный ведущий элемент композиции, организующий все ее части. Обычно он является и смысловым центром картины, рисунка и выделяется с помощью различных средств: размером, цветом, освещением, местоположением. (Слайд №3)
Для создания своих произведений художники пользуются специальными художественными приемами, способствующими раскрытию содержания работы. Называются они законами композиции.
Законы композиции применяются для всех художественных произведений искусства. Если нарушается один из законов — нарушается гармония. В нашем городе существуют три основных закона композиции: закон целостности, равновесия, соподчинения. (Слайд № 4)
Закон целостности: объединение элементов, частей в единое целое. Цельное произведение – это законченное произведение, в нем ни хочется ничего добавить и убрать.
Закон соподчинения: подчинение всех элементов изображения доминанте (главному элементу в композиции).
Закон равновесия: такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой.
Теперь я предлагаю познакомиться с правилами и приемами нашего города «Композиция».
Правила и приемы композиции
Симметрия — равномерное размещение элементов по оси, делящее пространство на равные части.
В симметричной композиции расположение элементов относительно оси должно быть одинаковое. (Слайд №6)
— Симметрично построенная композиция встречается во многих произведениях, назовем наиболее известные: “Тайная вечеря”, “Мадонна в гроте” Леонардо да Винчи, “Сикстинская мадонна” Рафаэль, в русском искусстве – “Богатыри” Виктора Васнецова. (Слайд №7)
Асимметрия — неравномерное размещение элементов при сохранении общего равновесия.
— В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины неуравновешенны.
Динамичная композиция — композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики.(Слайд №8)
Ощущение движения /динамику/ можно усилить резкой сменой направления форм, линий, пятен – от горизонтальных, вертикальных к диагональным и даже спиральным. (Слайд №9)
Динамика встречается в произведениях изобразительного искусства в пейзаже, анималистическом жанре. (Слайд №10)
Статичная композиция(статика в композиции) — создает впечатление неподвижности, покоя.
— Статику можно встретить в произведениях искусства в таких как пейзаж, портрет, натюрморт. (Слайд № 11)
— Как правило, статика и динамика неразрывно взаимосвязаны, дополняют, или усиливают друг друга, в результате работа в целом выигрывает.
Ритм — это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. (Слайд №12)
Ритм окружает нас повсюду: в природе это – смена временен года, смена дня и ночи. Так и в композиции всегда существует определенный ритм. Он может быть упорядоченным и хаотичным, но всегда присутствует в композиции. (Слайд №13)
Контраст (фр. ) — противопоставление в композиции (по цвету, фактуре, по форме, по размеру и т. д). (Слайд №14)
Противопоставление маленького большому, темного – светлому, теплого – холодному, и т.д. и т.п..
Контраст – очень выразительное средство композиции. Контрастные фигуры обычно усиливают друг друга. Прием контраста довольно часто используется в композиции.(Слайд № 15)
Самый простой пример контраста – это черный и белый цвет.
Мы с вами вспомнили основные правила и законы города «Композиция».
Дальше вам, ребята, предстоит создать свою декоративную композицию.
Последовательность создания декоративной композиции(Слайд №16):
1 этап
Замысел
Поиски композиционного решения
Цветовое решение
2 этап
Разработка элементов.
3 этапВыполнение основной работы.
Если мы внимательно посмотрим на произведение искусства, то можем увидеть, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, круг, овал и т.д.
Мы начнем изучение закономерностей композиции с расположения простейших элементов на плоскости.
Физминутка (Слайд № 17)
На сегодняшнем уроке мы попробуем создать декоративные композиции из цветной бумаги, соблюдая законы и приемы, изученные на уроке. Работать вы будете небольшими группами. Нам нужно создать 5 команд. Каждой команде я выдам конверт с заданием. Вы должны за определенное время выполнить композицию. Заранее определите, кто из вашей группы будет работать устно – это будут капитаны команд, а кто практически. По окончанию урока, вы презентуете свои работы с кратким описанием приемов композиции.
3. Практическая работа(Слайд № 18)
Создание декоративной композиции из цветной бумаги.
Ритм
Симметрия
Асимметрия
Динамика
Статика
Приступайте к практической работе. Капитаны команд, внимание на доску!
Езли вы знаете ответ, поднимайте руку – после ответа получаете определенное количество баллов.
Назовите основные приемы композиции, которые использует художник для достижения образной выразительности, коротко их охарактеризуйте. (Слайд №19)
Найдите среди представленных репродукций картин ту, в которой наиболее ярко используется контраст, расскажите о возможностях этого средства. (Слайд №20)
Найдите среди представленных репродукций картин ту, в которой наиболее ярко используется ритм, расскажите о возможностях этого средства. (Слайд № 21)
Найдите среди представленных репродукций картин ту, в которой наиболее ярко используется динамика, расскажите о возможностях этого средства. (Слайд №22)
Найдите среди представленных репродукций картин ту, в которой наиболее ярко используется статика, расскажите о возможностях этого средства. (Слайд № 23)
Найдите среди представленных репродукций картин ту, в которой наиболее ярко используется симметрия, расскажите о возможностях этого средства. (Слайд № 24)
Найдите среди представленных репродукций картин ту, в которой наиболее ярко используется асимметрия, расскажите о возможностях этого средства. (Слайд №25)
Внимательно рассмотрите репродукции картин Рафаэля «Обручение Марии», К. Петрова-Водкина «Купание красного коня», К. Коровина «Зимой», Н. Ге «Тайная вечеря» и назовите, с помощью каких средств художники выделяют сюжетно-композиционный центр. (Слайд № 26)
4. Завершение урока
Выставка и анализ работ.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
С какими основными понятиями мы сегодня познакомились?
Кому сегодня понравился наш урок. А чем именно? Что нового вы узнали на нашем уроке? Кто доволен своей работой?
Закончите фразы: (Слайд №27)
у меня получилось …
я смог…
меня удивило…
мне захотелось…
Содержание статьи
Композиция в изобразительном искусстве – объемная, сложная и важная тема с одной стороны, но с другой, ее не стоит воспринимать, как нечто крайне необходимое, обязательное к исполнению. Понятие о композиции помогает сформировать чувство прекрасного, гармонии и эстетики. Но не дает гарантии, что у Вас будет идеальная работа, если Вы будете следовать композиционным правилам. Однако, если у Вас будет понятие о композиции, Вы будете подходить к своим работам более грамотно, более гармонично компоновать предметы в листе, с большей выразительностью доносить свои идеи и задумки до зрителя.
Итак, композиция происходит от латинского слова compositio — «сочинение; составление; связывание; примирение» и этим все сказано. Я скажу просто, это то, как Вы здорово, или может не очень здорово, организовали изображаемые Вами предметы на листе.
Про композицию очень много всего написано, причем одно может противоречить другому. Я выделила такие основные положения, которые следует знать, и соответствуют такому базовому, школьному уровню. Я подобрала для Вас примеры не из абстрактных конструктивных картинок, а из произведений нашего культурного наследия.
Композиционный центр
В удачной композиции всегда есть композиционный центр, в котором расположен главный акцентный предмет. Все остальные предметы расположены вокруг и имеют второстепенное значение по отношению к композиционному центру.
Композиционный центр — то место в Вашей композиции, куда в первую очередь притягивается внимание зрителя. Это самое важное, самое главное место. Все остальное, все другие элементы композиции должны быть подчинены композиционному центру и тому акцентному предмету, который в нем находится.
Акцентный предмет может выделяться:
— Размерами.
Например, большой кувшин в окружении разных предметов, причем, обратите внимание, какая яркая драпировка на переднем плане, но все ж таки в первую очередь мы обращаем внимание на кувшин, потому что он самый крупный из предметов.
— Формой.
Например, в этом пейзаже домик является акцентным предметом, и не по тому, что он практически в центре, а потому что выделяется среди деревьев прямыми и геометрически правильными линиями.
Помогают нам также сразу обратить внимание на него линии деревьев, сходящиеся в перспективе и линии деревьев на заднем плане, лежащие в уровень с домиком. То есть у нас есть направляющие к нему.
Да простит меня Сислей, я позволила себе немного пофотошопить его шедевр и убрала этот домик. И что получилось, что стало акцентом, как Вы думаете?
Человечки! Да, мы сразу обратили большее внимание на фигурки людей.
— Человеческие лица и фигуры являются самыми притягательными объектами для человеческого взгляда.
Вот такой же пример с Владимиркой, Левитана. Фигурка человека на пустынной дороге притягивает наше внимание.
Казалось бы, все линии ведут нас в горизонт! Но человека мы замечаем быстрее, чем то, что у нас на горизонте.
Помогают нам так же вот эти тропки, на пересечении которых находится человек.
А вот пример с лицом Гюстава Климпта «Поцелуй».
Очень декоративная композиция, очень много мелких, ярких деталей, много золота. Казалось бы! Затеряться в этой декоративности очень просто. Но мы сразу бросаем взгляд на лицо девушки, оно для нас притягательнее всего, никакое золото нас так не заставляет зависнуть на работе как ее лицо. Композиционно здесь все держит нас вокруг этого лица, наш взгляд никак не может выбраться из этого окутавшего лицо кокона. И это один из моментов, почему «Поцелуй» обладает такой притягательностью.
Если в композиции несколько людей, то в центре окажется, то лицо, которое смотрит на нас или больше остальных повернуто к нам.
— И последнее, чем можно выделить акцентный предмет, это цвет (или тон в графике) и контраст.
Например, пейзаж со скалой.
Наш взгляд ни секунды не колеблется по картине – сразу приковывается к темной скале на фоне желтого неба! Очень яркое, контрастное сочетание делает это место центром композиции.
А вот лошадка.
Ее сильно освещенная морда на фоне черной двери моментально притягивает взгляд, хотя спина у нее освещена не меньше, но там нет такого контраста.
А вот картина Петр I.
Здесь много средств, усиливающих впечатление, что Петр не просто центральная фигура, а он огромный, величественный.
Во-первых, размер – он больше других людей. Во-вторых, сильный контраст его фигуры на фоне неба. В-третьих, все визуальные линии в картине направлены на него.
Птички — расположены по линии в направлении Петра.
Облака — в направлении Петра.
Лодка — направлена к Петру.
Даже непонятные мазочки в нижнем правом углу тоже в направлении к нему. Со всех углов нас направляют к Петру.
Плюс низкая линия горизонта еще больше усиливает впечатление о его размерах, о его значении.
В композиционном центре может быть также несколько предметов. Но они должны смотреться единой, целой группой, а не разрозненно сами по себе в одном месте листа. Тот же самый пример с натюрмортом.
Голландцы любили изображать в натюрморте очень много всего и посуды, и фруктов и даже дичи. Вот такой довольно скромный пример.
Однако, композиционных центров может быть несколько. Лучше – не больше трех.
И все равно, один из них по отношению к другим будет доминантным. Он будет крупнее, ярче, значительнее, выразительнее.
И опять натюрморт, два белых блестящих объекта в окружении какой-то черноты.
Один доминирует над другим. Но наш взгляд цепляет как один, так и другой.
А как Вам такая куча мала!?
«Утро стрелецкой казни» Сурикова. Честно скажу, в этой картине очень много всего, о чем можно поговорить. Но согласитесь – центр это вот этот стрелец.
На него в первую очередь падает взгляд. Он контрастный и возвышается над массой. Но он не один здесь такой. Вторая фигура — молодой Петр.
Мы его замечаем не сразу, но как только мы его видим, он приобретает не меньшее значение, хоть и на заднем плане, хоть и не такой четкий, как стрелец. Он является вторым композиционным центром, потому что автор принял все меры, чтобы его выделить. Он так же возвышается над массой и контрастно выделен на фоне стены, просто в сторонке. Среди множества фигур здесь таких только две. Остальные все сливаются в общей массе.
Композиционный центр может не иметь предмета вообще. Может быть пустым местом. Например, в пейзаже часто таким местом выступает небо.
В таких композициях обычно все предметы расположены довольно равномерно, имеют определенную однородность и сливаются в массе по отношению к пустому пятну, в котором расположен композиционный центр.
Итак: чтобы Ваш рисунок был как минимум интересным, всегда думайте, какой у Вас будет композиционный центр, что будет в нем расположено и каким образом Вы его выделите.
Как гармонично расположить композиционный центр в листе
Существует несколько композиционных приемов, по которым можно выстраивать композиция.
Правило третей в композиции
Это самый простой и популярный способ компоновать предметы. Его очень любят фотографы(не зря на фотоаппаратах и телефонах часто есть функция разбивки на девять клеточек, как раз, чтобы искать композиционный центр). По правилу третей идеальное расположение композиционного центра на пересечении этих линий или прямо на них.
Это, естественно, работает не только в фото, но и в рисунке и в живописи.
«Купание лошади» Серова.
Все по клеточкам.
Композиционный центр – это морда лошади и голова человека, которые выстроились в одну линию. Тело лошади заканчивается в пределах трети, горизонт на линии, уровень ног лошади по линии.
Или натюрморт.
Композиционный центр кувшин на пересечении линий, а цветы по линии, открытое окно по линии.
Центрированная композиция
В такой композиции композиционный центр обычно совпадает со зрительным центром, то есть, по сути, центр листа.
И все самое главное находится по центру листа.
В портретном жанре такой вариант композиции часто используется.
в натюрмортах, когда Вы рисуете один какой-то предмет или главный предмет в центре, а все остальное равномерно по бокам.
В центрованной композиции может быть множество фигур, но они располагаются вокруг главного центра и подчинены ему. «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи.
Все сходится к фигуре Христа, хоть здесь имеется очень много разных фигур, все линии перспективные сходятся к Христу.
Плюс центральная фигура находится на фоне белого неба в оконном проеме, очень контрастно.
Здесь стоит еще упомянуть о симметрии. Она тоже связана с зацентрованной композицией. И симметрия обычно ассоциируется с чувством равновесия, статичности. Поэтому подходит для спокойных, уравновешенных сюжетов, где отсутствует напряжение, какая-то динамика.
Золотое сечение в композиции
Все наверняка слышали об этой магической штуке, о какой-то там вселенской пропорции, которая является идеалом красоты, гармонии и самой лучшей и удачной пропорцией. Выражена она вот в такой золотой спиральке (другое название спираль Архимеда), смысл которой средним умом не понять.
«Ага! Я сейчас на свои фотки наложу такую спираль и случайной вероятностью найду там золотое сечение» — скажите Вы! И вполне вероятно! Это же спираль вселенской гармонии, она заложена в человеке на подсознательном уровне. И факт остается фактом: даже стада овец разбегаются по спирали, которая соответствует вот этой спирали Архимеда. Я Вас не буду морочить всеми аспектами этой спирали. Для того, чтобы компоновать предметы, стоит усвоить лишь основной ее смысл, который заложен именно в пропорциональном соотношении.
Еще раз, если вся длинна 100%, то меньший отрезок 38,2%, а больший 61,8%,
Как это применить в компоновке предметов.
Рассмотрим еще раз картину «Утро стрелецкой казни».
При беглом взгляде можно обнаружить сразу три места, организованных в соответствии с золотым сечением: — голова Петра, относительно вертикали
— голова Петра относительно стрельца
— и разделение картины собором
Золотое сечение, конечно, не очень удобный способ компоновать предметы. Вы ж не будете сидеть над работой с линейкой или вот с этой спиралькой, вырезанной, не знаю, каким образом, и искать – где же мне тут что расположить. Просто нужно усвоить на глаз, запомнить, какое соотношение: один отрезок чуть больше половины, другой – чуть меньше половины.
Итак: чтобы гармонично расположить композиционный центр в листе, можно использовать такие приемы, как правило третей, золотое сечение или центровать композицию. Или сочетать все эти приемы вместе в одной композиции, если у Вас какая-то сложная, объемная работа.
Динамика и статика
Еще один важный аспект композиции – определиться, какую Вы делаете работу, статичную или динамичную. Или сочетаете в ней и то и, то.
Статичные композиции, то есть без движения, часто симметрично уравновешены, они показывают предмет без какого-то события, вызывают чувство спокойствия, классической завершенности, отсутствием времени характеризуются – ведь в них ничего по сути не происходит. В статичных композициях предметы расположены устойчиво, на горизонтальных линиях, с минимальной перспективой.
А вот динамичные композиции как раз связаны с движением, с действием. На картине что-то происходит.
Подчеркивается это наклонными линиями, отсутствием симметрии, ритмом. Сильная перспектива также создает динамику. Например, графика Пиранези.
На одной картинке архитектура изображена без особой перспективы – все спокойно. На другой есть перспектива, колонны создают ритм – появляется динамика, то есть движение по этой галерее. Вы четко двигаетесь взглядом по диагонали.
Вот еще пример две картины одного автора, Веласкеса. Сюжеты схожи: всадники на лошади.
Одна статичная, другая динамичная. Почему? Слева мы видим в основном горизонтали, хоть лошадь как бы и двигается, но движения мы не чувствуем, будто она привстала и застыла, чтобы попозировать. Все наклонные линии очень вялые, не на много отклоняются от горизонтали или вертикали. Справа мы видим как бы пучок диагоналей, расходящихся от угла. Лошадь движется в нашу сторону и по диагонали, вот и ощущение другое, мы чувствуем движение.
Закон равновесия в композиции
Наверняка слышали такую фразу – «надо бы уравновесить предметы справа» ну или слева там, например. Смысл равновесия состоит в том, чтобы гармонично расположить количество цветовых пятен, количество предметов на листе. То есть, чтобы у Вас был не хаос, а какой-то порядок, гармония.
Все тот же натюрморт.
Светящиеся белизной предметы не просто центры композиции, они друг друга уравновешивают, один более яркий, другой вторит ему приглушенно.
«Девочка с персиками» В.Серова.
На переднем плане желто-розовые яркие персики с сухими листьями, а сзади окно с золотистым осенним пейзажем, как они хорошо гармонируют. Они вместе с персиком в руках и розовым лицом составляют единую угловую линию, выведенную цветом.
Кажется, что это все случайность, но на самом деле это что ни на есть чувство гармонии и баланса, которое развито у художников.
У Пиранези композиционный центр – кусочек неба, какой он яркий по сравнению со всем остальным! Он бы так и остался неким одиноким пятном, на котором взгляд бы застрял. Но нас манит галерея со светом в конце, этот свет вторит голубому пятну в своде.
И Шишкин.
Три группы деревьев, разных по массе. Почему справа самая большая масса, в центре самая маленькая и с краю средняя? Да простит меня Шишкин, опять проведу эксперимент. Может так более гармонично?
Или так?
Видимо, три группы сосен, во-первых, очень хорошее число, во-вторых, разнообразие в размерах и именно такое чередование делает композицию более интересной, живой и естественной.
Итог: равновесие достигается балансом цвета, балансом форм, количеством предметов и симметрией.
Восприятие зрителем
Есть некоторые факторы, которые усиливают психологическое воздействие работы на зрителя. Они могут появиться в вашей работе случайно, совершенно на подсознательном уровне. А можно их добавлять намеренно, чтобы усилить воздействие от своей работы.
Человеческий взгляд двигается слева на право, это связано с доминированием левого полушария мозга над правым. Исключение, конечно, левши. То есть человек больше задержит свой взгляд на работе, где композиционный центр находится слева и есть движение вправо от этого центра.
Если он видит слева что-то невнятное, то мозгу уже не хочется двигаться взглядом вправо, его внимание уже рассеивается, оно не такое сконцентрированное. И, возможно, работа произведет меньшее впечатление. С превьюшками это очень хорошо работает. По статистике превью, где вся смысловая нагрузка приходится на левую сторону, работают лучше, чем превью, где все справа.
Наглядный пример рекламы кока-колы. У них практически всегда бутылка слева находится (то есть там, где мы ее сразу видим)
Или все действо слева находится. А в отделе рекламы у них наверняка лучшие умы работаю.
Динамика в работе больше приковывает взгляд, чем статика. Если один и тот же предмет рисовать в статичном и динамичном положении, то большее внимание зрителей будет приковано к динамичному расположению объекта.
Эмоции. Всегда думайте над тем, какие чувства Вы хотите вложить в свою работу – печаль, грусть, радость, страсть, агрессия, умиротворение. Я, конечно, не говорю о той ситуации, когда Вы рисуете, например, натюрморт с утюгом в главной роли. И думаете такие: «Ага! Дайка я сделаю страстный утюг!». Нет, конечно, не та ситуация. Но усилить эмоциональное воздействие от работы на зрителя можно даже в натюрморте с утюгом.
В первую очередь я говорю о линиях, которые воспринимаются человеком на подсознательном уровне.
— Прямая горизонтальная линия
Ассоциируется с горизонтом. Чувство покоя, спокойствия.
«Московский дворик» — нет никакого напряжение, чистое умиротворение.
В этой картине очень много горизонтальных линий, которые ничем не разрываются.
— Прямая вертикальная – устремление вверх.
Волнующее чувство устремления к чему-то важному.
Очень много вертикальных линий, ведущих нас к кусочку неба в своде у Пиранези. Неимоверное ощущение!
— наклонная линия обычно ассоциируется с движением, с дорогой, уходящей в горизонт.
Поэтому вызывает волнующие чувства. Чем сильнее наклонены линии относительно горизонта, тем больше эмоций они вызывают. Я уже показывала пример с движением лошадей, когда движение подчеркнуто диагональю (наклонной линией), то это движение мы ощущаем лучше.
— ломаные, обрывающиеся и пересекающиеся линии – неуравновешенность, даже агрессия, вызывает бурные, но неприятные чувства.
Ломаные линии в батальном жанре очень хорошо работают.
Природные линии не имеют резких углов, каких-то ломанных переходов, поэтому мягкие, скругляющиеся, волнообразные линии всегда оказывают умиротворяющее воздействие.
И, конечно же, на восприятие влияет Ваши труды, Ваши старания, вложенные в работу. Если Вы творили с душой, с вдохновением, с каким-то творческим запалом, то Ваш зритель по любому это увидит, оценит, почувствует.
Итак: чтобы с композицией у Вас все было нормально, определяйтесь с композиционным центром, выделяйте его формой, размерами, цветом или контрастом. Располагайте его гармонично относительно листа, если не можете найти эту гармонию, воспользуйтесь правилом третей, золотым сечением или зацентровывайте композицию. Все остальные предметы должны быть сбалансированы относительно композиционного центра и подчинены ему.
Слайд 1
Основы композиции в конструктивных искусствах Искусство композиции – основа дизайна и архитектурыСлайд 4
В дизайне и архитектуре КОМПОЗИЦИЯ – это конструирование объектов, т.е соединение отдельных частей в единое целое, расположенное в пространстве или на плоскости ГАРМОНИЯ – это согласованность и упорядоченность всех элементов, с оставляющих целое
Слайд 6
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции или «Внесём порядок в хаос!»
Слайд 8
Достижение гармоничного расположение элементов по отношению друг к другу и их уравновешенность в целом и составляет суть КОМПОЗИЦИИ Суметь уравновесить массы белого и чёрного значит решить важнейшую композиционную задачу
Слайд 10
Симметрия Такой способ гармонии, когда изображение слева подобно изображению справа и как бы разделено по вертикали, горизонтали или по какой-либо другой оси, называется симметрией, а сама композиция – симметричной
Слайд 12
Асимметрия и динамическое равновесие
Слайд 13
Композиция, в которой стороны прямоугольников расположены параллельно краям поля, называется фронтальной
Слайд 14
Динамика и статика. Ритм Статичная композиция Динамичная композиция Усиление движения Противостояние движению, его остановка
Слайд 15
Композиция, в которой прямоугольники расположены под углом к краям поля и как бы уходят в глубину пространства, называется глубинной А В С
Слайд 16
Чередование изобразительных элементов и свободных пространств, их частота, сгущенность и разреженность – это РИТМ
Слайд 17
Добавлением новых элементов можно замкнуть движение в пространстве листа или как бы разомкнуть рамки поля, открыть его. Первую композицию можно определить как замкнутую, закрытую, а вторую – как открытую, или разомкнутую
Слайд 18
Казимир Малевич Супрематические композиции
Слайд 20
Прямые линии и организация пространства
Слайд 22
Цвет – элемент композиционного творчества
Слайд 23
Хроматические цвета Ахроматические цвета
Слайд 24
Тёплая цветовая гамма Холодная цветовая гамма
Слайд 26
2 слайд usznkorkino.ru 5 слайд www.free-lance.ru 18 слайд http://arttower.ru/forum/index.php?showtopic=18874
В любом деле есть свои принципы и законы, которым нужно следовать, чтобы достичь высоких результатов. Не исключение и изобразительное искусство. Без знания законов построения, перспективы и пр. вы не сможете сделать профессиональную качественную работу.
Всему этому нужно учиться и не забывать про постоянную отработку навыков рисования. Правильно рисовать вас научат в школе-студии «Мастер рисунка». Но уже сейчас вы сможете узнать об одном из важных принципов изобразительного искусства – композиции.
Что такое композиция, и какая она бывает
Когда мы фотографируем, то выбираем наиболее удачный ракурс, чтобы получился хороший кадр. То есть, ищем ту точку, из которой лучше всего будут видны объекты, которые мы хотим увидеть на фотографии.
То же самое и в рисунке. Здесь не менее важно найти тот удачный ракурс, который наилучшим образом передаст идею изображения. Только в отличие от фотографии мы сами можем распределять объекты на листе и менять их размеры. А для этого нужно сперва овладеть базовыми принципами, по которым строится композиция.
Итак, сперва немного теории про саму композицию. Для начала нужно понять, что же такое композиция и почему она так важна.
Композиция – расположение изображаемых объектов на холсте. То есть, распределение фигур в пространстве и их соотношение. Если правильно расположить предметы, то визуально они будут гармонировать между собой.
Композицию можно поделить на 2 вида: статичный и динамичный. Первый вид передает ощущение равновесия и спокойствия, то есть статичности, а второй наоборот – движения и эмоциональности.
Как же добиться статичности изображения? Ощущение неподвижности создают прямые линии: вертикальная ось и горизонтальная линия. То есть на листе должны быть расположены предметы, которые будут перпендикулярны линии горизонта.
Чтобы добиться динамики, нам нужно сместить угол наклона вертикальной линии, это добавит движения в нашу композицию.
Для наглядности можно привести пример со стаканом. Если вы изобразите его стоящим на столе (стакан – вертикальная прямая, а стол – линия, параллельная горизонту), то такую композицию можно назвать статичной, т.к. стакан просто стоит на столе. А если вы изобразите наклоненный стакан (то есть угол вертикальной оси сместится), то создастся ощущение, что стакан падает (динамичная композиция).
Понятие композиционного центра
Композиционный центр – это то, на чем должен зритель сфокусировать свое внимание. По задумке художника именно этот объект должен в первую очередь привлечь к себе взгляд. Этот центр нужно уметь не только определять, но грамотно сделать на нем акцент, не нарушив общую композицию. Конечно, есть варианты, когда центр отсутствует, но это уже специфические работы и скорее исключение.
Как выделить центр
Тут есть свои приемы, которые помогут выделить нужный объект на фоне остальных.
1. Контрастный центр. Он создается при помощи разницы между светлыми и темными объектами. Композиционный центр противопоставлен по цвету остальному рисунку. Он должен быть либо светлее, либо темнее остальных элементов изображения. Такой контраст сразу привлечет внимание зрителя. Но помните, что затемненные предметы визуально кажутся меньше, чем светлые. Поэтому, используя этот метод важно не нарушить пропорции, иначе можно разрушить удачную композицию.
2. Оси. Можно использовать направляющие линии. Они будут вести к центру композиции. Предметы надо расположить так, будто они нанизаны на ось и стремятся к центру. Можно использовать и просто направленные линии, если того требует задумка художника.
3. Размерность. Самый простой способ показать центр – сделать это через размер изображения. Соответственно, если объект больше остальных, то на него в первую очередь и упадет взгляд зрителя. Можно сделать и наоборот: центр композиции может быть меньше по размеру, чем все остальные предметы на листе, что поможет достичь того же эффекта.
4. Многоплановость. Но на картинке может быть изображено множество различных предметов. Тогда нам поможет многоплановость. С ее помощью можно передать глубину пространства. Композиционный центр мы выводим на передний план, а все остальные предметы – на задний. Можно сделать и наоборот, переместив центр на задний план. Принцип тот же – только один предмет на заднем плане, остальные на переднем. Усилить разницу поможет размывка изображения. Это как в фотографии, когда в фокусе остается только нужный объект.
В работе можно использовать сразу несколько приемов. Главное, при построении не забудьте учесть пропорции и законы перспективы. Все объекты на листе подчинены центру композиции, и именно от него будет зависеть размер предметов на картине в целом.
Основные принципы композиции
Мы уже познакомились с некоторыми хитростями, которые можно использовать для создания статики или движения и привлечения внимания к определенному объекту. Теперь пришло время рассказать об основах создания непосредственно композиции, которые должен знать каждый художник, приступая к работе.
Целостность
Картина – это законченное целостное произведение. При взгляде на нее должно создаваться ощущение завершенности. Все предметы должны быть объединены одним общим смыслом и находиться в одной среде. Это и делает композицию гармоничной.
«Золотое сечение»
Его еще называют «золотой пропорцией». Это понятие, которое является эталоном структурной гармонии. В количественном виде это выглядит так. Если мы берем всю длину линии за 100% и делим ее на две части, то соотношение отрезков должно быть 61,8% к 38,2%.
1. Спиралевидное сечение. Оно еще называется спиралью Архимеда. Нужно представить себе спираль на бумаге и расположить на ней объекты.
2. Диагональное сечение. Оно применимо, когда изображаются предметы разные по смыслу. Для этого мы проводим диагональ, делящую лист на два треугольника. Из одной из углов листа проводим перпендикулярный отрезок к уже имеющейся диагонали. В итоге на листе у нас получилось три разных треугольника. Все значимые объекты мы располагаем внутри них. Для создания гармоничной композиции нужно масштаб предметов соотнести с пропорциями треугольников: большой объект — в большом треугольнике, маленький — в наименьшем и т.д.
Правило третей
Упрощенная версия сложного «золотого сечения» — правило третей. Для этого нужно поделить лист на 9 равных частей перпендикулярными линиями. Самый простой вариант, чтобы создать гармоничную композицию – расположить значимый объект в центральном прямоугольнике. Если вы изображаете несколько объектов, то лучше это сделать на пересечении линий нашей прямоугольной сетки. Если нужно выделить какие-либо объекты, их лучше располагать непосредственно на линиях. Если вы рисуете пейзаж с четкой линией горизонта, то соотношения неба и земли будет 2 к 1.
Закон соотношения краев рисунка к его плоскости
Чтобы создать ощущение пространства, мы можем использовать различные приемы. Например, если изобразить предмет ближе к нижнему краю листа, то он будет восприниматься как объект, расположенный к нам ближе.
Если предмет находится далеко от края, особенно это касается центрального расположения, то кажется, будто он находится вдалеке.
Восприятие зрителем
Теперь поговорим о восприятии зрителя при взгляде на ту или иную картину. Ведь для художника самое важное – это передать свою идею при помощи живописи.
Обычно человеческий взгляд направлен слева на право. Поэтому композиционный центр лучше расположить с левой стороны. Если рисунок с динамичной композицией, то из левого края движение лучше направить вправо. Динамичные работы привлекают больше внимания, чем статичные.
При создании работы важно учитывать, какие эмоции вы хотите вызвать у зрителя. Нужные ощущения также можно создать при помощи линий. Так, горизонтальные линии создают чувство неподвижности. Вертикаль – устремление ввысь, к чему-то важному. Диагонали и наклонные линии – ощущение удаления, пути, уходящего вдаль. Обрывающиеся и пересекающиеся линии демонстрируют бурные эмоции, неприятные чувства или даже агрессию, это видно на картинках, где изображены баталии.
Плавные линии, изгибы символизируют покой, что явно ощущается в пейзажах.
Составляем композицию предметов на листе в натюрморте
Итак, мы разобрались с теорией. Теперь посмотрим классическую композицию, такую как натюрморт, и покажем какие из приемов мы можем использовать при создании работы.
Изначально важно продумать, что мы будем изображать и из чего будет состоять наша работа. Даже если это просто учебная постановка, предметы не должны быть расположены хаотично, а должны быть подчинены единой идее и тематике.
Составляя композицию предметов, учитываются три момента:
1. Формат (горизонтальный, вертикальный или квадратный)
2. Симметрия или асимметрия
3. Композиция (схема): треугольник, диагональ или круг.
А теперь посмотрим все по порядку. Начнем с формата.
Горизонтальный наиболее распространен. Он позволяет расставить большее количество предметов на столе. Для создания глубины нередко добавляют ниспадающую драпировку.
При вертикальном расположении предметов создается ощущение роста. В таком формате хорошо смотрятся цветы, высокие вытянутые вазы. Квадратный формат помогает сконцентрировать внимание зрителя на центре и создает ощущение стабильности.
Округлый формат не особо распространен, т.к. не очень удобно располагать предметы.
Теперь посмотрим схемы, по которым лучше расставлять предметы.
Треугольник. При такой схеме в центре будет находиться самый высокий предмет, а в основании треугольника – более мелкие.
Круг. Такое расположение хорошо, когда вы используете формат «квадрат». При такой схеме нет главного предмета, который бы выделялся на фоне остальных.
Диагональ. В натюрморте такие наклонные линии будут создавать ощущение дисбаланса. Так же при помощи такой схемы можно создать акцент на пустой части листа, например, расположив там окно.
Правильное и неправильное расположение предметов
Предметы могут быть расположены симметрично, что создаст ощущение стабильности. Также статичности натюрморта можно добиться, если скомпоновать предметы близко друг к другу. Асимметричная композиция покажет динамику. Но тут важно сохранить композицию в целом, точнее равновесие в ней. А свободное расположение создает ощущение света и свободы.
Создавая композицию, можно пользоваться правилами «золотого сечения» и третей.
Предметы тоже надо подбирать особым образом. Лучше использовать три размера: большой, средний и малый. Не выстраивайте объекты в одну линию и следите, чтобы оси и контуры разных предметов не сливались. Для создания глубины лучше перегораживать один предмет другим.
Как видите, законов много, и их нужно не только знать, но и применять. Чтобы научиться создавать целостные гармоничные работы, записывайтесь на курсы в нашу школу, и опытный преподаватель научит вас создавать законченные картины, которые смогут в полной мере передать заложенную вами в них идею.
Похожие записи
Композиция. Часть 1. Типы композиции.: reylana — LiveJournal
Я хочу научиться рисовать — как часто у вас появляется такая мысль?Именно рисовать. Не срисовывать. Строить работу. Понимать, что к чему, по какой причине здесь необходима эта деталь, и вот тут — эта…
Одно из основных понятий, с которыми придётся разобраться для освоения нелёгкого искусства рисования — это композиция.
При подготовке поста я использовала несколько источников — в основном Н.Сокольникова «Основы композиции», Р.Паранюшкин «Композиция». Естественно, все максимально кратко — просто для получения общего представления о понятии.
Слово «Композиция» происходит от лат. compositio , что б в переводе буквально означает со-расположение. Под этим понятием понимается составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция — это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.
Именно от композиции зависит, как зритель увидит произведение.
Паранюшкин отмечает, что существует три главных формальных признака композиции:
— целостность — внутреннее единство композиции. Тут важно помнить, что целостность не значит, что ваша картина должна представлять собой единый комок краски без проблесков, некий «монолит», вовсе нет. Под ней понимается тяготение частей картины друг к другу. «Целостность может быть в компоновке картины по отношению к раме, может быть как колористическое пятно всей картины по отношению к полю стены, а может быть и внутри изображения, чтобы предмет или фигура не распадались на отдельные случайные пятна», пишет Паранюшкин.
— подчиненность второстепенного главному, то есть наличие доминанты — важно сочетание «главного» элемента, который сразу привлечёт внимание и является смысловым центром композиции, и второстепенных. которые его оттеняют и выявляют. «Ни в коем случае понятие центра композиции не связано только с геометрическим центром картины. Центр, фокус композиции, ее главный элемент может быть и на ближнем плане, и на дальнем, может оказаться на периферии или в прямом смысле в середине картины — это неважно, главное, что второстепенные элементы «играют короля», они подводят взгляд к кульминации изображения, в свою очередь соподчиняясь между собой», пишет Паранюшкин.
— уравновешенность — основая гармонии в работе. Уравновешенной может быть как симметричная работа, так и асимметричная. «Уравновесить композицию может пустое поле или одна-единственная точка, поставленная в определенном месте картины, а вот какое это место и какой цветовой интенсивности должна быть точка, в общем случае указать нельзя. Правда, мы можем отметить заранее: чем ярче цвет, тем меньшего размера может быть уравновешивающее пятно», отмечает Паранюшкин. Наиболее сложно уравновесить динамичные изображения. При этом «самая асимметричная, устремленная за пределы полотна композиция в произведениях искусства всегда тщательно уравновешена. Убедиться в этом позволяет простая операция: достаточно прикрыть часть картины — и композиция оставшейся части развалится, станет фрагментарной, незаконченной». Внимательное изучение произведений искусства и их композиционный разбор поможет вам «поймать» это ощущение равновесия и полнее его понять.
Типы композиции
1) Замкнутая (закрытая) композиция«Изображение с замкнутой композицией вписывается в раму таким образом, чтобы оно не стремилось к краям, а как бы замыкалось само на себя. Взгляд зрителя переходит от фокуса композиции к периферийным элементам, возвращается через другие периферийные элементы опять к фокусу, то есть стремится с любого места композиции к ее центру». Одна из важных черт замкнутой композиции — наличией полей. Все элементы тесно связаны между собой.
2) Открытая композиция
«Заполненность изобразительного пространства при открытой композиции может быть двоякой. Или это уходящие за пределы рамы детали, которые легко представить вне картины, или это большое открытое пространство, в которое погружается фокус композиции, дающий начало развитию, движению соподчиненных элементов. В таком случае отсутствует затягивание взгляда к центру композиции — наоборот, взгляд свободно уходит за пределы картины с некоторым домысливанием не изображенной части». Открытая композиция тяготеет к центробежности, чаще всего исходит от центра. Хотя она бывает очень сложной — единый центр в таком случае может отсутствовать, и композиция будет складываться из нескольких мини-центров.
Наглядный пример разницы между замкнутой и открытой композицией:
3) Симметричная композиция
«Основная черта симметричной композиции — равновесие. Оно настолько крепко держит изображение, что является по совместительству и базой целостности. Симметрия отвечает одному из самых глубоких законов природы — стремлению к устойчивости. Строить симметричное изображение легко, достаточно только определить границы изображения и ось симметрии, затем повторить рисунок в зеркальном отражении. Симметрия гармонична, но если всякое изображение делать симметричным, то через некоторое время мы будем окружены благополучными, но однообразными произведениями.
4) Асимметричная композиция
«Асимметричные композиции не содержат оси или точки симметрии, формотворчество в них свободнее, однако нельзя думать, что асимметричность снимает проблему уравновешенности. Наоборот, именно в асимметричных композициях авторы уделяют особое внимание уравновешенности как непременному условию грамотного построения картины»
5) Статичная композиция
«Устойчивые, неподвижные, часто симметрично уравновешенные, композиции этого типа спокойны, молчаливы, вызывают впечатление самоутверждения, несут в себе не иллюстративное описание, не событие, а глубину, философию». Есть разные способы продемонстрировать статичность изображения.
6) Динамичная композиция
Статичные композиции часто бывают симметричными и замкнутыми, а динамичные — асимметричными и открытыми.
Сокольникова также отмечает, что «если в живописи композиция помогает передать иллюзию пространства, его глубину, то в народном и декоративно-прикладном искусстве художник композиционными приемами, наоборот, стремится подчеркнуть объем или плоскость украшаемого объекта».
Выражаю огромную благодарность авторам, которые помогают разбираться в столь нелёгких вопросах.
Если Вы приняли решение заниматься рисованием профессионально, или академический рисунок необходим Вам для поступления в один из московских творческих вузов или на направление архитектура, то Вы не сможете обойтись без изучения рисунка врезок. Для того, чтобы говорить об особенностях рисунка, давайте рассмотрим само понятие и необходимость его изучения. Врезка — это композиция из простых геометрических фигур объединенных в единое тело.
Врезки изучаются на переходном этапе от гипсовых фигур к телам, которые относятся к живой природе или были созданы человеком. Мы знаем, что все сложные предметы состоят из простых фигур, поэтому понимание взаимодействия этих фигур между собой невероятно важно, для выполнения и построения качественной работы. Врезка как раз помогает усвоить то, как формы взаимодействуют друг с другом, как происходит процесс встраивания одной фигуры в другую. Результат освоения базового уровня академического рисунка — композиция из геометрических тел — врезка.
Связка
Кроме понятия врезки существует также понятие связки. Разберем, зачем необходимо изучение связок и врезок при обучении рисованию.
Связка — композиция,объемно-пространственная, которая состоит вписанных (или сочлененных) геометрических тел. Тела частично или полностью входят один в одно. Связка — это задание на развитие объемно-пространственного мышления, поэтому оно выполняется не с натуры, а по представлению. Это задание сложное и подразумевает, что у Вас есть необходимые базовые знание по академическому рисуyку. Приступать к нему можно после полного изучения простых фигур, а также отрисовке композиций их геометрических тел. Сложность задания состоит в том, что необходимо не только правильно построить предметы, но и сохранить все перспективные сокращения (в том числе при их сочленении), но и правильно передать все светотеневые отношения предметов. Для этого необходимо полностью и максимально четко представлять в воображении композицию тел, к работе следует приступать уже после того, как связка сформировалась у Вас в голове. В противном случае возможен ряд ошибок.
Каков полезный итог работы над врезками и связками? Вы сможете работать по воображению, формировать образ итогового предмета, работы без дополнительных подсказок. Понимать, как строятся конструкции сечений, как преломляются и видоизменяются грани в тех местах, где они преломляются. В процессе работы Вы будете использовать знания законов светотени, для того, чтобы правильно изобразить распределения света на предметах. Это способствуют закреплению знаний, которые были получены в процессе обучения академическому рисунку. Но самым главным позитивным результатом является развитое объемно-пространственное мышление столь необходимое для правильного изображения реальных предметов. Эти навыки Вы сможете применять уже в процессе рисунка композиции из бытовых предметов, а далее в изображении любых предметов. Зачастую требования к умению рисования врезок, связок и других композиций из геометрических тел выдвигают творческие и архитектурные вузы, но эти знания необходимы всем, кто работает в творческой сфере и занимается объемными телами.
Какие навыки необходимы, чтобы приступить к изучению врезок?
Как мы уже обозначили ранее, к врезкам стоит переходить после того, как Вы усвоили базовый уровень академического рисунка, Вы должны четко понимать:
- как строятся основные геометрические тела, какие их свойства и особенности конструкции;
- как работает перспектива — воздушная и линейная, хорошо понимать перспективу и перспективные сокращения, а также знать законы светотени.
Вы должны иметь опыт рисунка не только с натуры, но и по воображению. Представлять, как взаимодействует предмет с пространством в разном положении.
Самое главное требование — уверенное владение простым карандашом. Без уверенного рисунка,умения проводить ровные, четкие линии, деления отрезков, Вы не сможете выполнить правильно врезку, так как при её рисунке запрещается использования любых вспомогательных инструментов, таких как циркуль, линейка.
Перед тем, как приступить к заданию, необходимо освоить работу над отдельными геометрическими телами и композициями из них. Также следует уверенно работать со светотенью и перспективными сокращениями. Если Вы освоили все эти базовые навыки, то можете смело приступать к рисунку связок.
Рекомендации по созданию композиции из врезанных тел
В качестве базового элемента следует выбирать кубы или четырехгранники, потому что в них проще врезать геометрические объекты большей сложности: цилиндры, шары и конусы. А чтобы не допустить ошибок при построении перспективы, используют специальную сетку, поскольку чем разнообразнее и многочисленнее геометрические тела, которые планируется включить в задуманную композицию, тем сложнее избежать недочетов, искажений и других ошибок, вне зависимости от качества основы. Однако построение сетки – весьма непростая задача, которая требует времени даже у продвинутого рисовальщика. Именно поэтому её построение следует изучать отдельно, но это того стоит – грамотное и верное построение сетки значительно уменьшит время в последующей работе над композицией.
Качество итогового изображения напрямую связано с точностью построений на этом этапе работы, ведь они – основа, и ошибаться здесь попросту нельзя. Поэтому, изучая врезанные тела, особенно важно обратить внимание на методы их сочленения. Эти связки (методы) классифицируются по уровням сложности, потому и знакомство с ними, конечно же, начинают с самых простых – с тел с плоскими гранями, а именно – кубами и четырёхгранными призмами.
Видимая часть врезанной геометрической фигуры служит для определения размеров, поэтому эти части должны занимать минимум половину от общего объёма. Например, при соединении с конусом, следует показать его основание, вершину и боковую поверхность.
Универсальный подход при выборе линии для врезки фигуры заключается в следующем: необходимо опираться на оси симметрии, высоты и другие линии и членения, предполагаемые в конструкции.
При этом границы врезания тел варьируются от одной трети до половины. Если они будут меньше или больше, тела получатся либо чересчур разреженными, будто практически не касаются друг друга, либо слишком плотными – настолько, что пропадёт понимание, из каких именно фигур они составлены. Оба случая не только провоцируют ощущение дисгармонии, но и являются ошибкой, нарушающей правила композиции.
Как компоновать фигуры в листе
Грамотная компоновка объектов в листе – важная составляющая успешной работы, поэтому если на первом этапе не уделить ей должного внимания или же допустить серьёзные ошибки, итоговое изображение получится как минимум неубедительным.
Даже опытным художникам допущенные ошибки не всегда заметны сразу – лишь к середине или ближе к завершению, когда исправить их не так просто. Для избежания этого нужно много практиковаться, быть особо аккуратными в создании сеток, уделять дополнительное внимание деталям, следовать логике на протяжении всей работы и регулярно проверять себя в процессе на наличие ошибок и недочётов, отдаляясь от изображения на некоторое расстояние. Иными словами, работа с врезанными объектами требует непрерывного анализа этих объектов, изучения их сечений, структуры и применения всех приобретённых знаний, позволяющих упростить работу с композицией.
То есть, выбор композиционного решения – достаточно сложный аналитический процесс по гармоничному размещению элементов в плоскости листа, включающий в себя и задачи художника, направленные на создание определённой эмоции в изображении.
Структура изобразительной плоскости
Оценка чистой плоскости даётся, исходя из особенностей восприятия человеком визуальной информации. Так, плоскость изначально подразумевает определённую структуру:
- горизонтальная ось;
- вертикальная ось;
- диагонали;
- центр.
От неё следует отталкиваться, представляя и продумывая ключевые элементы будущей композиции, поскольку в последующей работе над эскизами или составлением сетки именно эта структура ляжет в основу формирования реального изображения.
Композиционное равновесие в рисовании
Гармония – одна из самых значимых композиционных задач, и достичь её можно различными способами. Уравновешенность изображения – один из основополагающих факторов её достижения. Это равновесие может быть динамичным или статичным – выбор обуславливается целями художника. Статичное равновесие опирается на вертикальные и горизонтальные оси, с использованием схожих по форме, массе или фактуре статичных объектов (кубов, призм). Динамичное же равновесие основывается на расположении основных элементов по диагональным осям и применении контрастов в фактуре, форме, и массе объектов, в их размерах, в тоновом и цветовом решениях всего изображения.
Если использованное равновесие – статичное, то внимание смотрящего рассредотачивается на всю плоскость изображения, если динамичное – зритель следует по условному маршруту, созданному художником, который начинается с ключевого объекта, и завершается попаданием в геометрический центр. А после зритель проходит этот путь ещё несколько раз.
Кроме того, чтобы достичь равновесия в композиции, следует помнить, что человек, в силу особенностей его анатомии и психологии, воспринимает объекты в пространстве с определёнными визуальными искажениями, что также необходимо учитывать в работе. Например, верхняя часть плоскости, условно разделённой посередине, кажется больше, нижняя – меньше, хотя по факту они одинаковы. Аналогично с этим, элемент, размещённый на пересечении диагональных осей (в самом центре), на итоговом изображении визуально будет смещаться вниз листа, и равновесие будет нарушено. Исходя из этого, композиционный центр следует располагать смещённым относительно геометрического. Но важно помнить, что направление этого смещения будет влиять непосредственно на характер работы и её эмоциональный посыл.
Композиционный центр и второстепенные элементы
Композиционный центр – доминанта работы. Ей служат все без исключения элементы изображения, они же её дополняют. Несмотря на различия второстепенных объектов, их значимости, каждый из них вносит одинаково незаменим в создании общей композиции. То есть, для гармоничного изображения все элементы равноценны, и каждый из них должен находиться на “своём” месте, решать конкретную задачу для создания общей целостности работы.
Композиционный центр, относительно других частей изображения, требует особо тщательной и кропотливой проработки. Самые популярные способы его создания: отличительный размер относительно других частей, форма, цвет, расположение и фактура.
Экзаменационные требования МАрхИ к композициям из врезанных тел
Ключевые критерии МАрхИ в оценке экзаменационных работ включают качество исполнения связок и всего изображения и выполнение определённых стандартов вуза:
- экзаменационный рисунок должен отвечать поставленной задаче;
- оценивается композиционная идея (её качество), гармоничность всей работы, её сложность;
- качество компоновки работы в листе;
- правильность построения и размещения отдельных тел с учётом перспективы, грамотность в работе с врезанными объектами;
- правильность выбора тонального решения;
- завершённость работы.
Понимание сути этих требований необходимо для успешной сдачи экзаменов, однако немаловажно и показать накопленные знания и умения, способность к аналитике, а ещё – способность к созданию небанальной работы в ограниченных условиях.
Как научиться выполнять связки
Освоить создание композиций из врезанных геометрических объектов на уровне, позволяющем попасть в архитектурный вуз, практически невозможно самостоятельно и без большого объёма практики. Лишь поняв и отработав особенности базовых геометрических фигур и построения на их основе других тел, получится компоновать и реализовывать гармоничные, осознанные связки на высокого качества.
Слайд 1
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ Автор : Артамонова Е.А., учитель изобразительного искусства ,г. КемеровоСлайд 2
Композиция ( сочинение, составление, расположение лат.) объединение отдельных элементов произведения в единое художественное целое, в котором в конкретной зрительной форме наиболее ярко раскрывается содержание.
Слайд 3
КОМПОЗИЦИЯ СИМЕТРИЧНАЯ АСИММЕТРИЧНАЯ ФРОНТАЛЬНАЯ ГЛУБИННАЯ
Слайд 4
СИМЕТРИЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ Когда изображение слева подобно изображению справа и как бы разделено по вертикали, горизонтали или какой-либо другой оси , называется симметрией , а композиция -симметричной
Слайд 5
АСИММЕТРИЯ Асимметрия — неравномерное размещение элементов при сохранении общего равновесия. В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины неуровновешены .
Слайд 6
Движение в композиции Динамичная композиция — композиция , при которой создается впечатление движения и внутренней динамики.
Слайд 12
СТАТИКА В КОМПОЗИЦИИ Статичная композиция (статика в композиции) — создает впечатление неподвижности.
Слайд 13
Где встречается ритм? В ТАНЦЕ В МУЗЫКЕ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Слайд 14
РИТМ В КОМПОЗИЦИИ Ритм в изобразительном искусстве может создаваться повторением цвета, объектов, пятен света и тени. Ритм в изображении появляется тогда, когда в нем присутствует несколько повторяющихся в определенном порядке элементов.
Слайд 16
Виды композиций Композиция без ритма Композиция с ритмом Композиция с акцентом
Слайд 17
Нарушение ритма всегда воспринимается как акцент . Акцент в композиции можно изобразить: Изменив форму объекта Изменив цвет объекта Изменив размер объекта
Слайд 18
Источник http://ru.wikipedia.org/wiki/ Композиция http://drawmanga.ru/tutors-misc/composition.shtm http://artbelova.ru/composition.html http://artwwworld.org.ua/Teorija_i_praktika/Kompozicija/Tipy_kompozicii/Simmetrichnaja_i_asimmetrichnaja_kompozicija/ http://rukodelkino.com/solomka/applikaciya-solomkoi/applikaciya-geometrik/616-osevye-i-centralno-simmetrichnye-ornamenty.html http://kistochca.ru/dinamichnaya-kompoziciya/ http://www.narodko.ru/article/bati/ro/ctatika_i_dinamika_v_kompozicii.htm http://creazon.ru/urok/ritm-composition.html http://art-exercises.ru/uroki_kompozicii/ritm/
Разреженные структуры данных в Python
Представьте, что у вас есть двумерная матрица с сотнями миллионов элементов, где только некоторые из них содержат ненулевые значения. При хранении такой матрицы с использованием традиционного подхода мы тратим много места на нули.
Разреженные структуры данных позволяют нам хранить только ненулевые значения, предполагая, что остальные из них являются нулями. Такой подход экономит много памяти и вычислительного времени. Фактически, вы часто можете встретить такие матрицы при работе с НЛП или задачами машинного обучения.
В Python разреженные структуры данных реализованы в модуле scipy.sparse, который в основном основан на обычных массивах numpy
.
>>> импорт NumPy как NP >>> из scipy.sparse import csc_matrix >>> csc_matrix ((3, 4), dtype = np.int8) .toarray () массив ([[0, 0, 0, 0], [0, 0, 0, 0], [0, 0, 0, 0]], dtype = int8)
Давайте создадим случайную разреженную матрицу и сравним ее размер с идентичной обычной:
из scipy.sparse import random def get_sparse_size (matrix): # получить размер разреженной матрицы вернуть int ((матрица.data.nbytes + matrix.indptr.nbytes + matrix.indices.nbytes) / 1024.) # создать разреженную матрицу, 1000 х 100000 sparse_mat = random (10 ** 3, 10 ** 5, format = 'csr') # получить размер разреженной матрицы sparse_size = get_sparse_size (sparse_mat) # преобразовать разреженную матрицу в обычную матрицу и получить ее размер normal_size = sparse_mat.toarray (). nbytes / 1024.
>>> print ("Размер разреженной матрицы% s КиБ"% sparse_size) Размер разреженной матрицы составляет 11722 КиБ. >>> print ("Размер регулярной матрицы% s КиБ"% normal_size) Размер регулярной матрицы составляет 781250.0 КиБ >>> print («Степень сжатия данных% s»% (normal_size / sparse_size)) Степень сжатия данных составляет 66,6481829039413
Типы разреженных матриц в scipy
Существует много способов представления разреженных матриц, Scipy предоставляет семь из них:
- Матрица блочных разреженных строк (BSR)
- Матрица списка координат (COO)
- Матрица сжатых разреженных столбцов ( CSC)
- Сжатая матрица разреженных строк (CSR)
- Разреженная матрица с DIAgonal памятью (DIA)
- Разреженная матрица на основе словаря ключей (DOK)
- Разреженная матрица связанных строк на основе строк (LIL)
Каждый формат имеет его плюсы и минусы, поэтому важно знать о разнице между ними.
Словарь ключей (DOK)
Словарь ключей ( dok_matrix
в scipy) — это самый простой способ реализовать разреженную матрицу. Как следует из названия, он основан на словаре, в котором ключи — это кортежи, представляющие индексы, то есть кортеж (строка, столбец)
.
>>> импорт NumPy как NP >>> из scipy.sparse случайный импорт >>> np.random.seed (10) >>> >>> матрица = случайная (3, 3, формат = 'док', плотность = 0,4) >>> матрица [1, 1] = 33 >>> # dict [кортеж (строка, столбец)] = значение ,.. matrix [(2, 1)] = 10 >>> >>> matrix.toarray () [[0.49850701 0. 0.] [0.22479665 33. 0.] [0. 10. 0.]] >>> dict (матрица) {(1, 0): 0,22479664553084766, (0, 0): 0,49850701230259042, (1, 1): 33,0, (2, 1): 10,0}
Преимущества:
- эффективный доступ к отдельным элементам (в среднем O (1))
- быстрое построение
- гибкая структура
- можно эффективно преобразовать в формат COO
Недостатки:
- очень медленная итерация в лексикографическом выражении порядок (из-за случайного порядка ключей)
- медленная арифметика
- медленная нарезка
Список списка (LIL)
Формат на основе строк ( lil_matrix
в scipy), который использует два массива с обычным Python списки внутри них.В массиве строк
хранится информация о занятых ячейках, в то время как в массиве данных
хранятся соответствующие значения.
>>> импорт NumPy как NP >>> из scipy.sparse случайный импорт >>> >>> np.random.seed (10) >>> >>> матрица = случайная (3, 3, формат = 'lil', плотность = 0,6) >>> matrix.toarray () массив ([[0., 0.08833981, 0.16911084], [0., 0., 0.], [0,19806286, 0,76053071, 0.22479665]]) >>> matrix.data массив ([[0.08833981417401027, 0.16911083656253545], [], [0.19806286475962398, 0.7605307121989587, 0.22479664553084766]], dtype = object) >>> matrix.rows массив ([[1, 2], [], [0, 1, 2]], dtype = объект)
Упрощенный алгоритм получения одного элемента:
def get_item (row_index, column_index, matrix): row_values = matrix.data [row_index] row_indices = matrix.rows [row_index] value_index = row_indices.index (column_index) if value_index> = 0: вернуть row_values [value_index] еще: вернуть 0 печать (матрица [2, 2])
Преимущества:
- быстрое добавочное построение
Недостатки:
- медленная арифметика
- медленная нарезка столбцов
- жадная память
Список координат (COO)
В scipy, COO (формат coo_matrix 9000) использует три массива, для каждого ненулевого значения есть запись во всех них.
>>> импорт NumPy как NP >>> из scipy.sparse случайный импорт >>> np.random.seed (11) >>> >>> матрица = случайная (3, 3, формат = 'coo', плотность = 0,35) >>> >>> matrix.toarray () массив ([[0.72493393, 0., 0.], [0.4202036, 0., 0.4854271], [0., 0., 0.]])
Массив данных
хранит все ненулевые значения, тогда как строки
и col
хранят соответствующие индексы для этих значений.
данные | строк | Col |
---|---|---|
0,72493393 | 0 | 0 |
0,4202036 | 1 | 0 |
0,4854271 | 1 | 2 |
Чтобы найти конкретное значение в матрице, необходимо выполнить итерацию по обоим индексным массивам, что замедляет доступ по сравнению с другими форматами.
Преимущества:
- быстрое пошаговое построение
- быстрая поэлементная арифметика
- быстрое преобразование в форматы CSR / CSC
- позволяет дублировать элементы
Недостатки:
- медленный доступ
- медленная арифметика
Compressed Sparse формат
Сжатый разреженный ряд (CSR) и сжатый разреженный столбец (CSC) являются широко известными и наиболее используемыми форматами.Главным образом, они используются для задач «однажды прочитал много».
Внутренне, CSR основан на трех отдельных массивах:
-
данных
— это массив, который содержит все ненулевые записи в главном порядке строк. -
indptr
указывает на начало строки (то есть указывает, где начинается каждая строка). -
индексов
— это массив индексов столбцов (т. Е. Сообщает, какие ячейки имеют ненулевые значения)
импорт numpy как np из scipy.sparse случайный импорт нп.random.seed (10) # Генерация случайной двоичной разреженной матрицы матрица = случайная (5, 5, формат = 'csr', плотность = 0,25) # Заменить все ненулевые значения на индекс matrix.data [:] = np.arange (1, matrix.data.shape [0] +1)
Мы можем получить доступ и изменить эти массивы:
>>> print (matrix.toarray ()) [[1. 0. 0. 2. 0.] [0. 0. 0. 3. 0.] [0. 0. 0. 4. 0.] [0. 0. 0. 0. 0.] [5. 6. 0. 0. 0.]] >>> matrix.data [1. 2. 3. 4. 5. 6.] >>> матрица.индексы [0 3 3 3 0 1] >>> matrix.indptr [0 2 3 4 4 6]
Упрощенный алгоритм индексации элементов выглядит следующим образом:
def get_item (row_index, column_index, matrix): # Получить значения строки row_start = matrix.indptr [row_index] row_end = matrix.indptr [row_index + 1] row_values = matrix.data [row_start: row_end] # Получить индексы столбцов занятых значений index_start = matrix.indptr [row_index] index_end = matrix.indptr [row_index + 1] # содержит индексы занятых ячеек в определенной строке row_indices = список (матрица.Индексы [index_start: index_end]) # Найти позиционный индекс для определенного индекса столбца value_index = row_indices.index (column_index) if value_index> = 0: вернуть row_values [value_index] еще: # ненулевое значение не найдено вернуть 0
>>> get_item (0, 3, матрица) 2,0 >>> get_item (1, 3, матрица) 3.0
Преимущества:
- эффективный доступ к элементам и срезы
- быстрая арифметика
- быстрые векторные продукты
Недостатки:
Формат сжатого разреженного столбца (CSC) практически идентичен, за исключением того, что значения индексируются первыми по столбцам с основной столбец заказа.Обычно CSC используется, когда строк больше, чем столбцов. Наоборот, CSR лучше работает для «широкого» формата.
Блочная матрица разреженных строк (BSR) и DIAgonal хранилища
Диагональное хранилище ( dia_matrix
scipy) используется, когда вам нужно хранить диагональные матрицы. В scipy реализация не ограничивается только основной диагональю. Все диагонали хранятся с использованием двух массивов, один для данных и один для диагональных смещений.
Формат разреженных строк блоков очень похож на CSR, за исключением того, что он хранит регулярные шаблоны блоков (квадратов), которые содержат в основном ненулевые данные.
Отсутствие необоснованного риска из-за опасностей, возникающих в результате функциональной недостаточности предполагаемой функциональности или в результате разумно предсказуемого неправильного использования людьми, называется безопасностью предполагаемой функциональности (SOTIF). Этот документ содержит руководство по применимым мерам по разработке, проверке и валидации, необходимым для достижения SOTIF. Этот документ не распространяется на неисправности, охватываемые серией ISO 26262, или на опасности, непосредственно связанные с технологией системы (например,грамм. повреждение глаз от лазерного датчика).
Этот документ предназначен для применения к предполагаемой функциональности, где надлежащая ситуационная осведомленность имеет решающее значение для безопасности, и где эта ситуационная осведомленность получается из сложных датчиков и алгоритмов обработки; особенно системы экстренного вмешательства (например, системы экстренного торможения) и усовершенствованные системы помощи водителю (ADAS) с уровнями 1 и 2 в стандартных весах автоматизации J3016 OICA / SAE. Эта редакция документа может рассматриваться для более высоких уровней автоматизации, однако могут потребоваться дополнительные меры.Этот документ не предназначен для функций существующих систем, для которых на момент публикации существуют надежные и проверенные меры по проектированию, проверке и валидации (V & V) (например, системы динамического контроля устойчивости (DSC), подушка безопасности и т. Д.). Некоторые меры, описанные в этом документе, применимы к инновационным функциям таких систем, если ситуационная осведомленность, полученная из сложных датчиков и алгоритмов обработки, является частью инновации.
Предполагаемое использование и разумно предсказуемое неправильное использование рассматриваются в сочетании с потенциально опасным поведением системы при выявлении опасных событий.
Разумно предсказуемое неправильное использование, которое может привести непосредственно к потенциально опасному поведению системы, также рассматривается как возможное событие, которое может непосредственно вызвать опасное событие, связанное с SOTIF.
Преднамеренное изменение в работе системы считается нарушением функций. Нарушение функции не входит в сферу применения этого документа.
,форм ISO, типовые повестки дня, стандартные письма
Прямой URL-адрес этой страницы: www.iso.org/forms
Форма
Запрос на продление срока реализации проекта
Форма
Маркетинговая информация, связанная со стандартами
Форма
Предложение по новой области стандартизации
Форма
Предложение для IWA
Форма
Идентификация горизонтальной поставляемой ISO
Форма 01
Предложение по новой сфере технической деятельности
Форма 03
Решение о создании подкомитета
Форма 04
Предложение новой рабочей позиции
Форма 06
Результат голосования по предложению новой рабочей позиции
Форма 08А
Решение комитета по DIS
Форма 08B
Решение комитета по незначительному пересмотру
Форма 13
Отчет о голосовании по проекту международного стандарта
Форма 21
Результат систематического пересмотра Стандарта ИСО
Вопросы систематического обзора
(Word) (PDF)
Другие формы и модельные буквы
Форма
Изменение названия и объема технического комитета
Форма
Подтверждение регистрационного органа (RAC)
Форма
Орган регистрации Годовой отчет комитета (ACR)
Форма
Номинация на премию ISO Excellence Award
Форма
Форма выдвижения LD Eicher в номинации
Форма
Предложение для комитета по инновациям
Форма
Межлабораторные испытания
Форма
Заявка на установление связи
Модель
Уведомление о собрании / проект повестки дня (en / fr)
Форма
Назначение организатора / руководителя проекта (вкл.биография)
Форма
Назначение Председателя СК (вкл. Биографию)
Форма
Назначение Председателя ТК (включая биографию)
Модель Шаблон стратегического бизнес-плана ISO / TC
ISO инструмент сопоставления комментариев и шаблон для комментариев
Твиннинг форм
Шаблон соглашения о партнерстве (word)
Шаблон плана сотрудничества Twinning (слово)
Форма
Запрос о партнерстве [Секретариат или Председатель] [Руководитель РГ] [Член-участник] (слово)
Форма
Годовая оценка эффективности Twinning
Изъятые формы — Эти формы больше не используются.Они были отозваны, потому что они были сочтены ненужными, или были заменены использованием электронного голосования.
,