cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Красные дни календаря окружающий мир 2 класс – Тест по окружающему миру, 2 класс «Красные дни календаря»

Проверочная работа по окружающему миру 2во 2 классе (1 четверть) по темам «Погода», «Красные дни календаря», «Народный календарь», «Экологический календарь»

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

2 класс (1 четверть), УМК «Перспектива»

Проверочная работа №5

по темам: «Погода», «Красные дни календаря», «Народный календарь», «Экологический календарь»

Цель: определить результаты изучения тем «Погода», «Красные дни календаря», «Народный календарь» и «Экологический календарь».
Работа предлагается в двух вариантах: 1 вариант рассчитан на базовый уровень сложности, 2 вариант — на повышенный уровень сложности.

Планируемые результаты изучения тем.

Метапредметные умения:

  • распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе;

  • выполнять взаимопроверку учебного задания;

  • контролировать своё поведение во время игры со сверстниками, соблюдая определённые правила игры;

  • формировать собственное мнение;

  • строить понятные для партнёра высказывания.

Предметные умения:

  • оформлять наблюдения за погодой, используя условные знаки;

  • перечислять «красные дни календаря»;

  • соотносить данные народного и современного календарей;

  • рассказывать о «красных днях календаря»;

  • осознавать значение экологического календаря.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

  • определять по термометру температуру воздуха и записывать его показания;

  • вести «календарь наблюдений»;

  • называть «красные дни календаря»;

  • называть задачи экологии как науки.

1 вариант (базовый уровень сложности)

Ф. И. ученика_________________________________

  1. Отметь правильное определение.

Что такое погода? Погода — это…

  1. сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра

  2. температура воздуха

  3. снег, дождь, град

  1. В какой строке перечислено то, из чего складывается погода?

  1. День, ночь, утро, вечер

  2. Лето, весна, осень, зима

  3. Температура воздуха, облачность, осадки, ветер

  1. Отметь праздничные дни календаря.

  1. 14 июля

  2. 1 сентября

  3. 30 декабря

  4. 9 мая

  5. 6 августа

  1. Прогнозы погоды — это:

  1. научные предсказания;

  2. предсказания учителей;

  3. предсказания докторов

  1. Выбери первый месяц года

  1. сентябрь;

  2. январь;

  3. май;

  4. декабрь

  1. Выбери строку, в которой перечислены только осадки

  1. Ветер, дождь, гроза

  2. Град, снег, дождь

  3. Снег, дождь, облачность

  1. Выбери дату, кода отмечается Международный день Матери-Земли

  1. 11 января

  2. 22 апреля

  3. 5 июня

  4. 4 октября

  1. Дополни высказывание.

Дни, по которым в старину угадывали погоду на будущее, называют… ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что такое экология?

  1. наука о природе

  2. охрана природы

  3. наука, которая изучает связи между неживой и живой природой, растениями и животными, природой и человеком

  1. Как называются дни, посвящённые охране природы?

  1. красные дни календаря

  2. экологические дни

  3. дни – погодоуказатели

  1. Мы пользуемся разнообразными календарями:

  1. настенными;

  2. солнечными;

  3. карманными;

  4. водными

  1. Календарь помогает людям:

  1. готовить кушать;

  2. планировать отдых;

  3. планировать работу;

  4. готовить уроки.

  1. Отметь народные приметы, основанные на наблюдениях за растениями

  1. Шишки хвойных деревьев раскрываются – к сухой погоде

  2. Красное небо на закате – к ветру и дождю

  3. Если днем соцветия одуванчиков закрылись — будет дождь

  4. Ласточки низко летают – к дождю

  1. Отметь, чего нельзя делать в нашем Зеленом доме

2 вариант (повышенный уровень сложности)

Ф. И. ученика_______________________________

  1. Что такое погода?

Погода – это _________________________________

______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________

  1. Перечисли праздничные дни календаря.

1)_____________________________________________

2)_____________________________________________

3)_____________________________________________

  1. Отметь, когда в старину на Руси начинался новый год

  1. 1 марта

  2. с 5 сентября по 4 октября

  3. Дата нового года передвигалась в течении 30 лет по всем сезонам года

  1. Что такое экология?

_______________________________________________

______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________

  1. Как называются дни, посвящённые охране природы?___________________________________________

  2. Выбери дату, когда празднуют День Победы в великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

  1. 1 мая

  2. 12 июня

  3. 9 мая

  4. 12 декабря

  1. С каким праздником связан памятник, изображенный на фотографии?

  1. День России

  2. День народного единства

  3. День защитника Отечества

  4. День Конституции Российской Федерации

  1. Для точного измерения температуры используется прибор

  1. Барометр

  2. Термометр

  1. Дождь, снег, град – это _______________________

  2. Отметь верные утверждения

  1. Северные ветер – это ветер, который дует на север

  2. Северные ветер – это ветер, который дует севера

  3. Восточный ветер — это ветер, который дует с востока

  4. Восточный ветер — это ветер, который дует на восток

  1. Выбери верное утверждение о происхождении календаря

  1. Календарь рисуют художники, чтобы украсить помещение

  2. Календарь разработал учитель, чтобы дети не забывали ходить в школу

  3. Календарь придумали в одной древней стране, а потом он распространился по всем странам мира

  4. Астрономы во многих древних государствах мира, наблюдая за движением Луны, Солнца и звезд на небе, создали разные календари

  1. Отметь народные приметы, основанные на наблюдениях за животными

  1. Если журавли летят низко, то зима будет теплая, если высоко – холодная

  2. Ясная луна – к морозу

  3. Если солнце садится в облака – жди дождя

  4. Ласточки низко летают – к дождю

  1. Что изучает наука экология?

  1. Жизнь мореплавателей и их открытия

  2. Древние памятники культуры

  3. Связи между неживой и живой природой, растениями и животными, природой и человеком

Ключи

Из предложенных вариантов ответов нужно выбрать верный и отметить его. На проведение теста отводится 15 минут урока. Задание считается выполненным, если ученик отметил правильный ответ. Выполненное задание оценивается от 1 до 3 баллов, невыполненное – 0 баллов.

Отметки за выполнение тестовых заданий (если ученик набрал более 9 баллов, работа считается выполненной):

1 вариант (базовый уровень сложности) – 19 баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Ответы

1

3

2,4

1

2

2

2

погодоуказателями

3

2

1,3

2,3

1,3

1,3

Баллы

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2 вариант (повышенный уровень сложности) – 19 баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Ответы

сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра

День России

День знаний

День учителя…

1

наука, которая изучает связи между неживой и живой природой, растениями и животными, природой и человеком

Экологические дни

3

2

2

осадки

2,3

4

1,4

3

Баллы

2

3

1

2

1

1

1

1

1

2

1

2

1

«5» – ученик набрал 17-19 баллов;

«4» – ученик набрал 13-16 баллов;

«3» – ученик набрал 10-12 баллов;

«2» – ученик набрал 0-9 баллов.

infourok.ru

Красные дни календаря — ВСЕЛЕННАЯ, ВРЕМЯ, КАЛЕНДАРЬ — ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 2 класс К УМК А.А. Плешакова

ВСЕЛЕННАЯ, ВРЕМЯ, КАЛЕНДАРЬ

Урок 11. Красные дни календаря

Цель: познакомить с важнейшими праздниками современного российского гражданского календаря.

Планируемые результаты: учащиеся научатся кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, описывать празднование одного их таких праздников в своем городе (селе), аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, куклы Мальчик и Девочка, таблички с названиями месяцев, атрибуты государственных праздников (флаг РФ, военная фуражка, учебник, георгиевская ленточка, аудиозапись мелодии Jingle Bells), фишки синего, зеленого, красного цвета.

Примечание: заранее подготовленные ученики рассказывают о праздниках.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Фронтальный опрос

— Для чего служит календарь?

— Какие бывают календари?

— Где и когда появились первые календари?

— Почему не только зимой может начаться новый год?

— Назовите даты рождения своих родных и друзей.

(Далее учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 40 учебника. Учитель от имени куклы Мальчика задает вопросы. Ученики от имени куклы Девочки отвечают на них. Затем учитель вызывает 12 учеников, дает им таблички с названиями месяцев и предлагает построиться по порядку их следования в календаре. Другой группе учитель предлагает выстроить порядок месяцев по сезонам: зима, весна, лето, осень.)

Игра «Назови соседа»

— Я называю месяц, а вы — его соседей.

• Февраль. (Январь, март.)

• Июнь. (Май, июль.)

III. Самоопределение к деятельности

Знаете, о чем сегодня говорили наши помощники? Они вспоминали, как мы на прошлом уроке познакомились с праздником Ураза-байрам, который отмечают в тех семьях, где исповедуется мусульманская вера. Но вот что никак не могли решить наши помощники — есть ли такие праздники, которые отмечает вся страна, все люди, живущие в Российской Федерации.

— Какие праздники являются общими для всех граждан России, независимо от веры, национальности, места жительства? (Ответы учеников.)

— И как об этих праздниках узнают все жители нашей страны? (Ответы учеников.)

Сегодня на уроке мы будем говорить об общероссийских праздниках.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

— Теперь, когда мы вспомнили порядок месяцев, можно отправляться в путешествие по календарю. Посмотрите, даты календаря отмечены разными цветами. Одни напечатаны черной краской, другие — красной! Почему? (Ответы учеников.)

— Почему именно красным цветом выделяют праздничные, выходные дни? (Красный цвет означает праздник. Красный значит красивый. Красный цвет хорошо заметен.)

(Заранее подготовленные ученики рассказывают о праздниках.)

2. Сообщения учащихся

Международный женский день. В XIX в. о том, что женщины имеют какие-то права, и речи быть не могло. Женщинам запрещали участвовать в выборах, занимать руководящие посты. Женский труд считался менее квалифицированным, работали они порой по 16 ч в сутки, получая при этом гроши.

В 1908 г. в Нью-Йорке впервые прошла мартовская демонстрация женщин с требованиями предоставить им равные права с мужчинами. Вдохновительницей и идеологом этого движения была немецкая коммунистка Клара Цеткин. Решение о ежегодном праздновании Международною женского дня было принято в 1910 г. на 11 Международной конференции женщин-активисток социалистического движения в Копенгагене.

В Америке и в некоторых европейских странах этот день впервые отметили 19 марта 1911 г. Точной даты тогда не установили. И только через три года решили отмечать этот праздник 8 марта. Это предложение прозвучало как призыв ко всем женщинам мира включиться в борьбу за равноправие.

В России впервые Международный женский день отмечался в 1913 г. в Петербурге. 2 марта 1913 г. в здании Калашниковской хлебной биржи на Полтавской улице собралось полторы тысячи человек. Повестка дня научных чтений включала вопросы: право голоса для женщин; государственное обеспечение материнства; дороговизна жизни. В следующем году во многих государствах Европы 8 марта и в другие дни, близкие к этой дате, женщины организовали марши в знак протеста против войны.

В 1917 г. женщины России вышли на улицы в последнее воскресенье февраля с лозунгом «Хлеба и мира». Эта демонстрация предшествовала смене власти в стране — через 4 дня император Николай II отрекся от престола. Пришедшее к власти Временное правительство гарантировало женщинам избирательное право. Этот исторический день выпал на 23 февраля по юлианскому календарю, который в то время использовался в России, и на 8 марта по григорианскому календарю.

Международный женский день 8 марта с первых лет советской власти стал государственным праздником. С 1965 г. этот день был объявлен нерабочим. Существовал и его праздничный ритуал. В этот день на торжественных мероприятиях государство отчитывалось перед обществом о реализации государственной политики в отношении женщин.

После распада Советского Союза день 8 Марта остался в перечне государственных праздников Российской Федерации. Его отмечают и во многих странах СНГ. Правда, в Узбекистане, например, он теперь называется Днем матери, а в Армении — Днем материнства и красоты. Но названия не меняют сути. Постепенно Международный женский день в стране терял свою политическую окраску. В этот праздник появилась традиция поздравлять всех женщин страны: жен, подруг, матерей, сестер, коллег. 8 Марта остается одним из самых радостных весенних праздников. Традиционным цветком в этот день во многих странах считается мимоза, такая же нежная и прекрасная, как женщины. 8 Марта — тот редкий день, когда мужчины не хотят скрывать своих чувств благодарности и любви к женщине.

Этот праздник давным-давно потерял свою политическую окраску, и отмечаем мы его как праздник Весны, Любви, Красоты. Женщины в этот день как-то особенно веселы, красивы, нарядны. Мужчины — галантны и мужественны. На улицах и в домах много цветов. В семье по традиции женщин освобождают от домашних обязанностей, готовят сюрпризы, преподносят подарки. На работе мужчины поздравляют всех женщин предприятия. В школах мальчики готовят праздник для девочек.

День защитника Отечества. 23 февраля в России празднуется День Защитника Отечества. Этот праздник считается праздником воинов — ветеранов, нынешних и будущих военнослужащих. В 1995 г. Государственная дума России приняла Федеральный закон «О днях воинской славы России», в котором этот день и был назван Днем защитника Отечества.

Обоснованием даты стало сражение под Нарвой и Псковом в феврале 1918 г., в котором воины молодой Советской республики (так называлась наша страна в те годы) достойно противостояли немецким войскам. В честь той битвы день 23 февраля стал праздником, который сначала называли Днем Красной Армии, потом — Днем Советской армии и Военно-морского флота и, наконец, Днем защитника Отечества.

Но какова бы ни была история праздника, прежде всего в сознании наших соотечественников он ассоциируется со славными подвигами наших предков в борьбе за независимость нашей родины и целостность ее границ.

Долгие века отражала Русь бесконечные нападения врагов со всех сторон света. Сначала на Русь рвались из степи кочевники — печенеги и половцы. Триста лет наша земля находилась под гнетом монголо-татарской орды. С Запада нам угрожали рыцари-крестоносцы. Во времена Смутного времени в XVII в. пытались поработить руссов и овладеть Москвой войска Речи Посполитой — поляки. А в годы Отечественной войны 1812 г. в Москве был остановлен русскими воинами со своей покорившей всю Европу армией Наполеон. И всюду на пути врага — и на Чудском озере, и на Куликовом поле, и под Бородино, и на безымянных полях Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. — вставали стойкие и мужественные защитники Отчизны.

Почетным долгом мужчин в разные времена и в разных странах была обязанность при необходимости защищать Отечество с оружием в руках. На Руси те, для кого эта обязанность становилась делом долга и чести, получили со временем звание благородного дворянства. Они-то и составляли костяк русского офицерства. Следовать единожды данной воинской клятве было нормой для русского дворянина и делом чести. О русских офицерах сложено много стихов, песен, сняты кинофильмы, написаны книги. Страна гордится своими героями и помнит об их подвигах.

Поэтому, прежде всего, этот день — дань нашего уважения всем поколениям героического российского воинства.

Наша армия имеет древнюю и славную историю. Руссы — так в древности называли наших предков — были смелыми и бесстрашными воинами. В конце VI в. византийский император так писал о руссах: «…они любят свободу и не склонны ни к рабству, ни к повиновению. Храбры, в особенности в своей земле, выносливы, легко переносят холод и жару, недостаток в одежде и пище. Юноши их искусно владеют оружием».

Гордостью российского воинства являются такие русские полководцы, как Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Михаил Кутузов, а в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. — Жуков, Конев, Рокоссовский и другие.

День Победы. 9 мая 1945 г. в 2 ч ночи по московскому времени московское радио голосом диктора И. Левитана сообщило о капитуляции фашистской Германии. Закончились четыре долгих года Отечественной войны, полных потерь, лишений, горя.

И действительно, в этот день радость и скорбь рядом. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Потому в этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, тех, кто трудился в тылу для победы нашей страны, тех, кто погиб на территории, оккупированной фашистской армией, кто умер от голода и пыток в концлагерях и фашистских застенках, тех, кто после войны налаживал мирную жизнь.

Наши соотечественники стояли до последнего — в Бресте и Сталинграде, под Курском и в блокадном Ленинграде. Стояли — и выстояли. А те, кого нс взяли на фронт, ковали Победу в тылу. Женщины и подростки, заменив ушедших мужчин, строили танки и самолеты, железные дороги и мосты, пахали и сеяли. Вот почему День Победы — действительно всенародный праздник.

День победы над фашизмом в России приходится на 9 мая. День 9 Мая — всенародный праздник в России. С каждым годом ветеранов войны становится все меньше. Но те, кто жив, собираются в День Победы на центральных площадях городов, встречаются с однополчанами, поминают павших товарищей. В этот день принято бывать на местах боев, у памятников воинской славы, на могилах погибших воинов. Традиционно здесь проводятся возложения венков и цветов, митинги, торжественные прохождения воинских частей. В Москве на Красной площади проходит военный парад в честь победы над фашистской Германией.

Праздник весны и труда. Этот праздник много дет в России имел политическую окраску. Назывался он Днем международной солидарности трудящихся, отмечался демонстрациями, парадами. История появления праздника такова.

Промышленная революция коренным образом изменила жизнь миллионов людей. Началась она в Англии примерно в 1750 г., а в следующем столетии охватила Европу и Северную Америку.

До промышленной революции большинство людей жило в деревнях и занималось сельским хозяйством. В городах тогда жителей было немного. Самое необходимое, например, ткани или инструменты, люди изготавливали самостоятельно или же обращались к ремесленникам, которые трудились в небольших мастерских. Жизнь была подчинена циклу сельскохозяйственных работ, а праздники отмечали ключевые точки этого цикла, например, майские тайцы и осенние праздники урожая.

Промышленная революция превратила европейские страны из сельскохозяйственных в промышленные. Были изобретены машины, производившие ткани и многие другие товары гораздо быстрее, чем прежде.

Для нового оборудования потребовались фабрики, возникла нужда в людях, которые работали бы с механизмами. И люди стали уходить из деревень, а вокруг фабрик вырастали большие и малые города. Жизнь менялась, но не всегда к лучшему. Рабочие в основном жили в нищете и тесноте. Рабочий день был очень длинным, но платили людям чрезвычайно мало, отпусков не полагалось.

В XIX в. рабочие стали объединяться в профсоюзы, добиваясь повышения оплаты и улучшения условий труда. Хозяева промышленных предприятий были вынуждены понемногу повышать заработную плату

и сокращать рабочий день. Рабочий праздник. День международной солидарности трудящихся, отмечался в Европе с 1890 г. 1 Мая был объявлен Международным днем трудящихся, или Днем труда. Этот день во многих странах и в наше время является нерабочим и отмечается праздничными демонстрациями.

В Российской империи впервые этот день отметили в 1891 г. в Петербурге.

Первомай считался одним из наиболее важных праздников в бывшем Советском Союзе и других социалистических странах. На Красной площади проходили многолюдные демонстрации. В столице Китая Пекине этот день до сих пор отмечен пышными торжествами, с парадами, ганцами и фейерверками.

В Англии День труда отмечают в первый понедельник мая. В США и Канаде этот день празднуют в первый понедельник сентября. В Новой Зеландии День труда отмечают в октябре, а на Ямайке — 23 мая.

У всех европейских народов Первое мая — это любимый праздник весны, зелени и цветов. В этот день повсюду проводились веселые гулянья, горожане «выезжали на природу». Главное ритуальное действо заключалось в украшении «майского дерева», которое устанавливалось на центральной площади. В этом принимала участие вся деревня. «Дерево» — это ствол сосны или березы с поперечиной на вершине. На конце такого шеста подвешивались гирлянды из зелени и цветов.

Новый год. Празднование Нового года имеет долгую и интересную историю.

Наши предки, древние славяне, Новый год праздновали 1 марта — с наступлением тепла и началом полевых работ.

В конце X в. с принятием христианства на Руси был введен юлианский календарь. Счет лет в нем велся от «сотворения мира», происшедшего, как утверждает церковь, за 5508 лет до нашего летосчисления.

В 1492 г. начало года на Руси было официально перенесено на I сентября.

А в 1699 г., через несколько месяцев после того, как 1 сентября россияне уже отпраздновали Новый год, им пришлось празднование повторить. Потому что 19 декабря Петр I издал указ о реформе календаря в России. По указу императора Петра I следовало 1 января 1700 г. «…в знак доброго начинания и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с Новым годом… по знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых… чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни».

Согласно этому документу Новый год стали отмечать 1 января, и было принято христианское летосчисление — от Рождества Христова.

В канун нового, 1700 г. Петр 1 сам зажег на Красной площади первую ракету. Улицы осветились иллюминацией. Начались колокольный звон и пушечная пальба, раздались звуки труб и литавр. Гулянья продолжались всю ночь.

А в XX в., в первые годы после революции, новогодний праздник был отменен как религиозный и был введен новый календарь, новый стиль, отличавшийся от старого на 13 дней.

С тех пор празднование Нового года наступает на 13 дней раньше. Однако старый Новый год сохранился в памяти людей. Поэтому сегодня наши соотечественники встречают Новый год 1 января и старый Новый год 13 января.

Однако следует заметить, что не всегда наступлению Нового года придавалось такое большое значение, как сейчас. Связано это было с религиозными традициями и правилами. У православных христиан в это время Рождественский пост. А во время поста, как известно, верующие должны воздерживаться от определенных видов пищи, вести скромный образ жизни, заботиться о своей душе, избегать веселья. Католики же по «календарным» причинам свой главный религиозный праздник — Рождество Христово — празднуют 25 декабря. Поэтому из-за рождественских праздников наступление нового календарного года является для них незначительным событием.

Сегодня же этот праздник стал одним из самых любимых, веселых, волшебных не только для детей, но и для взрослых. Начало нового года — самое подходящее время начать «новую жизнь», осуществить новые планы, мечты, надежды. Поэтому этот праздник любят и отмечают все. А новогодние традиции становятся в эти дни важными и значимыми для каждого человека.

3. Работа по учебнику

— Посмотрите на фотографии в рубрике «Заглянем в семейный альбом». Какие праздники запечатлены на фотографиях? (Ответы учеников.)

— Как вы догадались? Назовите приметы этих праздников. (Ответы учеников.)

— Какой самый любимый праздник в вашей семье? Как вы его отмечаете? (Ответы учеников.)

У каждого праздника есть свои украшения, своя символика, своя музыка.

Игра «Узнай праздник»

(Учитель показывает атрибуты, символику, включает отрывки из музыкальных произведений, а дети должны догадаться, какой это праздник.)

• Флаг Российской Федерации — … (День Государственного флага России, 22 августа).

• Военная фуражка — … (День защитника Отечества, 23 февраля).

• Аудиозапись Jingle Bells — … (Новый год, 1 января).

• Учебник — … (День знаний, 1сентября).

• Георгиевская ленточка — … (День Победы, 9мая).

Важно помнить, что то, что подходит к празднованию Нового I ода, может быть неудачным для празднования Дня Победы, Дня защитника Отечества и даже может огорчить ветеранов, показаться неуважением к ним.

V. Физкультминутка

Меж еловых мягких лап

Дождик тихо кап, кап, кап!

(Поднимать и опускать руки

перед собой ладонями вверх.)

Где сучок давно засох,

Вырос серый мох, мох, мох!

(Медленно присесть с опущенными, прижатыми

к корпусу руками. Кисти рук слегка отведены

в стороны, ладонями вниз.)

Где листок к листку прилип,

Появился гриб, гриб, гриб!

(Медленно подняться, держась руками

за голову, как за шляпку.)

Кто нашел его, друзья?

(Пожимать плечами.)

Это я, это я, это я!

(Прижать руки к груди,

утвердительно кивая головой.)

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

Задание 1 (с. 28)

(Работа в паре.)

— Прочитайте, выполните задание.

— Обоснуйте свой выбор.

VII. Рефлексия

— Послушайте стихотворения и накройте фишкой знак соответствующего праздника в рабочих тетрадях (с. 28—29). Накройте картинку с изображением первого праздника синей фишкой.

(Учитель раздает ученикам разноцветные фишки.)

Месяц март, число восьмое —

Нет нам с папою покоя.

Что нам маме подарить?

Что на праздник ей купить?

Мы купили ей конфет

И подснежников букет.

Мы пришли домой с букетом.

Мы смеялись, пили чай.

Вместе с мамою конфеты

Мы поели невзначай.

В. Орлов

— Накройте картинку с изображением этого праздника зеленой фишкой.

Зимний вечер,

Чудный вечер.

Снег искрится голубой.

Мы зажжем на елке свечи.

Соберемся всей семьей

За столом, где будет тесно

От улыбок, пирога…

Ах, как убрана чудесно

Наша елка в жемчуга!

Н. Красильников

— Накройте картинку красной фишкой.

Слыхали радостную весть?

Мне скоро будет ровно шесть!

А если человеку шесть

И у него тетрадки есть,

И ранец есть, и форма есть,

И счетных палочек не счесть,

И он читать старается.

То значит, он (вернее, я).

То значит, он (вернее, я),

Он в школу собирается.

И. Токмакова

— Накройте картинку синей фишкой.

Есть ордена, и есть медали,

И славы полная река…

А этот знак вы все видали

На пиджаке фронтовика.

Ни серебра, ни позолоты,

Ни блеска славы нет на нем —

Изображен боец пехоты,

Он Знамя держит под огнем.

В него стреляют, бьют картечью,

А он стоит, не упадет…

Теперь идет он мне навстречу

И внука за руку ведет…

И я иду, до них полшага,

Гляжу на знак и на лицо —

Так это ж он был у Рейхстага,

Так это он был тем бойцом,

Который все бои и дали

Прошел под яростью атак!..

Есть ордена, и есть медали,

И есть простой солдатский знак.

Все дни войны и все утраты

И все победы в нем сошлись…

Увидишь знак — узнай солдата,

Герою низко поклонись.

А. Александров

— Накройте картинку зеленой фишкой.

На ветвях заснули птицы,

Звезды в небе не горят.

Притаился у границы

Пограничников отряд.

Пограничники не дремлют

У родного рубежа.

Наше море,

Нашу землю,

Наше небо сторожат.

С. Маршак

— Проверим нашу работу. Какой фишкой вы накрыли весенние праздники? (Синей.)

— Какие это праздники? (День Победы, 8 Марта.)

— Какой фишкой вы накрыли зимние праздники? (Зеленой.)

— Какие это праздники? (Новый год, День защитника Отечества.)

— Какой фишкой вы накрыли осенний праздник? (Красной.)

— Какой это праздник? (1 сентября — День знаний.)

(Далее работа ведется по вопросам в рубриках «Обсудим» и «Подумаем!» на с. 43 учебника.)

VIII. Подведение итогов урока

Кукла Девочка будет задавать вопросы, кукла Мальчик — отвечать на них.

(Учитель передает куклу желающим.)

— О каких праздниках мы говорили на уроке?

— Какой праздник вы особенно любите?

Сделаем вывод. Календарь напоминает нам о важнейших событиях в жизни нашего Отечества, помогает нам почувствовать себя гражданами единой страны — России.

Домашнее задание

1. Прочитать текст в учебнике (с. 40—43), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 43).

2. Выполнить задание 4 (с. 29) в рабочей тетради.

3. Понаблюдать за погодой в октябре в течение одной недели. Результат занести в таблицу в рабочей тетради на с. 39, используя условные знаки на с. 25.

compendium.su

Тест по окружающему миру (2 класс) на тему: Тест по окружающему миру по теме «Красные дни календаря»

Ф И ученика____________________________2 класс___

Тест «Красные дни календаря»

  1. Отметь правильный ответ. В календаре красным цветом выделяются:
  • Дни посещения школы
  • Праздничные и выходные  дни
  • Рабочие дни
  • Дни религиозных праздников
  1. Отметь правильный ответ. Что из перечисленного не относится к  государственным праздникам?
  • День народного единства
  • День Российского флага
  • Масленица
  • День Конституции
  1. Установи соответствие между праздниками и датами их празднования.

12 июня

Международный женский день

9 мая

День народного единства

8 марта

День России

4 ноября

День Государственного флага

22 августа

День Победы

  1. Отметь, какие праздники мы отмечаем весной.
  • Новый год
  • Международный женский день
  • День Государственного флага
  • День Победы
  • День Защитников Отечества

Ф И ученика____________________________2 класс___

Тест «Красные дни календаря»

  1. Отметь правильный ответ. В календаре красным цветом выделяются:
  • Дни посещения школы
  • Праздничные и выходные  дни
  • Рабочие дни
  • Дни религиозных праздников
  1. Отметь правильный ответ. Что из перечисленного не относится к  государственным праздникам?
  • День народного единства
  • День Российского флага
  • Масленица
  • День Конституции
  1. Установи соответствие между праздниками и датами их празднования.

12 июня

Международный женский день

9 мая

День народного единства

8 марта

День России

4 ноября

День Государственного флага

22 августа

День Победы

  1. Отметь, какие праздники мы отмечаем весной.
  • Новый год
  • Международный женский день
  • День Государственного флага
  • День Победы
  • День Защитников Отечества

nsportal.ru

Календарь

Рад снова Вас приветствовать, мои дорогие друзья! Ну, вот и подходит к концу наше с Вами путешествие по тайнам Земли и времени.

Сегодня, я расскажу Вам последний секрет из моей книги. А назвал я его «календарь».  

Все Вы знаете, ребята, как выглядит обычный для нас календарь. Без него не может обойтись ни один человек, потому что календарь считает время в году. Поэтому с его помощью мы можем определить, когда какой месяц начинается или заканчивается, или какой сейчас год. Календари бывают разные: настольные, настенные, карманные и даже электронные!

Однако, они не всегда имели такой вид. Над созданием календаря потрудились разные народы мира! Посмотрите, как раньше он выглядел?

Согласитесь, что он мало чем схож с современным календарем.

Первые календари возникли еще в древних государствах: в Вавилоне, Греции, Римской империи. Мудрые астрономы создали их, наблюдая за движением Луны, Солнца и звёзд. А названия месяцам астрономы давали по именам древних богов или в честь знаменательных событий.

А сейчас, друзья, я раскрою Вам секрет происхождения названия каждого месяца в нашем календаре. Оно связано с римской историей. Начнем с самого первого месяца, с которого начинается год – с января.

Январь назван в честь римского бога Януса – покровителя путников и хранителя дорог.

Второй месяц календаря – февраль, назван в честь бога подземного царства Фебрууса.

Март получил название в честь римского бога войны – Марса, потому что именно с приходом весны римляне начинали планировать военные походы.

А вот название месяца апреля произошло от латинского слова «априллис», что означает раскрытие. Именно в этом месяце раскрываются почки на деревьях.

Май получил свое название в честь римской богини весны Майи – богини живой природы.

Шестой месяц в календаре – июнь. Этот месяц назван в честь богини Юноны – покровительницы всех женщин.  

Июль назван в честь известного полководца Юлия Цезаря.

Месяц август получил свое название в честь римского императора Августа.

А вот сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь названы по своему номеру в списке месяцев. Сентябрь – означает седьмой, октябрь- восьмой, ноябрь – девятый, а декабрь – десятый.

Так-так-так, ребята… Ничего не заметили странного? Ага, все верно, в нашем современном календаре сентябрь не седьмой месяц по счету, а девятый; октябрь – не восьмой, а десятый; ноябрь не девятый, а одиннадцатый. А вот декабрь не десятый, а двенадцатый.

Нет, ребята, это не ошибка в моей книге! Все дело в том, что у древних римлян год раньше начинался в марте, поэтому и отсчет месяцев они вели с марта. Получилось, что названия месяцев сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь не совпадают с их номерами в современном календаре! С первого марта начинался новый год и в старину на Руси!

Вот такой, ребята, очень познавательный секрет. А теперь я хочу задать вопрос для самых догадливых и сообразительных! Как Вы думаете, для чего еще человек использует календарь, кроме того, что он определяет по нему месяц и год? Ну-ка? Посмотрите, почему на календаре некоторые дни отмечены красным цветом? Ага! Все верно! Красным цветом на календарях обозначают праздничные дни, значит, календарь еще напоминает нам о важных событиях в жизни природы, культуры и нашей страны.

Давайте посмотрим, какие праздники отмечены на нашем календаре?!

Начнем с первого месяца – с января. Здесь отмечено первое число. Это праздник, Вы конечно же, все знаете.

Первого января в нашей стране отмечают Новый год. Это самый веселый и самый нарядный праздник в году.

Двадцать третьего февраля отмечается День защитников Отечества. Это праздник всех тех, кто защищает нашу Родину!

А вот восьмого марта в нашей стране отмечается Международный женский день. Именно восьмого марта мы поздравляем наших мам, бабушек и сестер с этим прекрасным весенним праздником.

Первого мая – праздник Весны и Труда. Праздник всех тех, кто трудится на благо нашей Родины.

Девятого мая, пожалуй, один из главных праздников нашей страны. В этот день мы отмечаем Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 года. Девятого мая мы чтим память тех наших соотечественников, кто спас мир от фашизма.

Двенадцатого июнядень России. Это праздник нашей страны!

Двадцать второго августа отмечается день Государственного флага России. В этот день мы вспоминаем славную историю нашего флага.

А вот следующим праздником в нашем календаре является любимый всеми школьниками День знаний, который отмечается каждый год первого сентября. Это праздник начала нового учебного года, получения новых знаний!

Пятого октября мы отмечаем Международный день учителя. В этот день мы с большой благодарностью поздравляем всех наших горячо любимых учителей.

4 ноября – день народного единства. В этот день мы чтим подвиг князя Дмитрия Пожарского и гражданина Кузьмы Минина, которые в сложное для нашей сраны время, смогли сплотить в войско воинов с разных концов нашей страны и освободить Москву от врагов.

 

Двенадцатого декабря в нашей стране отмечается День Конституции Российской Федерации. В этот день мы празднуем рождение самого главного документа нашей страны, в котором записаны права и обязанности каждого гражданина России.

Ну вот, ребята, и все секреты из моей книги.

Надеюсь, что все они для Вас были не только интересными, но и познавательными. Напоследок, я хочу раскрыть Вам еще одну маленькую тайну – я собираюсь писать еще одну книгу про тайны окружающего мира! А вот как она будет называться, об этом Вы узнаете при следующей нашей с Вами встречи! Успехов Вам в разгадке тайн и чудес окружающего нас мира, ребята! До новых встреч!

videouroki.net

Презентация по окружающему миру на тему: Красные дни календаря 2 класс


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

МОУ Самарская СОШ, пдготовила учитель начальных классов Нахман Татьяна Викторовна Презентация к уроку окружающий мир 2 класс (авторы: А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая)Тема: «Красные дни календаря» Красные дни календаря Старец – уважаемый человек (мудрый , почтенный). День России Мы, как и всероссияне тожеотмечаем этот праздник.Во всех городах нашей страны проводят праздничные мероприятия, концерты, спортивные соревнования, а вечером в небо взмывает праздничный салют. 22 августа – День государственного флага России ФЛАГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИНа нашем флаге три цвета:Белый.Синий.Красный.Флаг — триколор. Государственный флаг- важный символ страны. Он подлежит защите как внутри страны, так за её пределами.Его оскорбление рассматривается как оскорбление чести народа и государства.ФЛАГ- это СВЯТЫНЯ. 5 октября — День учителя 4ноября – День народного единстваВпервые отмечался 4 ноября 2005 года.Праздник создан в память о событиях 1612 года. Народное ополчение под руководством Минина и Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Памятник Минину и Пожарскому
ppt_xppt_y
12 декабря – День Конституции Российской Федерации. 12 декабря является государственным праздником нашей страны – красным днем календаря. 12 декабря – праздник наших законов, прав и обязанностей. Уже несколько десятилетий мы верны традиции широко и всенародно встречать праздник защитника Отечества и отмечать его с особой торжественностью и теплотой. 23 февраля, это день воинской славы России, которую российские войска снискали себе на полях сражений. Изначально в этом дне был заложен высокий смысл — любить свою Родину и в случае необходимости уметь ее отстоять, а защищать родную землю русским воинам приходилось неоднократно, и всегда русский солдат с честью выполнял свой долг. 1 мая – праздник мира и труда
ppt_xppt_y

Они сражались за Родину и победили!НИКТО НЕ ЗАБЫТ ! НИЧТО НЕ ЗАБЫТО !
9 мая, вечером в Москве был дан Салют Победы, самый масштабный в истории СССР: из тысячи орудий было дано тридцать залпов.


Приложенные файлы

weburok.com

«Красные дни календаря»( 2 класс)

МОУ Самарская средняя общеобразовательная школа

Открытый урок по окружающему миру

во 2 классе по теме:

«Красныедникалендаря»

Подготовила : Нахман Т, В.,учитель

начальных классов.

2012 г.

Целевые установки урока:

Предметные результаты:

  • кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике.

Метапредметные результаты:

  • описывать празднование одного из этих праздников в своём посёлке.

  • иллюстрировать рассказ фотографиями (компьютерной презентацией).

  • определять различие между государственными праздниками России и международными праздниками.

Личностные результаты:

  • понимать важность праздников современного российского гражданского календаря как способа дружеского объединения всех граждан нашего Отечества вне зависимости от местожительства, особенностей этнической культуры и вероисповедания .

Оборудование: куклы Аня и Ваня в национальных костюмах; настенный календарь; государственная символика России; праздничная атрибутика (шарики, гирлянды, флажки, плакаты , праздничные открытки, карнавальные краски), магнитафон, рабочая тетрадь по окружающему миру, цветные карандаши, выставка календарей.

Ход урока

I.Организационный момент.( слайд 1)

Каждый день – всегда, везде,
На уроке и в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

— Ребята, на предыдущих уроках мы узнали о прошлом времени. О том, как жили люди, чем занимались и как планировали свой отдых, какие праздники отмечали.

А сейчас я расскажу вам одну историю.

Однажды на дороге встретились 3 старца. (слайд 2)

Старец – уважаемый человек (мудрый, почтенный). Они исповедовали разные религии, по разному хозяйствовали на земле. И завели спор о том, ког да начинается новый год? Один утверждал, что 1 марта (весной), другой – 14 сентября (осенью), а третий не мог назвать точной даты. Давайте поможем разрешить спор. Кто же из них прав? (Проверка домашнего задания – дети рассказывают).

Вывод: Действительно, народ, который исповедует разные религии и отмечает новый год в разное время.

— А когда мы, россияне, отмечаем Новый год? Это всеми любимый праздник, который ждут не только дети , но и взрослые.

— Как ваша семья готовиться к этому празднику?

Вы наверное обратили внимание, что у нас сегодня в гостях наши давние друзья: Аня и Ваня. Они пришли к нам в национальных русских костюмах и не случайно, потому что речь пойдёт о праздниках, которые отмечает наша страна. Давайте вместе с Аней и Ваней ответим на следующие вопросы:

— Есть ли такие праздники, которые празднует вся страна, все люди, живущие в Российской Федерации?

— Какие праздники являются общими для всех граждан России, независимо от веры, национальности, места жительства?

— И как об этих праздниках узнают все жители нашей страны? Самый надёжный источник – это календарь.

Обращаю ваше внимание на выставку. Здесь вы увидели и познакомились с разными видами календарей: церковные, музыкальные настольные, настенные, карманные и др.

II. Знакомство с новым материалом.

Актуализация знаний и умений.

— Давайте и мы обратимся за помощью к календарю — хранителю времени. Но сначала вспомним, в каком порядке идут месяцы. Для этого мне нужны 12 помощников, которые получили игровое имя — название месяца и которые будут помогать мне на уроке. А остальные будут помогать им встать по порядку.

Аналитический этап.

Теперь, когда мы вспомнили порядок месяцев, можно отправляться в путешествие по календарю.

— Посмотрите, даты календаря отмечены разными цветами. Одни напечатаны чёрной краской, другие красной. Почему?

— Почему именно красным цветом выделяют праздничные , выходные дни? (красный цвет означает праздник; красный – красивый, красный цвет хорошо заметен).- показать расположение дат в календаре.

III. Работа с учебником.( с. 40 – 41). В любом календаре праздничные нерабочие дни отмечены красным цветом. Но праздничными бывают т рабочие дни. Такие дни называют красными днями календаря. Цель нашего урока: Познакомимся с праздниками, которые отмечает вся наша страна, определять различие между государственными праздниками России и международными праздниками, понимать важность их , как способа дружеского объединения всех граждан нашего Отечества вне зависимости от места жительства.

(Презентация).

1 ученик. 12 июня – День России. Этот праздник нашей страны, общей Родины всех российских народов. (Слайд 3,4)

12 июня – праздник всей страны

Великой на планете,

И все мы Родины сыны .

И все мы её дети.

По ветру трёхполосный флаг,

Поднятые знамёна

И торжествующих людей

Сегодня миллионы.

Учитель. Он символизирует свободу, гражданский мир и согласие всех людей на основе закона и справедливости. Традиционно 12 июня отмечается салютом. В этот день в Кремле торжественно вручают государственную премию РФ, вечером на Красной Площади — концерт. И у нас на Куликовом Поле очень интересно и весело проходит этот праздник.

2 ученик.

22 августа – День государственного флага России. (слайд 5,6,7).

Учитель. Закон о Государственном флаге, принятый Государственной Думой и подписанный Президентом В. В. Путиным 25 декабря 2000 г. описывает так:

Ученик. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трёх цветов. Верхней – белого цвета, средней – синего, нижней – красного.

Белый цвет означает откровенность, благородство, совершенность.

Синий — верность и честность.

Красный символизирует мужество, отвагу, героизм, смелость.

Учитель. Государственный флаг – важный символ страны. Он подлежит защите как внутри страны, так за её пределами. Его оскорбление рассматривается как оскорбление чести народа и государства. Флаг – это святыня.

3 ученик. 1 сентября – День знаний .( слайд 8,9). Это праздник начала учебного года, когда мы вновь открываем для себя загадки и чудеса окружающего нас мира.

Красной цифрой не отмечен

Этот день в календаре,

И флажками не расвечен

Возле дома , на дворе

По одной простой примете

Узнаём мы этот день;

По идущим в школу детям

Городов и деревень.

По весёлому волненью

На лице учеников,

По особому смущенью

Семилетних новичков.

И пускай немало славных

Разных дней в календаре,

Но один из самых главных

Самый первый в сентябре.

4 ученик. 5 октября Международный день учителя. (слайд 10). Во всём мире отмечают этот праздник преподаватели и работники сферы обслуживания.

В день осенний, когда у порога

Задышали уже холода,

Школа празднует день педагога

Праздник мудрости, знаний труда,

День Учителя! Вслушайтесь сердцем

В эти звуки, что дороги нам

Всем, что связано с юностью, детством,

Мы обязаны учителям.

Любые праздники сопровождаются хорошим настроением. Люди отдыхают от повседневных забот. Давайте мы тоже с вами отдохнём.

Физминутка

5 ученик. 4 ноября – День народного единства. (слайд 11 – 12).

Мы чтим подвиг князя Дмитрия Пожарского и гражданина Кузьмы Минина. В тяжёлое для России время они собрали в единое войско воинов из разных краёв и освободили Москву от врагов. Это для всех нас хороший пример взаимной помоши.

В День единства будем рядом,

Будем вместе навсегда,

Все народности России

В этот день и на века.

Давайте и мы с вами объединимся и будем одной дружной семьёй. Всегда будем помогать друг другу и защищать.

6 ученик. (Слайд 13,14). День Конституции – это основной закон государства. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства основные правила по которым мы живём записаны в Конституции.

В Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину РФ, а что — нельзя. Я вас знакомила с правами и обязанностями школьника. И в классном уголке вы можете в любое время посмотреть.

7 ученик. 1 января – Новый год. (Слайд 15). Этот праздник вам хорошо знаком, потому что его отмечают в каждой семье. На прошлом уроке мы подробно узнали об этом празднике.

8 ученик. 23 февраля – День защитника Отечества. (Слайд 16,17). День воинской славы России, которую российские войска обрели на полях сражений. Изначально в этом дне заложен огромный смысл — любить, почетать и защищать свою Отчизну, а в случае необходимости, уметь достойно ее отстоять. Защищать родную русскую землю воинам приходилось очень часто, но всегда русский солдат с честью выполнял свой долг.

23 февраля — День Российской Армии!
Вверх орудия палят, всех салютом балуют.
Шлют они от всей страны благодарность воинам,

Праздник

 всех солдатов наших — 
Вот что значит этот день! 
День защитников отважных 
Да и просто всех парней! 
Ведь любой из них мечтает 
Защитить детей, семью, 
Покорить хоть что-то в мире 
И найти свою судьбу!

9 ученик. 8 марта – Международный женский день. (слайд 18).

День весенний, суетливый,

День весёлый и красивый –

Этот мамин день.

День торжественный, парадный,

День подарочный ,

Наградный,

Это мамин день!

День взволнованный , прилежный .

День цветочный, добрый, нежный –

Это мамин день.

В этот день мужчины дарят цветы, подарки женщинам.

10 ученик. 1 мая – Праздник Весны и труда.( слайд 19, 20). Днём сплочения трудового народа. В этот день люди могут потрудиться на огородах, дачах, а могут просто отдохнуть на природе со своей семьёй, друзьями, знакомыми.

9 мая.День Победы в великой Отечественной войне (1941 – 1945 г.) .( слайд 21, 22, 23).

День Победы – праздник всей страны

Духовой оркестр играет марши

День Победы – праздник седины

Наших прадедов, дедов и кто помладше

Даже тех, кто не видал войны –

Но её крылом задет был каждый, —

Этот день для всей России важный.

5 долгих лет шла война. Она унесла около тридцати миллионов человек. Немцы не щадили никого. Убивали детей ,стариков, женщин. Но благодаря мужеству, стойкости нашего народа, мы победили!

Вспомните и расскажите, а как отмечаем «День Победы» у нас в посёлке Самарском?

Мы кратко познакомились с праздничными днями, которые отмечают в РФ.

— Какие праздничные дни запечетлены на фотографиях рубрики «Заглянем в семейный альбом» с. 41 – 42.

— Назовите приметы праздника, которые помогли ответить на вопрос.

— А как принято встречать праздники в ваших семьях? (рассказать).

У нас в школе? На экране вы видите фрагменты праздников, которые проводятся у нас в школе.

— 1 сентября «День Знаний! (слайд 24).

— День Учителя, Праздник Урожая. (слайд 25).

— Новый год. (слайд 26).

— 23 февраля. День защитника Отечества. (слайд 27).

— 8 марта (слайд 28)

— День Победы(слайд 29).

У каждого праздника есть свои украшения, своя музыка. Например то, что подходит к празднованию Нового года (игрушки, гирлянды), не подойдёт к праздникам Дню Победы, Дню защитников Отечества.(показать.

Вывод. Календарь – верный страж памяти. Он напоминает нам о важнейших событиях в жизни нашего Отечества. Календарь помогает нам почуствовать себя гражданами единой прекрасной страны – России.

IV. Работа с тетрадью. Задание № 1 – (стр. 28 – 29).

V. Итог урока.

— Что нового узнали на уроке?

— Какие праздники являются общими для всех граждан России, независимо от веры, национальности, места жительства?

Что эти праздники объединяет?

VI. Выставление отметок.

VII. Д/З. Принести фотографии с фрагментами праздников и рассказать об одном из них.

infourok.ru

Урок окружающего мира (конспект + презентация) по теме «Народный календарь», 2 класс

Урок окружающего мира, 2 класс

Тема: «Народный календарь».

Цели: сформировать представление о народном календаре.

Планируемые достижения учащихся:

Предметные результаты:

знать некоторые народные приметы на погоду;

определять, наблюдения за какими именно явлениями природы служат основой для народных примет на погоду;

Метапредметные результаты:

соотносить народные приметы с ощущениями;

проверять народный прогноз на погоду по ближайшему дню-погодоуказателю;

сопоставлять реальные наблюдения и данные народных примет своего края.

Личностные результаты:

понимать важность народного календаря как сокровищницы опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней.

Формируемые УУД:

Познавательные: ориентироваться в учебном материале; извлекать информацию, представленную в разных формах;

Коммуникативные: строить правильное речевое высказывание;

Регулятивные: проявлять инициативность и самостоятельность.

Личностные : положительное отношение к учению, познавательной деятельности посредством вовлечения в творческую деятельность.

Ход урока

1. Организационный момент.

Как огромен мир вокруг –

Чудеса и там, и тут!

Не хотим ни есть, ни спать,

А про всё хотим узнать.

Про всё на свете узнать нам помогает очень интересный предмет – «Окружающий мир».

Настроились на работу? К очередному путешествию в окружающий мир готовы?

Тогда начнём!

2. Актуализация знаний.

Его называют «хранитель времени», «страж памяти», это система счета промежутков времени.

Есть в квартире молодец,
Математик и мудрец.
Постоянно, круглый год
Точный счет он дням ведет.
(календарь)

О чём речь?

О календаре.

Как вы узнаёте из календаря, какой сегодня месяц, число, день?

Что ещё можно узнать из календаря?

Перед вами на выставке представлено множество календарей. Давайте ещё раз поближе их рассмотрим. Как они называются?

Настенный, перекидной, отрывной, лунный календарь., календарь знаменательных дат и событий, православный календарь и др.

Какой календарь, по-вашему, более удобный? Почему?

Как вы думаете, каким был календарь наших предков? ( Календарь наших предков был похож на современный?)

Испокон века на Руси пользовались особым календарём, народным.

Что же такое «народный календарь»? Хотите узнать?

3. Работа над темой урока.

Тема урока «Народный календарь».

Мой друг, заглянем в старь,

Откроем народный  календарь!

Смотрится отменно,

А польза несомненна.

Все праздники он знает,

И нам напоминает!

На Руси в течение долгого времени существовало три календаря: гражданский, церковный и народный (природный) календарь — месяцеслов. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления.

Далее обратимся к форме календаря (месяцеслова). Оказывается, она была круглой. Отсюда в русском языке выражение круглый год.

В таком календаре осень – зима сравнивались с засыпанием и заколдованным сном — смертью, а весна – лето – с возрождением и пробуждением. Это напоминает человеческую жизнь, где весна – это молодость, лето – расцвет, осень – время сбора плодов (хорошо, если они есть, а то можно жизнь прожить, а плодов не собрать), зима – время мудрости и покоя.
Народный календарь родился много веков назад. Он существовал и развивался, в основном, в устной форме: от отца к сыну, от бабушки к внучке.

В календаре многие объекты природы наделялись свойствами живых существ, точно в сказках. Например, солнце-батюшка, земля-мать, месяц-молодец, весна-молодица, зима-белолица, осень-водяница. Также дни имели особые названия: они могли быть мужскими и женскими, молодыми и старыми, мертвыми и веселыми, толстыми и голодными, теплыми и холодными.

Народный календарь отмечал праздничное и будничное время, начало и конец важнейших работ. Все эти знания находили свое выражение в притчах.

На них мы с вами и остановимся. На прошлых уроках мы уже говорили о приметах. Скажите, пожалуйста, что такое «примета»?

Слово “примета” происходит от слова “примечать”, т.е. наблюдать. В результате наблюдений за тем, что происходит вокруг человека, у него накапливается жизненный опыт. Эти знания передавались из поколения в поколение, бережно хранились, и им народ доверял, как священной книге.
Множество примет дошло до нас из глубины веков. В приметах сохранилось очень много того, что было в старых народных праздниках и обычаях, они помогают предвидеть погоду, вырастить урожай…

Вокруг вас в классе размещены осенние приметы. Я прошу выбрать только те из них, которые касаются месяца октября.

В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.

Холоден октябрь-батюшка, а ноябрь и его перехолодил.

К октябрю берёзы оголяются.

В октябре — семь погод на дворе.

Октябрь и плачет, и смеется.

Октябрь завершает сборы к зиме.

Октябрь — месяц полных кладовых (норы, дупла, гнезда).

Плачет октябрь холодными слезами.
После октября летом не пахнет.
Сентябрь пахнет яблоком, октябрь — капустой.

* Гром в сентябре — тёплая и долгая осень.
* Появились опята – лето отошло.
* Низко улетают перелётные птицы – короткая осень.
* Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.
* Появление поздней осенью комаров – признак тёплой зимы.

Прочитайте выбранные вами приметы. Давайте попытаемся оценить, соответствует ли наш октябрь описанию предков. (обсуждение, сопоставление с погодой за окном).

Кроме погодных сюрпризов, в народном календаре расписаны все народные праздники с их традициями и обычаями. Подробнее обо всех этих днях поможет узнать православный календарь. Я же хочу показать вам только одну октябрьскую неделю.

А какое сегодня число? 18 октября.

Может быть, заглянем и узнаем, чем знаменателен сегодняшний день?

18 октября – Харитинин день.

В этот день отмечается память святой мученицы Харитины. Однажды молодую христианку оклеветали, и ей пришлось предстать перед судом. Несмотря на все пытки и унижения, Харитина держалась стойко и умерла не издав ни звука.

На Руси к этому времени полевые и огородные работы в деревнях заканчивались, и крестьяне приступали к делам домашним. На Харитину женщины садились за ткацкие станки и начинали ткать холсты.

«Харитина ткала и пряла — весь дом одевала», — говорили в этот день. Девушки же собирались на вечерки, где также занимались рукоделием — пряли, вышивали, вязали. Такая работа по обыкновению сопровождалась пением. Об этом занятии сложено множество загадок, например такие: «Ногой топну, животом нажму, рукой шмыгну, два раза колотну и опять начну». Существовали загадки и о ткацком стане: «Пришел паук на деревянных ногах, всю избу загородил».

Что касается мужчин, то они на Харитину приступали к изготовлению валенок.

Девушки же собирались на вечерки, где также занимались рукоделием — пряли, вышивали, вязали. Такая работа по обыкновению сопровождалась пением.

Наши девочки хоть пока и не ткачихи, а петь горазды. И они приготовили для вас частушки.

С этим днём также связаны свои приметы. Попробуем проверить их точность?

«Отстал от ночи день — запнулся валенком за пень», — говорили наши предки, подмечая, что день становился заметно короче ночи.

Если вороны и галки вились в воздухе, а облака шли против ветра, это предвещало снег, а безветренная погода сулила похолодание.

А ещё народный календарь интересен тем, что в нём мы можем узнать о своих именинах или Дне ангела.

Перед вами листочки с небольшой информацией об этих словах. Прочитайте её, пожалуйста, а потом мы побеседуем.

День Ангела, или именины — это день, посвященный какому-либо святому, и праздновать его обязан человек, названный именем этого святого при крещении. Именины у христиан считаются гораздо более значимым праздником, чем день рождения человека. Человек, тем самым, приобретает Ангела-хранителя в лице святого, чьё имя он носит. А значит, обязан один раз в году чтить его и праздновать именины.

Беседа по вопросам:

  1. Что такое именины?

  2. Кто обязан праздновать именины?

  3. Что считалось важнее: день рождения или именины?

  4. Что приобретает человек после крещения?

На Руси принято было именины отмечать особо — эта традиция известна еще с XVII века. В семье выпекали по специальному рецепту именинные пироги, караваи и калачи. Праздничная выпечка раздавались в качестве угощения родственникам, друзьям и близким. В этом был особый смысл! Даже начинка пирогов подбиралась не случайная, а обозначающая черты характера самого именинника и его родственников.

А самым традиционным угощением на именины всегда был каравай. Знакомо вам это слово? Давайте обратимся к «Большому иллюстрированному словарю русского языка» В.И. Даля, чтобы узнать значение слова «каравай». Кстати, Владимир Иванович известен не только как автор этого шедевра, но и…, вспомните: сбору русских народных сказок.

Каравай именинник должен был испечь сам. Каравай должен быть большим. Тесто для него замешивают сдобное пресное. Начинкой для именинного каравая могут стать мясо, ягоды, грибы, а лучше всего — рыба.

А ведь я не зря завела разговор об именинах! Наверное, вам не терпится узнать, кто же именинники сегодняшнего дня?

Именины в этот день отмечают Алексей, Гавриил, Григорий, Денис, Евдоким, Кузьма, Пётр, Матвей.
Очень хочется поздравить сегодня с именинами нашего Матвея.

Иди, Матвей, к нам, а мы тем временем посмотрим, что же народный календарь говорит о тебе.

Вручение подарка Матвею.

Кстати, каравай в старину было принято не резать, а ломать над головой именинника. Считалось, что чем больше крошек и начинки упадет ему на голову – тем удачнее будет следующий год. Сейчас проверим, каким удачным будет год для нашего Матвея.

И, конечно, водили именинный хоровод.

А теперь мы с Матвеем приглашаем вас в хоровод, спеть «Каравай».

Вот так необычно, весело и самобытно жили в старину на Руси наши предки. Вам понравилось?

Мне бы очень хотелось выслушать каждого из вас, но это сегодня не получится. Но я всё же предлагаю вам выразить свои ощущения и впечатления.

Перед вами в нижней части экрана размещены знакомые вам значки: дождик, пасмурно и солнечно.

Если на уроке вам было интересно, комфортно, вы узнали новое и полезное для себя, прикрепите на осеннюю картину (прямо на экране) солнышко.

Если на уроке было интересно, весело, но ничего нового вы не узнали, прикрепите солнышко с тучкой.

Если урок был для вас скучен, не интересен и бесполезен, пусть на картину прольётся дождик.

Спасибо за работу.

А сюрпризы ещё не кончились! Мы с Матвеем приготовили для вас угощение пирог. И сейчас наш именинник угостит им каждого из вас.

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *