cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Разделы программы от рождения до школы по фгос: описание программы Вераксы в первой и второй младших группах, комплексно-тематическое планирование по ФГОС, примеры

От рождения до школы — sadik180

Образовательная программа «От рождения до школы»

Программа составлена профессионалами в соответствии с ФГОС ДО.

Программа «От рождения до школы»  под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта дошкольного образования в структуре общеобразовательной программы дошкольного образования.

Реализация общеобразовательной программы ДО в полной мере отвечает требованиям ФГОС ДО.

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:

Патриотизм;

Активная жизненная позиция;

Творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;

Уважение к традиционным ценностям;

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др. ) музыкальной, чтения.

Основная образовательная программа «МБДОУ «Детский сад       № 180» г.о. Самара разработана и утверждена самостоятельно в соответствии с требованиями ФГОС ДО и с учетом примерных программ, в данном случае с учетом примерной программы «От рождения до школы».

 

Программа содержит следующие разделы:

1. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка.

1.2. Планируемые результаты освоения программы.

2. Содержательный раздел.

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

2.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.

2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.

2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы.

2.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

2.7. Иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.

3. Организационный раздел.

3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы.

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

3.3. Распорядок и /или режим дня.

3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

 

   Воспитательно-образовательный процесс ДОУ базируется на комплексной программе 

«От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Парциальные программы

​ «Основы безопасности детей дошкольного возраста»  Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина

​ «Приобщение детей к истокам русской народной  культуры» О. Л. Князева, М.Д. Маханева

​ «Конструирование и художественный труд в детском саду» Л.В. Куцакова

​ «Радость творчества» О.А. Соломенникова

​ «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров

 

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

2. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». /под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

3. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы». Первая младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2013

4. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы». Вторая младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2013

5. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы». Средняя младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2013

6. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы». Старшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2013

7. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы». Подготовительная группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2013

8. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Первая младшая группа/ авт.-сост. Т.В. Ковригина, М.В. Косьяненко, О.П. Павлова. — Волгоград: Учитель, 2014.

9. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Вторая младшая группа/ авт.-сост. Т.В. Ковригина, М.В. Косьяненко, О.П. Павлова. — Волгоград: Учитель, 2014.

10. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Средняя группа/ авт.-сост. Т.В. Ковригина, М.В. Косьяненко, О.П. Павлова. — Волгоград: Учитель, 2014.

11. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Старшая группа/ авт.-сост. Н.В. Лободина. — Волгоград: Учитель, 2014.

12. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Подготовительная группа/ авт.-сост. Н.В. Лободина. — Волгоград: Учитель, 2014.

13. Организация дополнительных платных услуг в дошкольном учреждении / сост. И.В. Липова, Ю.В. Антонова. — Волгоград: Учитель, 2013.

14. А.А. Алебастрова «Справочник заведующего ДОУ» — М.: «Вако», 2008г

15. К.Ю. Белая «Методическая работа в ДОУ» — М.: ТЦ «Сфера», 2008г

16. К.Ю. Белая «Программы и планы в ДОО. Технология разработки в соотвествии с ФГОС ДО». – М.: ТЦ Сфера, 2008.

17. Л.А. Лялина «Планирование работы старшего воспитателя». – М.: ТЦ «Сфера», 2009г.

18. И.В. Сушкова «Социально-личностное развитие». — М.: ТЦ «Сфера», 2008г.

19. А.А. Майер «Управление инновационными процессами в ДОУ». — М.: ТЦ «Сфера», 2008г.

20. А.А. Майер «Управление качеством дошкольного образования». — М.: ТЦ «Сфера», 2009г.

21. А.А. Майер «Практические материалы по освоению содержания ФГОС в дошкольной образовательной организации (в схемах и таблицах). М.: Педагогическое общество России, 2014

22. Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л. Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы. Методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.

23. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Пособие для педагогов дошкольных   учреждений/ под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенников. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.

24. И.А. Лыкова, В.А. Шипунова. Народный календарь. Лето красное. Осень золотая. Зима-чаровница. Весна-красавица. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.

25. И.А. Лыкова, Е.И. Касаткина, С.Н. Пеганова Играют девочки: гендерный подход в образовании. – М. Издательский дом «Цветной мир», 2013.

26. И.А. Лыкова, Е.И. Касаткина, С.Н. Пеганова Играют мальчики: гендерный подход в образовании. – М. Издательский дом «Цветной мир», 2013

27. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. и др. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании. – М.: Мозаика-Синтез, 2011

28. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2010

29. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: Мозаика-Синтез, 2012

30. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008

31. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006

 

Образовательная область «Физическая культура»

​ Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования/ под ред. С.О. Филипповой. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

​ С.С. Прищепа Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009

​  И. Анферова «Физкультурные сюжетные занятия с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2012

​  М.Ю. Картушина «Физкультурные сюжетные занятия с детьми 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2012

​  Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова. Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий. – М.: 5 за знания, 2007.

​  Физическое воспитание и познавательное развитие дошкольника/ Сост. К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина. М.: Школьная Пресса, 2007.

​  Е.В.. Сулим. Занятия по физкультуре в детском саду: игровой стретчинг. — М.: ТЦ Сфера, 2012Бабина К.С. Комплексы утренней гимнастики в детском саду.

​  Бондаренко Т.М. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 3-4 лет в ДОУ: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров. – Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012

​  Бондаренко Т.М. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 4-5 лет в ДОУ: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2012

​  Бондаренко Т.М. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 5-6 лет в ДОУ: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2012

​  Бондаренко Т.М. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 6-7 лет в ДОУ: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2012

​  Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей. – М.: Просвещение, 1989

​  Степаненкова Э.Я.  Физическое воспитание в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2008

​  Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития. — М.: Мозаика-Синтез, 2009

​  Физкультура. Средняя и старшая группы. Разработка занятий. / Сост. М.А. Фисенко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008

​  Физкультура. Подготовительная группа. Разработка занятий. / Сост. М.А. Фисенко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009

​  Вареник Е.Н., Кудрявцева С.Г., Сергиенко Н.Н. Занятия по физкультуре с детьми 3-7 лет: Планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2012

​  Пензулаева  Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Вторая младшая группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2014.

​  Пензулаева  Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2014

​  Пензулаева  Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2014

​  Пензулаева  Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2013

​  Е.В. Сулим Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 3-5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2014

​  Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 3-7 лет / авт.-сост. Е.И. Подольская. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2014

​  Воронова Е. К. Формирование двигательной активности детей 5-7 лет: игры-эстафеты / Е.К. Воронова.  – Волгоград: Учитель, 2012

​  Давыдова М.А. Спортивные мероприятия для дошкольников: 4-7 лет. – М.: ВАКО, 2007

​  Т.Е. Харченко Спортивные праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2013

​  Агапова И.А., Давыдова М.А. Спортивные сказки и праздники для дошкольников. – М.: АРКТИ, 2010

​  Проектная деятельность в детском саду: спортивный социальный проект / авт.-сост. Е.В. Иванова. — Волгоград: Учитель, 2015

​  Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. Конспекты нетрадиционных занятий и развлечений в спортивном зале. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003

​  Подольская Е.И. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших дошкольников. М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009

​  Буцинская П.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. М.:Просвещение, 2003

​  Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр. — М.: Мозаика-Синтез, 2009

​  Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет. / Авт.-сост. Э.Я. Степаненкова — М.: Мозаика-Синтез, 2011

​  Козак Большая книга игр от 3 до 7 лет. — Волгоград: Учитель, 2008

​  Пензулаева  Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения в детском саду.  — М.: ВЛАДОС, 2003

​  Пензулаева  Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. — М.: ВЛАДОС, 2002

​  Подвижные тематические игры для дошкольников / Сост. Т.В. Лисина, Г.В. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2014

​  Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2003

​  Дмитриев В.Н. Игры на свежем воздухе. – М.: Издательский Дом МСП, 2001

​  Побегаем, попрыгаем….: Сборник подвижных игр и забав для детей 6-10 лет / авт.-сост. Н.Л. Воробьева. – М.: АРКТИ, 2007

​  М.Ф. Литвинова Русские народные подвижные игры. – М.: Просвещение, 2004

​  Воронова Е.К. Игры-эстафеты для детей 5-7 лет: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2009

​  Фролов В. Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. — М.: Просвещение, 2001

​  Иова Е.П. Утренняя гимнастика под музыку. — М. АРКТИ, 2008

​  Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2012

​  Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2011

​  Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы / авт.-сост. Т.Г. Карепова. – Волгоград: Учитель, 2014

​  Лободин В.Т., Федоренко А.Д., Александрова Г.В. В стране здоровья. Программа эколого-оздоровительного воспитания дошкольников. — М.: Мозаика-Синтез, 2011

​  Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2000

​  Голубева Л.Г. Гимнастика и массаж для самых маленьких. — М.: Мозаика-Синтез, 2011

​  Кравченко И.В. Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы. Методическое пособие. / Под ред. Г.М. Киселевой, Л.И. Пономаревой. – М.: ТЦ Сфера, 2011

​  Кравченко И.В. Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы. Методическое пособие. / Под ред. Г.М. Киселевой, Л.И. Пономаревой. – М.: ТЦ Сфера, 2011

​  СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

 

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

​ Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2000

​ Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. – М.: АРКТИ, 2003

​ Сушкова И.В. Социально-личностное развитие. – М.: ТЦ Сфера, 2008

​ Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками: Учебное пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2012

​ А.В. Калинченко, Ю.В. Микляева, В.Н. Сидоренко Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004

​ Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2013

​  Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2013

​  Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2013

​  Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в второй младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2013

​  Дошкольникам о защитниках отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. / под ред. Л.А. Кондрыкинской. — М.: ТЦ Сфера, 2005

​  Гришина Г.Н. Любимые детские игры. – М.: ТЦ Сфера, 2004

​  Дни этики в детском саду. Планирование, игры, сказки, стихи. – М.: ТЦ Сфера, 2011

​  Додокина Н.В., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду: Совместная деятельность педагогов, родителей и детей. – М.: АРКТИ, 2012

​ Дурова Н.В. Очень важный разговор. Беседы-занятия с детьми об этике поведения. – М.: АРКТИ, 2007

​ Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1999

​ Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. – М.: Мозаика-Синтез, 2008

​  Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. – М. Мозаика-Синтез, 2012

​ Тематические недели в детском саду./ авт.-сост. Т.Н. Сергеева. – М.: АРКТИ, 2013

​ Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника. Для работы с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008

​ Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006

​ Е.А. Алябьва Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009

​ Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. Авт.-сост. С.И. Семенака. М.: АРКТИ, 2002

​ Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. – М.: АРКТИ, 2003

​ Романова И.В., Кожанова М.Б. «Как прекрасен этот мир…»: Конспекты развивающих занятий и досугов в старшей группе ДОУ. – М.: АРКТИ, 2011

​ Как научить ребенка быть внимательным и терпимым к людям: Пособие для воспитателей ДОУ и детских психологов / Авт.-сост. В.Г. Маралов. – М.: АРКТИ, 2009

​ Семенака С.И. Учим детей доброжелательному поведению: Конспекты и материалы к занятиям 5-7 лет. – М.: АРКТИ, 2010

​ Наблюдение и труд в природе. Пособие для воспитателей дет. сада. М.: Просвещение, 1999

​ Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева. – СПб.: «Детство-Пресс», 2005

​ Занятия по правилам дорожного движения / Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева, Л.Б. Малюшкина. – М.: ТЦ Сфера, 2009

​ Майорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку. Перспективное планирование. Занятия. Досуг. – «Издательство Скрипторий 2003», 2006

​ Обучаем воспитанников ДОУ правилам дорожного движения: Практическое пособие / Под ред. Л.А. Сорокиной. – М.: АРКТИ, 2011

​ Степаненкова Э.Я, Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1999

​ Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010

​ Е.Я. Хабибуллина Дорожная азбука в детском саду. Конспекты занятий. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011

​ Правила дорожного движения. Старшая группа. / Сост. Л.Б. Поддубная. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009

​ Правила дорожного движения. Подготовительная группа. / Сост. Л.Б. Поддубная. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009

​ Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2008

​ Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3-7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2014

​ Лыкова И.А., Шипунова В.А. Дорожная азбука. Детская безопасность: Учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013

​ Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2014

​ Методическое пособие по обучению детей мерам пожарной безопасности для воспитателей дошкольных учреждений – Видное, 1998

​ ОБЖ. Средняя группа. Занимательные материалы/ Сост. Л.Б. Поддубная. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008

​ ОБЖ. Средняя группа. Разработка занятий./ Сост. М.А. Фисенкко. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2008

​ ОБЖ. Старшая группа. Разработка занятий./ Сост. М.А. Фисенкко. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2010

​ Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М.: ТЦ Сфера, 2008

​ Пожарная безопасность. Разработки занятий. Средняя группа. /  Автор-сост. Т.В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2011

​ Пожарная безопасность. Разработки занятий. Старшая группа. /  Автор-сост. Т.В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2011

​ Лыкова И.А., Шипунова В.А. Опасные предметы, существа и явления. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013

​ Лыкова И.А., Шипунова В.А. Азбука безопасного общения и поведения. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013

​ Лыкова И.А., Шипунова В.А. Огонь – друг, огонь — враг. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013

​ Е.К. Ривина Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

​ Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2012

​ 1000 развивающих занятий с детьми 5-6 лет / под редакцией Парамоновой Л. А. – Ярославль: «Академия развития», 2001

​  Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим. М.: ЦГЛ, 2004

​ Гризик Т.И. Ребенок познает мир. — М.: АРКТИ, 2009

​  Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий с детьми по экологическому воспитанию дошкольников. – М.: Издательство ГНОМ, 2011

​ Дрязгунова В.А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями»: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1999

​ Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2012

​ Николаева С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. – М.: Издательство ГНОМ, 2011

​ А. И. Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2007

​ Молодова Л.П. Экологические праздники для детей: Учебно-метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей начальной школы. – М.: ООО «Асар», 2001

​ Н.В. Коломина Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2003

​ Журавлева Л.С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 5-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2006

​ Рыжова Н.А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. – М.: ЛИНКА-Пресс, 2001

​  Шишкина В.А. Прогулки в природу: Учеб.-метод. Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. М.: Просвещение, 2003

​ Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2012

​  Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2013

​  Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2013

​ Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2013

​ Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2013

​ Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в подготовительной  группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2013

​ Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012

​ Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2008

​ Дыбина О. Б. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Первая младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2013

​ Дыбина О.Б. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Вторая младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2013

​ Дыбина О.Б. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2014

​ Дыбина О.Б. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2014

​ Дыбина О.Б. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2014

​ Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2010

​ Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2010

​ Исследовательская деятельность на прогулках: экологические занятия с детьми 5-7 лет / авт.-сост. М.П. Костюченко. – Волгоград: Учитель, 2014

​ Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий. / сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013

​ Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005

​ Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Космос». – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005

​ Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2008

​ Помораева И.А., Позина В.А., Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада: Планы занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2012

​  Помораева И.А., Позина В.А., Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада: Планы занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2012

​ Помораева И.А., Позина В.А., Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: Планы занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2012

​ Помораева И.А., Позина В.А., Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада: Планы занятий.

​ Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. – М.: Просвещение, 1999

​  Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1999

​  Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. Пособие для воспитателей. Под. ред. Поддьякова Н.Н. – М.: Просвещение, 1999

​  Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. – М.: Просвещение, 2001

​  Венгер Л.А., Пилюгина Н.П. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 2002

​ Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Пособие для воспитателя дет. сада. _ М.: Просвещение, 1999

​ Альтхауз Д., Дум Э. Цвет – форма – количество: Опыт работы по развитию познават. Способностей детей дошкол. возраста / под ред. В.В. Юртайкина. – М.: Просвещение, 2004

 

Образовательная область «Речевое развитие»

​ Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи во 2

Основная образовательная программа

Реализуемые основные и дополнительные образовательные программы:

Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся» (Ст. 64, п. 3 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

При реализации образовательных программ дополнительного образования электронное обучение и дистанционные образовательные технологии не используются.

МБДОУ детский сад №106 осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам: вид образовательной программы — основная, уровень образовательной программы — дошкольное образование, наименование образовательной программы — общеобразовательная, нормативный срок освоения — 4 года.

С учетом культурно-исторических особенностей современного общества, вызовов неопределенности и сложности изменяющегося мира и обозначенных выше рисков для полноценного развития и безопасности детей, с учётом особенностей развития детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, с учётом образовательных потребностей детей с тяжёлыми нарушениями речи, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, Стандарт), разработана настоящая Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования (далее – АООП, Программа).

Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее — Программа) является документом, самостоятельно разработанным дошкольным образовательным учреждением — МБДОУ детским садом №106 в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г.

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Адаптированная основная образовательная программа МБДОУ детского сада №106 разработана с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования, примерной программы «От рождения до школы». АООП ДО определяет содержание и организацию образовательной деятельности, при этом структурные подразделения в одной Организации (далее — Группы) могут реализовывать разные программы.

Адаптированная основная образовательная программа (АООП) МБДОУ определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи и направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовку к жизни в современном обществе, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечение безопасности дошкольника, коррекцию отклонений в речевом развитии.

Программа направлена на создание условий развития дошкольников, открывающих возможности для позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Целью Программы является развитие физических, интеллектуальных, духовно-нравственных, этетических и личностных качеств ребёнка, творческих способностей, а также развитие предпосылок учебной деятельности.

Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров. Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях – социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической. Программа определяет содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:

– игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),

– коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми),

– познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:

– восприятие художественной литературы и фольклора,

– самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),

– конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

– изобразительная (рисование, лепка, аппликация),

– музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),

– двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. Содержательный раздел АООП включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, описание форм организации работы, которые в наибольшей степени соответствуют интересам и потребностям детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности, а именно описание:

– психолого-педагогических, кадровых, материально-технических и финансовых условий,

– особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды,

– особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик,

– способов и направлений поддержки детской инициативы,

– особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников, – особенностей разработки режима дня и формирования распорядка дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей.

По своему организационно-управленческому статусу данная Программа, реализующая принципы Стандарта, обладает модульной структурой. Образовательные области, содержание образовательной деятельности, равно как и организация образовательной среды, в том числе предметно-пространственная и развивающая образовательная среда, выступают в качестве модулей, из которых создается адаптированная основная общеобразовательная программа детского сада. Программа опирается на междисциплинарные исследования природы детства как особого культурно-исторического феномена в развитии человечества, на историко-эволюционный подход к развитию личности в природе и обществе, культурно-деятельностную психологию социализации ребенка, педагогическую антропологию, педагогику достоинства и педагогику сотрудничества. Согласно историко-эволюционному, культурно-деятельностному подходам к развитию ребенка накопленные в опыте предыдущих поколений знания не просто передаются напрямую от взрослого к ребенку; ребенок сам активно приобретает собственный опыт, творчески созидает собственные знания и смыслы, строит взаимодействия в совместно-разделенной деятельности и в общении с другими детьми и взрослыми.

Таким образом, знания и смыслы не механически усваиваются, но активно создаются (конструируются) самим ребенком в процессе взаимодействия и диалога с природным и социальным миром.

На основе Программы на разных возрастных этапах развития и социализации дошкольников конструируется мотивирующая образовательная среда. Мотивирующая образовательная среда предоставляет систему условий развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость пространства и его предметного наполнения, гибкость планирования), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательных отношений, включая педагогов, детей, родителей (законных представителей), администрацию), условия детской активности (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастно-психологическим особенностям дошкольников, задачам развития каждого ребенка), материально-технические и другие условия образовательной деятельности.

Программа включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО). Объем части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от ее общего объема. В соответствии с Программой описание традиционных событий, праздников и мероприятий с учетом региональных и других социокультурных особенностей включено в часть, формируемую участниками образовательных отношений самостоятельно. Программа также содержит раздел по развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогической и психологической диагностики развития детей, а также качества реализации АООП. Система оценивания качества реализации программы детского сад №106 направлена в первую очередь на оценивание созданных условий внутри образовательного процесса.

Программа завершается описанием перспектив по ее совершенствованию и развитию.

Обязательная часть АООП МБДОУ детского сада №106 выстраивается на основе комплексной примерной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2014г. и коррекционно-развивающих образовательных программ: «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» авторы Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, 2008г..

В соответсвии с ФГОС ДО учитывая мотивы, интересы, образовательные потребности детей с тяжёлыми нарушениями речи, членов их семей и педагогов в части, формируемой участниками образовательных отношений, содержание образовательной деятельности дополняют следующие парциальные программы:

1.«Комплексная диагностическая программа по изучению уровня социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО», разработана педагогами-психологами ДОО г. Ульяновска. Программа направлена на обеспечение активного воздействия на процесс формирования личности в детском возрасте, и сохранение ее индивидуальности в условиях внедрения ФГОС. Диагностическая программа построена с учетом принципа интеграции образовательных областей и соответствует современным требованиям психолого-педагогической науки и передовой психологической практики; учтены возрастные возможности и особенности воспитанников.

Психологическое сопровождение ребенка в детском саду является необходимым условием реализации ФГОС дошкольного образования. Психолого-педагогическое сопровождение — это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия. В дошкольных образовательных организациях возрастает роль деятельности педагога-психолога, поскольку достижение образовательных целей без психологического сопровождения детей осуществить сложно. ФГОС дошкольного образования предполагает психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в дошкольных образовательных организациях.

Целью психологического сопровождения является создание условий позитивной социализации, индивидуализации в развитии детей дошкольного возраста и сохранение психологического здоровья всех участников образовательных отношений. Сопровождение рассматривается нами как процесс, как целостная деятельность практического дошкольного психолога, в рамках которой могут быть выделены три обязательных взаимосвязанных компонента:

— систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе воспитания.

— создание социально-психологических условий для развития личности воспитанников и их успешного развития.

— создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Комплексная диагностическая программа по изучению уровня социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО имеет следующую структуру:

Программа состоит из двух блоков:

— психодиагностика социально-коммуникативной сферы;

— психодиагностика познавательного развития.

2. Адаптированная рабочая программа совместной деятельности педагога-психолога по развитию каллиграфических навыков детей 6-7 лет, автор Скворцова Н.П. педагог-психолог МБДОУ детского сада №106.

Цель программы:

— обеспечение оптимального подхода в психомоторной подготовке ребенка к формированию базового школьного навыка-письма.

Задачи:

— формирование силы ,точности движений, гибкости суставов посредством гимнастических упражнений;

— развитие зрительно-моторной координации, зрительного пространственного восприятия, анализа сложных форм;

-развитие навыков конструирования через использование трафаретов,линейки,лекал.

3. Адаптированная рабочая программа совместной деятельности педагога-психолога по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста, автор Скворцова Н.П. педагог-психолог МБДОУ детского сада №106.

Дети с ТНР относятся к категории детей с ОВЗ и являются особой категорией детей, которая становится всё больше распространена в современном обществе. У этой категории детей есть свои образовательные потребности, которые необходимо учитывать при работе с ними. Согласно ФГОС ДОУ освоение социально-коммуникативных умений для ребенка с ОВЗ обеспечивает полноценное включение в общение, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности. Центральным звеном в работе по развитию коммуникации используются коммуникативные ситуации — это особым образом организованные ситуации взаимодействия ребенка с объектами и субъектами окружающего мира посредством вербальных и невербальных средств общения. На основе взаимодействия со сверстниками развиваются и собственные позиции, оценки, что дает возможность ребенку с ОВЗ занять определенное положение в коллективе здоровых сверстников.

4. Адаптированная рабочая программа совместной деятельности педагога-психолога по эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста, автор Скворцова Н.П. педагог-психолог МБДОУ детского сада №106.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования программа направлена на:

-создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

-на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Эти парциальные программы учитывают специфику условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, в наибольшей степени соответствуют потребностями интересам детей с тяжёлыми нарушениями речи, возможности педагогического коллектива.

 

Федеральная роль в сфере образования

Федеральная роль в образовании

Обзор

В Соединенных Штатах ответственность за образование в первую очередь возлагается на штаты и местные органы власти. Именно штаты и общины, а также государственные и частные организации всех видов создают школы и колледжи, разрабатывают учебные планы и определяют требования для зачисления и окончания учебы. Структура финансирования образования в Америке отражает эту преобладающую роль штата и местного уровня. Из примерно 1,15 триллиона долларов США, потраченных по всей стране на образование на всех уровнях в 2012-2013 учебном году, значительная часть будет поступать из государственных, местных и частных источников. Это особенно верно на начальном и среднем уровне, где около 92 процента средств будут поступать из нефедеральных источников.

Это означает, что федеральный вклад в начальное и среднее образование составляет около 8 процентов, включая средства не только Министерства образования (ED), но и других федеральных агентств, таких как программа Head Start Министерства здравоохранения и социальных служб. и программа школьных обедов Министерства сельского хозяйства.

Хотя доля ED в общем финансировании образования в США относительно невелика, ED усердно работает, чтобы получить большую отдачу от своих денег, предоставляемых налогоплательщиками, направляя свои средства туда, где они могут принести наибольшую пользу. Эта адресность отражает историческое развитие федеральной роли в сфере образования как своего рода «системы реагирования на чрезвычайные ситуации», средства заполнения пробелов в государственной и местной поддержке образования при возникновении критических национальных потребностей.


История

Первоначальный Департамент образования был создан в 1867 году для сбора информации о школах и преподавании, которая поможет штатам создать эффективные школьные системы. Хотя название агентства и его местонахождение в исполнительной власти изменились за последние 130 лет, этот ранний акцент на предоставлении информации о том, что работает в сфере образования, учителям и политикам в области образования сохраняется и по сей день.

Принятие Второго закона Моррилла в 189 г.0 возложил на тогдашнее Управление образования ответственность за управление поддержкой первоначальной системы колледжей и университетов, предоставляющих землю. Профессиональное образование стало следующей важной областью федеральной помощи школам: Закон Смита-Хьюза 1917 года и Закон Джорджа-Бардена 1946 года были сосредоточены на обучении старшеклассников сельскому, промышленному и домашнему хозяйству.

Вторая мировая война привела к значительному расширению федеральной поддержки образования. Закон Лэнхема 1941 г. и законы о помощи при ударах 19 г.50 облегчил бремя общин, затронутых присутствием военных и других федеральных объектов, путем выплаты школьным округам. А в 1944 году «Закон о военнослужащих» санкционировал помощь в получении высшего образования, в результате чего почти 8 миллионов ветеранов Второй мировой войны отправились в колледжи.

Холодная война стимулировала первый пример всестороннего федерального законодательства об образовании, когда в 1958 году Конгресс принял Закон об образовании в области национальной обороны (NDEA) в ответ на запуск Советским Союзом спутника. Чтобы гарантировать, что высококвалифицированные люди будут доступны, чтобы помочь Америке конкурировать с Советским Союзом в научной и технической областях, NDEA включало поддержку кредитов для студентов колледжей, улучшение естественных наук, математики и преподавания иностранных языков в начальных и средних школах. , аспирантура, иностранный язык и регионоведение, профессионально-техническое обучение.

Законы о борьбе с бедностью и гражданских правах 1960-х и 1970-х годов привели к драматическому появлению миссии Департамента по обеспечению равного доступа. Принятие таких законов, как Раздел VI Закона о гражданских правах 1964 г., Раздел IX Поправок к образованию 1972 г. и Раздел 504 Закона о реабилитации 1973 г., запрещающих дискриминацию по признаку расы, пола и инвалидности, соответственно сделало гражданские права правоприменение является фундаментальным и долгосрочным направлением деятельности Министерства образования. В 1965, Закон о начальном и среднем образовании запустил комплексный набор программ, в том числе программу Раздела I федеральной помощи детям из неблагополучных семей для решения проблем бедных городских и сельских районов. И в том же году Закон о высшем образовании санкционировал помощь послесреднему образованию, включая программы финансовой помощи нуждающимся студентам колледжей.

В 1980 году Конгресс учредил Департамент образования в качестве агентства на уровне кабинета министров. Сегодня ED реализует программы, затрагивающие все области и уровни образования. Начальные и средние программы Департамента ежегодно обслуживают почти 18 200 школьных округов и более 50 миллионов учащихся, посещающих примерно 9 школ.8000 государственных школ и 32000 частных школ. Программы департамента также предоставляют гранты, ссуды и помощь в учебе более чем 12 миллионам студентов высших учебных заведений.


Миссия

Несмотря на усиление федеральной роли в сфере образования, Департамент никогда не отклонялся далеко от своей официальной миссии: способствовать успеваемости учащихся и подготовке к глобальной конкурентоспособности путем повышения качества образования и обеспечения равного доступа.

Департамент выполняет свою миссию двумя основными способами. Во-первых, секретарь и Департамент играют ведущую роль в продолжающемся общенациональном диалоге о том, как улучшить результаты нашей системы образования для всех учащихся. Это включает в себя такие мероприятия, как повышение осведомленности на национальном уровне и в сообществе о проблемах образования, с которыми сталкивается нация, распространение последних открытий о том, что работает в преподавании и обучении, и помощь сообществам в разработке решений сложных образовательных проблем.

Во-вторых, Департамент преследует свои двойные цели: доступность и превосходство посредством управления программами, которые охватывают все области образования и варьируются от дошкольного образования до постдокторских исследований. Для получения дополнительной информации о программах Департамента см. Президентский бюджетный запрос на образование на 2022 финансовый год.


Кадровое обеспечение

И последнее замечание: в то время как программы и обязанности ED существенно выросли за эти годы, сам Департамент остался прежним. На самом деле, у Министерства самый маленький штат из 15 агентств Кабинета министров, хотя его дискреционный бюджет является третьим по величине, уступая только Министерству обороны и Министерству здравоохранения и социальных служб. Кроме того, Департамент ежегодно предоставляет новые и консолидированные кредиты на сумму более 150 миллиардов долларов.



Версия для печати

Последнее изменение: 15. 06.2021

Когда дело доходит до образования, федеральное правительство отвечает за… Гм, что?

Судя по ее утверждению в Сенате, министр образования Бетси ДеВос является одним из самых противоречивых членов кабинета президента Дональда Трампа. Она была единственным кандидатом, получившим два голоса «против» от членов ее собственной партии, сенаторов Сьюзан Коллинз от штата Мэн и Лизы Мурковски от Аляски. Накануне ее голосования демократы устроили всенощное бдение, в ходе которого они осудили ее из зала Сената. После голосования 50–50 вице-президент Майк Пенс был вызван в качестве президента Сената, чтобы разорвать ничью в пользу ДеВоса — впервые за 228-летнюю историю Сената, когда он давал «советы и согласие» кандидатам в президенты. кабинет.

Теперь, когда ДеВос уже несколько месяцев занимает пост 11-го министра образования, как ее сторонники, так и противники уделяют пристальное внимание политике, которую она начинает проводить, и тому, как она изменит государственные школы страны. Однако даже для опытных наблюдателей за образованием это сложно не только потому, что бюджетные и политические предложения администрации Трампа более скелетообразны, чем те, которые были выдвинуты предыдущими администрациями, но и потому, что Министерство образования не контролирует напрямую 100 000 государственных школ страны. У штатов есть некоторый надзор, но отдельные муниципалитеты в большинстве случаев являются юридическими лицами, ответственными за управление школами и за обеспечение большей части финансирования за счет местных налогов.

Тем не менее, федеральное правительство использует сложную систему механизмов финансирования, политических директив и мягкую, но значительную власть президентской кафедры хулиганов, чтобы определять, что, как и где учатся студенты. Любой, кто надеется понять влияние пребывания ДеВоса на посту министра образования, должен сначала понять некоторые основные основы: что контролирует федеральное правительство, как оно это контролирует и как этот баланс меняется (и не меняется) от администрации к администрации.

Этот политический ландшафт является предметом курса Ed School, A-129, Федеральное правительство и школы, читает лектор Лаура Шифтер, Ed.M.’07, Ed.D.’14, бывший старший советник конгрессмена Джорджа Миллера (D-CA). Шифтер заметил, что даже учащимся, работавшим в государственных школах, может быть сложно понять текущую роль федерального правительства в сфере образования.

«Студенты часто нуждаются в повторении таких вещей, как понимание природы отношений между федеральным правительством и штатами и что такое федерализм», — говорит она. Имея это в виду, курс начинается с обзора гражданственности, особенно сложной политики федерализма, затем переходит к уроку истории федерального законодательства об образовании со времен принятия Закона о начальном и среднем образовании 1965, и, наконец, к обзору реальных политических механизмов, с помощью которых федеральное правительство обеспечивает и реализует закон. Повсюду учащиеся «читают уставы, читают постановления, читают судебные решения», — говорит Шифтер, — действия, которые, по ее мнению, необходимы, поскольку для педагогов нет лучшего способа понять закон, чем ознакомиться с ним самостоятельно.

Уроки граждановедения и истории, необходимые для понимания роли федерального правительства в образовании, конечно же, тесно переплетены и начинаются, как и многие другие вещи в Америке, с Конституции. В этом документе нет упоминания об образовании. В 10-й поправке говорится, что «полномочия, не делегированные Соединенным Штатам Конституцией… соответственно сохраняются за штатами». Может показаться, что это исключает какой-либо федеральный надзор за образованием, за исключением того, что 14-я поправка требует, чтобы все штаты обеспечивали «любому лицу, находящемуся под их юрисдикцией, равную защиту закона».

По крайней мере, после решения Верховного суда Браун против Совета по образованию в 1954 году, это было истолковано как дающее федеральному правительству право вмешиваться в случаях юридически санкционированной дискриминации, такой как сегрегация государственных школ по всей стране; обеспечить равный доступ к образованию для учащихся с ограниченными возможностями; и, согласно некоторым аргументам, исправить постоянно неравный доступ к ресурсам в штатах и ​​округах с разным уровнем дохода. По словам доцента Мартина Уэста, историческая и нынешняя роль правительства в сфере образования отражает конфликты, присущие этим двум центральным принципам национальной хартии.

До 1965 года казалось, что 10-я поправка превалирует над 14-й, и участие федерального правительства в образовании до 12 лет было минимальным. Начиная с Горация Манна в Массачусетсе, в 1830-х годах штаты проводили реформы, направленные на создание бесплатной, несектантской системы образования, но большая часть национального законодательства была направлена ​​на высшее образование. Например, в соответствии с Законом Моррилла 1862 года доходы от продажи государственных земель использовались для создания «земельных» колледжей, ориентированных на сельское хозяйство и инженерное дело. (Многие государственные университеты, такие как штат Мичиган, и исторически сложившиеся колледжи для чернокожих, такие как университет Таскиги, предоставляют земельные участки.)

А затем, в конце 1860-х годов, при президенте Эндрю Джонсоне был создан первый федеральный департамент образования для отслеживания статистики образования. Он был быстро понижен в должности до «Офиса» и не входил в состав кабинета президента. Только в середине 1960-х годов федеральное правительство стало играть более активную роль в образовании K-12.

Изменения были вызваны двумя причинами. Решение Верховного суда 1954 года Браун против Совета по образованию , предписывающее десегрегацию государственных школ, дало исполнительной власти юридический прецедент для обеспечения равного доступа к образованию. В то же время запуск советского спутника «Спутник-1» (и технологическое балансирование на грани «холодной войны» в целом) породил опасения, что национальные школы отстают.

Эти нити сошлись в Законе о начальном и среднем образовании (ESEA) 1965 года, законопроекте, частично разработанном Фрэнсисом Кеппелем, тогдашним уполномоченным по вопросам образования (эквивалент министра образования на уровне до кабинета министров) и преобразующим деканом в школе Эд. Законопроект был ключевой частью войны Линдона Джонсона с бедностью и с тех пор устанавливает основные условия участия федерального правительства в образовании.

Вместо того, чтобы навязывать прямой федеральный надзор за школами — указывая штатам, что делать, — ESEA предложила штатам финансирование образовательных программ на условной основе. Другими словами, штаты могли получать федеральное финансирование при условии, что они отвечают требованиям, изложенным в определенных разделах или заголовках закона.

Title I предоставляет средства школам с большим процентом учащихся с низким доходом. Раздел VI предоставляет помощь детям-инвалидам. Раздел VII выделяет средства на двуязычное образование. По словам историка образования и бывшего декана школы Эда Патрисии Альбьерг Грэм, объем финансирования, предоставляемого esea, поначалу был небольшим — около 2–3 процентов от бюджета округа, — но слишком большим, чтобы штаты могли отказаться от него. Формула стимулов с оговорками позволила федеральному правительству обойти 10-ю поправку и иметь больше возможностей для обеспечения соблюдения 14-й. Это обеспечило, по словам Грэма, как пряник из федеральных фондов, так и кнут для их изъятия.

Каждая крупная образовательная инициатива с 1965 года была направлена ​​на перекалибровку баланса, впервые установленного esea. До 1980 года программа повторно разрешалась каждые три года, каждый раз с более конкретными указаниями о том, как следует использовать федеральные средства (например, деньги по Разделу I должны дополнять, а не заменять местное финансирование образования). В 1975 году Закон об образовании для всех детей-инвалидов (теперь IDEA) гарантировал, что учащимся с ограниченными возможностями предоставляется бесплатное соответствующее государственное образование для удовлетворения их потребностей. Этот первоначальный шквал расширения завершился в 1979, при президенте Джимми Картере, с созданием федерального департамента образования в качестве отдельного правительственного агентства на уровне кабинета министров, которое будет координировать то, что Уэст называет «алфавитным супом» различных инициатив и требований федерального правительства.

Администрация Рейгана ненадолго отменила многие положения ESEA, но после выпуска в 1983 году отчета «Нация в опасности », в котором указывалось на сохраняющееся неравенство в системе образования и проводились неблагоприятные сравнения между учащимися США и учащимися других стран, старые требования были восстановлены и добавлены новые.

Закон 2001 года «Ни одного отстающего ребенка» (NCLB) ознаменовал собой новый уровень федерального надзора, требуя от штатов устанавливать более строгие стандарты оценки учащихся и посредством тестирования демонстрировать «адекватный ежегодный прогресс» в соблюдении этих стандартов. Недостатки в законе быстро всплыли. Стандарты не учитывали различий между учащимися, и поэтому, по словам Уэста, Департамент образования часто заканчивал тем, что «оценивал школы не столько по учащимся, которым они служат, сколько по их эффективности».

Когда администрация Обамы пришла к власти, она столкнулась с законодательным тупиком в сфере образования. Срок действия NCLB истек в 2007 году, но в Конгрессе не было консенсуса относительно условий его повторной авторизации. В ответ администрация предоставила отказ штатам, которые не соответствовали стандартам nclb, при условии, что они приняли другие политики, одобренные администрацией, такие как стандарты Common Core. В то же время программа «Гонка к вершине» предлагала конкурсные гранты, по которым штатам присуждались баллы в зависимости от реализации ими таких политик, как оценка на основе результатов. Эти две программы были восприняты многими консерваторами как превышение должностных полномочий, и когда в 2015 году ESEA была повторно утверждена как Закон об успехах каждого учащегося (ESSA), стандартизированные требования к тестированию NCLB были сохранены, но системы оценки и подотчетности должны были реагировать на результаты этих программ. испытания стали обязанностью отдельных штатов. Когда ДеВос давал показания перед Сенатом в январе 2017 года, федеральное правительство по-прежнему имело большую роль в государственном образовании, чем когда-либо до публикации «Ни одного отстающего ребенка», но недавно оно испытало самый большой откат в своем надзоре с эпохи почти непрерывная экспансия, начавшаяся в 1965.

*****

Вернувшись в класс Шифтера, ученики борются с смоделированными версиями реальной дилеммы, которая сейчас стоит перед администрацией Трампа: как разработать и реализовать политику. Для студентов Шифтера это означает выбор между двумя окончательными проектами: имитация надбавки Конгресса к законопроекту, связанному с образованием, или имитация предложения о гранте, аналогичного «Гонке к вершине». Для Трампа это означает понимание того, как политика в области образования формируется всеми тремя ветвями власти.

Конгресс может издавать устав и распределять средства. Если, например, он выделяет средства в виде грантов по формуле, которые распределяются между всеми штатами на одинаковой основе, это может обеспечить повсеместное принятие таких программ, как Раздел I. Конкурентные гранты, такие как «Гонка к вершине», возможно, делают реализацию политики более эффективной: исполнительная власть отделение может регулировать, уточнять и избирательно применять закон. А судебные постановления могут дать новое определение тому, что квалифицируется как реализация политики, как это сделал Верховный суд в своем Эндрю Ф. против школы округа Дуглас. Постановление RE-1 , единогласное решение, интерпретирующее идею как требующую, чтобы «образовательная программа учащегося-инвалида была достаточно амбициозной в свете его обстоятельств».

Похоже, что подход Департамента образования при ДеВосе все еще формируется. Некоторые его действия были быстрыми и решительными. В феврале министерства юстиции и образования совместно объявили, что отменяют руководство эпохи Обамы, защищающее право трансгендерных студентов пользоваться туалетом, соответствующим их гендерной идентичности.

Однако в других областях позиция отдела была расплывчатой. В день инаугурации администрация приказала заморозить государственные планы оценки и подотчетности для школ, которые, согласно essa, должны быть одобрены на федеральном уровне. Однако в письме от 10 февраля руководителям школ штатов ДеВос сказал, что штаты должны продолжить работу со своими предложениями. Если министерство будет снисходительно относиться к оценке этих планов, это будет означать де-факто отказ от федерального надзора, поскольку министерство образования предпочтет не осуществлять свои полномочия в полной мере, разрешенной законом.

Точно так же, хотя во время слушаний по утверждению ДеВос было много разговоров о том, в какой степени она будет выступать за выбор школы и программы ваучеров, и хотя Трамп похвалил выбор школы во время выступления на совместном заседании Конгресса, до сих пор неясно, что формы, которые примет эта защита. Многие люди ожидали, что налоговый план администрации будет включать налоговый кредит на пожертвования в фонды стипендий частных школ.

Предлагаемый администрацией бюджет, опубликованный в мае под названием «Новый фонд американского величия», предусматривает выделение 500 миллионов долларов на финансирование новой чартерной школы — на 50 процентов больше, чем текущий уровень, но меньше, чем 759 долларов.миллионов, санкционированных за первые два года правления Джорджа Буша-младшего. Бюджет также выделяет дополнительный 1 миллиард долларов в виде «переносного» финансирования по Разделу I, что означает, что деньги будут следовать за учащимися, которые решат посещать чартерные школы или специализированные школы (в настоящее время они остаются в их родных округах). Однако в рамках ESSA многое из того, что когда-то находилось в ведении Министерства образования, теперь перешло к штатам.

«По иронии судьбы мы увидим администрацию, которая не захочет диктовать конкретную политику», — говорит профессор Пол Ревиль, министр образования штата Массачусетс при бывшем губернаторе Девале Патрике. Это, конечно, не означает, что министерство образования и администрация не могут влиять, но, похоже, они планируют это делать за счет сокращений, а не новых инициатив. Бюджет Трампа предлагает сокращение бюджета Департамента образования на 2018 год на 13,5%, в том числе сокращение на 2,3 миллиарда долларов, которое устранит гранты штата на поддержку эффективного обучения, которые финансируют обучение и развитие учителей.

Сокращения в других областях также могут затронуть учащихся, поскольку не все федеральное финансирование школ поступает от Министерства образования. Например, деньги для Закона о здоровом питании детей без голода, чьи рекомендации по питанию в школьных обедах были недавно ослаблены указом исполнительной власти, поступают через Министерство сельского хозяйства. Работники государственных школ, такие как эрготерапевты и физиотерапевты, оплачивают большую часть своей работы через программу Medicaid, которая также предоставляет стоматологические услуги, услуги по офтальмологии, слуху и психическому здоровью. Подобные программы находятся под угрозой частично из-за того, что предлагаемый администрацией бюджет урезает Medicaid на 800 миллиардов долларов.

Помимо специфики бюджета, есть еще и сила президентской хулиганской кафедры. Ревиль приводит доказательства того, что риторика администрации о чартерных школах и ваучерах уже заставила консервативные правительства штатов «сдвинуться с места, воодушевленные новой позицией федерального правительства по выбору».

Бюджет администрации только, однако, список пожеланий. Фактическая власть определять федеральные расходы принадлежит Палате представителей и Сенату, и даже в годы менее радикальных предложений законодатели часто принимают федеральный бюджет, который сильно отличается от предложенного президентом. Бюджет Трампа получил отпор, и для некоторых консерваторов, настроенных на образование, поддержка администрации в их интересах нежелательна. Фредерик Гесс, Ed.M.’90, директор по исследованиям в области образовательной политики в Американском институте предпринимательства, верит в выбор школы, но беспокоится о том, что произойдет, если Трамп будет настаивать на этом.

«Последнее, чего мы хотим, — говорит Хесс о выборе школы, — это чтобы наименее популярный и самый неумелый лидер на памяти стал защитником популярной идеи».

Конечно, не все согласны с оценкой Гесса в отношении президента, но его озабоченность иллюстрирует основную идею о выработке политики, которую Шифтер позаимствовала у политолога Джона Кингдона и пытается передать своим ученикам. Теория гласит, что для того, чтобы любая идея стала юридической реальностью, политические предложения — это только одна часть треугольника. Политики также должны эффективно доказать существование проблемы, и они должны сделать это в исторический момент, когда предлагаемое ими решение политически возможно. Для Линдона Джонсона в 19 лет65, проблема заключалась в том, что национальные школы не одинаково обслуживали всех учащихся. Решение заключалось в том, чтобы федеральное правительство распределило средства таким образом, чтобы скорректировать баланс. Политический момент наступил, когда опасения времен холодной войны и новое четкое понимание 14-й поправки сделали возможными изменения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *