cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Разделительные мягкие и твердые знаки: Разделительный мягкий и твердый знак

Содержание

Разделительный мягкий знак — правописание и правила

Мягкий знак — коварная буква: пишется, но не произносится. И порой доставляет немало забот школьникам, которые проходят разделительный мягкий знак во 2 классе. Давайте разбираться, что разделяет мягкий знак и как не путать его с твердым.

Записывайтесь на онлайн-фестиваль для родителей SmartFest!

Ждём вас 8 октября в 13:00. Вместе с педагогами, психологами и другими экспертами в образовании и воспитании ответим на главные вопросы мам и пап.

Бесплатный урок по русскому языку

Записаться

Мягкий знак— это буква, которая указывает на мягкость согласного звука, но сама звука не имеет. Например, в словах сосулька, восемь, банька мягкий знак на письме обозначает, что согласные звуки [л′], [м′], [н′] будут мягкими. 

Разделительный мягкий знак называется так потому, что отделяет при произношении согласный звук от следующего за ним гласного.

Прочитайте вслух пары слов и обратите внимание, как произносятся выделенные слоги: 

  • нюанс — Нью-Йорк; 
  • тяпка — статья;
  • поле — колье
  • линия — ульи
  • Лёша — жильё

В этих парах слогов одинаковые согласные и одинаковые гласные, но наличие разделительного мягкого знака влияет на их произношение. Слоги без мягкого знака произносятся более слитно. Все дело в том, что гласные после разделительного мягкого знака обозначают по два звука вместо одного: 

  • [н′уанс] — [н′й′у й′орк]; 
  • [т′апка] — [стат′й′а]; 
  • [пол′э] — [кал′й′э]; 
  • [л′иний′а] — [ул′й′и]; 
  • [л′оша] — [жыл′й′о].

Разделительный мягкий знак встречается не перед любыми гласными, а только перед е, ё, ю, я, и. Также в виде исключения он может встречаться в заимствованных словах перед буквой о: бул

ьон, почтальон. 

В какой части слова пишется разделительный мягкий знак

В слове разделительный мягкий знак может находиться в корне или после него, но никогда — после приставки. 

После приставки, которая оканчивается на согласный, и перед гласными е, ё, ю, я пишется разделительный твердый знак

Приведем примеры слов с разделительным мягким знаком в разных частях слова:

1. В корне слова:


2. Между корнем и суффиксом:


3. Между корнем и окончанием слова:


4. Между суффиксом и окончанием


Русский язык в онлайн-школе Skysmart — это увлекательные уроки на интерактивной платформе с примерами из современных текстов.

Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова

Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков

Слова-исключения с разделительным мягким знаком 

В исконно русских слова разделительный мягкий знак встречается только перед гласными е, ё, ю, я, и. Но в иноязычных словах (особенно французских) он может стоять перед буквой о:

  • почтальон;
  • бульон;
  • медальон;
  • каньон;
  • котильон;
  • батальон;
  • павильон;
  • компаньон.

Запоминаем!

При переносе разделительный мягкий знак остается на предыдущей строке: обезь-яна, курь-ёзный.

Как избежать ошибки в слове с разделительным мягким знаком

Чтобы писать слова с разделительным мягким знаком правильно, нужно уметь разбирать слово по составу и знать слова-исключения.

Запомните простой порядок действий, чтобы определить, когда писать мягкий, а когда твердый разделительный знак. 

  1. Посмотрите, какая гласная стоит после согласной. Разделительный мягкий знак встречается только перед гласными е, ё, ю, я, и. А также перед о в заимствованных словах-исключениях. 

  2. Разберите слово по составу. Если приставка оканчивается на согласную букву, а за ней следует е, ё, ю, я — пишем твердый знак. В корне и после него — мягкий. 



Шпаргалки по русскому для родителей

Все правила по русскому языку под рукой

Употребление твёрдого и мягкого знаков

теория по русскому 🐻 орфография

Употребление Ъ и Ь

Разделительные твёрдый и мягкий знаки используются для отделения согласных от гласных. Основное отличие в их употреблении заключается в том, что разделительный твёрдый знак используется только после приставок, в то время как разделительный мягкий ставится только в середине корня или на границе корня и окончания.

Твердый знак

Твёрдый знак мы пишем после иноязычных и русских приставок на согласную, а также корней-числительных (-двух, -трёх, – четырёх и др.) перед гласными Е, Ё, Ю, Я.

Разделительный Ъ
после русских приставок (от-, об-, под-, с-, в-, пред-, без-, раз-, вз-, сверх-, меж-)после иностранных приставок (пан-, транс-, суб-, супер-, ад-, аб-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, пост-)после корней-числительных
  • отъелся
  • сверхъестественное
  • съёмка
  • подъюбник
  • разъярённый
  • разъём
  • межъязыковой
  • объект
  • контръединичный
  • субъект
  • панъяпонский
  • трансъевропейский
  • суперъяхта
  • постъядерный
  • двухъярусный
  • трёхъязычный
  • четырёхъядерный
Помните!

Если приставка оканчивается на гласную или корень после приставки на согласную начинается с любых других букв, кроме указанных, то твёрдого знака не будет! Примеры: заелся, интернациональный, трансиранский, трёхимпульсный, двухигольный, предэкзаменационный.

Также твёрдый знак не употребляется в сложносокращённых словах: детясли, главюрист, иняз.

Мягкий знак

Разделительный мягкий знак пишется в середине слова (в корне) между согласной и гласными Е, Ё, Ю, Я, И, О: пьедестал, вьюга, дьяк, вьюн, бульон, кутюрье. Самое главное не перепутать приставку с корнем! Например: под…ячий – в данном случае под- не приставка. Под…ячий – это помощник дьяка, следовательно, ПО- будет приставкой, а Д – частью корню. Поэтому вставляем Ь:

подьячий.

Мягкий знак традиционно используется для смягчения предшествующего согласного: мыльница, олень.

Трудные случаи
  • у имён существительных 3-его склонения женского рода (молодёжь, тушь, ночь);
  • у глаголов во 2-ом лице единственного числа (печёшь, привяжешь, возьмёшь);
  • у глаголов в неопределённой форме (стеречь, беречь, помочь).
Но! Мягкий знак не ставится:
  • на конце у имён существительных 2ого склонения мужского рода (луч, врач) и 1ого склонения женского рода (нет рощ, дач).

Следует запомнить написание следующих трудных слов с Ъ и Ь.

Трудные слова с твёрдым знакомТрудные слова с мягким знаком
адъютант взъерошить въедливый объять необъятный съёжиться инъекция конъюнктура конъюнктивит разъярённый фельдъегерь неотъемлемый дизъюнкция трансъевропейский панъевропейский изъян объектрьяный бурьян брильянт павильон шампиньон ателье барьер интервью интерьер арьергард мышьяк обезьяна каньон бельэтаж медальон почтальон бульон

Образец рассуждения при написании слов с разделительным Ъ и Ь

  1. Проверяем, является ли первая часть до пропуска приставкой или корнем. Не забываем про трудные слова.
  2. В случае с корнем пишем Ь;
  3. В случае с приставкой и корнями-числительными проверяем следующую после пропуска букву, затем пишем соответствующую букву или оставляем пропуск.

Пример: фельд…егерь Слово фельд…егерь входит в список трудных слов, ставим Ъ: фельдъегерь.

Пример: неб…ющийся В слове неб…ющийся несложно догадаться, что приставки НЕБ- не существует, поэтому вписываем Ь:

небьющийся.

Пример: пят…юдесят…ю  Пропущена буква внутри корня на границе согласной и гласной Ю, поэтому везде вставляем разделительный Ь: пятьюдесятью.

Пример: четырёх…атомный Пропущена буква на границе корня-числительного и второго корня. Следующая буква А, поэтому ничего не вписываем: четырёхатомный.

Задание OGR0521 Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
  1. ЗАПИРАТЬ (на замок) – написание безударной гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором гласный звук находится под ударением.
  2. ПРЕГРАДА – написание приставки определяется её значением, близким к значению приставки пере-.
  3. КАМЫШ – в имени существительном 3-го склонения после шипящих не пишется буква Ь.
  4. ТАЮЩИЙ (лёд) – в действительном причастии настоящего времени, образованном от основы глагола I спряжения, пишется суффикс -ЮЩ-.
  5. ВЫНЕСИТЕ (обязательно) – в окончании глагола I спряжения в форме 2-го лица множественного числа пишется окончание -ИТЕ.

  1. ЗАПИРАТЬ (на замок) – написание безударной гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором гласный звук находится под ударением – НЕВЕРНОЕ объяснение. Написание безударной чередующейся гласной в корне ПИР / ПЕР зависит от суффикса А. Сравним: запирать – запереть.
  2. ПРЕГРАДА – написание приставки определяется её значением, близким к значению приставки пере- – ВЕРНОЕ объяснение. Можно подобрать близкие по смыслу слова с приставкой пере- (например: перегородить, перегородка).
  3. КАМЫШ – в имени существительном 3-го склонения после шипящих не пишется буква Ь – НЕВЕРНОЕ объяснение, так как существительное камыш относится ко 2-ому склонению (мужской род, нулевое окончание).
  4. ТАЮЩИЙ (лёд) – в действительном причастии настоящего времени, образованном от основы глагола I спряжения, пишется суффикс -ЮЩ- – ВЕРНОЕ объяснение. Это причастие образовалось от глагола I спряжения ТАЯТЬ, поэтому пишем суффикс -ЮЩ-.
  5. ВЫНЕСИТЕ (обязательно) – в окончании глагола I спряжения в форме 2-го лица множественного числа пишется окончание -ИТЕ – НЕВЕРНОЕ объяснение. По правилу в глаголах повелительного наклонения 2-го лица множественного числа перед окончанием -ТЕ пишется суффикс -И-.
Ответ: 24

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

Задание OR0522T Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) РАСЦЕНИВАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

2) ПОДВЕДЕНЫ (итоги) – в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.

3) РАССТИЛАТЬСЯ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.

4) (решил много) ЗАДАЧ – в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.

5) (говорил) ПО-АНГЛИЙСКИ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.


1) РАСЦЕНИВАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С – ВЕРНОЕ объяснение. Пишем приставку РАС, так как корень начинается с глухого согласного Ц.

Написание приставок РАС / РАЗ зависит от глухости / звонкости согласного, с которого начинается корень. Напишем на конце приставки букву С, если корень начинается на глухой согласный. Например: раскрасить, рассмешить, распилить и т.д. Напишем на конце приставки букву З, если корень начинается на звонкий согласный. Сравним: разбросать, разговаривать, разделить и др.

2) ПОДВЕДЕНЫ (итоги) – в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного – НЕВЕРНОЕ объяснение, так как перед нами не краткое прилагательное, а краткое причастие.

3) РАССТИЛАТЬСЯ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения – НЕВЕРНОЕ объяснение, так как написание чередующихся корней СТИЛ / СТЕЛ зависит от суффикса А.

Напишем корень СТИЛ, если за корнем стоит суффикс А. Если суффикса А нет, то выберем корень СТЕЛ. Сравним: застилать – застелить,

4) (решил много) ЗАДАЧ – в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется – НЕВЕРНОЕ объяснение, так как существительное ЗАДАЧ относится к 1-ому склонению. Начальная форма – ЗАДАЧА (существительное женского рода с окончанием А).

5) (говорил) ПО-АНГЛИЙСКИ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И – ВЕРНОЕ объяснение, так как ПО-АНГЛИЙСКИ – наречие, образованное от основы имени прилагательного АНГЛИЙСКИЙ при помощи приставки ПО- и суффикса -И. Согласно правилу такие наречия пишутся через дефис. Сравним: по-немецки, по-русски, по-гречески и т.д.

Ответ: 15

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

Алёна Базан | Просмотров: 6.7k | Оценить:

Урок 58. разделительный мягкий знак — Русский язык — 2 класс

Русский язык. 2 класс.

Урок 58. Разделительный мягкий знак

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
  2. Правила переноса слов с разделительным мягким знаком.
  3. Различение разделительного мягкого знака и мягкого знака-показателя мягкости.

Глоссарий по теме:

Разделительный мягкий знак пишется в корне слова и отделяет согласную букву от гласных букв Е, Ё, Ю Я,И.

Мягкий знак – показатель мягкости – это буква, которая не обозначает звуков, а только указывает на мягкость предшествующего согласного звука.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 31 – 38.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 19-22.

Канакина В.П., Щеголёва Г.С. Русский язык. 2 класс. Контрольные работы. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. — С. 41 — 45.

Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Тетрадь учебных достижений. – М.: Просвещение, 2017. – С. 50 — 51.

Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 2 класс. – М.: Просвещение, 2018. — С. 41.

Тихомирова Е .М. Тренажёр по русскому языку к учебнику В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2 ч.» ФГОС ( к новому учебнику) – М.: Издательство «Экзамен», 2018. — С.61-64.

Тихомирова Е. М. Тесты по русскому языку. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2: к учебнику В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.» ФГОС ( к новому учебнику) – М.: Издательство «Экзамен», 2017. — С. 22 — 29.

Русский язык: предварительный контроль: текущий контроль: итоговый контроль: 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. Е. Курлыгина, О. О. Харченко. – М.: Просвещение: УчЛит, 2018. — С. 64-68.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Многие люди думают, что живут в мире обычных вещей. А между тем, если только присмотреться … То даже в алфавите можно увидеть театральную труппу, а в буквах — искусных актёров. Они разыгрывают на сцене книжных страниц разнообразнейшие пьесы. Одни едва справляются с одной ролью. А у других их столько, что они не сходят с книжных театральных подмостков ни на одну строчку!

Среди этих «трудяжек» есть и такие, которые даже не обозначают звуков, но без них всё равно не обойтись. Догадались, о какой букве речь? Конечно, это мягкий знак!

То, что эта буква не обозначает звука и только указывает на мягкость предшествующего согласного, вам известно давно. А вот какие у неё ещё роли?

Давайте разберёмся. Для этого тоже возьмём на себя роль – роль исследователей. Проведём эксперимент со словами. По правилам в любом эксперименте должна быть гипотеза, то есть предположение. У нашего эксперимента тоже есть гипотеза. Мы с вами предположим следующее: у мягкого знака только одна роль — указывать на мягкость предшествующего согласного звука. Если убрать мягкий знак, то мягкий согласный звук заменит парный ему твёрдый согласный.

Для эксперимента подберём несколько слов с мягким знаком. Первая группа слов: мягкий знак в середине слова – коньки, мальчик. Вторая группа: мягкий знак на конце слова – окунь, моль. Третья группа: мягкий знак не совсем на конце слова — после него следует гласная буква: солью, колья.

Итак, уберём мягкий знак в словах первой группы. Коньки – конки, мальчик – малчик. Рассмотрите транскрипцию этих слов: [коН′к′и] — [коНк′и], [маЛ′ч′ик] – [маЛч′ик] . С исчезновением мягкого знака, одни и те же буквы стали обозначать теперь другие парные по мягкости – твердости звуки. [коН′к′и] — [коНк′и]. Звук [Н′] поменялся на звук [Н]. [маЛ′ч′ик] – [маЛч′ик]. Звук [Л′] уступил место звуку [Л]. В значении слов тоже произошли изменения. Коньки – спортивный инвентарь. Конки – городские железные дороги с лошадьми, предшественницы трамваев. Мальчик – ребенок, будущий мужчина. Слово малчик вообще не имеет значения.

Уберём мягкий знак во второй группе слов. Окунь – окун, моль – мол. Рассмотрим транскрипции этих слов: [окуН′] – [окуН] , [моЛ′] – [моЛ]. Так же, как и в предыдущей группе слов, с исчезновением мягкого знака, одни и те же буквы стали обозначать другие парные по мягкости – твердости звуки. [окуН′] – [окуН] Звук [Н′] поменялся на звук [Н]. [моЛ′] – [моЛ]. Звук [Л] встал на место звука [Л′]. Это так же повлияло на значение слов. Моль – мелкая бабочка, гусеница которой является вредителем. Мол — сооружение в порту для защиты судов от морских волн. Окунь – пресноводная рыба с красноватыми нижними плавниками. Окун – значение потерялось.

Может и с третьей группой слов будет то же самое? Больше экспериментировать не нужно? Нет! У настоящих учёных гипотеза требует многократного подтверждения. Поэтому продолжаем работать!

Итак, третья группа слов: мягкий знак не совсем на конце слова, после него следует гласная буква. Солью — солю, колья – Коля. Как и в первых двух случаях, когда мы убрали мягкий знак, значение слов изменилось. Солью — действие по удалению жидкости. Солю — действие по добавлению соли. Колья – заостренные палки. Коля — мужское имя

Но посмотрите на звуковые схемы! Мягкий согласный звук не заменил парный ему твёрдый согласный, как мы с вами предполагали!

Присмотритесь к транскрипциям этих слов: [саЛ′й′у] — [саЛ′у], [коЛ′й′а] – [коЛ′а]. Работу мягкого знака взяли на себя гласные буквы Ю и Я. Правда им при этом пришлось расстаться со звуком [Й′] – с исчезновением мягкого знака он тоже пропал.

Значит, наша гипотеза неверна? Мягкий знак не только указывает на мягкость предшествующего согласного, а выполняет ещё какую-то работу? Да, это так. Наша гипотеза не подтвердилась, но мы сделали открытие!

В таких словах как солью и колья, главная задача мягкого знака отделить согласную букву от гласной. Только при этом условии у гласной буквы появляется возможность обозначать два звука – согласный звук [Й′] и последующий гласный звук.

Такой мягкий знак стали называть уже не показателем мягкости, а разделительным мягким знаком.

В некоторых словах, где есть разделительный мягкий знак, предшествующий согласный звук вовсе не мягкий, а твёрдый. Произнеси и прислушайся: вьюга, бью, ружьё, вьюнок. Буквы, стоящие перед мягким знаком обозначают твёрдый согласный звук.

Понаблюдав за большим количеством слов, учёные-языковеды выяснили, что разделительный мягкий знак от согласных отделяет не все гласные, а только Е, Ё, Ю, Я, И

Запомните правило! Разделительный мягкий знак пишется в корне слова после согласных букв перед гласными буквами Е, Ё, Ю, Я, И. Разделительный мягкий знак — это орфограмма.

Как же не пропустить эту орфограмму в словах?

Вот алгоритм правописания разделительного мягкого знака.

Шаг 1. Произнеси слово.

Шаг 2. Определи, есть ли в нём звук [Й′].

Шаг 3. Определи, какие звуки слышатся до и после звука [Й′].

Шаг 4. Если перед звуком [Й′] слышится согласный звук, а после — гласный звук, то пиши разделительный мягкий знак.

Если запомните этот алгоритм и будете его применять, то ошибок в правописании разделительного мягкого знака не будет. Но надёжнее всего проверять правописание слов с разделительным мягким знаком по орфографическому словарю. Он всегда будет вашим добрым другом в безбрежном море орфограмм русского языка.

Слова с разделительным мягким знаком нужно переносить так же, как и слова с мягким знаком – показателем мягкости.

Запомните! Разделительный мягкий знак при переносе слова не отделяется от буквы, которая стоит перед ним. Например, при переносе слова вьюнок, часть вью- мы оставим на строчке, а часть -нок перенесём. При переносе слова перья часть пе- оставим на строке, а часть -рья перенесём.

Очень непросто научиться правильно писать слова с разделительным мягким знаком. Вас часто в них будут подстерегать ошибки. Но если вы будете пользоваться теми знаниями, с которыми встретились на этом уроке, то вас ждёт успех! Кому ум служит, тот ни о чём не тужит!

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Поставьте слова в таблицу.

Определите, какой мягкий знак записан в словах. Расставьте слова в соответствующий столбец таблицы.

ОКУНЬКИ, ОСЕНЬЮ, ПЛАТЬЕ, СЕМЬЯ, ВЬЮГА, УЧИТЕЛЬ, ЖИЛЬЁ, КОНЬКИ, СЧАСТЬЕ, ПТИЧЬИ, КРЫЛЬЦО, ПАЛЬТО, ХЛОПЬЯ

Подсказка: Вспомни, в каких случаях в словах русского языка пишется разделительный мягкий знак. Определи, в каких из предложенных слов, пишется разделительный мягкий знак, а в каких мягкий знак – показатель мягкости.

Правильный ответ:

Ь–показатель мягкости

Разделительный Ь

ОКУНЬКИ

УЧИТЕЛЬ

КОНЬКИ

КРЫЛЬЦО

ПАЛЬТО

ОСЕНЬЮ

ПЛАТЬЕ

СЕМЬЯ

ВЬЮГА

ЖИЛЬЁ

СЧАСТЬЕ

ПТИЧЬИ

ХЛОПЬЯ

Задание. Отметьте пословицы.

Прочитайте пословицы. Вставьте в пропуски мягкий знак, если это необходимо. Определите, какой мягкий знак вы вставили. Отметьте пословицы, в словах которых вставили только разделительный мягкий знак.

Учен__е — свет, а неучен__е — т__ма.

Курит__ — здоров__ю вредит__.

Книга в счаст__е украшает, а в несчаст__е утешает.

Февраль силен метел__ю, а март — капел__ю.

Подсказка: Вспомни, в каких случаях в словах русского языка пишется разделительный мягкий знак, а в каких – мягкий знак –показатель мягкости.

Правильный ответ:

Ученье — свет, а неученье — тьма.

Курить — здоровью вредить.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Февраль силен метелью, а март — капелью.

Русский язык Разделительный твёрдый и мягкий знаки

Материалы к уроку

Конспект урока

Тема: Разделительный твёрдый и мягкий знаки.

Ход урока

  1. Организационный момент. Постановка целей урока.

 

Послушайте стихотворение и отгадайте тему урока.

В стране Русский язык,

В городе Алфавите

Живут два брата-двойняшки,

Носят одинаковые рубашки.

Хоть они друг на друга похожи,
Их характеры совершенно не схожи.

Младший брат-весельчак и добряк,
И зовется он – Мягкий Знак.
Он ласков и добродушен,
И всегда во всем послушен.

Старший брат – строг и суров.
Не говорит он много слов.
И во всех он делах упертый.
И зовется он – Знаком Твердым.

Но живут вместе братья дружно.
Не встают в те слова, где не нужно.
Четко правила соблюдают.
И друг другу в делах не мешают.

 

ПАУЗА В ВИДЕО      

 

  1. Актуализация знаний.

 

Сравните слова.

Выезд, ~  переезд, ~ проезд, ~ заезд.

Съезд, ~ объезд, ~ въезд, ~  подъезд.

Обратите внимание.

Приставки в словах левого столбика оканчиваются на букву гласного звука.

А приставки в словах правого столбика – ~ на букву согласного звука.

Ответим на вопрос, ~ когда в словах пишется разделительный твёрдый знак.

 

  1. Чистописание.

 

Напишите ряд букв с твёрдым знаком в указанной последовательности до конца строки.

ъпе   пеъ   еъп   ъпе

ПАУЗА В ВИДЕО

 

На следующей строке запишите слова правого столбика по образцу.

Съезд, ~ объезд, ~ въезд, ~  подъезд.

ПАУЗА В ВИДЕО

 

  1. Работа по теме урока.

 

Понаблюдайте за правописанием разделительного твёрдого знака в словах:

Отъехал, ~ подъём, ~ предъюбилейный, ~ объявление.

Сделайте вывод, ~ в какой части слова ~ и перед какими буквами пишется разделительный твёрдый знак?

Запишите эти слова по образцу.

 

ПАУЗА В ВИДЕО

 

Запомните!

Разделительный твёрдый знак пишется в словах после приставок, которые оканчиваются на букву согласного звука ~ перед корнем, который начинается с  ~  е, ~ ё, ~  ю, ~ я.

 

Пользуясь схемой, расскажите правило о написании разделительного твёрдого знака.

 

ПАУЗА В ВИДЕО

 

Послушайте сказку и ответьте на вопрос: ~ «Что же случилось со словами?»

«В некотором городке жил мальчик Ваня. Он учился в 3 классе. Однажды писал диктант: ~ «Вкусное печене, обезд по полю, страшная вюга, сёжился от страха».
– Ой! Ах! Ай! – закричали неверно написанные слова. – Мы нигде не можем показаться в таком виде!
– Почему? – удивился мальчик.

Помогите Ване исправить ошибки.

 

ПАУЗА В ВИДЕО

 

Обратите внимание.

Разделительный твердый знак, как и разделительный мягкий знак, отграничивает гласную от предшествующей согласной буквы.

Проверьте себя!

Вкусное печенье,

объезд по полю,

страшная вьюга,

съёжился от страха.

ПАУЗА В ВИДЕО

 

Запомните.

При переносе слова буква ~ разделительный твёрдый знак остаётся на строке вместе с приставкой.

Переносите правильно.

Объ-единить, ~ подъ-ём, ~ отъ-езд, ~ объ-явили, ~ объ-езд.

Запишите эти слова, разделяя для переноса.

 

ПАУЗА В ВИДЕО

 

Вставьте, где надо ~ разделительный твердый знак.

Под..ехал, по..ехал, об..яснил, раз..езд, с..ел, под..ём, под..коп, по..еду, в..езд, за..явление.  ПАУЗА В ВИДЕО

 

Физкультминутка.   

 

Физкультминутка для глаз.

Работа по теме урока(2).

 

Оказывается, ~ разделительный твёрдый знак стоит после приставки, которая оканчивается на букву согласного ~ перед буквами ~ е, ё, ю, я ~ и подаёт нам сигнал: ~  в буквах е, ~ ё, ~ ю, ~ я ~ «спрятан» звук ~  [й].

Например, ~ подъём – [падй’ом].

Съел  – [сй’эл].

Съёмка – [сй’омка].

 

  1. Закрепление материала.

 

Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. ~ Выделите приставки.
Подчеркните разделительный твёрдый знак  и букву гласного после него.

С одним из словосочетаний составьте предложение.

Необ..ятная страна.

Под..ём в гору.

С..ёмка фильма.

С..едобные грибы.

С..езд писателей.

В..ехать в квартиру.

Под..ездные пути.

Раз..ярённый зверь.

Об. .явление в газете.

ПАУЗА В ВИДЕО

 

Проверьте себя.

Необъятная страна. ~ Подъём в гору. ~  Съёмка фильма. ~  Съедобные грибы. ~ Съезд писателей. ~ Въехать в квартиру. ~ Подъездные пути. ~  Разъярённый зверь. ~  Объявление в газете.

 

Послушайте отрывок из сказки. ~ Найдите и выпишите слова с разделительным мягким знаком.

Всё вокруг объято страхом –

Разъярённый людоед

Объявил, что съест сегодня

Замечательный обед.

В сверхъестественной тревоге

Всё зверьё уносит ноги.

Даже несъедобный ёжик

Съёжился от страха тоже.

 

ПАУЗА В ВИДЕО

 

Распределите слова в два столбика: ~ в первый – ~  слова с разделительным мягким знаком, ~ во второй~ слова с разделительным твёрдым знаком.

Сем..я, в..ехал, бул..он, в..ёт, в..юга, в..юн, с..ёжилась, об..явление, руч..и, Ил..я, раз..яренный, Дем..ян,

от..ехали.

ПАУЗА В ВИДЕО

 

Проверьте себя.

Слова с разделительным мягким знаком: ~ семья, бульон, вьёт, вьюга, вьюн, ручьи, Илья

Демьян.

Слова с разделительным твёрдым знаком: ~ въехал, съёжилась, объявление, разъяренный, отъехали.

Вспомните.

Разделительный мягкий знак пишется в корне слова после букв, ~ обозначающих согласные звуки, ~ перед буквами ~ е, ё, ю, я, и.

В этом случае буквы ~ е, ё, ю, я, и~ также как и после разделительного твёрдого знака обозначают два звука – ~  согласный звук [й’] и ~ последующий гласный звук.

Например, ~ варенье, ~ ружьё, ~ вьюга, ~ братья, ~ ручьи.

 

Игра «Один – много». ~ Обратите внимание на правописание разделительного мягкого знака.

Стул – ~  ~  стулья

кол – ~  ~  колья

друг – ~  ~  друзья

дерево – ~  ~   деревья

колос – ~  ~   колосья

перо – ~  ~  перья

крыло – ~  ~  крылья

Запишите три пары слов по выбору.

ПАУЗА В ВИДЕО

 

  1. Самостоятельная работа.

 

Вставьте, где нужно, разделительный твёрдый и мягкий знаки. ~ Обозначьте орфограмму.

Об_езд по полю,

раз_ярённая в_юга,

необ_ятное раздол_е,

по_ёжился от холода,

об_еденные лист_я,

в_незапный от_езд,

до_ехал до ател_е,

сош_ет плат_е.

ПАУЗА В ВИДЕО

 

Найдите и исправьте 5 ошибок:

1. А дело бывало – и коза волка съедала.
2. Орлы бъются, а молодцам перья доъстаются.
3. И не так подьезжали, да ни с тем отъезжали.
4. Достаток объединяет, бедность разъобщает.
5. Знает кошка, чъе мясо села.

ПАУЗА В ВИДЕО

 

Объясните пропущенные орфограммы.

1. И по заяч..ему следу доходят до медвеж..ей берлоги.
2. Без т..рпенья нет учен..я.
3. Тру.. людей об..единяет.
4. Рано пташечка запела, как бы кошеч..ка не с..ела.
5. С умен..я руки не б..лят.
6. В..сел..е – от всех бед сп..сен..е.

ПАУЗА В ВИДЕО

 

  1. ИТОГ УРОКА.  Рефлексия.

 

Окрасьте сегодняшний урок.

Красный – радостно,

Желтый – приятно,

Зеленый – спокойно,

Синий – грустно,

Фиолетовый – тревожно,

Черный – неудовлетворительно.

 

ПАУЗА В ВИДЕО

 

Спасибо за урок!

До встречи!               

Остались вопросы по теме? Наши репетиторы готовы помочь!

  • Подготовим к ЕГЭ, ОГЭ и другим экзаменам

  • Найдём слабые места по предмету и разберём ошибки

  • Повысим успеваемость по школьным предметам

  • Поможем подготовиться к поступлению в любой ВУЗ

Выбрать репетитора

Разделительный Ь и Ъ знак 3 класс: упражнения карточки – НАУМЁНОК

Орфограммы РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК И РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ ЗНАК являются одними из самых значимых в начальной школе. Уже во 2 классе дети знакомятся с орфограммой РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК, а в 3 классе с с орфограммой РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ ЗНАК.

И тут у некоторых ребят начинаются некоторые сложности. Чтобы в детских головах не было путаницы, уже во 2 классе,  нужно объяснить им двойную работу мягкого знака.

Мягкий знак может просто смягчать согласный звук, стоящий перед ним. В данном случае он стоит в конце слова или между двумя согласными.

Например: коньки, олень, день, долька.

Также мягкий знак может разделять два звука!

Разделительный Ь и Ъ знак: правила

Разделительный Ь пишется в корне слова после согласных перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И: бельё, платье, деревья, соловьи, вьюга.

В словах иностранного происхождения встречается написание разделительного мягкого знака Ь перед буквой О: батальон, бульон, медальон, павильон, почтальон, шампиньон, лосьон.

Разделительный Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласный, перед буквами Е, Ё, Ю, Я: подъезд, предъюбилейный, объявление, съёжился.

Нужно также помнить, что буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, когда стоят после Ь и Ъ знаков + буква И, стоящая после Ь.

Это правило необходимо помнить при выполнении звуко-буквенного или фонетического анализа слова.

Как и любое другое правило, орфограмму правильного написания Ь и Ъ знаков необходимо отработать на практике. Для этого можно применять различные варианты заданий. Для удобства использования я составила 13 карточек, включающие в себя все необходимые виды упражнений для отработки или проверки данной орфограммы.

Также предложения, предлагаемые в карточках, можно использовать в качестве словарного или выборочного диктанта.

Разделительный ь и ъ знак: карточки


Карточка 1

1.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.

С высоких гор бегут руч..и. В тенистых лесах громко чирикали вороб..и. В колхозных садах хорошо поют солов..и. Шофер пред..явил документы сотруднику милиции. Перед взором туристов раскинулась необ..ятная степь. От..езд в лагерь был назначен на раннее утро.

2. Вставь ъ, где это необходимо. Выдели приставки. Подчеркни буквы после ъ.

В…езд в город, на стене об…явление, лис. .и следы, пред…явите документы, раз…ыскал товарища, войти в под.ъезд,  раз…яснил задание, раз…яренный зверь, под…емный кран, вы…езд из города,необ…ятная степь.

3. Сделай фонетический разбор слова ва­ренье.



Карточка 2

1.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.

Мы пол..ем сегодня цветы. Вся наша сем..я вышла в сад б..лить дерев..я. Олен…и рога ценятся дорого. С..едобные грибы дети клали в к..рзинку. Бревна на д..р..вянном м..сту раз..ехались. Рабочий пред..явил пропуск контролеру.

2.Подбери к данным словам однокоренные слова с указанными приставками. Выдели приставки. 

Езда (от-, под-, по-, раз-, вы-, за-). Ел (по-, с-, об-, под-, раз-, пере-).

3. Сделай фонетический разбор слова деревья.



Карточка 3

1.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.

Грус. .ные раздум..я т..снились в голове старого почтал..она. Ни..кие кол..я отд..ляли поле от сада. Сильная в..юга задержала путешественников. Отряд внимательно выслушал об..явление об от..езде в город. В в..скресен..е об..явлен лыжный кросс.

2. Спиши, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Выдели приставки. 

Дядя Ил.я поехал на (с)езд и взял меня (по)г..стить у бабушки. К (под)езду (под)ехал автомобиль. Мы (вы)ехали на дорогу и через час (в)ехали в город.

3. Сделай фонетический разбор слова въехать.



Карточка 4

1.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.

Почтал..он принес журналы. Эскадрил..я самолетов взлетела с аэродрома. Крест.яне любили ст..пное привол..е. Полын..я зам..рзала очень медленно. В подземел..е было темно и сыро. К закату солнца небо раз..яснилось. Вз..ерошенные птицы уселись на ёлку. В..селый м..лыш бойко с..ехал с горки.

2. Выпиши в два столбика слова с ь знаком и с ь знаком показателем мягкости согласных. 

Больной, ружье, копье, возьму, птичьи, письмо, соловьи, деревья, ночью, мальчик, осенью, галька, муравьи, счастье, жизнь, вьюга, долька, пальчик.

3. Сделай фонетический разбор слова обезьяна.



Карточка 5

1.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.

Рыжие мурав..и большие друз..я леса. Мурав..и одного муравейника за день с..едают более тридцати тысяч гусениц. На дальних раз..ездах гудят пассажирские поезда. С..ежившись от холода щенок лежал в бу..ке. Л..сная п..ляна была об..ята густым туманом.

Выпиши однокоренные слова, обозначь корень.

2. Напиши словосочетания, изменяя по смыслу слова, стоящий в скобках.

(Лиса) лисья нора, (птица)………………………………. перо, (волк)…………………… следы, (собака)………………………. конура, (коза)………………………….. молоко, (медведь)………………………… лапа, (заяц)……………………………. шапка, (белка)………………………………. шкурка.

3. Сделай фонетический разбор слова муравьи.



Карточка 6

1.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.

Из-за безд..рож..я машина не могла под..ехать к под..езду. Суч..я старых дерев..ев были кривыми и толстыми. Вожатый раз..яснил план су..отника. В..сной птицы в..ют гнёзда, а ос..н..ю пок..дают р..дные края. На старом м..сту бревна раз..ехались, и машины пошли в об..езд.

2. Выпиши в два столбика слова с ь знаком и с ь знаком показателем мягкости согласных. 

Мальчик, перья, здоровье, чириканье, льет, письмо, семья, полька, сыновья, хлопья, большой, шалунья, жильцы, жильё, льдина, ручьи, перья, день, мельница, коньки, угольки, пыль, кольцо.

3. Сделай фонетический разбор слова перья.



Карточка 7

1.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.

Туристы от. .ехали от города и под..ехали к бурной реке. Автобус в..ехал в село, дети бросились в об..ятия тети Тат..яны. Большая бад..я стояла на сиден..е шофера. Полоз..я санок сделаны из металла. Необ..ятной силы стремительный поток воды мчался по ущел…ю.

2.Прочитай пословицы. Вставь разделительный твердый или разделительный мягкий знак. Выдели приставки.

1. Вся сем….я вместе, так и душа на месте. 2. Чтобы рыбку с….есть, надо в воду ле..ть. 3. По плат..ю встречают, по уму провожают. 4. Зимой с…ел бы грибок, да снег глубок. 5. Красна птица пер…..ями, а человек учен……ем. 6. Не за то волка б..ют, что сер, а за то, что овцу с..ел. 7. От бездел..я не бывает весел..я. 8. С чем под..ехал, с тем и от..ехал. 9. В лес с..ездили за с..едобными грибами.

3. Сделай фонетический разбор слова здоровье.



Карточка 8

1.Спиши, вставив пропущенные буквы.

З..ма об..явила в..йну в..сне. Пр..л..тел вет..р, с. брал грозные тучи. Они не пускали на землю солнечный луч. В..сна посылала м..л..дой тра..ве теплые капли д..ждя. З..ма их зам..раживала. На д..рев..ях с..ежились поч..ки. З..ма щипала их м..ро..цем. Смешались дождь со снегом, в..сенний гром с в..югой. Раз..яренная з..ма старалась нанести удар в самое сердце в..сне, но не см..гла.

2.Запиши по 5 слов в три столбика:

  • с разделительным мягким знаком;
  •  с мягким знаком – показателем мягкости согласного;
  • с разделительным твердым знаком.

3. Сделай фонетический разбор слова воробьи.



Карточка 9

1.Спиши, вставив пропущенные буквы.

В с..дах нач..лся с..ем яблок. Жил..е старого шахтера было чистым. С гряз..ю и пыл..ю в кла..е ведется б..рьба. Кр..новщик об..яснил р..бятам, как работает под..емный кран. У под..езда маленький к..тенок с..ежился от хол..да. Раз. .яренный вал воды мчался по д..лине. К закату небо раз..яснилось, слышны были трели сол..в..я.

2.Раздели слова на группы.

Сем..я, в..ехал, бул..он, в..ет, в..езжать, в..юга, почтал..он, в..юн, с..ежилась, об..явление, руч..и, Ил..я, раз..яренный, руж..е, Дем..ян, из..ян, медал..он, птич..и.

3. Сделай фонетический разбор слова бельё.



Карточка 10

1.Спиши, вставив пропущенные буквы.

Девочки на уроках труда ш..ют для кукол плат..я. Д.рога была завалена, машины поехали в об..езд. Отец об..яснил сыну устройство велосипеда. Родник б..ет под высокой г..рой. Натал..я п..ет х..лодную, чистую воду. Вороб..и сели на дерев..я и сл..жили крыл..я. Мал..чики нашли ежа под старой ел..ю. От холода в..р..б..ишка с..еж..лся. Гусеницы с..едают м..л..дые лист..я абрикос.

2.Вставь в предложения подходящие по смыслу слова с разде­лительными ъ и ь.

1. Саша ………………… пирог. 2. К дому………………………………. . машина. 3. Весной по дорожкам потекли ……………………………………. . 4. Илья любит пенки с …………………. 5. Птицы …………………. . гнезда на …………………………………. и кустарниках. 5. Дожди часто ……………………………….. осенью.

3. Сделай фонетический разбор слова семья.



Карточка 11

1.Спиши, вставив пропущенные буквы.

Дар..я повесила бел..е во дв..ре. Мама работает в ател..е, она ш..ет плат..е. Радост..ю в праз..ник об..ята наша ст..лица Москва. Ветер вз..ерошил волосы мальчишкам. Сухие, с..ежившиеся лист..я в..ются и бессильно падают на землю. В л..сные тихие сумерки мы вышли к железнод..рожному раз..езду. Недалеко шумел необ..ятной силы стремительный горный поток. Неслись по ветру вз..ерошенные галки. В..ется у..кая стежка, ув..дящая путника в ст..пное раздол..е. Если орел часто б..ет крыл..ями, то крыл..я ломаются.

2 Спиши, раскрывая скобки.

1. (С)ели (с)прыгнула белоч.ка. 2. Гости (с)ели вкусный торт. 3. Черви (под)ели корни капусты. 4. Зайч..та сели (под)ели. 5. Машина (под)ехала (к)под(езду).

3. Сделай фонетический разбор слова вьюга.



Карточка 12

1.Спиши, вставив пропущенные буквы.

Об..ятые солнечным светом сосны красовались на лужайке. Из чашки не выл..ется то, чего в ней нет. Высокий бур..ян рос вдоль старой изгороди. Ноч..ю был сильный м..ро… Со всех концов нашей страны в Артек на с..езд с..ехались делегаты. Над л..сами необ..ятными песни звонкие л..тят. Умей отличать с..едобные гр..бы и яг..ды от ..довитых. По радио об..явили посадку на самолет. В прошлое в..скресен..е мы с..ездили в горо… Мальчик об..яснил друз..ям, как под..ехать к парку.

2.Придумай и запиши по 3 слова разных частей речи с разделительным ъ с данными приставками: с-, под-, об-, раз-, в-, от-.

3. Сделай фонетический разбор слова жильё.



Карточка 13

1.Спиши, вставив пропущенные буквы.

Поз..ней осен..ю м..няет белка свое рыженькое плат..е на серую зимнюю шубку. Об..езд был проложен по берегу реки. Об..явление о поездке жители встретили .радос..но. Суд..я об..явил результаты соревнований.  Сторо.. Ил .я хорошо знал заяч .. и лис..и следы. В в..скресен..е об..явлен лыжный кросс. Белич..и шкурки мел..кали в тени дерев..ев. У лукомор..я ду.. з..леный.

2.Спиши, распределив слова в 3 группы. Дай название каждой группе.

Хлоп.я, с.езд, счаст.е, в.юга, учител.ница, мал..чик, пал..то, бел..ё, мурав..и, гост..я, дерев..я, в..юга, под..ём, огон..ки, почтал..он, об..ём, печен..е, с..ёмка, пис..мо, мал..чик, под..езд, с..ел, обез..янка, дожд.. .

3. Сделай фонетический разбор слова коренья.


Эти карточки-задания на отработку правописания разделительного Ь и Ъ знаков можно использовать дома, в качестве тренировочных упражнений, или же учителем в классе для проверки знаний учащихся.

Надеюсь, что данный материал будет для вас полезен.

Рекомендую также ознакомиться с карточками по русскому языку на все орфограммы.

С уважением, Ольга Наумова

Заходите в 

Книжную лавку  за полезными книгами!

 

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

«Мягкий и твёрдый разделительные знаки» | План-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя школа № 10 города Чехова Московской области

Конспект урока по обучению грамоте

по теме «Мягкий  и твёрдый разделительные знаки»

1 класс

Подготовила:

учитель начальных классов

Прищепа Марина Павловна

г. Чехов  2016 г.

               

Конспект урока по обучению грамоте в 1-в классе по теме «Мягкий  и твёрдый разделительные знаки».

Цель: познакомить обучающихся с понятием «Мягкий  и твёрдый разделительные знаки».

Тип урока: урок изучения нового материала

 УУД Личностные результаты: уважение к русскому языку, умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

Метаредметные результаты:

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах (карточки, учебник),  строить рассуждения.

Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Задачи:

Образовательные:

-дать определение понятию «Мягкий  и твёрдый разделительные знаки»

-научить распознавать мягкий  и твёрдый разделительные знаки

-создать условия для наблюдения за мягким и твёрдым разделительными знаками

-научить определять роль новых букв— разделительного твердого и мягкого знаков

Развивающие:

-развивать умение анализировать, сравнивать материал

-продолжить формирование орфографической зоркости;

Воспитательная:

-воспитывать положительное отношение к учёбе, знаниям, любовь к родному языку.

Форма работы учащихся: фронтальная, в парах, групповая.

Технологии: проблемно-диалогического обучения, развивающего обучения, здоровьесберегающая, ИКТ, групповая, парная работа.

Оборудование: Учебник Горецкий В. Г. «Русская азбука», карточки для работы в паре, в группе, учебник, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент. 

— ПРИВЕТСТВИЕ ГОСТЕЙ.

Проверь, дружок!

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте? Всё ль в порядке:

книжка, ручка и тетрадка?  

  Прозвенел уже звонок

  Начинаем наш урок

  Друг на друга посмотрели,

  Улыбнулись, тихо сели.

II. Актуализация знаний.

   -Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы все приглашены в

волшебную страну знаний . В этой стране есть дворец, на двери которой написаны слова : «Друзья, ученье нас объединяет». Ребята, как вы их понимаете?

А вот кто живет в этом дворце?,

Отгадайте загадку.

Встали в ряд, не говоря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов богатырей

Знает каждый грамотей.  (Буквы)

-А как же сам дворец называется?

Буквы — значки,

Как бойцы на парад,

В строгом порядке

Построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называется все: (алфавит)

— Правильно, ребята:

-Каждая буква в алфавите имеет свое место.

-А что обозначает каждая буква?

 Его не видно.

 В руки не взять,

 Но зато слышно

И можно понять. (Звук)

Каждая буква в алфавите обозначает звук.

-На какие две группы делятся звуки?

Звуки делятся на гласные и согласные.

 — Какие звуки мы называем гласными?

Гласные тянутся песенкой звонкой,

Могут заплакать и закричать

В темном лесу звать и аукать

Но не желают свистеть и ворчать.

— С помощью чего мы произносим гласные звуки?

— Гласные звуки произносятся с помощью голоса.

-Какие звуки мы называем согласными?

 А согласные согласны

Шелестеть, шептать, свистеть,

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь.

—        Что мы встречаем при произношении этих звуков?

При произношении этих звуков мы встречаем преграды, (зубы, губы,

язык).

III. Самоопределение к деятельности.

-Так   как   мы   в   волшебной   стране  знаний,    здесь знания вас будут    удивлять   и радовать.

Сегодня мы откроем некоторые секреты этой страны, и что это за секреты вы мне скажете сами.

Я буду показывать букву в алфавите, а Вы называть звук.

-Ребята, а почему Вы молчали, когда я показывала Вам Ъ и Ь

знаки?

-Ъ и Ь знаки не обозначают звуков.

Но для чего же тогда они нужны?

Сформулируйте тему урока.

2. Формулировка темы урока

Тема нашего урока: Разделительные Ъ и Ь знаки. 

  1. Постановка цели и задач урока

Какую цель и задачи поставим на этом уроке?

Задачи:

-дать определение понятию «Мягкий  и твёрдый разделительные знаки»

-научить распознавать мягкий  и твёрдый разделительные знаки

-создать условия для наблюдения за мягким и твёрдым разделительными знаками

-научить определять роль новых букв— разделительного твердого и мягкого знаков

IV. Работа по теме урока.

Различие и сходство в написании ъ и ь.

   — Ребята, а теперь посмотрите внимательно. Графически похожи эти буквы? Да.

 (8 слайд)( дети выходят к доске).

Б Ь Б Ъ 

—        А в чем различие?

-У Ъ знака есть вверху горизонтальная линия влево.

Чтение наизусть стихотворения детьми.

Мягкий знак — хитрый знак.

 Не называть его никак.

Он не произносится,

 Но в слово часто просится.

Был мягкий знак высоковат…

Сказали буквы строго:

Эй, наклонись немного!

И так согнулся он, чудак,

Что превратился в твердый знак.

—        Значит, знаки различаются.

Прочитаем слоги с букой ъ и ь: вь,въ, сь, съ, объ, обь, пь, пъ

— Вспомните, что Вы знаете про мягкий знак.

Буква Ь обозначает мягкость согласного звука . Ъ? Чтение  с доски этих слов.

Мать, объезд, жизнь,съёжился, любовь, день, мель, пень, тень

  • ЗВУКОБУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ СЛОВ.

 -Ребята, посмотрите на доску. Кого вы видите?

  • Пьеро (-Из какого произведения этот герой?)
  • Перо (-Что такое перо?)
  • -Посмотрите на написание этих слов и скажите, чем они различны?

Запишите эти слова. Зарисуйте рядом звуковую схему слова.

При произношении слова Пьеро, что мы слышим?

( Согласный звук п смягчается, нет слога слияния).

А в слове «перо» — Согласный звук п смягчается, но образуется слог слияние

ВЗАИМОПРОВЕРКА

СЕЛ – СЪЕЛ

В слове съел тоже слышим отделение согласного от гласного звука.

Кто понял , почему ъ и ь могут называть разделительным?

буква Ь и ъ разделяет согласную и гласную букву, показывая, что при чтении между ними надо сделать паузу. И в этом случае мягкий и твердый знак называют РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ.

Для того, чтобы показать, что слово здесь как бы разрывается, разделяется в этом месте при письме договорились ставить разделительный Ь и Ъ знаки.

— Посмотрите на слова, написанные на входной  двери  во дворец, и назовите слова, в которых есть разделительные Ъ и Ь знаки. (5 слайд)

ДРУЗЬЯ, УЧЕНЬЕ, ОБЪЕДИНЯЕТ.

— А теперь посмотрите внимательно и скажите, разделительные Ь и Ъ знаки стоят между какими буквами. (Согласными и гласными)

З – согл.,   н – согл.,  б – согл.

Я – гл.,       е – гл.,      е – гл.

— Какие можно сделать выводы?

Вывод (6 слайд)   Разделительный мягкий и твердый знак  пишется после согласного  и перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.

-что с предыдущим согласным делает  ъ и ь? ( ъ делает согласный твёрдым, а ь –мягким)

1. Работа в парах + правила

На карточках вам даны слова. Определите, в каком случае твёрдый или мягкий знаки являются разделительными, а когда нет.

Вьюга, день, льёт, конь, объятия, боль, объезд, мель

     Вывод (7 слайд) Разделительный твёрдый и мягкий знак употребляются после согласных букв перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.

— Е, Ё, Ю, Я – это необычные гласные. Почему?

Они образуют двойной звук.

 — В каких позициях они образуют двойной звук?

1. В начале слова.

2. После гласной.

Это мы знали.

А теперь мы узнали ещё третью позицию после разделительных Ъ и Ь знаков.

Схемы звукобуквенного анализа слов.

ПЬЕРО                        СЕЛ

ПЕРО                          СЪЕЛ  

V.Физкультминутка.

Игра «Что я делал?»

В понедельник я купался,

А во вторник – рисовал.

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я прыгал, бегал,

 Очень долго танцевал.

А в субботу, воскресенье-

Целый день я отдыхал.

2. Работа в группах+правила

Сложите схемы к словам. Колья, бельё, вьюга, съел

Сколько звуков обозначают  йотированные буквы? Почему? Какую роль в этих словах выполняют ъ и ь ?

V.Физкультминутка.

VI. Закрепление изученного материала

Работа по тетради «Русская грамота».

Стр. 49 з.5 (взаимопроверка!)

Работа по учебнику

— Откройте учебники на стр.75. Прочитаем стихи про буквы ъ и ь, сначала жужжащим чтением, затем по одному.

Какие слова с этими буквами вы увидели.

Обозначают ли буквы ъи ь знак звуки?

Каким может быть ъ и ь?

Какие слова имеют в своем составе разделительный ь или ъ?

VII. ИТОГ УРОКА

— Давайте вспомним, какие задачи мы ставили в начале урока. Удалось нам достигнуть поставленных целей и задач. Объясните, каким образом?

-дали определение понятию «Мягкий  и твёрдый разделительные знаки»

-научились распознавать мягкий  и твёрдый разделительные знаки

-понаблюдали за мягким и твёрдым разделительными знаками

-научились определять роль новых букв— разделительного твердого и мягкого знаков

Оценивание

VIII. Рефлексия

На столе у вас лежат кружочки красного, желтого и зелёног цвета. Если вы поняли тему урока – зеленый, возникли вопросы – желтый, не разобрались – красный.

Спасибо за урок!

Абдоминальное разделение (диастаз прямых мышц живота) | Беременность Роды и младенец

Разделение живота (диастаз прямых мышц живота) | Беременность Рождение и ребенок начало содержания

4-минутное чтение

Слушать

Что такое отделение брюшной полости?

У некоторых женщин мышцы живота ослабевают и расходятся во время и после беременности. Это известно как разделение брюшной полости, «диастаз прямых мышц живота» или «расхождение прямых мышц живота». Это распространенное состояние, которое часто улучшается в течение первых 8 недель после рождения ребенка.

Абдоминальное разделение происходит, когда растущая матка заставляет две длинные параллельные мышцы живота отделяться друг от друга. Эти мышцы идут от груди к тазу, прямо под кожей, вниз по середине живота.

Абдоминальное отделение частично связано с давлением вашего растущего ребенка и частично из-за гормональных изменений, происходящих во время беременности. Обычно начинается во второй половине беременности.

Абдоминальное разделение чаще встречается у женщин, у которых было более 1 ребенка, в возрасте старше 35 лет или у которых двойня или тройня (или более). Это также может произойти у женщины маленького роста, у которой рождается ребенок крупнее среднего.

Иногда его называют «DRAM» (диастаз прямой мышцы живота).

Каковы признаки и симптомы отделения брюшной полости?

Если после рождения ребенка у вас произошло разделение брюшной полости, вы можете увидеть промежуток между двумя полосами мышц живота. Вы можете увидеть эту щель более отчетливо, если ляжете на спину и поднимите голову вверх.

Вы также можете заметить физическую выпуклость в форме каноэ в середине живота, особенно когда мышцы живота активны.

Некоторые женщины с абдоминальным отделением также испытывают боль в пояснице, так как разделение не позволяет мышцам живота поддерживать спину.

Как диагностируется отделение брюшной полости?

Ваш врач общей практики, акушерка или физиотерапевт могут проверить, насколько велика ваша брюшная полость, измерив ее пальцами или измерительной лентой, или проведя ультразвуковое исследование.

Проходит ли отделение брюшной полости само по себе?

Абдоминальное разделение обычно проходит после рождения ребенка. Тем не менее, до 1 из 3 женщин по-прежнему сообщают о проблемах с отделением живота через 12 месяцев после родов.

Как можно предотвратить отделение брюшной полости во время беременности?

Укрепление мышц кора до беременности или на ранних сроках беременности может помочь предотвратить отделение брюшной полости.

Во время беременности лучше избегать чрезмерной нагрузки на мышцы живота. Избегайте приседаний или планки. Старайтесь избегать запоров, а если у вас есть кашель, лечите его.

Как лечится отделение живота после родов?

Важно не допустить усугубления разлуки. Попробуйте эти советы:

  • Не поднимайте ничего тяжелее вашего ребенка.
  • Перекатывайтесь на бок, когда встаете с кровати или садитесь.
  • Выбирайте легкие упражнения (а не интенсивные), которые укрепляют более глубокие мышцы живота.
  • Пропустите действия и движения, которые могут усугубить отделение живота, такие как приседания (скручивания), наклонные сгибания рук и некоторые позы йоги (обратитесь за советом к своему врачу общей практики, акушерке или физиотерапевту).

Вы также можете носить поддерживающую повязку или компрессионное белье, чтобы поддерживать спину и устранять расслоение мышц.

Есть большая вероятность, что со временем и заботой мышцы восстановятся. Если это не сработает так, как вам хотелось бы, возможно хирургическое вмешательство после родов.

Хирургия часто включает наложение швов для восстановления брюшной стенки и уменьшения зазора между мышцами. Это может улучшить качество жизни и мышечную силу, особенно при расстоянии более 3 см.

Куда обратиться за помощью

Если вы заметите что-то необычное в мышцах живота или у вас возникнут какие-либо симптомы, обратитесь к своему терапевту, акушеру или физиотерапевту. Вы можете найти физиотерапевта рядом с вами, используя систему поиска услуг HealthDirect.

Вы также можете позвонить в Отделение беременности, родов и младенцев по телефону 1800 882 436, чтобы поговорить с медсестрой по охране здоровья матери и ребенка.

Источники:
Королевская женская больница (Разделение мышц живота) , Хирургическая эндоскопия (взгляд общего хирурга на диастаз прямой мышцы живота) , Мемориальная больница короля Эдуарда (физиотерапия после родов) , Тазовый этаж сначала (Переосмысление тренировки брюшного пресса у беременных и женщин в послеродовом периоде)

Узнайте больше о разработке и обеспечении качества контента HealthDirect.

Последнее рассмотрение: сентябрь 2020 г.


Наверх

Связанные страницы

  • Йога и пилатес во время беременности
  • Уход за телом после рождения ребенка
  • Упражнения для тазового дна
  • Безопасное возвращение к тренировкам после беременности
  • Занятия спортом во время беременности
  • Консультации по лечебной физкультуре после беременности

Нужна дополнительная информация?

Отказ от ответственности

Pregnancy, Birth and Baby не несет ответственности за содержание и рекламу на внешнем веб-сайте, на котором вы сейчас находитесь. вход.

ОК

Нужен дополнительный совет или руководство от наших медсестер по охране здоровья матерей и детей?