Разбор задания 10 егэ по русскому языку 2019: Теория по заданиям ЕГЭ по русскому языку
Теория по заданиям ЕГЭ по русскому языку
Задания (теория) ЕГЭ по русскому языку 2019 — 2020ЗАДАНИЕ 1 Главная информация в тексте.
ЗАДАНИЕ 2 Какое из слов должно стоять на месте пропуска
ЗАДАНИЕ 3 Найдите правильное значение слова
ЗАДАНИЕ 4 Найдите ошибку в ударении
ЗАДАНИЕ 5 Найдите и исправьте лексическую ошибку (паронимы).
ЗАДАНИЕ 6 Лексические нормы. Исправьте лексическую ошибку.
ЗАДАНИЕ 7 Найдите и исправьте ошибку в форме слова (морфологические нормы)
ЗАДАНИЕ 8 Установите соответствие между грамматической ошибкой и предложением
ЗАДАНИЕ 10 Вставьте пропущенную букву (правописание приставок: изменяемых, неизменяемых, пре- и при-, ы/и после приставок)
ЗАДАНИЕ 11 Выписать слово (правописание суффиксов различных частей речи, кроме Н/НН)
ЗАДАНИЕ 12 Выпишите слово (правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий)
ЗАДАНИЕ 13 Определить предложение, в котором НЕ пишется слитно( правописание НЕ и НИ)
ЗАДАНИЕ 15 Правописание Н/НН в различных частях речи
ЗАДАНИЕ 16 Знаки препинания в ССП и при однородных членах
ЗАДАНИЕ 17 Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями,приложениями, обстоятельствами и дополнениями.
ЗАДАНИЕ 18 Знаки препинания в предложениях со словами , грамматически не связанными с членами предложения (вводные слова, обращения)
ЗАДАНИЕ 19 Знаки препинания в СПП.
ЗАДАНИЕ 20 Знаки препинания в предложении с различными видами связи.
ЗАДАНИЕ 21 Пунктуационный анализ
ЗАДАНИЕ 22 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?
ЗАДАНИЕ 23 Какие из утверждений верные или неверные? Типы речи: описание, повествование, рассуждение, виды связи между предложениями.
ЗАДАНИЕ 24 Найдите слово со значением…(синонимы, антонимы, паронимы, омонимы, фразеологизмы, просторечия, историзмы, неологизмы и т.д.)
ЗАДАНИЕ 25 Найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи (союзов, предлогов, частиц, местоимений, лексических повторов…)
ЗАДАНИЕ 26 Средства выразительности: метафоры, эпитеты, параллелизм и т.д.
ЗАДАНИЕ 27 Сочинение ЕГЭ
Шкала перевода баллов ЕГЭ
Тесты ЕГЭ 2019 — 2020
Чтобы выполнить задание 10, вспомним несколько правил, связанных с правописанием приставок, и правил правописания на стыке приставки и корня.
Формулировка задания:
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) бе..цельный, ра..кол, и..ходить
2) н..ихудший, з..ходил, н..дстройка
3) пр..обрёл, пр..белый, пр..шить
4) раз..скать, на..скось, сверх..нтересно
5) пре..стать, о..бойный, по..прыгнуть
Какие орфографические правила могут встретиться в задании 10?
— правописание приставок;
— правописание И, Ы после приставок;
— правописание разделительных Ъ и Ь знаков.
Приставки, в зависимости от способа проверки, можно разделить на три группы
1. Неизменяемые приставки во всех словах пишутся одинаково: надкусить, подставить, отделать, обтереть, покрасить, наилучший и т. д.
Обратите внимание:
В русском языке нет приставки З: сжать, сбежать, несговорчивый. (В словах здесь, здешний, здание, здоровье З является частью корня.)
В приставках может появляться беглая гласная О: надрывать – надорвать; обдать – обогнуть; сгореть – согреть.
Различайте приставки ПРА- и ПРО- Приставка ПРА- имеет значение «исконный, древний» или указывает на степень родства: праславяне, праязык, прародители; прабабушка. (Сравните: прообраз главного героя.)
2. Правописание приставок на З и С зависит от глухости – звонкости согласного, который стоит после приставки:
Разбогатеть – расцвести
Безвкусный – бесчестный
Изморозь – исчезнуть
Возгордиться – воскликнуть, взбежать — вскрикнуть
Низвергнуть – ниспадать, снисходительный
Чрезвычайный – чересчур
3. Выбор приставки ПРИ и ПРЕ зависит от ее значения:
ПРИ-
— приближение, присоединение, прибавление: примчаться, приклеить, пририсовать;
— пространственная близость: приусадебный, приморский;
— неполнота действия, сопутствующее действие: приоткрыть, прикусить, приговаривать;
— доведение действия до конца: приготовить, прикончить.
ПРЕ-
— значение «очень», «весьма»:
— значение «пере»: преграда (перегородить), преступить закон (переступить), предание (то, что передается), пререкаться (перебивать), преломление (переломить) и т. д.
Во многих словах ПРИ- и ПРЕ- утратили ясное значение или слились с корнем, но значение их все равно угадывается:
беспрекословно – не перечить, не перебивать;
превозмочь – пересилить себя;
превратности судьбы, превращение – изменение, переделка;
беспрестанно – не переставая;
непременно – без перемены;
предел терпения, знак препинания – преграда, перегородить;
привлекать – приближать к себе;
привидение – не полностью видный;
пригодный, приверженец, присяга, придираться, притязание, присутствовать, пристрастный, приязнь – во всех этих словах есть оттенок значения «приближение»;
приумножить можно лишь «слегка»
– преувеличить, превысить всегда «очень», «слишком».Слова, которые нужно запомнить:
Пренебрегать, преследовать, пресмыкаться, президент, президиум, премьера претензия, претендент, преимущество, престижный, презентация, префектура, прецедент, привередливый, причудливый, примитивный, привилегия, приоритет, приватизация.
Слова, которые можно запоминать парами:
Пребывать в городе – прибывать в город
Претворить мечты в жизнь – притвориться больным
Преступить закон – приступить к работе
Преклоняться перед талантом, преклонять колени, преклонить голову (относиться с уважением) – приклонить ветви к земле
Предать друга – придать значение
Преступник – неприступные горы
Преемник президента – приёмник с антенной
Преходящий (временный, непостоянный) успех, слава – приходящая няня
Превратный смысл – привратник в замке
Предел терпению – придел в церкви (пристройка)
Презирать врага – призирать сироту (приютить)
Непреложная (нельзя переменить) истина – приложение к указу
Непременное условие (без перемены) – применить правило
Претерпеть (пережить) лишения – притерпеться к боли
4. Правописание букв Ы, И после приставок
После приставок, оканчивающихся на согласную, вместо И пишется Ы: сыграть (игра), разыскать (искать), безынтересный (интерес). (В слове взимать пишется и произносится И.)
Этому правилу не подчиняются приставки МЕЖ- и СВЕРХ-: сверхинтересный, межинститутский.
Пишется И после иноязычных приставок: дезинфекция, дезинформация, контригра; в сложных словах: спортинвентарь, пединститут, двухигольный.
Разделительные Ъ и Ь знаки
Ъ пишется
после приставок, оканчивающихся на согласную, перед Е, Ё, Ю, Я: взъерошенный, сверхъестественный, необъятный; неотъемлемый, изъян;
в иноязычных словах: адъютант, субъективный, инъекция;
в сложных словах, первую часть которых образуют числительные: двухъярусный, трехъязычный.
Ь пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я внутри слова (не после приставок).
Ответ в данном задании: 12
Разбор заданий демоверсии ЕГЭ – 2019 по русскому языку
Задание 10
Экзаменационная работа по русскому языку состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть I содержит 26 заданий, часть II содержит 1 задание. В данной статье рассмотрена теоретическая часть задания номер 10 с разбором примера на практике.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- пр..образовать, пр..неприятный, пр..следовать
- сверх..естественный, с..ёмка, двух..ярусный
- п..никнуть, пр..дедушка, поз..вчера
- чере..чур, и..синя-чёрный, бе..крайний
- вз..скать, без..нициативный, сверх..зысканный
Общие рекомендации
- Следует различать приставки НИЗ-НИС, оканчивающиеся на З-С, и приставки НЕС («не» + «с»), например в слове «несговорчивый». Приставки «НЕЗ» в языке нет.
Гласная «Е» свидетельствует о том, что следующая буква – только «С»: приставки «З» в русском языке нет.
Гласная «И» – показатель, что эта приставка может оканчиваться либо на «З», либо на «С» в зависимости от звонкости-глухости последующего согласного. - Следует хорошо знать случаи перехода «И» в «Ы» после приставок: розыск, но поиск. Замена «И» на «Ы» возможна только после русских приставок на согласную: подыграть, но контригра, панисламизм.
Примечание 1. Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова, например: пединститут, Профиздат, спортинвентарь.
Примечание 2. В слове взимать пишется и согласно произношению.
Примечание 3. После приставок меж– и сверх– сохраняется И, так как по общему правилу после шипящих и заднеязычных не пишется Ы. Например: межинститутские соревнования, сверхизысканный. Также: двухимпульcный и т.п.
Примечание 4. Сохраняется и после иноязычных приставок и частиц дез-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, пан-.
Например: дезинформация, контригра, постимпрессионизм, субинспектор, суперинтендант, трансиорданский, панисламизм.
Ср.: предынфарктный-постинфарктный (разные приставки).
Выбор буквы в приставках ПРЕ-ПРИ определяется значением. Но большинство слов проверить нельзя.
а) значение высокой степени качества или действия (возможно заменить приставку словами «очень», «весьма»),
например: преинтересный, пренеприятный, преувеличивать, преуспевать;
б) значение «через», «по-иному» (близкое к значению приставки пере-), например: превращать, преображать, преступать.- Приставка при- придает словам следующие значения:
а) пространственной близости, смежности, например: прибрежный, пришкольный;
б) прибавления, приближения, присоединения, например: приделать, прибивать, примыкать;
в) совершения действия не в полном объеме или на ограниченный срок, например: приоткрыть, приостановиться;
г) доведения действия до конца, например: придумать, пристукнуть;
д) совершения действия в чьих-либо интересах, например: приберечь, припрятать.
Примечание. Различается написание близких по звучанию, но разных по значению слов с приставками пре- и при-:
- пребывать – прибывать, предать – придать, предел – придел, преемник – приемник, восприемник, презирать – призирать, преклонить – приклонить, преступить – приступить, претворить – притворить, преходящий – приходящий и др. под.
Разбор задания
В первой строке во всех словах приставка «ПРЕ». Значение приставки определяется только в слове «пренеприятный», т.е. очень неприятный. Правописание остальных слов запоминают.
Во второй строке во всех словах пишется разделительный Ъ, так как он находится после приставки на согласную, что соответствует общему правилу употребления разделительного Ъ.
В третьей строке собраны слова, в которых приставки имеют традиционное написание: поникнуть, прадедушка, позавчера.
Приставка «пра» употребляется в ограниченном числе слов и имеет указание на степень родства.
В четвертой строке слова с орфограммой З-С на конце приставок. Перед глухой согласной пишется С, перед звонкой З. Следуя правилу, пишем: чересчур, иссиня-чёрный, бескрайний
В пятой строке необходимо определить происходить ли после приставки чередование И-Ы. Это определяется характером приставки: она должна быть русского происхождения и оканчиваться на согласный.
Пишется взыскать (по общему правилу), безынициативный (по общему правилу), сверхизысканный (если слово начинается со «сверх», то чередования не происходит).
Ответ: 124.
ЕГЭ-2020. Русский язык. Сборник заданий: 1000 заданий с ответами
Книга содержит задания разных типов и уровней сложности по темам, знание которых проверяется на ЕГЭ, а также комментарии к ним. Ко всем заданиям приводятся ответы. Поможет потренироваться в выполнении заданий, повторить пройденный материал и эффективно подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Купитьтеория / Блог :: Бингоскул
Правописание приставок
Неизменяемые приставки
о- | обежать, остановка, одуматься |
у- | увести, убежал, успокоиться |
до- | дожить, дойти, доставка |
по- | побежать, подворье, посмотреть |
про- | прокатить, пробел, просмотр |
пра- | «отдаленная степень родства»: прабабушка, праязык |
на- | нападки, накрыть, надавить |
за- | закрыть, заключенный, запутать |
над- (надо-) | надкусить, надпись, надорваться |
под- (подо-) | подплыть, подсказать, подождать |
от- (ото-) | отдать, отодвинуть, открыть |
об-(обо-) | облететь, обтереть, обойти |
в- (во-) | вдоволь, вверх, вовлечь |
вы- | вылавливать, выход, выстоять |
с- (со-) | сдвинуть, сойти, сгибать (есть только приставка с-, нет приставки з-) |
дез- | дезинформировать |
контр- | контраргумент |
транс- | трансатлантический |
пост- | постмодернизм |
суб- | субкультура |
супер- | супергерой |
пан- | панъевропейский |
пред- (предо-) пере- | предпочтение, предрешать, предостеречь перерыв, перелить, перекос |
Изменяемые приставки
1. Приставки, правописание которых зависит от глухости/звонкости последующей согласной.
Если после приставки из этой группы мы видим звонкий согласный, то на конце приставки пишем -з, а если глухой, то, соответственно -с.
Сюда относятся так называемые приставки на -з, — с, их ровно шесть:
- без-/бес— безработный, бессмертный
- раз-/рас— разрозненный, распустить
- воз-/вос- (вз-/вс-) возврат, восход
- из-/ис— избежать, испуг
- низ-/нис— низвергать, нисходить
- через-/черес- (чрез-/чрес-) чрезмерный, чересчур
2. Приставки, правописание которых зависит от лексического значения.
Значения приставки ПРЕ: |
Слова которые нужно запомнить:
|
Значения приставки ПРИ: |
Слова которые нужно запомнить:
|
3. Приставки, правописание которых зависит от ударения
рас-/рос (раз-/роз-)
- Если вы не забыли, то эти приставки относятся и к первой группе, поэтому имеют вариант написания -з/-с.
- Без ударения в них пишется буква А, а под ударением… — под ударением проблемы нет, что слышим, то и пишем, как правило, это буква О. Например: роспись, расписание, разговор, розыск. Исключение: розыскной
Теория по заданиям ЕГЭ 2019 русский язык
Теория по заданиям ЕГЭ 2019 русский язык | Ege-Helper.Ru – онлайн подготовка к ЕГЭЗадание 1. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров
Задание 2. «Средства связи предложений в тексте. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения».
Задание 3. Определить лексическое значение слова
Задание 4. Орфоэпические нормы (постановка ударения).
Задание 5. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)
Задание 6. Исправить лексическую ошибку, исключить или заменить слово.
Задание 7. Морфологические нормы (образование форм слова).
Задание 8. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления.
Задание 9. Правописание корней.
Задание 10. Правописание приставок.
Задание 11. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме Н/НН)
Задание 12. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.
Задание 12. Правописание НЕ, НИ.
Задание 14. Слитное, дефисное, раздельное написание слов.
Задание 15. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи.
Задание 16. Знаки препинания в простом осложненном предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочиненном предложении и простом предложении с однородными членами.
Задание 17. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями).
Задание 18. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
Задание 19. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
Задание 20. Необходимо правильно определить границы в составе сложного предложения с сочинительной, подчинительной и бессоюзной частями
Задание 21. Задание проверяет умение учащегося проводить пунктуационный анализ.
Задание 22. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.
Задание 23. Функционально-смысловые типы речи.
Задание 24. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.
Задание 25. Средства связи предложений в тексте.
Задание 26. Языковые средства выразительности
ЕГЭ по русскому языку 2020
Вся необходимая теория для самостоятельной подготовки к ЕГЭ по русскому языку 2020.
Теория создана с учетом рекомендаций ФИПИ и на основе демоверсии.
Задания 1-3. Главная информация, содержащаяся в тексте, средства связи предложений, лексическое значение слова.
Задание 1. Найти главную информацию, содержащуюся в тексте.
Задание 2. Самостоятельно подобрать средство связи.
Задание 3. Определить лексическое значение слова.
Задание 4. Орфоэпия (нормы ударения).
Задание 4. Ошибка в постановке ударения.
Задание 5. Паронимы.
Задание 5. Исправить лексическую ошибку, подобрать пароним.
Задание 6. Лексические ошибки.
Задание 6. Исправить лексическую ошибку, исключить или заменить слово.
Задание 7. Морфологические ошибки (ошибки в форме слов)
Задание 7. Исправить ошибку в форме слова.
Задание 8. Синтаксические ошибки
Задание 8. Установить соответствие между грамматическими ошибками и предложениями.
Задания 9-15. Орфография ЕГЭ.
Задание 9. Правописание корней.
Задание 10. Правописание приставок.
Задание 11. Правописание суффиксов (кроме Н/НН).
Задание 12. Правописание суффиксов причастий и окончаний глаголов.
Задание 13. Правописание НЕ и НИ с частями речи.
Задание 14. Слитное, дефисное, раздельное написание слов.
Задание 15. Правописание Н/НН в различных частях речи.
Задания 16-21. Пунктуация ЕГЭ.
Задание 16. Запятые в простом предложении с однородными членами или в ССП.
Задание 17. Запятые при обособленных членах предложения (определение, дополнение, обстоятельство, приложения)
Задание 18. Знаки препинания при обращении и вводных словах.
Задание 19. Знаки препинания в СПП
Задание 20. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи.
Задание 21. Пунктуационный анализ текста. (Тире, двоеточие, запятая)
Задания 22-25. Анализ текста. Содержание текста, типы речи, значение слов, средства связи предложений.
Задание 22. Найти высказывание(я), соответствующее содержанию текста.
Задание 23. Функционально-смысловые типы речи.
Задание 24. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.
Задание 25. Средства связи предложений в тексте.
Задание 26. Средства выразительности речи.
Задание 26. Языковые средства выразительности.
Задание 27. Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2020.
Задание 27. Сочинение.
Критерии оценивания сочинения ЕГЭ
Подсчет баллов ЕГЭ
Практика ЕГЭ
Решать ТЕСТЫ ЕГЭ 2020
Задание 6 ЕГЭ по русскому языку
Автор: Поддубная Алёна Валерьевна.
1. Ты меня крупно обидела.2. Он рассказал нам о своих планах на будущее.
3. Владельцам вишневого сада грозит разорительство.
4. Все ученики хорошо усвоили теорему Пифагора.
5. Однажды в отпуске со мной случился такой случай.
6. Катерина заранее предчувствовала свою гибель.
7. Она служила при дворе служанкой.
8. Я потерял ключ и вынужден был заказать муляж, чтобы попасть в квартиру.
9. Количество посетителей дискотеки непрерывно прогрессирует.
10. Ярко, выразительно изображены в «Капитанской дочке» образы главных героев.
11. Уровень инфляции в последнее время значительно улучшился.
12. Чацкий, нетерпеливый к чужим недостаткам, сам, как мне кажется, человек далеко не идеальный.
13. Базаров пускается в пространственные рассуждения о трудностях крестьянской жизни.
14. Только три дня в нашем магазине предлагаются грандиозные скидки, и вы можете купить товар по самой дешевой стоимости.
15. При этом он испытал нетерпимую душевную боль.
16. Перед ним встали две дилеммы – пойти учиться в консерваторию или в университет.
17. Решения, принятые собранием акционеров, признаны незаконными, поскольку, как было установлено впоследствии, не было форума.
18. Как и человек, дельфин не способен все время находиться под водой и поднимается, чтобы вздохнуть немного воздуха.
Ответы
1. Ты меня очень обидела.
2. Он рассказал нам о своих планах.
3. Владельцам вишневого сада грозит разорение.
4. Все ученики хорошо усвоили теорему Пифагора.
5. Однажды в отпуске со мной произошёл такой случай.
6. Катерина предчувствовала свою гибель.
7. Она при дворе была служанкой.
8. Я потерял ключ и вынужден был заказать дубликат (копию), чтобы попасть в квартиру.
9. Количество посетителей дискотеки непрерывно растёт.
10. Ярко, выразительно изображены в «Капитанской дочке» образы главных героев.
11. Уровень инфляции в последнее время значительно снизился.
12. Чацкий, нетерпимый к чужим недостаткам, сам, как мне кажется, человек далеко не идеальный.
13. Базаров пускается в пространные рассуждения о трудностях крестьянской жизни.
14. Только три дня в нашем магазине предлагаются грандиозные скидки, и вы можете купить товар по самой дешевой цене.
15. При этом он испытал нестерпимую душевную боль.
16. Перед ним встала дилемма – пойти учиться в консерваторию или в университет.
17. Решения, принятые собранием акционеров, признаны незаконными, поскольку, как было установлено впоследствии, не было кворума.
18. Как и человек, дельфин не способен все время находиться под водой и поднимается, чтобы вдохнуть немного воздуха.