Распад ссср конспект: История распада СССР. Предпосылки и основные шаги
История распада СССР. Предпосылки и основные шаги
25 декабря 2021, 07:57
ТАСС-ДОСЬЕ. 25 декабря 1991 года, 30 лет назад, Михаил Горбачев объявил о прекращении своей деятельности на посту президента СССР. На следующий день союзный парламент принял декларацию, в которой констатировалось, что СССР как государство и субъект международного права прекращает свое существование.
ТАСС подготовил материал о событиях, которые привели к ликвидации Советского Союза.
Предпосылки распада СССР
Образованный в 1922 году Союз Советских Социалистических Республик создавался руководством партии большевиков как база «будущей мировой революции». Для привлечения в его состав как можно большего числа социалистических республик в советских конституциях за каждой из них было закреплено право свободного выхода из Советского Союза. В частности, в последнем основном законе страны — конституции 1977 года — эта норма содержалась в статье 72. Начиная с 1956 года в состав советского государства входили 15 союзных республик.
С правовой точки зрения СССР был асимметричной федерацией (его субъекты имели различный статус) с элементами конфедерации. При этом союзные республики находились в неравноправном положении. В частности, у РСФСР не было собственной компартии, академии наук, республика являлась для остальных членов Союза основным донором финансовых, материальных и кадровых ресурсов.
Единство советской государственной системы обеспечивалось Коммунистической партией Советского Союза (КПСС). Она была построена по жесткому иерархическому принципу и дублировала все государственные органы Союза. В статье 6 Конституции СССР 1977 года за компартией был закреплен статус «руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы, государственных и общественных организаций».
К 1980-м годам СССР оказался в состоянии системного кризиса. Значительная часть населения разуверилась в догмах официально декларируемой коммунистической идеологии. Проявилось экономическое и технологическое отставание Советского Союза от западных государств. Попытка реформирования политической системы в годы перестройки 1985-1991 годов привела к обострению всех имевшихся противоречий. В 1988-1990 годах по инициативе генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева была значительно ослаблена роль КПСС. В 1988 году началось сокращение партаппарата, была проведена реформа избирательной системы. В 1990 году в Союзе была изменена конституция, ликвидирована статья 6, в результате чего КПСС полностью отделили от государства. При этом межреспубликанские отношения не подвергались пересмотру, что привело на фоне ослабления партийных структур к резкому росту сепаратизма и обострению этнических конфликтов в союзных республиках (к середине 1990 года в результате межнациональных столкновений более 600 тыс. граждан СССР стали беженцами или вынужденными переселенцами).
«Парад суверенитетов»
В стране началось движение за независимость республик, в ходе которого их власти провозглашали верховенство республиканских законов над союзными. Этот процесс получил название «парад суверенитетов». 16 ноября 1988 года Верховный Совет (ВС) Эстонской ССР принял декларацию о государственном суверенитете республики и внес изменения в республиканскую конституцию, которые позволяли приостанавливать действие союзных законов на территории Эстонии. 26 мая и 28 июля 1989 года аналогичные акты были приняты Литовской и Латвийской ССР. 11 и 30 марта 1990 года в Литве и Эстонии и 4 мая того же года в Латвии были подписаны законы о восстановлении независимых государств. Среди других республик первым суверенитет провозгласил Азербайджан (23 сентября 1989 года). В течение 1990 года подобные акты были приняты во всех союзных республиках.
Декларация о государственном суверенитете РСФСР была принята 12 июня 1990 года I съездом народных депутатов республики. Во второй половине 1990 года руководство РСФСР во главе с председателем Верховного Совета Борисом Ельциным значительно расширило полномочия российского правительства, министерств и ведомств. Собственностью республики были объявлены находящиеся на ее территории предприятия, отделения союзных банков и др. 24 декабря 1990 года ВС РСФСР принял закон, согласно которому действие союзных актов на территории республики могло быть приостановлено, если они нарушают суверенитет РСФСР. Предусматривалось также, что все решения органов власти СССР вступают в силу в российской республике только после их ратификации местным Верховным Советом.
17 марта 1991 года в РСФСР было проведено голосование по вопросу учреждения поста президента республики (за — 69,85%). 12 июня 1991 года им был избран Борис Ельцин.
Попытки заключения нового Союзного договора
С целью остановить дезинтеграцию президент СССР Михаил Горбачев на последнем XXVIII съезде КПСС 2-13 июля 1990 года предложил заключить новый Союзный договор, который предусматривал сохранение СССР как федерации равноправных суверенных республик. За союзными органами власти сохранялся узкий объем полномочий: организация обороны и обеспечение государственной безопасности, выработка и осуществление внешней политики, разработка стратегии экономического развития и т. д. Эта инициатива была поддержана 3 декабря 1990 года ВС СССР и 24 декабря того же года IV съездом народных депутатов СССР. На съезде также было принято решение о проведении всесоюзного референдума о сохранении СССР «как обновленной федерации равноправных суверенных республик». Референдум состоялся 17 марта 1991 года. В нем приняли участие 80% граждан, имевших на это право. За сохранение Союза высказались 76,4% избирателей, против — 21,7%. Армения, Грузия, Молдавия, Литва, Латвия и Эстония отказались от проведения плебисцита на своей территории.
По итогам референдума весной — летом 1991 года был разработан проект договора, предусматривающий образование Союза Советских Суверенных Республик в форме федерации с расширенными правами ее членов. Документ предполагал создание де-факто конфедеративного государства, в котором большинство полномочий передавалось республикам. Сфера ведения Союза практически полностью совпадала со сферой совместного ведения центра и республик, контроль за налоговыми поступлениями в центр осуществлялся республиками, не упоминался общесоюзный Госбанк, не были прописаны сроки принятия новой конституции и др. ВС СССР 12 июля одобрил подписание документа, однако оговорил ряд принципиальных поправок в его текст. В частности, речь шла о сохранении единой банковской системы СССР, а также оставлении в компетенции союзных властей независимых от республик каналов налоговых поступлений (в итоге они не были включены в текст договора). Работа над документом получила название «новоогаревский процесс» по месту проведения переговоров (резиденция президента СССР Ново-Огарево). Участие в них не принимали республики Прибалтики, а также Армения, Грузия и Молдавия.
Подписание Союзного договора было запланировано на сентябрь — октябрь 1991 года, однако затем перенесено Михаилом Горбачевым на 20 августа 1991 года. Президент СССР опасался, что депутаты проголосуют против документа. В итоге заключение нового Союзного договора не состоялось из-за попытки государственного переворота, организованной 19-21 августа рядом представителей высшего советского и партийного руководства, образовавших Госкомитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП). С целью не допустить подписания договора, который, по мнению членов ГКЧП, привел бы к распаду СССР, они отстранили от власти Михаила Горбачева и ввели в стране чрезвычайное положение. Попытка путча потерпела неудачу, однако усилила кризис в СССР. 24 августа Михаил Горбачев сложил полномочия генсека партии, 29 августа Верховный Совет СССР приостановил деятельность КПСС на всей территории страны. Позднее, 6 ноября, Борис Ельцин подписал указ о прекращении деятельности КПСС и КП РСФСР и роспуске их организационных структур.
Августовские события 1991 года усилили центробежные тенденции. Участники новоогаревских переговоров стали отказываться от ранее достигнутых договоренностей. 24 августа депутатами Верховного Совета Украины был принят Акт провозглашения независимости, согласно которому «создание самостоятельного украинского государства» было вызвано «смертельной опасностью, которая нависла над Украиной в связи с государственным переворотом в СССР». 30 августа о независимости объявил Азербайджан, 31-го — Узбекистан и Киргизия.
14 ноября Михаил Горбачев и главы РСФСР, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана приняли решение заключить 9 декабря новый договор о создании Союза Суверенных Государств в форме «конфедерации демократических государств» со столицей в Минске. Однако к этому времени большинство союзных республик уже провозгласили свой суверенитет. До конца года к ним присоединились остальные республики. Последним стал Казахстан, Верховный Совет которого 16 декабря 1991 года принял конституционный закон о государственной независимости.
Кроме того, 1 декабря на Украине прошел референдум о независимости и состоялись первые президентские выборы, победу на которых одержал председатель Верховного Совета республики Леонид Кравчук. Украинские власти объявили, что не намерены вступать в политические союзы, что поставило под угрозу подписание нового Союзного договора.
Демонтаж государственных структур СССР
24 августа 1991 года Совет министров РСФСР объявил, что в связи с поддержкой членов союзного правительства действий ГКЧП возлагает на себя руководство министерствами и ведомствами СССР, а также всеми подведомственными им организациями, расположенными на территории России. В тот же день Михаил Горбачев поставил перед Верховным Советом СССР вопрос о доверии кабинету министров. 28 августа ВС принял отставку союзного правительства и возложил функции исполнительного органа власти на созданный по инициативе Горбачева Комитет по оперативному управлению народным хозяйством.
2-5 сентября в Москве прошел V съезд народных депутатов СССР. В последний день его работы был принят закон «Об органах государственной власти и управлении СССР в переходный период», в соответствии с которым съезд самораспустился, вся полнота государственной власти перешла Верховному Совету СССР. Для «согласованного решения вопросов внутренней и внешней политики» был учрежден Государственный совет СССР в качестве временного органа высшего союзного управления. В него вошли президент Советского Союза и главы РСФСР, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Туркмении, Армении, Таджикистана, Азербайджана. На заседаниях Госсовета продолжалось обсуждение нового Союзного договора. 6 сентября, в противоречии с действовавшей Конституцией СССР, Госсовет признал независимость прибалтийских республик.
Эквивалентом союзного кабмина стал Межреспубликанский экономический комитет (МЭК) СССР, который возглавил бывший председатель российского правительства Иван Силаев. МЭК был образован на паритетных началах союзными республиками для координации управления народным хозяйством и согласованного проведения экономических реформ и социальной политики (в ноябре того же года стал исполнительным органом Экономического сообщества).
18 октября Михаил Горбачев и руководители восьми союзных республик (без Украины, Молдавии, Грузии и Азербайджана) подписали Договор об Экономическом сообществе суверенных государств. Документ признавал, что «независимые государства» являются «бывшими субъектами СССР», предполагал раздел общесоюзного золотого запаса, Алмазного и валютного фондов, сохранение рубля в качестве общей валюты, при возможности введения национальных валют, ликвидацию Центрального банка СССР и др.
22 октября вышло постановление Государственного совета СССР об упразднении союзного КГБ. На его базе было предписано создать Центральную службу разведки (ЦСР) СССР (внешняя разведка), Межреспубликанскую службу безопасности (внутренняя безопасность) и Комитет по охране государственной границы. КГБ союзных республик переводились «в исключительную юрисдикцию суверенных государств». Окончательно общесоюзная спецслужба была ликвидирована 3 декабря 1991 года.
14 ноября Госсовет принял постановление о ликвидации всех министерств и других центральных органов государственного управления СССР с 1 декабря 1991 года.
Создание СНГ
8 декабря 1991 года президент РСФСР Борис Ельцин, президент Украины Леонид Кравчук и глава Верховного Совета Белоруссии Станислав Шушкевич в правительственной резиденции Вискули (Беловежская Пуща, Белоруссия) подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), в преамбуле которого констатировалось, что СССР как «субъект международного права и геополитическая реальность» с этого момента прекращает свое существование. 10 декабря документ ратифицировали Верховные Советы Украины и Белоруссии, а также денонсировали Договор об образовании СССР, утвержденный I съездом Советов СССР 30 декабря 1922 года.
Президент СССР Михаил Горбачев 9 декабря выступил с заявлением, в котором назвал принятие Соглашения о создании СНГ «скоропалительным», поскольку «судьба многонационального государства не может быть определена волей руководителей трех республик». По мнению президента СССР, распустить Советский Союз имел право только Съезд народных депутатов. В свою очередь Комитет конституционного контроля СССР принял заявление о юридической необоснованности подписанного в Вискулях соглашения. 12 декабря Михаил Горбачев в ходе встречи с представителями прессы сказал, что уйдет в отставку только в том случае, «если поставят крест на Союзном договоре» (опубликовано в «Комсомольской правде» 13 декабря).
В тот же день 12 декабря Соглашение о создании СНГ ратифицировал Верховный Совет РСФСР (за — 188, против — шесть, воздержались семь, 45 депутатов не голосовали). Одновременно российские депутаты денонсировали Договор об образовании СССР (за — 161, против — трое, воздержались девять, 83 не голосовали).
21 декабря в Алма-Ате руководители 11 бывших союзных республик подписали декларацию о целях и принципах СНГ, в которой подтвердили беловежские договоренности и прекращение существования СССР (в 1993 году в СНГ вступила 12-я республика — Грузия, вышла из Содружества в 2009 году). Тем самым процесс образования Содружества Независимых Государств был завершен.
Ликвидация СССР
17 декабря здание Верховного Совета СССР перешло в ведение Верховного Совета РСФСР. 19 декабря была прекращена деятельность МИД СССР, 20 декабря упразднен Госбанк. 23 декабря на встрече Михаила Горбачева и Бориса Ельцина было согласовано решение о прекращении деятельности Межгосударственного экономического комитета СССР и других союзных структур с 30 декабря.
25 декабря Верховный Совет РСФСР принял закон о переименовании республики в Российскую Федерацию. В тот же день в 19:00 по московскому времени Михаил Горбачев выступил в прямом эфире Центрального телевидения и объявил о прекращении своей деятельности на посту президента СССР. После этого с флагштока Московского Кремля был спущен государственный флаг СССР и поднят государственный флаг Российской Федерации.
26 декабря Совет республик Верховного Совета СССР (палата образована вместо Совета национальностей ВС на основании закона «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период») принял декларацию, в которой говорилось, что в связи с созданием Содружества Независимых Государств Союз ССР как государство и субъект международного права прекращает свое существование.
Теги:
РоссияГорбачев, Михаил СергеевичЕльцин, Борис Николаевич
Распад СССР
На данный момент единого мнения о том, каковы предпосылки распада СССР не существует. Однако, большинство ученых едины в том, что зачатки их были заложены в самой идеологии большевиков, которые, пусть и во многом формально, признавали право наций на самоопределение. Ослабление центральной власти спровоцировало формирование новых властных центрах на окраинах государства. Стоит отметить, что похожие процессы происходили и в самом начале 20 века, в период, революций и краха Российской империи.
Если говорить кратко причины распада СССР следующие:
- кризис, спровоцированный плановым характером экономики и приведший к дефициту многих товаров народного потребления;
- неудачные, во многом непродуманные, реформы, приведшие к резкому ухудшению уровня жизни;
- массовое недовольство населения перебоям поставок продуктов питания;
- все усиливающийся разрыв уровня жизни между гражданами СССР и гражданами стран капиталистического лагеря;
- обострение национальных противоречий;
- ослабление центральной власти;
- авторитарный характер советского общества, в том числе жесткая цензура, запрет церкви и так далее.
Процессы, приведшие в результате к распаду СССР, обозначились уже в 80-е годы. На фоне общего кризиса, который к началу 90-х только углубился, отмечается рост националистических тенденций практически во всех союзных республиках. Первыми из состава СССР выходят: Литва, Эстония и Латвия. За ними следуют Грузия, Азербайджан, Молдавия и Украина.
Распад СССР стал результатом событий августа – декабря 1991 г. После августовского путча деятельность в стране партии КПСС была приостановлена. Утратил власть Верховный Совет СССР и Съезд народных депутатов. Последний в истории Съезд состоялся в сентябре 1991 г. и заявил о самороспуске. В этот период высшим властным органом стал Государственный Совет СССР который возглавил Горбачев, первый и единственный президент СССР. Предпринятые им осенью – замой попытки предотвращения как экономического, так и политического развала СССР успеха не принесли. В итоге 8 декабря 1991 года, после подписания Беловежского соглашения главами Украины, Беларуси и России, Советский Союз прекратил свое существование. В тоже время, произошло образование СНГ – Содружества Независимых Государств. Распад Советского Союза стал крупнейшей геополитической катастрофой 20 века, повлекшей глобальные последствия.
Вот только основные последствия распада СССР:
• резкое сокращение производства во всех странах бывшего СССР и падение уровня жизни населения;
• территория России сократилась на четверть;
• доступ к морским портам вновь осложнился;
• уменьшилось население России – фактически на половину;
• возникновение многочисленных национальных конфликтов и появление территориальных претензий между бывшими республиками СССР;
• началась глобализация – постепенно набирали ход процессы, превратившие мир в единую политическую, информационную, экономическую систему;
• мир стал однополярным, а единственной сверхдержавой остались Соединенные Штаты.
Распад Советского Союза глазами современных россиян Беловежские соглашения, которые они подписали 8 декабря 1991 года. Этими же соглашениями было создано Содружество Независимых Государств (СНГ), но суверенитет отдельных государств оставался первостепенным, что подчеркивается названием более свободного и добровольного присоединения, выросшего из руины империи, СНГ.
Прошло тридцать лет. Выросли целые поколения тех, кто не имеет непосредственного опыта проживания в СССР. Словосочетание «постсоветское пространство» теряет актуальность даже среди ученых, но альтернативного термина, емко относящегося к региону, до сих пор нет. Пути бывших советских республик разошлись, в некоторых случаях кардинально. Они придерживались совершенно разных стратегий в отношениях с Россией, ядром Советского Союза.
Каждая из пятнадцати независимых наций, которые когда-то назывались «советскими республиками», по-своему рассказывают о своем советском опыте. Но только в России можно наблюдать чистую и неподдельную ностальгию по союзу вкупе с идеями о его восстановлении. По данным независимого опроса Левада-центра, большинство россиян постоянно сожалеют о распаде СССР. В 2020 году 60 процентов респондентов выразили сожаление, а 63 процента считали, что роспуска можно было избежать; 49процент опрошенных среди событий ХХ века, вызвавших у них чувства стыда и печали, назвали «разрушение СССР»; 75% считали, что «советская эпоха была лучшим временем в национальной истории России, с высоким уровнем благосостояния и возможностями для простых граждан».
Согласно недавнему опросу общественного мнения, проведенному государственным Всероссийским центром изучения общественного мнения, советское прошлое ассоциируется у опрошенных с верой в светлое будущее (ее высказали 21% опрошенных), положительными эмоциями (13%), детство (11%), многонациональная страна (10%). Однако только 59- 60% молодых людей знали, что означает аббревиатура СССР, и только 6% всех респондентов смогли назвать все пятнадцать советских республик, а 27% не смогли назвать вообще ни одной.
Наиболее часто обсуждаемый в России вопрос в связи с распадом Советского Союза был ли он неизбежен . При ответе на этот вопрос также имеет смысл посмотреть, кто в России скучает по СССР и чего именно не хватает. В свою очередь, размышление над этими вопросами приводит нас к вопросу о том, хочет ли кто-нибудь в России восстановления СССР, и если да, то кто эти люди.
Был ли крах неизбежен?
Существует широкий спектр мнений относительно причин обвала, которые сильно коррелируют с политическими взглядами собеседников. Экспертное сообщество выделило несколько популярных ответов:
— СССР распался сам по себе потому что система устарела. Аргументы, предлагаемые в поддержку этой интерпретации, включают экономические и политические черты, отличающие современную Россию от СССР: рыночная экономика либерального типа с сильным государственным сектором; минимально социалистическое государство вместо «большого социалистического государства»; идеология государственного капитализма, а не государственного социализма. Эксперты, разделяющие эту точку зрения, указывают на экономические, политические, социальные и идеологические противоречия социалистической системы, которые сделали ее крах неизбежным.
— СССР был разрушен изнутри представителями политических и этнических элит, стремившихся извлечь максимальную выгоду из создания независимых государств и установления нового баланса сил внутри этих государств и на международной арене. В качестве аргумента в поддержку этой интерпретации предлагается отсутствие существенных шагов в направлении экономической и политической интеграции между бывшими советскими республиками. Эксперты, разделяющие эту точку зрения, указывают на неэффективный подход к межнациональным отношениям в СССР и определенные противоречия, которые накопились внутри многонациональной страны и не могли быть разрешены в рамках существующей системы.
—СССР был разрушен извне , став жертвой навязанной ему Западом гонки вооружений и подрывной деятельности западной разведки, использовавшей внутрисоюзную оппозицию для подрыва советской системы. Это утверждение обычно защищают, указывая на постфактум факторы, такие как военное и политическое ослабление постсоветской России, расширение НАТО и конфронтационные отношения России с Западом. Президента Владимира Путина часто считают сторонником этой точки зрения, потому что он, как известно, назвал распад Советского Союза «крупной геополитической катастрофой века». Эту точку зрения поддерживают и многие конспирологи.
Каждая годовщина распада СССР вдохновляет на новые исследования по теме российских и зарубежных авторов, стремящихся выявить целый комплекс причин этого исторического события. Многие из них, например Стивен Коэн, Дмитрий Буланин и Владислав Зубок, трезво относятся к распаду СССР, хотя и соглашаются с тем, что последующие события были довольно драматичными, даже трагичными. Большинство экспертов склонны считать, что распад СССР был закономерным процессом, предотвратить который было невозможно, а распад СССР был результатом внутренних противоречий.
Кто скучает по СССР и почему?
Старшие поколения идеализируют Советский Союз, политические лидеры создают вокруг него мифы, молодежь вынашивает невероятно радужную картину. Для старшего поколения советское время остается временем, когда все было стабильно, предсказуемо и понятно. Распад Советского Союза привел к полной социальной и экономической перестройке, сопровождавшейся снижением социального статуса и уровня жизни многих.
Постсоветский экономический кризис резко увеличил социальную депривацию, смертность и самоубийства. Ностальгия по СССР — это не просто эмоция, это также стремление к системе социальной защиты, действительно всеобщему здравоохранению, бесплатному образованию, надежной пенсионной системе и политике, ориентированной на семью. Современная российская система социального обеспечения является переходной и неоднородной и не решает многих социальных проблем страны.
Российские политические партии используют идеализированный взгляд на советское прошлое, часто выборочно и противоречиво. Коммунистическая партия России представляет советское прошлое как время процветания и обвиняет в его гибели «преступных» политиков, в том числе последнего лидера Советского Союза Михаила Горбачева. Правящая партия «Единая Россия» стремится связать статус великой державы СССР с представлением о славном прошлом России. Социолог Илья Яблоков считает, что ностальгия по СССР является основой государственной идеологии России. Понятно, что ни КПРФ, ни «Единая Россия» не стремятся буквально восстановить Советский Союз. Скорее, это удобный идеологический ориентир, позволяющий им манипулировать настроениями старшего электората для достижения своих политических целей.
18 августа 2021 года в независимой сети TV Rain прошло мероприятие под названием «Тридцатилетние». Встреча собрала пятнадцать человек в возрасте от двадцати до тридцати лет, выходцев из бывших советских республик. Большинство участников относились к Советскому Союзу как к давно ушедшему прошлому, о котором у них были смутные, часто противоречивые представления. Настоящее было важнее для всех участников, чем советское прошлое. Сам по себе распад не вызвал сожалений, но некоторые из выступавших сожалели об отсутствии границ на советском пространстве и были обеспокоены враждебностью, существующей между некоторыми соседними республиками. На прямой вопрос никто из участников не выразил желания восстановить СССР.
Многие в экспертном сообществе считают, что отношение к Советскому Союзу часто определяется характером отношений бывших советских республик с Россией. В Украине политические соображения определяют в целом негативное отношение к Советскому Союзу, а советское прошлое является негативным ориентиром. В Армении молодежь не понимает, что такое СССР, и редко знает его историю, а ностальгию по нему старшего поколения можно объяснить постсоветским падением уровня жизни. В Кыргызстане в целом сложилось положительное восприятие советского опыта, поскольку в советский период в стране была проведена серьезная экономическая и социальная модернизация, позволившая ей бурно развиваться в ХХ веке. Однако кыргызстанцы критически относятся к сегодняшней России, где видят ксенофобию и снисходительность по отношению к выходцам из Средней Азии. Эти взгляды были высказаны в ходе недавней дискуссии, организованной Российским советом по внешней и оборонной политике, под названием «К чему мы стремимся? Как вспоминают СССР тридцать лет спустя».
С момента подписания Беловежских соглашений тридцать лет назад число людей, хорошо помнящих Советский Союз, сократилось, а образ СССР стал более абстрактным, но все же сохраняет некоторую силу. Для российских граждан и политиков, в отличие от граждан большинства других бывших государств-членов, Советский Союз остается источником памяти и размышлений об идеалах и целях, к которым они стремятся сегодня.
Мнения, выраженные в этой статье, принадлежат исключительно авторам и не отражают точку зрения Института Кеннана.
Вехи: 1989–1992 гг. — Офис историка
ПРИМЕЧАНИЕ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ
«Вехи истории международных отношений США» был
выведен из эксплуатации и больше не поддерживается. Для получения дополнительной информации см. полное уведомление.
После инаугурации в январе 1989 г. Джордж Х.В. Буш сделал не следует автоматически политике своего предшественника Рональда Рейган в отношениях с Михаилом Горбачевым и Советский Союз. Вместо этого он приказал провести переоценку стратегической политики в чтобы установить свой собственный план и методы борьбы с Советским Союзом и контроль над вооружениями.
Борис Ельцин произносит речь с танка перед русским Здание парламента в Москве, СССР, понедельник, 19 августа 1991 г. (AP Photo)
Однако условия в Восточной Европе и Советском Союзе быстро менялись. Горбачева ослабить советское иго в странах Восточной Европа создала независимый демократический импульс, который привел к краху Берлинская стена 19 ноября.89, а затем свержение коммунистического правления по всей Восточной Европе. Хотя Буш поддерживал эти движения за независимость, Политика США была реактивной. Буш решил позволить событиям развиваться органично, осторожно не делать ничего, что могло бы ухудшить положение Горбачева.
После завершения проверки политики и с учетом развития событий в Европе Буш встретился с Горбачевым на Мальте в начале декабря 1989 года. задел по завершению переговоров по СНВ, достройке обычных вооружений в Европе договор, и они обсуждали быстрые изменения в Восточной Европе. Куст поощрял реформаторские усилия Горбачева, надеясь, что советский лидер добиться перехода СССР к демократическому строю и рыночной экономика.
Решение Горбачева разрешить выборы с многопартийной системой и создать президентства Советского Союза начался медленный процесс демократизации, который в конечном итоге дестабилизировал коммунистический контроль и способствовал краху Советский Союз. После выборов в мае 1990 года Горбачев столкнулся с противоречивыми внутреннее политическое давление: Борис Ельцин и плюралистическое движение выступали за демократизация и быстрые экономические реформы, в то время как бескомпромиссная коммунистическая элита хотел сорвать программу реформ Горбачева.
Столкнувшись с растущим расколом между Ельциным и Горбачевым, администрация Буша предпочли работать в первую очередь с Горбачевым, потому что считали его более надежным партнером и потому, что он пошел на многочисленные уступки, которые способствовали США. интересы. Планировалось подписать договор СНВ. С выводом Войска Красной Армии из Восточной Германии, Горбачев согласился на воссоединение Германии и согласилась, когда недавно воссоединившаяся Германия присоединилась к НАТО. Когда Саддам Хусейн вторглись в Кувейт, США и советское руководство работали вместе дипломатично отразить это нападение.
Несмотря на все эти позитивные шаги на международной арене, Горбачев внутренние проблемы продолжали нарастать. Дополнительные вызовы контролю Москвы оказывали давление на Горбачева и Коммунистическую партию, чтобы они сохранили власть, чтобы сохранить Советский Союз нетронутым. После падения коммунистических режимов в Восточной Европа, Прибалтика и Кавказ требовали независимости от Москвы. В 19 января91, насилие вспыхнуло в Литве и Латвии. Вмешались советские танки остановить демократические восстания, шаг, который Буш решительно осудил.
К 1991 году администрация Буша пересмотрела варианты политики в свете нарастание беспорядков в Советском Союзе. Представлены три основных варианта сами себя. Администрация могла продолжать поддерживать Горбачева в надежде на предотвращения распада СССР. С другой стороны, Соединенные Штаты могут перейти поддержку Ельцину и руководителям республик и оказать поддержку контролируемая реструктуризация или возможный распад Советского Союза. Финал Вариант состоял в оказании условной поддержки Горбачеву, использовании помощи и помощь в обмен на более быстрые и радикальные политические и экономические реформы.
Не зная, сколько политического капитала сохранил Горбачев, Буш в совокупности элементы второго и третьего вариантов. Советский ядерный арсенал был огромен, как и советские обычные вооруженные силы, и дальнейшее ослабление Горбачева могло сорвать дальнейшие переговоры по контролю над вооружениями.
Неудачный августовский переворот 1991 года против Горбачева решил судьбу советского Союз. Спланированный бескомпромиссными коммунистами переворот ослабил власть Горбачева. выдвинуло Ельцина и демократические силы на передний план советской и Российская политика. Буш публично осудил переворот как «неконституционный». но ослабление позиции Горбачева стало очевидным для всех. он подал в отставку вскоре после этого возглавил Коммунистическую партию, разделив власть партии от власти президента Советского Союза. Центральный Комитет был распущен, а Ельцин запретил партийную деятельность.
Через несколько дней после переворот, Украина и Беларусь объявили о своей независимости от СССР. Прибалтийские государства, ранее объявившие о своей независимости, стремились международное признание.Среди быстрых, драматических изменений ландшафта Советского Союза Буш должностные лица администрации уделяли первоочередное внимание предотвращению ядерной катастрофы, сдерживание этнического насилия и стабильный переход к новым политическим порядкам. 4 сентября 1991 года госсекретарь Джеймс Бейкер сформулировал пять основных принципы, которыми будет руководствоваться политика США в отношении развивающихся республик: самоопределение в соответствии с демократическими принципами, признание существующих границ, поддержка демократии и верховенства права, сохранение человеческого права и права национальных меньшинств, а также уважение международного права и обязательства.
25 декабря 1991 года в последний раз спущен советский флаг с серпом и молотом. над Кремлем, впоследствии замененным российским триколором. Ранее в день Михаил Горбачев подал в отставку с поста президента СССР, оставив Бориса Ельцина президентом нового независимого Российского государства. Люди во всем мире с изумлением наблюдали за этим относительно мирным переход от бывшего коммунистического монолита к множеству отдельных наций.
С распадом Советского Союза главная цель администрации Буша была экономическая и политическая стабильность и безопасность для России, стран Балтии и государства бывшего Советского Союза. Буш признал все 12 независимых республик и установил дипломатические отношения с Россией, Украиной, Белоруссией, Казахстан, Армения и Кыргызстан. В феврале 1992 года Бейкер посетил остальные республики и дипломатические отношения были установлены с Узбекистаном, Молдова, Азербайджан, Туркменистан и Таджикистан. Гражданская война в Грузии препятствовали его признанию и установлению дипломатических отношений с США до 19 мая92. Ельцин встретился с Бушем в Кэмп-Дэвиде в феврале.