cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Работа психолога с гиперактивностью: Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми в детском саду. | Методическая разработка (средняя группа) на тему:

Содержание

«Индивидуальная работа педагога-психолога с гиперактивным ребенком 5-7 лет»

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа

педагога-психолога

с гиперактивным ребенком 5-7 лет

 

 

 

 

Автор-составитель:

Наталья Михайловна

Степаненко,

педагог-психолог

 МБДОУ ЦРР –

детский сад  № 5

ст. Старощербиновская

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гиперактивность — «Гипер…» (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «aсtivus» и означает «действенный, деятельный». К внешним проявлениям гиперактивности относится невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность.

Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. Гиперактивность, встречающаяся в детском возрасте есть совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Трудно провести четкие границы этого синдрома (т.е. совокупности симптомов), но обычно он диагностируется у детей, отличающихся повышенной импульсивностью и невнимательностью.

 Коррекция гиперактивного поведения в ДОУ может осуществляться в трех направлениях:

— снятие чрезмерной двигательной активности путем физических упражнений;

— формирование навыков позитивного общения со взрослыми и сверстниками;

— формирование самоконтроля.

Предложенные занятия проводятся индивидуально один раз в неделю и  включают в себя: физические упражнения, игры и творческие задания по развитию самоконтроля,  ролевые игры и  упражнения направленные на формирование навыков позитивного  общения.

 

 

 

План занятий

 

Занятие № 1

1.Приветствие «Ладошки»

Педагог протягивает руки вперед ладонями вверх и  говорит: «Здравствуй, (имя ребенка)!». Ребенок кладет свои ладони на ладони педагога и здоровается.

2.Упражнение  на развитие самоконтроля «Повторяй за мной»

Психолог просит повторять фразы, которые ребенку кажутся правильными, а не правильные не повторять:

Я сегодня съел котлету.

Намело сугробы летом.

Я дружу с большой акулой.

В комнате четыре стула.

Ночью солнце светит ярко.

Дарят в Новый год подарки.

У меня живет слоненок.

Я пока еще ребенок.

3.Физическое упражнение «Стакан мыльных пузырей»

Ребенок стаканом ловит мыльные пузыри, которые пускает психолог. Упражнение выполнять 3 минуты.

4.Арт-терапия «Солнце»

 На листе картона А3 нарисовать контур солнца (лучи объемные). Под музыку Г. Свиридова «Метель» ребенок раскрашивает солнце  пастельными мелками желтого цвета.  

5.Ролевая игра «Робинзон»

Психолог предлагает ребенку ситуацию, героем которой он становится.

«Представь, что ты оказался на необитаемом острове. Что ты будешь делать? Кого ты позовешь на помощь?»

6.Прощание «Ладошки»

Прощание проводится аналогично приветствию.

Занятие №  2

1.Приветствие «Колокольчик»

Психолог звонит в колокольчик и здоровается с ребенком. Ребенок делает так же.

2.Упражнение на развитие самоконтроля

«Тихо, очень тихо, еще тише»

Ребенок сидит на подушке. По сигналу «Тихо!» он начинает мять лист бумаги. По сигналу «Очень тихо» — сжимает смятый лист в кулаке. По сигналу «Еще тише!» — закрывает  глаза и ложится на подушку

3. Двигательное упражнение «Звездочка-клубочек»

Ребенок лежит на полу на коврике в позе звезды – руки в стороны, ноги в стороны. По сигналу психолога «Клубочек» ребенок прижимает руки к туловищу, подтягивает ноги, согнутые в коленях к подбородку; по сигналу «Звезда!» — принимает первоначальное положение.

4. Арт-терапия «Виноград»

На листе акварельной бумаги или картона нарисовать гроздь винограда. От куска пластилина зеленого цвета отрезать небольшой кусочек, скатать в шарик. Под музыку  С. Рохманинова «Этюды- картины ля-минор, до-минор» отделять от шарика кусочки и размазывать по изображению ягод, листья раскрасить акварельной краской светло-зеленого цвета.

5.Ролевая игра «Айболит»

Психолог предлагает ребенку поиграть в доктора Айболита: «Представь, что ты доктор Айболит. Как ты будешь лечить зверюшек?» Психолог может почитать сказку К.И. Чуковского, а ребенок показывает.

6. Прощание «Колокольчик»

Прощание проводится аналогично приветствию.

Занятие № 3

1. Приветствие «Поздороваемся с помощью песенки»

Психолог предлагает ребенку поздороваться с помощью песенки. И начинает петь: «Здравствуй, (имя ребенка). Затем предлагает ребенку сделать так же.

2. Упражнение на развитие самоконтроля «Солдат на посту»

Ребенок стоит по стойке «Смирно!» в течение 1 минуты, по сигналу «Сели!» садится на подушку. Упражнение повторить три раза.

3. Арт-терапия «Желтые круги».

На листе картона или акварельной бумаги нарисовать несколько кругов. Под музыку «Звуки природы. У ручья»  половину круга замазать пластилином желтого цвета, а другую закрасить акварельной краской желтого цвета.

4. Физическое упражнение «Цирк»

Психолог говорит ребенку: «Сегодня ты будешь львом. Ты должен прыгнуть через обруч». Психолог держит обруч, а ребенок пролезает, изображая льва. Повторить три раза.

5. Ролевая игра «Колобок»

Психолог предлагает  игровую ситуацию: «Представь, что ты Колобок. Что ты скажешь и сделаешь, чтобы лиса тебя не съела?»

6. Прощание

Аналогично приветствию.

Занятие № 4

1.Приветствие «Мизинчики здороваются»

Психолог предлагает  ребенку  поздороваться с помощью мизинчиков.   Сначала соединяют мизинцы одной руки, потом другой. 

2.  Упражнение на формирование самоконтроля  «Очень сильно рассердились»

 По сигналу психолога  «Рассердились!» ребенок топает ногами, машет руками, сжав кисти в кулак.

По сигналу психолога «Все!» ребенок садится на подушку. Повторить три раза.

3. Арт-терапия «Тюльпаны и лимоны»

На листе акварельной бумаги нарисовать контуры трех тюльпанов и двух лимонов. Выбрать карандаши, мелки, фломастеры желтого цвета разных оттенков. Под музыку П.И. Чайковского «Симфония № 1, финал» раскрасить  тюльпаны и лимоны, чередуя оттенки желтого цвета.

4. Физическое упражнение  « Пингвины на льдине».

На пол положить обруч. Ребенок под музыку ходит по кабинету. По сигналу психолога « Пингвины на льдине!» ребенок должен запрыгнуть в обруч, по сигналу «Пингвины гуляют!» — выпрыгнуть.

5. Ролевая игра «Капитан»

Психолог говорит ребенку: «Представь, что ты капитан, плывешь в дальние страны. Опиши эти страны». Если ребенок затрудняется с ответом, то можно задать ему наводящие вопросы: «Какие здесь растут деревья? Какие животные водятся?»

6. Прощание

Прощаются, так же как и здоровались, с помощью мизинчиков.

Занятие № 5

1. Приветствие

Здравствуй, (имя ребенка)! Давай поздороваемся вот так. Повторяй за мной.

Здравствуй, солнце золотое!

(Рисуем руками круг)

Здравствуй, небо голубое!

(Поднимаем руки вверх)

Здравствуй, вольный ветерок!

(Качаем вытянутыми руками)

Здравствуй, маленький дубок!

(Присесть, показать ладонью маленький дубок)

Мы живем в родном краю –

Я тебя приветствую!

2. Упражнение на формирование самоконтроля

«Строим пирамиду»

Пока пересыпается песок в песочных часах, ребенок строит пирамиду из кубиков на столе.

3. Арт-терапия  «Елки»

На листе бумаги нарисовать контуры елок. Под танцевальную музыку  «Румба» раскрасить елки гуашью зеленого цвета кисточкой.

4. Физическое упражнение «Перевертыши»

Ребенок лежит на спине на коврике. По сигналу психолога «Раз!»  переворачивается на живот, по сигналу «Два!» переворачивается на спину. Повторить 5 раз.

5. Игра-упражнение «Песочные прятки»

Психолог говорит ребенку: «В песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Давай поиграем с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: «Раз, два, три, сказка приходи» (Психолог закапывает в песок небольшие фигурки-персонажи  из сказки). А теперь представь, что твои руки – это маленькие кроты, которые решили найти под землей что-то необычное, сказочное. Аккуратно запускаем крота и достаем находку.  Кто это? Из какой он сказки?» 

6.Прощание

Наша встреча закончена и скажем друг другу: «До свидания!»

Занятие № 6

1.Приветствие

Психолог :

Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и родным

(ребенок вместе с психологом)

С добрым утром!

Добрый вечер!

Добрый день!

Всем говорим.

2. Упражнение на формирование самоконтроля

«Повторяем и показываем»

Психолог читает стихотворение и просит ребенка показать то, что он слышит:

Громко топаем ногами,

Сильно машем мы руками,

На одной ноге поскачем,

Выберем красивый мячик.

Сядем ровно на подушку,

Ладонями закроем ушки,

Тихо посидим немного,

Встанем и поднимем ногу.

3. Арт-терапия «6 квадратов»

На листе акварельной бумаги или картона нарисовать шесть квадратов. Подготовить восковые мелки, карандаш, фломастер, гуашь, акварельную и пальчиковую краски зеленого цвета. Под музыку «Звуки природы. У ручья» раскрасить каждый квадрат разными «орудиями труда».

4.  Игра  «Четыре стихии»

Ребенок ходит по кругу, руки на поясе. Если психолог говорит слово «земля» он опускает руки вниз, слово «вода» — вытягивает руки вперед, «воздух» — поднимает руки вверх, слово 2 огонь» — вращается вокруг себя.

5. Упражнение «Победитель злости»

Психолог: «Сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает  у тебя? Что случается с тобой когда ты сердишься, злишься? Что говорят и делают взрослые, когда ты сердишься? Когда ты сердишься твое злое настроение заставляет тебя говорить и делать разные вещи, от которых сердятся и огорчаются взрослые. А после того, как злость ушла, тебе бывает грустно и неприятно. Открою тебе секрет, каждый большой и маленький человек имеет право злиться, но нужно уметь побеждать злость».   Ребенку предложить вылепить из мокрого песка «злого волшебника». Сделать шар, на котором углублениями обозначить глаза, нос, рот. Теперь прогоняем «злого волшебника – разрушить песочный шар со словами: « Прогоняем злость, приглашаем радость». Медленно выровнять поверхность песка руками, положить ладошки на песок и почувствовать победу над злостью.

6. Прощание

Психолог и ребенок прощаются друг с другом.

Занятие № 7

1.Приветствие « Ладошки»

Педагог протягивает руки вперед ладонями вверх и  говорит: «Здравствуй, (имя ребенка)!». Ребенок кладет свои ладони на ладони педагога и здоровается.

2.Упражнение на формирование самоконтроля  «Рисуем стихотворение»

Психолог читает стихотворение целиком, потом просить повторить ребенка по строчке и нарисовать.

С утра я очень разозлился,

Да так, что даже не умылся.

И в сад идти я не хотел,

Я целый час сопел, пыхтел.

Нарочно долго одевался,

С сестренкой я потом подрался

И на себя компот пролил,

Назло я в лужу угодил.

В зеркало я на себя посмотрел,

И от обиды почти заревел:

Грязный, лохматый, упрямый и злой.

Что это, братцы, случилось со мной?

Задать вопросы: «Как по-твоему, что случилось с мальчиком? Как ему можно помочь?»

3.Арт-терапия «Геометрические фигуры»

Под музыку «Звуки природы. У ручья.» пальчиковыми красками  желтого цвета рисовать геометрические фигуры  (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник) и закрашивать их.

4. «Весы» физическое упражнение

Ребенок держит на двух ладонях пластиковые тарелки, на которых лежит по маленькому мячику, и,  прыгая на одной ноге,  старается не уронить мячики. По пять раз подпрыгнуть то на левой, то на правой ноге.

5. «Дед Мороз»

Игровая ситуация.

Психолог обращается к ребенку и говорит: «Каждый год к зверятам и ребятам, которые хорошо себя вели, приходит Дед Мороз, чтобы раздать им подарки.  Выбери среди игрушек персонажи и придумай, чтобы попросил каждый из них у Деда Мороза».

Варианты персонажей: зайчик, белочка, медвежонок, девочка Маша и т. д

6. Прощание. «Ладошки»

Проводится аналогично приветствию.

Занятие № 8

1.Приветствие

Психолог предлагает ребенку поздороваться с помощью песенки. И начинает петь: «Здравствуй, (имя ребенка). Затем предлагает ребенку сделать так же.

2. Упражнение «Смотрю очень внимательно»

Ребенок сидит на подушке, закрыв уши ладонями, и внимательно осматривает комнату.  Через 3 минуты закрывает глаза и называет предметы, которые он запомнил.

3.Арт-терапия  «Волшебные капли»

На лист бумаги кистью накапать капли разного цвета и предложить ребенку дуть на них через трубочку.

4. Двигательное упражнение «Несу кубик, не уроню»

Ребенку на  тыльную сторону ладони психолог кладет кубики. Ребенок вытягивает руки перед собой и старается пройти по комнате не уронив их

5. «Нарисуй на песке круглые предметы»

Психолог предлагает ребенку назвать предметы круглой формы и нарисовать их на песке.

6.Прощание

Аналогично приветствию.

Занятие № 9

1. Приветствие с колокольчиком.

Психолог звонит в колокольчик и приветствует ребенка: «Здравствуй, (имя)!»

Ребенок так же здоровается с педагогом.

2.Упражнение «Солдат на посту»

Ребенок стоит по стойке « Смирно!» в течение 1 минуты, по сигналу психолога «Сели!» садится на подушку. Упражнение повторить 3 раза.

3. «Превращаем кляксы» творческое задание

Предложить ребенку набрать побольше краски на кисточку и капнуть краской на лист. Наклоните лист влево — вправо. Попросите  дорисовать кляксу, чтобы получился законченный рисунок.

4. «Локоть-колено» двигательное упражнение

Упражнение выполняется стоя, ноги на ширине плеч. Ребенок должен правым локтем коснуться левого колена, а левым локтем правого колена. Повторить 4 – 6 раз.

5.  Упражнение «Рисуем на песке»

Психолог предлагает ребенку игру: «Нарисуй на песке фигуры, которые я «нарисую» у тебя на спине». Ребенок должен почувствовать, что изобразил психолог и нарисовать на песке.

6.Прощание

Психолог звонит в колокольчик и прощается с  ребенком: «До свидания, (имя)!»

Ребенок так же прощается с педагогом.

Занятие № 10

1.Приветствие «Коленки здороваются»

Психолог предлагает  ребенку  поздороваться с помощью коленей.   Сначала соединяют коленки одной ноги, потом другой. 

2.Упражнение «Маленькие обезьянки»

Выполняется под музыку. По сигналу психолога «Раз!» ребенок берется за мочки ушей, высовывает язык, прыгает то на левой, то на правой ноге. По команде «Стоп!» прекращает выполнение. Повторить 3 раза.

3. Арт-терапия «Желтые фигуры»

Под музыку «Звуки природы. У ручья» пальчиковыми красками желтого цвета ребенок рисует геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник) и раскрашивает их.

4. «Крутим педали» двигательное упражнение

Ребенок лежит на коврике на спине, подняв ноги вверх. По сигналу психолога начинает движения ногами, как будто крутит педали велосипеда. Упражнение продолжается 1-2 минуты.

5. Игровая ситуация «Представь, что ты волшебник»

Психолог предлагает ребенку придумать наряд для волшебника, рассказать какие он будет делать чудеса.

6. Ритуал прощания

Аналогично приветствия.

 

 

Список использованной литературы:

Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Метод.  материалы в помощь психологам и педагогам. М., 2007.

Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ.-М.: ТЦ Сфера, 2007.- 272с.

 И.Л. Арцишевская. Коррекционные занятия психолога с гиперактивными детьми в детском саду.- М.: Книголюб, 2007.- 60 с.

Брязгунов И.П, Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях.- М.: Просвещение, 2001.- 187 с.

Ермолаева М.В., Миланович Л.Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. —  М.: Институт практической психологии, 2006 .

 

Работа психолога с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Автор: Ибрагимова Хейранханым Шахин кызы

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 12.04.2017 2017-04-12

Статья просмотрена: 4004 раза

Скачать электронную версию

Скачать Спецвыпуск I научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современной психологии» (pdf)

Библиографическое описание:

Ибрагимова, Х. Ш. Работа психолога с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности / Х. Ш. Ибрагимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14.1 (148.1). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/archive/148/42026/ (дата обращения: 09.12.2022).



Данная статья посвящена проблеме гиперактивности у детей, методам работы и оказания помощи детям, имеющим синдром дефицита внимания. Своевременное выявление данного факта способствует четкой организации общения, как между детьми, так и их родителями. Использование в работе психолога коррекционных упражнений, игр, позволяет активизировать работу по устранению имеющихся недостатков в поведении ребенка.

Ключевые слова: гиперактивный ребенок, игровая терапия, коррекция, синдром дефицита внимания.

Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что дети — наша гордость и наше будущее. Это реализация наших неосуществленных желаний и надежд. А мы как родители — первые учителя своего ребенка. Будучи учителями своих детей, мы желаем видеть в них свое продолжение, чтобы они были более удачными, успешными, нежели мы, добились определенных успехов в жизни, реализовали свои мечты. Со временем, когда на каждом возрастном этапе возникают барьеры, трудности, мы задаем себе вопрос, «а что мы сделали не так, в чем наша ошибка, вина, что упустили?». Для нас определённый интерес вызвала проблема выявления особенностей поведения и работы с детьми, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности. Следует отметить, что данный синдром на сегодняшний день, является наиболее часто встречающимся у детей определенной возрастной группы. Нужно четко разграничивать плохое поведение, невоспитанный ребенок и данной синдром, который впервые был упомянут и рассмотрен немецким врачом-психоневрологом Генрихом Хоффманом. В 60-х годах XX -го века врачи определили это состояние как патологическое, а с 80 –х годов — данное заболевание было занесено в Международную классификацию болезней (МКБ) под названием синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Функция центральной нервной системы у ребенка проявляются в том, что таким малышам трудно концентрировать и удерживать внимание, и как следствие этого они испытывают определенные трудности в процессе обучения. Проявляется непоседливость, концентрация внимания минимальная, им тяжело воспринимать учебный материал, спокойно сидеть на уроке.

Большинство у детей с этим синдромом днем нет сна, а ночной сон весьма беспокойный. Эти дети, находясь в общественных местах (в маркете, на концерте, на уроке, в садике) привлекают к себе внимание, своим непослушанием, постоянно бегают, болтают, кричат, прыгают, ломают, чего-то хотят, всем мешают, постоянно в движении, разбрасывают, ломают игрушки.

В чем же причина гиперактивности у детей? Данный аспект проблемы были рассмотрены в работах таких психологов, как: И. П. Брязгунова, Е. В. Касатикова [1], Н. Н. Заваденко [3], О. И. Политика [7], др. Как отмечает Ю. Б. Гиппенрейтер «стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается» (запечатлевается) в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно» [2, с.6]. Безусловно, семья влияет на формирование ребенка.

В качестве причин возникновения гиперактивности психологами отмечаются различные факторы, приводящие к появлению данного синдрома. Причем, разные ученые выдвигают свое предположение о типах, видах и формах проявления данного недуга у детей.

Факторы, способствующие возникновению синдрома

Что мы можем сказать о признаках гиперактивности у детей? Безусловно, от данного недуга страдает, прежде всего, ребенок. Они не умеют контролировать себя, что приводит к возникновению большого числа проблем, как в семье, так и в классном коллективе, на уроке. Окружающий мир враждебно относиться к ним из-за их неуправляемой неугомонности. Удивительно, но факт, современная школа изобилует примерами частого проявления данного синдрома у детей, причем, работа психолога в школе по выявлению данной группы детей, не всегда граничит оптимальными показателями и очень редко можно говорить об эффективности организации коррекционной и профилактической работы, проводимой в данном ключе деятельности. Н. Миклева отмечает, что проблемы, которые возникают у ребенка с данным синдромом, «условно можно разделить на две категории: 1) психологические, 2) педагогические» [6, с.28].

Нельзя забывать, что по своей природе данная группа детей весьма общительна и не агрессивна о своей природе. Однако непонимание со стороны окружающих может привести к враждебности и агрессивности у детей данной группы. Рассматривая данную проблему, мы постарались определить, что родители думают о данном синдроме. С этой целью нами была составлена анкета-опросник, в которой были предусмотрены следующие вопросы:

  1. Как Вы думаете: поведение вашего ребенка связано с его внутренними проблемами?
  2. Нужно ли обратиться к специалисту, чтобы решить проблему СДВГ?
  3. Данное поведение обусловлено трудностями в семье?
  4. Такое поведение возникает, как ответная реакция на неумение адаптироваться в коллективе?
  5. Дети себя должны так вести, быть подвижными, с возрастом это пройдет.
  6. Данное поведение обусловлено некомпетентностью педагога.
  7. Такое поведение — хорошая физическая подготовка.

В беседе с родителями и проанализировав их ответы, мы убедились, что у большинства родителей неправильное представление о данном синдроме, они игнорируют мысль о показе ребенка специалисту, что является свидетельством низкой подготовки родителей к воспитанию своих детей и отсутствием информации по данному вопросу. Что же делать при наличии данных симптомов у детей, как помочь нашим детям? Прежде всего следует отметить, что данный диагноз ставится врачом-невропатологам, в результате проведения консультации. Если есть к тому показания, проводится медикаментозное лечение. Работа по коррекции детей с данным синдромом должна носить комплексный характер, причем совместно с родителями, психологами и педагогами. Е. К.Лютова, Г. Б. Монина, отмечали в своей работе, что чем более драматичен, экспрессивен, театрален воспитатель, тем легче он справляется с проблемами гиперактивности ребенка, которого влечет все неожиданное, новое» [5, с. 8].

Недаром в работе некоторых психологов Кириллова Е. А., Беляева Е. Э. подчеркивается важная закономерность в общении с детьми с СДВГ: «Общение с ребенком должно происходить на одном уровне, при осуществлении контакта «глаза в глаза» [4, с.79]. Особо следует отметить использование в работе психолога с детьми дошкольного и младшего школьного возраста игровой терапии, а также спорт, плавание, что способствует потери энергии, появлению усталости, снижению активности. Нельзя не отметит отдельные элементы музыкальной терапии, которая также имеет определенное положительное влияние на детей с данным синдромом. Анализ источников, посвященных исследованию данной проблемы, позволил нам сделать выводы о том, насколько важно в воспитании детей придерживаться определенных правил, объединенных нами и представленных в нижеприведенной таблице.

В заключении хотелось бы отметить важность своевременного выявления и построения работы с детьми, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности, так как от этого зависит будущее наших детей и успех его формирования и развития в обществе.

Литература:

  1. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. — М.: Медпрактика, 2002. — 128 с.
  2. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: АСТ, Астрель, 2008. — 238 с.
  3. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. -М.: Академия, 2005. — 256 с.
  4. Кириллова Е. А., Беляева Е. Э. Гиперактивный ребенок. — Х.: Основа, 2015. — 176 с.
  5. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — СПб.: Издательство «Речь». — 2011. — 192 с.
  6. Миклева Н. Гиперактивный ребенок — это не проблема! — М. АРКТИ, 2016. — 104 с.
  7. Политика О. И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. — СПб.: Речь, 2008. — 208 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, синдром дефицита внимания, работа психолога, синдром, группа детей, игровая терапия, поведение, проблема, работа, своевременное выявление.

Ключевые слова

коррекция, гиперактивный ребенок, игровая терапия, синдром дефицита внимания

гиперактивный ребенок, игровая терапия, коррекция, синдром дефицита внимания

Похожие статьи

Психологические особенности детей с синдромом дефицита

Психологическая работа с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Была отобрана группа детей младшего школьного возраста с СДВГ в количестве 30 человек, из

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с синдромом дефицита внимания и. ..

Об учете особенностей

детей с синдромом дефицита внимания

В статье рассмотрены основные особенности детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), обозначены актуальные проблемы, с которыми такие дети наиболее часто сталкиваются в процессе обучения и воспитания.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с синдромом

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) представляет собой наиболее распространенную форму нервно-психических нарушений в детском возрасте. Для детей с СДВГ наиболее характерны дефекты концентрации внимания, избыточная двигательная активность. ..

Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Что нужно…

Работа психолога с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Об учете особенностей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в процессе воспитания и обучения.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью является наиболее распространённым вариантом минимальной дисфункции мозга (МДМ)- нарушения диффузно

Дети со СДВГ обучаются в общеобразовательных школах, но работа с ними должна строиться индивидуально.

Особенности

терапии при синдроме дефицита внимания

Симптомы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), как правило, отмечаются у ребенка, начиная с 3–4-летнего возраста, и всегда — до 7 лет. Но когда такой̆ ребенок становится старше и начинает посещать школу, у него возникают дополнительные сложности…

Воспитание

ребенка младшего школьного возраста с синдромом

Это одно из самых частых нарушений функции мозга у детей, а примерно у 60% оно сохраняется и в зрелом возрасте. По мнению М.Рапопорта, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — это комплексное хроническое расстройство мозговых функций. ..

Гиперактивные

дети и работа с ними | Статья в журнале…

Гиперактивные дети и работа с ними. Автор: Козина Александра Николаевна.

— изучите психологические особенности ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Гиперактивный

ребенок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Ребенок невнимателен, излишне возбудим, раздражителен, не может контролировать свое поведение, в 80-х годах прошлого столетия такое состояние у детей получило отдельное название – синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Похожие статьи

Психологические особенности детей с синдромом дефицита. ..

Психологическая работа с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Была отобрана группа детей младшего школьного возраста с СДВГ в количестве 30 человек, из

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с синдромом дефицита внимания и…

Об учете особенностей

детей с синдромом дефицита внимания

В статье рассмотрены основные особенности детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), обозначены актуальные проблемы, с которыми такие дети наиболее часто сталкиваются в процессе обучения и воспитания.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с синдромом

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) представляет собой наиболее распространенную форму нервно-психических нарушений в детском возрасте. Для детей с СДВГ наиболее характерны дефекты концентрации внимания, избыточная двигательная активность…

Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Что нужно…

Работа психолога с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Об учете особенностей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в процессе воспитания и обучения.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью является наиболее распространённым вариантом минимальной дисфункции мозга (МДМ)- нарушения диффузно

Дети со СДВГ обучаются в общеобразовательных школах, но работа с ними должна строиться индивидуально.

Особенности

терапии при синдроме дефицита внимания

Симптомы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), как правило, отмечаются у ребенка, начиная с 3–4-летнего возраста, и всегда — до 7 лет. Но когда такой̆ ребенок становится старше и начинает посещать школу, у него возникают дополнительные сложности. ..

Воспитание

ребенка младшего школьного возраста с синдромом

Это одно из самых частых нарушений функции мозга у детей, а примерно у 60% оно сохраняется и в зрелом возрасте. По мнению М.Рапопорта, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — это комплексное хроническое расстройство мозговых функций…

Гиперактивные

дети и работа с ними | Статья в журнале…

Гиперактивные дети и работа с ними. Автор: Козина Александра Николаевна.

— изучите психологические особенности ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Гиперактивный

ребенок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Ребенок невнимателен, излишне возбудим, раздражителен, не может контролировать свое поведение, в 80-х годах прошлого столетия такое состояние у детей получило отдельное название – синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Роль психотерапии в лечении СДВГ на протяжении всей жизни – Американская ассоциация лиц с ограниченными способностями к обучению

В сфере здравоохранения наблюдается тенденция к использованию методов лечения, основанных на доказательствах или научно подтвержденных. Это движение нашло отражение и в психиатрической помощи.

Тем не менее, первая волна эмпирически подтвержденных исследований в области лечения была сосредоточена довольно узко на усилиях по облегчению конкретных симптомов, используемых для определения диагностированных состояний. Хотя это, безусловно, надежный способ оценки эффективности лечения, существуют и другие преимущества лечения, особенно для людей с хроническими неврологическими или медицинскими заболеваниями.

Например, мы не будем утверждать, что человеку с неизлечимым заболеванием нельзя помочь справиться с его последними днями просто потому, что «консультация» не излечила это состояние. В статье этого месяца я представлю краткий обзор истории консультирования по поводу СДВГ и предложу обоснование для рассмотрения индивидуального когнитивно-ориентированного консультирования детей с СДВГ на основе растущего объема исследований, посвященных эмпирически подтвержденным терапевтическим отношениям.

Во втором издании нашего учебника 1998 года « Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей » мы с доктором Майклом Гольдштейном писали, что интуитивная привлекательность помощи детям с СДВГ посредством консультирования позволяет им развивать внутренние стратегии, позволяющие им действовать как собственные изменения. агента и, таким образом, уменьшить нарушения, неблагоприятные условия и, возможно, симптомы СДВГ, привели к соблазнительным поискам для исследователей и клиницистов в течение сорока лет. В том же самом учебнике д-р Лорен Брасуэлл кратко обобщила доступную исследовательскую литературу, указав, что различные когнитивно-ориентированные методы лечения в обеих группах в течение периода от шести до двенадцати месяцев не продемонстрировали эффективности в улучшении поведения и функционирования детей с ОВЗ. СДВГ. Доктор Брасуэлл предположил, что подходы к медикаментозному лечению и управлению поведением следует рассматривать как методы лечения СДВГ первого порядка, но что «когнитивно-поведенческие методы могут служить полезным дополнением к разработке планов лечения для удовлетворения потребностей конкретного ребенка, семьи и школьного персонала».

С момента публикации нашего текста в 1998 году было опубликовано недостаточно исследований, чтобы существенно изменить эти мнения. Несмотря на то, что преобладание данных по-прежнему убедительно свидетельствует о том, что когнитивные вмешательства, особенно в форме индивидуального консультирования, не влияют напрямую на симптомы СДВГ, растет объем литературы, предполагающей, что консультирование, особенно когнитивное консультирование, может быть эффективным в работе с самоконтролем. -уважение и связанные с ним проблемы, которые развиваются у детей и взрослых в результате жизни с СДВГ, путем создания мотивации посредством изменения восприятия и отношения. На самом деле, обзорное исследование, проведенное гарвардской группой, занимающейся лечением взрослых с СДВГ, дало основания предположить, что когнитивно-поведенческая терапия может быть не только эффективной в улучшении психического здоровья, но и в улучшении самоконтроля и снижении тяжести симптомов СДВГ.

В 1998 году мы предположили, что даже на базовом уровне повышение способности родителей и учителей понимать, предвидеть и видеть мир глазами детей с СДВГ не может не привести к более мотивированному взрослому участнику и, в конечном счете, к более эффективный агент изменений. Кроме того, недавняя работа, среди прочего, Drs. Билл Пелхэм и Мирна Шур дают основания полагать, что если запланировано достаточно времени для обучения и обобщения, дети с СДВГ могут демонстрировать и действительно демонстрируют улучшения в поведении и снижение тяжести симптомов СДВГ.

В специальном выпуске клинического журнала «Психотерапия » под редакцией психолога Джона Норкросса представлено растущее количество исследований, указывающих на то, что «личность» психотерапевта в значительной степени связана с результатами психотерапии. На самом деле, ряд исследователей пришли к выводу, что существуют большие положительные эффекты терапевта помимо предлагаемого типа терапии, и что эти эффекты могут фактически превышать преимущества, получаемые от определенного вида терапии. Недавно президентская целевая группа отдела психотерапии Американской психологической ассоциации стремилась выявить и распространить информацию об эмпирически подтвержденных терапевтических отношениях. Они рассмотрели большое количество исследований и сделали ряд интересных выводов, подтверждающих роль психотерапии в лечении СДВГ в любом возрасте.

  • Крепкий союз, созданный терапевтом посредством хорошего общения, эмпатии, открытости и усилий, направленных на то, чтобы избежать гневных или враждебных взаимодействий с клиентами, независимо от состояния или типа лечения, привел к улучшению функционирования.
  • Была продемонстрирована сильная причинно-следственная связь между эмпатией терапевта и положительным результатом, что свидетельствует о том, что эмпатия выполняет функцию позитивных отношений и может сильно влиять на жизнь клиента
  • Теплое принятие безоговорочно, особенно когда терапевты гарантируют, что их положительные чувства сообщаются клиентам, имеет положительное значение.
  • Способность терапевта общаться и быть конгруэнтным в том, что говорится и делается, привела к положительному результату.
  • Предоставление обратной связи, решение проблем и эмоциональная поддержка привели к положительному результату.
  • Для лиц, сходных с теми, у кого СДВГ, у которых проявлялись нарушения в двух или более сферах жизни (семейная, социальная, профессиональная, школьная и т. д.), больший эффект был получен от более продолжительного и интенсивного лечения, дополненного психоактивными препаратами.

Какое отношение это имеет к СДВГ?

СДВГ — это нейробиологическое расстройство, которое явно не является результатом плохого воспитания или других неблагоприятных факторов окружающей среды. Включите здравый смысл. Каждый из нас хоть раз испытывал чувство неполноценности. У каждого из нас был опыт повторяющихся неудач, несмотря на усилия. Подумайте о том, как вы справлялись и реагировали, а затем подумайте о том, как справляться с подобными переживаниями регулярно, часто ежедневно в различных условиях. Как это повлияет на ваше мышление и психическое здоровье?

Проблемы детей с СДВГ возникают не только в результате взаимодействия их неврологии и окружающей среды, но и в результате вырабатываемых ими стратегий выживания, которые, как указывает мой коллега доктор Роберт Брукс, возникают в результате их усилий справиться с эти невзгоды. Большинство детей с СДВГ испытывают повторяющиеся неудачи. Это подвергает их большему риску развития внешнего локуса контроля, чувства беспомощности и неспособности понять, почему им так трудно соответствовать ожиданиям своего мира.

Возможно ли консультирование детей?

По этим причинам я считаю, что все дети с СДВГ во время постановки диагноза должны пройти краткосрочную консультацию, чтобы помочь им понять, как они справляются с окружающей средой, и причины своих трудностей. Консультирование может дать возможность уменьшить чувство беспомощности, взрастить оптимизм, повысить мотивацию и улучшить навыки преодоления трудностей. Консультирование может помочь детям и взрослым с СДВГ решить проблемы, касающиеся самих себя и членов семьи. Самое главное, создание консультационного альянса с терапевтом, способным развивать эмпирически поддерживаемые терапевтические отношения, обеспечивает еще один слой защиты, способствующий устойчивости и позволяющий согласовать средства для решения проблем, текущих или будущих. Таким образом, в случае СДВГ, хотя терапия может не проводиться на регулярной основе по расписанию, терапевт, скорее всего, будет посещать ребенка или взрослого, если на то пошло, неоднократно в течение многих лет.

При отсутствии серьезных сопутствующих заболеваний у большинства детей с СДВГ не возникает трудностей, требующих интенсивной психотерапии. Однако, учитывая значительную коморбидность депрессии и тревоги с СДВГ, значительному меньшинству потребуется направленное лечение этих состояний. В этих обстоятельствах необходимо внести изменения в лечение, принимая во внимание влияние дефицита исполнительных функций на ребенка или, если на то пошло, взрослого человека, на их способность получать пользу от эмпирически проверенных методов лечения депрессии или тревоги.

Возможно ли консультирование взрослых?

Взрослым с СДВГ терапевты могут не только оказать эмоциональную поддержку, но и помочь этим людям развить тайм-менеджмент, организационные навыки, способность решать проблемы и управлять гневом. Как указал д-р Роберт Брукс в своей главе в моем совместно отредактированном тексте с Энн Титер Эллисон, A Clinician’s Guide to Adult ADHD (2002), терапевт может помочь людям с СДВГ осознать, что они контролируют свою жизнь, что успех не основан на случайности, что неудача не является признаком неадекватности и что они могут многое предложить миру. Как указывает д-р Брукс, каждая из этих проблем, если их решить с помощью психотерапии, может и будет улучшать повседневную жизнь взрослых с СДВГ. Наконец, как указывает доктор Кэтлин Надо в том же тексте, поскольку СДВГ — это прежде всего нейробиологическое состояние, влияющее на поведение и эмоции, в психотерапии должна использоваться модель когнитивной реабилитации, помогающая людям приобретать навыки, развивать компенсаторные способности и перестраивать свою жизнь.

Когнитивная психотерапия не лечит СДВГ. Я считаю и полагаю, что имеется достаточное количество научных данных, чтобы убедительно утверждать, что психотерапия может помочь и действительно помогает людям с СДВГ — людям, страдающим хроническим ухудшением состояния, — справляться и чувствовать себя лучше, в конечном итоге улучшая качество своей жизни. Хотя страховые компании все чаще отказываются компенсировать психологам их психотерапевтическую работу с людьми, страдающими СДВГ, я настоятельно призываю своих профессиональных читателей продолжать отстаивать важную роль включения психотерапии в лечение СДВГ на протяжении всей жизни.

Автор: Сэм Гольдштейн, доктор философии, Медицинский факультет Университета Юты

Врачи, психиатры, психологи и другие специалисты по СДВГ

Колено ребенка с перевязанным пластырем

1 из 15

Разбираемся со специалистами по СДВГ

Во-первых, хорошие новости: варианты лечения синдрома дефицита внимания (СДВГ или СДВ) расширились в геометрической прогрессии за последние два десятилетия. Современные дети и взрослые, которым впервые поставлен диагноз, могут получить пользу от мультимодальной терапии, организованной в сотрудничестве с различными медицинскими работниками, терапевтами и другими специалистами, каждый из которых обладает уникальными преимуществами и стратегиями.

А теперь плохие новости: выбор наиболее доступных и эффективных вариантов лечения в лучшем случае является ошеломляющим и совершенно пугающим для многих пациентов и семей, живущих с СДВГ. Кто может назначать лекарства? Кто может проводить диагностические тесты? Кто может предложить консультацию? Кто доступен более 15 минут за раз?

Здесь мы ответим на эти вопросы и расскажем, что вам нужно знать, чтобы выбрать лучших специалистов для своей семьи и обеспечить высочайший стандарт лечения СДВГ.

Мать и сын с доктором

2 из 15

Семейный врач или лечащий врач (PCP)

Ваш семейный врач, также известный как лечащий врач (PCP), отвечает за общее медицинское обслуживание. Поэтому неудивительно, что так много людей начинают именно с этого, когда впервые подозревают симптомы СДВГ — на самом деле, в опросе 2017 года ADDitude более 44 процентов респондентов обратились за первоначальной оценкой и диагностикой к своему основному лечащему врачу, а 35 процентов заявили, что их лечащий врач продолжает наблюдать за лечением своего ребенка или себя.

PCP могут диагностировать СДВГ и назначать лекарства, однако их время и подробные знания о СДВГ могут быть ограничены. В то время как PCP проходят некоторую общую подготовку по СДВГ и другим психическим заболеваниям во время учебы в медицинской школе, многие из них предлагают только базовую помощь, в первую очередь управление лекарствами. Многие направляют своих пациентов к специалистам для более продвинутого лечения СДВГ.

В то же время верно то, что некоторые врачи первичного звена решили пройти дополнительные курсы по СДВГ и другим психическим заболеваниям, и им удобно выявлять симптомы и составлять всесторонний план лечения. Спросите своего лечащего врача о ее опыте с СДВГ и не стесняйтесь попросить направление, если ее знания по этому вопросу кажутся неполными.

Посещения врачей первичного звена покрываются страховкой.

Мать и дитя с врачом

3 из 15

Педиатр по развитию и поведению

Педиатр, который считает, что у вашего ребенка проблемы с развитием, скорее всего, направит вас к педиатру по развитию и поведению. Как и PCP, педиатры, специализирующиеся на развитии и поведении, являются врачами, которые могут диагностировать психические заболевания и назначать лекарства. Этот врач, однако, имеет дополнительную подготовку в области проблем с обучаемостью, нарушений развития и других поведенческих проблем и может предоставить более специализированную оценку, консультирование и план лечения, чем ваш семейный врач.

Четверть людей, опрошенных ADDitude , сказали, что их ребенок посещал педиатра по развитию и поведению для диагностики; 15 процентов опрошенных семей также продолжали посещать одного из них для лечения.

Во время типичного осмотра педиатр, специализирующийся на развитии и поведении, проверит нервную систему вашего ребенка, отметив физическую силу и координацию, а также поведение, социальную реакцию и речь. Они обучены выявлять проблемы с обучаемостью, нарушения внимания и поведения, нарушения сна, тики и другие симптомы развития и поведения, выходящие за рамки СДВГ. Если вашему ребенку требуется дополнительное специализированное обследование, этот врач обычно может помочь вам его согласовать.

Медицинское покрытие варьируется, но многие услуги, предоставляемые педиатром, специализирующимся на развитии и поведении, покрываются страховкой.

[Бесплатный раздаточный материал: 6 шагов к тщательной оценке СДВГ]

Мужчина разговаривает с терапевтом и выглядит грустным

4 из 15

Психиатр

Психиатр — это врач, специализирующийся на психиатрии, что означает, что он или она закончил медицинскую школу и , получил специализированное образование и подготовку в области диагностики и лечения психических расстройств, таких как СДВГ, расстройства настроения и тревога . Психиатры понимают сложную взаимосвязь между физическими и эмоциональными расстройствами, а также преимущества мультимодальных планов лечения.

Более 48 процентов опрошенных читателей ADDitude сказали, что посещали психиатра для лечения своего ребенка или своего собственного СДВГ.

Психиатры могут прописывать лекарства. Некоторые из них проводят разговорную терапию, но многие сосредотачиваются в первую очередь на управлении лекарствами. В случаях, когда разговорная терапия или другие стратегии лечения считаются необходимыми, психиатры часто работают с другими терапевтами — психологами, социальными работниками или консультантами — чтобы сбалансировать медицинские и немедицинские вмешательства.

Посещения психиатров покрываются большинством страховых планов, покрывающих психиатрическую помощь.

Женщина разговаривает с доктором в коричневом свитере

5 из 15

Психофармаколог

Психофармаколог — это врач (доктор медицинских наук, психиатр или доктор остеопатической медицины), который специализируется на лекарствах, используемых для лечения психических и эмоциональных расстройств. Согласно Американскому обществу клинической психофармакологии (ASCP), эта дисциплина вращается вокруг двух основных принципов: «фармакокинетика (то, что организм делает с лекарствами) и фармакодинамика (то, что лекарства делают с телом)».

Если ваш лечащий врач или психиатр обучен психофармакологии (как и многие другие), вам не нужно регулярно посещать психофармаколога. Тем не менее, ваша команда специалистов по СДВГ может решить проконсультироваться с одним из них по поводу вашего медицинского обслуживания, особенно если вы одновременно принимаете лекарства от нескольких психических заболеваний.

Поскольку многие из них являются врачами первичной медико-санитарной помощи или психиатрами, посещение психофармакологов покрывается большинством страховых планов.

Женщина с рыжими волосами разговаривает с доктором

6 из 15

Психолог

Психолог имеет высшее психологическое образование (Ph.D. или Psy.D). Традиционно доктора психологических наук работали в основном в области исследований или научных кругов, но сегодня многие из них являются клиническими психологами, которые активно лечат пациентов. Законы штатов о лицензировании психологов различаются; в большинстве штатов психологи могут диагностировать СДВГ и другие психические расстройства, но не могут назначать лекарства. В Нью-Мексико, Луизиане и Иллинойсе «должным образом подготовленные» психологи может дать право прописывать лекарства. Определение «надлежащего обучения» зависит от штата; краткое изложение каждого определения можно получить в APA Practice Organization, ответвлении Американской психологической ассоциации.

Более 35 процентов опрошенных читателей ADDitude сказали, что обращались к психологу за лечением своего ребенка или собственного СДВГ.

Психологи в основном лечат пациентов с помощью разговорной терапии, чаще всего психотерапии или когнитивно-поведенческой терапии. Если необходимы лекарства, а психолог не может их назначить, он или она может согласовать с психиатром или врачом полный план лечения пациента. Некоторые психологи, такие как Томас Браун, доктор философии, утверждают, что клинические психологи, не выписывающие рецепты, должны играть более активную роль в сложном (и часто упускаемом из виду) процессе управления лекарствами, поощряя их информировать пациентов о лекарствах и активно помогать пациентам отслеживать и принимать лекарства. делиться информацией о побочных эффектах и ​​эффективности лекарств с лечащими врачами.

Визиты к психологу покрываются большинством страховых планов, покрывающих психиатрическую помощь.

Терапевт разговаривает с матерью и девочкой на диване

7 из 15

Лицензированный профессиональный консультант (LPC) или лицензированный консультант по вопросам психического здоровья (LMHC)

Термин «консультант» охватывает широкий спектр специалистов, прошедших специальную подготовку по определенным видам терапии, таким как разговорная терапия или когнитивно-поведенческая терапия. Определения терминов «лицензированный консультант по психическому здоровью» (LMHC) и «лицензированный профессиональный консультант» (LPC) различаются в зависимости от штата, но означают, по сути, одно и то же — они имеют лицензию совета штата на предоставление психотерапии на основе профессионального консультирования. В то время как квалификация и подготовка будут варьироваться от человека к человеку, большинство LMHC и LPC имеют как минимум степень магистра в области психологии или консультирования. Многие консультанты имеют право проводить первоначальную оценку и ставить диагноз СДВГ, но некоторые предпочитают направлять пациентов к психологу или психиатру для более глубокой оценки.

Согласно исследованию лечения ADDitude , 39 процентов всех детей и взрослых с СДВГ обращались за помощью к «консультанту или другому психотерапевту».

Поскольку консультанты не могут назначать лекарства, они обычно сосредотачиваются на том, чтобы помочь пациентам справиться со сложными эмоциями и психологическими проблемами, связанными с СДВГ. Консультанты по вопросам брака и семьи также могут помочь пациентам восстановить отношения, напряженные из-за симптомов СДВГ.

Несмотря на то, что страховые планы различаются, консультанты обычно покрываются страховкой, и часто их посещение дешевле, чем психологов или психиатров.

[Бесплатный ресурс: Руководство ADDitude по альтернативному лечению]

Врач просматривает снимки мозга

8 из 15

Невролог

Невролог — это врач, специализирующийся на заболеваниях головного, спинного мозга и нервной системы. Хотя СДВГ и другие психические расстройства подпадают под эту категорию, обычно невролог не занимается ими в первую очередь. Тем не менее, эти врачи могут сыграть уникальную роль в диагностическом процессе, особенно если другой медицинский работник подозревает, что у вас наряду с СДВГ есть судорожный синдром, опухоль головного мозга или синдром Туретта. Однако многие тесты, которые проводят неврологи, включая ЭЭГ, МРТ и другие виды сканирования мозга, не являются необходимыми для диагностики самого СДВГ и могут быть дорогостоящими.

Почти 19 процентов опрошенных читателей ADDitude посещали невролога в процессе оценки и диагностики; 8 процентов сообщили о продолжении лечения у невролога после постановки диагноза СДВГ.

Неврологи могут назначать лекарства для лечения СДВГ, но большинство из них направляют пациентов в другое место, если какое-либо дополнительное лечение считается необходимым.

Неврологи считаются специалистами и обычно подпадают под определенные страховые ограничения. Убедитесь, что любой невролог, которого вы выберете, находится в вашей сети, и обсудите любые наличные расходы, прежде чем проходить сложные тесты.

Доктор в синем халате со стетоскопом на молодой девушке

9 из 15

Нейропсихолог

Нейропсихология — относительно молодой раздел психологии, изучающий взаимосвязь конкретных структур мозга с психологическими расстройствами и моделями поведения. Хотя нейропсихолог не является врачом и не может назначать лекарства, он имеет специальную подготовку в области биологических и неврологических основ обучения и мышления и, следовательно, может полностью оценить когнитивное и поведенческое функционирование пациентов. Многие нейропсихологи работают в исследовательских учреждениях, но они также могут работать непосредственно с пациентами в клинических условиях.

При лечении ребенка нейропсихолог дает рекомендации по устройству в школу и общему уходу. При лечении взрослого он или она часто рекомендует комплексный план лечения, который может включать терапию, лекарства или другие вмешательства; другие специалисты обычно управляют этими услугами.

Нейропсихологическое тестирование обычно не покрывается страховкой. Тем не менее, может быть возможно запросить возмещение у вашей страховой компании при определенных параметрах. Перед назначением нейропсихологической консультации проверьте детали своего плана.

Пожилой мужчина разговаривает со своим врачом

10 из 15

Психиатрическая и психиатрическая медсестра (PMHN)

Психиатрическая и психиатрическая медсестра (PMHN) прошла специальную подготовку для работы в психиатрических больницах и лечебных центрах. Эти медсестры могут оценивать потребности в психическом здоровье отдельных лиц, семей или групп, а также выступать в качестве защитников пациентов и специалистов по кризисному вмешательству. PMHN должны получить стандартную степень в области сестринского дела — младшего специалиста или бакалавра — сдать экзамен на получение лицензии медсестры и получить дополнительное образование в области работы с пациентами с психическими и эмоциональными расстройствами. Большинство психиатрических медсестер не диагностируют СДВГ и не могут прописывать лекарства, хотя некоторые из них могут это делать (см. Психиатрические APRN на следующем слайде) 9.0005

Поскольку PMHN работают совместно с больницами, психиатрами и другими врачами, они часто подпадают под ту же страховую категорию, что и эти специалисты.

Участковая медсестра посещает пожилую женщину, страдающую депрессией

11 из 15

Дипломированные медсестры психиатрической практики (APRN)

Медсестры психиатрического отделения психиатрической службы, получившие степень магистра или доктора в данной области, получают звание зарегистрированной медсестры психиатрического профиля продвинутой практики или психиатрической APRN. Законы штатов различаются, когда речь идет о требованиях к аккредитации APRN, способностях к выписыванию рецептов и требуемом уровне надзора. Но в большинстве случаев APRN может диагностировать, назначать лекарства и обеспечивать терапию СДВГ и связанных с ним психологических состояний.

Недавнее исследование (финансируемое группой по защите интересов медсестер), посвященное эффективности ухода APRN, показало, что эта практика безопасна, рентабельна и дает результаты ухода, аналогичные тем, которые дает врач первичной медико-санитарной помощи или другой врач.

Посещение APRN обычно покрывается страховкой.

Врач смотрит в глаза ребенку

12 из 15

Практикующие медсестры и психиатрические медсестры

Практикующая медсестра — это тип APRN, получивший дополнительное образование и специализацию, необходимые для оказания первичной медицинской помощи детям и взрослым. Практикующие медсестры часто работают в частной практике — либо самостоятельно, либо в сотрудничестве с врачами первичной медико-санитарной помощи, — но могут также работать в больницах или клиниках. Хотя некоторые НП имеют ограниченные знания о СДВГ, другие — в зависимости от характера их специализации — с легкостью диагностируют и лечат это состояние, наряду с распространенными сопутствующими заболеваниями. В частности, психиатрические НП могут определить наличие СДВГ и разработать общий план лечения.

В США NP могут прописывать лекарства, хотя в некоторых штатах для этого они должны сотрудничать с врачом. Если требуется более специализированная помощь, НП могут направить пациентов к специалистам. В некоторых небольших исследованиях НП превзошли традиционных врачей с точки зрения удовлетворенности пациентов.

Посещения практикующих медсестер обычно покрываются страховкой, что делает их удобным и эффективным вариантом лечения для многих семей.

Маленькая блондинка разговаривает с терапевтом

13 из 15

Лицензированный клинический социальный работник (LCSW)

Лицензированный клинический социальный работник (LCSW) — это профессионалы, получившие степень магистра (или выше) в области социальной работы и получившие лицензию совета штата на оказание психиатрических услуг. LCSW могут быть наняты агентством или больницей, но они также часто работают в частной практике, выполняя функции, аналогичные функциям терапевтов, консультантов и психологов. Они могут диагностировать СДВГ и связанные с ним состояния и могут рекомендовать стратегии лечения, но не могут назначать лекарства.

LCSW обычно подписывают обязательство по этике, данное советом по социальной работе своего штата, и, таким образом, придерживаются высоких этических стандартов в отношении ухода за пациентами. Они преуспевают в оказании эмоциональной поддержки пациентам и их семьям и часто помогают в поиске ресурсов и общественных услуг для пациентов.

Страховые планы, которые покрывают услуги по охране психического здоровья, обычно покрывают посещения LCSW.

Трудотерапевт с СДВГ

14 из 15

Трудотерапевт (ОТ)

Эрготерапевты — это лицензированные специалисты, обычно со степенью магистра или выше, которые помогают детям и взрослым с нарушениями моторики, сенсорными проблемами и слаборазвитыми социальными навыками лучше функционировать в повседневной жизни. Хотя они не могут назначать лекарства, OT могут диагностировать состояния, которые они лечат, и планировать комплексные практические планы лечения. Например, ребенок с ШРЛ, который не выносит ощущения бирок на коже, скорее всего, получит пользу от посещения ОТ; взрослый с дисграфией — неспособностью к обучению, которая затрудняет почерк и мелкую моторику — также был бы хорошим кандидатом на трудотерапию.

OT могут работать вне школы, заниматься частной практикой или в больнице. В США растущая потребность в трудотерапии означает, что многие OT посещают дома или путешествуют по стране, чтобы временно восполнить пробелы в лечении.

Если вы занимаетесь ОТ вне школы вашего ребенка, имейте в виду, что многие страховые планы покрывают трудотерапию только при определенных диагнозах. Позвоните в свою страховую компанию, чтобы выяснить, что именно она покроет, прежде чем начинать трудотерапию для себя или своего ребенка.

Две женщины разговаривают и улыбаются

15 из 15

Тренер по СДВГ

Тренеры по СДВГ не являются медицинскими работниками; скорее, они являются проводниками, учителями и болельщиками, которые помогают обучать организационных стратегий, тайм-менеджменту и стратегиям достижения целей подростков и взрослых с СДВГ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *