cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Пространственные представления дошкольников – . , — .

Содержание

Статья по теме: Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

 Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Развитие пространственных представлений в дошкольном возрасте подчиняется общим закономерностям онтогенеза человеческой психики, которое осуществляется путем усвоения, овладения специальным опытом, накопленным предшествующим поколением. В современной литературе широко отмечается значение пространственного восприятия и пространственной ориентировки, подчеркивается их теснейшая взаимосвязь с познавательной деятельностью человека (Ананьев 1964; Люблинская 1971 и др.)

          Представления о пространстве складываются у ребенка постепенно. Основополагающим этапом в структуре их формирования является восприятие малышом собственного тела, которое начинается с ощущения напряжения и расслабления мышц, а также взаимодействия тела ребенка с внешним пространством и со взрослыми. Новорожденный еще не знает, где заканчивается он сам и начинается окружающий мир, не догадывается, что у него есть ручки и ножки. Пока малыш не начнет держать головку, садиться, вставать, двигаться, информацию о мире и о самом себе он получает через тактильные ощущения. Чем больше разнообразных ощущений будет получать ребенок на этом этапе, тем скорее разовьются у него представления о границах собственного тела и он быстрее поймет, что именно там, где он ощущает соприкосновение с гладкой или шершавой, твердой или мягкой, холодной или теплой поверхностью, происходит граница его  телесного «я» (Моргачева 2009).

         При определении пространственных отношений окружающих предметов участвуют не только движения руки, но и движения глаз и головы. Определение положения расположенных вокруг ребенка предметов происходит аналогично определению пространственных отношений собственного тела, только теперь ребенок вначале не только делает движение правой рукой, но и смотрит на нее, выделяет ее зрительно. Далее, переводя взор на тот или иной предмет, а часто и протягивая руку по направлению к нему, определяет положение предмета по отношению к собственному телу (Запорожец и др. 1964).

          Ребенок уже в раннем детстве обучается обособлять предметы в пространстве, различать их форму, размер, положение и перемещение в определенном направлении. Умение зрительно различать пространственные отношения приобретается маленьким ребенком в связи с развитием мышечных ощущений, возникающих при аккомодации, конвергенции, передвижения глаз во время рассматривания объектов, слежении при их передвижении (Ананьев 1964).

          Формирование у ребенка зрительно-пространственных представлений (то есть представлений о форме и величине предметов и об их расположении в пространстве по отношению друг к другу) занимает довольно продолжительное время. Важную роль в этом процессе играет не только непосредственное зрительное восприятие предметов, но и самостоятельные действия ребенка с этими предметами (их ощупывание, перекладывание с места на место, манипулирование ими), которые позволяют ему получить представление о форме и величине окружающих его небольших предметов и научиться по разным признакам отличать их друг от друга (Парамонова 2005).

          Воспринимая геометрическую форму, младший дошкольник, как правило, отождествляет ее с предметом (квадрат часто называет «окошечком», «кубиком; круг – мячиком», «баранкой», «колесиком»). Средние и старшие дети проявляют потребность разобраться во встречающихся формах. Они пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от имеющегося у него представления о разных формах. Опредмечивание, характерное для детей раннего и младшего детского возраста, заменяется уподоблением (квадрат – «как кармашек», « как калитка», овал – «как огурчик», « как яичко». Взрослый должен вовремя поддержать эту попытку ребенка сравнить, разобраться в формах окружающих предметов. Поэтому не нужно без необходимости ограничивать двигательную активность ребенка и его стремление подойти к предметам, прикоснуться к ним, попробовать действовать с ними.

Развивается в дошкольные годы и глазомер ребенка, так необходимый для восприятия пространства. Сложные глазомерные задачи дети решают значительно хуже, чем задачи на сравнение длины линий. Дети оказываются способными решить их только начиная с шести-семилетнего возраста. Причина этому – низкий уровень овладения глазомерными действиями. Однако уровень этих действий у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста можно поднять в процессе целенаправленного обучения (Лаврентьева 1968).

         В формировании представлений об удаленности предметов большую роль играют перемещения в пространстве самого ребенка. Не напрасно говорят что мы познаем пространство «мерой собственных шагов». Ребенок познает пространство по мере того, как сам им овладевает. Еще лежа в постели и действуя с соской, погремушкой, ребенок познает «близкое» пространство. «Далеким» он овладевает несколько позже, когда учится самостоятельно передвигаться.

          Как только ребенок встал на ножки и пошел, окружающее его  пространство значительно расширяется, и комната превращается в новый неизвестный мир, которому малыш безгранично рад. Этот период является чрезвычайно важным для нормального и полноценного развития ребенка. Именно сейчас он переходит на следующую стадию развития пространственных представлений – о взаимоотношениях между предметами (Моргачева 2009). Малыш познает их только через практическую деятельность. Например, когда ребенок пытается дотянуться до красочной коробки, которую мама поставила на верхнюю полку шкафа, он не сразу понимает, что она стоит слишком высоко, либо когда безуспешно старается сбить мячиком игрушку, пока не догадается, что надо кидать мячик дальше. Одним словом, на этом этапе развития пространственные представления формируются также и повседневной жизни.

          В игровой деятельности дети не только воспроизводят наблюдаемые ими взаимоотношения взрослых, но и придают игровую функцию вещам, включаемых в ситуацию игры, а вместе с тем познают их объективные свойства и отношения. Поэтому развитие игровой деятельности способствует как совершенствованию в распознании пространственных признаков предметов (особенно формы, величины, пропорций, направление и т.д.), так и образованию более высоких уровней зрительно – моторной координации в пространственной ориентации.

           Большую роль в развитии восприятия пространственных отношений играет включение в процесс восприятия слова. Из наблюдений, проведенных многими психологами (Ананьев 1964; Запорожец 1965; Люблинская 1971; Усова 1965 и др.) следует, что и в речи, при словесной дифференцировке, правая рука выделяется ребенком раньше, чем левая. Это происходит потому, что при установлении связи между словом « правая» и соответствующей рукой ребенок опирается на многочисленные зрительно-двигательные связи, которые образовались у него в процессе действия данной руки. На определенном этапе развития  в ответ на просьбу показать его правую руку ребенок говорит: «Правой я кушаю, рисую, здороваюсь – значит, это правая» (Эльконин 1960: 48). Особенно велика роль слова в развитии пространственных отношений между предметами. Еще в преддошкольном возрасте ребенок учитывает пространственное расположение предметов в своих действиях. Однако вычленять пространственные отношения между ними, абстрагировать их в своем восприятии ребенок начинает только в дошкольном возрасте, что происходит благодаря овладению словесными обозначениями.

          Следует отметить, что правильное воспроизведение пространственных отношений имеет место только в том случае, если ребенок употребляет в речи, сопровождающей действие, такие слова, как впереди, рядом, в середине, между. В тех случаях, когда ребенок ограничивается общими, недифференцированными словесными обозначениями пространства, не отражающими отношений (такими, как тут, там, здесь), он не может правильно выполнять предложенную ему задачу. Поэтому включение в словарь ребенка таких слов, как на, под, над, впереди, сзади, вправо, влево и т.д., обозначающих пространственные отношения предметов, помогает выделению, абстрагированию в воспринимаемой ситуации пространственных отношений и формированию пространственных представлений (Запорожец и др. 1964).

          Возрастные показатели развития пространственных представлений

у нормально развивающихся детей

Возраст ребенка

Достижения в пространственно-ориентировочной деятельности

От рождения до 1 года

— возникают самые элементарные формы ориентировки в пространстве. Генезис этих форм тесно связан с развитием сложных оптико-вестибулярно-кинестетических связей. Ребенок может воспринять предмет в определенном месте пространства только при условии многократно повторяющегося сведения осей глаз на предмете.

— к концу первого года жизни он может действовать в близком пространстве, отражать расстояние до предмета, определять его местонахождение  (Сеченов И.М., Мастюкова Е.М. и др.).

От 1 года до

3 лет

— научившись ходить, ребенок быстро осваивает «пространство пути», но передвижение еще не дает ему возможности отделить расстояние и местоположение предмета от самого предмета;

— появляется способность ребенка ориентироваться в пространстве по образцу и по слову;

—  к концу второго года жизни дети соотносят геометрическую фигуру (круг, треугольник, квадрат) с их местом, но затрудняются в их сложении. После показа успешно справляются.

3 – 4 года

— конкретные представления о направлениях «вперед-назад», «вверх-вниз». Эти представления связаны с движениями самого ребенка в данном направлении.

— последовательность в усвоении «пространственной терминологии».

 В речи появляются предлоги «около», «возле», «у», «в», «на», «под».

4 – 5 лет

— уже вычленяют, по крайней мере, два пространственных признака: направление и место изменения пути (повороты), иногда и расстояние;

— различают у себя левую и правую руки в практических действиях, но название их знают еще нетвердо;

— могут не только практически воспроизвести, но и определить словами расположение предметов относительно самих себя (М.В. Вовчик-Блакитная, А.Я. Колодная).

— к 5 годам ребенок уже способен к произвольному изображению какого-либо предмета, может по заданию воспроизвести круглые формы, проводить прямые горизонтальные и вертикальные линии, но довольно долго дети дошкольного возраста лучше владеют вертикальными линиями, а не горизонтальными.

— слова «справа», «слева», употребление которых долго ограничивается ситуацией различения своих рук. Лишь иногда появляются предлоги «между», «над», «напротив».

5 – 7 лет

— описание пути приобретает обобщенный характер благодаря специальным словам, точно обозначающим пространство («рядом», «направо», «налево», «напротив» и т.д.), однако за этими словами еще нет подлинного понятия о пространстве. Только дети, владеющие более дифференцированным активным словарем, в состоянии восстановить цельную «карту пространства» и «карту обозрения»;

— уже могут ориентироваться в направлениях и с позиций другого человека. Осознание направлений «вправо-влево» представляет большие трудности, чем различение направлений «вперед-назад», «вверх-вниз»;

— более гибкое использование элементов грамматического строя речи в процессе пространственной ориентировки;

— уровень развития пространственных представлений, сложившийся у детей к семилетнему возрасту, еще не позволяет им правильно ориентироваться в каждой новой ситуации. Дифференцировка пространственных сигналов для детей трудна. Трудностью дифференцировки пространственных признаков и отношений можно объяснить наличие ошибок в письме и математике (при написании графически сходных букв и цифр и т.д.).

Школьный возраст

— происходит накопление пространственных представлений и становление связи между ними, начинают образовываться связи между пространственными и количественными представлениями, продолжается работа по дифференцировке пространственных признаков и отношений. Приходят в полное соответствие связи между образом и словом (Б.Г. Ананьев, О.И. Галкина и др.).

          Таким образом, в процессе развития пространственных представлений у нормально развивающихся детей происходит постепенный переход от пространственного восприятия, которое характеризуется тем, что ребенок может действовать в наглядно обозримом пространстве, к действиям по представлениям.

          Дальнейшее формирование пространственных представлений происходит в тесной связи с развитием моторики, элементарных предметных действий и речи при условии активности самого ребенка и правильно организованной деятельности. Постепенно, по мере развития мышления и речи на основе представлений развиваются пространственные понятия.

          Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве.

nsportal.ru

Мастер-класс с элементами НОД «Развитие пространственных представлений у дошкольников»

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида с.Наумовка муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан

Мастер – класс с элементами НОД

Тема «Развитие у дошкольников пространственных представлений»

Подготовила:

Силантьева Ольга Ивановна

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие

Задачи:

Обучающие:

Продолжать создавать условия для развития умения ориентировки в пространстве и на плоскости.

Формировать умение оринтироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги).

Развивающие:

Побуждать воспитанников включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию.

Закреплять умение ориентироваться в расположении частей своего тела; умение располагать предметы, отражая в речи пространственное расположение: перед, за, между, рядом, слева, справа, посередине;

Закреплять умение понимать, практически применять и обозначать результаты своей деятельности терминами, определяющими пространственное расположение предметов по отношению к себе и на плоскости.

Развивать интерес к сказкам.

Развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками и педагогом, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Воспитательные:

Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи. 
Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей. 

Виды деятельности: познавательно — исследовательская, коммуникативная, игровая.


Материал:

Деонстрационный: клубочек, иллюстрация к сказке «Репка»,

Раздаточный: массажные шарики, домик с окошками, картинки зверей (заяц, волк, медведь, лягушка, мышка, лиса), лист бумаги (А4) геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, ромб, овал, круг), лист бумаги в клетку, простой карандаш.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок, выполнение заданий на ориентировку от расположения частей тела, от себя (слева, справа, между, сзади), ориентировка на плоскости (расположение предметов).

Ход

Здравствуйте, дорогие мои друзья! Сегодня у нас гости, поздоровайтесь с ними, а теперь поприветствуйте друг друга хлопками правой руки, вот так. Любите ли вы сказки? Сказки бывают разные, и в них живут самые удивительные герои. И сегодня мы отправимся с вами в увлекательное, полное приключений путешествие в сказку вместе с вашими любимыми героями.

Путь в сказку полон приключений, и справиться с ними могут только внимательные и смелые.

Сейчас я проверю, какие смелые и внимательные. Поиграем в игру «Самый внимательный»

Дидактическая игра «Смотри, не ошибись»

(проверка усвоения схемы тела)

Воспитатель называет и показывает части тела, воспитанники показывают на себе.

(глаза, уши, руки, плечи, ноги).

А теперь я усложню задание.

Правой рукой возьмитесь за левое ухо. Левую руку положите на правое плечо. Правую ногу выставьте немного вперед. Правой рукой закройте правый глаз. Левой рукой достаньте до правого колена.

Молодцы, с заданием вы справились. 

–Ну вот с теперь я вижу, что вы готовы отправиться в путешествие.

Как у наших у ворот сказка нынче в гости ждет.

Русская народная, но доселе модная!

А дорогу нам покажут вот этот волшебный клубок. (Бросаем клубочек)

Посмотрите, мы с вами оказались на сказочной поляне, что это? Волшебный камень. Послушайте, что здесь написано:

Направо пойдешь – друзей потеряешь

Налево пойдешь – в дремучий лес попадешь

Вперед пойдешь – в сказку попадешь

По какой дороге пойдем? По прямой.

Под музыку идут вперед.

На экране сюжет из сказки «Репка»

В какую сказку мы попали? (репка)

Формирование пространственных представлений:

впереди, сзади, между.

Игра “Репка”.

— Кто впереди? Кто сзади?

— Кто стоит за бабкой?

— Кто впереди кошки?

-Кто между жучкой и мышкой?

Физминутка

— Давайте с вами немного отдохнем. 
Эй, ребята, становитесь. 
Справа – друг, и слева – друг, 
Вместе все в веселый круг! 
Топни правою ногой, 
Топни левою ногой, 
Вправо, влево головой. 
Шаг – вперед, два – назад, 
Отвернемся, повернемся, 
Снова за руки возьмемся! 
Три шага вперед дружок – 
Станет тесным наш кружок. 
Покружились, потолкались, 
Отвернулись, разбежались. 

Или игра «Стоп»

— посмотрите, наш волшебный клубочек зовет нас дальше .

Идут, подходят к домику.

«Кто, кто в теремочке живет, кто, кто в невысоком живет?»

Я поближе подойду и в окошко постучу.

Никто не живет, а давайте мы с вами заселим в теремок жителей.

Дидактическая игра «Новоселье»

Внизу будут жить лягушка – квакушка, мышка –норушка, причем окошко лягушки слева, а мышки – справа.

На верху — зайчик – побегайчик, лисичка сестричка. причём зайчик – слева, а лисичка – справа от зайчика зайчиком.

На самом верху поселится волк-зубами щелк.

Из какой сказки мы заселили героев (теремок).

Кого из героев сказки не хватает ? (медведя)

Вы не слышите, кажется кто то зовет нас? Давайте поищем, кто же нас зовет.

Слушайте задание.

Дидактическая игра «куда пойдешь, что найдешь»

Воспитатель в отсутствии детей прячет игрушки в разных местах комнаты с учетом предполагаемого местоположения ребенка (впереди, сзади, слева, справа).

Пройдите 5 шагов вперед, поверните на лево и сделайте 3 шага….

Посмотрите, это Василиса Премудрая.

Василиса Премудрая — злой кощей заточил меня в подвал, спасибо вам.

А вы кто такие? (дети, путешествуем по сказкам)

Помогите мне пожалуйста еще раз. Я не знаю как в свое царство попасть.

Давайте поможем Василисе, сделаем ей ковер самолет

Дидактическая игра «Магазин ковров»

Перед вами ковер.

В правый верхний угол положите квадрат.

Ромб положите в нижний левый угол.

В правый нижний угол положите прямоугольник.

В верхний левый угол – овал.

Посередине – круг.

Ну вот, Василиса Премудрая тебе ковер самолет. Садись на него, он отправит тебя в твое царство.

— Ребята, Василису то мы отправили, но ведь и нам пора до дому добираться, дело то к вечеру клонится. Давайте и мы придумаем волшебный аппарат, который вмиг нас до дому донесет.

Чтобы быстро работа спорилась, давайте наши пальчики разомнем.

Пальчиковая гимнастика.

Положите шарик на правую ладонь, сверху накройте левой ладонью и повторяйте за мной. 
Я мячом круги катаю (мяч между ладоней) 
Взад – вперед его гоняю (смена рук) 
Им поглажу я ладошку, (соответственно) 

Будто я сметаю крошку. (смена рук) 
И сожму его немножко (сжимаем шарик) 
Как сжимает лапку кошка. (смена рук) 
Каждым пальцем мяч прижму (соответственно) 
И другой рукой начну. (смена рук) 
А теперь последний трюк: (перебрасывание мяча 
Мяч летает между рук. из руки в руку) 

Графический диктант «Самолет»

Поставьте карандаш на точку.

3 клетки вниз.

5 клеток вправо.

5 клеток вниз.

2 клетки вправо.

5 клеток вверх.

7 клеток вправо.

2 клетки вверх по диагонали.

5 клеток влево.

5 клеток вверх.

2 клетки-влево.

5 клеток – вниз.

3 клетки- вверх.

2 клетки – влево.

Что получилось? (самолет).

Занимаем места, полетели.

На ковре, на самолете

Полетим, полетим

Очутиться в нашей группе

Мы хотим, мы хотим.

Ну вот мы и дома. Понравилось вам путешествие?

В каких сказках мы побывали, что делали.

Мне тоже было с вами очень хорошо. Спасибо вам большое.

infourok.ru

Формирование пространственных представлений у дошкольников

С рождения малыш учится чувствовать, воспринимать, ощущать и понимать окружающий мир. Ориентировка в пространстве для дошкольников является одним из закономерных звеньев развития. Помочь ребенку освоить этот этап в полной мере и не допустить ошибок очень важно, ведь от этого будет зависеть восприятие себя в мире.

Не стоит недооценивать данное понятие, оно ведет к гармоничному развитию и взаимодействию ребенка с окружающей действительностью. Родителям стоит понять, какие задачи стоят перед ними и ребенком, а также необходимо учитывать, что для каждого возраста они значительно разнятся и усложняются. В помощь родителям существуют специальные программы и методики, которые направлены на развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста. С их помощью можно выбрать оптимальные упражнения и задачки, которыми затем пользоваться для развития своего малыша.

Для начала сами родители должны представлять, что включают в себя пространственные представления у дошкольников.

Пространственные представления

Когда речь идет о дошкольном возрасте, то подразумевается ребенок от 3 до 7 лет. Трехлетнего малыша уже стоит активно обучать положению сторон, а именно нахождению правой и левой стороны. Это в дальнейшем станет одной из основ словесного обозначения в ориентировании предметов относительно других вещей или самого ребенка.

Особенности пространственной ориентации включают в себя такие представления, как:

  • оценка расстояний;
  • размеры предметов;
  • формы вещей;
  • взаимное расположение предметов относительно друг друга;
  • удаленность предметов относительно самого ребенка или других объектов.

Малышу необходимо помочь понять пространственные отношения и уметь к концу дошкольного периода словесно их обозначать. То есть он должен научиться грамотно излагать и пояснять любое местоположение различных объектов и, безусловно, себя самого. Формирование пространственных представлений у дошкольников является одной из самых главных задач, эти знания существенно скажутся на овладении школьными навыками. Недочеты могут привести к затруднению восприятия школьной программы. На сегодняшний день программа для детей младших классов значительно усложнена не только добавлением новых предметов и понятий, но и самой подачей материала, где важную роль играет именно восприятие.

Развитие координации у детей дошкольного возраста играет важную роль в восприятии себя в пространстве. Приступать к обучению пространственных представлений стоит с младенческого возраста.

Вот как это происходит.

Развитие координации как основа пространственного восприятия

Для того чтобы у ребенка начали формироваться представления об окружающей действительности, изначально его стоит научить ощущать себя и помочь развить хорошую координацию. Для этого, начиная с младенческого возраста, с малышами проводят упражнения на мячах.

Самым эффективным является совместное плавание мамы с ребенком, где даются задания в словесной и вербальной форме. Малыша просят плыть к маме, нырять, достать игрушку со дна и так далее. Для этого существуют специальные программы и тренеры, которые знают всю специфику, как обращаться с детьми на воде. Кроме того, даже простые подбрасывания малыша вверх дают ему определенные чувства и восприятия себя относительно взрослого.

Как только ребенок начнет элементарное передвижение, стоит приступать к прямому обучению. Родители обязательно должны всегда проговаривать и пояснять, что где находится. Можно, прогуливаясь, показывать различные предметы и наглядно демонстрировать их удаленность относительно малыша. Важно не только давать ребенку словесные обозначения, но и позволять самому осуществлять действия. Если малыш еще не ходит, то мама может помочь ему дотягиваться до разрешенных предметов. С наступлением периода, когда он начинает ходить самостоятельно, необходимо укреплять координацию. Есть масса способов и методов, которые окажутся полезными в этом деле.

Развитие мелкой моторики — это то, с чего стоит начать. На сегодняшний день разработано большое количество программ и пособий, которые помогут родителям развивать своего малыша. Учеными доказано, что сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста имеет влияние на умственные способности ребенка.

Развивать моторику, чувства восприятия и ощущения можно при помощи обычных подсобных материалов — различные крупы, кусочки разной на ощупь ткани, бумага, фольга и многое другое.

Упражнения на развитие координации

Самым простым для развития координации движений у детей младшего возраста являются следующие упражнения:

  1. Необходимо обеспечить малышу удобное рабочее место. Далее перед ним ставят 2 пластиковые или деревянные миски, одна из них наполнена крупой, вторая пустая. Малышу предлагают, переместить с помощью ложки всю крупу в пустую миску. Ребенок будет стараться развивать четкость движений и осуществлять понимание того, что данный объект меняет местоположение с его помощью.
  2. На основе первого упражнения проводят другие занятия, с более сложными задачами. Крупы в одной из емкости необходимо смешать или, к примеру, добавить в манку горох или орехи. Ребенка просят рассортировать все предметы по разным емкостям.
  3. Любят дети игры с водой. Существует немало таких упражнений, которые помогут сформировать определенные навыки. Переливание воды с полного стакана в пустой, игры с предметами разных по плотности и массе на воде ребенку будут интересны. Занимательно наблюдать и понимать, как камушек опускается и находится на дне, а легкий пластиковый мячик остается на поверхности.

Это самые простые и легкие задания, которые можно давать своему малышу дома, тогда его развитие будет нескучным и интересным.

Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста подразумевает более сложные задания. В этом процессе можно задействовать и творческие навыки. Работа с пластилином, тестом, рисование крупами, плетение бисером также способствуют развитию моторики и мелкой координации движений.

Формирование пространственных понятий у дошкольника

С наступлением дошкольного возраста у детей начинается сенситивный период для развития познавательной деятельности. Интеллектуальные способности во многом будут зависеть от того, какое развитие получал ребенок. Он познает мир через предметно-манипулятивную деятельность. Иными словами, ему необходимо взять в руки, ощутить предмет и произвести с ним предметом определенные действия. Задача родителей — обеспечить детям возможность наблюдать и экспериментировать. Эти условия важны для полноценного и гармоничного развития. Многие педагоги утверждают, что обучать детей понятиям пространственного ориентирования стоит по определенным схемам:

  • относительно тела;
  • относительно времени или точки отчета;
  • относительно предметов.

К примеру, работа по схеме относительно тела заключается в обучении таким представлениям, как:

  • перед лицом;
  • за спиной;
  • вверху находится голова;
  • внизу находятся ноги;
  • где находится правая рука, нога, ухо;
  • где находится левая рука, нога, ухо.

Если ребенок будет ориентироваться относительно своего тела хорошо, то и в дальнейшем в освоении знаний проблем не возникнет.

После того, как ребенок усвоил расположение предметов относительно своего тела, необходимо перейти к развитию зрительной оценки расположения объектов. Зрительно моторная координация у дошкольников развивается более эффективно с помощью наглядных примеров.

Понимание пространственно-двигательных связей

Родителям стоит помочь ребенку научиться чувствовать и понимать расположение предметов относительно точки отсчета. В элементарном их понимании для начала берется опять-таки собственное тело. Чтобы определить, где находится стена, малыш должен к ней прикоснуться спиной и потом дать характеристику. Если предмет находится сбоку, то и здесь прикосновение рукой будет необходимым. Так станут накапливаться опыт и знания до определенного времени, пока ребенок не научится мысленно выстраивать общую пространственную картину и давать ей словесное описание.

Пространственно-временные представления у дошкольников лучше всего начитать развивать с 3 лет. Первым, чему малыша стоит обучить, — это времена года и понятия «утро», «день», «вечер», «ночь».

Важно! С детьми дошкольного возраста действуют пока еще только игровые приемы. Все методики основаны на игровой форме обучения. Наглядные инструкции, проработки и повторы, поощрительные слова — все это является частью обучающего процесса.

Ближе к 6-7 годам нужно усложнить программу и добавить слуховые диктанты. Это когда ребенка просят расположить на листе бумаги в определенном месте ту или иную геометрическую фигуру или предмет. Сегодня в такой форме может проводиться диагностика пространственно-ориентировочных знаний.

Приступая к занятиям, стоит определиться, какая методика формирования пространственных представлений будет взята за основу. Можно использовать чистую программу, а можно ее дополнять упражнениями из других программ. Практически все они основаны на дидактических и интерактивных играх.

Для развития моторной координации стоит уделять внимание играм как в замкнутом пространстве, так и на открытой местности:

  1. Прекрасно формируют представления на местности игры в прятки. Можно вносить педагогические элементы, оставляя знаки на том или ином участке площади в виде букв или геометрических фигур.
  2. Игры с точкой отчета. Это эстафеты и квесты, игры с мячом, которые не только помогут развить необходимое понимание, но и послужат физическому и эмоциональному развитию.
  3. Для развития моторной координации подойдут игры на прохождение полосы препятствий. Как вариант, для включения в работу органов слуха игроку закрывают глаза и ведут по полосе, объявляя, где и как расположены препятствия. Отлично для этих целей подходит игра в «жмурки» с использованием колокольчика.

Стоит без спешки приступать к обучению ребенка элементарным знаниям. Родителям необходимо каждый день посвящать этим навыкам определенное время. Это можно осуществлять во время совместных игр, прогулок на улице, купаясь в ванной или наблюдая в окно за прохожими.

Полезные материалы

doshkolnik.net

«Оптико-пространственные представления у детей дошкольного возраста»

«Оптико-пространственные представления у детей дошкольного возраста»

Оптико-пространственные представления играют важнейшую роль во взаимодействии человека со средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека. Способность воспринимать пространство, пространственные представления не даны ребенку изначально, они являются результатом сложного и длительного процесса онтогенетического развития, в свою очередь, определяя становление высших психических процессов, письма, чтения.

Нарушения оптико-пространственных представлений у детей оказывают отрицательное влияние на речевую и познавательную деятельность, негативно отражаются на процессе обучения ребенка, особенно на овладение им навыками орфографически-правильного письма.

Взаимосвязь развития речи и других психических процессов у детей рассматривалась Л.См, А.Р. Лу. Выготским, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурией и другими. В их работах показано, что основой для развития речи является выяснение реальных связей, отношений между предметами и явлениями окружающей действительности.

Существенные отклонения в развитии оптико-пространственных представлений дошкольников возникают при различных речевых нарушениях.

Игровые приемы, направленные на развитие ориентировки в собственном теле.

Д\и «Части тела»

Цель: развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названий частей тела.

Ход игры: Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука» Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.

Д/и «Зеркало»

Цель: развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названий частей тела.

Ход игры: Ребенок и логопед встают рядом лицом к зеркалу и с проговариванием выполняют одни и те же движения: «хлопни над головой», «у правого уха», «за спиной», «под подбородком» и т.д.

Игровые приемы, направленные на развитие ориентировки в окружающем пространстве.

Ориентировка в пространстве является важным этапом в развитии простран ственных представлений. Необходимо формировать у ребенка осознание двигательных возможностей и расширять диапазон движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней.

Д/и «Что находится справа (слева) от меня.

Цель: развитие умения определять направления относительно своего тела.

Ход игры: Ребенка просят не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа от него. После этого, ребенка поворачивают и задают вопрос: Что теперь справа от тебя?»

Игровые приемы направленные на развитие ориентировки на листе бумаги.

Следующим этапом формирования пространственных представлений является переход к ориентации на плоскости листа. На первых этапах работы ребенка знакомят с горизонтальным и вертикальным расположением листа, учат определять стороны и углы листа. Затем, на основе сформированных представлений, ребенка учат называть предметы , расположенные по углам листа. На следующем этапе проводится работа в тетради в клетку.

«Графический диктант»

Цель: формирование пространственных представлений посредством графических диктантов.

Ход игры: из заданной точки, по инструкции логопеда, ребенок проводит линии в заданном направлении.

Игровые приемы, направленные на развитие пространственных представлений по перцептивному действию.

Эти упражнения являются необходимым этапом развития оптико-пространственных представлений, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать различными объектами. В дальнейшем, конструируя цифры и буквы из мозаики, пластилина, проволоки и т.д.

Д\и «Конструирование предметов из заданных частей»

Цель: формирование пространственных представлений, путем манипулирования разнообразными объектами.

Ход игры: ребенку дается образец целого изображения, а затем предлагается собрать такой же из частей.

Д/и «Картинка сломалась»

Дети должны сложить картинки, разрезанные на части.

infourok.ru

Рабочая программа»Формирование пространственно – временных представлений у дошкольников со снижением познавательной деятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Формирование пространственно – временных представлений у дошкольников со снижением познавательной деятельности.

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель

Учитель-дефектолог Шишкина О.В.

Москва, 2015 г.

Пояснительная записка.

Формирование пространственных представлений является одним из важнейших разделов умственного воспитания детей с ЗПР. Знания о пространстве, пространственная ориентировка развиваются в условиях разнообразных видов деятельности дошкольников: в играх, наблюдениях, трудовых процессах, в рисовании и конструировании.

Овладение указанным знаниями о пространстве предполагает: умение выделять и различать пространственные признаки, правильно их называть и включать адекватные словесные обозначения в экспрессивную речь, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных операций, связанных с активными действиями.

Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе совершения различных видов деятельности ребенка, направленные на активное познание окружающей действительности.

Развитие пространственной ориентировки и представление о пространстве происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего тела, с расширением практического опыта детей, с изменением структуры предметно-игрового действия, связанного с дальнейшим совершенствованием двигательных умений. Формирующиеся пространственные представления находят свое отражение и дальнейшее развитие в предметно-игровой, изобразительной, конструктивной и бытовой деятельности детей.

Качественные изменения при формировании пространственного восприятия связаны с развитием речи у детей, с пониманием и активным употреблением ими словесных обозначений пространственных отношений, выраженных предлогами, наречиями.

Овладение знаниями о пространстве предполагает умение выделять и различать пространственные признаки и отношения, умение их правильно словесно обозначать, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных трудовых операций, опирающихся на пространственные представления. Большую роль в развитии пространственного восприятия играет конструирование и лепка, включение адекватных действиям детей словесных обозначений в экспрессивную речь.

В литературе по педагогике и психологии подчеркивается, что совершенствование прост­ранственной ориентировки у данной категории детей ведет к более полному познанию ребенком внешнего мира. Это особенно важно в связи с тем, что все виды детской деятель­ности тесно связаны с ориентацией в пространстве, с вос­приятием пространственных свойств и отношений предме­тов. Развитие пространственных представлений играет большую роль в процессе социальной адаптации ребенка, а также создает основу для успешного овладения учебной де­ятельностью (счетом, чтением, письмом). Полноценное раз­витие двигательных и психических функций обеспечивает формирование необходимых пространственных представ­лений у ребенка.

Краткая характеристика обучающихся групп с ЗПР.

Задержка психического развития (ЗПР) — это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории. В психолого-педагогической, а также в медицинской литературе используются другие подходы к рассматриваемой категории учащихся: «дети с пониженной обучаемостью» (У.В. Ульенкова), «отстающие в учении» (Н.А. Менчинская), «нервные дети» (А.И. Захаров). Однако критерии, на основании которых выделяются названные группы, не противоречат пониманию природы задержки психического развития. В соответствии с еще одним социально — педагогическим подходом таких детей называют «дети группы риска» (Г.Ф.Кумарина).

К числу детей с задержкой психического развития относятся такие, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития отмечается:

— низкий уровень познавательной активности;

— незрелость мотивации к учебной деятельности;

— сниженная работоспособность к приему и переработке информации;

— ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;

— недостаточная сформированность умственных операций;

— отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи и др.

Дети с задержкой психического развития представляют собой количественно самую большую категорию детей с особыми образовательными потребностями. У части детей задержка психического развития преодолевается в условиях обычной школы, однако, большинство из них нуждаются в специально организованном обучении в соответствии с причинами задержки психического развития, особенностями познавательной деятельности, эмоционально -волевой сферы и поведения

У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространенность нарушений речи (В.А. Ковшиков, Ю.Г. Демьянов, Е.В. Мальцева и др.)

При ЗПР имеют место все виды нарушений речи, наблюдающиеся и у детей с N. Характерным признаком клинической картины нарушений у большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи.

У большинства детей имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, неполноценность, нарушения устной и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи.

Структура речевого дефекта детей с ЗПР является очень вариативной, характеризуется комбинаторностью различных симптомов речевой патологии.

В работах различных авторов делается попытка классифицировать детей с ЗПР с учетом характера их речевых нарушений.

Так Е.В. Мальцева выделяет 3 группы:

  1. Дети с изолированным дефектом, проявляющимся в неправильном произношении лишь одной группы звуков. Нарушения связаны с аномалией строения артикуляционного аппарата, недоразвития речевой моторики.

  2. Дети, у которых выявлены фонетико-фонематические нарушения. Дефекты звукопроизношения охватывают 2-3 фонематические группы и проявляются преимущественно в заменах фонетически близких звуков. Наблюдаются нарушения слуховой дифференциации звуков и фонематического анализа.

  3. Дети с системным недоразвитием всех сторон речи (ОНР). Кроме фонетико-фонематических нарушений наблюдаются существенные нарушения лексико-грамматической стороны речи: ограниченность и недифференцированность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизмы.

Одним из характерных признаков нарушений речевого развития детей с ЗПР является недостаточность речевой регуляции действия, трудности вербализации действий, несформированность планирующей функции речи. развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

Проблемы формирования пространственных представлений у детей.

Пространство в философском смысле означает объективную реальность, независимую от нашего сознания и отражающуюся им. Пространство — одна из форм существования материи.

Познание пространственно-временных отношений непосредственно связано с отражением явлений материального мира и определяется им. Эта закономерность достаточно ясно проявляется в области непосредственно чувственного отражения, т.е. в области ощущений и восприятии.

Одной из основных задач специальной психологии является изучение закономерностей интеллектуального развития учащихся с ЗПР. Важной стороной этого развития является пространственное мышление, обеспечивающее ориентацию в пространстве, эффективное усвоение знаний, овладение разнообразными видами деятельности.

Пространственное мышление в своей наиболее развитой форме оперирует образами, содержанием которых является воспроизведение и преобразование пространственных свойств и отношений объектов: их формы, величины, взаимного положения частей. Под пространственными соотношениями понимаются соотношения между объектами пространства или между пространственными признаками этих объектов. Они выражаются понятиями о направлениях (вперед-назад, вверх-вниз, налево-направо), о расстояниях (близко-далеко), об их отношениях (ближе-дальше), о местоположении (в середине), о протяженности объектов пространства (высокий-низкий, длинный-короткий) и т. п.

Основными качественными показателями пространственного мышления являются:

  1. Тип оперирования пространственными образами.

  2. Широта оперирования с учетом используемой графической основы.

  3. Полнота образа (преимущественное отражение в нем формы, величины, пространственного положения объектов).

  4. Используемая устойчиво система отсчета (пространственная ориентация «от себя», от произвольной точки отсчета).

Важным показателем развития пространственного мышления выступает широта оперирования и полнота образа. Под широтой оперирования понимают степень свободы манипулирования пространственными образами при использовании различного графического материала. Полнота образа есть соответствие его реальному предмету. Она характеризует набор элементов образа, их связь и динамичность.

К концу дошкольного возраста у детей с ЗПР формируется такие знания о пространстве, как: форма (прямоугольник, квадрат, круг, овал, треугольник, продолговатый, закругленный, выгнутый, заостренный, изогнутый), величина (большой, маленький, больше, меньше, одинаковые, равные, крупно, мелко, половина, пополам), протяженность (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, слева, справа, горизонтально, прямо, наклонно), положение в пространстве и пространственная связь (посередине, выше середины, ниже середины, справа, слева, сбоку, ближе, дальше, спереди, сзади, за, перед).

Овладение указанным знаниями о пространстве предполагает: умение выделять и различать пространственные признаки, правильно их называть и включать адекватные словесные обозначения в экспрессивную речь, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных операций, связанных с активными действиями.

Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе совершения различных видов деятельности ребенка, направленные на активное познание окружающей действительности.

Развитие пространственной ориентировки и представление о пространстве происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего тела, с расширением практического опыта детей, с изменением структуры предметно-игрового действия, связанного с дальнейшим совершенствованием двигательных умений. Формирующиеся пространственные представления находят свое отражение и дальнейшее развитие в предметно-игровой, изобразительной, конструктивной и бытовой деятельности детей.

Качественные изменения при формировании пространственного восприятия связаны с развитием речи у детей, с пониманием и активным употреблением ими словесных обозначений пространственных отношений, выраженных предлогами, наречиями.

Овладение знаниями о пространстве предполагает умение выделять и различать пространственные признаки и отношения, умение их правильно словесно обозначать, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных трудовых операций, опирающихся на пространственные представления. Большую роль в развитии пространственного восприятия играет конструирование и лепка, включение адекватных действиям детей словесных обозначений в экспрессивную речь.

Содержание рабочей программы.

Содержание рабочей программы коррекционного обучения определено структурой дефекта и степенью его выраженности у детей данной группы. Программа разработана на основе программы «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» (под общей редакцией С.Г. Шевченко – М.: Школьная пресса 2004), допущенной Министерством образования РФ. Коррекционно – развивающие занятия могут быть использованы в качестве самостоятельных, а также могут быть включены в занятие как его фрагмент. Занятия проводятся в индивидуальной форме, но могут проводиться и с группой детей. Длительность занятия 30 минут. Занятия строятся с учетом общих закономерностей психического развития детей и современных принципов кореккционно – развивающей работы. На занятиях соблюдается охранительный режим:

– проведение физ. минуток,

— соответствие учебной нагрузке возрасту ребенка,

-соответствие дидактического материала по размеру и цвету,

-соответствие мебели возрасту детей,

-соблюдение санитарно – гигиенических требований.

Цикл занятий делится на последовательные этапы, каждый из которых представляет собой самостоятельную часть в развитии пространственных представлений ребенка и как бы повторяет нормативное овладение ребенком пространственными представлениями в ходе его развития. Структура заданий от этапа к этапу усложняется.

Программа рассчитана на 6 месяцев и предполагает проведения 18 занятий (1 раз в неделю).

Цель программы.

Формирование пространственных представлений у дошкольников со снижением познавательной активности.

Задачи программы.

-Обучение детей ориентировке в схеме собственного тела,

-Обучение восприятию местоположения и удаленности предметов в пространстве,

-Обучение восприятию пространственных отношений между предметами,

-Обучение ориентировке на плоскости,

-Обучение освоению ребенком правильного использования и понимания пространственных предлогов, сложных речевых конструкций,

-Формирование объема знаний об окружающем ребенка; расширению словарного запаса,

-Развитие словесно – логического мышления,

-Профилактика ошибок оптико — пространственного типа,

-Формирование навыков копирования сложных фигур и изображений,

-Формирование и уточнение временных понятий и представлений, обучение ориентировке в длительности временных интервалов, воспроизводить временные ряды: время суток, время года, название месяцев, дни недели; оценивать события собственной жизни относительно себя сегодня и сейчас (сегодня, вчера, завтра).

Структура занятий включает:

-орг. момент

-основная часть

-физ. минутка

-итог занятия

Ожидаемый результат.

Учитывая игровой способ развития пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений и усидчивости при специально организованной координационной работы, предполагается что уровень развития пространственно — временных представлений у детей со сниженной познавательной активностью повысится Ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, научится ориентироваться на плоскости листа тетради.

Способы проверки умений и навыков.

После проведения цикла развивающих занятий с детьми мы переходим к проверке умений и навыков с помощью ранее (до проведения занятий) используемой методики изучения пространственных представлений. Для их изучения были подобраны специальные задания. Все задания были разбиты на серии. Выполнение заданий оценивается в баллах. Для исследования умения определять и различать пространственные отношения использовались следующие задания:

-Изучение элементарных навыков пространственной ориентации по основным меняющимся направлениям.

— Понимание пространственных отношений между предметами, овладение пространственными предлогами и наречиями.

— Изучение пространственной ориентировке детей на плоскости.

-Выполнение проб Хеда; нейро – психологических проб.

Примерный конспект занятия приведен в Приложении (см. Приложение).

Планирование занятий

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Отрабатываемые понятия и практические умения

Коррекционно-воспитательная работа

1

Развитие ориентировки в схеме собственного тела

3ч.

Учить;

-анализировать расположение частей собственного тела по вертикальной оси; по оси право – левой ориентировки.

-показывать у себя и у человека, стоящего напротив называемые части тела.

-называть части тела, которые показывает на себя человек, стоящий напротив.

-выполнять действия по схеме зеркала.

-определять на картинках какой рукой действует персонаж, в какой руке и что он держит.

-ориентироваться в схеме тела человека, стоящего напротив.

-двигаться в заданном направлении.

— умение определять пространственные направления правое-левое, направо-налево, справа-слева в различных ситуациях, опираясь на схему собственного тела

— Выявление

оптимальных путей коррекции и компенсации недоразвития пространственных представлений у детей с ОВЗ;

— Формирование психологических механизмов деятельности:

потребностно-мотивационного, содержательного, операционного и результативного.

— Формирование у детей с ОВЗ восприятия пространства и

ориентировки в нём, умение применять эти знания в практическом

действии.

— Формирование мотивации всех видов деятельности и познавательной активности

-Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности (формировать эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать)

2

Развитие определения удаленности предмета и его местоположения в пространстве

3ч.

Учить;

-двигаться в заданном направлении.

— умение ориентироваться в таких пространственных направлениях, как верх-низ, вперед-назад, вправо-влево, кругом, дальше-ближе

3

Формирование восприятия пространственных отношений между предметами

3ч.

Учить;

-показывать предметы заданным взаиморасположением относительно друг друга.

-словесно обозначать пространственные отношения между предметами.

-различать и использовать в речи пространственные предлоги

— понимать пространственные отношения между предметами (в, на, над, под, перед, за, слева, справа, между)

4

Формирование ориентировки на плоскости

3ч.

Учить;

-ориентироваться на плоскости листа, размещать объекты вверху, внизу, посередине, в центре, слева, справа.

— умение определять верхнюю, нижнюю, правую,

левую стороны листа;

— анализировать расположение на листе

геометрических фигур и передавать его в рисунке.

— умение определять «верхние» и «нижние», «правые» и «левые» углы

листа,

-понимать сложные пространственные термины

(например: правый верх)

5

Формирование и уточнение временных понятий и представлений

3ч.

Учить;

-правильно воспроизводить временные ряды (время суток; времена года; название месяцев; дни недели)

-ориентироваться в длительности временных интервалов; оценивать события собственной жизни относительно себя сегодня и сейчас (сегодня, вчера, завтра)

-правильно воспроизводить временные ряды.

-выстраивать хронологический ряд событий собственной жизни.

6

Развитие оптико – пространственной деятельности и межполушарных связей

3ч.

-умение строить целостный образ;

-развитие умения действовать обеими руками;

-развитие координации тонких движений рук

Методическое обеспечение дефектолога.

  1. Титова О.В., Формирование пространственных представлений у детей, Москва, ГНОМ, 2004.

  2. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию, Москва, Школа – Пресс, 1995.

  3. Маргачева И.Н. Ребенок в пространстве, СПб., Детство – Пресс, 2009.

  4. Морозова И.А., Пушкарева М.А., Подготовка к обучению грамоте детей с ЗПР, Москва, Мозаика – Синтез, 2009.

  5. Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Игры и занятия с детьми с психофизическими нарушениями, Москва, экзамен, 2006.

  6. Савина Л.П., Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников, Москва, АСТ, 1999.

  7. Дьякова Е.А., Логопедический массаж, Москва, Академия, 2005.

  8. Закрепина А.В., Трудный ребенок, Москва, Дрофа, 2008.

  9. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М: Владос, 1986.

  10. Епифанцева Д.Б. Настольная книга педагога – дефектолога, Ростов – на — Дону, Феникс, 2008 год.

  11. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – М: АСТ: Астрель; 2008.

  12. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. – М: АСТ: Астрель; 2005.

  13. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми с ЗПР. – М. Речь, 2004.

  14. Кинаш Е.А. Подготовка к письму детей с отклонениями в развитии. – М.Парадигма, 2010.

  15. Корнев А.Н. Нарушение чтения письма у детей СПб Речь 2003.

  16. Лалаева Р.И.. Логопедическая работа в коррекционных классах – М., Владос, 1999.

  17.  Адрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В.. Коррекция психологического развития младших школьников на начальных этапах обучения. – «Вопросы психологии», № 1, 1991.

  18. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В.. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. – М., 1994.

  19. Власова Т.А. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушением ОДА. – М., 1985.

  20. Венгер Л.А., Венгер А.Л.. Домашняя школа. – М., 1994.

  21. Горбачева Л.С. Роль игры в формировании пространственных представлений у младших школьников вспомогательной школы. – «Дефектология», № 3, 1991.

  22. Зак А.З. Различия в мышлении детей. – М., 1992.

  23.  Игры. Обучение. Тренинг. Досуг. Под ред. Петрусинского В.В. – М., 1994.

  24. Ипполитова М.В. К вопросу о преодолении пространственно-временных нарушений с ДЦП. – «Специальная школа», №3, 1967.

  25. Катаева А.А., Стребелева Е.А.. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М., 1994.

  26.  Коваль В.В.. Коррекционные игры во вспомогательной школе. – «Дефектология», № 5, 1991.

  27. Симанова Н.В. Состояние пространственных отношений у детей с ДЦП. — «Дефектология», №6, 1980.

  28. Симанова Н.В. Формирование пространственно-временных представлений у детей. – «Дефектология», №4, 1981.

  29. Симановский А.Э.. Коррекционная работа в начальной школе. – Ярославль, 1994.

  30. Чепок В.И. Подготовка студентов к формированию у школьников пространственного мышления. – Методические рекомендации., Киев., 1988.

  31. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.

  32. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. – М. 1980.

infourok.ru

Формирование пространственных представлений у младших дошкольников


Курсовая работа
Тема
Формирование пространственных представлений у младших дошкольников
Выполнила:
Пашаева Г
«Дошкольное образование»
Содержание
Введение…………………………………………………………………3
1. Содержание понятия «пространственные представления» у детей
дошкольного возраста………………………………………………….5
2. Методика формирования пространственных представлений у детей
младшего дошкольного возраста………………………………………13
Заключение………………………………………………………………22
Список литературы………………………………………………………23
Введение
Дошкольное детство рассматривается в современной педагогике как самоценный и особо значимый период в становлении психики ребенка. В этот период происходит овладение ребенком культурными формами сознания и деятельности, специфически человеческими способами познания окружающего мира; интенсивно развивается его речь и мышление. Не менее благоприятен период дошкольного детства и для развития способности к ориентировке в пространстве.
Проблема ориентации человека в пространстве достаточно многогранна. Она включает как представления о размерах, форме предметов, так и способность различать расположение предметов в пространстве, понимание различных пространственных отношений.
Пространственные представления имеют универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве исследователи (Б.Г. Ананьев, М.В. Вовчик-Блакитная, А.А. Люблинская, Т.А. Мусейибова, Ф.Н. Шемякин и др.) установили, что их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. В свете этих данных актуальным представляется развитие у дошкольников адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве; эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания.
Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой, обонятельный).
Среди различных пространственных отношений, которые ребенок познает уже в период дошкольного детства, следует особо выделить отношения между предметами – их размещенность в пространстве по признаку расположения относител

educontest.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.