cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Происхождение слова балалайка: Откуда взялись названия: балалайка и гармонь?

История Балалайки

  • Главная
  •  / 
  • Музей балалайки
  •  / 
  • История балалайки
Краткая историческая справка

Балалайка – старинный и самый узнаваемый русский музыкальный инструмент. Балалайка получила распространение ещё в эпоху Московской Руси, продолжив традиции древнерусского струнного щипкового инструмента – домры. Балалайка придумана и распространена русским народом на рубеже XVI-XVII веков. Слово «балалайка» имеет общеславянскую корневую основу бал- (*b h ā) – звукоподражательную форму со значением «говорить, болтать» (в восточнославянских диалектах также – «шутить»), как в словах баламут, балабол, балагур, балакарь и др. Название прямо указывает на основное назначение этого музыкального инструмента – развлекать и поддерживать человека в хорошем состоянии духа, не давать ему унывать. Само слово балалайка впервые упоминается в московских хрониках XVII века (1688г.). В последующие века балалайка становится самым популярным и часто упоминаемым русским музыкальным инструментом в письменных, изобразительных и устных фольклорных источниках.

 

Привычный облик балалайки формировался в течение нескольких столетий. Образ и конструкция инструмента создавались на почве сложившихся к концу XVI века русских традиций производства щипковых инструментов (в первую очередь – домерных традиций). Немаловажную роль в этом процессе сыграли и постоянные наблюдения за музыкальной культурой азиатских и, позже, европейских соседей. Изначально балалайка имела полукруглый корпус и относительно длинный гриф, но уже к рубежу XVII-XVIII веков широко распространился вариант балалайки с характерными треугольными очертаниями. Множество региональных традиций изготовления привели к тому, что вплоть до конца XIX века в народе бытовало несколько разновидностей балалаек – от редких небольших инструментов с овальным корпусом до наиболее популярных образцов с треугольным корпусом и длинным грифом. Количество струн у балалайки тоже было различным – от двух до шести. Балалайка была широко распространена главным образом в среде крестьянского и городского ремесленного населения.

Помимо этого, известны случаи использования балалайки и в кругах высшей российской знати, в частности, при дворе Петра I, Екатерины II, Павла I, а так же в культуре мелкопоместного дворянства, служилого сословия, разночинцев и др. Популярность этого инструмента оказалась широчайшей и не ослабевала вплоть до второй половины XX века. 

В конце XIX века балалайка была значительно переработана командой исследователей, музыкантов и музыкальных мастеров во главе с создателем народно-оркестровой музыки Василием Андреевым и стала использоваться профессиональными исполнителями в качестве сценического инструмента. Эти действия способствовали дополнительному росту популярности балалайки. В результате обновлённая конструкция балалайки была закреплена в музыкальной и производственной практике и в таком виде дошла до наших дней. В начале XX века балалайка разделилась на две разновидности: академическую (профессиональную) и традиционную (народную, деревенскую). Это разделение сохраняется и в настоящий момент.

В деревенской среде существует своя культура балалаечного исполнительства, в среде сценических музыкантов – своя. В профессиональной среде сложился свой тип балалайки особой конструкции с расширенным звукорядом, унифицированным квартовым строем, нейлоновыми струнами и собственным концертным репертуаром. Игра на академической балалайке требует от исполнителя знания нотной грамоты и владения широким набором приёмов звукоизвлечения. В свою очередь, в народе получили распространение балалайки артельного (фабричного) производства. Они отличаются от профессиональных балалаек меньшим количеством ладов, использованием металлических струн, множеством вариантов настройки и музыкой, передающейся от человека к человеку без помощи нотных партитур. Для овладения этим типом балалайки нужно минимальное количество времени и не требуется знаний музыкальной грамоты. В настоящее время традиционная балалайка переживает значительный подъём, вместе с популярностью растёт и спрос на этот тип инструмента.

Сергей Ключников©, Мануфактура БалалайкерЪ©, 2016

Тексты: Мануфактура БалалайкерЪ.
Любое копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения владельца.

душа русского народа : Дом дружбы народов Красноярского края «Родина»

Слово «балалайка» имеет несколько версий происхождения. По одной из них, название инструмента имеет тюркские корни. «Бала» по-тюркски означает «дитя». Играя на ней, успокаивали ребенка. Возможно, татары принесли в страну инструменты, которые были дальними предками балалайки.

По другой версии название связывают с манерой игры на инструменте. Его определяли, как балаканье, балагурство, балабольство, бренчание. Это всё родственные слова. Отсюда появилось отношение к инструменту как к несерьёзному, мужицкому.

Русский инструмент балалайка впервые был упомянут в документах 1688 года. Второй письменный документ 1700 года сообщает о «драке, прекратить которую пришлось дворовому воеводе». Чтоб остановить побоище, дворовый воевода «бил их балалайкой». Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в XVII веке этот инструмент на Руси уже был. Только внешнее сходство имел то с домброй, то с мандолиной. И материалы, из которых изготавливали эти инструменты, были самыми разными. Например, на Украине их делали из высушенной тыквы.

Изначально инструмент имел круглую форму, очень длинный гриф, превышающий длину корпуса в четыре раза и две струны, которые делали из металла, что придавало звучанию звонкости и одновременно мягкости. Со временем внешний вид балалайки претерпел изменения: из округлой она стала треугольной, появилась третья струна, а гриф стал короче.

Привычный нам вид треугольника балалайка приобрела в XIX веке благодаря Василию Васильевичу Андрееву — выдающемуся патриоту России, реформатору русских народных инструментов, создателю и руководителю первого Великорусского оркестра, композитору, дирижеру, исполнителю-виртуозу на балалайке и гармонике. Его имя теперь носит Государственный русский оркестр.

При содействии мастеров Пасербского и Налимова он разработал и изготовил несколько видов балалайки. Так была создана основа Великорусского оркестра, который давал концерты во многих странах мира, с большим успехом представляя балалайку и русскую культуру. На волне успеха Великорусского оркестра и в других странах (Англии, США, Германии) были созданы оркестры русских народных инструментов по образцу Великорусского.

В июле 2013 года в городе Ульяновске открылся Музей балалайки. Двадцать инструментов, созданных в XIX-XX веках, составили основу оригинальной коллекции. Коллекцию собрал Сергей Ключников во время фольклорных экспедиций. Он же и стал инициатором создания музея в Ульяновске.

История появления и развития русских народных музыкальных инструментов – одна из наименее исследованных областей отечественной музыкальной науки. В то время как народные песенные традиции уже давно стали предметом тщательного изучения, народный музыкальный инструментарий должного внимания к себе не получил.

Собирание и изучение русских народных музыкальных инструментов в условиях царской России фактически не производилось. В начале ХVII века московские «домерщики» (музыкальные мастера), изготавливавшие домры и другие музыкальные инструменты, занимали целый переулок в Замоскворечье в районе Пятницкой улицы.

Домра и другие инструменты были широко распространены в народе, в элите же эти инструменты популярностью не пользовались. Объясняется это тем, что церковь, рассматривала все народные инструменты, а в особенности инструменты струнные, как «сосуды Диавола» и «бесовские игры».

Сохранился ряд предписаний церкви, в которых по своей «вредности» народные музыканты приравнивались к разбойникам и волхвам.

Гонения на народные музыкальные инструменты со стороны церкви и светской власти в середине ХVII века принимают характер массового уничтожения этих образцов народного искусства. Так, например, по свидетельству Адама Олеария, «около 1649 года все «гудебные сосуды» были отобраны по домам в Москве, нагружены на пяти возах, свезены за Москву-реку и там сожжены».

В провинцию тоже следовали строгие царские указы Алексея Михайловича подобные посланному в том же 1649 году приказчику Верхотурского уезда в Сибири: «А где объявятся домры и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, тебе б то всё велеть выимать и, изломав те бесовские игры, велеть сжечь».

Балалайка. Плакат


В публикации использованы материалы из из архива Дома Дружбы народов Красноярского края, а также из  открытых интернет-источников: toolsmusic.ru, andreyev-orchestra.ru

Балалайка | История, характеристики и факты

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Связанный контент

Читать Далее

  • Что это за звук?: 8 интригующих старинных музыкальных инструментов

Викторины

  • Музыкальная викторина

Балалайка — Русистика — Колледж Макалестер

Балалайка — мелодическое слово.

Это слово с ритмом, динамикой, тоном. Оно слетает с языка, как лирика, и завершается звучным последним слогом (торжествующим -ка), как финальная развязка песни. Балалайка, как следует из названия, является русским народным инструментом. Разработанный в современном виде в 19музыкальным вундеркиндом Василием Васильевичем Андреевым, современная балалайка бывает пяти размеров: контрабас, бас, секунда, прима и пикколо, и обычно имеет либо три, либо шесть струн, объединенных в две группы. Он настроен на чистую кварту (Е-Е-А) и играется либо указательным пальцем, либо медиатором (Википедия, 2009). Треугольный корпус инструмента обычно изготавливается из твердой древесины и может быть простым или очень декоративным со вставками из более темного дерева, ручной росписью и / или резным звуковым отверстием в центре.

Хотя ее происхождение часто оспаривается, балалайка действительно напоминает многие восточноазиатские струнные инструменты, такие как домбра

и танбур . До 1500-х годов шуты или бродячие менестрели, называемые скоморохами , играли на балалайке как форму восстания, сопровождая свои мелодии текстами, высмеивающими политику и Русскую православную церковь (Википедия). Из-за этого церковь пыталась истребить русскую народную музыку и ее радикальные основы в 1600-х годах. Поэтому неудивительно, что первым письменным документом о балалайке является запись об аресте от 1688 года. Однако усилия церкви не увенчались успехом, и народная музыка процветала в 1700-х годах (Findeizen). Образовались крепостные оркестры, по всей России возникла новая потребность в учителях музыки. Народная музыка распространилась по всей России (Пастух), а сама балалайка стала настолько популярной среди низших и средних классов в этот период, что, казалось, в каждом доме была хотя бы одна (Рогозин).

На протяжении 1800-х годов балалайка оставалась обычным явлением, и отношение к ней соответствовало растущему революционному духу в России. В 1890-х годах (то есть в годы, предшествовавшие русской революции) в России произошли два важных события. Первым был быстрый промышленный рост, а это означало, что на опасных фабриках работало больше людей за низкую заработную плату, чем когда-либо прежде, а вторым было освобождение крепостных. С современной точки зрения этот, казалось бы, благожелательный поступок должен был вызвать у царя большую поддержку. Однако. в то время как царь требовал, чтобы крепостные были освобождены и их владельцы отдали им часть своей земли, количество земли, которое должны были дать крепостным, никогда не позволяло им быть чем-то большим, чем натуральные фермеры. Кроме того, владельцы могли выбирать, какую землю отдать освободившимся крестьянам. Земля, которую они выбирали, часто была худшей землей, которой они владели, что делало даже самую маргинальную жизнь почти невозможной. По мере того как росло недовольство рабочих плохими условиями на фабриках, росло и разочарование крестьян неудачной реформой (Чунг). В низах нарастало недовольство, набирал популярность коммунизм. Назревала революция.

Новое подрывное отношение как пролетариата, так и крестьянства можно увидеть в их трактовке балалайки в искусстве. Например, на стеклянной бутылке 1890-х годов, которая в настоящее время выставлена ​​в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, Россия, изображен крестьянин, играющий на балалайке. Это прекрасный объект, который открыто прославляет простого человека, символом которого является балалайка (бытовой инструмент). Обожествление крестьянского класса с помощью этого объекта показывает новую направленность и расширение прав и возможностей бывших крепостных. А поскольку бутылка объединяет крестьян (средоточие искусства) и пролетариат (создателей и предполагаемых потребителей искусства), бутылка также может быть прочитана как предтеча коммунизма, который снова объединит эти две группы под властью скрещенные серп и молот. Флакон хоть и эстетичен, но целенаправленно утилитарен. Пролетариат и крестьяне, объединенные как зарождающиеся коммунисты, сочли бы его художественно привлекательным из-за его функционального характера. Ожидалось, что будущие потребители украсят свои дома этими бутылками, покрывая их стены символами единственной коммунистической группы пролетариата и крестьянства. Благодаря своему появлению в этой бутылке балалайка была бы еще сильнее связана с коммунизмом и коллаборационизмом рабочих и крестьян.

История балалайки во многом похожа на историю американского банджо. Как и балалайка, банджо — народный инструмент с неясным происхождением. Он также струнный и ладовый, что противоречит церковным учениям. В середине 1700-х годов в Соединенных Штатах господствовали евангельские христиане. Поскольку эти люди считали танец греховным, они не доверяли банджо, чья грязная музыка могла вызвать танец или что-то похуже. Самая важная параллель между банджо и балалайкой заключалась в их роли в революции. С 1600-х по 1800-е годы банджо было обычным символом американского рабства. Идея довольного раба, бренчащего на своем банджо, олицетворяла точку зрения, выступающую за рабство. Рабы были довольны своей жизнью — вы только посмотрите, как они танцевали и играли на своих банджо! Однако этот образ представлял собой парадокс. Как можно было признать человеческие эмоции рабов (например, счастье) и человеческие таланты (например, способность создавать музыку) и при этом отказать им в их человечности (Эпштейн, 19 лет). 75)? Вопрос о человечности рабов превратился в дискуссию, затем в гражданскую войну, затем в революцию, в ходе которой целый класс людей возвысился от собственности до человека.

Хотя история балалайки отличается от истории банджо тем, что балалайка была символом единства (объединения крестьян и рабочих), а банджо — символом конфликта (разногласия между аболиционистами и сторонниками рабства), эти две истории не совпадают. переплетать. Физическое сходство и несогласие с установленной религией связывают эти два инструмента, но их наибольшее сходство заключается в принадлежности обоих инструментов к революции и перестройке общества. Может быть, через революцию в музыке человек достигнет большей гармонии, а диссонанс исчезнет, ​​как стеклянные бутылки.

– Кэти Су, ноябрь 2009 г.

 

Дополнительные изображения

шея. Второй очень простой без какой-либо живописи или резьбы. Их контрастные стили показывают большое разнообразие в уровне украшения балалайки.

  • Балалайка №1: Создатель неизвестен. Балалайка . 19 век. Музей изящных искусств, Бостон. Музей изящных искусств , Бостон . Веб. 5 ноября 2009 г.
  • Балалайка №2: Создатель неизвестен. Балалайка . 19 век. Музей изящных искусств, Бостон. Музей изящных искусств , Бостон . Веб. 5 ноября 2009 г.

 

Библиография

  • Балалайка . Википедия: бесплатная энциклопедия, 3 ноября 2009 г. Интернет. 5 ноября 2009 г.
  • Белинский Дмитрий. Балалайка-Русский музыкальный инструмент . Квартет «Сказ», 2007. Интернет. 15 декабря 2009 г.
  • Чанг, ТК. Русские революции 1905-1917 гг. 2007. Интернет. 15 декабря 2009 г.
  • Коллекция: Бутылка в виде крестьянина. Государственный Эрмитаж, 2006. Интернет. 5 ноября 2009 г.
  • Эпштейн, Дена Дж. «Этномузыкология». Народное банджо: документальная история (сентябрь 1975 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *