cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Проект по гендерному воспитанию – Проект » Гендерное воспитание»

Проект на тему: проект гендерного воспитания дошкольников «Я -девочка, я — мальчик»

№ п/п

Наименование мероприятия

Возрастная

группа

Сроки реализации

1

Изучение методической литературы по теме «Гендерное воспитание детей в условиях детского сада»

Все

Декабрь 2015г. – январь 2016 г.

2

Разработка проекта

3

Разработать перспективное планирование по работе с детьми

4

Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями и педагогами

5

Организация в группе развивающей среды для девочек и мальчиков

Все

В течение года

6

Театрализованное представление воспитанников Воскресной школы Свято-троицкого Храма ст. Новодонецкой «Рождество Христово»

Все

Январь 2016г.

7

Консультация для воспитателей «Особенности гендерного воспитания в игровой деятельности»

Все

 Февраль 2016 г.

8

Открытое мероприятие «Встреча с атаманом Новодонецкого Хуторского Казачьего Общества», экскурсия в штаб.

Подготовительная

Февраль 2016г.

9

Открытое мероприятие «Встреча с ветеранами-афганцами»

Старшие, подготовительная

Февраль 2016г.

10

Праздничные утренники, посвященные Дню Защитника Отечества

2 младшая — подготовительная

Февраль 2016г.

11

Анкетирование родителей «Умеем ли мы воспитывать будущих мужчин (женщин) уделяя внимание своему ребенку?»

«Какие мальчики и девочки?»

Все

Февраль – март 2016 г.

8

Родительское собрание. Консультация для родителей «Одинаково ли воспитывать дочерей и сыновей?»

Все

Март 2016 г.

9

Памятки для родителей по гендерному воспитанию дошкольников

10

Смотр-конкурс «Лучшая разработка и проведение сюжетно-ролевой игры»

Все

Март 2016г.

11

Создание альбомов в группах «Мальчик, мужчина, дедушка», «Девочка, женщина, бабушка», «Семья», «Профессии», «Как играют девочки и мальчики».

2 младшая — подготовительная

В течение года

12

Участие семей в мероприятиях и конкурсах групп, МБДОУ ДС № 28

Все

В течение года

13

Праздничные утренники, посвященные Женскому Дню 8 Марта

Все

Март 2016г.

14

Широкая Масленица

Все

Март 2016г.

15

Спортивное мероприятие «Мама, папа, я – спортивная семья»

Старшие, подготовительные

Март 2016г.

16

Игра-презентация для детей «Какое настроение?»

средняя

Апрель 2016 г.

17

Подбор и оформление картотеки сюжетно-ролевых игр с учетом гендерного воспитания

Все

Май 2016 г.

18

Подбор и чтение художественной литературы, детям учитывая гендерное воспитание

Все

В течение года

19

Рассматривание фотографий «Это я». Рассказывание о себе

2 младшая — подготовительная

Май-июнь  2016 г.

20

Разучивание пословиц, поговорок о семье

2 младшая — подготовительная

В течение года

21

Встречи в родительском клубе «Родничок»

Все

По плану

22

Международный день семьи

Все

Июль 2016г.

23

Выставки детских рисунков «Я, ты, он, она — вместе дружная семья»

2 младшая — подготовительная

В течение года

24

Экскурсии по теме проекта (профессии)

Старшая, подготовительная

В течение года

25

Деловая игра для педагогов «Формирование гендерных и этических представлений»

Все

Август 2016 г.

26

Игровое шоу «Модный приговор» (одежда для девочек, мальчиков)

Средняя — подготовительная

Сентябрь 2016 г.

27

Родительское собрание «Девочки и мальчики – два разных мира»

Консультация для родителей «Народные традиции в воспитании будущих мужчин и женщин»

Все

 Сентябрь 2016 г.

28

Мониторинг по теме проекта

Все

2 раза в год

29

Инсценировки сказок на утренниках

2 младшая — подготовительная

В течение года

30

Методические рекомендации по теме проекта для педагогов

Все

В течение года

31

День пожилых людей

Все

Октябрь 2016г.

32

Фотовыставки «Я вместе с мамой, я вместе с папой»

Все

Октябрь 2016г.

33

День матери

Все

Ноябрь 2016г.

34

Обобщение педагогического опыта работы педагога по реализации проекта.

Декабрь  2016 г.

35

Презентация проекта.

Декабрь  2016 г.

nsportal.ru

Проект (младшая группа) на тему: Проект по гендерному развитию

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа №2

«Образовательный центр»

с. Большая Черниговка муниципального района

Большечерниговский Самарской области

Структурное подразделение  «Детский сад №2»,

реализующее программы дошкольного образования

Проект в первой младшей группе.

Тема:  «Гендерное воспитание детей раннего возраста в игровой деятельности».

                                                        Воспитатель: Захаркина Л. В.  

                                                                                            Огурешникова А.Ю.

             

                   

             

                                                               

2014 год

Актуальность темы.

   Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, причем начиная уже с дошкольного возраста. Значение периода дошкольного детства неоценимо в целом для развития личности человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в этом возрасте. Половая идентификация ребенка происходит уже к трем- четырем годам, то есть к концу раннего возраста ребенок  усваивает свою половую принадлежность, хотя еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Ориентация ребенка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени.

   Актуальность данного проекта нашла свое отражение  в том, что – в последние десятилетия в человекознании все более интенсивно исследуются проблемы полоролевых или гендерных отличий. Общеизвестно, что в дошкольном возрасте игра — основной вид деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста. Учёные отмечают разное содержание и игровые стили: девочкам ближе тихие игры на семейно-бытовые темы, истинно «мужские игры» мальчиков – шумные, наполненные движением. Важно учитывать эти особенности при организации предметно-развивающей среды группы. Девочкам достаточно маленького уголка, так как они, раскладывая перед собой свои “богатства” – кукол, посуду, тряпочки, играют в ограниченном пространстве. Мальчикам необходимо более обширное пространство, как правило, неограниченное и незамкнутое, так они бегают, бросают предметы в цель, собирают и разбирают игрушки и т.д. и используют при этом все предоставленное им пространство. Играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения.

Цель и задачи проекта.

   Учитывая актуальность этой темы, а так же реализуя одно из приоритетных направлений, а именно «полоролевая социализация детей раннего возраста в игровой деятельности», мы поставили перед собой цель: способствовать благоприятному протеканию гендерному подхода к воспитанию мальчиков и девочек в игровой деятельности.

Для реализации цели необходимо решить ряд задач:

-изучить психологические и другие  особенности мальчиков и девочек;

-определить особенности содержания и игровых стилей  у мальчиков и девочек;

—  создать условия в группе раннего возраста для гендерного воспитания детей;

-изготовить картотеку игр для мальчиков и девочек;

— повысить уровень педагогической грамотности в вопросах воспитания мальчиков и девочек.

  Реализация проекта осуществлялась через познавательное развитие детей, чтение художественной литературы, игровую деятельность воспитанников и просвещение родителей по вопросам воспитания детей разного пола.

Игровая деятельность:

Дидактические игры: «Подбери пуговицы для платья», «Бусы для куклы», «Найди пару варежке», «Подбери одежду для куклы Кати», «Крупный строительный материал», «Сборно-разборные игрушки», «Поручение», «Подбери пару по цвету», «Подбери одежду для куклы Вани», «Гараж для машины».

Подвижные игры; «Мотылек», «Поезд», «Автомобили», «Собери мячики», «Птичка», «Воробушки», «Мышки-трусишки».

Сюжетно-ролевые игры «Машина едет по улице», «Строим забор», «Медвежонок чинит машину», «Машина хочет быть чистой», «К нам пришел доктор», «Игры с Жучкой», «Наводим чистоту», «Знакомство с куклами»

Подборка художественной литературы;

Сказки; «Колобок», «Три поросенка», Книги о животных, машинках, богатырях, «Курочка ряба», «Заяц, лиса и петух», «Маша и медведь». Детские стихи А.Барто. Потешки, колыбельные

Работа с родителями;

  • Изготовление буклета для родителей на данную тему ;
  • Книжка передвижка для родителей «У вас растет мальчик», «У вас растет девочка».

Подведение итогов проекта:

Наблюдение за поведением детей в игровой деятельности, в общении друг с другом показали, что у них расширился кругозор, повысился интерес к близким людям и ровесникам, их взаимоотношениям. У детей расширились представления о различиях между мальчиками и девочками.

Проект: краткосрочный

Участники проекта: воспитанники первой младшей группы, родители.

Количество девочек-7  человек

Количество мальчиков-11 человек

Срок реализации проекта: неделя

Подвижные игры:

«Мотыльки».

Цель: Повысить двигательную активность, выполнять действие в соответствии с текстом. Ход игры:

На зеленом на лугу

Мотыльки летают

И с цветочка на цветок

Весело порхают (мягкие коврики разложены по группе, дети порхают с кочки на кочку)

Таня вышла на лужок

У нее в руках сачок

Берегись ка мотылек

Улетай скорей, дружок (взрослый держит в руках сачок, пытается поймать мотылька. Дети убегают).

«Птичка».

Цель:Способствовать развитию умения быстро бегать.

Ход игры:Воспитатель поет:

Села птичка на окошко.

Посиди у нас немножко,

посиди, не улетай.

Улетела- ай!

Воспитатель превращает детей в «птичек», они летают, махая руками, как крыльями. Воспитатель зовет их к себе, предлагает птичек покормить зернышками.

«Воробушки».

Цель: Формировать умение детей соотносить свои движения со словами взрослого.

Ход игры:

Птички в гнездышках сидят

И на улицу глядят

Погулять они хотят

И тихонечко летят

Полетели, полетели

И на веточку уселись

Перышки почистили,

Хвостиком встряхнули

Опять полетели

На дорожку сели

Прыгают, чирикают, зернышки клюют (движения согласно тексту).

«Мышки-трусишки».

Цель: Побуждать детей действовать в соответствии со словами.

Ход игры: Дети мышки-трусишки, они идут по группе со словами:

Вышли мышки как то раз

Посмотреть, который час.

Раз-два, три-четыре,

Мышки дернул за гири. (мышки имитируют движение руками)

Вдруг раздался страшный звон,(ударяем в бубен)

Убежали мышки вон (дети убегают)

«Автомобили».

Цель: Формировать умение двигаться сохраняя направление, выполнять действия в разных условиях, закреплять представление о форме, цвете предмета, вызвать чувство радости от общения со сверстниками и взрослыми.

Ход игры: Дети изображают автомобили, встают за обозначенной чертой-гараж. По сигналу взрослого автомобили выезжают из гаража и едут по дороге(ехать в одном направлении не наталкиваясь друг на друга). По сигналу автомобили «Автомобили в гараж!» дети меняют направление и едут в гараж.

Дидактические игры:

«Крупный строительный материал».

Цель: Формировать умение свободно манипулировать деталями конструктора, самостоятельно отрывая способы их крепления, создавая разнообразные фигурки и постройки.

«Бусы для куклы»

Цель: способствовать развитию мелкой моторики, запоминание формы и цвета.

Ход игры: Предложить сделать бусы для куклы.

«Гараж для машины».

Цель: Формировать умение соотносить размеры, подбирать подходящие детали, контролировать результат; осваивать приемы плоскостного конструирования.

Ход игры: Предложить построить гараж для маленькой машинки, и такой же для машинки большего размера.

«Поручение».

Цель: Формировать умение различать размеры и цвета предметов, контролировать результат.

Ход игры:Показать ребенку игрушки и предметы, предложить назвать их, рассказать, какого они цвета и размера.

Дать следующие задания:

  • Большую собачку напоить чаем из большой чашки (если ребенок ошибается, собачка показывает свое недовольство, «рычит» или «отворачивается»; так же при ошибке ведут себя другие игрушки)
  • Поставь матрешку рядом с красным мячиком;
  • Попляши вместе с куклой;
  • Возьми маленькую собачку и посади ее на ковер;
  • Большую собачку посади рядом с маленькой и т.п.

В конце игры попросите ребенка помочь убрать игрушки и предметы, использованные в игре.

«Подбери одежду для куклы Вани», «Подбери одежду для куклы Кати».

Цель: Расширять представление детей о предметах одежды, их отличительные признаки(женская и мужская одежда), закреплять умение узнавать и называть одежду         ( шорты, юбка, рубашка, платье и т.д.).

Ход игры: Воспитатель обращается к детям «давайте поможем нашей кукле найти свою одежду. Предлагает выбрать и объяснить , какая одежда подходит мальчику, а какая девочке.

«Сборно-разборные игрушки».

Цель: продолжать учить действию со сборно-разборной игрушкой, разъединять и соединять части матрешки, с учетом соотношения их величины и положения в пространстве. Ввести понятие большая, поменьше, маленькая. Развивать более точный глазомер и координацию движений рук.

Материал:матрешка (высотой 10-12см.), матрешка (высотой 6-8см.),

неразборная (2-3см.) из одного комплекта (из расчета на одного ребенка).

«Найди пару варежке».

Цель: учить детей выполнять действия с предметами; подбирать однородные предметы, ориентируясь на одно свойство – цвет. Понимать слова такая, не такая; воспитывать желание вступать в игровую ситуацию со взрослым.

Материал:кукла, 4 пары варежек сделанных из картона (красного, синего, желтого, зеленого цвета).

Сюжетно-ролевые игры:

«Машина едет по улице»

Воспитатель подходит к ребенку, везущему игрушечный автомобиль, и спрашивает, что он делает, куда едет его машина. Если ребенок затрудняется, подсказывает ему игровую ситуацию: машина едет по городу, потом в гараж. Воспитатель с помощью показа, советов помогает ребенку разнообразить игровые действия: катать машину туда-обратно, везти ее с поворотами, препятствиями (объезжая их), к конкретному месту, объекту. Помогает ребенку ощутить себя водителем, который может планировать свои действия («Я поеду в гараж», «Мне надо на дачу»).

Примечание. К 3 годам ребенок постепенно вживается в роль, называет себя шофером, то есть принимает эту роль на себя.

Игра-ситуация «Мойка машин»

Воспитатель подходит к детям, играющим в машинки, и говорит: «Хорошо ездит твоя машина, Женя, но, по-моему, она немного запылилась. У меня есть шланг, можно полить ее водой, помыть. Машина любит, когда ее моют, ухаживают за ней. Тебе нужна тряпочка или мочалка? Намочи тряпочку, протри дверцы, кузов, стекла. Машина высохла, засияла. Вот какой у нее заботливый водитель!».

«Машина хочет быть чистой».

Воспитатель подходит к ряду игрушечных машин и, ненавязчиво привлекая внимание детей, говорит удивленным тоном: «Много скопилось машин! Саша, ты не знаешь, почему выстроилась очередь? Машины торопятся на мойку. Все машины любят быть чистыми. А кто у нас работает на мойке? Ты, Алеша? Тогда иди скорее, машины ждут. Грязные машины не должны ездить по городу. Вот одна машина помыта, теперь еще одна. Нам нужны мойщики машин. Кто еще у нас будет мойщиками? Женя, Сережа идут к нам. Берите шланги, тряпки, ведра. Мойте машины. Ловко получается! Раз-два, окна заблестели! Три-четыре, дверцы стали чистыми! Колеса тоже надо мыть. Все машины помыли. Послушайте, что говорит Алешина машина.

Теперь я стала чистою,

И солнышко лучистое

Отсвечивает искрами,

Светлее лес и луг.

Сквозь стекла запыленные

Была лужайка темною,

Теперь и лес, и улица

Зазеленели вдруг.

Можно ехать дальше. Кто куда едет? Может, нам по пути? Я – в гараж. Ты, Саша, куда едешь? (В город.) А ты, Женя? (На дачу.) Поехали!».

«Медвежонок чинит автомобиль».

Воспитатель начинает игру: берет медвежонка и ставит возле машины.

Медвежонок. Сегодня я поеду в гости, меня приглашал к себе зайка. Заведу мотор. Р-р-р… Ой, что-то он не заводится. В чем дело? Попробую еще раз. Р-р-р… Опять заглох. Что делать? Почему не заводится моя машина? Она сломалась? (Плачет.)

Воспитатель (говорит сам с собой). Медвежонку сегодня не везет, машина не слушается его, не заводится. (Обращается к ребятам.) Водители, у вас есть инструменты для ремонта? Саша, дай мне гаечный ключ. Спасибо. Вот, медвежонок, гаечный ключ. Я покажу тебе, как надо крутить. Саша, помоги ему подкрутить гайку. Хорошо получается. А еще надо вот здесь постучать. Женя, дай-ка молоточек. Стучи. А медвежонок пока возьмет машинное масло и смажет детали. Все, готово. Саша, заводи мотор. Медвежонок, подтолкни машину. Р-р-р… Р-р-р… Мотор зарычал, загудел, зафырчал: р-р-р… Р-р-р… У-у-у… Фыр-р-р… Медвежонок вас благодарит. Спасибо, ребята.

Медвежонок. Я поехал в гости! До свидания! (Поет.)

Ты гуди сильней, мотор,

Я – умелый шофер.

Надо – влево руль кручу,

Надо – гайку подкручу,

Дам сигналу погудеть —

Должен все шофер уметь.

Игра-ситуация «Ремонт машин» («Диалог шоферов»)

Воспитатель и ребенок играют в шоферов.

Первый шофер (воспитатель). Добрый день, друг. У меня беда – машина сломалась. Поможешь?

Второй шофер. Добрый день. Помогу.

Первый шофер. Какие у тебя есть инструменты?

Второй шофер. Молоток, гвозди.

Первый шофер. Это пригодится. Давай послушаем мотор. (Слушают.) Слышишь, как стучит?

Второй шофер. Слышу.

Первый шофер. Тогда постучи вот здесь. (Второй шофер стучит.) А теперь послушай. Сильно стучит или нет?

Второй шофер. Нет.

Первый шофер. Теперь давай колеса менять?

Второй шофер. Давай.

Первый шофер. Снимай старое колесо и ставь новое. (Воображаемые действия.) Поставил? Молодец, спасибо, ты очень мне помог. Счастливого пути!

«Игры с Жучкой».

Воспитатель подходит к игрушечной собачке и обращается к играющим детям: «Возле нашего детского сада гуляет собачка. Как ее зовут, я не знаю. Кто ее хозяин? Миша, ты? Что же ты так далеко ушел, твоя собачка испугалась. Смотри, она прижала ушки, испуганно смотрит по сторонам. (Ребенок берет собачку.) Собачка, ты любишь своего хозяина? А ты, Миша, любишь свою собачку? Давайте, ребятки, спросим у хозяина собачки, как ее зовут. (Ребенок называет имя собачки.) Ее зовут Жучка. А что она умеет делать? Жучка, ты умеешь прыгать? Прыгай через палочку. (Мальчик держит палочку, а воспитатель берет собачку – и собачка «перескакивает через барьер».) Ай да молодец, Жучка. Еще раз, еще раз. Ты хочешь кушать, Жучка? Скоро хозяин покормит тебя. Где твоя миска? (Ребенок дает собачке «корм», она «ест».) Смотри, Мишенька, твоя собачка виляет хвостиком, радостно скулит, ластится. Она наелась и повеселела. А теперь, Жучка, можешь идти спать. Где твое место? На коврике? А где коврик?» (Ребенок показывает.)

Далее дети играют с собачкой самостоятельно.

«Строим забор».

Воспитатель говорит детям, играющим со строительным материалом: «Это у вас стройка? Что вы строите? Саша, что это у тебя? Домик. А у тебя, Галя? Тоже домик? Я вижу, на стройке есть хороший строительный материал. Для ваших домиков можно построить заборы. Дети, вам хочется, чтобы домик был с заборчиком? У Сашиного домика будет забор и у Галиного домика тоже будет забор. Тогда начинаем новую стройку. Посмотрим, какие будут заборчики.

Мы решили строить дом

Для своих зверюшек.

Дом построен, и теперь

Нам заборчик нужен.

Доски обтесали,

Крепко прибивали.

Тук-тук, перестук,

Доски обтесали.

Тук-тук, перестук,

Крепко прибивали.

Хорошие заборы получаются. Вот заборы готовы. К Сашиному забору подошла киска, мурлычет. Давайте пустим ее в дом. На Галин забор взлетел петушок: «Ку-ка-ре-ку!» Получилась настоящая деревня».

«К нам приехал доктор».

Воспитатель показывает на сидящие на диване игрушки – зайку, мишку, куклу, ежика – и говорит: «Какая очередь в больнице! Зверята, вы все заболели? Но доктор уехал к больным, а больше врачей нет. Что делать? Нам срочно нужен доктор. Кто будет лечить больных? Лена, ты будешь доктором? Полечишь больных зверюшек? Надевай халат. Теперь ты доктор. Зови больных в кабинет».

«Доктор» слушает больных, смотрит горло, дает лекарства.

Воспитатель. Доктор, у нас в больнице есть кабинет, где греют ушки, носик. Я – медсестра, делаю уколы. Ваши больные будут приходить ко мне.

Проводится прием больных. Медсестра помогает врачу: выписывает рецепт, греет приборами уши, нос, делает уколы.

Воспитатель говорит: «Я должна уйти домой, моя работа закончилась. Кто будет медсестрой? Оля, иди работать за меня. Приводите к Оле кукол лечиться. Она делает уколы хорошо, совсем не больно».

Игра продолжается.

«Знакомство с куклами».

Куклы сидят на диване. Воспитатель приносит еще одну куклу и говорит сидящим куклам, вызывая любопытство играющих рядом детей: «Здравствуйте, куколки. Вы отдыхаете? К вам пришла подружка, кукла Вера. Вы хотите с ней познакомиться?» Кукла Вера знакомится со всеми куклами. Воспитатель предлагает подошедшим поближе детям познакомить своих кукол с Верой. Педагог дает детям разные поручения: предложить кукле Оле чай, пересадить куклу Катю поближе к окну, угостить куклу Настю пирогом. Таким образом дети запоминают имена кукол и называют их в ходе игры, отвечая на вопросы педагога: «Кто сидит ближе к окну? Кто пьет чай? Кому дали пирог?»  Дети сами могут придумывать имена куклам.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа №2

«Образовательный центр»

с. Большая Черниговка муниципального района

Большечерниговский Самарской области

Структурное подразделение  «Детский сад №2»,

реализующее программы дошкольного образования

«Мальчики и девочки»

План-конспект по гендерному воспитанию в 1-ой младшей группе.

                                                        Воспитатель: Захаркина Л. В.  

                                                                                            Огурешникова А.Ю.

             

                                                                                                 

2014 год

Задачи:

«ОО» Речевое развитие-  активизация словаря: одежда для мальчиков: рубашка, брюки, носки, ботинки; одежда для девочек: платье, бант, туфли.

«ОО» Социально-коммуникативное развитие- продолжать воспитывать доброжелательно относиться к товарищам, развивать чувство уверенности в самом себе, решительность и коммуникативные способности при общении со сверстниками, воспитывать дружелюбие и радость за товарища.

«ОО» Художественно-эстетическое развитие- развивать интерес к музыке, формировать умение выполнять простейшие танцевальные движения, развивать восприятие музыкального текста.

«ОО» Позновательное развитие- развивать  классификационные умения на примере предметов одежды.

Оборудование: иллюстрация с изображением семьи, мужская и женская одежда, кукла-мальчик, кукла-девочка, ТСО, музыкальный центр.

Предварительная работа:  
• беседа с мальчиками «Мальчики защитники слабых»
• беседа с девочками:  «Девочки – мамины помощницы»
• рассматривание иллюстраций с изображением семьи
• чтение русской народной сказки «Курочка Рябя»
• разучивание потешек «Ладушки», «Едем, едем к бабе к деду»

Методы и приемы: беседа, символическая игра, дидактическая игра.

Логика НОД :

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемый результат

Итог:

Воспитатель здоровается с мальчиками и девочками. Предлагает обратить внимание воспитанников на волшебный пакет в его руках.

Предлагает положить в пакет свои имена написанные на листочках с помощью воспитателя.

Достает по очереди листочки с именами, называет их  и пытается уточнить кому оно принадлежит? (мальчику или девочке).

Предлагает поиграть в игру «Кто во что одет».

Поочередно вызывает девочку и мальчика и рассматривают во что они одеты.

Физ. минутка: «Едем, едем к бабе к деду».

Предлагает с помощью волшебного пакетика превратить девочек в бабочек, а мальчиков в зайчиков.

Благодарит вос-ов и задает вопросы:

— вам понравилось занятие?

— в какие игры вы играли?

— что больше всего понравилось?

— что нового вы узнали?

Воспитанники здороваются с воспитателем и обращают внимание на волшебный пакет в руках воспитателя.

Кладут листочки со своими именами в пакет.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Играют в игру «Кто во что одет».

Рассматриваем одежду на кукле-мальчике и на кукле-девочке.
Поочередно выходят к воспитателю.

Девочки – бабочки и мальчики – зайчики добрые, вежливые. Бабочки – девочки летают спокойно, не наталкиваются друг на друга. Мальчики – зайчики будут прыгать высоко и весело.

Девочки – бабочки и мальчики – зайчики очень дружные.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Сформированно вежливое отношение к взрослым.

Сформированно умение отвечать на вопросы воспитателя.

Сформированно умение различать одежду для девочек и мальчиков.

Сформированно вежливое отношение к сверстникам.

Умеют отвечать на вопросы воспитателя.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа №2

«Образовательный центр»

с. Большая Черниговка муниципального района

Большечерниговский Самарской области

Структурное подразделение  «Детский сад №2»,

реализующее программы дошкольного образования

Конспект занятия по гендерному воспитанию детей

первой младшей группы

на тему: «Такие разные мальчики и девочки».

                                                                    Воспитатель: Захаркина Л. В.  

                                                                                            Огурешникова А.Ю.

2014 год

Конспект занятия по гендерному воспитанию детей младшего возраста

 на тему: «Такие разные мальчики и девочки».

Задачи:

1. Познавательное развитие: формировать умение детей различать свой пол, назвать фамилию и имя.

2. Социально-коммуникативное развитие: развивать мышление, воспитывать культуру поведения, доброе отношение друг к другу, закреплять навыки культурного поведения: здороваться, прощаться.

3. Речевое развитие: способствовать развитию активной речи, вовлекать в разные формы речевого общения.

4. Физическое развитие: развивать мелкую моторику рук, развивать внимание, память.

Материалы: Куклы Ваня и Маша, мелкие игрушки, три коробки, картинки с изображением одежды.

Логика НОД.

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемый результат

Итог:

Обращает внимание вос-ов на гостей, предлагает с ними поздороваться.

Читает стих-е: «Мы такие разные».

Обращает внимание вос-ов на то, что в гости пришли еще и их друзья: куклы Маша и Ваня. Предлагает поздороваться с ними.

Предлагает вос-ам определить кто же из них мальчик, а кто девочка. Определить во что они должны быть одеты, их различия с помощью картинок с изображением одежды.

Физ. минутка: Пальчиковая гимнастика «Семья»

Обращает внимание вос-ов на большую коробку с перемешенными игрушками и предлагает разложить по разным коробкам игрушки для девочек и игрушки для мальчиков.

Благодарит вос-ов и задает вопросы:

— вам понравилось занятие?

— в какие игры вы играли?

— что больше всего понравилось?

— что нового вы узнали?

Здороваются с гостями.

Здороваются с куклами Машей и Ваней.

Определяют кто из кукол мальчик, а кто девочка и чем они отличаются.

Выполняют физ.минутку.

Раскладывают игрушки по коробкам: для мальчиков и девочек.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Умеют здороваться с гостями.

Умеют различать кукол мальчика и девочку и их различия.

Умеют различать игрушки девочек и мальчиков.

Умеют отвечать на вопросы воспитателя.

Консультация для родителей

на тему:

«Гендерное воспитание ребенка в семье».

В работе детских садов все чаще стало появляться понятие «Гендерный подход в воспитании». В связи с новыми требованиями к образовательной программе  формирование гендерной принадлежности – одна из задач, стоящих перед современными педагогами.

Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.  

Научно доказано, что в возрасте 2-3 лет ребенок начинает понимать, к какому полу он относится,  что он либо мальчик, либо девочка и обозначает себя соответствующим образом.

В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Дети понимают, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами, и эта принадлежность к полу не измениться.

При обучении и воспитании детей  важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах,  в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

Психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит:

  • От отношения родителей к ребенку
  • От характера родительских установок
  • От привязанности матери к ребенку
  • От привязанности ребенка к матери
  • От роли отца в воспитании ребенка

Несомненно, для развития личности ребенка необходима здоровая психологическая атмосфера в семье.

Доказано, что у девочек и мальчиков разные потребности и особенности развития. Следовательно, воспитывать мальчиков и девочек, руководствуясь одинаковыми принципами воспитания, нельзя.

Естественно, что для каждого ребенка, независимо от его пола, самой основной потребностью является любовь родителей, выражающаяся в доверии и заботе. И доверие, и забота необходимы как мальчикам, так и девочкам, однако здесь следует учесть, что девочки в любом возрасте больше нуждаются в заботе, мальчики же, в свою очередь, в доверии со стороны родителей.

Мальчики с самого раннего возраста проявляют самостоятельность, так как маленькому мужчине очень приятно осознавать, что он что-то делает сам, без помощи мамы. Так, если вы предложите ребенку свою помощь в каком-либо деле, мальчик, скорее всего, начнет протестовать. А девочка, наоборот, принимая помощь подобного рода, будет чувствовать, что ее любят.

Ошибки воспитания

Многие родители допускают в воспитании ребенка ошибки, что может самым негативным образом отразиться на характере малыша.

Так, если вы проявляете чрезмерную заботу о мальчике, он может истолковать ваше поведение, таким образом, будто вы не верите, что он может что-то осуществить самостоятельно. Это понижает самооценку мальчика, препятствует его успешности в будущем.

Если же вы даете очень много свободы своей дочери, недостаточно заботитесь о ней, стремясь развить в ребенке самостоятельность, она может подумать, что вы просто ее не любите и отталкиваете от себя. А это, согласитесь, также не очень хорошо для эмоционального благополучия ребенка.

Таким образом, родителям следует понять, что мальчику необходима некоторая свобода действий, так у него формируется самостоятельность, чувство ответственности за собственные поступки. Девочка же нуждается в заботе и внимании, так она будет ощущать себя любимой.

Некоторые родители отрицают, что воспитывают своих сыновей и дочерей неодинаково, между тем это не так. Различия в воспитании наблюдаются в самом раннем возрасте. Особенно неодинаково к детям разного пола относятся отцы. Папа может мало общаться с ребенком на первом году его жизни, предоставляя заботы о малыше маме, а по мере взросления ребенка он более охотно и часто занимается с сыном, нежели с дочерью.

Пример родителей

На воспитание мальчиков и девочек огромное влияние оказывает пример их родителей. Если в одной семье мама ласкова и внимательна ко всем членам семьи, стремится создать уют в доме, скорее всего, дочь последует ее примеру. Для сына же важнее личный пример отца.

Кроме того, на характер ребенка оказывает влияние и поведение родителя противоположного пола. Например, женственность мамы способствует формированию мужских черт характера у сына, и наоборот.

Я хочу предложить Вам небольшую игру. Разделимся на 3 группы (группа родителей девочек, группа родителей мальчиков и  группа родителей имеющих оба пола детей — эксперты).

Постарайтесь определить, какие из характеристик подходят к мальчикам, а какие – девочкам:

Нежность        

Ласковость

Мужественность

Застенчивость

Смелость

Находчивость

Отзывчивость

Забота

Решительность

Стеснительность

Красота

Стремление помочь.

Как видите, и мальчики, и девочки могут быть как застенчивыми, так и смелыми и решительными. Не стоит забывать об этом, но и нельзя не отметить особенности психики мальчиков и девочек, исходя из психофизиологических особенностей мальчиков и девочек, можно вывести некоторые советы.

  • Необходимо у мальчиков развивать мелкую моторику, для этого используйте соответствующие игры, конструктор с мелкими деталями; у девочек – крупную, для чего подойдут игры с мячом, подвижные игры.
  • Мальчикам необходимо разъяснять задачу, проблемную ситуацию, давать указания не менее чем в течение минуты, прежде чем они приступят к работе.
  • Используйте различные головоломки для девочек.
  • Дайте мальчикам возможность выражать свои чувства и только потом обсуждайте их с ними.
  • Хвалите мальчиков за подвижность, энергичность, активность. Старайтесь переключать эти особенности на трудовую деятельность, помощь другим детям, усложняйте проблемные ситуации и поисковые задачи.
  • Хвалите девочек и мальчиков чаще, особенно за хорошо выполненные действия. Держите под рукой фотоаппарат и фотографируйте ребенка, успешно реализующего задачи. Этот прием поможет детям  обоих полов гордиться своими достижениями, повысить мотивацию успешного решения задач.

Консультация для родителей

на тему: «Гендерное воспитание детей».

Уважаемые родители! Что Вы знаете о формировании гендерной принадлежности у детей?

Как воспитать сына, чтобы он стал настоящим мужчиной?
Как воспитать дочку, чтобы она стала истинной женщиной?
Почему среди мальчишек так много «трудных»?
Почему с девочками взрослым обычно проще и удобнее?

В Вашей семье растет девочка

   Девочки: В непривычной обстановке теряются, с трудом находят себе занятия. Реже проявляют инициативу в общении со сверстниками. Без помощи и поддержки взрослого их деятельность носит деструктивный характер. Очень нуждаются в эмоциональной поддержке. Виды деятельности однообразны. Ведут себя организовано. Более чувствительны, чем мальчики, к межличностным отношениям. Придают им большое значение. Тоньше реагируют на нормы, принятые в социальной группе. Стараются следовать образцу поведения. Болезненно переживают допущенные нарушения. Нередко спорят между собой, однако, в отличие от мальчиков, в случаях конфликта или затруднения больше склонны апеллировать к старшим. Чаще обращаются к взрослым с жалобами, в результате чего воспринимаются ими в роли пострадавших (что не всегда справедливо).

Вы воспитываете мальчика

   Мальчики: хорошо ориентируются в новой, непривычной обстановке. И, как правило, и здесь, сохраняют свою деловитость: их деятельность носит конструктивный характер. Легче приспосабливаются к обстоятельствам, находят свое место при различных переменах, легче «вписываются» в новую обстановку. Более активны, хотят руководить, вести за собой, Вопросы взаимоотношений с окружающими занимают в их жизни небольшое место. Им важнее что-то делать вместе, чем просто общаться. Проще относятся к требованиям выполнять правила общения, Не особенно чувствительны к нарушениям, допускаемыми ми самими или другими детьми. Часто спорят друг с другом, но обычно предпочитают самими разобраться в конфликте. За редким исключением не склонны прибегать к взрослому как к арбитру. Редко жалуются родителям и, воспитателям. Предпочитают независимость, Часто в глазах старших оказываются в роли зачинщиков ссоры.

Родителям на заметку!

* Родители должны достигать полного взаимопонимания во всех, как важных, так и незначительных вопросах воспитания детей. Они должны быть искренними и систематически обсуждать между собой все вопросы, относящиеся к воспитанию детей, к стимулированию их физического и духовного развития.
* Единство мыслей и взглядов – один из важнейших приоритетов счастливой жизни.
* Слова и дела родителей – пример для ребёнка.
* Родители правильно поступают, если они (независимо от того, хотели они мальчика или девочку) высказывают своего недовольства полом ребёнка, так как за счёт этого обеспечивается гармоничное врастание ребёнка в его половую роль в качестве мужчины или женщины.
* Родители – разбудите в ребёнке интерес получать соответствующую информацию, и не забудьте про свою систему ценностей, если она у вас есть. Дети нуждаются в руководстве и одобряют разумные ограничения.
* Постарайтесь вести беседу в самой естественной манере, как при обсуждении любой другой темы.
* Избегайте длинных поучительных лекций по половым вопросам. Вам может потребоваться четверть часа, чтобы изложить всё, что вы считаете нужным. Однако ребёнок не может оставаться внимательным так долго – ему хочется задавать вопросы и получать конкретные короткие ответы.
* Следует избегать приукрашивающих действительность, расплывчатых и неточных выражений при ответе на вопросы.
* Позаботьтесь, чтобы ваш рассказ не ограничивался одними биологическими фактами, – ребёнку захочется узнать о вашем к ним отношении, переживаниях

nsportal.ru

Проект (средняя группа) на тему: Проект по гендерному воспитанию

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

«Детский сад № 445  комбинированного вида»

Проект по гендерному воспитанию детей в младшей группе «Фантазеры»
Тема: «Я- мальчик, я — девочка»

Подготовила: Казакова Е.Н.

Актуальность проекта

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, разрушают представления о различии мужского и женского пола. Распределение ролей в семье перестали идентифицироваться с половой пренадлежностью. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.

Как известно в детстве происходит становление образа Я мальчика (девочки) и приобретения им (ею) полоролевого опыта как пространства, где ребенок открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т. д.)

Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игровая деятельность. Благодаря игре формируется система потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения характерных для того или иного пола, который протекает под влиянием окружающих взрослых и сверстников.

Мальчик и девочка – два разных мира. Если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти задачи.

  • Срок реализации: сентябрь-декабрь 2016 года
  • Вид проекта: информационный.
  • Тип проекта: познавательно-исследовательский.
  • Состав участников: дети группы №8
  • Взаимодействие: воспитатель, дети 3-4 лет.

Результат проекта: «Мы такие разные» — папка передвижка, открытое мероприятие.

Цель проекта:
Создать условия для благоприятного протекания процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек среднего дошкольного возраста.

 

Задачи проекта:

• Способствовать развитию нравственно-волевых качеств, характерных для мальчиков и девочек.

• Организовать специальную предметно-развивающую среду для детей младшего дошкольного возраста с учетом гендерных аспектов.

• Воспитывать дружеское, толерантное отношение к противоположному полу.

• Воспитывать любовь и уважение к своей половой пренадлежности

 • Развивать коммуникативные навыки детей

• Формировать культуру поведения

• Обогащать знания родителей

Этапы проекта:

  • Первый этап: целеполагание.
  • Второй этап: разработка и реализация проекта (Конспект занятия по гендерному воспитанию на тему: «Девочки и мальчики») .
  • Третий этап: заключительный (Создание папки передвижки «Мы такие разные») .

Работа воспитателей по поло-ролевой социализации дошкольников младшего дошкольного возраста будет эффективной при соблюдении следующих условий:

• ориентация мальчиков и девочек на осуществление игровых действий в соответствии со своим полом;

• регулирующая роль педагога в организации игровой деятельности детей;

• системность, последовательность и целенаправленное использование возможностей игры и художественной литературы в формировании у детей представлений об общем и различном у мужчин и женщин, прежде всего, в прическе, одежде, манере поведения, тоне речи, роде занятий.

Ожидаемый результат:

• определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность;

• осознание собственного Я – мальчика (девочки, развитие ребенка как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности (женственности) ;

• проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, повышение значимости семьи в своей жизни.

Предварительная работа:

  • Изучение литературы на данную тему
  • Разработка методического материала
  • Донести важность данного проекта
  • Перспективный план мероприятий

Интеграция образовательных областей.

Паутинка проекта:

Образовательная область «Познание»:

  •   Беседы на темы «Во что играют мальчики», « Во что играют девочки», Беседа с мальчиками «Мальчики защитники слабых»;
  •    Игра «Собери чемодан», «Во что играют девочки» «Во что играют мальчики», «Провести мам» «Профессии пап»
  • Рассматривание иллюстраций с изображением семьи;
  •  Беседа с девочками: «Девочки – мамины помощницы»;

Образовательная область «Физическая культура»:

  • Создание условий для подвижных игр
  • Пополнение уголка физкультуры

Образовательная область «Здоровье»:

  • Создание проблемной ситуации «Почему болеют родители»

Образовательная область «Чтение художественной литературы»:

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,

Русская сказка «Гуси-лебеди»,  «Крошечка – Хаврошечка»,«Морозко», «Рукодельница и Ленивица», «Иван – царевич», «Царевна – лягушка», «Финист – ясный сокол», «Илья Муромец» и др.

Образовательная область «Социализациально-коммуникативная»: 

  • Сюжетно-ролевые игры: «Кухня», «Семья», «Автомобильный парк», «Парикмахерская»
  • Игры «Ты самый, самый!», «Новое имя», «Мне нравится (не нравится) в себе»

Образовательная область «Труд»: 

  • Дежурство мальчиков и девочек

Образовательная область «Безопасность»:

  •  Беседы о правильном поведении в ДОУ
  • Беседы о силе мальчиков и хрупкости девочек
  • Беседы о безопасности с незнакомыми людьми

Образовательная область «Художественное творчество»: 

  • Рисование: раскраска для мальчиков, раскраска для девочек, «Семья»
  • Лепка: игрушки для мальчиков, игрушки для девочек
  • Конструирование: игрушки «Мальчик и девочка»

Работа с родителями:

  • Консультация для родителей: «Гендерное воспитание», «Воспитываю девочку», «Воспитываю мальчика»
  • Рассказ «Я и мой папа», «Я и моя мама»

Использованная литература: 

 Выготский Л. С. Психология искусства. – Ростов–на–Дону: Феникс, 1998. – 487 с

Щетинина А. М. Полоролевое развитие детей 3-7 лет: Методическое пособие. — Издательство: «ТЦ Сфера», 2010.

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие

nsportal.ru

Проект на тему: Проект «Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Шалинский детский сад «Тургай»

Пестречинского муниципального района

Республики Татарстан

ПРОЕКТ

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста


Краткая аннотация проекта

Реализация гендерного подхода в дошкольном образовании позволит по-новому взглянуть на воспитание детей разного пола, поможет по-новому конструировать их жизненные сценарии. Повышение гендерной культуры будет способствовать созданию системы гендерного просвещения от дошкольного — к начальному образованию, что обеспечит качественную  подготовку к школе, успешное формирование социализации дошкольника.   Цель данного проекта — повышение качества дошкольного образования  через модернизацию образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения на основе гендерного подхода.  Проект будет реализовываться через  внедрение форм, методов и технологий в систему воспитания и образования дошкольного образовательного учреждения, создание  предметно-развивающей среды. В проекте будет включено 10 педагогов, 5 групп детей дошкольного возраста, и члены их семей.

Постановка проблемы

Сегодня система развития образования находится в ситуации существенных изменений.

Основными документами, регламентирующими деятельность современного дошкольного образовательного учреждения, являются:

  1. Закон Российской Федерации об образовании.
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Дошкольное образование согласно Федеральному закону от 29.12.2012 №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации »направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей.

   Закон вводит федеральный государственный образовательный стандарт для дошкольного образования. Дошкольный стандарт предполагает  одно направление развитие ребенка – личностное. Особое внимание уделено ДОУ как институту социализации. В детских садах ребенок впервые сталкивается со взрослым ( воспитателем), с которым ему нужно выстраивать отношения. Главными  критериями нового стандарта дошкольного образования названы социализация и индивидуальное развитие ребенка. Понятие социализация – вхождение человека в общество – регулярно упоминается в важнейших разделах стандарта, во многих ключевых образовательных документах наших дней.

Одной из важнейших задач социализации личности дошкольников в условиях реализации ФГОС является воспитание гуманной, творческой личности, формирование бережного отношения к богатствам природы и общества. На успешное формирование социализации дошкольника в целом влияет также то, как ребёнок усвоит гендерную  культуру общества, или как пройдет его гендерная социализация.  Гендерное воспитание детей – одна из важнейших задач, стоящих перед родителями и детскими садами. Она основана на том, что восприятие окружающего мира существенно разнится у девочек и мальчиков дошкольного возраста. Да и мыслят дети по-разному. Благодаря разнообразным играм, которые в детсадах проводятся в рамках гендерного воспитания, дети со временем ассоциируют себя с конкретным полом. Однако не только в этом состоит суть гендерного воспитания в детском саду. Благодаря такому подходу, основанному на игровой форме, мальчики и девочки формируют представление о правилах поведения, характерных для мужчин и женщин. Дети с малых лет должны учиться правильному отношению и противоположному и к собственному полу, чему может помочь хорошо и разумно организованная система мер педагогического и медицинского характера. Именно гармоничное развитие ребенка сможет сформировать у него не только понимание детородной функции, но и воспитать ответственность за семью, в которой он живет и подрастает, за семью, которая у него будет, когда он будет взрослым человеком.

Проблема осуществления гендерного подхода к ребенку, начиная с первых лет жизни, является актуальной в контексте современной науки.

Цель проекта

Повышение качества дошкольного образования  через модернизацию образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения на основе гендерного подхода

 

Задачи

  1. Разработка  и  внедрение форм, методов и технологий гендерного воспитания в содержание образования и систему воспитания дошкольного образовательного учреждения

2. Разработка   системы работы с родителями  на основе гендерного подхода.

3.Совершенствование личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку на основе гендерного подхода, основанного на психических особенностях пола ребёнка, на развитии качеств мужественности и женственности, на воспитании уважительного отношения к детям противоположного пола и друг к другу, на подготовке детей к будущей семейной жизни, усвоению социальных ролей.

4. Повышение качества образовательного процесса, уровня профессиональной подготовки и творческого потенциала  педагогов дошкольного учреждения, способствующих гендерной социализации детей.

5. Расширение кругозора и увеличение объема знаний детей о содержании социальных ролей мужчины и женщины.

6. Создание комплекта методических материалов по результатам реализации проекта

Стратегия достижения поставленных целей

Реализация поставленных задач будет происходить в 3 этапа: организационный, внедренческий, обобщающий.

ЭТАП 1. Организационный — подготовка дошкольного учреждения к деятельности в новых условиях .

Этап включает реализацию следующих направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения:

-Выбор творческой группы по реализации проекта на заседании педагогического совета детского сада;

— Определение главного направления в реализации проекта через изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования в режиме самообразования и плана работы по повышению педагогического мастерства педагогов.

— Отбор диагностических методик для выявления уровня гендерной воспитанности и первичная диагностика состояния работы на начало работы через анкетирование родителей и педагогов.

— Определение педагогических условий реализации гендерного подхода в воспитании детей через мониторинг.

— Выявление дефицитов в деятельности ДОУ, совместное планирование мероприятий, анализ результатов деятельности на заседании круглого стола.

— Разработка алгоритма организации образовательной деятельности с учетом типов гендерных групп

        Основные методы исследования на данном этапе: анализ психолого-педагогической литературы, логический анализ генезиса проблемы, наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы, обобщение педагогического опыта по проблеме исследования.

ЭТАП 2. Внедренческий  внедрение и реализация проекта.

Данный этап включает следующие направления деятельности дошкольного образовательного учреждения:

— внедрение проекта  по гендерному воспитанию детей  дошкольного возраста,

— разработку и внедрение методического обеспечения.

— Организация предметно-развивающей среды в ДОУ

— Наработка практического материала по организации и проведению занятий, игр с детьми с учетом их гендерных особенностей

— Внедрение и апробация  в практику работы ДОУ форм и методов по реализации гендерного подхода в воспитании детей с участием родителей через показы открытых мероприятий

— Апробация алгоритма организации образовательной деятельности с учетом типов гендерных групп

— Составление банка диагностических методик

Методами исследования на втором этапе выступают анализ, наблюдение, беседа, моделирование, формирующий эксперимент, метод экспертных оценок

ЭТАП 3. Обобщающий- анализ и оценка результативности реализации  проекта.

Этап включает в себя реализацию следующих направлений деятельности:

— Обобщение опыта инновационной площадки  и  оценку эффективности реализации проекта на заседании круглого стола, семинаров-практикумов

-осуществление комплексной рефлексии проектной деятельности всеми участниками воспитательно-образовательного процесса

— Подготовка материалов проекта к публикации

— Оценка эффективности реализации проекта

Основные методы: наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент, анализ, интерпретация и обобщение продуктов изыскания.

РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Содержание деятельности

Срок реализации

Результат реализации

ЭТАП 1. Организационный (2016 г-2017 г)

1

Выбор творческой

группы по реализации проекта

Октябрь-ноябрь

Приказ о создании творческой группы по реализации проекта

2

Определение главного направления в реализации проекта через изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования в режиме самообразования и плана работы по повышению педагогического мастерства педагогов.

декабрь

Оценка соответствия содержания локальных актов требованиям федерального и регионального уровня

3

Первичная диагностика состояния работы на начало работы

январь

Аналитическая справка по анкетированию педагогов и родителей

4

Определение педагогических условий реализации гендерного подхода в воспитании детей.

февраль

Аналитическая справка оценки соответствия условий реализации гендерного подхода в воспитании детей

5

Отбор диагностических методик по теме исследования

Март-апрель

Выбор диагностического материала

6

Выбор форм работы по педагогическому просвещению родителей, по их активному привлечению к педагогическому процессу 

май

Разработка опросников, анкет, консультаций, планов работы с родителями по гендерному воспитанию детей

7

Разработка педагогами материалов организации работы (выявление дефицитов в деятельности ДОУ, совместное планирование мероприятий, анализ результатов)

Июнь-август

Разработка рекомендаций по организации гендерокомфотной предметно-развивающей среды в ДОУ

8

Разработка алгоритма организации образовательной деятельности с учетом типов гендерных групп

Июнь-август

Разработка рекомендаций

9

Отчет творческой

группы о работе за

прошедший период

сентябрь

Аналитическая справка

ЭТАП 2. Внедренческий (2017-2018 г.)

1

Разработка модели внедрения гендерного подхода в воспитательно-образовательный процесс.

Сентябрь-октябрь

Программа внедрения гендерного подхода в воспитательно-образовательный процесс

2

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ

В течение года

Создание условий и оформление необходимого материала, Конкурс педагогического мастерства

3

Апробация алгоритма организации образовательной деятельности с учетом типов гендерных групп

октябрь

Планы по организации ОД

4

Наработка практического материала по организации и проведению занятий, игр с детьми с учетом их гендерных особенностей

В течение года

Формирование банка с практическими материалами по организации и проведению занятий и игр

5

Внедрение   в практику работы ДОУ форм и методов по реализации гендерного подхода в воспитании детей с участием родителей.

Ноябрь 2017- август 2018

Методические рекомендации

6

Составление банка диагностических методик

В течение года

Методические рекомендации

ЭТАП 3. Обобщающий  (2018- 2019 г.)

1

Обобщение опыта инновационной площадки

В течение года

Формирование базы методических и дидактических материалов

Анализ внедрения

Проекта в практику работы

2

Проведение семинаров по распространению опыта по гендерной социализации дошкольников

В течение года

Распространение передового опыта

3

Оценка эффективности реализации.

педагогического проекта.

Апрель-май

Аналитическая справка по диагностированию

4

Подготовка материалов инновационной площадки к публикации

В течение года

Сборник методических рекомендаций

5

Оформление опыта работы по реализации гендерного подхода в воспитании детей

август

Отчет творческой группы

Ожидаемые результаты

При условии реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:

— формирование гендерно — ориентированного поведения детей, навыков гендерной идентичности и гендерной социализации, готовность к школе;

— Создание комплекта методических и диагностических материалов по результатам проекта

— распространение и внедрение результатов проекта в массовую практику;

-Повышение профессиональной компетентности  воспитателей, и администрации в вопросах гендерного подхода в воспитании

— Повышение компетентности  родителей в способах оказания поддержки и помощи своему ребенку в процессе развития.

-вовлечение родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников.

Оценка результатов

        Достоверность результатов проекта будет обеспечена внутренней согласованностью разработанного теоретического подхода и эмпирических процедур, адекватностью методов качественного и количественного анализа результатов.

        Средствами контроля станут:

-диагностика, включающая: анкетирование педагогов и родителей, тексты анкет на бумажных носителях, выявляющих степень удовлетворенности родителей проводимыми в детском саду инновационными преобразованиями, а также отдельных составляющих мотивации и творческой активности личности.

— Внутренняя экспертиза по отбору материалов сборника по результатам реализации проекта

Список литературы:

  1. Чекалина А.А. О формировании Я мальчика и девочки, мужчины и женщины // Мир психологии. – 2002. – № 2.
  2. Чекалина А.А. Гендерная психология. – М.: «Ось-89», 2006. – 256 с.
  3. Штылева Л.В. Основные понятия и важнейшие термины // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Ч. 1. – Мурманск, 2001. С. 77–87.
  4. Штылева Л.В. Оценка эффективности гендерного просвещения педагогов как социальной технологии изменения профессионального сознания // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Ч. 1. – Мурманск, 2001. − С. 58–67.
  5. Штылева Л.В., Пушкарева Н.Л. От теории к практике. Как мы можем это изменить? // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Ч. 1. – Мурманск, 2001.
  6. Ядов В.А. Социальная идентичность личности. − М., 1994.
  7. Колесов Д.В. Ролевая дифференциация пола у дошкольников // Вопросы психологии. − 1985. №3. − С. 146-152.
  8. Евтушенко И.Н. Условия гендерной социализации детей дошкольного возраста // Начальная школа: плюс до и после. – 2007. − № 5. – С. 64-67.

Приложение 1

АНКЕТА

Уважаемые коллеги!

Для совершенствования работы дошкольного учреждения по теме «Воспитание детей с учетом их полоролевых особенностей в процессе взаимодействия ДОУ и семьи» предлагаем Вам ответить на вопросы.

1.Ваше имя, должность, стаж работы _______________________________________________________________

2. Гендерное воспитание – это …_______________________________________________________________

_________________________________________________________________

3.Кто, по Вашему мнению, должен заниматься гендерным воспитанием детей (родители, воспитатели, учителя школы, друзья, специальные службы и др.)____________________________________________________

4.С какого возраста следует заниматься гендерным воспитанием детей? _________________________________________________________________

5. Какой вид обучения и воспитания в школе Вы считаете наиболее рациональным: раздельное (мальчики и девочки учатся в) или совместное?

__________________________________________________________________

6. Какой вид обучения и воспитания в ДОУ Вы считаете наиболее рациональным: раздельное (мальчики и девочки учатся разных учреждениях) или совместное?

__________________________________________________________________

7. Нужно ли , по Вашему мнению, проводить какие-либо виды деятельности в условиях ДОУ отдельно с мальчиками и отдельно с девочками? _________________________________________________________________

8.Испытываете ли Вы в работе затруднения, связанные с решением вопросов полового воспитания детей?_____________________________________________________________

9. Какие из перечисленных форм работы с родителями детей 5- 7 лет по вопросам гендерного воспитания Вы считаете наиболее эффективными (родительские собрания, индивидуальные или групповые консультации, беседы, наглядная агитация и др.)

__________________________________________________________________

10. Какие черты характеры следует формировать у девочек?

__________________________________________________________________

11. Какие черты характеры следует формировать у мальчиков?

__________________________________________________________________

12. Считаете ли Вы тему данного исследования актуальной и почему?

__________________________________________________________________

Благодарим за помощь!

Ваши ответы помогут нам разработать методические рекомендации для педагогов по вопросам гендерного воспитания детей.

nsportal.ru

Проект (старшая группа) на тему: Проект по гендерному воспитанию дошкольников. «Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой».

Педагогический проект по гендерному воспитанию дошкольников:

«Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой».

Проблема подготовки  детей к выполнению социальных ролей в обществе и семье, а также воспитания основ мужественности у мальчиков и женственности у девочек в эпоху кризиса семьи, как социального института, становится проблемой государственной значимости. Неумение супругов строить свои взаимоотношения, распределять семейно – бытовые обязанности, непонимание мужчинами женских идеалов, а женщинами – мужских – всё это, по мнению учёных и практиков, является причиной участившихся разводов, которые в свою очередь приводят к тому, что у детей, выросших в неполной семье, не формируются идеалы семейной жизни. Такие дети с раннего детства не ориентированы на прочную, долгую семейную жизнь, так как в их воспитании отсутствовали положительные примеры родителей.

Все эти данные заставляют нас, педагогов, ориентироваться на гендерное воспитание дошкольников. Гендерный подход в педагогике и образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, предполагающий, что различия в поведении и воспитании  мужчин и женщин определяется не столько их биологическими особенностями, сколько социально – культурными факторами.

Поэтому система работы была разработана мною в двух направлениях: работа с детьми и работа с родителями.

Определена основная цель:

Способствовать благоприятному протеканию гендерной социализации, формированию начал мужественности и женственности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста через разные виды детской деятельности.

Задачи:

  • Воспитывать женственность у девочек и мужественность у мальчиков;
  • Воспитывать эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей роли;
  • Воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и  девочками;
  • Расширять кругозор детей, воспитывать любознательность, увеличить объем знаний о профессиональной деятельности взрослых;
  • Формировать у детей понятия о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек, представление о дружбе.
  • Создание предметно – развивающей среды с учетом гендерных особенностей

Реализация задач предусматривала три этапа:

  1. Подготовительный
  2. Основной
  3. Результативный

На первом подготовительном этапе были поставлены следующие задачи:

  • Анализ состояния воспитательно-образовательного процесса в группе;
  • Выявление основных проблем в организации воспитательно-образовательного процесса по гендерному  воспитанию;
  • Педагогическое обследование;
  • Изучение методической литературы, передового педагогического опыта   по данной проблеме;
  • Создание предметно – развивающей среды;
  • Прогнозирование ожидаемых результатов;

Для определения уровня знания и умения детей по правильному пониманию роли мужчины и женщины в обществе,  я провела педагогическое обследование среди детей моей группы.

Результаты педагогического обследования свидетельствуют об отдельных, часто ошибочных знаниях о семье, выполняемых функциях мужчины и женщины, сына, дочери. Дети не знают о специфических видах деятельности (искусство, отдых, развлечение) разных членов семьи.

Дети знают о культуре общения со сверстниками своего и противоположного пола, но не используют знания в повседневной жизни. Не все дети способны к сочувствию. Чаще лишь по инициативе взрослого замечают состояния окружающих и реагируют на него.

На основании выше изложенного был сделан вывод о том, что необходима целенаправленная работа по  воспитанию и обучению детей с учетом гендерных особенностей в разных видах деятельности, уделяя особое внимание воспитанию предпосылок мужественности у мальчиков и женственности у девочек.  

Прогнозирование ожидаемых результатов:

 — повышение интеллектуальной и эмоциональной сферы ребенка    с                                                                                                       учетом   гендерных    особенностей;

-расширение    кругозора,   увеличение    объема    знаний о профессиональной деятельности взрослых      

-проявление   заботы   о  представителях противоположного   пола;

-расширение   словарного    запаса    слов;

-создание предметно-развивающей среды с учетом гендерных  особенностей;

-определение перспективы работы с воспитанниками.

Исследуя проблему  гендерного развития дошкольников, я задумалась о построении – соответствующей предметно развивающей среды для мальчиков и девочек. С этой целью мною была продумана рациональная и целесообразная расстановка мебели в группе с выделением различных зон и уголков:

  • Уголок мальчиков наполнен предметами мужского мира: машины, конструкторы, строительный материал, пилотки, каски, атрибуты для режиссерских игр (рыцари, солдаты, пушки)

«уголок мужской доблести» (рыцарские доспехи, военное обмундирование и оружие, фуражки, макеты парусников.)                  

Все это позволяет мальчикам проигрывать специфичные для их пола роли (военные, моряки, милиционеры и т.д.)

  • Уголок девочек наполнен предметами женского мира: коллекция кукол и наряды для них, зеркала, сумочки, цветы, шкатулки с бусами и пуговицами, швейные принадлежности, оборудования для вязания и вышивания, макеты игрушечных домиков.
  • Так же в группе есть мини – среда «Домашний очаг», де собраны все необходимые атрибуты домашнего обихода для игр «Семья», «Дочки – матери»
  • Уголок красоты — это закрытая ширмой пространство, где собраны все необходимые атрибуты для игр «Салон красоты», «Парикмахерская», «Дом мод» (зеркало, расчески, заколки, банты, сундук, который наполнен подручными материалами типа платков, отрезков ткани, шляп,  бус, перьев, шарфов, сумочек.) Здесь девочки могут переодеваться, делать прически, ухаживать за собой. Все это способствует формированию у девочек женских умений.
  • Вместе с детьми и родителями изготовили атрибуты к сюжетно – ролевым играм: «Салон красоты», «Пожарные», «Военные», «Рыцари», «Скорая помощь», «Ателье», «Спасатели»,  «Моряки», «Дочки — матери».
  • Оформлены игровые макеты как, для мальчиков, так и для девочек: «Рыцарский замок», «Автогородок», «Квартира», «Маленькая хозяюшка».

В группе создана театрально —  музыкальная зона, в которую вошла гримёрная с набором украшений, аксессуаров, предметов грима и костюмерную. Оформила альбом «Прически», дидактическую игру «Подбери одежду» с учетом мужской и женской специфики.                                      

В течение всего исследовательского периода предметно-развивающаяся среда пополнялась и обновлялась атрибутами для: сюжетно-ролевых, подвижных и дидактических игр. Организовались выставки, конкурсы детских работ и работ, выполненных совместно с родителями.

В родительском уголке была представлена информация для родителей в виде консультаций, памяток, рекомендаций, по теме гендерного воспитания. Анкетирование родителей с целью выявления уровня педагогической культуры по вопросам гендерного воспитания детей показала, что многие родители не знакомы с понятиями гендерного воспитания не имеют представления о значении гендерной социализации в жизни ребенка и об их роли в воспитании  детей старшего дошкольного возраста.

На втором основном этапе были поставлены следующие задачи:

  • Разработать перспективный план работы
  •  Расширить и пополнить предметно-развивающую среду: материалы, мебель, игрушки, атрибуты для игровой и театрализованной деятельности.
  • Изготовить наглядно дидактические пособия, игры, альбомы
  • Разработать конспекты занятий, бесед, с целью повышения уровня познавательной и социально – нравственной  деятельности
  • Проведение родительского собрания;
  • Беседы родителей с детьми из цикла «Встречи с интересными людьми»;
  • Подбор книг, иллюстративного и текстового материала по данной проблеме.

Для успешной реализации системы работы по гендерному воспитанию был составлен перспективный план проекта, который представляет собой логическую последовательность форм и методов работы с детьми. Он нацелен на развитие любознательности, как основы познавательной активности дошкольников, на становление коммуникативных способностей, на обеспечение охраны и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоционального благополучия каждого ребенка, его интеллектуальное развитие.

 Работа велась согласно перспективному планированию. Велись беседы о культуре общения с партнерами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности, вырабатывались навыки доброжелательного отношения друг с другом, умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера, умение понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола. Беседы проводились отдельно с мальчика в «Клубе настоящих мужчин» и с девочками «Секреты маленьких леди».

Для формирования представлений о мужественности и женственности я широко использовала устное народное творчество и художественную литературу.  Для воспитания положительных нравственных качеств личности у девочек и мальчиков весьма эффективно использовались произведения разных жанров: русские народные сказки, стихи, рассказы, сказки отечественных и зарубежных писателей.

В группе созданы условия для максимальной само реализации и раскрытия способностей девочек и мальчиков в игровой деятельности. Играя   мальчики учатся смелости, выдержке, умению преодолевать трудности.  Девочки учатся заботиться о  создании красоты, уюта, учатся быть внимательными, терпеливыми и нежными. Во все времена мальчики и       девочки  играли в свои «взрослые» игры, подражая отцам,  матерям, старшим братьям и сестрам, а также опираясь на знания, почерпнутые из наблюдений, книг, кинофильмов и рассказов взрослых. По такому принципу проводились игры в пожарных, милиционеров, военных, врачей. Особой популярностью у детей нашей группы пользуются игры в профессии. Мальчики любят играть  в пожарных, спасателей, военных, архитекторов. Девочки – медсестер, парикмахеров, моделей, дизайнеров. Объединившись в сюжетно – ролевых играх дети свободно общаются  друг с другом.

В группе мною введена ежемесячная форма работы с родителями: «Встречи с интересными людьми», которая стала групповой традицией и успешно реализует задачи формирования у детей понятия трудовая деятельность, положительного, созидательного отношения к миру. Совместно с детьми, родителями в группе создана предметно – игровая среда с учетом гендерного подхода, что повлияло на развитие игровой деятельности, взаимоотношений мальчиков и девочек. Родители принимали активное участие в различных конкурсах, при оформлении стенгазет, фотоальбомов. Была организована выставка поделок, созданных детьми совместно с родителями.

Результативность опыта:

  • Расширился кругозор детей.
  • Увеличился объём знаний о профессиональной деятельности взрослых.
  • Повысился интерес к близким людям и ровесникам, их взаимоотношениям.
  • Дошкольники научились понимать различия между мальчиками и девочками.
  • Мальчики стали проявлять заботу о девочках, помогать им, приглашать их в свои «мужские игры».
  • Мальчики стали проявлять большую активность в организации и проведении игр военного и патриотического содержания.
  • Девочки научились видеть и оценивать хорошие поступки мальчиков и положительные черты их характера.
  • Девочки стали более заботливыми, отзывчивыми, нежными, аккуратными и у них появилось стремление к красоте.
  • У детей сформировались эмоционально – положительные отношение к выполнению будущей социальной роли.
  • Выросла культура общения между мальчиками и девочками.

Заключение. Чтобы наши дети лучше понимали нас, необходимо разговаривать с мальчиком и девочкой по-разному. Так, не будем ломать индивидуальность ребёнка, а будем учитывать её, подстраиваться под неё, следовать её логике развития, то есть понимать способ мышления ребенка. Тогда наши дети будут вырастать со здоровой психикой, у них будет меньше капризов и слёз. В организации такого воспитания, очевидно, и заключается талант педагога.

nsportal.ru

Проект по гендерному воспитанию 2


государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа пос. Пензено муниципального района Большечерниговский Самарской области структурное подразделение детский сад «Улыбка»
Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста
(проект в старшей группе)
Воспитатель: Богачёва Е.Н.
Вид проекта
Разработанный проект «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста» сочетает в себе образовательные возможности и учебного проекта, и проекта, направленного на воспитание гармонично развитой личности с устойчивой системой социальных и нравственных качеств. Поэтому вид педагогического проекта можно определить как исследовательско-творческий.
Цель  проекта
Формирование гендерной идентичности у детей в условиях ДОО.
Задачи  проекта
     1. Сформировать у детей представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу.
     2. Сформировать навыки и умения поведения, выработать отношения детей к понятиям красоты, любви,  доброжелательных отношений между мальчиками и девочками.
     3. Создание предметно-развивающего пространства в группе, способствующего формированию гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольника.
     4. Привлечь родителей к активному участию в проекте по гендерному воспитанию детей.
Срок реализации  проекта
Срок реализации проекта: __________________.
Программа реализации педагогического проекта предполагает поэтапное выполнение работы:
I этап – подготовка дошкольного учреждения к деятельности в новых условиях. Этап включает реализацию следующих направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения: создание предметно-развивающей среды для реализации педагогического проекта, отбор диагностических методик для выявления уровня гендерной воспитанности, создание методических условий для реализации гендерного воспитания в условиях ДОО.
II этап – внедрение и реализация педагогиче

educontest.net

Проект по гендерному воспитанию | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

Педагогический проект по гендерному воспитанию дошкольников:
«Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой».

Проблема подготовки детей к выполнению социальных ролей в обществе и семье, а также воспитания основ мужественности у мальчиков и женственности у девочек в эпоху кризиса семьи, как социального института, становится проблемой государственной значимости. Неумение супругов строить свои взаимоотношения, распределять семейно – бытовые обязанности, непонимание мужчинами женских идеалов, а женщинами – мужских – всё это, по мнению учёных и практиков, является причиной участившихся разводов, которые в свою очередь приводят к тому, что у детей, выросших в неполной семье, не формируются идеалы семейной жизни. Такие дети с раннего детства не ориентированы на прочную, долгую семейную жизнь, так как в их воспитании отсутствовали положительные примеры родителей.

Все эти данные заставляют нас, педагогов, ориентироваться на гендерное воспитание дошкольников. Гендерный подход в педагогике и образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, предполагающий, что различия в поведении и воспитании мужчин и женщин определяется не столько их биологическими особенностями, сколько социально – культурными факторами.
Поэтому система работы была разработана мною в двух направлениях: работа с детьми и работа с родителями.
Определена основная цель:
Способствовать благоприятному протеканию гендерной социализации, формированию начал мужественности и женственности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста через разные виды детской деятельности.
Задачи:
Воспитывать женственность у девочек и мужественность у мальчиков;
Воспитывать эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей роли;
Воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками;
Расширять кругозор детей, воспитывать любознательность, увеличить объем знаний о профессиональной деятельности взрослых;
Формировать у детей понятия о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек, представление о д

educontest.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *