cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Презентация первобытные охотники и собиратели: Презентация по истории на тему «Первобытные собиратели и охотники» (5 класс)

Первобытные охотники и собиратели презентация, доклад

Слайд 1
Текст слайда:

Первобытные охотники и собиратели

Тесты
Составила: Гилева Н.Н., учитель истории
МБОУ «СОШ №9 г. Лесосибирска Красноярского края»


Слайд 2
Текст слайда:

1. Укажите главное занятие древнейших людей:

Ремесло
Собирательство
Земледелие
Скотоводство


Слайд 3
Текст слайда:

2. Укажите главное отличие древнейших людей от животных:

Внешний облик
Умение изготовлять орудия труда
Физическая сила
Приспособление к природным условиям


Слайд 4
Текст слайда:

3. Укажите, что называется человеческим стадом:

Объединение родовых общин
Коллектив древнейших людей
Все древнейшие люди
Постоянная группа крупных обезьян


Слайд 5
Текст слайда:

4. Укажите, что научился использовать «человек разумный» в отличие от древнейшего человека:

Палку-копалку
Копье
Дубину
Заостренный камень


Слайд 6
Текст слайда:

5. Укажите, что такое род:

Постоянный коллектив родственников
Человеческое стадо
Древнейшие люди, происходившие от общего предка
Все люди


Слайд 7
Текст слайда:

Загадки:

Назови это занятье,
когда целый день-деньской
плоды, ягоды, коренья –
что имеет вид съестной,
люди первые искали
стадом все потом съедали.


Слайд 8
Текст слайда:

собирательство


Слайд 9
Текст слайда:

Загадки:

2) Это предки всех слонов,
но огромнее, лохмаче.
для охотников, тем паче,
нет желаннее добычи


Слайд 10
Текст слайда:

мамонт


Слайд 11
Текст слайда:

Загадки:

3) Это главное орудие
На многие века.
Оно сделано из дерева.
Но изменив слегка,
Охотники остроконечник
Привязали на наконечник.
И с тех пор для всех зверей
Нет оружия грозней.


Слайд 12
Текст слайда:

копье


Слайд 13
Текст слайда:

Загадки:

4) Человек пошел на лов,
Чтобы был большой улов.
И предмет он прихватил,
Что из кости смастерил.
Назови, что это было
И орудием служило.


Слайд 14
Текст слайда:

гарпун


Слайд 15
Текст слайда:

Загадки:

5) Из рода выбрали того,
Кто стар и мудр одновременно.
И выбрали его за то,
Что опыт свой готов отдать
Всем непременно.


Слайд 16
Текст слайда:

старейшина


Слайд 17
Текст слайда:

Задача:

В пещере Тешик-Таш во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10 тыс. обломков костей животных. Из общего количества костей удалось установить принадлежность 938. Из них лошади – 2, медведя – 2, горного козла – 767, леопард – 1. Определите главное занятие обитателей пещеры Тешик-Таш.


Слайд 18
Текст слайда:

охота


Скачать презентацию

Урок «Первобытные собиратели и охотники»

Материал опубликовала

2

#5 класс #История #Учебно-методические материалы #Презентация #Учитель-предметник #Школьное образование

Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*.DOC)

Размер файла: 23.66 Кбайт

Скачать
презентацию

Просмотреть
презентацию

Конкурсная работа

Всероссийский конкурс для педагогов коррекционных классов на лучшую методическую разработку урока с мультимедийной поддержкой

Сценарий урока истории в 5 классе (по ФГОС) для детей с ОВЗ ( III, IVвида)

 

Тема урока: «Первобытные собиратели и охотники»

Цель урока: составить представление о расселении древнейшего человека, описать портрет древнейшего человека, рассказать, чем занимается, какими орудиями  труда пользовался.

/data/files/f1524408410.pptx (Тема урока: «Первобытные собиратели и охотники»)

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Планируемые результаты:

Личностные   воспитание интереса к истории  как науки, воспитание чувства уважения к собеседнику и его мнению; развитие сотрудничества при работе в парах;

Метапредметные  развитие речевых умений ; формирование умений сравнивать и обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Предметные  развитие умений работать с учебником, рельефной картой и лентой времени (брайль и веревочной ) , овладение понятиями собирательства, стадо, родовая, люди разумные, первобытные люди, человеческое стадо.

Методы обучения: проблемный, объяснительно-иллюстративный эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, индивидуальные карточки  с заданием для самостоятельной работы, рельефная карта, макеты животных ,веревочная «лента времени» , рабочая тетрадь .

Основные понятия,  изучаемые  на уроке: собирательство, стадо, родовая, люди разумные, колдовской обряд, верования, душа, религия, первобытные люди.  

Технологическая карта

п/п

Этап

УУД

Деятельность

ЭОР

Время

(в мин)

Учитель

Ученик

1

Оргмомент

Уметь организовываться к работе

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организация рабочего пространства на поверхности стола.

 

1

2

Проверка домашнего задания

Уметь оценить  выполненные задания

Организует отчёт учащихся

Взаимная проверка в парах

 

2

3

Актуализация опорных знаний

Уметь работать с рельефной картой, лентой времени, осуществлять контроль результатов, загадочные письмена.

На экране записаны понятия: история, археология, нумизматика, геральдика, герб, флаг, гимн,

— Обратите внимание на записи, сделанные на экране.

— Самостоятельно составить задачи по ленте времени понятиями по группам.

-Для  проверки результатов к задней доске идут работать два ученика: один работает по Гебольду а другой по Брайлю

Поочерёдно придумывают вопрос к понятиям и составляют предложения, записывая в тетрадь. Сравнивают результат, работая в парах.

Презентация

7

4

 Создание проблемной ситуации

Умение строить поиск решения, анализировать результаты

Предлагает по описанию двух рисунков сравнить древнейшего человека и разумного человека; сравнить рисунки на странице на стр. 8 и 9 ( для незрячих предлагается рельефное изображение) и проанализировать, найти сходства и различия, сделать вывод.

Выполняют задания, перечисляя внешние отличия и сходства древнейшего человека и разумного, пытаются сделать вывод причинам такого изменения.

Учебник с 8-9

Слайд презентации, рельефное изображение

2

5

Мотивация

Умение ставить учебные цели

Организует обсуждение возникших затруднений. Корректировка цели и задач урока

Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем

 

2

6

Изучение нового материала

Работать с новой информацией, умение самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы,

учиться грамотно использовать в речи новые термины

Путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника

Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют новые понятия, сверяют свои формулировки

Учебник с11-19

10

7

Зарядка для глаз

Формирование ответственного отношения к своему здоровью

Использует музыкальную презентацию

Индивидуальная программа ( зрительная зарядка)

Презентация

2

8

Первичное применение нового знания

Формирование  умения смыслового чтения, организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля

Организует работу по закреплению первичных знаний.

Организует работу по учебнику страница 10-11.Фронтальный опрос.

Самостоятельно выполняют задания, предложенные на слайдах, делают записи в тетради, осуществляют самопроверку по слайдам

Отвечают на вопрос №3 страница 11.

Слайды презентации

3

1

9

Самостоятельная работа в парах

Умение работать  в парах, оценивать результаты, оказывать и принимать помощь

Организует работу в парах по рабочим тетрадям страница : задание №2 вписать недостающие слова; задание №3 отметить на ленте времени ;

Самостоятельно выполняют задание в рабочим тетрадям . Взаимо- помощь и проверка задания в новой паре, обмениваясь тетрадями.

Рельефная карта

«Африка», веревочная «Лента времени»

6

10

Коллективная работа с доской

Умение работать по настенной карте, применять полученные знания.

Организует работу по коррекции знаний с картой презентации, повторяя знания по природоведению. Раздаются модели животных Первобытной эпохи .

Показать материк, на котором археологи нашли кости и орудия труда древнейших людей; отметить наиболее древние стоянки человека и его предков.

Рельефная карта и карта презентации «Территория расселения древнейших людей». Модели животных

5

12

Итог урока

Осуществлять познавательную рефлексию

Подводит итог урока, организует работу по рабочей тетради

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям

Задание №12 реши кроссворд

2

13

Инструктаж домашнего задания

 

Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж; пункт 1-3 с. 8-17

Задают вопросы по тексту заданий

 

2

  Все иллюстрации проговариваются и алгоритм работы с картой и рельефными изображениями, макетами. Проговаривается, уточняется правильность зрительного восприятия ( форм, цвета, размера) . При необходимости корректируется .

Опубликовано


Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.

Охотники-собиратели: Образ жизни и культура

Введение

История мира в одном из своих аспектов — это история технологий и их влияния на общество. Эта история начинается с людей как охотников-собирателей.

До появления земледелия все люди добывали себе пищу, собирая орехи, ягоды и насекомых, охотясь на диких животных, крупных и мелких, и ловя рыбу.

Несколько племен охотников-собирателей сохранились до наших дней, но мир охотников-собирателей, в котором большинство древних людей вели этот образ жизни, давно ушел. Он исчез в течение тысячелетий после 10 000 г. до н.э., когда земледелие и скотоводство постепенно распространились по всему миру.

 Группы охотников-собирателей

Древние охотники-собиратели жили небольшими группами, обычно состоявшими из десяти или двенадцати взрослых плюс дети. Они регулярно перемещались в поисках орехов, ягод и других растений (которые обычно давали им большую часть пищи) и преследовали диких животных, на которых самцы охотились ради мяса.

У каждой группы была большая «территория», по которой она бродила — большая, потому что лишь небольшая часть растений в любой данной среде была пригодна для употребления в пищу людьми, и они плодоносили в разное время года, что означало большую площадь земли была необходима для удовлетворения потребностей в продуктах питания небольшого числа людей. На территории группы были постоянные места, где она останавливалась на время. Это могут быть пещеры или участки на возвышенности или ровной поверхности, дающие им хороший круговой обзор приближающихся животных (и враждебных соседей), и где они могут построить временный лагерь.

Клан

Эти семейные группы принадлежали к более крупным «кланам» от 50 до 100 взрослых, разбросанных по большой территории и члены которых считали себя «народом», происходящим от общего предка. Родство имело решающее значение. Это больше, чем что-либо другое, придало им индивидуальность и определило их место в мире. Более того, оно говорило им, кто их друзья и союзники, и регулировало, с кем они могли или не могли вступать в брак (инцест, хотя и определяемый по-разному на полях, был всеобщим табу, но браки вне клана также были ограничены). Мифы дали им свое мировоззрение — как родилась Вселенная, как появились люди и т. д. — и есть явные доказательства духовных верований и даже веры в некую жизнь после смерти.

Общество охотников-собирателей

В кланах вполне могли быть люди, особо почитаемые за их мудрость и рассудительность или даже наделенные особой магической силой; но крайне маловероятно, чтобы кто-либо обладал значительной властью над какой-либо группой, большей, чем семейная группа. В таких обществах не было ни королей, ни вождей. Более того, образ жизни охотников-собирателей запрещал одним людям накапливать больше богатства, чем другим. Для начала просто не было необходимого изобилия пищи для создания излишков. Более того, коллективный характер охоты и собирательства, а также зависимость членов группы друг от друга означали, что ни один человек не мог получить непропорционально большую долю пищи. В результате все члены группы делились более или менее поровну.

Это равенство с точки зрения материального благосостояния вполне могло быть отражено в равенстве статуса между мужчинами и женщинами. По крайней мере, в современных обществах охотников-собирателей женщины, как правило, занимают более уважаемое место, чем обычно в традиционных фермерских сообществах. Возможно, это отражение того факта, что как собиратели, а не охотники, женщины обеспечивали большую часть пищевых потребностей группы.

Религия

Религиозные обряды охотников-собирателей должны были сильно различаться от группы к группе. Анимистические верования (в которых многие черты природной среды пропитаны духами) были, вероятно, распространены и поклонялись предкам. Следует подчеркнуть, что понятие «религия» как отдельный элемент жизни и культуры было бы чуждо нашим предкам-охотникам-собирателям: для них духовное измерение пронизывало все действия и все вещи.

В обеих этих религиозных традициях участвуют шаманы. Шаманы, возможно, были самыми уважаемыми фигурами в обществе охотников-собирателей. Их сфера деятельности вышла бы далеко за рамки того, что мы считаем религиозной; они были бы целителями, судьями, возможно, даже законодателями и военачальниками.

Технологии

К 10 000 г. до н.э. у людей был целый ряд технологий, которые помогали им в использовании окружающей среды. Самым фундаментальным из них была способность разводить и поддерживать огонь. Огонь играл важную роль в мифологиях более поздних обществ — греки рассказывали историю о Прометее, великом благодетеле человечества, похитившем огонь у богов. Это говорит о том, что люди относились к этой способности с большим почтением, но с оттенком страха.

Огонь, безусловно, имел огромное значение для их жизни. Это дало им тепло и свет, расширив их географическую среду обитания до более холодных широт, а также до темных мест, таких как пещеры. Это позволяло им продолжать совместную жизнь после наступления темноты и, следовательно, укрепляло их способность рассказывать истории у очага — ключевой элемент человеческой культуры. Огонь позволял людям готовить пищу, тем самым расширяя их источник питания за счет менее удобоваримых или вкусных растений. Его также использовали для упрочнения деревянных копий, что позволяло убивать более крупных животных.

Охотники-собиратели 10 000 г. до н.э. использовали камень, дерево, кости и рога для изготовления оружия и орудий. Некоторые группы практиковали примитивную добычу полезных ископаемых или, точнее, добычу кремня, рытье неглубоких ям и траншей.

Люди носили одежду из шкур животных, которую сшивали костяными иглами сложной формы. Они освоили использование шнуров и нитей, сделанных из растительных материалов, которые помогали им шить одежду, а также корзины. Они плели корзины, чтобы носить в них вещи.

Их вооружение включало копья, луки и стрелы, а также гарпуны. Это последнее сделало пищевые ресурсы озер, рек и берегов доступными для них, и действительно прибрежные народы отваживались выходить в море на небольшие лодки, сделанные из тростника или бревен. Они уже одомашнили один вид животных, собак (вероятно, около 15 000 лет до н. э.), которых использовали для охоты.

В некоторых обществах за 10 000 лет до н. э. уже существовали особые стили искусства. Они варьировались от грубых узоров на их оружии и инструментах до лепных глиняных фигурок животных и женщин (предположительно, духов плодородия) до удивительной последовательности наскальных рисунков животных и таинственных символов, найденных на юго-западе Франции и севере Испании, датируемых 35 000 г. до н.э. до 9000 г. до н.э.

Воздействие образа жизни охотников-собирателей на окружающую среду было намного меньше, чем влияние сельского хозяйства, но это не значит, что его не существовало. Нежелательные растения были убраны, чтобы дать возможность вырасти более полезным растениям, а в некоторых случаях целые области очищаются от огня, чтобы позволить дичи процветать.

В нескольких излюбленных местах охотники-собиратели смогли основать постоянные деревни. Обычно они находились на побережье, где сообщества могли круглогодично использовать богатые морские ресурсы, а также наземные растения и животных. Известные примеры можно найти в древнем Китае, Японии и Северной Америке. Во всех этих областях могли развиваться довольно крупные общины с населением в несколько тысяч и более человек.

Оседлый образ жизни в таких поселениях предвосхитил образ жизни первых земледельцев. Действительно, здесь проявились некоторые черты земледельческих общин: самая ранняя керамика, найденная археологами, относится к культуре Дзёмон в Японии. Для большинства охотников-собирателей с их более подвижным образом жизни глиняные горшки были бы слишком тяжелыми и хрупкими для переноски.

Медленно меняющийся мир

В мире 10 000 лет до н.э. человек мог прожить всю свою жизнь, не встречая никого из другой группы или племени. Это означало, что идеи и методы распространялись очень медленно, и на преодоление больших расстояний уходили целые жизни. Это был мир, в котором изменения были незаметны. Но это не означало, что его не было.

Дальнейшее изучение

О развитии сельского хозяйства см. «Расцвет земледелия»

О древних кочевниках-скотоводах см. «Древние скотоводы» шумерская цивилизация см. Древняя Месопотамия

Охотник-собиратель | Определение, общества и факты

охотник-собиратель

Просмотреть все СМИ

Связанные темы:
культура Фолсом комплекс Комплекс Хлодвига

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

охотник-собиратель , также называемый собиратель , любое лицо, существование которого в основном зависит от диких продуктов. Примерно до 12 000–11 000 лет назад, когда в Юго-Западной Азии и Мезоамерике появились земледелие и одомашнивание животных, все народы были охотниками-собирателями. Их стратегии были очень разнообразны и в значительной степени зависели от местных условий; Стратегии кормодобывания включали охоту или отлов крупной дичи, охоту или отлов мелких животных, рыбалку, сбор моллюсков или насекомых, а также сбор продуктов из диких растений, таких как фрукты, овощи, клубни, семена и орехи. Большинство охотников-собирателей сочетают различные эти стратегии, чтобы обеспечить сбалансированную диету.

Многие культуры также сочетали собирательство с сельским хозяйством или животноводством. В доколумбовой Северной Америке, например, большинство индейцев Арктики, Субарктики, Северо-Западного побережья и Калифорнии полагались только на добычу пищи, но кочевые индейцы Равнин дополняли свою дикую пищу кукурузой (кукурузой), полученной от жителей Равнин, которые, как и индейцы Северо-Востока, сочетали охоту, собирательство и земледелие. Напротив, индейцы Юго-Запада и Мезоамерики были в основном земледельцами, которые дополняли свой рацион собирательством.

Еще из Британники

примитивная культура

Собирательство обычно требует обширных земель; было подсчитано, что люди, которые зависят от таких методов, должны иметь в наличии от 7 до 500 квадратных миль (от 18 до 1300 квадратных километров) земли на душу населения, в зависимости от местных условий окружающей среды. Постоянные деревни или города обычно возможны только там, где запасы продовольствия необычайно обильны и надежны; многочисленные реки и ручьи тихоокеанского северо-запада, например, позволили коренным американцам получить доступ к двум необычайно обильным диким ресурсам — желудям и рыбе, особенно лососю, — которые способствовали строительству больших постоянных деревень и позволили людям достичь более высокой плотности населения, чем если бы они полагались на наземных млекопитающих как на основную часть своего существования.

Такое изобилие встречается редко, и большинству групп собирателей приходится перемещаться всякий раз, когда местные запасы пищи начинают истощаться. В этих случаях имущество ограничивается тем, что можно перевезти из одного лагеря в другой. Поскольку жилье также необходимо перевозить или изготавливать на месте, оно обычно простое и состоит из хижин, палаток или навесов из растительных материалов или шкур животных. Социальные группы обязательно малы, потому что только ограниченное число людей может собираться вместе, не истощая быстро пищевые ресурсы местности. Такие группы обычно состоят либо из расширенных семей, либо из нескольких родственных семей, объединенных в группу. Индивидуальная группа, как правило, немногочисленна, обычно не более 30 человек, если они передвигаются пешком, или, возможно, 100 человек в группе с лошадьми или другими транспортными средствами. Однако каждая группа известна на обширной территории, потому что все жители данного региона обычно связаны друг с другом большой сетью родства и взаимности; часто эти большие группы собираются на короткий период каждый год.

Там, где практикуются как охота, так и собирательство, взрослые мужчины обычно охотятся на более крупную дичь, а женщины, их дети и внуки собирают стационарные продукты, такие как растения, моллюски и насекомые; матери-собирательницы обычно отлучают своих детей от груди в возрасте трех или четырех лет, и маленькие дети не обладают ни терпением, ни молчанием, необходимыми для выслеживания дичи. Однако ловля мелкой дичи и рыбы может быть осуществлена ​​любым относительно подвижным человеком, а методы, при которых группы загоняют млекопитающих, птиц и рыб в длинные сети или вольеры, на самом деле усиливаются шумом и движением детей.

Доля культур, которые полагаются исключительно на охоту и собирательство, со временем уменьшилась. Примерно к 1500 г. н.э. многие культуры Средней и Южной Америки, а также большинство народов Европы, Азии и Африки полагались на одомашненные источники пищи, хотя некоторые изолированные районы продолжали поддерживать постоянных собирателей. Напротив, Австралия и Америка в то время поддерживали многие общества охотников и собирателей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *