cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Презентация на тему основные темы лирики пушкина: Презентация «Основные темы и мотивы лирики А.С.Пушкина».

Содержание

Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина презентация, доклад

Слайд 1
Текст слайда:

Основные темы и мотивы лирики

Александра Сергеевича Пушкина


Слайд 2
Текст слайда:

Проблемный вопрос.

Чем актуальна лирика
А.С.Пушкина
в наши дни?


Слайд 3
Текст слайда:

Человек эпохи

Творчество Пушкина – уникальное явление. Вбирая в себя все предшествующие литературные эпохи, оно завершает процесс развития литературы своего времени и в то же время, создавая новый язык, рождая новые темы и жанры, стоит у истоков современной русской литературы, открывая дорогу в будущее.


Слайд 4
Текст слайда:

Лирика

Философская

Свободолюбивая

Любовная

Тема поэта и поэзии

О природе


Слайд 5
Текст слайда:

Философские мотивы в лирике Пушкина

Поиск опоры «самостоянья человека», идея домостроительства — важнейшие составляющие пушкинской философской лирики.

      Проблемы цели и смысла жизни, соотнесения бытия и личности, самопознания, места человека в мире, отношений с Богом и природой — центральные вопросы всей русской литературы. Их называют «вечными вопросами», потому что нельзя найти на них однозначного ответа, они всегда волновали и будут волновать людей. И это залог бессмертия человечества, потому что вечная жизнь духа — в этой неуспокоенности, в этой бесконечной жажде самопознания.

Философские мотивы


Слайд 6
Текст слайда:

Брожу ли я вдоль улиц шумных.

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдем под вечны своды —
И чей-нибудь уж близок час.
Гляжу ль на дуб уединенный,

Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов…

Стихотворение Пушкина «Брожу ли я вдоль
улиц шумных…» было написано 26 декабря
1829 года. Оно представляет собой
философское размышление над
тридцатилетним итогом жизни поэта.
В стихотворении мысль о неизбежности и
предначертанности смерти. Здесь жизнь
представляется переходом к чему-то вечному,
абсолютному и неизбежному.
Кажется, что первая строфа звучит заунывно.
Такая «заунывность» помогает погрузится в
атмосферу безысходности, неотвратимости
смерти. Мысли поэта устремлены лишь к
одному: «Мы все сойдем под вечны своды…»
Мысль о смерти нагнетается в стихотворении
постепенно, и в каждом следующем
выразительном образе чувствуется все
большая неизбежность кончины.
В стихотворении поэт передает движение.

Это движение поэтической мысли, путь к
вечности через смерть. Именно благодаря
наличию движения можно понять, какое
именно идейное содержание вкладывает поэт
в свое стихотворение.


Слайд 7
Текст слайда:

Воспоминания о Царском Селе

Свободолюбивая лирика


Слайд 8
Текст слайда:

Арион.

Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны веслы. В тишине
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный челн;
А я — беспечной веры полн, —
Пловцам я пел… Вдруг лоно волн
Измял с налету вихорь шумный…
Погиб и кормщик и пловец! —
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.

Стихотворение А.С. Пушкина «Арион» написано в 1827

году.
Герои стихотворения – пловцы, отправившиеся в
путешествие. У каждого на корабле своя работа:
«иные парус напрягали, иные дружно упирали вглубь
мощны весла…» Корабельщики дружно преодолевают
препятствия, их ведет «кормщик умный», а герой,
«беспечной веры полн», поет им, уверенный в том,
что его талант, его песни помогают пловцам в их
нелегкой работе. Лирический герой, доверчивый,
открытый, свободный, безусловно, очень близок
автору. Пушкин тоже «пел, беспечной веры полн», не
зная о готовящемся восстании, о замыслах его
руководителей, не зная о том, какое «плавание»
готовят его друзья.
Центральное событие стихотворения — «вихорь
шумный», разбивший корабль, унесший жизни и
кормщика, и пловцов. Это метафорическое
изображение восстания декабристов, его разгрома.
Для Пушкина события 1825 года были трагедией,
штормом, кораблекрушением. Так же, как и поэт,
Арион избежал гибели в шторме, он «на берег
выброшен грозою». Но эта случайность не сломала
героя, не заставила его отречься от друзей. «Я гимны
прежние пою» — в этих словах и верность декабристам,
и верность своим убеждениям, вере в справедливость.


Слайд 9
Текст слайда:

Гений чистой красоты

И сердце вновь горит и любит оттого, Что не любить оно не может …

Любовная лирика


Слайд 10
Текст слайда:

Сожженное письмо.

Прощай, письмо любви! прощай: она велела.
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет…
Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым

Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит… О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди…

Данное стихотворение было написано в 1825
году, в период ссылки Пушкина в село
Михайловское и посвящено Воронцовой.
Вечная тема любви разработана Пушкиным
Очень своеобразно. Он пишет о сожженном
письме, но на самом деле речь идет о сгоревшей
любви, а письмо является лишь способом
передачи переживаний лирического героя,
неким художественным символом.
Это стихотворение проникнуто болью и горечью
с самого начала. Настроение лирического героя
не равномерно. Едва успокоившись, он тут же

снова начинает страдать; это видно, благодаря
тому, что автор использует восклицательные
предложения и умолчание.
Переживания лирического героя читателю
помогают понять и многочисленные эпитеты:
«жадное пламя», «милый пепел», « бедная
отрада», «унылая судьба», «горестная грудь».
Пепел Пушкин неслучайно называет «милым», а
также «бедной отрадой», ведь это единственный
след, единственное воспоминание о сгоревшей
любви, без которой лирический герой не видит и
проблеска счастья в своей «унылой судьбе».


Слайд 11
Текст слайда:

он не учил людей, не проповедовал — он пробуждал «чувства добрые» в их душах, стремился дать людям мощный импульс к духовному самосовершенствованию, пробудить к жизни то доброе, что есть в каждой душе — единственное, к чему может и должно апеллировать искусство

Тема поэта и поэзии


Слайд 12
Текст слайда:

Поэт.

Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.

Стихотворение «Поэт» было написано в 1827
году, когда Пушкин начал все чаще
задумываться о своем предназначении.
Тема поэта и поэзии прошла через все
творчество Пушкина. Стихотворение «Поэт» в
этом плане не является исключением. В этом
стихотворении автор говорит о поэте как о
неземном существе, для которого обыденная
жизнь среди обычных людей – это оковы,
мешающие проснуться его душе.
Разделение стихотворения на две части как
нельзя лучше показывает изменение чувств
лирического героя. Первая часть – это
жизнь поэта без вдохновения, под гнетом
обыденности до прихода Музы.

А вторая часть – это период сотворения
поэтом чего-то нового. И тогда уже ничто в
целом мире не может сломить великую силу
поэта, его голос проникающий повсюду. Он как
бы становится выше всех людей, для него
исчезает все вокруг, и он остается один на
один со своим творчеством. Это и есть, по
мнению Пушкина, истинное счастье поэта.


Слайд 13
Текст слайда:

Тема

природы


Слайд 14
Текст слайда:

Зимнее утро.

…Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…

В лирике Пушкина видное место принадлежит стихотворению «Зимнее утро»,
написанному 3 декабря 1829 года в селе Павловском. Оно проникнуто солнечным
настроением, точно передает чувства, которые одолевали автора.
В произведении два героя: так называемый лирический герой, и та красавица,
которой посвящено само стихотворение, являющееся монологом лирического героя.
Именно эту красавицу автор называет «друг прелестный» и «друг милый».
Контрастное описание «нынче» и «вечор» занимает в стихотворении основное
место. Великолепие зимнего утра ощущается ещё острее по сравнению со вчерашней
бурей, которая описана так же точно.
Самый поэтичный пейзаж – во второй строфе, он насыщен сравнениями и
олицетворениями, хотя и вызывает печаль героини.
Третья строфа – зимний пейзаж. Картина, созданная поэтом, насыщена цветом: это

и голубой, и чёрный, и зелёный.
Чувство радости поэта растёт и требует движения, ему хочется навестить «поля
пустые».
По-моему, в последней строке лежит главный магнит произведения. Ведь всё
стихотворение это монолог человека, уговаривающего «друга милого» проснуться,
чтобы сразу отправиться к берегу, дорогому для поэта.


Слайд 15
Текст слайда:

Вывод

Пушкин вне времени, его поэзия искренняя,
завораживает легкостью изложения и глубиной
чувств. И как ни странно, находит отклик в
наших душах! Мы тоже можем так чувствовать
и любить, вот только выразить ТАК не можем.
Он писал о вечных, изначальных чертах
человека и общества. Антураж с веками
меняется, а сущность человеческой жизни
остается, поэтому творчество Пушкина будет
современным и актуальным всегда.


Основные мотивы лирики А.С.Пушкина — презентация онлайн

1. Основные мотивы лирики А.С.Пушкина

ОСНОВНЫЕ
МОТИВЫ ЛИРИКИ
А.С.ПУШКИНА

2. Патриотическая тема

ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ТЕМА
А. С. Пушкина с юных лет волновала тема России, ее
народа, славной истории.
Подлинный патриотизм для него был связан с борьбой за
свободу. Поэт призывает к самоотверженному служению
родной стране. Это главная идея стихотворений «К
Чаадаеву», «Деревня», оды «Вольность». В послании «К
Чаадаеву» Пушкин призывает своего друга бороться за
свободу России. Любовь к ней неразрывна с борьбой за ее
счастье:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Стихотворение «Деревня» с большой остротой поднимает
проблему уничтожения крепостного права, освобождения
страны от рабства.

3. Свободолюбивая лирика

СВОБОДОЛЮБИВАЯ ЛИРИКА
Мотивы вольности святой
1817 год – ода «Вольность»
1818 год – «К Чаадаеву»
1819 год – «Деревня»
Эпиграммы на царя, Аракчеева,
архимандрита
Южная ссылка

4. Свободолюбивая лирика

СВОБОДОЛЮБИВАЯ ЛИРИКА
Патриотическая тема перекликается с темой свободолюбия.
Идеи свободы Пушкин горячо воспринял еще в лицее.
Лицейские стихи Пушкина наполнены пафосом свободы.
Петербургский период творчества Пушкина особенно
насыщен вольнолюбивой лирикой. В оде «Вольность» поэт
выражает желание жертвенно служить идее освобождения
страны от рабства:
Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок.
Поэт обличает самодержавие, ненавидит тиранию и
призывает народ к восстанию:
Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!

5. Южная ссылка 1820 — 1824

ЮЖНАЯ ССЫЛКА
1820 — 1824
Романтический характер лирики
• 1820 год — « Погасло дневное светило »
• 1822 год — « Узник »
• 1824 год – «К морю»
• 1823 – 1824 годы — « Южные поэмы »:
«Кавказский пленник»
«Цыганы»
«Бахчисарайский фонтан»
Тема дружбы
«Пущину»,
«Гнедичу»
«Жуковскому»;
«19 октября 1825 г. »

7. Тема дружбы

ТЕМА ДРУЖБЫ
Тема дружбы – это любимая Пушкинская тема. Отношение к
дружбе менялось на протяжении всего творчества поэта.
В лицейские годы преобладает жанр — дружеские послания.
Многие стихи посвящены Пущину, Дельвигу, Чаадаеву,
Вяземскому. Дружба, по мнению Пушкина, — это братство, это
целый круг людей, близких по судьбе. С дружбой у него связаны
пиры и веселье: « Друзьям Богами вам ещё даны Златые дни,
златые ночи, И томных дев устремлены На вас внимательные очи.
Играйте, пойте, о друзья! Утратьте вечер скоротечный; И вашей
радости беспечной Сквозь слёзы улыбнуся я».
20-30-е г. «К Чаадаеву», «Дельвигу», «И.И.Пущину», «Во
глубине сибирских руд», «19 октября 1825». Дружба
понимается как высшая ценность. Он вспоминает о своих
друзьях, о времени, проведённом в Петербурге среди друзей,
связанных с декабристами. Дружба понимается Пушкиным, как
высшая ценность.
Дельвигу: Мы рождены, мой брат названный Под одинаковой
звездой. Киприда, Феб и Вакх румяный…
ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА
1825 год – «Я помню чудное мгновенье», «На холмах
Грузии…»
1826 год — “Признание”
1829 год — «Я вас любил»

9. Любовная лирика

ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА
Любовь у Пушкина — чувство многогранное: идеальное,
прекрасное в наивысшей силе его проявления, мимолетное
влечение, это радость и печаль, грусть и ревность, встречи
и расставания, а также это любовь человека, умудренного
жизнью.
Шедеврами пушкинской любовной лирики, в которых
говорит “язык сердца”, являются “Признание” (“Я вас
люблю — хоть я бешусь…”), “На холмах Грузии лежит
ночная мгла…”. Любовь в этом стихотворении предстает
как смысл жизни. Сердце дано человеку для того, чтобы
любить. Без любви нет жизни, нет вдохновения. Особой
проникновенностью отличаются стихотворения “Я вас
любил», “Я помню чудное мгновенье…”.
Все стихотворения Пушкина о любви говорят об одном: нет
несчастной любви, любовь – всегда огромное счастье. Это
богатство, которое человек хранит в душе всю жизнь.

10. Пейзажная лирика

ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА
1819
год — элегия «Деревня»
1825 год — «Зимний вечер»
1829 год — «Зимнее утро»
1833 год — «Осень»
1829 год — «Кавказ»

11. Пейзажная лирика

ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА
Пейзажная лирика Пушкина богата и разнообразна. Она
занимает важное место в творчестве поэта. Пушкин видел
природу душой, наслаждался ее вечной красотой и мудростью,
черпал в ней вдохновение и силы.
В ранней лирике Пушкин использовал пейзажные зарисовки
в качестве фона, на котором четче проступают разнообразные
чувства лирического героя.
В элегии «Деревня» пейзаж сельской местности напоминет
идиллию: «везде следы довольства и труда», везде царят мир,
покой, тишина. Далее картины природы создают резкий
контраст с содержанием третьей части, где автор обличает
несправедливость правящих классов.

12. Пейзажная лирика

ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА
Находясь в южной ссылке, Пушкин во многих своих
стихотворениях рисует пышную природу Крыма и Кавказа.
Часто образы природы даются как символы, отражающие
внутреннее состояние героя. Так, в стихотворении «К морю»
поэт воспевает «торжественную красу» моря, в которой он
черпает вдохновение.
К шедеврам пушкинской лирики относится стихотворение
«Осень». Поэт пишет о своем любимом времени года. Для
кого-то это «унылая пора», а для Пушкина – «очей
очарованье!». Он любит «пышное природы увяданье, / В
багрец и в золото одетые леса…». Именно осенью поэт
чувствовал прилив душевных сил, стихи сами просились на
бумагу.

13. Философская лирика

ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА
глубокие исторические и философские
обобщения
1820 год «Мне вас не жаль, года весны”
1829 год -«Брожу ли я вдоль улиц
шумных…»
1830 год — «Бесы»
1834 год – «Пора, мой друг, пора…»
1835 год — «Вновь я посетил…»
Над какими проблемами размышляет поэт?

14. Философская лирика

ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА
Предметом поэзии Пушкина всегда была сама жизнь. В его
стихах мы найдём всё: и реальные портреты времени, и
философские размышления о главных вопросах бытия.
В стихотворении «Вновь я посетил…» (1835) звучит тема
бесконечности бытия и преемственности поколений,
нерасторжимой связи прошлого, настоящего и будущего.
Стихотворение Пушкин написал во время своего последнего
приезда в Михайловское.
Над вечными философскими вопросами поэт задумывался
еще учась в Царскосельском лицее. По его мнению, цель
существования человека заключалась в наслаждениях,
дружеских пирушках, прожигании жизни в веселых
компаниях друзей:“Гроб Анакреона” (1815).

15. Философская лирика

ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА
Переломным моментом для Пушкина стали 20-е годы. В это время
он начал подводить первые итоги своей жизни и творчества, поэт
отказывается от прежних идеалов, от увлечений своей юности:
Мне вас не жаль, неверные друзья,
Венки пиров и чаши круговые Мне вас не жаль, изменницы младые,
Задумчивый, забав чуждаюсь я,пишет поэт в стихотворении “Мне вас не жаль, года весны”
(1820).
Еще более тяжелым временем был период после поражения
восстания декабристов. Жесточайшая николаевская реакция,
одиночество в личной жизни приводят поэта к отчаянию. Он
особенно трагично смотрит на жизнь, не видя в ней высокой цели:
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум. (“Дар напрасный, дар случайный”
(1828)

16. Философская лирика

ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА
Тогда же автор начинает задумываться над философскими
проблемами смерти и бессмертия, смене поколений, о добре и зле.
Так, в стихотворении “Брожу ли я вдоль улиц шумных…” (1829) он
говорит о том, что рано или поздно он умрет, но хочет, чтобы новое
поколение продолжало жить, любить, мечтать.
Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе цвести.
Размышляя над философской проблемой смены поколений, о
старом и новом, поэт находит ответ в гармонии природы. Он
понимает, что время неумолимо движется вперед, замедлить его ход
невозможно, рано или поздно на его место придут другие.
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст, пишет он в стихотворении “Вновь я посетил…” (1835).

17. Тема поэта и поэзии

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ
1814 год – «К другу стихотворцу»
1824 год – «Разговор книгопродавца с
поэтом»
1826 год – «Пророк»
1827 год – «Поэт», «Арион»
1828 год – «Поэт и толпа»
1830 год – «Поэту»
1831 год – «Эхо»
1836 год – «Памятник»

18. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ЛИРИКЕ А. С.
ПУШКИНА
Эта важная тема проходит через все творчество поэта. Уже первое
изданное стихотворение «К другу стихотворцу» содержало в себе
размышления о предназначении поэта. По мнению юного Пушкина,
дар слагать стихи дан не каждому человеку:
Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет
И, перьями скрипя, бумаги не жалеет.
Хорошие стихи не так легко писать…
Молодой автор прекрасно понимает, что судьба поэта обычно
тяжела. Обращение к теме поэта и поэзии в самом начале
творческого пути свидетельствует о серьезности подхода Пушкина к
сочинительству. С первых шагов он ощущал ответственность за то,
что ему хотелось сказать читателям. В раннем стихотворении «К
Галичу» Пушкин критикует угрюмых придворных поэтов, а в
стихотворении «Моему Аристарху» – «скучных проповедников».
Сам он мечтает о роли обличителя пороков, о чем и пишет в оде
«Вольность»:
Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок…

19. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ЛИРИКЕ А. С.
ПУШКИНА
Новое отношение к поэзии звучит в стихотворении «Разговор
книгопродавца с поэтом». Это стихотворение построено в
форме диалога продавца книг с поэтом. Поэт хочет свободно
творить, получать «пламенный восторг» от процесса создания
стихов, но продавец охлаждает его порывы, заявляя: «…в сей
век железный / Без денег и свободы нет». Поэт соглашается с
утверждением продавца: «Не продаётся вдохновенье, / Но
можно рукопись продать». Поэзия – это тяжелый труд и может
рассматриваться как средство к существованию. Проблема в
том, что творить поэт может только в условиях личной
свободы. Только свобода души дает человеку независимость.

20. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ЛИРИКЕ А. С.
ПУШКИНА
В стихотворении «Пророк» Пушкин утверждает, что
обществу нужен поэт-пророк, сильный и мудрый, который
мог бы «глаголом жечь сердца людей». В этом стихотворении
звучит мотив избранничества поэта. По мнению Пушкина,
поэт должен, как жрец, служить своему искусству. Талант –
дар от Бога.
В стихотворении «Я памятник себе воздвиг
нерукотворный…» Пушкин ставит поэзию на самую высокую
ступень. Он считает, что искусство выше власти царей. Поэт
уверен, что поэзия бессмертна, а значит, его имя переживет
его и сохранится в веках.

Введение | Лирический интеллект Пушкина

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicPushkin’s Lyric IntelligenceЛитературные исследования (19 век)Литературные исследования (европейские)Литературные исследования (поэзия и поэты)Литературные исследования (романтизм)КнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Лирический интеллект ПушкинаЛитературные исследования (19век)Литературоведение (европейское)Литературоведение (поэзия и поэты)Литературоведение (романтизм)КнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

Kahn, Andrew,

‘ВВЕДЕНИЕ’

,

Lyric Intelligence’s Lyric

(

,

2008;

Online Edn,

0002 Oxford Academic

, 1 сентября 2008 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199234745.003.0001,

, по состоянию на 5 декабря 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Лирический интеллект ПушкинаЛитературные исследования (19век)Литературоведение (европейское)Литературоведение (поэзия и поэты)Литературоведение (романтизм)КнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicPushkin’s Lyric IntelligenceЛитературные исследования (19 век)Литературные исследования (европейские)Литературные исследования (поэзия и поэты)Литературные исследования (романтизм)КнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

Эта вводная глава начинается с обсуждения целей и теоретических основ этой книги. Книга призвана показать, как Пушкин писал стихи о фундаментальных аспектах своей творческой и интеллектуальной личности в ответ на идеи и эстетические вопросы своего времени. Основываясь на более ранних достижениях, книга стремится добавить еще одно критическое измерение, импортируя методы, более обычно применяемые в области французского и британского романтизма и теории романтизма. Он использует сочетание истории идей и литературной критики, чтобы нацелиться на предположение, которое действовало в пушкиноведении, — убеждение, что интеллектуальное содержание Пушкина каким-то образом несовместимо с совершенством его формальных достижений. Представлен обзор последующих глав.

Ключевые слова: Пушкин, лирика, поэзия, романтизм

Предмет

Литературоведение (поэзия и поэты)Литературоведение (19 век)Литературоведение (романтизм)Литературоведение (европейское)

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Основные мотивы лирики А.С. Пушкин. Александр Сергеевич Пушкин. Основные темы и мотивы лирики

Одной из отличительных черт творчества А. С. Пушкина является необыкновенная многогранность его творческого дарования. Глубоко искренняя реалистическая лирика поэта — невероятно важная часть творчества поэта, полная гениальной легкости и глубины. Лирический дар дает поэту возможность выражать свои чувства и настроения, остро и быстро реагировать на изменения в общественно-политической и литературной жизни.

Пушкин прежде всего выразитель передовых для своего времени взглядов, певец политической свободы. Наиболее ярко его взгляды отразились в оде «Вольность», написанной им в 1817 году. В произведении отражены разноплановые чувства автора: пламенное стремление к свободе, негодование против тиранов. Революционно для читателей прозвучали заключительные строки второй строфы:

Тираны мира! дрожать!

А вы ободритесь и слушайте,

Встаньте, падшие рабы!

Та же тема, тема свободы и борьбы с самодержавием, звучит и в стихотворении «К Чаадаеву». Пушкин призывает Родину посвящать «души в чудесные порывы», бороться за свою свободу. Любовь к Родине для него неотделима от борьбы, и он верит в неизбежность падения самодержавия и в освобождение русского народа: «Взойдет она, звезда пленительного счастья!»

Ярким образцом политической лирики А. С. Пушкина является стихотворение «Деревня», в котором, благодаря методу противопоставления, ясно и резко подчеркивается несправедливость и жестокость крепостного права. Называя себя «другом человечества», Пушкин говорит о «диком дворянстве», которое «присвоило себе труд, имущество и время земледельца». Беспощадная эксплуатация крестьянства и благополучие господствующего класса возмущают поэта до глубины души, и из него вырываются горькие слова: «О, если бы только мой голос мог тревожить сердце!». Его горячее желание — увидеть «неугнетенный народ» и «прекрасную зарю просвещенной свободы» над страной. Тема свободы, борьбы, счастья народа проходит через все творчество поэта. Вот его «Повести», поэмы «В Сибирь», «Арион» и другие. Пушкин посвятил много прекрасных стихов самому прекрасному чувству — дружбе. По натуре Пушкин был очень общителен и имел много друзей. Это, в первую очередь, его лицейские друзья, которым он каждый год посвящал свои стихи. Дружба была для него той силой, которая объединяет людей в крепкий союз на всю жизнь, вселяет мужество в жизненной борьбе. Бездушному светскому обществу он всегда предпочитал тесный круг друзей:

И, признаюсь, я во сто крат милее

Молодой повеса — счастливая семья,

Где ум кипит, где я свободен в мыслях.

Его послание лицейским друзьям из ссылки «19 октября 1827 года» можно назвать гимном дружбы. Стихотворение согрето большой и неподдельной нежностью, глубоко искренним чувством любви к друзьям.

Среди стихотворений Пушкина видное место принадлежит тем, в которых поэт рисует картины родной природы с исключительной поэтической силой и любовью. Любовь к родной природе нашла свое художественное выражение в стихах, поэмах, романе «Евгений Онегин». Поначалу его стихи носят романтический характер, например, поэма «К морю». Звучит речь, полная восклицаний, призывов, риторических вопросов, эпитетов и метафор. Поэтический образ моря сочетается в поэме с размышлениями поэта о своей судьбе, судьбе изгнанника, судьбах народов. Море предстает перед ним как живое воплощение мятежной и свободной стихии, могущественной и гордой красоты. В своей реалистической пейзажной лирике Пушкин рисует внешне скромную, но дорогую сердцу красоту родной природы. Как прекрасны его картины осени, зимы в «Евгении Онегине», описания чудесной крымской природы в «Бахчисарайском фонтане»! Всем известны его стихи «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Облако», «Вновь побывал я» и другие.

Пушкин сравнил поэта с эхом, отзывающимся на каждый манящий звук жизни. Лирика поэта знакомит нас с его мыслями о смысле жизни, о счастье человека, с его нравственным идеалом, особенно воплощенным в стихах о любви. Идеал возлюбленной представлен поэту как «гений чистой красоты», как «самая чистая красота, чистейший образец». Любви присуще трагическое — ревность, разлука, смерть. Пушкин, его лирический герой, всегда желает счастья тому, кого он так безнадежно любит:

Я любил тебя так искренне, так нежно,

Как не дай Бог ты любил быть другим.

Часто тема любви сливается в стихотворении Пушкина с лирическим пейзажем, что так созвучно чувству, которым владеет поэт. Особенно это видно в стихотворениях: «Кто знает землю, где сияет небо», «На холмах Грузии лежит ночной мрак». Эти основные темы лирики поэта ярко выражены и в его романтических стихах, цикле произведений о Петре I, в поэме «Полтава» и рассказах Белкина, романе «Евгений Онегин» и трагедии «Борис Годунов».

Но особо хотелось бы остановиться еще на одной теме — это размышления о судьбе поэта, его назначении в условиях жестокой николаевской реакции. Он создает поэму «Вещий», написанную непосредственно под впечатлением расправы над декабристами. Поэт-гражданин выступает как пророк, неся свое пламенное, свободное слово в народ. Только тот поэт, по Пушкину, который душой и мыслями всегда со своим народом. Только он может оправдать свою цель: правдивым поэтическим словом пробудить в человечестве высокие чувства. Он призывает поэта «жечь сердца людей глаголом».

Подводя итог своему творчеству, А. С. Пушкин в стихотворении «Я себе памятник воздвиг…» утверждает, что право на признание и любовь народа он заслужил тем, что:

… Я пробудил добро чувства с лирой,

Что в мой жестокий век Я прославил Свободу

И к падшим милости призвал.

Равнодушно принимая похвалу и клевету, «не боясь обиды, не требуя венца», Пушкин следовал своему призванию. Лирика Пушкина, являясь живым откликом поэта на современную ему жизнь, в то же время перерастает свое время и не теряет своего значения и в наши дни. Мы ценим у Пушкина полноту восприятия жизни, жизнерадостность, свободолюбие, высокую человечность, призыв к служению Родине. Я думаю, что стихи Пушкина вечны, что они интересны людям разных поколений «всех времен и народов».

Александр Сергеевич Пушкин — выдающийся русский поэт и писатель. Он гений, а гений, как известно, всегда ходит по краю пропасти. Его книги – это не только стихи, рассказы, поэмы. Это стихи о дружбе, о предназначении поэта и поэзии, а также гражданская лирика.

В своих произведениях он поднимал острые, как политические, так и личные темы. А. С. Пушкин в совершенстве владел стилем. Понятие «лирика» обычно означает описание личного чувства. Лирический значит поэтический. Поэзия для Пушкина стояла на первом месте после прозы.

В своих стихах он прославлял дружбу, любовь, свободу. Некоторые его стихи не прошли цезуру в свое время. Его лирика оказала влияние на таких авторов, как Лермонтов, Толстой, Достоевский. И она оставила наследие для поэтов Серебряного века, конца девятнадцатого начала двадцатого, таких как Бунин, Блок, Бехтерев и другие.

На формирование самого поэтического стиля и смыслов Пушкина оказали влияние такие поэты, как Вольтер, Мольер, Байрон. Они также превозносили свободу личности над государством, за что, собственно, и преследовались в собственной стране. Но их лирика, как и у Пушкина, предопределила развитие демократических ценностей, прежде всего свободы. Сам Пушкин был своевольным (свободным в суждениях и мнениях) человеком, дружил с декабристами. Когда он вернулся из ссылки и был представлен императору Николаю I, его спросили о его действиях в декабрьских событиях 1825 года. Пушкин, не испугавшись, ответил, что если бы он был в тот день в Петербурге, то непременно присоединился бы к декабристы. Этот ответ ничуть не повлиял на его дружбу с королем.

Вместе со статьей «Сочинение на тему «Основные темы и мотивы пушкинской лирики» чтение:

Поделиться:

Ведущей темой пушкинской лирики является тема свободы. Поскольку «свобода» является для поэта основополагающим понятием, эта тема рассматривается как своего рода стержень, пронизывающий все творчество поэта. Свобода рассматривается как социальный, политический и нравственный идеал пушкинской поэзии. Эта тема включает ряд мотивов, раскрывающих ее широту.

Мотив политической свободы выражен в поэмах «Лициний» (1818 г.), «К Чаадаеву» (1818 г.), «Деревня» (1819 г.). В этих произведениях выражены идеи, близкие взглядам декабристов: служение общественным идеалам, осуждение произвола и угнетения.

Мотив свободы личности звучит в стихотворениях «Узник» (1822), «Птица» (1823). Здесь романтический призыв к бегству из «подземелья» и стремление дать освобождение «хотя бы одному существу» усилены образами птиц, олицетворяющих природное стремление к воле.

Противоречивость мотива личной свободы отражена в произведениях «Свобода сеятелю пустыни…» (1823), «К морю» (1824).

В стихотворении «Я вас любил: люблю еще, быть может…» (1829) мы встречаемся с еще одним проявлением мотива личной свободы — уважением к личности другого человека. Философское осмысление рабства как противопоставления свободе ярко прослеживается в поэме-притче «Анчар» (1828).

Свобода творческой личности — важнейший мотив темы — проявляется в стихотворениях «Поэту» (1830), (Из Пиндемонти) (1836).

Свобода как всеобъемлющее понятие, как основа жизни человека — этот мотив звучит в стихотворении «Пора, мой друг, пора…» (1836). «Мир и свобода» — духовный идеал человека, стремящегося к совершенству.

Следующая тема, которую можно выделить в поэзии Пушкина, — гражданственность и патриотизм. Мотивы этой темы широки и разнообразны.

Мотив любви к родной природе как выражение любви к Родине отражен в произведениях «Редеет летящая гряда облаков…» (1820), «Кавказ» (1829), «Зима. Что нам делать в деревне? Встречаю…» (1829), «Мой румяный критик…» (1830), «Осень» (1833), «…Опять побывал я…» (1835).

Мотив служения общественные идеалы как проявление гражданской позиции выражены в поэмах «К Чаадаеву» (1818), «Кинжал» (1821), «В недрах сибирских руд…» (1827), «Арион» (1827).

В стихотворениях «Станс» (1826 г.), «Клеветники России» (1831 г. ), «Я воздвиг себе памятник нерукотворный…» (1836 г.) Пушкин выражает свои политические идеалы, проявляет любовь к сыну за отечество и желание служить его интересам на поэтическом поприще.

Тема дружбы основана на лирических произведениях, адресованных лицеистам. «Священный союз» лицейских друзей для Пушкина свят и нерушим. Стихи в честь лицейских юбилеев (19 октября), послания однокурсникам — основа лирических стихотворений о дружбе: «19 октября» (1825), «И. И. Пущин» (1826 г.), «Чем чаще лицей празднует…» (1830 г.). глубины сибирских руд…» (1827 г.), «Арион» (1827 г.) и послание «К Чаадаеву» (1818 г.) — другу и учителю, оказавшему серьезное влияние на формирование взглядов молодого Пушкина.

Особняком стоят лирические произведения, адресованные няне, доброту и теплое отношение к которым поэт пронес через всю жизнь. К ним относится поэма «Зимний вечер» (1825).

Любовная лирика Пушкина полна светлых и нежных чувств к женщине. Тема любви, раскрывающая широкую палитру человеческих чувств, отражена в стихотворениях «Погас дневной свет. ..» (1820), «Я изжила свои желания…» (1821), «Сожженное письмо» ( 1825), «Стремление к славе» (1825), «Храни меня, мой талисман…» (1825), «К-» (1825), «Под голубым небом родной страны…» (1826). ), «Ночная мгла лежит на холмах Грузии…» (1829 г.), «Явас любил: любовь еще, быть может…» (1829), «Что в моем имени для тебя?». (1830 г.).

Тема назначения поэта и его поэзии доминирует в творчестве Пушкина. Мотив высокого предназначения поэзии, ее особой роли в обществе звучит в стихотворениях «К Н. Я. Плюсковой» (1818 г.), «Пророк» (1826 г.), «Поэт» (1827 г.), «Осень» (1833 г.). ), «Я памятник себе воздвигнутый нерукотворно…» (1836).

Место поэта в современном мире определено Пушкиным в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824 г.)

Поэт как высший судья своих произведений – важный мотив темы судьбы поэта и его поэзии. Пушкин говорит о свободе поэтического творчества, о сложных отношениях поэта с властью, с народом, с чернью.

Эти мысли отражены в стихотворениях «Свобода сеятелю пустыни. ..» (1823), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), (Из Пиндемонти) (1836 г.), «Я воздвиг себе памятник нерукотворный…» (1836 г.).

Философская лирика Пушкина отражает осмысление поэтом вечных тем человеческого бытия: размышления о жизни и смерти, о соотношении добра и зла. Эти мысли слышатся в таких произведениях, как «Желанья свои пережила…» (1821), «Бывало в сладкой слепоте…» (1823), «Дар напрасный, подарок случайный…» (1828), «Анчар» (1828), «Блуждаю ли я по шумным улицам…» (1829), «Бесы» (1830), «Элегия» (1830), «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» ( 1830), «Не дай бог сойти с ума…» (1833), «…Опять побывал я…» (1835).

Библиотека произведений Александра Сергеевича Пушкина очень богата. В нем собраны произведения разных жанров и на разные темы. Литературоведы делят все творчество поэта на несколько периодов. Всего их пять, и каждый из них связан с конкретным событием в жизни Пушкина: окончанием лицея, южной ссылкой и другими.

На вопрос: «Что стало предметом лирики Александра Сергеевича?» — однозначно ответить невозможно.

Писал и о любви, и о дружбе, и о Родине, в том числе и на философские темы. Вполне можно сказать, что предметом его лирики стало все.

Но, наверное, главной и главной темой для поэта была тема любви, которую он воспевал, и в самом начале своего творчества возводил и возводил в ранг самых ценных человеческих чувств, как, например , в стихотворении «Одна любовь — забава холодной жизни»:

Стократно блаженный, кто в юности очарователен

Этот быстрый момент поймается на лету;

Кто перед радостями и блаженством неведомым

Стыдливой красоте поклонится!

Но постепенно, по мере взросления и развития своего творчества, поэт переосмысливает эту тему. Он начинает уделять большое внимание чувствам и переживаниям женщины, а также наслаждаться даже грустью любви:

Мне грустно и легко; моя печаль светла;

Тобою полна моя печаль…

Еще одно направление в творчестве Пушкина — тема дружбы. Произведения на эту тему в основном посвящены лицейским друзьям поэта: I.

Пущин, А. Дельвиг и В. Кюхельбекер. Дружба в юности олицетворяла для Пушкина беззаботность и радость.

Тема дружбы, как и тема любви, постепенно развивается. Писатель начинает видеть в ней трагедию, печаль, разочарование от потери близких друзей. Особенно остро такие мотивы звучат в его произведении «Двенадцатое октября»:

Мне грустно: со мной нет друга…

Я пью один, и на берегу Невы

Меня зовут друзья …

Но сколько из вас пирует там?

Кого еще ты пропустил?

Следующей важной и громкой темой пушкинской лирики стала тема свободы. Во многих произведениях поэта можно увидеть мотивы свободолюбия, стремления ограничить самодержавие царя, например, в оде «Вольность»:

Господа! ты венец и трон

Закон дает, а не природа;

Ты стоишь над людьми

Но вечный Закон над тобой.

Александр Сергеевич в нем обращается к властям, в строках явный призыв ограничить полномочия царя Законом, то есть Конституцией.

Далее автор отходит от сугубо политического понимания свободы и проявляет интерес к свободе простого русского человека. То есть эта тема тоже развивается по-своему. Это хорошо видно в стихотворении «Деревня»:

Вижу, друзья мои! угнетенный народ

И рабство, павшее по велению царя…

Апогеем гимна свободе, уже личной, является произведение «От Пиндемонти», где есть строчка:

Не гнуть ни совести, ни мыслей, ни шеи…

Конечно, говоря о Пушкина нельзя обойти стороной одну из самых глубоких философских тем, тему поэта и поэзии. Александр Сергеевич осознавал, что поэт одинок в обществе и часто может быть неправильно понят, что шум и похвала толпы носят лишь периодический и непостоянный, временный характер. Это очень ясно видно в одном из его стихотворений:

Поэт! Не цените любовь народа.

Восторженные похвалы прейдут на мгновение;

Еще одной из работ на эту тему был «Памятник». Звучит вера в то, что творчество поэта бессмертно, что оно останется в сердцах его почитателей, а сам поэт останется жив после смерти благодаря своим творениям, что подтверждается строками:

Нет, все я не умру — душа в заветной лире

Мой прах уцелеет и тлен убежит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *