Портниха профессия – описание, необходимые навыки и качества
описание, необходимые навыки и качества
- Подробности
- Обновлено: 12.07.2019 17:18
- Опубликовано: 08.05.2017 10:18
- Автор: Сергей Краковский
Портным является человек, занимающийся пошивом одежды из различных материалов.
История профессии:
Ремесло портного возникло еще в 3 веке до н.э. на территории Древней Греции. Зачастую в мастерских эксплуатировали рабов. Во главе рабочего процесса стоял мастер — портной, непосредственно занимающийся пошивом изделий. Часто в роли помощников выступали рабы, в обязанности которых входил пресс и нарезка материала.
Во времена Средневековья профессия портной была крайне востребована. Мастера пользовались уважением, создавая шикарные наряды для знатных особ и даже монархов.
Особенности профессии:
Портной — это творческая профессия, что пользуется значительным спросом на рынке труда. Специалист должен обладать отменной выдержкой и сохранять терпение в различных ситуациях. Порой приходится иметь дело с особо капризными клиентами. Покупателя может не устроить качество готовой работы, несмотря на обсуждение всех нюансов, касающихся внешнего вида вещи. В ряде случаев происходит порча материала по причине неверного модулирования либо неточного лекала.
Невзирая на возможные риски, хороший портной никогда не останется без работы, ведь люди будут постоянно покупать одежду. Работа портным является достаточно сложной, ведь надо не только отлично знать свое дело, но и уметь угождать покупателям.
Несмотря на возможность хорошо зарабатывать, профессия имеет свои недостатки. Она противопоказана людям с плохим зрением, нарушениями функционирования опорно — двигательного аппарата, заболеваниями сердца и органов дыхания. Многие портные жалуются на ухудшение зрения и боли в спине вследствие длительной сидячей работы.
Обязанности:
Портной — это специалист, занимающийся пошивом одежды для разных категорий населения. В его обязанности входит нарезка и соединение воедино определенных компонентов из ткани. Дополнительно, он подбирает ткань в соответствии с назначением либо пожеланием клиента, снимает мерки и дорабатывает вещь в процессе изготовления. Также портной обметывает края и петли вещи, пришивает фурнитуру, оформляет застежки, рукава и низ изделия.
Рабочим инструментарием портного издавна являются иголка, нити и ножницы. С наступлением XIX века мастера начали активно использовать швейные машинки.
Важные качества:
- терпеливость;
- умение концентрироваться;
- ответственность;
- аккуратность;
- стрессоустойчивость;
- сосредоточенность;
- тактичность;
- отличное зрение;
- коммуникабельность;
- хорошо развита мелкая моторика.
Навыки и знания:
Портной должен знать современные направления моды, особенности художественного оформления, а также — владеть технологией конструирования и раскроя.
Работа невозможна без умения правильно использовать профессиональный инструментарий. При этом специалисту необходимо уметь различать конструкцию и детали кроя при пошиве, ремонте или обновлении изделий; стачивать детали, проводить влажно — тепловую обработку, аккуратно подрезать неточности.
Перспективы и карьера:
Профессия портной предусматривает несколько направлений ведения деятельности. В услугах таких специалистов нуждаются ателье, мастерские по ремонту одежды, предприятия швейной промышленности и частные компании. Дополнительно, есть шанс преподавать специальность в швейных училищах.
Множество портных предпочитают работать на дому, занимаясь пошивом одежды на заказ. Таким образом удается получать неплохую финансовую прибыль. При успешной деятельности мастера нанимают помощников, обучая их тонкостям своей работы.
Уровень доходов портного зависит от его профессионализма, а также — сложности и срочности заказа. Специалист имеет возможность увеличить свой квалификационный разряд со 2-го по 5-й.
Обучение:
Работа портным возможна при наличии среднего специального образования. Освоить азы профессии можно в ПТУ. Ключевая роль отводится практике, на которую отводится большая часть учебы. По желанию, со временем также можно переквалифицироваться на родственные профессии. Мастера на досуге изучают профессиональную литературу, чтобы быть в курсе современных модных тенденций.
Поделитесь в сети:где учиться, зарплата, преимущества профессии – “Навигатор Образования”
Все, что мы надеваем, сшито человеком, чья профессия называется «портной». Потому абсолютно все без исключения имеют дело с продукцией, вышедшей из-под умелых рук этих мастеров. Портной – профессия распространенная, нередкая и почетная. Хороший портной может преобразить человека, изменить его имидж и облик, из обычной женщины сделать красавицу или скрыть недостатки фигуры у начавшего полнеть мужчины.
Все, что мы надеваем, сшито человеком, чья профессия называется «портной». Потому абсолютно все без исключения имеют дело с продукцией, вышедшей из-под умелых рук этих мастеров. Портной – профессия распространенная, нередкая и почетная. Хороший портной может преобразить человека, изменить его имидж и облик, из обычной женщины сделать красавицу или скрыть недостатки фигуры у начавшего полнеть мужчины.
Сразу уточним, что портной может изменить наш внешний вид не только в лучшую, но и в худшую сторону. Именно поэтому хорошие портные ценятся на вес золота, а талантливые специалисты, способные не просто качественно сшить одежду, но и порекомендовать наиболее подходящий к фигуре фасон, передаются «из рук в руки». Не сложно догадаться, что стать одним из таких мастеров можно только при условии трех главных составляющих: таланта, стремления сделать людей счастливее и красивее, а также готовности ко всем особенности профессии портного, о которых мы сегодня и поговорим.
Кто такой портной?
Портной – представитель ремесленной профессии, основная работа которого заключается в изготовлении одежды: от раскроя ткани, до соединения деталей и украшения готового изделия элементами декора. Портными, в прямом смысле этого слова, сегодня называют мастеров, которые работают по индивидуальным заказам. Чаще всего их место работы – ателье индивидуального пошива.
Название профессии произошло от древнерусского слова «пъртъ» (ткань). Отсюда следует вывод, что портной – это тот, кто работает с тканью. История профессии берет свое начало в 3 веке до н.э. в Древней Греции, где и появились первые мастерские по производству материала и пошиву одежды из него. Начиная с 15 века портные не только шьют, но и разрабатывают новые модели одежды. Высшая каста портных – это модельеры, создающие одежду прет-а-порте и от-кутюр. Такие специалисты формируют не только стиль, но и моду в целом.
С развитием технологии шитья и перевода процесса пошива в промышленные масштабы, внутри профессии появились узкие специализации, разделяющие этапы пошива на отдельные специальности. В частности, можно выделить такие наиболее распространенные специализации, как:
- дизайнер – разрабатывает новые модели одежды и визуализирует их в эскизах;
- закройщик – специалист, который изготавливает лекала для модели и производит раскрой ткани;
- швея-мотористка (или просто швея) – соединяет раскроенные детали и выполняет отделку под руководством портного и закройщика.
Если же говорить о портном, который осуществляет индивидуальный пошив, то его профессиональные обязанности включают в себя все этапы изготовления одежды: замеры параметров клиента, изготовление лекал, раскрой изделия по лекалам, разметка контрольных знаков и линий, стачивание деталей, осуществление влажно-тепловой обработки, корректировка выявленных во время примерки неточностей, отделка горловины, оформление рукавов, низа изделия и застежек, а также целый ряд других операций, направленных на придание готовому изделию максимально привлекательного внешнего вида.
Какими личностными качествами должен обладать портной?
Работа портного требует от представителей этой профессии наличия самых противоречивых личностных качеств. С одной стороны, портной должен обладать ярко выраженными творческими способностями, а с другой – монотонность и кропотливость процесса изготовления одежды могут вытерпеть только специалисты, отличающиеся дотошностью и дисциплинированностью, что нетипично для творческих людей.
Кроме того, при выполнении профессиональных обязанностей портному очень пригодятся такие личностные качества, как:
- безупречное чувство стиля;
- скрупулезность;
- терпеливость;
- ответственность;
- коммуникабельность;
- стрессоустойчивость;
- способность к черчению и рисованию;
- объемный глазомер;
- яркое воображение;
- креативность;
- усидчивость;
- аккуратность.
Прибавим к этому знание математики (точнее, геометрии), способность разбираться в материалах, их свойствах и качестве, умение читать чертежи и представлять его (чертеж) в готовом виде, а также хорошо развитую мелкую моторику рук (ведь портной работает с мелкими предметами: иголками, булавками, тонкими механизмами швейной машинки и т.д.) – и перед нами возникнет полный портрет повелителя «нитки и иголки».
Преимущества профессии портного
Так уж сложилось, что прожить в современном мире без одежды невозможно. Мало того, согласно народной мудрости, по одежке встречают (то есть, производят первое впечатление). Поэтому, специалисты, способные пошить одежду, были и будут нужны всегда и везде. И это самое главное преимущество профессии портного. Даже если у мастера нет крупных заказов, то всегда найдется какая-нибудь мелкая работа: подшить брюки, укоротить блузку, перелицевать старое пальто.
В свою очередь, если есть работа, будет и стабильный доход. Причем доход у портных довольно таки солидный, поскольку даже экономический кризис не может заставить людей отказаться от покупки одежды. Отметим, что наибольший доход получают портные, изготавливающие одежду по индивидуальным заказам. В этом сегменте верхних пределов доходов не существует, и ярким примером этому могут послужить такие российские мастера как Вячеслав Зайцев и Валентин Юдашкин, которые добились не только мировой известности, но и финансовой независимости.
Кстати, набор приспособлений для шитья: игл, ниток, швейной машинки (это минимум) легко доступен и имеется практически в каждом доме, потому специалист может всегда не только подработать, но и открыть собственное дело без крупных финансовых вложений.
Ну и самое главное, умение создавать яркие и красивые модели одежды позволяет портному всегда модно и стильно одеваться, и при этом не тратить огромное количество денег на приобретение предметов гардероба от ведущих Домов Моды.
Недостатки профессии портного
Поскольку портной шьет одежду преимущественно для незнакомых ему людей, существует большая доля вероятности того, что вкусы мастера и клиента могут не совпасть, либо у них будет разное видение одной и той же модели. И это, пожалуй, основной недостаток профессии портного.
Помимо этого, неопытные портные достаточно часто допускают ошибки, которые приводят к порче материала, а значит к непредвиденным материальным потерям. Ведь за испорченный материал мастеру приходится платить из собственного кармана: либо возмещать клиенту его стоимость, либо покупать аналогичный.
Существуют у этой профессии и недостатки медицинского характера. Дело в том, что в процессе работы портного наибольшую нагрузку испытывают глаза специалиста. Поэтому профессиональным заболеванием представителей профессии портного принято считать глазные заболевания.
Где можно получить профессию портного?
Получить профессию портного можно в одном из многочисленных профильных техникумов или колледжей, которые, кстати, имеются в любом городе России. При этом неважно какое именно учебное заведение вы выберете, поскольку качество образования по данной специальности практически везде одинаковое. Но необходимо учитывать, что средне-специальное образование откроет перед вами дверь только в мир портного-ремесленника, но не портного-модельера.
Стать профессионалом высшего класса можно только после окончания высшего учебного заведения, где к уже приобретенным навыкам вам добавят знания по использованию и составу тканей, необходимые навыки в разработке моделей и стиля, а также научат работе с цветовыми решениями. И вот здесь желательно делать выбор среди лучших ВУЗов текстильной промышленности России, к которым относятся:
- Московский государственный текстильный университет им. А.Н. Косыгина;
- Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна;
- Камский институт искусств и дизайна;
- Национальный институт дизайна Союза дизайнеров России;
- Московский государственный университет дизайна и технологий.
fulledu.ru
что за профессия, чем занимается, плюсы и минусы, обучение, требования, описание,для детей, википедия, такой
Об этой профессии написано столько сказок и рассказов, сложено столько пословиц и поговорок, что только младенец может задать сакраментальный вопрос портной кто это? Во времена советского Союза и в дореволюционной России каждый зажиточный человек имел своего личного портного. Сегодня большинство из нас приобретает одежду и другие предметы из текстиля в магазинах, однако, несмотря на это, профессия остается достаточно распространенной.
Чем конкретно занимается портной
Чтобы костюм или платье сидели идеально, необходимо при раскрое учесть все особенности фигуры человека. Не секрет, что в основном одежду шьют по стандартным меркам, поэтому людям с нетрадиционными габаритами приходится несладко. Тем не менее выход и здесь присутствует: нужно всего лишь найти хорошего портного.
Портной снимает мерки, раскраивает ткань и соединяет элементы таким образом, чтобы получилось пальто, юбка или брюки — по желанию заказчика. В некоторых ателье наряду с портным работает дизайнер. Именно он ищет нужный стиль: добавляет элементы, переносит детали. Но если дизайнера нет, то всю его работу берет на себя портной.
Портной может иметь специализацию. Так, существуют мастера, изготовляющие изделия исключительно из кожи или из меха, портные, работающие с легкой или верхней одеждой, те, кто шьет только униформу или только головные уборы. Бывает и так, что портной универсален, то есть, ему можно доверить все из вышеперечисленного. Встречается такое редко — для этого нужна фанатичная любовь к своей профессии и врожденное желание объять необъятное.
Какие качества необходимы портному
В первую очередь, вне сомнений, портной должен быть человеком усидчивым, ведь его профессия предполагает работу в одном положении — сидя. Еще у портного должно быть терпение и стремление постоянно совершенствоваться, так как освоить это мастерство можно только путем упорного труда. Далеко не все будет получаться сразу.
Давайте посмотрим, смогли бы вы лично стать портным, чисто гипотетически.
ПОЗВОНИ ЮРИСТУ
ОН РЕШИТ ТВОИ ВОПРОСЫ БЕСПЛАТНО
Москва, обл 8 (499) 653-60-72 доб. 605
Санкт-Петербург, обл 8 (812) 426-14-07 доб. 197
Федеральный номер 8 (800) 500-27-29 доб. 856
Вот кому точно не удалось бы стать портным:
- людям с нарушенной моторикой рук. Представьте, какими получатся детали у портного с дрожащими руками. Такая работа требует четких и отточенных, практически ювелирных, движений;
- людям, который страдают нарушениями зрения и заболеваниями позвоночника. В этой профессии требуется зоркий, как у горного орла, глаз, иначе клиентов ждет тот же результат, что и в предыдущем случае. А хороший позвоночник позволит выдерживать неслабую физическую нагрузку, которую испытывают все портные, когда кроят одежду;
- людям, лишенным воображения и творческого потенциала. Без чувства прекрасного не приходит вдохновение, а работа, выполненная безэмоционально, не принесет удовлетворения ни мастеру, ни заказчику. Создавать прекрасные в эстетическом плане вещи сможет лишь тот, кто умеет видеть красоту.
И конечно, портной должен быть доброжелательным и коммуникабельным, ввиду того, что ему придется общаться не только с шедеврами, выходящими из-под его рук, но и с живыми людьми. Даже самый искусный мастер рискует потерять большую часть своих клиентов, если они будут видеть его раздраженным или грубым.
Портными не рождаются, но если вы чувствуете в себе тягу к портновскому делу, стоит поступить в соответствующее учебное заведение — техникум, где вас обучат всем хитростям этого непростого, но такого увлекательного дела и вы на практике узнаете портной кто это.
Возможно вам будет интересна статья: Профессия костюмер
ПОЗВОНИ ЮРИСТУ
ОН РЕШИТ ТВОИ ВОПРОСЫ БЕСПЛАТНО
Москва, обл 8 (499) 653-60-72 доб. 605
Санкт-Петербург, обл 8 (812) 426-14-07 доб. 197
Федеральный номер 8 (800) 500-27-29 доб. 856
oksait.ru
Портной — это человек творческой профессии
Не секрет, что костюмчик сидит по фигуре, если он толково скроен и аккуратно сшит. Многие люди предпочитают индивидуальный пошив одежды в ателье. При всём многообразии готовых вещей всегда хочется чего-то особенного и при этом недорогого. У многих людей, например, нестандартная фигура, но для пошива одежды в ателье это не проблема. Случается, что брюки, купленные в модном бутике, немного длиннее, чем хотелось бы. А иногда попадётся очень красивая ткань, и так хочется что-то сшить из нее. В каждом уважаемом ателье клиента обслуживают настоящие мастера своего дела: дизайнер, закройщик и швея. Портной — это работник более высокой квалификации, он может заменить и закройщика, и швею.
В чем уникальность портного
Портной — это тот, кто раскраивает ткань и соединяет детали в готовую модель. Он способен выполнить все операции, включая обработку швов. Дизайнер в этом случае только задаёт стиль и объясняет, каким должен быть конечный результат. Мастер видит, как сидит изделие на клиенте во время примерки. Если, например, где-то необходимо перенести вытачки или добавить деталей в отделке, то он точно знает, как это осуществить. Во многих ателье дизайнер не предусмотрен. Тогда всё решает портной.
Сколько специализаций у портного
Портной — это профессия, имеющая несколько специализаций. Например, пошив изделий из кожи или меха, верхней или лёгкой одежды, шапок или рабочей формы. В зависимости от избранной однажды специализации портной шлифует своё мастерство. Некоторые мастера совмещают несколько специализаций, если по-настоящему любят своё дело. Как и любое занятие, ремесло портного тем успешнее, чем больше усилий и времени него потрачено.
Качества, необходимые для работы
Основное качество, которым должен отличаться портной – это усидчивость. Ведь не сразу рождается мастер. Это приходит только путём упорного труда. Кроме того, представитель данной профессии должен обладать художественным вкусом, чтобы уметь дарить красоту людям. Воображение пространственное поможет мастеру представить модель такой, какой она порадует клиента. Движения рук портного отрабатываются годами. Поэтому и говорят, что дело мастера боится. Здоровые зрение и позвоночник, конечно же, необходимы портному как воздух, чтобы физически выдержать ту нагрузку, которая бывает в таком нелёгком труде.
Может ли портной заниматься частной практикой
Если портной оформит статус предпринимателя или откроет швейную компанию, то его знания и труд будут частным делом. Оказание услуг населению — весьма доходное дело. Клиентов портной может принимать на первых порах у себя дома, а затем создать мастерскую или ателье. Так, арендовав или выкупив небольшой офис, мастер по пошиву изделий из меха, может принимать заказы и выполнять их для своих любимых клиентов. При этом его задача будет состоять ещё и в обеспечении себя необходимыми расходными материалами: мех, нитки, швейная фурнитура, портные иголки, швейное оборудование. Также предпринимателю предстоит вовремя оплачивать налоги, аренду, коммунальные расходы, рекламу и свои поездки за материалами. Безусловно, при наличии организационных качеств портной — это вполне успешный предприниматель.
Где учат мастерству портного
Профессию портного нельзя назвать редкой, а потому научиться основам такого дела можно в каждом индустриальном техникуме или ПТУ. Но получить незаменимые навыки, столь необходимы в работе, можно исключительно на практике. Сначала студенты посещают учебную практику, затем они стажируются на производстве, много шьют самостоятельно и, наконец, уже приходя на своё первое рабочее место. В этой профессии за год или два можно в совершенстве овладеть мастерством, если рядом будут настоящие профессионалы. Главное — не бояться работы и ответственности, чтобы не выполнять одну или две операции, а освоить их как можно больше. Профессия портного требует постоянного совершенствования. Так, например, необходимо следить за модой, постигать современные технологии кроя и обработки тканей, обмениваться опытом и посещать семинары, заказывать современное оборудование. Лучший портной следит за новыми тенденциями. А клиенты это замечают и приходят к мастеру снова. Благодарные заказчики – лучшая награда для портного.
fb.ru
Портной. История профессии и картинки.
Решила я написать о различных старинных профессиях,- естественно, что начну с наиболее мне близкой. У меня уже были посты по истории шитья и рукоделия, истории ножниц и утюга, только картинок с изображением портных на работе и в быту было мало.
А между тем- эти безвестные мастера, имена которых встретишь только в расчетных книгах- создавали настоящие шедевры, непревзойденные до сих пор.
LONGHI, Pietro
The Tailor
1741
По существу,художниками по костюмам или кутюрье — создателями высокой моды — можно было бы назвать всех портных и модисток, которые одевали королей, королев и придворных на протяжении многих веков, так как их творения отличали высочайшее мастерство и художественная ценность. Однако портной долго оставался «невидимкой», хотя его профессия была ценима и уважаема, — он никогда не считался «ровней», даже если был успешен и богат. «Поставщик двора его величества»- вот и все, в отличие от «настоящих» художников и архитекторов.
Гильдии- пекари, кузнецы, портные,книжные торговцы, фермеры
Four allegories of Time
Father Time, winged, standing at centre of a field, pointing towards left; various people and trades busy working around him, including farmers, bread-makers, metalworkers, tailors and book-dealers.1530
Профессия портного имеет древнюю историю, и во все времена считалась весьма почетной, ведь от исполнительского таланта и вкуса этих мастеров зависел внешний вид как простых горожан, так и самых высокопоставленных особ. Это было связано с тем, что вплоть до конца XIX портные занимались всеми этапами изготовления одежды – от проектирования моделей до их пошива и декорирования.
—————
Немного из истории:
—————————————-
В Древней Греции в эпоху эллинизма с развитием товарного производства возникли крупные мастерские — эргастерии, где работали мужчины-ремесленники. В этих мастерских уже существовало разделение труда между работниками-рабами. В императорском Риме ремесленники были объединены в коллегии, которые имели узкую специализацию. В эпоху империи мужчины-ремесленники работали в ткацких мастерских — текстринах.
Made in Iran
В VIII —IX вв. складываются более устойчивые государства, самым крупным из которых была империя франков при Карле Великом. Это был «догородской» период, когда ремесло существовало как часть натурального хозяйства. Ремеслом занимались в основном зависимые крестьяне, которые платили оброк кусками льняного полотна или шерстяной ткани, а также готовой одеждой. Согласно «Капитулярию о виллах» Карла Великого в королевском имении наряду с другими специалистами обязательно должны были работать сапожники, прядильщики, ткачихи и портнихи в особых мастерских — генициях. Примерно в это же время появляются «бродячие мастера» — портные и сапожники, которые ходили из деревни в деревню и выполняли заказы местных жителей. При такой специализации качество изготовления одежды стало выше, чем в крестьянском хозяйстве. С IX в. во Франции известен утюг, который стал таким же незаменимым орудием портного, как ножницы и иголка. В XIII в. распространяются прялка с колесом, ткацкий станок с механизмом, валяльная машина.
Formerly attributed to Erhard Schön
Date
1530-1540
Развитию городского ремесла способствовало распространение цехов. Получить звание мастера можно было только после долгих лет учения.
Как правило, небогатые родители отдавали своего сына мастеру в обучение, внося небольшую плату. Мастер должен был кормить и обучать ученика начальным навыкам ремесла. Обучение шло параллельно с производственным процессом по принципу: «Я показываю, а ты повторяй за мной». Вначале учили управляться с иглой и ниткой, поскольку все операции выполнялись только вручную. Затем мальчики постигали сложное искусство кроя. Некоторые становились вышивальщиками: отделка костюма, особенно в XIV – XVII вв., представляла собой довольно тяжелую физическую работу. Девочек учили в специальных мастерских плести и вязать кружева, делать вышивки на легких тканях. Учеба протекала долго и трудно. Обязательными «педагогическими приемами» можно назвать битье и использование учеников в качестве даровой прислуги.
———
Print made by Gillis van Scheyndel
A tailor (‘Oom Baernt’) seated on a table and sewing clothes, seen in profile to right; unsigned. c.1638
After Jan van Vliet
Date
1677-1757
По прошествии определенного срока (от 5 до 8 лет) совет цеха возводил ученика в подмастерье. Подмастерье не имел права жениться, получал небольшое жалованье и мог переходить к другому мастеру того же цеха. Мастер должен был обучать подмастерье секретам мастерства (за этим следил совет цеха). Обучение заканчивалось, и ученику присваивалось звание мастера после того, как он сам сшил и отделал настоящий костюм. Во всех ремесленных мастерских эта «дипломная работа» носила название «шедевр».
Затем новоиспеченный мастер мог остаться работать у хозяина подмастерьем, открыть собственное дело или стать бродячим портным, переходящим от одного замка к другому и предлагающим знатным господам свои услуги. В XI —XII вв. формируются цеха ткачей и портных. С XII в. домотканые ткани носят только в деревне.
MORONI, Giovanni Battista
The Tailor
c. 1570
Oil on canvas, 97 x 74 cm
National Gallery, London
———
BREKELENKAM, Quiringh van
Interior of a Tailor’s Shop
1653
Oil on canvas
Worcester Art Museum, Worcester
Практически на всех картинках мы видим, что портные сидят на помосте, по-турецки. Я точно не знаю, с чем эта традиция была связана, мне кажется они сидели так, чтобы не пачкать изделия- платья были очень длинные и юбки широченные,- ни на один стол не уложишь, а общий помост позволял экономить место. Так некоторые портные сидели и в 20 веке, в литературе встречаются описания.
The Tailor’s Workshop
Quiringh Gerritsz. van Brekelenkam
Dutch Dutch Baroque artist
В XIII веке началось «господство иглы и ножниц». Иными словами, изготовление одежды перешло в руки профессиональных портных. К XIV в. зарождается теория конструирования одежды. В эпоху средних веков в одежде (по примеру разъемных рыцарских доспехов) были найдены практическим путем формы плоских деталей (спинка, перед, рукава), соответствующие формам отдельных частей фигуры. Появились вытачки, линии проймы и оката рукава. Рукава долго были самостоятельным предметом одежды и соединялись с изделием шнуровкой , штаны также не сшивали, а надевали на каждую ногу отдельно (часто выполняя их разных цветов). В XIV в. линия талии расчленила платье на лиф и юбку, появилось белье. Эпоха Средневековья была временем формирования различных видов кроя,существующих и в настоящее время. Наметились первые признаки моды.
A broadside satirising Count Tilly and his defeat at Breitenfeld; with an etching showing on the left Count Tilly and in the centre Gustavus Adolphus, King of Sweden, dressed as a tailor, on the right on a raised platform another tailor; with letterpress title and text in four columns. (n.p.:1631)
A satirical broadside on hypocrites who change allegiances in the Church according to their convenience; with an etching showing the interior of a tailor’s shop, on the right the raised board with three tailors working ([London: 1709])
В XII —XIII вв. в городах Западной Европы возникло новое социальное явление — мода, которая позволяла обозначать социальный статус более гибкими и подвижными средствами, чем обычай и право. Уже со второй половины XII в. форма и покрой одежды стали меняться в соответствии с требованиями моды, потому что в эпоху готики большое внимание стали уделять особенностям покроя одежды. С этого времени социальный статус человека обозначается не только стоимостью ткани, пышностью отделок и украшений, но и покроем одежды, который должен соответствовать требованиям меняющейся моды. Появление моды было связано с развитием городской культуры. Именно в городах появлялись новые культурные образцы и развивалось производство. Эти нововведения становились модой, если их одобряли при королевском дворе, так как король и придворные были главными образцами для подражания в сословном обществе.
The Merchant Taylors
Print made by George Bickham the Younger
A tailor’s workshop with a long window in front of which tailors are sitting cross-legged on a bench as they work; surrounded by an elaborate frame incorporating a pair of shears and other tailoring equipment, and, at the bottom, the coat of arms of the Merchant Taylor’s Company. 29 June 1749
С середины XV в. в Европе начался новый промышленный подъем — цеха уступали место мануфактурам, в которых широко использовались разделение труда и специализированные орудия производства. В мануфактуре не существовало цеховых ограничений, что позволило увеличить производство тканей.
the young rake is fitted out by his tailor 1735
Сцена примерки и тут же- сапожник
LONGHI, Pietro
The Tailor
1741
Oil on canvas
Gallerie dell’Accademia, Venice
Искусство изготовления костюма достигло в 15 — начале 16 века высочайшего уровня. Ремесло портного было потомственным и достаточно уважаемым. Уже наметилась специализация портных: одни шили плащи, другие — мужские костюмы, третьи — женские платья. Вся одежда изготавливалась только на заказ. Мастера имели специальные книги, где были собраны образцы модных покроев, и, пользуясь ими и мерками своего заказчика, шили модные костюмы точно по фигуре, с помощью различных прокладок исправляя ее недостатки.
Monument du Costume Physique et Moral de la fin du Dix-huitième siècle / La Grande Toilette
After Jean Michel Moreau le jeune
Date
1777
Основным источником информации о моде было первое периодическое издание – журнал «Галантный Меркурий» (1672-1679), помогающий французским модам покорять Европу. Кроме того дважды в год из Парижа в столицы других государств отправляли двух восковых кукол, одетых по последней моде (с 1642 г.): Большую Пандору, одетую в парадное платье, и Малую Пандору, одетую в неглиже — домашнее платье. Подражание французской моде доходило до того, что, пунктуальные немецкие дамы не только тратили огромные деньги на приобретение туалетов, но еще и обязательно посылали своих портных для изучения последних «писков» моды. Сам Король-солнце уделял моде огромное внимание, часто придумывал новые фасоны, которые воплощали в материале его личные портные и вышивальщики — Жан Буато, Жак Рени и Жан Анри. Людовик XIV издал специальный указ о смене одежды по сезонам, который стал частью нового придворного этикета. Это также способствовало развитию модной индустрии во Франции.
Аристократ разглядывает принесенный костюм
aristocrat having his hair done by two servants, and looking at the jacket presented to him by a tailor and his assistant.Monument du Costume Physique et Moral de la fin du Dix-huitième siècle / La Grande Toilette
c.1777
В XVIII в. сохранялось влияние Франции на европейскую моду.
Самыми экстравагантными женские моды были при короле Людовике XVI. Королева Франции Мария-Антуанетта стремилась стать «королевой мод», «арбитром элегантности», самой модной женщиной в Европе.Она никогда не надевала дважды одно и то же платье, три раза в день меняла наряды, каждую неделю придворный куафер делал ей новую прическу. Парижский журнал «Курьер де ля мод» в каждом выпуске помещал гравюры, изображавшие девять новых причесок, — всего 3744 образца в год.
Настоящей законодательницей моды была модистка Марии-Антуанетты Роза Бертэн (Мари Жанна Бертэн, 1744—1813), которую тогда называли «министром моды». Р. Бертэн можно считать первым кутюрье, так как именно она предлагала королеве новые модели платьев, шляп и отделок, дважды в неделю посещая Версаль. Р.Бертэн придумала много модных новинок того времени, например цвет блохи (пюсовый), турнюр. Знатные дамы часами просиживали в приемной «министра моды», дожидаясь аудиенции, чтобы заказать платье у модистки самой королевы. Именно Р. Бертэн приписывают крылатую фразу: «Новое — это хорошо забытое старое», которая отражает сущность моды.
Параллельно с французской придворной модой развивалась новая мода, связанная с потребностями формирующегося буржуазного общества. В XVIII в. возникла вторая столица европейской моды — Лондон.
———————Бедные портные————————
Print made by Johan Fredrik Martin
Published in London (scope note | all objects)
Date
1778
Print made by Isaac Cruikshank
Date
1805
——————-Деньги и материальное положение————————-
Портной просит офицера заплатить
A tailor asking an officer for payment; tailor to right holds out hand to soldier who looks at him through eyeglass, study for part of long print ‘Meeting an Old Friend with a New Face’. c.1788
Портной, атакуемый кредиторами
Social satire; a tailor sits cross-legged on the floor beneath a picture labelled «Newgate. Views of the Debtors Side», looking up woefully at his angry creditors, including a milkmaid, cobbler, baker and brewer. 1794
Портной в страховой компании
Lottery Insurance Office
After Samuel Collings
Date
1790
Собрание портных-1820
A board meeting, with (?) Sidebotham at the head of the table (left) facing a Scot in Highland dress, seated on a cask of ‘Sulpher Bri’. Two tailors stand at the nearer side of the table in angry controversy, one in patched, the other in tattered dress. The latter says: «You have made a pretty botch of this Business. How do you like the measures I have taken Mr Tailor.»
—————
Основными орудиями труда портного по-прежнему оставались иголка, ножницы и утюг. Первоначально готовая одежда была преимущественно мужской или верхней, а женскую одежду продолжали шить по индивидуальному заказу, так как требовалась тщательная подгонка платья по фигуре. Для женщин первые конфекционные дома шили верхнюю одежду — всевозможные накидки, а также изготавливали аксессуары, шляпы и корсеты.
The Stay-Maker taking a pleasing circumference
A lady stands in frilled petticoat and chemise which reveals the full contours of her bust, while the staymaker (left), young and fashionably dressed, kneels on one knee holding his yard-measure round her waist, gazing at her amorously. Her right hand is on his shoulder. On a chair (left) is a pair of stays. On the ground (right) is his hat with more stays tied together by a handkerchief.
Published by Carington Bowles
Date
1784
Уже в 1820-е гг. появились первые бумажные выкройки, которые выпускала фирма «Смит» в Лондоне, а с 1863 г. производство выкроек перешло на индустриальную основу (была основана знаменитая американская фирма «Баттерик»). В 1818 г. француз Мишель изобрел первую систему кройки («система трети»), в 1831 г. появилась масштабная система, затем пропорционально-расчетная. В 1841 г. в Париже портной А.Лавинь основал школу кройки «Гер-Лавинь» с мастерской (впоследствии эта фирма превратилась в знаменитую школу моды «Esmod» — Высшую школу искусства и техники моды). Позднее А.Лавинь будет шить амазонки для императрицы Франции Марии-Евгении. Он изобрел собственную систему кройки, бюст-манекен для шитья и гибкую сантиметровую ленту. Настоящую революцию в производстве одежды совершило изобретение швейной машины. Первый проект швейной машины был предложен в конце 15 века Леонардом да Винчи, но так и остался невоплощенным.
Social satire; a tailor adjusts the arm of an ill-fitting coat on a man shown from behind, assuring him it fits; in the background a man with a tricorn points at him, laughing. 9 June 1789
After Samuel Collings
After Samuel Collings
Date
1789
В 1755г. немец Карл Вейзенталь получил патент на швейную машину, копирующую образование стежков вручную. Более совершенная машина однониточного цепного переплетения была создана французом Б. Тимонье. Все эти машины не получили широкого практического применения. Изобретателем швейной машины челночного стежка считают американца Эллиаса Хоу, созданная им в 1845г., машина имела целый ряд недостатков, но все же была более пригодна для шитья чем, машины предыдущих изобретателей. Последующими изобретателями, швейная машина была усовершенствована.
В первых машинах А. Вильсона (1850г.) и И. Зингера (1851г.) игле сообщалось вертикальное движение, а материалы, прижатые лапкой, располагались на горизонтальной платформе.
Они произвели переворот в портновском деле, настоящую революцию. Швейные машины- очень большая и интересная тема, я обязательно их покажу позже.
Сварливые портные Taylors
Quarrelsome Taylors, or Two of a Trade seldom agree
After Robert Dighton
1793-1795
La Caricature / Vous n’êtes pas grand, mon cher!
You are not really tall, my dear!» A tailor, grinning at the viewer, takes measurements of Louis-Philippe, whose back is turned. 1832
—
Drawn by Robert Smirke
Date
1752-1845
a tailor hurrying along with his hands in a muff and an umbrella under his arm. 20 December 1773
Истории известны имена портных английского короля Генриха III. Эти люди заведовали королевским гардеробом и по сути выполняли функции чиновников и оптовых закупщиков, обеспечивая ливреями сотни дворцовых слуг. Но все же главную роль играли цеха и гильдии, а не какие-то конкретные мастера. Статус некоторых ремесленников, одевавших элиту, поменялся лишь в последней трети XVIII века: прежняя модель отношений, когда клиент покровительствовал мастеру, а тот отвечал подобострастным служением, сменилась артистической независимостью и даже высокомерием, перенятыми у художников и скульпторов. Уже не всегда клиент сам указывал портному, как и что шить, посылая ему купленный в лавке отрез шелка или бархата.
Роза Бертен, модистка королевы Марии-Антуанетты, получила прозвище «министр моды». Надо сказать, к Бертен относились неприязненно, возможно, из боязни появляющегося невиданного могущества женщин, а также в связи с представлениями о гипотетической испорченности и экстравагантности королевы. Другая модистка королевы, мадам Элоф, почти не уступала по известности Розе Бертен. Парикмахер Леонар был знаменитостью в предреволюционном Париже, а позднее в кругах французских эмигрантов в Лондоне. В начале XIX века императрица Жозефина прославила портного Леруа, изготовившего для коронации современные, но сохраняющие историческую преемственность одеяния.
Пожалуй, только Бертэн впервые ощутила себя творцом моды, предлагая Марии-Антуанетте на одобрение новые идеи. Также был очень популярен Леруа — портной эпохи Наполеона I Бонапарта, одевавший императрицу Жозефину. В своей мастерской, которую можно вполне считать прообразом дома высокой моды, он создавал не только платья, но и шляпы и даже духи. Модные портные того времени именовались академиками. У них появляются собственные мастерские, что-то среднее между ателье и мануфактурой, где работало несколько сот швей. И даже появляются «собственные» модельеры, например, Огюст Жарнери, работавший на Леруа.
Snip’s warehouse for ready made cloaths — great variety of fancy waistcoats
1791
Man working in a tailor’s shop; interior with man seated before a window, working with cloth, a pair of scissors beside him, a jug, covered with a cloth at left. 1853
A man being measured by his tailor, as he shakes hands with his daughter in the doorway at left, another man looking through designs at right; after John Cawse, illustration to Edward Howard’s novel of the same title. 1838
The Tailors
Walter-Dendy Sadler
English Academic Classical artist born 1854 — died 1923
——————Сатирические картинки- портные с клиентами————
Satire showing a tailor pulling tight the corset of an Englishwoman. 1770s
An man being fitted by a tailor with a new pair of trousers with the help of suspenders and a crane, while a fashionable couple snigger; a copy of a French print of c.1810
—-
Nine Tailors making a man!-or foreign habits for a native prince!
Print made by Isaac Robert Cruikshank
1819
A minister of state. trying on his new livery.
Print made by Charles Williams
Date
1817
1819
In a tailor’s work-room
French-Taylor, fitting John Bull-with a «Jean de Bry».
Print made by James Gillray
Date
1799
Danl Lambert the Wonderful great Pumpkin of Little Brittain.
Thomas Rowlandson 1806
The dandy Tailor, planing a new Hungry dress.
After the title: ‘What a pity a good Taylor should be spoiled’. The Regent sits cross-legged on a tailor’s shop-board (right), sewing a coat, while General Bloomfield introduces three Hungarians.1819
Too long and too loose!! Or Lord Sham-Peter the amateur tailor.
Print made by Charles Williams
Date
1816
Published by John Fairburn
Date
1827
Print made by Henri Gérard-Fontallard (biographical details | all objects)
Date
1814
Print made by James Gillray
1796
Life in Paris / [Dick Wildfire arrayed by Monsier Haut de Chausses]
After George Cruikshank
Date
1822
——————Гротескные изображения портных——————
After Nicolas de Larmessin II
1695-1720
raymond-babbitt.livejournal.com
Швея — профессия умелых мастеров
Если ты хотя бы раз в жизни чинил одежду или перешивал её, то соприкасался с работой швеи. Этот специалист востребован во все времена, потому как люди нуждаются в красивой и качественной одежде. Адукар расскажет о профессии швеи и объяснит, где можно выучиться её ремеслу и как устроиться на работу.
Описание профессии швеи
Швея занимается пошивом и ремонтом одежды как вручную, как и с помощью специальных машин. В её руках отдельные детали (пуговицы, кружева, лоскуты ткани и т. д.) превращаются в имиджевые вещи. Услугами швеи пользуются крупные фабрики, государственные и частные ателье, также она может работать на себя.
На предприятии этот специалист является частью слаженной команды, где процесс пошива разбит на отдельные операции, закреплённые за каждым работником. К примеру, кто-то сшивает детали, члены другой бригады утюжат, проверяют качество изделий. В ателье перечень обязанностей швеи разнообразнее, ведь чем меньше человек в коллективе, тем больше операций выполняет каждый работник. К слову, швея занимается не только пошивом одежды, но также изделий из кожи, меха, в том числе и обуви, сумок.
Работа швеи относится к лёгкой промышленностиЛичные качества швеи
Развитый глазомер, чёткая координация рук и острое зрение — неотъемлемые качества швеи. Представитель этой профессии должен быть ловким, аккуратным, усидчивым, терпеливым, спокойно переносить монотонную работу, но и выполнять её быстро и качественно. Без этого хорошую вещь не сошьёшь, а неровные швы или неподходящий размер огорчат клиента. На крупном производстве брак вовсе не пропустят и заставят переделывать.
Плюсы и минусы профессии
Швее приходится подолгу сидеть, напрягать зрение, во время работы больше заняты руки, чем голова. Особенно сильно это ощущается на массовом производстве, где швея выполняет преимущественно однообразные операции. Зато она может обшить всю семью и наполнить дом оригинальными вещами.
Умелая и предприимчивая швея никогда не останется без работы. Если тебе по душе заниматься изделием от выкройки до финальных приготовлений, лучше выбирать работу в ателье или открывать своё дело. Конечно, в маленьком городе найти место труднее, но работа на дому тоже выход. Тогда от швеи потребуется чувство вкуса, коммуникабельность, умение скоро выполнять различные операции. Иначе много клиентов не привлечёшь.
Где учиться на швею
Данной профессии обучают в колледжах и лицеях после 9 и 11 классов. Затем можно продолжать совершенствовать профессиональные навыки, работая на производстве, на себя, или поступить в вуз на дизайнера одежды (ВГТУ, ИСЗ имени А. М. Широкова, ГрГУ имени Янки Купалы). Карьера швеи зависит от профессионального разряда: имея высший разряд она может претендовать на должность инженера-технолога швейного производства.
Где в Беларуси может работать швея
В нашей стране есть множество предприятий, где требуются руки швеи.
Пошив текстиля
УП «Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение», ОАО «Лента» (Могилев), ОАО «Камволь», ОАО «Сукно» (Минск), РУПТП «Оршанский льнокомбинат», ОАО «Моготекс» (Могилёв), ОАО «Свитанак» (Солигорск), ОАО «Витебские ковры», ОАО «Ким» (Витебск) и другие.
Пошив трикотажных изделий
ОАО «Брестский чулочный комбинат», РУПП «Барановичская трикотажная фабрика», ОАО «Солигорское трикотажное предприятие «Купалинка».
Крупнейшие швейные фабрики
ОАО «Коминтерн» в Гомеле, «Знамя индустриализации» в Витебске, СП ЗАО «Милавица» и ОАО «Прогресс» в Минске, ЗАО «Веснянка» в Могилёве.
Изготовление обуви
«Белвест», «Марко», «Сивельга», «Ле Гранд», «Нёман».
***
Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.
Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. [email protected]
adukar.by
Портной. Несколько слов о моей профессии. – Ярмарка Мастеров
Эти размышления были написаны в качестве дополнения к моей теме в валяльном сообществе Валяние и профессиональная влажно-тепловая обработка. Соединяем технологии?
Сейчас, по прошествии многих лет я понимаю, что при выборе профессии в далеко советское время, я приняла верное решение. Мне повезло. Я застала замечательных мастеров и они меня очень многому научили.
Если говорить о первоначальной специальности, то правильно она называется так — портной верхней мужской одежды. Думаю, что сейчас не все точно знают, кто такой портной. Это мастер, который знает полный технологический цикл и имеет представление об изделии в целом, знает технологию каждого узла, который делает изделие от первой примерки до окончательной утюжки.
Портной верхней мужской одежды — на мой взгляд, одна из самых сложных и тяжёлых портновских специализаций.
И я хочу немного разъяснить иерархию портновских специальностей или специализаций — не знаю, какое слово здесь более уместно.
Под иерархией и сложностью, я подразумеваю скорее, не сложность обработки тканей, а наличие большего количество различных прокладок (технологический термин) для придания изделию формы, сложная влажно-тепловая обработка ВТО, умение видеть и понимать в изделии взаимосвязь всего разнообразия дополнительных материалов.
Самая лёгкая специализация — портной женского легкого платья. Платья, за очень редким исключением, шьются без подкладки. Ткани используются легкие, воздушные — шифон, крепдешин или чуть более плотные — бархат, панбархат, тафта и т.д. Хотя, не буду вводить читателя в заблуждение – ткани для лёгкого платья бывают, очень и очень сложными в обработке. Из влажно-тепловой обработки делается только самая несложная утюжка.
Следующие по сложности — портные верхней женской одежды. Здесь ассортимент более разнообразный. Тут и костюмы с юбками и жакетами на подкладке, пальто демисезонные и зимние. Ткани используются — лёгкие драпы и более лёгкие костюмные ткани и влажно-тепловой обработки здесь уже много. И самое главное — в качестве прокладок используется клеевые материалы, за очень редким исключением все пальто, жакеты, юбки шьются с подкладкой, а это уже более сложный уровень. Неправильно сделанная подкладка видна сразу — если смотришь со стороны, то кажется, что изнутри что-то зацепилось. Коряво немного, но думаю, понятно.
И самая сложная из всего профессионального ряда — верхняя мужская одежда. Вы вправе спросить — но ведь верхняя женская и верхняя мужская одежда похожи. Так, да не так. В мужской верхней одежде использовались драпы очень плотные и более тяжёлые, в отличии, от более рыхлых и лёгких женских драпов.
Во-первых, они мужчины — им и ткань должна быть соответствующая, а во-вторых, основное требование к верхней мужской одежде было сохранение формы.
И здесь, я подхожу к самому интересному. В мужской одежде, пальто и пиджаках, ставилась бортовка волосяная, волосяной столбик, ещё несколько дополнительных прокладок и всё это высгёгивалось до состояния брони. В отличии от тонкой и весьма условной женской.
Дополнительно ко всей этой броне – сложная формообразующая влажно-тепловая обработка утюгом в 5-6 кг. Что уж тут говорить о руках, привыкших, к ощущению плотности и тяжести материала. Может быть, поэтому в конце 90-х мне несложно было перейти на туристическо-армейский ассортимент рюкзаков, подсумков и много другого. Утюжильных работ там не было, зато тяжести и плотности материала – предостаточно, иногда даже слишком много.))
Как-то, несколько лет назад, пришлось мне искать работу. Вспомнила я свою основную профессию и была поражена тому, что ателье по типу люксов советского образца существуют! И мало того — в них заказывают мужские пиджаки по той старой технологии с волосяными бортовками и столбиками. И как мне сказали по секрету, заказывают в основном думские джентльмены; заказывают часто и помногу. Жаль только, что оплата труда портных не самая высокая.
К чему я завела этот скучный разговор о старине. И драповые пальто у нас мало уже кто носит, и в ателье, сейчас приходят для того лишь, чтобы подшить что-то или отремонтировать.
Я просто хотела сказать, что правильная профессиональная закалка никуда не девается. Мастерство, как говорят, не пропьёшь. И если учишься на сложном и, даже, очень сложном материале, то потом тебе уже ничего не страшно и всё — не такое уж и сложное. По сравнению с волосяной бортовкой, волосяным столбиком и кучей других прокладок, всё остальное – сущие мелочи.
И, чем больше проходит лет, тем чаще вслух и мысленно я говорю «спасибо» мастерам, давшим мне в руки бесценные профессиональные навыки, знания и умения, которыми пользуюсь и по сей день.
www.livemaster.ru