cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Религия и культура доклад 4 класс – Культура и религия 4 класс

Презентация «Культура и религия» 4 класс

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1018»

Реферат

по дисциплине:

ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР

на тему:

«КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ»

Выполнил:

Ученик 4 «Б» класса

Тимиров Талгат

Москва, 2018 г.

Введение

Культура (от лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание) — область человеческой деятельности, то есть изменение природы под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. В дальнейшем слово «культура» получило более обобщённое значение и им стали называть всё созданное человеком. В таком понимании культуры действительно отражаются её существенные черты. Культура предстаёт как сотворённая человеком «вторая природа», надстроенная над природой естественной, как мир, созданный человеком, в отличие от девственной природы. Этим определением утверждается также принцип, что не следует искать особой «сферы культуры». Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и культура. Нужно лишь различать материальную и духовную культуру, при этом не противопоставляя их друг другу. Одна является продуктом материального, а другая духовного производства.

Религия (от лат. religio — совестливость, благочестие, набожность, предмет культа; Religare — связывать, привязывать; relegere — возвращаться, обдумывать, бояться) — мировосприятие, воодушевленное верой в Бога, тип мировоззрения важнейшая область духовной жизни людей и культуры. Религия — это не только вера или совокупность взглядов. Религия есть чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной высшей силе, дающей опору и достойной поклонения. Именно так понимали религию многие мудрецы и философы — Зороастр, Лао-цзи, Конфуций, Будда, Сократ, Христос, Мухаммед. Не расходятся с этим осмыслением религии и то, что предлагают современные мыслители. [1, 231 с.]

Родственность, близость и взаимосвязь культуры и религии состоит в том, что они решают сходные задачи мироуяснения и воздействия на сознание, поведение людей.

Культура и религия

  1. Религия – первооснова культуры.

Религия глубоко связана с культурой. Культура родилась из культа. Если вслед за древними понимать культуру как служение Истине, Добру и Красоте, то можно увидеть, что с первых же шагов человечества это служение проходило под знаком поклонения чему-то или кому-то, кто был сильнее и служил идеалом, т.е. осуществлялось под знаком культа. Она соприродна духовности, следовательно, религии. Именно в религии коренятся глубинные сокровенные основы культуры. «Религия не может быть частным делом, — писал Н.А. Бердяев, — как того хотела новая история, она не может быть автономна, и не могут быть автономны все другие сферы культуры. Религия опять делается в высшей степени общим, всеобщим, всеопределяющим делом» [1, с.412]. Философ считал, что сама наука возвращается к своим магическим истокам, и скоро окончательно выявится магический характер техники, «Религия и знание вновь приходят в соприкосновение, и рождается потребность в религиозном знании». [2, с.436] Культурологи всегда подчеркивали, что религии — это явление мировой культуры. К. Ясперс, рассматривая осевое время, уделил немалое внимание феномену религии. Касаясь этого рубежа человеческой истории, К. Ясперс писал: «Мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью пришел конец. Греческие, индийские, китайские философы и Будда в своих основных идеях о Боге были далеки от мифа…Божество неизмеримо возвысилось посредством усиления этической стороны религии». [3, с.31]

Определяющим фактором русской жизни, русской культуры и нравственности в течение многих столетий было православие. Из 708 дошедших до нас рукописей XI-XIV в.в. только 20 были светского содержания [4, с.254]. Кроме того, этимологическое родство обоих слов «культ» и «культура» имеет глубокий социально-исторический смысл. Н.А. Бердяев писал, что культура родилась из культа. «Культура – благородного происхождения. Культура имеет религиозные основы. Это нужно считать установленным с самой позитивно-научной точки зрения». [5, с.248] И даже такой, совсем нерелигиозный писатель, как М. Горький, считал, что «Бог есть комплекс…идей, которые будят и организуют социальные чувства, имея целью связать личность с обществом, обуздать зоологический индивидуализм».

2. Соотношение культуры и религии.

Религия – духовная сила, обеспечивающая целостность культуры. Она создаёт иерархию ценностей, на вершине которой стоит бог, и все остальные ценности как бы выводятся из Божественного промысла. Тем самым религия способна подчинить и объединить вокруг себя все сферы культуры.

Так, в культуре, возникающей на базе определённой религии, служение потребностям церкви образует общую направленность и стилистику художественного творчества. Искусство пронизывается религиозными терминами и идеями, философия и наука исходят из освящённых этой религией представлений о природе, обществе, человеке. Таким образом, всё существующее получает единое объяснение и обоснование, а даже самые далёкие друг от друга культурные формы оказываются связанными между собой общими установками, обусловленными господствующей религией.

Религия оказывает двойственное влияние на культуру. С одной стороны, получают развитие те её формы, что связаны с религиозным культом. Строительство храмов стало стимулом прогресса архитектуры; католическое песнопение с органными мелодиями породило расцвет музыки в Европе. Но в то же время, господство религии над культурой сдерживает свободу приложения творческих сил. Там, где искусство находится под властью религии, церковь сужает тематику для творчества, а иногда ставит под запрет целые его отрасли. В исламе, к примеру, запрещено изображение людей и животных, а православие допускает только плоскостное начертание библейских персонажей и святых. Тенденция к интеграции всей культуры на основе религии была особенно сильной в эпоху средневековья, однако преобладание религии над культурой и духовным развитием людей весомо ограничивало свободу их мысли. Лишь в новое время культура стала приобретать независимый от церкви, светский характер; и всё-таки, проследив исторический ход её развития, можно утверждать: сама культура зародилась именно в религии, впитала корнями её сущность, и даже перешагнув её границы – осталась отражением религиозного наследия той или иной нации. Посему, главная наша задача – установление взаимосвязи между религией и культурой, как на различных этапах развития человеческого общества, так и применительно к основным мировым религиозным течениям.

6. Взаимосвязь между культурой и религией на примере Рима.

Римская культура, теснейшим образом связана с религиозными представлениями. Римский мир религиозных образов представлен несколькими формами и прошел в своем развитии несколько стадий.

Вначале римляне были язычниками, поклонялись греческим и в меньшей степени этрусским богам. Позже мифологический период сменился увлечением языческими культами. Наконец, в завершение эволюции победу одержало христианство, которое в IV веке, после разделения Римской империи на Западную и Восточную, приняло конкретные очертания католицизма.

Древнейшие религиозные представления римлян были связаны с земледельческими культами обожествления природы, культом предков и другими магическими ритуалами, исполняемыми главой семейства. Затем государство, взяв на себя организацию и проведение ритуалов, создало официальную религию, которая изменила прежние представления о богах.

Во главе римского пантеона первоначально стояли бог небес Юпитер, бог войны Mapс и бог Квирин, которые позже были заменены триадой: Юпитер, Юнона (жена Юпитера, хранительница брака) и Минерва (богиня мудрости, искусства и ремесел). Их считали защитниками государства, и их святилища на Капитолии стали центрами государственного культа. В богах римляне персонифицировали природные и общественные явления, а также абстрактные понятия, например Фортуна Удача, Виктория Победа и т. п.

Как и у других народов мира, в Риме почитались души предков. Особенностью религиозного мировоззрения римлян является их узкий практицизм и утилитарный характер общения с божествами по принципу «do, ut des» — «я даю, чтобы ты дал мне».

Между богами и людьми устанавливались почти такие же отношения, как между клиентами и товаропроизводителями. Несмотря на это, римской религии присуща сложная обрядовость, которая потребовала многочисленных специалистов, отсюда — развитие жречества. Жрецы, которых выбирали из числа граждан, были организованы в религиозные коллегии, важнейшими из которых были коллегии понтификов и авгуров, насчитывавшие по 16 членов. Римское жречество было более многочисленно, дифференцированно и авторитетно, чем греческое. Жреческие коллегии, обладавшие огромной властью, пытались вести себя наподобие политических партий, активно участвуя в борьбе за влияние на государственные дела. [6, с.124 — 125]

Заключение

Религия исстари сопровождает культуру, являясь ее стержневым элементом. Она оказывает воздействие на все элементы культуры и выражает огромный нравственный потенциал.

Роль религии и культуры, а наиболее важное – их единства и сбалансированности, велика не только в становлении национальной идентичности, но и для устранения конфликтов на этно-конфессиональной почве. Особенно, когда развитие межконфессионального диалога, межкультурных связей и сотрудничества становится действенной альтернативой вражды, культурной разобщенности и религиозной нетерпимости. Единство религии и культуры, скорее – религий и культур, в условиях проживания на одной территории и тесных социальных взаимосвязей людей различных национальных традиций, имеют большое значение. Можно даже сказать – ключевое, поскольку затрагивают на основе взаимодействия различных религий и культурно-исторического уклада быта широчайший круг вопросов организации их совместной жизни; начиная с пребывания в детских и школьных учреждениях, и заканчивая условиями совместного труда или отдыха.

Список литературы

1. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1990. с. 248.

2. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и и искусства. М., 1994, с. 412.

3. Гуревич П.С. Культурология. Учебник для вузов. М.: Проект, 2003, с. 231.

4. Кравченко А. И. Культурология. Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003, с. 124 – 125.

5. Мамонтов С.П. Основы культурологи. Учебное пособие для высших

учебных заведений.3-е изд., доп.- М.: « Олимп», «ИНФРА-М», 1999 с.254.

6. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. Вып.1, М,, 1978, с, 31.

nsportal.ru

Реферат по культурологии на тему «Религия и культура»

Студент: Машеров Д.

Группа: А-13-08

Преподаватель: Покачалов М.В.

Оглавление

1.Введение 2

2.Религия и искусство 6

3.Религия и ее ценности на разных уровнях культуры 7

4.Религиозные верования в процессах становления цивилизации и культуры 9

5.Религия и культура древних цивилизаций 10

6.Культура и особенности мировых религий (буддизм, ислам) 12

7.Христианство и культура 15

8.Религия и современная культура 16

9.Заключение 17

  1. Введение

Религия — весьма многогранное, разветвленное, слож­ное общественное явление, представленное различными типами и формами, самыми распространенными из которых являются мировые религии, включающие многочисленные направления, школы и организации.

Каждая культура представляет собой духовное единство и включает в себя общие верования и общий образ мысли. Культурная функция религии одновременно и консервативна, и динамична: она освящает традицию культуры и также обеспечивает общую цель, объединяющую различные социальные элементы в культуре. Культуры прошлого никогда не понимались как просто созданный человеком порядок. Они основывались на религиозном законе жизни, координировавшем жизнь общества с жизнью природы и с божественными силами, управляющими жизнью природы и человека. Таким образом, отношение между религией и культурой — всегда двусторонне. Образ жизни влияет на подход к религии, а религиозное отношение — на образ жизни. Мы можем объяснить любую данную религию как продукт процесса социального обусловливания, но при этом не можем исключить противоположной альтернативы — распространения и преобразования социального образа жизни религиозными силами. Революционное влияние религии на культуру и историю видно в случае ислама, и т. д.

Среди историков и писателей всё еще существует своего рода недоверие к социологическому понятию культуры, вызванное чувством того, что оно является чуждым заимствованием в нашем языке. Тем не менее с тех пор, как Тайлор написал свою книгу о первобытной культуре, это понятие было принято антропологами и этнологами настолько широко, что кажется излишним педантизмом протестовать против слова, которое приобрело научный статус в качестве специфического термина, не имеющего удовлетворительной альтернативы.

Поскольку общий образ жизни подразумевает общее мировоззрение, общие нормы поведения и общую систему ценностей, то культура — это духовная общность, обязанная своим единством общим верованиям и общему образу жизни в гораздо большей степени, чем любому единообразию материального типа. Современному человеку, живущему в высоко секуляризованном обществе, теперь легко представлять этот общий взгляд на жизнь в качестве чисто мирского, не имеющего необходимой связи с религиозными верованиями. Но в прошлом это было не так. С самого начала человек уже рассматривает свою жизнь и жизнь общества в качестве теснейшим образом зависимых от сил, находящихся вне его контроля, — сверхчеловеческих сил, управляющих одновременно и миром, и человеческой жизнью.

Это убеждение в том, что “путь человека — не в нем самом”, появилось давно. Наиболее ясное и живое выражение этой веры мы можем найти среди первобытных народов — возможно, в первую очередь среди охотничьих народов, подобных североамериканским индейцам.Но можно найти также это убеждение и среди гораздо более примитивных племен, не говоря уже обо всех высших религиях.

Религия — это ключ к истории. Во все века первые творческие произведения культуры обязаны своим происхождением религиозному вдохновению и посвящены религиозной цели.

И то же самое верно относительно социальных институтов. Царская власть и законодательство являются религиозными институтами, и даже сегодня они полностью не утратили своего божественного характера, как мы видим в английской церемонии коронации и в формулах наших судов.

Все институты семьи, брака и родства имеют религиозное происхождение. Самая ранняя социальная дифференциация и всё, что имело наиболее мощное влияние на культуру, обязано своим происхождением развитию специализированных социальных классов или институтов, на которые возлагалась функция поддержания отношений между обществом и божественными силами. Тот факт, что этот класс почти неизменно отвечал (в целом или частично) за образование общины, сохранение сакральной традиции и ученость, придает ему исключительную важность в истории культуры; и мы должны исследовать специфическую форму, которую он принимает в каждой отдельной культуре или религии. Шумерское и египетское храмовое жречество, каста брахманов в Древней Индии, клир и монашеские ордена в средневековом христианстве — не просто религиозные институты. Они являются также жизненно важными социальными органами в соответствующих своих культурах. То же самое верно и по отношению к шаманам, знахарям и колдунам у первобытных народов, хотя наша современная терминология часто затушевывает различие между колдуном, чья функция несоциальна или даже антисоциальна, и жрецом, являющимся признанным религиозным органом общины, — смешение, которое увеличилось из-за попытки провести строгую и исключающую линию раздела между религией и магией.

Чем примитивнее культура, тем, конечно же, меньше в ней места для четкой дифференциации социальных функций, но, с другой стороны, тем непосредственнее ее религия связана с элементарными жизненными потребностями, так что социально-экономический образ жизни наполняется религией и смешивается с ней более полно, чем в случае высших культур.

Так, у австралийцев не существовало истинного жречества, и лидерство в религии, как и в других сферах, выпадало на долю старейшин, которые являлись природными вождями племени и хранителями традиции. Тем не менее, у них была наиболее продуманная и высокоорганизованная система религиозных обрядов для обеспечения преемственности жизни племени и поддержания его пищевых припасов — регулярная литургия, в некоторых случаях занимавшая общину (как описывают антропологи Спенсер и Гиллен) почти непрерывно в течение трех или четырех месяцев подряд. В этом случае образ жизни общины представляется в качестве зависимого от иного, сакрального мира — мира божественных тотемных предков, от которых исходит дух и к которым он снова возвращается, а тотемические церемонии обеспечивают средство доступа и общение между жизнью племени и другим миром сакрального века алчеринги(в переводе с авст-рал. — “время сновидений” — в мифологии некоторых австралийских племен “золотой век”, когда были созданы первые предки).

Цивилизованному человеку трудно понять религиозную значимость или же культурное значение подобных церемоний. Но для первобытного человека танец, или мим, является одновременно высшей формой социальной активности и наиболее могущественным видом религиозного действия. Посредством танца община участвует в таинстве, которая придает сверхъестественную силу всему действию. Как это может воздействовать на социальную жизнь и изменить ход исторических событий, видно на примере возвышения религии “пляски духов” среди индейцев равнин в конце XIX столетия. Здесь мы имеем хорошо засвидетельствованный случай того, как пляска может стать посредницей, через которую религиозный опыт индивидуума социализируется и распространяется от одного народа к другому с революционными политическими результатами. Вовока, индеец из малоизвестного и незначительного племени в Неваде, получил в видении пляску, исполнение которой могло бы возвратить назад духов умерших предков, исчезнувшие стада бизонов и минувшие добрые времена. Культ пляски распространился в восточном направлении, через горы до индейцев великих равнин и в конце концов побудил сиу к их последнему отчаянному восстанию против правительства Соединенных Штатов. Подобные революционные изменения никоим образом не являются редкостью в истории. На высшем религиозном уровне и в широком историческом масштабе мы имеем пример такого изменения в случае возникновения ислама. Здесь мы наиболее ясно и во всех деталях видим, как новая религия смогла создать новую культуру. Один индивидуум, живущий в культурном захолустье, дает рождение движению, которое за сравнительно короткое время распространяется по миру, разрушая исторические империи и цивилизации и создавая новый образ жизни, всё еще формирующий мысль и поведение миллионов людей. И в данном случае не существует общего географического окружения или же расовой наследственности, которые бы могли образовать основу для духовной общности. Общая вера накладывает свой отпечаток на самый разнообразный человеческий материал, так что получаемый в результате продукт узнаваем даже физически — все говорят на одном религиозном языке, исповедуют одни теологические догмы, обладают одними моральными ценностями и подчиняются одному общественному договору.

Таким образом, ислам дает классический пример того, как культура (социальный образ жизни) может трансформироваться благодаря новому взгляду на жизнь и новому религиозному учению и как в результате могут появиться новые социальные формы и институты, выходящие за расовые и географические пределы и на протяжении веков остающиеся неизменными. А с другой стороны, мы имеем бессчетное множество примеров религий (особенно среди первобытных народов), которые настолько связаны с культурой общины, что кажутся просто психологическим отражением образа жизни особого народа в особой окружающей среде и не обладают религиозной значимостью в отрыве от своих социальных истоков.

И наоборот, какой бы универсальной и духовной ни была религия, она никогда не избегнет необходимости воплотиться в культуре и облечь себя в социальные институты и традиции, поскольку все исторические религии — от низших до высших — сходятся на двух пунктах: во-первых, на вере в существование божественных или сверхъестественных сил, чья природа таинственна, но которые контролируют мир и жизнь человека; и во-вторых, на ассоциации этих сил с отдельными людьми, вещами, местами или церемониями, которые действуют как каналы сообщения или способы доступа между человеческим и божественным мирами. Так, на низших уровнях культуры мы находим шамана, фетиш, святое место и священный танец, в то время как на высшем уровне — пророка и жреца, икону или священный символ, храм и божественную литургию. Таким образом, каждая великая историческая культура, рассматриваемая изнутри глазами ее членов, представляет собой теогамию, совместное движение божественного и человеческого в пределах священной традиции.

Как правило, творческая роль в образовании культуры приписывается божественным или полубожественным мифическим личностям — культурным героям или божественным предкам, которые передали своим потомкам или последователям не только сакральные мифы или религиозные обряды, но также ремесла и принципы социальной организации.

Иногда эти личности сами являются творцами человека, подобно тотемным предкам, которые, как верят племена Центральной Австралии, вначале совершили путешествие по своей стране, исполняя обряды и оставляя за собой духовных детей. Иногда они — героические человеческие личности, ставшие центром мифологического цикла. В то же время великие исторические культуры по большей части оглядываются на личность того или иного исторического пророка или законодателя как на источник священной традиции или как на посредника божественного откровения. И, кажется, не следует заранее исключать возможность существования подобных личностей в самых примитивных культурах, подобно тому как в XIX столетии среди племени Пайют появился Вовока. Нужно помнить, что существующая или дошедшая в памятниках прошлого первобытная культура не в меньшей степени, чем любая высшая цивилизация, является результатом длительного процесса исторического изменения и развития, в ходе которого могли быть периоды продвижения вперед и возвращения в прежнее состояние — как в мысли, так и в действии

Для постороннего наблюдателя самой поразительной чертой первобытной культуры является ее крайний консерватизм. Общество следует одним и тем же путем привычки и обычая с иррациональной настойчивостью животной жизни.

Но в действительности всякая живая культура в сильной степени динамична. Поэтому в первобытной культуре видное место занимает аскетический элемент, равно как и в первобытной и развитой религиях. Закон жизни — это закон жертвоприношения и дисциплины. Если охотник собирается поймать свою добычу, воин — победить своих врагов, а земледелец — получить плоды земные, они должны отдавать в той же мере, что и брать. Они рассматривают ее в религиозных понятиях, в качестве жертвоприношения, епитимьи и ритуального акта, которым отплачивают силам свыше. В этом смысл ритуалов, связанных с плодородием, в земледельческой культуре, аскетических практик индейцев равнин и культа животных-хранителей у первобытных охотников — все они являются ключами к пониманию своих соответствующих культур.

Также и обряды инициации, занимающие столь значительное место в каждой форме культуры, представляют собой интенсивное усилие социальной дисциплины, направленное на вступление индивида в общину с санкции религиозных сил. Эти обряды не просто суровые испытания на социальную пригодность, осуществляемые для приготовления кандидата к взрослой жизни в качестве полноправного члена общины, — в еще большей степени они являются инициациями в священные тайны, которые наделяют их новыми силами. В некоторых случаях эти инициации предполагают превышающие обычные нормы психологические испытания, так что будущая социальная карьера юноши может зависеть от этого.

Отношение между религией и культурой всегда двусторонне. Образ жизни влияет на подход к религии, а религиозное отношение влияет на образ жизни. То, что ощущается жизненно важным в существовании народа, приводится в тесное отношение с религией и окружается религиозными санкциями, так что всякому экономическому и социальному образу жизни соответствует своя форма религии. Можно построить классификацию религий, основанную на главных социологических и экономических типах культуры. Так, мы можем выделить религию охотника, религию земледельца и религию воина. Или же религию племени, религию города и религию империи. Конечно же, эти типы являются абстракциями и не могут быть приложены исключительным и массовым образом к исторической действительности каждой отдельной культуры. Однако они ценны и полезны в пределах присущих им границ, и едва ли возможно понять отдельную религию независимо от них. Например, религия охотника характеризуется существованием шаманов или пророков, сновидениями и культом духов животных. Многое из того, что на первый взгляд кажется необъяснимым в культуре и религии народа, занимающегося охотой, может быть понято, когда мы посмотрим на него в контексте этих практик и идей. Таким же образом и религия земледельца характеризуется культом Матери Земли и культом плодородия, которые повторяются с замечательной похожестью везде, где только обнаруживается земледельческая культура. А поскольку земледельческий образ жизни лежит в основании высших цивилизаций, то даже тогда, когда последние контролируются завоевавшим их народом воинов и сознательно отождествляют себя с их жизнью, мы не можем понять развитие высших религий, пока не примем во внимание лежащий в их основе слой земледельческой религии, которая сохраняется как подводный и полузабытый элемент в духовной традиции культуры.

Кажется, всё это может привести к утверждению, что религия настолько обусловлена культурой и экономикой, что сама является продуктом культуры. Но возможен противоположный вывод — что культура формируется и изменяется религией. Очевидно, что образ жизни человека — это путь, посредством которого он понимает реальность, и, следовательно, путь, по которому он подходит к религии. Однако предмет религии выходит за пределы человеческой жизни и образа жизни человека.

Творческая роль религии по отношению к культуре видна также и в случае тех религий, которые на первый взгляд кажутся всецело индифферентными к культурным соображениям. Например, для западного сознания буддизм не имеет явного отношения к культуре. Кажется, что он представляет собой поворот сознания от жизни к победе инстинкта смерти и к отрицанию всех ценностей человеческой культуры. Однако буддизм подчеркнуто являлся образом жизни, создававшим общины и институты и имевшим гораздо большее влияние на культуру Восточной и Южной Азии, чем любое другое движение. Даже сегодня буддийская теократия Тибета является самым совершенным и внушительным примером чисто религиозной культуры, существующей в современном мире. Он показывает, как специализированный образ жизни, приспособленный к исключительной окружающей среде, смог смешаться с самой высокоразвитой религиозной культурой, которая возникла в совершенно ином виде и была импортирована в готовом виде в совершенно отличный социальный и географический мир средневекового Тибета.

studfiles.net

Культура и религия урок в 4 классе

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru — это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей >

myslide.ru

Презентация к уроку (4 класс) по теме: «Культура и религия»

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Факультет международного образования

Кафедра ЮНЕСКО

Лаборатория истории и культуры религий мира

Культура и религия ( урок 3)

Слушатель специальных курсов повышения квалификации НО-55

Митрофанова Елена Вячеславовна

ГБОУ СОШ № 922, ВАО

Москва 2012

 «Основы мировых религиозных культур»

Тема:  Культура и религия (урок 3)

Цели:

Образовательные: Познакомить с понятиями:

  1. культура и религия
  2. духовная и материальная культура
  3. Помочь понять, что религия является  частью духовной культуры.

Развивающие: развивать речь, логическое и ассоциативное мышление учащихся, способствовать развитию коммуникативных способностей, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения, учить сравнению.

Воспитательные:  воспитывать толерантность и уважительное отношение к  разным  религиозным культурам.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

     Распределение детей по группам.

Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя.

II. Проверка домашнего задания

— Давайте вспомним, какую тему мы проходили на прошлом уроке?

-Как вы понимаете слово «религия»?

-Какие религии считаются традиционными для России?

III. Актуализация знаний

Примерные вопросы для беседы:

  1. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

У вас на партах карточки со словами  ( музыка, храм, образование, архитектура, греческие боги, буддизм, добро, скульптура из католического собора).

распределите все слова на две группы по темам:

Слайд 1:

КУЛЬТУРА         РЕЛИГИЯ    

     

В каких группах возникли трудности? Почему? (слова: греческие боги, скульптура из католического собора можно отнести к каждой из групп)

Почему?

IV. Постановка темы урока, цели и задач:

Слайд 2:

— Сегодня на уроке мы узнаем:

—  Что такое культура?

—  Как связаны культура и религия?

—  Как должен вести себя культурный человек?

V. Изучение нового материала.

1.Что такое культура? Как вы думаете? (высказывания каждой группы)

Слайд 3:

Со словом «культура» связаны такие выражения, как «культурный человек», «культурно вести себя».

Слайд 4:

Как должен вести себя культурный человек?

  1. Культурный человек везде остаётся культурным.
  2. В толковом словаре под редакцией С.И.Ожегова сказано, что воспитанный человек-это человек, который умеет хорошо вести себя.
  3. А.П.Чехов: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.»

Каждый человек является частью общества. Если в нашей стране будет больше культурных людей, какой станет наша Родина?

Слайд 5:

Считаешь ли ты себя культурным человеком?

Выберите из списка слова, характеризующие качества культурного человека.

     • честность

•аккуратность

• хамство

• вежливость

• жадность

• лживость

• ябедничество

• враньё

• навязчивость

• безразличие

•предательство

• уважение старших

• милосердие

•  дружба

Так что же отличает культурного человека?

Прочитайте высказывание. Объясните.

Слайд 5:

Важное

    «При каждом проявлении в себе нежелательных качеств следует тотчас же волей пресекать возможность свободного их проявления и обуздывать их.  Хороший садовник следит ежедневно за каждым растением в саду» (Б.Н. Абрамов).

   В науке есть и другое определение понятия «Культура». Откройте учебник   на стр.8 и прочитайте определение.

Культура-это материальные и духовные ценности, которые создаёт человек на протяжении своей истории.

На какие же ценности можно разделить понятие «Культура»?

Слайд 7:

К памятникам культуры мы относим (например):

— предметы повседневной жизни, которые создал человек;

     — орудия труда;

— прекрасные дома и большие крепости;

— идеи и образы, которые создали выдающиеся писатели, художники, поэты, музыканты, архитекторы, ученые;

— нравственные нормы поведения человека;

— религия

Слайд 8:

Определите в группе, какие изображения демонстрируют материальную культуру, а какие – духовную.

     Многие памятники материальной  и духовной культуры возникли в связи    с РЕЛИГИЕЙ, они необходимы для ее существования.

  1. В этом помогают достижения в АРХИТЕКТУРЕ, СКУЛЬПТУРЕ, ЖИВОПИСИ, ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ.

Слайд 9:

  1. Архитектура – искусство строительства зданий и сооружений.
  2. Скульптура –изображение делается в объеме.
  3. Декоративно-прикладное искусство – искусство создания и украшения различных предметов, в том числе и религиозных.
  4. Живопись – это искусство, в котором главное – цвет, цветовые сочетания

Слайды 10-11:

Искусство архитектуры обеспечивает специальное здание для проведения религиозных ритуалов

   Слайды 12:

Искусство скульптуры создавало  и создает статуи богов и святых

Слайды 13-14:

Искусство живописи часто отражает религиозные сюжеты в своих картинах

Слайды 15-18:

Декоративно-прикладное искусство создает ритуальные религиозные предметы

Слайд 19:

МУЗЫКА – это тоже часть культуры, ее духовная составляющая .

В ряде религий во время ритуальных обрядов используется МУЗЫКА, поэтому многие музыкальные произведения тоже были связаны с религией.

   И сегодня нам известно немало музыкальных   произведений, написанных как специально для религиозных целей, так и на религиозные темы и сюжеты. (прослушивание музыкального произведения на усмотрение учителя.)

Слайд 20:

Религия нашла свое отражение и в языке, на котором мы с вами разговариваем, в часто употребляемых выражениях, в нашем повседневном поведении.

  1. «Олух царя небесного»
  2. «Запретный плод сладок»
  3. «Начнем, пожалуй, помолясь»
  4. «Ну, с Божьей помощью!»
  5. «На Бога надейся, но и сам не оплошай»
  6. «Ну прямо божья благодать!»
  7. «Живу как в раю!»
  8. «Свято место пусто не бывает»
  9. «Креста на тебе нет!»

Выберите одно из высказываний, обсудите в группе и объясните его.

V. Подведение итогов.

Вспомните начало нашего урока. С какой проблемой вы столкнулись?

Можно ли сказать, что культура и религия связаны и не существуют по отдельности? Посовещайтесь и попробуйте объяснить.

Итак, религия – форма культуры, в которой находят свое выражение красота, добро, истина и справедливость – те духовные ценности, к  которым человек должен стремиться в своем творчестве, в своей культуре.

—  Давайте подумаем, почему одни религии называются мировыми, а другие – национальными?

VI. Домашнее задание.  Слайд 21-22:

1.Продолжите предложение, напишите мини сочинение.

  1. 1. Добрый человек — это тот, кто…
  2. 2. Злой человек — это тот, кто…
  3. 3. Честный человек — это тот, кто…
  4. 4. Правдивый человек — это тот, кто…
  5. 5. Жестокий человек — это тот, кто…
  6. 6. Грубый человек — это тот, кто…

2. Из приведенных  ниже прилагательных выпиши в отдельный столбик те слова, которые, по твоему мнению, никак к тебе не относятся.Объясни.

Умный, глупый, злой, добрый, красивый, дружелюбный, хитрый, жадный, заносчивый, правдивый, врун, отзывчивый, грубый, ласковый, ябеда, насмешник, жалобщик, непоседа.

VII. Рефлексия.

Ребята, если ваша группа работала слаженно, справилась со всеми заданиями, сумела преодолеть совместные трудности, тогда возьмитесь за руки и «зажгите фонарик дружбы».

Спасибо за сотрудничество на уроке!

nsportal.ru

Культура и религия — презентация, доклад, проект

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru — это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей >

myslide.ru

Урок ОРКСЭ в 4 классе на тему » Что такое культура. Культура и религия»

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя школа N400 имени Александра Невского Колпинского района СанктПетербурга

Урок по ОРКСЭ в 4 классе

«Что такое культура.

Культура, религия и мораль».

Выполнила учитель начальных классов

Высшей квалификационной категории

ГБОУСОШ №400 имени

Александра Невского

Макарова Юлия Аркадьевна

Санкт-Петербург 2016

Цель урока: формирование мировоззрения при знакомстве с понятиями «культура» и «религия», «православие»; помочь сформулировать цель изучения курса ОРКСЭ.

Задачи:

— личностные: – бережное отношение к духовным и материальным ценностям; сформировать отношение к различиям культур как к норме человеческой жизни развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
-метапредметные: формировать представление о разнообразии культурных традиций; установить связь представлений о Родине с понятиями «культура» и «религия»
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

-Овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;

-предметные:знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

  1. Орг. момент

  2. Мотивация учебной деятельности.
    Постановка темы урока цели и задач урока, планирование работы

— Наш урок, ребята, мы начнем несколько необычно для вас. У вас на столах карточки с понятиями, на которые вы должны дать определение. Как вы понимаете, как объясните своими словами:

Культура

Культура духовная

Культура материальная

Нормы

Поведение

[ребята письменно дают определение понятиям, ответы запаковываются в конверт и сохраняются до конца урока]

— А теперь наша задача определить тему и цели нашего урока, а для этого посмотрите инсценировку рассказа Л.Н.Толстого “Лгун”.

[Заранее подготовленные учащиеся исполняют чтение по ролям или это может быть монолог одного ученика]

-Какому качеству человека посвящен рассказ? Чем такое качество опасно для самого человека? Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

III Работа в группах.

Сейчас мы с вами поработаем в группах, но членов группы вы выберете себе сами. Групп будет две. Я называю руководителя первой группы [учитель называет имя ученика], этот ученик назначает руководителя второй группы. Затем руководитель первой группы берет в команду ученика и комментирует, почему он выбрал именно его. Так же поступает и руководитель второй группы и так далее пока не получится две группы.

Группы определены и теперь получают задание. У вас на столах карточки с пословицами и поговорками. Подумайте, согласны ли вы с этими изречениями.

Кто всем угождает, тот никому не угодит.

Кто завидует, тот страдает.

Кто ищет, тот находит.

Кто много болтает, тот беду накликает.

Кто на чужое зарится, тот своего лишается.

Кто не слушает советов, тому нечем помочь.

Кто скоро помог, тот дважды помог.

Кто спрашивает, тот учится.

Кто сразу за все берется, тот мало чего добьется.

Кто терпелив, тот удачлив.

Выберите одну из пословиц, с которой вы согласились не задумываясь и прокомментируйте ее.

IV Работа по теме урока.

Материал для учителя.

[сопровождается презинтацией]

Что такое культура? Слово культура происходит от латинского глагола “возделывать” и обозначает все, что создано человечеством на протяжении его многотысячелетней истории. Древнейшим предметом культуры стол обработанный первобытным человеком осколок кремния, превратившийся в первое орудие труда. Человек создавал новые орудия труда и осваивал новые виды деятельности. Овладение огнем позволило ему не только обогреваться, но и по-другому охотиться и готовить пищу. Он смог обжигать глину, обрабатывать металлы, одомашнил животных, а позже научился и первым приемам земледелия. Первоначальная потребность в усовершенствованиях ради выживания постепенно стала сочетаться со стремлением к комфорту, а бытовые предметы приобрели декоративные элементы. Развитие материальной культуры, т.е. совокупности вещей и способов их создания, шло все быстрее, а сами вещи становились все более сложными. Этому способствовало то, что шло развитие духовной культуры человека. Возникновение новых технологий не было бы возможно без наблюдения и исследования природы, без накопления опыта и передачи его следующим поколениям. Так возникла наука. Из поколения в поколение передавались также правила поведения, формировались и закреплялись нормы отношений между людьми в зависимости от возраста, пола, а позже – экономического и общественного положения. Так формировались мораль и право. Появилось искусство. Человек выражал свои переживания сначала в форме жеста, ритма, танца, рисунка, скульптуры, а позже – в музыке и поэзии. Восхищение красотой, совершенством природы и страх перед ней, любовь и ненависть, страдание и радость – все это воплощалось в его творчестве. Из уст в уста передавались рассказы о событиях прошлого. Когда человек создал письменность, устные тексты, сохраняемые в памяти людей, стали записывать. Что такое религия? Религия – это часть культуры, включающая памятники материальной культуры и многовековой опыт духовной культуры человечества. Религия определяет мировоззрение, поведение и образ жизни человека. В ее основе лежит представление о существовании особой сверхъестественной [ то есть сверхприродной, от слова “естество” – природа] силы. Оно возникло в первобытную эпоху и постепенно превратилось в представления о духах, а позже о богах. Религия оказала и продолжает оказывать влияние практически на все другие виды человеческой деятельности. Известны сотни религий, одни из них связаны с великими цивилизациями, другие – с культурами небольших племен. Приверженцы одних религий почитают множество богов, приверженцы других – Единого Бога. Одни религии исчезли вместе с ушедшими в небытие цивилизациями [например, Древнего Египта], другие возникли сравнительно недавно. Мир религий многолик и разнообразен, как многолико и разнообразно само человечество. Религии подразделяют на племенные, или ранние; национальные, связанные с культурой одного народа; мировые, приверженцами которых являются представители разных народов мира. К национальным религиям относятся, например, индуизм – религию индийцев, синтоизм – религию японцев, иудаизм – религию евреев. Мировые религии три буддизм, христианство, ислам.

Для любознательных

Известны два объяснения происхождения слова “религия”, возникшее еще в глубокой древности. Первое объяснение принадлежит римскому философу и оратору Цицерону. Он считал, что это слово происходит от латинских глаголов “перечитывать”, “размышлять” что указывает на зависимость религии от человеческого сознания. Второе объяснение дал христианский богослов Лактанций. Он считал, что слово “религия” происходит от латинского глагола “связывать”, чем подчеркивается связь человека с Богом.

V Рефлексия. Анализ и оценка итогов урока

— Какие из нижеперечисленных объектов вы отнесете к материальной культуре, а какие – к духовной? Почему?

Книга, здание, песня, ложка, стихотворение, ботинки

Материальная культура:

Духовная культура:

Д/З – Посмотрите в словаре, что такое “двуличие”. Напиши, чем опасно это качество души для человека. Приведите пример этого качества из произведений авторов.

— Оцените урок и свою работу на уроке.

Литература и источники:

  1. М.М. Шахнович Т.В. Чумакова «Основы мировых религиозных культур» 4 класс учебник для общеобразовательных организаций. Москва «Просвещение» 2013

  2. О.С. Клишина Е.Ф.Теплова «Основы светской этики» рабочая тетрадь 4 класс Москва ГАОУ ВПО МИОО – Этносфера 2014

  3. http://shkolnie.ru/kultura/8992/index.html

http://ipk.kuz-edu.ru/index.php?catid=221:—13-1&id=2830:2013-11-04-15-06-39&option=com_content&view=article

infourok.ru

Культура и религия урок ОРКСЭ, 4 класс УМК «Начальная школа XXI века»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Культура и религия урок ОРКСЭ,4 класс УМК «Начальная школа XXI века»
Автор: Авхатова Альфия Ахатовна, учитель начальных классов ГБОУ средней школы № 296 г. Санкт-Петербурга

Слайд 2

Что такое культура?
Культура-это материальные и духовные ценности, которые создаёт человек на протяжении своей истории

Слайд 3

К памятникам культуры относятся :
— предметы повседневной жизни; - орудия труда; - прекрасные дома и большие крепости; - идеи и образы, которые создали выдающиеся писатели, художники, поэты, музыканты, архитекторы, ученые; - нравственные нормы поведения человека; - религия

Слайд 4

Что такое религия?
Религия — особая форма осознания мира, вера в сверхъестественное, которая включает в себя моральные нормы и типы поведения, обряды, культовые действия и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Слайд 5

Какие религии вы знаете?
Православие Ислам Иудаизм Буддизм

Слайд 6

Достижения в АРХИТЕКТУРЕ, СКУЛЬПТУРЕ, ЖИВОПИСИ, ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

Слайд 7

Архитектура – искусство строительства зданий и сооружений.

Слайд 8

Скульптура –изображение в объеме.

Слайд 9

Декоративно-прикладное искусство – искусство создания и украшения различных предметов, в том числе и религиозных

Слайд 10

Живопись – это искусство, в котором главное – цвет, цветовые сочетания

Слайд 11

МУЗЫКА
МУЗЫКА – это тоже часть культуры, ее духовная составляющая .

Слайд 12

Выберите одно из высказываний, обсудите в группе и объясните его:
«Олух царя небесного» «Запретный плод сладок» «Начнем, пожалуй, помолясь» «Ну, с Божьей помощью!» «Ну прямо божья благодать!» «Живу как в раю!» «Свято место пусто не бывает» «Креста на тебе нет!» «На Бога надейся, но и сам не оплошай»

Слайд 13

.
Религия –– форма культуры, в которой находят свое выражение красота, добро, истина и справедливость,к которым человек должен стремиться в своем творчестве, в своей культуре.
Подведение итогов

Слайд 14

Домашнее задание:
-Продолжите предложение, напишите мини сочинение. Культурный человек-это тот,кто… -Взять интервью у родных, что они знают о религии, и рассказать им то, что узнал на уроке.

Слайд 15

Рефлексия.
1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я приобрел… 9. я научился… 10. у меня получилось … 11. я смог… 12. я попробую… 13. меня удивило…

Слайд 16

  Спасибо за сотрудничество на уроке!

Слайд 17

Ресурсы:
Латышина Д.И.,Муртазин М.Ф.Основы религиозных культур и светской этики.4-5 классы:учебное пособие для общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение,2010. Словарь В.И. Даля, «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова, http://go.mail.ru/search?utf8in=1&q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC&fr=ffspt1&ffsputnik=1 Автор и источник заимствования дополнительных материалов неизвестен.

lusana.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *