Понятие творческих способностей в психолого педагогической литературе: «Понятие творческих способностей» в психолого-педагогической литературе
Министерство образования Ставропольского края Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский государственный педагогический институт»
Кафедра специальной и клинической психологии ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Работа допущена к защите Дата защиты «___» 2013г. «____» 2013г. Зав. кафедрой Оценка « » г.Ставрополь, 2013 г.
ВВЕДЕНИЕ На современном этапе развития общества задача развития творческих способностей у детей, является одной из важнейших задач, стоящих в системе образования. С одной стороны есть существенная потребность в развитии творческих способностей, с другой – сегодня проблема творческих способностей остается одной из неразработанных проблем в педагогике и психологии. Понятие «творческие способности» имеет достаточно устойчивый статус в теоретическом аппарате современной психологической науки. Изучению творческих способностей посвящено множество работ зарубежных и отечественных учёных (Вертгеймер М., Гилфорд Дж., Маслоу А., Торренс Е. П;, Богоявленская, Д; Б., Дружинин В. Н., Пономарёв; Я; А., Теплов Б. М. и др.), где раскрываются различные аспекты изучаемого феномена. У детей творческие способности начинают развиваться вместе с развитием мышления и воображения, когда для создания качественно новых образов у них имеется хотя бы небольшой опыт, некоторые знания об окружающем мире и действительности. Творчество детей своеобразно и при нормальном развитии неограниченно. Младший школьный возраст является важным этапом в развитии ребенка. В этот период происходит перестройка системы отношений с действительностью, смена ведущего вида деятельности, интенсивное интеллектуальное развитие, художественный подъем изобразительной деятельности, смена наглядно-иллюстративного познания собственно образным мышлением и др. Однако среди детей младшего школьного возраста есть дети, которые испытывают значительные затруднения в учении, не идентифицируют себя с образом школьника. Это – дети с задержкой психического развития. В современных условиях особую психологическую и педагогическую значимость приобретает проблема развития, воспитания и обучения таких детей. Одной из острейших является проблема развития их творческих способностей. Проблема развития творческих способностей ребенка относится к числу важнейших задач современной теории и практики образования. Все сферы духовного и материального производства, требуют не просто квалифицированных, а талантливых, творчески развитых специалистов, адаптированных к условиям современной жизни. От адекватного подбора содержания и применения психолого-педагогических методов и средств зависит уровень развития творческих способностей ребенка. Проблема развития творческих способностей и творческой активности в течение многих лет была предметом исследования философов, психологов и педагогов. Психологической основой для исследования сущности и механизмов развития творческих способностей детей с нормальным и нарушенным интеллектом служат труды: Д.Б.Богоявленская, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.М.Матюшкина, Я.А.Пономарева, С. Л. Рубинштейна, М. Г. Ярошевского, а также работы зарубежных психологов: Д.Гилфорда, А.Маслоу, Дж.Рензулли, К.Россмана, П.Торренса и других. Ряд педагогических исследований, направленных на изучение проблемы развития творческих способностей детей, проведен отечественными учеными: Л. А.Венгер, Р. И.Жуковская, Т.С. Комарова, И.Я.Лернер, А.И.Савенков, Н. М.Сокольникова, А.И.Усова, О.С.Ушакова и другие. Ими доказана возможность формирования творческой активности и творческих способностей у ребенка в условиях целенаправленного педагогического процесса, а также определены основные задачи, разработаны подходы к содержанию, формам и методам творческого развития детей – как с нормальным интеллектом, так и с задержкой психического развития. Выявление особенностей развития творческих способностей младших школьников с задержкой психического развития – важный аспект в процессе обучения и воспитания. Целью дипломной работы является исследование особенностей развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Каталог: diploms diploms -> Методические рекомендации к выполнению выпускной квалификационной работы для очной и заочной форм обучения направления бакалавриата diploms -> Глава 1 Понимание личностной зрелости женщины в современной психологии Понятие личностной зрелости в психологической концепциях diploms -> Примерная тематика выпускных квалификационных работ для студентов направления подготовки diploms -> М. Л. Чаплыгина 2014 г diploms -> Система деятельности социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников diploms -> Особенности развития мотивации достижения у детей младшего школьного возраста Скачать 1,18 Mb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях лепкой
%PDF-1.5 % 1 0 obj > /Metadata 4 0 R >> endobj 5 0 obj /Title >> endobj 2 0 obj > endobj 3 0 obj > endobj 4 0 obj > stream
SCIRP Открытый доступ
Издательство научных исследований
Журналы от A до Z
Журналы по темам
- Биомедицинские и биологические науки.
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение.
- Информатика. и общ.
- Науки о Земле и окружающей среде.
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные науки. и гуманитарные науки
Журналы по тематике
- Биомедицина и науки о жизни
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение
- Информатика и связь
- Науки о Земле и окружающей среде
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные и гуманитарные науки
Публикация у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Публикуйте у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Недавно опубликованные статьи |
Недавно опубликованные статьи |
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Бесплатные информационные бюллетени SCIRP
Copyright © 2006-2022 Scientific Research Publishing Inc. Все права защищены.
верхнийКак развивать творческие способности в классе — Кривая психологического обучения
«Опишите язык дятла», — написал Леонардо да Винчи в одном из своих списков дел, наряду с рисованием трупов, проектированием сложных машин и шитьем костюмов. Да Винчи заполнил более 7000 страниц блокнота вопросами, рисунками, наблюдениями, набросками и расчетами. Он взращивал творчество как привычку и умение каждый день — и это окупилось. Работа да Винчи изменила многие дисциплины, от науки до искусства и инженерии.
Я был заинтригован, когда мой напарник предложил использовать тетради «Да Винчи» в нашем классе во втором классе. Идея была проста: учащиеся ведут тетради независимо от какого-либо учебного предмета, где они могут выполнять творческие упражнения и исследовать личные увлечения. Я заказал стопку блокнотов в переплете по этому случаю.
Через неделю результаты меня поразили. Всякий раз, когда мышление ученика расходилось с целями нашего урока или в его вопросе теплилась искра потенциального нового интереса, мы отправляли его к блокноту Да Винчи. «Запиши это!» — рефрен скандировали бесчисленное количество раз в день. Однажды мы устроили «100 вопросов», вдохновленных книгой 9.0197 Как думать как Леонардо да Винчи Майкл Гелб. Цель: Написать 100 вопросов за один присест о о чем угодно . Второклассники задавали вопросы типа: Как работает ваш мозг? Зачем нам музыка? Живут ли крошечные люди на атомах? Почему я не тигр? Как ключи открывают дверные замки? Почему вещи должны умирать? Зачем Бетховен написал оду радости, если он был таким сварливым? Почему не все автомобили электрические?
К концу года записные книжки Да Винчи были на славу заполнены. Один второклассник спроектировал и нарисовал парк транспортных средств зомби-апокалипсиса. Другая писала поэму за поэмой, практикуя приемы, которым научилась ранее на этой неделе. Другая делала проницательные заметки о своих ежедневных наблюдениях за нашим классом. Несмотря на многочисленные поездки из дома в школу, только один ребенок потерял тетрадь за весь год — немалый подвиг для 7-летнего ребенка.
Блокноты Да Винчи предназначались не только для студентов. Мы, учителя, тоже их сохранили. Присоединяясь к творческому хаосу вместе с нашими студентами, мы записывали собственные любопытства и увлечения. Когда я писал стихи, делал наброски растения на своем столе и записывал вопросы о том, кто изобрел перьевую ручку, я вновь погрузился в радость процесса обучения. Я убежден, что блокнот сделал меня более увлеченным учителем, особенно в трудные дни. Нет никакого способа узнать с уверенностью, каковы были эффекты этих блокнотов. Но творческая позиция да Винчи начала укореняться в нашем классе — в наших учениках и в нас как педагогах.
О творчестве часто говорят только на словах, но на самом деле в настоящее время в большинстве школ наблюдается «дефицит креативности»: значительно больше творческой деятельности происходит за пределами школы. Многие психологи утверждают, что креативность — это не просто обогащение или дополнение в классе: это определяемый, измеримый набор психологических навыков, которые улучшают обучение и будут необходимы в рабочей силе 21-го века.
Регулярно ли ваши ученики проявляют и развивают свои творческие способности в вашем классе?
Соприкасаетесь ли вы со своим творческим потенциалом как учитель?
Вот несколько шагов, которые вы можете предпринять, чтобы подумать, и некоторые стратегии, которые вы можете попробовать.
Почему школам необходимо уделять первоочередное внимание творчествуОбщепринятое определение творчества — это создание нового продукта, который является одновременно новым и подходящим для определенного сценария. (Продуктом может быть идея, произведение искусства, изобретение или задание в вашем классе.) У человека не может быть только одного способа «быть творческим» или одного набора характеристик, которые отличают «творческое» человек. Наоборот, многие эксперты думают о творчестве как о наборе навыков и подходов, на которые способен каждый: терпеть двусмысленность, пересматривать старые проблемы, находить новые проблемы для решения, идти на разумный риск и следовать внутренней страсти.
Некоторые исследователи выделяют несколько стадий творчества. Большинство людей знакомы с творчеством «большого C»: редкими идеями выдающихся людей, такими как «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, или меняющими парадигмы теориями теоретической физики Эйнштейна. Но есть и повседневные формы творчества: творчество «Мини-с», когда человек узнает что-то новое и меняется его представление о мире, и творчество «Мало-с», когда жизнь человека становится частью повседневных творческих мыслей и действий. .
Также полезно подумать о том, чем творчество не является:
- Только для художников, писателей и художников. Это отношение и способ решения проблем, которые применимы ко всем областям, от инженерии до биологии и бизнеса.
- Обязательно результат или признак психического заболевания. Хотя у людей с определенными расстройствами может существовать связь между творческим потенциалом, остерегайтесь анекдотических историй о режущих уши художниках и вспыльчивых ученых.
- Фиксированная черта, которой обладают лишь некоторые люди.
- То же, что IQ. Даже учащиеся, которые не являются интеллектуально «одаренными», могут быть очень творческими.
- Вне измерения. Хотя ни один тест не является идеальным, существует множество способов оценить (и улучшить) креативность.
Многие специалисты в области психологии и образования утверждают, что творческие способности — это психологические навыки, необходимые для достижения успеха в школе и в будущем на работе. Таким образом, школы обязаны учить их и ценить их. Одно исследование, проведенное в 2010 году, показало, что более 1500 руководителей считают креативность самым важным деловым навыком в современном мире. В экономике знаний, где механические задачи могут выполняться машинами, а почти вся информация доступна одним щелчком мыши, учащиеся должны быть готовы учиться самостоятельно и постоянно адаптироваться, вводить новшества и творчески решать проблемы на рабочем месте.
Креативность также непосредственно способствует обучению, повышая мотивацию, углубляя понимание и вызывая радость. Внутренняя мотивация необходима для творческого процесса и зависит от того, учащиеся преследуют значимые цели. «Создать» находится на вершине таксономии Блума по одной причине: замечая более широкие закономерности и связывая материалы из академических дисциплин, творческое мышление может способствовать более глубокому междисциплинарному обучению. Как указывает Алан Джордан Старко в книге Творчество в классе, стратегии, которые поддерживают творчество — решение проблем, изучение нескольких вариантов и изучение вопросов — также поддерживают глубину понимания.
Роберт Штернберг утверждал, что креативность может предсказать успех в колледже в большей степени, чем то, что мы получаем из результатов стандартизированных тестов: в одном исследовании студентов, сдающих GRE, более высокие баллы коррелировали с более высокой креативностью. Помимо академических достижений, творчество может сделать обучение более увлекательным, вызывая у учащихся радость и позитивную эмоциональную вовлеченность. (Обратите внимание на то, что Джонатан Плакер, профессор Педагогической школы Джонса Хопкинса, называет «листеринским» подходом к образованию: «серьезный и скучный» — единственный путь к продуктивному обучению.)
Развивайте творческие способности учащихся в классеДля творчества требуется безопасная среда, в которой можно играть, проявлять независимость и рисковать. Как учителя, мы должны создать такой поддерживающий класс. Вот несколько советов психологов и педагогов о том, как развивать и развивать творческие способности учащихся:
- Создайте атмосферу сострадания и принятия. Поскольку творческий подход требует риска, ученики должны быть уверены, что могут совершить ошибку прямо у вас на глазах.
- Присутствуйте с идеями учащихся. Больше непринужденных разговоров со студентами. Узнайте, каковы их увлечения, и включите их в свой подход.
- Поощрять самостоятельность. Не позволяйте себе решать, что такое «хорошая» работа. Вместо этого давайте обратную связь, которая поощряет самооценку и независимость.
- Переформулируйте задания для развития творческого мышления. Попробуйте добавить к своим заданиям такие слова, как «создать», «спроектировать», «изобрести», «вообразить», «предположить». Добавление таких инструкций, как «Придумайте как можно больше решений» или «Проявите творческий подход!» может повысить творческую эффективность.
- Дайте учащимся прямую обратную связь об их творчестве. Многие ученики не осознают, насколько они креативны, и не получают обратной связи, которая помогает им включить «творчество» в свою самооценку. Изучите идею «творческой компетентности» наряду с традиционными академическими компетенциями в области грамотности и математики. Когда мы что-то оцениваем, мы ценим это! Создание Я-концепции, включающей творчество.
- Помогите учащимся понять, когда уместно проявить творческий подход. Например, помогите им увидеть контексты, в которых креативность более или менее полезна — в групповом проекте с низкими ставками по сравнению со стандартной государственной оценкой.
- Максимально используйте креативные обучающие стратегии, модели и методы в различных предметных областях. Продемонстрируйте учащимся креативность в том, как вы говорите и как действуете. Например, можно сказать: «Я думал о трех способах начать этот урок. Я покажу вам 2, а вы придумаете третий», или покажите им личный проект, над которым вы работали.
- Направьте импульсы творчества в «плохое поведение». Для учащихся, которые часто беспокоят, проверьте, не замечаете ли вы в их поведении каких-либо творческих способностей. Возможно, эту оригинальность можно было бы направить в другое русло?
- Защищайте и поддерживайте внутреннюю мотивацию учащихся. Внутренняя мотивация подпитывает творчество. Несколько исследований показали, что опора на награды и стимулы в классе может подорвать внутреннюю мотивацию к выполнению задачи — эффект, называемый «чрезмерным оправданием». Чтобы избежать этого, Бет Хеннесси, профессор психологии в колледже Уэллсли, предлагает преподавателям стараться ограничивать соревнования и сравнения с другими, вместо этого сосредоточив внимание на самосовершенствовании. Меньше экспериментируйте с наблюдением за учащимися во время их работы и давайте им возможность заниматься своими увлечениями, когда это возможно.
- Объясните учащимся, что творчество требует усилий. Творческий процесс — это не простое «ага», которое приходит без предупреждения. Скажите учащимся, что по-настоящему творческие люди должны воображать, бороться и переосмысливать во время работы над проектом.
- Подробно обсудите со своими учениками мифы и стереотипы о творчестве. Помогите им понять, что такое творчество, а что нет, и как распознать его в окружающем мире.
- Экспериментируйте с заданиями, где учащиеся могут практиковать творческое мышление. Многие учителя предлагают творческие занятия, которые они пробовали использовать в качестве разминки или коротких перерывов. « Дудлы», или визуальные загадки, представляют собой простые линейные рисунки, которые могут иметь широкий спектр различных интерпретаций и могут стимулировать дивергентное мышление. «Быстрое написание» и «фрирайтинг» могут помочь учащимся избавиться от внутренней цензуры. В рамках повторения материала вы можете предложить детям использовать концептуальные карикатуры или рисовать/разрабатывать/раскрашивать визуальные метафоры, чтобы уловить суть сложной академической информации.
Как пишут исследователи креативности Скотт Барри Кауфман и Кэролин Грегуар в своей книге Wired to Create: «Творчество — это не только инновации или создание искусства — это жизнь творчески. К любой жизненной ситуации мы можем подойти творчески». Преподавание – это, безусловно, творческая профессия.
Учителя, способные моделировать творческое мышление, игриво взаимодействовать с содержанием и выражать свои идеи, будут воспитывать творческих учеников. Студенты должны видеть учителей, у которых есть увлечения, будь то рисование, математика, живопись, биология, музыка, политика или театр. Это заражение страстью и положительными эмоциями является очагом творческой мысли. Творчески реализованные учителя также могут быть более счастливыми учителями. Одно исследование, опубликованное в «Журнале позитивной психологии», предполагает, что занятие творчеством — рисование, игра на музыкальном инструменте, вязание, проектирование — всего один раз в день может привести вас в более позитивное состояние. Это позитивное состояние ума поддержит вас и распространится на ваших учеников.
Вот несколько способов, которыми учителя могут развивать и развивать свои творческие способности:
- Помните о своих ограничивающих заблуждениях относительно творчества. Изучите свое отношение к творчеству и помогите себе расти, думая об альтернативных решениях.
- Поэкспериментируйте с новыми способами преподавания в классе — не могли бы вы попробовать новый урок по интеграции искусств, который вы всегда боялись попробовать? Как насчет того, чтобы попробовать новое практическое исследование STEM?
- Рискните проявить свою творческую сторону. Часто я рисую что-нибудь на доске, чтобы привлечь внимание или передать утреннее сообщение. Сурикат или дракон, говорящие ученикам убрать рюкзаки, скорее всего, развлекут меня, а для меня это шанс каждый день бросать себе творческий вызов.
- Относитесь к планированию урока как к творческому упражнению. Каждый день вы сталкиваетесь с новыми ограничениями в виде потребностей и предпочтений конкретных учеников в вашем классе. Слышали ли вы, как ваши ученики обсуждают определенный вопрос на перемене или в коридоре? Вы заметили, что их внимание было сосредоточено на каком-то конкретном новом гаджете, причуде или проблеме, связанной с текущими событиями? Найдите способ вплести это в урок.
- Разработка личных творческих ритуалов. В своей классической книге 1992 года о развитии личного творчества, Путь художника, Джулия Кэмерон пишет о «свидании художника»: внутренний художник». Как говорит Кэмерон, «свидание артиста — это экскурсия, свидание для игры, которое вы заранее планируете и защищаете от всех нарушителей. … Посещение крупного антикварного магазина, одиночная поездка на пляж, просмотр старого фильма в одиночестве, посещение аквариума или художественной галереи — все это стоит времени, а не денег. Помните, это время, которое является священным».
- Попробуйте медитативные практики, которые поощряют творческое мышление, например, медитацию «открытого наблюдения». Одно исследование показало, что те, кто практиковал медитацию с сосредоточенным вниманием, лучше справлялись с тестом на конвергентное мышление, в то время как те, кто практиковал медитацию с открытым наблюдением, лучше справлялись с тестом на дивергентное мышление.
- Ищите уединения. Время, проведенное в одиночестве, необходимо для развития вашего творчества. Выделите время, чтобы побыть в одиночестве, вдали от отвлекающих факторов технологий и других людей, которые могут на вас положиться.
- Поездки . Одно исследование показало, что межкультурный опыт может повысить показатели творческого мышления.
- Измените свой распорядок дня. Бросьте вызов своим привычным способам мышления, выбирая другой маршрут на работу, слушая новый жанр музыки, ходите в музей и знакомьтесь с незнакомым вам стилем искусства. Смена обстановки и отказ от привычных мыслей могут выбить ваш разум из колеи.
- Примите двусмысленность. Вероятно, вы учите своих учеников принимать ошибки, рисковать и учиться на неудачах. Смотрите на свое собственное учение как на продолжение того же процесса. Примите серые зоны, двусмысленности. «Толерантность к двусмысленности» — ключевой компонент творчества.