cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Открытый урок по теме фразеологизмы 6 класс: открытый урок русского языка 6 класс по теме «Фразеологизмы» | План-конспект урока по русскому языку (6 класс):

открытый урок русского языка 6 класс по теме «Фразеологизмы» | План-конспект урока по русскому языку (6 класс):

План-конспект урока по ФГОС в 6 классе: «Фразеологизмы».

Учитель: Саукова Александра Михайловна

Предмет: русский язык

Тип урока: обобщение и систематизация изученного

Вид урока: урок-детектив

Цель: обобщить и систематизация знания, полученные в процессе изучения темы «Фразеология»

Планируемые результаты:

Предметные: обеспечить в ходе урока развитие учебно-языковых, правописных и речевых умений,

Личностные: формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, стремление к речевому самосовершенствованию, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

Метапредметные: продолжать формирование общеучебных знаний, умений и навыков, содействовать развитию воли, настойчивости посредством решения проблемных задач.

познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; владение приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения,

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и исправлений, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Задачи:

1.Обучающие: развить умение формулировать определение понятий;  формировать умение использовать фразеологизмы в речи; развить умение определять этимологию фразеологизмов; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические и умения.

2.Развивающие: развитие критического мышления обучающихся; развитие внимания обучающихся ; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных): развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развитие творческих, речевых способностей учащихся; формирование логических умений; развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; развитие умения формулировать проблему; развитиеумения групповой работы.

3.Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в групповой и индивидуальной  работе; развитие уважения друг к другу.

Ход урока

I этап. Организационный момент, приветствие.

Здравствуйте, ребята!

Когда мы улыбаемся,

Мы реже огорчаемся.

И чаще награждаемся

Подарками  судьбы.

Пусть этими подарками для вас станут хорошее настроение и хорошие оценки на уроке. Давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

IIэтап. Целеполагание и мотивирование.

Сегодня у нас необычный урок. Нам пришло  письмо. Открываем.

«Дорогие ребята.

Я знаю, что вы очень любите играть в шпионов.

 Ко мне обратился за помощью Господин , пожелавший остаться неизвестным. У него украли нечто ценное. Но  я и доктор Ватсон идем по следам  преступного гения Мориарти, и  не можем заняться этим делом. Поэтому я прошу вас помочь таинственному незнакомцу.

Шерлок Холмс.»

 Поможем ему? Отлично.

Обследуем кабинет, где произошла кража. Грабитель оставил таинственные записи ( слайд   ):

2

6

1

13

8

12

9

5

11

7

4

10

3

Р

О

Ф

Ы

О

М

Г

Е

З

Л

З

И

А

III этап. Актуализация знаний.

Что означает эта запись?(фразеологизм). Как вы думаете, какая тема нашего урока? Правильно, о фразеологизмах. Чтобы найти фразеологизмы, нам нужно вспомнить, что же такое фразеологизмы.(ответы учащихся).

Открываем тетради, записываем число, тему урока. Я верю, что сегодня у нас не будет тех, кто захочет плевать в потолок, работать спустя рукава, а мы будем шевелить мозгами, подливать масла в огонь, работать бок обок, душа в душу, плечом к плечу, не покладая рук. И зададим всем жару. Ведь мы семи пядей во лбу, стреляные воробьи. И мы возьмем любые геркулесовы столбы, преодолеем любые преграды, чтобы все от нас были без ума и мы оказались на седьмом небе от счастья. Я сегодня задам вам жару, буду ставить вас в тупик, обводить вокруг пальца, чтобы вы заткнули всех за пояс. Итак, мы начинаем.

IVэтап. Повторение и закрепление.

Мы разделимся на 2 команды , «Следопыты» и «Ищейки». Участники  команда, которая хорошо поработают на уроке, станут сотрудниками детективного агентства «Шерлок Холмс».

Убегая, вор рассыпал под окном фразеологизмы. Вам нужно собрать их, но тихо, чтобы вор не услышал Вас.

«Лицедеи». При помощи пантомимы два участника от каждой команды изображают фразеологизмы, а остальные учащиеся должны угадать, что это за фразеологизм.

1)ломать голову                         1)зарубить на носу

2)намылить шею                       2)прикусить язык

3)в рот воды набрал                  3)попасть не в бровь, а в глаз

Молодцы. Рассыпанные фразеологизмы указали нам путь вора. Он побежал через болото. Мы следуем за ним.

«Болото». Один представитель от каждой команды по очереди должны перепрыгнуть болото по кочкам. На каждой кочке есть фразеологизм, чье значение нужно назвать одним словом.

Сломя голову(быстро),  как сельдь в бочке(тесно), ни свет ни заря (рано), звезд с неба не хватает (умный), одним махом(сразу), точить лясы(болтать), зимой снега не выпросишь(жадный), верста коломенская (высокий).

«Напасть на след».Молодцы, мы прошли болото. Но нас ждет новое препятствие, мы сбились с пути. Чтобы напасть на след, Вам надо текст на слайде переписать и подчеркнуть фразеологизмы, объяснить их значение (слайд    ).

Болд торопился. Ему тоже хотелось самому вытащить из сети немного рыбы, но Саня работал не разгибая спины, и угнаться за ним не было возможности.

Весь улов вытащили на берег. Старый Джордж  на все лады расхваливал ребят. Те помалкивали, но от удовольствия покраснели до корней волос. Столько рыбы наловили! А разговоров теперь среди ребят будет! Но Саня и Болд не собирались задирать нос перед ними!  (по Т.Бембееву «Граница детства»).

«Перекресток». Вы успешно справились с заданием. След указывает, что он вышел на дорогу, но столб с указателями упал и все таблички смешались (слайд    ). Чтобы  все восстановить, вам нужно выписать фразеологизм из первого столбика и подобрать к нему синонимичный фразеологизм из второго столбика  карточки №1, то же самое только с антонимами на карточке №2 (учащимся даны карточки с заданием).

карточка №1

1)хоть пруд пруди                         1)куда глаза глядят

2)с пустыми руками                     2)денег куры не клюют.

3)как снег на голову                      3)кто в лес, кто по дрова

4)куда ноги несут                          4)несолоно хлебавши

5)кто во что горазд                        5)как гром среди ясного неба

карточка №2

1)рукой подать                               1)хоть кол на голове чеши

2)на вес золота                               2)душа в душу

3)семь пядей во лбу                       3)на всех парах

4)как кошка с собакой                   4)грош цена

5)в час по чайной ложке               5)у черта на куличках

Физминутка:

Встанем как аршин проглотили.

Проголосуем обеими руками.

Согнемся в три погибели.

Попрыгаем, как заяц.

Дадим задний ход.

Посмотрим друг другу в глаза.

Побъем друг другу челом.

Разведем руками.

А теперь руки в брюки.

Подержим нос по ветру.

Но в ногах правды нет.

Занимайте свои места.

Скоро мы найдем вора. Я бы хотела проверить быстроту вашей реакции, ведь настоящий сыщик должен быть быстрым, ловким и находчивым.

«Я начну, а ты продолжи». Участникам раздаются  сигнальные флажки. Я называю первую часть фразеологизма, а вы должны назвать вторую часть. Кто быстрее поднимет флажок и правильно ответит, той команде начисляется балл (слайды                   )

На все руки(мастер), выносить (сор из избы), держать ухо(востро), как корова (языком слизала), смотреть правде (в глаза), бросать(слова на ветер),попасть (впросак), всыпать по первое(число).

Отлично, вы все показали быструю реакцию. Но настоящий сыщик должен обладать не только быстрой реакцией, но и энциклопедическими знаниями. «Воображариум». Вам дома надо было написать историю происхождения  фразеологизма: вернемся к нашим баранам, козел отпущения, у разбитого корыта, довести до белого каления, собака на сене, гордиев узел.

Анонимный источник сообщил, что вор скрылся в доме, окруженном высоким забором с воротами( слайды         ). На воротах необычный кодовый замок .

«Ромашка». На доске два цветка со значением «много» и «мало». Ученикам розданы лепестки от цветов с фразеологизмами. Вам надо выбрать и прикрепить к цветку лепестки с фразеологизмами с соответствующим значением.

Много: хоть лопатой греби, сколько душе угодно, видимо-невидимо, через край, непочатый край как собак нерезаных, выше крыши.

Мало: с гулькин нос, кот наплакал, негусто, раз-два и обчелся, воробью по колено, в обрез, самая малость.

Молодцы, вы открыли ворота и мы в таинственном доме, где прячется преступник (слайд     ).

Осталось последнее задание и наш вор пойман.

«Шифровка». Каждому участнику дается листок с заданием. Вам нужно путем математических решений вычислить какой фразеологизм зашифрован.    

 1) крит — р + айс + края — р

граф — ф + мрот — р + а = китайская грамота

  1. нево — во

 ротб — т + крого — р

депся — п + тарк — ар + а = не робкого десятка

  1. всти — с + рад — д + сть — с

очр — р + вит — т =втирать очки

  1. год — д + вор + жить — ж

зала -ла

игло- ио +а + за= говорить за глаза

  1. мо + кот — от + ра + я

ку+ ру-у+мир-мр+ца=мокрая курица

  1. за +мороз-оз+шить-ш

черт-т+воз-оз+ярч-р+ка= заморить червячка

  1. один-и+им

мирт-т+ом

мало-ло+зар-р+вны-в=одним миром мазаны

  1. пав-в+ль+чиф-ф+ки

обир-ир+лижер-р+шь

  1. усиш-си+и

разо-о+весы-ы+ирли-р=уши развесили

  1. морз — з +о + чисть — с

гро-р+лфо-ф+вру-р=морочить голову

  1. порт-рт+паж-ж+лирсь-р

над-д

урду-ру+очи-и+ку=попались на удочку

Умницы, вор пойман, украденное найдено. Чтобы мы могли увидеть вора, вам нужно назвать как можно больше фразеологизмов о голове, глазах, ушах, носе, рте, ногах и руках (слайд        ).

Рефлексия. Что вы узнали во время нашего расследования о фразеологизмах?(учащиеся дают ответы).

Оцените себя и ваших одноклассников при помощи фразеологизмов.

Отлично. Шерлок Холмс в восторге от ваших знаний, смекалки и находчивости и хочет всех вас в свое агентство. Но также он отметил наиболее активных, умных и находчивых ребят. Вы награждаетесь значками сотрудника детективного агентства «Шерлок Холмс».

Д\з.  Придумать и написать рассказ о Шерлоке Холмсе и фразеологизмах.

«Лицедеи»

1)ломать голову                    1)зарубить на носу

2)намылить шею                   2)прикусить язык

3)в рот воды набрал              3)попасть не в бровь, а в глаз

           Сломя голову                           как сельдь в бочке              

          ни свет ни заря                  звезд с неба не хватает            

           одним махом                              точить лясы  

 зимой снега не выпросишь          верста  коломенская

карточка №1

1)хоть пруд пруди                     1)куда глаза глядят

2)с пустыми руками                 2)денег куры не клюют.

3)как снег на голову                 3)кто в лес, кто по дрова

4)куда ноги несут                     4)несолоно хлебавши

5)кто во что горазд                   5)как гром среди ясного неба

карточка №2

1)рукой подать                                  1)хоть кол на голове чеши

2)на вес золота                                  2)душа в душу

3)семь пядей во лбу                          3)на всех парах

4)как кошка с собакой                      4)грош цена

5)в час по чайной ложке                  5)у черта на куличках

Хоть лопатой греби  

             Сколько душе угодно

  Видимо-невидимо         Через край

                Непочатый край

                  Как собак нерезаных

                  Выше крыши

 С гулькин нос      Кот наплакал

                   Раз-два и обчелся

Воробью по колено          В   обрез

    Самая малость                Негусто

             После дождичка в четверг

                   Буря в стакане воды

 Белая ворона         Бирюком жить

                   Волк в овечьей шкуре

                     Витать в облаках

 Съесть пуд соли        На краю земли

                     Кинуться очертя голову

                 Один в поле не воин

                     Язык без костей

   С малых лет      От мала до велика

крит — р + айс + края — р

граф — ф + мрот — р + а =

нево — во

 ротб — т + крого — р

депся — п + тарк — ар + а =

всти — с + рад — д + сть — с

очр — р + вит — т =

год — д + вор + жить — ж

зала — ла

игло — ио +а + за=

мо + кот — от + ра + я

ку+ ру — у + мир — мр + ца=

за +мороз — оз + шить — ш

черт — т + воз — оз + ярч — р + ка=

один — и+им

мирт — т+ом

мало — ло + зар — р + вны — в=

пав — в + ль + чиф — ф +ки

обир — ир + лижер-р+шь =

усиш-си+и

разо-о+весы-ы+ирли-р=

морз — з + о + чисть — с

гро — р + лфо — ф + вру — р=

порт — рт + паж — ж + лирсь — р

над — д

урду — ру + очи — и + ку =

набрать в рот воды, проглотить язык, спустя рукава, точить лясы, бить баклуши, сложа руки, плевать в потолок, работать в поте лица,мастер на все руки, ломать спину, вертеться как белка в колесе, навострить глаза, слушать во все уши,

в поте лица, не покладая рук, засучив рукава, не разгибая спины. ю не ударить в грязь лицом, зарубить на носу, смотреть в оба

Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: «Этот удивительный мир…. фразеологизмов» | План-конспект урока по русскому языку (6 класс):

Тема:           «Этот удивительный мир … фразеологизмов»

Тип урока: открытие нового знания

Вид  урока: урок-путешествие

Цели:

  1. Сформировать представление о способе выбора фразеологизмов как устойчивых оборотов речи, показать их значение в речи.
  2. Развивать навыки работы с фразеологическим словарём
  3. Тренировать мыслительные операции, развивать речь, умение действовать по алгоритму и работать в группе, самостоятельно изучать материал, формировать творческие способности.
  4. Обогащать словарный запас учащихся.
  5. Воспитывать любовь к родному языку.

Задачи:

  • углубить представление о наличии в русском языке особого рода словосочетаний — устойчивых выражений, смысл которых не определяется значениями входящих в них слов;
  • «упражнять» в установлении значений фразеологизмов, в синонимической замене одним словом или сочетанием слов, в употреблении фразеологизмов в речи

Планируемые результаты:

Предметные:

обучающиеся научатся: раскрывать смысл фразеологизмов, уместно употреблять их в речи, выявлять образность русских устойчивых выражений.

Личностные: осознавать эстетическую ценность русского языка.

Метапредметные.

Регулятивные УУД: уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать успешность достижения целей учебной деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД: уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, сотрудничать с учителем и сверстниками, точно и с достаточной полнотой выражать своё мнение. 

Познавательные УУД: уметь систематизировать материал, полученный на уроке, ориентироваться в учебнике, находить, обрабатывать и использовать нужную информацию для решения проблемы.

Оборудование: Русский язык.  6 класс: учебник для общеобразоват. организаций: в 2 ч. Ч. 1 /авт.- сост. Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов и др.

Маршрутные листы, раздаточный материал (карточки с заданиями), цветные сигнальные карточки, фразеологический словарь русского языка, наглядно-демонстрационный материал («фразеологизмы в картинках»).

Фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и его… богатство.

В.Г. Белинский

Ход урока:

1. Организационный момент

Учитель: «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Я рада видеть Вас в добром здравии.  

Мы пришли сюда учиться, а не спать и не лениться.

Итак, давайте вспомним, над какими темами мы трудились в последнее время? (Называют). На сегодняшнем уроке мы совершим   увлекательное путешествие в необыкновенный и загадочный  мир. А вот что это за таинственный мир, узнаем из темы нашего урока, которая называется так… Как видите, одно слово в ней пропущено. А восстановить его нам поможет высказывание Белинского В.Г. (читаем и разбираем).  Итак, ребята, с какими языковыми единицами мы  сегодня познакомимся? Правильно, — с фразеологизмами. Но сегодня вы не просто ученики 6 класса, а настоящие путешественники, и не просто путешественники, а путешественники-лингвисты, которые все свои наблюдения будут вносить в именные маршрутные листы, лежащие на столах у каждого из вас.

В них также указанные станции, где мы будем останавливаться.

Оформим М.Л.: запишем в М.Л. тему урока и эпиграф.

Учитель: «Ребята, мы не будет сидеть сложа руки, лить крокодиловы слёзы, испытывать панический страх, а возьмём себя в руки, засучим рукава и немного поломаем голову. Готовы? Тогда в путь».

Учитель: «Мы прибываем на первую станцию. Что это за станция. (Отвечают). Правильно.  Станция «Ознакомительная»».

2. Самоопределение к деятельности.

Учитель: «У каждого из вас на столах лежат листочки со стихотворением. Ваша задача — прочитать его, понять, о чём идёт речь.

3. Целеполагание.

Учитель: «Ребята, всё ли вам было понятно? Давайте выпишем эти непонятные слова в М.Л., попытаемся их объяснить.

4. Работа над новым материалом.

Учитель: «Молодцы, ребята, справились с этой работой. А теперь давайте разберём первое предложение у доски. (Выходит один ребёнок к доске и разбирает предложение). Давайте подумаем, можем ли мы изменить какое-то слово в обороте, подобрать близкое или противоположное по значению слово. Ангелина, попытайся сделать вывод о фразеологизмах как особых речевых оборотах (слова в них нельзя заменить, являются одним членом предложения, заменяются либо одним слово, либо сочетанием слов). Молодец! Не забывайте, друзья мои,  что вы лингвисты, поэтому в своём М.Л. сейчас каждый из вас напишет, что он понимает под словом «фразеологизм».

Учитель: «Итак, ребята, наше путешествие продолжается. И вот мы с вами прибыли на станцию «Учебную». Здесь нас встречает верный друг и помощник всех учёных людей — учебник. Давайте  откроем учебник, найдём параграф 29 и прочитаем, что же такое фразеологизмы. (Читает один человек). А теперь сравните своё определение с определением авторов учебника. Похоже? Зачитаем несколько определений, данных вами. (Зачитывают).

Итак, ребята, вы познакомились с новым для вас научным термином. А сейчас обратимся к упражнению перед правилом. Прочитаем задание и выполним его, сделав вывод об особенностях употребления фразеологизмов.

Учитель: «Ребята, наше путешествие продолжается.

Но мы очень устали, ломая голову над сложными вопросами и заданиями, и еле-еле добрались до станции «Физкультурная», где можем немного отдохнуть».  (Физминутка).

Учитель: «Отдохнули? Можем двигаться дальше? А сейчас мы прибываем на станцию «Познавательную». У всех нас есть верный друг и помощник, который может ответить на любой вопрос. Именно он подскажет, что обозначает фразеологизм или иной оборот речи. А о ком идёт речь, вы узнаете, отгадав загадку: «Любой он речи государь — наш всезнающий … словарь» .

Правильно, это словарь. Мы знаем довольно много разных словарей, а сегодня познакомимся ещё с одним — с фразеологическим. (Демонстрирую). Давайте найдём  в нём фразеологизм «бить баклуши» и узнаем его значение

(Читает словарную статью ученик).

Учитель: «Ребята, надо торопиться. Соберём все свои силы и продолжим путешествие. Наша следующая станция какая? Правильно, станция «Художественная». Ох уж эти фразеологизмы! Какими они могут быть разными! И сейчас мы с вами попытаемся узнать фразеологизм по рисунку.

В своих М.Л. вы должны будете записать отгаданный фразеологизм и объяснить его значение.

(Учитель показывает 5-6 картинок).

Работа в группах

Учитель: «Ой, ребята, мы, кажется, увлеклись разглядыванием фразеологизмов, а ведь нам надо двигаться дальше. В путь! Внимание, мы прибываем на станцию «Исследовательскую», где находится научно-исследовательская фразеологическая лаборатория. Вы, наверное, знаете, что там работают учёные, но не поодиночке, а небольшими группами. Как вы думаете, для чего? (Ответы учеников). Мы ведь с вами тоже учёные? А если так, то также будем работать в группах по 4 четыре. Каждая группа получит свои задания, которые надо выполнить за определённое время (8 минут). Я предлагаю ведущему научному сотруднику выбрать одно сложное задание (Оранжевое),  а каждый член группы выберет задание для себя (Зелёное). Все результаты исследования вы должны внести в М.Л. Позже один научный сотрудник от каждой группы озвучит результаты исследования.

По истечении времени ученики зачитывают ответы.

5. Подведение итогов урока. Рефлексия

Учитель: «Ребята, наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось? Мне тоже. Давайте вспомним, с какими речевыми оборотами вы сегодня познакомились? Что вы о них узнали? В чём вы испытывали трудности?

А сейчас каждый из вас оценит свою работу на уроке, используя фразеологизмы, наклеенные на зелёные и серые кружочки. Вы должны будете поднять соответствующую карточку — «засучив рукава, в поте лица, ломать голову» или «спустя рукава, валять дурака, бить баклуши».

Учитель: «Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу нашего путешествия  мы устали, но не вышли из себя, а продолжили работу. Сегодня ни один из учеников не тянул кота за хвост.

Молодцы, ребята! Спасибо!

Оценивание.

Домашнее задание.

1) Продолжить составлять свою книжку фразеологизмов с иллюстрациями.

2) Выписать из произведений художественной литературы 5 фразеологизмов, подобрать к ним синонимы и антонимы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *