cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

План рассказа кот ворюга паустовский – как составить план и озаглавить части рассказа «Кот-ворюга»?

План рассказа Кот ворюга Паустовского

  1. Ночной воришка
  2. Проделки кота
  3. Ловля проказника
  4. Помилование
  5. Новая жизнь кота

Пересказ по плану

Как-то раз любителям природы – рыбакам, на голову свалилась одна проблема. Это был наглый кот, который каждую ночь постоянно что-то подворовывал у них. Наши герои были в отчаянии и не могли решить, что же с ним делать. Сложность была в том, что они никак не могли не то что поймать, так даже увидеть его было проблематично, так как он ловко прятался в темноте.

Терпение рыбаков постепенно подходило к концу. Он постоянно крал продукты у рыбаков и совершал другие пакостные дела, которые так им не нравились, что после очередной проделки они все-таки решились поймать его. Было не сложно так как они смогли загнать его в угол и в дальнейшем дело было за малым. Это заняло некоторое время, но все же в итоге они смогли поймать надоедливого воришку.

После поимки они хотели наказать его, но тут за него вступился маленький мальчик, он посоветовал им помиловать и накормить воришку. Наши герои именно так и поступили и после этой трапезы кот уснул. После пробуждения он очень сильно изменился.

Теперь уже не было былого воришки, а вместо него появился благородный кот, который следил за порядком и поставил на место кур, которые постоянно подворовывали кашу со стола. После всех этих добрых дел наши рыбаки решили дать коту новое прозвище и стали называть его Милиционером.

Также читают:

Картинка к сочинению План рассказа Кот ворюга

Популярные сегодня темы

  • Характеристика и образ Сотникова в повести Быкова Сотников сочинение

    Повесть В. Быкова «Сотников» написана в 1969 году. Первоначально произведение имело название «Ликвидация». Быкова волновали нравственные проблемы

  • Сочинение на тему Внутренний мир человека рассуждение 9 класс 15.3 ОГЭ

    Есть много шуток и забавного интеллектуального юмора про богатство внутреннего мира и наличие этого мира как такового. Люди, которые считают человека не более чем просто немного более развитым приматом, вообще не видят в нем

  • План повести Левша Лескова

    У Лескова имеется огромное количество разных произведений. Но сегодня мы рассмотрим произведение «Левша», которое изучается в школе, и составим план по нему.

  • Сочинение-рассказ Стёпа дрова колет по картинке 6 класс упр 517

    На картинке мы можем видеть, как неумело мальчик рубит дрова. Сразу видно, что никто не учил его этому и взялся он за это дело в первый раз.

  • План сказки Соловей Андерсена 4 класс

    У китайского императора были чудесные владения: фарфоровый дворец, прекрасный сад, и за ним дремучий лес, где жил соловей, прославившийся своим пением на весь свет.

sochinimka.ru

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме: Конспект занятия. Чтение рассказа Паустовского «Кот Варюга»

Конспект занятия. Чтение  рассказа       К.Г. Паустовского  «Кот – ворюга».

Задачи:

1.Знакомство с творчеством К.Г.Паустовского;

2.Развивать умение анализировать прочитанное.

3.Развитие навыков связной речи.

Ход  занятия.

Сегодня   мы познакомимся с произведением К.Г.Паустовского. Название произведения я говорить вам не буду, вы попробуйте догадаться сами. Первое слово вы узнаете, разгадав загадку:

Острые ушки, на лапках подушки,

Усы, как щетинка, дугою спинка,

Днём спит, на солнышке лежит.

Ночью бродит, на охоту ходит.  (кот)

Ответы детей

Первое слова в заголовке — кот. Второе слово вы узнаете, если внимательно послушаете начало произведения и назовете кличку кота.

Чтение первого и второго абзацев

«Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось, наконец, установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.

Это был кот, потерявший всякую совесть, кот — бродяга и бандит.

Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей».

 

Сегодня  мы с вами познакомимся с произведением «Кот – ворюга» Паустовского.

Чтение произведения.

Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось, наконец, установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.

Это был кот, потерявший всякую совесть, кот — бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой.

Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей.

Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали. Мы ходили около них и ругались, но рыбная ловля все равно была сорвана.

Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота.

Деревенские мальчишки помогали нам в этом. Однажды они примчались и, запыхавшись, рассказали, что на рассвете кот пронесся, приседая, через огороды и протащил в зубах кукан с окунями.

Мы бросились в погреб и обнаружили пропажу кукана; на нем было десять жирных окуней, пойманных на Прорве.

Это было уже не воровство, а грабеж средь бела дня. Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки.

Кот попался этим же вечером. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу.

Мы начали трясти березу. Кот уронил колбасу, она упала на голову Рувиму. Кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл.

Но спасения не было, и кот решился на отчаянный поступок. С ужасающим воем он сорвался с березы, упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом.

Дом был маленький. Он стоял в глухом, заброшенном саду. Каждую ночь нас будил стук диких яблок, падавших с веток на его тесовую крышу.

Дом был завален удочками, дробью, яблоками и сухими листьями. Мы в нем только ночевали. Все дни, от рассвета до темноты, мы проводили на берегах бесчисленных протоков и озер. Там мы ловили рыбу и разводили костры в прибрежных зарослях.

Чтобы пройти к берегу озер, приходилось вытаптывать узкие тропинки в душистых высоких травах. Их венчики качались над головами и осыпали плечи желтой цветочной пылью.

Возвращались мы вечером, исцарапанные шиповником, усталые, сожженные солнцем, со связками серебристой рыбы, и каждый раз нас встречали рассказами о новых босяцких выходках рыжего кота.

Но, наконец, кот попался. Он залез под дом в единственный узкий лаз. Выхода оттуда не было.

Мы заложили лаз старой рыболовной сетью и начали ждать. Но кот не выходил. Он противно выл, как подземный дух, выл непрерывно и без всякого утомления.

Прошел час, два, три… Пора было ложиться спать, но кот выл и ругался под домом, и это действовало нам на нервы.

Тогда был вызван Ленька, сын деревенского сапожника. Ленька славился бесстрашием и ловкостью. Ему поручили вытащить из-под дома кота.

Ленька взял шелковую леску, привязал к ней за хвост пойманную днем плотицу и закинул ее через лаз в подполье.

Вой прекратился. Мы услышали хруст и хищное щелканье — кот вцепился зубами в рыбью голову. Он вцепился мертвой хваткой. Ленька потащил за леску. Кот отчаянно упирался, но Ленька был сильнее, и, кроме того, кот не хотел выпускать вкусную рыбу.

Через минуту голова кота с зажатой в зубах плотицей показалась в отверстии лаза.

Ленька схватил кота за шиворот и поднял над землей. Мы впервые его рассмотрели как следует.

Кот зажмурил глаза и прижал уши. Хвост он на всякий случай подобрал под себя. Это оказался тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.

Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил:

— Что же нам с ним делать?

— Выдрать! — сказал я.

— Не поможет, — сказал Ленька. — У него с детства характер такой. Попробуйте его накормить как следует.

Кот ждал, зажмурив глаза.

Мы последовали этому совету, втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, заливное из окуней, творожники и сметану.

Кот ел больше часа. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас и на низкие звезды зелеными нахальными глазами.

После умывания он долго фыркал и терся головой о пол. Это, очевидно, должно было обозначать веселье. Мы боялись, что он протрет себе шерсть на затылке.

Потом кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел.

С этого дня он у нас прижился и перестал воровать.

На следующее утро он даже совершил благородный и неожиданный поступок.

Куры влезли на стол в саду и, толкая друг друга и переругиваясь, начали склевывать из тарелок гречневую кашу.

Кот, дрожа от негодования, прокрался к курам и с коротким победным криком прыгнул на стол.

Куры взлетели с отчаянным воплем. Они перевернули кувшин с молоком и бросились, теряя перья, удирать из сада.

Впереди мчался, икая, голенастый петух-дурак, прозванный «Горлачом».

Кот несся за ним на трех лапах, а четвертой, передней лапой бил петуха по спине. От петуха летели пыль и пух. Внутри его от каждого удара что-то бухало и гудело, будто кот бил по резиновому мячу.

После этого петух несколько минут лежал в припадке, закатив глаза, и тихо стонал. Его облили холодной водой, и он отошел.

С тех пор куры опасались воровать. Увидев кота, они с писком и толкотней прятались под домом.

Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож. Он терся головой о наши ноги. Он требовал благодарности, оставляя на наших брюках клочья рыжей шерсти.

Мы переименовали его из Ворюги в Милиционера.

Хотя Рувим и утверждал, что это не совсем удобно, но мы были уверены, что милиционеры не будут на нас за это в обиде.

Физкультминутка. Предложить детям показать кошек с разными характерами.

  Беседа  по содержанию рассказа.

Вопрос:  За какие проделки так назвали Кота?

Вопрос:   Какой смысл  имеет слово ворюга в рассказе?

Давайте вспомним, каким был кот в начале рассказа и в конце.

Вопрос: Как вы думаете, почему кот перестал воровать?

Вопрос: Как вы думаете этот рассказ весёлый или грустный? Почему так решили?

В народных сказках животные обладают, как правило, постоянной характеристикой: заяц – трусливый, лиса – хитрая, волк – жадный, медведь – неуклюжий. А вот к коту отношение неоднозначное. В одних сказках он называется уважительно, по имени-отчеству – Кот Котофеич. В других – помощник тёмных сил (обычно Бабы Яги). Как правило, кот находчив, независим. Это животное стало героем сказки Р. Киплинга “Кошка, которая гуляет сама по себе”, Ш. Перро “Кот в сапогах”, басен И. Крылова, сказа П. Бажова “Серебряное копытце”.

Во всех произведениях кот уверен в себе, решителен, независим.

 

Вопрос: Каким вы увидели кота в начале рассказа

Портрет         

Рыжий, разорвано ухо, отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно-рыжий, белые подпалины на животе, нахальные глаза

Поведение, характер

Обворовывал, ловко прятался, потерял совесть, бродяга, бандит, бандитские проделки, грозно выл, отчаянный поступок, ужасающий вой, босяцкие выходки, притворно выл, как подземный дух, ругался под домом, издавал хищное щёлканье, вцепился мёртвой хваткой, отчаянно упирался, характер такой с  

Вопрос: А как, по-вашему, относится к нему автор?

В словах автора слышится, скорее всего, изумление, удивление, а в конце рассказа – даже восхищение. Ведь кот, от которого не ждали ничего хорошего, «даже совершил благородный и неожиданный поступок»: наказал петуха, наглым образом воровавшего кашу.

Вопрос: Что же побуждает кота на столь внезапное проявление благородства?

Бывший ворюга добром платит за добро: за воровство его не наказали, его накормили и попытались перевоспитать. Мудрым в этой ситуации оказался мальчик Лёнька. Он понимает, что наказание кота не исправит, и предлагает путь добра.

Как же изменился кот?

        Поведение, характер

        фыркал и терся головой об пол (означало веселье)

        мирно захрапел

        совершил благородный и неожиданный поступок

        дрожал от негодования

        передней лапой бил петуха

        ходил как хозяин и сторож

        требовал благодарности

Вы наверно обратили внимание, что в рассказе не показано, как кот изменился внешне?

Это не важно, главное – его поведение. Теперь кот не просто сам соблюдает порядок, но и следит за дисциплиной во дворе. Это не значит, что кот стал ручным и совсем уж домашним: “ходил по дому и саду, как хозяин и сторож”, “требовал благодарности”. Оставшись таким же самоуверенным, всю силу своего характера он направляет на добрые дела.

 

                                                Какой он стал, ребята? (на доске: довольный, веселый, доверчивый, добрый)

Итог: Как вы думаете, для чего Константин Паустовский написал этот рассказа? Он хотел, чтобы мы поняли одну очень важную вещь, какую? (Изменило кота – добро людей)

 

nsportal.ru

Урок К. Паустовский «Кот — ворюга»

Тема: К. Паустовский « Кот — ворюга».

                                       Составление портрета героя.

Цели:

1.      Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову;

2.      Развивать творческие способности детей, устную речь, расширять словарный запас;

3.      Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Ожидаемые  результаты:

1.      Осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы;

2.      Оформлять свою мысль в речевое высказывание;

3.      Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст.

Ход урока.

 

I. Организация класса.

 

II. Работа над восприятием текста.

 

                  Беседа о прочитанном.

 

—   Чей портрет вы видите? Расскажите что запомнили о нем .                                         (К. Паустовский) Биография Паустовского.

         Паустовский родился в Москве. Годы детства он провёл в семье деда и бабушки в Украине. Он окончил  Первую киевскую гимназию, Киевский университет, поступил в Московский университет, но не окончил его. Он сменил множество профессий: был вагоновожатым, санитаром, учителем, рабочим, журналистом, познавал жизнь и собирал материал для своих будущих книг.

     Тринадцать последних лет своей жизни Константин Георгиевич Паустовский провел в Тарусе, маленьком при окском городке Средней России, где он пользовался уважением и любовью жителей, стал первым «почетным гражданином» города. Над обрывом  реки Таруски стоит в саду бревенчатый дом, половина которого принадлежала К.Г. Паустовскому  (слайд).

    Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями, написал много произведений (слайд).

     Все герои произведений Паустовского – добрые, чуткие, отзывчивые люди, которые понимают и сердцем чувствуют природу. Его рассказы для детей полны

—    Какие произведения этого автора вы знаете?                (выставка книг)

—    О ком и о чем писал К. Паустовский?                            (о природе, о животных)

—    Зная его произведения, что вы можете сказать об авторе?  Каким он был

человеком?                                         (наблюдательным, добрым, т. д.)

—    С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (« Кот – ворюга» ) Что значит это слово? Какие однокоренные слова можно подобрать? 

               — Сравните слова: «вор», «воришка», «ворюга», «хитрюга» (слайд).

               — О ком так говорят? Какой оттенок у этого слова?

          (Грубоватый, в слове  чувствуется отрицательное отношение автора.  Говорит презрительно о том, кто совершает кражи).

—     Кто заметил особенности этого рассказа?  (этот рассказ

       1) написан от имени автора, т. е. К. Паустовский что видел, то и описывал (наблюдательность автора ),

       2) главный герой не человек, а животное – кот.) (детские рисунки кота (Рассказ детей по своим рисункам.)

—  Какие чувства возникли коту по мере прочтения рассказа?

 

Краткий пересказ по опорным словам.                  Кот

                  Воровал

                  Попался

                  Накормили

                  Перестал воровать

                  Хозяин и сторож                       

Кот  сначала (что делал)?

                         Воровал     (затем он…)

                                   Попался (что с ним сделали)?

                                             Накормили (как он себя повёл)?

                                                      Перестал воровать (кем он стал для хозяев)?

                                                              Хозяин и сторож.

Итог: вместо расправы и наказания за воровство-

замечательный ужин.

 

 

Работа со шляпами.

 

 

 

 

(примерный план рассказа: 1. Кот-ворюга.

                                            2.Таинственный дом.

                                            3.Попался!

                                            4.Кот-милиционер.)

        

         Словарная работа.

I. часть — за глаза

III. часть – мертвая хватка

— Объясните, как вы понимаете эти выражения. Жанр произведения. Обложка.

 

IV. Работа над темой урока.

 

Постановка темы урока.

— Сегодня на уроке мы попробуем составить полную характеристику главного героя-кота.

 

Характеристика героя.

— В рассказе К. Паустовского описание кота дается в разных местах.

— Попробуйте найти эти части описания (детали) и составить полный устный портрет героя. 1 группа:

1) Найдите в тексте описание внешнего вида кота-ворюги. Почему он так выглядит? Какие чувства вызывает у вас это животное?

2) На каком рисунке, на ваш взгляд, наиболее точно изображен кот-ворюга? Объясните свой ответ.

 

 

Выборочное зачитывание. — «у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста»;

         — «он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб»;

         — «почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота»;

         — «кот попался этим же вечером»;

         — «кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл. Но спасения не было, и кот решился на отчаянный поступок. С ужасающим воем он сорвался с берёзы, упал на землю»;

         — «кот, дрожа от негодования, подкрался к курам»;

         — «кот ел больше часа, а потом перевернулся на спину и мирно   захрапел…».

(На доске появляются два рисунка кота)

                            — бродяга, беспризорник;

                            — дикий, отчаянный, грозный;

                            — боится наказания – трусливый.

 

 

                            — благородный,

                            — ласковый,

                            — грозный.

.

Если вы согласны с утверждением, встаньте и поднимите руки вверх. Если не согласны с утверждением, то присядьте за парту.

— У него бесшумная походка.

— Прекрасный нюх.

— Умывается собственной лапой.

— Хорошо видит в темноте.

— Называют другом человека.

— Любит гулять сам по себе.

— Дружит с собаками.                                                                             Выборочное чтение. — Подходит ли эта  пословица  к этому тексту:

Добро всегда добром возвращается.

— Какова главная мысль этого произведения?

— Написав это произведение, Паустовский хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь:

Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота.

V. Итог урока.

 

— Итак, прочитав рассказ, что вы можете о нем сказать?

— Как охарактеризовать его?

а) весёлый,                    каждую данную характеристику дети подтверждают

б) поучительный          словами текста

 в) страшный,

 г) грустный,

 д) интересный,

 е) необычный.

— Какие еще герои есть в рассказе? ( Лёнька,  Рувим и автор)

— Какова их роль?

— Какими чертами характера автор наделил людей? (доброта, забота о животных, жалость)

— Какова главная мысль рассказа? (любовь к животным, гуманизм,

                                                      воспитывать можно и добром, и лаской)

— Как вы думаете, почему кот перестал воровать?

 

Работа над скоростью.                                                                                         Продолжите фразу: Сегодня на уроке…

Было интересно..

Я понял, что ..

Мне захотелось …

Урок дал мне для жизни ..

Трудно было ..

Я почувствовал …

Я научился …

Я смог …«

 

Продолжить фразы:

-Быть добрым- это значит…

-Быть добрым легко…..

-Быть добрым тяжело….

 

 

 Выставление оценок в оценочных листах.

VI. Домашнее задание.

 

-Написать письмо 1 группа – коту-ворюге,

2 группа – ребятам из рассказа,  3 группа – автору,   

4 группа – всем людям.

-Какой совет вы бы хотели им дать?

 

Используемая литература                                                             

1. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в 3 классе: Методическое пособие.-М.: Вентана-Граф, 2010

2. Литературное чтение:  3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч 2/[ авт.-сос.: Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова].-М. Вентана-Граф, 2010

3. http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=153416593-71-72&n=21

4. http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=55441636-39-72&n=21

 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему: К. Паустовский «Кот-ворюга» 3 класс

Тема: « Изучение произведения К. Г.Паустовского «Кот-ворюга».

Цели  урока:

После урока учащиеся смогут:

1. освоить главную идею произведения

(  добро всегда добром возвращается.)

2.дать оценку поступкам кота.

3.объяснить, что такое олицетворение, контраст (описание внешности кота в начале рассказа и в конце), кукан с окунями, погреб, Прорва, тесовая крыша, лаз.

 Развитие  воображения и мышления в процессе читательской деятельности, анализа произведения.

Ход урока

  1. Организационный момент

Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.

  1. Проверка домашнего задания

На доске портрет К.Г. Паустовского.

— Вспомните, что вы знаете о Паустовском, и подберите слова или выражения, которые ассоциируются с его именем.

                                               

путешествие по стране

        

Киевская гимназия

 

каждая поездка — книга

любовь к своей земле

глухие леса, реки, озёра

        

(Вспоминая, дети комментируют некоторые события, даты, названия).

  1. Работа над произведением

А) подготовка к восприятию произведения

Поднимите руку, у кого дома есть кот или кошка?

Как он у вас появился?

Какие чувства возникают у вас, когда вы видите своего питомца?

А теперь послушайте, какая история приключилась с котом в рассказе  К.Г. Паустовского «Кот-ворюга».

          Б) первое восприятие

          Учитель читает произведение.

          В) выявление восприятия

      Что понравилось в рассказе?

     Какие чувства вызывает кот? Менялись ли они по ходу чтения ?

     (жалко кота).

          Г) постановка учебной задачи

         Вам кота стало жалко,  а ведь Паустовский назвал его ворюгой.

         Давайте разберёмся, а таков ли кот на самом деле?

           Д)  перечитывание и анализ произведения

1) Чтение 1 части

         Что мы узнали о коте из 1 части? Найдите в тексте его описание.

( Кот , у которого разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза.)

           О каких поступках узнали? ( Обворовывал, ловко прятался, воровал все, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.)

Какой вывод из всего сказанного мы можем сделать?

( Он описан как хулиган, боец).  

 Правильно, результат этого отражён  в строках описания внешнего вида кота. Видны результаты  борьбы. Видимо кот не раз получал за свои проказы, воровство.          

Какие чувства вызывает кот?( Мне жалко кота. А мне не жалко, он воровал)

         Как автор называет кота?( бродяга и бандит, ворюга)

        Чье мнение выражает автор?( Своё)

         Что означает слово вор?( это , тот кто крадёт)

         А ворюга? ( так говорят презрительно о том, кто совершает кражи).

Что использует автор, для описания поступков?    

(Для описания поступков использованы глаголы действия. )

Паустовский оживляет кота (использует приём олицетворение), он наделяет его качествами человека, сравнивая его с мальчишкой-хулиганом, забиякой. Если бы мы прочитали только описания поступков, действий, не зная, что это совершал кот, мы бы решили, что всё это делает мальчик-хулиган.

Что сделал кот напоследок?

Как называет автор его последний поступок? ( отчаянный)

Почему он так называет?( спасения не было)

Как вы думаете, почему кот так ведет себя? Какой образ  кота создаёт автор?(образ наглого бродяги, он ведёт себя так, чтобы выжить)

Правильно, Паустовский создаёт образ нахального кота, который готов на всё, даже на самый отчаянный поступок. Кот бездомный, у него нет хозяев, он никому не принадлежит и никому не нужен. Поэтому он и ведёт бродячий, воровской образ жизни, другого пути у него быть не может. Так он ведёт себя, чтобы выжить. Это и есть мотив его поступков — желание выжить, будучи никому ненужным.

   Найдите в тексте слова, значение которых вам непонятно и подчеркните их.

        кукан с окунями – бечевка, на которую надевают под жабру и в рот пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду, чтобы не умерла.

        погреб – устроенная и покрытая яма для хранения съестных припасов.

        Прорва – у Паустовского — название реки

Физкультминутка про кота.

 Если вы согласны с утверждением, встаньте и поднимите руки вверх. Если не согласны с утверждением, то присядьте за парту.

— У него бесшумная походка.

— Прекрасный нюх.

— Умывается собственной лапой.

— Хорошо видит в темноте.

— Называют другом человека.

— Любит гулять сам по себе.

— Дружит с собаками.  

2) Чтение второй части

Вспомните, что такое пейзаж в художественном произведении?

( Пейзаж-описание природы)

Правильно, молодцы!

Что в рассказе Паустовского является пейзажем?

Найдите и прочитайте пейзажную зарисовку.

(В рассказе Паустовского к пейзажной зарисовке относится лишь описание старого заброшенного дома.)

Как вы думаете, почему именно заброшенный дом?

Есть связь между домом и котом?

(дом заброшенный и кот беспризорник)

 Что означает слово заброшенный?( Одинокий)

 Между описанием дома- и главного героя –кота -есть связь.

 Писатель проводит параллель: заброшенный дом- никому не нужный кот. Именно под этим старым домом ищет спасения ворюга.

Какой литературный приём  использует Паустовский, описывая поведение кота? («выл, как подземный дух»)   

Олицетворение – один из художественных приёмов: свойства живого переносятся на неодушевлённые предметы т.е на неживое.

Каким был этот вой, какие чувства он вызывал, почему?.( Этот вой страшный зловещный, тем самым кот даёт понять, что никто с ним не справиться.)_

  Найдите в тексте слова, значение которых вам непонятно и подчеркните их.

Тес – это доски, сделанные из бревен следующим образом: бревна не распиливают пилой, а превращают в доски топором, снимая все лишнее, – обтесывают.

тесовая крыша – крыша из тёса  

лаз —  это отверстие, ход, ведущий куда-то.

3) Чтение 3 части

— Что произошло с котом? (попался)

— Кому поручили вытащить кота?( Лёньке)

— Почему Лёньку позвали? ( Лёнька славился бесстрашием и ловкостью)

—  Есть сходство между Ленькой и котом?(Да, кот тоже славился бесстрашием и ловкостью)

Противопоставляются друг другу два равных соперника — кот и Лёнька.

Кто оказался сильнее?( Лёнька оказывается сильнее в борьбе)

 Почему кот попался?  (Кот попался только из-за своего голода,  жадности)

— Как Ленька вытаскивал кота? Найдите в тексте и прочитайте

 Что помогло Леньке поймать кота? (Смекалка)

После того, как кота вытащили, что удалось как следует  сделать героям?

( Рассмотреть кота)

Как выглядел кот? Прочитайте (Это оказался тощий, несмотря на воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.)

Зачем автор использует описание кота?( чтобы мы тоже хорошенько рассмотрели его).

  Вспомните, какой он был в 1 части?

   Этот прием называется — контраст.,т.е противопоставление.

Какие слова и выражения использует Паустовский, описывая поведение кота, когда его поймали и схватили за шиворот? (Зажмурил глаза, прижал уши; хвост, на всякий случай, подобрал под себя)

-А зачем? Изменилось ли ваше отношение к коту? (сочувствие)

 Правильно, чтобы мы сопереживали ему, показать, что и героям станет его жалко. До сих пор людьми владели чувства, они не видели кота, судили о нём по его проделкам. Он был для них воплощением зла. Но когда они его поймали, то увидели, что кот жалок, тощий, голодный, задумались о том, почему кот всё время ворует.

Вот и наступает самый напряжённый момент — вздуют кота или пожалеют.

— Что предложил сделать Лёнька? Почему он решил, что коту не поможет наказание? (У него характер такой с детства.)

— А что ждал кот?( Наказания)

— Как он повёл себя после того, как его накормили? (Кот сразу переменился: он долго фыркал, тёрся головой о пол (это было веселье кота), растянулся у печки и мирно захрапел.)

Так, чего же не хватало коту?( Внимания, заботы)

4) Чтение 4 части.

     Что значит прижился?(остался жить)

     Какие изменения произошли с котом?( перестал воровать)

     Какой поступок совершил кот?(благородный и неожиданный)

     Что стало причиной событий, в которых кот повел себя благородно?                            (Куры влезли на стол и стали склёвывать кашу)

      Каковы же были действия кота? Прочтите.      

     Как автор описал действия кур?( взлетели с отчаянным воплем,  бросились, теряя перья)

      Прочтите, как автор описывает Петуха?

     (длинноногий дурак, кричит попусту, мчался впереди кур… Петух – трус).

     Что помогает понять, что петух – трус?(Во-первых мчался впереди всех , во-вторых не просто бежал, а мчался)

     Какие качества кота проявились в этом поступке?  (смелость, храбрость .)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

     .Каким предстает кот после демонстрации «благородного  поступка». (он – сторож, хозяин).

Автор показывает только внутренние перемены кота, внешние перемены здесь не имеют важного значения. Его действия направились на благородные дела.

 Зачем кота переименовали в милиционера?  (Кот не только сам перестал воровать, но и не стал позволять этого делать другим, он почувствовал себя нужным) .

Подходит ли ему эта кличка?(Да)            

      Что по этому поводу говорит Рувим?

           

4.Обобщение 

   Что поняли люди?(Нужно по-доброму относиться ко всем окружающим, и тогда они ответят тем же .)

Так что же произошло? Почему так неузнаваемо изменился кот? В чём секрет столь чудесного перевоплощения Ворюги и Бандита в благородного кота?( Кот почувствовал доброту по отношению к себе, он ощутил себя нужным, переменился в ласкового кота)

 Правильно , Молодцы!

-Читая рассказ, у нас постоянно менялось настроение и отношение к коту.

-Сначала вы негодовали, были возмущены поведением кота.

 Потом появилось желание наказать как – то кота за его поступки.

 Но потом – сочувствие, жалость.

— Написав этот рассказ, Паустовский доносит до нас ,читателей ,важную вещь:

— Добро людей, от которых кот ждал лишь привычных побоев и жестокости, изменили его: ужас сменился настороженностью, а затем – доверчивостью. Кот перестал воровать, он ходил, как хозяин и сторож. И люди тоже поняли, что добро всегда добром возвращается.

Ответили мы с вами на вопрос, который возник  в начале урока?

Так, какой же кот?  ( В начале мы кота представляли бандитом, вором, но оказывается кот очень добрый и милый. Он вел себя так от безысходности, чтобы выжить. Кот был никому не нужен. Но когда его накормили приютили, он ответил добротой.

Главная идея этого произведения- добро всегда добром возвращается.

Рефлексия.

Продолжите фразу: Сегодня на уроке…

Было интересно..

Я понял, что ..

Мне захотелось …

Урок дал мне для жизни ..

Трудно было ..

Я почувствовал …                                                                          

Я научился …

Я смог …

5.Домашнее задание.

Подготовьте пересказ от лица кота.

Урок окончен. Всем спасибо.

nsportal.ru

План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему: К.Г.Паустовский «Кот- ворюга»

К.Г. Паустовского» Кот – ворюга».

Цели урока:

1) познакомить с произведением; обучать приёмам работы над художественным произведением так, чтобы видеть детали, «мелочи»; продолжать формирование навыка работы в группах;

2) развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся;

3) воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать, прививать любовь ко всему живому.

Оборудование: тексты рассказа «Кот-ворюга», чистый лист бумаги, проектор, компьютер, экран.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Проверка домашней работы.

Краткий пересказ рассказа « Стальное колечко»

3. Мотивационный этап.

— Сейчас у нас урок литературного чтения и начнём мы его с загадки:

 (слайд 1, 2)

Красив он и строен, длинноус и мохнат.

Он любит мышей, ненавидит собак.

Так вы отгадайте скорей, о ком говорится в загадке моей. (кот)

         — По каким признакам вы отгадали, что это КОТ? А кто увидел отгадку в самом тексте?

4.Вступительная часть урока

— Это известный русский писатель К.Г.Паустовский.

Сообщение учащихся о К.Г.Паустовском с помощью презентации на экране. (слайд 3 — 4)

Ученик. Родился Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине – сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. С 6-го класса гимназии он уже репетиторствовал. После окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью. Мечта реализовывалась в писательстве.

Ученик. (На экране обложки произведений К.Г.Паустовского) (слайд 5)

К писательству привела Паустовского еще его одна черта –любовь к чтению. Как детский писатель Паустовский начал выступать с 1930 года.печатался во многих периодических изданиях для детей. Хотя он не считал творчество для детей своим призванием, однако написал для них много рассказов и сказок.

Паустовский много путешествовал, бывал в разных странах. В предвоенные годы открыл для себя мещерские места и городок Тарусу, где провёл много лет, создав там свои наиболее известные произведения. (На экране мещерские места, виды г. Тарусу) (слайд 6 — 7)

5.Знакомство с произведением.

1.)Словарная работа  (слайд 8 -9)

Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.

Кукан – бечевка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду.

Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.

Плотица – небольшая пресноводная рыба

Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.

Шиворот – за ворот, за воротник.

Подпалины — рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.

Бухало – производить сильный и глухой звук.

Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).

(Правильные ответы и изображения, появляются на экране после вариантов ответа учащихся.)

Прочитайте про себя рассказ и ответьте на вопросы, которые появятся на экране (Слайд 10)

Дети читают.

— О чём этот рассказ?

— От какого слова образовалось слово «ворюга»? (Слайд 11)

— Назовите главных героев рассказа.

Вор-тот, кто крадёт, берёт чужое без разрешения. Ворюга –так говорят презрительно о том, кто совершает кражи.

Ребята могут кратко пересказать сюжет рассказа. Это рассказ о взаимоотношениях людей и кота.

Учитель: Рассказ «Кот-ворюга» написан в этих местах. Он написан от лица рассказчика, горожанина, приехавшего в одиночку в лесную деревушку. (На экране – лесная деревушка)

2.)Работа в группах

Назовите героев рассказа.

(Автор, Кот-ворюга, Рувим, Ленька, Петух и куры)

Дайте каждому из них краткую характеристику. (1 группа готовит рассказ об авторе, 2-я-о коте-ворюге, 3-я-о Рувиме, 4-я- о Леньке, 5-я– о петухе и курах.)

Автор К.Г. Паустовский – писатель. Его любимое занятие-рыбалка. Он очень внимательный: точно передает и описывает всё,что происходит. Автор – добрый человек. Они накормили, пожалели и простили кота.

Кот-ворюга – главный герой рассказа. В начале рассказа он характеризуется как надоевший всем наглый, грязный кот-бродяга и бандит. В конце рассказа кот перестал воровать, стал хозяином и сторожем дома и сада.

Рувим – друг автора произведения. Они вместе рыбачили. Однажды на голову Рувима кот уронил колбасу. Они вместе охотились на кота. Рувим наверное был умным, может быть неуверенным мальчиком, потому что он всё время думал. Например: задумчиво спросил: «Что же нам с ним делать?»,«…Рувим утверждал, что это не совсем удобно…

Дополнительно: Рувим Исаевич Фраерман – писатель и друг Паустовского. Вместе с ним они бродили по лесам и лугам, рыбачили,встречались с местными жителями

Ленька — сын деревенского сапожника. Он славился бесстрашием и ловкостью. Ему поручили вытащить из-под дома кота. Ленька был очень сильным и рассудительным. Он предложил накормить кота.

Куры были жадные. Они объелись червей лежали на солнце и стонали. Они воровали еду у хозяев, пока кот не проучил их. Петух-дурак по имени «Горлач» был предводителем кур. Он так испугался кота, что лежал в припадке, закатив глаза, и тихо стонал.

3.)Выразительное чтение с ответом на вопросы

Учащиеся по одному читают отрывок. Затем те, кто слушал рассказ, задают вопросы по данному отрывку. Опираясь на текст, прочитавшие отвечают на вопросы.

Вопросы могут быть самые разные…

— Отчего люди пришли в отчаяние?

— Как часто кот воровал?

— Каким был кот в начале рассказа?

— Почему его назвали Ворюгой?

— Что воровал кот?

— Почему куры лежали на солнце и стонали?

— Почему герои поклялись поймать кота и вздуть за бандитские проделки?

— Как поймали кота? …..

6. Рефлексия.

  1. — Сегодня мы познакомились с котом. Как его зовут? (кто-то говорит, что  кот-ворюга, а кто-то – Милиционер)

— В рассказе  К.Паустовского кот  внешне преобразился. А какие еще изменения произошли с котом? (Он перестал воровать и стал помогать людям)

— Кто и как помог коту в этом? (Дети. Они накормили кота, и в благодарность он совершил благородный поступок – прогнал кур со стола, тем самым произошло его перерождение в «милиционера»)

— Можем ли мы сказать, что люди совершили волшебство? (Да, можем.)

— В этом и заключается еще одна из тайн преображения кота. Написав этот рассказ, Паустовский К.Г. хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Какую? (Животных надо любить, ухаживать за ними, кормить и не обижать их. Добрый поступок способен изменить характер, не только доброе слово кошке приятно, но доброе действие по отношению к бродячим животным: накормить голодную кошку, собаку (пусть облезлую, с подпалинами, грязную) – ведь это человек довёл её до такого состояния)

 2.)(слайд 12 )

Каждой птице и каждому зверю

     нужна людская доброта.

— Как вы понимаете эти слова?

— А какой вывод вы сделали для себя? (Любить животных, не бросать их в беде. Нести ответственность за них.)

3.)(слайд 13)

  1. Еда и чистая вода должны находиться в двух разных мисках.
  2. Нужно иметь дома специальное приспособление (дощечка, столбик), чтобы кошка могла точить когти.
  3. Необходимо вычёсывать шерсть специальной щёточкой, когда кошка начинает линять.
  4. По улице кошку рекомендуется переносить в специальной просторной клетке, сидя на руках она может испугаться и убежать или начать царапаться.
  5. Нужно показать кошку ветеринару, если она заболеет, надо делать кошке прививки.
  6. Кошке необходима ласка и забота, с ней нужно играть.

4.)Тест-игра «Самый внимательный читатель». (слайд 14 — 15)

— А теперь давайте посмотрим, на сколько внимательны вы были во время чтения, проведём тест-игру «Самый внимательный читатель».

  1. Кот был:

а) серый                  б) белый                в) рыжий

2. Удалось установить, что у кота разорвано ухо:

а) через 2 дня                б) через неделю                в) через 2 недели

3. Хвост у кота был:

а) пушистый                  б) облезлый                в) грязный

4. Чтобы выследить кота потребовалось:

а) месяц                 б) 2 месяца         в) 2 недели

5. Кот полез с колбасой:

а) на дуб                  б) на тополь                 в) на берёзу

  1. Кот свалился с берёзы:

а) как камень                 б) как футбольный мяч                

7. Будил всех:

а) стук яблок                б) стон кота                в) ветер

8. Чтобы заманить кота, Лёнька прицепил:

а) окуня                б) карася                в) плотицу

9. Поесть давали коту:

а) сметану                 б) жареную свинину                в) творожники

10. Кот совершил «благородный и неожиданный» поступок:

а) на следующее утро        б) через день        в) через 2 дня

5.)  А знаете ли вы?

  1) Как человек приручил кошку?

Предполагают, что древние египтяне приручили кошек так. Люди выращивали пшеницу, после уборки урожая хранившееся зерно притягивало к себе мышей и крыс, а за ними приходили и степные кошки. Земледельцы понимали, что дикие зверьки помогают им уберечь хлебные запасы, поэтому сначала терпели кошек, а потом стали постепенно их приручать. Отношения между людьми и кошками становились все более тесными, и, в конце концов, вид стал домашним.Из Египта кошка попала в другие части света. Моряки держали кошек на кораблях, где было много крыс и мышей, и нередко киски сбегали с приставшего в чужой гавани корабля и обосновывались на новой земле.

  2) Почему кошки так часто умываются?

Дело тут не просто в чистоте – кошки постоянно слизывают с себя не столько приставшую к ним грязь, крошки  от еды, сколько собственный запах. Для них это очень важно: кошки и домашние, и дикие,  — охотники. Волки, лисы, собаки тоже охотники! Но охотники охотникам – рознь! Тем, кто ищет добычу, идет по следу не особенно важно, как сильно  они пахнут, а вот тем, кто сидит в засаде, — леопардам, тиграм и обычным домашним кошкам – это очень важно. Ведь если добыча заранее почует опасность, останешься голодным. Часами мытый-перемытый кот, насторожив уши, ждет у мышиной норы. И обязательно дождется своей минуты.

        3) Для чего кошке длинные усы?

Усы, эти длинные волоски, животным просто необходимы. Ими они распознают предметы «на ощупь». Примерно так же, как мы, люди, пальцами. Кошачьи усы – это чувствительные волоски – вибриссы. На латинском «вибрио» значит «дрожание», «колебание». Усы эти необыкновенно чутки: задели, тронули что-то – и животное сразу чувствует: тут ветка, тут дерево, а тут трава.

Итог урока

— Каким вам представляется кот в начале рассказа и в конце рассказа. Они разные? Попробуйте передать это на рисунке.

Домашнее задание: подготовить рассказ от имени кота. (Слайд 16)

nsportal.ru

План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему: К. Г Паустовский «Кот Ворюга»

Данилова Л.Н.          14.04.16

Тема: К. Г Паустовский «Кот Ворюга» 3класс

Цели урока:

1) познакомить с произведением; обучать приёмам работы над художественным произведением так, чтобы видеть детали, «мелочи»; продолжать формирование навыка работы в группах;

2) развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся;

3) воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать, прививать любовь ко всему живому.

Формирование УУД:

Личностные действия: учебно — познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результатов.

— умение выказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции;

-умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией. 

Познавательные действия:

— читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

— находить в тексте ответ на заданный вопрос;

— ориентироваться в содержании учебника;

— обобщать и классифицировать учебный материал;

— формулировать несложные выводы;

— осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;

— подбирать слова-определения для характеристики героев;

— проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

— сочинять небольшие тексты на заданную тему.

Регулятивные действия:

— менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;

— принимать алгоритм выполнения учебной задачи;

— выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их;

— участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;

— работать в соответствии с алгоритмом, планировать и контролировать этапы своей работы;

— корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла;

— осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала ;

— оценивать результаты, работы, организовывать самопроверку;

— соотносить внешнюю оценку и самооценку;

— самостоятельно работать с учебником;

— умение работать в группе.

Коммуникативные действия:

— реализовывать потребность в общении со сверстниками;

— проявлять интерес к общению и групповой работе;

— участвовать в выразительном чтении по ролям;

— эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;

— понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников;

— уважать мнение собеседников;

— высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;

— следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности;

— корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;

— ориентироваться в нравственном содержании понятий: доброта, доброе отношение;

Ход урока

1. Организационный момент.

(приветствие; концентрация внимания; настрой на работу.)

— На уроках чтения мы с вами учимся правильно, сознательно, бегло и выразительно читать. А также красиво говорить, но мы не сможем это сделать, если наш речевой аппарат не будет готов к работе. А в этом нам поможет речевая разминка: (СЛАЙД)

Чёрной ночью чёрный кот

Прыгнул в чёрный дымоход.

В дымоходе чернота.

Отыщи-ка там кота.

2. Актуализация знаний, мотивация, целеполагание.

Сегодня мы будем читать рассказ уже известного нам автора. Встреча с этим писателем и его произведениями поможет нам стать настоящими читателями: чуткими, внимательными, наблюдательными , любящими.

Мы прочитаем рассказ, проведём диалог с автором, понаблюдаем за особенностями авторской манеры письма у К. Г. Паустовского.

— Поставьте цель урока. Закончите предложения:

Узнать… .

Учиться….

Определить….

Развивать….

— Причитайте эпиграф. (Эпиграф: Добро всегда добром возвращается)

— Как вы понимаете эти слова? К концу урока нам предстоит выяснить, какая связь между произведением и эпиграфом.

3. Сведения о писателе.

— Вспомните какие произведения К.Г. Паустовского мы читали?

— Что вам известно об этом писателе?

— Давайте послушаем небольшое сообщение о Паустовском.

             Родился Константин Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине – сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. С 6-го класса гимназии он уже репетиторствовал. После окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью. Мечта реализовывалась в писательстве. К писательству привела Паустовского еще его одна черта – любовь к чтению. Как детский писатель Паустовский начал выступать с 1930 года. Печатался во многих периодических изданиях для детей. Хотя он не считал творчество для детей своим призванием, однако написал для них много рассказов и сказок.

Паустовский много путешествовал, бывал в разных странах. В предвоенные годы открыл для себя мещерские места и городок Тарусу, где провёл много лет, создав там свои наиболее известные произведения.

4. Открытие нового знания.

1) работа с текстом до чтения

— Как люди относятся к кошкам? Ведь кошка сначала оценивает человека, и только если хозяин ей по нраву, она поселяется в его доме. Глядя на фотовыставку, я уверена, что у вас в доме живут кошки и любят вас.

— Какое произведение вы читали дома? (рассказ К.Г.Паустовского «Кот Ворюга»

— Сегодня на уроке мы будем более подробно работать с этим произведением.

— Понравился вам рассказ?

— Что именно понравилось?

— Объясните заглавие рассказа.

— Сравните: вор, воришка, ворюга.

— Что означает это слово? Ворюга (то же, что и вор), хитрюга (очень хитрый). О ком так говорят?

— Какой оттенок у этого слова? (грубоватый, в слове чувствуется отрицательное отношение автора)

2) повторное чтение ( учениками), словарная работа

1) Чтение 1 части

         Что мы узнали о коте из 1 части? Найдите в тексте его описание.( Кот , у которого разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза.)

           О каких поступках узнали? ( Обворовывал, ловко прятался, воровал все, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.)

Какой вывод из всего сказанного мы можем сделать?

( Он описан как хулиган, боец).  

 Правильно, результат этого отражён  в строках описания внешнего вида кота. Видны результаты  борьбы. Видимо кот не раз получал за свои проказы, воровство.          

Какие чувства вызывает кот?( Мне жалко кота. А мне не жалко, он воровал)

         Как автор называет кота?( бродяга и бандит, ворюга)

        Чье мнение выражает автор?( Своё)

         Что означает слово вор?( это , тот кто крадёт)

         А ворюга? ( так говорят презрительно о том, кто совершает кражи).

Какие части речи использует Паустовский, для описания поступков кота ворюги?    

(Для описания поступков использованы глаголы действия. )

Паустовский оживляет кота (использует приём олицетворение), он наделяет его качествами человека, сравнивая его с мальчишкой-хулиганом, забиякой. Если бы мы прочитали только описания поступков, действий, не зная, что это совершал кот, мы бы решили, что всё это делает мальчик-хулиган.

Олицетворение – один из художественных приёмов: свойства живого переносятся на неодушевлённые предметы т.е. на неживое.

Что сделал кот напоследок?

Как называет автор его последний поступок? ( отчаянный)

Почему он так называет?( спасения не было)

Как вы думаете, почему кот так ведет себя? Какой образ  кота создаёт автор?(образ наглого бродяги, он ведёт себя так, чтобы выжить)

Правильно, Паустовский создаёт образ нахального кота, который готов на всё, даже на самый отчаянный поступок. Кот бездомный, у него нет хозяев, он никому не принадлежит и никому не нужен. Поэтому он и ведёт бродячий, воровской образ жизни, другого пути у него быть не может. Так он ведёт себя, чтобы выжить. Это и есть мотив его поступков — желание выжить, будучи никому ненужным.

   Найдите в тексте слова, значение которых вам непонятно и подчеркните их.

        кукан с окунями – бечевка, на которую надевают под жабру и в рот пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду, чтобы не умерла.

        погреб – устроенная и покрытая яма для хранения съестных припасов.

        Прорва – у Паустовского — название реки

Физкультминутка про кота.

 Если вы согласны с утверждением, встаньте и поднимите руки вверх. Если не согласны с утверждением, то присядьте за парту.

— У него бесшумная походка.

— Прекрасный нюх.

— Умывается собственной лапой.

— Хорошо видит в темноте.

— Называют другом человека.

— Любит гулять сам по себе.

— Дружит с собаками.  

2) Чтение 2 части

Вспомните, что такое пейзаж в художественном произведении?

( Пейзаж-описание природы)

Правильно, молодцы!

Что в рассказе Паустовского является пейзажем?

Найдите и прочитайте пейзажную зарисовку.

(В рассказе Паустовского к пейзажной зарисовке относится лишь описание старого заброшенного дома.)

Как вы думаете, почему именно заброшенный дом?

Есть связь между домом и котом?

(дом заброшенный и кот беспризорник)

 Что означает слово заброшенный?( Одинокий)

 Между описанием дома- и главного героя –кота -есть связь.

 Писатель проводит параллель: заброшенный дом- никому не нужный кот. Именно под этим старым домом ищет спасения ворюга.

Какой литературный приём  использует Паустовский, описывая поведение кота? («выл, как подземный дух»)   

Каким был этот вой, какие чувства он вызывал, почему?.( Этот вой страшный зловещий, тем самым кот даёт понять, что никто с ним не справиться.)_

  Найдите в тексте слова, значение которых вам непонятно и подчеркните их.

Тес – это доски, сделанные из бревен следующим образом: бревна не распиливают пилой, а превращают в доски топором, снимая все лишнее, – обтесывают.

Тесовая крыша – крыша из тёса  

Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.

Лаз —  это отверстие, ход, ведущий куда-то.

3) Чтение 3 части 

— Что произошло с котом? (попался)

— Кому поручили вытащить кота?( Лёньке)

— Почему Лёньку позвали? ( Лёнька славился бесстрашием и ловкостью)

—  Есть сходство между Ленькой и котом?(Да, кот тоже славился бесстрашием и ловкостью)

Противопоставляются друг другу два равных соперника — кот и Лёнька.

Кто оказался сильнее?( Лёнька оказывается сильнее в борьбе)

 Почему кот попался?  (Кот попался только из-за своего голода,  жадности)

— Как Ленька вытаскивал кота? Найдите в тексте и прочитайте

 -Что помогло Леньке поймать кота? (Смекалка)

После того, как кота вытащили, что удалось как следует  сделать героям?

( Рассмотреть кота)

Как выглядел кот? Прочитайте (Это оказался тощий, несмотря на воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.)

Зачем автор использует описание кота?( чтобы мы тоже хорошенько рассмотрели его).

  Вспомните, какой он был в 1 части?

Обворовывал, ловко прятался, воровал все, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался

Это оказался тощий, несмотря на воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе. Зажмурил глаза, прижал уши; хвост, на всякий случай, подобрал под себя

   Этот прием называется — контраст.,т.е противопоставление.

Какие слова и выражения использует Паустовский, описывая поведение кота, когда его поймали и схватили за шиворот? (Зажмурил глаза, прижал уши; хвост, на всякий случай, подобрал под себя)

-А зачем? Изменилось ли ваше отношение к коту? (сочувствие)

 Правильно, чтобы мы сопереживали ему, показать, что и героям станет его жалко. До сих пор людьми владели чувства, они не видели кота, судили о нём по его проделкам. Он был для них воплощением зла. Но когда они его поймали, то увидели, что кот жалок, тощий, голодный, задумались о том, почему кот всё время ворует.

Вот и наступает самый напряжённый момент — вздуют кота или пожалеют.

— Что предложил сделать Лёнька? Почему он решил, что коту не поможет наказание? (У него характер такой с детства.)

— А что ждал кот?( Наказания)

— Как он повёл себя после того, как его накормили? (Кот сразу переменился: он долго фыркал, тёрся головой о пол (это было веселье кота), растянулся у печки и мирно захрапел.)

Так, чего же не хватало коту?( Внимания, заботы)

Шиворот – за ворот, за воротник.

Подпалины — рыжеватое или  белёсое пятно на шерсти животного.

4) Чтение 4 части.

     Что значит прижился?(остался жить)

     Какие изменения произошли с котом?( перестал воровать)

     Какой поступок совершил кот?(благородный и неожиданный)

     Что стало причиной событий, в которых кот повел себя благородно?                            (Куры влезли на стол и стали склёвывать кашу)

      Каковы же были действия кота? Прочтите.      

     Как автор описал действия кур?( взлетели с отчаянным воплем,  бросились, теряя перья)

      Прочтите, как автор описывает Петуха?

     (длинноногий дурак, кричит попусту, мчался впереди кур… Петух – трус).

     Что помогает понять, что петух – трус?(Во-первых мчался впереди всех , во-вторых не просто бежал, а мчался)

     Какие качества кота проявились в этом поступке?  (смелость, храбрость .)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

     Каким предстает кот после демонстрации «благородного  поступка»? (он – сторож, хозяин).

Автор показывает только внутренние перемены кота, внешние перемены здесь не имеют важного значения. Его действия направились на благородные дела.

 Зачем кота переименовали в милиционера?  (Кот не только сам перестал воровать, но и не стал позволять этого делать другим, он почувствовал себя нужным) .

Подходит ли ему эта кличка?(Да)            

      Что по этому поводу говорит Рувим?

Бухало – производить сильный и глухой звук.

Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь  болезни (Потеря сознания, судороги).

3) исследовательская работа в группах

Дается задание 3 группам. Группы работают самостоятельно, затем работа проверяется.

1 группа:

1) Найдите в тексте описание внешнего вида кота-ворюги. Почему он так выглядит? Какие чувства вызывает у вас это животное?

1) Рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно-рыжий, с белыми подпалинами на животе.

2)Этот кот – задира, забияка, постоянно участвует в драках, бродяжничает, ворует, у него нет дома.  У нас он вызывает чувство жалости.

2 группа:

1) Найдите в тексте описание действий и поступков главного героя. Почему он совершает их? Какие чувства у вас вызывают его поступки?

1) Обворовывал, ловко прятался, воровал все, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.

2)Нам кот понравился: он смелый, решительный, самостоятельный. Иного выхода у него нет.

3 группа:

1) Найдите в тексте слова, дающие характеристику поведения кота в конце рассказа. Какие чувства у вас вызывают его поступки?

1)вышел пошатываясь, фыркал, терся головой о ноги, растянулся,  захрапел, прижался, перестал воровать.

милиционер, хозяин, сторож

2) Нам кот понравился, он изменился в лучшую сторону

4) работа по содержанию

   Что поняли люди?(Нужно по-доброму относиться ко всем окружающим, и тогда они ответят тем же .)

Так что же произошло? Почему так неузнаваемо изменился кот? В чём секрет столь чудесного перевоплощения Ворюги и Бандита в благородного кота?( Кот почувствовал доброту по отношению к себе, он ощутил себя нужным, переменился в ласкового кота)

 Правильно , Молодцы!

-Читая рассказ, у нас  менялось настроение и отношение к коту.

-Сначала вы негодовали, были возмущены поведением кота.

 Потом появилось желание наказать как – то кота за его поступки.

 Но потом – сочувствие, жалость.

— Написав этот рассказ, Паустовский доносит до нас ,читателей ,важную вещь:

— Добро людей, от которых кот ждал лишь привычных побоев и жестокости, изменили его: ужас сменился настороженностью, а затем – доверчивостью. Кот перестал воровать, он ходил, как хозяин и сторож. И люди тоже поняли, что добро всегда добром возвращается.

Ответили мы с вами на вопрос, который возник  в начале урока?

Так, какой же кот?  ( В начале мы кота представляли бандитом, вором, но оказывается кот очень добрый и милый. Он вел себя так от безысходности, чтобы выжить. Кот был никому не нужен. Но когда его накормили приютили, он ответил добротой.

Главная идея этого произведения- добро всегда добром возвращается.

5. Итог. Осмысление авторской идеи.

— Подходит ли эпиграф нашего урока  к этому тексту?

— Какова главная мысль этого произведения?

— Написав этот рассказ, Паустовский хотел, чтобы мы поняли одну важную вещь. Какую? Посмотрите на схему.

 Воровал       

                     

                      

            Поймали

                                 

                                 Накормили

                                                            

                                                                   

                                                  Изменился  

     Добро побеждает зло – основная мысль, идея рассказа.

Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота.

6. Творческая работа.

— Встречались ли вам в жизни подобные истории?

— Как вы поступали в таких случаях?

7. Домашнее задание.

-Подготовьте рассказ от имени кота.

— Дополнительно — исследовательская деятельность: узнать о содержании кошек, разобраться в причинах их поступков.

8. Рефлексия.

Продолжите фразу: Сегодня на уроке…

Было интересно…

Я понял, что …

Мне захотелось …

Урок дал мне для жизни …

Трудно было …

Я почувствовал …

Я научился …

Я смог …

nsportal.ru

К.Г. Паустовский. «Кот-ворюга». 3-й класс

Методы: методика направленного чтения, объяснительно-иллюстративный, сравнение.

Оборудование: иллюстрации, опорные слова, плакаты с пословицами и скороговорками.

Деятельность учителя Деятельность учеников
I. Мотивационно-целевой этап.
1. Приветствие. Начинаем урок. Соберитесь с мыслями, настройтесь хорошо и быстро работать.  
2. Мотивационный настрой.
– Любите ли вы читать?
– Чему учат уроки чтения?
2-3 ученика
3. Актуализация знаний.
– Вспомните, кто из писателей писал о животных. Книги этих писателей представлены на этой выставке. Их вы можете взять в библиотеке и прочитать.
Зверев, Мамин-Сибиряк, Бианки…
4. Создание мотива деятельности , формулировка цели.
– Сейчас мы проведём викторину.
По отрывку вам необходимо назвать произведение.
 
«– Ты что, одурел? – крикнул ветеринар.
– Скоро будешь ко мне мышей таскать, оголец!
– А вы не лайтесь, это заяц особенный, – хриплым шепотом сказал Ваня. – Его дед прислал, велел лечить».
– «Заячьи лапы».
«Из зарослей вылез маленький барсук. Он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке. Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжётся.»
– «Барсучий нос».
– Что объединяет данные произведения? – О животных, один и тот же автор.
– Для чего писатели создают рассказы о животных? Они учат любить природу, животных.
Назовите цель нашего урока. Продолжить знакомство с произведениями Паустовского о животных.
II. Операционный этап.
А вы знаете, что … Приложение 1
Строки из биографии К. Д. Паустовского.
– О каком животном будет идти речь сегодня, вы
узнаете из загадки:
«Сидит на окне зверёк.
Всё как у кошки:
И носик, как у кошки,
И глазки, и ушки,
Но не кошка»
Подготовленные ученики
– Назовите однокоренные слова к слову «Кот»
– Прочтите с разной интонацией (Удивление, восторг, негодование, сочувствие)
– Прочтите название произведения.
Кот, котёнок, котик, котище, котяра.
Работа с рисунками. Приложение 2
– Рассмотрите рисунки, запишите характерные признаки, увиденных вами, котов. Приложение 3
– Какой из котов мог бы быть героем данного рассказа?
– Почему?
Заполнение диаграммы «Венна»
Предположения.
Работа с ключевыми словами.
Прочитайте слова.
– Попробуйте составить свой вариант рассказа.
– Хотите узнать, что было на самом деле?
Рыжий кот, обворовывал, попался, удирал, сторож
(Работа в группах)
Лексическая работа.
Прочитайте слова. Обсудите смысл слов.
Отчаяние, кукан, тесовую, плотицу, подпалины, босяцкий, негодование
(Работа в парах со словарями)
Подготовка речевого аппарата.
– Проговорите скороговорку сначала беззвучно, затем переходите на шёпот и лишь потом – вслух; сначала в медленном темпе, потом в быстром.
– Теперь прочитаем текст и сравним, какая из групп была близка к версии автора.
Кошка Крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.
Чтение первой части. (Жужжащее чтение)
– Как характеризует кота автор?
– Какая сцена вызвала у вас улыбку?
– Работа с деревом предсказаний. Приложение 4
Вор, бродяга, бандит, потерявший всякую совесть, ловкий, дикий, грозный.
2-3 версии
Чтение второй части. (До слов «Что же нам с ним делать?»)
– Оправдались ли ваши прогнозы?
– Каким предстал перед вами кот, когда его вытащили из-под дома?
 
Остановка во второй части.
Как вы думаете, что сделают с котом?
2-3 версии
Чтение второй части до конца.
– Оправдались ли ваши предположения?
– Найдите описание пейзажа. Какую роль играет он в тексте?
– Почему герои отказались наказывать кота, а просто решили дать ему поесть?
На фоне прекрасного пейзажа выходки кота производят особенно неприглядное впечатление и оправдывают действия героев по поимке кота.
Ответы детей
Гимнастика для глаз.
– Как вы думаете, есть ли надежда на то, что кот исправится?
2-3 версии
Чтение третьей части.
– Какая из групп была близка к версии автора? Были ли вы правы, выбрав этого кота?
– Что понравилось в рассказе больше всего?
 
Работа в группах. 1 группа: Назовите и докажите жанр произведения. Какую основную мысль высказал автор, рассказав нам историю про кота.
2 группа: Прочитайте первую часть и озаглавьте её.
3 группа: Прочитайте и озаглавьте вторую часть.
4 группа: Прочитайте и озаглавьте третью часть.
– Можно ли сказать, что вы составили план текста?
– Для чего его можно использовать?
Этот план поможет подготовиться к пересказу.
План:
1) Бандитские выходки кота.
2) Кот пойман.
3) Новые заслуги.
Работа над развитием антиципации.
Воровать
Посеянное добро
Наказания не избежать
Добром вернётся
Доказывают, что данные пословицы можно отнести к рассказу.
III. Контроль.
Напишите сочинение Синквейн (пятистишье)
Приложение 5
1 вариант: Кот – в начале рассказа.
2 вариант: Кот – в конце рассказа.
IV. Итог.
Кластер «Добро» Приложение 6
– Что понравилось на уроке?
– Оцените работу вашего соседа.
(Индивидуальная работа)
V. Домашнее задание.
По выбору. 1) Пересказать рассказ, проиллюстрировать понравившийся отрывок.
2) Написать весёлый рассказ о домашнем любимце.

urok.1sept.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *