cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Диктант певчие птицы 3 класс – Итоговый диктант по русскому языку в 3 классе

Диктанты по рускому языку 3 класс

27.09.2015.

Входной диктант.

Осенью.

Мы часто ходим в ближайший лесок. Красив русский лес осенью! Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами трава. В лесу смолкли птичьи голоса. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.(40 слов)

23.10.2015.

Диктант.

Прощание с осенью.

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмерзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома. (49 слов)

Грамматическое задание.

  1. Записать пять имён существительных с шипящей на конце, определить род, графически обозначить орфограмму.

  1. Определить род имён существительных, согласовать с именами прилагательными, установить связь слов в получившихся словосочетаниях.

I вариант.

II вариант.

река

берёза

листочек

море

зеркало

домик

  1. Над словами предложения указать известные части речи.

Ученики вошли в класс.

В лесу поспела малина.

24.12.2015.

Диктант.

Зима в лесу.

Побелели поля и луга. Льдом покрылась река. Она уснула, как в сказке. Красиво в лесу. На ёлках и соснах лежат снеговые шубы. Пушистые варежки зимушка надела на ветки деревьев. Молодые кустики укрылись пушистым снежком. Под елью на снегу видны узоры разных следов. Как хороши эти узоры! (46 слов)

Грамматическое задание.

К данным словам подобрать проверочные, записать, графически обозначить орфограмму.

I вариант.

II вариант.

река —

следы —

снежок —

поля —

следки —

сказка

голова —

молодой —

К именам существительным подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные. В словосочетании выделить главное слово.

шуба (какая?) …

река (какая?) …

покрылась (чем?) …

укрылись (чем?) …

книга (откуда?) …

чашка (из чего?) …

31.01.2016.

Итоговый контрольный диктант.

Пожар.

Угас последний луч солнца. Земля дышала теплом, как печь. Темнота и тишь затопила все окрестности. Ночь была душная.

Мой товарищ спал. Я оставил шалаш и пошёл к селу. Иногда слышался плач птицы. Вдруг прозвучал сигнал тревоги. Поднял тревогу сторож. К сараю с рожью подъехали

пожарные машины. Прибежали местные жители. Каждый хотел оказать помощь. Рожь была спасена.

Грамматическое задание.

  1. Указать части речи.

I вариант.

II вариант.

1-ое предложение.

7-ое предложение.

  1. Выписать из текста по одному слову и подобрать проверочное слово

— с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением;

— с парной согласной в корне слова;

— с непроизносимой согласной.

18.03.2016.

Диктант.

Праздник леса.

Школа объявила праздник леса. В субботу ребята собрались у подъезда школы. Каждый принёс лопату и ведро.

Подъехала машина. Она привезла

саженцы. Школьники обсадили деревцами пруд. Они озеленили спортивную площадку. Осенью ребята посадили молодые ёлочки по сторонам полевой дороги. Все деревца стали весело расти. Теперь они будут защищать дорогу от снега. (50 слов)

Грамматическое задание.

  1. Подчеркнуть главные члены предложения, указать части речи.

I вариант.

II вариант.

1-ое предложение.

6-ое предложение.

  1. Выписать из текста диктанта три слова с разделительным твёрдым знаком.

  1. Записать три слова с разделительным мягким знаком.

  1. Выписать из текста диктанта слово, подобрать проверочное слово, графически обозначить орфограмму.

— с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением;

— с парной согласной в корне слова.

19.04.2016.

Диктант.

Весна.

Наступила ранняя весна. Яркое весеннее солнце освещает землю. Воздух тёплый. Затрещал на реке синий лёд. Зажурчал в овраге говорливый ручеёк. Выглянула нежная травка. Появились клейкие листочки на берёзках. Уже прилетели шумные грачи. Они поправляют гнёзда на деревьях. Детвора радостно встречает пернатых друзей. Ребята мастерят птичьи домики. Скоро в них запоют весёлые скворцы.

Грамматические задания.

1. Разобрать по составу слова:

I вариант.

II вариант.

Листочки, шумные.

Травка, весеннее.

2. Найти в тексте и выписать по одному слову

  • с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением;

  • с парной согласной в корне слова.

Подобрать проверочные слова.

3. Подчеркнуть главные члены предложения:

I вариант.

II вариант.

во 2-ом предложении;

в 7-ом предложении.

16.05.2016.

Итоговый диктант.

На озере.

Дорога вывела нас к лесному озеру. У берегов вода затянулась травами и мхами. Земля под ногами ходила ходуном. На середине озера был остров. Там росли маленькие сосенки.

В небе появилась большая птица. Крылья у неё были широкие, клюв загнут крючком. В когтях она тащила рыбину. Птица сделала круг над озером и села на сосну. Запищали в гнезде голодные птенцы. Мать стала кормить их.

Слова для справок:

у неё.

infourok.ru

Диктанты, 3 класс, 3 четверть, ФГОС

Храбрая Гуля.

Дружка баялись все окрестные жытели. Далеко вокруг разнасился ево ужасный лай.

Однажды Гуля золезла на забор и увидала в чужом дваре овчарку. Сабака яростно крутила галовой. Мешала толстая виревка. Падходить было опасно. Гуля заговорила с дружком ласковым голосом, пагладила между ушей и отвезала веревку. Раздался радосный лай. Девочька взяла Друшказа ошейник. Счастливый пес ступал рядом с гулей.

№1

На озере.

В канце синтября стаяла чюдесная погода. В субботу рибята атправились на озиро рыбачить. Озиро было синим. Бирега ево порасли осинником. Листва с асин уже облитела. По краям рос блеклый тростник. Сонце садилось. Лучи мяхко освещяли окресность и гладь вады. Наступил позний вечер. Рыба кливала харошо. Счастливые рибятишки таскали ис вады окуньков и плотвичьку. На ужен была фкусная ушица.

№2

Синички.

Стаит чюдесный зимний динек. Пад мое акошко литят прелесные птички. Сматрю на синиц. Вот ани сидят на витвях кудрявой бирезы. На галове чорная шапочка. Спина, крыля и хвостик желтые. На кароткую шейку птичка словно галстук повезяла. Грутка яркая, жолтая. Будто жылетсиница надела. Хороша птица! №3

Клубок.

У кости Воробьева посилился чюдесный пущистый щинок. Как назвать сабачку? Побижал щенок по палу. Казалось, серый клубок пакатился. За это и назвали щенка Клубком. Щенок всю зиму правел в доме. Хорошо жилось клубку в типле. Он ганял мяч лапками, прятал под кравать варешки. Щинок тоскал зубами за полу польто. Мальчик и клубок стали бальшими друзями. №4

Вечный огонь.

У могилы солдата пылает вечьный агонь. У каменной звезды всегда стаят люди. Стоят, малчат.Они кладут цвиты на гладкую плиту ис мрамора. К каму пришли люди? Жыл чиловек. Насил имя, имел радных. Герой погиб за Родину. Он стал неизвесным салдатом. Льет дошдь или валит снек, а огонь все горит. Идут, идут люди па зову серца.

№5

Часовой.

По д..ро..ке прыгали мол..дые в..р..бьи. старый в..робей сидел на дер..ве и гл..дел вокруг. Прил..тел ястреб. Он х..тел схв..тить птич..ку и съесть. Часовой увидал разбойника и стал сл..дить. Воробей зач..рикал. Воробьята скрылись в кустах. Взм..хнул ястреб крыл..ями. Расправил зл..дей когти. Ярос..но кинулся он на в..роб..я. Огнем горели ж..лтые гл..за. А воробей камнем упал в кусты. П..л..тел ястре.. дальше.

№6

Грач- птица весенняя.

П..т..плело. Со..нце с..гревает землю. П..явились первые проталины. Вы уже видели прилетевш..х птиц? Это вес..ники в..сны- грачи. Х..лодную зиму грачи пр..вели в теплых кр..ях. Теперь они сп..шат на сев..р, на родину. Десятки птиц погибают по д..роге в р..дные м..ста. Дол..тают сильнейш..е. На б..резах они п..правляют св..и ж..лища. Вот ч..рные птицы важно ш..гают за трактором. Крепкими клювами д..стают из з..мли д..ждевых ч..рвей.

№7.

Снегурочка.

Вот п..следний сне.. растаял. Зацв..ли в л..сах, на лугах цв..ты. Птицы с юга прил..тели. А Снегур..чка грустит, в т..ни сидит. Раз п..сыпался крупный гра… Обрадовалась снежная дев..чка. Но град быстро стал в..дой. Снегуро..ка з..плакала. №8

Дом под снегом.

Я еду по лесу на лыжах. Тихо ст..ят д..рев..я. Снежком п..крыты в..ковые сосны и ели. П..ляну Перес..кли заяч..и сл..ды. Это б..лянки проб..жали к р..ке. Там они кормятся веет..чками ив. Быстро взл..тает глухарь. Он поднял крыл..ями стол.. снежной пыли. В сильные м..розы глухари з..крываются в сугро… Там и они и н..чуют. Т..пло птицам под снегом. №9

Гнёзда.

Случилось это утром. Я ш..л из леса. Вдруг из – под ног выл..тел жав..ронок. Я нагнулся. Под мал..нькой сос..нкой было гн..здо. Там л..жало четыре сер..ньких яич.ка.

Другая птица свила св..ё гн..здо на п..ляне. Гн..здо было в сухой тр..ве. Сидит птичка в св..ём д..мишке, и не видно её. №10

Кумушка – лиса.

У лисы зу(п,б)ки остры, ушки на м(о,а)кушке. У кумушки – л(е,и)сы шу(б,п)ка тёплая. Ходит она тихонько. Свой пуш(и,ы)стый хвост лиса носит бережно. Лис(а,о)нька смотрит ласково, зубы белые п(о,а)казывает. Лисица роет норы глубокие. Много в них х(а,)одов и выходов.

№11

Весенний дождь.

Три дня дул мокрый веет(и,е)р. Он съедал сне(к,г). На буграх ог(а,о)лилась пашня. В воздухе пахло талым снегом. Ночью хлынул лив(е,и)нь. Ч(у,ю)десен шум ночного д(а,о)ждя. Он тор(а,о)пливо бар(а,о)банил по стёклам. Ветер в т(и,е)мноте порывами рвал тополя. К утру до(ж,ш)дь перестал. Небо было ещё в т(я,и)жёлых серых тучах. Никита выгл(и,)янул в окно и ахнул. От снега не осталось и сл(и,е)да.

№12

Самые храбрые.

П(о,а)ля л(е,и)жат все тёмные. Одно поле ярко з(и,е)ленеет. В(е,и)сёлые ростки на нём.

Когда же они успели пр(о,а)снуться от зимнего сна? Когда успели вырасти?

Это оз(е,и)мая рожь. Осенью п(а,о)сеяли её колхозники. До м(а,о)розов зёрна успели прорасти. Пушистый сне(к,г) укрыл их.

Пришла в(и,е)сна. Первыми выбрали ростки из снега. Вот какие они храбрые! А теперь они греются на солнце. №13

Лесные музыканты.

Это было ранней в(и,е)сной. Мы шли в л(е,и)су по нашей тр(а,о)пинке.

Вдруг п(а,о)слышались тихие и очень приятные звуки. Мы заметили рыж(и,ы)х соек. Они сидели на сучьях д(и,ее)ревьев, пели и щебетали.

Сойки устроили настоящий концерт. Мы стали слушать чудную л(и,е)сную музыку. По нашим сл(е,и)дам примчался пёс Фомка и распугал соек. Мы были очень с(и,е)рдиты на глупого Фомку.

№14

Всё проснулось.

Я открыл глаза. Ещё не румянилась заря, но уже заб(и,е)лело на востоке. Всё стало видно. Бледно – серое небо св(и,е)тлело, х(о,а)лодело, синело. Звёзды мигали слабым светом и исчезали. Зап(а,о)тели листья. Жидкий, ранний ветерок уже пош(о,ё)л бродить и порхать над з(и,е)млёй.

№15

Гроза.

Меня паслали влес за грибами. Я набрал гребов и хател итти дамой. Вдрук стало тимно. Пошол, дошдь и загримело. Я испугался и сел пад болшой дуп. Блиснула молния. Я зожмурился. Над маей галовой, што-то затрищало и загримело. Граза прошла. По всему лесу капало з деревев. Играло сонышко. Весило пели птицы. №16

Русак.

Заец – русак жыл зимой подле диревни. После шла ночь. Он поднял адно ухо, паслушал, поводил усами, панюхал и сел на задние лапы. Потом он прыгнул рас- другой по глубокаму снегу и опять сел на задние лапы. Заец огледелся. Совсех сторон ничего не было видно, кроме снега. Снек лижал волнами и блистел, как сахар. Над галовой зайца стаял марозный пар. Сквозь пар виднелись бальшие яркие звёзды.

№17

Почему плачут берёзы.

Все в лесу виселятся, а бирёзы плачют. Пад горячими лучами сонца сок быстра течёт по всему белому ствалу. Черес поры кары он выступает наружу.

Люди считают бирёзовый сок палезным и фкусным напитком. Они подризают кору и собирают ево в бутылку.

Диревья, у каторых выступили много сока засыхают и гибнут, потому што сок у них — всё равно, что у нас крофь. №18

Сурка.

Рас услышал я жалобный визг всаду. Черес нескалько минут принисли крошечьного щинка. Он был слепой, слабо стаял на кривых ношках.

Мне стало жаль щенка. Я закутал ево в тёплое одияло. Мать принисла на блюдечке малочка. Он жадно лакал малоко.

Щинка назвали тузиком. Я чесами играл сним, кармил его несколько раз в день.

Сурка подрос. Ва дворе мы зделали длянего конуру. Тузик жил у нас симнадцать лет.

№19

Лесные дома.

На рощю напали гусиницы. Они обьедали леству. Магучие дубы стаяли голые. Но вот гусеницы стали быстро спалзать по ствалу к зимле. Это их тощили муровьи. Много вридителей гибнет от муравьёв. Охраняй лисные дама! Не разрушай муравейники! №20

Чудесная кладовая.

Есть на свете ч..десная кл..довая. П..ложи в..сной в неё зерна. Ос..нью в кладовой будет дес..ть таких м..шков. Горсть с..мян становится большой кучей ..гурцов. Ска..ка ли это? Нет, не ска..ка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Она называется з..млёй.

№21

Весна идёт

Пр..щай, пуш..стый снег. Идет в..сна. Солнышко греет всё с..льнее и сильнее. В..робьи и ласт..чки рады его тёплым луч..м.

Стайка гр..чей промчалась к роще. Там грачи свили св..и гнёзда. Вот и первые цв..ты. Вес..ло жужжат пч..лки. Они п..ют вкусный сок. №22

Ранняя весна.

Н..ступила ранняя в..сна. Яркое со..нце руш..т п..следние снежные креп..сти. Звонкая к..пель стучит по з..мле. В лесу пахнет душ..стыми почками. З..лёные ёл..чки важно выт..нули св..и к..лючие ветки. С Бере..ки т..чёт сладкий сок. Лучи солнца осв..тили всю окрес..ность. Ож..л лес. Над г..ловой п..слышалась звонкая трель. За ств..лами д..ревьев мелькнула стайка птиц.

В..сной много хл..пот и забот у пернатого царства. №23

В лесу.

Вот и март. Его н..звали в..сёлым праз..ником света. Ч..ткое ухо ловит первые признаки в..сны. З..мля ещё п..крыта снегом. Только около старых пней пок..зались первые проталины. На голых в..тках орешника по..вились первые цветы. Это сере..ки. На б..рёзках зазв..нели с..сульки. Со..нце осв..тило лес тёплым светом. На снег упала первая т..жёлая капля. Как х..роша л..сная капель в лесу! Звонко запела синич..ка. Лес радос..но встр..чает в..сну.

№24

Берёзка.

З..мой и летом, ос..нью и в..сною х..рош русский лес. Из всех д..ревьев леса милее всех наша б..рёза. Хорош.. и чисты берёз..вые светлые рощи.

В лесу сош..л снег. На б..рёзах набухли см..листые душ..стые по..ки. Много певчих птиц собираются в рощ..х.

В летние дни х..рошо бр..дить по берёзовой роще. Тёплый в..терок шелестит над г..ловой з..лёной л..ствой. В народных песнях и ска..ках ч..сто упоминается бере..ка. №25

Март.

Глубокий мес(е,я)ц март. Г(а,о)лубое небо, сн(и,е)га голубые. Днём на солнце чистая к(а,о)пель. Ночью — звонкий моро(с,з). Белые бере(с,з)ки в седой дымке. А вот мороз и первые ручьи. В(и,е)сенние ручьи говорят, говорят. У каждого ручья свой гол(о,а)с. Один чуть шепчет, другой звонко кричит. Все они сп(е,и)шат к р(и,е)ке. Хочешь узнать тайну ручейка – сядь у речки и п(а,о)слушай. №26

Лучик.

Женя ж(ы,)ил в д(е,и)ревне. Он очень любил л(о,а)шадей. У мальчика был любимый конь Лучик. Лучик был ещё мал и сла(п,б). Врач пр(а.о)писал малыша к л(е,и)карству. Лучик лизал сладкую глюкозу губами и (е,я)зыком.

Часто мальчик уг(а,о)щал любимца кусочками сахара. Женя летом пом(а,о)гал пасти лошадей. Он в(о,а)дил их на речку. Лучик узнавал гол(о,а)с друга. На пастбище м(о,а)лодой конь окреп и вырос. №27

Ронжа.

Аниска шла чер(и,е)з п(а,о)ляну. Л(и,е)сная трава ст(а,о)яла по пояс. Вдруг зак(о,а)чалась еловая ветка. Аниска подняла гл(о,а)за. На дереве сидела ч(ю,у)десная птица. Это ронжа. Птица была, как яркий цв(и,е)ток. Она сидела и гл(я,и)дела на маленькую дев(а,о)чку. Г(а,о)ловка у птицы чёрная, а гру(т,д)ка зелёная. Крылья и хвост красные, как огонь. Птичка тихо ск(а,о)льзнула, над поляной скрылась в древесной л(е,и)стве деревьев. №28

Весна.

Пр(,оа)шли ненастные дни. Отшумели вьюги и м(и,е)тели. Солнце на землю свет и т(и,е)пло. Мы пошли на экскурсию в лес. Ги(п,б)кие ветки берёз п(а,о)крылись см(о,а)листыми почками. Ива распустила свои нарядные б(а,о)рашки. Осл(е,и)пительно бл(е,и)стела на солнце лужа. Из неё пили птицы и жуки. Ожили мур(а,о)вьи. Они быстро бегали в(а,о)круг муравейника. Пок(а,о)залась з(и,е)лёная травка. Весело поглядывали по ст(о,а)ронам первые цветы. №29

Ёж проснулся

Н(о,а)ступила радостная в(е,и)сна. Солнце с(о,а)грело землю. По доро(ш,ж)кам и тр(а,о)пинкам побежали весёлые ручьи. Под к(а,о)рнями старой б(и,е)рёзы была н(а,о)ра. Там спал всю зиму сердитый ёжик. Х(а,о)лодный ручей разбудила зв(и,е)рька. Он выб(и,е)жал на лесную п(а,о)ляну и осмотрелся. Свежий ветерок разн(о,а)сил по лесу весенние запахи. Ёж лёг на спинку. Тёплые лучи солнышка согрели его. №30

Птицы.

Диревья и кусты освабодились от снежного плена. Покозалось сонце. Ожила зимля. Радует слух чюдное пение птиц. Быстро кружат ввоздухе ластачки. На лету они пют воду, ловят мошек. Удевляет гнездо этой птицы. У иволги гнездо сделано из травки, гипких стибельков. Я люблю сматреть на птиц. Грусно жить безних. №31

Весна.

Над палями и лесом всё ярче и ярче светит солнышко. Потимнели в палях дороги, посенел на реке лёт. Прилители беланосые грачи, таропятся поправлять свои старые гнёзда. Зазвинели по скалам ручьи. Надулись на диревьях смалистые похучие почки. Увидели рибята у скворешен первых скварцов. Они весило и радосно закречали. Стройными касяками летят, тянутся сюга гуси. Покозались первые журавли. №32

Пришла весна.

Выплыло из- за туч солнышко. Никита вышел ва двор. Всюду бижали ручейки. Тикла снеговая похучая вада. Никита атправился кпруду. Вада пакрыла весь лёт на пруду. А на дне оврага лижал снек. Сюда висна ещё не захадила. №33

Собака и тень.

Сабака шла по дащечке черес реку. Взубах она нисла мясо. Увидела она сибя на ваде. Собака подумала, што там другая собака нисёт мясо. Она бросила сваё мясо и кинулась отнемать у той собаки. Тово мяса не было, а сваё вална унисла. №34

Солнце.

Выплыло из- за леса висеннее солце. Повиселела лисная паляна. Капильки расы заиграли в каждом цвитке и в каждой тровинке. Но вот набижала туча и зокрыла всё небо. Загрустила прерода. Столп пыли полител к озиру. От реского ветра с диревьев пасыпались сухие сучя. Лес глухо и грозна зашумел. На зимле поевились мокрые пятна. Удары грома оглушыли всю месность. Но гроза быстро прашла. И снова над лесом светит ласковое солце. №35

Цветы.

Пришла ран..яя в..сна. Солнышко разбудило лес, раст..пило сн..жинки на в..рхушке с..сны. Упали первые кап..льки на сне… Они пр..били сугро.. и сухую листву. По..вились пр..талины. То там, то здесь стали п..казываться з..лёные стрелки. А вот и первые п..дснежники.

Н..ступает поз..няя в..сна. В тиши леса пр..снулся ландыш. Он издаёт тонкий нежный зап..х. А как кр..сивы его белые к..локольчики! Цв..ты- ..весны. С..храни их! №36

Находка.

У д..роги мы заметили мур..вьёв. Куда они б..гут? Мы п…. на землю кусочек арбуза. Мурав..и обл..пили сла..кий арбу… Они брали крохотные крупинки и н..сли в стор..ну. Мы отправились за ними и нат..лкнулись на б..льшой серый холм. Муравьи отн..сили св..и крохотные кусоч..ки в норку и возвр..щались. Б..льшую пользу приносят лесу и людям. Дед Иван научил нас с..здавать новых муравьёв. №37

***

Родился м..двежонок. Медвежонок р..дился очень мал..ньким. В л..су везде ещё л..жал сне… Шёл день за днём. Снег в л..су стал таять. Поб..жали ручейки. Осв..бодились от снега целые п..лянки. Медвежон..к уже заметно подрос. У него ..ткрылись гла..ки. Он осмотрел ж..лище. Мать- медведица сделала б..рлогу пр..стой. Медвежонок мог даже х..дить по ней. Однажды в..сенним утром м..дведи вышли из берлоги. Как х..рошо было на воле! №38

Лесные страхи.

Ст..ял тёплый день. М..дведица с медвежонком х..дили по редкому лесу за оврагом. На крутом склоне л..жал обломок дер..ва. Малыш схв..тился лапами за не..о. Со страшным грох..том обломок вместе с медвежонком пол..тел вниз. Поднялась пыль. Затр..щали кусты. З..стучали л..сные камешки. Малыш от страха и от боли зар..вел. Медведица быстро бросилась к нему. А перепуганный мишка уже т..нулся к мат..ри. Он тихо скулил. №39

Жара спала.

Усталое солнце село. Дн..вная жара стала СП..дать. Вот по..вился на опушке леса за..ц. П..сидел, осм..трелся и скрылся в кустах зайчишка. Вдруг послышался ре..кий гул. Жук пр..нёсся над г..ловой. Он опасен. Л..ству многих д..ревьев объедает жуки. Особенно они любят м..лодые л..сточки б..рёзы, обгрызут, начисто все д..рев..я. Спустилась ноч..ю. Пром..лькнула тень. Ночные птицы выходят на охоту. №40

Весна.

Прашли ненасные диньки. Отшумели вюги и мители. Пришла висна. Яркое солце слепит глаза, согривают землю. Мы пашли на экскурсию влес. На деревях набухли и потимнели почьки. Тонкие ветки бирёз кочались от ветра. В лесу ажили муровьи. Они ползают вакруг муравейника. Дароги и тропки уже прасохли. Ис земли пробирается зелёная травка. Красив лес висной! №41

Петушки.

По д(а,о)роге разгуливают м(а,о)лоденькие цыплятки. С(е,и)стра и я к(о,а)рмили их. Вскоре они выросли и ок(о,а)зались все п(и,е)тушками. Петушки весь день к(о,а)пались в земле. Там они нах(а,о)дили ч(е,и)рвей. Любили петушки л(а,о)вить кузнечиков. Ранним утром они пытались петь. Получилось у них оч(и,е)нь смешно. Звук был хриплый. Петушки часто дрались. Гр(и,е)бешки и бровки были в крови. Раз одному петушку повредили глаз. Вот какие задиры!

№42

На реке.

Прил(и,е)тела синичка на реку. Всюду ручьи п(а,о)ют. Хру(б,п)кий лёд на реке посинел. У Бер(и,е)гов вода выпустила. По овра(ж,ш)кам ручьи под снегом б(и,е)гут к реке. Вот и лё(т,д) треснул. Зак(о,а)чались на воде льдины. Они наталкивались одна на другую и с треском л(о,а)мались. К воде подл(е,и)тели чайки у кулички. Птицы громко кричали. По небу проб(и,е)жало лё(к,г)кое облачко. Показалось солнце. Пот(я,е)нулись в родные края перелётные птицы. №43

Сказка о весне.

Собралась весна в гости в северные края. Всю зиму она провела с перелётными птицами на юге. По небу бежало пушистое облачко. Весна взобралась на него и полетела. На земле все ждут весну. Весна спустилась на землю. В полях запестрели проталины. Треснул на реке лёд. Деревья и кусты покрылись крупными почками. А следом за весной потянулись в родные края перелётные птицы. Наступили тёплые весенние дни. №44

Шаги к весне.

Раннее утро. Небо серое. Голые сучья д(и,е)ревьев мокнут от снега и д(о,а)ждя. Но вот с реки пот(я,е)нул лё(г,к)кий ветерок. На небе пока(о,з)ались просветы. Выплыло яркое солнце. Вся пр(е,и)рода ожила и засв(и,е)ркала. Струйки тёплого пара шли от сырых бугров и старых пней. С каждым часом пр(а,о)талины становились шире и длиннее. Стайка грачей подл(и,е)тела к роще. В воздухе зазв(и,е)нели их весёлые голоса. №45

Весной.

Наступила ранняя в(и,е)сна. Греет весеннее солнце. По(е,я)вились первые цвет(о,а)чки. Прилетели п(и,е)рнатые гости- грачи. Они л(о,а)мают сучья и вьют гнёзда на в(е,и)рхушках старых б(и,е)рёз. Выехали в поле тракт(а,о)ры. Колхозники начали в(и,е)сенний сев. Не отстают и школьники. Для работы в саду и ог(о,а)роде они разд(е,и)ились на группы. Ребята будут выращивать ов(а,о)щи. В саду они вскопали землю, обрезали сучья, обмазали ств(а,о)лы деревьев. Как хорошо р(о,а)ботают р(и,е)бята! №46

Весной в лесу.

Харошо в лису висной! Снек растаял. Пахнет смалой, карой диревьев. Пают дразды, воркуют дикие голуби. Наченают зиленеть бирёзовый лес.

А какие чюдесные серёшки свисают светки асины! Вакруг них порхают бабачки, гудят шмели и пчолы. Типло. В небе сгущаются тучи. Загримел первый гром. Понёсся по лисным мокушкам сильный вихрь. Хлынул пролевной дошдь. На зимле быстрее стала расти трова.

№47

Весной.

Снек на ещё не стаял. Ночю марозит. Но вот выгленуло ясное солнышко. Оно улыбнулось всем. Пришла висна. Какая радость! Мутными ручями побижала вада пореке. Вылизла на свет зилёная травка. На диревьях вздулись почьки. тне реке тронулся. Ис тёплых стран прилители пернатые весники висны. Они хлапочут у своих гнёзд. Все рады висенним тёплым дням. №48

 

Дружная работа.

Ноступила висна. Солце лёт на землю свет и типло. Харошо в школьном саду. Белые цвиты распустились на вишнях и ябланях. На бирёзках видны первые душистые лесточки. Много роботы висной в саду. Мальчики ачистили все дорошки, сгрибли сухие листя и сучья. Девачки побилили диревья. Радостые и давольные вирнулись рибята дамой. Хорошо они патрудились. №49

Здравствуй весна!

Наступила раняя веина. В палях тает снек. А в лису диревья стаят в снежном плену. Гипкие ветачки берёс ждут типла. Вот покозалось солце. Весь лес ожыл. В лесной тешине дрогнула еловая ветка. Снеё упал ком снега. Зожурчал первый ручей. По лесу пробижал лёккий ветирок. Скоро зацвитут первые падснежники. Здравствуй, весна!

№50

Весной.

Пришла радос..ная в..сна. На колхозных п..лях день и ночь гудят тракторы и маш..ны. К..лхозники сп..шат п..сеять хле… За каждым тракт..ром идёт стайка в..сёлых грачей. Они первые вес..ники птиц. Быстро р..ботают грачи св..ими крепкими клювами. Сотни червей съедают эти птицы. Но вот тракторист пашет землю возле р..ки или озера. Тут же за трактором идут чайки. И чайки любят червей.

№51

В лесу.

Н..ступили в..сенние деньки. Ро..кий луч солнца пр..брался в чащу леса. З..мля покрыта снегом. В л..су только на опушках журчит в..да. На голых ветках орешника пок..зались первые цв..ты. Серые ком..чки свешиваются с ги..ких прутьев. Это серё..ки. Л..сник Иван П..трович осм..трел п..ляну. Около старого пня была мал..нькая проталинка. Тихо в лесу. Но вот над лесом прон..слась в..сёлая стайка птиц.

№52

Весенняя песня.

После ненастья выдались яркие дни. Кругом чистое небо и св..ркающий сне… Мы ст..им на остановке. Тянется, а..лея берёз.

Вдру.. раздалась самая настоящая в..сенняя п..сня. Разве зимой п..ют песни? Ст..ит сер..дина января!

Это пела б..льшая синица. В редкие солнеч..ные дни или в зимнюю оттепель синица может так петь.

№53

Брат розы.

Воздух был пр..питан запахом трав и цв..тов. Мы шли по ..тропке. Вдали мы заметили б..льшие кусты. Это был ш..повник. Цветы его п..хучие и кр..сивые. Шиповник – р..дной брат с..довой розы. Мы остановились у бо..ьшого куста. Каждая вет..чка встретила нас острыми шипами. Мы не стали губить эту красоту. Цв..ти и радуй всех!

№54

Дюймовочка.

Ст..рушка дала женщине з..рно. Женщина пос..дила цв..точный г..ршок. Из з..рна вырос цв..ток. Как он был красив! Цветок раскрылся. В самой чашечке его на зилёном стульчике сидела мал..нькая девоч..ка. Её звали Дюймов..чка. У Дюймовочки был нежный г..лосок. Ноч.ю она спала в орех..вой ск..рлупе, лепестки роз служили ей од..ялом.

№55

Подарок.

Наступил праз..ник- день р..ждения. У м..ня было радос..ное настроение. Брат п..дарил книги о рыбах. Там было много цв..тных к..ртинок. Обитатели тр..пических м..рей щеголяли в ч..десных нарядах. Меня уд..вила рыба -губа. Мать мечет икру. Отец плавает с икринками на г..лове, как с кистью р..бины. До позднего веч..ра я читал эту книгу.

№56

Дождь и солнце.

По всей мес..ности шагал до..дь. На пути ему встретился мальчик. Капли д..ждя лезли мальчугану за в..ротник, щ..лкали по носу. Мальчик поб..жал к реке. Там шалаш. Тихо скр..пел трос..ник. Мальчик укрылся в шалаше. Вышло солнце. Над полем л..гла чудесная пола..ска. Здравствуй, радуга!

№57

Февраль.

Ст..ял февраль. Вет..р гнал с места на место к..лючую снежную пыль. Но с каждым днём чувствовался приход в..сны. Небо вр..менами делалось, удивительно синим. Далеко видна была вся мес..ность. С т..жёлых прозрачных сосулек падала капель. До позднего веч..ра был слышен её стук. Но..ью снова моро.., м..тель. Ш..рокая лес..ница и крыльцо были зан..сены снегом.

№58

Двор чист.

Лучи сол..ца быстро съедали сне… У подъезда остался сугро… От него б..жали руч..и. У крыльца б..льшущая лужа. В субботу р..бята вышли во двор. В руках у них л..паты и мётлы. Они с..брали ветки, листья, разрушили сугро… Подъехала м..шина. Она собрала весь мусор. Двор чист. З..лёная дымка на д..ревьях сообщает о приходе в..сны. №59

Как зима с весной боролась.

Зима объявила войну в..сне. Прилетел веет..р. Он собрал грозные обл..ка. Они не пускали на землю солнеч.ный луч. Весна п..сылала м..лодой травке тёплые капли д..ждя. Зима их зам..раживала. На д..ревьях съёжились по..ки. Зима щипала их м..розцем. См..шались дождь со снегом, ве..енний гром с вьюгой. Разъяренная з..ма старалась нанести удар в самое сер..це в..сне, но не могла.

№60

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Диктанты в 3 классе

Летом обычно готовятся календарные планы и рабочие программы к новому учебному году. Для составления текущего контроля предлагаем адаптированные диктанты для 3 класса. Тексты  без грамматических заданий, но их составить нетрудно. Объём слов в диктантах соответствует норме 40-60 слов. Всего текстов 55.

Тексты подбирались из произведений детских писателей: И. Соколова-Микитова, Н. Сладкова, В. Бианки, Г. Скребицкого, К. Ушинского, Л. Кассиля, Б. Алмазова, Г. Остера, Е. Пермяка.

 

1 полугодие

3 класс

Восход солнца

 

Раннее утро. По лесу пробежал над деревьями свежий ветер. Чистые росинки скатывались с листочков. Лёгкий молочный туман плыл над рекой.

Взошло над землёю золотое солнышко. В мире живой природы в этот миг всё проснулось и приветствовало его. Жители больших городов редко любуются восходом. Высокие дома закрывают горизонт.

(47 слов.)

 

Золотая осень

 

Пришла золотая осень! Хорошо в эту пору в лесу. Пахнет осенним лесом и грибами.
Давно умолкли чудесные песни дроздов и соловьёв. Слышны только короткие крики разных кочующих птичьих выводков.

Редко солнечными днями поют перед отлётом пеночки, мухоловки. Все спешат в тёплые края до наступления ненастных осенних дней.

Только весна подарит нам снова настоящее птичье многоголосье.

(55 слов.)

 
Певунья

 

Жила в саду певунья. Она была жёлтенькая, на головке хохолок. Славный был у неё голосок. Приятно было её слушать. Певунью слушали и хвалили.

Шли дни. Певунья зазналась. Скоро все заметили, что она уже не поёт, а хрипит. Все перестали обращать на неё внимание. А птица не могла понять почему.

(49 слов.)

 

Гости

 

Галинка сидела у окна. Её внимание привлекли коза Зорька и козёл Бодач. Они пробрались в огород.

Зорька и Бодач стали там топтать грядки, щипать капусту. Галина громко закричала и замахала руками.

На крик девочки выбежал из сарая брат. Он схватил большую хворостину. Мальчик выгнал незваных гостей из огорода. Пусть пасутся на лугу.

(52 слова.)

 

Победа

 

Однажды я наблюдал интересный бой. Дрались маленькие птички с большим ястребом.

Пичужки собрались в огромную стаю и бросились на врага. Они ударялись о грудь и крылья ястреба. Ястреб распушил перья. Птички не отступали. Подлетела новая стайка. Она яростно кинулась на хищника. Ястреб стал терять силы. Он взмахнул крыльями и полетел к лесу.

Так маленькие птички одержали победу над врагом.

(59 слов.)

 

Золотая осень

 

Золотая осень царствует в роще у речки. Берёза стоит в золотой одежде. У осинки на земле чудесная скатерть. На скатерти красные, жёлтые, пёстрые листья. Клён стоит пурпурный. Только дуб пока не сменил свою зелёную шубу.

По тропинке спускаемся к речке. На воде очень медленно плывёт плот из разноцветных листьев. Как много осенних красок! О такой красоте можно вспоминать всю зиму.

(60 слов.)

 

В осиновом лесу

 

Особенно хорош осиновый лес в осенние ясные дни. В пурпурно-красный и жёлтый цвет окрасилась листва. Цветным ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Там и тут видны под ними красноватые шляпки поздних подосиновиков.

Ещё цветут запоздалые лесные цветы. Шелестит под ногами высокий жёлтый папоротник. И ещё горче пахнет в осиновом лесу.

(По И. Соколову-Микитову.)

(50 слов.)

 

Поздняя осень

 

Осеннее солнце осветило лес. Перелётные птицы покинули родные места. Ледяной ветер срывал последние листья. Зябко на ветру молодым деревцам.

Но лесная жизнь не затихла! Издалека видна красная грудка снегирей. Снегири клюют ягоды рябины. Клесты кружат над елью. Чижи летают над берёзами. В ивняке издают лёгкий свист синички.

(47 слов.)

 

Песенка скворушки

 

Поредела осенью на берёзках листва. Сиротливо качается на голой ветке скворечник.

Вдруг подлетели два скворца. Скворчиха быстро скользнула в птичий домик. Скворец сел на веточку, поглядел по сторонам и тихо запел. Песня закончилась. Скворушка вылетела из скворечника.

Птицы прощались с родным домиком. Весной они снова прилетят сюда. А теперь им пора в далёкий путь.

(54 слова.)

 

Хмурый лес

 

Хмурым и унылым стал лес. Звери попрятались в норы. Птицы улетели в тёплые края. Робкий зайка лежал под низким кустиком. Кругом всё пожелтело. Небо накрыли тучи. Посыпались лёгкие, белые снежинки.

Снег перестал только к вечеру. Небо прояснилось. Выглянули яркие звёзды. Они осветили поля и леса. Зайчишка боятся выйти из-под куста.

(50 слов.)

 

Буря

 

В саду гудел сильный осенний ветер. Он срывал листья с деревьев, ломал сучья. Дождь лил как из ведра. По земле бежали потоки воды. Крупные дождевые капли барабанили по стеклу. Ослепительная молния пугала людей и животных.

Буря утихла. Взошло солнышко. Мы вышли в сад. Вся аллея быта залита водой.

(48 слов.)

 

Лакомки

 

Пахло хвоей и смолой в сосновом лесу. Дед Иван загадочно молчал. Мы прошли по узкой дорожке к берёзовой роще. Там мы услышали стук дятла.

Прошло несколько минут. Дятел перелетел но новое место. Дед Иван собрал лукавые морщинки на лбу.

В рощице мы нашли много берёз с дырочками на стволах. Тут добывали вкусный сок дятлы.

(По Р. Панову.)

(54 слова.)

 

Козодой

 

Что за птица козодой? Мухолов мух ловит, мухомор мух морит, осоед ест ос. Значит, козодой коз доит?

А козодой коз не доит. И молока в рот не брал. Он любит над стадом коз кружить.

У козодоя рот как сачок. Ловит им козодой жучков, бабочек, комаров. Козы вспугивают насекомых из травы, а козодой и рад. Ловкий у него рот!

(По Н. Сладкову.)

(58 слов.)

 

Тимошина флотилия

 

Тимоша любит стругать. Попала ему в руки чурка, на корабль похожая. Он ножом подровнял её и мачты приладил. Появилась каравелла. Показал Тимоша каравеллу деду. Дед его похвалил.

Попала Тимоше в руки книжка про корабли. Он стал по картинкам разные суда вырезать. Целая флотилия уже на окне стоит.

Утром идут соседи и смотрят в окошко. Что Тимоша нового выстругал?

(По Б. Алмазову.)

(58 слов.)

 

О дружбе

 

Ученики нашего класса получили письмо из Сочи. Все обрадовались. Там тепло. В парках зеленеют деревья. Из окон школы видно Чёрное море.

А в Мурманске холодно. Ребята ходят в тёплых куртках, шапках, сапожках. Часто завывают вьюги. Резкий ветер наметает у домов сугробы. Мы послали друзьям открытки с видами своего города. Школьники из Сочи прислали нам свои рисунки.

(56 слов.)

 

Старые знакомые

 

Слонёнок, попугай, удав и мартышка жили в Африке. Каждый день они собирались вместе. Мартышка пела смешные песенки. Удав, слонёнок и попугай слушали и смеялись. Слонёнок задавал всем умные вопросы.

Иногда слонёнок и мартышка врачи удава и крутили, как скакалку, а попугай прыгал через него. Всем было очень весело.

(По Г. Остеру.)

(48 слов.)

 

Скорая помощь

 

У Юли жил котёнок Мурзик. Шерсть у котика чёрная, грудка белая и пушистый чёрный хвост. Однажды котёнок спрыгнул с балкона и ушиб лапку. Юля вызвала «скорую помощь». Девочка вышла на лестничную площадку встречать врача.

Скоро к дому подъехала машина. Врач Людмила Ивановна удивилась такому больному. Она взяла бинт и перевязала Мурзику лапку.

(52 слова.)

 

Дикие гуси

 

Вот большое стадо гусей сидит на отмели далеко от берега. Завернули голову под крыло, поджали одну лапу. Спят спокойно.

Чего им бояться? С каждого края стада стоит старый гусь. Он не спит, не дремлет, а зорко глядит по сторонам. Не застанешь их врасплох!

(По В. Бианки.)

(43 слова.)

 

Смекалка

 

Давно это было. В горах чистили дорогу. В узком месте лежал огромный камень. Как его убрать?

Не знали тогда подъёмных кранов. Только сотня лошадей могла увезти камень.

Но простой крестьянин взялся один убрать камень. Подкопал он лопатой яму. Камень и рухнул в яму. Подровнял мужичок землю. Вот и дорога готова. Так просто русский человек трудное дело сделал.

(По В. Далю.)

(57 слов.)

 

В цирке

 

Мы долго ждали субботу. Наш класс в этот день шёл в театр. У кассы народ толпился. Все хотели попасть на выступление любимых артистов.

Спектакль начался. Громко и весело играла музыка. Забавный клоун всех смешил. Слон делал сложные трюки длинным хоботом. Мартышки в нарядных платьях катались на коньках. Через огненный обруч прыгал лев. Кругом веселье!

(54 слова.)

 

Новенькая

 

В класс поступила новенькая девочка. Родители её работали геологами. Они часто переезжали из одного посёлка в другой.

Новенькую посадили за парту с Анной Ильиной. Девочки подружились. Анна помогла Катюше догнать класс. Они вместе решали задачи, читали рассказы, разучивали стихи. Часто ходили на каток.

Учительница Наталья Григорьевна хвалила подруг за умение дружить и помогать друг другу.

(55 слов.)

 

Пингвины

 

Завыл ветер. Всё замело снегом. Всюду стояли снежные низкие бугорки. Я копнул один бугорок ногой. Клюв торчит. Вдруг бугорок зашевелился. Из него выбежал пингвин. Он резко крикнул.

В пургу пингвины ложились на камни. Их заносил снег. Они тихо лежали в снежных домиках и клювом протыкали окошки.

(46 слов.)

 

Зимние забавы

 

Ночью шёл снег. Мягкий снежок медленно летел на землю. К утру небо посветлело. Выбежали на улицу ребятишки. Снег был липкий. Мальчики стали строить крепость и играть в снежки.

Девочки лепили снегурочку. Вместо глаз льдинки. Вместо носа длинная морковка. Рот и бровки нарисовали угольком. На головку надели кепку. Прекрасная вышла снегурочка!

(50 слов.)

 

Чудесная ёлка

 

Скоро Новый год. Ребята решили устроить в лесу праздник. Девочки стали украшать пушистую ёлку ягодками рябины. Коля привязал к ветвям кусочки сала. Петя прикрепил сладкую морковку. Таня посыпала на дощечку зерно. Под ёлку воткнули кочан капусты.

Утром прилетели стайки птиц. Они радостно щебетали и угощались подарками. Сладкие капустные листья грыз заяц.

(51 слово.)

 

Как заяц зимой живёт

 

Зима. Мороз. Все животные от лютой стужи попрятались. А у зайца норы нет. Зато у него шубка тёплая.

Днём заяц спит, а ночью выходит покормиться. В поле лапками снег разроет и травку найдёт. В лесу с кустов молодые веточки обгрызёт или кору погложет. А иногда в деревне из стога сена надёргает и наестся.

Так и живёт заяц всю зиму.

(По Г. Скребицкому и В. Чаплиной.)

(59 слов.)

 

В зимнем лесу

 

Ночью была метель. Утром лес было не узнать. Ночная вьюга украсила лесные поляны. Маленькие кустики укрылись снежными шубками. Мохнатые лапы колючих елей надели мягкие рукавицы. Гигантские сугробы стояли как сказочные великаны.

Взошло солнце. Ясная берёзка заблестела тонкой берестой. Заискрился серебристый иней на гибких веточках. Яркими блестками засветились снежинки на снегу.

(50 слов.)

 

Следы на снегу

 

Зимний лес. На снегу строчки и точки. Чьи это следы? Вот след лисицы. Не удалось лисе ночью поймать добычу. Здесь проскакал беляк. Зайчишка любит поглодать горькую осиновую кору. Пробежала куница в чащу. Хищница искала белок.

Из-под снега вылетел тетерев. Он осмотрел местность и взлетел на гибкую ветвь берёзы.

(48 слов.)

 

Снежинки

 

Подул холодный ветер. С неба посыпались снежинки. Они кружатся в воздухе и падают на землю. Одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками. Вот звёздочка с шестью лучами. Вот тонкая пластинка с шестью гранями!

В тихую морозную погоду снежинки не теряют красоту. При сильном морозе у них обламываются лучи и грани. Белые цветы и звёзды обращаются в снежную пыль.

(По В. Архангельскому.)

(60 слов.)

 

Снежная дочка

 

Надел дед мягкую пушистую шапку. Он пробрался в огород и стал дочку из снега лепить. Скатал снежный ком, приладил руки и ноги. Вылепил голову, нарисовал рот и глазки.

У Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Удивительно красивая девочка вышла из сугроба. Дед повёл её в избу. Старуха была рада. Гостью она угощала сладким пирожком.

(53 слова.)

 

Гостья

 

На лесной опушке ребята устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготовили ещё осенью.

Сегодня ребята шли по узкой тропинке навестить друзей. На снегу есть лисьи, заячьи, птичьи следы. В домике уже завтракала синичка. Из чащи прилетела стайка щеглов.

На верхушке ёлки появилась белка. Зверёк спрыгнул на птичий домик. Гостья ловко стала объедать ягодки.

(60 слов.)

 

Белые фигурки

 

В зимнем лесу можно встретить странные белые фигурки. Каждая на что-то похожа. Тут вылез из сугроба лесной человечек в огромной белой папахе. Там на пеньке сидит белочка или зайчик.

На камне у речки плачет белая Алёнушка. Она склонила голову на плечо, подпёрла белой ладошкой белую щёчку.

Обласкало солнце грустную Алёнушку. С хвойных ресниц её закапали слёзы. Много в лесу диковин!

(По Н. Сладкову.)

(60 слов.)

 

Душистый чай

 

Такой метели давно не было. Разошёлся ветер, разгулялся по сугробам, по крышам. Ветер качнул в комнате лёгкую штору на окне. Иринка испугалась. Мама сегодня на работе.

Девочка достала из шкафа коробку. В ней лежали сухие травы. Здесь была мята. Тут чайник на плите заиграл. Девочка положила мяту в кружку, залила кипятком, прикрыла крышкой. Скоро придёт мама и выпьет душистого чая.

(По Н. Михайловой.)

(60 слов.)

 

2 полугодие

3 класс

Природа весной

 

Оживает природа после долгого зимнего сна. Остатки последнего снега съедает весеннее солнце. Первые зелёные стрелки прорезают бугорки. Высоко в воздухе тянутся с юга стаи журавлей, диких уток, гусей.

Птицы на родине. Смотришь и видишь, как заботливо поправляют они свои старые гнёзда.

Проснулись реки. Вода выступает из берегов и бежит на окрестные луга.

(52 слова.)

 

Весной

 

Над водой проносились стаи перелётных птиц. Они радостно встречали весну.

Много бед жителям леса приносит вода. Вода попадает в жилища зверей. Жить там опасно. Выбежала из норки полевая мышь. Низкий куст широко раскинул ветки. Мышка прыгнула на куст и замерла.

Трудно и зайцу. Он жил на островке среди реки. Кругом холодная вода. Не переплыть бедняжке это море. Надо ждать.

(59 слов.)

 

Сосульки

 

Всё ярче и жарче светило мартовское солнце. Мягкий ветер гнал, торопил облака. На балконах и крышах домов появились сосульки. Днём солнечный луч играл с ледяными красавицами. Они сверкали, отливали серебром. Первые крупные капли упали на землю. Съехала с крыши большущая шапка снега.

Наступила ночь. Подморозило. Ледяная корка покрыла землю. Но весна рядом. В городе первые её вестники. Это сосульки.

(59 слов.)

 

Весна в лесу

 

Солнце пригревает землю. Журчат говорливые ручьи. Снег почти весь растаял.

А в лесу под ёлками ещё лежат сугробы. Но на проталинках уже распускаются первые цветы. Ветки ивы покрываются нежными золотыми шариками. На деревьях лопаются почки.

Целый день звенят в лесу синицы, распевают чижи. Во всё горло каркают вороны. Все звери и птицы забыли про зиму. Они рады весне.

(58 слов.)

 

Майский лес

 

Майскую весну встречают залпы гроз и щедрые тёплые ливни. После грозового дождя ярче сияет солнце. На голубом небе расцветает радуга. Первые листочки на сирени, берёзе, тополе сверкают, переливаются на солнышке.

В майском лесу с раннего утра до позднего вечера распевает пернатое царство. Ручей торопливо прокладывает себе путь через дорогу. Воздух наполнен могучим запахом весны.

(54 слова.)

 

Картина о весне

 

У этой картины на выставке всегда толпился народ. Люди стояли в молчании и уходили в задумчивости. Это была картина Саврасова «Грачи прилетели». В ней соединились печаль и радость, улыбка и раздумье.

Деревья зябнут в воде. Синевой светится холодное небо. Робкий луч проникает сквозь голые ветки берёз.

На картине всё родное: и тёмный снег, и маленькая церквушка, и берёзки, и озерцо.

(60 слов.)

 

Смородинка

 

Решила Танюша сама смородинку вырастить. Стала Таня землю вскапывать. Много пришлось ей поработать, пока земля покорилась. Мягкой стала да рыхлой.

Посадила Таня рядками смородиновые черенки. К осени поднялись кустики. А ещё через год они зацвели и дали первые ягоды. По маленькой горсточке с куста.

Довольна Таня, что сама смородину вырастила. И люди радуются. Вот какая хорошая «смородинка» растёт. Настойчивая. Работящая.

(По Е. Пермяку.)

(60 слов.)

 

Водопад

 

Дорога шла через горы. Они были в голубой дымке. На рыжих от солнца вершинах просматривалось каждое дерево.

Отряд подошёл к опасному склону и начал восхождение. После подъёма все услышали шум водопада. Деревья расступились. Туристы оказались на берегу реки.

Из воды выступали гигантские камни. Речной поток добегал до обрыва, падал вниз и разбивался о камни. Какое сказочное зрелище создала природа!

(59 слов.)

 

Дуб

 

Между берёзками рос могучий дуб. Кабаны питались его плодами. В ветвях дуба соловей напевал свои песни. Дерево защищало птичку от солнца, укрывало в ненастные дни. Пусть не кончается соловьиная песня!

Только с дятлом не дружил дуб. Скоро у дерева от червяков и жучков опала листва, кора испортилась.

Доброе сердце было у дятла. Пожалел он горемыку, очистил долгожителя от вредителей.

(По А. Белояр.)

(59 слов.)

 

Русская печь

 

Вкусный хлеб пекли в русской печи. На большой лопате в печь отправляли каравай. Из печи тянуло тёплым запахом горячего хлеба. И вот на столе появлялись золотистые караваи с корочкой. Это был праздник хлеба.

Русская печь всегда дышала теплом и уютом. Зимой в старину это было любимое место для детей. Печь согревала их. Долгими вечерами они слушали сказки, отгадывали загадки.

(59 слов.)

 

Посылка

 

Однажды мне прислали из тайги маленькую посылку. В ней лежали две большие кедровые шишки. Они были тяжёлые и липкие. Руки у меня стали пахнуть смолой. В щелях виднелись орешки. Я рассматривал шишки, любовался ими.

Я закрыл глаза и представил себе огромный кедр с могучими ветвями, с густыми иголками. На ветках висели смолистые шишки. Птички выклёвывали из них орешки.

(58 слов.)

 

Запасной игрок

 

Антон сидел на стадионе и наблюдал за игрой. Он был запасным игроком. Вратарь получил сильный удар по ноге. Он оставил поле.

Выбежал Антон. Лёгкий шумок раздался над стадионом. Антон был новичок. Он брал один мяч за другим. Теперь зрители все были за Антона.

Свисток судьи застал Антона на земле. Мяч вратарь держал в руках. Игра кончилась. Антону все дружно хлопали.

(По Л. Кассилю.)

(60 слов.)

 

На реке

 

Наша деревня Ульяновка стоит на берегу реки. В реке поселились бобры. Жители деревни старались не тревожить их.

Вход в хатку у бобров был под водой. Летом зверьки запасали на зиму осиновые ветки. Они прятали их под упавшими в воду стволами деревьев. Зимой бобры не ходили далеко за кормом. Корм был рядом.

Вот такие удивительные зверьки живут в нашей реке!

(59 слов.)

 

Портрет Пушкина

 

Василий Тропинин создал замечательные портреты. Среди них есть всем хорошо известный портрет Александра Сергеевича Пушкина. Этот портрет заказал сам Пушкин для друга.

Тропинин изобразил Пушкина в халате. Поэт сидит у стола с бумагами. Одна рука лежит на столе. Мы хорошо видим перстень. Именно своей простотой нам дорог этот портрет.

(По Л. Либединской.)

(49 слов.)

 

В полдень

 

За деревьями показалась полоска синевы. Я прибавил шагу. Вода залила большую впадину. На обрывистом берегу стояла берёзка. Пролетела стрекоза. Крылышки её блестели на солнце. Я уловил ровное жужжание. Словно в руках тёплого ветерка вертелся волчок.

Мой взгляд упал на тропу. Там копошились десятка два пчёл. Я поспешил уйти. С детства я боюсь пчёл. Они очень больно кусают.

(57 слов.)

 

Красные маки

 

На восходе Галя выбегала в сад. Она смотрела на клумбу. Там должны были расцвести маки.

Через неделю день рождения у учительницы Анны Петровны. Она любит цветы. В воскресенье ребята шли к учительнице. В руках у Гали нежно трепетали на тонких ножках цветы.

Из соседних домов выбежали старшеклассники. В руках у них пылали маки. Эти цветы для первой учительницы.

(58 слов.)

 

Собака

 

У нас жила собака. Она очень любила маму. Собака всегда её поджидала у двери. Она узнавала по шагам настроение мамы. При хорошем настроении собака повизгивала и встречала маму. При плохом она уходила за шкаф и сидела тихо.

Однажды мама пришла очень усталая. Она снята туфли и легла на диван. Собака взяла в зубы тапки и принесла маме.

(57 слов.)

 

У причала

 

Солнце скрылось за горизонтом. Наступила душная летняя ночь. Выплыла сонная луна. Все рыбаки ушли на ночной лов. Смолк шум моторов. Только у причала раздавался лёгкий стук. Это стучали клешнями мохнатые крабы.

На берегу горела лампа. Старик чинил свою лодку. Затихла жизнь и в маленьких рыбацких домиках. Они стояли на сваях прямо в воде. Под ними бродили крабы и стайки рыб.

(60 слов.)

 

На озере

 

Мы проводили свой отпуск на берегу озера. Раньше оно было светлое, чистое, глубокое.

Сегодня озеро заросло осокой и тростником. Мы решили обследовать местность. С трудом я проходил сквозь густую высокую траву. Мой спутник легко перепрыгивал с кочки на кочку. Он старался выследить дичь.

За озером находилась роща. Ранним утром я ходил за грибами. Хороши были белые грибки!

(57 слов.)

 

Пожар

 

Ветер резко изменил направление. Солнца не было. Прыгали длинные языки пламени. Они перегоняли друг друга. Особенно жадно они кидались на смолистые сосны. Мгновенно огонь съедал хвою.

Посёлок затянула густая толща дыма. Огонь захватил большую площадь. Подъехали пожарные машины. Все жители посёлка вышли на помощь. Едкий дым слепил глаза. Все стали перекапывать широкую просеку. Огонь подошёл к ней и затих.

(59 слов.)

 

Калитка

 

Дорога в лес шла через садовый участок. Там выращивали молодые деревца. Подошли внук с дедом к питомнику. А калитка хлопала на ветру. В питомник часто забегали зайцы. У многих яблонь они объели кору.

Прошла неделя. Починили чужую калитку. Петли прикрепили и салом смазали. На солнце калитка блестела голубой краской. Дед посмотрел на внука. Внук опустил голову и молчал.

(58 слов.)

 

Отец и дети

 

Прибежал Митя в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой верхом на палочке. Таня стояла и плакала.

Выбежал из дому старший брат Мити — Серёжа. Серёже показалось весело возить куклу по саду. Он отнял у Мити куклу и лошадь.

Митя побежал жаловаться отцу. А отец сидел у окна и всё видел. Что сказал Мите отец?

(По К. Ушинскому.)

(59 слов.)

 

Июнь

 

На сырых лугах цветы растут. Много солнечного цвета. Купальницы, калужницы, лютики делают луг золотым.

В эту пору солнечного рассвета люди ищут целебные цветы, стебли, коренья, лекарственные травы.

У всех певчих пичужек есть гнёзда, во всех гнёздах лежат яички. Сквозь тонкую скорлупу просвечивает маленькая жизнь.

(По В. Бианки.)

(44 слова.)

ruslita.ru

Диктанты для 3 класса с заданиями.

Диктанты для 3 класса с заданиями

Составила учитель начальных классов Фахрутдинова Рушания Габдурахмановна

 

 

Контрольный диктант   по  теме: « Предложение. Слово  и его лексическое значение»

 

Осенний лес

Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья сладких ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу.  Слова для справок: сбросили, рябчик.

 

Грамматические  задания

  1. Обозначьте части речи в  предложении. Выделите  основу предложения.

1 вариант – 5 предложение (Они клевали гроздья сладких ягод)

2 вариант – 8 предложение (Рябчики пролетели в лесную чащу)

  1. Выпишите словосочетание (прил. + сущ.) из предложения

1 вариант – из второго предложения

2 вариант – из пятого предложения

  1. *. Запишите  омонимы (3 слова)

 

Контрольный   диктант  по   теме: « Слово  и слог. Состав слова»

 

Ноябрь.

В ноябре похолодало. Стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.   С берёз и осин листва давно опала. Земля покрыта  ковром  из листьев. Только на дубах желтеют сухие листья.  Тишина в лесу.  Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу речки сидела птичка. Это запела синичка.

 

Грамматические  задания

  1. Выписать 3 глагола   с приставками,   выделить их.

1 вариант – из первой части текста

2 вариант – из  второй  части текста

  1. Записать 3 однокоренных  слова, обозначить части речи, выделить корень.

1 вариант – корм

2 вариант – свист

 

Контрольный  диктант  по теме:  « Правописание   безударных  гласных  в  корне  слов»

 

Чудесная  ёлка

Идёт мелкий снежок.  Пушистые  хлопья снега легли на землю и деревья. На поляне стояла молоденькая  стройная ёлочка.  Ребята решили украсить её. Они повесили на лесную красавицу ягоды рябины. К нижним веткам прикрепили морковку.  Под ёлку положили кочан капусты. Утром над ёлкой кружилась стайка птиц. Вечером  прибежали два зайца. Они угощались вкусным  ужином.

 

Грамматические  задания

  1. Выписать из текста 3 слова с  безударной гласной в корне, которая проверяется ударением, указать проверочное слово.

  2. Записать и разобрать по составу слова

1 вариант    Кормушка, прилёт, подводники

2 вариант    Сахарница, заход, заморозки

  1. *К данным словам подобрать  и записать  антонимы  с приставками, приставку выделить.

1 вариант    Продавать -….., выходить -……

2 вариант     Помолчать ….,  приехать- ….

 

Контрольный  диктант   по  теме: «Правописание  слов  с  безударными  гласными,    с парными звонкими    и глухими согласными  и  с  непроизносимым согласным звуком в  корне”.

 

Снеговик

Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий пушистый снег. Деревья одеты в белыешубки. Спит пруд под ледяной коркой. На земле лежит толстый снежный покров. Ребята выбежали  на улицу. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!

 

Грамматические  задания

  1. Выписать из текста по 1  слову  с  безударной гласной в корне, с парным согласным в корне, с непроизносимой согласной в корне, которые  проверяются ударением,   указать проверочное слово.

  2. Записать и разобрать по составу слова

1 вариант     Берёзка, подорожник,  капуста. 

2 вариант   Ягодка, подберёзовик, помидоры.

  1. Образуй однокоренные слова от данных  слов     с  помощью  приставок. Выдели  приставки.

1 вариант   Лететь, …

2 вариант  Ходить, …

 

Контрольный  диктант   по  теме: «Собственные  и  нарицательные,  одушевлённые  и  неодушевлённые  имена  существительные»

 

 На  рыбалке

Мы  стали   жить  на  берегу   Волги. Зимой  река  замёрзла.  Рыбаки  собрались на  лёд  ловить рыбу.  Рыбак  Андрей   взял   с  собой сынишку Ваню.  Далеко   выехали   рыбаки.    Сделали   во   льду  ямки   и  спустили  в  воду  сети. Светило  солнце. Всем  было  весело.  Ваня  был очень  рад.  Он  помогал  выпутывать   из    сетей рыбу. Рыбы  наловилось  много.

 

Грамматические  задания

  1. Укажите части речи …

1 вариант  – в первом  предложении

2 вариант  – в  десятом  предложении

  1. Подчеркните в тексте  собственные  имена  существительные

  2. * Запишите  одушевлённые    и   неодушевлённые  имена  существительные, по   2  слова.

 

Контрольный  диктант   по  теме: « Имя  существительное»

 

На  речке

Владимир   жил  в тайге. Сторожка  стояла  на берегу  реки  Краснуха. Кругом  тишь.  За  много  лет    Вова   изучил эту местность. Он  хорошо знал всех обитателей.  У берегов тихо  шуршал  камыш. В его зарослях  каждую весну строили свои гнёзда утки. Вот появились и первые утята.   Раноутром     мать  выводила  их на берег. Малыши щипали   нежную  травку. Мать  была  довольна.

 

Грамматические  задания

  1. Подчеркни грамматическую  основу

1 вариант – 6 предложения ( У берегов тихо шуршал камыш)

2 вариант  – 9 предложения  ( Рано  утром  мать выводила  их  на берег)

  1. Определи падеж и род  у имён существительных

1 вариант – первого предложения  ( Владимир  жил  в тайге)

2 вариант – десятого  предложения ( Малыши  щипали   нежную  травку)

  1. 1 вариант. Запиши   3  имени  существительных, употребляемых  только  в единственном  числе
    2 вариант.  Запиши   3  имени  существительных, употребляемых  только  во множественном  числе

 

Контрольный  диктант  по теме:  «Имя  прилагательное»

 

Шаги  весны

Раннее утро. Небо  серое. Голые  сучья деревьев мокли от снега и дождя. Но вот   с  реки потянул лёгкий ветерок. На тёмном  небе  показались просветы, и выплыло яркое солнце. Вся природа ожила и засверкала. Струйки тёплого пара шли от серых бугров и старых пней.  С каждым часом  проталины становились шире и длиннее. Весёлая стайка  грачей  подлетела к берёзовой  роще.  В воздухе  зазвенели  их  голоса.

 

Грамматические  задания

  1. Подчеркните имена прилагательные, выделите окончание

1 вариант – в  первой  части текста

2 вариант  – во  второй  части  текста

  1. Определите падеж и род   у имён  прилагательных…

1 вариант – пятого предложения  (На тёмном  небе  показались просветы, и выплыло  яркое солнце)

2 вариант – девятого  предложения  (Весёлая стайка  грачей  подлетела к берёзовой  роще)

  1. * К данным прилагательным  в  словосочетаниях  подберите  прилагательные – антонимы,  запишите  новые  словосочетания

1 вариант  Лёгкая  задача -….., широкое  шоссе – …

2 вариант   Сладкое яблоко – ….,  тяжёлый  портфель -…

 

Контрольный  диктант  по  теме«Местоимение. Глагол»

 

Весна

Наступила весна. Синее небо. Апрельское солнце. Немножко тепла и очень многосвета.  Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие зелёные листочки.   Проснулась пчёлка. Она разбудила своих подруг. Пчёлки вылетели из улья. Вот под кустиком они увидели синий цветочек. Это была синяя фиалка. Она открыла свою чашечку. Там был сладкий сок. Пчёлки напились вкусного  сока и весело полетели домой. Здравствуй, весна!

 

Грамматические  задания

  1. Подчеркните   грамматическую  основу, указав  части  речи

1 вариант – 8 предложения    (Она разбудила своих подруг)

2 вариант  – 12 предложения   (Она открыла свою чашечку)

  1. Выпишите глаголы, употреблённые … 

1 вариант  – в единственном  числе   (6)

2 вариант  –  во  множественном  числе  (6)

  1. Подберите глаголы синонимы, употреблённые в  неопределённой форме

1 вариант. Рассказывать-…,  смотреть-…

2 вариант. Трудиться – …,    видеть -…

 

Контрольный  диктант по  теме:  «Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие  речи»

 

Встреча  с  гадюкой

Узкая тропинка привела нас  в лесную глушь. Редко сюда проникал солнечный луч. Громадные    ели  и  сосны  стояли  угрюмо.  Они  опустили  могучие  ветки.  Вдруг старый    пень зашевелился. Там была нора  гадюки.  Мы    вышли на  лесную  поляну.  Радостные  песни   птиц  встретили  нас.  Жужжали мохнатые  шмели. Появился лесник. Он успокоил нас. Подъехала машина,  и мы отправились домой. Шипение  гадюки  звучало  в  ушах.  Гадюки  опасны.

 

Грамматические  задания

  1. Подчеркните   грамматическую  основу.   Определите   части  речи.

1 вариант – в 4 предложении (Они  опустили могучие  ветки)

  1. Выпишите имена существительные  в  именительном  падеже,  определите род

1 вариант – из  первой  части  текста

2 вариант – из  второй  части  текста

  1. *К   выделенным    словам    в  словосочетаниях  подберите   слова  – антонимы,  запишите  новые  словосочетания.

1 вариант. Высокий  дом –   …..  дом,  громко  смеяться – громко …

2 вариант. Широкая  лента – ……   лента,     долго  говорить –  долго ……

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *