Пес выбежал во двор с кусочком хлеба и его сразу окружили вороны: Контрольный диктант «Пес и вороны»
Носов, «Заплатка»
У Бобки были замечательные штаны: зеленые, вернее сказать, защитного цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался:
— Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские!
Все ребята, конечно, завидовали. Ни у кого больше таких зеленых штанов не было.
Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошел поскорее домой и стал просить маму зашить.
Мама рассердилась:
— Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?
— Я больше не буду! Зашей, мама!
— Сам зашей.
— Так я же ведь не умею!
— Сумел порвать, сумей и зашить.
— Ну, я так буду ходить, — проворчал Бобка и пошел во двор.
Ребята увидели, что у него на штанах дырка, и стали смеяться.
— Какой же ты солдат, — говорят, — если у тебя штаны порваны?
А Бобка оправдывается:
— Я просил маму зашить, а она не хочет.
— Разве солдатам мамы штаны зашивают? — говорят ребята.
Бобке стало стыдно. Пошел он домой, попросил у мамы иголку, нитку и лоскуток зеленой материи. Из материи он вырезал заплатку величиной с огурец и начал пришивать ее к штанам.
Дело это было нелегкое. К тому же Бобка очень спешил и колол себе пальцы иголкой.
— Чего ты колешься? Ах ты, противная! — говорил Бобка иголке и старался схватить ее за самый кончик, так чтоб не уколоться.
Наконец заплатка была пришита. Она торчала на штанах, словно сушеный гриб, а материя вокруг сморщилась так, что одна штанина даже стала короче.
— Ну, куда же это годится? — ворчал Бобка, разглядывая штаны. — Еще хуже, чем было! Придется все наново переделывать.
Он взял ножик и отпорол заплатку. Потом расправил ее, опять приложил к штанам, хорошенько обвел вокруг заплатки чернильным карандашом и стал пришивать ее снова.
Теперь он шил не спеша, аккуратно и все время следил, чтобы заплатка не вылезала за черту.
Он долго возился, сопел и кряхтел, зато, когда все сделал, на заплатку было любо взглянуть. Она была пришита ровно, гладко и так крепко, что не отодрать и зубами.Наконец Бобка надел штаны и вышел во двор. Ребята окружили его.
— Вот молодец! — говорили они. — А заплатка, смотрите, карандашом обведена. Сразу видно, что сам пришивал.
А Бобка вертелся во все стороны, чтобы всем было видно, и говорил:
— Эх, мне бы еще пуговицы научиться пришивать, да жаль, ни одна не оторвалась! Ну, ничего. Когда-нибудь оторвется — обязательно сам пришью.
Зима. На земле, на крышах, на кустах и деревьях-всюду снег.
По снегу во дворе деловито разгуливают вороны: еду себе ищут. Вот выбежал во двор пес с кусочком хлеба, лег на снег закусить, а вороны уже тут как тут. Окружили его со всех сторон, к самой морде подскакивают, того и гляди, изо рта вырвут кусок.
Пес рычит, скалит зубы, будто хочет сказать: «Убирайтесь прочь, а то живо хвосты повыдергаю!» Но вороны-птицы дерзкие, драчливые, ничего не боятся.
Пес терпел, терпел, да как вскочит, как погонится за нахальными птицами! Но разве ворону поймаешь? Пес-за ней, а она-от него. Сколько дуралей не гонялся, все равно зря — только устал.
Вернулся обратно к своей еде, а хлеба-то и нет. Пока за одной вороной гонялся. другие давно уже хлеб утащили. Расселись на крыше, кричат, дерутся, друг у друга добычу выхватывают.
Так всю зиму и пробавляются вороны: там корочку схватят, там-мяса кусочек. Живут они в эту пору и в городах и в деревнях. Зимой возле жилья человека легче прокормиться.
Но, как только наступает весна, вороны разлетаются по лесам, по рощам, начинают строить гнезда, птенцов выводить. все лето кочуют они по полям, да по лугам. А на зиму опять к людям возвращаются.
Диктанты на тему «Зима» для 5 класса
- Опубликовано 03.01.2021
- by Светлана
- в Пятый класс, Русский язык
Подборка диктантов на тему «Зима» для 5 класса. Все диктанты взяты из открытых источников. Я их рассортировала по нарастанию количества слов. К каждому диктанту есть небольшое грамматическое задание.
Кстати! Первые диктанты короткие, но не рекомендую их пропускать. Они очень сложные и направлены на закрепление знаний правил пунктуации.
Диктанты на тему «Зима» для 5 класса
Диктант № 1 «Зимний вечер» (39 слов)
Зимний морозный вечер уже стоял над Петербургом. В заледеневших окнах домов виднелся свет. Фонари тускло мигали по сторонам улиц, почти не освещая, а только указывая их направление. Густо выпавший, прохваченный морозом снег скрипел под ногами пешеходов, визжал под полозьями.
Грамматическое задание
- Объясните расстановку знаков препинания в последнем предложении.
- Обведите в тексте наречия.
- Разберите по составу слово «пешеходов».
Диктант № 2 «Зима в Михайловском» (46 слов)
Зима на пушкинской земле бывает капризная — «то как зверь она завоет», то такими снежными сугробами всё занесёт, что еле-еле доберёшься до Михайловской усадьбы. У дома Пушкина сугробы высотою в два метра и выше. Холодно. Куда-то попрятались все птицы. И только в домах, где люди, повсюду тепло.
Грамматическое задание
- Объясните постановку кавычек в тексте.
- Сделайте синтаксический разбор предпоследнего предложения.
Диктант № 3 «Крещенские морозы» (50 слов)
В Ильинском старики не помнили таких суровых крещенских морозов. Словно в сказке, недвижимо стояли в палисадах и за селом белые, заиндевевшие деревья. И так же, как в сказке, дым из труб поднимался в небо ровными; будто нарисованными столбами и чуть розовел под холодными лучами солнца, еле пробивающегося сквозь морозную мглу.
Грамматическое задание
- Объясните расстановку знаков препинания в тексте.
- Обведите все союзы.
- Разберите по составу слово «недвижимо».
Диктант № 4 «Таёжный закон» (65 слов)
Каждый, кто переночует в таёжной избушке, обязан на следующее утро нарубить дров, положить на видное место всё, что у него есть в запасе, — сухари, горсточку соли, банку консервов. По-моему, это очень хороший таёжный закон. Конечно, если у тебя ничего нет и ты сам от голода зубами стучишь, тогда дело другое. Но хитрить не смей. Жулика, или, как сказала бы Люська, авантюриста, в тайге сразу разоблачат.
Грамматическое задание
- Определите лексическое значение слова «авантюрист».
- Обведите в тексте вводные слова.
- Сделайте фонетический разбор слова «таёжный».
Диктант № 5 «Буря» (66 слов)
День был сумеречный, день был похож на вечер. Буря, сожрав солнце, продолжала неуёмно буйствовать. Иногда на короткое время она будто затихала, чтобы сейчас же разразиться ещё с большей силой. Воздух был настолько упругим, что сгибал человека в дугу и взрывал море словно огромнейшими железными заступами. Клокоча пеной, катились водяные глыбы величиною с трёхэтажное здание. Гудела высь, клубясь тучами, похожими на кипящий клейстер, хрипло рычали, разверзаясь, пучины.
Грамматическое задание
- Объясните расстановку запятых в каждом предложении.
Диктант № 6 «Зима» (84 слова)
Зима в этом году стояла тёплая. В воздухе висел дым. Снег выпадал и быстро таял. Мокрые вороны садились на печные трубы, толкались, каркали друг на друга. Около мельницы вода не замерзала, а стояла чёрная, и в ней кружились льдинки. Но вот вдруг наступила непогода. В печных трубах завыл, засвистел ветер, вздул снег. Филька выбежал на улицу. Там уже мело и хлестало в глаза, летела с крыш солома, ломались скворечники, хлопали ставни. Взвились столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, перегоняли друг друга.
Грамматическое задание
- В первом абзаце найдите слово с проверяемой безударной гласной и подберите к нему проверочное слово.
- Сделайте синтаксический разбор четвёртого предложения из 1-го абзаца. Сделайте фонетический разбор слова «висел».
Диктант № 7 «В зимнем лесу» (86 слов)
Долго боролась зима с ненастной осенью. В ноябре снег одел пушистым нарядом лес, и наступила зима. Гуляет вьюга. В лесу все тонет под белым покровом. Зайдешь в лесную глушь и не узнаешь знакомых мест. Густо покрывают ветви елей пушистые хлопья снега. Перешептываются на ветру длинные косы берез. Прячутся в норку ежи, укрываются от мороза белки в зимние гнезда. Плохо зимой птицам. Они часто погибают от холода и голода. Как им помочь? Запасите с осени корм для птиц. Сделайте для них кормушки. Птицы – наши друзья. Помогайте им!
Грамматическое задание
- Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
- Разберите по составу слово «пушистые».
- Проведите словообразовательный разбор слова «перешёптываются».
Диктант № 8 «Зима пришла» (90 слов)
Долго боролась зима с ненастной осенью. В ноябре снег покрыл землю, и наступила настоящая зима.
Завывает в поле холодный ветер, гуляет вьюга. А в лесу тихо. Зайдёшь в лесную глушь и не узнаешь знакомых мест. Всё утонуло под снегом. Мороз сковал льдом речку.
Спрятались в норку ежи, укрылись от мороза белки в зимние гнёзда. Только голодные рыжие лисицы спешат на охоту, осторожно ступают пушистыми лапками. Когда перебегает лиса поле, яркая шубка её далеко видна.
Пришла чудесная пора для детворы. Хорошо в роще около деревни покататься на лыжах, съехать с горки.
Грамматическое задание
- Выпишите из текста одно сложное предложение, выполните его синтаксический разбор, постройте схему.
- Выпишите из текста предложение с однородными членами. Постройте схему однородных членов предложения.
Диктант № 9 «Мороз» (91 слово)
Мороз, говорят, поотпускает. Все запушило инеем. Бревна сараев и амбара совсем седые. Вбитые костыли и гвозди, петли и скобы кажутся мне из снега. Бельевые веревки запушились, и все-то ярко – и снежная ветка на скворечне, и даже паутина в дыре сарая – будто из снежных ниток. Невысокое солнце светит на лесенку амбара, по которой взбегают плотники. Все в толстых полушубках, шлепают рукавицами с мороза, сдирают с усов сосульки. Оба окна горят. Горкин лезет по лесенке закрывать трубу. И весело мне смотреть, как стоит он в окне на печке – в огненном отражении от солнца.
Грамматическое задание
- Сделайте синтаксический разбор 4 предложения.
- Проведите морфемный разбор слова «закрывать».
- Разделите для переноса слова пятого предложения.
Диктант № 10 «Ночная жизнь зайца» (91 слово)
Заяц зимой жил возле деревни. Пришла беспокойная ночь. Затихли безбрежные поля. Зайчишка вслушивался в тишину, шевелил усами, нюхал глубокий снег. Потом косой вдруг вскочил, прыгнул и огляделся.
Снег выложился волнами и сиял. Над головой зайца висел и колебался морозный пар. В небесах горели яркие звёздочки. Зайчишка поиграл с товарищем, покопал с ним снег, поел ростки озими и поскакал дальше.
Близился рассвет. Звёзды становились всё меньше, а морозный пар ещё гуще. Заяц проложил дорожку по снежку, обошёл свою старую нору. Он раскопал снег, сделал новую норку, удобно расположился в ней и заснул.
Грамматическое задание
- Сделайте синтаксический разбор четвёртого предложения.
- Сделайте морфемный разбор слов: безбрежные, звёздочки, поиграл.
- Проведите словообразовательный разбор: рассвет, морозный, поскакал.
Диктант № 11 «Декабрь» (92 слова)
Суровый декабрь намёл в лесу огромные сугробы, повесил на елях и берёзах снеговые шапки. Ударил ночью мороз. И долго стоит вокруг жалобный скрипучий треск. Это плачут деревья от страшного холода.
Трудная пора наступила для лесных жителей. Не сладко приходится тем, кто коротает длинные зимние ночи на лесных просёлках и в глухих далёких чащобах. Мороз морозом, но корм добывать нужно. Нет ничего слаще ягод боярышника. И колючие ветки не пугают свиристель. Вот это обед! Свиристель — птица зимняя, уже привыкла к стуже. Круглый год живёт она в наших северных лесах, кочует в поисках корма.
Грамматическое задание
- Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
- Сделайте морфемный разбор слов: снеговые, приходится, просёлках.
- Сделайте фонетический разбор слова «ягод».
Диктант № 12 «Пёс и вороны» (92 слова)
Всюду лежит снег: на земле, на крышах, на кустах и деревьях.4 Во дворе деловито разгуливают вороны. Выбежал во двор пёс с кусочком хлеба и лёг на снегу.4 А вороны уже тут как тут. Окружили его со всех сторон, к самой морде подскакивают. Пёс рычит, скалит зубы, будто хочет сказать: «Убирайтесь, разбойницы! А то хвосты повыдёргиваю!» Но вороны — птицы дерзкие, ничего не боятся. Пёс терпел, да как вскочит, как погонится за нахальными птицами. Но разве ворону поймаешь? Ни одной вороны дуралей не поймал. А в это время другие давно уже его хлеб утащили.
Грамматическое задание
- Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
- Сделайте морфемный разбор слов: выбежал, кусочком, дерзкие.
- Сделайте фонетический разбор слова «всюду».
Диктант № 13 «Кружева мороза» (92 слова)
Нынче осенью снег лёг внезапно и обильно. В одночасье нахлобучил он гигантские белые папахи на здания города и забил сугробами улицы, сады и парки.
Деревья стоят словно вынутые из густой сметаны. Кроны их сверкают под ослепительным солнцем всеми красками радуги. Это «цветёт» на ветвях иней.
Кустарники на газонах напоминают сейчас пышные вологодские кружева. Может быть, знаменитые местные кружевницы в своей работе как раз и оттолкнулись от художества этого самого удивительного на Земле «кружеплёта» — Деда Мороза. Ведь в подлинном творчестве человек всегда учится у природы, перенимает от неё всё наилучшее, интересное и прекрасное.
Грамматическое задание
- Синтаксический разбор первого предложения.
- Сделайте морфемный разбор слов: гигантские, кружевницы
- Сделайте фонетический разбор слова «осенью».
Диктант № 14 «Здравствуй, зима!» (93 слова)
Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в белую шубку. Загораются и блестят разноцветные искорки инея. Вода темнеет среди прибрежных зарослей.
Как прекрасна берёзовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревья, что ты их не узнаешь. Ёлочка становится похожей на причудливую снежную бабу. Всюду виднеются следы лесных зверей.
В зимние дни дома не сидится. Дети и взрослые выходят на прогулку. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.
«Здравствуй, зима!» — радостно говорят люди.
Грамматическое задание
- Подчеркните в третьем предложении главные члены.
- Составьте схему последнего предложения.
- Сделайте синтаксический разбор четвёртого предложения.
Диктант № 15 «Пришла зима» (94 слова)
В конце ноября морозы все сильнее. Чувствуется приближение зимы.
Сегодня ночью выпал первый снег. Белоснежной пелериной укутаны деревья и кусты. Завывает ветер, в поле кружит поземка.
А в лесу тихо. Зайдешь в лесную чащу, и охватывает тебя чувство настоящего праздника. Природа погрузилась в долгий сон. Притихли деревья и кусты. В уютной берлоге спит медведь. Белка забилась в дупло дерева и пережидает морозную пору. Только длинноухий заяц выбрался из норки. Он ищет пропитание.
Речку сковал мороз. Прозрачный лед ярко искрится на солнце. Ребята вышли на улицу, катаются на коньках и лепят снеговика. Все рады зиме.
Грамматическое задание
- Найдите в тексте сложное предложение. Сделайте его синтаксический разбор.
- Найдите в тексте предложение с однородными членами. Нарисуйте его схему.
- Разберите по составу слово «длинноухий».
Диктант № 16 «Заяц» (94 слова)
Заяц зимой жил возле деревни. Когда пришла ночь, он поднял одно ухо, послушал, поводил усами, понюхал и сел в глубокий снег на задние лапы. Потом прыгнул и огляделся.
Снег лежал волнами и блестел. Над головой косого стоял морозный пар, и сквозь него виднелись яркие звезды. Заяц поиграл с товарищем, покопал с ним снег, поел озими и пошел дальше.
На востоке посветлело. Звезд становилось меньше, и еще гуще морозный пар вставал над землей.
Заяц перебежал дорогу, подошел к своей старой норе, раскопал снег, сделал новую нору, лег в нее, уложил на спине уши и заснул.
Грамматическое задание
- Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
- Составьте схему второго предложения.
- Разберите по составу слово «посветлело».
Диктант № 17 «Белка» (98 слов)
Жила белка в лесу, ни о чём не тужила. Никто её не беспокоил. Спала на ветке большой ели. Не заботилась она ни о ком, только о себе. Прошло время, и у неё появились бельчата. Теперь белка от них не уходила.
Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжёлый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Она выскочила, а её беспомощные детки оказались в ловушке. К кому обратиться за помощью? А вдруг кто-нибудь спасёт бельчат.
Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое гнездо из мягкого мха осталось целым. Лесная жительница была счастлива. Ничто больше не огорчит её!
Грамматическое задание
- Выполните морфологический разбор: «ни о чём».
- Выпишите из текста три местоимения с разными орфограммами.
- Выпишите из текста 5 местоимений разных разрядов и укажите их разряд.
Диктант № 18 «Дедушка Мороз» (98 слов)
По древним поверьям, Мороз выгоняет на поля злых духов. Налетают они на белый свет, бегают по полям и дуют в кулак. От этого поднимается ветер с метелью, а на деревья садится иней. Громко топают босыми ногами по мёрзлой земле злые духи, и треск несётся вокруг. От этой беготни умирает жито, убиваются лён, овёс и травы.
Тут и нужно произнести заклятие Мороза. Для этого варят большую миску киселя. Старший в семействе зачерпнёт ложку, влезет на печь и говорит громко: «Дедушка Мороз! Не бей наш овёс!» Отведает дедушка Мороз вкусного киселя, укроет посевы снежным одеялом и сохранит их до весны.
Грамматическое задание
- Выделите главные члены четвёртого предложения.
- Составьте схему предпоследнего предложения.
- Обведите в тексте обращения.
Диктант № 19 «Снег и сон» (98 слов)
Птицы больше не прилетали клевать зерно. Трава плотно легла на землю, и холодный ветер свободно разгуливал по острову. К тому времени Пик ужасно растолстел. Какая-то вялость на него напала. Ему лень было много шевелиться. Он все реже вылезал из норки. Раз утром он увидел, что вход в его жилище завалило. Он разрыл холодный рыхлый снег и вышел на луг. Вся земля была белая. Снег нестерпимо сверкал на солнце. Голые лапки мышонка обжигало холодом. Пик поскорее вернулся в норку. Потом начались морозы. Плохо пришлось мышонку, если бы он не запас себе пищи. Как выкапывать зерна из-под глубокого мерзлого снега?
Грамматическое задание
- Сделайте синтаксический разбор второго предложения, нарисуйте его схему.
- Обведите в тексте наречия.
- Сделайте словообразовательный разбор слова «увидел».
Диктант № 20 «Белкин мухомор» (105 слов)
Зима для зверей – время суровое. Все к ней готовятся. Медведь и барсук сало нагуливают, бурундук орехи кедровые запасает, белка сушит грибы. И все тут, кажется, просто. Сало, грибы, орехи зимой пригодятся. Просто, да не со всеми! Вот, например, белка. Сушит она осенью на сучках грибы: сыроежки, опята, моховики. Грибы все хорошие и съедобные. Но вот среди хороших и съедобных находишь вдруг… мухомор! Наткнут на ветку – красный, в белую крапинку. Для чего белке мухомор ядовитый? Может, молодые белки по незнанию мухоморы сушат? Может, сухой мухомор становится неядовитым? А может, после сушки мухомор будет нужен белкам как лекарство? Точной отгадки нет. Вот бы все разузнать и проверить!
Грамматическое задание
- Найдите предложение с однородными членами. Подчеркните их, составьте схему предложения.
- Произведите синтаксический разбор первого предложения текста.
- Обведите вводные слова в тексте.
Диктант № 21 «Следы на снегу» (112 слов)
Наступила холодная зима. Снег огромным пушистым покрывалом укутал землю. Мороз сковал речку, одел ее в ледяной наряд.
В лесу, на белой скатерти снега пишется история. Вся поляна покрыта густой россыпью разнообразных следов. Опытный охотник может по следам определить животное.
Вот здесь пробежал заяц. Его следы тянутся неровной цепочкой по всей опушке и скрываются в кустах. Заяц хитрит, петляет, путает следы. Потому и цепочка следов ложится затейливыми зигзагами.
За зайцем наблюдала хитрая лиса. Ее следы едва заметны на снегу. Своим пушистым хвостом лиса заметает следы лапок. Эта хитрость не раз спасала ей жизнь.
По лесной пороше протоптала тропинку белочка. Маленькие лапки оставили в снегу узорчатую дорожку. Тропинка тянется от одного дерева к другому.
Грамматическое задание
- Укажите падеж имен прилагательных.
- Найдите в тексте глаголы 1 спряжения. Выделите их окончания.
- Выпишите глаголы с приставкой.
Диктант № 22 «Зимняя ночь» (113 слов)
Наступила ночь в лесу. По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается легкий иней.
В тёмном высоком небе рассыпались яркие зимние звезды. Тихо, беззвучно в зимнем лесу и на лесных снежных полянах.
Но и в морозные зимние ночи продолжается жизнь в лесу. Вот хрустнула и сломалась мёрзлая ветка. Это пробежал под деревьями заяц-беляк. Вот что-то ухнуло и страшно вдруг захохотало. Это закричал филин. Завыли и замолчали волки. По алмазной скатерти снегов пробегают легкие ласки, охотятся за мышами хорьки. Бесшумно пролетают над снежными сугробами совы.
Как сказочный часовой, уселся на голом суку головастый серый совенок. В ночной темноте он один слышит и видит, как идёт в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.
Грамматическое задание
- Сделайте синтаксический разбор второго предложения.
- Обозначьте в тексте приставки у глаголов.
- Разберите фонетически слово «идёт».
Диктант № 23 «В берлоге» (113 слов)
Ранней зимой, когда выпадет снег, залегают в берлоге медведи.
Старательно и умело в лесной глуши готовят они эти берлоги. Мягкой душистой хвоей, корой молодых елочек, лесным сухим мхом выстилают свое жилье.
Как только ударят в лесу морозы, засыпают в берлогах медведи.
И чем лютее морозы, чем сильнее качает ветер деревья — крепче, непробуднее спят.
Поздней зимою родятся у медведиц крошечные слепые медвежата.
Тепло медвежатам в. засыпанной снегом берлоге. Чмокают, сосут молоко, карабкаются на спину матери — огромной, сильной медведицы.
Только в большую оттепель, когда начинает капать с деревьев и белыми шапками валится с ветвей снежная навись, медведь просыпается.
Высунется медведь из берлоги, поглядит на лес. Хочет узнать, не пришла ли весна. И опять на боковую.
Грамматическое задание
- Выпишите из текста все местоимения, определите их разряд.
- Выполните морфологический разбор двух местоимений.
Диктант № 24 «На лесной поляне» (114 слов)
Лесную поляну укутал пушистый снежок. Белые хлопья снега уютно устроились на ветвях деревьев и кустов, ровной скатертью снег растелился по земле.
Тихо в лесу. Но это впечатление обманчиво. Поляна живет своей жизнью. В уютной расщелине под корой могучего дуба спрятались мелкие букашки. В тесной норке между корней дерева лежит ящерица. Холод сковал ее движения. Ящерица крепко спит.
Жук устроился в крохотной спаленке. На краю полянки в неглубокой канавке заснули лягушки. Рядом в куче опавших листьев, укрытых снегом, заснул и их вечный враг – колючий ежик.
Вдруг на полянку выскочил заяц. Он давно сменил свой серый тулупчик на роскошную зимнюю шубу. Заяц замер и прислушался. В кустах хрустнула ветка. Это рыжая лиса внимательно наблюдает за зайцем.
Грамматическое задание
- Сделайте синтаксический разбор 2 предложения. Нарисуйте его схему.
- Укажите в тексте глаголы несовершенного вида.
- Обведите в предложениях однородные члены.
Диктант № 25 «Волшебница – зима» (116 слов)
Долго боролась зима с ненастной осенью. В ноябре снег покрыл промёрзшую землю, и вот наступила настоящая зима.
Жутко завывает в поле холодный, резкий ветер, гуляет вьюга. А в лесу тихо. Зайдёшь в лесную глушь и не узнаешь знакомых мест, потому что всё скрылось под снегом. Мороз сковал льдом речку.
Оделся в шубку и огромный дуб. Его густые кроны продержатся всю зиму, а их мощь не сломить даже злому урагану. Ивы, берёзки, рябинки утонули в дремучих сугробах.
Вдруг по веткам пробежала белка. Она кажется чёрной среди ослепительной, нетронутой белизны света. Из-за этой неугомонной хлопотуньи огромная снежная шапка свалилась вниз на тропиночку. Куда же она так спешит?
Какой воздух! Какая гармония! Нет слов, чтобы описать такое чудо природы.
Грамматическое задание
- Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
- Обведите все местоимения, надпишите их разряды.
- Сделайте морфемный разбор слова «тропиночку».
Диктант № 26 «Святки» (121 слово)
Между Рождеством и праздником Крещения проходит двенадцать дней. Эти дни получили название Святок – святых дней.
Святки – самая веселая пора зимы. По традиции в эти дни все прекращают работать. Принято ходить в гости к знакомым, друзьям, родственникам и дарить подарки. Эти подарки – память о дарах волхвов, которые они принесли родившемуся Иисусу.
Также в дни святок принято посещать больницы, детские дома, приюты. В старину даже цари во время Святок переодевались в простые платья и раздавали милостыню.
Центральная часть святочного торжества – семейный ужин. По традиции на Святки готовят нечетное количество блюд. На столе обязательно должна быть кутья – рисовая каша с медом и изюмом. Готовят и особые святочные кушанья: блины, овсяной кисели и сбитень.
Главное веселье начинается вечером. Молодежь собирается группами, и все отправляются колядовать.
Грамматическое задание
- Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.
- Обведите в тексте все предлоги.
- Сделайте фонетический разбор слова «друзьям».
Диктант № 27 «Зимняя ночь» (122 слова)
На лес тихо опустилась ночь. По стволам и веткам деревьев чуть слышно постукивает мороз. Серебристый иней пушистыми хлопьями срывается с ветвей и долго кружит в воздухе прежде, чем упасть на землю.
В высоком зимнем небе загораются яркие звезды. Вот выглянул из-за одинокой тучки месяц. Светлые лучи выхватили из темноты чарующую картину зимнего леса: деревья, укутанные снежной пеленой, сугробы на тропинке и тонкую ленту реки, скованную льдом.
Но зимней ночью продолжается жизнь. Вот темной тенью пронеслась над опушкой сова. Где-то громко хрустнула замерзшая ветка. Это пробежал заяц-беляк. Завыли волки. Они грозной стаей вышли на охоту. Заухал, захохотал филин. По алмазной скатерти снега пробежала ласка.
Словно ночной сторож сидит на ветке совенок. Его серые перышки сливаются с ночной темнотой. Совенок наблюдает за ночным лесом.
Грамматическое задание
- Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
- Выпишите из текста местоимения. Определите их разряд.
- Разберите по составу слова: продолжается, наблюдает.
Диктант № 28 «Горностай» (127 слов)
Однажды я шел на лыжах по снежной целине. Торчащие из снега черные кусты да прошлогодние зонтики борщевика обозначали ручей, который теперь был занесен снегом. Вокруг стояла такая тишина, какая бывает только в зимний день.
Вдруг легкий шорох привлек мое внимание. Я повернулся и увидел, как из снега вынырнул белый зверек с округлыми ушами. Горностай! Минуты две мы с интересом рассматривали друг друга, потом горностай юркнул в снег.
Зимой горностай очень красив. Он весь белый, черные только нос, глаза и кончик хвоста. На Руси царскую мантию шили из горностая. Хвостики оставляли, чтобы на ней получился пунктир от черных кончиков.
Горностай — ловкий и быстрый хищник. Летом он живет в густой траве вдоль ручьев. Нет от него спасенья полевкам, землеройкам, мышам и злобным крысам. Стремительный, как молния, горностай догонит каждого.
Грамматическое задание
- Выпишите слова с орфограммой «Буквы о, е после шипящих в корне».
- Подчеркните грамматические основы предложений 2-го абзаца. Определите вид предложений по количеству грамматических основ.
- Произведите синтаксический разбор 1-го предложения последнего абзаца.
Тэги: 5 класс, диктанты, зима
О Светлана
Копирайтер. Фрилансер. Мама ребёнка на семейном обучении.
Посмотреть все публикации созданные Светлана →
Вызов всех ворон. Часть 2: Социальное обучение и новые объекты
В своей последней колонке я рассказал о том, как я обучал ворон, которые посещали мой сад, подходить ко мне по сигналу, используя пищу, чтобы вознаградить их за посещение. Теперь, когда у меня были «мои» вороны, постоянно посещающие сад, и я мог привлекать их, когда захочу, казалось, самое время начать менять окружающую среду, чтобы я мог больше узнать об их предпочтениях, поведении и стиле обучения. Первое, что я хотел узнать, это то, как вороны реагируют на новый объект. Будут ли они нервничать или любопытствовать? Будут ли осторожные вороны учиться у более смелых или наоборот?
Животные с удивительно сильной реакцией на новые вещи в окружающей среде — это то, с чем я очень хорошо знаком по работе с собаками. В процессе десенсибилизации и контробусловливания поведение, указывающее на страх, будет постепенно уменьшаться по частоте и интенсивности, и их место займет поведение, указывающее на положительную эмоциональную реакцию. Привыкание — еще один процесс, который меня заинтересовал; именно здесь повторное воздействие нового объекта приводит к уменьшению поведения, связанного со страхом или стрессом, без какого-либо вмешательства, чтобы обеспечить подкрепление.
Я поставил тележку на колесах во дворе и каждую неделю или две клал в центр новый предмет, окруженный смесью продуктов — арахисом, сухим кормом для собак, семенами подсолнуха и иногда фруктами или хлебом. Мне было интересно посмотреть, сколько времени потребуется воронам, чтобы найти и съесть кусок еды с тележки, и будут ли они следовать друг другу в том, как они ведут себя с новыми объектами. Поскольку народная мудрость гласит, что ворон привлекают блестящие вещи, я начал с блестящего винта в центре тележки.
Хотя вороны прилетели во двор, когда я их позвал, они избегали тележки. Каждая ворона начинала кормиться с противоположного конца двора, подальше от телеги. Через два часа вороны медленно подошли к концу двора, где стояла телега, и съели разбросанную по земле еду. На второй день вороны снова избегали тележки примерно до трех часов кормления, когда четыре вороны, идущие бок о бок, не представились тележке. Они смотрели друг на друга — нервно, как мне показалось, — и смотрели, как белка, сидящая на тележке, сдирает шелуху семечек с мяса. Еще через пять минут одна ворона осталась на месте, вытянула шею к тележке и взяла с пола одну крошечную семечку.
Собака вытягивает шею, чтобы узнать о новом предмете
Я заметил, что собаки, которые не были десенсибилизированы к новой игрушке, туннелю для аджилити или предмету домашнего обихода, могут демонстрировать подобное поведение, когда они пытаются получить информацию о новом предмете. вещь. На одном из моих занятий по дрессировке собак я обычно запускал всех собак через тоннель аджилити после выпуска. Собаки, которые никогда раньше не видели туннеля, поначалу проявляли нерешительность: они держали задние конечности напряженными и вытягивали шею и переднюю часть туловища, чтобы понюхать туннель. Однако при уговорах владельца и положительном подкреплении собака быстро научилась получать удовольствие от бега по туннелю.
Остальные три вороны смотрели, как первая ворона тянется к еде. Затем две другие вороны сделали то же движение, вытянув шею, не двигая ногами. Они не могли добраться до тележки таким образом, и им пришлось сделать крошечный шаг вперед, прежде чем они добились успеха. Четвертая ворона, понаблюдав за остальными тремя, перепрыгнула и, не потянувшись, схватила семечку подсолнуха, а затем тут же отскочила.
Ворона ставит ногу на тележку
Первая ворона в группе решила поставить одну ногу на край тележки. Они поставили ногу на телегу и тут же сняли ее, так как телега была очень горячей.
Таким образом они проделали еще три попытки, прежде чем фактически поставили ногу на тележку и потянулись за семенами. Как только остальные стали ставить ноги на телегу и тут же убирать их, первая ворона вскочила на телегу, а потом тут же спрыгнула, как будто опять обожглась. Затем через десять секунд они повторили это поведение, но остались на тележке, рядом с белкой и блестящим винтом, и набили ему рот семечками, прежде чем улететь. Постепенно каждая из других ворон смогла следовать за поведением первой вороны, и в конце концов все они запрыгнули на тележку и съели.
Следующим предметом, который я попробовал, был прозрачный блестящий супершар с блестками внутри.
Когда на него падали солнечные лучи, мяч ярко сверкал. Я поместил шарик в центр тележки, а затем окружил предмет теми же источниками пищи, что и при испытании блестящего винта. И снова белки и голубые сойки не проявили никакой реакции на новый предмет. В первый день вороны быстрее приблизились к тележке с едой, чем когда я представил тележку и блестящий винт. Одна белка бросила арахис под тележку и пошла за ним. Когда ворона приблизилась к телеге, они, должно быть, услышали белку внизу, потому что они пригнулись и заглянули под телегу, а белка хаотично выбежала из-под нее. Ворона спрыгнула с беличьей тропы и отлетела от телеги. Когда ворона вернулась к телеге, на этот раз они нагнулись и заглянули под телегу. Когда вороны увидели, что под тележкой никого нет, они вытянули шею и быстро схватили с тележки семя. Подошла вторая ворона и, как ни странно, пригнулась и заглянула под телегу, как и первая. Первая ворона то запрыгнула на телегу, то спрыгнула с телеги. После еще одного повторения он сделал круг вокруг тележки, а затем пригнулся, заглянул под тележку, запрыгнул на тележку и остался там, чтобы наесться семечек подсолнуха и сухих кормов для собак.
Проверка на наличие белок
Следующим предметом, который я положил на тележку, был кусок дерева размером 2 x 4.
Это было самым неожиданным из всех, так как воронам потребовалось целых четыре дня, чтобы избавиться от нерешительности и нормально питаться. Хотя белок и синих соек это не беспокоило (белки ползали прямо по лесу за кормом), вороны два дня совершенно игнорировали тележку. Они съели всю еду возле телеги на земле, но не подходили группой до третьего дня. Группа из трех ворон внимательно наблюдала, как белка села на корточки на телеге и съела арахис. Две вороны эффектно нырнули и заглянули под тележку, но ничего там не нашли. Затем все трое вытянули шею, стараясь не касаться дерева, взяли арахис и съели сухой собачий корм с пола тележки. Ни один из них не ступил ногой на тележку. На четвертый день я позвал ворон, и они съели большую часть еды, разбросанной по двору, подходя к телеге последними. Одна ворона заглянула под телегу, прежде чем продвинуться дальше. Четыре других вороны в конце концов выполнили упражнение по растяжке шеи или поставили ногу на тележку и очень быстро сняли ее, а затем, примерно через 20 минут, наконец, запрыгнули на тележку. Затем они ступили на лес и прошли еще несколько испытаний, прежде чем остались на дереве и съели последний арахис. Меня удивило, что они дольше всех не приближались к неблестящему объекту.
Следующие три предмета вызвали гораздо меньший интерес у ворон; возможно, потому, что теперь они привыкли к тележке с ее странной металлической поверхностью и имели опыт ставить на нее ноги, чтобы взять еду, или наблюдать, как их товарищи делают то же самое. Следующим предметом была ваза из черного стекла. Большинство из 40 или около того ворон во дворе проигнорировали тележку. Пока я наблюдал, один заглянул под тележку, прежде чем поставить на нее ногу и взять из вазы немного арахиса. Другие вороны вскоре запрыгнули на тележку и без колебаний сожрали арахис с верхушки вазы.
Следующим предметом была красная пластиковая ваза. Вороны не очень беспокоились об этом предмете. С этим товаром они подошли к тележке быстрее всего. Во время моего наблюдения за ними была пара ворон, которые выполнили два повторения постановки одной ноги на тележку, и три или четыре вороны стояли на тележке и кормились. Я также заметил, что ни одна из ворон не заглядывала под тележку, пока я наблюдал за ними.
Последним, что я положил на тележку, была блестящая серебряная цепочка и S-образный крючок. Эта блестящая груда металла меньше всего пугала ворон. Примерно через час кормления во дворе они без колебаний подошли к телеге. Одна ворона сегодня заглянула под телегу, а потом запрыгнула на телегу и покормила.
Black vase, red vase, shiny chain and hook:
From watching the crows react to these objects, I concluded that the источником большей части их колебаний, вероятно, была текстура поверхности тележки, а не вид предметов на тележке. Я также пришел к выводу, что вороны, по-видимому, получали информацию друг от друга о безопасности телеги и о том, как вести себя рядом с ней. То, как вороны приближались группой, почти как демонстрация силы, выглядело так, будто они чувствовали себя в большей безопасности в больших количествах.
Приближение группой
Увеличение числа ворон, намеренно наклоняющих головы, чтобы заглянуть под тележку, что я впервые заметил только у одной вороны после того, как она была напугана белкой, предполагает, что другие вороны наблюдали и подражали этому поведению. Тот факт, что во дворе было много разных ворон, пока я наблюдал за ними, но время, затрачиваемое на приближение к новым объектам и корму, значительно сократилось, говорит о том, что вся группа привыкла к присутствию тележки и объектов, а не только вороны, которые непосредственно взаимодействовали с ним, пока я наблюдал. Один анекдот хорошо иллюстрирует оба моих вывода: ворона вскочила на телегу, и к ее ногам прилепился комок мертвой травы. Казалось, это совершенно вывело ее из себя; она быстро спрыгнула и обогнула тележку, прежде чем запрыгнуть на нее и снова спрыгнуть, слишком быстро, чтобы взять еду. Тут подошла большая ворона, закаркала, вскочила на телегу и съела. Она смотрела. Позже она запрыгнула на тележку и тоже поела.
Вороны, скользящие по льду
Камилла Кинг, доктор медицинских наук, доктор медицинских наук, ACAAB, CDBC, специалист по поведению животных, владеющая Canine Education Center, LLC в Колорадо. Она специализируется на оценке и лечении собак с тяжелыми агрессивными и тревожными расстройствами. Камилла занимается профессиональными исследованиями стресса и психического здоровья собак. Когда она не работает с собаками, она работает дипломированной медсестрой с передовой практикой.
Женщина пишет записку, в которой просит соседа не оставлять хлеб в ванночке для птиц
Женщина пишет записку и просит соседа не оставлять хлеб в птичьей ванночке — ДодоПерейти к основному содержанию 27/2022 в 15:08
Около 6 недель назад у Энн Диксон возникла очень странная проблема. Кто-то не переставал оставлять хлеб в поилке для птиц на лужайке перед ее домом.
«Я думал, что это туда положил прохожий», — сказал Диксон The Dodo. «Меня раздражало, что они кормили птиц хлебом, так как я знаю, что это не идеальная для них диета, и потому что из-за этого вода была очень грязной. Раньше я ее выгребала, если вовремя ловила и меняла воду».
Энн ДиксонХлеб стал регулярно появляться в ванночке для птиц. Хотя Диксон восхищалась самоотверженностью тех, кто пытался кормить птиц, ей также не нравилось каждый день вычищать хлеб из поилки для птиц. Пытаясь исправить ситуацию, она набросала табличку с вежливой просьбой к соседям остановиться, приклеила ее скотчем к ванночке для птиц и скрестила пальцы.
Шоу Додо
Энн ДиксонКонечно, вывеска не сработала. Хлеб и даже немного картофеля фри продолжали появляться. Диксон все больше и больше разочаровывалась, пока, наконец, не обнаружила виновника.
«Я увидел ворону на краю моей лужайки с полной булочкой во рту», — сказал Диксон. «Он посмотрел на меня, и я замер. Затем он продолжил расхаживать по лужайке и взлететь на край купальни для птиц, а затем бросил булочку в воду. Копейка упала, что он был виновником. Я был ошеломлен, мое лицо было бы картинкой. Я помчалась внутрь, чтобы рассказать своему мужу, поскольку я неделями ворчала на него из-за этого случайного хлеба».
Энн ДиксонВсе это время Диксон думала, что это кто-то из ее соседей уронил хлеб ей в ванну для птиц. Вместо этого это была просто ворона, пытающаяся смягчить свою еду. Неудивительно, что ее знак был проигнорирован. Преступник не смог его прочитать.
Энн ДиксонКогда тайна была раскрыта, Диксон достала записку из птичьей ванны. Вороны все еще останавливаются и оставляют свой хлеб, но она больше не возражает. Теперь ей предстоит разгадать новую загадку: откуда они берут весь этот хлеб, но она раскроет ее в другой раз.
Лучший выбор, чтобы побаловать вашу кошку
Мы можем получать комиссию, если вы покупаете по нашим ссылкам.
Лучший выбор, чтобы побаловать вашу кошку
Мы можем получать комиссию, если вы покупаете по нашим ссылкам.
Приобрести в Chewy
CATIT Цветочный пластиковый фонтанчик для кошек
Chewy
Приобрести в Chewy
Когтеточка FRISCO Cactus Cat
Chewy
02 0002 Chewy 9030
Catnip Yellow Banana Cat Toy
Чувей
Магазин на Чуи
Искушений.0090 FRISCO Дразнилка для птиц с игрушкой для кошек с перьями
Chewy
Купить в Chewy
DR. Драгоценная кошачья кошка Ultra Uncented Clumping Clumping Clame Cat
Чувей
Магазин на Chewy
Nature’s Miracle только для Cats Advanced Cath Box
Chewy
Shop на Chewy