cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Первая мировая война 1914 1918 версальско вашингтонская система: Первая мировая война. 1914–1918 гг. Версальско-Вашингтонская система

Первая мировая война. 1914–1918 гг. Версальско-Вашингтонская система

Разделы: История и обществознание

Класс: 9

Ключевые слова: Первая мировая война


Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Рассказывать об этапах и основных событиях Первой мировой войны. Характеризовать цели и планы сторон. Оценивать взаимодействие союзников. Объяснять причины поражений в сражениях Первой мировой войны. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученного материала.

Образовательные ресурсы

  • Учебник Всеобщая история, Новейшая история, 9 класс, Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О., 2016.
  • Рабочая тетрадь к учебнику, презентация,
  • видеофрагменты карточки-тесты для проверки домашнего задания http://nsportal.ru/node/1379248
  • Тестирование: http://spheres.ru/learning/
  • Первая мировая война — битвы в окопах 1914-1918 гг. Документальный фильм. Режиссёр Эдвард Фойерхерд. 2005-2010.
  • Проект «Хронос». Всемирная история в Интернете http://www.hrono.ru/1914voina.php

План урока

  1. Повод к Первой мировой войне.
    Цели и планы стран — участниц войны.
  2. Военные действия на фронтах.
  3. Итоги войны.
  4. Версальско-Вашингтонская система.

Личностно значимая проблема

Какие принципы лежали в основе Версальско-вашингтонской системы? В чем заключались ее недостатки?

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная, эвристическая беседа

Основные понятия

Позиционная война, репарации, Версальско-Вашингтонская система.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться:

— работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы;
— высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира;

— определять понятия;
— устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы
развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;
— продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа;
— на перевод информации из текста в схему.

Познавательные:

— устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами;
— получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия;
— развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок;
— рассказывать об этапах и основных событиях Первой мировой войны;

— характеризовать цели и планы сторон;
— оценивать взаимодействие союзников;
— объяснять причины поражений в сражениях Первой мировой войны;
— выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученного материала.

Коммуникативные:
— планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером;
— развивать умение работать в группах.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

— проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой;
— выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности;

— воспитание чувства само- и взаимоуважения;
— развитие сотрудничества при работе в парах;
— воспитание интереса к истории как науки.

Организационная структура урока

Страна

Цели в войне

Франция

1) Вернуть утраченные в 1871 г. территории Эльзаса и Лотарингии.

2) Сохранить свои колонии в Северной Африке.
3) Захватить Сирию и Палестину

Великобритания

1) Сокрушить Германию как главного соперника на море.
2) Не допустить Германию в Восточную и Юго-Восточную Африку.

Австро-Венгрия

1) Удержать захваченные в 1908 г. Боснию и Герцеговину.
2) Покончить с Сербией и панславянским движением на Балканах.
3) Отторгнуть от России часть её западных территорий.

Германия

1) Переделить колонии Франции и Великобритании.
2) Захватить часть территории Российской империи.

Россия

1) Обеспечить контроль над черноморскими проливами, присоединить к западным губерниям территории со славянским населением (Галиция).


2) Помогать панславянскому движению на Балканах.

Военные действия Первой мировой войны

Годы

Основные события на фронтах

Итоги и значение

1914

Наступление русских войск в Восточной Пруссии и Галиции

Поражение России в Восточной Пруссии, поражение австро-венгерской армии в Галиции. Установился позиционный фронт

Сентябрь 1914 г. — битва на Марне (Франция)

Германские войска отступили. Угроза Парижу ликвидирована. Война приобрела позиционный характер

Октябрь 1914 г. — Турция закрыла черноморские проливы для стран Антанты

Образование Закавказского фронта (русско-турецкого)

Декабрь 1914 г. — разгром англичанами немецкой эскадры у Фолклендских островов

Океаны очищены от германских рейдеров

Итоги: срыв молниеносной войны (план Шлиффена) Германии против Франции; установление позиционной войны; перспектива ведения войны на два фронта

1915

Апрель 1915 г. — переход Италии на сторону Антанты

Изменение состава противоборствующих блоков

Май 1915 г. — открытие итало-австрийского фронта

Война приобрела позиционный характер

Сентябрь 1915 г. — образование Четверного союза (Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария)

Изменение состава противоборствующих блоков

Итоги: война приобретает всё большие масштабы. Переломить ситуацию на Восточном фронте Четверному союзу не удалось. Морская война Германии с Великобританией безуспешна.

1916

Февраль-декабрь 1916 г. — Верденское сражение («Верденская мясорубка»)

Германским войскам не удалось прорваться к Парижу

Май 1916 г. — Ютландское сражение английского и германского флотов

Подтвердило превосходство английского флота, блокада германского флота сохранилась

Лето 1916 г. — Брусиловский прорыв на Восточном фронте (в Галиции)

Помог англо-французским войскам устоять под Верденом и на Сомме

Осень 1916 г. — битва на р. Сомме

Германским войскам не удалось прорваться к Парижу

Итоги: Германия и страны Четверного союза утратили стратегическую инициативу в военных действиях, которая перешла к Антанте

1917

Неограниченная война германских подводных лодок против английских кораблей

Потоплено значительное количество британских судов. Апрель 1917 г. — США объявили войну Германии

Апрель 1917 г. — операция в районе Арраса и Реймса («Бойня Нивеля»)

Неудачное наступление французской армии

Лето 1917 г. — наступление России на Восточном фронте

Неудача русской армии, политический кризис в России

Итоги: переломить ситуацию на Западном фронте Антанте не удалось. Ликвидация Восточного фронта, рост недовольства населения воюющих стран

1918

3 марта 1918 г. — заключение сепаратного мира России с Германией (Брестский мир)

Выход России из войны, потеря ею огромных территорий и выплата контрибуции

Весна-лето 1918 г. — последнее германское наступление

Окончательное истощение материальных и людских резервов Германии, перевес склонился на сторону Антанты

Август 1918 г. — контрнаступление войск Антанты на Марне. Сражение под Амьеном

Поражение германской армии

5 октября 1918 г. — обращение правительства Германии к США с просьбой о перемирии

Условиями перемирия должны были стать «14 пунктов» В. Вильсона

18 ноября 1918 г. — подписание капитуляции Германии

Окончание Первой мировой войны

Задания для учащихся

  1. Ллойд Джордж считал, что страны-победительницы должны выступать при подписании мирного договора «как объективные арбитры, забыв о страсти войны». Так ли было на самом деле? Обоснуйте ответ с помощью фактов.
  2. При подписании мирного договора по итогам Первой мировой войны Ллойд Джордж сформулировал его цели: «…Этот договор должен иметь в виду три цели. Во-первых, обеспечить справедливость в том, чтобы учесть ответственность Германии за возникновение войны и за способы, которыми она велась. Во-вторых, это должен быть договор, который ответственное германское правительство может подписать с уверенностью, что оно в состоянии выполнить предписанные ему обязательства. В-третьих, это должен быть договор, который не будет содержать никаких провокаций последующей войны и создаст альтернативу большевизму тем, что будет предлагать всем разумным людям настоящее урегулирование европейской проблемы…» В какой степени были реализованы эти цели? Аргументируйте своё мнение примерами.

Изучение исторического источника.

Версальский договор. Подписан 28 июня 1919 г. Статья 16. Если член Лиги прибегает к войне… то он… рассматривается как совершивший акт войны против всех других членов Лиги. Последние обязуются немедленно порвать с ним все торговые или финансовые отношения, воспретить все сношения между своими гражданами и гражданами государства, нарушившего Статут, и прекратить всякие финансовые, торговые или личные сношения между гражданами этого государства и гражданами всякого другого государства, является ли оно членом Лиги или нет.

В этом случае Совет обязан предложить различным заинтересованным правительствам тот численный состав военной, морской или воздушной силы, посредством которого члены Лиги будут, по принадлежности, участвовать в вооружённых силах, предназначенных для поддержания уважения к обязательствам Лиги. Члены Лиги соглашаются, кроме того, оказывать друг другу взаимную поддержку при применении экономических и финансовых мер, которые должны быть приняты в силу настоящей статьи. ..

Может быть исключён из Лиги всякий член, оказавшийся виновным в нарушении одного из обязательств, вытекающих из Статута. Исключение выносится голосами всех остальных членов Лиги, представленных в Совете…

Статья 22. Следующие принципы применяются к колониям и территориям, которые в итоге войны перестали быть под суверенитетом государств, управлявших ими перед тем, и которые населены народами, ещё не способными самостоятельно руководить собой в особо трудных условиях современного мира. Благосостояние и развитие этих народов составляет священную миссию цивилизации, и подобает включить гарантии осуществления этой миссии в настоящий Статут.

Лучший метод практически провести этот принцип — это доверить опеку над этими народами передовым нациям, которые, в силу своих ресурсов, своего опыта или своего географического положения, лучше всего в состоянии взять на себя эту ответственность и которые согласны её принять: они осуществляли бы эту опеку в качестве Мандатариев и от имени Лиги. ..

Вопросы и задания к источнику

  1. На основе статьи 16 определите, какие действия должна была предпринимать Лига Наций в случае войны.
  2. На основе статьи 22 определите: кому принадлежали раньше колонии и зависимые страны, упомянутые в тексте; какие государства подразумеваются под названием «передовые нации»; кому была выгодна такая статья договора; как изменилось положение колоний и территорий, упомянутых в тексте; что такое мандатная система. Означала ли эта система независимость территорий, на которые она распространялась?

Первая мировая война (сокращенная версия)

  • Цитировать страницу