cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Острый сверкающий нож и меховая муфточка кому принадлежит – Какому из литературных героев принадлежит следующие предметы? назовите героя.произведение и автора 1)горошина 2)острый

Олимпиада по литературе 5 класс

ЗАДАНИЯ

I. Знание текстов художественных произведений.

1. Кому из литературных героев принадлежат следующие предметы? Назовите героя, произведение и автора. (По 1 баллу за героя, автора и название произведения)

  • Горошина

  • Острый сверкающий нож и меховая муфточка

  • Свежее душистое золотисто-румяное яблочко

  • Рубашки, связанные из крапивной пряжи

  • Волшебные волоски из бороды

Максимальное количество баллов- 5

2. «Школа волшебства».

В сказках, как известно, часто встречаются злые колдуны, ведьмы, поэтому, чтобы добро победило, и у сказки был счастливый конец, часто необходимо расколдовать попавших в беду. Постарайтесь вспомнить, какому колдовству подвергаются герои и назовите способы, с помощью которых снимается заклятие.

Максимальное количество баллов- 5

3. Вот строчки, расплывшиеся от слез пятиклассника, который никак не мог угадать и вспомнить их. Помогите ему восстановить начало одной известной литературной сказки.

«_и_ с_а_и_ _о _в_ е_ с_а_у_о_ у с_м_ _о _и_ _го _ор_».

Максимальное количество баллов- 1

II. Историко-литературные задания.

  • Определите писателя по биографическим фактам. Напишите его фамилию, имя, отчество.

а) Родился в Архангельской губернии в семье крестьянина-рыбака. Без ведома отца ушел в Москву. Поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Сделал много научных открытий в области физики, химии, астрономии. Провел реформу стихосложения

б) Родился в Москве. Его дядя, Василий Львович, был известным поэтом. На мальчика оказала большое влияние няня. Учился в Царскосельском лицее. В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».

в) Родился в Москве. Семья жила бедно. Мать рано его приучила к чтению. Рано умер отец. За время своей жизни был журналистом, издателем, автором многих прозаических и драматических произведений. Но в большей степени известен как баснописец.

Максимальное количество баллов - 3

2. Восстановите полные формы имен писателей (имя, отчество, фамилия).

Иван Андреевич Лермонтов

Михаил Юрьевич

Лев Николаевич

Антон Павлович

Александр Сергеевич Толстой

Николай Васильевич Пушкин

Максимальное количество баллов- 3

III. Знание теории литературы.

1.1 В некотором царстве, в некотором государстве, жили-были царь и царица…

1.2 В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был..

Максимальное количество баллов – 2

  • Прочитайте отрывок из сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Какой художественный прием в нем используется, отметьте его в тексте, объясните, какую роль он играет в сказке?

«Свистнул Иван, бросил свою правую рукавицу в избушку, где братья его дожидались. Рукавица все стеклa в окнах повыбила, а братья спят, ничего не слышат. Собрался он с силами, размахнулся еще раз, сильнee прежнего, и срубил чуду-юду шесть голов... Кинулся чудо-юдо тут на Ивана, забил его по пояс в сырую землю. Видит Иван — дело плохо. Снял левую рукавицу, запустил в избушку. Рукавица крышу пробила, а братья все спят, ничего не слышат».

Максимальное количество баллов – 3

лебедь

девица

земля

сокол

слезы

меч

  • красная

  • русская

  • белая

  • булатный

  • ясный

  • горькие

Максимальное количество баллов – 6

IV. Литература и другие виды искусства

Отметить произведения искусства, которые относятся к художественной литературе:

  • И.Е.Репин «Стрекоза»

  • П.П.Ершов «Конек – Горбунок»

  • П.И. Чайковский «Щелкунчик»

  • А.М. Опекушин. Памятник А.С.Пушкину

  • С.Аксаков. «Аленький цветочек».

  • Барма и Постник. Покровский собор (храм Василия Блаженного)

Максимальное количество баллов- 2

V. Творческое задание

В сказках часто оживают неодушевленные предметы. Например, штопальная игла, чернильница, монетка у Г.Х. Андерсена, зеркальце у А.С. Пушкина, игрушки у Т.А. Гофмана и А. Милна, карты у Л. Кэрролла.

Сочините сказку, где бы главным действующим лицом стала какая-нибудь вещь.

Максимальное количество баллов - 10

Олимпиада по литературе 5 класс

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ И ОТВЕТЫ

I. Знание текстов художественных произведений.

1. Кому из литературных героев принадлежат следующие предметы? Назовите героя, произведение и автора.

  • Андерсен «Принцесса на горошине»

  • Маленькая разбойница; Г.Х.Андерсен «Снежная королева»

  • Мачеха; А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне»

  • Героиня из сказки Андерсена «Дикие лебеди»

  • Старик Хоттабыч из одноименной сказки Лагина

Максимальное количество баллов - 5

При оценивании этого задания учитывается четкость ответа (надо назвать заклятие, которому подвергается тот или иной герой, способ, которым это заклятие снимается) и количество приведенных примеров.

Пример

В сказках очень часто герои бывают заколдованы. Но необходимо, чтобы добро победило и у сказки был счастливый конец, поэтому нужно расколдовать попавших в беду героев. Таких сказок очень много. Причѐм их можно разделить на несколько групп:

1) Герои страдают из-за злых волшебников и колдунов.

2) Герои попадают в беду из-за собственной глупости или противного характера.

3) Превращения происходят из-за невнимательности или рассеянности чародеев, по неосторожности, по собственному желанию.

1)

1. В. Гауф «Карлик Нос». Красивый мальчик Якоб превращается в уродливого карлика.

2. Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди». Одиннадцать братьев - принцев превращены злой мачехой в лебедей. Рубашки из крапивы, собранной на кладбище и сплетѐнных в безмолвии их младшей сестрой, вновь вернули им человеческий облик.

3. С.Аксаков «Аленький цветочек». Принц превращѐн в чудовище злой волшебницей, и лишь любовь и доброта младшей дочери купеческой помогли ему вновь превратиться в человека.

4. Л. Лагин «Старик Хоттабыч». Женя Богорад был превращѐн братом Хоттабыча в умирающего старика. Волька, используя незнание джина о полярном дне, сказал, что Солнце не зайдѐт, пока он, могущественный Волька, не разрешит. Испугавшийся Омар Юсуф снял своѐ заклятие.

5. Русская народная сказка «Царевна – Лягушка». Царевна была превращена Кощеем в Лягушку. После того как Иван – Царевич нашѐл яйцо и сломал конец иглы, Кощей умер и колдовство рассеялось.

2)

1. С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Мальчик Нильс, обидевший гнома, был сам превращѐн в маленького человечка. Возвращение в нормальный вид должно было произойти, если «одна трубочка и семь дырочек уничтожат армию» (волшебная дудочка выманила из замка полчище крыс), король обнажит голову, а Нильс останется в шляпе (он и сидел в шляпе Розенбума, когда король снял свою треуголку), если его друга гуся Мартина убьют. (Нильс выпустил гуся из сарая, и за доброту гном вернул мальчику прежний вид).

2. О. Уайльд « Мальчик - звезда». За то, что отверг мать – нищенку, красавец Мальчик – Звезда превратился в урода, и обратное превращение могло произойти лишь после того, как он спас зайца и отдал нищему 3 монеты.

3. В нанайской сказке «Айога» злая девочка Айога, обидевшая маму и соседскую девочку, любившая лишь себя – красавицу, превратилась в гусыню. И не расколдовалась.

3)

1. В. Медведев «Баранкин, будь человеком». Юра Баранкин и Костя Малинин по собственному желанию, использую сочиненные ими стихи, превращались в воробьев, бабочек и муравьев. Сами и расколдовались.

2. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» – взмах крыла Царевны – Лебедь и царевич превращается в комара, муху и шмеля. Ударившись о земь, становится царевичем».

Максимальное количество баллов- 5

Максимальное количество баллов- 1

II. Историко-литературные задания.

1. Михаил Васильевич Ломоносов

Александр Сергеевич Пушкин

Иван Андреевич Крылов

Максимальное количество баллов – 3

Лев Николаевич Толстой

Александр Сергеевич Пушкин

Максимальное количество баллов - 3

III. Знание теории литературы.

Максимальное количество баллов – 2

В приведенной сказке гипербола используется для преувеличения силы, мощи, удали Ивана: даже одна рукавица его может «все стёкла в окнах повыбить» и «крышу пробить», одним ударом он может «срубить чуду-юду шесть голов». Но чудо-юдо тоже сильно («забил Ивана по пояс в сырую землю»), и этим тоже показывается храбрость и сила Ивана, раз он может с ним сражаться и, в конце концов, его победить. Вместе с тем с помощью данного приема рисуется негативный образ братьев Ивана и их нежелание ему помогать: в окнах стёкла повыбиты, и крыша пробита, «а братья всё спят, ничего не слышат»

«Свистнул Иван, бросил свою правую рукавицу в избушку, где братья его дожидались. Рукавица все стеклa в окнах повыбила, а братья спят, ничего не слышат. Собрался он с силами, размахнулся еще раз, сильнee прежнего, и срубил чуду-юду шесть голов... Кинулся чудо-юдо тут на Ивана, забил его по пояс в сырую землю. Видит Иван — дело плохо. Снял левую рукавицу, запустил в избушку. Рукавица крышу пробила, а братья все спят, ничего не слышат».

Название термина – 1 балл, объяснение роли в тексте – 1 балл, выделение – 1 балл

Максимальное количество баллов – 3

лебедь

девица

земля

сокол

слезы

меч

  • белая

  • красная

  • русская

  • ясный

  • горькие

  • булатный

Максимальное количество баллов – 6

IV. Литература и другие виды искусства

П.П.Ершов «Конек – Горбунок»

С.Аксаков. «Аленький цветочек».

Максимальный балл – 2

V. Творческое задание

Максимальное количество баллов – 10

Максимальное количество баллов за всю работу - 40

infourok.ru

Олимпиадные задания по литературе (5 класс) по теме: Всероссийская олимпиада школьников (школьный этап)

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе

5 класс         2012 – 2013 учебный год

Время выполнения 2 урока.  Максимальное количество баллов за всю работу - 40

ЗАДАНИЯ

I.   Знание текстов художественных произведений.

1. Кому из литературных героев принадлежат следующие предметы? Назовите героя, произведение и автора. (По 1 баллу за героя, автора и название произведения)

  1. Горошина
  2. Острый сверкающий нож и меховая муфточка
  3. Свежее душистое  золотисто-румяное яблочко
  4. Рубашки, связанные из крапивной пряжи
  5. Волшебные волоски из бороды

Максимальное количество баллов- 5

2.  «Школа волшебства».

 В сказках, как известно, часто встречаются злые колдуны, ведьмы, поэтому, чтобы добро победило, и у сказки был счастливый конец, часто необходимо расколдовать попавших в беду. Постарайтесь вспомнить, какому колдовству подвергаются герои и назовите способы, с помощью которых снимается заклятие.

Максимальное количество баллов- 5

3. Вот строчки, расплывшиеся от слез пятиклассника, который никак не мог угадать и вспомнить их. Помогите ему восстановить начало одной известной литературной сказки.

«_и_     с_а_и_     _о      _в_ е_    с_а_у_о_    у    с_м_ _о    _и_ _го      _ор_».

Максимальное количество баллов- 1

II. Историко-литературные задания.

  1. Определите писателя по биографическим фактам. Напишите его фамилию, имя, отчество.

а) Родился в Архангельской губернии в семье крестьянина-рыбака. Без ведома отца ушел в Москву. Поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Сделал много научных открытий в области физики, химии, астрономии. Провел реформу стихосложения

 б) Родился в Москве. Его дядя, Василий Львович, был известным поэтом. На мальчика оказала большое влияние няня. Учился в Царскосельском лицее.  В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».

 в) Родился в Москве. Семья жила бедно. Мать рано его приучила к чтению. Рано умер отец. За время своей жизни был журналистом, издателем, автором многих прозаических и драматических произведений.  Но в большей степени известен как баснописец.

Максимальное количество баллов - 3

2. Восстановите полные формы имен писателей (имя, отчество, фамилия).

Иван                 Андреевич                         Лермонтов

Михаил        Юрьевич                        

Лев                 Николаевич

Антон         Павлович

Александр            Сергеевич                        Толстой

Николай        Васильевич                        Пушкин

 Максимальное количество баллов- 3

III. Знание теории   литературы.

  1. Перед вами отрывки из  разных литературных произведений. Что объединяет эти отрывки? Как называется этот элемент композиции сказок?

1.1 В некотором царстве, в некотором государстве, жили-были царь и царица…

1.2  В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был..

Максимальное количество баллов – 2

  1.  Прочитайте отрывок из сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Какой художественный прием в нем используется, отметьте его в тексте, объясните, какую роль он играет в сказке?

«Свистнул Иван, бросил свою правую рукавицу в избушку, где братья его дожидались. Рукавица все стеклa в окнах повыбила, а братья спят, ничего не слышат. Собрался он с силами, размахнулся еще раз, сильнee прежнего, и срубил чуду-юду шесть голов... Кинулся чудо-юдо тут на Ивана, забил его по пояс в сырую землю. Видит Иван — дело плохо. Снял левую рукавицу, запустил в избушку. Рукавица крышу пробила, а братья все спят, ничего не слышат».

Максимальное количество баллов – 3

  1. Соотнеси приведенные имена существительные с постоянными эпитетами (можно соединить их стрелочками):
  • лебедь
  • девица
  • земля
  • сокол
  • слезы
  • меч
  • красная
  • русская
  • белая
  • булатный
  • ясный
  • горькие

Максимальное количество баллов – 6

IV. Литература и другие виды искусства

Отметить произведения искусства, которые относятся к художественной литературе:

  • И.Е.Репин «Стрекоза»
  • П.П.Ершов «Конек – Горбунок»
  • П.И. Чайковский «Щелкунчик»
  • А.М. Опекушин.  Памятник А.С.Пушкину
  • С.Аксаков. «Аленький цветочек».
  • Барма и Постник. Покровский собор (храм Василия Блаженного)

Максимальное количество баллов- 2

V.  Творческое задание

 В сказках часто оживают неодушевленные предметы. Например, штопальная игла, чернильница, монетка у Г.Х. Андерсена, зеркальце у А.С. Пушкина, игрушки у Т.А. Гофмана и А. Милна, карты у Л. Кэрролла.

Сочините сказку, где бы главным действующим лицом стала какая-нибудь вещь.

Максимальное  количество баллов - 10

Олимпиада по литературе 5 класс

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ И ОТВЕТЫ

I.   Знание текстов художественных произведений.

1. Кому из литературных героев принадлежат следующие предметы? Назовите героя, произведение и автора.

  1. Андерсен «Принцесса на горошине»
  2. Маленькая разбойница; Г.Х.Андерсен «Снежная королева»
  3. Мачеха; А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне»
  4. Героиня из сказки Андерсена «Дикие лебеди»
  5. Старик Хоттабыч из одноименной сказки Лагина

Максимальное количество баллов - 5

  1. «Школа волшебства»

При оценивании  этого задания  учитывается  четкость ответа (надо назвать заклятие, которому подвергается тот или иной герой, способ, которым это заклятие снимается) и количество приведенных примеров.

Пример

В сказках очень часто герои бывают заколдованы. Но необходимо, чтобы добро победило и у сказки был счастливый конец, поэтому нужно расколдовать попавших в беду героев. Таких сказок очень много. Причѐм их можно разделить на несколько групп:

1) Герои страдают из-за злых волшебников и колдунов.

2) Герои попадают в беду из-за собственной глупости или противного характера.

3) Превращения происходят из-за невнимательности или рассеянности чародеев, по неосторожности, по собственному желанию.

1)

1. В. Гауф «Карлик Нос». Красивый мальчик Якоб превращается в уродливого карлика.

2. Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди». Одиннадцать братьев  - принцев превращены злой мачехой в лебедей. Рубашки из крапивы, собранной на кладбище и сплетѐнных в безмолвии их младшей сестрой, вновь вернули им человеческий облик.

3. С.Аксаков «Аленький цветочек». Принц превращѐн в чудовище злой волшебницей, и лишь любовь и доброта младшей дочери купеческой помогли ему вновь превратиться в человека.

4. Л. Лагин «Старик Хоттабыч». Женя Богорад был превращѐн братом Хоттабыча в умирающего старика. Волька, используя незнание джина о полярном дне, сказал, что Солнце  не зайдѐт, пока он, могущественный Волька, не разрешит. Испугавшийся Омар Юсуф снял своѐ заклятие.

5. Русская народная сказка «Царевна  – Лягушка». Царевна была превращена Кощеем в Лягушку. После того как Иван – Царевич нашѐл яйцо и сломал конец иглы, Кощей умер и колдовство рассеялось.

2)

1. С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Мальчик Нильс, обидевший гнома, был сам превращѐн в маленького человечка. Возвращение в нормальный вид должно было произойти, если «одна трубочка и семь дырочек уничтожат армию» (волшебная дудочка выманила из замка полчище крыс), король обнажит голову, а Нильс останется в шляпе (он и сидел в шляпе Розенбума, когда король снял свою треуголку), если его друга гуся Мартина убьют. (Нильс выпустил гуся из сарая, и за доброту гном вернул мальчику прежний вид).

2. О. Уайльд « Мальчик  - звезда». За то, что отверг мать  – нищенку, красавец Мальчик  – Звезда превратился в урода, и обратное превращение могло произойти лишь после того, как он спас зайца и отдал нищему 3 монеты.

3. В нанайской сказке «Айога» злая девочка Айога, обидевшая маму и соседскую девочку, любившая лишь себя – красавицу, превратилась в гусыню. И не расколдовалась.

3)

1. В. Медведев «Баранкин, будь человеком». Юра Баранкин и Костя Малинин по собственному желанию, использую сочиненные ими стихи, превращались  в воробьев, бабочек и муравьев. Сами и расколдовались.

2. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» – взмах крыла Царевны – Лебедь и царевич превращается в комара, муху и шмеля. Ударившись о земь, становится царевичем».

Максимальное количество баллов- 5

  1. «Жил старик со своею старухой у самого синего моря»

Максимальное количество баллов- 1

II. Историко-литературные задания.

1. Михаил Васильевич Ломоносов

Александр Сергеевич Пушкин

Иван Андреевич Крылов

Максимальное количество баллов – 3

  1. Михаил Юрьевич Лермонтов

Лев Николаевич Толстой

Александр Сергеевич Пушкин

Максимальное количество баллов - 3

III. Знание теории   литературы.

  1. Оба отрывка представляют собой начало сказки - зачин

Максимальное количество баллов – 2

  1. Гипербола

В приведенной сказке гипербола используется для преувеличения силы, мощи, удали Ивана: даже одна рукавица его может «все стёкла в окнах повыбить» и «крышу пробить», одним ударом он может «срубить чуду-юду шесть голов». Но чудо-юдо тоже сильно («забил Ивана по пояс в сырую землю»), и этим тоже показывается храбрость и сила Ивана, раз он может с ним сражаться и, в конце концов, его победить. Вместе с тем с помощью данного приема рисуется негативный образ братьев Ивана и их нежелание ему помогать: в окнах стёкла повыбиты, и крыша пробита, «а братья всё спят, ничего не слышат»

«Свистнул Иван, бросил свою правую рукавицу в избушку, где братья его дожидались. Рукавица все стеклa в окнах повыбила, а братья спят, ничего не слышат. Собрался он с силами, размахнулся еще раз, сильнee прежнего, и срубил чуду-юду шесть голов... Кинулся чудо-юдо тут на Ивана, забил его по пояс в сырую землю. Видит Иван — дело плохо. Снял левую рукавицу, запустил в избушку. Рукавица крышу пробила, а братья все спят, ничего не слышат».

Название термина – 1 балл, объяснение роли в тексте – 1 балл, выделение – 1 балл

Максимальное количество баллов – 3

  • лебедь
  • девица
  • земля
  • сокол
  • слезы
  • меч
  • белая
  • красная
  • русская
  • ясный
  • горькие
  • булатный

Максимальное количество баллов – 6

IV. Литература и другие виды искусства

П.П.Ершов «Конек – Горбунок»

С.Аксаков. «Аленький цветочек».

Максимальный балл – 2

V. Творческое задание

Максимальное количество баллов – 10

Максимальное количество баллов за всю работу - 40

nsportal.ru

Всероссийская олимпиада школьников школьный этап

Время выполнения 2 урока. Максимальное количество баллов за всю работу — 40

ЗАДАНИЯ

I. Знание текстов художественных произведений.

1. Кому из литературных героев принадлежат следующие предметы? Назовите героя, произведение и автора. (По 1 баллу за героя, автора и название произведения)

Горошина

Острый сверкающий нож и меховая муфточка

Свежее душистое золотисто-румяное яблочко

Рубашки, связанные из крапивной пряжи

Волшебные волоски из бороды

Максимальное количество баллов- 5

2. «Школа волшебства».

В сказках, как известно, часто встречаются злые колдуны, ведьмы, поэтому, чтобы добро победило, и у сказки был счастливый конец, часто необходимо расколдовать попавших в беду. Постарайтесь вспомнить, какому колдовству подвергаются герои и назовите способы, с помощью которых снимается заклятие.

Максимальное количество баллов- 5

3. Вот строчки, расплывшиеся от слез пятиклассника, который никак не мог угадать и вспомнить их. Помогите ему восстановить начало одной известной литературной сказки.

«_и_ с_а_и_ _о _в_ е_ с_а_у_о_ у с_м_ _о _и_ _го _ор_».

Максимальное количество баллов- 1

II. Историко-литературные задания.

Определите писателя по биографическим фактам. Напишите его фамилию, имя, отчество.

а) Родился в Архангельской губернии в семье крестьянина-рыбака. Без ведома отца ушел в Москву. Поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Сделал много научных открытий в области физики, химии, астрономии. Провел реформу стихосложения

б) Родился в Москве. Его дядя, Василий Львович, был известным поэтом. На мальчика оказала большое влияние няня. Учился в Царскосельском лицее. В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».

в) Родился в Москве. Семья жила бедно. Мать рано его приучила к чтению. Рано умер отец. За время своей жизни был журналистом, издателем, автором многих прозаических и драматических произведений. Но в большей степени известен как баснописец.

Максимальное количество баллов — 3

2. Восстановите полные формы имен писателей (имя, отчество, фамилия).

Иван Андреевич Лермонтов

МихаилЮрьевич

Лев Николаевич

Антон Павлович

Александр СергеевичТолстой

НиколайВасильевичПушкин

Максимальное количество баллов- 3

III. Знание теории литературы.

Перед вами отрывки из разных литературных произведений. Что объединяет эти отрывки? Как называется этот элемент композиции сказок?

1.1 В некотором царстве, в некотором государстве, жили-были царь и царица…

1.2 В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был..

Максимальное количество баллов – 2

Прочитайте отрывок из сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Какой художественный прием в нем используется, отметьте его в тексте, объясните, какую роль он играет в сказке?

«Свистнул Иван, бросил свою правую рукавицу в избушку, где братья его дожидались. Рукавица все стеклa в окнах повыбила, а братья спят, ничего не слышат. Собрался он с силами, размахнулся еще раз, сильнee прежнего, и срубил чуду-юду шесть голов… Кинулся чудо-юдо тут на Ивана, забил его по пояс в сырую землю. Видит Иван — дело плохо. Снял левую рукавицу, запустил в избушку. Рукавица крышу пробила, а братья все спят, ничего не слышат».

Максимальное количество баллов – 3

Соотнеси приведенные имена существительные с постоянными эпитетами (можно соединить их стрелочками):

лебедь

девица

земля

сокол

слезы

меч

красная

русская

белая

булатный

ясный

горькие

Максимальное количество баллов – 6

IV. Литература и другие виды искусства

Отметить произведения искусства, которые относятся к художественной литературе:

И.Е.Репин «Стрекоза»

П.П.Ершов «Конек – Горбунок»

П.И. Чайковский «Щелкунчик»

А.М. Опекушин. Памятник А.С.Пушкину

С.Аксаков. «Аленький цветочек».

Барма и Постник. Покровский собор (храм Василия Блаженного)

Максимальное количество баллов- 2

V. Творческое задание

В сказках часто оживают неодушевленные предметы. Например, штопальная игла, чернильница, монетка у Г.Х. Андерсена, зеркальце у А.С. Пушкина, игрушки у Т.А. Гофмана и А. Милна, карты у Л. Кэрролла.

Сочините сказку, где бы главным действующим лицом стала какая-нибудь вещь.

Максимальное количество баллов — 10

Олимпиада по литературе 5 класс

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ И ОТВЕТЫ

I. Знание текстов художественных произведений.

1. Кому из литературных героев принадлежат следующие предметы? Назовите героя, произведение и автора.

Андерсен «Принцесса на горошине»

Маленькая разбойница; Г.Х.Андерсен «Снежная королева»

Мачеха; А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне»

Героиня из сказки Андерсена «Дикие лебеди»

Старик Хоттабыч из одноименной сказки Лагина

Максимальное количество баллов - 5

«Школа волшебства»

При оценивании этого задания учитывается четкость ответа (надо назвать заклятие, которому подвергается тот или иной герой, способ, которым это заклятие снимается) и количество приведенных примеров.

Пример

В сказках очень часто герои бывают заколдованы. Но необходимо, чтобы добро победило и у сказки был счастливый конец, поэтому нужно расколдовать попавших в беду героев. Таких сказок очень много. Причѐм их можно разделить на несколько групп:

1) Герои страдают из-за злых волшебников и колдунов.

2) Герои попадают в беду из-за собственной глупости или противного характера.

3) Превращения происходят из-за невнимательности или рассеянности чародеев, по неосторожности, по собственному желанию.

1)

1. В. Гауф «Карлик Нос». Красивый мальчик Якоб превращается в уродливого карлика.

2. Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди». Одиннадцать братьев — принцев превращены злой мачехой в лебедей. Рубашки из крапивы, собранной на кладбище и сплетѐнных в безмолвии их младшей сестрой, вновь вернули им человеческий облик.

3. С.Аксаков «Аленький цветочек». Принц превращѐн в чудовище злой волшебницей, и лишь любовь и доброта младшей дочери купеческой помогли ему вновь превратиться в человека.

4. Л. Лагин «Старик Хоттабыч». Женя Богорад был превращѐн братом Хоттабыча в умирающего старика. Волька, используя незнание джина о полярном дне, сказал, что Солнце не зайдѐт, пока он, могущественный Волька, не разрешит. Испугавшийся Омар Юсуф снял своѐ заклятие.

5. Русская народная сказка «Царевна – Лягушка». Царевна была превращена Кощеем в Лягушку. После того как Иван – Царевич нашѐл яйцо и сломал конец иглы, Кощей умер и колдовство рассеялось.

2)

1. С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Мальчик Нильс, обидевший гнома, был сам превращѐн в маленького человечка. Возвращение в нормальный вид должно было произойти, если «одна трубочка и семь дырочек уничтожат армию» (волшебная дудочка выманила из замка полчище крыс), король обнажит голову, а Нильс останется в шляпе (он и сидел в шляпе Розенбума, когда король снял свою треуголку), если его друга гуся Мартина убьют. (Нильс выпустил гуся из сарая, и за доброту гном вернул мальчику прежний вид).

2. О. Уайльд « Мальчик — звезда». За то, что отверг мать – нищенку, красавец Мальчик – Звезда превратился в урода, и обратное превращение могло произойти лишь после того, как он спас зайца и отдал нищему 3 монеты.

3. В нанайской сказке «Айога» злая девочка Айога, обидевшая маму и соседскую девочку, любившая лишь себя – красавицу, превратилась в гусыню. И не расколдовалась.

3)

1. В. Медведев «Баранкин, будь человеком». Юра Баранкин и Костя Малинин по собственному желанию, использую сочиненные ими стихи, превращались в воробьев, бабочек и муравьев. Сами и расколдовались.

2. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» – взмах крыла Царевны – Лебедь и царевич превращается в комара, муху и шмеля. Ударившись о земь, становится царевичем».

Максимальное количество баллов- 5

«Жил старик со своею старухой у самого синего моря»

Максимальное количество баллов- 1

II. Историко-литературные задания.

1. Михаил Васильевич Ломоносов

Александр Сергеевич Пушкин

Иван Андреевич Крылов

Максимальное количество баллов – 3

Михаил Юрьевич Лермонтов

Лев Николаевич Толстой

Александр Сергеевич Пушкин

Максимальное количество баллов — 3

III. Знание теории литературы.

Оба отрывка представляют собой начало сказки - зачин

Максимальное количество баллов – 2

Гипербола

В приведенной сказке гипербола используется для преувеличения силы, мощи, удали Ивана: даже одна рукавица его может «все стёкла в окнах повыбить» и «крышу пробить», одним ударом он может «срубить чуду-юду шесть голов». Но чудо-юдо тоже сильно («забил Ивана по пояс в сырую землю»), и этим тоже показывается храбрость и сила Ивана, раз он может с ним сражаться и, в конце концов, его победить. Вместе с тем с помощью данного приема рисуется негативный образ братьев Ивана и их нежелание ему помогать: в окнах стёкла повыбиты, и крыша пробита, «а братья всё спят, ничего не слышат»

«Свистнул Иван, бросил свою правую рукавицу в избушку, где братья его дожидались. Рукавица все стеклa в окнах повыбила, а братья спят, ничего не слышат. Собрался он с силами, размахнулся еще раз, сильнee прежнего, и срубил чуду-юду шесть голов... Кинулся чудо-юдо тут на Ивана, забил его по пояс в сырую землю. Видит Иван — дело плохо. Снял левую рукавицу, запустил в избушку. Рукавица крышу пробила, а братья все спят, ничего не слышат».

Название термина – 1 балл, объяснение роли в тексте – 1 балл, выделение – 1 балл

Максимальное количество баллов – 3

лебедь

девица

земля

сокол

слезы

меч

белая

красная

русская

ясный

горькие

булатный

Максимальное количество баллов – 6

IV. Литература и другие виды искусства

П.П.Ершов «Конек – Горбунок»

С.Аксаков. «Аленький цветочек».

Максимальный балл 2

V. Творческое задание

Максимальное количество баллов – 10

Максимальное количество баллов за всю работу — 40

"

"

aplik.ru

II. Историко-литературные задания. — МегаЛекции

ЗАДАНИЯ

I. Знание текстов художественных произведений.

1. Кому из литературных героев принадлежат следующие предметы? Назовите героя, произведение и автора.(По 1 баллу за героя, автора и название произведения)

1. Горошина

2. Острый сверкающий нож и меховая муфточка

3. Свежее душистое золотисто-румяное яблочко

4. Рубашки, связанные из крапивной пряжи

5. Волшебные волоски из бороды

Максимальное количество баллов- 5

 

Школа волшебства».

В сказках, как известно, часто встречаются злые колдуны, ведьмы, поэтому, чтобы добро победило, и у сказки был счастливый конец, часто необходимо расколдовать попавших в беду. Постарайтесь вспомнить, какому колдовству подвергаются герои и назовите способы, с помощью которых снимается заклятие.

Максимальное количество баллов- 5

3. Вот строчки, расплывшиеся от слез пятиклассника, который никак не мог угадать и вспомнить их. Помогите ему восстановить начало одной известной литературной сказки.

«_и_ с_а_и_ _о _в_ е_ с_а_у_о_ у с_м_ _о _и_ _го _ор_».

Максимальное количество баллов- 1

 

II. Историко-литературные задания.

1.Определите писателя по биографическим фактам. Напишите его фамилию, имя, отчество.

а) Родился в Архангельской губернии в семье крестьянина-рыбака. Без ведома отца ушел в Москву. Поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Сделал много научных открытий в области физики, химии, астрономии. Провел реформу стихосложения

 

б) Родился в Москве. Его дядя, Василий Львович, был известным поэтом. На мальчика оказала большое влияние няня. Учился в Царскосельском лицее. В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».

 

в) Родился в Москве. Семья жила бедно. Мать рано его приучила к чтению. Рано умер отец. За время своей жизни был журналистом, издателем, автором многих прозаических и драматических произведений. Но в большей степени известен как баснописец.

Максимальное количество баллов - 3



2. Восстановите полные формы имен писателей (имя, отчество, фамилия).

Иван Андреевич Лермонтов

Михаил Юрьевич

Лев Николаевич

Антон Павлович

Александр Сергеевич Толстой

Николай Васильевич Пушкин

Максимальное количество баллов-3

 

III. Знание теории литературы.

1.Перед вами отрывки из разных литературных произведений. Что объединяет эти отрывки? Как называется этот элемент композиции сказок?

1.1 В некотором царстве, в некотором государстве, жили-были царь и царица…

 

1.2 В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был..

Максимальное количество баллов –2

 

2.Прочитайте отрывок из сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Какой художественный прием в нем используется, отметьте его в тексте, объясните, какую роль он играет в сказке?

«Свистнул Иван, бросил свою правую рукавицу в избушку, где братья его дожидались. Рукавица все стеклa в окнах повыбила, а братья спят, ничего не слышат. Собрался он с силами, размахнулся еще раз, сильнee прежнего, и срубил чуду-юду шесть голов... Кинулся чудо-юдо тут на Ивана, забил его по пояс в сырую землю. Видит Иван — дело плохо. Снял левую рукавицу, запустил в избушку. Рукавица крышу пробила, а братья все спят, ничего не слышат».

Максимальное количество баллов – 3

 

3.Соотнеси приведенные имена существительные с постоянными эпитетами (можно соединить их стрелочками):

  • лебедь
  • девица
  • земля
  • сокол
  • слезы
  • меч
  • красная
  • русская
  • белая
  • булатный
  • ясный
  • горькие

Максимальное количество баллов – 6

 

IV. Литература и другие виды искусства

Отметить произведения искусства, которые относятся к художественной литературе:

· И.Е.Репин «Стрекоза»

· П.П.Ершов «Конек – Горбунок»

· П.И. Чайковский «Щелкунчик»

· А.М. Опекушин. Памятник А.С.Пушкину

· С.Аксаков. «Аленький цветочек».

· Барма и Постник. Покровский собор (храм Василия Блаженного)

Максимальное количество баллов- 2

 

V. Творческое задание

В сказках часто оживают неодушевленные предметы. Например, штопальная игла, чернильница, монетка у Г.Х. Андерсена, зеркальце у А.С. Пушкина, игрушки у Т.А. Гофмана и А. Милна, карты у Л. Кэрролла.

Сочините сказку, где бы главным действующим лицом стала какая-нибудь вещь.

Максимальное количество баллов - 10

Олимпиада по литературе 5 класс

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ И ОТВЕТЫ

I. Знание текстов художественных произведений.

Кому из литературных героев принадлежат следующие предметы? Назовите героя, произведение и автора.

1. Андерсен «Принцесса на горошине»

2. Маленькая разбойница; Г.Х.Андерсен «Снежная королева»

3. Мачеха; А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне»

4. Героиня из сказки Андерсена «Дикие лебеди»

5. Старик Хоттабыч из одноименной сказки Лагина

Максимальное количество баллов -5

 

Школа волшебства»

При оценивании этого задания учитывается четкость ответа (надо назвать заклятие, которому подвергается тот или иной герой, способ, которым это заклятие снимается) и количество приведенных примеров.

Пример

В сказках очень часто герои бывают заколдованы. Но необходимо, чтобы добро победило и у сказки был счастливый конец, поэтому нужно расколдовать попавших в беду героев. Таких сказок очень много. Причѐм их можно разделить на несколько групп:

1) Герои страдают из-за злых волшебников и колдунов.

2) Герои попадают в беду из-за собственной глупости или противного характера.

3) Превращения происходят из-за невнимательности или рассеянности чародеев, по неосторожности, по собственному желанию.

1)

1. В. Гауф «Карлик Нос». Красивый мальчик Якоб превращается в уродливого карлика.

2. Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди». Одиннадцать братьев - принцев превращены злой мачехой в лебедей. Рубашки из крапивы, собранной на кладбище и сплетѐнных в безмолвии их младшей сестрой, вновь вернули им человеческий облик.

3. С.Аксаков «Аленький цветочек». Принц превращѐн в чудовище злой волшебницей, и лишь любовь и доброта младшей дочери купеческой помогли ему вновь превратиться в человека.

4. Л. Лагин «Старик Хоттабыч». Женя Богорад был превращѐн братом Хоттабыча в умирающего старика. Волька, используя незнание джина о полярном дне, сказал, что Солнце не зайдѐт, пока он, могущественный Волька, не разрешит. Испугавшийся Омар Юсуф снял своѐ заклятие.

5. Русская народная сказка «Царевна – Лягушка». Царевна была превращена Кощеем в Лягушку. После того как Иван – Царевич нашѐл яйцо и сломал конец иглы, Кощей умер и колдовство рассеялось.

2)

1. С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Мальчик Нильс, обидевший гнома, был сам превращѐн в маленького человечка. Возвращение в нормальный вид должно было произойти, если «одна трубочка и семь дырочек уничтожат армию» (волшебная дудочка выманила из замка полчище крыс), король обнажит голову, а Нильс останется в шляпе (он и сидел в шляпе Розенбума, когда король снял свою треуголку), если его друга гуся Мартина убьют. (Нильс выпустил гуся из сарая, и за доброту гном вернул мальчику прежний вид).

2. О. Уайльд « Мальчик - звезда». За то, что отверг мать – нищенку, красавец Мальчик – Звезда превратился в урода, и обратное превращение могло произойти лишь после того, как он спас зайца и отдал нищему 3 монеты.

3. В нанайской сказке «Айога» злая девочка Айога, обидевшая маму и соседскую девочку, любившая лишь себя – красавицу, превратилась в гусыню. И не расколдовалась.

3)

1. В. Медведев «Баранкин, будь человеком». Юра Баранкин и Костя Малинин по собственному желанию, использую сочиненные ими стихи, превращались в воробьев, бабочек и муравьев. Сами и расколдовались.

2. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» – взмах крыла Царевны – Лебедь и царевич превращается в комара, муху и шмеля. Ударившись о земь, становится царевичем».

Максимальное количество баллов- 5

 

2.«Жил старик со своею старухой у самого синего моря»

Максимальное количество баллов- 1

II. Историко-литературные задания.

1. Михаил Васильевич Ломоносов

Александр Сергеевич Пушкин

Иван Андреевич Крылов

Максимальное количество баллов –3

2.Михаил Юрьевич Лермонтов

Лев Николаевич Толстой

Александр Сергеевич Пушкин

Максимальное количество баллов - 3


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Школьная олимпиада по литературе 5 класс с ответами

Время выполнения 2 урока.  Максимальное количество баллов за всю работу — 40

ЗАДАНИЯ

I.   Знание текстов художественных произведений.

1. Кому из литературных героев принадлежат следующие предметы? Назовите героя, произведение и автора. (По 1 баллу за героя, автора и название произведения)

  1. Горошина
  2. Острый сверкающий нож и меховая муфточка
  3. Свежее душистое  золотисто-румяное яблочко
  4. Рубашки, связанные из крапивной пряжи
  5. Волшебные волоски из бороды

Максимальное количество баллов- 5

2.  «Школа волшебства».

 В сказках, как известно, часто встречаются злые колдуны, ведьмы, поэтому, чтобы добро победило, и у сказки был счастливый конец, часто необходимо расколдовать попавших в беду. Постарайтесь вспомнить, какому колдовству подвергаются герои и назовите способы, с помощью которых снимается заклятие.

Максимальное количество баллов- 5

3. Вот строчки, расплывшиеся от слез пятиклассника, который никак не мог угадать и вспомнить их. Помогите ему восстановить начало одной известной литературной сказки.

«_и_     с_а_и_     _о      _в_ е_    с_а_у_о_    у    с_м_ _о    _и_ _го      _ор_».

Максимальное количество баллов- 1

II. Историко-литературные задания.

  1. Определите писателя по биографическим фактам. Напишите его фамилию, имя, отчество.

а) Родился в Архангельской губернии в семье крестьянина-рыбака. Без ведома отца ушел в Москву. Поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Сделал много научных открытий в области физики, химии, астрономии. Провел реформу стихосложения

 б) Родился в Москве. Его дядя, Василий Львович, был известным поэтом. На мальчика оказала большое влияние няня. Учился в Царскосельском лицее.  В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».

 в) Родился в Москве. Семья жила бедно. Мать рано его приучила к чтению. Рано умер отец. За время своей жизни был журналистом, издателем, автором многих прозаических и драматических произведений.  Но в большей степени известен как баснописец.

Максимальное количество баллов — 3

2. Восстановите полные формы имен писателей (имя, отчество, фамилия).

Иван                 Андреевич                         Лермонтов

Михаил        Юрьевич

Лев                 Николаевич

Антон         Павлович

Александр            Сергеевич                        Толстой

Николай        Васильевич                        Пушкин

 Максимальное количество баллов- 3

III. Знание теории   литературы.

  1. Перед вами отрывки из  разных литературных произведений. Что объединяет эти отрывки? Как называется этот элемент композиции сказок?

1.1 В некотором царстве, в некотором государстве, жили-были царь и царица…

1.2  В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был..

Максимальное количество баллов – 2

  1.  Прочитайте отрывок из сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Какой художественный прием в нем используется, отметьте его в тексте, объясните, какую роль он играет в сказке?

«Свистнул Иван, бросил свою правую рукавицу в избушку, где братья его дожидались. Рукавица все стеклa в окнах повыбила, а братья спят, ничего не слышат. Собрался он с силами, размахнулся еще раз, сильнee прежнего, и срубил чуду-юду шесть голов… Кинулся чудо-юдо тут на Ивана, забил его по пояс в сырую землю. Видит Иван — дело плохо. Снял левую рукавицу, запустил в избушку. Рукавица крышу пробила, а братья все спят, ничего не слышат».

Максимальное количество баллов – 3

  1. Соотнеси приведенные имена существительные с постоянными эпитетами (можно соединить их стрелочками):
  • лебедь
  • девица
  • земля
  • сокол
  • слезы
  • меч
  • красная
  • русская
  • белая
  • булатный
  • ясный
  • горькие

Максимальное количество баллов – 6

IV. Литература и другие виды искусства

Отметить произведения искусства, которые относятся к художественной литературе:

  • И.Е.Репин «Стрекоза»
  • П.П.Ершов «Конек – Горбунок»
  • П.И. Чайковский «Щелкунчик»
  • А.М. Опекушин.  Памятник А.С.Пушкину
  • С.Аксаков. «Аленький цветочек».
  • Барма и Постник. Покровский собор (храм Василия Блаженного)

Максимальное количество баллов- 2

V.  Творческое задание

 В сказках часто оживают неодушевленные предметы. Например, штопальная игла, чернильница, монетка у Г.Х. Андерсена, зеркальце у А.С. Пушкина, игрушки у Т.А. Гофмана и А. Милна, карты у Л. Кэрролла.

Сочините сказку, где бы главным действующим лицом стала какая-нибудь вещь.

Максимальное  количество баллов — 10

Олимпиада по литературе 5 класс

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ И ОТВЕТЫ

I.   Знание текстов художественных произведений.

1. Кому из литературных героев принадлежат следующие предметы? Назовите героя, произведение и автора.

  1. Андерсен «Принцесса на горошине»
  2. Маленькая разбойница; Г.Х.Андерсен «Снежная королева»
  3. Мачеха; А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне»
  4. Героиня из сказки Андерсена «Дикие лебеди»
  5. Старик Хоттабыч из одноименной сказки Лагина

Максимальное количество баллов — 5

  1. «Школа волшебства»

При оценивании  этого задания  учитывается  четкость ответа (надо назвать заклятие, которому подвергается тот или иной герой, способ, которым это заклятие снимается) и количество приведенных примеров.

Пример

В сказках очень часто герои бывают заколдованы. Но необходимо, чтобы добро победило и у сказки был счастливый конец, поэтому нужно расколдовать попавших в беду героев. Таких сказок очень много. Причѐм их можно разделить на несколько групп:

1) Герои страдают из-за злых волшебников и колдунов.

2) Герои попадают в беду из-за собственной глупости или противного характера.

3) Превращения происходят из-за невнимательности или рассеянности чародеев, по неосторожности, по собственному желанию.

1)

1. В. Гауф «Карлик Нос». Красивый мальчик Якоб превращается в уродливого карлика.

2. Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди». Одиннадцать братьев  — принцев превращены злой мачехой в лебедей. Рубашки из крапивы, собранной на кладбище и сплетѐнных в безмолвии их младшей сестрой, вновь вернули им человеческий облик.

3. С.Аксаков «Аленький цветочек». Принц превращѐн в чудовище злой волшебницей, и лишь любовь и доброта младшей дочери купеческой помогли ему вновь превратиться в человека.

4. Л. Лагин «Старик Хоттабыч». Женя Богорад был превращѐн братом Хоттабыча в умирающего старика. Волька, используя незнание джина о полярном дне, сказал, что Солнце  не зайдѐт, пока он, могущественный Волька, не разрешит. Испугавшийся Омар Юсуф снял своѐ заклятие.

5. Русская народная сказка «Царевна  – Лягушка». Царевна была превращена Кощеем в Лягушку. После того как Иван – Царевич нашѐл яйцо и сломал конец иглы, Кощей умер и колдовство рассеялось.

2)

1. С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Мальчик Нильс, обидевший гнома, был сам превращѐн в маленького человечка. Возвращение в нормальный вид должно было произойти, если «одна трубочка и семь дырочек уничтожат армию» (волшебная дудочка выманила из замка полчище крыс), король обнажит голову, а Нильс останется в шляпе (он и сидел в шляпе Розенбума, когда король снял свою треуголку), если его друга гуся Мартина убьют. (Нильс выпустил гуся из сарая, и за доброту гном вернул мальчику прежний вид).

2. О. Уайльд « Мальчик  — звезда». За то, что отверг мать  – нищенку, красавец Мальчик  – Звезда превратился в урода, и обратное превращение могло произойти лишь после того, как он спас зайца и отдал нищему 3 монеты.

3. В нанайской сказке «Айога» злая девочка Айога, обидевшая маму и соседскую девочку, любившая лишь себя – красавицу, превратилась в гусыню. И не расколдовалась.

3)

1. В. Медведев «Баранкин, будь человеком». Юра Баранкин и Костя Малинин по собственному желанию, использую сочиненные ими стихи, превращались  в воробьев, бабочек и муравьев. Сами и расколдовались.

2. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» – взмах крыла Царевны – Лебедь и царевич превращается в комара, муху и шмеля. Ударившись о земь, становится царевичем».

Максимальное количество баллов- 5

  1. «Жил старик со своею старухой у самого синего моря»

Максимальное количество баллов- 1

II. Историко-литературные задания.

1. Михаил Васильевич Ломоносов

Александр Сергеевич Пушкин

Иван Андреевич Крылов

Максимальное количество баллов – 3

  1. Михаил Юрьевич Лермонтов

Лев Николаевич Толстой

Александр Сергеевич Пушкин

Максимальное количество баллов — 3

III. Знание теории   литературы.

  1. Оба отрывка представляют собой начало сказки — зачин

Максимальное количество баллов – 2

  1. Гипербола

В приведенной сказке гипербола используется для преувеличения силы, мощи, удали Ивана: даже одна рукавица его может «все стёкла в окнах повыбить» и «крышу пробить», одним ударом он может «срубить чуду-юду шесть голов». Но чудо-юдо тоже сильно («забил Ивана по пояс в сырую землю»), и этим тоже показывается храбрость и сила Ивана, раз он может с ним сражаться и, в конце концов, его победить. Вместе с тем с помощью данного приема рисуется негативный образ братьев Ивана и их нежелание ему помогать: в окнах стёкла повыбиты, и крыша пробита, «а братья всё спят, ничего не слышат»

«Свистнул Иван, бросил свою правую рукавицу в избушку, где братья его дожидались. Рукавица все стеклa в окнах повыбила, а братья спят, ничего не слышат. Собрался он с силами, размахнулся еще раз, сильнee прежнего, и срубил чуду-юду шесть голов... Кинулся чудо-юдо тут на Ивана, забил его по пояс в сырую землю. Видит Иван — дело плохо. Снял левую рукавицу, запустил в избушку. Рукавица крышу пробила, а братья все спят, ничего не слышат».

Название термина – 1 балл, объяснение роли в тексте – 1 балл, выделение – 1 балл

Максимальное количество баллов – 3

  • лебедь
  • девица
  • земля
  • сокол
  • слезы
  • меч
  • белая
  • красная
  • русская
  • ясный
  • горькие
  • булатный

Максимальное количество баллов – 6

IV. Литература и другие виды искусства

П.П.Ершов «Конек – Горбунок»

С.Аксаков. «Аленький цветочек».

Максимальный балл – 2

V. Творческое задание

Максимальное количество баллов – 10

Максимальное количество баллов за всю работу — 40

shkolnaya-olimpiada.ru

Олимпиадные задания по литературе (5 класс) по теме: Олимпиада по литературе. 5 класс.

Олимпиада по литературе. 5 класс 

1. Что означает слово «фольклор» в переводе с английского языка?

2. Определите, к какому жанру фольклора принадлежит каждый из текстов:

   а) Сшит колпак, да не по-колпаковски.

   б) Лёгок на помине

    в) Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

3.  Кому из литературных или сказочных героев принадлежат следующие предметы или свойства? Назовите героя, произведение и автора.

  •  Говорящее чудесное зеркало
  •  Острый сверкающий нож и меховая муфточка
  •  Ячменное семечко в цветочном горшке
  •  Сабля и ранец

4. Какой художественный прием используется в следующих выражениях: «живая вода», «красна девица», «добрый молодец»?

5. Закончите пословицы:

а) Красна птица перьем, а человек -...
Б) Век живи – век .....
В) Слово серебро, а молчанье- ....
Г) Делу – время, потехе - ...

6. Определите писателя по биографическим фактам. Напишите его фамилию, имя, отчество.

А) Родился в Архангельской губернии в семье крестьянина-рыбака. Без ведома отца ушел в Москву. Поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Сделал много научных открытий в области физики, химии, астрономии. Провел реформу стихосложения.
Б) Родился в Москве. Его дядя, Василий Львович, был известным поэтом. На мальчика оказала большое влияние няня. Учился в Царскосельском лицее.  В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».
В) Родился в Москве. Семья жила бедно. Мать рано его приучила к чтению. Рано умер отец. За время своей жизни был журналистом, издателем, автором многих прозаических и драматических произведений.  Но в большей степени известен как баснописец.

7. «Соедините» названия произведений и их жанр.

1) Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»                Сказ

2) П.П.Бажов «Медной горы хозяйка»                Поэма

3) И.А.Крылов «Волк на псарне»                          Сказка

4) «Повесть временных лет»                                 Летопись

5) Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос»              Баллада

6) Р.Стивенсон «Вересковый мёд»                        Басня

7) В.А.Жуковский «Спящая красавица»               Рассказ

nsportal.ru

школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе (5 класс)

 

  1. В названии произведений каких писателей встречается упоминание животного (или его клички), насекомого, рыбы или птицы.  Напишите автора и название произведения. (Приведите 5 примеров)

 

     2. Из какого произведения эти строки? Назовите автора и название произведения.

 

    а) «Там королевич мимоходом

        Пленяет грозного царя…»

 

    б) «Жил-был добрый царь Матвей;

         Жил с царицею своей

         Он в согласье много лет;

         А детей всё нет как нет».

 

    в) «Тяжелехонько вздохнула,

        Восхищенья не снесла

        И к обедне умерла…»

 

    г) «Да, были люди в наше время,

         Могучее, лихое племя:

                    Богатыри – не вы».

 

    д) «Подруга дней моих суровых,

          Голубка дряхлая моя! »

 

 

  1. Кому из литературных или сказочных героев принадлежат следующие предметы или свойства? Назовите героя, произведение и автора.

а) Говорящее чудесное зеркало

б) Острый сверкающий нож и меховая муфточка

в) «…баса, альта, две скрипки»

г) Ячменное семечко в цветочном горшке

д) Сабля и ранец

 

 

4. Определите, к какому жанру фольклора принадлежит каждый из текстов:

   а) Спи, усни.

       Бай, бай, бай!

       Угомон тебя возьми…

       Спи, посыпай.

       Боронить поспевай…

 

   б) На златом крыльце сидели

       Царь-царевич, король-королевич…

   в) Сшит колпак,

       Да не по-колпаковски.

 

   г) Сто одежек –  и все без застежек

 

    д) Один в поле не воин.

 

5. Из каких басен взяты эти пословицы, поговорки, афоризмы?

 

    а) «В сердце льстец всегда отыщет уголок».

 

        б) «У сильного всегда бессильный виноват»

 

    в) «Ты всё пела? Это дело.

         Так поди же попляши!»

 

    г) «Ай, Моська! Знать, она сильна,

         Что лает на слона!»

 

    д) «А Васька слушает да ест».

 

6.Вспомниге и запишите пословицы и поговорки о книгах, учении, знании

 (5 примеров).

 

7.Напишите сочинение «Сказка в моей жизни».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе (5 класс)

 

  1. В названии произведений каких писателей встречается упоминание животного (или его клички), насекомого, рыбы или птицы.  Напишите автора и название произведения. (Приведите 5 примеров)

 

     2. Из какого произведения эти строки? Назовите автора и название произведения.

 

    а) «Там королевич мимоходом

        Пленяет грозного царя…»

 

    б) «Жил-был добрый царь Матвей;

         Жил с царицею своей

         Он в согласье много лет;

         А детей всё нет как нет».

 

    в) «Тяжелехонько вздохнула,

        Восхищенья не снесла

        И к обедне умерла…»

 

    г) «Да, были люди в наше время,

         Могучее, лихое племя:

                    Богатыри – не вы».

 

    д) «Подруга дней моих суровых,

          Голубка дряхлая моя! »

 

 

  1. Кому из литературных или сказочных героев принадлежат следующие предметы или свойства? Назовите героя, произведение и автора.

а) Говорящее чудесное зеркало

б) Острый сверкающий нож и меховая муфточка

в) «…баса, альта, две скрипки»

г) Ячменное семечко в цветочном горшке

д) Сабля и ранец

 

 

4. Определите, к какому жанру фольклора принадлежит каждый из текстов:

   а) Спи, усни.

       Бай, бай, бай!

       Угомон тебя возьми…

       Спи, посыпай.

       Боронить поспевай…

 

   б) На златом крыльце сидели

       Царь-царевич, король-королевич…

   в) Сшит колпак,

       Да не по-колпаковски.

 

   г) Сто одежек –  и все без застежек

 

    д) Один в поле не воин.

 

5. Из каких басен взяты эти пословицы, поговорки, афоризмы?

 

    а) «В сердце льстец всегда отыщет уголок».

 

        б) «У сильного всегда бессильный виноват»

 

    в) «Ты всё пела? Это дело.

         Так поди же попляши!»

 

    г) «Ай, Моська! Знать, она сильна,

         Что лает на слона!»

 

    д) «А Васька слушает да ест».

 

6.Вспомниге и запишите пословицы и поговорки о книгах, учении, знании

 (5 примеров).

 

7.Напишите сочинение «Сказка в моей жизни».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *