Особенности внимания умственно отсталых детей: Сообщение «Особенности внимания умственно-отсталых детей»
(Слайд 1)
Особенности внимания умственно отсталых детей
Вследствие недоразвития всей познавательной сферы внимание умственно отсталых детей нарушено.
(Слайд 1)
Важная особенность внимания заключается в невозможности его активной длительной концентрации. Эти дети быстро и легко отвлекаются и не в состоянии в течение длительного времени концентрироваться на каком-либо объекте. Через некоторое время после включения в работу их внимание ослабевает или исчезает полностью.
Учащимся коррекционной школы VIII вида свойственно такое явление как имитация внимания, когда учащийся внешне сосредоточен, совершенно не реагирует на происходящее вокруг, но производительность его деятельности остается крайне низкой. Наиболее нарушено произвольное целенаправленное внимание. Это связано с тем, что при возникновении трудностей ребенок не пытается их преодолевать. Однако, если работа интересна и посильна, она способна некоторое время поддержать его внимание.
Для данной категории детей характерен низкий объем и трудности привлечения внимания. Причем, даже будучи привлеченным к объекту ребенок слабо сосредоточивается.
Таким образом, все свойства процесса внимания умственно отсталых нарушены. Преобладающим является непроизвольное.
Для того чтобы управлять вниманием учащихся на уроке, необходимо проводить коррекционную работу по его развитию и уметь правильно подобрать специальные упражнения, тренирующие основные свойства как, объем, распределение, концентрация, устойчивость и переключение. Некоторые из таких упражнений я хочу предложить вашему вниманию.
(Слайд 3)
Упражнение на развитие объема внимания.
Ребенку предлагается карточка с таблицами, в которых определенным образом расположены точки (от 2 до 7). После запоминания, ребенок должен в пустых таблицах расставить точки также как в карточке.
Упражнения на развитие концентрации внимания.
(Слайд 4). Сравни картинки и найди 10 отличий.
(Слайд 5). Найди несоответствия и дорисуй картинки.
(Слайд 6). Раскрась вторую половину картинки.
(Слайд 7)
Упражнение на развитие концентрации внимания и его устойчивости.
В этом упражнении надо найти слова между случайных букв и выделить их.
(Слайд 8)
Упражнение на развитие произвольного внимания.
В этом упражнении надо нарисовать 10 треугольников, а затем заштриховать или выделить определенным цветом треугольники, которые называет учитель.
(Слайд 9)
Упражнение на развитие распределения внимания.
На рисунке представлена таблица с 25-ю цифрами от 1 до 35, из них пропущены 10 цифр. Учащимся необходимо найти и показать все цифры подряд, а пропущенные цифры записать или просто сообщить их учителю. Если это задание оказалось трудным то, можно предложить более простую таблицу, например, из 9 клеточек.
(Слайд 10)
Упражнение на развитие внимательности, быстроты распределения и переключения внимания.
Учитель называет различные слова. Учащиеся должны, по договорённости, отреагировать на определённые слова. Учащиеся внимательно слушают и хлопают в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, швейный инструмент.
(Слайд 11)
Упражнение «Подбери нужную заплатку» способствует развитию внимания, дифференцированного восприятия, наглядно-образного мышления.
В процессе коррекционного обучения внимание умственно отсталых учащихся может достигнуть более высокого уровня развития. Показателем прогресса в развитии является появление элементов произвольного внимания.
Сейчас давайте остановимся на особенностях памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение) у умственно отсталых детей также имеют свои специфические особенности.
(Слайд 12)
Для процессов памяти такой категории детей характерны:
Недостаточная полнота и точность, замедленность запоминания
Неосмысленность и непрочность сохранения;
Низкий объем воспроизведения, искажение материала, привнесения.
Произвольное запоминание у умственно отсталых детей формируется позже, чем у их сверстников. Они лучше всего запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Причем наиболее полно, точно и прочно запоминают реальные объекты, менее успешно их изображения и еще с более низким результатом слова, их обозначающие. Опосредованная смысловая память тоже развита слабо. При этом умственно отсталые дети могут запомнить определенный, довольно ограниченный объем материала. При запоминании и осмыслении материала не могут пользоваться логическими приемами. Над логической памятью у них преобладает механическая. Незрелость восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания приводит к ошибкам при воспроизведении. Существует такая особенность, как привнесение в воспроизводимый материал.
Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Воспроизводимые тексты сжаты, непоследовательны, фрагментарны, содержат неточности, пропуски, замены. Следует также отметить недостаточный объем воспроизводимого материала. При организации процесса обучения детей коррекционной школы большое значение имеет повторение материала. Необходимо указать и на такую особенность памяти, как эпизодическая забывчивость. Она связана с переутомлением нервной системы из-за ее общей слабости.
Для повышения продуктивности процессов памяти на уроках применяю:
(Слайд 13)
Коррекционные упражнения на развитие зрительной памяти такие как:
«Запомни и ответь на вопросы». Выполняя это упражнение, необходимо запомнить, что изображено на картинке, перевернуть картинку или накрыть чистым листом бумаги и ответить на вопросы.
(Слайд 14)
Упражнение «Запомни предметы». Учащимся нужно запомнить разложенные на столе швейные инструменты, приспособления. После изменения определить, что изменилось.
(Слайд 15)
Коррекционное упражнение на развитие объема слуховой памяти «Каскад слов».
Учащийся повторяет слова за учителем. Начинать надо с одного слова, затем называть два слова, учащийся повторяет обязательно в этой же последовательности, три слова и т.д.
(Слайд 16)
Упражнение на развитие сохранения и воспроизведения.
Учащимся требуется запомнить расположение пуговиц (узор из пуговиц) и составить по памяти такой же узор.
Большое внимание в коррекционной школе уделяется подготовке к экзамену по профессионально-трудовому обучению. Для успешного запоминания экзаменационного материала необходимо учить детей использовать своё воображение, находить ассоциации, связанные с тем, что нужно запомнить. Это помогает более надёжно закрепить нужную информацию в долговременной памяти.
(Слайд 17)
При подготовке к экзаменам использую специально разработанные упражнения с целью коррекции запоминания и воспроизведения, которые содержат следующие задания: прочти, вставь пропущенные слова, заучи и перескажи формулировки ответа.
(Слайд 18,19)
Приведенные выше коррекционно-развивающие упражнения рекомендуется проводить регулярно с детьми любого возраста, т. к. совершенствование восприятия, мышления, внимания, памяти является важным условием успешной учебной, трудовой деятельности.
Перед учителем коррекционной школы VIII вида стоит непростая задача – не только обучить умственно отсталых детей, но и развить их познавательные способности, осуществить коррекцию интеллектуальной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
Особенности развития внимания у детей школьного возраста с умственной отсталостью
С точки зрения общей психологии внимание есть направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отключении от других.
Психологи отмечают существенные отклонения в развитии внимания умственно отсталых школьников. По данным О.Е. Фрейерова, многие ученики с недостатками умственного развития не могут концентрировать свое внимание, что проявляется в отвлекаемости от выполняемой деятельности и переключении на другие объекты.
Л.В. Занков, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и др. считают нарушения внимания одним из характерных симптомов умственной отсталости. В коррекционной психологии существует небольшое число работ, посвященных изучению внимания. К ним относятся исследования, выполненные И.Л. Баскаковой, С.В. Лиепинь, Л.И. Переслени, С.А. Сагдуллаевым и др.Установлено, что у младших умственно отсталых учеников доминирующим является непроизвольное внимание, тогда как у нормально развивающихся младших школьников на первый план выступает произвольное. Вместе с тем вышеназванные авторы отмечают, что у школьников с недостатками умственного развития нарушено и непроизвольное (пассивное), и произвольное (активное) внимание. [38, c. 47]
Усвоение учащимися школьных знаний предполагает некоторую сформированность произвольного внимания. Оно у умственно отсталых учащихся характеризуется целым рядом нарушений: небольшим объемом, слабой устойчивостью и переключаемостью, малой произвольностью и др. Так, рассматривая и анализируя под руководством учителя предмет, который предстоит зарисовать, ученики слабо фокусируют свое внимание на этом объекте, у них наблюдается отвлечение внимания на другие предметы, находящиеся в их окружении. От восприятия и анализа предмета их легко может отвлечь любой посторонний звук, действие. Воспитание внимания у умственно отсталых школьников тесным образом связано с формированием их личности. Внимание сопровождает формирование таких личностных качеств, как целенаправленность, самостоятельность, дисциплинированность, настойчивость и др. Присущие ученикам с недостатками умственного развития нарушения произвольного внимания препятствуют формированию у них целенаправленности поведения и деятельности, резко снижают их работоспособность.
Многие авторы подчеркивают тесную взаимосвязь между нарушениями познавательной деятельности умственно отсталых школьников с дефектами их произвольного и непроизвольного внимания. [29, c. 35]
Рассмотрим некоторые особенности основных свойств внимания учащихся специальных школ VIII вида.
Объем внимания — это количество объектов, которые человек может одновременно охватить своим вниманием.
Установлено, что объем внимания у умственно отсталых первоклассников низкий, так как ограничивается 1 — 2 объектами. У третьеклассников он несколько выше (2 — 3 объекта). Однако при определенных благоприятных условиях он может расширяться. К числу таких условий относятся:
предварительная инструкция, повышающая мотивацию деятельности учеников с умственной отсталостью;
предварительное знакомство учащихся с отобранными для предъявления объектами и активная деятельность с ними;
оптимальное количество воспринимаемой одновременно зрительной информации и ее содержание (цифры, буквы, изображения предметов).
При активизирующей инструкции, меняющей мотивацию выполнения задания и включающей элементы соревнования, объем внимания у школьников значительно повышается. Замечено, что нецелесообразно чрезмерно уменьшать или увеличивать количество предъявляемых объектов, так как у данной категории учащихся это может привести к сужению объема внимания. Оптимальным количеством предъявляемой зрительной информации для первоклассников является 3 — 5, а для учеников III класса — 5 — 7 объектов. Исследования показали зависимость объема внимания умственно отсталых учеников от наличия смысловых связей между предъявляемыми объектами. При восприятии изображенных предметов, логическая взаимосвязь между которыми понятна учащимся, внимание у первоклассников повышается. У третьеклассников значительно возрастает объем внимания при восприятии не только изображений предметов, логически связанных между собой, но и букв, образующих слова, т.е. при восприятии более абстрактного материала. Это свидетельствует о том, что к III классу у умственно отсталых школьников формируется умение группировать логически взаимосвязанные объекты. Вместе с тем объем внимания учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида значительно ниже объема внимания их нормально развивающихся сверстников, особенно при выполнении заданий, в которых требуется более высокий уровень обобщения и осмысления. [24, c. 92]
К старшему школьному возрасту объем внимания у умственно отсталых учащихся возрастает, однако не достигает того уровня, который отмечается у старшеклассников массовой общеобразовательной школы.
Под устойчивостью внимания подразумевается длительность сосредоточения внимания на объекте. Большинство младших школьников могут относительно долго интенсивно выполнять несложную однообразную работу. Так, в течение 15 минут учащиеся в корректурных пробах достаточно успешно вычеркивают 3 изображения. Продуктивность работы при этом в среднем не снижается, а в отдельных случаях даже повышается. Вместе с тем отмечается большое число ошибок, проявляющихся в пропуске зачеркивания предусмотренных инструкцией изображений (знаков), в зачеркивании не предусмотренных инструкцией знаков. Средний уровень устойчивости внимания школьников с недостатками умственного развития ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников. От I к III классу наблюдается заметное развитие устойчивости внимания, при этом меняется темп выполнения задания. Третьеклассники работают быстрее первоклассников, но количество ошибок, которое они допускают в ходе выполнения задания, остается очень существенным. Это свидетельствует о том, что показатели устойчивости внимания повышаются к III классу в основном за счет роста темпа работы, а не ее качества. Для младших умственно отсталых учеников периодом наиболее оптимального проявления устойчивости внимания при выполнении однообразной работы является временной промежуток в 6 — 10 минут. В процессе обучения возникают ситуации, когда умственно отсталым школьникам бывает необходимо одновременно выполнять два и более действия. Например, при написании диктанта ученики должны внимательно слушать, что произносит педагог, и писать диктуемое. Одним из условий, способствующих успешному совмещению двух видов деятельности, является умение учащихся распределять свое внимание. Известно, что распределение внимания малодоступно ученикам с интеллектуальной недостаточностью. Когда им предлагают осуществлять какую-то деятельность одновременно с выполнением другого задания, им бывает трудно справиться с поставленной перед ними задачей. Так, первоклассники, по заданию учителя вычеркивая в корректурной таблице определенные фигуры, должны были, кроме того, считать звуковые сигналы, подававшиеся во время этой работы. Однако дети занимались только корректурной таблицей, т.е. из двух видов деятельности они выполняли только одну, ту, которая была для них более привычной (С.В. Лиепинь). [39, c.63]
В процессе специального коррекционного обучения для умственно отсталых третьеклассников выполнение одновременно двух заданий становится более доступным. Вместе с тем отмечается понижение устойчивости внимания в обеих возрастных группах при распределении его на два вида деятельности.
К старшему школьному возрасту четко прослеживается положительная динамика в развитии устойчивости внимания. Умственно отсталые ученики V и VIII классов в ходе выполнения несложного задания достигают практически одинакового с нормально развивающимися сверстниками показателя устойчивости внимания. При усложнении задания у школьников отмечается снижение уровня устойчивости внимания. В тех случаях, когда учащимся необходимо одновременно выполнять две разные деятельности (например, пересказывать содержание прочитанного текста с одновременным вычеркиванием букв), большинство пятиклассников, как и дети младшего школьного возраста, выполняют только одну, более легкую задачу: зачеркивают буквы. Многие восьмиклассники, в отличие 6т учащихся V класса, выполняют такого рода задания, что дает основание говорить о повышении устойчивости их внимания при выполнении двуплановых заданий (И.Л. Баскакова).[7, c. 56]
Еще одним важным качеством внимания является его переключение. Оно предполагает намеренный перенос внимания с одного вида деятельности на другой или с одного объекта на другой внутри какой-либо деятельности, например, когда при списывании текста следует еще подчеркивать какую-либо орфограмму. Особенности переключения внимания у умственно отсталых школьников мало изучены, однако имеющиеся материалы позволяют сделать некоторые выводы. Выявлено, что переключение внимания зависит не только от особенностей познавательной деятельности и личности учеников с интеллектуальной недостаточностью, но и от характера предъявляемых объектов. Замечено, что младшие школьники успешнее выполняют задания, требующие переключения внимания при работе с более конкретным материалом (например, с изображением предметов), чем с абстрактным.
Умственно отсталые учащиеся, особенно младшего школьного возраста, испытывают большие трудности при переключении внимания с одного объекта на другой в силу патологической инертности процессов возбуждения и торможения. Чрезмерное количество разнообразных видов деятельности, используемых учителем в ходе урока, приводит к быстрой утомляемости учащихся, следствием которой является неосознанное переключение внимания с выполняемого задания на что-то другое, оказавшееся в поле их зрения, т.е. происходит отвлечение внимания от выполняемой задачи. В связи с полиморфностью состава учащихся специальной школы VIII вида большой интерес для психологов представляют сведения об особенностях внимания умственно отсталых учеников, различающихся качественным своеобразием структуры дефекта.
В исследовании С.В. Лиепинь обнаружены существенные различия в свойствах внимания у школьников, характеризующихся разной структурой дефекта. Так, у учащихся с неосложненной формой олигофрении наблюдается наименьшее отставание от нормы в показателях объема внимания, устойчивости и его распределения, а также в динамике развития этих свойств. Объем внимания у учеников этой клинической группы значительно меняется по сравнению с тем, что имеет место у детей других клинических групп, в зависимости от установки к восприятию, предварительного знакомства с объектами и от качества предъявляемой информации. У третьеклассников с неосложненной формой олигофрении отмечается увеличение объема внимания при предъявлении объектов, связанных между собой по смыслу. У многих первоклассников отмечается неспособность к распределению внимания при выполнении двупланового задания, однако к III классу большинство из них справляется с такого рода задачами.[38, c.50]
У умственно отсталых школьников с преобладанием процессов возбуждения констатировано существенное отставание в показателях качества устойчивости и распределения внимания по сравнению с учащимися, имеющими неосложненную форму олигофрении. У учеников этой клинической группы отмечается относительно быстрый темп работы, сопровождающийся самым большим числом ошибок. Не умея распределять свое внимание, учащиеся I класса часто переключаются с одного задания на другое. Умственно отсталые ученики с преобладанием процессов торможения имеют самый низкий показатель устойчивости внимания. Большинство учащихся этой клинической группы не способны к распределению внимания. Предварительное стимулирование, а также активное знакомство с предъявляемыми объектами позволяет несколько увеличить объем их внимания. У первоклассников наблюдается достаточно высокая динамика развития всех основных свойств внимания. Тем не менее к III классу у них сохраняются самые низкие их показатели. [59, c.84]
Имеющиеся сведения об особенностях внимания умственно отсталых школьников, несомненно, должны учитываться при организации учебно-воспитательного процесса в специальной школе VIII вида.
Список использованной литературы
1.Баскакова И.Л. Внимание школьников-олигофренов. — М.: Просвещение, 1992.
2. Лиепинь С.В. Особенности внимания учащихся младших классов вспомогательных школ //Дефектология. 1985. №4.
3. Лиепинь С. В. Сравнительные исследования объема внимания учащихся 1-3 классов вспомогательных и массовых школ // Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью. — М., 2000.
4. Замский Х.С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины 20 века. — М.: Образование, 1995.
5. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2005.
Особенности развития памяти и внимания у детей с умственной отсталостью
Согласно исследованиям X. С. Замского, умственно отсталые дети усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике.
Причины замедленного и плохого усвоения новых знаний и умений Рубинштейн С.Я. видит, прежде всего, в свойствах нервных процессов умственно отсталых детей. Слабость замыкательной функции коры головного мозга обусловливает малый объем и замедленный темп формирования новых условных связей, а также непрочность их. Кроме того, ослабление активного внутреннего торможения, обусловливающее недостаточную концентрированность очагов возбуждения, приводит к тому, что воспроизведение новой информации многими умственно отсталыми детьми отличается крайней неточностью. Так, например, заучив несколько каких-либо правил, дети часто во время ответов воспроизводят одно правило вместо другого. Усвоив содержание рассказа, они при его воспроизведении могут привести некоторые вымышленные либо заимствованные из другого рассказа детали.
Чтобы прочно усвоить какой-либо новый материал, умственно отсталым дошкольникам необходимо значительно большее число повторений, чем нормальным детям. Без многократных повторений умственно отсталые дети очень быстро его забывают, так как приобретенные ими условные связи угасают значительно быстрее, чем у нормальных детей.
Проявления «забывчивости», в которых погрешность памяти обнаруживается особенно отчетливо, очень часто наблюдаются у умственно отсталых дошкольников не только педагогами и воспитателями, но и их родителями. Ребенок, который изучил короткое стихотворение и легко его декламировал, однако, при просьбе его рассказать знакомым, или кругу лиц, не может его вспомнить. По прошествии нескольких минут без всякого повторения дошкольник опять его вспоминает и рассказывает. Физиологической основой подобной забывчивости является не угасание условных связей, как при обычном забывании, а лишь временное внешнее торможение корковой деятельности (чаще всего это охранительное торможение).
Важнейшим средством укрепления памяти и преодоления описанной забывчивости является такая организация режима их жизни, при которой могло бы быть достигнуто максимальное восстановление силы и уравновешенности нервных процессов.
Помимо перечисленных недостатков памяти умственно отсталых детей (замедленность запоминания, быстрота забывания, неточность воспроизведения, эпизодическая забывчивость), следует также отметить несовершенство их памяти, обусловленное плохой переработкой воспринимаемого материала.
Эта особенность человеческой памяти применительно к детям разного возраста хорошо раскрыта в исследовании А. Н Леонтьева. В том же исследовании показано, что опосредствованные приемы запоминания малодоступны умственно отсталым детям.
Не менее обстоятельным было исследование памяти умственно отсталых детей, проведенное Л.В. Занковым. Он показал, что «соотношение непосредственного и опосредствованного запоминания у учащихся вспомогательной школы динамично, изменчиво. Исследование Л. В. Занкова имеет большое теоретическое значение, так как способствует преодолению неправильных представлений о существовании двух отдельных видов памяти как двух врожденных способностей, свойственных в разной степени разным детям. Предполагалось, следовательно, что у олигофренов есть механическая память и слаба смысловая.
Исследование Л. В. Занкова, как и исследование А. Н. Леонтьева, доказывает в соответствии с идеями Л. С. Выготского, что эти виды памяти являются, в сущности, этапами развития.
Еще одной характерной особенностью всех умственно отсталых детей является неумение целенаправленно заучивать и припоминать. Например, когда умственно отсталым детям читают вслух рассказ, они стремятся запомнить наизусть отдельные фразы, но не вникают в его содержание.
Педагогам, воспитателям, специалистам спец. учреждений необходимо подсказывать умственно отсталым детям наиболее целесообразные приемы заучивания и припоминания учебного материала, помочь им сформировать эти сложные навыки. Приобретение такого умения не имеет ничего общего с так называемой тренировкой памяти, состоящей в механическом заучивании большого бессмысленного материала.
Проблеме внимания в общей психологии посвящено очень большое количество исследований. Однако чрезвычайно разнообразное толкование самого понятия «внимание» приводило и до сих пор приводит к тому, что ни определение видов внимания, ни толкование необозримо большого количества экспериментальных данных не дает значимых данных для коррекции плохого внимания.
Л. С. Выготский присоединялся к тем исследователям, которые считали, что существует два вида внимания — непроизвольное и произвольное. В соответствии со своей теорией опосредствованного характера высших психических процессов он рассматривал слабость произвольного внимания у умственно отсталых детей как одну из причин, препятствующих формированию понятий. В то же время недостаточную произвольность внимания Л. С. Выготский связывал с недоразвитием речи, знака, а, в конечном счете, — самообладания, как стадии овладения собственным поведением.
Уровень развития внимания у детей с умственной отсталостью весьма низок. Такие дети смотрят на объекты или их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элементов. Вследствие низкого уровня развития внимания они не улавливают многое из того, о чем им сообщает педагог-воспитатель, родитель. По этой же причине дети выполняют ошибочно какую-то часть предложенной им однотипной работыc.
Для того чтобы легче исправлять эту невнимательность, следует различать по крайней мере два ее источника.
Первый и наиболее типичный источник — колебания психической активности, являющиеся проявлением летучих, кратковременных фазовых состояний в коре головного мозга. На языке психологов это можно назвать быстрой истощаемостью психических процессов. Истощаемость, или, иначе, утомляемость у умственно отсталых дошкольников может наступить уже в начале дня после некоторого умственного напряжения. Это падение и колебание тонуса психической активности может иметь место у каждого ребенка с ослабленной нервной системой. Для умственно отсталых детей характерно же постоянное колебание тонуса психической активности.
Таких детей изучали Е. Д. Хомская и Э. С. Мандрусова. По данным Э. С. Мандрусовой, церебрастенические состояния наблюдаются у уственно отсталых детей. Эти состояния значительно затрудняют усвоение новой информации, норм поведения. По ее же данным, есть церебрастеничные дети, которые настолько сообразительны, что их никак нельзя отнести к числу умственно отсталых. Однако грубо выраженные и частые колебания внимания мешают им усвоить учебную и воспитательную программу.
В исследовании М. С. Певзнер на основании клинических и патофизиологических данных было показано, что ведущим нарушением высшей нервной деятельности у всех детей с умственной отсталостью является патологическая инертность нервных процессов, нарушение их подвижности. Вместе с тем М. С. Певзнер говорит о том, что у некоторых детей с умственной отсталостью наблюдается нарушение баланса между основными нервными процессами. Здесь речь идет о преобладании возбуждения над торможением или, напротив, торможения над возбуждением.
В фундаментальных исследованиях А. Р. Лурия и Е. Д. Хомской также рассматриваются нейрофизиологические основы внимания. В исследовании Е. Д. Хомской особое значение придается селективному вниманию. Это внимание предполагает отбор и удержание нужной информации. При селективном внимании необходимо отвлечься от не относящейся к нужному делу, но воздействующей на анализаторы информации.
Е. Д. Хомская подробно излагает литературные источники, в которых раскрывается вопрос о механизмах нарушения внимания.
Далее Е. Д. Хомская рассматривает вопрос о причинах колебания внимания и делает вывод о том, что они недостаточно изучены, особенно применительно к произвольной умственной деятельности человека. Неясным остается, по ее мнению, роль различных мозговых структур в осуществлении обусловленных речью произвольных форм внимания. Данные ее исследования свидетельствуют о большой роли в осуществлении этого процесса медиобазальных отделов коры лобных долей головного мозга.
Несколько иной подход к недостаткам внимательности и возможности их преодоления был предложен П. Я. Гальпериным. Он не отрицает того, что одной из причин слабости внимания является неполноценность нервных процессов. Вместе с тем он рассматривает внимание как формирующийся навык.
П. Я. Гальперин и его сотрудница С. Л. Кобыльницкая исходят из такого понимания внимания, согласно которому оно представляет собой формирующийся навык самоконтроля. Согласно полученным ими материалам этот навык может быть сформирован в специально созданных для этого условиях. Указанный навык тесно связан с критичностью и самообладанием. В свете сказанного задача педагога и воспитателя состоит в том, чтобы приучить умственно отсталых детей проверять правильность собственных действий, следить за своей речью, перечитывать написанное и т. п.
Таким образом, нарушения внимания у детей, перенесших органическое поражение головного мозга, выражены довольно сильно. Тем более нет оснований применять максимум средств для воспитания у них навыка самоконтроля, т. е. умения произвольно действовать и проверять свои действия.
Вывод:
Таким образом, анализ источников литературы по теме показал, что почти у всех детей с умственной отсталостью наблюдается отсутствие или значительное снижение, по сравнению с обычными детьми, интереса к окружающему, общая патологическая инертность, которая не исключает крикливость, раздражительность, расторможенность.
У ребенка исследователи отмечают недостаточную сформированность процесса восприятия.
Как правило, дошкольники с умственной отсталостью овладевают элементарной речью только к 4-5 годам. Звукопроизношение нарушено. Фразовая речь изобилует фонетическими и грамматическими искажениями. Недосформирована семантическая сторона речи. Часто может наблюдаться эхолаличная речь.
Анализ особенностей детей дошкольного возраста с нарушенным интеллектом позволяет говорить о том, что для их развития характерно запаздывание биологического созревания, явление психического инфантилизма, снижение адаптационных возможностей.
Характеристики психокогнетивных процессов.
Память: замедленность запоминания; быстрота забывания; неточность воспроизведения; эпизодическая забывчивость; плохая переработка воспринимаемого материала.
Внимание: низкий уровень развития внимания; колебания психической активности; быстрая психическая истощаемость и др.
38.Особенности внимания умственно отсталых детей
Вследствие недоразвития всей познавательной сферы внимание умственно отсталых также нарушено. У них в большей степени, чем у их нормально развивающихся сверстников, выражены недостатки внимания:
малая устойчивость;
трудности привлечения и распределения внимания;
замедленность переключения.
Важная особенность внимания при умственной отсталости заключается в невозможности его активной длительной концентрации. Такие дети быстро и легко отвлекаются и не в состоянии в течение длительного времени концентрировать свое внимание на каком-либо объекте. Ребенок с любой из форм умственной отсталости никогда не достигнет той высокой степени концентрации, как у сверстника, без нарушений интеллекта. Через некоторое время после включения в работу его внимание ослабевает или исчезает полностью.
272
273
Иногда поведение некоторых умственно отсталых детей при выполнении какого-либо задания производит впечатление, что их внимание сконцентрировано. Они внешне сосредоточены, совершенно не реагируют на происходящее вокруг, но производительность их деятельности остается крайне низкой. Такое явление имитации внимания у умственно отсталых было отмечено некоторыми отечественными дефектологами.
Наиболее нарушенным у умственно отсталых считается произвольное целенаправленное внимание. Это связано с тем, что такие дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолевать. Они, как правило, в этом случае бросают работу. Однако, если работа интересна и посильна, она способна некоторое время поддержать внимание детей. Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности.
Внимание умственно отсталых страдает также от трудности привлечения. Причем, как отмечает А. Лурия, даже будучи привлеченным к объекту, внимание умственно отсталого плохо фокусируется, слабо сосредоточивается, как бы скользит по поверхности.
Для умственно отсталых детей характерен более низкий объем внимания, чем это предполагается в норме. Значительно меньшее количество предметов привлекают внимание ребенка с умственной отсталостью. Таким образом, все свойства процесса внимания умственно отсталых нарушены. Преобладающим является непроизвольное внимание.
Несмотря на характерность всех описанных нарушений внимания для умственно отсталых детей, при разных формах заболеваний оно имеет свои особенности. Так, для детей-олигофренов с преобладанием процессов возбуждения характерны более высокая привлекаемость внимания и его более высокий объем. Однако они слабо концентрируются, быстро отвлекаются, теряют логический ход мыс-
274
л ой. У учащихся, страдающих олигофренией с преобладанием процессов торможения, отмечается противоположная картина — трудность привлечения внимания в сочетании с длительностью концентрации.
В процессе коррекционного обучения внимание умствен-но отсталых учащихся может достигнуть более высокого уровня развития. Показателем прогресса в развитии является появление элементов произвольного внимания.
Особенности внимания умственно отсталых школьников
Корюшкина Дина Вафаевна,
воспитатель школы 502
Санкт-Петербурга.
Присущие умственно отсталым школьникам грубые нарушения произвольного внимания препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса во вспомогательной школе.
По мнению ряда авторов, отличается своеобразием и непроизвольное внимание школьников с проблемами интеллектуального развития. Преобладание пассивного непроизвольного внимания у таких детей обусловливает патологически повышенную живость внимания и его чрезмерную отвлекаемость. Вследствие этого школьники постоянно находятся во власти новых впечатлений, все их отвлекает, при появлении какого — нибудь нового раздражителя они сразу же забывают то, что только что было предметом их внимания. Другие же, наоборот, внешне могут быть сосредоточены, выполняя даже самое простое действие. Могут совершенно не реагировать на происходящее вокруг, однако производительность выполняемой работы у них остается крайне низкой, так как речь в этом случае идет как бы о внешнем выражении внимания, в то время, когда в действительности психические процессы у них не концентрируются в нужном направлении и по существу нецеленаправленны. У этой группы детей так же преобладает непроизвольное внимание. «Факт несоответствия внимания внешнему выражению отмечали многие авторы. В частности, А.Н. Граборов, описывая имитацию выражения внимания умственно отсталых школьников, пишет о том, что создается впечатление, что ученик обдумывает задачу, об этом говорит выразительность его позы, а между тем внимание – то и сосредоточено на самой позе и выразительности, а не на задаче.
В самом протекании, функционировании внимания умственно отсталых школьников имеет место ряд особенностей, таких, как трудность привлечения, переключения, невозможность активной концентрации, быстрая и легкая отвлекаемость, неустойчивость и рассеянность.
Внимание школьников с умственной отсталостью, даже будучи привлечено к определенным сторонам объекта, плохо фокусируется, слабо сосредотачивается на них, как бы скользит по их поверхности. Поэтому многие авторы отмечают, что «внимание умственно отсталого ребенка не достигает такой высокой степени концентрации, как у нормально развивающихся детей. Трудность, а подчас и невозможность длительной концентрации, отражается, прежде всего, на деятельности, требующей значительного умственного напряжения.
Легкость отвлечения внимания определяет у детей с умственно отсталостью потерю логического хода мысли. Для преодоления отвлечения внимания требуются волевые усилия и определенная затрата энергии, что вызывает большие трудности даже у детей с легкой степенью умственной отсталости.
Умственно отсталые школьники с преобладанием процесса возбуждения работают быстро, но крайне невнимательно, они часто отвлекаются, для них характерна удивительная живость, подвижность, назойливость, часто двигательная расторможенность.
Школьники с умственной отсталостью, у которых преобладает процесс торможения, имеют самый низкий показатель устойчивости внимания, отличаясь этим от детей с неосложненной формой умственной отсталости, и от детей , у которых преобладает процесс возбуждения. У таких детей можно отметить чрезвычайную старательность в выполнении простого автоматизированного действия. Такие дети в состоянии часами, не отвлекаясь ни на что, не реагируя, выполнять несложные действия.
Таким образом, можно смело утверждать, что нарушения внимания у школьников с умственной отсталостью выражены довольно сильно: практически ни одно из свойств внимания не остается тем или иным образом, не задетым особенностями этого вида отклонения в развитии психики.
Учитывая то, что в процессе школьного обучения от учащегося требуется постоянная, подчас весьма напряженная и целенаправленная концентрация психической деятельности, педагог в практике своей работы должен непрерывно совершенствовать приемы активизации, привлечения внимания к значимым объектам, удержания внимания в необходимом русле и на должном уровне.
Список литературы:
1. Баскакова И.Л. «Внимание школьников-олигофренов», М., 1982.
2. Мухина В.С. «Детская психология», М., 2000.
3. Познавательные процессы и способности в обучении/ под ред. В.Н.Шадриковой, М., 1990.
Ухудшение концентрации внимания, имеющееся у умственно отсталых лиц, приводит к снижению его устойчивости. Это затрудняет целенаправленную познавательную деятельность, являясь одной из основных предпосылок к возникновению трудностей в мыслительной деятельности. В связи с этим 50% умственно отсталых младших школьников либо не могут пользоваться словесной инструкцией, либо она не влияет на их продуктивность. Полагают, что произвольное внимание у них вырабатывается с трудом (Леонгард Э. И.). Н. С. Осиповой также показано, что формирование навыков самоконтроля у умственно отсталых детей при чтении и письме, содержавших ошибки, отличается от такового же у нормальных детей. Самостоятельно проверяя текст, дети работают медленно и не замечают ошибок. Обучение детей поэтапной проверке работы уменьшает число ошибок. Из этого делается вывод о том, что нарушение внимания не предопределено только органическими причинами, а является функцией, которой следует обучать.
Изменение устойчивости внимания может быть связано с нарушением баланса возбуждения и торможения, т. е. преобладания либо одного, либо другого физиологического процесса (Певзнер М. С.).
Уменьшение объема внимания, количественное сужение совокупности раздражителей из-за нарушения способности к их удержанию постоянно обнаруживается у умственно отсталых детей. Они смотрят и не видят, слушают и не слышат. Воспринимая какой-либо предмет, они видят в нем меньше отличительных признаков, чем нормальные дети. Это одна из причин, затрудняющих их ориентировку вне дома, на улице, в малознакомых местах.
У детей, причина умственной отсталости которых кроется в преобладании последствий органических вредностей, в силу инертности психических процессов происходит увязание в многочисленных деталях объектов. Именно из-за этого они не охватывают активным вниманием достаточный объем материала. Узость поля внимания умственно отсталого ребенка связана с трудностью осуществления мыслительного синтеза (Пиаже Ж.). Для расширения объема внимания необходима ассимиляция все большего количества учитываемых признаков, включение их в структуру опыта, что требует сохранности соответствующих механизмов.
У умственно отсталых индивидов нередко наблюдается нарушение переключаемости внимания, т. е. расстройство перехода от одной деятельности (задания) к другой, или нарушение торможения предыдущих способов деятельности. В их деятельности часто проявляются застревания или «соскальзывания» на уже знакомый способ решения задания. У них снижена способность к распределению внимания между разными видами деятельности. Они, например, не могут сразу выполнять два задания: рисовать и рассказывать стихотворение.
Существует несколько взглядов на причину этих нарушений:
1. Патологическая инертность нервных процессов, нарушение их
подвижности.
2. Колебания психической активности, являющиеся кратковременными фазовыми состояниями в коре головного мозга, которые обнаруживаются в форме истощаемости психических процессов и возникают при церебрастении (Мандрусова Э. С.).
3. Неудачное воспитание, не сформировавшее у детей навыки самоконтроля, критичности и самообладания и приводящие в связи с этим к нарушениям внимания (Гальперин П. Я., Кобыльницкая С, Л.).
4. Расстройство деятельности медиобазальных отделов коры лобных долей головного мозга, в значительной степени формирующих внимание (Хомская Е. Д.).
Произвольное внимание у умственно отсталых лиц, таким образом, нецеленаправленное, нестойкое, легко истощается, характеризуется повышенной отвлекаемостью и требует больших усилий для фиксации.
У лиц с умеренной степенью умственной отсталости. У всех нарушено внимание. Оно с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Крайне слабое активное внимание препятствует достижению поставленной цели. При благоприятных условиях его удается значительно улучшить, можно добиться более активного включения в занятия с воспитателем, переключения в процессе выполнения освоенной деятельности.
Внимание умственно отсталых детей преимущественно непроизвольно. Оно характеризуется небольшим объемом, неустойчивостью, а в ряде случаев — трудной переключаемостью. Работая с дошкольниками, обычно применяют самые различные средства для того, чтобы привлечь и удержать их внимание на том объекте, который в данный момент является предметом рассмотрения. Постоянно используются яркие предметы и их изображения, краткие эмоционально-выразительные пояснения или вопросы, разыгрывание простейших ситуаций с привлечением игрушек и т. п. Продолжительность занятий весьма ограничена.
Проявления основных свойств внимания ребенка зависят от качественного своеобразия структуры его дефекта. Особенно малый объем внимания и его кратковременность свойственны возбудимым дошкольникам. Эти дети крайне импульсивны и несосредоточены.
Дошкольники с характерной заторможенностью могут показаться на первый взгляд внимательными, но обычно это всего лишь внешние проявления их медлительности и патологической инертности.
Умственно отсталые школьники младших классов также очень невнимательны, что в значительной мере мешает их обучению, способствует появлению множества ошибок при выполнении даже таких заданий, которые по уровню развития их познавательной деятельности им вполне доступны.
Невнимательность детей с умственной отсталостью всех возрастов в определенной мере обусловлена слабостью их волевой сферы. Они не могут в должной мере сосредоточиться на выполняемой деятельности, работать не отвлекаясь. Большое значение имеет также несформированность интересов умственно отсталых детей.
Вопросы и задания.
1. С какими факторами связано недоразвитие внимания у лиц с умственной отсталостью.
2. Охарактеризуйте особенности концентрации, объема, устойчивости, переключения и распределения внимания лиц с умственной отсталостью.
3. Как изменяется внимание у лиц с умственной отсталостью с разными степенями психического недоразвития.
4. В чем причина невнимательности детей с интеллектуальным недоразвитием.
5. Какие факторы, на ваш взгляд, будут способствовать улучшению внимания лиц с умственной отсталостью.
В статье рассматривается понятие внимания — как психический процесс, а также все функции внимания. Изложены основные особенности внимания у детей с нарушением развития интеллекта, указаны различия в уровне развития у детей с недоразвитием интеллекта в разных классах начальной школы.
Ключевые слова: внимание, нарушение интеллекта, нарушение развития интеллекта, ребенок.
Без внимания невозможно читать, писать, говорить, решать задачи, ни одна осознанная деятельности не может быть выполнена без целенаправленного внимания.
Высокая активность, включенность, концентрация являются важнейшим условием для деятельности людей. Уровень развития личности напрямую зависит от уровня сформированности внимания.
Выдающийся вклад в формирования представление о внимании был изложен Н. Н. Ланге, именно он занимался разработкой теорией внимания, как волевого процесса. Н. Н. Ланге — определял внимание, как не что иное, как относительное господство данного представления в данный момент времени: субъективно же, т. е. для самого сознающего субъекта, это значит быть внимательным, быть сосредоточенным на этом впечатлении.
В нашей стране психологией внимания занимались в рамках культурно-исторического подхода, основоположником которого были Л. С. Выготский.
По мнению, Л. С. Выготского внимание — это две формы, природное внимание, как продукт культурного развития и произвольной внимание — как обращенный внутрь процесс опосредованного внимания, подчиненный общим законам культурного развития.
С тех пор, как дети с нарушениями были отмечены в детской популяции и стали изучаться различными специалистами, у них были особо подчеркнуты серьезные нарушениям внимания и всех его свойств
Можно отметить следующие особенности внимания у детей с нарушением развития интеллекта:
– Маленький объем внимания;
– Неустойчивость;
– Трудность включенность;
– Низкий уровень концентрации;
– Привлечение и перераспределение крайне затруднено;
– Быстро отвлекаются и истощаются;
– Грубо нарушено произвольное целенаправленное внимание.
Дети с нарушением развития интеллекта смотрят на демонстрируемый объект, но не в состоянии вычленить главные свойства этих предметов, существенные свойства остаются незамеченными. По причине низкого уровня развития внимания и слабой концентрации дети не могут полноценно воспринимать речевую информацию, т. к. слуховое внимание также страдает.
Все дети с нарушением развития интеллекта имеют патологическую инертность нервных процессов и нарушение их подвижности, об этом подробно указано в научных публикациях М. С. Певзнер. Кроме этого, имеет нарушение баланса между основными нервными процессами. Таким образом, делаем вывод, что речь идет о нарушения процесса возбуждения и торможения.
Многие труды посвящены изучению внимания, его функций, видам, нейрофизиологическим аспектам, многие особо отмечают ценность и значимость селективного внимания (отбор и удерживание информации). Е. Д. Хомская в многочисленных исследовательских трудах рассматривает вопрос о причинах колебания внимания и приходит к выводу, что они мало изучены, акцентируя свой взгляд на недостаточности знаний к произвольной умственной деятельности человека. Положение различных мозговых структур в организации и осуществлении обусловленных речью произвольных форм внимания остаются неясными.
И. Л. Баскакова отмечает, что диагностика внимания учеников коррекционного (образовательного) учреждения VIII вида необходимо опираться на систему постепенно усложняющихся экспериментальных приемов.
Её были исследованы способность устойчивости внимания при выполнении корректурных проб, а далее проводилась аналогичная работа, но при смысловой помехе (зачеркивание букв в текста). Затем создавались условия требующие переключения.
Методический инструментарий были подобраны так, что допускали возможность проведения не только индивидуальных, но и групповых экспериментов. Это позволяло собрать объемный фактический материал. Для сравнительного анализа с нормой эксперименты проводились не только с учащимися специализированных школ, но и с их нейротипичными детьми того же возраста.
Несколько другой подход к проблеме внимания был изложен П. Я. Гальпериным. Его мнение, что внимание есть формирующий фактор, слабость, которой обуславливается неполноценностью нервных процессов.
Развитие внимания у детей с интеллектуальными недостатками неразрывно связано с воспитанием и формированием индивидуальных качество личности. Самосознание, целеустойчивость, усидчивость, самоконтроль, упорство — все эти личностные характеристики формируются в тесной связи с развитием внимания. Дети с ментальными нарушениями испытывают большие трудности с формированием целенаправленного волевого поведения, что отражается на их работоспособности, и приводит к быстрой истощаемости в произвольной целенаправленной деятельности.
Ученые выделяют, что нарушение познавательной активности и нарушение внимания идут бок о бок друг с другом (М. С. Певзнер, С. Л. Рубинштейн).
Объем внимания зависит от того количества предметов (объектов), которые человек в состоянии в одно и тоже время захватить в свое внимание.
Дети первого класса с ментальными нарушениями имеют незначительный объем внимания, около 1–2 объекта.
Ученики третьих классов приблизительно 2–3 объекта. При специальных условиях, благоприятных факторов существует потенциальная вероятность увеличения объема внимания.
Организовать такую среду можно, если выполнять несколько способов при работе с такими детьми:
– Подача визуальной подсказки со словесной инструкцией;
– Актуализация знаний, предвосхищающая учебную деятельность;
– Демонстрация материала с комментариями педагога;
– Адекватное количество объектов для восприятия и внимания учеников;
– Адаптированность изучаемого материала для особенностей учеников данной категории;
– Практическое применение изучаемых сведений;
– Организация процесса обучения с направляющей и обучающей помощью в ходе формирования знаний, умений и навыков и т. д.
Существует взаимосвязь между объемом внимания и наличие смысловых связей в информации, предлагаемой детям с нарушением развития интеллекта.
При восприятии изображенных предметов, логическая взаимосвязь между которыми понятна учащимся, внимание у первоклассников повышается. У третьеклассников значительно возрастает объем внимания при восприятии не только изображений предметов, логически связанных между собой, но и букв, образующих слова, т. е. при восприятии более абстрактной информации. Это свидетельствует о том, что к III классу у школьников с нарушением интеллекта формируется умение классифицировать, сравнивать, обобщать логически взаимосвязанные объекты. При этом, объем внимания учащихся младших классов коррекционного (образовательного) учреждения VIII вида значительно ниже объема внимания их нейротипично развивающихся сверстников, особенно при выполнении заданий, в которых требуется более высокий уровень абстрагирования, обобщения и осмысления.
Внимание обладает еще и устойчивостью, это умение удерживать предмет в течение определённого времени и есть устойчивость. От длительности фиксирования на объекте зависит уровень развития устойчивости.
Способность переключать, перераспределять внимание это переключение. Осознанное волевое переключение с одного объекта на другой внутри одной деятельнрости важной свойство внимание, которое также страдает у детей нарушением развития интеллекта.
Отличительная черта уровнять развития переключения внимания детей с интеллектуальными нарушениями:
– Переключение обусловлено не только степенью познавательной активности, но и от характера демонстрируемых объектов;
– Конкретность предлагаемого материала существенно повышает успешность и результативности деятельности.
Патологическая инертность процессов возбуждения и торможения является одной из основным причин проблематичного переключения внимания детей с одного объекта на другой.
В исследовании С. В. Лиепинь обнаружены существенные различия в свойствах внимания у школьников с нарушением интеллекта, характеризующихся разной структурой дефекта.
Таким образом, ученики с легкой степенью нарушения интеллекта в меньше выражено отставание от нормы в показателях объема внимания, устойчивости и его распределения, а также в динамике развития этих свойств. Объем внимания у учеников этой клинической группы значительно меняется по сравнению с тем, что имеет место у учащихся других клинических групп, в зависимости от условий предъявляемого материала и организации образовательного процесса. У детей третьего класса с легкой степенью интеллектуальной недостаточностью можно заметить увеличение объема внимания при предъявлении объектов, взаимосвязанных друг с другом по смыслу. Большинство детей первого класса имеют неспособность к распределению внимания при выполнении двупланного задания, однако к III классу большинство из них справляется с такого рода задачами.
Ученики с нарушением развития интеллекта с превалированием процессов возбуждения установлено значительное отставание в показателях качества устойчивости и распределения внимания по сравнению с учениками, имеющими легкую степень умственной отсталости. У учеников этой клинической группы отмечается относительно быстрый темп работы, сопровождающийся самым большим числом ошибок. Не умея распределять свое внимание, ученики I класса часто переключаются с одного задания на другое. Общая характеристика внимания возбудимых детей при создании им оптимальных условий такая же, как у школьников с нарушением интеллекта с неосложненной структурой дефекта. Вместе с тем при предъявлении им объектов, связанных между собой по смыслу, объем их внимания более узкий. У них также отмечается низкая динамика развития внимания.
Ученики с интеллектуальными нарушениями при преобладании процессов торможения показывают самый низкий показатель устойчивости внимания. Большинство учащихся этой клинической группы не способны к распределению внимания. По сравнению с другими группами учащихся данной категории у них самый узкий объем внимания.
Таким образом, анализируя вышеуказанные теоретические аспекты, можно утверждать, что у детей с интеллектуальной недостаточностью нарушен весь спектр внимания, а именно объём, устойчивость, концентрация, переключаемость — все они имеют тем или иные патологические отклонения разной степени выраженности
Так авторы указывают на малый объем внимания детей с легкой интеллектуальной недостаточностью, на колебания устойчивости внимания и его концентрации, проявляющиеся в периодических изменениях работоспособности и в быстрой утомляемости учеников. Заостряют внимание на их высокую отвлекаемость, особенно отчетливо это проявляется при работе с абстрактным материалом. Характерным для детей с нарушением произвольного внимания является осложнение у них волевых, целенаправленных действий в поведении, что в свою очередь, несомненно, сказывается на организации обучения, воспитания и развития в специализированном учебном учреждении
Литература:
- Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. — М., 1985.
- Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксёнова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. — 3-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 400 с.
- Специальная психология / под ред. В. И. Лубовского. –2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта./ А. Н. Косымова.// Дефектология. –2006. — № 5.
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др.; Под ред. Б. П. Пузанова. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.
- Специальное образование в России и за рубпежом./Малофеев Н. Н. — М.: Институт Коррекционной педагогики РАО, 1996.
- Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под ред. С. Ю. Циркина. — СПб., 1999.
Основные термины (генерируются автоматически): внимание, нарушение развития интеллекта, ребенок, нарушение интеллекта, VIII, III, объем, распределение внимания, клиническая группа, интеллектуальная недостаточность.
Причины умственной отсталости
Интеллект определяется как генетическими факторами, так и факторами окружающей среды. Дети, родители которых являются умственно отсталыми, подвержены более высокому риску ряда нарушений психического (психологического) развития, но чисто генетическая передача происходит нечасто. Несмотря на успехи генетики, которые увеличили вероятность определения причины умственной отсталости пациента, в 60-80% случаев определенная причина все еще не может быть установлена.Чаще причина обнаруживается в тяжелых случаях. Нарушения речи и личных и социальных навыков, скорее, могут быть результатом эмоциональных проблем, психосоциальной депривации, нарушений развития школьных навыков или глухоты, а не умственной отсталости.
[13], [14], [15], [16], [17], [18], [19], [20], [21]
Пренатальные факторы
Умственная отсталость может вызывать ряд хромосомных аномалий, а также генетические метаболические и нервные заболевания.
Врожденные инфекции, которые могут вызывать умственную отсталость, включают инфекции, вызываемые вирусом краснухи, цитомегаловирусом, Toxoplasma gondii, Treponema pallidum и ВИЧ.
Воздействие на плод лекарств и токсинов может вызвать развитие умственной отсталости. Алкогольный синдром плода — самая частая причина в этой группе. Также причинами развития умственной отсталости являются противосудорожные препараты, такие как фенитоин или вальпроат, химиотерапевтические препараты, воздействие радиации, свинца и метилртути. Тяжелая гипотрофия во время беременности может повлиять на развитие мозга плода, что приведет к умственной отсталости.
Интратинальные факторы
Осложнения, связанные с недоношенными или незрелыми, кровоизлияниями в ЦНС, перивентрикулярной лейкомаляцией, тазовым предлежанием, наложением щипцов, многоплодной беременностью, предлежанием плаценты, преэклампсией и интранатальной асфиксией могут увеличивать риск умственной отсталости.Повышенный риск отмечается у маленьких до срока беременности детей; нарушение интеллекта и низкая масса тела имеют одни и те же причины. У детей с очень низкой и очень низкой массой тела при рождении существует разная степень повышенного риска развития умственной отсталости, которая зависит от срока беременности, особенностей внутриутробного периода и качества ухода за ребенком.
Хромосомные и генетические причины умственной отсталости
Хромосомные болезни | Генетические болезни обмена веществ | Генетические болезни нервной системы |
Синдром кошек Синдром Дауна Синдром ломкой Х-хромосомы Синдром Клайнфельтера Мозаицизм Трисомия по 13 хромосоме (синдром Патау) Трисомия по 18 хромосоме (синдром Эдвардса) Синдром Тернера (Шерешевского-Тернера) | Аутосомно-рецессивный: Аминоацидурия и ацидемия Пероксисомальные болезни: Галактоземия Болезнь кленового сиропа Фенилкетонурия Лизосомные дефекты: Болезнь Гоше Синдром Гурлера (мукополисахаридоз) Болезнь Ниманна-Пика Болезнь Теа-Сакса Х-сцепленные рецессивные болезни: Синдром Леша-Нихана (гиперурикемия) Синдром Хантера (вариант мукополисахаридоза) Синдром окоуко-церебрального греха | Аутосомно-доминантный: Миотоническая дистрофия Нейрофиброматоз Туберозный склероз Аутосомно-рецессивный: Первичная микроцефалия |
Постнатальные факторы
Недостаточное питание и психоэмоциональная депривация (отсутствие физической, эмоциональной и когнитивной поддержки, необходимой для роста, развития и социальной адаптации) у детей первых лет жизни могут быть наиболее частыми причинами умственной отсталости во всем мире.Умственная отсталость может быть результатом вирусного и бактериального энцефалита (включая нейроэнцефалопатию, вызванную СПИДом) и менингита, отравления (например, свинцом, ртутью), тяжелой гипотрофии, а также несчастных случаев, в результате которых возникает травма головы или асфиксия.
Причины и патогенез умственной отсталости
.Последний раз д-р Мэри рассмотрела 19 ноября 2011 года.
Что такое умственная отсталость?
Умственная отсталость — это когнитивная инвалидность, которая определяется как умственные способности ниже среднего и нарушение умственного и адаптивного функционирования. Эта умственная отсталость может начать возникать и прогрессировать у лиц моложе 18 лет. Это нарушение развития нервной системы часто встречается у педиатрических пациентов.Что касается термина «умственная отсталость», социальная стигма была серьезной проблемой для тех, кто был затронут, и для родителей, близких родственников умственно отсталого человека. Термин «умственно отсталый» предназначен для того, чтобы избежать его использования, поскольку термин «умственно отсталый» является гораздо более подходящей терминологией для определения психического состояния.
Согласно исследованиям, умственная отсталость проявляется у 3% детей, и примерно у 10% детей наблюдаются некоторые нарушения обучаемости, но не следует сравнивать с MR / ID.Чтобы диагностировать такое состояние, необходимо использовать DSM — IV. Было отмечено, что можно диагностировать такое состояние, если у ребенка дефицит интеллекта как минимум на 2 стандартных отклонения ниже среднего IQ. Средний результат теста IQ, равный 100, — это стандартное среднее значение индивидуума. В случае умственной отсталости показатель коэффициента интеллекта 70-75 и ниже означает умственную отсталость. Функциональные навыки человека с умственной отсталостью — это навыки общения, самообслуживания, домашнего и повседневного быта, социальные и межличностные навыки, использование ресурсов сообщества, самостоятельность, академические навыки, работа, досуг, здоровье и безопасность.В целом, области умственной отсталости — это концептуальные навыки, социальные навыки и практические навыки. Что касается эпидемиологических отчетов, частота MR всех степеней колеблется от 1,6 до 3% всего населения США. Определенная раса не связана с этой психической инвалидностью, как и пол.
Умственная отсталость не обязательно означает смерть для пострадавшего, однако случаи тяжелой и глубокой умственной отсталости приводят к снижению ожидаемой продолжительности жизни пострадавшего, поскольку могут возникнуть такие осложнения, как неврологические расстройства.Респираторные осложнения также представлены в некоторых случаях глубокого ID. С этим состоянием связаны некоторые психические состояния, в том числе СДВГ (синдром дефицита внимания / гиперактивности), самоповреждение и расстройства настроения.
Типы умственной отсталости
Типы умственной отсталости в основном такие же, как и уровни умственной отсталости. Состояние классифицируется следующим образом:
- Мягкий — Человек образованный.
- Умеренная — Человек может пройти обучение, но не может изучать академические предметы в школе.
- Тяжелая — Может потребоваться изоляция.
Причины умственной отсталости
Причины этого состояния обычно связаны с генетикой. Некоторые изменения в структуре ДНК пораженного. Вот следующие дородовые состояния, связанные с умственной отсталостью:
Генетические аномалии
Трисомия 21 или синдром Дауна
Люди с синдромом Дауна страдают умственной отсталостью.Приблизительно 1 на 800 живорождений страдает синдромом Дауна. Примерно от 25 до 50% всех случаев имеют тяжелую умственную отсталость. Состояние называется трисомией 21, так как хромосома 21 пораженной является модной.
Синдром ломкой Х-хромосомы
Распространенность этого расстройства составляет примерно 1 на 3500 мужчин. Согласно исследованиям, умственная отсталость у пациентов с ломкой Х-хромосомой составляет около 5,9% случаев у мужчин и только 0,3% у женщин.
Синдромы делеции инфекционных генов
Это менее частая причина умственной отсталости.
Проблемы с родами
Преждевременные роды могут быть причиной этого состояния, поскольку в настоящее время мозг еще недостаточно развит.
Факторы окружающей среды
- Алкогольный синдром плода и влияние алкоголя на плод — Алкоголь оказывает большое влияние на тератогенные эффекты. Умственная отсталость — одно из распространенных побочных эффектов злоупотребления алкоголем во время беременности.
- Врожденный гипотиреоз — этот неврологический синдром может привести к тяжелой недостаточности гормонов щитовидной железы во время плода.По мере того, как младенец растет; у него или у нее может быть нарушенная речь, приводящая к глухим мутизмом, умеренной или тяжелой МР, спастичности и косоглазию.
- Врожденная краснуха — беременные матери, заразившиеся краснухой, могут нанести ущерб здоровью ребенка.
- Менингит, нейродегенеративные расстройства и синдром тряски младенца считаются возможными причинами умственной отсталости.
Характеристика умственной отсталости
Характерная характеристика умственной отсталости действительно зависит от типа и уровня умственной отсталости.Прогресс в развитии человека действительно зависит от этиологии состояния и его уровня. Вот следующие характерные проявления умственной отсталости:
Язык
Задержка языка — один из первых признаков MR / ID. Речь как в выражении изменяется, и рецептивный язык или реакция умственно отсталого пациента изменяется. Понимание не совсем достигается в отношении реакции на сообщение.
Тонкий двигатель
Задержка адаптации двигателя.Отмечается значительная задержка в сферах деятельности по уходу за собой. К ним относятся самостоятельное кормление, пользование туалетом и одевание.
Познание
Отмечается задержка когнитивных функций, поскольку возникают трудности с памятью, решением проблем и логическим мышлением.
Социальные сети
Отмечена задержка связи. Социальное взаимодействие оказывается неэффективным, поскольку у пострадавшего может отсутствовать интерес к соответствующей возрасту деятельности и играм.
Полная мощность двигателя
Говорят, что развитие двигателя изменено.Ребенок или человек могут иметь проблемы с мелкой моторикой и адаптивными навыками. У пациентов с МР отмечается неуклюжесть.
Поведение
Отмечаются поведенческие расстройства, поскольку им трудно контролировать себя. Наблюдается отклонение от нормального темперамента поведения. Обычно пациенты наблюдают агрессивность, членовредительство, невнимательность и гиперактивность.
Неврологический
В некоторых случаях неврологические нарушения связаны с МРТ.Это может включать судороги, микроцефалию, макроцефалию, недоношенность и врожденные аномалии.
Уровни умственной отсталости
MR / ID классифицируется в зависимости от инвалидности:
Легкая отсталость
Средний балл IQ от 50-55 до 70 указывает на умеренную отсталость. Уровень образования, на который способен человек, — это примерно 6 класс. Легкую умственную отсталость также называют способной к обучению.
Умеренная задержка развития
Средний показатель IQ от 35-40 до 50-55 — умеренно отсталый.Пострадавший может получить образование 2-го класса. Пока человеку нужен присмотр. Его также называют слабоумным.
Сильная умственная отсталость
Средний IQ от 20-35 до 35-40 классифицируется как тяжелый. Пострадавший может выучить слова и приспособиться к элементарным навыкам и действиям по уходу за собой. В этом случае необходимо тщательное наблюдение. Этот уровень умственной отсталости называется дебилом.
Глубокий
Среднее значение IQ <20-25 - глубокая умственная отсталость.У ребенка или человека мало навыков самообслуживания, поэтому необходима постоянная помощь и присмотр. Это состояние влияет на небольшую группу пациентов с MR / ID. Глубокую умственную отсталость также называют «идиотом». Это самая большая степень умственной отсталости.
Тяжелая умственная отсталость
Этот уровень умственной отсталости нуждается в интенсивной поддержке и надзоре на всю оставшуюся жизнь. Ребенок все еще может учиться повседневной жизни, но в большинстве случаев все еще нуждается в помощи.Человеку с тяжелой умственной отсталостью рекомендуется иметь сопровождающего, чтобы избежать саморазрушения и нанесения себе травм.
Легкая умственная отсталость
Легкая умственная отсталость — это когнитивный возраст от восьми до двенадцати лет. Люди с легкой отсталостью имеют ограниченную способность к обучению. Но пострадавший может научиться методам ухода за собой и практическим навыкам. Они даже способны дожить до совершеннолетия и даже найти работу.
Умственная отсталость у детей
Умственная отсталость начинается в детстве или в возрасте до 18 лет. В большинстве случаев это состояние сохраняется и во взрослой жизни. Умственная отсталость в детстве не означает, что они не могут достичь основных этапов развития в жизни. Обычно они достигают важных жизненных этапов, таких как ходьба и разговоры. Но когда появляются и начинают проявляться симптомы умственной отсталости, у ребенка могут быть диагностированы проблемы с социальными, коммуникативными и академическими навыками.
Факты об умственной отсталости
Социальная стигма не должна навязываться людям с умственной отсталостью. Это было распространенным явлением, но его пытаются уменьшить социальные группы, которые поддерживают людей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Умственно отсталый человек нуждается в любви, заботе и поддержке. Всегда нужно помнить, что это состояние — не болезнь, а психическое заболевание.
Людям с умственной отсталостью требуется больше времени для адаптации по сравнению с людьми с интеллектуальными способностями.Они могут медленнее схватывать идеи в жизни и испытывать проблемы с когнитивной адаптацией. Помощь необходима, и мы должны подходить к ним так, как это приемлемо для общества.
Нам не нужно давить на тех, у кого есть ID, потому что это может только насторожить их. Помощь и понимание необходимы при общении с умственно отсталым человеком.
Лечение
Первичное лечение человека с умственной отсталостью — это развитие его или ее жизненного потенциала.Помогите клиенту в раскрытии его максимального потенциала. Предоставление специального образования и обучения следует начинать в раннем возрасте. Прежде всего необходимо оценить состояние ребенка, чтобы он или она получили рекомендованную помощь, в которой он нуждается. Специальных лекарств от этого состояния нет. Поставщик медицинских услуг всегда должен иметь постоянную цель — помочь человеку с ID в полной мере реализовать свои способности.
,Характеристики умственной отсталости — Psychologenie
Характеристики умственной отсталости включают физические, поведенческие и интеллектуальные характеристики. Тяжесть характеристик умственной отсталости может варьироваться от человека к человеку. Читайте дальше, чтобы узнать больше.
Термин «умственная отсталость» используется для обозначения человека с ограниченными умственными, когнитивными и социальными функциями. Это означает, что дети с этим заболеванием не могут удовлетворить повседневные потребности общения, ухода за собой, обучения и т. Д., так же быстро, как и другие дети без этого состояния. Им требуется больше времени, чтобы научиться говорить, ходить, удовлетворять свои личные потребности, а также им очень трудно учиться в школе.
Американская ассоциация умственной отсталости определяет умственную отсталость как «субсреднее общее интеллектуальное функционирование, которое возникает в период развития (пренатальный до 16 лет) и связано с нарушениями адаптивного поведения». Умственная отсталость может быть вызвана генетическими факторами, такими как аномальные гены.Проблемы, возникающие во время беременности, способствующие неполному развитию ребенка в утробе матери, также могут стать причиной умственной отсталости. Иногда во время рождения ребенка могут возникнуть осложнения, в результате которых прекращается подача кислорода.
Характеристики умственной отсталости
Хотите написать для нас? Что ж, мы ищем хороших писателей, которые хотят распространять информацию. Свяжитесь с нами, и мы поговорим …
Давайте работать вместе!
Умственную отсталость можно разделить на три категории: физическую, интеллектуальную и поведенческую.Дети с этим заболеванием имеют более медленные темпы физического развития, однако не имеют каких-либо конкретных физических качеств, которые отличают их от остальной части населения. Они могут демонстрировать такие состояния, как гипоноциальность, аномалии ротово-лицевой части и неустойчивая походка. Что касается поведенческих характеристик, эти дети могут демонстрировать такие характеристики, как ограниченное самоконтроль, агрессивность или самоповреждение. Фактически, у некоторых людей с тяжелой умственной отсталостью обнаруживается даже обсессивно-компульсивное расстройство.
Если мы рассмотрим интеллектуальные характеристики, мы обнаружим довольно большие различия между когнитивным и адаптивным поведением умственно отсталых детей и остальной части населения. Чтобы понять как когнитивные, так и адаптивные модели поведения, давайте рассмотрим их по отдельности.
Когнитивные способности
Можно даже не заметить, что ребенок страдает умственной отсталостью, пока ребенок не перейдет во второй или третий класс, когда школьная работа требует более высокого когнитивного функционирования.Эти дети будут медленнее учиться новому. То, что обычному ребенку требуется 5-10 дней, чтобы выучить, умственно отсталому ребенку потребуется 50-100 дней. Дело не в том, что умственно отсталые дети не могут учиться, просто им на это требуется больше времени. Поэтому соревноваться в школе или успевать за одноклассниками становится сложно.
Более того, эти дети не могут удерживать усвоенную информацию. Степень неспособности запоминать вещи будет зависеть от тяжести состояния.Поскольку у них низкий объем краткосрочной памяти, им сложно браться за работу и работать самостоятельно. Однако люди с легкой умственной отсталостью могут запоминать довольно много информации, достаточной для выполнения работы. У этих детей также низкая концентрация внимания, и им трудно сосредоточиться на конкретной задаче и выполнить ее.
Адаптивная способность
Адаптивное функционирование относится к применению приобретенных навыков для самостоятельной жизни.По мере взросления младенец постепенно уходит от полной зависимости от родителей и других людей. Ребенок начинает ходить, есть самостоятельно и т. Д. И перестает зависеть от родителей в отношении передвижения, кормления и т. Д. Степень зависимости снова будет зависеть от тяжести состояния. Люди с глубокими характеристиками обычно могут зависеть от других на протяжении всей своей жизни. Однако дети с умственной отсталостью не могут заботиться о себе, используя повседневные жизненные навыки, в отличие от других детей.Они не могут кормиться, купаться или одеваться.
Кроме того, у них очень плохие коммуникативные навыки. Им очень трудно слушать, понимать и отвечать в разговоре. Их социальные навыки также находятся на низком уровне. Хотя в основном они ласковые и милые люди, им трудно заводить новых друзей и поддерживать дружеские отношения.
Они теряют концентрацию во время разговора, не поддерживают зрительный контакт и часто перебивают. Так что строить отношения для большинства из них непросто.Однако, если они окружены людьми, готовыми придерживаться своих ограничений, могут образоваться более сильные связи, чем те, которые сформированы с людьми без этой инвалидности. Более того, таким детям доступна когнитивно-поведенческая терапия, которая помогает им справляться с жизненными требованиями и заботиться о себе.
Надо понимать, что умственная отсталость — это не болезнь, которой можно заразиться. Это даже не психическое заболевание вроде депрессии или шизоаффективного расстройства.Это состояние неизлечимо и длится всю жизнь. Однако дети с этим заболеванием часто учатся делать несколько вещей, а некоторым даже удается выполнять простую работу, чтобы поддерживать себя.
Хотите написать для нас? Что ж, мы ищем хороших писателей, которые хотят распространять информацию. Свяжитесь с нами, и мы поговорим …
Давайте работать вместе!
Заявление об отказе от ответственности: эта статья предназначена только для информационных целей и не должна использоваться в качестве замены медицинских рекомендаций.
,