cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Конспект урока по чтению 3 класс носов федина задача – Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. Н.Носов. Федина задача.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. Н.Носов. Федина задача.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Русаковская средняя школа»

Белогорского района Республики Крым

Урок по литературному чтению

Тема: Н.Н.Носов «Федина задача»

3 класс

Разработчик:

Побыванец Лилия Николаевна

учитель начальных классов

с . Русаковка

Тема: Н. Н. Носов. «Федина задача»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Педагогические цели: познакомить с новым произведением Н.Н.Носова «Федина задача».

Планируемые результаты (предметные): познакомятся с произведением Н.Н.Носова «Федина задача»; научатся читать и анализировать рассказ, формулировать выводы, основную мысль рассказа, определять характер смешного в произведениях Н.Носова.

Планируемые результаты (метапредметные):

Познавательные УУД:

— развивать творческое мышление;

— находить нужные для доказательства своей мысли эпизоды в произведении, анализировать текст под руководством учителя, выделять основную мысль произведения и нравственный урок.

Коммуникативные УУД:

— формировать умение работать в парах, группе;

участвовать в дискуссии, выражать свободно своё мнение, толерантно относиться к мнению сверстников, проявлять уважение к различным точкам зрения, прислушиваться к тому, что говорят другие.

Регулятивные УУД:

— учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

-формулировать учебную задачу урока, рефлексировать по поводу успехов или неуспехов на уроке.

Личностные:

-воспитание нравственных качеств, самодисциплины;

проявлять желание читать и перечитывать произведения Н. Носова,

-усвоить главный урок, извлечённый из рассказа, высказывать стремление руководствоваться выводами, сделанными на уроке, в собственных жизненных ситуациях.

Оборудование: ноутбук , телевизор , карточки с заданием , произведения Н.Н.Носова , презентация , аудиозапись.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Прозвенел весёлый звонок,

начинается вновь урок.
Любознательные мои дети,

знать хотят про всё на свете.

II.Проверка домашнего задания.

1.Пересказ понравившейся части рассказа М.Зощенко «Великие путешественники».(рисунок).

III.Актуализация опорных знаний.Введение в тему.

В стране литературии есть маленький гном Забывалкин. Помогите ему вспомнить произведения которые он читал.

Игра «Отгадай по первым буквам произведение

  1. Любители придумывать разные истории — «Фантазёры».

  2. Котёнок в головном уборе — «Живая шляпа».

  3. Зелёные пупырчатые овощи — «Огурцы».

  4. Полезное блюдо, которое готовил незадачливый поварёнок — «Мишкина каша».

  5. Ученик в учебном учреждении и в домашней обстановке — «Витя Малеев в школе и дома».

  6. Большие охотники до работы на приусадебном участке — «Огородники».

  7. Маленький весёлый человечек на спутнике Земли — «Незнайка на Луне».

  8. Часть лестницы — «Ступеньки».

  9. Кусочек ткани, маскирующий дыру на одежде — «Заплатка».

Учитель: Чьи произведения хотел вспомнить гном Забывалкин? (Н.Н. Носова).

IV. Объявление темы и цели урока.

(Учащиеся сами выводят цель урока)

— С произведением какого писателя мы познакомимся на уроке? А как оно называется? Отгадайте.

Ачадаз анидеф («Федина задача»)

Сформулируйте цель урока

Цель: познакомиться с произведением Н.Н. Носова «Федина задача», учиться правильно и выразительно читать произведение и анализировать его .ФИЗМИНУТКА

V.Изучение нового материала.

1) Вступительная беседа

Н. Носов написал много произведений, которые любят читать и взрослые, и дети. Расскажите что вы знаете о писателе Н. Носове?

Рассказ учеников.

Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в Киеве в семье актёра. После окончания школы он учился в Москве, в институте кинематографии, где снимают кино. Поставил несколько мультфильмов. О том, чтобы быть писателем и не думал. Он стал сочинять сказки для своего маленького сына 
. Он от природы был разнообразно талантлив. О себе говорил: “ В школьные годы мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, занялся химией, потом передумал и поступил в Художественный институт, работал в кино, стал детским писателем…»

Н.Носов писал много рассказов и повестей о ребятах, таких как мы. У него был сын, который просил сочинить новые сказки. И Носов стал сочинять для него забавные весёлые рассказы, которые мы полюбили.

— Сейчас мы узнаем немного нового о писателе Н. Носове . (выступления учащихся).

Ученик 1:

«… Детским писателем я стал потому, что, когда я вырос, мне вообще захотелось стать писателем, потому что у меня была, интересная жизнь и было о чём порассказать. К тому времени я уже заметил, что люди многого ещё не понимают, а поскольку дети понимают ещё меньше, то лучше писать для детей. Дети гораздо серьёзнее взрослых, и они не думают, что они всё на свете уже постигли и им ничему не надо учиться.»

— Почему Носов стал детским писателем?

«Когда я, ещё совсем младенцем, ездил в трамвае, то очень любил, сидя на ручках у матери, смотреть в окно и вести репортаж о том, что я видел. Эти мои репортажи, или комментарии, почему-то очень смешили пассажиров, ехавших с нами в трамвае. Когда это у меня началось, я никак не могу припомнить. По-моему, я так и родился, то есть это у меня от природы, как сказал поэт: «Дар природный, дар случайный …» и моей лично заслуги в этом никакой нет».

— Почему Николай Николаевич стал юмористом?

Ученик 3:

В. Катаев о рассказах Носова: «Они остросюжетные, насыщенные комическими ситуациями. Главными героями рассказов Носова являются мальчики. Они несут в себе все черты нового человека, привычку изобретать, отсутствие умственной лени».

«Носовские мальчики» оказываются сильнее свалившихся на них неудач. Они изобретательные, энергичные, добрые, честные, немного самоуверенные. Из-за своей неопытности, самоуверенности, любопытства, мальчишеской поспешности часто они оказываются в «комических» ситуациях. Но в этих ситуациях они умнеют, растут, получают трудовые навыки. Становятся дружными, правдивыми, честными и отзывчивыми.

— А с какими рассказами мы с вами уже знакомы?
(«Живая шляпа», «На горке» , «Заплатка», «Фантазеры»)

— Некоторые из них вошли в сборник «Фантазёры» (показать) Можете взять в нашей школьной библиотеке и почитать.

— А ответьте мне: «Те рассказы Носова, которые вы прочитали, какие они по характеру?»
(Добрые, смешные, весёлые)

2).Работа над произведением. Первичное восприятие.

  1. Откройте учебники стр. 164. С каким рассказом Н. Носова мы будем сегодня знакомиться? Просмотрите иллюстрацию.

  2. Попробуйте предположить о чём будет это произведение?

3). Словарная работа .

Прежде чем читать этот рассказ, проведем словарную работу с теми трудными словами и непонятными выражениями, которые встретятся в тексте:

  • Рокочущим басом – низким мужским голосом

  • Кафтан – длинная верхняя одежда с длинными рукавами.

  • Борзая – быстрая

  • ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК-высокий служебный чин (должность) в России до революции.

  • В МОРЕ ПОЛУДЁННОМ – в море в середине, в полдень.

  • КАФТАН – русская старинная мужская долгополая верхняя одежда

Чурбан – глупый человек.

Репродуктор – радиоприемник.

4).Прослушивание аудиозаписи рассказа Н.Носова «Федина задача» в исполнении заслуженного артиста Л.Дурова.

-.Вам понравился рассказ? Какой он? (смешной, весёлый)

— Подтвердились ваши предположения по заглавию, рисунку?

— К какому жанру относится произведение? ( Юмористичнский рассказ).

5).Работа над произведением.Выборочное чтение.

 — А сейчас мы ещё раз поработаем над рассказом , но уже выборочно.

— Почему автор назвал свой рассказ «Федина задача»?

— Как Федя готовился делать уроки? Прочитать отрывок.

-Как вы думаете, хотелось ли Феде делать уроки? (Нет. Он говорит, включая телевизор: «Веселей будет делать уроки». Значит, делать уроки не весело, скучно).

Как Федя слушает концерт? (Слушает с интересом, вникает в содержание песни, делает комментарии).

А сейчас проведем маленький эксперимент: попробуем оказаться на месте Феди. Найдите в рассказе текст задачи, которую решал Федя и по моей команде самостоятельно (шепотом) прочитайте ее. А сопровождать ваше чтение будет музыка.

(В этот момент в классе звучит звонкая, громкая музыка).

— О чем вы прочитали на этой странице вы поняли? (не поняли)

— Вот и Федя не понял задачу, которую читал .

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

-Почему Феде так и не удалось решить задачу? (Его отвлекала музыка). Музыка отвлекала и вас.

Вывод:если бы Федор не включал музыку, он решил бы задачу быстро, несмотря на то, что она сложная.

-Почему же он его не выключит? (Федя глупый, бестолковый. Он и не догадывается, что надо просто выключить телевизор и всё).

-Значит, мы смеёмся над глупостью Феди? Так ли это? Что думает об этом автор? Понаблюдаем за Федей внимательнее. (Федя не глупый. Когда он слушает концерт, он делает верные замечания. Просто он погнался за двумя зайцами, в этом его ошибка).

-Так что же на самом деле мешало Феде? (Мешал он сам. Феде просто не хотелось учиться, вот у него ничего и не получилось).

— Федя это понимает? (Нет).

-Над чем же мы смеёмся? (Федя обхитрил сам себя, он просто ленивый, а выдумывает, что ему что-то мешает учиться. Федя не видит себя со стороны, не понимает, что выглядит смешно).

-Можем ли мы сказать, что смеёмся не только над Федей, но и над ситуацией? Чем она смешна, комична? (Смешно то, что с самого начала ясно, что Федя просто не хочет учиться. Смешнее, что с первых строчек читатели понимают, что Феде не удаётся догнать двух зайцев, а герой этого так и не понял).

  1. Посмотрите иллюстрацию 1. Что изображено? Найдите отрывок к этому рисунку.

  1. Как поступил Федя после того, как не смог решить задачу? Прочитать

  2. Почему Федя решил обратиться за помощью к Юре?

— Как вы думаете, для чего Н.Н.Носов написал этот рассказ?

Чтобы повеселить читателя или с другой целью?

-Как автор относится к герою своего рассказа?

-Посмеивается над ним?
-Осуждает его?
-Или помогает ему что-то понять?

Работа в парах. (составить список качеств, необходимых усердному ученику.)

  1. Дисциплинированность

  2. Целенаправленность

  3. Лень

  4. Невнимательность

  5. Чёткость выполнения

  6. Сосредоточенность

  7. Умение преодолевать трудности

  8. Ответственность

  9. Трудолюбие

-Найти отрывок для чтения, когда у Феди было хорошее настроение. Придать голосу окраску радости, удовольствия.
—  Найти отрывок для чтения, где настроение очень изменилось, покажите голосом при чтении недовольство, негодование.

VI. Подведение итогов урока.

Решили ли мы свою учебную задачу? (Да, решили).

-Что ещё мы узнали и поняли, читая рассказ? Попробуем ещё раз сформулировать уроки, вынесенные из рассказа, выводы, которые каждый из нас сделал для себя. (В Феде мы узнали себя. Автор хотел, чтобы мы научились видеть себя со стороны и смеяться над собой. Он хотел, чтобы мы видели причины своих неудач в себе, а не в телевизоре, приёмнике и тому подобное. Автор хотел, чтобы мы учились на чужих ошибках, не попадали в смешные ситуации, как Федя).

— Мы решали одну узкую проблему, а получилось, что мы пытались понять замысел автора. Рассказ смешной, а мысли в нём серьёзные.

-Как вы готовите дома уроки?

— Что вам для этого нужно? — Что нужно для того, чтобы решить задачу? Любое домашнее задание?

(Тишина, внимание, знания, сосредоточенность, мышление)

— На протяжении нескольких уроков, мы учились не только читать, но и думать над прочитанным. Как вам кажется, легко ли быть хорошим читателем?

— Давайте выскажем своё отношение к творчеству Н Носова, продолжите запись.

Я люблю книги Н.Носова, потому что они …

(интересные, загадочные, познавательные, поучительные, прикольные, добрые, смешные и т.д.)

VII. Рефлексия. Оценивание учащихся.

Вернёмся к теме и цели нашего урока. Справились ли мы с поставленными задачами?

-Над чем задумались?

Ребята, прочитайте пословицу на доске:

«За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»

— Как вы понимаете смысл этой пословицы?

. Что можете сказать?

-Можно ли сказать, что пословица выражает главную мысль произведения, его идею?

-Понравился ли вам урок? Что понравилось на уроке?

— Как вы можете оценить работу класса во время анализа и обсуждения?

(Учитель оценивает работу класса и отдельных ребят, объявляет отметки)

— Мне урок тоже показался успешным, завершённым. Благодарю за работу всех вас.

— На следующем уроке мы продолжим разговор о творчестве Николая Носова и познакомимся с другими произведениями автора.

VIII. Домашнее задание (выбрать по желанию).

-Дома вы подготовите выразительное чтение рассказа.

Задача: Прочитать так, чтобы слушатели смеялись, но одновременно поняли те серьёзные мысли, которые вложил автор в свой рассказ.

Для сильных учащихся можно дать следующее задание: найти в рассказе причины, которые помогли автору сделать рассказ смешным, рассмешить, развеселить читателя.

Для остальных учащихся можно предложить дополнительно другое задание: прочитать другие рассказы Н.Н.Носова, выбрать один из них для представления классу. Принести книги Н.Н. Носова.

— нарисовать рисунки

— придумать продолжение рассказа.

infourok.ru

План-конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: Н. Носов «Федина задача»

План-конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме:

Н.Носов «Федина задача»

Цель:  расширить представление детей о жизни и творчестве Н. Носова , познакомить с рассказом Н.Носова «Федина задача»

Задачи:

Обучающие: совершенствовать навыки правильного и выразительного чтения, умения отвечать на вопросы по содержанию; умения делить текст на смысловые части; дать представление о роли юмора в рассказе.

Развивающие: развивать умение анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать материал, развивать устную речь учащихся.

Воспитывающие: воспитывать коммуникативную культуру, умение правильно организовать свой учебный труд, уважение к окружающим, взаимопомощь;

Коррекционные: развитие связной диалогической и монологической речи детей путём умения развёрнуто отвечать на вопросы учителя и объяснять смысл пословиц; формирование чёткой дикции путём прочтения скороговорок; пополнение словарного запаса детей словами:

Сени, кувырк, задачник, отрегулировал, рокочущий бас, чурбан, кафтан, титулярный советник, растолковал.

ОБОРУДОВАНИЕ: кроссворд(для работы в парах), карточки с задачами для экспериментальной работы.

Организационный момент. Настраивание на деловой лад

Ребята, сейчас у нас урок чтения. Уроки чтения учат нас выразительно и грамотно читать, высказывать своё мнение, анализировать произведения. Уроки-чтения – это уроки-беседы и поэтому я хочу вас попросить быть активными участниками, чтобы всем было интересно.

II. Речевая разминка

Чтобы выразительно и грамотно читать начнём урок с речевой разминки:

1.Игра “Зеркало”.

Я называю звуки, а вы за мной повторяйте только мимикой рта. Всё внимание!

[ А, О, Э,У, Ы, И]

2. Работа над скороговоркой

Звуки вы произносите хорошо, а сейчас я хотела бы услышать, как вы умеете читать целые слова и предложения.

Кто познакомит нас с новой скороговоркой?

Ах, вы сени, сени, сени
Вышел в сени сонный Сеня.
И в сенях споткнулся Сеня,
И кувырк через ступени.

— Какое слово придаёт скороговорке весёлое настроение?

— Что такое «сени»?

Сени-помещение между жилой частью дома и крыльцом. (по Ожегову)

— Как вы понимаете слово «кувырк»?

Обозначает быстрое действие (по зн. кувыркать кувыркнуть и кувыркаться кувыркнуться).

А сейчас давайте подготовимся к чтению скороговорки:

  • Читаем шёпотом

  • А теперь читаем громко и внятно

  • Прочитайте с огорчением.

  • Прочитайте с веселой интонацией

  • Читаем скоро и быстро /3-4 человека/

Чтение скороговорки разными интонациями пригодится нам сегодня для выразительного чтения произведений.

III. Проверка домашнего задания.

— Отправляемся дальше в мир чтения. Кто мне подскажет, какой раздел по чтению мы изучаем?

Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.

— А как вы понимаете это предложение? /ответы детей/

— Вспомним, какие произведения мы уже изучили и их автора

— Сейчас я буду называть названия изученных нами произведений – нужно вспомнить кто его написал.

-«Собирай по ягодке – наберешь кузовок» (Борис Викторович Шергин)

— «Цветок на земле» (Андрей Платонович Платонов)

— «Великие путешественники» (Михаил Михайлович Зощенко)

А какое произведение было вашим домашним заданием? Проверим, как вы подготовились к ответам на вопросы ( дети отвечают на вопросы № 1-5 стр.163-164)

IV.Постановка темы и целей урока

— Сегодня мы добавим в кузовок ещё одну ягодку. Это говорит о том, что мы познакомимся ещё с одним произведением из этого раздела. 

— Чтобы узнать чье произведение мы будем изучать, нужно отгадать кроссворд по произведению «Великие путешественники».Дети работают в парах.

Кроссворд

Работа над кроссвордом.

  1. Как звали брата Лели? (Минька)

  2. В какое путешествие отправились герои рассказа? (кругосветное)

  3. Как называлась деревня, где находилась дача? (Пески)

  4. Какую науку, по мнению мамы, нужно было знать детям, чтобы отправиться в кругосветное путешествие? (география)

  5. Какое образование, по мнению папы, должно быть у великого путешественника?

— Какая фамилия получилась по горизонтали? (Носов)

— Какие произведения Николая Николаевича Носова вы знаете? /ответы детей/

— Молодцы!

— Чтобы узнать как называется произведение, которое мы будем изучать, нужно посмотреть внимательно на это словосочетание.

« Ачадаз анидеф» («Федина задача»)

На сегодняшнем уроке нам предстоит решить следующие задачи:

1.Познакомиться с автобиографией писателя Н. Носова

2.Объяснить значение трудных слов, которые встретятся нам в тексте.

3.Познакомиться с текстом рассказа Н. Носова «Федина задача»

4.Дать характеристику герою.

5.Подобрать пословицу, выражающую основную мысль рассказа.

6.Поучаствовать в экспериментальной деятельности.

7.Ответить на вопрос: «Чему нас научил рассказ?»

V. Изучение нового материала

Творчество Н.Н. Носова.

Выступления заранее подготовленных учеников:

-Родился Носов на Украине в городе Киеве. Отец писателя Николай Петрович – актер эстрады, певец. Мать – Варвара Петровна – рукодельница, певунья, чуткая натура. В годы Учебы в гимназии увлекался музыкой, пением, шахматами, электротехникой, фотографией, писал сценарии для школьного театра и сам играл в спектаклях и т. д. Впоследствии это помогло ему в жизни и творчестве. 

Носов не сразу стал профессиональным писателем. К 30 годам он освоил несколько профессий — газетного торговца, чернорабочего, землекопа, писаря, возчика бревен.

Потом учился в институте Кинематографии в Москве, ставил научно-популярные фильмы, учебные фильмы. Работал в сатирическом киножурнале «Крокодил». Позже поставил несколько фильмов о Советской Армии, за что был награжден орденом Красной звезды.

Как и многие писатели, сначала Н. Н. Носов придумывал свои рассказы для своего маленького сынишки. Свой первый рассказ «Затейники»- он напечатал в журнале «Мурзилка» в далёком 1938 году. Дети тогда любили читать журнал «Мурзилка». Рассказ понравился читателям. Там же были опубликованы и другие его рассказы «Живая шляпа», «Огурцы». После войны вышел сборник рассказов «Мишкина каша», «Фантазёры», «Тук-тук-тук».

Они сразу полюбились детям. Юмористический дар соединился с его техническими увлечениями. Читая рассказы, можно не только посмеяться, но и узнать что-нибудь новое, интересное. Как пришить заплатку, сварить кашу, как сделать каток.

Но наибольшую популярность принесли писателю его сказки «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка на Луне», «Незнайка в Солнечном городе».

В «Приключениях Незнайки и его друзей» Носов подробно рассказывает о таких машинах и приборах, устройствах и инструментах, которым только предстояло ещё появиться.

Первое издание «Незнайка в Солнечном городе» вышло в свет в 1958 году, тогда подробно описанная в книге телевизионная система наблюдения за уличным движением была еще фантастикой. А сейчас такая система существует на самом деле. Значит, писатель умел заглянуть в будущее.

Все книги Носова наполнены весёлым доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открываешь любую страницу и нельзя удержаться от смеха.

На стр.164 вы видите рассказ Н.Носова «Федина задача»,

Словарная работа:

Прежде чем читать этот рассказ, проведем словарную работу с теми трудными словами и непонятными выражениями, которые встретятся в тексте (соотнести слово и его значение) :

задачник — удлиненный пиджак

отрегулировал — объяснил

рокочущий бас — громкий грубый голос

чурбан — чиновник

кафтан — учебник

Титулярный советник — глупый человек

растолковал — настроил.

Чтение текста учителем и хорошо читающими учениками по частям:

1 часть:

Стр. 164 до слов «никто не будет мешать делать уроки»

Вопрос:

Каким вы представили Федю Рыбкина? (самостоятельный, усидчивый, решил делать уроки сам)

2 часть:

Стр.165 до слов «по восемьдесят кг в каждом»

Вопрос:

Как вы думаете, почему Федя включил телевизор? (чтобы было веселей)

3 часть:

Стр. 165-167 до слов: «послышался высокий мужской голос из телевизора»

Вопрос:

А теперь нравится вам Федя? Почему? ( нет, он рассеянный)

4 часть:

Стр. 168 и до конца.

Вопрос:

Смог ли Фёдор решить задачу?

На сколько смысловых частей мы поделили текст?

Вопросы по содержанию текста:

— Почему же Фёдор не мог прочитать задачу всю сразу? (ему мешала музыка)

— Как вы думаете автор все выдумал, или так бывает на самом деле?

— А с вами этого не случалось?

-Почему Федя не мог решить задачу?

-Как вы поняли?

— Можно ли рассказ назвать юмористическим? Почему?

-Почему Федя решил обратиться за помощью к Юре?

-Сможет ли Юра растолковать трудную задачу?

Словесное рисование:

-Представьте встречу Юры и Феди.

Физминутка

Представьте себя героями рассказов Н. Носова. Отгадаем названия его рассказов по первым трём буквам.

Ого…(Огородники) — копаем землю. (Огородники)

Огу…(Огурцы)- убегаем от сторожа. (Огурцы)

Миш … (Мишкина каша) — варим кашу. (Мишкина каша)

Жив … — кидаем картофель в шляпу. (Живая шляпа)

Зап…(Заплатка) — пришиваем заплатку. (Заплатка)

Чтение и анализ пословиц.

Прочитайте пословицы, объясните, что они обозначают и какая из них подходит к нашему тексту. Сначала читает один учащийся, затем хором.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Ум хорошо, а два лучше.

Делу время, потехе час.

Сделал дело, гуляй смело.

Выборочное чтение:

а/ Сколько раз прочитал Федя задачу? Найдите и прочитайте.

б/ Сколько концертных номеров прослушал Федя? Найдите и прочитайте.

Экспериментальная деятельность

Давайте проведём эксперимент: я включу музыку, а вы попробуете решить задачу.

Как вы думаете, почему у вас получились разные ответы?

 Анализ произведения Н.Н.Носова “Федина задача”.

Почему Федя не мог решить задачу?

Есть ли у нас в классе такие Феди?

Как правильно нужно выполнять домашнее задание?

Чему учит рассказ Н.Н.Носова? /Ответы детей./

VI. Итог:

— Зачем Н.Носов сочинил такой рассказ? (чтобы дети смеялись над своими недостатками, избавлялись от них)

— Вот мы и пришли к ответу на вопрос «Зачем нужен юмор?»

Попробуйте ответить. (Юмор помогает человеку увидеть собственные недостатки и исправиться)

— Прочитав этот рассказ и другие произведения Н.Носова, вы, я надеюсь, задумаетесь о своих недостатках и постараетесь их исправить.

— Надеюсь, что рассказы Н.Н.Носова будут полезны и вам.

Работали сегодня хорошо, особая благодарность артистам, докладчикам, чтецам.

(Самооценка учащимися)

Рефлексия

— Вернёмся к цели нашего урока. Справились ли мы с поставленными задачами?

— Над чем задумались?

— Раскрасьте свой шарик в цвет своего настроения.

VII. Домашнее задание — творческое.

  1. Перечитать рассказ «Федина задача»

  2. Нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду.

Урок литературного чтения во 2 классе

по теме :

Деление текста на смысловые части

( Н. Носов «Федина задача»)

Подготовила и провела урок

учитель начальных классов

Невольникова Е. Н.

infourok.ru

План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему: Конспект урока литературного чтения в 3 классе Н.Н.Носов «Федина задача», «Телефон»

Тема:Н.Н.Носов «Федина задача», «Телефон»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: способствовать формированию представления о понятиях «сатира» и «юмор», умения различать эти понятия; способствовать совершенствованию техники чтения.

Планируемые результаты:

Предметные:научатся читать и анализировать рассказ, формулировать выводы, основную мысль рассказа, определять характер смешного в произведении Н.Н.Носова.

Метапредметные:

  • Познавательные:научатся находить нужные для доказательства своей мысли эпизоды в произведении;анализируют текст, выделяют основную мысль произведения.
  • Регулятивные:научатся формулировать учебную задачу урока.
  • Коммуникативные:научатся свободно выражать свое мнение; проявляют уважение к различным точкам зрения, прислушиваются к тому, что говорят другие.

Личностные:проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности; имеют представление о причинах успеха в учёбе; выражают этические чувства на основе анализа простых ситуаций.

Материально-техническое обеспечение: учебник Математика 3 класс (2 часть) М.И.Моро

Класс: 3 Б

Сценарий занятия:

  1. Мобилизующий этап

1)Приветствие

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вероника Николаевна, сегодня я у вас проведу урок литературного чтения.

Вот звонок нам дал сигнал –

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

  1. Проверка готовности к уроку

-Проверьте, чтоб у вас на партах были все необходимые принадлежности для урока литературного чтения.

II.Определение темы и целей урока

1)Речевая разминка

-Для начала прочитайте чистоговорку про себя.

-Прочитаем вслух.

Те-те-те,

Чайник кипит на плите.

Ле-ле-ле,

Кружка стоит на столе.

Фон-фон-фон,

Старый звучит телефон.

-Составьте из первых слогов чистоговорки – слово. (Телефон)

-Прочитайте грустно, с вопросительной интонацией, с удивлением, скороговоркой.

2)Определение темы

-Какой раздел по литературному чтению мы изучаем?

-Как вы понимаете название этого раздела?

-Сегодня мы добавим в кузовок еще одну ягодку. Это говорит о том, что мы познакомимся с еще одним произведением из этого раздела.

-Прочитайте тему урок.

-Определите цели урока, используя опорные слова:

  • Мы познакомимся с…
  • Мы узнаем…
  • Мы вспомним…
  • Мы будем уметь…

-Какие произведения Николая Николаевича Носова вы знаете?

-Вы прекрасно знаете, что его рассказы наполнены юмором. Как вы думаете, о чем эти рассказы?

-Сегодня на уроке будем учиться правильно и осознанно читать, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения.

III. Подготовка к восприятию текста (Введение в тему урока)

-Что вы знаете про Н.Н.Носова?

(рассказываю биографию)

-Почему Носов стал детским писателем?

Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в Киеве в семье актёра. После окончания школы он учился в Москве, в институте, где снимают кино. Н.Носов писал много рассказов и повестей о ребятах, таких как мы. У него был сын, который просил сочинить новые сказки. И Носов стал сочинять для него забавные весёлые рассказы, которые мы полюбили.

«… Детским писателем я стал потому, что, когда я вырос, мне вообще захотелось стать писателем, потому что у меня была, интересная жизнь и было о чём порассказать. К тому времени я уже заметил, что люди многого ещё не понимают, а поскольку дети понимают ещё меньше, то лучше писать для детей. Дети гораздо серьёзнее взрослых, и они не думают, что они всё на свете уже постигли и им ничему не надо учиться.»

IV. Первичное восприятие текста

-Объясните значения слов, выведенных на слайде.

Титулярный советник — высокий служебный чин в России до революции.

Полуденный — происходящий в полдень.

Рокочующий бас — низкий мужской голос.

Кафтан — длинная верхняя одежда с длинными рукавами.

Борзая — быстрая.

Рот до ушей — сильно улыбаться, веселиться.

-В рассказе нам встретятся трудные слова. Прочитайте слова по слогам, целым словом, быстро.

от-ре-гу-ли-ро-вал -отрегулировал

че-ты-рес-та пять-де-сят-четыреста пятьдесят

во-семь-де-сятки-ло-грам-мов — восемьдесят килограммов

дик-тор — диктор

ро-ко-чу-щий — рокочущий

ге-не-раль-ска-я дочь — генеральская дочь

од-но-звуч-но — однозвучно

V. Эмоционально-оценочная беседа (проверка первичного восприятия)

-Чему учит это произведения?

-Назовите героев этого произведения.

-Прочитайте пословицы, объясните, что они обозначают.

  • Делу — время, потехе — час.
  • Сделал дело, гуляй смело.
  • За двумя зайцами погонишься -ни одного не поймаешь.

VI. Повторное чтение и анализ содержания

-Почему Феде не удалось решить задачу?

-Как вы думаете, можно смеяться в этом рассказе над Федей.

-Чтобы не попасть в такую ситуацию, как Федя, мы не будем совмещать отдых с работой.

-Сколько раз прочитал Федя задачу? Найдите и прочитайте.

-Сколько концертных номеров прослушал Федя?

-Как правильно нужно выполнять домашнее задание?

VII. Обобщающая беседа

-Чему учит рассказ Н.Н.Носова «Федина задача»?

-Почему автор озаглавил свой рассказ «Федина задача»?

-Как Федя вышел из ситуации с нерешенной задачей?

-Сможет ли Юра растолковать трудную задачу для Феди?

-Как бы помогли Феде с задачей?

-Что лучше: дать списать решение или объяснить?

-К кому бы из одноклассников обратились вы за помощью?

-Скажите, бывает так, что, придя домой, вы включаете телевизор и садитесь делать уроки?

-Что нужно для того, чтобы решить задачу? Любое домашнее задание? (Тишина, знания, мышление)

-Сколько раз приступал Федя к чтению задачи? (9)

-Сколько мелодий прослушал Федя? (7)

-Сколько раз звучало слово «колокольчик»?(6)

-Что полезного для себя вы узнали из рассказа? (делая д/з, вы не должны включать телевизор, чтоб он нас не отвлекал, уроки надо готовить в тишине)

-Как автор относится к своему герою? Можно сказать, что он смеется над ним?

Организую повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения Н.Носова «Телефон».

-Отгадайте загадку:

Когда порою одиноко —

Вдруг в тишину ворвется звон,

И голос друга издалека

Тебе подарит … (телефон).

-Какой бывает телефон? Когда был изобретен телефон?

-Впервые телефон был изобретен американским профессором Беллом в 1876 году. В 1830 году русский изобретатель Игнатьев предложил один из способов телеграфирования.Первые городские телефонные станции были установлены в 1882 году в Петербурге, Москве, Одессе, Риге.

-Почему у рассказа такое название?

-Над чем вы смеялись, когда читали рассказ?

-Какое настроение было у мальчиков, когда они купили телефон?

-Какие слова это доказывают?

-Прочитайте, как у ребят появился телефон.

IX. Итог урока

X. Задание на дом

nsportal.ru

Конспект урока по литературному чтению с презентацией 3 класс. Тема «Н. Носов «Федина задача»

Урок литературного чтения по теме «Тайна юмора и сатиры». Н.Носов «Федина задача»

Цель: 1) Дать представление о сатире и юморе, показать их назначение и отличия на примере рассказа Н.Носова «Федина задача»

Задачи:

  1. Познакомить с творчеством Н.Носова

  2. Организация самостоятельной аналитической работы.

  3. Развивать речь, мышление, умение анализировать текст.

  4. Способствовать приближению случаев, описанных Носовым к жизненным,

  5. Создать ситуацию, в которой литература (в частности сатира) выполняет свое назначение;

  6. Совершенствование навыков чтения.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с пословицами, демонстрационный материал“Корзина с яблоками”, кроссворд, карточки для индивидуальной работы и для игр со словами. презентация

ХОД УРОКА

Содержание урока

Анализ

Рекомендации

  1. Организационный момент. Настраивание на деловой лад

Ребята, сейчас у нас урок чтения. Уроки чтения учат нас выразительно и грамотно читать, высказывать своё мнение, анализировать произведения. Уроки-чтения – это уроки-беседы и поэтому я хочу вас попросить быть активными участниками, чтобы всем было интересно.

II. Речевая разминка

Чтобы выразительно и грамотно читать начнём урок с речевой разминки:

1.Игра “Зеркало”.

Я называю звуки, а вы за мной повторяйте только мимикой рта. Всё внимание!

[ А, О, Э,У, Ы, И]

2. Работа над скороговоркой (Слайд 2)

Звуки вы произносите хорошо, а сейчас я хотела бы услышать, как вы умеете читать целые слова и предложения.

Кто познакомит нас с новой скороговоркой?

Ах, вы сени, сени, сени
Вышел в сени сонный Сеня.
И в сенях споткнулся Сеня,
И кувырк через ступени.

— Какое слово придаёт скороговорке весёлое настроение?

— Что такое «сени»?

Значение слова Сени по Ожегову:
Сени — Помещение между жилой частью дома и крыльцом 

— Как вы понимаете слово «кувырк»? (Обозначает быстрое действие (по зн. кувыркать кувыркнуть и кувыркаться кувыркнуться).

А сейчас давайте подготовимся к чтению скороговорки:

  • Читаем шёпотом

  • Немного громче

  • А теперь читаем громко и внятно

  • Прочитайте с вопросительной интонацией.

  • Прочитайте с огорчением.

  • Прочитайте с веселой интонацией

  • Читаем скоро и быстро /3-4 человека/

Чтение скороговорки разными интонациями пригодится нам сегодня для выразительного чтения произведений.

III. Проверка домашнего задания. Постановка цели. (Слайд 3)

— Отправляемся дальше в мир чтения. Кто мне подскажет, какой раздел по чтению мы изучаем?

Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.

— А как вы понимаете это предложение? /ответы детей/

— Вспомним, какие произведения мы уже изучили и их автор (слайд 4)

— Сейчас будут появляться названия изученных нами произведений – нужно вспомнить кто его написал.

-«Собирай по ягодке – наберешь кузовок» (Борис Викторович Шеренгин)

— «Цветок на земле» (Андрей Платонович Платонов)

— «Великие путешественники» (Михаил Михайлович Зощенко)

— Сегодня мы добавим в кузовок ещё одну ягодку. Это говорит о том, что мы познакомимся ещё с одним произведением из этого раздела. (слайд 5)

— Чтобы узнать чье произведение мы будем изучать, нужно отгадать кроссворд по произведению «Великие путешественники»

Кроссворд

к

р

м

у

п

г

и

г

е

е

н

о

с

о

в

ь

с

к

г

ы

к

в

и

р

с

а

е

а

ш

т

ф

е

н

и

е

о

я

е

Работа над кроссвордом.

  1. Как звали брата Лели? (Минька)

  2. В какое путешествие отправились герои рассказа? (кругосветное)

  3. Как называлась деревня, где находилась дача? (Пески)

  4. Какую науку, по мнению мамы, нужно было знать детям, чтобы отправиться в кругосветное путешествие? (география)

  5. Какое образование, по мнению папы, должно быть у великого путешественника?

— Какая фамилия получилась по горизонтали? (Носов) (слайд 6)

— Какие произведения Николая Николаевича Носова вы знаете? /ответы детей/

— Молодцы!

— Чтобы узнать как называется произведение, которое мы будем изучать, нужно посмотреть внимательно на это словосочетание. (слайд 7)

« Ачадаз анидеф» («Федина задача»)

IV. Изучение нового материала

  1. Творчество Н.Н. Носова.

— А что вы знаете про Н.Н. Носова?/Дети рассказывают подготовленные дома отрывки из биографии Н.Н.Носова, учитель дополняет/

Выступления заранее подготовленных учеников: (сайды 7 —

-Родился Носов на Украине в городе Киеве. Отец писателя Николай Петрович – актер эстрады, певец. Мать – Варвара Петровна – рукодельница, певунья, чуткая натура. В годы Учебы в гимназии увлекался музыкой, пением, шахматами, электротехникой, фотографией, писал сценарии для школьного театра и сам играл в спектаклях и т. д. Впоследствии это помогло ему в жизни и творчестве. (слайд 7)

Носов не сразу стал профессиональным писателем. К 30 годам он освоил несколько профессий — газетного торговца, чернорабочего, землекопа, писаря, возчика бревен.

Потом учился в институте Кинематографии в Москве, ставил научно-популярные фильмы, учебные фильмы. Работал в сатирическом киножурнале «Крокодил». Позже поставил несколько фильмов о Советской Армии, за что был награжден орденом Красной звезды.

Как и многие писатели, сначала Н. Н. Носов придумывал свои рассказы для своего маленького сынишки. Свой первый рассказ «Затейники»- он напечатал в журнале «Мурзилка» в далёком 1938 году. Дети тогда любили читать журнал «Мурзилка». Рассказ понравился читателям. Там же были опубликованы и другие его рассказы «Живая шляпа», «Огурцы». После войны вышел сборник рассказов «Мишкина каша», «Фантазёры», «Тук-тук-тук».

Они сразу полюбились детям. Юмористический дар соединился с его техническими увлечениями. Читая рассказы, можно не только посмеяться, но и узнать что-нибудь новое, интересное. Как пришить заплатку, сварить кашу, как сделать каток.

Но наибольшую популярность принесли писателю его сказки «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка на Луне», «Незнайка в Солнечном городе».

В «Приключениях Незнайки и его друзей» Носов подробно рассказывает о таких машинах и приборах, устройствах и инструментах, которым только предстояло ещё появиться.

Первое издание «Незнайка в Солнечном городе» вышло в свет в 1958 году, тогда подробно описанная в книге телевизионная система наблюдения за уличным движением была еще фантастикой. А сейчас такая система существует на самом деле. Значит, писатель умел заглянуть в будущее.

Все книги Носова наполнены весёлым доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открываешь любую страницу и нельзя удержаться от смеха.

2. Чтение и анализ текста.

Настр.185 вы видите рассказ Н.Носова «Федина задача», который написан в жанре мягкой сатиры, т.е. в нем есть элементы и юмора и сатиры.

Словарная работа:

Прежде чем читать этот рассказ, проведем словарную работу с теми трудными словами и непонятными выражениями, которые встретятся в тексте:

задачник — учебник

отрегулировал — настроил

репродуктор — радиоприемник

рокочущий бас — громкий грубый голос

чурбан — глупый человек

кафтан — удлиненный пиджак

«блохе кафтан» — на Руси был такой известный мастер, который сумел подковать блоху (Левша)

(Вы станете старше и обязательно прочитаете о Левше рассказ Н.Носова «Левша»)

Титулярный советник — чиновник, растолковал — объяснил.

Чтение текста: 3 — подготовленные учениками.

а) 1 часть — стр.185 — 1 ученик:

Вопросы:

— Каким вам представляется Федя Рыбкин? (самостоятельный, усидчивый, решил уроки сделать сам)

— Как вы думаете, почему он включил радиоприемник? (Чтобы было веселей).

б) — Вы представили его себе самостоятельным? Хорошо!

— Попробуйте прочитать стр.186 самостоятельно (шепотом)

(В этот момент в классе звучит звонкая, громкая музыка)

Вопросы:

— О чем вы прочитали на этой странице? (не поняли)

— Вот и Федя не понял задачу, которую читал, потому что слушал песню. Как сказал Федя «плохая песня». «Плохая музыка» отвлекала и вас.

— А теперь нравится вам Федя? Почему? (рассеянный)

в) стр.187 — 2 ученик.

— Продолжим чтение, не отвлекаясь на посторонние звуки, т.к. мы помогаем Федору разобраться с задачей.

— Условие своей задачи начал читать Федор. О чем была домашняя задача Фёдора? (про машину, рожь, муку).

— А эта задача? (про одеяла и простыни)

г) стр.188 — 3 ученик.

— Давайте продолжим чтение и посмотрим — смог ли Фёдор решить задачу?

Вопросы:

— Почему же Фёдор не мог прочитать задачу всю сразу? (ему мешала музыка)

— Как вы думаете автор все выдумал, или так бывает на самом деле?

— А с вами этого не случалось?

-Почему Федя не мог решить задачу?

-Как вы поняли?

— Почему рассказ называется «Федина задача»?

-Почему Федя решил обратиться за помощью к Юре?

-Сможет ли Юра растолковать трудную задачу?

е) Словесное рисование:

-Представьте встречу Юры и Феди.

Физминутка

Представьте себя героями рассказов Н. Носова. Отгадаем названия его рассказов по первым трём буквам.

Ого…(Огородники) — копаем землю. (Огородники)

Огу…(Огурцы)- убегаем от сторожа. (Огурцы)

Миш … (Мишкина каша) — варим кашу. (Мишкина каша)

Жив … — кидаем картофель в шляпу. (Живая шляпа)

Зап…(Заплатка) — пришиваем заплатку. (Заплатка)

2. Чтение и анализ пословиц.

Прочитайте пословицы, объясните, что они обозначают и как подходят к нашему тексту./Вывешивается таблица с пословицами. Сначала читает один учащийся, затем хором/

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Ум хорошо, а два лучше.

Делу время, потехе час.

Сделал дело, гуляй смело.

3Анализ произведения Н.Н.Носова “Федина задача”.

Почему Федя не мог решить задачу?

Выборочное чтение:

а/ Сколько раз прочитал Федя задачу? Найдите и прочитайте.

б/ Сколько концертных номеров прослушал Федя? Найдите и прочитайте.

VI. Итог:

— Зачем Н.Носов сочинил такой рассказ? (чтобы дети смеялись над своими недостатками, избавлялись от них)

— Вот мы и пришли к ответу на вопрос «Зачем нужна сатира?»

Попробуйте ответить. (Сатира помогает человеку увидеть собственные недостатки и исправиться)

— Прочитав этот рассказ и другие произведения Н.Носова, вы, я надеюсь, задумаетесь о своих недостатках и постараетесь их исправить.

— Надеюсь, что рассказы Н.Н.Носова будут полезны и вам.

Работали сегодня хорошо, особая благодарность артистам, докладчикам, чтецам.

(Самооценка учащимися)

Рефлексия

— Вернёмся к цели нашего урока. Справились ли мы с поставленными задачами?

— Над чем задумались?

— Раскрасьте свой шарик в цвет своего настроения.

VII. Домашнее задание — творческое.

  1. Перечитать рассказ «Федина задача»

  2. Нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду.

Выступления заранее подготовленных учеников:

-Родился Носов на Украине в городе Киеве. Отец писателя Николай Петрович – актер эстрады, певец. Мать – Варвара Петровна – рукодельница, певунья, чуткая натура. В годы Учебы в гимназии увлекался музыкой, пением, шахматами, электротехникой, фотографией, писал сценарии для школьного театра и сам играл в спектаклях и т. д. Впоследствии это помогло ему в жизни и творчестве.

Носов не сразу стал профессиональным писателем. К 30 годам он освоил несколько профессий — газетного торговца, чернорабочего, землекопа, писаря, возчика бревен.

Потом учился в институте Кинематографии в Москве, ставил научно-популярные фильмы, учебные фильмы. Работал в сатирическом киножурнале «Крокодил». Позже поставил несколько фильмов о Советской Армии, за что был награжден орденом Красной звезды.

Как и многие писатели, сначала Н. Н. Носов придумывал свои рассказы для своего маленького сынишки. Свой первый рассказ «Затейники»- он напечатал в журнале «Мурзилка» в далёком 1938 году. Дети тогда любили читать журнал «Мурзилка». Рассказ понравился читателям. Там же были опубликованы и другие его рассказы «Живая шляпа», «Огурцы». После войны вышел сборник рассказов «Мишкина каша», «Фантазёры», «Тук-тук-тук».

Они сразу полюбились детям. Юмористический дар соединился с его техническими увлечениями. Читая рассказы, можно не только посмеяться, но и узнать что-нибудь новое, интересное. Как пришить заплатку, сварить кашу, как сделать каток.

Но наибольшую популярность принесли писателю его сказки «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка на Луне», «Незнайка в Солнечном городе».

В «Приключениях Незнайки и его друзей» Носов подробно рассказывает о таких машинах и приборах, устройствах и инструментах, которым только предстояло ещё появиться.

Первое издание «Незнайка в Солнечном городе» вышло в свет в 1958 году, тогда подробно описанная в книге телевизионная система наблюдения за уличным движением была еще фантастикой. А сейчас такая система существует на самом деле. Значит, писатель умел заглянуть в будущее.

Все книги Носова наполнены весёлым доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открываешь любую страницу и нельзя удержаться от смеха.

infourok.ru

План-конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: Н. Носов «Федина задача

План-конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме:

Н.Носов «Федина задача»

Цель:  расширить представление детей о жизни и творчестве Н. Носова , познакомить с рассказом Н.Носова «Федина задача»

Задачи:

Обучающие: совершенствовать навыки правильного и выразительного чтения, умения отвечать на вопросы по содержанию; умения делить текст на смысловые части; дать представление о роли юмора в рассказе.

Развивающие: развивать умение анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать материал, развивать устную речь учащихся.

Воспитывающие: воспитывать коммуникативную культуру, умение правильно организовать свой учебный труд, уважение к окружающим, взаимопомощь;

Коррекционные: развитие связной диалогической и монологической речи детей путём умения развёрнуто отвечать на вопросы учителя и объяснять смысл пословиц; формирование чёткой дикции путём прочтения скороговорок; пополнение словарного запаса детей словами:

Сени, кувырк, задачник, отрегулировал, рокочущий бас, чурбан, кафтан, титулярный советник, растолковал.

ОБОРУДОВАНИЕ: кроссворд(для работы в парах), карточки с задачами для экспериментальной работы.

Организационный момент. Настраивание на деловой лад

Ребята, сейчас у нас урок чтения. Уроки чтения учат нас выразительно и грамотно читать, высказывать своё мнение, анализировать произведения. Уроки-чтения – это уроки-беседы и поэтому я хочу вас попросить быть активными участниками, чтобы всем было интересно.

II. Речевая разминка

Чтобы выразительно и грамотно читать начнём урок с речевой разминки:

1.Игра “Зеркало”.

Я называю звуки, а вы за мной повторяйте только мимикой рта. Всё внимание!

[ А, О, Э,У, Ы, И]

2. Работа над скороговоркой

Звуки вы произносите хорошо, а сейчас я хотела бы услышать, как вы умеете читать целые слова и предложения.

Кто познакомит нас с новой скороговоркой?

Ах, вы сени, сени, сени
Вышел в сени сонный Сеня.
И в сенях споткнулся Сеня,
И кувырк через ступени.

— Какое слово придаёт скороговорке весёлое настроение?

— Что такое «сени»?

Сени-помещение между жилой частью дома и крыльцом. (по Ожегову)

— Как вы понимаете слово «кувырк»?

Обозначает быстрое действие (по зн. кувыркать кувыркнуть и кувыркаться кувыркнуться).

А сейчас давайте подготовимся к чтению скороговорки:

  • Читаем шёпотом

  • А теперь читаем громко и внятно

  • Прочитайте с огорчением.

  • Прочитайте с веселой интонацией

  • Читаем скоро и быстро /3-4 человека/

Чтение скороговорки разными интонациями пригодится нам сегодня для выразительного чтения произведений.

III. Проверка домашнего задания.

— Отправляемся дальше в мир чтения. Кто мне подскажет, какой раздел по чтению мы изучаем?

Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.

— А как вы понимаете это предложение? /ответы детей/

— Вспомним, какие произведения мы уже изучили и их автора

— Сейчас я буду называть названия изученных нами произведений – нужно вспомнить кто его написал.

-«Собирай по ягодке – наберешь кузовок» (Борис Викторович Шергин)

— «Цветок на земле» (Андрей Платонович Платонов)

— «Великие путешественники» (Михаил Михайлович Зощенко)

А какое произведение было вашим домашним заданием? Проверим, как вы подготовились к ответам на вопросы ( дети отвечают на вопросы № 1-5 стр.163-164)

IV.Постановка темы и целей урока

— Сегодня мы добавим в кузовок ещё одну ягодку. Это говорит о том, что мы познакомимся ещё с одним произведением из этого раздела. 

— Чтобы узнать чье произведение мы будем изучать, нужно отгадать кроссворд по произведению «Великие путешественники».Дети работают в парах.

Кроссворд

Работа над кроссвордом.

  1. Как звали брата Лели? (Минька)

  2. В какое путешествие отправились герои рассказа? (кругосветное)

  3. Как называлась деревня, где находилась дача? (Пески)

  4. Какую науку, по мнению мамы, нужно было знать детям, чтобы отправиться в кругосветное путешествие? (география)

  5. Какое образование, по мнению папы, должно быть у великого путешественника?

— Какая фамилия получилась по горизонтали? (Носов)

— Какие произведения Николая Николаевича Носова вы знаете? /ответы детей/

— Молодцы!

— Чтобы узнать как называется произведение, которое мы будем изучать, нужно посмотреть внимательно на это словосочетание.

« Ачадаз анидеф» («Федина задача»)

На сегодняшнем уроке нам предстоит решить следующие задачи:

1.Познакомиться с автобиографией писателя Н. Носова

2.Объяснить значение трудных слов, которые встретятся нам в тексте.

3.Познакомиться с текстом рассказа Н. Носова «Федина задача»

4.Дать характеристику герою.

5.Подобрать пословицу, выражающую основную мысль рассказа.

6.Поучаствовать в экспериментальной деятельности.

7.Ответить на вопрос: «Чему нас научил рассказ?»

V. Изучение нового материала

Творчество Н.Н. Носова.

Выступления заранее подготовленных учеников:

-Родился Носов на Украине в городе Киеве. Отец писателя Николай Петрович – актер эстрады, певец. Мать – Варвара Петровна – рукодельница, певунья, чуткая натура. В годы Учебы в гимназии увлекался музыкой, пением, шахматами, электротехникой, фотографией, писал сценарии для школьного театра и сам играл в спектаклях и т. д. Впоследствии это помогло ему в жизни и творчестве. 

Носов не сразу стал профессиональным писателем. К 30 годам он освоил несколько профессий — газетного торговца, чернорабочего, землекопа, писаря, возчика бревен.

Потом учился в институте Кинематографии в Москве, ставил научно-популярные фильмы, учебные фильмы. Работал в сатирическом киножурнале «Крокодил». Позже поставил несколько фильмов о Советской Армии, за что был награжден орденом Красной звезды.

Как и многие писатели, сначала Н. Н. Носов придумывал свои рассказы для своего маленького сынишки. Свой первый рассказ «Затейники»- он напечатал в журнале «Мурзилка» в далёком 1938 году. Дети тогда любили читать журнал «Мурзилка». Рассказ понравился читателям. Там же были опубликованы и другие его рассказы «Живая шляпа», «Огурцы». После войны вышел сборник рассказов «Мишкина каша», «Фантазёры», «Тук-тук-тук».

Они сразу полюбились детям. Юмористический дар соединился с его техническими увлечениями. Читая рассказы, можно не только посмеяться, но и узнать что-нибудь новое, интересное. Как пришить заплатку, сварить кашу, как сделать каток.

Но наибольшую популярность принесли писателю его сказки «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка на Луне», «Незнайка в Солнечном городе».

В «Приключениях Незнайки и его друзей» Носов подробно рассказывает о таких машинах и приборах, устройствах и инструментах, которым только предстояло ещё появиться.

Первое издание «Незнайка в Солнечном городе» вышло в свет в 1958 году, тогда подробно описанная в книге телевизионная система наблюдения за уличным движением была еще фантастикой. А сейчас такая система существует на самом деле. Значит, писатель умел заглянуть в будущее.

Все книги Носова наполнены весёлым доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открываешь любую страницу и нельзя удержаться от смеха.

На стр.164 вы видите рассказ Н.Носова «Федина задача»,

Словарная работа:

Прежде чем читать этот рассказ, проведем словарную работу с теми трудными словами и непонятными выражениями, которые встретятся в тексте (соотнести слово и его значение) :

задачник — удлиненный пиджак

отрегулировал — объяснил

рокочущий бас — громкий грубый голос

чурбан — чиновник

кафтан — учебник

Титулярный советник — глупый человек

растолковал — настроил.

Чтение текста учителем и хорошо читающими учениками по частям:

1 часть:

Стр. 164 до слов «никто не будет мешать делать уроки»

Вопрос:

Каким вы представили Федю Рыбкина? (самостоятельный, усидчивый, решил делать уроки сам)

2 часть:

Стр.165 до слов «по восемьдесят кг в каждом»

Вопрос:

Как вы думаете, почему Федя включил телевизор? (чтобы было веселей)

3 часть:

Стр. 165-167 до слов: «послышался высокий мужской голос из телевизора»

Вопрос:

А теперь нравится вам Федя? Почему? ( нет, он рассеянный)

4 часть:

Стр. 168 и до конца.

Вопрос:

Смог ли Фёдор решить задачу?

На сколько смысловых частей мы поделили текст?

Вопросы по содержанию текста:

— Почему же Фёдор не мог прочитать задачу всю сразу? (ему мешала музыка)

— Как вы думаете автор все выдумал, или так бывает на самом деле?

— А с вами этого не случалось?

-Почему Федя не мог решить задачу?

-Как вы поняли?

— Можно ли рассказ назвать юмористическим? Почему?

-Почему Федя решил обратиться за помощью к Юре?

-Сможет ли Юра растолковать трудную задачу?

Словесное рисование:

-Представьте встречу Юры и Феди.

Физминутка

Представьте себя героями рассказов Н. Носова. Отгадаем названия его рассказов по первым трём буквам.

Ого…(Огородники) — копаем землю. (Огородники)

Огу…(Огурцы)- убегаем от сторожа. (Огурцы)

Миш … (Мишкина каша) — варим кашу. (Мишкина каша)

Жив … — кидаем картофель в шляпу. (Живая шляпа)

Зап…(Заплатка) — пришиваем заплатку. (Заплатка)

Чтение и анализ пословиц.

Прочитайте пословицы, объясните, что они обозначают и какая из них подходит к нашему тексту. Сначала читает один учащийся, затем хором.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Ум хорошо, а два лучше.

Делу время, потехе час.

Сделал дело, гуляй смело.

Выборочное чтение:

а/ Сколько раз прочитал Федя задачу? Найдите и прочитайте.

б/ Сколько концертных номеров прослушал Федя? Найдите и прочитайте.

Экспериментальная деятельность

Давайте проведём эксперимент: я включу музыку, а вы попробуете решить задачу.

Как вы думаете, почему у вас получились разные ответы?

 Анализ произведения Н.Н.Носова “Федина задача”.

Почему Федя не мог решить задачу?

Есть ли у нас в классе такие Феди?

Как правильно нужно выполнять домашнее задание?

Чему учит рассказ Н.Н.Носова? /Ответы детей./

VI. Итог:

— Зачем Н.Носов сочинил такой рассказ? (чтобы дети смеялись над своими недостатками, избавлялись от них)

— Вот мы и пришли к ответу на вопрос «Зачем нужен юмор?»

Попробуйте ответить. (Юмор помогает человеку увидеть собственные недостатки и исправиться)

— Прочитав этот рассказ и другие произведения Н.Носова, вы, я надеюсь, задумаетесь о своих недостатках и постараетесь их исправить.

— Надеюсь, что рассказы Н.Н.Носова будут полезны и вам.

Работали сегодня хорошо, особая благодарность артистам, докладчикам, чтецам.

(Самооценка учащимися)

Рефлексия

— Вернёмся к цели нашего урока. Справились ли мы с поставленными задачами?

— Над чем задумались?

— Раскрасьте свой шарик в цвет своего настроения.

VII. Домашнее задание — творческое.

  1. Перечитать рассказ «Федина задача»

  2. Нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду.

Урок литературного чтения во 2 классе

по теме :

Деление текста на смысловые части

( Н. Носов «Федина задача»)

Подготовила и провела урок

учитель начальных классов

Невольникова Е. Н.

multiurok.ru

План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему: урок литературного чтения в 3 классе по теме Н. Носов «Федина задача»

Толчина Галина Николаевна

учитель начальных классов 1 квалификационная категория

МКОУ СтарощербаковскаяСОШ

Литературное чтение 3класс

УМК «Школа Росси»

Тема: Особенности юмористического рассказа Н.Н.Носова «Федина задача»

Тема: Особенности юмористического рассказа Н.Н.Носова «Федина задача»

Цель: познакомить с рассказом Н.Н.Носова «Федина задача»

1. Предметные:

-развивать способность учащихся полноценно воспринимать художественный текст;

— развивать умение определять тему, главную мысль произведения;

2. Метапредметные:

а) познавательные УУД:

— развивать творческое мышление;

б) коммуникативные УУД:

— формировать умение работать в  группе;

— развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

в) регулятивные УУД:

— учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

— формировать умения выполнять свои действия по образцу

3. Личностные:

— формировать чувство сопереживания героям, чувство сострадания, милосердия.

— формирование умения адекватно оценивать свою работу.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II Самоопределение к деятельности.

На доске (работа с пословицей)

-Ребята, прочитайте пословицу на доске:

«За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»

— Как вы понимаете смысл этой пословицы?

-Как вы думаете, почему урок я начала с этой пословицы?

По отрывкам из произведений определите автора и название произведений (слайды 1-10)

-Кто автор этих рассказов?

Рассказ о писателе.

-О ком его рассказы?

-Как вы думаете, почему мы вспомнили произведения этого писателя?

Комментарии: развитие антиципации, т.е. умения предполагать тему урока, использование ИКТ

III. Изучение нового материала

-Итак, рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, называется «Федина задача», а написал его Н. Носов.

— Как понимаете название произведения?

-Попробуйте предположить, о чём может пойти речь в рассказе с таким названием?

— А может, предположить содержание рассказа помогут ключевые слова? (слайд 15)

-Чтение ключевых слов.

Федя, радио, задача, читал несколько раз, концерт по заявкам, совсем запутали, пойду к Юре.

— Прочитаем рассказ и узнаем, верны ли были ваши предположения.

Словарная работа.

— В тексте встретятся слова, над их значением вы сейчас поработаете. (слайды 16,17)

Репродуктор – в радиовещании: громкоговоритель.

Чурбан – обрубок бревна; неповоротливый человек, болван (переносное значение).

Кафтан – старинная мужская верхняя одежда.

-Вот теперь все слова понятны, и что будем делать? (знакомиться с произведением)

-Прослушаем рассказ в исполнении заслуженного артиста России Льва Дурова.

1) Прослушивание первой части.

— Что будет дальше и почему?

2) Прослушивание второй части.

— Как будут развиваться события дальше? Предположите.

3) Прослушивание текста до конца.

Комментарии: развитие антиципации, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации или группе ключевых слов.

 Осмысление (чтение текста с остановками)

1)Чтение и анализ первой части (до слов: «и сел за стол … «). (читает хорошо читающий ученик)

-Откуда пришёл Федя? (с катка)

— Как понимаете выражение «по крайней мере, никто не будет мешать делать уроки?» (может быть сестра, брат)

— А что же сделал, Федя? (включил радио, решил делать уроки под музыку)

-Что можно сказать про Федю? (не сосредоточенный, отвлекается, у него есть вредные привычки)

-А кто-нибудь оказывался в такой ситуации, как Федя?- поднимите руки

2) Чтение и анализ второй части рассказа (до слов: «интересно, кто такой титулярный советник?…»).

-Каким вы увидели Федю в этой части рассказа? (делает сразу несколько дел)

— А как бы вы поступили?

3) Чтение и анализ третьей части рассказа (до конца текста )

-Почему Федя, прослушав две песни, потёр обеими руками уши? (он пытался сосредоточиться, заставить себя не слушать радио)

— Почему Федя не мог решить задачу? (предположения детей)

Найдите и прочитайте на что отвлекался Федя? (выборочное чтение)

-Чем заканчивается рассказ? (пошёл к другу)

Комментарии: достижение понимания текста на уровне содержания, техника продуктивного чтения.

Физминутка.  (здоровье сберегающие  технологии)

4) Проверка восприятия.

Определение главной мысли рассказа.

-Кому понравился рассказ? Чем?

-Оказались ли ваши предположения, о чем будет рассказ, верны?

-Вернемся к пословице. Что можете сказать?

-Можно ли сказать, что пословица выражает главную мысль произведения, его идею?

— О чем вы задумались, прочитав рассказ?

-Как правильно нужно выполнять домашнее задание?

-Чему учит рассказ Н.Н.Носова? /Ответы детей./

Работа в группах.

Задание для группы «ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

Математический диктант

  • Используя текст, запиши ответы на математические вопросы:
  1.  Сколько раз прочитал Федя задачу?
  1. Сколько концертных номеров прослушал Федя?
  1. Какой номер задачи решал герой по учебнику?
  1. Сколько доставили на мельницу мешков ржи?
  1. Сколько вышло муки из 6 кг зерна?
  1. Сколько муки помещалось на каждой машине?

Задание для группы  Мыслители

Пословицы и поговорки

  • Подчеркни пословицы и поговорки, которые подходят к рассказу «Федина задача».
  1. Дурная голова ногам покоя не дает.
  2. Дело мастера боится.
  3. Делу время, потехе час.
  4. Кончил дело, гуляй смело.
  5. Не спеши языком, спеши делом.
  6. Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.
  7. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
  8. За много дел не берись, а в одном отличись.
  9. Всему своё время.

10.Работа не волк, в лес не убежит.

-Отчет о выполнении заданий каждой группы.

Комментарии: работа в группах, самостоятельная учебная деятельность учащихся, здоровье сберегающие  технологии,

IV Домашнее задание.

1.Выразительное чтение рассказа.

2.На выбор:

1.Сделать иллюстрации к рассказу.

2.Сочинить рассказ «Федя у друга»

Оценивание.

V Рефлексия: уходя с урока, выбери подходящий для своего настроения шарик. (слайд 18)

Комментарии: самостоятельная  творческая деятельность учащихся

-Урок закончен. Спасибо за работу.

nsportal.ru

Урок литературного чтения Н.Н. Носов » Федина задача» 3 класс УМК «Школа России»

Урок литературного чтения

Тема: Н. Н. Носов. «Федина задача»

Тип урока: урок открытия нового знания
  1. Педагогические цели: познакомить с новым произведением Н.Н.Носова «Федина задача», совершенствовать навыки выразительного чтения;

  2. развивать речь, логическое мышление, творческие способности учащихся, чувство юмора;

  3. формировать нравственные качества учащихся;

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведением Н.Н.Носова «Федина задача»; научатся читать и анализировать рассказ, формулировать выводы, основную мысль рассказа, определять характер смешного в произведениях Н.Носова.

Метапредметные:

Познавательные: находят нужные для доказательства своей мысли эпизоды в произведении; анализируют текст, выделяют основную мысль произведения и нравственный урок;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока; анализируют причины успеха/ неуспеха с помощью знаковой системы;

коммуникативные: участвуют в дискуссии, выражают своё мнение; проявляют уважение к различным точкам зрения.

Личностные:

самостоятельно выполняют задания учителя, проявляют интерес к чтению произведений Н.Носова, усваивают главный урок, извлечённый из рассказа

Образовательные ресурсы: Учебник: Родная речь – В. Г. Горецкий, 3 класс ; Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковай словарь русского языка, портрет Н.Н.Носова, аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», презентация.

Оборудование:

  1. мультимедийный проектор

  2. карточки с дифференцированным заданием

  3. портрет Н.Н Носова

  4. произведения Н.Н.Носова

Ход урока:

I

II

Организационный момент

Проверка д/з

Девиз нашего урока урока: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться»

Как вы понимаете эти слова?

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте удачи.

Тест по произведению М.Зощенко « Великие путешественники»

Слайд 1

Презентация № 1

III

Актуализация опорных знаний

В городке цветочном этом

целый год сияет лето.

И народ весёлый тут — 

коротышками зовут.

Среди них Пилюлькин есть,

Лютик — всех не перечесть.

Самый главный, угадай-ка.

Ну конечно же (Незнайка!)

Сколько книг написано о Незнайке?? В каком городе я живу? На какой улице? А Кто автор книг о Незнайке?

В стране литературии есть маленький гном Забывалкин. Помогите ему вспомнить произведения Н.Носова.

Игра «Отгадай по первым буквам произведение Н.Носова

«Фан…» «Фантазёры»

«Жив… …» «Живая шляпа»

«Огу…» «Огурцы»

Н. Носов написал много произведений, которые любят читать и взрослые, и дети.

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

IV

Темы и цели урока

(Учащиеся сами выводят цель урока)

Как вы думаете, почему мы вспоминали какие что написал Н.Носов?

-С произведением какого писателя мы познакомимся на уроке?

. А какое? Отгадайте.

Ачадазанидеф («Федина задача»)

Сформулируйте цель урока

Цель: познакомиться с произведением Н.Н.Носова «Федина задача»,

Учиться правильно и выразительно читать произведение Н.Н.Носова «Федина задача»

и анализировать произведение Н.Н.Носова «Федина задача

Слайд 5

V

VI

VII

VIII

Новый материал

Физминутка

Первичное закрепление

Анализ произведения

Работа в группах

  1. Вступительная беседа

Биография Н.Н.Носова

Родился в 1908 г., в семье актера. После школы учился в институте кинематографии. Поставил несколько мультфильмов. О том, чтобы быть писателем и не думал. Он стал сочинять сказки для своего маленького сына

. Он от природы был разнообразно талантлив. О себе говорил: “ В школьные годы мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, занялся химией, потом передумал и поступил в Художественный институт, работал в кино, стал детским писателем…»

  1. Попробуйте предположить; о чём будет это произведение?

  1. Словарная работа

    • Рокочущим басом – низким мужским голосом

    • Титулярный советник – гражданский чин 9 класса

    • Кафтан – длинная верхняя одежда с длинными рукавами.

    • Борзая – быстрая

Чтение рассказа Носова по –цепочке.

  1. Поделитесь своими чувствами и мыслями о прочитанном

  2. Оправдалось ли ваше предположение?

( Физминутки для нач. школы тема № 5( фонотека))

  1. Беседа по содержанию

  1. Определите жанр произведения

  2. Какое настроение вызвал у вас рассказ?

  3. Как Федя готовился делать уроки? Прочитать отрывок

  4. Посмотрите иллюстрацию1. Что изображено? Найдите отрывок к этому рисунку.

  5. Посмотрите иллюстрацию 2. Что изображено? Найдите отрывок к

этому рисунку.

  1. Почему Феде так и не удалось решить задачу?

  2. Как поступил Федя после того, как не смог решить задачу? Прочитать

  3. Что бы вы посоветовали Феде?

  4. Какие черты характера ему необходимо развивать?

  5. Как автор относится к герою своего рассказа?

Посмеивается над ним?

Осуждает его?

Или помогает ему что-то понять?

  1. Не случалось ли с вами подобных историй?

  2. Какой это рассказ сатирический или юмористический? ( Работа в парах)

Н.Н.Носов говорил, что юмор – это осмеивание с оттенком сочувствия, а сатира – осмеивание с оттенком негодования.

  1. Как вы думаете, для чего Н.Н.Носов написал этот рассказ? Чтобы повеселить читателя или с другой целью?

2. . Математический диктант

  1. Сколько мелодий прослушал Федя?(6)

  2. Сколько задач прочитал Федя? (2)

  3. Сколько раз звучало слово «колокольчик ?» (2)

3. Работа по группам ( Сами выбирают членов группы)

1 группаНайти отрывок для чтения, когда у Феди было хорошее настроение. Придать голосу окраску радости, удовольствия.

2 группа Найти отрывок для чтения, где настроение очень изменилось, покажите голосом при чтении недовольство, негодование.

3 группа Пересказ понравившегося отрывка.

4 группа Устное рисование портрета Феди Рыбкина

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

VIII

Рефлексия

Оценивание учащихся

Вернёмся к цели нашего урока. Справились ли мы с поставленными задачами?

Над чем задумались?

Самооценка+ оценка своих одноклассников+ оценка учителя

Слайд 15

IX

Домашнее задание

(выбрать по желанию)

  1. Прочитать рассказ Н.Н.Носова «Федина задача»

  2. Нарисовать рисунки к прочитанному

  3. Написать сочинение о Феде Рыбкине

  4. Пересказ понравившегося отрывка

  5. Попробуйте сами написать смешной рассказ

Слайд 16

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *