cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Обучение грамоте в старшей группе конспекты занятий: Конспекты занятий по обучению грамоте в старшей группе | План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему:

Содержание

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе вместе с тётушкой Совой | План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему:

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Фантазёры»

на тему: «Урок грамоты в лесной школе»

   Программное содержание:

  Образовательные задачи: закрепить знание гласных и согласных звуков, умение их дифференцировать на твердые и мягкие согласные, упражнять в звуковом анализе слов; делении слов на слоги; закрепление представления о смыслоразличительной роли фонем.

Развивающие задачи: продолжать знакомить с составлением предложения по живой модели. Развивать у детей внимание, память, фонематический слух.

Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательное отношение к друг другу.

Методические приемы:

  1. Сюрпризный момент. Создание познавательной мотивации.
  2. Д/у «Поймай звук»
  3. Д/у «Назови братца»
  4. Звуковой анализ сова «лес»
  5. Д/у «Найди родственные слова»
  6. Физкультминутка
  7. Д/у «Рассели лесных зверей и птиц по этажам»
  8. Д/у «Живые слова»

Демонстрационный материал: доска магнитная, «звуковой домик», набор с фишками для звукового анализа слов, мяч, атрибуты для игры  «Живые слова».

Раздаточный материал: «звуковые домики», индивидуальные наборы с фишками для звукового анализа слов, предметные картинки.

Ход:

Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо. Как вы думаете, от кого оно может быть? /Ответы детей/. Давайте же его откроем и всё узнаем:

(Воспитатель открывает конверт и читает письмо)

-Здравствуйте, дорогие ребята!  Пишет ваша старая знакомая тетушка Сова из лесной школы.Сегодня в нашей школе пройдут очень интересные уроки и я вас приглашаю на них. Еще я приготовила для вас сюрприз, а чтобы его получить, нужно старательно выполнить все мои задания.

Воспитатель:

-Хотите побывать в лесной школе?

-Закрывайте глаза, а я скажу волшебные слова.

(Дети закрывают глаза, воспитатель произносит слова)

-Покружитесь, покружитесь в лесной школе окажитесь.

— Вот мы и в школе.

Воспитатель звенит колокольчик:

-Колокольчик озорной приглашает на «Урок грамоты».

-Начнем урок с разминки: Д/у «Поймай звук»

-Когда услышите звук (С) в словах, будете хлопать в ладоши.

Сова, дуб, лиса,ель,рябина,сорока,медведь, скворец, клен, лес.

— Молодцы! Разминка прошла успешно.

Воспитатель: Готовы выполнить задания тётушки Совы?

/Ответы детей/.

Воспитатель: Слушайте внимательно первое задание:

«Приглашаю всех ребят

В школу маленьких совят.

Слово «Лес» вы разберите

И подарок получите!»

Первое задание тетушки совы – разобрать слово лес на звуки.

 Для выполнения задания  сядем за столы, но перед тем, как вы начнете, выполнять задание вспомним, какие бывают звуки? (Согласные, гласные).

— А какие бывают согласные звуки?

(Твердые, мягкие)А давайте мы с вами поиграем игру. Я назову большого братца, а вы мне маленького. Вы помните, как звучит большой братец? А маленький? (Воспитатель называет твёрдый согласный звук, а дети его пару – б –бь, м – мь, к –кь, с – сь, в – вь, з –зь, н –нь)

-Какими фишками мы обозначаем твердые согласные звуки?

(Синими).

— Какими фишками мы обозначаем мягкие согласные звуки?

(Зелеными).

— Какими фишками мы обозначаем гласные звуки?

(красными).

Дети: самостоятельно разбирают слово.

Воспитатель: (вызывает к мольберту ребенка). Ребенок выполняет задание на мольберте, комментируя свои действия. Воспитатель задает вопросы: Давай сосчитаем, сколько звуков в слове лес. Какой первый звук?

Дети: ль. Произносить этот звук мешает язык- это согласный звук, он мягкий, обозначаем зеленой фишкой

Воспитатель: Какой он? Гласный или согласный? Мягкий или твердый?

 Дети: Произносить этот звук мешает язык- это согласный звук, он мягкий, обозначаем зеленой фишкой

Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове лес?

Дети: Звук э

Воспитатель: Какой это звук?

 Дети: Когда мы его произносим, ничего не мешает. Звук э можно пропеть-это гласный звук, обозначаем его красной фишкой.

Воспитатель: Какой третий звук? с – какой он?

Дети: Это согласный звук, так как произносить его мешают язык и зубы. Этот звук обозначается синей фишкой.

 — Сколько всего звуков в слове «лес»? (три)

— Сколько гласных звуков? (один)

— Назовите гласный звук? (э)

— Сколько в слове «лес» согласных звуков? (два)

— Назовите первый согласный звук? (ль)

— Какой второй согласный звук? (с)

Ну а сейчас прочитаем слово.

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились.

 Ребята,ещё одно задание от тетушки Совы:  

Подберите, пожалуйста, к слову лес родственные слова.

Воспитатель:

— Назовите лес ласково (лесок, лесочек). Как называется маленький лес? (Лесок)

— Кто ухаживает за лесом? (лесник).

— Кто рубит лес? (лесоруб).

— Как называются ягоды, растущие в лесу? (лесные).

– Как называется сказочный человек, который живет в лесу? (Лесовик, Лесовичок)

— Итак, какие родственные слова мы с вами вместе подобрали к слову лес? (Дети перечисляют).

 (лесок, лесочек, лесник,лесничий, лесовик, лесной,)

А что бывает лесным? (Зверь, птицы, озеро, поляна, ягоды, опушка, ручей, деревья, кустарник, орехи, тропинка, цветы, чаща)

 Воспитатель звенит в колокольчик:

-Перемена, перемена, можно прыгать, можно бегать.

-Предлагаю отправиться в спортзал на веселую гимнастику.

Сильный ветер сосны крутит,

Словно самый тонкий прутик.

Ёлки ветер клонит тоже.

Мы с тобой на них похожи. (Вращение корпусом вправо и влево.)

Вот по веткам белка мчится.

Белка ветра не боится.

Белка прыгает так ловко,

Ведь во всём нужна сноровка. (Прыжки на месте.)

А куда медведь идёт?

Ищет ягоды и мёд. (Ходьба на месте.)

Ну, а нам пора садиться,

Заниматься, не лениться. (Дети садятся.)

 Воспитатель -А сейчас послушайте следующее задание от тетушки Совы.

(Д/у «Расселите лесных зверей и птиц по этажам»)   

-Ребята, перед вами стоит дом.Сколько этажей в этом доме? Как вы думаете, кто живет на первом этаже, кто на втором этаже, а кто на третьем?  Оказывается, на первом этаже живутлесные звери и птицы,названия которых состоит из одного слога, на втором этаже — из двух слогов, на третьем — слова, состоящие из трех слогов.

– Ребята, тетушка сова просит вас «расселить»лесных зверей и птиц по этажам.  

 На ваших столах лежат конверты, в них картинки. Кто изображен на ваших картинках? (Дети рассматривают картинки). Разделите ваше слово на слоги и поместите на нужный этаж.

 Воспитатель. Как узнать, сколько в слове слогов, каким способом? (хлопки, шаги, поднести руку подбородку) (Дети выполняют задание.) Ну,а сейчас проверим.

Воспитатель: Задание мы выполнили, молодцы.

Воспитатель: -Ребята, давайте поиграем в игру «Живые слова».

 Вы будете «живыми словами». Ваня будет словом «медведь», а Маша словом«любит». Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? (подружить слова)

— Возьмитесь «слова» за руки. Получилось у нас предложение? (Да)

— Давайте прочитаем – «Медвежонок любит». Сколько слов в предложении? (2)

— У нас получилось длинное или короткое предложение? (короткое)

— Давайте мы с вами в предложении добавим слово, чтобы получилось длинное, красивое предложение. Какое третье слово выберем? (Мёд) Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Медвежонок мёд любит). Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Мёд любит медвежонок). Заменим слово «мёд» другим. Катя будет теперь словом «кувыркаться». Прочитайте предложение (Кувыркаться любит медвежонок). А теперь? (Медвежонок любит кувыркаться).Составьте свои предложения со словом «медвежонок». (Медвежонок любит малину, Медвежонок спит…)

Воспитатель: -Вот и закончился   урок грамоты в лесной школе.  Молодцы!  Все старались!

А вот и сюрприз, о котором говорила тетушка Сова.

(Воспитатель распаковывает подарок и читает):

«Выполнили все мои задания.

Проявили вы терпение, старание.

Вот подарок получайте мой, друзья,

С вами скоро вновь повстречаюсь я!»

(Воспитатель с детьми вскрывают последнюю упаковку и обнаруживают подарок — диск «Уроки тётушки Совы. Времена года»).

Еще тетушка Сова награждает вас медальками за ваши старания. Большое вам спасибо.

 Воспитатель:

-Пора возвращаться в детский сад.

-Покружились, покружились – в детский сад все возвратились.

Воспитатель: Что мы сегодня делали? Где мы с вами побывали?Понравилось ли вам учиться в лесной школе? Какие задания вам понравились больше?

 Вы — молодцы, говорили уверенно, отвечали правильно, полными предложениями. И я очень рада, что вы смогли справиться с заданиями тётушки Совы. Молодцы!

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок Дедушки Грамотея»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Виды детской деятельности: Игровая, познавательная, коммуникативная.

Цель занятия: Выявить и закрепить уровень знаний, умений и навыков по разделу «Подготовка к обучению грамоте». Помочь дошкольникам освоить программный материал, добиваться большей активности детей на занятии.

Задачи:

Образовательные:

  1. Учить детей называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах.
  2. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласны)
  3. Совершенствовать навык ответа полным предложением на заданный вопрос расширять активный словарь.
  4. Закреплять навык звукослогового анализа слов.
  5. Формировать умение делить слова на слоги.

Развивающие:

  1. Совершенствование навыка звукового анализа.
  2. Развивать графо-моторные навыки.
  3. Развивать слуховое внимание, память.
  4. Развивать логическое и творческое мышление.
  5. Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его.
  6. Закрепить знание гласных и согласных звуков.

Воспитательные:

  1. Формировать положительную установку на занятие.
  2. Совершенствовать навык переключения с одного вида деятельности на другой.
  3. Развивать навык работы в группе и индивидуально.
  4. Воспитывать интерес к занятиям через использование занимательных упражнений.

Методы и приемы:

Наглядный: Показ, демонстрация, иллюстрация.

Словесный: Художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения.

Игровой: Сюрпризный момент, игра.

Оборудование:

Наглядный материал: сундук, конверт с письмом, ключи, картинки с изображением предметов, карточки с изображением согласных букв, мяч, корзина с кубиками, корзина с игрушечными продуктами.

Раздаточный материал: картинки для штриховки, простые карандаши.

Словарная работа: Алфавит, буквы, слоги, гласные и согласные звуки.

Индивидуальная работа: Побуждать к активной речевой деятельности.

Предварительная работа: Беседа, речевая настройка, чтение художественной литературы.

 

Ход занятия:

I. Вводная часть

Организационный момент

Дети заходят в группу и встают полукругом.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие.

Давайте поздороваемся с гостями, друг другом. Здравствуйте!

Посмотрите на нас!

Мы – ребята, суперкласс!

Дружные и смелые,

А еще – умелые!

Можем многое мы делать,

Клеить, резать, лепить, плести,

Хорошо себя вести!

Посмотрите, вы на нас!

Мы – ребята, суперкласс!

II. Основная часть

Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, к нам пришла посылка! Написано: «От Дедушки Грамотея ИЗ СТРАНЫ АБВГДейкин!» Давайте ее откроем и узнает, что там внутри!

(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достает оттуда сундук и письмо.)

Воспитатель: Сундучок- то не простой! С семью замками! Давайте прочитаем письмо:

«Дорогие ребята! Дети старшей группы!»

Пишет вам дедушка Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал вам подарок в сундучке. Но сундучок с семью замками. К каждому замку есть свой ключик. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат.

Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, ест еще один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха, Дедушка Грамотей.

Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать вместе?

(Ответы детей.)

Воспитатель: А вот и загадки есть в письме:

Есть в комнате портрет,

Во всем на вас похожий

Засмейся — и в ответ

Он засмеялся тоже.

Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!

(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала.)

Воспитатель: А ключ то не простой! На нем задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Дедушки Грамотея! Справимся с этим заданием- один замок откроем!

Задание №1.

Воспитатель: Помощники Дедушки Грамотея принесли для вас карточку с изображением цветка. Что это за цветок?

Дети: Мак!

Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак. Какой первый звук?

Дети: М-м-м

Воспитатель: Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м… Получается? А что нам мешает?

Дети: Губы!

Воспитатель: Если мы не можем пропеть его, то какой это звук?

Дети: Согласный!

Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Мак?

Дети: М-аааа-к! Звук А!

Воспитатель! Давайте попробуем его пропеть!

Дети: А-а-а…

Воспитатель: Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?

Дети: Гласный!

Воспитатель с детьми пробует пропеть третий звук К и определяют, что он не поется! А значит он согласный!

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключик!

(Воспитатель вставляет ключик в первый замок.)

Воспитатель: Слушайте вторую загадку, где искать второй ключ:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!

(Находят второй ключ, выполняют второе задание. )

Задание №2

Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру «Доскажи словечко» Дедушка Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но забыл… слава. Давайте поможем Дедушке!

1. Над лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло

В небе коромысло.

Ребятишек радует

Цветная … (радуга).

2. Утром дед спросил у внучки:

Почему не моешь …. (ручки).

3. Михаил играл в футбол

И забил в ворота …(гол).

4. Солнце светит очень ярко,

Бегемоту очень….( жарко).

5. Где обедал воробей?

В зоопарке у …. (зверей).

6. У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из … (лейки).

Задание №4.

Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом и прописью (или тетрадью, можно дать картинки, которые дети должны заштриховать).

(Дети справляются с заданием, открывают ключом четвертый замок.)

Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:

Дарит чудеса она

В большом ящике живет.

Всем, кто очень любит строить.

Побывать в ней детям стоит…(конструктор).

(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)

Задание № 5

Воспитатель: Вот он ключик, а на нем следующее задание- игра!

Я буду называть действие, а вы будете отгадывать, кто их совершает.

1. Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, мух, пушинка, листья желтые с деревьев)

2. Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака.)

3. Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка.)

4. Кто и что идет (Человек, дождь, снег, время.)

5. Кто и что стоит (Человек, дом, столб, стол.)

6. Кто и что прыгает (Мячик, заяц, человек.)

(Дети выполняют задание, получают ключик и открывают шестой замок.)

Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет!

Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)

Задание № 6

Воспитатель: Слушайте последнее — шестое задание! Это игра «Магазин»

Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук «С». Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.

А теперь мы выбираем продукты, в названиях которых есть звук «К»: картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.

Давайте выберем те продукты, в названиях которых есть звук «М»: молоко, масло, макароны, сметана, мука.

(Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым словом.)

После выполнения задания дети получают седьмой ключ, вставляют в замок. Сундучок открывается.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!

Дети: Это Печенье! Оно в форме букв!

Воспитатель: Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить!

III. Заключительная часть

Спасибо Дедушке Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Дедушки Грамотея? Что больше понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности? Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю всем пить чай с волшебным печеньем!

Конференция Миннесотского альянса по безопасности пациентов]

Создание основанной на фактических данных программы обучения грамотности в вопросах здоровья для пожилых людей [Презентация постера: Конференция Миннесотского альянса по безопасности пациентов]

Ellwood, Alisha; Бешнетт, Энн; Аспиналл, Эринн (2010)

Посмотреть/ Скачать файл