Обучение грамоте в старшей группе конспекты занятий: Конспекты занятий по обучению грамоте в старшей группе | План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему:
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе вместе с тётушкой Совой | План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему:
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Фантазёры»
на тему: «Урок грамоты в лесной школе»
Программное содержание:
Образовательные задачи: закрепить знание гласных и согласных звуков, умение их дифференцировать на твердые и мягкие согласные, упражнять в звуковом анализе слов; делении слов на слоги; закрепление представления о смыслоразличительной роли фонем.
Развивающие задачи: продолжать знакомить с составлением предложения по живой модели. Развивать у детей внимание, память, фонематический слух.
Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательное отношение к друг другу.
Методические приемы:
- Сюрпризный момент. Создание познавательной мотивации.
- Д/у «Поймай звук»
- Д/у «Назови братца»
- Звуковой анализ сова «лес»
- Д/у «Найди родственные слова»
- Физкультминутка
- Д/у «Рассели лесных зверей и птиц по этажам»
- Д/у «Живые слова»
Демонстрационный материал: доска магнитная, «звуковой домик», набор с фишками для звукового анализа слов, мяч, атрибуты для игры «Живые слова».
Раздаточный материал: «звуковые домики», индивидуальные наборы с фишками для звукового анализа слов, предметные картинки.
Ход:
Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо. Как вы думаете, от кого оно может быть? /Ответы детей/. Давайте же его откроем и всё узнаем:
(Воспитатель открывает конверт и читает письмо)
-Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет ваша старая знакомая тетушка Сова из лесной школы.Сегодня в нашей школе пройдут очень интересные уроки и я вас приглашаю на них. Еще я приготовила для вас сюрприз, а чтобы его получить, нужно старательно выполнить все мои задания.
Воспитатель:
-Хотите побывать в лесной школе?
-Закрывайте глаза, а я скажу волшебные слова.
(Дети закрывают глаза, воспитатель произносит слова)
-Покружитесь, покружитесь в лесной школе окажитесь.
— Вот мы и в школе.
Воспитатель звенит колокольчик:
-Колокольчик озорной приглашает на «Урок грамоты».
-Начнем урок с разминки: Д/у «Поймай звук»
-Когда услышите звук (С) в словах, будете хлопать в ладоши.
Сова, дуб, лиса,ель,рябина,сорока,медведь, скворец, клен, лес.
— Молодцы! Разминка прошла успешно.
Воспитатель: Готовы выполнить задания тётушки Совы?
/Ответы детей/.
Воспитатель: Слушайте внимательно первое задание:
«Приглашаю всех ребят
В школу маленьких совят.
Слово «Лес» вы разберите
И подарок получите!»
Первое задание тетушки совы – разобрать слово лес на звуки.
Для выполнения задания сядем за столы, но перед тем, как вы начнете, выполнять задание вспомним, какие бывают звуки? (Согласные, гласные).
— А какие бывают согласные звуки?
(Твердые, мягкие)А давайте мы с вами поиграем игру. Я назову большого братца, а вы мне маленького. Вы помните, как звучит большой братец? А маленький? (Воспитатель называет твёрдый согласный звук, а дети его пару – б –бь, м – мь, к –кь, с – сь, в – вь, з –зь, н –нь)
-Какими фишками мы обозначаем твердые согласные звуки?
(Синими).
— Какими фишками мы обозначаем мягкие согласные звуки?
(Зелеными).
— Какими фишками мы обозначаем гласные звуки?
(красными).
Дети: самостоятельно разбирают слово.
Воспитатель: (вызывает к мольберту ребенка). Ребенок выполняет задание на мольберте, комментируя свои действия. Воспитатель задает вопросы: Давай сосчитаем, сколько звуков в слове лес. Какой первый звук?
Дети: ль. Произносить этот звук мешает язык- это согласный звук, он мягкий, обозначаем зеленой фишкой
Воспитатель: Какой он? Гласный или согласный? Мягкий или твердый?
Дети: Произносить этот звук мешает язык- это согласный звук, он мягкий, обозначаем зеленой фишкой
Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове лес?
Дети: Звук э
Воспитатель: Какой это звук?
Дети: Когда мы его произносим, ничего не мешает. Звук э можно пропеть-это гласный звук, обозначаем его красной фишкой.
Воспитатель: Какой третий звук? с – какой он?
Дети: Это согласный звук, так как произносить его мешают язык и зубы. Этот звук обозначается синей фишкой.
— Сколько всего звуков в слове «лес»? (три)
— Сколько гласных звуков? (один)
— Назовите гласный звук? (э)
— Сколько в слове «лес» согласных звуков? (два)
— Назовите первый согласный звук? (ль)
— Какой второй согласный звук? (с)
Ну а сейчас прочитаем слово.
Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились.
Ребята,ещё одно задание от тетушки Совы:
Подберите, пожалуйста, к слову лес родственные слова.
Воспитатель:
— Назовите лес ласково (лесок, лесочек). Как называется маленький лес? (Лесок)
— Кто ухаживает за лесом? (лесник).
— Кто рубит лес? (лесоруб).
— Как называются ягоды, растущие в лесу? (лесные).
– Как называется сказочный человек, который живет в лесу? (Лесовик, Лесовичок)
— Итак, какие родственные слова мы с вами вместе подобрали к слову лес? (Дети перечисляют).
(лесок, лесочек, лесник,лесничий, лесовик, лесной,)
А что бывает лесным? (Зверь, птицы, озеро, поляна, ягоды, опушка, ручей, деревья, кустарник, орехи, тропинка, цветы, чаща)
Воспитатель звенит в колокольчик:
-Перемена, перемена, можно прыгать, можно бегать.
-Предлагаю отправиться в спортзал на веселую гимнастику.
Сильный ветер сосны крутит,
Словно самый тонкий прутик.
Ёлки ветер клонит тоже.
Мы с тобой на них похожи. (Вращение корпусом вправо и влево.)
Вот по веткам белка мчится.
Белка ветра не боится.
Белка прыгает так ловко,
Ведь во всём нужна сноровка. (Прыжки на месте.)
А куда медведь идёт?
Ищет ягоды и мёд. (Ходьба на месте.)
Ну, а нам пора садиться,
Заниматься, не лениться. (Дети садятся.)
Воспитатель -А сейчас послушайте следующее задание от тетушки Совы.
(Д/у «Расселите лесных зверей и птиц по этажам»)
-Ребята, перед вами стоит дом.Сколько этажей в этом доме? Как вы думаете, кто живет на первом этаже, кто на втором этаже, а кто на третьем? Оказывается, на первом этаже живутлесные звери и птицы,названия которых состоит из одного слога, на втором этаже — из двух слогов, на третьем — слова, состоящие из трех слогов.
– Ребята, тетушка сова просит вас «расселить»лесных зверей и птиц по этажам.
На ваших столах лежат конверты, в них картинки. Кто изображен на ваших картинках? (Дети рассматривают картинки). Разделите ваше слово на слоги и поместите на нужный этаж.
Воспитатель. Как узнать, сколько в слове слогов, каким способом? (хлопки, шаги, поднести руку подбородку) (Дети выполняют задание.) Ну,а сейчас проверим.
Воспитатель: Задание мы выполнили, молодцы.
Воспитатель: -Ребята, давайте поиграем в игру «Живые слова».
Вы будете «живыми словами». Ваня будет словом «медведь», а Маша словом«любит». Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? (подружить слова)
— Возьмитесь «слова» за руки. Получилось у нас предложение? (Да)
— Давайте прочитаем – «Медвежонок любит». Сколько слов в предложении? (2)
— У нас получилось длинное или короткое предложение? (короткое)
— Давайте мы с вами в предложении добавим слово, чтобы получилось длинное, красивое предложение. Какое третье слово выберем? (Мёд) Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Медвежонок мёд любит). Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Мёд любит медвежонок). Заменим слово «мёд» другим. Катя будет теперь словом «кувыркаться». Прочитайте предложение (Кувыркаться любит медвежонок). А теперь? (Медвежонок любит кувыркаться).Составьте свои предложения со словом «медвежонок». (Медвежонок любит малину, Медвежонок спит…)
Воспитатель: -Вот и закончился урок грамоты в лесной школе. Молодцы! Все старались!
А вот и сюрприз, о котором говорила тетушка Сова.
(Воспитатель распаковывает подарок и читает):
«Выполнили все мои задания.
Проявили вы терпение, старание.
Вот подарок получайте мой, друзья,
С вами скоро вновь повстречаюсь я!»
(Воспитатель с детьми вскрывают последнюю упаковку и обнаруживают подарок — диск «Уроки тётушки Совы. Времена года»).
Еще тетушка Сова награждает вас медальками за ваши старания. Большое вам спасибо.
Воспитатель:
-Пора возвращаться в детский сад.
-Покружились, покружились – в детский сад все возвратились.
Воспитатель: Что мы сегодня делали? Где мы с вами побывали?Понравилось ли вам учиться в лесной школе? Какие задания вам понравились больше?
Вы — молодцы, говорили уверенно, отвечали правильно, полными предложениями. И я очень рада, что вы смогли справиться с заданиями тётушки Совы. Молодцы!
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок Дедушки Грамотея»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Виды детской деятельности: Игровая, познавательная, коммуникативная.
Цель занятия: Выявить и закрепить уровень знаний, умений и навыков по разделу «Подготовка к обучению грамоте». Помочь дошкольникам освоить программный материал, добиваться большей активности детей на занятии.
Задачи:
Образовательные:
- Учить детей называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах.
- Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласны)
- Совершенствовать навык ответа полным предложением на заданный вопрос расширять активный словарь.
- Закреплять навык звукослогового анализа слов.
- Формировать умение делить слова на слоги.
Развивающие:
- Совершенствование навыка звукового анализа.
- Развивать графо-моторные навыки.
- Развивать слуховое внимание, память.
- Развивать логическое и творческое мышление.
- Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его.
- Закрепить знание гласных и согласных звуков.
Воспитательные:
- Формировать положительную установку на занятие.
- Совершенствовать навык переключения с одного вида деятельности на другой.
- Развивать навык работы в группе и индивидуально.
- Воспитывать интерес к занятиям через использование занимательных упражнений.
Методы и приемы:
Наглядный: Показ, демонстрация, иллюстрация.
Словесный: Художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения.
Игровой: Сюрпризный момент, игра.
Оборудование:
Наглядный материал: сундук, конверт с письмом, ключи, картинки с изображением предметов, карточки с изображением согласных букв, мяч, корзина с кубиками, корзина с игрушечными продуктами.
Раздаточный материал: картинки для штриховки, простые карандаши.
Словарная работа: Алфавит, буквы, слоги, гласные и согласные звуки.
Индивидуальная работа: Побуждать к активной речевой деятельности.
Предварительная работа: Беседа, речевая настройка, чтение художественной литературы.
Ход занятия:
I. Вводная часть
Организационный момент
Дети заходят в группу и встают полукругом.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие.
Посмотрите на нас!
Мы – ребята, суперкласс!
Дружные и смелые,
А еще – умелые!
Можем многое мы делать,
Клеить, резать, лепить, плести,
Хорошо себя вести!
Посмотрите, вы на нас!
Мы – ребята, суперкласс!
II. Основная часть
Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, к нам пришла посылка! Написано: «От Дедушки Грамотея ИЗ СТРАНЫ АБВГДейкин!» Давайте ее откроем и узнает, что там внутри!
(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достает оттуда сундук и письмо.)
Воспитатель: Сундучок- то не простой! С семью замками! Давайте прочитаем письмо:
«Дорогие ребята! Дети старшей группы!»
Пишет вам дедушка Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал вам подарок в сундучке. Но сундучок с семью замками. К каждому замку есть свой ключик. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат.
Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, ест еще один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха, Дедушка Грамотей.Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать вместе?
(Ответы детей.)
Воспитатель: А вот и загадки есть в письме:
Есть в комнате портрет,
Во всем на вас похожий
Засмейся — и в ответ
Он засмеялся тоже.
Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!
(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала.)
Воспитатель: А ключ то не простой! На нем задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Дедушки Грамотея! Справимся с этим заданием- один замок откроем!
Задание №1.
Воспитатель: Помощники Дедушки Грамотея принесли для вас карточку с изображением цветка. Что это за цветок?
Дети: Мак!
Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак. Какой первый звук?
Дети: М-м-м
Воспитатель: Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м… Получается? А что нам мешает?
Дети: Губы!
Воспитатель: Если мы не можем пропеть его, то какой это звук?
Дети: Согласный!
Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Мак?
Дети: М-аааа-к! Звук А!
Воспитатель! Давайте попробуем его пропеть!
Дети: А-а-а…
Воспитатель: Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?
Дети: Гласный!
Воспитатель с детьми пробует пропеть третий звук К и определяют, что он не поется! А значит он согласный!
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключик!
(Воспитатель вставляет ключик в первый замок.)
Воспитатель: Слушайте вторую загадку, где искать второй ключ:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!
(Находят второй ключ, выполняют второе задание. )
Задание №2
Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру «Доскажи словечко» Дедушка Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но забыл… слава. Давайте поможем Дедушке!
1. Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная … (радуга).
2. Утром дед спросил у внучки:
Почему не моешь …. (ручки).
3. Михаил играл в футбол
И забил в ворота …(гол).
4. Солнце светит очень ярко,
Бегемоту очень….( жарко).
5. Где обедал воробей?
В зоопарке у …. (зверей).
6. У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из … (лейки).
Задание №4.
Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом и прописью (или тетрадью, можно дать картинки, которые дети должны заштриховать).
(Дети справляются с заданием, открывают ключом четвертый замок.)
Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:
Дарит чудеса она
В большом ящике живет. …
Всем, кто очень любит строить.
Побывать в ней детям стоит…(конструктор).
(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)
Задание № 5
Воспитатель: Вот он ключик, а на нем следующее задание- игра!
Я буду называть действие, а вы будете отгадывать, кто их совершает.
1. Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, мух, пушинка, листья желтые с деревьев)
2. Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака.)
3. Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка.)
4. Кто и что идет (Человек, дождь, снег, время.)
5. Кто и что стоит (Человек, дом, столб, стол.)
6. Кто и что прыгает (Мячик, заяц, человек.)
(Дети выполняют задание, получают ключик и открывают шестой замок.)
Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет!
Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)
Задание № 6
Воспитатель: Слушайте последнее — шестое задание! Это игра «Магазин»
Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук «С». Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.
А теперь мы выбираем продукты, в названиях которых есть звук «К»: картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.
Давайте выберем те продукты, в названиях которых есть звук «М»: молоко, масло, макароны, сметана, мука.
(Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым словом.)
После выполнения задания дети получают седьмой ключ, вставляют в замок. Сундучок открывается.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!
Дети: Это Печенье! Оно в форме букв!
Воспитатель: Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить!
III. Заключительная часть
Спасибо Дедушке Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Дедушки Грамотея? Что больше понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности? Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю всем пить чай с волшебным печеньем!
Конференция Миннесотского альянса по безопасности пациентов]
Создание основанной на фактических данных программы обучения грамотности в вопросах здоровья для пожилых людей [Презентация постера: Конференция Миннесотского альянса по безопасности пациентов]
Ellwood, Alisha; Бешнетт, Энн; Аспиналл, Эринн (2010)
Посмотреть/201010_HeLPMNSeniors_MNAllianceForPatientSafetyConference_Poster. pdf (159.5Kb application/pdf)
Постоянная ссылка на этот элемент https://hdl.handle.net/11299/97583 УслугиПолные метаданные (XML)
Просмотр статистики использования
ТитулСоздание основанной на фактических данных программы обучения грамотности в вопросах здоровья для пожилых людей [Презентация плаката: Конференция Миннесотского альянса по безопасности пациентов]
Элвуд, Алиша
Бешнетт, Энн
Аспиналл, Эринн
Дата выпуска 07.12.2010 ТипДоклад конференции
АннотацияПостерная презентация «Создание основанной на фактических данных программы обучения грамотности в вопросах здоровья для пожилых людей» была принята для презентации на конференции Миннесотского альянса по безопасности пациентов (4–5 ноября 2010 г. ).
Ключевые словаГрамотность в вопросах здоровья
Информирование о здоровье
Информация о здоровье
Поиск информации
Медицинская информация в Интернете
Медицинское обслуживание пожилых людей
Медицинское обслуживание пожилых людей
Появляется в коллекциях Программа повышения грамотности в вопросах здоровья для пожилых людей Миннесоты (HeLP MN Seniors) [9]Описание
Программа повышения грамотности в вопросах здоровья для пожилых людей штата Миннесота (HeLP MN Seniors) — это совместный проект Медицинских библиотек Университета Миннесоты и Партнерства по повышению грамотности в вопросах здоровья Миннесоты. Благодаря работе междисциплинарной группы библиотекарей медицинских наук, специалистов по грамотности в вопросах здоровья, специалистов в области общественного здравоохранения и специалистов старшего звена HeLP MN Seniors разработала программу семинаров, основанную на фактических данных, для наращивания потенциала и активизации усилий по улучшению здоровья. Уровень грамотности пожилых людей. Семинары служат моделью программы повышения грамотности в вопросах здоровья для пожилых людей, которую могут использовать все, кто заинтересован в улучшении результатов в отношении здоровья с помощью инициатив по повышению грамотности в вопросах здоровья.
Информация о финансированииНациональная медицинская библиотека Национальная сеть медицинских библиотек региона Большого Среднего Запада (номер контракта N01-LM-6-3503). Период проведения: 1 апреля 2009 г. — 28 февраля 2011 г.
Рекомендуемое цитированиеЭллвуд, Алиша; Бешнетт, Энн; Аспиналл, Эринн. (2010). Создание основанной на фактических данных программы обучения грамотности в вопросах здоровья для пожилых людей [Презентация постера: Конференция Миннесотского альянса за безопасность пациентов]. Получено из Университета Миннесоты Digital Conservancy, https://hdl. handle.net/11299/97583.
На содержимое, распространяемое через Digital Conservancy Университета Миннесоты, может распространяться дополнительная лицензия и ограничения на использование, применяемые депонентом.
Передовой опыт для RTI: обучение в малых группах для учащихся с минимальными успехами (уровень 3) Вмешательство».
Институт педагогических наук Департамента образования созвал комиссию, чтобы рассмотреть наилучшие имеющиеся данные и опыт и сформулировать конкретные и последовательные рекомендации, основанные на фактических данных, по использованию программы «Ответ на вмешательство» (RTI), чтобы помочь учащимся начальных классов преодолеть проблемы с чтением. Группа сделала пять практических рекомендаций.
Уровень 3
Обучение следует интенсифицировать, сосредоточив внимание на меньшем количестве высокоприоритетных навыков чтения во время уроков и запланировав многократные и расширенные учебные занятия. Обучение один на один или в небольших группах также обеспечивает интенсивность, поскольку у учащихся больше возможностей практиковаться и реагировать. Индивидуальное обучение включает в себя предоставление учащимся обратной связи на основе их индивидуальных ответов, обучение учащихся мастерству на основе индивидуального прогресса в обучении и планирование обучения с использованием материалов и учебной последовательности, которая соответствует индивидуальным потребностям учащегося.
Нет причин полагать, что программа уровня 3 должна состоять в основном из индивидуальных занятий, хотя такое обучение должно быть частью ежедневной программы учащегося. Успеваемость учащихся должна регулярно контролироваться с использованием мер контроля успеваемости, чтобы оценить, идет ли программа по курсу, и определить, нуждается ли команда профессионалов в доработке учебной программы для повышения роста успеваемости.
Уровень доказательности: Низкий
Уровень доказательности этой рекомендации низкий. Хотя комиссия обнаружила пять исследований по этой рекомендации, которые соответствовали стандартам What Works Clearinghouse (WWC) (или соответствовали стандартам с оговорками), ни в одном исследовании не сообщалось о статистически значимом влиянии на результаты чтения (McMaster et al. , 2005; Foorman et al., 19).98; Блюмсэк, 1996; Гиллон, 2000; О’Коннор и Дженкинс, 1995).
Краткое изложение фактических данных
Несмотря на более чем 50-летние исследования специального образования и коррекционного обучения, сохраняются серьезные пробелы в знаниях о том, как научить чтению от 3 до 5 процентов учащихся с наиболее серьезными трудностями чтения (Torgesen, Wagner и Рашотте, 1997). Исследование мало что говорит о студентах, чья реакция на обычно эффективные вмешательства низка. Таким образом, представленный ниже материал представляет мнение комиссии.
Как выполнить эту рекомендацию
1. Внедрить концентрированное обучение, ориентированное на небольшой, но целенаправленный набор навыков чтения.
Сосредоточение внимания на небольшом наборе навыков чтения или связанных с чтением навыков имеет важное значение для уровня 3 от детского сада до класса 2, поскольку наличие слишком большого количества учебных задач для учащихся, испытывающих трудности с чтением, затрудняет овладение навыками, достаточными для профессионального чтения (Blumsack, 1996). ; Форман и др., 1998; Гиллон, 2000). По мнению группы, слишком много учебных задач могут ошеломить учащихся. Достижение мастерства также затруднено для учащихся, когда обучение разбросано по разным аспектам чтения.
Диагностические оценки могут помочь определить, почему возникают проблемы с чтением и какие навыки чтения или недостатки производительности необходимо устранить, чтобы улучшить чтение. В частности, преподаватели могут спросить: какие аспекты чтения мешают учащемуся достичь навыков чтения? Когда эти препятствия определены, высокоприоритетные навыки определяются как центр обучения уровня 3. Например, комиссия считает, что если учащийся борется с декодированием, нет смысла использовать учебное время уровня 3 для написания сводки, инструкций по мониторингу понимания или стратегий разъяснения, поскольку основным препятствием для чтения для учащегося является выслушивание и чтение. слова точно. Здесь декодирование считается высокоприоритетным навыком, поскольку оно лежит в основе общей трудности чтения учащегося.
Кроме того, комиссия считает, что моделирование и практика с обратной связью должны быть глубокими в инструкциях уровня 3, что, возможно, требует ограниченного охвата. Такая направленность дает возможность повторять, практиковать и закреплять недавно приобретенные навыки, чтобы учащиеся могли демонстрировать устойчивый и постоянный уровень владения языком на уроках. Часто устойчивый критерий правильных ответов на изучаемый материал составляет 90 или более процентов и считается мастерством. Обучение уровня 3 часто фокусируется на фонематическом восприятии и декодировании, особенно для младших школьников или тех, у кого очень ограниченные навыки чтения. Однако понимание и словарный запас также имеют решающее значение (National Reading Panel (NRP), 2000).
Для учащегося, проходящего обучение уровня 3, несколько занятий в неделю могут быть посвящены фонематическому восприятию и углубленному декодированию. Другие занятия могут быть сосредоточены на понимании и расширении словарного запаса. На сегодняшний день нет четких эмпирических рекомендаций, позволяющих определить, как сбалансировать конкурирующие потребности в учебном времени.
2. Отрегулируйте общий темп урока.
Чтобы уделять больше внимания обучению уровня 3, учителя могут регулировать общий темп урока, делая его медленным и неторопливым (то есть более интенсивным). Учителя, внедряющие обучение уровня 3, могут сфокусировать темп уроков, сосредоточив внимание на одном компоненте урока. Например, учителя могут сосредоточиться только на ознакомлении с новым навыком, а не на проведении полного урока, включающего введение, расширенную практику и применение. Последующее обучение уровня 3 может рассмотреть новые навыки (с измененными или сокращенными инструкциями из введения к уроку) и отработать новые навыки. Учебный темп замедлен и сфокусирован за счет проведения серии уроков, сосредоточенных только на различных обзорных и практических занятиях. Вместо того, чтобы практиковаться в определении основной идеи на одном уроке, несколько уроков будут практиковаться в определении основной идеи.
3. Ежедневно планируйте несколько расширенных учебных занятий.
Хотя исследования не предлагают конкретного количества сеансов вмешательства или продолжительности учебного вмешательства (например, недели, месяцы или годы) для уровня 3, исследования показывают, что учащимся, нуждающимся в вмешательстве уровня 3, требуется больше учебного времени на чтение, чем их сверстникам без трудности чтения. В среднем учащиеся, участвующие в интервенциях уровня 3, получают дополнительные 75 минут обучения в неделю. Дополнительное учебное время варьируется примерно от 45 минут в неделю (Блюмсак, 19 лет).96) до 120 минут в неделю (Gillon, 2000).
По мнению комиссии, школы могли бы предоставить дополнительные 30 минут обучения, создав «двойную дозу» времени чтения для читающих, испытывающих затруднения. Вместо того, чтобы повторять одно и то же, двойная доза обучения означает, что учитель может вводить навыки во время первого занятия, а затем повторно преподавать, добавляя практику во время второго.
Продолжительность или расширенная реализация вмешательства уровня 3 также усиливает обучение. Необходимы дальнейшие исследования для изучения общего количества необходимых часов обучения и относительного влияния продолжительности уровня 3.
4. Включите возможности для обширной практики и высококачественной обратной связи с инструкцией один на один.
Чтобы стать опытным в применении недавно приобретенных навыков и стратегий, учащимся с наиболее интенсивными учебными потребностями потребуется множество возможностей для практики с немедленной высококачественной обратной связью. По мнению группы, учащимся третьего уровня может потребоваться в 10–30 раз больше возможностей для практики, чем их сверстникам. Пример, рассмотренный комиссией, включает использование технологии для аспектов программы чтения. Технологии могут быть хорошим средством для студентов, чтобы получить необходимую им практику, например, потренироваться в распознавании звуков букв (Баркер и Торгесен, 19 лет). 95; Чамблесс и Чамблесс, 1994; НРП, 2000).
Индивидуальные занятия — это эффективный способ максимизировать практику во время обучения уровня 3. Если планирование индивидуальных учебных занятий невозможно, комиссия предлагает учащимся организоваться в небольшие группы с одинаковыми потребностями в чтении. Обучение один на один или в малых группах предоставляет наилучшие возможности для непрерывного и активного обучения. Например, при общеклассном обучении у отдельных учеников мало возможностей отвечать, практиковаться и взаимодействовать с учителем.
В то же время при индивидуальном обучении у ученика есть много возможностей ответить и попрактиковаться. Работая с небольшими группами, педагоги могут расширить возможности для ответов и практики, поощряя единообразные групповые ответы.
При обучении один на один и в малых группах учителя также могут обеспечить немедленную и индивидуальную обратную связь (Блюмсак, 1996; Гиллон, 2000; Макмастер и др., 2005; О’Коннор и Дженкинс, 1995). Ключевой особенностью учебной обратной связи является исправление ошибок. Исправляя ошибки учащихся, когда они впервые сделаны, гораздо меньше вероятность того, что ошибки станут усвоенными и, следовательно, повторятся. Например, если учащийся неправильно разделил слово, учитель может смоделировать точный ответ, дать ученику еще одну возможность разделить слово и вернуться к пропущенному слову позже на уроке, чтобы закрепить правильное применение навыка. Этот тип непрерывной управляемой практики предоставляет учащимся поддержку и обратную связь, необходимые им для свободного владения навыками и стратегиями критического чтения.
5. Спланируйте и индивидуализируйте обучение 3-го уровня, используя данные школьной команды RTI.
По мнению комиссии, планирование обучения уровня 3 требует повышенного уровня детализации из-за индивидуального характера обучения и особых потребностей учащихся в чтении. Учащиеся с интенсивными потребностями в чтении нуждаются в существенной поддержке на начальных этапах обучения.
По мере того, как учащиеся улучшают свое понимание и знания, эта поддержка постепенно прекращается, так что учащиеся могут начать самостоятельно применять навыки и стратегии (Блюмсак, 19 лет).96; Форман и др., 1998; Гиллон, 2000; О’Коннор и Дженкинс, 1995). Для учащихся с ограниченными способностями к обучению тщательно продуманное обучение имеет важное значение для успешного обучения (Swanson, Hoskyn, and Lee, 1999). Учителя должны знакомить с понятиями и навыками, начиная с более простых задач и постепенно переходя к более сложным задачам (Блумсак, 1996; Фурман и др., 1998; Гиллон, 2000; Макмастер и др., 2005; О’Коннор и Дженкинс, 1995).
Например, при обучении сегментации речи учащимся легче выделить первый звук, чем полностью сегментировать слово. Материальная поддержка также играет роль в индивидуализации обучения учащихся. Графические организаторы, процедурные фасилитаторы (например, карточки с вопросами с цветовой кодировкой, представляющие вопросы, которые нужно задавать до, во время и после чтения) и конкретные манипуляции — все это визуальные подсказки или напоминания, которые оказывают поддержку читателям, испытывающим затруднения, по мере того, как они усваивают навыки и стратегии. Например, карту истории можно использовать, чтобы научить студентов определять важные компоненты истории.
По мере того, как учащиеся становятся более искусными в применении навыков сегментации или использовании карты-истории для облегчения пересказа, эти материальные подсказки постепенно исчезают. Учителя могут оптимизировать ограниченное учебное время и инструкции, обучая навыкам или стратегиям, которые усиливают друг друга. Например, новые исследования показывают, что обучение орфографии способствует чтению для тех, кто испытывает затруднения при чтении (O’Connor and Jenkins, 1995).
Учащиеся рассматривают варианты написания как карты фонематического содержания, а не как произвольную последовательность букв. Практика использования алфавитной стратегии для написания слов, кажется, переносится на чтение слов.
6. Прежде чем двигаться дальше, убедитесь, что учащиеся уровня 3 овладели навыком или стратегией чтения.
Новые исследования обучения уровня 3 сосредоточены на индивидуализации обучения путем обучения учащихся мастерству. Прежде чем учащийся перейдет к следующему уроку, навыку или действию, он должен продемонстрировать, что навык или стратегия чтения освоены. При обучении серии упражнений на фонематическую осведомленность (Gillon, 2000). Учителя должны прекратить занятия, когда учащийся достигает 100-процентной точности по всем пунктам задания. Учителя могут вести заметки или записи о том, как учащиеся выполняют различные задания по чтению. Например, учитель может записывать точные слова, которые учащийся тренирует в чтении, точность чтения слов учащимся и количество раз, которое учащиеся тратят на тренировку слова, прежде чем прочитать его правильно (О’Коннор и Дженкинс, 19).95).
Блокпосты и рекомендуемые подходы
Блокпосты 5.1. Различие между учебными вмешательствами уровня 2 и уровня 3 часто может быть размытым.
Предлагаемый подход. Учителя не должны слишком беспокоиться о различиях уровней 2 и 3; уровни — это просто способ постоянно варьировать ресурсы в соответствии с характером и интенсивностью учебных потребностей. Помните, что в настоящее время различия между уровнем 2 и уровнем 3 не ясны и не документированы должным образом. Условия удобны для школьного персонала.
Многие учащиеся 3-го уровня также проходят обучение 1-го и 2-го уровня в рамках своей программы чтения. Учащийся, проходящий обучение уровня 3, ориентированное на декодирование и беглость речи, может также участвовать в гетерогенной группе уровня 2, ориентированной на словарный запас и понимание.
Одним из ограничений индивидуального обучения уровня 3 один на один является то, что у учащихся мало возможностей участвовать в обсуждении, направленном на развитие понимания. Улучшение понимания посредством дискурса требует различных уровней языка учащихся, словарного запаса и навыков понимания. Небольшие разнородные группы оптимальны для развития языка и словарного запаса учащихся, потому что у учащихся есть возможность услышать различные языковые примеры, новые словарные слова и контент, который помогает соединить понимание. Словарный запас на основе дискурса и действия по пониманию часто включаются во вмешательства уровня 2.
Контрольно-пропускной пункт 5.2. Поскольку у большинства учащихся 3-го уровня есть проблемы с декодированием и беглым чтением связанного текста, у некоторых могут быть вмешательства 3-го уровня, которые только подчеркивают эти области.
Предлагаемый подход. Нацеленность на важные навыки понимания (резюмирование, использование элементов грамматики рассказа, развитие словарного запаса, развитие понимания на слух) должно быть частью любого серьезного вмешательства уровня 3.
Блокпост 5.3. Школьные и кадровые ресурсы часто слишком ограничены, чтобы поддерживать индивидуальное обучение учащихся 3-го уровня.
Предлагаемый подход. Рассмотрите творческие альтернативы школьным и кадровым ресурсам. Например, используйте ресурсы сообщества, такие как волонтеры родителей или пожилых людей, чтобы усилить обучение уровня 3. В то время как опытный учитель или интервенционист должен обучать новым навыкам, волонтеры могут помочь закрепить и попрактиковаться в чтении на целенаправленных индивидуальных занятиях. Программы репетиторства сообщества также являются вариантами. Технологии — это еще один ресурс, который следует учитывать, и помните, что многие индивидуальные занятия по обучению хорошо работают при обучении в небольших однородных группах.
Блокпост 5.4. Школы, как правило, дают наименее опытным учителям самых трудных в обучении учеников.
Предлагаемый подход. Пересмотреть школьные расписания, чтобы убедиться, что более опытные учителя или специалисты преподают обучение уровня 3. Это может потребовать некоторого профессионального развития и постоянного наставничества даже для опытных учителей-ветеранов.
Многие учителя не имеют достаточной подготовки для обучения учащихся с интенсивными трудностями чтения. Учитывая важность тщательного планирования и индивидуализации обучения, внедрения навыков формирования лесов, совершенствования одного навыка или стратегии чтения с помощью другого (например, добавления правил правописания к обучению чтению), структурирования многочисленных практических возможностей и обеспечения высококачественной обратной связи с последовательным исправлением ошибок, планов профессионального развития и постоянное наставничество должно быть сосредоточено на деталях учебного дизайна и планирования.
Контрольно-пропускной пункт 5.5. Добавление нескольких и расширенных учебных занятий к ежедневному расписанию может быть непосильным для некоторых учащихся и сложной задачей для школ с точки зрения планирования.
Предлагаемый подход. Если учащемуся требуется дополнительный час занятий в день, преподавателям следует подумать о том, чтобы разбить этот час на более мелкие учебные занятия или использовать несколько коротких занятий, чтобы поддерживать мотивацию и вовлеченность учащихся (Gillon, 2000). Одна сессия может быть посвящена расшифровке и последующей работе над пониманием и словарным запасом. Утренняя сессия может познакомить вас с новыми навыками чтения слов, а дневная сессия — практикой и повторением. Раннее чтение дает важные базовые навыки; такими навыками и стратегиями необходимо овладеть до того, как учащиеся перейдут в старшие классы начальной школы. Таким образом, если необходимо принять важное решение о добавлении обучения уровня 3 в программу чтения учащегося, может потребоваться использование времени, обычно отводимого на социальные или естественные науки. Другие менее навязчивые варианты расписания включают предоставление инструкций уровня 3 для испытывающих затруднения читателей, в то время как другие учащиеся участвуют в мероприятиях центра, независимых проектах или «дополнительных» мероприятиях по обогащению уровня 1. Обучение уровня 3 также может проводиться во время обучения правописанию всего класса.
Контрольно-пропускной пункт 5.6. Некоторые учащиеся, которым требуется обучение уровня 3, не успевают, несмотря на интенсивное индивидуальное обучение.
Предлагаемый подход. Напомните школьному персоналу, что цель школы — помочь каждому учащемуся достичь уровня навыков чтения, если это вообще возможно. Достижение значительного прогресса в навыках чтения должно быть главной целью. Подчеркните, что процесс обучения должен включать больше, чем просто предоставление учащимся возможности продемонстрировать навыки чтения, которые они уже знают. Он должен включать интеграцию новых знаний с ранее изученными знаниями.