Нераспространенные и распространенные предложения урок: План-конспект урока (русский язык) по теме: «Нераспространённые и распространённые предложения»
Тема: «Нераспространённые и распространённые предложения.
Цели и задачи: — закрепить знания о способах выражения подлежащего и сказуемого;
— закрепить понятия о нераспространённом и распространённом предложении;
— развивать навыки синтаксического разбора;
— проверить знания учеников по теме предложение;
— развивать внимание, мышление, память, общую и мелкую моторику;
-воспитывать орфографическую зоркость и любовь к русскому языку;
— воспитывать у детей рефлексию (самооценку) .
Ход урока.
- Оргмомент.
— Здравствуйте дети! Все готовы! Ну, что начнём урок? Садитесь.
Ну-ка проверька дружок,
Ты готов начать урок.
Всё ль на месте
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку пять.
- Проверка домашнего задания.
— И так всё ли есть у вас для работы? Готовы ли вы работать на пять? Тогда давайте проверим домашнее задание.
— Скажите, а что было задано на дом? (правило и упр.502)
— Для начала давайте вспомним и повторим правила:
— Что такое подлежащее?
— Что такое сказуемое?
— Чем выраженно подлежащее? (сущ.)
— Чем выраженно сказуемое?(глаг.)
— Что такое нераспространённое предложение?
= Предложение, которое состоит только из главных членов предложения (подлежащего и сказуемого),называется нераспространённым.
— что такое распространённое предложение?
= Предложение, в котором кроме главных членов предложения, есть второстепенные называются распространёнными.
Разбор упр. 502 и выяснение, чем распространено предложение.(второстепенными членами предложения)
- Сообщение темы урока.
— Сегодня мы с вами будем продолжать изучать тему нераспространённые и распространённые предложения.
1.Запись числа,
2.Классная работа,
3. Темы урока.
- Работа по теме урока.
— Сейчас я буду вам задавать загадки, а вы отгадывайте.
(весна, солнце, почки, ручьи, снег)
Загадки
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнёт,
В лесу подснежник
Расцветёт.
(Весна)
Думал, что мел,
Потому что бел,
А в руки взял,
Он водою стал. (Снег)
И увидеть рады,
И отводим взгляды. (Солнце)
Я всегда на бегу,
И везде пройти смогу.
Просочусь, прокрадусь,
Не удержишь, проберусь.
По оврагам, по низинкам,
Меж берёзок и осинок.
Говорят что я журчу,
А я, песенки шепчу.
Я Весне, первый дружок,
Зовусь весенний…
(ручеёк)
На ветках —
Плотные комочки.
В них дремлют
Клейкие листочки.
(Почки)
— Теперь составьте со словами-отгадками распространённые и нераспространённые предложения. В каждом предложении найдите главные и второстепенные члены предложения. Составьте схему предложения. Указывая в скобках распр. или нераспр.. запись на доске.
1. Пришла весна.
2. Солнце светит ярче.
3. Тает снег.
4. Побежали быстрые ручьи.
5. На деревьях набухают почки.
— А прочитайте, что у нас с вами получилось?
— О каком времени года этот рассказ?
— Как можно озаглавить этот рассказ.
- Физкультминутка
(упражнения для укрепления глазных мышц)
- Самостоятельная работа.
- Корректурная проба.
— Внимательно рассмотрите три строчки и отыщите буквы к и р зачеркни их.
- Запиши предложения. Определи вид предложений укажи его в скобках.
- Составьте предложения по схеме.
— Кто справился с заданием. Самостоятельно выполняем Упр. № 503.
- Домашнее задание.
— Домашнее задание. Повторить правила и Упр. 504.
Из данных в разбивку слов составить предложения.
- Итог урока.
— Что мы с вами проходили на этом уроке?
— Что мы с вами находили в предложении? (главные и второстепенные члены предложения
— Какие предложения мы учились составлять?
Теперь на полях тетради поставьте оценку, на которую вы работали на уроке.
Выставление оценок за урок.
— Совпали ли ваши оценки?
Карточка №1
Задание 1. Запиши предложения. Определи вид предложений укажи его в скобках. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения.
Падает снег. Стоит чудесный зимний день. Деревья одеты в белые шубки.
Задание 2 . Составьте предложения по схеме.
Каточка №2
Задание 1. Запиши предложения. Определи вид предложений укажи его в скобках. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения.
Небо почернело. Надвинулась чёрная туча. Налетел сильный, холодный ветер.
Задание 2 . Составьте предложения по схеме.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Цель: дать представление о второстепенных членах предложения, о распространенных и нераспространенных предложениях.
Задачи:
- образовательная: показать учащимся отличие распространенных предложений от нераспространенных;
- развивающая: научить учащихся распространять предложения с помощью второстепенных членов предложения;
- воспитательная: воспитать внимательное отношение к культуре родного языка, его средствам выразительности, формирование взаимопомощи и взаимоподдержки.
1) Организационный момент.
2) Проверка домашнего задания.
Упр.№169 (фронтальная проверка).
— Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире? (подлежащее и сказуемое выражены существительным в именительном падеже)
3) Синтаксическая пятиминутка.
— Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.
— Запишите предложения под диктовку и выделите в них грамматические основы.
1. Наступила осень. 2. Воздух сегодня свежий 3. Вы сходили в лес?
4. Полюбуйтесь красотой осенних листьев. 5. Красив лес в осеннем уборе!
4) Повторение изученного материала (фронтальный опрос).
— Назовите группы предложений по цели высказывания. (повествовательные, вопросительные и побудительные)
— Какие из записанных предложений являются повествовательными? Вопросительными? Побудительными?
— Какие бывают предложения по эмоциональной окраске? (восклицательные и невосклицательные)
— Назовите невосклицательные предложения среди тех, что записаны на доске.
— На какие группы делятся предложения по составу грамматической основы? (односоставные и двусоставные)
— Назовите односоставные предложения среди тех, что записаны у вас в тетрадях.
5) Объяснение нового материала.
— Чем первое предложение отличается от всех остальных? (в нем только главные члены предложения)
— Как называют подлежащее и сказуемое? (грамматическая основа)
— Как называют остальные члены предложения? (второстепенные)
— Сегодня мы будем учиться распознавать группы предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения.
— Запишите тему урока «Распространенные и нераспространенные предложения».
— Сравните предложения, записанные на доске:
Дует ветер. – Осенью сильно дует ветер.
— Чем отличаются эти предложения друг от друга? (в первом только грамматическая основа, а во втором есть еще и второстепенные члены)
— Какое из двух предложений несет большую информацию? Почему?
Чтение правила на стр.70.
— Какие предложения бывают по наличию второстепенных членов?(распространенные и нераспространенные)
— Какие из них называются распространенными? Нераспространенными?
— Приведите примеры нераспространенных предложений.
— Приведите примеры распространенных предложений.
— Сейчас мы выясним, какие члены предложения могут пояснять второстепенные члены.
— Запишите предложение «Яркими листьями украсила щедрая осень лесные поляны.» ( 1 ученик – за доской , остальные – в тетрадях, потом идет взаимопроверка)
— Выделите его грамматическую основу. (осень украсила)
— Выпишите все словосочетания из предложения и укажите смысловую связь слов в них.(щедрая осень, украсила листьями, яркими листьями, украсила поляны, лесные поляны)
— От каких членов предложения задавали вопросы?
— Какие члены предложения могут распространять второстепенные члены предложения?
— Дайте полную характеристику предложения. (повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное)
6) Физкультминутка под музыку (один ученик у доски показывает упражнения, а другие повторяют за ним)
7) Закрепление материала.
1. Распространить предложения. (работа в парах: раздаются карточки с записанными предложениями, а затем каждая пара учащихся предлагает свои варианты распространенных предложений)
Грохочет гром. Трещат сучья. Лес удивляет.
— Какие предложения по наличию второстепенных членов вы получили на карточках? (нераспространенные)
— Распространите предложения второстепенными членами, запишите их и подчеркните в них грамматические основы.
2. Роль нераспространенных предложений в речи.
— Многие поэты используют в своих стихах нераспространенные предложения. Прочитайте записанные на доске строчки из стихотворения А.Блока. Найдите нераспространенные предложения и докажите свою точку зрения.
Поздний вечер.
Пустеет улица. (нераспространенное)
Тощий бродягаСутулится.
Свищет ветер. (нераспространенное)
— Чего достигает поэт, используя нераспространенные предложения? (передает настроение одиночества, делает картину вечера более мрачной, унылой)
3. Запись под диктовку предложений. (самостоятельная работа)
— Запишите предложения под диктовку, подчеркните в них грамматические основы, охарактеризуйте предложения по наличию главных и второстепенных членов.
— Объясните выбор орфограмм в корнях глаголов.
Продолжается сушь великая.
Затянулся ржавой тиной пруд широкий, обмелел.
Рано утром иду по лесу.
Князь для белочки потом выстроил хрустальный дом.
— Из какого произведения взято последнее предложение? Кто автор этого произведения? (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»)
8) Обобщение материала. (фронтальный опрос)
— Что нового о предложении мы узнали сегодня? (бывают группы предложений по наличию второстепенных членов)
— Какие бывают предложения по наличию и отсутствию второстепенных членов? (распространенные и нераспространенные)
— Какие предложения называются распространенными? Нераспространенными? Приведите примеры.
— Профессор Л.В.Щерба придумал «глокий» язык, с которым мы уже сталкивались на наших уроках. И вот для того чтобы проверить, как его ученики поняли тему «Распространенные и нераспространенные предложения», он дал им задание охарактеризовать по наличию главных и второстепенных членов следующее предложение «Молясный молодильник перешумекал корокувицу.»
— Скажите, какое это предложение, и объясните свою точку зрения. (предложение распространенное, т.к. есть второстепенные члены)
9) Подведение итогов
(выставление оценок), домашнее задание. П.35, упр.№172
Тема «Распространенные и нераспространенные предложения»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: знакомство с понятиями распространённые и нераспространенные предложения, формирование умения отличать распространенные от нераспространённых предложений, умение характеризировать предложение по наличию главных и второстепенных членов, формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности; способствовать нравственно- этическому воспитанию учащихся.
Задачи:
- обучающая: организовать работу учащихся по повторению и углублению понятий о главных членах предложения; ввести в активный словарь учащихся термина распространенные и нераспространенные предложения;
- развивающая: развивать познавательную активность обучающихся посредством формирования общеучебных навыков: мышления, способности анализировать , обобщать, высказывать предположения, делать выводы;
- воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, вырабатывать навыки самостоятельной деятельности, речевого общения.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие чувства любви и уважения к русскому языку; осознание себя носителем этого языка; уметь адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
Метапредметные
Регулятивные : целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; адекватное восприятие оценки учителя; контроль и оценка своих действий как по результату, так и по способу действия.
Познавательные: понимает и интегрирует информацию в имеющийся запас знаний, проводит сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; выбирает смысловые единицы предложения и устанавливает отношения между ними; строит логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные: приобретает опыт работы в паре; умеет задавать вопросы, слушать и отвечать, формулирует свою собственную точку зрения, умеет высказывать и обосновывать ее.
Предметные : научатся опознавать предложения по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения, определять их вид (распространённые, нераспространённые), получат возможность научиться анализировать предложения с точки зрения структурной организации.
Методы и формы обучения: индивидуальная, парная, фронтальная
Оборудование: компьютер, проектор, дидактический материал, презентация.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
I Мотивация к деятельности
Цель этапа: включение учащихся в деятельность.
Сегодня ждет тебя успех!
Но чтоб к нему прийти,
Ты помни, что он любит всех
Внимательных в пути,
Серьезным на уроке будь,
В учебник посмотри,
А если нет ответа в нем,
Смекалку прояви!
Как вы думаете, что поможет вам достичь успеха на уроке?
Какие правила совместной работы необходимо соблюдать? (быть вежливыми, уметь выслушивать мнение другого, не перебивать, в группе работает каждый, умеешь сам – научи другого). Тогда начнем.
2) Проверка домашнего задания.
Упр.№170 (фронтальная проверка).
— Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире? (подлежащее и сказуемое выражены существительным в именительном падеже)
II Актуализация
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к новым знаниям по разделу «Синтаксис»
— Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.
— Запишите предложения под диктовку и выделите в них грамматические основы.
1. Наступила осень. 2. Воздух сегодня свежий 3. Вы сходили в лес?
4. Полюбуйтесь красотой осенних листьев. 5. Красив лес в осеннем уборе!
-Что мы с вами записали? (предложения)
-А что вы можете сказать о предложении? (Все слова в предложении связаны между собой по смыслу и грамматически, при помощи предложений мы выражаем мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, просьбами, советами, в предложении должна быть грамматическая основа)
-Что обязательно должно быть в предложении? (грамматическая основа)
— А что такое грамматическая основа предложения?
— На какие группы делятся предложения по составу грамматической основы? (односоставные и двусоставные)
— Назовите односоставные предложения среди тех, что записаны у вас в тетрадях.
— Назовите группы предложений по цели высказывания. (повествовательные, вопросительные и побудительные)
— Повествовательные предложения. Это какие предложения?
-Вопросительные?
-Побудительные?
— Какие из записанных предложений являются повествовательными? Вопросительными? Побудительными? И почему?
— Какие бывают предложения по эмоциональной окраске? (восклицательные и невосклицательные)
— Назовите восклицательные предложения среди тех, что записаны на доске.
III Первичное восприятие и усвоение нового теорет. уч. материала.
— Чем первое предложение отличается от всех остальных? (в нем только главные члены предложения)
А в других предложениях что еще есть? (второстепенные предложения)
Вывод: значит, бывают предложения, которые состоят только из главных членов предложения и бывают предложение, которые могут состоять из главных членов и второстепенных.
— Сравните предложения, записанные на доске:
Дует ветер. – Осенью сильно дует ветер.
— Чем отличаются эти предложения друг от друга? (в первом только грамматическая основа, а во втором есть еще и второстепенные члены)
— Какие из этих предложений несут большую информацию? Почему?
Чтение правила на стр.81.
— Какие предложения бывают по наличию второстепенных членов?
СХЕМА
Как можно сформулировать тему нашего урока? (Нераспространенные и распространенные предложения)
А какие цели мы поставим? (Научиться определять нераспространенные и распространенные предложения)
— Какие из них называются распространенными? Нераспространенными?
— Приведите примеры нераспространенных предложений.
— Приведите примеры распространенных предложений.
— Сейчас мы выясним, какие члены предложения могут пояснять второстепенные члены.
— Запишите предложение Яркими листьями украсила щедрая осень лесные поляны.
— Выделите его грамматическую основу. (осень украсила)
— Выпишите все словосочетания из предложения и укажите смысловую связь слов в них.(щедрая осень, украсила листьями, яркими листьями, украсила поляны, лесные поляны)
— От каких членов предложения задавали вопросы?
— Какие члены предложения могут распространять второстепенные члены предложения?
— Дайте полную характеристику предложения. (повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное)
6) Физкультминутка
— Вы, наверное, устали?
Встали! Руки вверх подняли!
Потянулись высоко
И вздохнули глубоко!
Опустили плавно руки…
На уроке- не до скуки!
Теперь за парты сели дружно.
Конечно, поработать нужно!
7) Закрепление материала.
Работа в парах
- Распространить предложения. (работа в парах: раздаются карточки с записанными предложениями, а затем каждая пара учащихся предлагает свои варианты распространенных предложений)
1. Наступает зима. 2. Идет снег. 3. Лес удивляет.
— Какие предложения по наличию второстепенных членов вы получили на карточках? (нераспространенные)
— Распространите предложения второстепенными членами, запишите их и подчеркните в них грамматические основы.
2. Роль нераспространенных предложений в речи.
— Многие поэты используют в своих стихах нераспространенные предложения. Прочитайте записанные на доске строчки из стихотворения А.Блока. Найдите нераспространенные предложения и докажите свою точку зрения.
Наступает поздний вечер.
Пустеет улица. (нераспространенное)
Тощий бродяга
Сутулится.
Свищет ветер. (нераспространенное)
— Чего достигает поэт, используя нераспространенные предложения? (передает настроение одиночества, делает картину вечера более мрачной, унылой)
Работа в группах
Вчера была гр..за. Молнии сверкали. Гремел страшный гром. Сначала на небе по…вились тучи. Затем ударили первые раскаты грома. Все пот…мнело. Наступила ночь. Скоро непогода закончилась. Тучи ушли. Выгл…нуло солнышко. На улице приятно запахло свежестью.
Задание:
- Вставить пропущенные буквы
- Выписать: 1 группа – нераспространенные предложения, выделить грамматические основы предложений
2 группа – распространенные предложения, выделить грамматические основы предложений
Рефлексия деятельности
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
— Что нового о предложении мы узнали сегодня? (бывают группы предложений по наличию второстепенных членов)
— Какие бывают предложения по наличию и отсутствию второстепенных членов? (распространенные и нераспространенные)
— Какие предложения называются распространенными? Нераспространенными? Приведите примеры.
— Возникали ли трудности сегодня на уроке?
9) Подведение итогов
(выставление оценок), домашнее задание. П.35, упр.№177
— Ребята, обратите внимание на доску. Перед нами дерево Успеха, но оно без листочков. Давайте украсим его листочками.
— Кому было все понятно, прикрепляют зеленый листочек.
У кого не все получилось, но он старался – желтый листочек.
Ну , а кто был невнимательным- красный листочек.
Тема урока: Нераспространённые и распространённые предложения.
Урок русского языка в 5 классе
(Использование технологии проблемного обучения, межпредметные связи: литература, искусство)
Цель урока:
изучить новые термины; научиться отличать односоставные и двусоставные предложения от распространённых и нераспространённых; отработать навыки находить нераспространённые и распространённые предложения в тексте.
Воспитательная цель:
нравственное и эстетическое воспитание.
(Воспитательная цель отображена в девизе к уроку и направлена на формирование всесторонне-развитой личности, сочетающей в себе нравственные качества и эстетический вкус).
Развивающая цель: развитие познавательных способностей учеников.
Тип урока: урок-диалог
Оборудование урока: проектор; кактус-комнатное растение; выставка рисунков учащихся, выполненных различными красками; записанные на доске нравственные качества.
Девиз урока:
« В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда,
и душа, и мысли»
А. П. Чехов.
Ход урока
I.
- Организационный момент.
- Фронтальный опрос:
— Назовите главные члены предложения. Приведите примеры.
-Назовите второстепенные члены предложения. Приведите примеры.
-Как называют предложения, у которых есть и подлежащее и сказуемое?
Пример (двусоставные предложения).
-А какие предложения называются односоставными?
II.
Беседа по девизу урока:
— О какой красоте идёт речь в высказывании?
(о внешнем облике и о внутреннем мире человека)
-Как по-другому называют внутренний мир человека?
(духовный, духовность)
На доске записано значение слова, выписанное из толкового словаря С. И. Ожегова:
Духовность – свойство души, состояние в преобладании духовных и интеллектуальных интересов над материальными.
— Какие нравственные качества должен в себе воспитывать человек? (называют)
— Сопоставьте свои ответы с записью на доске. (учитель раскрывает доску)
Нравственные качества:
порядочность,
честность,
доброта,
скромность,
доброжелательность,
чуткость,
взаимопомощь,
сострадание,
милосердие,
человеческое достоинство…
— Как вы думаете, труднее быть внешне красивым или внутренне? Почему?
( Духовно человек развивается и совершенствуется всю жизнь, а нарядиться можно мгновенно)
— Какая пословица вам вспомнилась после наших рассуждений?
(По одёжке встречают, а по уму провожают)
— Что важнее: внешняя красивость или душевная красота?
(Душевная)
— Обращаем ли мы внимание на внешность человека, если он добрый, честный…?
— А если он красив, но злой…?
( Связь со сказкой В. А. Жуковского «Спящая царевна»: Почему добрый царь не позвал на пир двенадцатую чародейку? Потому что она была хромоногой, старой? Или была другая причина?)
Вывод: очень хорошо, когда личность гармонична: когда внутренний мир человека соответствует его внешнему облику. Каждый из вас уже красив. И ваша задача не испортить первозданную красоту плохими поступками.
III. Объяснение нового материала.
1. Объяснение осуществляется путём работы над предложениями, записанными на доске.
Дети трудятся.
Дети дружно трудятся
— Подчеркните в предложениях грамматическую основу. Каковы предложения по составу: односоставные или двусоставные? Отличаются ли они друг от друга?
(Оба предложения двусоставные. Но во втором предложении помимо грамматической основы есть второстепенный член предложения – обстоятельство)
- Продолжим наблюдение, записав ещё два предложения:
Осень.
Наступила золотая осень.
-Каковы эти предложения по составу: односоставные или двусоставные? Отличаются ли они друг от друга?
(Первое предложение — односоставное, второе – двусоставное и в нём есть определение.)
— Смысл каких предложений в каждой из групп полнее: первых или вторых? (Вторых)
— Из чего состоят два первых предложения?
(только из грамматических основ: Дети трудятся. Осень.).
— За счёт чего распространяются вторые предложения?
(за счёт второстепенных членов предложения: обстоятельства и определения).
— Какова роль второстепенных членов предложения?
(они расширяют, распространяют предложения)
Сделаем вывод: какие предложения называются распространёнными?
(Предложения, в которых, кроме главных членов предложения, есть второстепенные, называются распространёнными)
— Какие нераспространённые? Вы догадались?
(Верно! Те, у которых нет ни одного второстепенного члена предложения)
— Скажите, ребята, достаточно ли хотя бы одного второстепенного члена предложения, чтобы предложение стало распространённым?
( Да, именно такие предложения и были в наших примерах)
IV. Закрепление нового материала.
- Читаем стихотворение Николая Доризо «Красота»:
Вот кактус.
Разве он цветок?
На бугорке земли шершавой
Нелепо скрюченный виток
Колючей проволоки ржавой.
Однако даже он
И тот
Однажды вдруг
В степи кромешной
Цветёт,
Да как ещё цветёт,
С какой доверчивостью нежной!…
Спит красота в любом из нас.
Мы все красивы от рожденья-
Однажды
Вдруг,
Хотя б на час
Или хотя бы на мгновенье,
Спит красота.
И жаль мне тех,
В ком глухо спят её порывы,
Тех,
Кто ушёл от нас навек,
Не зная, как они красивы.
— О чём это стихотворение?
— В каких строчках заключена основная мысль?
( Спит красота в любом из нас. Мы все красивы от рожденья)
— Какие чувства оно пробудило у вас?
— Какой вывод можно сделать из услышанного?
(Необходимо научиться видеть красоту, не растрачивать первозданную красоту, постоянно совершенствовать себя, помогать другим раскрыть себя)
- Задание к тексту (стихотворение, а затем и задание к нему перед детьми в
на экране)
— Выпишите из стихотворения нераспространённые предложения
(Вот кактус. Разве он цветок?)
— А кто-нибудь знает, какими частями речи является слова «вот» и «разве»?
(это частицы: «вот- указательная, а «разве»-вопросительная)
— Автор сравнивает кактус с человеком. А какой он человек-кактус? (учитель демонстрирует кактус в цветочном горшке)
— Какими чертами характера обладает человек-кактус?
(неприступный, способный ранить, причинить душевную боль…)
— Как вы думаете, ребята, шипы у этого цветка только для того, чтобы ранить? (шипы у него для защиты)
-Скажите, может ли такой человек совершить добрый поступок? Как об этом сказано в стихотворении? ( Наверное, может. Он просто нуждается сам в защите. Возможно, он более раним, чем другие. Может быть, его часто обижали в жизни, как собачку Кусаку, из рассказа Леонида Андреева)
- Викторина:
(Детям заранее предложила дома нарисовать следующие цветы: розу, лилию, хризантему, колокольчик, ромашку, одуванчик, календулу, петушиные гребешки. Рисунки выполнялись различными красками: гуашью, акварелью, пастелью, углем. Если дети будут испытывать затруднения при ответе, они смогут воспользоваться заранее приготовленными подсказками. От мастерства маленького художника зависит точность рисунка, его узнаваемость).
— Какой цветок напоминает нежного, но очень слащавого человека?
(лилия)
-Какой цветок ассоциируется с человеком, который никогда не умолкает? (колокольчик)
-А какой похож на человека очень привлекательного, но способного больно ранить? (роза)
— Какой цветок даже внешне похож на очень стойкого человека? (хризантема)
— Какой цветок ассоциируется с человеком-драчуном? (петушиные гребешки)
— Какой напоминает человека, быстро меняющего своё настроение, с неустойчивым характером? (одуванчик)
— А какой похож на крайне скромного, неброского, но очень милого человека? (ромашка)
— Какой цветок напоминает человека, готового всегда прийти на помощь? (календула)
В конце урока учитель изобразительного искусства отметит наиболее удачные ученические работы .
Домашнее задание:
Напишите сочинение-рассуждение о человеке-цветке: « Знакомый незнакомец», используя в нём предложения на изученную тему. ( Вы должны описать кого-либо из одноклассников, знакомых, используя отличительные особенности цветов, растений. Мне бы не хотелось, что бы вы писали о человеке-чертополохе, человеке-полыни. Возможно, кто-то пожелает написать о человеке-букете. Помните, что букет – это умело составленная композиция. Если вас что-то раздражает в этом букете, помогите составить красивую композицию).
Тема урока: «Распространенные и нераспространенные предложения»
Цель урока: вторичное закрепление усвоенных знаний, по теме распространенные и нераспространенные предложения; умение характеризовать предложения по наличию главных и второстепенных членов
Задачи:
Учебная: формировать умение характеризовать предложения по наличию главных и второстепенных членов.
Познавательная: закрепить у обучающихся понятия: распространенные и нераспространенные предложения. Развивающая: развивать мышление, память, внимание, связную речь
Воспитательная: воспитывать умение работать в коллективе, стремление к достижению положительных результатов в изучении русского языка.
Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Оборудование:
— карточки
— таблицы
— учебники
Ход урока
Организационный момент
-Здравствуйте, ребята.
— Прозвенел звонок, внимание,
Хорошо, что все без опоздания.
Сядьте поудобнее, начинаем урок русского языка.
Я прошу вас быть внимательными и активными
Вспомните : какую тему мы изучаем? (Предложение)
Сообщение темы и цели урока
Тема нашего урока «Распространенные и нераспространенные предложения». Мы будем с вами закреплять умение различать распространенные и нераспространенные предложения, находить главные и второстепенные члены предложения, а для этого вам нужно подключить внимание, память, мышление, ответы на поставленные вопросы должны быть полными. Работать в тетрадях надо чисто и аккуратно.
Работа в тетрадях
— Откройте тетради и запишите число и тему урока
4. Минутка чистописания
Начнем наш урок с минутки чистописания. Пропишите, то слово, которое написано у вас в тетради.
(Спросить, какие слова прописали)
МАЛЬЧИК, ПРОЧИТАЛ, ИНТЕРЕСНАЯ, КНИГА. ( Слова записаны на доске)
Учитель. Ребята, посмотрите, эти же слова записаны на доске
Вопросы. А) Что можно составить из слов?
Б) Какую часть слова вы изменили, чтобы связать слова в
предложение? В) Запишите предложение в тетрадь (1 ученик у доски)
МАЛЬЧИК ПРОЧИТАЛ ИНТЕРЕСНУЮ КНИГУ.
Г) Как вы думаете: это предложение распространенное или нераспространенное? Докажите: подчеркните главные и второстепенные члены предложения. Какие предложения называются распространенными?
Какие предложения называются нераспространенными?
Выпишите главные члены предложения.
Как называются главные члены предложения?
Работа над предложениями, записанными на доске
На доске записаны предложения, прочитайте их.
РАЗДАЛСЯ ГРОМ. ПРОБЕЖАЛ ХОЛОДНЫЙ ВЕТЕРОК. КРУПНЫЕ КАПЛИ ДОЖДЯ ЗАСТУЧАЛИ ПО КРЫШЕ ДОМА. СВЕРКНУЛА МОЛНИЯ.
Задание.- Скажите: есть в этом тексте нераспространенные предложения, прочитайте их и выпишите. Почему они нераспространенные?
— Прочитайте оставшиеся предложения Как называются предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов? Запишите.
— В предложении: Пробежал холодный ветерок — подчеркните главные и второстепенные члены (1 ученик у доски)
— В предложении: Крупные капли дождя застучали по крыше дома. Найдите существительные в этом предложении и определите падеж. (1 ученик у доски)
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
Работа по учебнику
Ребята, пока вы делали зарядку для глаз, я нашла упражнение 503, но не смогла разделить текст на предложения. Помогите мне.
УПР. 503 СТР. 188
Разделите текст на предложения
( Чтение вслух текста одним учеником. Чтение по предложениям.)
Сколько здесь предложений?
С какой буквы будем писать предложения после точки?
Запись в тетрадь.( Ксюша,Влада, Женя записывают 4 предложения).
Задание. Прочитайте нераспространенные предложения.
В распространенных предложениях подчеркните главные и второстепенные члены предложения.
ФИЗМИНУТКА
Нам за партой не сидится,
Разминаем поясницу:
Встали, выровняли спинки.
Вправо, влево наклонились,
Потянулись, повернулись,
Повернулись, потянулись.
Сели, встали.
Хорошо мы отдохнули
И к учёбе вновь вернулись.
В? Какие члены предложения помогают нам передать предложение более точно? (Второстепенные)
Нераспространенное предложение распространи с помощью вопросов, подходящими по смыслу словами.
(Где?) ЗАЖУРЧАЛИ (какие?) ручьи.
НА УЛИЦЕ ЗАЖУРЧАЛИ ЗВОНКИЕ РУЧЬИ.
Задание. Грамматический разбор предложения.
Самостоятельная работа по карточкам
Ребята, я приготовила для вас карточки. Карточки разной сложности, но задание для всех одинаковое.
Найдите и выпишите нераспространенные предложения.
Прочитайте текст.
Как называется рассказ, из которого взят отрывок?
Кто такой Желтухин?
Карточка № 1
Затем снова появился Никита, просунул руку, на этот раз пустую, и слишком близко поднёс её. Желтухин подпрыгнул. Потом он изо всей силы клюнул Никиту в палец и приготовился к драке. Никита засмеялся.
Карточка № 2
Затем снова появился Никита, просунул руку, на этот раз пустую, и слишком близко поднёс её. Желтухин подпрыгнул.
Домашнее задание
Выучить четверостишие. Обратите внимание, из каких предложений состоит это четверостишие.
Улетели гуси.
Лето закатилось.
По лесам брусника
В кузовок просилась.
Итог урока.
Что изучали? Что повторили?
Оценки за урок. (Ребята оценивают ответы своих товарищей вместе с учителем).
Самоанализ урока русского языка
Учитель: Зинкина Татьяна Александровна
В классе 14 человек. Присутствовало: 12человек Отсутствовало: 2
Учатся на хорошо и отлично 9 человек, не усваивает программный материал 1 человек.
При разработке данного урока учитывались психофизические особенности данного класса: неустойчивая эмоционально – волевая сфера, наличие детей с гипервозбудимостью, невысокая работоспособность отдельных обучающихся, трудности с запоминанием материала.
Тема урока: «Распространенные и нераспространенные предложения»
Цель урока: вторичное закрепление усвоенных знаний, по теме распространенные и нераспространенные предложения; умение характеризовать предложения по наличию главных и второстепенных членов
Задачи:
Учебная: формировать умение характеризовать предложения по наличию главных и второстепенных членов.
Познавательная: закрепить у обучающихся понятия: распространенные и нераспространенные предложения. Развивающая: развивать мышление, память, внимание, связную речь
Воспитательная: воспитывать умение работать в коллективе, стремление к достижению положительных результатов в изучении русского языка.
Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Оборудование:
— карточки
— таблицы
— учебники
Форма урока традиционная. По счету на данную тему урок второй.
Все этапы урока были соблюдены: организационный момент, объявлена тема и цели урока, минутка чистописания, подводящая к проверке домашнего задания путем практических действий, закрепление с повторением изученного материала, дано домашнее задание, подведен итог урока, выставлены отметки не только мной, но и отмечены слоненком, чем вызвало положительные эмоции у ребят.
Высокая работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности, применением здоровьесберегающих технологий (упражнения на релаксацию зрения, физминутка способствовали снятию усталости).
Согласно задачи, которая была поставлена перед обучающимися, акцент делался на дифференциацию: распространенные и нераспространенные предложения и на наличие главных и второстепенных членов предложения. На уроке использовались словесные методы обучения: диалог, беседа, объяснение. Практические методы: работа с книгой, на доске, работа по карточкам. Исходя из уровня работоспособности и темпа работы отдельных обучающихся, я применила на уроке дифференцированный подход. Это было видно при выполнении упражнения и при работе с карточками.
Виды речевой деятельности на уроке разнообразны: слушание, чтение, диалог, добивалась полных ответов на поставленные вопросы.
На уроке развивались познавательные процессы: память (вспомнили падежи, части речи), внимание привлекалось на протяжении всего урока, постоянно будировала мысль :почему? как?
Все задания были подобраны с учетом индивидуальных способностей обучающихся. Дети хорошо ориентировались в новой теме, находили и различали распространенные и нераспространенные предложения, выделяли главные и второстепенные члены предложения.
За счет применения разных вариантов заданий, введения здоровьесберегающих технологий было обеспечено рациональное использование времени, предупреждалась перегрузка школьников.
В конце урока был подведен итог и оценены ответы обучающихся.
Я считаю, что я достигла поставленной цели.
Урок русского языка в 5 классе
Тема урока: «Распространенные и нераспространенные предложения»
Цель: закрепление понятия распространенных и нераспространенных предложений.
Задачи: уметь находить такие предложения в тексте; развивать умение распространять предложение с помощью второстепенных членов предложения.
Оборудование: компьютер с проектором, рисунок корабля на А3, флажки из цветной бумаги, клей или скотч.
Ход урока:
1. Оргмомент.
2. Актуализация знаний.
На столах карточки с предложениями, где учащиеся подчеркивали ГО. Разбор ошибок после самостоятельной работы в ходе этапа актуализации знаний.
Мы уже несколько уроков гостим в королевстве. А называется это королевство Синтаксис и Пунктуация.
-Чем занимается король Синтаксис? Что он изучает?
-А королева Пунктуация?
-Почему они правят королевством вместе? (Входят в раздел грамматики)
Мы с вами гости этого королевства. Я давно гощу у них, а вы только пришли. Моя задача – помочь вам освоиться в этом королевстве, научить дружить с жителями королевства.
-Вспомним жителей. Кто они? (Словосочетания, предложения, тексты, знаки препинания, члены предложения – главные и второстепенные и др.)
И у каждого своя жизнь, роль в этом королевстве.
-Что такое предложение?
-Чем же предложение отличается от словосочетания?
-А что не может быть словосочетанием? (Грамматическая основа)
-А без чего предложение не может существовать?
-Что такое грамматическая основа?
Мы сегодня продолжаем разговор о предложении. Мы уже много знаем о нем. У него есть ГО, иногда есть только подлежащее или только сказуемое.
-Что такое подлежащее?
-Чем оно может быть выражено?
-Как подчеркивается подлежащее?
Обратите внимание, как вы нашли и подчеркнули подлежащее в своих карточках. (Разбор и комментарий допущенных ошибок)
-Что такое сказуемое?
-Чем может быть выражено сказуемое?
-Как подчеркивается сказуемое?
Обратите внимание на то, как вы нашли и подчеркнули сказуемое в своих карточках.
3. Переход к теме урока.
1) Около каждого предложения в карточке поставьте ту букву, которой соответствует предложение по цели высказывания: п – повествовательное, в – вопросительное, поб. – побудительное. ПРОВЕРКА.
2) Теперь сравните две фразы на слайде:
Прогремела гроза.
Внезапно за рекой прогремела гроза.
— Это предложения или словосочетания?
Почему это предложения? Докажите.
— Чем отличаются эти предложения? (Своим составом)
— По цели высказывания они какие?
— Так, а на какие два вида делятся такие предложения?
— Какова тема нашего урока? (Распространенные и нераспространенные предложения)
3) Записываем эти два предложения и подчеркивает ГО.
ИГРА «Новости синтаксиса».
Переставьте буквы, чтобы получились слова: ЕПРЕОЛДЕНИЕ, ПОЛНЕДОНИЕ, ТОЯОБССТВТЕЛЬО (определение, дополнение, обстоятельство).
-Что это за члены предложения? (Второстепенные)
4) На слайде нераспространенные предложения, их нужно распространить.
Текст 1: Наступила осень. Листья опадают. Птицы улетают. Бушуют ветры. Тучи закрывают.
Текст 2 (дополненный вместе с детьми)…
-Какой текст вам нравится больше и почему?
-Какой текст несет в себе больше информации?
Вывод: Чем больше ВЧП, тем ярче и богаче звучит наша речь.
4. Закрепление. На слайде предложения: 1.Вчера была гроза. 2. Молнии сверкали. 3.Гремел страшный гром. 4.Сначала на небе появились тучи. 5.Затем ударили первые раскаты грома. 6.Все потемнело. 7.Наступила ночь. 8.Скоро непогода закончилась. 9.Тучи ушли. 10.Выглянуло солнышко. 11.На улице приятно запахло свежестью.
Номера распределить на 2 столбика. Проверить.
5. Рефлексия.
Продолжите фразу:
Сегодня я узнал(а)…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Я научился (ась)…
Я смогу…
Рефлексивный экран. «Кораблик». На листке формата А 3 нарисован черно-белый корабль, прикреплен к доске. Необходимо наклеить флажок в соответствии со своим состоянием: алый – понравилось работать на уроке, зеленый – было скучно, черный – урок никак не тронул.
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (УУД) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Мотивация к деятельности (цель этапа: включение учащихся в деятельность) | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала | Вступительное слово — Добрый день, ребята. Сегодня на уроке с вами буду работать я. Меня зовут Елена Викторовна. Хорошо проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, все ль в порядке, Ручка книжка и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать только лишь отметку ….(пять) -Ребята, покажите мимикой какое у вас настроение? Я рада, что оно у вас хорошее, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по «Временам года». Мы побываем в гостях у каждого времени года. Помогут нам увидеть красоту и очарование каждого времени года замечательные стихи русских поэтов о природе и знаменитые картины русских художников. Слайд 1 | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку. | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Личностные — настрой на позитивное начало урока Метапредметные: регулятивные: — осуществлять самоконтроль коммуникативные: -умение слушать | |
Актуализация и пробное учебное действие (Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к новым знаниям по разделу «Синтаксис»). | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях | Организует повторение знаний, закрепление умений. — Откройте тетради и запишите число. — Чтобы наше путешествие было интересным, нам необходимо повторить изученный ранее материал. — Ребята, с какими темами вы работали на предыдущих уроках? Что вы изучили? — Молодцы! Вы хорошо знаете и помните то, что изучили на предыдущих уроках. Значит, наше путешествие будет интересным и познавательным. Первая станция, на которой мы остановимся «Поэтические строки» Слайд 2 — Но прежде чем вы начнете выполнять задание, давайте вспомним, из чего состоит грамматическая основа? — Дайте определение подлежащему. Сказуемому. — Какими частями речи могут выражаться подлежащее? (Существит. Местоимен.) А сказуемое? (Глагол, краткое прилагательное и существительное) — Обратите внимание на доску. Слайд 2 Перед вами поэтические строки — Ваша задача из данных предложений выписать грамматическую основу. Один ребенок работает по карточке у доски, а весь класс со слайдом. 1. Белый снег сверкает синим огоньком. (И.Никитин) 2. Крупный дождь в лесу зелёном прошумел по стройным клёнам. (И.Бунин) 3. Ранняя осень- пора грибов. — Проверяем . _________ прочти то, что у тебя получилось. Ребята, кто согласен с ____________ — Ребята, почему в 3 предложении стоит тире? | Отвечают на вопросы. Строят понятные партнера высказывания. Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов | Индивидуальная фронтальная работа | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности Познавательные :анализ объектов с целью выделения признаков Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Коммуникативные – полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения. | Устные ответы |
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала. | Эвристическая беседа. Ответы на вопросы, создание проблемной ситуации | Постановка проблемы. — Молодцы ! Вы показали хорошие знания по о выделению грамматической основы в предложении. Теперь мы можем продолжить путешествие по «Временам года», а чтобы познакомиться с каждым временем года поближе, увидеть его особенности, почувствовать его красоту и прелесть, нам необходимо найти помощников. Посмотрите, пожалуйста, на экран. (Слайд 3) 1) Осень. Воздух бодрит. Лёд лежит. — Назовите грамматическую основу в данных предложениях. — Дают ли нам эти предложения полно и ярко представить картину осени? (НЕТ) — Ребята, посмотрите как преобразил картину осени Николай Алексеевич Некрасов. Слайд 3 (2) ПРОЧИТАТЬ СТРОКИ Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит. Лед неокрепший на речке студеной, Словно как тающий сахар лежит — Изменилась картина осени? А с помощью чего Некрасов ярче и образнее описывает осень? (Второстепенные) (В первой группе только основа предложения, во второй – еще и второстепенные члены.) — Какую роль играют второстепенные члены в предложении? — Верно, второстепенные члены играют важную роль в предложении, без них мы не могли бы выражать свои мысли и чувства, эмоции по отношению к изображаемым предметам. Таким образом, мы с вами нашли помощников в нашем путешествии по временам года. Это именно второстепенные члены предложения. | Высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. | Фронтальная работа | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы | Устные ответы |
Постановка учебной задачи Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе — выбора способа и средств их реализации | Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения на практике. | — Исходя из наших рассуждений, давайте попытаемся сформулировать тему нашего урока. Скажите, как можно назвать эти предложения ? (ПОКАЗАТЬ УКАЗКОЙ НА ПЕРВУЮ ГРУППУ) А эти как мы назовем? (ПОКАЗАТЬ УКАЗКОЙ НА ВТОРУЮ ГРУППУ) -Молодцы! Действительно, это нераспространенные (слайд 3 (1) (состоящие только из главных членов) и распространенные (слайд 3(2) (состоящие из главных и второстепенных членов) предложения. — Итак, тема нашего урока … «Распространенные и нераспространенные предложения» ? Запись темы урока в тетрадь: “ Распространенные и нераспространенные предложения” — Молодцы! Мы вместе определили тему урока. А как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? — А если я вам дам слова-помощники? Слайд 5
| Отвечают на вопросы | Фронтальная , индивидуальная | Осуществляют поиск необходимой информации | Участие в беседе |
Первичное закрепление Цель этапа: усвоение учащимися нового материала по отличию распространённых и нераспростра-нённых предложений | Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение | — Дайте попытаемся дать свое определение понятиям «распространенные предложения» и «нераспространенные предложения» — Откройте учебник на стр. 81 прочитайте теоретический материал. -Скажите , ребята, правильно ли мы дали определение понятиям «распространенные предложения» и «нераспространенные предложения»? — Теперь все, что мы рассмотрели отобразим в схеме. — Какие предложения мы изучаем? Составляем СХЕМУ — Мы продолжаем наше путешествие. Мы прибыли на станцию «Картинная галерея». Сейчас мы все вместе окунемся в прекрасный мир тепла и солнечного света. — Обратите внимание на доску. ( Слайд 8) На слайде репродукция картины Левитана « Июньский день. Лето»). Перед вами известная картина Иссака Ильича Левитана «Июньский день. Лето» Левитан изобразил лесной пейзаж. Русский лес с широкими не вытоптанными лугами полевых цветов, с не срубленными высокими деревьями, где полным-полно грибов и ягод. Художник постарался на полотне передать всю радость ликующей природы лета. Природа живет, торопится жить – летняя пора скоротечна, увы. — У вас на столах конверты. В них лежат карточки с заданием , слова для справок и правила работы в парах. Прежде чем вы приступите к выполнению задания, прочтите правила работы в паре. Задание : распространить предложения, добавив в них второстепенные члены. Небо. Стоит берёза. Раскинулось поле. Цветут васильки, ромашки . Виднеется лес. Слова для справок: одинокая, голубое, полевые, вдали, зелёный, огромный , незрелой ржи, слева, синие, на лугу, справа. — Прочтите получившиеся у вас предложения. Первое предложение, 2,3,4,5. — Ребята, скажите как называются предложения, которые вы получили на карточках? А те предложения, которые вы сами составили? Физминутка (1 мин) -Молодцы! — Вы , наверное, устали? Встали! Ребята закройте глаза и представьте осенний лес. Покажите с помощью движений: как качается береза, барабанит дождь по крыше, тихо кружатся снежинки в морозном воздухе. Мы продолжаем работу далее. Читают предложения. Голубое небо. Справа стоит одинокая берёза. Слева раскинулось поле незрелой ржи. На лугу цветут синие васильки, белые ромашки. Вдали виднеется огромный зелёный лес. | Работают с учебником, сопоставляют свои выводы с информацией из учебника. Выборочно зачитывают полученные предложения. Читают предложения | Работа в парах | Познавательные: анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. Познавательные — работать по алгоритму — извлекать информацию из учебника — владеть приёмами отбора и систематизации материала Коммуникативные Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. | Устные ответы, письменная работа |
Включение нового знания в систему знаний и повторение Цель этапа: усвоение обучающимися нового материала по отличию распространённых и нераспространённых предложений. | Составление связных рассказов. Знакомство с работами учащихся | Учитель: напоминает о правилах взаимодействия в группе (Слайд 9), предлагает учащимся обмениваться мнениями в ходе выполнения данной работы. — Продолжаем путешествие. Мы прибыли на станцию «Творческая мастерская» Слайд 10 Каждая группа побывает в гостях у каждого времени года. Первая группа отправляется в гости к красавице в золотых нарядах- Осени; вторая- к суровой волшебнице- Зиме; третья- в царство капели и птичьих трелий — Весне. И в этом им помогут картины известных художников- пейзажистов. — Представьте себе, что главный редактор нашей местной газеты узнал о нашем с вами путешествии и решил, что мы можем помочь ему в трудной ситуации, в которой оказалась газета. Нужно срочно написать маленькие статьи в рубрику «Зарисовки о природе» Ребята, давайте вспомним, что такое текст? тема текста? — У вас на столах конверты. В них лежат карточки с заданием , репродукции картин Задание : составить предложения по картине, используя распространенные и нераспространенные предложения. ПРОВЕРКА Один человек от группы зачитывает получившийся текст. Высвечивается слайд с репродукцией картины. — Проверяем. Сейчас –Зима, и поэтому выступает группа, побывавшая в гостя у волшебницы -Зимы. Иван Иванович Шишкин. «Зима» Слайд 11 — Теперь мы побываем в гостях у красавицы Осени. Василий Дмитриевич Поленов «Золотая осень» Слайд 12 — Царство Весны встречает нас журчанием ручьев и гомоном птиц. Алексей Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели» Слайд 13 — Молодцы! Вы составили замечательные описания картин. Какие члены предложения нам в этом помогли | Пишут и заслушивают мини-сочинения одноклассников. Отвечают на вопросы. | Групповая | Регулятивные: оценивают свою работу и работу в группе Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки | Устные ответы. Составление текста-описания |
Самостоятельная работа Игра «Не ошибись» Цель этапа: оценка учащимися результатов учебной деятельности | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Обучающая игра. | — Активно работая, мы добрались к самой ответственной станции «Не ошибись». Слайд 14 Ваша задача быть внимательными. Я буду читать предложения, а вы карточкой сигнализируете – предложение распространенное (буква Р) или нераспространенное (буква Н). Вчера была гроза. Молнии сверкали. Гремел страшный гром. Сначала на небе появились тучи. Затем ударили первые раскаты грома. Все потемнело. Наступила ночь. Скоро непогода закончилась. Тучи ушли. Выглянуло солнышко. На улице приятно запахло свежестью. Распр. Вчера была гроза. Гремел страшный гром. Сначала на небе появились тучи. Затем ударили первые раскаты грома. Скоро непогода закончилась. На улице приятно запахло свежестью. Нераспр. Молнии сверкали. Все потемнело. Наступила ночь. Тучи ушли. Выглянуло солнышко. | Высказывают свою точку зрения. Делают выводы | Индивидуальная | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. | Участие в игре |
Подведение итогов урока Цель этапа: обобщить материал урока в ходе намеченных целей | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы | — Наше путешествие подошло к концу. -Подведем итоги нашей работы. -Чему вы научились сегодня на уроке? -Что-то новое узнали для себя? — Все ли нам удалось выполнить? Вспоминают цели. Оформление листьями березу ( красный- не понял материал; желтый — все понял, зеленый — понял, но есть вопросы) | Подводят итоги путешествия по руководством учителя, оценивают себя и товарищей. Отвечают на вопросы | Фронтальная | Регулятивные: оценивают свою работу Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Оценивание работы учащихся на уроке |
Домашнее задание Цель этапа: Закрепить полученные знания. Развить творческие способности | — В качестве домашнего задания я предлагаю вам выбрать то, которое вам больше понравится , и с которым вы справитесь. (Слайд 15 ) Дом задание творческого характера
|