cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Народы хабаровского края – »

Содержание

По-Сибири — Народы Хабаровского края

В Хабаровском крае на обширной территории 787 633 кв. км. сегодня проживает 1 328 302 человека, что составляет по числу жителей 36 место среди административных регионов России. Среди них 88, 05% (1 183 292 чел.) составляет русское население, вторую позицию занимают украинцы 1,99% (26 803 чел.). В большую многонациональную семью народов Хабаровского края входят восемь малых коренных этносов: эвены и эвенки, ульчи и удэгейцы, орочи и нивхи, негидальцы и нанайцы.

 

Русские  

 

Впервые отряд пешего казака Ивана Москвитина появился на берегу Ламского (Охотского) моря летом 1639 г., что послужило началом освоения дальневосточных земель. Поселились в основанном Охотском остроге казаки в 1647 г., активно обследовали земли в округе. Позже казаки основали другие села: Андрюшкино и Покровское, Монастырщина, Игнашкино и Солдатово, распахали тысячу десятин земли, посадили хлеб, собрали хороший урожай. Количество русских в приамурских землях постепенно увеличивалось, позже в 1858-1860 гг. сюда переселили 3 тыс. крестьян. Тогда появились села Пермское и Троицкое, Тамбовское, Вятское и Воронежское.

Среди переселившихся крестьян было много староверов старообрядцев и в 1830-х годах они составляли практически половину местного населения. Именно в местных старообрядческих общинах сохранилась традиционная, уже почти забытая старорусская культура и дораскольное древнее христианство. В деревнях Тавлинка и Новоалександровка, в поселках «Лесопильный» и «Дуки» проживает много представителей древних старообрядческих фамилий Гуськовых, Басаргиных и Бортниковых. Старообрядцы-беспоповцы здесь живут обособленно, сохраняют самобытность и обрядовость, строго хранят веру предков, стараются свести к минимуму общение с иноверцами и властями.

 

Приверженцы старинного, так называемого исконного православия и сегодня продолжают жить по канонам и обрядам, принятым до церковной Никоновской реформы XVII в. И сейчас старообрядцы крестятся, как в старину двумя перстами, поводят крестный ход по солнцу, совершают так называемые «малые земные поклоны», избавляются от предметов, использованных «пришлыми людьми». У них сохранился специфический старорусский говор, питаются староверы преимущественно своими выращенными продуктами, под запретом у них употребление табака и алкоголя, чая и кофе. Отмаливают грехи старообрядцы на ежедневных службах, называемых «соборами», используют при богослужениях старинные книги, привезенные с собой из областей расселения и напечатанные по канонам «древлего благочестия» до церковного раскола.

 

Украинцы

 

Вторым по числу жителей в Хабаровском крае является этнос украинцев. Большинство представителей местной украинской диаспоры являются потомками первых переселенцев на дальневосточные земли конца XIX в. Тогда в Приморье переселилась большая группа в 40 тысяч безземельных крестьян из Полтавской, Киевской, Харьковской и Черниговской губерний. Накануне революции 1917 г. украинские села окружали большие приморские города и переписи показывали в данном регионе до 83% украинского населения. Всего до революции с Украины сюда переселилось более 276 тыс. этнических украинцев. Тогда появились топонимы речки и села Киевка, поселков Черниговка и Чугуевка, Хороль и Славянка.

Украинцы перенесли, по мнению ученых-этнографов, на дальневосточную землю поистине «кусок Малороссии», свои традиции и обряды, мазаные хаты, сады, цветники и огороды, заросли подсолнухов выглядели здесь совсем как на Украине. Привычным было и остается, по сей день внутреннее убранство украинского жилища, национальная одежда, фольклор и песни, живленный и веселый малорусский говор. Вторая волна переселения украинцев связана с приездом высококвалифицированных специалистов из УССР на местные предприятия с промышленным развитием региона в советские годы. С распадом СССР наблюдается миграция украинцев отсюда в другие регионы РФ.

 

Нанайцы

 

Третью позицию по количеству жителей в Хабаровском крае занимает этнос «людей земли» нанайцев, здесь проживает 11 009 (0, 82%) представителей данного малочисленного дальневосточного народа. Они относятся к байкальскому антропологическому типу с примесью китайского компонента, говорят на собственном нанайском языке из группы тунгусо-маньчжурских языков. Хабаровский край является местом компактного проживания (92,29%) нанайцев, здесь есть даже Нанайский административный район. Нанайские села расположены компактно по берегам Амура между Хабаровском и Комскомольском-на-Амуре. Этнос делится на 30 нанайских родов, наиболее многочисленными среди них стали актанка и киле, сарголь и гайер, гахир и самар, донкан и ойтанка, перменка и ходжер. 

Эвенки

 

Малочисленный дальневосточный народ с самоназванием «эвенкил» или «эвэнки» раньше называли тунгусами или ороченами. На территории края в Охотском, Верхнебуреинском, Тугуро-Чумиканском и Аяно-Майском районах проживает сегодня 4654 (0, 35%) этнических эвенков. Происхождение эвенков ученые ведут от древних забайкальских оленеводов увань, упоминаемых китайскими летописцами в VII в. В Приамурье живут в основном «оленные» эвенки орочены. Они кочевали издавна со своими стадами по родовым угодьям горной тайги, отсюда остались топонимы «Аян» — залив, «Нелькан» — место весенних встреч, «Амут» — озеро, «Аланап» — перевал. Эвенки всегда были замечательными охотниками и искусно удили рыбу. Говорят они на восточном наречии эвенкийского языка и сумели сохранить сам язык, богатый духовный опыт и мировоззрение, самобытный фольклор.

 Ульчи

 

Национальные корни малочисленного местного народа ульчи (самоназвание «нани») уходят вглубь веков, связь данного этноса с древними мезолитическими племенами явно просматривается в археологии. Формировался древний этнос ульчей при влиянии тунгусов, многих тюркоязычных и монголоязычных народов. Впервые русские узнали о ульчах в XVII в., об этом есть упоминания в «казачьих отписках». Тогда же ульчей казаки попытались обложить ясаком. На землях исторического расселения племен ульчей к середине XIX в. стали появляться русские деревни Михайловское, Иркутское, Богородское. Взаимодействие ульчей с русскими земледельцами сильно повлияли социальное развитие данного этноса, они освоили огородничество, занимались круглогодичным рыболовством, извозом и промысловой охотой.

Нивхи

 

В Николаевском и Ульчском районах проживает древнейший из приамурских автохтонных этносов – нивхи. Ученые считают, что поселились они здесь еще в позднем плейстоцене. Сегодня в крае проживает 2149 (0,16%) представителей данного этноса. Большинство ученых сходятся именно на автохтонной теории происхождения народа и считают, что нивхи всегда были аборигенами здешних мест. Нивхский язык специалисты относят к группе древних, так называемых палеоазиатских языков. В нем есть схожесть с группами корейских и алтайских языков, множество заимствований. Мировоззрение нивхов можно охарактеризовать как анимизм, они видят во всем окружающем живое, поклоняются стихиям и духам природы. Сегодня идет русификация нивхов, кроме родного все они говорят на русском языке.  

Эвены

 

Одним из крупнейших по численности дальневосточных народов являются эвены, которых ученые лингвисты и этнографы вместе с эвенками относят к северо-восточной ветви тунгусов. Раньше эвенов называли ламутами или «людьми моря». Самоназвание этноса «эвэн» или «эвын» дословно означает «люди, человек». На территории края, в основном на охотском побережье, по рекам Охота и Кетанда, Ульбея и Улья проживает сегодня 575 эвенов, что составляет 0, 04% от численности местного населения. У разных родов среди групп оленных и пеших эвенов своя этническая история. Вероятно, что в XV в. эвены пришли из Якутии, на формирование кочевого этноса большое влияние оказали юкагиры. Эвены имеют свой язык, в 1932 г. у них появилась письменность.  

Негидальцы

 

От длительного смешения эвенков с ульчами, нанайцами и нивхами сформировалась новая этническая общность негидальцев, взявших много от всех этих народов. Название этноса произошло от двух эвенских слов и фактически означает «живущих внизу». Компактно проживают негидальцы на Амуре, Амгуни и Тугуре, близ озер Чля, Орель и Удыль. Среди негидальских родовых сообществ есть и айнские рода. У негидальцев, живущих на берегах Амгуни, сохранилось верховое эвенское оленеводство. У эвенков они переняли также приемы таежной охоты, форму конического кочевого жилища, одежду из кожи и меха. У нижнеамурских побережных народов негидальцы заимствовали премудрости охоты на морских зверей, тип упряжки и нарты, форму плоскодонной дощатой лодки, собаководство и умение изготовлять одежду из кожи рыб. 

Орочи

 

В пределах Совгаванского и Ванинского районов проживают орочи, самоназвание этноса «орочисэл». Впервые их быт, обряды, верования и традиции хорошо описал, будучи в экспедиции с Г. И. Невельским Н. К. Бошняк, полную картину их проживания в регионе дал В. К. Арсеньев. Сегодня в крае проживает 441 представитель данного этноса, что составляет 0,03% от количества жителей. Этноним «орочи» переводится как «имеющие оленей». В формировании этноса орочей большую роль сыграли айны и нивхи, эвенки и тунгусы. Язык орочей созвучен эвенкийскому, молодежь сегодня в их семьях говорит только по-русски. Издавна семьи орочей селились по речкам Тумнини и Худями, Хуту и Коппи.

Люди живут на территории Хабаровского края, начиная с мезолита, подтверждением этого стали громатухинская (12-13 тыс. лет назад) и осиповская (12500-12600 лет назад) археологические культуры. Одни народы приходили сюда, проживали разные периоды времени, уходили отсюда, постепенно формировались новые народы и этносы, многие из них и сегодня являются коренными автохтонными народами на данной территории.

Loading…

posibiri.ru

Коренные народы | Лучшее в Хабаровске

Текст: 

Ольга Муниц, Анастасия Полупанова

 

Ежегодно 9 августа отмечается международный день коренных народов мира. Дата установлена по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН  в 1994 году. В течение долгого времени на самых разных уровнях власти рассматривался вопрос о необходимости уделять внимание малым народам планеты и почитать их. Так 1993-й был провозглашен Годом коренных народов мира, а 10 декабря 1994-го  дали официальный старт «международному десятилетию»

В каждой стране этот день празднуют по-разному, однако всегда  все  сводится к тому, чтобы выразить почтение аборигенам,  проявить уважение к богатству культурных традиций и обычаев.

В Хабаровском крае проживают чуть более 23 000 представителей коренного населения, это менее 2% всех жителей  края. Разбираемся в традициях и обычаях, знакомимся с хабаровчанами, чье творчество напрямую связано с  жизнью аборигенов, погружаемся в первобытный фольклор. 

Нанайцы

«Прошу Ваше превосходительство приказать поставить в устье реки Уссури пост из 30 человек. Пункт этот, как ближайший к побережью Южного Уссурийского края и как пункт центральный относительно Нижнеамурского и Уссурийского бассейнов, представляет такую местность, в которой должна сосредоточиваться вся главная наша деятельность в этом крае и управление им».
Геннадий Невельской, 1854 год 

Численность: около 16 000 человек, 

                           из них в России — 11 671 человек

Язык: нанайский, русский.

Религия: шаманизм, анимизм, православие.

Численность: около 16 000 человек, из них в России — 11 671 человек

Язык: нанайский, русский.

Религия: шаманизм, анимизм, православие.

Так начинался Хабаровск. Однако не на пустой земле писал свое послание Геннадий Иванович. Более 160 лет назад, задолго до прихода русской экспедиции, на месте нынешней дальневосточной столицы было огромное нанайское стойбище.

Территория, где сегодня раскинулся Хабаровск, представляла собой отнюдь не безлюдное пространство. Задолго до прихода русских она была хозяйственно и духовно освоена коренным этносом — нанайцами. Поселение называлось Бури. По имени реки, которая впадала в Амур, — Нижней Бури. С приходом русских экспедиторов ее переименовали в Чердымовку, а позднее спрятали под Амурским бульваром. По течению выше была и Верхняя Бури. Сегодня это Уссурийский бульвар. 

Такое название поселению дали неслучайно. В переводе оно означает «лук» или «лучок самострела». Первые жители этой земли видели необычайную схожесть изгибов реки Амур и охотничьего лука. 

Символом города у нанайцев считался нынешний утес, там, где сегодня гордо смотрит вдаль граф Муравьев-Амурский. Местные жители называли его Хандако — «остановка». А внизу, в тихой заводи, первые поселенцы совершали моление духам. С этим местом они связывали Мамелджи, жену творца Хадау. По преданию, именно они стали прародителями всего нанайского рода.

Другое нанайское название хабаровского утеса — Мама Хурээни, в переводе на русский язык — «старухина гора». У нанайцев он был местом поклонения хозяйке-шаманке, которая с помощью бубна давала жизнь людям. Когда-то давным-давно на месте нынешнего музейного комплекса «Утес» стояло жилище шаманки, которое исчезло, когда пришли русские. У шаманки был волшебный камень, в котором она держала свой бубен. Этот бубен все видел и слышал. Старик — ее муж — при помощи кузнечных мехов раскалял камень так, что он делался красным, как солнце. Своей колотушкой старуха ударяла по камню, и из него появлялся бубен, которым она лечила раненых воинов.

Развитие Хабаровска неумолимо двигалось, что вынуждало нанайцев переселяться все дальше от своего города. Вторжение русских крестьян на какую-либо территорию распугивало таежных животных, а значит, исчезали благоприятные условия для охоты, начинались столкновения из-за рыболовных участков. Кроме того, вырубка леса и вспашка земли воспринимались нанайцами как кощунство, осквернение тайги. 

Легенда

 

Когда-то в стародавние времена было на небе три солнца. И жило в начале Света три бога: Шанвай, Шанкоа и Шанка, у каждого из которых было по лебедю-ныряльщику. Решили как-то боги послать своих лебедей на речное дно, чтобы достать песка и камней для Земли. Птицы нырнули и пробыли под водой семь дней. И создали Шанвай, Шанкоа и Шанка из камней женщину Джуличу и мужчину Кадо.

И сказал однажды Кадо: «Три солнца на небе — слишком горячо жить. И негде ни человеку укрыться, ни зверю, а птицы сгорают прямо в полете. Желаю я два солнца застрелить!». Взял мужчина лук и стрелы и после захода светил отправился на восток, чтобы утром осуществить задуманное там, где они должны были взойти. Долго бежал Кадо, бежал он сквозь леса, бежал сквозь сопки. Его одежда превратилась в лохмотья, все тело покрылось ссадинами, а обувь развалилась. Но упорный мужчина бежал и жалел времени, чтобы хоть на минутку присесть и отдохнуть.

И вот, когда только забрезжил рассвет, добежал Кадо до места, где поднимаются три солнца. Но, несмотря на то, что светила еще не показались, там уже было жарко и нечем было дышать. И тогда мужчина вырыл яму и спрятался в ней. Как только взошло первое солнце, Кадо выстрелил в него. По второму же он промазал. А третье солнце все-таки убил. В то самое время на берегу Амура, пока камни еще не остыли, нарисовала дева на них зверей и птиц. И застыли эти камни навечно. Вот с тех самых пор и обходит Землю только одно Солнце. И только в особо морозные дни порой появляются на небе отсветы двух других солнц, которые погасли. Ну а древние рисунки на скалах и валунах близ нанайского села Сикачи-Алян остались нам как память о великом подвиге первого на Земле охотника.

 

Негидальцы

Численность: менее 600 человек, из них в России — 522 человека

Язык: негидальский, русский

Религия: шаманизм, анимизм, православие

Негидальцы, или, как сами себя называют, жители «элькан бэйэнин» — малочисленный тунгусо-маньчжурский народ в Приамурье. Территориально разделяются на «низовских» и «верховских» негидальцев, имеющих локальные особенности в культуре, быту и языке. Основным занятием «низовских» было рыболовство, второстепенным — охота. Жили оседло. Зимним жилищем служили бревенчатые дома с отапливаемыми нарами, летним — четырехстенные домики из коры. У «верховских», наоборот, основным занятием была охота, второстепенным — рыболовство. Жилище — переносной конический чум. Транспортным животным у «низовских» была собака, у «верховских» — олень. В старину одежду и обувь шили из рыбьей кожи и шкур животных, позднее — из тканей китайского происхождения.

Русские впервые столкнулись с негидальцами в  XVII веке. Тесные контакты начались с середины  XIX века: именно в это время у негидальцев появились жилища русского типа, одежда, распространялось земледелие. В советское время негидальцы вместе с русским населением были объединены в многоотраслевые колхозы. 

Мифология

Космос в мифологии этого народа разделялся на небесный мир, земной, срединный и демоничес-кий нижний мир. Верхний образовывался системой из семи или девяти небес, на которых располагались солнце, луна, звезды. Там жили небесные духи и дух высший. Срединный мир состоял из земной тверди, окруженной морем, населен людьми, животными и духами. Расположенный на юго-западе земли нижний мир представлял собой темное царство смерти. Подобно троичному делению мира, человеческая душа также имеет три ипостаси, ни одна из которых не существует самостоятельно, но все три связаны друг с другом. Первая, она же истинно душа, имеется как в человеке, так и в животном: считается самой важной и покидает человека только после смерти. Вторая душа, потусторонняя, представляет собой воспроизводительную силу и находится так же, как и третья, в постоянном движении. Гармония этого движения определяет душевное равновесие человека. Если вторая душа покидает тело, человек засыпает или теряет сознание. Третья душа, в переводе на русский язык «внешняя душа», является, по-видимому, носительницей некоторых других физиологических функций. Считалось, что после смерти она оставалась еще некоторое время в теле человека, после чего отправлялась в нижний мир в поисках нового воплощения. 

 

Ульчи

Численность населения: около 3 000 человек, из них в России — 2 765 человек

Язык: ульчский, русский

Религия: шаманизм, анимизм, православие

Ульчи, или мангуны, — коренной малочисленный народ Приамурья. Этнические корни уходят в глубокую древность. Архео-логические материалы свидетельствуют, что в культуре современных ульчей просматриваются параллели с культурой древних племен, обитавших на этой территории еще в мезолите. Первые известия русских об ульчах относятся к XVII веку. В записях казаков-землепроходцев они зафиксированы под именем «нгатки» и «лонки». Возвращение Приамурья в состав Российского государства в середине XIX-го века сделало ульчей подданными страны, однако их правовое положение несколько отличалось от положения других амурских народов, вошедших в состав России в XVII—XVIII-х веках. Они были освобождены от уплаты ясака.

Рецепт

Выживая в суровых условиях дальневосточного климата, ульчи грамотно распоряжались дарами земли, на которой жили. Основу питания составляла рыба. Зимой главную роль играла юкола — сушено-вяленое филе рыбы или мясо северного оленя. Юколу ели сухой, размачивали и жарили на углях, из нее варили суп с добавкой круп, дикорастущих растений или морской капусты. 

Приготовить национальное блюдо в домашних условиях несложно. Для этого потребуются проветриваемое место в тени и бельевая веревка. Выбирать следует жирные сорта рыбы. 

1. Подготовьте рыбу. Тушку промойте в воде, выпотрошите. 

2. Сделайте разрез вдоль позвоночника, немного не доходящий до хвоста. 

3. Юкола обычно не солится, если вы хотите сделать ее по рецепту аборигенов, забудьте про специи.

4. Развесьте рыбу на веревке и следите, чтобы на нее не садились мухи.

В больших количествах запасали на зиму рыбий жир, его хранили в калужьих или сивучьих пузырях. Широко употреблялась и употребляется до сих пор сырая рыба. Мясо диких животных в рационе появлялось нерегулярно. Ритуальный характер носило употребление в пищу и мяса собак, причем исключительно ездовых. Существенным подспорьем в питании были дикорастущие растения: черемша, крапива, полынь, дикий лук, желуди, лишайники и многие другие. Использовались в пищу различные ягоды, орехи, древесные грибы. 

 

Эвены

Численность: население около 22 000 человек, из них в России — 21 830

Язык: эвенский, русский, якутский

Религия: шаманизм, православие

Сибирский тунгусо-маньчжурский народ, родственный эвенкам. В родном языке эвенов выделяются три группы диалектов: северная, южная и восточная. Каждый подразделяется на говоры. В XVII веке у эвенов появился контакт с русскими, что не могло не отразиться на культуре и быте. С 20-х годов XX века большинство жителей перешло к оседлости и массовому билингвизму.

В религиозных представлениях эвенов существовал культ хозяев природы и стихий: тайги, огня, воды. Особое место занимало поклонение Солнцу, которому приносили в жертву оленей. Были развиты промысловые культы духов — хозяев природы, шаманизм. До VIII—XIX веков практиковалось воздушное захоронение на деревьях или свайных помостах: эвены одевали усопшего в лучшее платье, сообразно времени года, укладывали в деревянную колоду и ставили ее на деревья или на столбы. Заколов несколько оленей, их кровью обагряли гроб и деревья. Чум умершего, его утварь и прочее оставляли под деревьями. Хоронили головой на запад, ибо верили, что он «отправится на восток». Эвены обряжали покойников в одежду, сшитую без узлов, — «чтобы облегчить душе освобождение от тела, когда она начнет свое путешествие». 

После принятия православия эвены начали хоронить умерших в земле, ставя над могилой кресты. 

Танцы

 

Неотъемлемая часть магических обрядов. Например, на медвежьем празднике (в честь удачной охоты на медведя) танцевали особый круговой танец «Хэдье». Танцами же эвены оплакивали убитое тотемное животное, приносили ему свои «извинения» и объясняли, что в его страданиях они не виноваты, и помогали душе перейти в иной мир.

В своей хореографической культуре эвены сохранили многие традиции. Повсеместно прослеживаются черты подражания повадкам оленя в танцах тундровых эвенов. В основе хореографии лежит единый особый культурный пласт: музыкальный размер, однотипная фиксация движений рук, ног и бедер, голосовое сопровождение танца. 

На протяжении многих веков эвены использовали следующие музыкальные инструменты: дудку, рог, свисток, бубен и варган.

Пение птиц, плавание рыб, бег лисы и зайца, звуки горных рек — своими движениями они описывают сцены из обычной жизни общины: охоту на медведей, сбор ягод, свадьбы, общение парней и девушек. Кроме того, любой танец сопровождался звуком бубнов, колотушек, колокольчиков или горловым пением, реже имитацией звуков, издаваемых животными, рычанием или воем. Сюжетами для эвенских песен также служат сцены из быта, охоты, чувства людей и описание природы.

 

Нивхи

Численность: около 4 460 человек

Язык: нивхский, русский

Религия: шаманизм, язычество, православие

Нивхи — малочисленный народ, проживающий на территории России и Японии. До окончания Второй мировой войны в южной части Сахалина, на тот момент еще японской земле, проживали около 100 коренных нивхов, носителей местного диалекта. В июне 1945 года началось массовое переселение на Хоккайдо, что привело к полному вымиранию уникального южно-сахалинского говора. 

 Исторически этот народ разделился на две группы проживания — Амурскую и Сахалинскую. Различаются группы не только по языковым диалектам, но и по культурным особенностям: праздники, обряды деторождения и захоронения, охота. Значительная часть нивхского населения расселена в Хабаровском крае: в низовьях Амура и на побережьях Охотского моря и Татарского пролива, образуя материковую группу. Вторая, островная группа, представлена на севере острова Сахалин.

Мудрость

 

Имеешь одну жену — значит, бедный. Две, три жены — богатый человек. 

Жил-был один мужчина. Говорят, имел семь жен. Самая старшая из них — Хеманях. Одна она чего стоила — жадная и сварливая. Куда бы ни пошел муж Чомсомула — все ей не так, что бы ни делал — все не эдак. Да при этом еще и младших жен науськивала на него.

«Смотрите, какой у нас муж неумеха, скоро все с голоду помрем, уйдем в подземное царство раньше времени». 

И до того она довела Чомсомулу, что жить ему не захотелось на белом свете. Решил руки на себя наложить. 

И вот как-то встал он рано утром, когда еще ночь властвовала над миром и солнце не поднялось, мысленно простился с молодой женой, которую любил очень, и вышел за порог. На остальных жен не посмотрел даже. 

Путь Чомсомулы был недолог. Ноги сами привели его к Амуру, где много раз добывал он рыбу. И вдруг подумалось ему: сколько раз приходилось лицом к лицу встречаться с К’отором — медведем — и ничего, жив. Столько раз пытался погубить Тол Ыз — хозяин воды, и ничего — жив. Так почему я должен погибнуть из-за прихотей жен своих? Подожду со смертью, а жен проучу.

Вернулся Чомсомула домой, старшую жену Хеманях с нар поднял.

— Иди, — говорит, — старуха, к Амуру. Там тебя Тол Ыз ждет не дождется, в гости зовет. Был и я у него, подарков надарил вам видимо-невидимо. Мне одному не по силам их поднять.

Хеманях направилась бегом к Тол Ызу. Думает про себя: «Одна пойду, никого с собой не возьму. Все мне достанется». Остальные жены разговор слышали и дружно кинулись вдогонку, да от жадности второпях все в воду и бросились. Только пузыри пошли по реке. Говорят, до сих в гостях у Тол Ыза находятся, все не могут подарки поделить. Лишь одна из них, самая последняя, с Чомсомулой осталась, не нужны ей были подарки Тол Ыза, никакие другие драгоценности.

Вскоре сын у них родился, назвали его Някрун, что значит «последыш». Послушным вырос, отца и мать жалел, до самой их смерти во всем помогал. И наказ отца выполнил — имел одну лишь жену, зато любимую, и сам любим был.

 

Эвенки

Численность: около 77 000 человек

Язык: эвенский, якутский, хамниганский, бурятский, русский, китайский

Религия: шаманизм, православие, тибетский буддизм

Устаревшее название этого народа — тунгусы. Он населяет обширную территорию от Енисея на западе до Охотского моря на востоке. Живет также в Монголии и на северо-востоке Китая. В эвенском языке выделяются три группы диалектов: северная, южная и восточная. Каждый диалект подразделяется на говоры. Интересны своими обрядами и обычаями. Например, ритуалом захоронения: эвенки практиковали «воздушное» захоронение. Тело умершего подвешивали высоко на дереве, придавая тем самым его дух небу, воздуху и птицам. 

К мужским занятиям относились изготовление изделий из дерева, кости и металла, а также строительство лодок-берестянок, лодок-долбленок и нарт. Женщины выделывали шкуры, шили из них одежду, обувь, покрышки для чума, предметы домашнего обихода. Обрабатывали бересту и изготавливали из нее посуду, а также «тиски» — огромные полотнища для чумов. Мужчины умели украшать узорами деревянные, костяные и металлические вещи, женщины — бересту и меха. На последних также лежали обязанности домашнего хозяйства и уход за детьми.

Неписанные законы

● Палку, на которую вешают котелок для варки пищи, воткнув, оставлять нельзя: заболеешь неизлечимой болезнью. 

● Когда едешь по озеру и рыба плещется в это время, нельзя говорить «рыба играет», надо говорить «листья падают». Иначе рыба в этом озере переведется.

● Спиной в дом дрова не заносят, с грохотом и поперек не кладут — грех.

● На одной стороне дома не спят постоянно, дом может перевернуться, как лодка.

● Через человека нельзя перешагивать — укорачиваешь его жизнь.

● В угол ногами не ложись — разрушишь свой дом.

● Над собой рукавицы не вешают — грех. Рукавицы мнут твое сердце, оно делается больным.

● Молоток никогда не клади у дверей — он навсегда выгоняет жильцов из дома.

● Когда заночуешь в лесу, сделай зарубку на толстом дереве, и когда дерево будет стонать, ни один нечистый дух не подойдет.

● Ночью никогда не ходят по воду, говорят, что с водой в дом можно принести плохое.

 

Удэгейцы

Численность: около 1 500 человек

Язык: удэгейский, русский

Религия: шаманизм

Устаревшее название народа — удэге́. Это один из коренных малочисленных народов Дальнего Востока.   

На начало XX века удэгейцы занимали сплошную территорию по оба склона  Сихотэ-Алиня. 

Однако в связи с коллективизмом и укрупнением поселений, от которого пострадали чуть ли не все северные российские народы, в 1930-е годы ассимиляцию испытали и поселения удэгейцев. В результате к началу 40-х годов удэгейцы окончательно потеряли единство этнической территории и были сосредоточены в девяти поселках, которые ничем не отличались от русских. 

Общественным традициям удэгейцев свойствено немало архаических черт — так, еще в середине XIX века господствующими у удэгейцев были родовые отношения. Во главе каждого рода стоял избиравшийся из старейших и авторитетных мужчин. Именно он был наделен властными полномочиями, следил за соблюдением закона и вел суд в случае его нарушения. 

Сказка

У стариков жизнь позади, они многое знают — могут дать хороший совет. Только и молодой хорошее слово сказать может: силы у него больше, глаз лучше, руки тверже, вся жизнь впереди. Давно удэ в теплых краях жили, на равнине, на берегу моря. Много их было, как деревьев в лесу. Тихо жили, ни с кем не воевали. Зверя били, рыбу ловили, закон соблюдали, детей растили. 

Тогда в одном стойбище хозяином был старший шаман Кандига. Как заболеет кто-нибудь, вытащит Кандига свой бубен, на котором Агды — гром — нарисован, костер разведет, бубен на костре подогреет и начнет шаманить. Вокруг костра ходит, пляшет, разные слова говорит, поет, в бубен бьет, будто гром гремит, — злых чертей пугает. Шум такой поднимает, что потом эхо два дня откликается. Иной больной и поздоровеет, глядишь. А если умрет, и тогда шаман свое дело сделает: на серой птице с красным клювом душу покойника в подземное царство — Буни — увезет. Ту птицу, правда, никто не видал, да как шаману не верить!

Боялись шамана сородичи, слушались. Что захочет взять — отдают, что скажет — сделают. Как шаману не дать! Не дашь — злых чертей на стойбище напустит, всем худо будет… Черти шамана любили — все у Кандиги было, даже тогда, когда все другие удэ голодали, свои унты с голоду жевали.

И жил в том стойбище молодой парень Димдига, охотник хороший: одной стрелой двух гусей убивал. Парень как парень, не хуже других, а лучше. Смотрел он на Кандигу — одного в толк не мог взять, почему это так получается: двух соболей забьет, одного — себе, другого — опять Кандиге. Кандига на охоту не ходит, в болоте не мокнет, на солнце не сохнет, на морозе не мерзнет, а добычи столько же получает, сколько и Димдига. 

На совете мужчин Кандига говорит, разделив добычу:

— Хорошо сделали мы, все довольны.

— Хозяин! Я недоволен… Почему так? Ты в юрте сидишь, ног не бьешь. Тебе все мужчины половину отдают. Почему у меня, охотника, меньше добра, чем у тебя?

— Глупый ты! Счастье мне духи приносят! Почему? С ними поговори… Вот сейчас всех чертей своих сюда позову!

Рогатую шапку надевает, пояс с погремушками надевает, за бубен гремящий хватается. Гремит бубен — по всей округе гром идет.

К сведению

«Этническое прошлое Приамурья намного сложнее, чем принято думать. В районе Хабаровска, к примеру, археологи прослеживают не менее шести миграционных волн, уходящих в древность: русские, гольды, дючеры, племена Покровской культуры, мохэсцы, палеоазиаты. Были и другие племена, приходившие из Монголии, Прибайкалья, Маньчжурии.
И вообще Амур, как «дорога тысячелетий», издревле манил пришельцев, которые вытесняли либо смешивались с теми, кто ранее обжил привольные места. И для всех Амур становился отчим домом, колыбелью самобытных культур».
Владимир Иванов-Ардашев

Территория нижнего течения Амура (от Хабаровска до Николаевска-на-Амуре) в новом каменном веке (от 13 до 4 000 лет назад) была охвачена активными историческими процессами.

Здесь достаточно рано племена перешли от бродячего к оседлому образу жизни. Они охотились на мамонтовую фауну. Самые поздние мамонты возрастом 13 000 лет обнаружены в низовьях Амура. В Комсомольске-на-Амуре известно три местонахождения с останками мамонта. Их исчезновение вызвано потеплением, таянием ледника, тектоническими процессами. Той же причиной вызвана и миграция лососей в реки бассейна Тихого океана, в том числе, в Амур. Обитатели реки, утратив мамонта, получили не менее ценный и обильный пищевой ресурс. 

На Амуре рано сложилась культура оседлых рыболовов. Остатки котлована самого раннего постоянного жилища в культурном слое возраста 13—11 000 лет назад раскопаны в поселении Хумми возле Комсомольска-на-Амуре. Они научились сохранять рыбные запасы: сушить и вялить. Наиболее выгодным и доступным стал способ консервации в рыбьем жире, получаемом из внутренностей лосося. Эта нужда привела к созданию небывалого в природе материала для изготовления посуды — керамики (обожженной глины). 

Высадившись в 1786 году в бухте Де-Кастри, знаменитый французский мореплаватель Лаперуз встретил людей, которые, якобы, назвали себя орочами. Так, с его легкой руки, это самоназвание закрепилось за жителями Ванинского и Советско-Гаванского районов нашего края. До сих пор особый интерес и неутихающие споры ученых вызывает происхождение орочей. Высказываются различные гипотезы об их корнях. Сегодня возобладало мнение, что орочи — это потомки аборигенов Нижнего Амура и Приморья, которых ассимилировали пришедшие в эти края эвенки.

В цифрах

На Нижнем Амуре — от Хабаровска до Николаевска — люди жили еще 13 000 лет назад. Они не были кочевниками, а строили дома. Охотились, собирали дары природы, обрабатывали камень, изготавливали глиняную посуду. Те, кто жил в наших краях, освоили керамическую посуду одними из первых в мире. И только уже потом из треугольника, состоящего из Хабаровского края, Китая и Японии, керамическая посуда распространилась по всему остальному миру! Для сравнения: возраст самой старой пирамиды Египта примерно 5 000 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ваша оценка: Нет

www.bestmagazine.ru

Коренные народности Хабаровского края

На территории Хабаровского края российского Дальнего Востока издревле проживают восемь коренных малочисленных народов: нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ульчи, эвенки, эвены.

Образ жизни и система хозяйства коренных народов Приамурья определяются географической средой и климатическими условиями.

Традиционные занятия: рыболовство, таежная и морская охота, собирательство.

Основу мировоззрения аборигенов Приамурья составляют древнейшие представления и верования. Наиболее значимы культ природы и шаманство. Коренные народы Приамурья являются наследниками самобытной культуры, насчитывающей более пяти тысяч лет.

Традиционные формы религии народов Приамурья были тесно связаны с их промысловой культурой. Основу их составляли представления о животном мире, очень близком человеку. Считалось, что человек происходит от зверя или птицы; что звери в тайге все слышат и понимают, могут узнать человека в лесу и отомстить ему за убийство их сородичей на охоте; что зверь может возродиться после смерти, если не повредить его кости и череп, сохранив их; что у зверей и птиц есть свои духи-хозяева, которых надо периодически задабривать, чтобы охота была удачной. Поэтому на традиционных праздниках всегда проводились обряды для снятия с себя вины за убийство зверя и «возрождения» его вновь.

Еще первые исследователи отмечали, что народы Приамурья — виртуозы художественной обработки дерева. Ульчи знали множество технических приемов резьбы и росписи. На ульчской посуде для медвежьего праздника выполнялась наиболее богатая орнаментика, ибо медвежий праздник был именно тем центром, вокруг которого вращалась жизнь всей общины. Поэтому ритуальная посуда представляла собой наиболее совершенные образцы резного искусства.

Традиционная одежда народов Приамурья — один из самых массовых видов художественного творчества, сочетающий в себе искусство кроя, аппликации, обработки кожи, металла, камня. Наиболее интересны халаты из рыбьей кожи. Их носили весной, летом и в начале осени. Особая ценность — свадебная одежда, которая имеет большое количество украшений в виде подвесок, орнамента, меховой опушки. Обязательно изображение на халате родового дерева, которое символизирует продолжение рода. Сидящие на ветвях птички — это души не родившихся детей. У нанайцев имелся определенный орнамент для каждого вида одежды. Многие мастера находили вдохновение в резьбе по дереву и кости. Во многих селах выезд на охоту становился своеобразным конкурсом: чья одежда лучше расшита, чья лодка, нарты сделаны красивее, лучше украшены резьбой.

НАНАЙЦЫ
Самоназвание: нани — «здешний человек».
Нанайцы (прежнее название — гольды), народ, проживающий в основном на территории Хабаровского края, в нижнем течении реки Амур: в Солнечном р-не (пос. Кондон, Харпичан). Комсомольском р-не (пос. Бичи, Ниж. Халбы, Чучи, Бельго?, Верхнетамбовское, Верх. Эконь, Пивань). Амурском р-не (пос. Усть-Гур, Диппы, Ачан, Тейсин, Джуен). Хабаровском р-не (пос. Сикачи-Алян, Петропавловка, Улика-Национальное, Победа и окрестности). Нанайском р-не (пос. Малмыж Верх. Нерген, Дубовый Мыс, Гасси, Дада, Даерга, Найхин, Уни, Джари, Верх. и Ниж. Манома, Маяк и его окрестности). Столицей Нанайского района является село Троицкое. На территории ЕАО числится 76 нанайцев, скорей всего они живут в пос. Ольгохта.

Всего численность численность нанайского населения составляет 12017 человек. В этногенезе нанайцев участвовали потомки древнего амурского населения и различные тунгусоязычные народы.

НЕГИДАЛЬЦЫ
Самоназвание: амгун бэйэнин — «амгунский».
Негидальцы (прежнее название — гиляки), народ, проживающий на территории Хабаровского края по берегам рек Амгунь и Амур. В Хабаровском крае проживают 505 из 567 оставшихся на свете негидальцев. Предположительно, негидальский этнос возник в результате смешения эвенков с нивхами и ульчами.

НИВХИ
Самоназвание: нивх — «человек».
Нивхи (прежнее название — гиляки), народ, проживающий на территории Хабаровского края в нижнем течении реки Амур, а именно в окрестностях Николаевска: пос. Литовка, Власьево, Джаорэ, Ниж.Пронге , Тыр. Их численность 4673 человека.

Предположительно, нивхи являются прямыми потомками древнейшего населения Сахалина и Нижнего Амура.

ОРОЧИ
Самоназвание: орочили.
Орочи — народ, проживающий в Приморье и Хабаровском крае по берегам рек Тумнин и Амур, а именно в Ванинском (пос.
Датта, Монгохто, Дюанка, Уська-Орочская) и Советско-Гаванском (пос. Коппи) районах. В Хабаровском крае проживают 426 из 686 орочей. В этногенезе орочей участвовали аборигенные и пришлые эвенкийские народы.

УДЭГЕЙЦЫ
Самоназвание: удэхэ.
Удэгейцы (в прошлом назывались «лесными людьми»), народ, проживающий в Приморье и Хабаровском крае. В Хабаровском крае проживает 613 из 1582 удэгейцев. В формировании удэгейского этноса участвовали аборигенные и пришлые тунгусские народы.

УЛЬЧИ
Самоназвание: нани — «человек земли».
Ульчи (в прошлом назывались мангунами — «амурскими людьми»), народ, проживающий на территории Хабаровского края в нижнем течении реки Амур, а именно в Ульчском р-не: пос. Дуди, Кольчем, Ухта, Богородское. В Хабаровском крае проживает 2,7 тыс. из 2,9 тыс. ульчей. В этногенезе ульчей участвовали нанайцы, нивхи, негидальцы, айны, эвенки.

ЭВЕНКИ
Самоназвание: эвэн.
Эвенки (прежнее название — тунгусы, назывались также «оленьими людьми»), народ, проживающий на территории Сибири и Дальнего Востока, а именно в Аяно-Майском р-н (пос. Джигда, Аим, Ципанда), Тугуро-Чумиканский р-н (пос. Алгазея, Тором, Тугур), Верхнебуреинский р-н (пос. Шахтинский, Усть-Умальта), Полино Осипенский р-н, Хабаровский р-н (пос. Догордон), Солнечный р-н, запад Ульчского р-на.

Численность 30233 человека. Предками эвенков были прототунгусы Прибайкалья и Забайкалья.

ЭВЕНЫ
Самоназвание: эвэн.
Эвены (прежнее название — ламуты), народ, проживающий на территории Сибири и Дальнего Востока, а именно в восточной половине Охотского района: пос. Новая Иня, Арка, Кетанда.

В Хабаровском крае проживают 1,2 тыс. из 17 тыс. человек. Эвены принадлежат к северо-восточной ветви эвенков.

текст http://www.mega-pages.ru/stats?rub=937
фото http://www.vremya.ru/2006/124/4/

khabarovsk.drugiegoroda.ru

численность населения, национальный состав, информация о регионе

ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ расположен на Дальнем Востоке, с востока омывается Охотским и Японским морями. Граничит на юге с Китайской Народной Республикой, Приморским краем, на юго-западе – с Еврейской автономной областью, на западе – с Амурской областью, на северо-западе и севере – с Республикой Саха (Якутия), на северо-востоке — с Магаданской областью.

По данным Переписи населения 2002 в регионе проживают 1 436 570 человек. По данным Переписи 2010 года — 1 343 869.

Национальный состав:

Русские 1 290 264 89,82%
Украинцы 48 622 3,38%
Нанайцы 10 993 0,77%
Татары 10 972 0,76%
Корейцы 9 519 0,66%
Белорусы 8 840 0,62%
Эвенки 4 533 0,32%
Азербайджанцы 4 463 0,31%
Китайцы 3 815 0,27%
Лица, не указавшие национальность 3 521 0,25%
Мордва 3 399 0,24%
Немцы 3 166 0,22%
Ульчи 2 718 0,19%
Армяне 2 666 0,19%
Нивхи 2 452 0,17%

 

Месторождения золота, платины, драгоценных и цветных металлов. Основными промысловыми районами для рыбодобывающих предприятий Хабаровского края являются Охотское, Берингово, Японское моря и река Амур.

Промышленность: машиностроение и металлообработка, черная металлургия, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, горнодобывающая, рыбная, нефтеперерабатывающая промышленность. Развита промышленность стройматериалов, легкая, пищевая.

В крае выращивают пшеницу, ячмень, овес, сою, картофель и овощи, кормовые культуры, плоды и ягоды. Животноводство имеет мясомолочное направление. Развиты оленеводство (на севере края), звероводство и охотничий промысел.

По территории проходят Транссибирская и Байкало-Амурская железнодорожные магистрали. Конечная точка БАМа – порт Ванино – является пунктом паромной переправы Ванино-Холмск на Сахалин. Транспортная ось – река Амур с портами Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре и Николаевск-на-Амуре. Аэропорт Хабаровска – важнейший пересадочный узел внутрироссийских и международных воздушных перевозок во всей азиатской части России.

Главная река Амур.

Климат: на юге – умеренный муссонный, на севере – субарктический.

 

Источник: Официальный информационный интернет-портал Хабаровского края

nazaccent.ru

численность, плотность, этнический состав :: SYL.ru

Население Хабаровского края распределено крайне неравномерно. Большинство жителей живут в крупных городах, таких как Хабаровск или Комсомольск-на-Амуре. Городских жителей в регионе – 82 процента. Северные же области края практически не заселены, плотность населения там в среднем всего лишь 0,03 человека на квадратный километр.

Информация о регионе

Хабаровский край располагается на Дальнем Востоке России. До 1938 года это был один Дальневосточный регион. Затем он был разделен на Приморье и Хабаровский край. Через центральные области протекает транспортная артерия региона: река Амур.

Часть южных областей Хабаровского края граничит с Китаем.

Первые люди начали появляться на местных землях еще в эпоху мезолита. Русские же первопроходцы начали осваивать регион в 17-м веке.

Самые заселенные города Хабаровского края располагаются по течению реки Амур (это собственно Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре, Амурск, Вознесенск и другие) или же на берегу Японского моря (Ванино, Советская Гавань).

Численность населения Хабаровского края

По данным Управления Федеральной службы государственной статистики, в Хабаровском крае на 2017 год проживает 1 333 294 человек. Почти половина из них – жители городского округа Хабаровск (616 000). Почти 300 тысяч человек живут в городе Комсомольске-на-Амуре. В Амурске и окрестностях проживают еще 60 тысяч человек (из них 8000 сельских жителей).

Население поселков и городов Хабаровского края на юге региона составляет еще около 50 000 человек (Вяземский, Бикин, Лермонтовка). Северные области края практически не заселены. Так, на огромной территории Охотского муниципального района (более чем 150 000 квадратных километров) проживает всего лишь 6 тысяч человек. Плотность населения составляет, следовательно, всего лишь 0,04 чел/кв. км. Еще печальнее ситуация в Тугуро-Чумиканском и Аяно-Майском муниципальных образованиях. В каждом из них проживает менее двух тысяч человек. Плотность населения здесь составляет всего лишь 0,02–0,03 чел/кв.км. В Аяно-Майском районе, к примеру, располагается лишь две более-менее крупных поселка (Аян и Нелькан), количество жителей в которых составляет соответственно 844 и 729 человек.

Состав по полу и возрасту

Население Хабаровского края представлено в основном молодыми людьми в возрасте от 25 до 29 лет. Их насчитывается более 120 тысяч человек. Стариков в регионе не так много – всего 10 000 тех, кому за 80. Пенсионеров (старше 65 лет) также не так много, всего около 10 процентов от числа жителей.

По половому признаку население Хабаровского края распределено практически равномерно: женщин 52,3 %, а мужчин 47,7 %. Ранее эти показатели были практически одинаковыми. Так, в 1979 году в регионе проживало 50,4 процента женщин и 49,6 процентов мужчин.

Этнографический состав в регионе

По состоянию на 2010 год больше всего в Хабаровском крае русских – 88 процентов. Это даже больше, чем в советское время. Например, в середине ХХ века в регионе было 82 процента русского населения. Украинцев в Хабаровском крае около 26 000 человек, что составляет почти что 2 процента от населения. Коренного населения – нанайцев – крайне мало, всего 11 000 граждан (0,82 %).

Прибывают на Дальний Восток, в том числе и в Хабаровский край, жители близлежащих азиатских государств: Китая, Кореи. По данным статистики за 2010 год, корейцев в регионе 8000 человек, китайцев – 3800. В крупных городах очень много китайских туристов, поскольку для них отменены визы. Поэтому и создается иногда впечатление, что китайцев очень много на Дальнем Востоке.

Население Хабаровского края разговаривает преимущественно на русском языке. Малые народы (нанайцы, эвенки) забывают свой родной язык, и это является серьезной проблемой в настоящее время. Дело в том, что нанайский язык сравнительно молодой, письменность получил лишь в 1930-е годы, а поэтому существует не так много письменных источников на нем. Необходимо сохранять культуры малочисленных народов, но современные программы, направленные на это, работают плохо.

Демография региона

Плотность населения Хабаровского края составляет 1,69 человека на кв. км, однако эти показатели сильно отличаются от округа к округу.

Рождаемость преобладает над смертностью, но не сильно. Так, на 1000 жителей родилось в 2017-м, равно как и в 2016 году, 14 детей. Смертность же по состоянию на 2017 год составляет 13,3 человека на 1000 граждан края.

Умирают жители Хабаровского края в основном от болезней системы кровообращения (более 8600 человек в год), ишемической болезни сердца (4000), цереброваскулярных болезней (2700 жителей), злокачественных образований (2500) даже травм (почти 2000).

Динамика изменения численности

Из-за довольно сложных природных условий происходит постоянных отток граждан Хабаровского края в другие регионы России и за рубеж. Так, с 1992 года отмечается постоянное убывание населения. За 25 лет число жителей снизилось на 300 000 человек. Однако стоит также отметить, что теперь это убывание не такое сильное.

В настоящее время отмечаются высокие темпы строительства в регионе. Крупные фирмы вкладываются в различные объекты. За последние даже десять лет облик многих городов, особенно Хабаровска, очень изменился. Если раньше здесь были повсюду старые пятиэтажки и заброшенные предприятия, то теперь активно ведется строительство бизнес-центров, фирмы вкладывают свои инвестиции во многие смелые проекты. Изменяется и облик городов: строятся новые парки, скверы, улучшается инфраструктура.

Стоит отметить и улучшение социальной защиты населения Хабаровского края. Таким образом, теперь все меньше жителей хотят покинуть регион, однако по-прежнему отмечается отрицательная миграция. За 2016 год уехало 58633 человек, в то время как прибывших – всего 57 047. Темпы миграции несколько снизились за последние годы, ведь сейчас миграционное снижение составляет всего 1500 человек, тогда как еще в 2015 году оно было 4900 чел.

www.syl.ru

Коренные народы Хабаровского края возмутил дальневосточный гектар

Коренные народы Хабаровского края возмущены тем, что часть территорий их традиционного природопользования забрали под «дальневосточный гектар».

«Нам сократили участки в десятки раз. Если раньше у нас по всему региону было около 30 миллионов гектаров земель, закреплённых за исконным населением региона, то сейчас эти территории сокращают до менее чем 15 миллионов гектаров», – сообщил председатель губернаторского совета уполномоченных представителей КМНС Сергей Сусликов 14 октября РИА «Восток-Медиа – Хабаровск».

По его словам, общественных обсуждений этой реформы никто не проводил, все ограничилось публикацией на сайте министерства природных ресурсов региона.

«Я проехал по национальным сёлам, все люди возмущены до предела. Они готовы объявить массовую голодовку. Кто-то собирается прийти в администрацию и привязать себя к батарее, кого-то свяжут друг с другом веревками, выражая протест такому несправедливому решению», – рассказал Сергей Сусликов.

Он добавил, что самое радикальное сокращение охотничьих и рыболовных угодий намечено в южных, центральных и восточных районах края: в Советско-Гаванском, Солнечном, Хабаровском и районе имени Лазо коренному населению оставят менее 10% от их владений, в Ванинском районе общинам орочей вместо закрепленных полутора миллионов гектаров оставят 35 тысяч.

На официальном сайте министерства природных ресурсов Хабаровского края сказано, что закон о «дальневосточном гектаре» дает коренным народам реальную возможность для занятий традиционной хозяйственной деятельностью. В ведомстве отмечают, что в настоящее время у коренных народов нет возможности получить «дальневосточный гектар» в месте своего проживания. Но проведенная актуализация земель поможет обеспечить коренным народам условия «для ведения традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности в населенном пункте проживания, в непосредственной близости от него или там, где гражданину это интересно».

Сергей Сусликов скептически отнесся к этим аргументам, заявив, что у его семьи под удэгейским селом Гвасюги есть около 20 тысяч гектаров охотничьих угодий, и вместо этой территории ему предлагают взять лишь один гектар. «Да для охотника это ничто. Представляете, выхожу я на свой традиционный участок на охоту, а там кто-то дом уже построил или дорогу проложил. Что будет? Социальный конфликт!», – заметил он.

В Минприроды ресурсов Хабаровского края сообщили, что решение об изъятии земель не является бесповоротным, и что ведомство готово к диалогу с коренными народами региона.

Жители Дальнего Востока с 1 июня могут получить один гектар земли в безвозмездное пользование на пять лет. Количество выделяемой земли зависит от количества членов семьи – по гектару на человека (до 10 га). 

nazaccent.ru

О коренных народах Хабаровского края

Коренные народности

На территории Хабаровского края российского Дальнего Востока издревле проживают восемь коренных малочисленных народов: нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ульчи, эвенки, эвены. Традиционные занятия: рыболовство, таежная и морская охота, собирательство.

Наиболее значимы культ природы и шаманство. Коренные народы Приамурья являются наследниками самобытной культуры, насчитывающей более пяти тысяч лет.

Основу их религии составляли представления о животном мире, очень близком человеку. Считалось, что человек происходит от зверя или птицы; что звери в тайге все слышат и понимают, могут узнать человека в лесу и отомстить ему за убийство их сородичей на охоте; что зверь может возродиться после смерти, если не повредить его кости и череп, сохранив их; что у зверей и птиц есть свои духи-хозяева, которых надо периодически задабривать, чтобы охота была удачной. Поэтому на традиционных праздниках всегда проводились обряды для снятия с себя вины за убийство зверя и «возрождения» его вновь.

Еще первые исследователи отмечали, что народы Приамурья — виртуозы художественной обработки дерева. Ульчи знали множество технических приемов резьбы и росписи. На ульчской посуде для медвежьего праздника выполнялась наиболее богатая орнаментика, ибо медвежий праздник был именно тем центром, вокруг которого вращалась жизнь всей общины.

Традиционная одежда народов Приамурья — один из самых массовых видов художественного творчества, сочетающий в себе искусство кроя, аппликации, обработки кожи, металла, камня. Наиболее интересны халаты из рыбьей кожи. Их носили весной, летом и в начале осени. Особая ценность — свадебная одежда, которая имеет большое количество украшений в виде подвесок, орнамента, меховой опушки. Обязательно изображение на халате родового дерева, которое символизирует продолжение рода. Сидящие на ветвях птички — это души не родившихся детей. У нанайцев имелся определенный орнамент для каждого вида одежды. Многие мастера находили вдохновение в резьбе по дереву и кости. Во многих селах выезд на охоту становился своеобразным конкурсом: чья одежда лучше расшита, чья лодка, нарты сделаны красивее, лучше украшены резьбой.

НАНАЙЦЫ
Самоназвание: нани — «здешний человек».
Нанайцы (прежнее название — гольды), народ, проживающий в основном на территории Хабаровского края, в нижнем течении реки Амур. Численность 12017 человек. В этногенезе нанайцев участвовали потомки древнего амурского населения и различные тунгусоязычные народы.

НЕГИДАЛЬЦЫ
Самоназвание: амгун бэйэнин — «амгунский».
Негидальцы (прежнее название — гиляки,), народ, проживающий на территории Хабаровского края по берегам рек Амгунь и Амур. Численность 622 человека. Предположительно, негидальский этнос возник в результате смешения эвенков с нивхами и ульчами.

НИВХИ
Самоназвание: нивх — «человек».
Нивхи (прежнее название — гиляки), народ, проживающий на территории Хабаровского края в нижнем течении реки Амур и на острове Сахалин. Численность 4673 человека.

Предположительно, нивхи являются прямыми потомками древнейшего населения Сахалина и Нижнего Амура.

ОРОЧИ
Самоназвание: орочили.
Орочи — народ, проживающий в Приморье и Хабаровском крае по берегам рек Тумнин и Амур. Численность 915 человек. В этногенезе орочей участвовали аборигенные и пришлые эвенкийские народы.

УДЭГЕЙЦЫ
Самоназвание: удэхэ.
Удэгейцы (в прошлом назывались «лесными людьми»), народ, проживающий в Приморье и Хабаровском крае. Численность 2011 человек. В формировании удэгейского этноса участвовали аборигенные и пришлые тунгусские народы.

УЛЬЧИ
Самоназвание: нани — «человек земли».
Ульчи (в прошлом назывались мангунами — «амурскими людьми»), народ, проживающий на территории Хабаровского края в нижнем течении реки Амур. Численность 3233 человека. В этногенезе ульчей участвовали нанайцы, нивхи, негидальцы, айны, эвенки.

ЭВЕНКИ
Самоназвание: эвэн.
Эвенки (прежнее название — тунгусы, назывались также «оленьими людьми»), народ, проживающий на территории Сибири и Дальнего Востока. Численность 30233 человека. Предками эвенков были прототунгусы Прибайкалья и Забайкалья.

ЭВЕНЫ
Самоназвание: эвэн.
Эвены (прежнее название — ламуты), народ, проживающий на территории Сибири и Дальнего Востока. Численность 17199 человек. Эвены принадлежат к северо-восточной ветви эвенков.

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *