cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Рабочая программа биология 5 класс – Рабочая программа по биологии (5 класс) на тему: Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГОС)

рабочая программа по биологии 5 класс (ФГОС)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6» г. Югорска

Утверждена приказом директора Рассмотрена на МО Проверена зам. УВР _______________

от __ _2013 г. № _ протокол от _______2013г.№ _______ ______2013 г./_____________________/

Рабочая программа по учебному предмету

биология (ФГОС) на 2013-14уч.г.

5 класс

Разработана Галимовой Н.М., учителем

биологии высшей квалификационной категории

1.Пояснительная записка

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информаций вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых – вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность как носителей её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: призвание наивысшей ценностью жизни и здоровья человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно – познавательной, информационной, ценностно- смысловой, коммуникативной;

  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально – ценностного отношения к объектам живой природы.

2.Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе.

Отбор содержания проведен с учетом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Примерная программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:

  • структурно-уровневая организация живой природы;

  • ценностное и экокультурное отношение к природе;

  • практико — ориентированная сущность биологических знаний.

Содержание структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».

Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах/

В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.

Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено учащимися при изучении курса биологии в основной школе; во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их воcприятия общебиологическими закономерностями.

3.Место курса биологии в базисном учебном плане

Учебный курс биология изучается в рамках предметной области — естественно-научные предметы. Примерная программа по биологии для основного общего образования составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Инвариантная часть курса биологии для основной школы полностью включает в себя содержание примерной программы, на изучение предмета в 5-9 классах отводится по учебному плану 280 часов (

за 5 лет), в том числе:

  • 5 класс — 35 часов (1 час в неделю)

  • 6 класс — 35 часов (1 час в неделю)

  • 7 класс – 70 часов (2 часа в неделю)

  • 8 класс – 70 часов (2 часа в неделю)

  • 9 класс –70часов (2 часа в неделю)

В соответствии с БУПом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс естествознания, включающий интегрированные сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии, географии. По отношению к курсу биологии данный курс является пропедевтическим, в ходе освоения его содержания у учащихся формируются элементарные представления о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии, роли в природе и жизни человека.

Помимо этого, в курсе естествознания рассматривается ряд понятий, интегративных по своей сущности и значимых для последующего изучения систематического курса биологии: энергия, тела и вещества, неорганические и органические вещества, молекулы, агрегатные состояния вещества, испарение, конденсация, почва и др. Опираясь на эти понятия, учитель биологии может более полно и точно, с научной точки зрения, раскрывать физико-химические основы биологических процессов и явлений, изучаемых в основной школе (питание, дыхание, обмен веществ и превращение энергии, фотосинтез, эволюция и т. д.).

В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой важное неотъемлемое звено в системе непрерывного биологического образования, являющееся основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

4.Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по биологии

Стандарт устанавливает к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы требования

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов;

  1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире биологических профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  2. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  3. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  4. Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, общественно- полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  5. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

  6. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно- оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметными результатами освоения программы по биологии являются:

  1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия с изменяющейся ситуацией;

  4. Умение оценивать правильность выполднения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  5. Умение определять биологические понятия, обобщать, анализировать, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

  6. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  7. Умение организовывать учебное сотрудничество и совмкстную деятельность с учителем и сверстниками;

  8. Формирование и развитие ИКТ компетенции;

  9. Формирование и развитие зкологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий. А также способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.

5–6-й классы

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметные результаты освоения:

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки  и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью свое

infourok.ru

Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС

Пояснительная записка

Биология занимает особое место среди естественных наук. Многие биологические процессы невозможно понять, не обращаясь к химическим и физическим законам. Биология формирует единую научную картину мира. Изучение биологических объектов позволяет проанализировать процессы взаимодействия в сложных многоуровневых системах — организмах растений и животных, экосистемах и др., понять механизмы регуляции, устойчивости систем к внешним воздействиям. Формируются идеи исторического развития живой природы.

Изучение курса биологии в школе обеспечивает личностное, социальное, общекультурное, коммуникативное и интеллектуальное развитие личности.

Цели изучения предмета биологии определены Федеральным государственным образовательным стандартом:

  • формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития,

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах; овладение понятийным аппаратом биологии;

  • приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов;

  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений.

Ведущую роль в ценностных ориентирах играют познавательные ценности, перечисленные выше. Коммуникативные ценности в основе составляют процесс общения и грамотную речь.

Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии.

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального Закона РФ «Об образовании» №273 –ФЗ от 29.12.2012 г.

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897, зарегистрированного

Минюстом России 01 февраля 2011 г., рег. № 19664 «Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования».

федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

  • Примерной образовательной программы основного общего образования.

  • Примерной программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы. (Стандарты второго

поколения)

Латюшин, Г.Г. Швецов,

биологического образования при переходе на ФГОС ООО»,- АО ИОО, 2013 г.

Общее количество часов для обязательного изучения учебного предмета «Биология» в 5 классе, составляет 35 часов (по 1 часу в неделю).

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской

Инвариантная часть программы 5 класса составляет 32 часа, вариативная часть программы — 3 часа. За основу взята авторская программа В.В. Пасечника, в которую введены вопросы регионального содержания и проведено перераспределение резервного времени. Увеличено количество часов на изучение разделов: «Царство Грибы» (на 1 час) и «Царство Растения» (на 2 часа).

В практической части объединены лабораторные работы:

— «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе» и «Ведение дневника наблюдений» в работу «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе»;

— «Устройство увеличительных приборов. Правила работы с ними» и «Изучение клеток растения с помощью лупы» в работу «Устройство лупы и микроскопа, правила работы. Изучение клеток растения с помощью лупы»;

— «Изучение строение плесневого гриба мукора» и «Изучение строение дрожжей» в работу «Строение мукора и дрож­жей».

Количество учебных часов, отведённых на реализацию регионального содержания в 5 классе, составляет 8 часов. Материалы регионального содержания по биологии рассредоточены по всему курсу, используются при проведении лабораторных работ.

В основе рабочей программы лежит системно-деятельностный подход, поэтому приоритетными формами и методами работы являются групповая и парная работа, методы проектно- исследовательский, выполнение творческих заданий, лабораторных и практических работ. Приоритетными технологиями являются технологии развития критического мышления, проблемного обучения, игровые, информационные.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог. В программе отражена проектно- исследовательская работа с обучающимися.

Основные виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый, и формы контроля: тестирование, выполнение лабораторных работ закрепляющего характера, творческие задания, способствующие развитию умения применять знания на практике, монологические ответы учащихся.

Критерии и нормы оценки знаний учащихся

Отметка «5» ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «4»:

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «2»:

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

В структуру рабочей программы входят следующие разделы:

  • пояснительная записка

  • общая характеристика учебного предмета курса 5 класса

  • описание места учебного предмета в учебном плане

  • личностные, метапредметные и предметные результаты освоения биологии

  • содержание учебного предмета за курс 5 класса

  • тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

  • инструментарий для оценки планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы

  • описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на фо

infourok.ru

Рабочая программа по биологии 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Чердаклинская средняя школа № 1

имени доктора Леонида Михайловича Рошаля

(МБОУ Чердаклинская СШ № 1)

Рассмотрена

на заседании методического объединения учителей биологии, химии, географии

Протокол № 1

от «26» августа 2016 года

Руководитель методического объединения _______/М.А.Ушникова/

ФИО

Согласована

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

_______/Н.В.Титаренко /

ФИО

«27» августа 2016 года

Утверждена

приказом от «30» августа 2016 года

№ __

Директор

________/О.А.Созонова/

ФИО

Рабочая программа

Наименование курса: Биология

Уровень образования (класс): основное общее образование, 5 класс Уровень: базовый

Количество часов по учебному плану: всего 35 часов в год; в неделю — 1 час

Учитель биологии: Ушникова Марина Анатольевна, первая квалификационная категория

Срок реализации программы: 2016 — 2017 учебный год

Планирование составлено на основе программы Биология: 5 – 9 классы. Составители: И.Н.Пономарёва, В.С.Кучменко, О.А.Корнилова, А.В.Драгомилов, Т.С.Сухова. М.: Вентана-Граф, 2015г.

Учебник: Биология. 5 класс; учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова – М.: Вентана-Граф, 2013г.

Рабочую программу составил (а) ____________________ /Ушникова М.А./

подпись расшифровка подписи

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Пояснительная записка: с.3

  1. Нормативные документы; с.3

  1. Цели с учетом специфики предмета; с.3

  1. Цели, задачи, планируемые результаты; с.4

  1. Отличительные особенности рабочей программы от примерной программы; с.5

  1. Используемые технологии; с.7

  1. Формы и методы контроля; с.7

  1. Общая характеристика предмета, образовательная область с.8

  2. Место учебного предмета в учебном плане с.9

  3. Описание ценностных ориентиров, содержащихся в учебном предмете с.9

  4. Результаты освоения учебного предмета с.10

  5. Содержание учебного предмета с.13

  6. Тематическое планирование с.23

  7. Календарно-тематическое планирование с.25

  8. Лист коррекции с.55

  9. Список литературы с.56

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе курса «Введение в биологию» 5 класс на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н. Пономарёвой и др.

(концентрический курс)

    1. Нормативные документы.

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации».

  • Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования.

  • Примерной основной образовательной программы.

  • Примерной программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: проект.-М.: Просвещение, 2011.-54 с.- (Стандарты второго поколения)

  • Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных школ И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 304

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОН РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ в 2012-2013 уч. г., авторской программы по биологии 5-9 кл. системы «Алгоритм успеха» издательского центра «Вентана-Граф»: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. — М.: Вентана — Граф, 2013г.

1.2. Цели с учетом специфики предмета.

Цели в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном. А также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

1.3 Цели, задачи, планируемые результаты.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. В программе предусмотрено проведение 4-х лабораторных работ, что так же способствует приобретению практических умений и навыков и повышению уровня знаний.

Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, с возрастными особенностями развития учащихся. Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знания о своеобразии царств животных, растений, грибов и бактерий в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, а так же на формирование способности использовать приобретённые знания в практической деятельности.

Диагностирование результатов предполагается через использование урочного и тематического тестирования, выполнение индивидуальных и творческих заданий, проведение лабораторных работ, экскурсий, защиты проектов.

Средствами реализации рабочей программы являются УМК И.Н. Пономарёвой, материально-техническое оборудование кабинета биологии, дидактический материал по биологии.

Достижению результатов обучения пятиклассников способствует применение деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (технологии личностно ориентированного обучения, развивающего обучения, технологии развития критического мышления, проектной технологии, ИКТ, здоровьесберегающих). Предполагается использование методов обучения, где ведущей является самостоятельная познавательная деятельность обучающихся: проблемный, исследовательский, программированный, объяснительно-иллюстративный.

Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством И.Н.Пономарёвой и учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 128 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.

1.4 Отличительные особенности рабочей программы от примерной программы.

Основой образовательной деятельности педагога в образовательном учреждении является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и навыки, подлежащие усвоению по учебным предметам и дисциплинам. Она включает перечень тем и их реферативное описание (изложение основных вопросов в заданной последовательности), рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения.

К учебным программам относятся: «примерная (типовая) учебная программа», «авторская программа» и «рабочая программа учебного курса».

Примерная (типовая) учебная программа (далее — Примерная программа) – документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. Рекомендуется она Министерством образования и науки Российской Федерации и носит рекомендательный характер.

Примерная программа выполняет две основные функции: информационно-методическую и организационно-планирующую. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, может использоваться при тематическом планировании учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могутпредложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым Примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).

Рабочая учебная программа (Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта Учебной программы. Один из вариантов Учебной программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего о

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *