На какое максимальное количество клеток может ходить ферзь за один ход: Шахматная фигура ферзь — как ходит? Как бьет? Правила и примеры
Шахматная фигура ферзь — как ходит? Как бьет? Правила и примеры
Ферзь — самая сильная шахматная фигура. Его русское название произошло от персидского ferz — «полководец». И правда, шахматный ферзь играет роль полководца, который возглавляет свою армию. Чаще всего именно он завершает атаку на вражеского короля.
В английском языке эту фигуру называют queen — «королева». И у нас часто можно встретить, как ферзя называют королевой, потому что в начале партии эта фигура стоит рядом с королем. Еще одно устаревшее название ферзя — «дама» (это связано с дамкой в шашках, потому что шашки проходят в дамку, как пешки проходят в ферзя).
Интересный факт
На доске одновременно может быть целых 9 ферзей одного цвета! Это произойдет, если каждая пешка превратится в ферзя, и при этом сохранится первый не превращенный ферзь. Конечно, такое в партиях практически не встречается — а вот партии, в которых одновременно на доске играли по 2 или 3 ферзя одного цвета, можно найти и в творчестве известных гроссмейстеров.
Как ходит и бьет ферзь в шахматах
Ферзь обладает самым сильным ходом: он способен передвигаться на любое число клеток по вертикали, горизонтали и диагонали. Ферзь может свободно ходить по любым линиям до тех пор, пока перед ним не возникнет преграда в виде другой фигуры (фигуру соперника при этом он сможет съесть).
Как ходит ферзь в шахматах: схема
Другими словами, ход ферзя совмещает в себе ход ладьи (по прямым линиям) и слона (наискосок). Маневренность и дальнобойность делают ферзя мощной фигурой в атаке. Ферзь может за два хода добраться до любой клетки шахматной доски, и именно ферзь чаще всего ставит мат королю соперника.
Поскольку ферзь в шахматах рубит во все стороны, он может одновременно нападать на много вражеских фигур. Ферзь прекрасно делает двойной удар, а может напасть сразу и на три и более фигуры.
Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова
Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков
Сила ферзя
По разным источникам силу ферзя оценивают от восьми пешек (так как он совмещает в себе ценность ладьи и слона) до десяти пешек (приравнивая его силу к двум ладьям). Наиболее точной представляется оценка силы ферзя в девять пешек: немного сильнее ладьи и слона или ладьи и коня, но чуть слабее двух ладей.
Но все зависит от позиции — часто в эндшпиле ладья и слон удерживают ничью против ферзя (если удается построить «крепость»), а в открытой позиции в миттельшпиле ферзь может быть более грозным, чем две ладьи, если они не взаимодействуют между собой.
Типичные матовые позиции с ферзем
Ферзь в шахматах — это главная фигура в атаке. Многие матовые конструкции с участием ферзя повторяются очень часто, и их знание поможет создать угрозу мата в любой партии. Чаще всего ферзь ставит мат, располагаясь максимально близко к королю соперника под защитой другой фигуры своего цвета. Вот пример типовых матов ферзем:
Детский мат — мат в начале партии нерокированному королю ферзем под защитой слона на поле f7 (f2 для черных).
Мат рокированному королю под защитой слона на поле h7, при этом ферзь и слон могли взаимодействовать по одной диагонали (это называется «батарея», диаграмма 1) или же ферзь атаковал пешку по вертикали, чаще всего с поля h5, под защитой слона по диагонали (диаграмма 2).
Мат рокированному королю ферзем под защитой коня на поле h7 (чаще всего), или на поле g7/f7.
Мат ферзем по открытой крайней вертикали под защитой ладьи.
Конечно, этим возможности ферзя не ограничиваются — матовых конструкций с ферзем в главной роли существует бесконечное множество.
Бесплатные занятия по английскому с носителем
Занимайтесь по 15 минут в день. Осваивайте английскую грамматику и лексику. Сделайте язык частью жизни.
Мат ферзем в эндшпиле
В миттельшпиле ферзь чаще всего ставит мат под защитой другой, более слабой фигуры. А в эндшпиле ферзь может заматовать одинокого короля соперника при помощи только своего короля. Отметим, что без короля ферзь не справится: загнать вражеского короля в угол он легко может и сам, а вот для того, чтобы поставить мат, нужен король, который будет защищать ферзя.Самый простой способ поставить мат ферзем:
сначала ферзь загоняет вражеского короля в клетку, встав от него на расстоянии хода коня и с каждым ходом все ближе оттесняя короля к краю;
затем ходит король, и ферзь ставит мат под его защитой.
Подведем итоги
Мы узнали, что такое ферзь в шахматах: грозный полководец, который играет важную роль в атаке на короля соперника.
Разобрались, как может ходить и есть ферзь в шахматах — на любое количество клеток по вертикали, горизонтали и диагонали, но не перепрыгивая через другие фигуры.
Оценили силу ферзя в пешечном эквиваленте — примерно девять пешек (но все зависит от позиции!).
Разобрали несколько типичных матовых позиций с участием ферзя — осталось лишь отточить их на практике.
Как ходит Ферзь и Король в шахматах
Урок 5. Как ходят фигуры? Ферзь, король.
Итак, на закуску у нас самое интересное.
Ферзь.Ферзь – самая сильная шахматная фигура. Номинальная стоимость 10 очков.
Как сказал кардинал Ришелье, играя в шахматы с Д’Артаньяном: «Это королева, она ходит как угодно…». Кардинал сказал по существу верно, за исключением того, что «королева» — не самое правильное название. Эта фигура называется «Ферзь». Но того требовал ход сюжета…
Ферзь ходит во все стороны по вертикали и диагонали на любые расстояния. То есть, он обладает возможностями ладьи и слона одновременно. НЕ может перепрыгивать через фигуры. Схематично указано на диаграмме ниже.
Важность ферзя сложно переоценить. Он очень эффективен и в защите, и в нападении, очень мобильный и сильный. Единственный минус, который связан с ферзем, это то, что его надо оберегать от нападений. Например, в позиции на следующей диаграмме ферзь белых может ударить одну из нескольких фигур черных: коня, слона и пешку. Однако все эти фигуры находятся под защитой черного ферзя. Если белый ферзь решит ударить кого-либо из них, следующим своим ходом черный ферзь ударит белого. И любой такой размен белым будет невыгоден, ведь они лишатся своей самой сильной фигуры, а заберут за неё фигуру меньшего достоинства.
Поменять ферзя, скажем на коня или слона практически всегда не выгодно. Равноценно ферзя можно поменять лишь на ферзя соперника, либо сразу на несколько фигур. Хотя бывают случаи, когда шахматисты специально отдают ферзя для достижения какой-либо задачи. Но об этом позже. Пока вам необходимо осознать, что ферзя стоит беречь и использовать рационально как самое сильное ваше оружие.
Король.Король – самая главная фигура. Он не имеет номинальной стоимости. Его нельзя разменивать, держать под боем фигур соперника. Он требует постоянной защиты. Но это не потому, что король слишком уж слабый как фигура, а потому, что если он погибает, то партия для играющего проиграна.
С другой стороны, король также может передвигаться и бить фигуры соперника. В конце игры, когда фигур на доске на порядок меньше, и прямых угроз королю не так много, его сила оценивается примерно как сила легкой фигуры (коня или слона).
Король, как и ферзь, ходит и наносит удары во все стороны по вертикали и диагонали, но только на одну клетку.
То есть, находясь в середине доски, король пробивает 8 полей.
Теперь Вы знаете, как ходят и наносят удары шахматные фигуры. Чтобы запомнить каждую, необходимо попрактиковаться. Для того, чтобы эта практика прошла быстро и весело и при этом эффективно, предлагаю поиграть в так называемый «Шахматный лабиринт»:
Сценарий следующий: белый король, это вы. Пешки, это стены вашего дома. Их двигать нельзя. Чёрный конь это гость, которого нужно встретить. Другими словами, надо королем дойти до коня. Как ходит король, думаю, вы помните.
В сущности все просто, король по одной клетке доходит до коня, но не совсем… У вас дома куча мебели, которая мешает добраться до гостя. Например, вот так:
Мебель необходимо отодвигать, чтобы расчистить себе дорогу. Благодаря этой игре, вы сможете быстро запомнить, как передвигается каждая единица этой «мебели»:)
Усложняйте себе задачу до тех пор, пока в вашем доме останется очень мало пространства. Например, вот так:
1-2 часа в день, примерно 1-2 дня в зависимости от ваших личных особенностей. Уверен, после этого как ходят фигуры вы не забудете.
Теперь, когда мы знаем, как ходят фигуры, было бы здорово определить, что с ними делать, то есть выяснить цель игры. Об этом в следующем уроке.
←Предыдущий урок
Все уроки:
- Знакомство с шахматной игрой. Шахматная доска.
- Шахматные фигуры. Расположение фигур на доске.
- Как ходят фигуры? Пешка, Конь.
- Как ходят фигуры? Слон, Ладья.
- Как ходят фигуры? Ферзь, Король.
- Сравнительная сила фигур и цель игры
- Рокировка, взятие на проходе,
- Шах и мат. Результат партии.
- Ничья в шахматах.
- Запись шахматной партии
- Важность практики
Часто задаваемые вопросы Chess Rules – Chess House
Ниже приведены краткие ответы на некоторые ваши вопросы!
Подробные пояснения смотрите на странице «Шахматные правила».
СОДЕРЖАНИЕ
- Общее
- Как ходит король
- Как ходит королева
- Как ходит ладья (рокировка)
- Как ходит слон
- Как ходит конь
- Как ходит пешка
- Установка шахматной доски
- Рокировка в шахматах
ГЕНЕРАЛЬНАЯ
В: Какая шахматная фигура ходит только по диагонали?
О: Слон — единственная фигура, которая может двигаться только по диагонали.
В: Как ходит каждая шахматная фигура?
A: Король
Ферзь может ходить по своей линии или ряду, или по диагонали, на любое количество клеток,
Ладья может двигаться по своей линии или ряду на любое количество незанятых клеток,
Слон ходит в любом направлении по диагонали на любое количество клеток,
Конь ходит в форме буквы «L» быть перемещается на две клетки по вертикали и на одну клетку по горизонтали или на две клетки по горизонтали и на одну клетку по вертикали и может перепрыгивать фигуры, чтобы добраться до места назначения,
Пешка перемещается на одну клетку прямо вперед
В: Сколько фигур в шахматах
A: В шахматном наборе 32 фигуры, что означает, что каждая сторона начинается с 16 фигур.
В: Направления, в которых могут двигаться шахматные фигуры
A: Вот направлений, в которых может двигаться каждая шахматная фигура:
Шахматная фигура | Вертикально | По горизонтали | по диагонали |
Бишоп | |||
Рыцарь | |||
* Пешка может двигаться по диагонали при взятии.
Q: Названия всех шахматных фигур
А: Король
Ферзь
Ладья (выглядит как замок)
Слон
Конь (выглядит как лошадь)
Пешка
КАК ДВИГАЕТСЯ КОРОЛЬ
В: Как король может ходить в шахматах?
О: Король может двигаться только на одну клетку в любом направлении. Король никогда не может входить в опасность или преодолевать ее, и Король никогда не может быть удален с доски.
Вопрос: Может ли король взять ферзя?
О: Да, это когда Король приземляется на клетку, занятую Королевой соперника.
В: На сколько клеток может ходить король в шахматах?
О: Король ходит только на одну клетку, за исключением рокировки, когда он ходит на две клетки.
В: Куда может уйти король в шахматах
A: Король может двигаться в любом направлении, если это не подвергает его опасности.
Q: Шахматный король по цвету
A: Король темного цвета начинает игру с темного поля, а король светлого цвета — со светлого поля.
КАК ДВИГАЕТСЯ КОРОЛЕВА
Вопрос: Как ходит ферзь в шахматах?
A: Ферзь может двигаться на 1-7 клеток в любом направлении вверх, вниз, влево, вправо или по диагонали, пока не достигнет препятствия или не захватит фигуру. Он не может перепрыгивать через фигуры и может захватывать только одну фигуру за ход.
В: Может ли ферзь двигаться как лошадь?
A: Ферзь ходит по прямой, а конь (конь) — нет. Ферзь не может прыгать через фигуры, а конь может.
В: Что делает ферзь в шахматах?
О: Ферзь — самая сильная фигура. Ферзь может двигаться на 1-7 клеток в любом направлении, вверх, вниз, влево, вправо или по диагонали, пока не достигнет препятствия или не захватит фигуру; однако Королева не может перепрыгивать через фигуры и может брать только одну фигуру за ход. Белый ферзь начинает игру на d1, а черный ферзь на d8.
В: Может ли ферзь ходить как конь?
A: Ферзь ходит по прямой, а конь нет. Ферзь не может прыгать через фигуры, а Конь может.
В: На сколько клеток может ходить ферзь в шахматах?
A: Ферзь может перемещаться на 1-7 клеток, но не может перепрыгивать через фигуры и может брать только одну фигуру за ход.
Вопрос: Куда уходит ферзь в шахматах?
A: Светлый ферзь идет на светлое поле D1. Темный ферзь идет на темное поле D8.
КАК ДВИГАЕТСЯ ЛАДЬЯ (ЛАДЬЯ)
В: Как ходит ладья в шахматах?
A: Ладья (иногда неправильно называемая рокировкой) ходит вверх, вниз, влево или вправо на 1-7 клеток в любом направлении, пока ладья не достигнет препятствия или не захватит фигуру. Ладья не может перепрыгивать через фигуры и может брать только одну фигуру за ход.
КАК ДВИЖЕТСЯ СЛОНА
В: Как ходит слон в шахматах?
A: Слон ходит только по диагонали. Слон может ходить на 1-7 клеток в любом направлении по диагонали. Слон не может перепрыгивать через фигуры и может брать только одну фигуру за ход. Поскольку слон ходит по диагонали, он никогда не может перейти на другой цвет, кроме того, с которого он начал. У каждого игрока есть белопольный слон и чернопольный слон.
В: Может ли слон двигаться назад в шахматах?
A: Слон может двигаться назад по диагонали.
КАК ДВИГАЕТСЯ КОНЬ
Вопрос: Как ходит конь в шахматах?
A: Рыцарь движется в направлении, обозначенном буквой «L». Конь со стартовой клетки перемещается на 2 клетки вверх, вниз, влево или вправо, а затем на одну клетку под прямым углом, образуя букву «L». Конь — единственная фигура, которая может перепрыгивать через другие фигуры, но захватывает только часть поля, на которую он приземляется (а не фигуры, через которые он перепрыгивает).
В: Что такое ходы шахматного коня?
О: Рыцаря часто принимают за «лошадь». См. ответ выше.
КАК ДВИГАЕТСЯ ПЕШКА
Вопрос: Как ходит пешка в шахматах?
A: Пешка движется прямо вперед, а не назад или в сторону. Пешки ходят ровно на одно поле вперед; хотя каждая пешка может продвинуться на две клетки вперед при первом перемещении. Пешки захватывают фигуру на одно поле по диагонали вперед. Хотя пешки обычно не могут ходить по диагонали, это единственный способ их взятия. Пешки — единственная фигура, которая бьет не так, как ходит.
Вопрос: Может ли пешка взять короля?
A: Хотя пешка не может взять короля, она может атаковать короля и поставить ему шах или мат.
В: Правила прохождения пешки в шахматах
A: Пешка является «проходной пешкой» (иногда называемой «проходной»), если ни одна из пешек противника не препятствует ее продвижению в ряду или ряду.
Примечание. «Ранг» относится к строкам, которые идут из стороны в сторону, а «файл» относится к столбцам, которые идут вверх и вниз.
В: Могут ли пешки ходить боком?
A: Пешка движется прямо вперед, а не назад или в сторону. Пешки бьют фигуру на одно поле по диагонали вперед. Хотя пешки обычно не могут ходить по диагонали, это единственный способ их взятия.
НАСТРОЙКА ШАХМАТНОЙ ДОСКИ
В: В каком порядке идут шахматные фигуры?
А:
8 пешек Go Second -That Lost:
2 Rooks (Замки) Go в углу:
2 Knights (не лошади).
2 епископы идите рядом с рыцарями:
Light Queen сидит на легкой квадрате:
Dark Queen Sits Dark Square:
Dark Queen . 0002
Одна клетка остается открытой для короля :
В: Какова правильная позиция на шахматной доске?
A: С точки зрения каждого противостоящего игрока крайний левый квадрат в ближайшем ряду всегда черный.
В: Куда уходит король в шахматах
A: С точки зрения каждого соответствующего игрока игрок со светлым королем размещается на четыре клетки слева, а игрок с темным королем — на пять клеток слева.
Вопрос: Куда идет ферзь в шахматах?
A: Светлая ферзь идет на светлое поле рядом со слоном. Темный ферзь идет на темную клетку рядом со слоном.
РОКИРОВАНИЕ В ШАХМАТАХ
В: Как рокировать в шахматах
О: Рокировка — это специальный ход, который делает короля более безопасным. За один ход король перемещается на два поля к одной ладье, и эта ладья перепрыгивает через короля и приземляется рядом с королем.
В: Когда можно рокировать в шахматах
О: Король не может рокироваться, если король или ладья уже сделали ход в этой игре. Между королем и ладьей не может быть фигур. Король не может рокироваться под шахом. Король не может рокироваться в шах или через шах. Король никогда не может «отменить рокировку».
Для получения более подробной информации посетите нашу страницу «Шахматные правила».
На сколько мест может переместиться ферзь в каждой позиции?
спросил
Изменено 5 лет, 8 месяцев назад
Просмотрено 1к раз
Для каждой клетки на доске, сколько ходов может сделать ферзь на этой клетке, включая неподвижность?
В идеале я хотел бы увидеть это визуализировано, но я понимаю, если это невозможно.
- ферзей
3
Зависит от квадрата, но простой подсчет (по строкам, столбцам и диагоналям) показывает, что это ответ:
22 22 22 22 22 22 22 22 22 24 24 24 24 24 24 22 22 24 26 26 26 26 24 22 22 24 26 28 28 26 24 22 22 24 26 28 28 26 24 22 22 24 26 26 26 26 24 22 22 24 24 24 24 24 24 22 22 22 22 22 22 22 22 22
Вы видите, что в центре ферзь контролирует больше всего полей. Мне больше знакома аналогичная диаграмма, подсчитывающая количество полей, которыми управляет ферзь (исключая само поле):
21 21 21 21 21 21 21 21 21 23 23 23 23 23 23 21 21 23 25 25 25 25 23 21 21 23 25 27 27 25 23 21 21 23 25 27 27 25 23 21 21 23 25 25 25 25 23 21 21 23 23 23 23 23 23 21 21 21 21 21 21 21 21 21
Это суперпозиция диаграммы для слона:
7 7 7 7 7 7 7 7 7 9 9 9 9 9 9 7 7 9 11 11 11 11 9 7 7 9 11 13 13 11 9 7 7 9 11 13 13 11 9 7 7 9 11 11 11 11 9 7 7 9 9 9 9 9 9 7 7 7 7 7 7 7 7 7
и один для ладьи, который очень прост и является хорошей иллюстрацией того, почему ладьи не чувствуют себя в центре как дома, как большинство других фигур:
14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14
1
Это будет зависеть от того, на какой клетке находится ферзь.