cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Урок изо 5 класс внутренний мир русской избы: Конспект урока по ИЗО «Внутренний мир русской избы» (5 класс)

Конспект урока по ИЗО «Внутренний мир русской избы» (5 класс)

Разработка урока по изобразительному искусству учителя изобразительного искусства МБОУ СОШ №2 

Кокорина Г.Н.  Программа: Б.М. Немецкого.

Первая учебная четверть. Урок №3. Класс: 5

Урок изобразительного искусства в 5 классе

Тема: «Дом – космос. Внутренний мир русской избы»

 

Тип урока: урок комплексного использования знаний

Цели урока:  Воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре. Способствовать развитию творческой и познавательной активности. Способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (акварель, мелки, бумага, кисти).

Предметная цель:

Понимать специфику образного языка ДПИ. Использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции. Выполнять эскизы интерьера русской избы. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.

Метопредметная цель:

УУД

Личностные: осознавать необходимость  уважительного отношения к культуре народа,  произведениям декоративно-прикладного искусства;   

— понимать роли культуры и  искусства в жизни человека;

— уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

— уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

Регулятивные:

уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

— находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

— уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

— уметь организовать место занятий.

 

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации; способность к созданию художественного образа, эстетической оценке значения вещи и интерьера крестьянского жилища,   и работ учащихся.

 

Коммуникативные:

проявлять активность для решения познавательных задач

уметь обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

 Наглядный и дидактический материалы:

Общеклассный: плакаты «Этапы построения интерьера», «Солярные знаки».

Литературный ряд: стихотворения  И. Денисов.

Музыкальный ряд:   народные песни.

Видео ряд:  презентация

Учебные понятия (на доске):  декор, конструкция, интерьер, конник, красный угол.

Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная.

 

 

План урока:

1.                  Организационный момент;

2.                  Сообщение нового материала;

3.                  Практическая работа;

4.                  Выставка работ;

5.                  Закрепление новых знаний  

6.                   Подведение итогов.        Презентация                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Ход урока:

  1. — Здравствуйте ребята, буду рада сегодня нашему общению и ожидаю удивиться вашим рисункам.
  2. (Учитель демонстрирует классу первый слайд)

-С древних времён человек строил себе жилище. Пройдя путь от пещеры до дворца, люди старались создать безопасное пространство. «ДОМ» почему именно так стало называться это пространство?

(Размышления учащихся)

-На самом деле эти три буквы очень символичны:

Д – похоже на строение, сооружение;

О – практически у всех народов, является символом оберега;

М – напоминает нам забор, ограду, отделяющую от внешнего мира.

(демонстрация второго слайда)

-В восприятии древних славян, наших предков, изба являлась олицетворением вселенной. Их мировоззрение строилось на понятии трёхмерности мира, то есть мир делился на три части:

Правь(верхний мир) – мир богов, где боги разъезжали по небу в колесницах запряжёнными крылатыми конями. Символ этого мира – птица, которая ещё и символизирует в себе женское начало. Как ласково в сказках женщину часто называют? В какой сказке женщину сравнивают с птицей?

(ответы учеников: утушкой, лебёдушкой; Царевна – лебедь) и т. д.

Явь (средний мир)

– мир где мы с вами живём. Мы явились на белый свет, чтобы творить добро. Мир Яви – союз неба и земли, рождение рода человеческого. Символом среднего мира является конь – это сила, доблесть, добро и храбрость. Он символизирует мужское начало, вспомните, в каких сказках конь помогает человеку?

(ответы учеников – «Конёк Горбунок»; «Сивка – бурка»)

Навь (нижний мир)— тёмный мир мёртвых, тот свет. Символом этого мира является змея. А каких отрицательных героев сказок вы знаете?

(ответы учащихся: Змей Горыныч, баба Яга, Кощей бессмертный, Вий…)

На самом деле в древних легендах (русских ведах) говорится о князе тьмы, который правил миром Нави, и было у него двое детей: прекрасная, но коварная и злая дочь — Яга Виевна, и жестокий, статный, высокий брюнет, сын — кощей Виевич. Позже в русских сказках народ сделал их не такими красивыми и привлекательными.

 

— Давайте, попробуем определить, как понятие трёхмерности мира отразилось в архитектуре русского жилища – избы.

(размышления учащихся)

— Крыша дома – почесть небу. Символ небесной колесницы, поэтому каждый хозяин венчал свою крышу коньком (охлупень), Крышу венчает горделивый конь — охлупень. Он парит как птица, которая заботливо накрыла большими крыльями дом – гнездо, где обитают люди.

— Вспомните, что символизировал образ коня? (Солнце).

Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома. Конёк и солнечные знаки на полотенце символизируют полудённое солнце в зените, левый конец причелин – утреннее восходящее, а правый – вечернее заходящее.

— Рассмотрите узорочье доски – полотенца, доски причелены. Что за изображение вы увидели? (Круги с ромбами, ромбы и прямоугольники, небольшие отверстия, зигзаги, выступы.)

Нарядные орнаментальные ряды на причелинах и есть образное выражение небесной воды. А что вы увидели ещё на фронтоне?

Особенно нарядны фронтон и наличники окон. Поверхность фронтона словно разрослась причудливыми травами, цветущими кустами. На лобовой доске, которая идёт по верху бревенчатого сруба, стелются ветви растений, обитают фантастические существа.

— Какие? Кто скажет? (полулюди – полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы, устрашающие гривастые львы-собаки).

Сказочно – диковинные образы олицетворяли нижний, подземный мир, который представлялся человеку таинственным и загадочным. Фронтон крыши обязательно украшался солярными знаками. Потолок в доме красили в голубой цвет, символ неба.

Стены в избе белились белой известью, почесть миру Яви. Окна, как глаза избы, так же украшались знаками оберегами, а оконные рамы изготавливались в виде креста, что являлось защитой и символизировало четыре стороны света и солнце.

Пол – почесть нижнему миру (Нави) – окрашивали в коричнево-охристые тона, отдавая дань уважения матери – Сырой Земле, таинственному нижнему миру.

 

(демонстрация 3 слайда)

— Внутренняя часть избы, условно, делилась на две половины: женскую и мужскую.

Но по прежнему верю я после мороза,

Русской печке, привету её и теплу,

Где не раз под тулупом,

Тяжёлым как туча,

Благодарный своей человечьей судьбе,

Забываясь от всех неурядиц грядущих,

Засыпал я счастливый под песни в трубе.

                                              И. Денисов.

(Чья половина у печи?)

— Русская печь – домашний очаг, место окружённое почитанием всей крестьянской семьи: она является источником существования и благополучия. Печь – место чистое, нельзя                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            плевать на печь и сжигать в ней мусор.

Гость вошедший в избу, первым делом, прислонялся ладонями к печи, таким образом отдавая почесть хозяйке дома и прося благосклонности у домового.

У окна находилась лавка со спинкой с одной стороны (Конник) – это место считалось мужской половиной. В долгие зимние вечера мужчины рукодельничали здесь, плели лапти, вырезали ложки из дерева и тд.

 

 

Духовная часть избы располагалась в «красном» углу. Самым главным в избе был левый (красный ) угол, в который помещали ИКОНУ украшенную рушниками. Икону всегда вешали лицевой стороной к востоку, где всходит солнце – воплощение доброты. Этому правилу следовали все: будь то крестьянская изба, царские покои или купеческие хоромы. При любой беде или пожаре первой из избы выносилась икона.

Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь ставили стол, за которым проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, обряды. Во время уборки урожая первые и последние колосья устанавливали в красном углу – это сулило благополучие в семье, дому, всему хозяйству. В красном углу совершались ежедневные моления. Красный угол старались держать всегда в чистоте и нарядно украшали.  Красный цвет означает в нашей традиции прежде всего божественный огонь – сравни слова «красный», «красивый» и «крада», т.е. жертвенный огонь. Красный резко амбивалентен. В древности он символизировал божество, жизнь, оберег, силу, очищение, мужское начало, действие, здоро-вье, любовь, владычество, солнце, с одной стороны, и войну, гнев, охоту, молнию, кровь, жертву, огонь подземного мира, смерть – с другой. Его украшали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. На полке возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили ценные бумаги, предметы. люди очень заботились о своей душе, так как верили в загробную жизнь.

(демонстрация 4 слайда)

-Словно птицы зазвенели-

Сколько света и тепла…

Бабка радугу постелит

От порога до стола.

Все сомнения отбросте:

Хоть избушка на земле,

Но идут по небу гости

Прямо к солнцу на столе.

Каждый ноги вытирает

И проходит не дыша

Там, где радуга играет,

Словно бабкина душа.

-Радугой называли длинные половички в избе. У русского народа было принято всё укрывать, прятать от чужих глаз. Потому в доме было огромное количество самотканых украшенных вышивкой занавесок, скатертей, полотенец. В мифологии радуга символизирует связь между миром естественным и сверхъестественным, мост между небом и землёй. Радуга  является  символом  плодородия,  самой  жизни  (радуга,  посланная  Ною  после  потопа),  её  многоцветья.  Такое  многоцветье  присуще  раю,

идеальному  образу  природы,  праздничной  брачной  одежде  женщины

в  традиционных  культурах.

(демонстрация 5 слайда)

-В каждой избе на потолке есть крюк, кто знает, зачем он?

(размышления учеников)

-На этот крюк вешалась люлька, где качали младенца.

(демонстрация 6 слайда)

Люлька тоже обязательно украшалась узорами оберегами.

 

  1. –Сколько интересного мы с вами сегодня узнали, и я предлагаю вам нарисовать интерьер русской избы.

С чего начнём?

(размышления учащихся)

Выбор композиционного решения.

Детальная прорисовка предметов.

Подмалёвок.

Передача в цвете деталей.

 

-Требования к самостоятельной работе учащихся:

Эстетичность работы.

Передача в рисунке особенностей уклада жизни русских крестьян.

Законченность композиции в цвете.

 

4.  Индивидуальная  работа с учащимися.

5. Выставка работ  (самооценивание).

Оцените результаты своей работы, способы их достижения (с комментированием)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА.

В чем проявилась мудрость устроения жилой среды русской избы?

Какие новые термины вы сегодня узнали на уроке?

Д/З  — Подобрать иллюстрации к сказкам с изображением внутреннего убранства избы.

План-конспект урока ИЗО в 5 классе Внутренний мир русской избы | План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) по теме:

Тема: «Внутренний мир русской избы». Урок № 2.

Класс 5-й.

Цели и задачи урока:  

•формирование у учащихся образное представление об организации и мудром устроении внутреннего пространства избы;

•воспитание уважения к традициям и культуре русского народа.

Личностные результаты:

— Развитие коммуникативных качеств у школьника в процессе практической деятельности;

Метапредметные результаты:

— Умение оценивать результат – художественный ответ – на поставленную задачу;

Предметные результаты:

— Знание образного языка народного прикладного искусства;

— Приобретение опыта выполнения декоративной работы.

Оборудование для учителя: компьютер, проектор, презентация, учебная иллюстрации с изображением внутреннего убранства избы.

Оборудование для учащихся: альбом для рисования, карандаш, фломастеры, цветные карандаши, учебник для 5 класса «Декоративно-прикладное искусство», Н.А Горяева.

Тип урока: урок применения предметных умений.

Методы обучения: элементы проблемного обучения, игра «Угадайка», работа в паре.

Организация учебной работы: фронтальная, индивидуальная.

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин)
  2. Создание проблемной ситуации (1 мин)
  3. Повторение пройденного материала на прошлом уроке. Игра «Угадайка» (15 мин)
  4. Проверка домашнего задания (5 мин)
  5. Самостоятельная работа (20 мин)
  6. Подведение итога урока (1 мин)
  7. Рефлексия (1 мин)
  8. Домашнее задание (1 мин)

Ход урока:

  1. Организационный момент (1 мин).

Настраиваю учащихся на рабочую обстановку, проверить готовность детей к уроку (альбом, простой карандаш, ластик, линейка, цветные карандаши, фломастеры и т.д.).

Предлагаю школьникам сформулировать тему, цели и задачи урока.

  1. Создание проблемной ситуации (1 мин)

Задаю проблемный вопрос классу, ответить на который попрошу учащихся в конце урока, при подведении итога:

— Какие предметы являются жизненно важными в  крестьянской избе?

  1.    Повторение пройденного материала на прошлом уроке. Игра «Угадайка» (15 мин)

На данном этапе урока я активизирую учебно-познавательную деятельность учащихся, пробуждаю их интерес  к теме урока при помощи создания игровой ситуации, стихотворений-загадок и слайд-презентации (слайды 1-10).

Предлагаю выполнить работу в паре. Каждой паре учеников необходимо ответить на вопросы-загадки, которые демонстрируются в слайд-презентации, вписать ответы в инструктивную карту (карта прилагается ).

После заполнения карты 3 ученика выходят к доске и выписывают свои ответы на каждые 4 вопроса. Предлагаю остальным учащимся задать вопросы отвечающим и оценить их ответ. По окончании игры каждая пара учеников сверяет ответы с доской, при необходимости исправляет свои ошибки, выставляет себе оценку. В ходе игры для привлечения внимания учащихся к теме урока задаю вопросы, например:

— Какой угол является духовным центром дома?

— Чем служила печь в крестьянском доме? и т.д.

На данном этапе урока я применяю несколько компонентов: работа учащихся в паре, создание игровой ситуации, оценивание одного ученика другим, самооценка, использование ИКТ.

  1. Проверка домашнего задания (5 мин)
  1. К данному уроку необходимо было найти репродукции–иллюстрации с изображением пространства крестьянского дома. Иллюстрации вклеить в тетрадь. 

Предлагаю сдать тетради с выполненным домашним заданием.

  1. Самостоятельная (творческая) работа (20 мин)

Задание: закончить рисунок «Внутренний мир русской избы»,  раскрасить. (Наброски выполнены на прошлом уроке).

В начале выполнения задания предлагаю учащимся несколько вариантов интерьера крестьянской избы. Показываю на слайде рисунки-схемы. (слайд 11). Обращаю внимание на деревянный пол и стены. Ученики обогащают свои рисунки изображением крестьянских вещей: прялка, ушат, ухват, люлька, полотенца, дорожки и др. На данном этапе урока у учащихся формируются навыки самостоятельной работы.

  1.    Подведение итога урока (2 мин). Рефлексия.

По окончании занятия школьники выходят к доске, демонстрируют свой рисунок классу и отвечают по своему рисунку на поставленный вопрос в начале урока:

— Какие предметы являются жизненно важными в  крестьянской избе?

-Что у тебя хорошо получилось?

— Какую оценку ты себе поставишь?

  1. Домашнее задание (1 мин)

Всем: найти 3-4 иллюстрации, вклеить их в тетрадь: Деревянные узоры, резьба, роспись русских изб (окна, крыша, ворота). По желанию: составить мини-рассказ о деревянных узорах русской избы.

Инструктивная карта (ответы)

                                                                                                     Класс___________

                                                                                                     Фамилия, имя

                                                                                                  ______________________

                                                                                                  ______________________

Задание: Впишите название предметов интерьера крестьянской избы.

  1. Красный угол_____________________________________
  2. Печь, ухват, полати, полавошники____________________
  3. Полотенце, ушат, люлька, стол, лавка_________________
  4. Мужская половина дома: коса, топор, молоток, пила____
  5. Женская половина дома: посуда, ложки, миски, прялка, ткацкий стан
  6. Орнамент, полотенце, дорожки, скатерть_______________
  7. Ендова____________________________________________
  8. Ухват, чугунок_____________________________________
  9. Скопкарь__________________________________________
  10. Вальки____________________________________________
  11. Детская люлька_____________________________________
  12. Рубель____________________________________________

Оценка:______

Рисунок на тему интерьера русской избы.

Презентация урока из «Внутренний мир русской избы»

Назначение: Формировать у учащихся образные представления об организации, мудром устройстве человеком внутреннего пространства избы.

Видение: Чертежи интерьера крестьянского жилища; репродукции; Презентация ИКТ

Литературная серия: Л. Мэй «При слабом свете…», В. Белов — высказывание о русской печи, детские книжки с иллюстрациями русской избы.

Организационное время

Подготовка к уроку. Настройтесь на урок.

Обновление справочных знаний

По каким принципам был оформлен внешний вид крестьянской избы?

Зачем люди украшали свои дома?

Формирование новых знаний

(На экране изображение избы, кадр №5) Русская изба. …Мы уже много раз встречали его на наших уроках, и снова возвращаемся к этому образу. Человек, чувствуя себя незащищенным от космических сил и стихий, стремился создать свой мир, свой дом — добрый и уютный. Мы уже знакомы с узором декоративных элементов избы, ее конструкцией: фронтон избы — голова, передняя часть — лицо, окна — глаза. Рубленая изба — модель мира — сочетание трех космических стихий — неба, земли и преисподней.

Глагол, кошелек и бар
   Дом построен с резным крыльцом
   Продуманный крестьянский вкус
   И каждый со своим лицом.

В.Федотов

А давайте ребята мысленно войдем в крестьянское жилище ( на экране появляется изображение интерьера избы , кадр №6)

В слабом свете со створкой окна
   Светильник горит в сумерках ночью:
   Слабый свет полностью застыл,
   Тогда дрожащим светом стены польются.
   Новый свет чистый:
   В темноте оконная занавеска становится белой;
   Пол гладко вычищен; потолок ровный;
   Печь разлома стала в углу.
   На стенах — сервировка с дедушкиным добром,
   Узкая ковровая скамейка
   Крашеный обруч с выдвижным стулом
   А кровать резная с цветным балдахином.

Здесь тот же порядок, что и в природе, все как в природе — гармонично и совершенно.

Потолок — небо, пол — земля, подземелье — подземный мир, окна — свет.

(Рама №7) Потолок связался в народных представлениях с небом; матица (средний брус, несущий деревянный потолок) олицетворяла Млечный Путь. Путь в небе.

(Кадр №8) Под потолком прошли павшие рыцари, на них расставлена ​​крестьянская утварь. Посуда обычно была деревянной или глиняной. А возле печи был укреплен деревянный настил — полка. На кровати спал.

(Кадр №9) Почти в каждой избе стоял ткацкий станок — красный, на нем женщины ткали.

(Каркас №10) Для новорожденных к потолку шалаша подвешена нарядная люлька. Люлька крепилась на гибкой жерди к матери.

(№ кадра 11 ) Павел — земля; Домотканые коврики — дорожки, направленные по направлению от двери к парадным окнам, — были образным выражением идеи дорожки.

Подземный   символизировал нижний, подземный мир.

(Рамка №12) Окно-глазок — связь с большим миром, белый свет. Дом смотрел на мир окнами-глазами, он связывал мир домашней жизни с внешним миром.

Для освещения избы в вечернее время используется факел или керосиновая лампа. Керосиновую лампу подвешивали к потолку или ставили на стол.

Простой крестьянский дом состоял из одной большой комнаты, условно разделенной на два основных центра — духовный и материальный.

Под материал центр мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благополучия. В крестьянском доме источником всего этого была ПЕЧЬ — кормилица, защитница от холода и врачеватель от болезней. Не случайно печь — обычный персонаж, часто встречающийся в русских сказках.

Назовите сказку, в которой печь является действующим персонажем.

(«По велению диктата», «Гуси-лебеди»)

(Кадр №13) «Что в топке, то и на стол с мечами», — гласит русская пословица. И что в нем есть. Что может «кинуть» на стол? Угли и маленькие головы, что ли? Такой вопрос может задать только человек, никогда не видевший русской печи — отопительного сооружения, популярного на русской земле с начала XV века. Эта печь используется не только для отопления дома, но и для приготовления пищи. На ней можно сушить продукты впрок — грибы, например (а еще можно сушить валенки после зимней прогулки). На печи можно было «погреть кости» стариков — для этого она была оборудована лежанкой. Можно было даже помыться в печке. Обратите внимание на отдельные детали и форму печи. Перед устьем печи находится под, на котором размещен чугун. Небольшие бороздки в стенках печи использовались для сушки щепок или зимой для сушки рукавиц. Под столбом, под печкой, видно углубление для хранения дров.

Топку печи (сводчатую варочную камеру) можно было нагреть до 200 градусов, а это очень высокая температура — ведь вода закипает при 100 градусах. Пекари знают, что именно такая температура требуется для выпечки хлеба. Знатоки русской кухни добавят, что нагретая печь часами держит тепло – а значит, в ней можно «топить» молоко, сварить рассыпчатую кашу, приготовить жаркое, вкус еды, приготовленной в русской печи, невозможно забыть.

(Каркас №14) Возле горловины печи на колпаке стоят железные язычки, которыми закладывают в печь и вынимают чугун из печи. А также рядом кочерга и лопата для выпечки хлеба.

(Кадр №15)   Послушайте, ребята, как хорошо, мудро, по-русски писатель В. Белов, знаток крестьянского быта, глубоко написал о печи: «Печь кормила, поила, лечила и утешала, она иногда рожала младенцев, но когда мужчина дряхлел, она помогала ей выдержать краткие предсмертные муки и успокоиться навсегда. Печка нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Охлаждала смертью всей семьи или дома… Жар, которым дышала печь, был сродни душевному теплу.

(Кадр №16) Угол красный  (передний, большой, святой) — лицом на юго-восток. С востоком было связано представление о рае, блаженном счастье, живительном свете и надежде; на восток обращались к молитвам, заклинаниям и заговорам. С эпитетом «красный» очень многое связано. Помни, красна дева… Красная скамейка, красные окна, красный угол.

Красный значит красивый, главный. В красном углу стояла богиня, украшенная сухими целебными травами, по праздникам белыми полотенцами с вышивкой и кружевом. Красный угол представлял рассвет. В этой части избы происходили важные события в жизни семьи, самых дорогих гостей усаживали в красный угол, на красную скамью за столом.

(Кадр №17) Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала! Интерьер избы такое же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

Давайте посмотрим на изображение деревенской избы с фотографий и картин художников.

Практическая работа

Нарисовать фрагмент интерьера избы с основными предметами.

Последовательность изображений крестьянского интерьера:

1. Варианты композиционного решения крестьянского интерьера: изображение угла передней стены с двумя примыкающими боковыми стенами. (Рамка №18)

2. Вписать в интерьер (по желанию) печь, лавку и т.д.

3. Исполнение в цвете (для работы на «бревном» мазке, изготовления предметов интерьера и быта)

Конспект урока

Анализ работы учащихся.

Домашнее задание: Подобрать иллюстрации предметов крестьянского быта.

Дополнение

Презентация на уроке «Внутренний мировой российский Изба»-

A) Красный угол

B) Голубой угол

C) Угловой Угол

D). вы называете этот уголок в доме? В переднем углу избы был красный угол. Это духовный центр дома. Рядом стоял обеденный стол. В углу стояли иконы, украшенные вышитым полотенцем.

Поставив гостя в красный угол   , сказал: «Встречайте

не лестью, а с честью». — ласточки.

Что вы знаете о русской печи?

А сколько сказок было рассказано детям на печке!

В каких сказках упоминается печь?

Какой инструмент у печи мы не смогли увидеть?

A) Железная ручка

C) Bull

B) Деревянная лопата

D) MOP

Почти в каждом хижине вы можете встретиться:

A) Loom

C) ПУНЦИОННА

Б) Сверлильный станок

Г) Токарный станок

А) Шахтёры

Б) Полати

Определить как назывался…

Место под полом называлось: Своеобразный коридор) и называлось: уголок хозяйки

Б) угол хозяина

Б) уголок для наказаний

Г) уголок детский

Сундуки изготавливаются большие и малые. Сундуки — обязательный аксессуар журнала. В них хранилась одежда, холсты и другие предметы быта.

Что хранилось в сундуках?

Пространство от плиты до передней стены предназначалось для кухни — кут. Здесь командовала хозяйка, все было приспособлено для приготовления пищи. Прялка стояла близко к свету у окна, а колыбель возле колыбели.

Люлька подвесная. Люлька – идеальное место для сна новорожденного, она намного меньше, удобнее и уютнее кроватки, создает ощущение безопасности и комфорта. Тихое и плавное покачивание напоминает детские ощущения, знакомые до рождения. Так дети засыпали много веков подряд.

А) люлька

Б) люлька

Г) детская кроватка

Самым древним приспособлением для освещения избы считается небольшая камера — небольшое углубление, ниша в самом углу печи . В камеру помещали горящий факел, хорошо просушенный факел давал яркий и ровный свет. Лучиной называли тонкую полоску березы, сосны, осины, дуба, ясеня, клена. Чуть позже появилось свечение факела, вставленного в Светец. А для падения угольков под свет устроили корыто с водой. По большим праздникам, чтобы наполнить избу светом, зажигали дорогие и редкие свечи.

А) Фонарик

Б) Свеча

Б) Лампочка

Г) Светец

На стенах — вышитые белые рушники; напольный стол, скамейки поцарапаны; на кроватях кружевные оборки — подзоры; оклады икон начищены до блеска…

У добрых хозяев в избе все сверкало чистотой.

Вопросы на повторение:

  • Зачем люди украшают свой дом?
  • Что может рассказать декор крестьянской избы?
  • Назовите элементы избы
  • Под каким углом находился духовный центр дома и какие события могли здесь происходить?
  • Какую роль играла печь в жизни крестьянской семьи?

Долгими зимними вечерами мы резали миски и ложки, выдалбливали ведра, плели, вышивали, плели лапти и туесы, корзины.

Почти все в хижине делалось вручную.

Музейный урок изобразительного искусства №3 в 5 классе.

Тема: ВНУТРЕННИЙ МИР РУССКОГО ХАТТЕРА.

Цель: Формировать у учащихся образные представления об организации внутреннего пространства избы.

Задачи:


  • развивать интерес к внутреннему миру человека и умение сопереживать ему через художественно-творческую деятельность учащихся в процессе овладения образным языком русского жилища.

  • для формирования художественной культуры и необходимость постоянного общения с декоративно-прикладным искусством, местным бытом и художественными традициями Белгородской области

  • воспитывать интерес к народной культуре.

Изобразительный ряд : Детские рисунки интерьера крестьянского жилища из школьного фонда. Дидактический материал: «Внутренний мир русской избы».

Литературная серия:   Л.Мэй «В полумраке…»,

Организационное время. Подготовка к уроку. Настройтесь на урок.

Обновление справочных знаний.

Вопрос 1 . По каким принципам оформлялся облик крестьянской избы?

Вопрос 2 . Зачем люди украшали свои дома?

Вопрос 3 . С чем крестьяне сравнивали свой дом?

Ответ.   Фронтон избы — лоб, передняя часть — лицо, окна — глаза. Рубленая изба — модель мира — сочетание трех космических стихий — неба, земли и преисподней.

Заключение.

Глагол, кошелек и бар
Дом построен с резным крыльцом,
С продуманным крестьянским вкусом,
И каждый со своим лицом.

Федотов В.

Формирование новых знаний.

Русская изба… С узором декоративных элементов избы и ее конструкцией мы уже знакомы:

Но давайте, ребята, зайдем в крестьянское жилище, которое представлено в нашем школьном музее. Он был воссоздан усилиями учителей и учащихся нашей школы много лет назад. Не последнюю роль в оформлении интерьера сыграло стихотворение Л. Мейи «При слабом свете…»

Учащийся читает в учебнике (стр. 30):

При слабом освещении с раздвижным окном.
Лампа зажжется в сумерках ночью:
Слабый свет совсем застынет,
Тогда дрожащим светом стены польются.
Новый свет чистый:
В темноте оконная занавеска белеет;
Пол гладко вычищен; потолок ровный;
Печь развальная стала в углу.
На стенах — сервировка дедушкиным добром,
Узкая ковровая скамейка
Цветные обручи с выдвижным стулом.
А кровать резная с цветным балдахином.

Л. Май

Учитель.   Обустраивая свое жилище, люди не забывали о том, что существует в природе порядок – гармоничный и совершенный.

Потолок — небо, пол — земля, подземелье — подземный мир, окна — свет.

Под потолком ушло полок-полевиков . На них располагалась крестьянская утварь. Посуда обычно была деревянной или глиняной. А возле печи был укреплен деревянный настил — полка. На кровати спал.

Для новорожденных к потолку подвешена нарядная шалаш люлька . Люлька крепилась на гибкой жерди к матери.

Пол — наземный   покрытые домотканые ковры. Следы направлялись в направлении от дверей к передним окнам. Они были образным выражением идеи дороги.

Окно-глаз   это была связь семейной жизни с большим миром, белым светом и внешним миром.

Для освещения избушки в вечернее время используется колос или керосиновая лампа . Керосиновую лампу подвешивали к потолку или ставили на стол.

Простой крестьянский дом состоял из одной большой комнаты, условно разделенной на два основных центра — духовный и материальный.

Под Материал Центр мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благополучия. В крестьянском доме источником всего этого было испечь  — Медсестра, защитница от холода, врач от болезней.

«Что в печи, то и на столе мечи», — гласит русская пословица.

Вопрос.   И что там в нем. Что может «кинуть» на стол?

Ответы учащихся.

Учитель.  Его можно использовать для сушки продуктов впрок – грибов, например (а еще можно сушить валенки после зимней прогулки). На печи можно было «погреть кости» стариков — для этого было поставлено кровать . Можно было даже помыться в печке. Обратите внимание на отдельные детали и форму печи. Перед устьем печи устроен столб, на котором она и ставилась. чугун . Небольшие бороздки в стенках печи использовались для сушки щепок или зимой для сушки рукавиц. Под столбом, под печкой, видно углубление для хранения дров.

Топку печи (сводчатую варочную камеру) можно было нагреть до 200 градусов, а это очень высокая температура — ведь вода закипает при 100 градусах. Пекари знают, что именно такая температура требуется для выпечки хлеба. Знатоки русской кухни добавят, что нагретая печь часами держит тепло – а значит, в ней можно «топить» молоко, сварить рассыпчатую кашу, приготовить жаркое, вкус еды, приготовленной в русской печи, невозможно забыть.

Рядом с устьем печи находятся железные крюки , которые вставляют в печь и вынимают из печи чугун. А также рядом кочерга и лопата для выпечки хлеба.

Красный угол  (передний, большой, святой) — лицом на юго-восток. С востоком было связано представление о рае, блаженном счастье, живительном свете и надежде; на восток обращались к молитвам, заклинаниям и заговорам. С эпитетом «красный» очень многое связано. Помни, красна дева… Красная скамейка, красные окна, красный угол.

Красный значит красивый, главный. В красном углу стояла богиня, украшенная сухими целебными травами, по праздникам белыми полотенцами с вышивкой и кружевом. Красный угол представлял рассвет. В этой части избы происходили важные события в жизни семьи, самых дорогих гостей усаживали в красный угол, на красную скамью за столом.

Простенькая крестьянская изба, но сколько мудрости и смысла в себя вобрала! Интерьер избы такое же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

Учитель. Пойдем в класс и продолжим наш урок. (Одна из форм физической подготовки).

Откройте тетради и учебник на странице 30. Запишите тему урока и просмотрите фотографии на страницах 31-34.

Задание : Запишите в тетрадь основные предметы быта внутреннего мира русской избы.

Практическая работа.

Задание:  Нарисовать фрагмент интерьера избы с основными предметами быта.

Варианты и последовательность изображений крестьянского интерьера представлены на дидактических карточках, которые у вас лежат на столах.

Учитель рисует на доске один из вариантов композиционного решения крестьянского интерьера: изображение угла фронтальной стены с двумя примыкающими боковыми стенами. Вписывается в интерьер (по желанию) печь, лавка и т.д. Затем внимание учащихся обращается на выставку детских рисунков прошлых лет по данной тематике.

Самостоятельная работа студентов. Учитель проверяет записи в тетрадях.

Результат урока.

Анализ и оценка работ учащихся в альбоме и тетрадях.

Домашнее задание: исполнение в цвете (отработка мазка «бревно», исполнение предметов интерьера и быта). Подобрать иллюстрации или фотографии предметов крестьянского быта. Прочитайте текст на страницах 30-35.

Красный угол Русской избы


Интерьер русской избы



Яковлева Мария Александровна Книги, сформировавшие мой внутренний мир

Трудно обучать детей из-за их природной невнимательности; истинный способ, конечно, состоит в том, чтобы сначала сделать наши способы интересными для них. — из-за врожденной невнимательности дети плохо обучаемы; правильный метод Конечно, это делается для того, чтобы наши методы были интересны детям.

Джон Локк

Основой всей моей педагогической деятельности стала потребность в постоянном самосовершенствовании. Что чтобы лидировать, надо вести себя не останавливаясь в этом движении ни на один день. Я согласен с утверждением, что вы учитесь л б может учить детей, пока он учится. Я думаю, что учитель новой школы- это личность , профессия л, психолог, исследователь. Это человек, который всегда учится творчеству и творит — себя, урок, ученика. Чтобы быть успешным, чтобы творить будущее, надо быть человеком новой формации, стремиться к человеческому

и профессиональное мастерство.

О себе

В детстве я любил играть в школу. Я учитель и у меня есть ученики. До сих пор помню разлинованные собственноручно журналы, в которых есть алфавитные списки учеников (детей, которых я знаю и не знаю), объяснение уроков, комментирование оценок и выставление их в журнале.

Моя бабушка была учительницей начальных классов. Как же я любил к ней ходить! Она часто рассказывала интересные истории о студентах, но самое главное доверяла проверять тетради.

Пролетели годы учебы в школе, институте. А сейчас я учитель английского, русского и литературы. Прошло всего два года, институт давно закончен, теперь я спешу в свою школу. Сейчас я учитель-предметник, я — классный руководитель. Все мои увлечения плавно перетекли в работу. Теперь мои детки знают, что такое Родительское собрание и педсовет, а дочка играет в школе, и на вопрос «Кем ты хочешь стать?» ответ «учитель». А я стараюсь заинтересовать, увлечь детей разными интересностями. Ведь к одной голове прикреплены еще две руки, и мы должны научить их работать вместе.

Книги, сформировавшие мой внутренний мир

Кандидат филологических наук

В 2001 году с отличием окончила факультет переводов Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ), получив квалификацию лингвиста-переводчика (английский и немецкий языки) по специальности по специальности «Лингвистика и межкультурная коммуникация». В октябре 2008 года после окончания аспирантуры МГЛУ защитила кандидатскую диссертацию на тему «Компенсация при передаче стилистически редуцированных высказываний на разноуровневый текст» (специальность 10.02.20 – сравнительно-исторический , типологическое и сравнительное языкознание)

Преподает в МГИМО с 2000 года. Руководила общественно-политическим аспектом перевода на 3 курсе (второй язык) (бакалавриат), на 5 курсе (первый язык, уровень специалиста), на первом и втором курсах магистерской программы по направлениям «Зарубежное регионоведение» и «Внешняя политика и российская дипломатия». В настоящее время курирует направление «Общественно-политический перевод» на первом курсе магистратуры по направлениям «Внешняя политика Россия», «Дипломатия и дипломатическая служба», «Зарубежное регионоведение» (первый и второй языки)

Курсы:

Бакалавриат (1-2 языка):

Магистр (1-2 языка):

  • Английский: речевая практика
  • Английский: язык профессии
  • Английский язык: социально-политический перевод

Профессиональные и научные интересы: проблемы современного переводоведения и методики обучения переводу.

Имеет ряд научных публикаций общим объемом 2,8 п.л.

  1. Проблема стилистической компенсации при передаче стилистически редуцированной лексики в переводной диалогической речи в художественном произведении//Филологические науки в МГИМО. Сборник научных трудов № 13(28). — М.: МГИМО(У) МИД России, 2003. — с. 220-226.
  2. К вопросу об использовании компенсационного метода как основной переводческой стратегии для достижения адекватности в художественном переводе//Вестник МГЛУ. Семантические и стилистические аспекты перевода. Серия Языкознание. Вып. 506. — М.: ООО «Типография САРМА», 2005. — с. 114-123.
  3. К вопросу о классификации различных видов вознаграждения//Вопросы филологических наук. № 4(33). — М.: ООО «Спутник+», 2008. — с. 46-51.
  4. К вопросу о передаче негритянского диалекта в переводе как этносоциального диалекта//Филологические науки в МГИМО. Сборник научных трудов № 36 (51). — М.: МГИМО(У) МИД России, 2009. — с. 100-108.
  5. Почетная капитуляция. (В соавторстве с В.К. Ланчиковым)//»Мосты». Журнал переводчиков. № 4 (24) — М.: ООО «Р. Валент», 2009 г.. — п. 13-21.
  6. Стратегии передачи негритянского диалекта в переводной художественной литературе (на материале переводов на русский язык романа М. Твена «Приключения Гекльберри Финна») // Магия ИННО: новое в изучении языка и методики его преподавания: материалы Второй научно-практической конференции (Москва, 24-25 апреля 2015 г.). Т.2 / отв. изд. ДА. Крячков; Московский государственный ин-т. отношения (ун-т) М-ва иностр. дела Рос. Федерации – М.: МГИМО-Университет, 2015. – с. 667-674.

Принимала участие в работе различных переводческих мастерских, в том числе организованных Клубом переводчиков при издательстве Р. Валента.

В 2008 году в числе других преподавателей и сотрудников МГИМО прошла курсы повышения квалификации в Университете Сапиенца (Рим) и Флорентийском университете и приняла участие в научно-методическом семинаре на тему «Инновационные технологии высшей школы Италии».

в качестве письменного и устного переводчика активно сотрудничала с Государственной Думой Российской Федерации, в том числе с 2005 по 2011 г. Была переводчиком делегации Государственной Думы в Парламентской Ассамблее Совета Европы.

Яковлева Мария Анатольевна , кандидат лингвистических наук, старший преподаватель кафедры английского языка № 11. 1 с 2001 года.

Преподает ряд курсов по политическому переводу для студентов бакалавриата и магистратуры. В 2008 году защитила кандидатскую диссертацию (Компенсация в переводе разговорных фраз на разных уровнях речи). С 2003 г. по 2011 г. Мария Анатольевна Яковлева работала переводчиком в Отделе международного сотрудничества Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Факультет социологии, экономики и права Московского педагогического государственного университета (2008 г.)
Аспирантура кафедры теории и истории социологии факультета социологии, экономики и права МГПУ (2011 г.)

Тематика Кандидат наук. диссертация

Местное самоуправление как социальный институт развития самоуправления и инициативы местного сообщества (2012)

Курсы текущего учебного года

История социологии (Институт социально-гуманитарного образования, 1 курс, очная и заочная -время)
Социальные основы государственного и муниципального управления(Институт социально-гуманитарного образования, 3 и 4 курсы, очная и заочная форма)
Социология (Институт истории и политики, 4 курс)

Публикации

Статьи

  1. Яковлева М. А. Местное самоуправление как институт гражданского общества // Учитель XXI век. — № 2. — 2011. — С.372-376. (0,4 л) (ВАК)
  2. Яковлева М.А. Местное самоуправление: противоречия и проблемы реформирования в России // Каспийский регион: политика, экономика, культура. — №2. — 2011. — С. 288-29.4. (0,5 п.л.)
  3. Яковлева М.А. Практика реализации принципов местного самоуправления в Российской Федерации // ПАЛИМПСЕСТ: Диалог социальных и гуманитарных наук: Сборник научных статей. Выпуск I. – М.: Издательство «Прометей», 2011, С. 293-300.
  4. Яковлева М.А. Предпосылки и особенности современного этапа реформирования местного самоуправления // Материалы Российской межвузовской конференции «Теоретическая и специальная социология». — М.: Издательство «Спутник+», 2011. С. 167-171. (0,4 п.п.)
  5. Яковлева М.А. Участие населения в местном самоуправлении и проблемы взаимоотношений органов местного самоуправления и населения // Материалы Всероссийской научной конференции по теоретической и специальной социологии. — М.: Издательство «Спутник+», 2012, С. 268-271. (0,4 л)
  6. Яковлева М.А. Эффективность государственной службы как результат реализации ее социального потенциала // Наука и школа. — № 5. — 2013. — С. 165-169. (0,4 л)
  7. Яковлева М.А. Необходимость перехода от политики государственной поддержки местного самоуправления к государственной и социальной политике в отношении муниципальных образований// Материалы IX Всероссийской научной конференции по теоретической и специальной социологии. — М.: Издательство «Спутник+», 2013, С. 126-130. (0,4 стр.)
  8. Яковлева М.А. Правовой аспект взаимодействия гражданского общества и государства // Наука и школа. — № 4. — 2015. — С.7-13 (ВАК)
  9. Яковлева М.А. Развитие некоммерческих общественных организаций и условия их функционирования в России // Всероссийская (заочная) научная конференция по теоретической и специальной социологии. — М.: Издательство «Спутник+», 2015, С. 25-30.
  10. Яковлева М.А. Реформа местного самоуправления: от идей к реальности // Человек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *