cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

На дошкольный возраст приходится пик развития психических процессов как: Особенности психического развития детей дошкольного возраста

Особенности психического развития детей дошкольного возраста

Содержание

  1. Особенности развития когнитивных процессов в дошкольном возрасте
  2. Мышление в дошкольном возрасте
  3. Память в дошкольном возрасте
  4. Развитие навыков общения у детей
  5. Становление характера в дошкольном детстве
  6. Ведущие типы деятельности в дошкольном возрасте
  7. Элементы готовности ребенка к школе

Дошкольный возраст охватывает период психического развития с 3 до 7 лет. В это время структура психики претерпевает значительные изменения. Меняется социальная ситуация. Интенсивно формируются новые личностные качества, черты характера. Осуществляется подготовка к немаловажному событию в жизни каждого ребенка – поступлению в школу. Рассмотрим особенности психического развития, отличающие детей дошкольного возраста более детально.

Развитие детей-дошкольников происходит по нескольким направлениям

Особенности развития когнитивных процессов в дошкольном возрасте

Каковы особенности и основные этапы психического развития ребенка дошкольного возраста?

Нельзя не отметить, что в дошкольном возрасте процессы когнитивной сферы приобретают важную особенность, предопределяющую их дальнейшее развитие – произвольность. Это говорит о том, что с определенного момента они перестают быть спонтанными, становясь контролируемыми и подчиняемыми волевой регуляции.

Одной из причин этого является развитие сознания и усложнение форм поведения.

Развитие речи – одно из частей психического развития

Постепенно ребенок приступает к освоению знаковых систем, наиболее важными из которых являются язык и речь. В дальнейшем он будет использовать их для регуляции своей психологической жизни, ведения внутреннего диалога. Это, в свою очередь откроет возможности для интериоризации многих психических процессов в сознании детей (перехода из внешнего во внутреннее), а также выхода когнитивных процессов на новый уровень развития.

Мышление в дошкольном возрасте

Например, рассуждая о мышлении ребенка младшего дошкольного возраста, стоит отметить, что оно весьма своеобразно. И среди его закономерностей часто встречаются такие ошибки, часто отличающие развитие ребенка в дошкольном возрасте. Опишем их особенности кратко:

  1. Трансдукция (переход от частного случая к частному).
  2. Артифициализм (создание собственного мира, подчиняемого своим законам).
  3. Синкретизм (нерасчлененность мышления).
  4. Эгоцентризм (оценка происходящих вокруг событий и фактов исключительно со своей точки зрения при невозможности принять другую).
  5. Анимизм (одушевление предметов).
  6. Проблема с пониманием противоречий.
Эгоцентризм у малышей ждоминирует до 6-ти лет

Со временем ребенок начинает преодолевать все эти недостатки мышления и постепенно они становятся все менее и менее выраженными. Эгоцентризм постепенно отступает. Благодаря этому у ребенка не только совершенствуется мышление, но начинает проявляться такое качество, как эмпатия – способность оценить, почувствовать и понять душевное состояние другого человека. Причем качество дает знать о себе даже в тех случаях, если психическое состоянием ребенка и чувства, которые испытывает в момент разговора собеседник, существенно различаются.

Тем не менее, такие качества мышления как, например, обратимость, начинают формироваться в создании детей только к семи годам. К этому возрасту они начинают успешно решать предложенные логические задачи, понимая закономерности сохранения количества предметов, массы, а позднее – обратимости некоторых математических операций. Логическое мышление у детей начинает оформляться в самостоятельную форму, однако окончательно оно сможет сформироваться только к подростковому периоду.

Показатели нервно-психического развития

В периоде дошкольного детства у ребенка в той или иной степени сформированы все существующие виды мышления, однако основную роль в его развитии играют такие его виды, как образное и схематическое (в меньшей степени – словесно-логическое, пока еще не интериоризированное, но постепенно переходящее во внутренний план).

Память в дошкольном возрасте

Единой точки зрения, объясняющей закономерности и особенности психического развития процессов памяти в дошкольном возрасте не существует. На сегодняшний день сформулировано как минимум три теории, указывающей на ее специфику.

Развитие памяти с помощью дидактических игр
  1. Существует два вида памяти, имеющих физиологическую и психологическую составляющую.
  2. Интенсивно развиваясь в младшем возрасте, память начинает снижать свои показатели в дальнейшем.
  3. Пик развития памяти достигается в десять лет. Затем наступает ее медленное ухудшение.

Характерной особенностью памяти дошкольника является то, что в этот период ее процессы из непроизвольных постепенно становятся произвольными. И ребенок начинает ставить перед собой осознанные цели что-либо запомнить, вспомнить, узнать; для их достижения предпринимаются намеренные усилия. Такие изменения, в первую очередь, связаны с тем, что в возрасте от четырех лет у ребенка начинает складываться понимание мотивов деятельности и ее результатов.

Объем кратко- и долговременной памяти детей возрастает, позволяя ребенку удерживать больший объем информации. Формирующееся логическое мышление позволяет структурировать эту информацию, придавая ей более структурированный и законченный вид.

Развитие навыков общения у детей

Важной характеристикой общения в дошкольном возрасте является и то, что ребенок уже в достаточной степени овладевает речью. При помощи речь становится намного легче донести до него информацию о правилах и нормах поведения, возможных поощрениях и наказаниях. Таким образом, реализуется одно из важнейших функций общения – познавательная. Вербальные средства также позволяют получать более эффективную обратную связь, давая ребенку возможность оповестить взрослого о своем настроении, состоянии и самочувствии на текущий момент.

Развитие навыков общения происходит с младенческого возраста

Кроме того, период дошкольного детства – это время, когда ребенок начинает общаться не только со взрослыми, но также и своими сверстниками. А после становятся более избирательными, стараясь взаимодействовать лишь с теми, кто по той или иной причине кажется ему более приятным.

Если посмотреть на группы дошкольников, занятых той или иной деятельностью – например, творчеством, либо игрой, легко заметить, что уже в этот период у них наблюдается четкое распределение ролей. Выделяются лидеры, их ближайшее окружение, а также менее общительные и даже отвергаемые дети.

Общение со сверстниками строится в дошкольном возрасте в несколько этапов. Вначале ребенок активно включается в активную деятельность, перенимая формы поведения у своего окружения, самостоятельно предлагая ему те или иные сценарии, или направляя деятельность более младших.

Мотивы поведения у детей

После этого ребенок начинает отделять себя от окружающих и воспринимать себя вне зависимости от других детей. Он старается продемонстрировать другим детям свои личностные качества, способности и таланты. В процессе совместной деятельности начинает проявляться характер ребенка и его личностные качества. Он уже показывает, что ему не нравится и чем он недоволен. Важную роль приобретает обратная связь: общаясь с детьми и делясь с ними какой-либо информацией, он уже обращает внимание на их реакцию, восприятие себя.

Становление характера в дошкольном детстве

Каковы особенности психического развития личности в дошкольном возрасте? Прежде всего, на основе взаимоотношения со сверстниками, а также с родителями у ребенка начинает формироваться самооценка, выражающая восприятие им самого себя и собственной деятельности. Именно этот фактор во многом станет определять особенности социализации ребенка в будущем, сделав ее существенно легче, либо затруднив ее.

Проблемы в психическом развитии

Однако далеко не всегда самооценка ребенка формируется достаточно адекватно и зачастую она может деформироваться под влиянием таких факторов, как давление взрослых, их отказ от восприятия ребенка таким, каков он есть на самом деле. Результатом этого часто становятся повышенный уровень тревожности, агрессии, страх перед окружающими людьми.

Помимо самооценки младшему дошкольному возрасту присуще также формирование определенного уровня притязаний. В отличие самооценки уровень притязаний, требований к себе, осознан и более ситуативен.

Поскольку дошкольник имеет уже довольно четкое понимание того, что вызывает у него симпатию, а что – нет, в ответ на некоторые раздражители у него могут проявляться такие качества, как тревожность и агрессивность. Однако далеко не всегда эти качества играют в процессе его социализации негативную роль. К примеру, агрессивность, не выходящие за пределы нормы, является обязательным отличительным качеством лидера, фундаментом целеустремленности; а тревожность – качеством, формирующим наблюдательность, способность к самоконтролю и самоорганизации.

Ведущие типы деятельности в дошкольном возрасте

Рассматривая психическое развитие ребенка как старшего, так младшего дошкольного возраста, нельзя обойти вниманием ведущие виды деятельности в этом периоде.

Роль игры в психическом развитии детей

Формирование представлений об окружающем мире, понимания особенностей человеческих взаимоотношений – все это начинает происходить в периоде дошкольного детства благодаря игре. Именно этот вид деятельности занимает центральное место в социальной ситуации этого возраста. Благодаря наличию определенных ограничений и правил и, при этом, довольно значительной свободы действий, игра позволяет психологическому развитию ребенка претерпеть существенные количественные и качественные изменения. Помимо предметно-манипулятивной деятельности, игра начинает охватывать и другие сферы (ярким примером являются, например, сюжетно-ролевые игры, где каждый участник должен действовать в соответствии с закрепленным за ним статусом).

Важная роль игровой деятельности в дошкольном возрасте объясняется целым рядом значимых факторов.

  1. Игра позволяет ребенку включаться в различные формы активной общественно-полезной деятельности. Он усваивает наиболее типичные формы отношений между людьми и учиться ориентироваться в их сфере.
  2. При помощи игровых действий ребенок начинает видеть первые результаты, приносимые его деятельностью.
  3. Игра позволяет сделать ранее неконтролируемую деятельность ребенка более целенаправленной и организованной. Дети учатся более рационально распоряжаться своими ресурсами.
  4. Игра представляет собой наиболее мягкую форму соблюдения первых дисциплинарных и режимных моментов.
Развитие творческого мышления – важный этап становления личности

Самостоятельное значение приобретают также различные виды творческой деятельности. Поведенческий репертуар ребенка расширяется; в нем появляются новые виды активности, которые ранее не были доступны по тем или иным причинам.

Ребенок начинает давать самостоятельную оценку процессу деятельности, результату; приобретает первые навыки прогнозирования и планирования. Он формулирует у детей ожидания и сопоставляет их с реальными результатами.

Элементы готовности ребенка к школе

Важное место в периоде дошкольного детства отводится формирования готовности ребенка к принципиально новому этапу в его жизни – поступлению в школу. Феномен готовности к школе включает в себя несколько базовых составляющих.

Аспекты готовности к школе

Кратко опишем их:

  1. Интеллектуальная готовность – овладение ребенком необходимой системой школьных знаний, умений, навыков, значимых для обучения. Способность ориентироваться в окружающем мире и сфере бытовых знаний на должном уровне.
  2. Мотивационная готовность – понимание смысла и цели школьного обучения. Наличие у детей должного уровня сформированности познавательной мотивации.
  3. Социальная готовность – понимание статуса школьника. Осознание того, какие именно перемены затронут жизнь ребенка после поступления в школу, какие особенности имеет жизнь учащегося.
  4. Физическая готовность – обладание ребенком должного уровня физического развития, выносливости, которые дают возможность беспрепятственно находиться на уроке в течение положенного времени.

Оценивая психическое развитие и готовность к школе ребенка в дошкольном возрасте, необходимо принимать во внимание все вышеописанные особенности.

Развитию логики помогает игра в шахматы

И несмотря на то, что большей части компонентов школьной готовности чаще всего не уделяется должного внимания, они имеют исключительно важный смысл.

Всесторонняя оценка, проведенная родителями, а также профессиональными педагогами, дает возможность отнести ребенка к группе детей:

  1. готовых к школьному обучению;
  2. находящихся еще на уровне игровой деятельности.

Завершающим этапом дошкольного периода является кризис возраста 6-7 лет. В решении конфликтов, связанных с переходом, достаточно резкого перехода от привычной игровой деятельности к учебной, будет заключаться основная проблема психического развития детей старшего дошкольного возраста.

Развитие детей старшего дошкольного возраста — комментарии логопеда

26 мая, 2017

Старший дошкольный возраст – последний период перед поступлением ребенка в школу. Он очень важен с точки зрения развития психики, поэтому особенностям развития в этот период посвящено много научной литературы.

Перед поступлением в школу в психике ребенка появляются новые образования. К ним относятся произвольность психических процессов – памяти, внимания, восприятия и других, — из которых вытекает способность управлять своим поведением. Происходят изменения и в представлениях ребенка о самом себе, изменяется самооценка. Проявление произвольности является последним и решающим изменением в психике, при котором происходит овладение собственным поведением, а не изменение окружающих ребенка предметов и явлений.

Под старшим дошкольным возрастом понимают период в возрасте 5-6 лет. В этот момент физические и психические возможности детей намного отличаются от аналогичных показателей детей средней группы. Развитие детей старшего дошкольного возраста проходит стремительными темпами; они быстро овладевают главными движениями и становятся более крепкими физически. Умственное развитие происходит параллельно с физическим. Они идут рука об руку, поэтому если родители хотят вырастить достойного ребенка, они должны развивать его всесторонне.

Большое внимание должно уделяться и нравственному воспитанию, а также развитию социальных навыков.

Этапы развития

На данном этапе развития ребенка продолжается совершенствоваться его речь. К моменту поступления в первый класс дети должны уметь правильно произносить все звуки своего языка, четко и внятно проговаривать слова и иметь словарный запас, необходимый для нормального общения и со сверстниками, и со взрослыми. Дети должны уметь применять в речи многие грамматические формы, строить сложные предложения и придавать речи выразительность там, где это необходимо. Хорошо развитая устная речь необходима еще и потому, что с ее помощью ребенок развивает свои социальные навыки. Развитие детей старшего дошкольного возраста предполагает, что они начинают оценивать не только свою личность, но и личности окружающих. Общение в этот момент становится внеситуативно-деловым; происходит развитие устойчивых избирательных предпочтений.

Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется получением новых знаний, развитием новых качеств и появлением новых потребностей. Так называемая многогранная личность формируется именно в этом возрасте. Окружающие уже могут оценивать ребенка с разных точек зрения: с интеллектуальной, нравственной, эмоциональной, волевой и действенно-практической. Психологи и педагоги отмечают, что именно в старшем дошкольном возрасте происходит окончательный переход от ситуативного поведения к деятельности, подчиненный нормам морали. И хотя многим детям этот процесс дается тяжело и эмоционально, в конечном итоге нравственные нормы начинают оказывать решающее влияние на поведение ребенка.

Меняется и стиль общения ребенка со взрослыми, и в первую очередь – с родителями. Если в младшем и среднем дошкольном возрасте общение носит познавательный характер, то на шестом году жизни оно переходит в личностную форму. Ребенку становятся более интересны взаимоотношения людей друг с другом. Получив эти знания, ребенок начинает адекватно оценивать собственные поступки. Он вполне достоверно может предсказать, понравится ли его поведение взрослым, или нет, и может самостоятельно оценить качество своих поступков и своей личности. Этот процесс освоения межличностных взаимоотношений логично завершается формированием такого важного навыка, как самооценка. Ребенок сравнивает усвоенные им нормы морали со своим поведением, поступками, умениями и навыками. И хотя его самооценка обычно очень высока, это нельзя считать минусом. Скорее, наоборот – высокая самооценка притупляет страх ребенка перед неудачами и стимулирует освоение новых видов деятельности. Большой интерес к подготовительным занятиям при поступлении в школу – это как раз результат такой самооценки.

Отдавая отчет в собственных действиях, и получая понятия о том, что такое хорошо и что такое плохо, ребенок начинает внимательнее относиться к окружающим. В его поступках начинает проявляться настоящая забота о родных и близких. Дети старшего дошкольного возраста учатся контролировать свои эмоции и выражения чувств, чтобы оградить родителей от беспокойства и огорчения. Конечно, это не значит, что он становится абсолютно без эмоций, но количество слез и проявлений страха заметно уменьшается. Вместо того, чтобы кричать и плакать, ребенок осваивает другой «язык» чувств. Он учится выражать переживания и эмоции через взгляды, мимику, жесты, позы, изменения в интонации и т.д.

Рекомендации родителям

Развитие детей старшего дошкольного возраста немыслимо без привлечения его к трудовой деятельности. Педагоги строят занятия таким образом, что ребенок начинает понимать: своей деятельностью он приносит пользу другим людям. Наиболее подходящие для этого занятия – конструирование, лепка, рисование и изготовление поделок. Самый простой пример общественно полезного труда – это овладение навыками самообслуживания. Умение одеть себя и самостоятельно есть освобождает родителей от помощи, и ребенок должен это понимать.

Все это закладывается еще в среднем дошкольном возрасте, а в 5-6 лет дети приучаются выполнять более сложные работы. Они поливают цветы, протирают пыль, чистят одежду и обувь, убирают игрушки в ящик и т.д. После выполнения этих заданий у детей появляется радость от выполненной работы – чувство, которое ранее им было незнакомо в силу того, что их деятельность не была ориентирована на коллектив. Еще один важный момент, касающийся развития детей старшего дошкольного возраста – это их приобщение к учебной деятельности. Она должна быть не просто средством для наполнения словарного запаса ребенка или для приобретения новых навыков. Учебная деятельность – это прекрасное средство для изменения личности. Чтобы развитие шло успешно, обучение должно быть интересным.

Расцвет фантазии ребенка приходится именно на старший дошкольный возраст. Сильнее всего воображение ребенка проявляется в игре: это видно по тому, с каким интересом дети принимают в ней участие. С другой стороны, фантазии в этом возрасте появляются спонтанно. Придумать что-либо «через силу» или «по заказу» ребенку очень тяжело, поэтому любимыми занятиями у детей являются сюжетно-ролевые игры. Их суть проста: дети «играют» во взрослых, примеряя на себя их профессии и выполняя социальные и общественные функции. Ничего нового в этих играх нет, так как ребенок повторяет то, что он уже видел. Однако повторяет он это вполне осознанно, показывая навыки самоорганизации. Например, перед игрой в шофера, он построит себе машину из стульев, а ни в коем случае не «поедет» на недоделанной машине.

Помимо сюжетно-ролевых игр, которые являются основной ведущей деятельностью в старшем дошкольном возрасте, дети играют и в другие игры. Поскольку у детей на первый план начинают выходить интересы коллектива, игры становятся соответствующими. В них уже есть правила, а некоторых из них есть разделение ролей. Хорошим примером являются прятки или салочки, где есть один ведущий, и есть остальные игроки. Подчиняясь правилам игры, дети примеряют на себя обе роли, меняясь в игре по очереди. Если же кто-то из сверстников нарушает правила, это не остается незамеченным. Интерес к игре сохраняется только в том случае, если все дети играют по правилам. Целью всех этих игр (и обычных, и сюжетно-ролевых), является развитие качеств, которые помогут ребенку успешно учиться в начальной школе.

На старший дошкольный возраст приходится и пик познавательных вопросов. К шести годам дети уже умеют достаточно хорошо говорить, чтобы их понимали взрослые, но они по-прежнему много чего не знают. Детей привлекает абсолютно все, и они не жалеют энергии на то, чтобы получить новую информацию. Сложность заключается в том, что одного желания для этого мало, и дети еще не в состоянии глубоко и правильно осознать принятую информацию. Поток знаний слишком большой, поэтому велик риск заполнить голову ребенка разрозненными данными, которые он не в силах осмыслить и понять.

Интерес к новым знаниям возникает буквально всюду: в общении со сверстниками и взрослыми, в играх и т.д., но только в учебном процессе окончательно формируются и складываются познавательные интересы. Чтобы удовлетворить свои потребности и желания, ребенок старшего дошкольного возраста прибегает к различным способам познания. Наиболее действенными из них являются те, при которых ребенок приобретает реальные умения. Кроме того, в этом возрасте набирает силу и словесная память, при которой знания усваиваются почти так же хорошо, как и наглядный материал. В школе работа со словесным материалом является одним из основных источников знаний. Чтобы ребенок был хорошо готов к школе, развитию словесной памяти надо уделять внимание еще в старшем дошкольном возрасте.

К концу старшего дошкольного возраста у ребенка все сильнее начинают развиваться мыслительные способности. Анализ, сравнение, обобщение, логическое мышление – все эти навыки встречаются и в более раннем возрасте, но к шести годам они достигают такого уровня, что ребенка можно отдавать в первый класс. Детей начинают интересовать не только те предметы и явления, которые он наблюдает, но и обобщенные их свойства. У детей появляются понятия о причинно-следственных связях; они интересуются тем, как работают механизмы и из чего они состоят. На основании полученной информации ребенок может сделать вполне логичные выводы, не дожидаясь проверки на практике. Чтобы еще больше развить эти навыки, рекомендуется привлекать ребенка к как можно большему количеству видов деятельности.

Изменения происходят во всех сферах психического развития ребенка. В старшем дошкольном возрасте, как ни в каком другом, начинается освоение самого широкого круга занятий. Это и игры, и трудовая деятельность, и помощь по дому, и общение с друзьями, и многое другое. Развитие детей старшего дошкольного возраста через различные виды деятельности формирует как их техническую сторону, так и мотивационно-целевую. Результатом становится умение выполнять какую-либо деятельность в течение долгого времени без приложения внутренних усилий, основываясь только на непроизвольном внимании. Произвольность и опосредованность внимания в этом возрасте достигается через игры.

Способность к внушаемости в старшем дошкольном возрасте несколько снижается. Связано это с тем, что у детей формируется механизм сопоставления воспринимаемой действительности со словами педагога. Дети перестают верить всему и начинают отстаивать свою точку зрения. Более того, старшие дошкольники более адекватно оценивают многие ситуации по сравнению с младшими школьниками. В защиту последних можно сказать то, что школа является для них новым этапом, к которому надо приспособиться, что не умаляет достижений в развитии дошкольников. Изменения в личности ребенка связаны, прежде всего, с изменением его самооценки и осознанием того, как относятся к нему окружающие.

Для морального развития детей старший дошкольный возраст является сензитивным. Это значит, что в этот момент формируются и окончательно закрепляются основы нравственного поведения и взаимоотношения с окружающими. Моральный облик ребенка, заложенный в старшем дошкольном возрасте, нередко проявляется на протяжении всей жизни, поэтому очень важно уделить внимание правильному воспитанию и обучению в этот период.

По сравнению с детьми средней группы, дети старшей группы отличаются еще большими физическими и психическими возможностями. Отношения со сверстниками и взрослыми становятся более сложными и содержательными. Во многом этому способствует то, что шестилетние дети имеют достаточный словарный запас для полноценного общения на разные темы, умеют выражать свои мысли и имеют хорошую фантазию. Параллельно с развитием речи завершается формирование всех сторон личности ребенка: интеллектуальной, нравственной, волевой и эмоциональной. Элементы трудовой деятельности реализуются через овладение умениями и навыками, важными из которых являются навыки самообслуживания.

Ведущим видом деятельности при развитии детей старшего дошкольного возраста становятся сюжетно-ролевые игры и игры с правилами. В них отражается не только умение детей работать с какими-либо предметами, но и взаимоотношения друг с другом и с взрослыми. Итогом развития на шестом году жизни становится умение ребенка целенаправленно управлять своим поведением и психическими процессами, к которым относятся внимание, память, восприятие и другие. Старший дошкольный возраст – это тот период, в котором у ребенка происходит окончательное изменение в представлении о своем «я».

Когнитивное развитие: 2–6 лет

Дошкольники представляют собой замечательные примеры того, как дети играют активную роль в своем собственном когнитивном развитии, особенно в своих попытках понять, объяснить, организовать, манипулировать, конструировать и предсказывать. Маленькие дети также видят закономерности в объектах и ​​событиях мира, а затем пытаются систематизировать эти закономерности, чтобы объяснить мир.

В то же время дошкольники имеют когнитивные ограничения. Дети с трудом контролируют собственное внимание и функции памяти, путают поверхностную видимость с реальностью и сосредотачиваются на одном аспекте переживания за раз. В разных культурах маленькие дети склонны совершать одни и те же незрелые когнитивные ошибки.

Piaget назвал когнитивное развитие, происходящее в возрасте от 2 до 7 лет, предоперационной стадией . На этом этапе дети чаще используют язык и другие символы, подражают поведению взрослых и играют. Маленькие дети увлекаются словами — как хорошими, так и плохими словами. Дети также играют в придуманные игры: используют пустую коробку в качестве машины, играют в семью с братьями и сестрами и лелеют воображаемую дружбу.

Пиаже также описал предоперационную стадию с точки зрения того, что дети не могут делать. Пиаже использовал термин операционный для обозначения обратимых способностей, которые у детей еще не развились. Под обратимостью Пиаже имел в виду умственные или физические действия, которые могут совершаться взад-вперед, имея в виду, что они могут происходить более чем одним способом или направлением. Сложение (3 + 3 = 6) и вычитание (6 — 3 = 3) являются примерами обратимых действий. Дети на этом этапе, согласно Пиаже, используют магическое мышление, основанное на их собственных сенсорных и перцептивных способностях, и их легко ввести в заблуждение. Например, дети вовлекаются в магическое мышление, когда разговаривают со своими родителями по телефону, а затем просят подарок, ожидая, что он будет доставлен по телефону.

Пиаже считал, что познавательные способности дошкольников ограничены эгоцентризмом — неумением отличать свою точку зрения от точки зрения других. Способность к эгоцентризму проявляется на всех этапах познавательного развития, но особенно ярко проявляется эгоцентризм в дошкольном возрасте. Маленькие дети в конце концов преодолевают эту раннюю форму эгоцентризма, когда узнают, что у других другие взгляды, чувства и желания. Тогда дети могут интерпретировать мотивы других и использовать эти интерпретации для взаимного и, следовательно, более эффективного общения с другими. Со временем дошкольники учатся регулировать высоту, тембр и скорость своего голоса, чтобы они соответствовали голосам слушателя. Поскольку взаимное общение требует усилий, а дошкольники все еще эгоцентричны, дети могут впадать в эгоцентрическую (не взаимную) речь во время фрустрации. Другими словами, дети (и взрослые) могут регрессировать к более ранним поведенческим моделям, когда их когнитивные ресурсы подвергаются стрессу и перегрузке.

Пиаже указал, что маленькие дети не овладели классификацией , или умением группировать по признакам. Они также не освоили серийный порядок , или способность группироваться в соответствии с логической последовательностью. Хотя эти способности, возможно, присущи маленьким детям, они полностью реализуются позже.

Пиаже также считал, что маленькие дети не могут понять консервацию, или концепцию, согласно которой физические свойства остаются постоянными даже при изменении внешнего вида и формы. Маленьким детям трудно понять, что одно и то же количество жидкости, налитой в емкости разной формы, остается одинаковым. Предоперационный ребенок скажет вам, что горсть пенни — это больше денег, чем одна пятидолларовая купюра. Согласно Пиаже, когда у детей развивается когнитивная способность к сохранению (около 7 лет), дети переходят к следующему этапу развития, к конкретным операциям.

Текущие исследования показывают, что дети не настолько внушаемы, оперативны, магичны или эгоцентричны, как предполагал Пиаже. Например, изучая использование детьми символов и репрезентативного мышления, исследователь Рене Байаржон обнаружила, что дошкольники уже в возрасте 2 1/2 способны использовать обратимое ментальное мышление. Исследование Байяржона включало следующий эксперимент: два объекта — большая красная подушка и миниатюрная красная подушка — были спрятаны в большой комнате и в миниатюрной копии комнаты соответственно; показано, где в миниатюрной комнате прячется миниатюрная подушка, ребенок находит соответствующую большую подушку в большой комнате. Байяржон предположил, что такие способности указывают на символическое мышление, при котором объекты представляют не только самих себя, но и другие объекты.

В отличие от теорий детского эгоцентризма Пиаже, аналогичные исследования показывают, что дети могут и действительно относятся к системе отсчета других. Например, было показано, что двух- и трехлетние дети изменяют свою речь, чтобы более четко общаться с младшими детьми. Исследователь Джон Флавелл предположил, что дошкольники проходят две стадии эмпатии , или обмена точками зрения. На первом уровне, примерно в возрасте от 2 до 3 лет, ребенок понимает, что у других есть собственный опыт. На втором уровне, в возрасте от 4 до 5 лет, ребенок интерпретирует опыт других, включая их мысли и чувства. Это изменение точки зрения свидетельствует о когнитивных изменениях: на первом уровне ребенок сосредотачивается на внешности; на втором уровне, на реальности, как они ее понимают. Следовательно, у маленьких детей развивается социальное познание, или понимание своего социального мира, каким бы незрелым это понимание ни было.

Типичные 5-летние дети интересуются тем, как работает их разум и разум других людей. Дети в конечном итоге формируют теорию разума, осознание и понимание состояний ума других и сопровождающих их действий. Затем дети могут предсказать, как другие будут думать и реагировать, особенно на основе их собственного опыта в мире.

Текущие исследования детей в возрасте от 2 до 5 лет ясно демонстрируют, что Пиаже ошибочно предполагал, что дооперациональные дети мыслят буквально. На самом деле, эти дети могут мыслить логически, проецировать себя на ситуации других и интерпретировать свое окружение. Таким образом, хотя когнитивные качества дооперациональной стадии Пиаже могут быть применимы к некоторым или даже многим детям, эти качества не применимы ко всем детям.

Память

Память — это способность кодировать, сохранять и вызывать информацию с течением времени. Дети должны научиться кодировать объекты, людей и места, а затем уметь вызывать их из долговременной памяти.

Маленькие дети не так хорошо помнят, как дети старшего возраста и взрослые. Кроме того, эти дети лучше справляются с заданиями на распознавание, чем на припоминание. Исследователи подозревают несколько возможных причин такого развития событий. Одно из объяснений состоит в том, что у дошкольников могут отсутствовать определенные аспекты развития мозга, необходимые для зрелых навыков памяти. Другое объяснение заключается в том, что дошкольники не имеют того же количества и видов опыта, на которые можно опереться, как взрослые, при обработке информации. Другая причина в том, что маленьким детям не хватает избирательное внимание, означает, что их легче отвлечь. Еще одно объяснение заключается в том, что у детей отсутствуют такие же качественные и количественные эффективные мнемонические стратегии, как у взрослых.

Тем не менее, дошкольники проявляют большой интерес к учебе. То, чего ребенку может не хватать в навыках, компенсируется инициативой. Детям присуще любопытство к миру, что побуждает их узнавать как можно больше и как можно быстрее. Некоторые маленькие дети могут расстраиваться, когда обучение не происходит так быстро или память не так эффективна, как дети старшего возраста. Когда учебные ситуации структурированы таким образом, чтобы дети могли добиться успеха, устанавливая разумно достижимые цели и предоставляя руководство и поддержку, дети могут быть исключительно зрелыми в своей способности обрабатывать информацию.

Язык

Языковые навыки также продолжают улучшаться в раннем детстве. Язык – это результат способности ребенка использовать символы. Таким образом, по мере того как их мозг развивается и приобретает способность к репрезентативному мышлению, дети также приобретают и совершенствуют языковые навыки.

Некоторые исследователи, например Роджер Браун, измеряли языковое развитие по среднему количеству слов в предложениях ребенка. Чем больше слов ребенок использует в предложениях, тем сложнее его языковое развитие. Браун предположил, что язык развивается поэтапно: высказывания, фразы с интонациями, простые предложения и сложные предложения. Базовый синтаксис, согласно Брауну, полностью не осознается примерно до 10 лет9.0003

Дошкольники учат много новых слов. Родители, братья и сестры, сверстники, учителя и средства массовой информации предоставляют дошкольникам возможность увеличить свой словарный запас. Следовательно, овладение языком происходит в социальном и культурном контексте. Однако агенты социализации предоставляют больше, чем просто слова и их значения. Эти агенты учат детей думать и действовать социально приемлемым образом. Дети узнают об обществе, когда они узнают о языке. Общественные ценности, нормы, обычаев (неформальные правила приемлемого поведения) и нравы (формальные правила приемлемого поведения) передаются тем, как родители и другие люди демонстрируют использование слов.

Во всем мире и в Соединенных Штатах некоторые маленькие дети двуязычны, или могут говорить более чем на одном языке. Эти дети изучают два языка одновременно, как правило, в результате того, что они растут с двуязычными родителями, говорящими дома на обоих языках. Многие из этих двуязычных детей уже к 4 годам могут свободно говорить на обоих языках. Некоторые этнические дети учатся говорить на 9 языках.0005 диалект, или варианты языка, прежде чем они научатся говорить на стандартном английском языке. Сегодня бушуют дебаты о том, следует ли считать этнические диалекты равными по ценности традиционным языкам.

Например, некоторые преподаватели считают, что такие диалекты, как Ebonics (черный английский) и Spanglish (испанский английский), должны преподаваться в американских классах наряду с традиционным английским языком. По мнению этих педагогов, поощрение диалектов повышает самооценку ребенка, повышает его шансы понять материал в классе и поощряет мультикультурное разнообразие. Другие преподаватели, однако, обеспокоены тем, что Ebonics и Spanglish подвергают детей риску не овладеть стандартным английским языком, что, в свою очередь, ставит их в невыгодное положение при подготовке к колледжу и работе.

4 этапа и советы по каждому из них

Этапы развития Пиаже — это теория о том, как дети учатся по мере взросления. Он включает в себя четыре отдельных этапа, каждый из которых имеет разные этапы и навыки.

Жан Пиаже был известным психологом и теоретиком познания в 20-м веке, который сосредоточился на развитии детей. Его теории возникли в результате наблюдения за детьми и регистрации их развития.

Он привлек внимание к идее, что дети — это не просто маленькие взрослые, и утверждал, что образ их мышления принципиально отличается.

Пиаже считал, что дети действуют как «маленькие ученые», исследуя окружающую среду, чтобы понять ее. Он считал, что дети делают это естественно, без вмешательства взрослых. Он выдвинул идею о различных стадиях развития, через которые дети учатся языку, памяти и рассуждениям.

В этой статье объясняются четыре стадии когнитивного развития Пиаже, ключевые концепции и то, как люди могут их использовать, чтобы помочь детям учиться и развиваться.

В следующей таблице показаны четыре стадии когнитивного развития Пиаже:

Младенцы от рождения до 2 лет используют свои чувства и движения тела, чтобы понять окружающий их мир, поэтому этот этап известен как сенсомоторный этап.

Первый способ общения новорожденного — это основные рефлекторные действия, такие как сосание, размахивание руками или качание головой. Они используют свои пять чувств: зрение, осязание, обоняние, вкус и слух, чтобы исследовать свое окружение и свое тело.

Младенцы собирают информацию об этом опыте, изучая, как разные вещи заставляют их чувствовать. Они также учатся различать людей, объекты, текстуры и достопримечательности.

На этом этапе дети также начинают понимать концепцию причины и следствия. Они начинают помнить, что определенные действия будут иметь конкретный результат, и используют это для планирования своих действий заранее.

Примерно в 6 месяцев они начинают понимать постоянство объектов. Это означает, что ребенок знает, что объекты продолжают существовать, даже если он больше не может их видеть, слышать или чувствовать.

Когда у ребенка есть постоянство объекта, это означает, что теперь он может формировать ментальный образ или представление об объекте, а не только реагировать на переживания в своем непосредственном окружении.

Примеры

Определенное поведение может указывать на то, что ребенок развил некоторые ключевые навыки на этом этапе. Например, ребенок, понимающий причину и следствие, может намеренно трясти погремушкой, чтобы издать звук, или плакать, чтобы привлечь внимание.

Ребенок, который понимает постоянство объекта, будет:

  • знать, что его опекун все еще рядом, когда играет в такие игры, как прятки
  • знать, что игрушка все еще существует, даже если она спрятана под одеялом
  • понимают, что они или их окружение все еще здесь, даже если они закрывают глаза

На этом этапе дети опираются на постоянство объекта и продолжают развивать абстрактные мыслительные процессы. Это означает, что они могут думать о вещах за пределами физического мира, например, о том, что произошло в прошлом.

Они также воображают и мыслят символически, и они начинают демонстрировать эту способность через свой язык и поведение.

В этот период дети демонстрируют пять основных моделей поведения:

  • Имитация: Теперь дети могут имитировать действия другого человека, даже если тот, кого они моделируют, больше не находится перед ними.
  • Символическая игра: Дети начинают присваивать свойства или символы объектам. Они могут проецировать свойства одного объекта на другой. Например, они могут притворяться, что палка — это меч.
  • Рисунок: Имитация и символическая игра являются важными элементами рисования. Он начинается с бессмысленных каракулей и переходит к более точному изображению предметов и людей.
  • Ментальные образы: Дети начинают визуализировать в уме самые разные вещи. Они могут часто спрашивать названия предметов, чтобы установить ассоциации между словами и предметами.
  • Вербальное воспроизведение событий: Это означает, что дети могут использовать слова для описания и представления прошлых событий, людей или предметов.

Основной функцией речи в этом возрасте является экстернализация мышления, а не общение. Дети могут говорить в потоке сознания и развивать более сложные языковые навыки по мере прохождения этой стадии.

Пиаже считал, что дети остаются эгоцентричными на протяжении всей предоперационной стадии. Это означает, что они не могут понять, что другие люди думают иначе, чем они, или что происходящие события не всегда связаны с ними.

Примеры

Некоторые примеры, когда ребенок находится на предоперационной стадии, включают:

  • подражание тому, как кто-то говорит или двигается, даже когда его нет в комнате
  • рисование людей и предметов из своей собственной жизни, но понимание того, что это всего лишь изображения
  • притворяться, что палка — это меч или что метла — это лошадь во время игры
  • воображать, что они супергерой или кто-то, кем они восхищаются
  • придумывать воображаемого друга абстрактное мышление и стать менее эгоцентричным. Теперь они могут понять, что события не всегда имеют к ним отношение и что у других есть другая точка зрения.

    Дети также могут применять логические, конкретные правила к физическим объектам. Однако они еще не могут сделать то же самое для абстрактных понятий.

    Конкретная операционная фаза сосредоточена вокруг трех элементов:

    • Сохранение и обратимость: Сохранение понимание того, что объекты могут изменяться в размере, объеме или внешнем виде, но по существу остаются неизменными. Обратимость означает, что некоторые вещи, которые изменились, могут вернуться в исходное состояние, а другие — нет.
    • Классификация: Это означает, что дети могут классифицировать объекты по группам и подгруппам. Например, они могут группировать объекты по цвету, форме или сходству.
    • Серийность: Серийность — это способность ребенка группировать объекты по росту, весу или важности. Это важная концепция для освоения, так как дети нуждаются в этом навыке во время обучения математике и естественным наукам.

    Примеры

    Некоторые признаки того, что ребенок усвоил навыки на этом этапе, включают:

    • знание того, что вода имеет те же свойства (например, влажность), даже если она находится в разных сосудах или имеет разный цвет
    • понимание того, что вода может замерзнуть, а затем снова растаять, но другие изменения необратимы
    • способность группировать мелки по цвету
    • способность сортировать игрушки по порядку в зависимости от их размера или важности

    На этом заключительном этапе когнитивного развития дети изучают более сложные правила логики. Затем они используют эти правила, чтобы понять, как работают абстрактные концепции, и решить проблемы.

    Ребенок может анализировать свое окружение и делать выводы. Они могут создавать теории о том, что возможно и что может произойти в будущем, на основе имеющихся у них знаний.

    Это известно как гипотетико-дедуктивное рассуждение. Это неотъемлемая часть официальной операционной стадии. Это позволяет кому-то задуматься над вопросом «Что, если?» Человек с этим навыком может представить несколько решений и возможных результатов в данной ситуации.

    Примеры

    На этапе формальной работы ребенок может придумать множество способов решения одной задачи, а затем выбрать наилучший вариант, исходя из того, насколько он логичен или успешен.

    Например, если ребенку нужно создать модель солнечной системы из материалов, которые есть у него дома, он может использовать их несколькими способами. Обдумывание нескольких возможностей и последующее использование наиболее логичной или эффективной показывает, что они обладают навыками гипотетико-дедуктивного мышления.

    На этом этапе дети также могут анализировать и оценивать свои мысли и действия. Например, если они спорят с другом, они могут подумать, какой вклад могли внести их мнения или поведение. Затем они могут решить, как подойти к ситуации.

    В следующих разделах объясняются несколько важных аспектов когнитивного развития, которые Пиаже предлагает в своей теории.

    Схема

    Пиаже включил идею схемы в свою теорию когнитивного развития.

    Схема — это категория знаний или мысленный шаблон, который ребенок развивает для понимания мира. Это результат детских переживаний.

    Например, ребенок может разработать схему собаки. Изначально слово «собака» относится только к первой встреченной собаке. Однако со временем это слово стало обозначать и включать всех собак. Когда ребенок составляет эту схему, он может называть каждое похожее животное собакой, прежде чем овладеет категорией.

    Схемы постоянно растут и адаптируются по мере того, как дети приобретают новый опыт, давая им структуру для приобретения знаний. Пиаже предположил, что это происходит двумя путями: ассимиляцией и аккомодацией.

    Ассимиляция означает, что ребенок использует ранее существовавшую схему для понимания новой ситуации. Например, если они встречают новую породу собак, они могут включить ее в свою схему «собака», даже если она выглядит иначе, чем собаки, с которыми они сталкивались ранее.

    Приспособление означает, что ребенок адаптирует ранее существовавшую схему, чтобы она соответствовала новому опыту или объекту. Например, если ребенок встречает кошку, он может добавить ее к своей схеме «собака», пока кто-нибудь не объяснит, что собаки и кошки разные. Затем они адаптируют свою схему к этой новой информации.

    Уравновешивание

    Согласно теории, уравновешивание мотивирует детей продолжать проходить этапы когнитивного развития.

    Когда ребенок усваивает новые знания, его мировоззрение неточное, поэтому он находится в состоянии неравновесия. Это состояние побуждает ребенка приспосабливаться к новой информации и достигать состояния равновесия.

    Пиаже внес значительный вклад в теории детского развития, и многие из них до сих пор имеют влияние. Однако другие критикуют его идеи.

    Во-первых, то, как Пиаже проводил свои исследования, не соответствовало бы стандартам научных исследований, которых придерживаются современные академики. Он имел тенденцию наблюдать и брать интервью у небольшого числа детей в естественных условиях, а не в условиях обучения. Это означало, что небольшой размер выборки или окружающая среда могли создать систематическую ошибку.

    Кроме того, он проводил свои исследования в Западной Европе и не принимал во внимание влияние различных социальных и культурных практик на развитие ребенка.

    Хотя некоторые ученые согласны с тем, что стадии развития существуют, они могут быть не такими отчетливыми и конкретными, как в теории Пиаже.

    Исследования показали, что некоторые навыки развиваются раньше, чем он предполагал. Например, в статье 2021 года отмечается, что эгоцентризм, по-видимому, проходит гораздо раньше, чем считал Пиаже, в возрасте от 4 до 5 лет, а не от 7 до 11 лет. получить информацию и понять их мир. Основываясь на этой идее, педагоги и опекуны могут помочь детям учиться, позволяя им:

    • использовать свои чувства для исследования объектов и ощущений (например, посредством осязания, вкуса, зрения, обоняния или слуха)
    • самостоятельно исследовать свое физическое окружение в безопасных пределах
    • учиться на практике, даже если они делают ошибки
    • взаимодействовать с другими детьми, которые находятся на той же стадии развития или немного выше
    • получают ответы на свои вопросы о мире
    • сталкиваются с новыми ситуациями, объектами или проблемами, которые создают дисбаланс, поскольку это побуждает их расширять свои знания

    На более поздних этапах словесные головоломки, задачи на решение проблем и логические головоломки помогают когнитивному развитию детей.

    Если ребенок не демонстрирует поведение или навыки, изложенные в теории Пиаже, точно в возрасте, который он предсказывает, это не обязательно повод для беспокойства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *