cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Абстракционизм кандинский: Кандинский Василий (1866 — 1944)

Кандинский Василий (1866 — 1944)

Кандинский Василий (абстракционизм)

Василия Кандинского называют основоположником абстракционизма — наиболее крайней школы модернизма. Свои первые «беспредметные» произведения он создал еще раньше кубистов — в 1910 году написал акварели, состоящие из одних только цветных пятен и не изображавшие никаких реальных предметов. Тогда художник был еще экспрессионистом.

Москвич родом, Кандинский сначала готовился к юридической карьере, в 1896 году приехал в Мюнхен, прошел через увлечение Гогеном и фовистами, народным лубком.

В 1910 же году он вместе с другим художником, экспрессионистом Францем Марком, создали альманах под названием «Синий всадник», а в следующем году организовали выставку под тем же названием. Эта выставка положила начало второму объединению экспрессионистов «Синий всадник». Кандинский был одним из главных его фигур. Просуществовало объединение до 1914 года и распалось.

Кандинский написал работу

«О духовном в искусстве», где он провозглашал отход от натуры, от природы к «трансцендентальным»сущностям (философский смысл, реальность, которую невозможно ни осмыслить, ни понять) явлений и предметов. Его активно занимают проблемы сближения цвета с музыкой.

Кандинский испытал также большок влияние символизма. Несомненно, от символизма его понимание черного, например, как символа смерти, белого — как рождения, красного — как мужества. Горизонтальная линия воплощает пассивное начало, вертикаль — активное начало. Картины Кандинского этого периода представляют собой красочные полотна, в которых бесформенные пятна интенсивного цвета в красивых сочетаниях пересекаются кривыми или извилистыми линиями, иногда напоминающими иероглифы. В них нет мрачности, они скорее близки детской непосредственности. Его картины напоминают чем-то зафиксированные в красках фотографические эффекты света.

В начале 20-х годов Кандинский увлекался так называемым

геометрическим абстракционизмом ( в противовес живописному абстракционизму предыдущего периода). В 1933 году с приходом в Германию фашизма Кандинский эмигрировал во Францию, где он жил до конца жизни. Поздние работы художника как бы совмещают принципы живописного и геометрического абстракционизма.

Без названия (1906)

Черное и фиолетовое (1923)

Черные мазки 1 (1913)

Эскиз к импровизации 8

Импровизация 6 (Африканская)

Импровизация 10 (1910)

Импровизация 26 (Гребля) (1912)

Импровизация (Колебания (1919)

Импровизация (Ущелье ) (1914)

Изар (1901)

Капризный (1930)

Картина с белой каймой (1913)

Картина с тремя пятнами (1914)

Кладбище и дом священника в Кехеле (1909)

Композиция 9 (1936)

Композиция IV (1911)

Контрастные звуки (1924)

Москва I (1916)

Мурнау. Деревенская улица (1908)

Осень в Баварии (1910)

Осенний пейзаж с лодками (1906)

Пара влюбленных на лошади (1906)

Розовый пейзаж (1903)

Сложное-простое

Старый город (1902)

Улица в Мурнау (1909)

В голубом (1925)

Волжская песнь (1906)

Зеленая композиция (1909)

Живопись 304 (1910)

Зимний пейзаж (1909)

Василий Кандинский.

История зарождения абстракционизма

Он был потомком сибирских разбойников и тунгусских князей. Художников среди его предков не было. Отец, успешный купец, сына видел юристом. Внешне он и правда был похож на служителя фемиды: холёный, статный, благовоспитанный интеллектуал.

Он не сопротивлялся желанию отца и блестяще окончил юридический факультет. А потом несколько лет преподавал. Но когда в 1896 году Дерптский университет предложил ему работу, он отказался. В 30 лет решил бросить юриспруденцию и стать… художником.

И все из-за двух случаев, произошедших с ним за последние 10 лет. Это были знаки, говорящие о том, что ему, Василию Кандинскому (1866—1944), нужно идти другим путём. Его предназначение совсем в другом.

Как блестящий юрист стал неумелым художником

Ещё будучи студентом, он отправился в Вологодскую область познакомиться с необычными коми. Их ещё называли зырянами. Это было этнографическое исследование.

Когда Кандинский прибыл в зырянскую деревню, одна семья пригласила его в свою избу. Он вошёл и поразился: вся мебель и утварь была покрыта причудливыми росписями.

Разноцветные круги, орнаменты, фигурки животных и людей. Хозяин дома пояснил, что это нарисованы… песни. И что они помогают в хозяйстве.

Предметы быта зырян. Музей Коми.

А потом научил его петь, стоя прямо перед расписной печью и… «входить» в картины. У будущего художника были странные галлюцинации, как будто он и вправду стоит внутри рисунка: вот впереди дикий зверь, а позади – дерево.

Это было что-то вроде самогипноза, искажающего восприятие действительности. Песня, мелодия соединились с изображениями.

А через несколько лет Василий Кандинский попал на выставку Клода Моне в Москве (1895 г.)

Он подошёл к одной из картин и не мог понять, что на ней изображено. Ему стало не по себе: зачем художник так искажает форму! Зачем от заставляет зрителя напрягаться, дабы понять, что это.

Василий Васильевич посмотрел в каталог: это был «Стог сена».

Клод Моне. Стог сена на закате возле Живерни. 1891 г. Музей изящных искусств, Бостон, США. wikiart.org

Значит, вот это нечто красно-сиренево-охристого цвета – стог сена? Его мозг отказывался эту «ерунду» воспринимать всерьёз. Но ощущения были невероятно интересными.

Ещё несколько дней после выставки он только и видел перед собой эту картину. Это было похоже на… влюбленность… в сочетание цветов.

Какая к черту юриспруденция! Он хочет быть художником.

2 года он проучился в частной студии. Прямо ему не говорили, что у него нет способностей: все-таки он платил деньги за учебу. Но тихо посмеивались: рисунок его был плох, фигуры людей никак не получались.

Так что постепенно он перешёл на одни пейзажи. Но и тут у более талантливых художников нашёлся повод посмеяться. Над его аляпистыми пятнами, из которых получался пейзаж.

Василий Кандинский. Зимний пейзаж. 1909 г. Эрмитаж.

Кандинскому все это было неприятно. Но не бросать же живопись из-за этого! Он решил поехать учиться в Мюнхен. В надежде, что там к его пейзажам отнесутся лучше.

Как неумелый художник стал гениальным новатором

Так и случилось. В Мюнхене зарождался экспрессионизм. А пейзажи Кандинского стилистически оказались, как бы мы сейчас сказали, в тренде.

Немецким художникам не было так важно умение создавать академические рисунки. А вот смелые сочетания цветов воспринимались с энтузиазмом.

Кандинский стал известным. И он продолжил работать с тем, что хорошо получалось. Пейзажи, написанные в стиле клуазонизма. Это когда одним цветом закрашены большие участки холста. Его картины чем-то напоминали витражи.

Василий Кандинский. Улица Бурграбенштрассе в Мурнау. 1908 г. Музей искусств, Даллас

Однажды он поехал к своей подруге Габриэле Мюнтер и уже в сумерках зашёл в ее мастерскую. И он бросил взгляд на одну из работ. 

К стене была прислонена картина. На ней не было ни единого знакомого образа. Просто набор цветных пятен и линий. Но они так гармонично сочетались, что Кандинский невольно залюбовался.

Он очнулся через секунд 20 и понял, что это был его пейзаж! Он не узнал ни одного предмета, потому что… картина стояла боком!

Василий Кандинский. Зимний пейзаж (повернут на 90 градусов). 1909 г. Эрмитаж.

И тут в голове что-то щелкнуло.

А кто, собственно, установил правило, что обязательно нужно изображать ЧТО-ТО? Зачем загонять себя в рамки конкретных образов и сюжетов, чтобы вызвать ощущение гармонии у зрителя?

Как бы мы сейчас сказали, пазл в голове у Кандинского сложился.

Когда-то у зырян Кандинский научился превращать картину в песню и песню в картину. Ведь цвета и линии – это словно ноты, которые, гармонично складываясь, образуют мелодию.

А «Стог сена» Моне наконец позволил прийти к простой и гениальной мысли: узнаваемый образ необязателен для того, чтобы вызвать эмоции у зрителя.

И он тут же попробовал все это воплотить в жизнь. Взял бумагу, акварель и создал гармонию без образов и пейзажей. Без деревьев и листвы. А только с помощью цвета и формы.

Так в 1910 году появилась первая абстрактная работа.

Василий Кандинский. Без названия (первая абстрактная работа). 1910 г. Центр Помпиду, Париж

Как Кандинский записал себя в историю живописи

Кандинский сделал невероятное открытие. При этом он не просто начал создавать абстрактные картины. Он обосновал свою позицию в знаменитом трактате «О духовном в искусстве».

В нем он и пояснил, что живопись ничем не хуже музыки. А значит, вполне может обходиться без образов и лишь с помощью «нот», то есть формы и цвета, создавать у слушателя зрителя ощущение гармонии. 

Кстати, именно по этому признаку Вы можете отличить хорошую абстрактную работу от плохой. Талантливая работа вызовет у Вас ощущение гармонии. Вы почувствуете некий баланс в работе.

Так же, как и в музыке. Если звуки подобраны кое-как, получится какофония. Если же звуки соединены между собой с целью создания гармоничной мелодии, Вы сразу это почувствуете, даже не имея музыкального образования.

Попробуйте сами. Вот в этой работе есть гармония?

Пауль Клее. Статично-динамичная градация, 1923 г. Музей Метрополитен в Нью-Йорке. Abstractcritical.com

Ещё какая! Мы чувствуем ритм: от темного к светлому, от периферии к центру. Пауль Клее тоже любил сравнивать свои работы с музыкой. Конечно, под влиянием Кандинского. Мы словно видим последовательность звуков: то низких, то высоких в зависимости от насыщенности цвета.

А вот в этой работе есть гармония?

 

Ближе к какофонии, согласитесь. Это всего лишь рисунок ребёнка.

Нельзя сказать, что он напрочь лишён внутренней гармонии. Но с таким же успехом дитя может нажимать на клавиши пианино. Может, даже что-то и выйдет, отдаленно напоминающее «Жили у бабуси два веселых гуся». Но до «Лунной сонаты» Бетховена ему будет явно далеко.

Вот такое сравнение с музыкой Кандинский продолжил использовать и в названиях картин. Так появились его композиции и импровизации.

Сначала лирические, где цвет преобладает над формой. Возникает ощущение плавной мелодии.

Василий Кандинский. Композиция VI. 1913 г. Эрмитаж

Потом и такие, которые больше похожи на марши. Формы стали чётче, острее. И главное — подчинили себе цвет. Что ж, художник экспериментировал. Не одной же лирикой обходиться!

Василий Кандинский. Композиция 8. 1923 г. Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк.

Как Кандинский и другие абстракционисты изменили наш мир

Нельзя сказать, что Кандинский совершил грандиозную революцию в живописи.

Абстракционизм был настолько логичным шагом в развитии живописи, что в 1910 году появилось немало художников, которые почти полностью отошли от фигуративной живописи. 

Например, Малевич шёл в том же направлении. Правда свои первые чисто абстрактные работы создал немного позже своего коллеги.

Казимир Малевич. Чёрный и красный квадраты. 1915 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк

Но Кандинский не просто создал абстрактную работу в 1910 году. Он рассказал об этом в трактате «О духовном в искусстве». Тем самым как бы запатентовал своё право называться первым из первых.

А уж после его трактата абстракционизм попробовали наверное все передовые художники. Многим хотелось почувствовать эту свободу: когда уже не надо придумывать образ и сюжет, чтобы экспериментировать с цветом и формой.

Пит Мондриан. Композиция с большой красной плоскостью. 1921 г. Муниципальный музей в Гааге.

А где свобода, там дух экспериментаторства просто зашкаливает и прорывается за пределы холста.

Новые формы художники начали переносить в скульптуру, архитектуру. А потом и до быта добрались: до мебели и одежды. 

Alberto Lievore, Jeannette Altherr and Manel Molina. Стол «Малевич». Испания, 2016 г. Stylepark.com

В результате абстракционизм изменил наш мир до неузнаваемости. И я не только про абстрактный рисунок обоев! Я и про лаконичные формы наших шкафов, и про монохромный цвет машин, и про платья в мондриановскую клетку.

Что ж, Кандинский не был талантливым рисовальщиком. Но он был новатором, который изменил мир.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Главная иллюстрация: Габриэль Мюнтер. Портрет Кандинского. 1906. Музей в Мурнау, Германия.

Василий Кандинский: отец абстракции

 

Василий Кандинский был русским художником, известным своими художественными теориями и новаторством. Он рассматривал искусство как духовное средство, а художника — как пророка. Кандинский был первым известным и зарегистрированным европейским художником, создавшим полностью абстрактные произведения искусства. Это изменило бы траекторию современного искусства и открыло бы возможности в мире искусства до конца времен.

 

1. Он был этнически разнообразным

Василий Кандинский, анонимный фотограф, около 1913 г.

 

Василий Кандинский родился в Москве, Россия, в 1866 году. Хотя он известен как великий русский художник, технически его происхождение является как европейским, так и азиатским.

Его мать была русской москвичкой, бабушка — монгольской принцессой, а отец — сербской Кяквитой.

 

Портрет Василия Кандинского , Габриэле Мюнтер, 1906

 

Кандинский вырос в благополучной семье. В юном возрасте он много путешествовал. Он особенно чувствовал себя как дома в Венеции, Риме и Флоренции. Кандинский утверждает, что его влечение к цвету началось примерно в это время. Он замечал цвет в искусстве и окружающем мире, а точнее, то, как он себя чувствовал.

Окончил среднюю школу в Одессе. На протяжении всего обучения в школе он выступал на местном уровне как пианист-любитель и виолончелист.

 

2. Он не начинал рисовать до 30 лет

Мюнх-Швабинг с церковью св. Урсулы , Василий Кандинский, 1908 г., работа раннего периода.

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

В 1866 году Кандинский изучал право и экономику в Московском университете. Его интерес к искусству и цвету достиг пика, когда он изучал архитектуру города и огромное количество произведений искусства. Он почувствовал глубокую связь с работами Рембрандта после посещения городских церквей и музеев.

В 1896 году, в возрасте 30 лет, Кандинский начал изучать искусство в частной школе Антона Азби, после чего был принят в Академию изящных искусств. Кандинский говорит, что Клод Моне был одним из его самых больших художественных вдохновителей.

Изменения света и цвета в серии «Стога сена» Моне, казалось, обрели собственную жизнь, и он был глубоко увлечен этим. Кандинский также цитирует музыкальных композиторов, философов и других художников как источников вдохновения, особенно тех, кто принадлежит к кругам фовистов и импрессионистов.

 

3. Кандинский был теоретиком искусства

Композиция VII, Василий Кандинский , 1913, ГТГ. По словам Кандинского, самое сложное из созданных им произведений.

 

Кандинский был не только художником, но и теоретиком искусства. Он считал, что изобразительное искусство гораздо глубже, чем его чисто визуальные характеристики. В первую очередь он написал «О духовном в искусстве» для альманаха «Синий всадник» (1911).

«О духовном в искусстве» — анализ формы и цвета. Он заявляет, что это не простые концепции, но они связаны с ассоциацией идей, которая проистекает из внутреннего опыта художника. Учитывая, что все эти связи находятся внутри зрителя и художника, анализ цвета и формы является «абсолютной субъективностью», но, тем не менее, усиливает художественный опыт. «Абсолютная субъективность» — это то, на что нет объективного ответа, но субъективный анализ ценен для понимания сам по себе.

 

Маленькие миры I , Василий Кандинский, 1922

 

В статье Кандинского рассматриваются три типа живописи: впечатления, импровизации и композиции. Впечатления — это внешняя реальность, то, что вы видите визуально, и отправная точка искусства. Импровизации и композиции изображают бессознательное, то, что невозможно увидеть в визуальном мире. Композиции продвигают импровизации на шаг вперед и развивают их более полно.

Кандинский видел в художниках пророков, способных и ответственных открывать зрителям новые идеи и способы переживания. Современное искусство было средством для новой мысли и исследования.

 

4. Кандинский создал первое исторически признанное абстрактное искусство

Композиция VI , Василий Кандинский, 1913

 

Учитывая его теорию, вполне логично, что Кандинский писал работы, которые не просто отражали реальность, но и бессознательный опыт настроения, слов и других предметов. Это стало возможным благодаря абстрактным картинам, в которых основное внимание уделялось цвету и форме с небольшим количеством фигуративных элементов или без них. Кандинский был первым европейским художником, создавшим полностью абстрактные работы.

Однако абстракция Кандинского

не превратилась в произвольные образы. Поскольку музыкальные композиторы вдохновляют визуальные и эмоциональные реакции, используя исключительно звук, Кандинский хотел создать полный сенсорный опыт, используя визуальные эффекты.

Он хотел вызвать эмоции и звук, а также собственный опыт зрителя с помощью чистых цветов и форм. Его интерес к музыке привел к тому, что он рассматривал картины как композиции, в которых звук пропитан их холстом, как визуальное пропитано музыкальной композицией.

 

5. Кандинский был вынужден вернуться в Россию

В сером, Василий Кандинский , 1919, экспонировался на 19-й Государственной выставке, Москва, 1920

 

После шестнадцати лет обучения и творчества в Германии Кандинский был вынужден вернуться в Москву из Мюнхена. Теперь, в свои средние годы, Кандинский чувствовал себя аутсайдером на своей родине. Он мало занимался искусством в течение первых нескольких лет, пока, наконец, не почувствовал себя лучше и более творчески к 19 годам.16.

В это время он стал приобщаться к миру русского искусства. Он помог организовать Институт художественной культуры в Москве и стал его первым директором.

В конце концов, Кандинский обнаружил, что его художественный спиритуализм просто не вписывается в господствующие течения в русском искусстве. Основными художественными стилями были супрематизм и конструктивизм. Они прославляли личность и материализм, что противоречило спиритуалистическим взглядам Кандинского. Он уехал из России и вернулся в Германию в 1921.

 

6. Нацисты захватили искусство Кандинского и выставили его на выставку

Фотография выставки дегенеративного искусства в Мюнхене , 1937 год. На снимке: Ecce Homo Ловиса Коринта (2-й слева), «Башня синих лошадей» Франца Марка (стена справа), рядом со скульптурой Вильгельма Лембрука «Коленепреклоненная женщина».

 

Вернувшись в Германию, Кандинский вел курсы в школе Баухаус, пока нацистская клеветническая кампания не вынудила школу переехать в Берлин. Нацистский режим захватил большую часть его искусства, в том числе работы Кандинского.

В 1937 году его работы были представлены на выставке нацистского искусства «Дегенеративное искусство». Помимо Кандинского, на выставке были представлены работы Пауля Клее, Пабло Пикассо, Марка Шагала и многих других.

 

 

Триптих Макса Бекмана висит в лондонской New Burlington Galleries , июль 1938 г., через Getty Images

 

Фредерик Споттс, автор книги «Гитлер и сила эстетики», определил дегенеративное искусство как произведения, которые «оскорбляют немецкие чувства, разрушают или путают естественные формы или просто демонстрируют отсутствие адекватного ручного и художественного мастерства».

Движения в современном искусстве были радикальными и поддерживали восстание, чего нацистское правительство не хотело. Выставка была попыткой доказать, что современное искусство было еврейским заговором с целью подорвать и разрушить немецкую чистоту и порядочность.

 

7. Рекорд Кандинского продан за 23,3 миллиона долларов

Rigide et courbé (Жесткий и изогнутый), Василий Кандинский, 1935, холст, масло и песок

 

Rigide et courbé проданы 16 ноября 2016 года на Christies за рекордные 23,3 миллиона долларов. Перед этой продажей «Студия импровизации 8» Кандинского была продана за 23 миллиона.

Учитывая историческое значение Кандинского для абстрактного искусства, неудивительно, что его работы продаются за большие деньги. Многие из них продаются менее чем за 23 миллиона, но по-прежнему остаются ценными на арт-рынке.

 

8. Кандинский умер гражданином Франции

Композиция X , Василий Кандинский, 1939

 

После того, как Бахаус переехал в Берлин, Кандинский тоже переехал, поселившись в Париже. Несмотря на то, что он известен как русский художник, он стал гражданином Франции в 1939.

Он написал некоторые из своих самых выдающихся работ, живя во Франции, и в конце концов умер в Нейи-сюр-Сен в 1944 году.

Как Кандинский помог создать абстрактное искусство | искусство | Agenda

Несколько кругов (1926) Василия Кандинского. Как воспроизведено в Art in Time

В день его рождения мы видим, как, пытаясь совместить музыку и живопись, художник изобрел новую форму

Факты в истории искусства не всегда так надежно проверяемы, как хотелось бы. Можем ли мы с уверенностью сказать, что Василий Кандинский, родившийся в этот день, 16 декабря 1866 года, был первым художником-абстракционистом? Художник, удостоенный сегодня Google Doodle, безусловно, был первооткрывателем, но люди создавали нефигуративное искусство на протяжении тысячелетий.

Тем не менее, как мы объясняем в нашей всемирной истории стилей и движений «Искусство во времени», русский художник, безусловно, был одним из самых ранних и влиятельных художников-абстракционистов 20-го века.

Судя по его ранним годам, эта особенность кажется маловероятной. Родившийся в России художник первоначально изучал право и экономику и начал заниматься живописью только в возрасте 30 лет. Однако, переехав в Германию в 1896 году, он вскоре развил свои новаторские идеи в рамках нескольких отдельных групп, изложив свои теории в ключевых текстах.

В 1911 году, поселившись в Мюнхене, он вместе с несколькими коллегами-художниками, включая швейцарско-немецкого художника Пауля Клее, сформировал группу Der Blaue Reiter, или «Синий всадник». Как объясняют Art and Time, название группы было отсылкой к «лошадям и гармонии мира природы».

 

Лирический (из звуков) (1911) Василия Кандинского

Однако эти натуралистические симпатии смешались с прогрессивным желанием выразить определенные нуминозные, нефигуративные выражения прямо на холсте.

В статье Der Blaue Reiter в книге «Искусство во времени» мы объясняем: «Кандинский развил свою глубокую веру в пробуждающие воспоминания возможности формы и цвета в одно из первых по-настоящему абстрактных произведений искусства двадцатого века. Идеи Кандинского подпитывались интересом к теософии, движению, которое настаивало на следовании трансцендентным истинам, которые не могли быть объяснены наукой».

Музыка также вдохновила его на создание произведений искусства с высокой духовной, а не визуальной точностью. «О духовном в искусстве (1911) Кандинский провел аналогию между абстрактной живописью и музыкой, отметив, что «музыка на протяжении нескольких столетий была искусством, которое посвятило себя не воспроизведению явлений природы, а скорее выражению души художника в музыкальном звуке».

Почему он пытался рисовать музыку? Что ж, какое-то желание могло возникнуть из-за того, как художник испытывал слуховые и зрительные ощущения. «У него была синестезия, — говорится в нашем тексте, — состояние, при котором человек видит звуки как цвета и слышит цвета и формы как звуки, о чем говорится в его книге стихов в прозе и гравюр на дереве Klänge («звуки»)».


Казаки (1910-11) Василий Кандинский

Если Кандинский развил эти идеи среди менее известной группы художников, он популяризировал их в самой известной художественной школе всех времен, Баухаузе. «Кандинский присоединился к группе в 1922 году в качестве мастера в небольшой мастерской настенной росписи», — отмечаем мы в статье Баухауза «Искусство во времени», и за это время разработал свои теории относительно живописи, которая могла бы преодолеть некоторый разрыв между духовным импульсом и и логическое понимание.

Выделяя картину 1926 года «Несколько кругов», в книге отмечается, что эта работа, написанная маслом на холсте, «кажется, связана с его учебником 1926 года «Точка и линия на плоскости», в котором он описал «точку» («идеально маленький круг»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *