cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Молитва как жанр религиозной литературы лермонтов: К уроку литературы «Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова» ( 9 класс)

К уроку литературы «Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова» ( 9 класс)

             Сегеда Галина Николаевна,

            учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №7

            г. Минеральные Воды Ставропольского края

 

Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова

 

Введение

 

Молитва… У верующих под этим словом понимается установленный текст, читаемый при обращении к Богу, к святым. Такие молитвы можно произносить и в полном одиночестве, и всем вместе, хором, так как они неизменны на протяжении столетий. Недаром из века в век люди шепчут, обращаясь к Богу в надежде на его защиту и покровительство, эти нехитрые строки, в которых заключена необъяснимая магия.

Но в жизни каждого человека бывают минуты, когда ему требуется общение с Творцом наедине. И для такого монолога, для такой исповеди нужны особенные. неповторимые слова, идущие из глубины души.

Невозможно размышлять о вечности и времени, о бессмертии и любви, не касаясь вопросов веры, даже в том случае, если ты считаешь себя атеистом. Вот почему философское осмысление жизни тесно связано с религией как одной из форм объяснения мироздания.

Перечитывая стихотворения М.Ю.Лермонтова, отмечаем, что в разные годы он обращался к жанру молитвы: не случайно стихотворения, написанные в 1829,1837 и 1839 годах, носят одно и то же название — «Молитва». Чем же обусловлен интерес поэта к этому поэтическому жанру? Как  в жанре молитвы происходит совмещение двух сфер деятельности: поэтической и религиозной? Постараемся выяснить, какое место в поэзии М.Ю.Лермонтова занимают религиозные, исповедальные мотивы и, в частности, жанр молитвы, проследим, как и почему меняется лирическая интонация и сам лирический герой в  лермонтовских стихотворениях «Молитва», написанных в 1829,1837 и 1839 годах.

Религиозные мотивы в поэзии М.Ю.Лермонтова

Религиозные мотивы в поэзии М.

Ю.Лермонтова возникают на фоне мотивов  богоборческих. Поэт-бунтарь, создавший  незабываемый образ Демона – падшего  ангела, восставшего против Бога, — не раз в своём творчестве обращается к Всевышнему. Часто религиозное чувство служит источником поэтических переживаний, нравственных и философских размышлений Лермонтова.

Стремление  поэта к гармонии находит своё художественное выражение в образах  райского блаженства, безгрешного светлого мира. В его стихах  появляется ангел-херувим  как символ неземной любви: «…и любовь предстанет нам как ангел нежный». «Святые видения», «святые звуки», «умершие» или «погибшие», но хранящие глубокий след в душе поэта, часто возникают как  воспоминание об утраченном рае («Ангел»). Эти образы, как и образ «святого креста» или «святой гробницы» с мерцающей над ней лампадой, нередко возникают в лермонтовской поэзии как символ уединённого островка примирения среди  житейского моря борьбы и страстей. Образы ангела и демона, соседствующие в лирике Лермонтова, — отражение его трагического разлада с существующим  миром, мучительного раздвоения души.

Юный Лермонтов, не признавая за Богом  права решающего голоса в определении смысла собственной жизни, обращается к нему со всем грузом  сомнений, неразрешимых вопросов и «непросветлённых» страстей («Не обвиняй меня, всесильный…» и «Исповедь»).

В зрелой лирике Лермонтова  религиозное чувство нередко сливается с поэтическим восторгом, вызванным созерцанием красоты природы и мироздания. Ощущением вселенской гармонии, верой в возможность выйти из трагического одиночества, из противостояния миру, где всё «внемлет Богу», пронизаны строки: «Ночь тиха, пустыня внемлет Богу/ И звезда с звездою говорит» («Выхожу один я на дорогу…»). В стихотворении «Пророк»  Бог видится  хранителем и творцом вселенской гармонии, открытой поэту в момент его вселенского одиночества, вдали от земных страстей.

В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…» уже не пустынное одиночество, а светлый русский пейзаж вызывает восторженно благодарные строки: «И счастье я могу постигнуть на земле,/ И в небесах я вижу Бога».

Особую роль в лермонтовской поэзии играют исповедально-молитвенные мотивы. Не  случайно три стихотворения разных лет носят одно и то же название —  «Молитва» («Не обвиняй меня, всесильный…» — 1829 год, «Я, матерь божия, ныне с молитвою…» — 1837 год и  «В минуту жизни трудную…» — 1839 год).

Исповедально — молитвенные мотивы в стихотворениях

 М.Ю.Лермонтова  разных лет

1. «Молитва» («Не обвиняй меня, всесильный…»), 1829 г.

            «Молитва», написанная в 1829 году, — одна из вершин юношеской лирики поэта. Здесь удивительным образом переплетаются два, казалось бы, противоположных мотива – покаяния и ропота.

 1-я строфа передаёт нарастающее напряжение мольбы-спора, драматизм борьбы, в которой нет победителя и где покаяние каждый раз оборачивается несогласием, утверждением своих пристрастий и прав. В быстрой смене состояний рождается и растёт чувство тревоги. Гордость не даёт молодому поэту принять мир таким, каков он есть, хотя лирический герой признаётся, что любит «мрак земли могильный с её страстями», а смириться и приблизиться к Всевышнему – страшно, ибо это означает для него отказ от своего «Я», пусть грешного, но исполненного неистребимой жажды жизни.

             Мы понимаем, как труден будет жизненный путь лирического героя с его покаянной, но в то же время гордой душой. Прося прощения у Бога «за то, что мир земной … тесен» ему, поэт признаётся:

                        К тебе ж проникнуть я боюсь

                        И часто звуком грешных песен

                        Я, Боже, не тебе молюсь.

            Моление о прощении всё более заглушается интонацией оправдания своих страстей и заблуждений, чувством недоумения перед лицом Творца, наделившего его всем этим, которое во 2-й строфе оборачивается упрёком ему. Если в 1-й строфе герой молит не обвинять и не карать, то во 2-й строфе, бросая вызов Всесильному, герой говорит с ним уже как равный, предлагая ему явить своё всесилие, сам же словно отказывается одолевать собственные страсти. То состояние, которое в 1-й строфе ощущалось лирическим героем как греховное, как неодолимая слабость, во 2-й строфе оказывается могучей, сверхчеловеческой силой: «дикие волненья» оборачиваются  «чудным пламенем», и в этом чудном пламени «всесожигающего костра» мерцает отблеск того, кого чуть позже Лермонтов назовёт «мой Демон».

            Духовному взору поэта здесь впервые открылась исключительность его жизненной судьбы: он почувствовал, что тот путь, которым он пойдёт, оставаясь верным своему «Я», не приведёт его к пути религиозного «спасенья». «Молитва» 1829 года, написанная пятнадцатилетним поэтом, передаёт смятение, трагическое раздвоение духа между верой, зовущей обратиться с покаянной молитвой о снисхождении, и  стремлениями горячей, гордой, несмирившейся души.

2.«Молитва» («Я, матерь божия, ныне с молитвою…»), 1837 г.

            «Молитва» 1837 года, относящаяся к зрелой лирике Лермонтова, также строится как монолог лирического героя. Это его мольба о счастье любимой женщины, о спокойствии её души. В ходе монолога вырисовываются три образа: Божьей матери, лирического героя и той, о которой он молится. Существенно, что в зрелой лирике поэта его личная драма отодвинута на второй план, а на первый выступает образ героини, нравственно чистой и такой беззащитной перед враждебными силами «мира холодного».

Вероятно, речь здесь идёт о Варваре Лопухиной, любовь к которой Лермонтов пронёс через всю свою короткую жизнь. Не случайно поэт ввёл стихотворение в текст письма М.А.Лопухиной от 15 февраля 1838 года под названием «Молитва странника».

            Как и в ранней лирике, герой трагически одинок, но личная драма не разрушила его глубокого участия и заинтересованности в судьбе любимой женщины. Мольба за неё освещает с новой стороны образ самого героя: не «за свою … душу пустынную» молит поэт, он вручает «матери божией» — «тёплой заступнице мира холодного» — невинную и достойную душу дорогого ему человека. Своим благородством в любви он напоминает лирического героя известного пушкинского стихотворения «Я вас любил…», который, прощаясь с возлюбленной, желает ей счастья, а не думает о своём оскорблённом самолюбии. «Я вас любил так искренне, так нежно, как дай вам Бог любимой быть другим», — читаем мы у Пушкина, Лермонтов словно вторит ему: «Окружи счастием душу достойную, дай ей сопутников, полных внимания…» Интересно, что, переживая мучительный разлад с враждебным ему миром, поэт обращается к Богу, дерзко с ним споря.

А волнение за судьбу любимой заставляет его обратиться к Богоматери – извечной заступнице женщин.

            Вместе с тем герой отвергает традиционные формы обращения к Богу с молитвой о себе («Не о спасении, не перед битвою, / Не с благодарностью иль покаянием, / Не за свою молю душу пустынную»), как бы заведомо зная, что благодать не коснётся его собственной «пустынной» души.

            Стихотворение высоко оценили современники поэта. В.Г.Белинский назвал «Молитву» 1837 года «чудной», и с этой оценкой невозможно не согласиться.

3.      «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), 1839 г.

В самой поздней по времени создания «Молитве» 1839 года особенно глубоко передано состояние душевной просветлённости, к которому поэт шёл долгие годы. Некоторые критики рассматривают это стихотворение как свидетельство отхода Лермонтова от мятежности к религиозному смирению. Однако ещё в 1841 году великий критик и современник поэта В.Г.Белинский подчеркнул, что «… из того же самого духа поэта, из которого вышли такие безотрадные, леденящие сердце человеческое звуки, из того же самого духа вышла и эта молитвенная, елейная мелодия надежды, примирения и блаженства в жизни жизнию…»

Как и многие другие лирические шедевры лермонтовского творчества, эта «Молитва» имеет конкретного адресата: она написана для Марии Алексеевны Щербатовой, с которой Лермонтова связывала нежная дружба.

«Машенька велела ему молиться, когда у него тоска, — вспоминала А.О.Смирнова. – Он ей обещал и написал эти стихи». Немного наивная, «детская вера Щербатовой в Бога привлекала Лермонтова, подчас страдающего от своего скептицизма, своей искренностью, просветлённостью.

Перечитаем ещё раз это небольшое – всего три четверостишия! – стихотворение, и мы увидим, что оно выходит за рамки обычного посвящения «в альбом», столь популярного в XIX веке. Это философское размышление о жизни, рассказ о самом сокровенном – о молитве, о той минуте, когда человек, не находя опоры в окружающей действительности и в самом себе, обращается к Богу. Трудно поверить, что эти строки написаны Лермонтовым: в них нет ни привычной горечи, ни иронии, ни сарказма. Мягкая лирическая интонация настраивает читателя на раздумье и о собственной жизни.

Поэт так и не поведал нам слов «молитвы чудной», мы можем лишь догадываться о том, чего просил он у Бога, что заставило его, забыв о своём бунтарстве. обратиться к Всевышнему со смиренной мольбой.

Начало этой лирической исповеди довольно мрачное: трудная минута в жизни, в сердце – грусть… Ощущение печали, смуты, тяжести подчёркнуто выразительным глаголом «теснится». Это состояние так обычно для лирического героя Лермонтова! Именно в такую минуту и обращается он к Богу:

                        … Одну молитву чудную

                        Твержу я наизусть.

Ключевые слова и выражения в этом стихотворении – «молитва чудная», «сила благодатная», «святая прелесть» — связаны с верой, с христианской традицией, в которой воплощён культурный и духовный опыт народа. В каком значении употреблено здесь слово «благодатная»? Современный читатель ответит: «Благодатная – хорошая, несущая благо, довольство». Но для русского верующего человека XIX века слово это значило неизмеримо больше. Благодать, по христианскому вероучению, это божественная сила, с помощью которой совершается спасение человека. Бог щедр, и его дар – благодать – может излиться на каждого независимо от его заслуг и поступков. Для спасения же к божественному дару человек должен прибавить свою веру, своё покаяние. В лермонтовской «Молитве» слово «благодатная» отмечает кульминацию композиции стихотворения, знаменуя переход от тьмы к свету: «святая прелесть» живых слов даёт лирическому герою надежду на спасение, снимает с его души тяжкое бремя сомнения.

Человек всегда стремился разгадать тайны бытия, загадки природы и человеческой души. А нужно ли всему обязательно искать объяснение? Может быть, что-то должно остаться тайной? Так, Лермонтов не называет нам, какую же молитву он твердит наизусть, когда ему одиноко и грустно. А для самого поэта тайной остаётся сила воздействия слов молитвы:

                        Есть сила благодатная

                        В созвучье слов живых,     

                        И дышит непонятная

                        Святая прелесть в них.

Эпитеты значимы и выразительны, они несут в себе основную смысловую нагрузку: сила —            «благодатная», слова – «живые», прелесть – «непонятная, святая». Воздействие «молитвы чудной» автор описывает в последнем четверостишии:

                        С души как бремя скатится,

                        Сомненье далеко –

                        И верится, и плачется,

                        И так легко, легко…

Один из излюбленных художественных приёмов Лермонтова – антитеза. Обращают на себя внимание антонимичные противопоставления в первой и последней строфах: трудную – легко, теснится грусть – бремя скатится.       

         Хочется ещё раз обратить внимание на стройность и продуманность композиции этого маленького шедевра: если первая часть – описание состояния души лирического героя в  минуту обращения его к Богу, а вторая – описание силы и прелести живых слов его молитвы, то третья часть рассказывает о том,  что приносит человеку «сила  благодатная»,  как тоска сменяется верой, надеждой, слезами облегчения…

            Впервые это лермонтовское стихотворение мы читаем в детстве, оно без труда заучивается наизусть, но едва ли ребёнок может осознать всю глубину чувств, выраженных в нём. Повзрослев, перечитываем и удивляемся: неужели можно так просто и легко говорить о столь сложных вещах? Мы очень много читаем, пишем, рассуждаем, но умеем ли найти в нужную минуту созвучья «слов живых», которые помогли бы нам очистить душу от сомнения, отчаяния, зависти и других человеческих слабостей и грехов? Суждено ли нам испытать лермонтовское «легко, легко», которое приходит после молитвы и оставляет где-то далеко нашу грусть?.. Во что нам верится? О чём плачется?

Заключение

         Итак, православно-христианские истоки в «Молитвах» М.Ю.Лермонтова очевидны, однако в них ярко видна и сложная, мятущаяся личность их создателя.  В этих стихотворениях поэт выступает в двух ролях одновременно: в роли поэта как такового и в роли верующего человека. Следовательно, молитва – это и обращение к Богу, и поэтический жанр. Молитва способствует вхождению человека в определённое состояние, в котором осуществляется путь к познанию Вечного. Вот почему образ молитвы у Лермонтова часто соседствует с образами тишины, мечты-воспоминания, сна и покоя, звуков песен и речей.  

 Анализируя стихотворения М.Ю.Лермонтова «Молитва», написанные в 1829,1837 и 1839 годах, понимаем, как сложен внутренний мир поэта, как  трагично его мировосприятие, как велико его стремление к гармонии   в своей душе и в окружающем мире.

Настоящая поэзия многослойна. Нельзя сказать: «Это стихотворение я уже прочитал». Стихи можно читать сотни раз, каждый раз вновь и вновь открывая их для себя, обнаруживая неведомые прежде глубины смыслов и новую, не замеченную доселе красоту звучания. Обращаясь к любимым лермонтовским стихам, всякий раз открываем для себя что-то новое, важное…

 

 

                                     Использованная литература

 

1. Андреев- -Кривич С.А. Всеведенье поэта. —  М.: «Советская Россия», 1973.

2. Злобина Т.А. Лермонтовская  «Молитва»/ Русский язык. Под ред. А.И.Власенкова. – М.: «Просвещение».

3. Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Поэмы. – М.: «Художественная литература», 1972.

4. Лермонтовская энциклопедия. Гл. ред. В.А.Мануйлов.- М.: «Советская энциклопедия», 1981.

5. Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.: «Детская литература», 1970.

 

Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова. Уроки литературы в 10 классе

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

 

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)

Уроки литературы в 10 классе[1]

 

Урок 13. М. Ю. Лермонтов: личность, судьба, этапы творческого пути. Раннее творчество, начало поэтической славы

Урок 14. Компаративный анализ образов лирических героев в поэзии Дж. Г. Байрона и М. Ю. Лермонтова

Урок 15. Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова

Урок 16. Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова

Уроки 17-18. Философские мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова

Урок 19. Урок внеклассного чтения. Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова

Урок 20. Урок внеклассного чтения. М. Ю. Лермонтов. «Маскарад» как романтическая драма. Конфликт героя со светским обществом

Урок 21. Развитие умений работы над текстом художественного произведения. Обучение написанию реферата на литературную тему (по творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова)

Уроки 22-23. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова


УРОК 15
Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова

Цель:
дать учащимся понятие о молитве как речевом жанре; показать своеобразие молитвенного жанра в творчестве М. Ю. Лермонтова; через молитвенную лирику поэта показать необходимость внутренней гармонии человека; формировать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие поэтического произведения; эстетически и нравственно воспитывать учащихся.

Оборудование:
учебник, раздаточный материал, тексты стихотворений М. Ю. Лермонтова «Ангел», «Молитва», репродукция иконы А. Рублёва «Троица», репродукция росписи барабана Владимирского собора В. М. Васнецова «Радость праведных о Господе. Преддверие рая».

Тип урока:
усвоение новых знаний, формирование умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся имеют представление о молитве как речевом жанре, о своеобразии молитвенного жанра в творчестве М. Ю. Лермонтова; принимают участие в беседе, анализируют и интерпретируют поэтический текст, используя сведения из истории и теории литературы; выполняют сопоставительную работу в парах.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

2. Выполнение интерактивного упражнения «Займи позицию!»

У ч и т е л ь. Известный поэт XX в. Д. Мережковский выдвинул предположение, что «вся поэзия Лермонтова — воспоминание об этой песне, услышанной в прошлой вечности», перед которой ничтожен весь жизненный опыт. Это радостные и светлые впечатления о детстве, чувства душевной тяги мятежного поэта к светлому, «ангельски прекрасному». Займите позицию за, против этого мнения или «не определился». Аргументируйте свой выбор.

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Молитва есть словесное выражение общения с Богом. Она вмещает бесконечно многое: веру в отеческую любовь Всевышнего, убеждённость в действенности молитвенного слова, познание себя, стремление к покаянию, очищению, спасению. Многие молитвы сложены в разные эпохи людьми, достигшими высот духовной жизни и обретшими дар религиозно-мистического творчества.

Потребность «говорить с Богом», открываться ему в том или ином душевном состоянии, присуща едва ли не всем русским поэтам. Именно поэтому существует давняя и устойчивая традиция молитвенной лирики. В ней также есть переложения известных молитв, прежде всего «Отче наш…», что можно найти у Сумарокова, позже — у Кюхельбекера.

Великопостная молитва Ефрема Сирина превосходно переложена А. С. Пушкиным в стихотворении «Отцы пустынники и жёны непорочны…».

Молитвенная лирика движется от подражаний и стилизаций к сложному сочетанию религиозно-мистических, нравственных, эмоциональных элементов, не отрываясь от традиционной формы изложения содержания. Не оставила равнодушным поэзия и поэтика традиционной молитвы и М. Ю. Лермонтова.

Или, если выразиться точнее, именно Лермонтов и не мог не обратиться к этой теме. Что молитва значит для поэта на разных этапах его жизни? Как духовные искания поэта отразились в его молитвенной лирике? Ответы на эти вопросы мы найдём сегодня во время урока.

IV. Работа над темой урока

1. Слушание сообщений учащихся
о молитве как речевом жанре

1 — й у ч е н и к. Молитва — это обращение к Богу. В современной лингвистике до сих пор нет ответа на вопрос, к какой форме речевого общения (диалогической или монологической) относится данный жанр. С одной стороны, молитва как жанр не предполагает вербально выраженной реплики-реакции, которая, согласно традиционному пониманию диалога, составляет диалогическое единство с репликой-стимулом. С другой стороны, для каждого верующего человека молитва — это разговор с Богом. Говорящий произносит молитву в надежде на ответ, который выражен не вербально. Кроме того, читая молитву, человек анализирует и свои поступки, помыслы, чувства.

Молитва как жанр по своей природе очень близка к жанру лирики. Под лирикой понимается «поэзия, объектом которой являются личные или коллективные переживания человека в форме непосредственно выражаемых чувств» («Литературная энциклопедия»).

2 — й у ч е н и к. Поэтическая молитва является особым способом выражения в форме искусства религиозных чувств; обращение к данному жанру позволяет художнику раскрыть глубинные пласты своего творческого и человеческого «я», высказать то, что обычно относится к области несказанного.

В молитве индивидуализируется внутренняя боль или радость лирического персонажа. Поэтическая молитва наряду со многими чертами, роднящими молитву с лирикой, отличается от молитвы церковной. Речь идёт не о переложении псалмов или молитв, как, например, переложение Сумароковым и Кюхельбекером молитвы «Отче наш», а о стилизации духовной молитвы в лирике. Начиная с XVIII в., большое распространение получают так называемые «подражания» молитвам.

Церковная молитва имеет определённую структурную композицию:
«личное обращение,
изложение предмета
и оснований (просьбы, благодарности или прославления» («Культура русской речи»).

Такая композиция нередко повторяется и в поэтической молитве, однако лирический текст может не содержать всех элементов церковной молитвы.

2. Сопоставительная работа
«Сходство и различие между молитвой
поэтической и молитвой канонической»
в парах (запись на доске и в тетрадях)

«Сходство и различие между молитвой поэтической и молитвой канонической»

Сходство

Различие

Содержание
Адресат
Состояние мольбы
Некоторые поэтические приёмы
Деление на жанры

Средства художественной выразительности


3. Лекция учителя

— Чем больше соприкасаешься с лирикой М. Ю. Лермонтова и глубже погружаешься в неё, тем больше разных мыслей, чувств она вызывает у нас, живущих в XXI в. Несмотря на чувство «безочарования», на то, что временами Лермонтов не находил в себе веры в достижимость положительных ценностей жизни и даже самые эти положительные ценности, всё-таки в глубине души всегда теплилась и жила вера в любовь, в дружбу, в высокое предназначение человека на земле. Эта вера находила выражение в религиозно-философских идеалах.

Религиозные мотивы проявляются в с самых ранних лирических произведениях Лермонтова. Уже в 1829 г. он пишет стихотворение «Покаяние», которое заканчивается следующим четверостишием:

Если таешь ты в страданье,
Если дух твой изнемог,
Но не молишь в покаянье —
Не простит великий Бог!..

Тему молитвы, заявленную в юности, Лермонтов будет реализовывать не только в других стихотворениях, но даже сделает одним из его любимых жанров. Некоторые из стихотворений так и будут названы — «Молитва».

Душа поэта, раздвоенная и истерзанная, страстно искала, но никогда не достигала гармонии, единства, цельности. Часть его души стремится к Богу. Другая же, под влиянием мучивших поэта страстей и, прежде всего, гнездившейся в ней гордости, тянет его вниз, удаляет от Бога. Лермонтов осознаёт, что душа его одержима греховными страстями, что эти страсти мешают ему быть с Богом, преграждают ему путь на небо:

Не обвиняй меня, Всесильный,
И не карай меня, молю…
За то, что мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, Боже, не Тебе молюсь.
Молитва («Не обвиняй меня, Всесильный…»)

Стихотворения — молитвы Лермонтова тоже отражают противоречивость религиозных взглядов и отличаются своеобразием авторской позиции. «Молитва» (1829) — это мольба — спор лирического героя с Господом; «Молитва» (1837) — чистое молитвословие и в то же время шедевр любовной лирики: лирический герой молит Бога о счастье любимой женщины, хотя сам он «странник с пустынной душой»; «Молитва» (1839) — это отдохновение поэта, светлая грусть и надежда; «Когда волнуется желтеющая нива…» — это единение с Богом, растворение в мире природы, а стихотворение «Выхожу один я на дорогу» — итог, философское размышление о жизни.

4. Аналитическая работа с текстом
стихотворения М. Ю. Лермонтова «Ангел»

1) Выразительное чтение стихотворения наизусть
заранее подготовленным учащимся

2) Сообщение об истории создания стихотворения

3) Беседа

• Какое впечатление на вас произвело это стихотворение?
• Что значит слово «ангел»? В каком значении это слово употребляется в стихотворении?
• О чём это стихотворение? Когда оно было создано автором?
• Какой мир является «чудесным» для юного Лермонтова?
• Почему автор после вторых строк решил не ставить точки?
(Чтобы показать смысловую связь предложений внутри сложного предложения. Синтаксические конструкции здесь подчинены общему движению и передают его.)
• Какая картина возникает перед нами при чтении слов: «и месяц, и звёзды, и тучи толпой внимали той песне святой»?
• В чём секрет необыкновенного воздействия песни ангела на «душу младую»? Говорится ли об этом в стихотворении?
• Какой же мир — небесный или земной — ближе душе поэта?
• Какая музыкальная мелодия может соответствовать авторскому замыслу?
• Согласны ли вы с И. Н. Розановым, что название «песня ангела» гораздо точнее передаёт смысл этого произведения?

4) Работа с репродукциями картин
А. Рублёва «Троица» и
В. М. Васнецова «Радость праведных о Господе. Преддверие рая»)

У ч и т е л ь. Читая стихотворение «Ангел», мы воспринимали его не только разумом, но и душой. Как тут не вспомнить афористические строки Ф. И. Тютчева: «Нам не дано предугадать, // как слово наше отзовётся. И нам сочувствие даётся, // как нам даётся благодать»…

Образ ангела с давних времён привлекал внимание художников. Живописное полотно дополнит, обогатит тот словесный образ, который у нас возник при прочтении стихотворения.

Перед вами знаменитая «Троица», созданная А. Рублёвым в 20-х гг. XV в. для иконостаса Троицкого собора. Тема выражает основной догмат христианской религии — единство трёх лиц божества. Всё произведение наполнено тишиной и задумчивостью. Прекрасны одухотворённые лица ангелов. Художник раскрывает их взаимопонимание, любовь друг к другу, единство. Композиция, линейный ритм, цвет — всё подчинено основному замыслу. Повторение плавных линий делает образы особо музыкальными. Средний ангел возвышается над боковыми, как Бог-отец над Сыном и Святым Духом.

Образы ангелов писал и В. М. Васнецов. В барабане Владимирского собора в Софии он создал композицию «Радость праведных о Господе. Преддверие рая».

Этот сюжет подсказан Елизаветой Григорьевной Мамонтовой — женой Саввы Ивановича Мамонтова. Образы ангелов художник писал с собственных детей.

Вчитываясь в текст стихотворения «Ангел», мы начинаем понимать, как художник с помощью обычных слов совершает волшебство: он превращает стихотворение в чудо, доставляющее читателю эстетическое наслаждение. Поэт хочет, чтобы мы пережили вместе с ним движение души, которая «желанием чудным полна». Вместе с поэтом мы проникаемся чувством покоя, чудодейственной силы песни.

5. Аналитическая работа с текстом
стихотворения М. Ю. Лермонтова
«Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»)

1) Выразительное чтение наизусть заранее подготовленным учащимся

2) Сообщение об истории создания стихотворения

3) Беседа

• Каков смысл обращения лирического героя с просьбой уже не к Богу, а к Богородице?
• Почему лирический герой молится не о себе, а о душе «девы невинной»?
• На каких противопоставлениях основана композиция стихотворения?
• Как в стихотворении отражаются изменения души лирического «я»?
• Что, по мнению поэта, может сделать человека счастливым?
• Какой смысл заключён в употреблении всех эпитетов стихотворения в своих прямых значениях или в составе устойчивых выражений?

4) Обобщение учителя

— Перед нами — монолог, исполненный истинного христианского чувства.

М. Дунаев видит в этом стихотворении «самоотречение любви». По преданию, Лермонтов сочинил это произведение в камере, когда в феврале 1837 г. сидел под арестом за распространение стихов на смерть Пушкина. Михаил Юрьевич велел камердинеру, приносившему еду, заворачивать хлеб в серую бумагу,— и на ней, с помощью вина, печной сажи и спички, записывал стихи. Главной темой стихотворения становится противостояние небесного «тепла» и земного «холода».

Это стихотворение помогает нам увидеть переломный момент в мировоззрении Лермонтова. Уходит эгоцентризм, присущий романтикам. Эта молитва не о себе (лирический герой отвергает традиционные формы обращения к Богу с молитвой о себе, о чём свидетельствует ряд отрицаний в начале стихотворения). Мольба за «деву невинную» освещает с новой стороны образ лирического героя: трагедия духовного одиночества (лирический герой ощущает себя «странником», душа его «пустынна») не разрушила его глубокого участия и заинтересованности в судьбе другого человека.

6. Сопоставительная работа (в парах)

• Сопоставьте стихотворение «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…») с другими «Молитвами». Можно ли утверждать, что от «молитвы» к «молитве» у лирического «Я» всё меньше просьб к Богу? Подтвердите или опровергните это мнение.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя
— Итак, влияние Библии сказалось не только на содержании произведений Лермонтова (использование библейских имён, образов, сюжетов и т. п.), но и на форме его литературных творений. Молитвенный жанр получил у Лермонтова новое, особое развитие. Он не был его открытием, но стал важным звеном его поэтической системы.

VI. Домашнее задание

1. Выучить наизусть стихотворение М. Ю. Лермонтова «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»).

2. Опережающее задание
а) Подготовить выразительное чтение стихотворений «Валерик», «Сон».
б) Подготовить сообщения об истории создания указанных стихотворений.

Следующий урок: Урок 16. Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова >>>



1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

 

А. Рублёв. «Троица». 1411 год или 1425—1427.
Дерево, темпера. 142 × 114 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Икона «Троица» – самое знаменитое произведение гениального русского художника Андрея Рублева. По свидетельству одного из источников XVII века, она была написана «в похвалу Сергию Радонежскому» по заказу его ученика и преемника игумена Никона.
В основе иконографии – библейский рассказ (Кн. Бытия, XVIII) о явлении праведному Аврааму божества в образе трех ангелов. Авраам с женою Сарой угощали ангелов под сенью Мамврийского дуба, и Аврааму дано было понять, что в ангелах воплотилось божество в трех лицах.
Избегая подробностей, обычных в сюжете «Гостеприимство Авраамово», Андрей Рублев достигает исключительной символической глубины своего творения. В рублевской иконе внимание сосредоточено на трех ангелах, их безмолвном общении. Они изображены восседающими вокруг престола, в центре которого помещена евхаристическая чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего новозаветного агнца, т. е. Христа. Левый и средний ангелы благословляют чашу. Бог Отец благословляет Бога Сына на смерть на кресте во имя любви к людям. Бог Дух Святой (правый ангел) присутствует здесь как утешитель, утверждая высокий смысл жертвенной, всепрощающей любви.
Содержание «Троицы» не однозначно, памятник многогранен по своим темам, в первую очередь он воплощает идею о троичности Божества. Во времена Сергия Радонежского и Андрея Рублева тема Троицы воспринималась как символ духовного единства, взаимной любви, мира и готовности принести себя в жертву.

 
JPG»>

В. М. Васнецов. Радость праведных о Господе. Преддверие рая. 1885-1896.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве
(Барабан главного купола Владимирского собора в Киеве). Триптих, левая часть
Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Фефилова Г. Уроки литературы в 10 классе
(главы из книги)



 

вернуться в начало

 

Литература и язык молитвы: NPR

Слова, ставшие плотью: литература и язык молитвы Ни один американский писатель не смог найти пересечение веры, молитвы и искусства так, как Фланнери О’Коннор. Критик Хуан Видаль размышляет о ее молитвенном журнале и о вере в то, что слова могут жить.

Книга Новости и особенности

В последнее время мои молитвы стали формой художественного выражения: тщательно подобранные слова, хвалебные репортажи, похожие на песни, а иногда и гневные заявления, переплетенные с вежливыми просьбами, чтобы я ничего не напортачил. Этот период жизни потребовал вдумчивого рассмотрения даже моего личного молитвенного времени — и это заставляет меня думать об осуждении Фланнери О’Коннор.

Ни одному другому писателю в истории американской литературы не удавалось так выразительно определить пересечение веры, молитвы и искусства, как О’Коннору. Возможно, лучшим примером этого — помимо ее пропитанной библейской кровью выдумки — являются ее письма и дневниковые записи. В A Prayer Journal , серии коротких медитаций О’Коннор, написанных между 1946 и 1947 годами, читатели получают портал в ее отношения с божественным. Он битком набит мольбами и детскими признаниями: «Я хотел бы написать красивую молитву». И хотя вам может показаться, что вы вторгаетесь в самые сокровенные произведения О’Коннора, читать молитвы — одно удовольствие — и они настолько чисты, насколько они звучат: «Пожалуйста, помоги мне, дорогой Боже, быть хорошим писателем и добиться признания чего-то еще». .»

Что особенно поразительно в этой маленькой книжке, так это внимание, которое О’Коннор уделяет мастерству своих молитв. Как будто ритм каждой молитвы должен по-своему отражать внимание, которое она уделяет своему искусству. Как будто каждый был продолжением другого; молитва и литература вырваны из одной нити.

В стихотворении «Маленький Гиддинг» Т.С. Элиот обходит определение молитвы. Он отмечает, что, хотя на самом деле речь идет о словах, акт молитвы — это не просто «порядок слов», но также «сознательное занятие / Молящегося ума или звук молящегося голоса». Исследуя идею молитвы как средства общения, Элиот рассматривает роль языка и даже его связь с умершим:

И для чего мертвые не имели речи при жизни,
Они могут сказать тебе, будучи мертвыми: общение
Мертвых на языке огня выше языка живых.

Для меня эти слова ведут к книге Мадлен Л’Энгл «Хождение по воде: размышления о вере и искусстве» . «Каждое произведение искусства, — пишет она, — будь то произведение великого гения или что-то очень маленькое, приходит к художнику и говорит: «Вот я. Воплоти меня в плоть. Роди меня». Таким образом, литература , как и молитва, есть работа воплощения, вознесения чего-то — в данном случае языка — к жизни. Л’Энгль осуждает бессмысленность таких категорий, как «религиозное» искусство и «светское» искусство, утверждая вместо этого, что все истинное искусство воплощено и, следовательно, «религиозно».

Молящиеся люди подходят к делу с уверенностью и надеждой, что их молитвы свяжут их с их богами. Точно так же писатели подходят к литературе в надежде соединиться с другими людьми и их опытом. Долг писателя — использовать средства языка для построения мира, а затем представить его другим как пришествие, как прибытие чего-то таинственного и потенциально дающего жизнь.

В своей основе и литература, и молитва несут элемент веры. Для меня нужна вера, чтобы писать, точно так же, как нужна вера, чтобы верить, что «Слово стало плотью», что оно получило собственную кожу и кости. И то, и другое, я бы сказал, искупительно само по себе.

Когда два года назад я получил в подарок Молитвенный журнал , я переживал одни из самых сложных личных сражений, с которыми когда-либо сталкивался. Была депрессия и переосмысление почти каждого аспекта моей жизни, которые привели меня к этому моменту. А потом я наткнулся в одной из молитвенных виньеток О’Коннора на строчку, которая, казалось, несла в себе всю тяжесть надежды: «Дорогой Бог, сегодня вечером я не разочаровываюсь, потому что Ты дал мне историю». Вы дали мне историю. Я перечитывал ее снова и снова. Для меня это было напоминанием о том, что, хотя у всех нас есть истории, именно то, как мы их используем, может либо уничтожить, либо спасти нас. В ту ночь именно язык молитвы снова оказался искупительным.

Хуан Видаль — писатель и критик NPR Books. Он в Твиттере: @itsjuanlove.

Сообщение спонсора

Стать спонсором NPR

Методика и стиль религиозно-философской критики Василия Розанова

ВВЕДЕНИЕ

Развитие религиозно-философской критики осуществлялось параллельно с развитием идей ее представителей. В связи с этим проблематично определить своеобразную черту критики и общий для всего религиозно-философского течения штамп. Для решения этой проблемы необходимо обращаться не только к произведениям, написанным в «зрелый» период творчества критиков, но и к их раннему литературному творчеству.

Славе В. Розанова как оригинального мыслителя в области литературоведения предшествовал определенный подготовительный период, предыстория его вхождения в критику. Осмысление его критического метода, жанрового, стилевого своеобразия началось уже в современных произведениях о Розанове. Однако исследователи не учитывают сам же подготовительный период. Обращение к истокам формирования литературно-критической позиции позволяет всесторонне рассмотреть эту сферу деятельности в розановском наследии. С этой целью мы сослались на ранний философский труд Розанова «О разумении», а также на его переписку с Н. Страховым (Розанов: 1989).

МЕТОДЫ

Данное исследование базируется на первых принципах герменевтического анализа (М. Хайдеггер, Г. Гадамер, М. М. Бахтин, Э. Дж. Хирш и др.), предполагающих наличие нескольких измерений в интерпретации текста. Так, одно из этих измерений, по Хиршу, является метафизическим, которое призвано описать «результат объективного исторического изучения текста» (Hirsch & Cultural Literacy: 1988, p.2125). Анализ творчества Розанова через призму этого измерения — первый шаг в герменевтический круг. Кроме того, в исследовании используются историко-функциональный метод с общей характеристикой критического наследия Серебряного века (Пашкуров, Разживин, 2016), сравнительный метод (Бекметов, 2015), рецептивный метод при рассмотрении способов взаимодействия с критика и художественная литература (Вафина, Зиннатуллина: 2015), литература и философия (Бекметов и др. : 2019).).

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Исследования в области религиозно-философской критики традиционно начинаются с определения того, какие признаки присущи тому или иному направлению. Это, в свою очередь, позволяет определить, насколько оригинальна или, наоборот, вторична мысль представителя религиозно-философской критики. Существенным признаком для отнесения критика к религиозно-философскому направлению является контекст, в котором осуществляются авторские суждения.).

Так, Т. В. Обласова утверждает, что главным отличием религиозно-философской критики является анализ сюжетных конфликтов в контексте философской проблематики (Обласова: 2002, с. 22). Д. Н. Дианов утверждает, что главной особенностью направления является то, что интерпретация «происходит в контексте православно-христианского мировоззрения» (Дианов, 2004; Вильялобос и др., 2018; Рамирес и др., 2019). В.Н. Коновалов указывает, что помимо философских вопросов, затрагивающих онтологические, эпистемологические и другие теоретические вопросы, термин «философская критика» отражает намерение схематизировать литературный процесс (Коновалов: 19). 95, стр. 102-109). Наконец, В. В. Шабаршина указывает на присущую этой критике «антиномию философской системы мира» (Шабаршина: 2005, с. 185). Эта антиномия связана, прежде всего, с распространением в России идей Гегеля, опосредованно влиявших на все сферы общественной жизни (Лэмб: 1987).

Кроме того, переосмысление основных религиозных постулатов было характерно для религиозного сознания русской интеллигенции конца 19 – начала 20 веков. Многие исследователи связывают этот факт с переориентацией мысли русской интеллигенции с религиозных интересов на политические: при возрастании роли политики влияние церкви ослабевало и приводило к необходимости религиозно-нравственных исканий (Читайте: 19).79).

Следовательно, в качестве основных черт религиозно-философской критики можно выделить следующие:

  1. 1. Понимание конфликта в художественном произведении с точки зрения религиозной или философской проблематики;
  2. 2. Стремление противопоставить писателей религиозно-философским течениям, литературным элементам текста;
  3. 3. Схематизация литературного процесса;
  4. 4. Намерение переосмыслить традиционные формы общественного сознания.

Соотношение ранних работ Розанова с теми чертами, которые современные исследователи выделяют как атрибутивные, позволяет утверждать, что если влияние работ Розанова на религиозно-философскую критику могло быть оказано, то об обратном влиянии (направленности на его представитель). Дебют Розанова как критика состоялся не в «Легенде о великом инквизиторе» (1891 г.), а на нескольких страницах книги «О разумении», изданной в 1886 г. Говоря о разных типах художников, Розанов пишет о религиозном творчестве и отношение к вере:

  1. 1. Вера объективных художников (или художников-наблюдателей) чиста и спокойна (они не думают об этом, но всегда ортодоксальны). Такими художниками, по мнению Розанова, являются А. С. Пушкин и И. А. Гончаров.
  2. 2. Вера субъективных художников (или психологических художников) «есть всегда скорее жажда веры» (Розанов: 1989, с. 516). Такова, по мнению писателя, вера М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. Вера художников-психологов весьма специфична: «Она полна анализа, она никогда не бывает ортодоксальной, и — пусть наши слова не покажутся странными — религии, как устоявшемуся культу, не грозит опасность, как этим иногда пламенным защитникам и толкователям это» (Розанов: 1886, с.518).

Мы видим, что в этом произведении намечается противопоставление Л. Толстого и Достоевского, ставшее постоянным в религиозно-философской критике. И Толстой, и Достоевский для Розанова такие совершенные психологи, как ни в какой другой литературе (Портер: 2019, с.1-43). Но «первенство в совершенстве образа принадлежит Л. Толстому, а первенство в глубине образа — Достоевскому» (Розанов: 1989, с.521). По мнению Розанова, именно Достоевский впервые на земле высказал многое. Достоевский, например, открыл способность человеческого духа сочетать в себе противоположное: Содом и Мадонну. С огромной силой, по мнению Розанова, Достоевский изобразил атеизм в «Бесах».

Здесь заложена предпосылка той новой, неординарной интерпретации произведения Достоевского, которая появится в 1891 году. По словам Розанова, в «Легенде о Великом инквизиторе» «ужасающий атеизм непостижимым образом переплелся с глубочайшей, восторженной верой». Чтобы разгадать тайну Достоевского, нужен критик, который станет его второй половинкой. Между тем Достоевский «не был ни оценен, ни понят ни при жизни, ни после смерти». Пройдет немного времени, и работа Розанова о Достоевском станет первой стадией религиозно-философской интерпретации (Джексон: 1993, с.457).

ОБСУЖДЕНИЕ

В работе 1891 г. воззрения Розанова оформятся, а метод еще больше будет тяготеть к поиску противоположных явлений (Лоуренс: 1961). Романы Достоевского будут трактоваться как аргумент в пользу идеи атеизма, контраргумент, которому еще предстоит найти будущим поколениям. Для Розанова станет важным не только то, что сказал Достоевский, но и то, о чем он не упомянул (Министерство образования и культуры: 2019). Поэтому, например, самыми сильными припадками для Розанова будут не приступы Ивана, описанные в «Братьях Карамазовых», а неописанные припадки Смердякова; по той же причине Розанов будет настаивать на том, что сильнейшей идеей Достоевского является не атеистический бунт Ивана Карамазова, а православная идея, которую должны найти русские писатели.

Специфические стилистические черты творчества Розанова в его произведении «О понимании» еще не столь ярко выражены. Переписка с Н. Страховым (с 1888 по 1896 г.) свидетельствует о том, что Страхов как «старший» старается ориентировать «младшего Розанова на выбор более конкретных тем письма. В одном из своих писем (1889 г.), ссылаясь на философские статьи и книгу «О разумении», он обвиняет Розанова в «неопределенности» и «отвлеченности» и советует писать о «чем-то конкретном». В том же письме звучит судьбоносный совет: «Советовал бы тебе написать что-нибудь о литературе, о Достоевском, Тургеневе, Толстом, Щедрине, Лескове, Успенском и т. д. Ты можешь сказать много хорошего, и все будут читать» (Розанов : 1989, с.38).

Неизменным мотивом эпистолярного диалога Страхова и Розанова является обсуждение вопросов формы, языка, стиля произведений. Страхов советует писать статьи небольшого размера (не более 1½-2 печатных страниц), писать кратко (последнее пожелание вообще переходит из письма в письмо). Почему, например, статья «Красота в природе и ее значение» не содержит ни названия, ни отрывка, ни «занимательного парадокса»?. Записка-согласие Розанова на письмо Страхова, в котором содержались эти упреки, была очень важна: «Я считаю ее важной и очень верной по содержанию. Но формы нет, это что-то однообразное, безжизненное» (Розанов: 1989, с.57).

Таким образом, краткая афористическая форма высказываний, намеков и незавершенных намеков, которыми изобилует произведение Розанова, не была заимствована у Ф. Ницше, который, влияя на метод многих русских религиозных философов, заставил их принять афористическую форму (Rosenthal: 1991). , стр. 50-219). Лев Шестов, например, проводя параллели между Л. Н. Толстым, А. П. Чеховым, Ф. М. Достоевским, с одной стороны, и Ф. Ницше, с другой, заимствовал многие стилистические черты немецкого философа (Маккейб: 2003, с. 112). Для стиля Розанова ссылка на более короткую и емкую форму выражения мысли восходит к диалогу со Страховым (Пиккароцци и др.: 2018, с. 1-24).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Розанов как философ постоянно обращается к проблемам веры, и в дальнейшем творчество писателя больше похоже на молитву, чем на литературную критику (Димблби: 1996, с.598). Л. Шестов, например, утверждал, что Розанов любил Бога, но не мог найти в себе «зерен веры». Все книги Василия Васильевича — это поиски Бога и выражение разочарования в связи с невозможностью его найти.

В связи с этим единым вектором творчества Розанова можно сказать, что приход Розанова в литературоведение неизбежен. Именно в области критики были сосредоточены все попытки русской интеллигенции разрешить этические, религиозные и философские проблемы на рубеже веков. И тип критики, выбранный Розановым, подсказывал определенный образ мыслей. Критик такого поворота должен был быть человеком религиозным, причем не обязательно верующим. Сам Розанов раскрывает этот парадокс следующим образом:

Мне даже кажется, что атеист с ярко выраженной конфессией (по образованию, школе) все же может быть религиозным человеком. Я могу отличить религиозного человека, когда он рассказывает, как покупает вещь на рынке; Я могу узнать религиозного автора по 1 1/2 страницы книги, где-то посередине, во всяком случае. Религиозность – это «стиль человека», стиль построения его души, а в зависимости от этого – построения всей его жизни…

Однако религиозность Розанова и его стремление к философским обобщениям – не единственное, что позволяет говорить о предопределенности прихода философа в религиозно-философскую критику. При соотнесении черт, характерных для критики, с чертами В.В. Методом и стилем Розанова нам удалось показать, как Розанов стал великим литературным критиком. Важную роль на этом пути сыграла дебютная работа Розанова, в которой была поставлена ​​проблема соотношения религиозного сознания и художественного творчества.

Дебютное произведение Розанова пытается объяснить художественное творчество через особенности религиозного мировоззрения, и эта попытка определенно представляет собой известную схематизацию путей веры. В схеме уже наметились оппозиции, которые со временем стали своеобразной претензией философа на славу. Так, например, противопоставление веры и неверия у Л. Толстого и Ф. Достоевского как двух разных типов психологов, противопоставление сказанного и несказанное, все те антитезы, которые будут даны в позднейших произведениях философа нашли отражение в его первой пробе пера.

Анализ стиля письма Розанова позволяет сделать вывод, что афористичный стиль письма, заимствованный многими литературоведами Серебряного века у Ф. Ницше, является для Розанова закономерным следствием следования рекомендациям Н. Страхова, «старшего» корреспондента.

Вкратце анализ раннего творчества Розанова позволяет отметить те интенции в творчестве философа, которые ведут к жанру литературной критики. Переписка со Страховым, в которой рекомендации старшего товарища подтолкнули Розанова к выбору более конкретного предмета исследования и к более сжатой форме выражения мыслей, наметила те стилистические черты, которые прослеживаются в зрелом творчестве Василия Розанова.

Обращение писателя к религиозно-философской проблематике отчасти было обусловлено объективными историческими причинами, проявившимися в ломке традиционного образа жизни русского народа, отчасти можно было объяснить научными интересами Василия Васильевича, для которого проблема отношения религиозной веры к художественному творчеству была наиболее актуальной (McCabe: 2003, p.110).

Атрибутивные признаки религиозно-философской критики серебряного века в соотношении со стилистическими особенностями и сферой интересов писателя дают возможность сделать вывод о предназначении Розанова в жанре литературной критики. Так, например, намерения схематизировать, противопоставить и переосмыслить традиционные формы литературных произведений в равной степени присущи Розанову и всей линии религиозно-философской критики.

Благодарности

Работа выполняется в соответствии с Государственной программой повышения конкурентоспособности Казанского федерального университета.

БИОДАННЫЕ

СЕРГЕЕВИЧ Б.А.: 1995 г.р. В 2019 г. окончил Институт филологии и межкультурной коммуникации КФУ по специальности «Преподавание русского языка и литературы в средней и высшей школе». Квалификация: Мастер. Тема магистерской диссертации: Развитие профессиональных компетенций бакалавров филологических наук в процессе изучения религиозно-философской критики Серебряного века. Область научных интересов: Серебряный век, религиозная философия, критика, герменевтика.

В.Н. КРЫЛОВ: 1961 г.р. Доктор филологических наук, профессор. В 1986 году окончил филологический факультет Казанского государственного университета. В 1991 году защитил кандидатскую диссертацию «Принципы интерпретации художественного текста в литературоведении Н. А. Добролюбова» в Институте мировой литературы имени Горького. В 2007 г. защитил докторскую диссертацию «Русская символистская критика (1890-1910): генезис, типология, жанровая поэтика». Профессор кафедры русской и зарубежной литературы Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета. Область научных интересов: теория литературоведения, история литературоведения Серебряного века, история литературы, социология литературы.

КАРПЕНКО Г.Ю. Родился в 1953 г. Доктор филологических наук, профессор. В 1979 году окончил Куйбышевский (Самарский) государственный университет, специалист по русской филологии. В 1992 году защитил кандидатскую диссертацию I. Бунина в контексте религиозно-философских и антропологических идей конца XIX-XX вв. в Институте русской литературы РАН (Пушкинский дом). Тема его докторской диссертации — «Литературно-художественное сознание русской критики в контексте историко-философских представлений (произведение В. Г. Белинского)» (2002). Область научных интересов: русская классика, литературоведение, литература и религиозное сознание, христианская антропология.

БИБЛИОГРАФИЯ

БЕКМЕТОВ Р. (2015). «Сравнительное литературоведение в России: исследование новых парадигм», Журнал языка и литературы, 6(2), стр. 141-145.

БЕКМЕТОВ Р., Рами И., ЮНУСОВ И. И БОЛДЫРЕВА О. (2019). Оппозиция «Запад – Восток» в русской литературе и философии 1830–1850-х гг.: поиски цивилизационной идентичности, RevistaGenero&Direito, 8(2), с.400–410.

ДИАНОВ Д. (2004). «Ф.М. Творческие поиски Достоевского в оценке русской религиозно-философской критики конца XIX в.- начало ХХ века (К. Леонтьев, В. Соловьев, В. Розанов)», Автореф.

ДИМБЛБИ, Л. (1996). «Розанов и слово», Лондонский университет, стр. 598.

ХИРШ, Э. И КУЛЬТУРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ, МЛАДШИЙ (1988). «Что нужно знать каждому американцу», Нью-Йорк, стр. 2125.

ДЖЕКСОН, Р. (1993). «Диалок с Достоевским. Непреодолимые вопросы», с. 457.

КОНОВАЛОВ В. (1995). «Философская критика» как термин литературоведения», Известия Казанского государственного университета, стр. 102-109..

ЛАМБ, Д. (1987). «Гегель и современная философия», Крум Хелм, стр. 514.

ЛОУРЕНС, Д. (1961). «Опавшие листья» В.В. Розанов», Феникс. Посмертные документы Д. Х. Лоуренса, стр. 92–388.

MA, X и MARION, R (2019). «Изучение того, как учебное лидерство влияет на эффективность учителей: многоуровневый анализ». Администрация и лидерство в области управления образованием, 20 (10), стр. 1–20. doi: 10.1177/1741143219888742

MCCABE, A (2003). «Французская рецепция Достоевского: от Вогуэ, Жида, Шестова и Бердяева до Марселя, Камю и Сартра (1880-1959)”, с.112.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ (2019). Peraturan menteri pendidikan dan kebudayaan nomor 6 tahun 2019 tenang pedoman organisasi dan tata kerja satuan pendidikan dasar dan menengah (Руководство по организации и процедурам работы подразделений начального и среднего образования). Джакарта: Министерство образования и культуры.

ОБЛАСОВА Т. (2002). «Русское литературоведение рубежа XIX-XX веков (Пути самопознания: религиозно-философское направление)», Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук, стр.22.

ПАШКУРОВ А., РАЗЖИВИН А. (2016). «Литературная культура: ее виды и уроки», Европейский журнал науки и теологии, 12(2), стр. 155-164.

ПИККАРОЦЦИ, М., АКВИЛАНИ, Б. И ГАТТИ, К. (2018). «Индустрия 4.0 в управленческих исследованиях: систематический обзор литературы». Устойчивое развитие, 10(3821), стр. 1-24. дои: 10.3390/su10103821.

ПОРТЕР, Д. Д. (2019). «Влияние основных моделей поведения на результаты учащихся, учителей и школы: систематический обзор и метаанализ эмпирической литературы». Обзор образовательных исследований, 20 (10), стр. 1-43. дои: 10.3102/0034654319866133

РАМИРЕС МОЛИНА, Р., МАРКАНО, М., РАМИРЕС МОЛИНА, Р., ЛАЙ РАБИ, Н. И ЭРРЕРА ТАПИЯ, Б. (2019). «Взаимосвязь между социальным интеллектом и резонансным лидерством в учреждениях общественного здравоохранения».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *