Мог ли калашников избежать казни: «Что могло спасти купца Калашникова от смерти? Почему он этим не воспользовался?» — Яндекс Кью
«Что могло спасти купца Калашникова от смерти? Почему он этим не воспользовался?» — Яндекс Кью
Популярное
Сообщества
Домашние заданияЛитература 7 класс
Анонимный вопрос
·
16,4 K
На Кью задали 1 похожий вопросОтветитьУточнитьalice2014
11,2 K
Мои интересы: разнообразны, но можно выделить следующие: литература, история… · 30 окт 2018
Он мог слукавить и на вопрос царя, специально ли он убил его приближенного опричника, ответить,что это произошло случайно. Однако, Калашников не захотел врать, он был человеком гордым, смелым и правдивым, унижаться и юлить было противно его натуре. Кроме того, он искренне считал, что поступал правильно и отказаться от этого значило для него предать самого себя.
Комментировать ответ…Комментировать…
Игорь Лазарев
5,0 K
Игры, путешествия и немного всего остального — так интереснее жить. · 30 окт 2018
Купец Калашников в произведении показан как сильный, смелый и правдолюбивый человек. Он держался до конца своего слова, был готов принять все последствия своих действий, ибо считал, что в правде заключается вся сила. И в полной мере получил эти самые последствия. Сказать он царю мог что угодно, соврать и выжить для него было возможно. Но он принял правду и кару.
Комментировать ответ…Комментировать…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Ответы на похожие вопросы
Что могло спасти купца Калашникова от смерти? Почему он этим не воспользовался? — 1 ответ, задан 670Z»>23 декабря 2020missisknopka
2
Хорошо разбираюсь в детской психологии, школьном образовании. · 4 мар 2021
Калашников мог бы не выходить на бой с Кирибеевичем. Но это было невозможно, потому что опричник опозорил жену Степана Парамоновича:
Сама бледная, простоволосая,
Косы русые расплетенные
Снегом-инеем пересыпаны;
Смотрят очи мутные, как безумные;
Уста шепчут речи непонятные,…
Дело в том, что во времена Ивана Грозного на Руси были очень строгие правила поведения: женщина должна была вести себя подобающим образом, очень далеким от нынешних нравов. купцы вообще запирали своих взрослых дочерей от посторонних глаз. Существовали мужские и женские части дома. Поэтому такой вид жены Степана Парамоновича не просто удивил, а возмутил до глубины души. Но Алёна рассказала, что Кирибеевич
И ласкал он меня, цаловал меня;
На щеках моих и теперь горят,
Живым пламенем разливаются
Поцалуи его окаянные. ..
А смотрели в калитку соседушки,
Смеючись, на нас пальцем показывали…
Такого позора Степан Прамонович не мог стерпеть, а поскольку Алёна Дмитриевна была не виновата в том, что Кирибеевич воспылал страстью к ней, Калашников в честном бою просто наказал своего обидчика, чтобы другим не повадно было замужних женщин позорить. Знал ли он, какая участь его ждет? Конечно знал и готовился к этому: он не только сам был готов биться до смерти за опозоренную честь, но братьям накал, чтобы они бились, если сам погибнет в бою.
Тем более, всем хорошо было известн7о, что последует за убийством царского опричника. Но поступить иначе для Калашникова было невозможно: не отомстив за честь своей семьи он не только умер бы в глазах купеческого сообщества как человек, но как купец, человек торговый, перестал бы существовать — с ним никто не стал бы иметь дел.
Комментировать ответ…Комментировать…
М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова.
..» | План-конспект урока по литературе (7 класс) на тему:М.Ю.Лермонтов
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
(3 урока) – 7 класс
Тема 1. М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова». Сюжет поэмы. Фольклорная основа.
Цель: познакомить с историей создания «Песни…»; раскрыть смысл обращения автора к русской истории, совершенствовать навыки анализа художественного произведения.
1. Слово учителя
М.Ю. Лермонтов прожил очень короткую жизнь, но успел за эти немногие годы написать много прекрасных стихотворений, поэм, драматических произведений, романов, создал целую эпоху в литературе.
Детство Лермонтова было омрачено ранней смертью матери, ссорой отца с бабушкой, разлукой с отцом. Детские годы будущий поэт провел в имении бабушки в Тарханах (Пензенская губерния). Бабушка очень любила его, заботилась о нем, дала хорошее образование. Уже в детстве проявились его недюжинные дарования: он свободно владел несколькими иностранными языками, прекрасно рисовал, писал стихи.
С 14 лет Лермонтов учился в Благородном пансионе при Московском университете. Здесь он писал стихи, пробовал себя в прозе. За участие в одном из литературных кружков, где, кроме литературных, обсуждались и общественные вопросы, его попросили уйти из университета. Для того чтобы получить законченное образование, Лермонтов поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
«…Поступаю в школу гвардейских подпрапорщиков. Если бы вы могли догадаться, сколько огорчения мне это причиняет, вы бы меня пожалели…» — пишет он в одном из писем. О чем же жалеть? Дело в том, что те два года, которые он провел в этой школе, были для него сущей каторгой: строгая, даже излишне строгая дисциплина, жесткий контроль, отсутствие атмосферы творчества и литературных интересов в училище противоречили складу души поэта. Однако и в эти годы он много пишет. «В юнкерской школе он был хорош со всеми товарищами, хотя его не все любили…», — вспоминает один из его соучеников, Меринский.
До сих пор о том, что он поэт, знали только близкие друзья. Его кумиром был Пушкин. Когда Пушкин погиб, Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», в котором выразил всю свою боль по поводу кончины великого поэта.
С.С. Наровчатов сказал о поэте: «Лермонтов — то явление в поэзии, которое принято называть чудом… Он страстно любил Россию, но он не мог не видеть кровоточащие язвы «страны рабов, страны господ»… Каждый заново для себя открывает Лермонтова. Гений его настолько всеобъемлющ и многосторонен, что эти открытия будут продолжаться без конца».
М.Ю. Лермонтов проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней богатырского духа, ярких личностей, которых так не хватало среди его современников. Молодое окружение поэта ни к чему не стремилось, среди них было мало достойных людей, героев, поэтому поэт искал их в русской истории. Тема истории отразилась, в частности, в стихотворении «Бородино» и в «Песне про купца Калашникова».
«Песня…» была написана во время пребывания Лермонтова на Кавказе — «от скуки, чтобы развлечься во время болезни, не позволявшей ему выходить из комнаты» (свидетельство А. А. Краевского). Так, не выходя из комнаты, Лермонтов переносится во времени, становится свидетелем давно минувших событий, усваивает склад старинной речи, подслушивает биение пульса совсем иной эпохи. Поэма приближена к народной поэзии, в ней использованы характерные для фольклора эпитеты, зачины, «перехваты», повторы.
«Песня…» описывает страшное для Руси время опричнины, кровавого правления Ивана Грозного, «бездну ужасов тиранства» (Н.М. Карамзин).
2. Историческая справка о времени правления Ивана Грозного.
XVI век — один из самых ярких и трагических периодов в истории России. За годы царствования Ивана Грозного страна изменилась: почти в полтора раза увеличилась её территория, были завоёваны Казань, Астрахань, Сибирь. Но цена, которую народу пришлось заплатить за эти преобразования, была велика. Иван Грозный утопил в крови Новгород, сотни людей были казнены или насильно пострижены в монахи, гнев тирана падал на целые семьи. Дружины опричников, с притороченными к седлам собачьими головами и метлами, наводили ужас на русские города.
3. Сообщение о детских годах Ивана Грозного
Ещё в детские годы Иван мог задумываться над своим странным положением: те самые люди, которые во дворце не обращали на него никакого внимания, которые всячески оскорбляли его, во время посольских приёмов, при разных торжествах, на глазах народа, величали его своим государем, низко преклонялись перед ним, выказывая себя его покорными слугами. Он был государем, — он это знал, об этом ему беспрестанно твердили, он это видел при разных торжественных случаях. Всё, что ни делалось, — делалось его именем. И в то же время у себя во дворце он чувствовал себя беспомощным сиротою, которого жизнь — в руках чужих людей, даже врагов его. Перед собою он видел своих недругов, похитителей власти, но бороться с ними не мог. Бессильная злоба, жажда мести гнездились в его сердце, но выказать их было ему страшно, и он таил их, — таил до поры до времени…
Научившись читать, он с жадностью накинулся на книги, прочёл всё, что мог прочесть, изучил Священную историю, церковную, прочёл римскую историю, русские летописи, творения св. отцов. Пытливый ум его особенно занимали те страницы, где говорилось о царях, их власти, о том, как государи относились к вельможам. (Впоследствии он умел кстати приводить эти места.) Доброго примера Иван в детстве не видел. Насилия могучих бояр связывали в его уме понятия о власти с понятием о грубой, дикой расправе; своекорыстные действия вельмож заставляли и его думать только о самом себе, о своих только выгодах. Научиться уважать человеческое достоинство и заботиться о других ему было не у кого. Такое воспитание не обещало ничего хорошего в будущем. Бояре и не предчувствовали, какая гроза на них собиралась в сердце Ивана.
С годами у Ивана дикие наклонности всё росли. Никто его не сдерживал, никто не приучал к делу; он с толпою разгульных удальцов то тешился охотой, попойками, буйствовал, то ездил на богомолье по далёким монастырям и на пути творил всякие бесчинства. Прихотливый нрав его искал развлечений, новых ощущений: то внезапно поражал он сановников своей опалой, то так же неожиданно миловал их. Он словно тешился, словно играл своею властью; ему любо было чувствовать свою силу и в гневе, и в милости…
4. Чтение «Песни про… купца Калашникова» учителем
- Беседа по первой части поэмы.
— Какое чувство возникает после чтения поэмы? Понравилось ли вам это произведение? (После чтения поэмы остаётся чувство, что мы прочитали не литературное произведение, а прослушали историческую народную песню, пропетую сказителем).
— Почему Лермонтов называет своё произведение «Песней…»? Где мы ещё встречались с этим названием? (Вспомним «Полтаву», разделённую на три песни, и «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина. Расскажем, что в седьмом классе мы изучали былины, которые исполнялись в древности под аккомпанемент гуслей, а в восьмом классе будем изучать русские исторические песни, среди которых много песен об Иване Грозном).
— Прочитайте вступление к поэме от имени гусляров. Какие строки в ней говорят о том, как сложена эта песня? (. ..Мы сложили её на старинный лад, Мы певали её под гуслярный звон И причитывали да присказывали).
— Можем ли мы назвать гусляров героями этого произведения? (Автор ведёт рассказ от имени гусляров, создавая в тексте образ исполнителей старинных песен).
- Какими мы представляем себе гусляров?
- О каком времени рассказывают события этой поэмы? Как мы об этом узнаём?
- Кто главные герои поэмы?
Записывая героев, сразу поговорим о сюжете произведения.
- часть — Иван Грозный, Кирибеевич /Экспозиция. Завязка.
- часть — Алёна Дмитревна, Калашников / Развитие действия.
- часть — Иван Грозный, Кирибеевич, Калашников / Развязка. Эпилог.
Выясним, какие из этих героев являются историческими личностями:
- Какие исторические детали использованы автором для того, чтобы передать эпоху Ивана Грозного? (Расскажем, что воля царя считалась проявлением воли Бога на земле, что царь стоял выше всякого суда и следствия).
— Кто такие опричники? Какое значение имела опричнина для уклада русской жизни? (Опричники — члены особого царского войска, созданного Иваном Грозным в годы, когда ожидался конец света. Всего опричников было шесть тысяч человек. Главой опричников был приближённый царя Малюта Скуратов. Расскажем, что опричнина продолжалась семь лет, но на века осталась в народной памяти, потому что опричники принесли очень много горя русским людям. Опричникам было позволено всё. Оскорбить опричника означало оскорбить самого царя).
— Можем ли мы сказать, что Кирибеевич был исторической личностью? (В документах человек с таким именем не упоминается, но мы, читая поэму, верим, что такой человек был. Почему? Он поступает так, как могли поступать опричники).
— Можно ли назвать купца Калашникова и его молодую жену Алёну Дмитревну историческими личностями?
(Степан Парамонович и Алёна Дмитревна — не исторические личности, но нам кажется, что именно так и должны были поступать купец и его жена в подобной ситуации. В «Песне…», с одной стороны, верно с исторической точки зрения, с другой стороны, в соответствии с духом народной традиции представлен быт и поступки героев).
Комментарий учителя.
Главной проблемой поэмы можно назвать проблему долга и чести. Лермонтов обратился к истории России, видимо потому, что в современной ему жизни 1830-х годов не было жизненного материала, который дал бы ему возможность создать ситуацию, раскрывающую эту нравственную проблему. Свое поколение Лермонтов характеризовал так: «Перед опасностью позорно малодушны и перед властию — презренные рабы».
А.И. Герцен писал об этом времени: «Нужно было иметь другую закалку, чтобы дышать воздухом этой зловещей эпохи. Надобно было с детства приспособиться к этому резкому и непрерывному ветру, сжиться с неразрешимыми сомнениями, с горчайшими истинами, с собственной слабостью, с каждодневными оскорблениями, надобно было с самого детства приобрести привычку скрывать все, что волнует душу, и не только ничего не терять из того, что в ней схоронил, а, напротив, — дать вызреть в безмолвном гневе всему, что ложилось на сердце. Надо было уметь ненавидеть из любви, презирать из гуманности, надо было обладать безграничной гордостью, чтобы, с кандалами на руках и ногах, высоко держать голову».
— Почему Лермонтов выбирает форму исторической песни, близкой к былине? ( Народ слагает песню тогда, когда испытывает сочувствие к герою. Песня правдива, ибо рассказывает о реальных или легендарных событиях, с помощью этой формы у поэта появляется возможность создать иллюзию объективного отношения к героям, ибо герои показаны как бы глазами народа. Так, в поэме народное мнение выражают гусляры) .
6. Итоги урока
«Песня про купца Калашникова» — это историческая поэма, написанная в фольклорной традиции. Лермонтов показывает суровую эпоху царя Ивана Грозного. Именно здесь поэт находит образец для подражания в лице Степана Калашникова. Калашников мог бы уступить царю и избежать смерти, но для него честь семьи дороже. Стерпеть позор он не может, поэтому и умирает, но при этом остаётся в наших глазах победителем.
Образ царя Ивана Васильевича отвечает исторической истине. С одной стороны, он демон, свирепый тиран. Но с другой — не лишён справедливости, щедр с любимцами. Он воздаёт должное купцу, но казнит его, а семье даёт привилегии.
Лермонтов обращается к истории, описывая сильные личности, которые, по его мнению, должны были явиться примером для его современников.
Тема 2. Бой на Москве-реке. Смысл столкновения Калашникова и Кирибеевича.
Цель: раскрыть содержание конфликта между героями в «Песне…»; показать особенности героев поэмы, определить нравственный идеал автора, совершенствовать навыки анализа художественного произведения.
1. Повторение:
— Почему герои «Песни…» расположены в заглавии в таком порядке: царь Иван Васильевич, молодой опричник и удалой купец Калашников? (Герои «Песни…»расположены в порядке иерархии: сначала царь, затем преданный ему опричник, а уж потом «простой» человек, купец.)
- В 1840 году вышел первый и единственный прижизненный сборник произведений Лермонтова, который начинался «Песней. ..». Как вы думаете, почему Лермонтов хотел, чтобы знакомство с его творчеством начиналось с «Песни…»?
— Какие фольклорные традиции продолжает Лермонтов в «Песне. ..»? (Прежде всего, былинные традиции, традиции народных песен, баллад. В диалоге Степана Парамоновича и Алены Дмитриевны — традиции народной песни, плача.)
— Почему Кирибеевич не сказал всей правды царю?
— Помог бы ему царь, если бы знал, что Алена Дмитриевна — замужняя женщина?
2. Характеристика героев. Беседа по 2 части произведения
— Какие картины старой Москвы и ее быта рисует Лермонтов? Что привлекает ваше внимание в этих описаниях? (В начале второй главы отметим детали, точно рисующие быт того времени: «Отзвонили вечерню во святых церквах…»; «Запирает Степан Парамонович / Свою лавочку дверью дубовою / Да замком немецким со пружиною…»; «И пошёл он домой… за Москву-реку» (купеческие дома в Замоскворечье). Объясним детям, что замужняя женщина не могла показаться перед людьми без головного убора. До сих пор сохранилось слово «опростоволоситься», которое означает «опозориться, осрамиться»).
- Какими средствами изображаются герои поэмы?
- Кому из героев поэмы вы сочувствуете?
- Каким предстаёт перед нами купец Калашников?
- По каким приметам можно утверждать, что купец предчувствовал беду? («Недобрый день задался», «заря туманная», «набегают тучки на небо», «метелица» и т. д., т. е. явления природы подсказывают и герою и читателю о том, что впереди будут тревожные события.)
- Что заставило «смутиться думой крепкою» Калашникова, вернувшегося домой? (Нарушился порядок в доме, раз нет ещё жены.)
— В чем подозревает свою жену Калашников? Почему он так строго ее встречает? Как объяснить слова, которыми встречает муж Алену? («Уж ты где жена, жена шаталася?» и т. д.).
— Как объясняет Алёна Дмитриевна свое долгое отсутствие? Как она реагирует на обвинения мужа?
— Почему Алёна Дмитревна говорит мужу: «Не боюся смерти лютыя, / Не боюся я людской молвы, / А боюся твоей немилости»? Что мы узнаём об отношениях внутри обычной семьи?
— Что вы знаете о Домострое? «Домострой», расскажем им, что это книга, которая определяла отношения в семье во времена Ивана Грозного. Муж считался полным хозяином своей жены; старший брат в семье, где умер отец, считался главой всей семьи. Мы видим, что Калашников сначала подозревает жену в неверности и готов её запереть «за железный замок», чтобы она его «имя честное не порочила». Эти слова купца точно характеризуют отношения между мужем и женой во времена Ивана Грозного.
— Боится ли Алёна Дмитревна людского суда? Как она говорит об этом?
— Можем ли мы узнать из этой части, как относятся гусляры к поступку Кирибеевича? (В этой части нет оценки поступка Кирибеевича от имени гусляров, но в описании переживаний Алёны Дмитревны мы видим что гусляры сочувствуют ей: И услышав то, Алёна Дмитревна Задрожала вся, моя голубушка, Затряслась, как листочек осиновый, Горько-горько она восплакалась, В ноги мужу повалилася).
- Почему купец Калашников принимает решение биться с царским опричником?
- Почему позор женщины — это позор и её мужа, и всей семьи?
— Почему конфликт Калашникова и Кирибеевича не мог разрешиться мирно?
- Как ведёт себя Кирибеевич перед началом поединка? Кому он кланяется? Как посмеивается над «плохими бойцами»?
- Как ведёт себя Степан Парамонович? Кому он кланяется? Как отвечает на хвастливый вопрос Кирибеевича?
- Где ищет помощи Калашников? (Ищет помощи у своей семьи, братьев: «Мы тебя, родного, не выдадим». )
- Почему Степан Парамонович призывает братьев вступиться за честь семьи, если Кирибеевич его побьёт? Подтвердите ответ цитатой из реплики братьев.
В словах Калашникова, обращённых к братьям, мы также видим оценку поступка Кирибеевича:
…Опозорил семью нашу честную Злой опричник царский Кирибеевич…
(Расскажем детям, что в описываемое время существовало представление о Божьем промысле во всех, даже случайных, событиях. Часто спорные вопросы решались либо жребием, либо в открытом бою. Считалось, что тому, кто победил, помогла Божья воля, следовательно, он прав. Степан Парамонович задумал самочинно превратить охотницкий бой, в котором дрались не на смерть, а для забавы, в подобный судебный поединок. Царь не давал на это своего благословения и вряд ли мог согласиться на это. Следовательно, убийство Кирибеевича купцом было воспринято как преступление, которое каралось смертной казнью. По закону того времени решение царя казнить Калашникова выглядит как нормальное, естественное решение. Чтобы отдать приказ казнить Калашникова, царь не обязан был спрашивать у купца причины его поступка: царь являлся наместником Бога на земле, соответственно, его слово было выше слова суда).
— Читаем описание схватки. (Калашников ударил Кирибеевича не по правилам — в висок, но при этом не приводят никаких ссылок, на каких основаниях можно считать этот удар запрещённым. В самой песне нет никаких указаний на то, что это нарушение правил. Мы считаем, что нет необходимости акцентировать внимание на ударе Калашникова: не этот удар является причиной гнева Грозного, а само превращение охотницкого боя в судебный поединок).
- Как отвечает Калашников на грозный вопрос царя?
- Каким представляется нам царь Иван Грозный? (Грозный казнит Калашникова и одновременно даёт льготы
его братьям-купцам. В народной традиции царь предстаёт перед нами справедливым, грозным и милостивым одновременно. Поясним слово «позорною» в выражении «смертью лютою, позорную»: «позорною» означает «прилюдною», то есть купца казнили на глазах у всех людей.
- Почему Калашников отказался назвать причину, по которой он убил опричника?
- Как гибнет каждый из них и какую память о себе оставляет?
- Почему царь приказал казнить победителя в честном кулачном бою? Справедливо ли он поступил? Помиловал бы царь Калашникова, если бы тот сказал, за что убил Кирибеевича?
— Прочитайте, как схоронили Калашникова, как ведут себя люди у его могилы.
Сравним эти строки с отрывком из народной песни «Василий и Софья»:
.. .Старый идёт — богу молится да наплачется,
Пожилой идёт — удивляется,
Малый идёт — натешится, наиграется!
- Какие строки вам кажутся более выразительными?
— Какое отношение народа к герою выражают гусляры?
- Какие художественные приемы используются в поэме? Какова их роль?
- Каковы ваши впечатления от образа Ивана Грозного? Как передана в поэме сложность его характера?
Комментарий учителя.
Калашников не раскрыл подлинных причин поединка, сказав царю, что убил Кирибеевича «вольною волей», то есть без особого повода, предпочёл плаху обнародованию семейной беды. В этом поступке проявилось полное право на сохранение тайны перед лицом власти. Кирибеевич не постеснялся на пиру по приказу Ивана Грозного разоблачиться перед всеми в личном переживании — любви к Алёне Дмитриевне, но вольный купец не признаёт вмешательства в свою жизнь. Во времена террора и бесчестья Калашников отстаивает неприкосновенность своей семьи. За это он был казнён и погребён не по христианскому обычаю, а как разбойник — «промеж трёх дорог». Но, несмотря на это, он оставил о себе добрую память.
Суд царский разошёлся с судом народным. Калашников, казнённый царём и оклеветанный, становится народным героем.
3. Итоги урока
В жестокие времена опричнины произвол и беззаконие были обычным делом. Простой народ боялся опричников, знатные люди избегали с ними встреч. Но опричники были опорой царя.
Калашников отстоял свою честь, честь своей семьи, но поплатился за это собственной жизнью, по приказу царя пошёл на плаху за сознательное убийство его «верного слуги». «Песня про… удалого купца Калашникова» написана Лермонтовым в духе песни-повествования певцов-гусляров, которые поют славу казнённому Калашникову, осуждают царское решение, разошедшееся с мнением народным.
Белинский справедливо заметил: «Поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенёсся в историческое прошедшее». Во все времена конфликт между честью и бесчестием, независимой гордой личностью и «лукавым рабством» не утрачивает своей остроты.
— Какие чувства вызывает у вас концовка поэмы?
д/з:
Тема 3. Изложение с элементами рассуждения по «Песне про купца Калашникова…»
Цель: Написать изложение с элементами рассуждения на одну из тем:
«Пир в царских палатах»
«Кулачный бой на Москве-реке».
По первой теме: — Каким мы видим царя в сцене пира из «Песни…»? (В народной поэзии часто встречается мотив пира. Не будем подробно объяснять, почему пир Ивана Грозного назван по-церковному трапезой).
Отметим характерные картины пира, описанные в поэме. .
.. .Позади его стоят стольники, Супротив его всё бояре да князья, По бокам его всё опричники…
Царь велел поднести вина из золотого ковша именно опричникам, высказывая им предпочтение перед боярами и князьями.
Царь «дубовый пол на полчетверти» пробил железным око-нечником: у Ивана Грозного действительно был окованный железом жезл, которым он в действительности однажды пробил ногу Василию Шибанову, слуге князя Курбского.
— Чем возмущён царь?
Иван Грозный возмущается, что Кирибеевич «царской радостью гнушается».
— От чего, no-мнению Ивана Васильевича, мог закручиниться молодец?
— Как описывает Кирибеевич красоту Алёны Дмитревны? Предложим ученикам сравнить эти описания с отрывком из былины «Дунай-сват» (описание Апраксии-королевичны):
Красотой она красна и ростом высока,
Да лицо-то у неё как бы белый снег,
У неё щёки будто алый цвет,
Очи ясные у неё, как у ясна сокола,
Брови чёрные, как два соболя,
А ресницы у неё, как два чистых бобра,
Походочка у неё павиная,
Тиха-смирна речь лебединая1.
- Чем отличается описание былинной королевичны от описания Алёны Дмитревны? Как проявляется в том мастерство писателя?
— Кому принадлежит последняя реплика в этой части? («Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!..»)
— Как называют гусляры Кирибеевича? Почему? (Иван Васильевич представляется гуслярам царём, соблюдающим христианский обычай: если бы он знал, что Алёна Дмитревна — купеческая жена, то он не посоветовал бы Кирибеевичу свататься и не одобрил бы его страсти. В действительности Иван Грозный часто с презрением относился к христианским обычаям, считая себя, царя, выше традиций. Это правило часто распространялось и на опричников. Но гусляры представляют нам Ивана Васильевича христианским царём, соблюдающим обычаи).
По второй теме: мы обсудили на прошлом уроке.
Теперь вспомните содержание всей поэмы, определитесь с темой изложения и приступайте к работе.
д/з:
Калашников «боялся, что он виноват» в гибели автоматов АК-47 борьба за Красную Армию
Изобретатель автомата Калашникова, по-видимому, перед смертью писал главе Русской православной церкви, выражая опасения, что он несет моральную ответственность за людей, которых он убил.
Михаил Калашников, скончавшийся в прошлом месяце в возрасте 94 лет, в мае 2012 года написал патриарху Кириллу длинное эмоциональное письмо, говорят представители церкви.
Он сказал, что испытывает «духовную боль» из-за множества смертей, которые она вызвала.
Калашников ранее отказывался брать на себя ответственность за погибших.
«Дьявольские желания»
Но в письме, опубликованном в российской прокремлевской газете «Известия», он писал: «Моя душевная боль невыносима».0005
«У меня все тот же нерешенный вопрос: если моя винтовка унесла жизни людей, то неужели я… христианин и православный человек виноват в их гибели?» он спросил.
«Чем дольше я живу, — продолжал он, — тем больше этот вопрос въедается в мой мозг и тем больше я удивляюсь, почему Господь допустил к человеку дьявольские желания зависти, жадности и агрессии».
Письмо отпечатано на личной писчей бумаге Калашникова и подписано дрожащей рукой человека, называющего себя «рабом Божьим, конструктором Михаилом Калашниковым».
Автомат Калашникова, или АК-47, является одним из самых известных и широко используемых видов оружия в мире.
Сравнительная простота сделала его дешевым в производстве, а также надежным и простым в обслуживании.
Считается, что во всем мире было продано более 100 миллионов автоматов Калашникова.
Калашников отказался брать на себя ответственность за множество людей, убитых его оружием, обвиняя в этом политику других стран, которые его приобрели.
Источник изображения, Рейтер
Image caption,Президент России Владимир Путин присутствовал на похоронах Калашникова в декабре
Однако гордость за его изобретение смешивалась с печалью по поводу его использования преступниками и детьми-солдатами.
«Мне больно видеть, когда из моего оружия стреляют преступные элементы всех мастей», — сказал Калашников в 2008 году. церковь в возрасте 9 лет1 и позже крестился.
Стив Розенберг из Москвы, корреспондент Би-би-си, говорит, что неясно, какую часть из них он написал сам. «Известия» цитируют дочь Калашникова Елену, которая, по ее мнению, написала письмо отцу.
Пресс-секретарь Патриарха Русского Кирилл Александр Волков сообщил газете, что религиозный лидер получил письмо Калашникова и написал ответ.
«У Церкви есть вполне определенная позиция: когда оружие служит для защиты Отечества, Церковь поддерживает и его создателей, и воинов, которые им пользуются», — сказал Волков.
«Он разработал эту винтовку для защиты своей страны, а не для того, чтобы террористы могли использовать ее в Саудовской Аравии.»
Калашников был удостоен многих государственных наград России, в том числе ордена Ленина и Героя Социалистического Труда, но заработал на своем автомате немного.
Умер 23 декабря после того, как месяцем ранее был госпитализирован с внутренним кровотечением.
Изобретателя Калашникова преследует невыносимая боль умерших миллионов | Россия
За свою долгую жизнь Михаил Калашников мало сожалел о своем смертоносном одноименном изобретении. «Я крепко сплю», — сказал он однажды.
Но в письме предстоятелю Русской православной церкви, написанном незадолго до смерти, создатель АК-47 сообщил, что в последнее время его одолевали душевные муки. Калашников, скончавшийся в прошлом месяце в возрасте 94 лет, сказал патриарху Кириллу, что чувствует ответственность за миллионы смертей, вызванных его революционным пистолетом-пулеметом.
«Моя душевная боль невыносима. Я все задаюсь одним и тем же неразрешимым вопросом. Если моя винтовка лишала людей жизни, то неужели я… христианин и православный человек виноват в их гибели?» — спросил он.
Письмо, написанное в апреле прошлого года и опубликованное в понедельник газетой «Известия», наполнено подобными размышлениями о природе добра и зла и смысле жизни.
«Чем дольше я живу, — писал он, — тем больше этот вопрос въедается в мой мозг и тем больше я удивляюсь, почему Господь попустил человеку дьявольские желания зависти, жадности и агрессивности».
Он также размышляет о состоянии России. «Да! Увеличивается число церквей и монастырей в нашей стране. И все же зла не становится меньше!… Свет и тень, добро и зло, две противоположности целого, которые не могут существовать друг без друга?»
Ранее в многочисленных интервью Калашников отмахивался от вопросов о личной ответственности за свое вездесущее оружие, которое он сконструировал для Красной Армии в 1947 году. , а также террористы, наркобанды и прочие. Число убитых из него исчисляется многими миллионами, винтовка фигурирует практически в каждом конфликте. Калашников настаивал, что в этом виновата политика, а не его превосходная работа конструктора.
Как и большинство советских граждан его поколения, Калашников вырос без какой-либо формальной веры. Он принял русскую православную церковь на склоне лет, когда жил — и был очень глухим — со своей дочерью Еленой и внучкой Илоной в своем доме в Ижевске, в сельской местности на юге Урала. Елена Калашникова заявила в понедельник, что не помогала отцу составить его письмо, напечатанное на двух страницах и неуверенно подписанное: «Раб Божий, конструктор Михаил Калашников». Она предположила, что написать его ему помог местный священник.
Как сообщают «Известия», патриарх ответил Калашникову и предложил ему душевное утешение. В своем ответе он похвалил Калашникова как пример патриота, правильно относящегося к своей стране.
«У церкви есть вполне определенная позиция: когда оружие служит для защиты Отечества, Церковь поддерживает и его создателей, и воинов, которые им пользуются», — сказал пресс-секретарь патриарха Александр Волков, добавив: «Он [Калашников] спроектировал это винтовку для защиты своей страны, а не для того, чтобы террористы могли использовать ее в Саудовской Аравии».
Калашников скончался в больнице 23 декабря, через месяц после госпитализации с внутренним кровотечением. В его покаянном послании есть фотография, на которой он одет в военную форму, инкрустированную медалями. На 75-летие ему было присвоено звание генерала. Президент Владимир Путин возглавил траур на его похоронах.
В своем письме Калашников описывает свое творение как «чудо-оружие».