cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Моделирование урока – Моделирование урока в рамках ФГОС

Моделирование современного урока — начальные классы, презентации

Моделирование современного урока в начальной школе

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жёстко структурированным конспектом урока, методическими рекомендациями и учебником

Основные этапы урока

Шаблонная структура урока

Цель учителя на уроке

Успеть выполнить всё, что запланировано

Определение деятельности обучающихся

Традиционный подход к названию темы урока в соответствии с текстом программы; формулировки типа: решите, спешите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формы обучения

Преимущественно фронтальная с незначительным использованием индивидуальной и групповой

Взаимодействие с родителями обучающихся

Родители не включены в образовательный процесс

Образовательная среда

Акцент на интеллектуальном, рациональном восприятии учебного материала и недооценка эмоционального восприятия

Результаты обучения

Основная оценка – оценка учителя. Оцениваются предметные результаты, результаты контрольных работ

Моделирование урока является современным подходом моделирования современной педагогической деятельности

  • Определение типа урока
  • Определение цели урока
  • Представление целей системой задач
  • Определение начальных условий
  • Выбор методов обучения
  • Выбор организационной формы обучения
  • Разработка структуры урока
  • Отбор содержания
  • Отбор средств обучения
  • Построение организационной схемы урока
  • Подбор (изобретение) педагогических технологий
  • Имидж урока

Определение типа урока

  • Урок ознакомления с новым материалом
  • Урок закрепления изученного
  • Урок совершенствования знаний
  • Урок применения знаний и умений
  • Урок обобщения и систематизации знаний и умений
  • Урок проверки знаний и умений (контрольный)
  • Урок коррекции знаний и умений(работа над ошибками)
  • Комбинированный урок с несколькими равноправными целями

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ УРОКА

  • обучающая цель – это результат, который планируем достичь на данном уроке
  • воспитывающая
  • коррекционно-развивающая
  • индивидуализация процесса учения

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ СИСТЕМОЙ ЗАДАЧ

начинается

с операции продумывания по нисходящей линии

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

ЦЕЛИ ПРЕДМЕТА

ЦЕЛИ ТЕМЫ

ЦЕЛИ ДАННОГО УРОКА

ЦЕЛИ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ УРОКА

ЦЕЛИ СООТНОСЯТСЯ С ОСОБЕННОСТЯМИ КЛАССА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЧАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ

ВЫБОР МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

  • объяснительно-иллюстративный
  • программированный
  • эвристический (частично-поисковый)

ВЫБОР ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

РАЗРАБОТКА СТРУКТУРЫ УРОКА

  • самоопределение деятельности (орг. момент)
  • актуализация опорных знаний
  • постановка проблемы (создание проблемной ситуации)
  • открытие новых знаний
  • первичная проверка понимания
  • закрепление
  • самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
  • включение нового знания в систему знаний
  • итог, рефлексия
  • домашнее задание

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ НА УРОКЕ

  • Занятость направленной деятельностью

( плотность урока) – от 60 % до 80 % времени

  • Продолжительность различных видов

деятельности – от 5 до 10 минут

  • Частота чередования различных видов деятельности через 7 – 10 минут
  • Продолжительность физкультминуток

на 20 – 35 минуте урока по 1 минуте из 3 лёгких

упражнений с 3 – 4 повторами

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

  • Количество видов учебной деятельности

от 4 до 7

  • Частота чередования различных

видов деятельности через

7 – 10 минут

  • Частота чередования позы ученика –

4 – 7 (столько, сколько видов деятельности

)

  • Наличие эмоциональных разрядок –

2 – 3 за урок

ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ

  • Основная задача организации содержания урока – создать основу для эффективной деятельности учителя и учащегося
  • Содержание урока определяется в соответствии:

с учебными программами с учебником

ПОДБОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

ЗАДАЧИ + СОДЕРЖАНИЕ + МЕТОДЫ (ПРИЁМЫ, СРЕДСТВА) + ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ =

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

ПОСТРОЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СХЕМЫ УРОКА учитывая следующие принципы:

  • просчитать хронометраж каждого этапа урока
  • подготовить дополнительные задания для «сильных» учащихся
  • перед просмотром видеофрагмента, слушанием текста или ответа — ставить цель для остальных учащихся
  • НИКОГДА не заканчивать урок

после звонка!!!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ РЕСУРСОВ

  • 1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке

стандартов нового поколения /А. Г. Асмолов// Педагогика. -2009-№4

  • 2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
  • 3 . Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
  • 4 . Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/

kopilkaurokov.ru

моделирование уроков в условиях перехода на ФГОС

«Моделирование уроков в условиях перехода на ФГОС».

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты. Музыка по своей природе как уникальное явление, созданное человеком, как особый способ художественного познания мира, отличается от любой школьной науки своими целями, задачами и результатами познания. Главная цель обучения музыке в школе состоит в том, чтобы формировать музыкальную культуру личности, осваивать музыкальную картину мира; развивать и углублять интерес к музыке и музыкальной деятельности, развивать музыкальную память, ассоциативное мышление, фантазию и воображение; развивать творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

Достижение целей общего музыкального образования происходит через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовывать содержание обучения во взаимосвязи с теми способами действий, формами общения с музыкой, которые должны быть сформированы в учебном процессе.

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным!

Как подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации? Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Сформированность качественно новых образовательных результатов возможна лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно–познавательную деятельность. Главный принцип деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б., Эльконина, П.Я. Гальперина

– научить учиться. Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие.

Критерии результативности урока:

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

2. Используются разнообразные формы (индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная, самостоятельная, парная), методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе (проблемно-поисковый, метод беседы, диалога, сравнения, стимулирования познавательной активности, музыкального обобщения, рефлексия).

3. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6.Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

7. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

8. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

9. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

10. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

11. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие “учитель – ученик” (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Показатели эффективности урока:

1. Целеполагание (реализация деятельностного способа целеполагания)

1.1. Формулирование целей урока в совместной деятельности педагога и обучающихся или постановка целей урока обучающимися самостоятельно.

1.2. Формулирование диагностической цели урока (диагностическая цель – цель, о факте достижения которой можно судить однозначно)

1.3. Ясность, чёткость, конкретность цели урока и степень её соотношения с результатом.

1.4. Постановка общей цели урока или частных задач к каждому этапу.

2. Создание на уроке условий для формирования у обучающихся готовности к саморазвитию.

2.1. Планирование деятельности обучающихся на уроке и степень их включённости в этот процесс.

2.2. Выполнение плана деятельности обучающихся на уроке и обеспечение результативности урока для развития обучающихся.

2.3. Реализация рефлексии деятельности обучающихся на уроке и оценивание уровня собственного продвижения по учебному материалу.

2.4. Организация и реализация на уроке различных видов деятельности обучающихся (слушание, упражнения направленные на развитие и тренировку голосового аппарата; вокально-хоровые навыки распевания, разогревания голосовых связок; тренировка артикуляционного и дыхательного аппарата и мышц диафрагмы, физкультминутки, направленные на отдых детей и на смену деятельности, прогнозирование, проектирование, конструирование, исследование, обобщение, анализ, синтез, сравнение, классификация, сопоставление, проведение аналогии, диагностирование, самостоятельная деятельность и др.)

2.5. Побуждение обучающихся к саморазвитию через формулирование (выбор) домашнего задания.

3. Проектирование и конструирование на уроке социальной среды развития обучающихся.

3.1. Реализация на уроке содержания учебного материала как системы научных понятий (научность содержания материала, следование УМК)

3.2. Дифференциация и индивидуализация на уроке учебного материала по сложности и объёму.

3.3. Целесообразность выбора формы урока (внешняя форма: урок – мастерская, экскурсия, путешествие, семинар, лекция и др., внутренняя форма: изучение нового материала, повторения, обобщения, комбинированный, развития речи, урок по определённой технологии) и формы организации деятельности детей (фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная и др.)

3.4. Целесообразность использования технического, дидактического, наглядного оснащения учебного занятия.

4. Создание на уроке условий для активной учебно–познавательной деятельности обучающихся.

4.1. Реализация на уроке компонентов учебно –познавательной деятельности (цель, мотив, постановка учебной задачи, содержание, учебные действия, контроль (самоконтроль), оценка (самооценка).

4.2. Формирование (развитие) на уроке универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных)

4.3. Формулирование и решение на уроке познавательных задач, направленных на продуктивную деятельность обучающихся.

4.4. Построение урока с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

4.5. Умение создать атмосферу доверия, психологической безопасности, одобрения, поддержки, сотрудничества, здоровьесбережения.

Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.

В отличие от традиционного современный урок даёт возможность учащимся самим прийти к открытию нового знания через практическую направленность. Учитель не наставник, а друг, помогающий справиться с возникшими проблемами на уроке. На современном уроке учителю необходимо создавать условия и направлять деятельность своих учеников на приобретение знаний в процессе собственной деятельности на уроке. Каждый учитель определяет для себя формы, методы, приёмы, технологии, которые ему позволяют качественно приготовить урок, тогда и знания учащихся будут качественными.

Современный урок должен формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в школе и классе: включенность ученика в разные виды деятельности, отношения сотрудничества учителя и учащегося, привлечение учащихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формированию мотивации способствуют занимательность изложения, необычная форма преподавания материала, эмоциональность речи учителя, умелое применение педагогом поощрения и порицания.

Особое значение приобретает выполнение школьниками учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа работы к другому, включение учащихся в совместную учебную деятельность. Самостоятельная работа, по сути, есть форма самообразования. Понятие самостоятельной работы ученика в современной дидактике обязательно соотносится с организующей ролью учителя. Для самого школьника самостоятельная работа должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность.

Популярно и актуально на сегодняшний день проблемное обучение, в котором существует особый вид урока – урок-исследование. Одним из возможных способов повышения эффективности и выбора проблемы исследования является опорный конспект, который по своей сути представляет вторичный текст, так как в нем в краткой форме передаются основные сведения текста исходного. При этом могут использоваться сокращения, различные знаки, символы, графические выделения. Часто опорный конспект представляет собой рисунок или схему, иногда таблицу. Психологи отмечают, что преобразование учеником информации, перевод ее в другую, более наглядную форму способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Поэтому важно, чтобы у детей выработалось умение составлять опорные конспекты в различных формах. Опорный конспект составляется учителем для учеников или детьми или совместными усилиями учителя и детей в диалоге. Таким образом, умение составлять опорный конспект — одно из важных общеучебных умений, которое подготавливает учеников к презентации своих знаний.

Самой популярной педагогической технологией в современном преподавании становится метод проектов с использованием ИКТ, так как он направлен на повышение эффективности урока. На таких занятиях учитель предъявляет школьникам ту или иную проблему для самостоятельного исследования, хорошо зная ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуются в ходе ее решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой личности.

Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя из нее только отдельные приемы.

Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты. Развивающее обучение также лежит в основе современного урока, так как урок развивающий – направлен на создание условий, в которых ребенок чувствует себя самим собой, полноценным участником различных форм общественной жизни. Учитель на таком уроке является организатором учебной деятельности.

Особую роль играет итог урока, так называемый этап рефлексии, я использую различные приёмы рефлексии: пятиминутное эссе; синквейны; метод незаконченного предложения; высказывание в форуме, свободное высказывание, смайлики.

Предлагаемый подход к преподаванию музыки имеет ряд преимуществ:

— учащиеся систематически получают навыки общения, сотрудничества, саморегуляции поведения в коллективе. Происходит это в привычной обстановке микрогруппы, в которую объединяются учащиеся. Работа в микрогруппах постепенно раскрепощает ребят, создает условия психологического комфорта, учит свободно излагать свои мысли, доказывать собственные выводы, слушать других, уважать чужую точку зрения, спорить, анализировать свои действия, давать им оценку. Идет формирование личности, способной оценить ситуацию, увидеть проблему, принять решение, реализовать его и нести ответственность за свой выбор.

Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

— предъявить противоречивые факты, теории;

— обнажить житейское представление и предъявить научный факт;

— использовать приемы “яркое пятно”, “актуальность”.

Структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования. Если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он сам сможет стать “архитектором и строителем” образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы. Новые ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Много зависит от желания и характера учителя, от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

Таким образом, реализация ФГОС в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое.

Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы ее организации:

1. Использование дифференцированных заданий.

2. Включение в образовательный процесс ИКТ.

3. Использование метода проектов.

Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности. На сегодняшний день проблем внедрения новых федеральных образовательных стандартов в школе много и порой кажется, что они затмевают собой реальные перспективы и положительные стороны проекта. Но хотелось бы напомнить о том, что ни одно глобальное дело в нашей жизни не проходит гладко, в любом новом деле всегда будут трудности и риски, ошибки и сомнения. Пройдет немало времени, прежде чем все будет организованно самым лучшим образом и наша с вами работа заключается именно в том, чтобы это время – время новых перемен наступило как можно скорее.

infourok.ru

Способы моделирования современного урока

«Способы моделирования современного урока»

Цель: Осознание основных требований к современному уроку;
· Повышение интереса педагогов к способам моделирования урока по ГОС;
· Осознание необходимости повышения уровня самообразования;

· Освоение на практике проектирования урока в контексте реализации требований государственного образовательного стандарта.

 Начать хочу со слов В.А. Сухомлинского

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»

Урок в тоже время есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.

Современный урок — это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Как подготовить современный урок – сейчас это один из самых важных вопросов, которые стоят перед учителем.

Главное, что должен обеспечить урок, я думаю, — это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.

Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Вы скажите, что и раньше мы говорили о таких характеристиках урока. Получается, что ничего не изменилось? А изменилось очень многое.

  В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр., а также создание условий для развития рефлексии, т.е. способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание.

И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Системно-деятельностный   подход  осуществляется на различных этапах урока. Системно-деятельностный подход предполагает самостоятельное планирование путей достижения целей.

Использование системно-деятельностного  подхода   в обучении — первая составляющая современного урока, влияющая на качество обученности школьников.

Итак, ученик должен быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Для того чтобы справиться с любой задачей, ученик овладевает универсальными учебными действиями. Из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа ученик становится главным деятелем.

 Роль учителя на уроке – «дирижер», осуществляющий скрытое управление процессом обучения, вдохновитель учащихся.

ТРЕБОВАНИЯ ГОС К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ

  1. У ученика надо сформировать мотивацию учения, т.е ребёнок должен заинтересоваться тем, что ему предстоит изучить или чему научиться на уроке. Ученика должно подвести к тому, чтобы он сам чётко сформулировал тему и цель урока.

  2. Ученик должен удерживать цель в течение всего урока.

  3. На каждом уроке, перед каждой контрольной работой давать детям критерии оценки их работы. Ученик должен чётко знать, за что ставится «5», за что «4» и т.д.

  4. Обязательный тип заданий на каждом уроке – исследовательская деятельность ребёнка (группировка, подведение под понятие и т.д.).

  5. Уровневая дифференциация. У ребёнка должен быть выбор: что делать, сколько делать, как делать. То же самое относится и к домашнему заданию. У ученика должен быть выбор! Не задавать много, не перегружать.

  6. На каждом уроке должны применяться информационно – коммуникационные технологии: как инструмент деятельности учителя, как инструмент формирования УУД, как источник информации.

  7. Большая часть урока должна отводиться самостоятельной работе учащихся. Но для её выполнения учитель должен грамотно сконструировать урок. Для успешной самостоятельной работы учитель обязан дать подробную инструкцию, задать пошаговый алгоритм в виде опорного конспекта, показать образец решения, несколько раз повторить, т. е обеспечить ребёнку усвоение. А затем учитель выступает лишь в роли консультанта, уходит на второй план, что называется, «за кулисы» и освобождает место ученику для приобретения его собственного опыта. У хорошего учителя должен быть лёгкий шумок на уроке.

  8. Простому воспроизведению не должно быть место на уроке. Ученик должен применять знания в изменённой ситуации. Надо ставить мышление, а не давать знания в готовом виде. На сегодня учёные констатируют, что только у 40 % выпускников 4 класса сформировано логическое мышление. Это серьёзная проблема!

  9. На каждом уроке должна присутствовать коллективная работа учащихся. Многие цели решаются в ходе этой работы, но главная — заставить детей говорить, проговаривать, учить общению и сотрудничеству. Наши дети не владеют речью и не могут общаться. Кроме того, если академический урок приучил нас к фронтальной работе, которая не даёт результата, то при организации работы в группах и парах ученик будет работать индивидуально.

  10. Мы не учим учеников видению предмета, курса в целом. Мы любой предмет преподаём кусками. Необходима крупноблочная подача материала. Детали, мелочи убрать из объяснения. Подсчитано, что через год после окончания школы у ученика остаётся только 7 % школьных знаний (если он не продолжает обучение по этому предмету). Учитель считает, что если он хоть строчку зачеркнёт в содержании, то всё, катастрофа!

  11. На каждом уроке должна быть самооценка и рефлексия.

  12. В начальных классах и младших классах среднего звена надо учить, играя, учить на основе учебных ситуаций.

2. Способы моделирования урока в контексте ГОС.

Применение современной педагогической техники “Конструктор” дает следующие преимущества:

1.Значительно возрастает многообразие уроков. 

2.Происходит систематизация известных и используемых в работе методических приемов, которые без «Конструктора» учителю трудно удержать в памяти.   

3.При использовании «Конструктора» значительно снижается время на подготовку уроков. 

4.При подготовке к урокам уделяется больше внимания на организацию начала и завершения урока, на этап «Домашнее задание».        

5.Разнообразие методов и приемов на уроке повышают интерес учащихся к предмету, что, несомненно, сказывается на качестве обучения.

Рецепт хорошего урока.
1.Возьмите дюжину самых лучших эмоций, отберите те, которые лишены разочарований, злопамятности и недовольства. Разделите их на 5 или 6 уроков, которые приходится проводить каждый день.
2.Добавьте в каждый свой урок:
12 порций мудрости
11 порций терпения
10 порций храбрости
9 порций работоспособности
8 порций оптимизма
7 порций преданности своему делу
6 порций творчества
5 порций доброты
4 порции заботы о здоровье
3 порции юмора
2 порции такта
1 порцию веры в каждого ученика

В пропорциях ингредиентов возможны варианты на усмотрение готовящего. Добавьте ложечку хорошего настроения, по вкусу развлечения, обязательно игры. А теперь налейте любовь к детям и взбейте все это энергичными движениями. Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте улыбками, изюминками и веточками радости. Перед подачей ученикам урок сервируйте спокойствием и профессионализмом учителя. И хороших Вам уроков!

multiurok.ru

Статья на тему: Моделирование современного урока (из опыта работы)

Моделирование современного урока математики

В настоящее время в обществе происходят процессы, требующие изменений в системе образования. Это обусловлено сочетанием государственных интересов, социальных ожиданий и личностных потребностей.  В связи с введением новых образовательных стандартов меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, происходит совершенствование всего образовательного пространства.

За время моей педагогической деятельности приоритеты в образовании менялись неоднократно. И я сталкивалась с ситуациями, когда наработанный годами опыт, отшлифованая методика преподавания предмета объявлялись устаревшими, а активно пропагандировались новые требования к построению урока (да, часто эффектные, но не всегда эффективные в долгосрочной перспективе). На мой взгляд, любые кардинальные изменения в преподавании должны быть тщательно продуманы, ведь мы работаем с людьми. Задача учителя состоит в том, чтобы с максимальной пользой для ученика совместить созданную им эффективную  систему работы с новыми требованиями.

Главной формой обучения как в традиционной, так и в современной школе остается урок, и как бы ни пытались заменить учителя, ввести компьютерные или дистанционные формы обучения, лучше и эффективнее, чем живой диалог, интеллектуальный контакт учителя и ученика, ещё никто не придумал. По моему мнению, урок должен быть современным, то есть ориентированным на будущее, на перспективу, и в то же время актуальным, то есть важным и нужным для конкретного ученика, для сегодняшнего дня, для настоящего.

Учителю в настоящее время отводится роль конструктора(сценариста), который создает  проекты уроков, содержащие новые  педагогические ситуации, новые задания, предполагающие использование обобщенных способов деятельности, обеспечивает общекультурное и личностное развитие, вооружает ученика умением учиться.

Я предлагаю опорную схему для конструирования современного урока с учетом образовательных задач, стоящих перед учителем.

1.Организационный этап.

Образовательные задачи: проверить уровень готовности  класса, организовать внимание обучающихся.

Возможные приёмы: рапорт дежурного или ученика-ассистента, фиксация отсутствующих.

2.Этап проверки выполнения домашнего задания.

Образовательные задачи: установить правильность, полноту и осознанность выполненного домашнего задания.

Возможные приёмы: фронтальный опрос, тестирование, самостоятельные работы разноуровневого характера.

3.Подготовка обучающихся для работы на основном этапе.

Образовательные задачи: обеспечить мотивацию, актуализацию личного опыта.

Возможные приёмы: проблемная задача  или эвристический вопрос, которые подводят к теме и цели урока, специфические приёмы мотивации.

4.Этап усвоения новых знаний и способов деятельности.

Образовательные задачи: обеспечить осмысленное восприятие и первичное запоминание материала; содействовать усвоению способов решения задач.

Возможные приёмы: работа с понятием или определением, использование привычных для ученика аналогий, представление материала в различных формах: словесной, знаковой, табличной; лекция, сообщение, рассказ, использование учебника или других источников информации. Особое место занимает проблемное обучение.

5.Этап первичной проверки изученного материала.

Образовательные задачи: установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести первичную коррекцию.

Возможные приёмы: составление вопросов, своих примеров, опорный конспект, беседа.

6.Этап закрепления изученного материала.

Образовательные задачи: обеспечить повышение уровня понимания материала.

Возможные приёмы: решение задач, составление собственных задач и вопросов.

7.Применение знаний и способов действий.

Образовательные задачи: научить применять полученные знания и способы действий в новых ситуациях.

Возможные приёмы: групповая работа, самостоятельные работы , учебные ситуации, дискуссии.

8.Этап обобщения и систематизации.

Образовательные задачи: обеспечить формирование целостной системы знаний, установление межпредметных и внутрипредметных связей.

Возможные приёмы: пересечение тем, учебные ситуации.

9.Этап контроля и самоконтроля, коррекция знаний и способов действий.

Образовательные задачи: выявить уровень качества  усвоения, обеспечить коррекцию пробелов.

Возможные приёмы: контрольные тесты, самостоятельные и контрольные работы, задания с избыточными или недостающими данными, индивидуальные задания, задания с подсказками или инструкциями.

10.Подведение итогов урока, домашнее задание, рефлексия.

Образовательные задачи: дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся, обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания; инициировать рефлексию обучающихся.

Возможные приёмы: домашние задания различного уровня, подведение итогов работы на уроке обучающимися или учителем, различные приёмы рефлексии: телеграмма, СМС и другие.

В зависимости от целей и типа урока можно использовать определенный набор этапов, планировать урок, исходя из того, что обычно для решения конкретных образовательных задач достаточно разбить урок на 5-6 этапов.

   Современный урок сочетает в себе применение различных педагогических технологий: деятельностных, проблемно-поисковых, компетентностно-ориентированных, информационно-коммуникативных и здоровьесберегающих. Деятельностный и проблемно-поисковый подход  в моей работе связан с созданием на уроках проблемных ситуаций, стимулирующих открытия  обучающихся. Стараюсь на уроках  не  давать  информацию  в  готовом  виде,  а  строю  урок  так,  чтобы  ученики “открывали”  новое  знание,  смело  высказывали  свое  мнение  или  предположение. Проблемный  урок  обеспечивает  более  качественное  усвоение  знаний,  развитие интеллекта,  творческих  способностей  личности,  воспитание  активной жизненной позиции.

Для  создания  проблемной  ситуации  на  уроке  использую  противоречивые  факты,  взаимоисключающие  точки  зрения  или  ответы  обучающихся  на задаваемый  вопрос  или  практическое  задание,  выполнить  которое  можно,  только опираясь  на новый  материал.     На  уроке  создаётся  атмосфера  сотрудничества,  совместного  поиска ответа на проблемные вопросы. 

Усилением  прикладного,  практического  характера  всего   образования  является компетентностный подход. Одной  из  технологий  компетентностно-оринтированного  подхода,  которую  я применяю,  является  метод  проектов,  который    рассматриваю  как специальную форму организации познавательной деятельности. Метод  проектов  позволяет   строить  учебный  процесс,  исходя  из  интересов обучающихся,  дающий  возможность  обучающемуся  проявить  самостоятельность  в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности. Введение  элементов  проектной  деятельности  и  ее  развитие  позволяют    уйти  от однообразия образовательной среды и монотонности учебного процесса, создают условия для смены видов работы.

Метод  проектов  ориентирован  на  самостоятельную  деятельность обучающихся  –  индивидуальную,  парную,  групповую. При выполнении  проекта  обучающиеся  решают  поставленную  проблему,  учатся  применять знания  из  различных  областей  науки.  Результаты  выполненных  проектов являются  “осязаемыми” – это может быть презентация, созданная по конкретной учебной теме, комплекс решенных задач, подготовленное внеклассное мероприятие для младших школьников и тому подобное. Учитель играет роль консультанта, направляющего деятельность ученика или группы.

Использование  информационных  технологий  создаёт  благоприятные  условия  для организации исследовательской деятельности. Обработка собранной в ходе исследования информации, подготовка  электронных  таблиц,  диаграмм,  документов  обучающимися  выполняется  самостоятельно. Применение  данной  технологии  позволяет повысить уровень  компьютерной грамотности,  формировать  математическую,  информационную,  коммуникативную, межкультурную компетенции, необходимые для  формирования личности,  подготовки  выпускников  к  изменяющимся социально-экономическим условиям.

Системная работа по использованию современных педагогических технологий, современных подходов к моделированию не только уроков, но и внеурочных занятий служит основой для получения качественных образовательных и воспитательных результатов.

nsportal.ru

Школьная шкатулка, сайт Труновой ЛВ

 Моделирование урока – определение основных параметров урока, включающее: уточнение концепции или технологической идеи обучения; соотнесение цели урока с целями учебной темы, определение типа и вида (тип – отражает особенности построения от ведущей методической задачи, вид — отражает ведущий метод обучения). Данный этап у учителя — практика, как правило, мысленный и устный. Разработка учебных уроков требует материализованной фиксации результатов моделирования.

1. Содержательный аспект.

2. Технология (приёмы, дозирование содержания)

3. Психологический аспект. Психологические компоненты образовательной деятельности: мотивация деятельности учеников, дифференцированность нагрузки на учащихся с учетом их индивидуально-психологических особенностей; эмоциональный фон; содержание познавательной деятельности учащихся. При управлении вниманием учащихся на уроке необходимо обратить внимание на следующее:
1. Как стимулировать интерес к содержанию урока.
2. Как создать установку быть внимательным.
3. Как использовать особенности наглядного материала для привлечения внимания.
4. Как организовать изложение изучаемого материала: яркость, образность, эмоциональность речи, смена интонаций и т.д.
5. Как организовать деятельность детей, у которых наблюдаются выраженные недостатки внимания.
При управлении развитием мнемонических особенностей учащихся необходимо обратить внимание на следующее:
1. Формирование установки на запоминание изучаемого материала.
2. Какими приемами акцентировать внимание учащихся на материале, подлежащем запоминанию.
3. Как учитывать соотношение видов памяти по характеру психической активности: двигательная, наглядно-образная, словесно-логическая, знаково-символическая.
4. Как организуется материал для заучивания: дозировка по объему, распределение по времени, структурирование.
5. Как организовать повторение.
При учёте закономерностей функционирования и развития мышления необходимо обратить внимание на следующее:
1. В какой мере будут формироваться у учащихся на уроке общие приемы мыслительной деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.
2.Как обучить школьников в ходе урока приемам логической смысловой обработки учебного материала.
3. Как будет происходить в процессе объяснения (и ответа учащихся) выделение главного в содержании изучаемого материала.
4. Использование на уроке установления связей между изучаемым материалом и личным опытом учащихся.
5. Использование на уроке коллективной мыслительной деятельности учащихся: мозговой штурм, разбор проблемной ситуации и т.п.
6. В какой мере на уроке формировать элементы творческого мышления. Это означает, что на уроке приоритетными стано­вятся взаимоуважение, взаи­мопонимание, взаимообогаще­ние, взаимодополнение, взаи­моподдержка.

4. Оценочный аспект (самооценка, взаимооценка, оценочная деятельность учителя )

5. Деятельностный аспект ( как будет организована деятельность учащихся)

6. Воспитательный аспект ( ответственность на учителе; оценить личностные успехи : находим пятерых учащихся и смотрим их в деятельности) . Уделить внимание формированию ценностей ориентации учащихся, их отношению к пяти нравственным аспектам, которые всегда присутствуют на уроке: люди, учитель, коллектив, труд, Родина. . Формирование сдерживающих начала во внешнем поведении детей. . Что даст урок для дальнейшего позитивного развития отношений между учителем и классом, между учителем и отдельными учениками?

7. Здоровьесберегающий аспект.

 

 КАМЕРТОН

или как за 1 — 2 минуты переключить внимание детей и быстро и активно включить в учебную деятельность

 Полилоги:

У. – Поговорим?

 Д. – Поговорим!

У. — А знаете о чём?

 Д. – О чём?

 У. – О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень. Поговорим?

 Д. – Поговорим! Нам будет интересно!


У. – Дети, вам тепло?

 Д.- Да!

 У. – В классе светло?

 Д. – Да!

У. – Прозвенел уже звонок?

 Д. – ДА!

 У. – Уже закончился урок?

 Д. – Нет!

 У. — Только начался урок?

 Д. – Да!

У. – Хотите учиться?

 Д. – Да!

 У. – Значит можно всем садиться!

 


У. – Настроенье каково?

 Д. – Во!

 У. – Все такого мнения?

 Д. – Все без исключения!

 У. – Математика — наука!

Д. – Ей хотим мы научиться. И сегодня на уроке обещаем не лениться!

 

 У. – Помните ли вы значение слова УРОК? — Что значит У?

 Д. – Свет!

 У. – Что значит РОК?

Д.- Судьба!

 У. – Каким должно быть настроение, чтобы урок получился удачным?

 Д. – Настроение должно быть хорошим, деловым.

 У. – Я желаю вам до конца урока сохранить хорошее деловое настроение.

 Д. – Спасибо!

 

 У. – Всё у человека предназначено для самого себя: глаза, чтобы …

 Д. – Смотреть и находить

. У. – Рот, чтобы …

 Д. – Поглощать пищу.

 У. – Всё нужно самому себе, кроме …

 Д. — Улыбки!

У. – Улыбка предназначена другим людям, чтобы им было с нами хорошо!

 Д. – Улыбка, это прямая, которая выпрямляет всё!

 УЛЫБНЁМСЯ ДРУГ ДРУГУ!

 

 Установка.

 Привели голову в порядок.( Погладили, причесали себя пальчиками )

 Закрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули. Выдохнули.

 

 Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо.

 

 Начало урока стишком или музыкой:

 Всем! Всем! Добрый день!

 Прочь с дороги, наша лень!

 Не мешай трудиться!

 Не мешай учиться!

 

Или

 Идеями делись, пробуй и ищи!

 Будет трудно – не пищи!

 

 — 1,2,3 (хлопаем в ладошки 3 раза)

 – Слушай (показываем руками на уши) — и смотри ( показываем руками на глаза)

 — 3,2,1 (хлопаем в ладошки 3 раза)

 — Мы начнём сейчас! (Протягиваем навстречу классу руки ладонями вверх)

 

 Минутки создания хорошего настроения ( в парах)

  Соприкасаются пальчиками с соседом по парте и говорят:

 — Желаю (большой)

 — Успеха (указательный)

 — Большого (средний)

 — Во всём (безымянный)

 — И везде (мизинец)

 — Здравствуй! (вся ладошка)

 

 Снять агрессию помогают стихи и рукопожатия.

 — Здравствуй! (соединяют ладошки)

 — Успехов! (рукопожатие)

— Счастливого дня! (соприкасаются щеками)

 — В котором мы будем с тобою друзья! (обнимаются)

 

 У. Начнём урок с добрых пожеланий друг другу.

 Д. В парах, стоя лицом друг к другу: — Я желаю тебе сегодня добра! (рука на своей груди)

 — Ты желаешь мне сегодня добра! (рука на груди соседа)

 — Мы желаем друг другу добра! (обнимаемся)

 — Если тебе будет трудно, (рука на груди соседа)

 — Я тебе помогу! (рука на своей груди)

 

Открытие двери (если учитель входит в класс) или закрытие двери (если учитель встречал детей в классе)

 АПЛОДИРУЕМ! (мощная моторика) Встретим друг друга аплодисментами, переходящими в овации.

 


Взаимооценка. Карта поддержки.

 Похвала. Благодарность. Поддержка.

 1. Здорово у вас получилось!

 2. Мы очень рады за вас.

 3 . Мы гордимся вами!

 4. Вы – молодцы!

 5. Примите наши восхищения!

6. Вы нашли блестящее решение!

 7. Это успех!

 8. Не волнуйтесь, всё будет хорошо!

trunovalv.ucoz.ru

Методическая разработка на тему: Мастер-класс«Моделирование урока в свете новых образовательных стандартов».

Мастер-класс учителя начальных классов Торкаленко Татьяны Ивановны.  

Тема: «Моделирование урока в свете новых образовательных стандартов».

  Задачи: 

               проанализировать структуру традиционного и современного урока;

               конкретизировать представления педагогов о современном уроке;

               подготовить педагогов к внедрению новых образовательных стандартов;

               создать условия для профессионального диалога.

Оборудование: презентация, карточки для групповой работы, маркеры, ватман.

« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора,  эрудиции»

В.А. Сухомлинский

 

— Современный урок, инновация,

  Технологии, проблемные ситуации,

  Методы, формы, приёмы,

  Что в современном уроке применить мы готовы?

  Приходят новое поколение, новые стандарты и новые решения.

 

— Какие проблемы стоят в настоящее время перед школой и перед учителем?

( внедряются новые стандарты, новые требования..)

 

      2.Сообщение темы. Определение круга проблемных вопросов.

      — Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, направленные на достижение главной цели образования — общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

 — А какую основную  форму обучения мы используем?  (урок)

 -Что такое урок?

 — Как вы думаете, урок — это статическая, неизменяемая или постоянно меняющаяся форма?

 — Почему урок меняется?

 -Главной формой обучения является урок. До тех пор, пока не будет найдена и проверена «на прочность» и эффективность альтернативная форма организации массового обучения детей в учебных заведениях, урок должен сохраняться, поддерживаться и развиваться. Урок — это гарант стабильности образовательного учреждения, его структурно-организационный стержень, можно сказать, скелет всего учебно-воспитательного процесса. Не зря он оказался принятым школами практически всего мира. В связи с изменениями, которые происходят в образовании, вопрос, о том, какой должен быть урок, очень актуален сегодня.

 — Тема нашей встречи: « Урок сегодня и моделирование урока в свете новых образовательных стандартов»

 — Что бы вы хотели сегодня обсудить, и на какие вопросы получить ответ?

(Что такое современный урок, отличие современного урока от традиционного, структура современного урока, какие факторы влияют на необходимость внедрения современного урока, какие особенности имеет современный урок…….)

 

 3.Работа в группах или микрогруппах. Сравнительный анализ современного урока и традиционного.

— С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков. На уроке держалась традиционная и стоит современная школа.

— Для того чтобы ответить на первый вопрос, проведите сравнительный анализ современного и традиционного уроков .Работайте как вам удобно – целой группой или в микрогруппах.

 — Давайте  озвучим результаты своей работы? Проанализируйте свою работу.

  — Мы видим, что в современном уроке педагог ведёт обучающихся по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью обучающихся, создаёт условия для появления у обучающихся мотива к самоизменению, личностному росту.

— На традиционных уроках применяется сенсуалистический подход, т.е.  слушать, смотреть только ан меня, а в современном уроке – деятельностный подход. Дети чаще всего запоминают форму, а не суть. Суть передать нельзя, её надо познать, а для этого надо действовать. Все знания в современном уроке дети получают через деятельность, которую организует учитель.

   — Скажите, почему сейчас необходимо строить свою работу по- новому?

  — Какие факторы повлияли на то, что заговорили об изменении системы образования?

 — Мы все понимаем, что урок не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов.

 

4. Работа в группах или микрогруппах. Проектирование структуры современного урока.

   -В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами:

     *традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение;

     * традиционный урок – это привычные формы  и средства обучения.

     *знакомая всем структура урока.

 1. Орг. момент.

 2. Проверка домашнего задания.

 3. Актуализация опорных знаний.

 4. Объяснение нового материала.

 5. Первичное закрепление.

 6. Самостоятельная работа.

 7. Итог урока.

 — Перед вами хорошо знакомая структура традиционного урока формирование новых знаний. Я предлагаю вам  спроектировать структуру современного урока формирования новых знаний.

 — Кто желает озвучить структуру? Обоснуйте.

—  На экране структура современного урока.

 

1. Самоопределение деятельности.( Орг. момент)

2.Актуализация опорных знаний.

3.Постановка проблемы(создание проблемной ситуации)

4.Открытие новых знаний.

5.Первичное закрепление.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону или образцу.

7.Включение нового знания в систему знаний( повторение).

8.Рефлексия деятельности.

 

  — Видим, что структуры разные. Проанализируем, в чём существенные различия.

       (Все начинается с проблемной ситуации, т.е. со столкновения с противоречием. При этом ученик испытывает  чувство удивления или затруднения, которое буквально заставляет его выполнить вполне конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Первое  — постановка проблемы. Нетрудно догадаться, что дальше разворачивается  — поиск решения, затем выражение решения, завершается реализацией продукта. Таким образом, видно, что на проблемном уроке ученики осуществляют полный творческий цикл, главная цель которого обеспечение прочными знаниями и интеллектуально-творческим развитием, и воспитанием инициативной личности. Причем творчески формируются, только знания, а не умения и навыки. Навыки вырабатывается многократным повторением действия.  Современный урок отличается от традиционного этапами введения нового материала и воспроизведения знаний). Открытие новых знаний в современном уроке — через коллективную деятельность(выдвижение гипотез).

   Первичное закрепление в современном уроке — проговорить новое знание в громкой речи, в конечном результате появляется модель, таблица, схема, алгоритм.

 

  — Отдельно хочу сказать о домашнем задании и организационном моменте. Учитель больше обращает внимание на центральную часть урока, а именно на работу с новым материалом. Начало и конец урока, работа с источником, оценивание и домашнее задание остаются как бы периферийными проблемами. Мы убеждены, что это далеко не мелочи, а как раз те элементы урока, которые негласно, но правят уроком, определяя его качество. Это нечто вроде «серых кардиналов», действия которых почти незаметны, но от них зависит очень многое. Эти компоненты урока способны оказывать существенное влияние на эффективность всего обучения в целом. Учитель должен помнить, что учиться надо на уроке, в классе, в школе, а дом. задания даются только на повторение и закрепление.

 — Каковы, на ваш взгляд, типичные недостатки традиционного обучения?

 

5. Стандарты второго поколения. УУД.

   -Итак, совершенно очевидно, что на урок надо взглянуть по-новому, выявить его неиспользованные резервы. Традиционный урок неидеален для решения новых образовательных задач, которые стоят перед школой.

 — На внедрение новых стандартов повлияло то, что новые поколения россиян – это граждане России, обладающие новым мышлением, мотивированные к инновационному поведению, способные жить и успешно работать в условиях информационного общества и инновационной экономики, опирающиеся на общественно признанные национальные и мировые ценности.  

— Почему надо работать по-новому, потому, что в новых стандартах прописаны новые средства обучения, новая цель образования, новое содержание, технологии, новые требования к подготовке учителя, новое целеполагание для учителей и учеников.

  — Самое главное – меняется подход в обучении. В приказе Министерства Образования и науки прописано, что в основе Стандартов лежит системно-деятельностный подход.

  -Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Т.е научить ребёнка учиться не через память, а через универсальные учебные действия. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.  

     — Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования.                                                                  

— В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные универсальные учебные действия.

— Метапредметные УУД включают освоение обучающимися универсальных действий, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющие основу умения учиться.

— В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, готовность и способность обучающимися к саморазвитию, самоопределению, знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами.

— В сфере регулятивных УУД выпускники овладевают всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, оценка, саморегуляция — способность к преодолению препятствий.

— В сфере коммуникативных УУД выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника(партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи умение слушать и вступать в диалог, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли.

-В сфере познавательных УУД выпускники научатся использовать знаково — символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач постановки и формулирование проблемы.

— В сфере предметных УУД изучение обучающимся в учебных предметах опыта специфического для данной предметной области деятельности по получению новых знаний, его преобразование и применение.

 

6. Групповая работа. Моделирование современного урока.

— Итак, мы ответили на все вопросы, которые ставили перед собой, кроме одного – что такое современный урок?

— Сейчас работа в группах. Вам необходимо представить модель современного урока, с учётом всего ранее услышанного.

Защита.

 

7. Подведение итогов. Рефлексия.

-Так что же такое современный урок?

— Что главное в уроке?

  Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.

 Неоспоримо одно: он должен быть одушевлённым личностью учителя.

               Хоть выйди ты не в белый свет,

               А в поле за околицей,-

               Пока идёшь за кем- то в след,

                Дорога не запомнится.

               Зато, куда б ты ни попал

               И по какой распутице,

               Дорога та, что сам искал,

               Вовек не позабудется.

Метод эмоционально – цветовой аналогии.

   — Выберите цвет, который соответствует вашему настроению.

 Красный – активное, восторженное настроение

 Оранжевый – радостное, тёплое

 Жёлтый – светлое, приятное

 Зелёный – спокойное, ровное

 Синий- грустное, печальное

 Фиолетовый- тревожное, тоскливое

 Чёрный – состояние крайней неудовлетворённости

 

 

nsportal.ru

Конспект урока по теме «Моделирование»

Конспект урока «Моделирование. Понятие модели»

Вопросы:

  • Модель.

  • Моделирование.

  • Роль моделирования в научных и практических исследованиях.

  • Типы моделей.

Цель урока: Создание условий для формирования понятия моделирование. Ознакомление с разными моделями. Уметь различать разные виды моделей.

Задачи урока:

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

  • формировать на примерах понятие моделирование;

  • познакомиться с ролью моделирования в научных и практических исследованиях;

  • изучить материальные и нематериальные типы моделей.

  • формировать умение выполнять построение изображения в графическом редакторе Paint;

  • способствовать развитию внимания и аналитического мышления;

  • способствовать развитию воображения, точности геометрического, пространственного, цветового восприятия;

  • развивать навыки самостоятельной работы.

  • Формирование самостоятельности и ответственности при выполнении практических работ;

  • способствовать воспитанию культуры работы в графической среде;

  • прививать интерес к предметной области информатики.

План урока:

  • Организационный момент – 1 мин

  • Повторение материала заданного на дом – 4 мин

  • Объяснение новой темы:

  • Беседа – 10 мин

  • Изготовление моделей – 10 мин

  • Практическая работа на компьютере – 15 мин

  • Подведение итогов – 3 мин

  • Домашнее задание – 2 мин

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Введение понятия «МОДЕЛЬ»

С понятием, которое мы будем изучать, мы сталкиваемся с детства. Игрушечный автомобиль, самолет или кораблик для многих были любимыми игрушками равно как и плюшевый медвежонок или кукла. Дети часто играют в кубики, обыкновенная палка им заменяет коня и т.д. То есть дети играют не с реальными объектами, а их «заместителями». Давайте попробуем дать им название, которое вы неоднократно слышали. (Обсуждается каждый вариант, как правило, кто-то из детей называет слово «модель», если нет, то учитель вводит это слово сам)

4. Беседа учителя о роли моделирования в научных и практических исследованиях.

В 1870 г. английское Адмиралтейство спустило на воду новый броненосец “Кэптен”. Корабль вышел в море и перевернулся. Погиб корабль. Погибли 523 человека.     Это было совершенно неожиданно для всех. Для всех, кроме одного человека. Им был английский ученый-кораблестроитель В.Рид, который предварительно провел исследования на модели броненосца и установил, что корабль опрокинется даже при небольшом волнении. Но ученому, проделывающему какие-то несерьезные опыты с “игрушкой”, не поверили лорды из Адмиралтейства. И случилось непоправимое…

Модели и моделирование используются человечеством давно. С помощью моделей и модельных отношений развились разговорные языки, письменность, графика. Наскальные изображения наших предков, затем картины и книги — это модельные, информационные формы передачи знаний об окружающем мире последующим поколениям.

Приведем несколько примеров, поясняющих, что такое модель.

Архитектор готовится построить здание невиданного доселе типа. Но прежде чем воздвигнуть его, он сооружает это здание из кубиков на столе, чтобы посмотреть, как оно будет выглядеть. Это модель. 
Для того, чтобы объяснить, как функционирует система кровообращения, лектор демонстрирует плакат, на котором стрелочками изображены направления движения крови. Это модель.

Перед тем как запустить в производство новый самолет, его помещают в аэродинамическую трубу и с помощью соответствующих датчиков определяют величины напряжений, возникающих в различных местах конструкции. Это модель.

На стене висит картина, изображающая яблоневый сад в цвету. Это модель.

Глобус — это модель земного шара. Манекен в магазине — модель человека.

Перечислять примеры моделей можно сколь угодно долго. Предложить учащимся привести примеры моделей.

Попытаемся понять, какова роль моделей в приведенных примерах.

Конечно, архитектор мог бы построить здание без предварительных экспериментов с кубиками. Но он не уверен, что здание будет выглядеть достаточно хорошо. Если оно окажется некрасивым, то многие годы потом оно будет немым укором своему создателю, лучше уж поэкспериментировать с кубиками.

Конечно, лектор мог бы для демонстрации воспользоваться подробным анатомическим атласом. Но эта подробность ему совершенно не нужна при изучении системы кровообращения. Более того, она мешает изучению, т.к. мешает вниманию сосредоточиться на главном. Лучше уж воспользоваться плакатом.

Конечно, можно запустить самолет в производство и не зная, какие напряжения возникают, скажем, в крыльях. Но эти напряжения, если они окажутся достаточно большими, вполне могут привести к разрушению самолета. Лучше уж сначала исследовать самолет в трубе.

Конечно, богатейшие эмоциональные впечатления можно получить стоя в благоухающем яблоневом саду.

Но если мы живем на Крайнем Севере и у нас нет возможности увидеть яблоневый сад в цвету (была такая замечательная песня «Яблони в цвету, какое чудо…»). Можно посмотреть на картину и представить этот сад.

Во всех перечисленных примерах имеет место сопоставление не которого объекта с другим, его заменяющим: реальное здание из кубиков; серийный самолет — единичный самолет в трубе; система кровообращения — схема на плакате; яблоневый сад-картина, его изображающая.

Итак, можем дать определение модели: 
Модель – аналог реального объекта, отражающий его некоторые признаки.

Может возникнуть вопрос, почему бы ни исследовать сам оригинал, зачем создавать его модель?
Во-первых, в реальном времени оригинал может уже не существовать или его нет в действительности. Для моделирования время не помеха. На основании известных фактов методом гипотез и аналогий можно построить модель событий или природных катаклизмов далекого прошлого (гибель Атлантиды, вымирание динозавров). С помощью такого же метода можно заглянуть в будущее (модель «ядерной зимы», мальтусовская модель перенаселения Земли, модель глобального потепления планеты и пр.)


Во-вторых, оригинал может иметь много свойств и взаимосвязей. Чтобы изучить какое — либо конкретное, интересующее нас свойство, иногда полезно отказаться от менее существенных, не рассматривая их.

Как мы уже говорили, человек применяет модели с незапамятных времен при изучении сложных явлений, процессов, конструировании новых сооружений. Хорошо построенная модель, как правило, доступнее для исследования, нежели реальный объект. Более того, некоторые объекты вообще не могут быть изучены непосредственным образом: недопустимы, например, эксперименты с экономикой страны в познавательных целях; принципиально неосуществимы эксперименты с прошлым или, скажем, с планетами Солнечной системы и т.п.

Модель позволяет научиться правильно управлять объектом, апробируя различные варианты управления на модели этого объекта. Экспериментировать в этих целях с реальным объектом в лучшем случае бывает неудобно, а зачастую просто вредно или вообще невозможно в силу ряда причин (большой продолжительности эксперимента во времени, риска привести объект в нежелательное и необратимое состояние и т.п.)

? Как же называется процесс построения модели?

Процесс построения модели называется моделированием. 
Другими словами, моделирование — это процесс изучения строения и свойств оригинала с помощью модели.

Модель — неоценимый и бесспорный помощник инженеров и ученых.

Технология моделирования требует от исследователя умения ставить корректно проблемы и задачи, прогнозировать результаты исследования, проводить разумные оценки, выделять главные и второстепенные факторы для построения моделей, выбирать аналогии и математические формулировки, решать задачи с использованием компьютерных систем, проводить анализ компьютерных экспериментов. Для успешной работы исследователю необходимо проявлять активный творческий поиск, любознательность и обладать максимумом терпения и трудолюбия.

Навыки моделирования очень важны человеку в жизни. Они помогут разумно планировать свой распорядок дня, учебу, труд, выбирать оптимальные варианты при наличии выбора, разрешать удачно различные жизненные ситуации.

Разнообразие моделей. Один и тот же объект может иметь неограниченное количество моделей. Демонстрация различных моделей зайца: игрушки, рисунки. Итак модели могут быть представлены в самых разных видах: матер., рисунок, график, формула, схема и т.д.

Что же поддается моделированию? Это может быть объект, явление или процесс.
Моделями объектов могут быть уменьшенные копии архитектурных сооружений, наглядные пособия и пр. Модель может отражать нечто реально существующее, скажем атом водорода или Солнечную систему, структуру парламентской власти, грозовой разряд и пр.

Для изучения явлений живой природы, для предотвращения катастрофы, для применения природных сил на благо человечества создаются модели явлений. Академик Георг Рихман , сподвижник и друг Ломоносова, еще в начале 18 века моделировал магнитные и электрические силы, чтобы изучить их и найти им дальнейшее применение. Когда речь на уроках географии идет о природных явлениях (землетрясения, цунами и пр.), мы имеем в виду не какой-то конкретный случай, а его обобщение.
В моделях объектов или явлений отражаются свойства оригинала — его характеристики, параметры.

Можно также создавать модели процессов, т.е. моделировать действия над материальными объектами: ход, последовательную смену состояний, стадий развития одного объекта или их системы. Примеры тому общеизвестны: это модели экологических или процессов, развития Вселенной или общества и т.п.
И, наконец, любым действиям человека, будь то разрешение конкретной житейской проблемы или выполнение какой-либо работы, предшествует возникновение модели будущего поведения. Это главное отличие человека мыслящего от всех других существ на земле.

5.Определение типов моделей.

А теперь разделимся на 3 группы: ХУДОЖНИКИ, КОМПЬЮТЕРНЫЕ ХУДОЖНИКИ и МАСТЕРА. Я предлагаю вам поработать и создать модель чайной чашки

ХУДОЖНИКИ. На партах у вас лежат листы бумаги и карандаши. Вы нарисуете чашку на бумаге.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ХУДОЖНИКИ. Вы нарисуете чашку на компьютерном листе.

МАСТЕРА. На партах у вас лежат влажные салфетки и пластилин. Вылепите чашку из пластилина.

В течение 7-8 минут уч-ся выполняют задание.

А теперь я попрошу ответить на вопрос: Чем отличаются друг от друга модели, созданные вами ? В результате обсуждения приходим к выводу: модели из пластилина можно потрогать, они имеют объем, то есть имеют физическое воплощение. Такие модели называются МАТЕРИАЛЬНЫМИ. Все остальные модели называются нематериальными (или абстрактными), они очень разнообразны и имеют свою классификацию, которую мы дадим на следующем уроке. Например, чем отличаются рисованные модели?

Верно, те, что вы нарисовали с помощью ПК, мы назовем компьютерными моделями, а на бумаге — не компьютерными.

6. В настоящее время весьма эффективным и значимым является метод компьютерного моделирования.

Даю практическое задание: в графическом редакторе Paint или создать модель( план) кабинета информатики.

7. Подведение итогов урока

8. Домашнее задание. Своими руками создать материальную модель любого реального объекта.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *