cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Презентация городецкая роспись изо 2 класс – Презентация по ИЗО на тему «Городецкая роспись» ( 2 класс)

Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 2 класс) по теме: Презентация «Городецкая роспись с виноградом»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства. «Гжельская роспись. Роспись блюдца»

Урок изобразительного искусства «Гжельская роспись. Роспись блюдца» предназ начен для проведения в 4 классе….

И. А. Крылов «Лисица и Виноград», Эзоп «Лисица и виноград»

Презентация к уроку литературного чтения по теме: «И. А. Крылов «Лисица и Виноград», Эзоп «Лисица и виноград».УМК «Школа XXI века»…

Презентация «Гжельская роспись» к конспекту урока по изобразительному искусству «Народно-декоративное творчество. Гжельская роспись».

Данная презентация подходит для использования в работе с интерактивной доской….

Урок литературного чтения Эзоп «Лиса и виноград», Крылов «Лисица и виноград»

Цель: сравнить две басни, в которых рассказана одна и та же история, на материале басен Эзопа  «Лиса и виноград», И.Крылова «Лисица и виноград»УУДПознавательные:·…

Разработка урока: «Басни. Эзоп «Лисица и виноград». И.А. Крылов «Лиса и виноград».»

Технологическая карта, а также ход урока литературного чтения в 3 классе….

Презентация к уроку изобразительного искусства 1 класс «Городецкая роспись.Роспись разделочной доски»

Урок проводился, как открытый в 2014 году .последний слайд в конце урока меняется , учитель фотографирует выставку, которая получилась у детей с того же ракурса и вставляет в презентацию….

Конспект урока для 1 класса по теме «Хохломская роспись. Роспись изделия.» +презентация

Цель: содействовать эстетическому восприятию и оценке учащимися хохломской росписи в украшении разных предметов быта.Планируемые результаты:Личностные: развивать образное мышление у учащихся, а также …

nsportal.ru

Конспект урока по изобразительному искусству 2 класс тема «городецкая роспись»

Тема: «Сказочные узоры. Искусство Городецкой росписи».

Цели урока: формировать умения составлять узоры по мотивам городецкой росписи

Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи.

Методы: словесные (беседа,рассказ) демонстационно-иллюстативные (презентация)

Оборудование для учителя:

Наглядный материал с городецкой росписью

Образцы выполненных работ

План урока:

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

  2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией городецкой росписи (презентация).

  3. Объяснение последовательности росписи.

  4. Практическая часть. Рисование городецкого коня с образца.

  5. Самостоятельное оформление работы городецкими узорами.

  6. Заключительная часть. Подведение итогов.

Ход урока:

Сказочные узоры 

— Сегодня, ребята,  наш урок посвящён «Сказочным узорам». Но расскажу я вам не сказку, а быль.

  Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от города Нижнего Новгорода, на левом берегу реки Волги, средь дремучих лесов стоял  славный городок Городец. (слайд 1)

Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Жители Городца имели мало земли для выращивания хлеба и вынуждены были обращаться к широкому использованию лесных богатств – к деревянному промыслу. В народе даже говорили – «лес заволжанина кормит». (слайд 2)

Леса давали дешёвый и разнообразный материал, из которого делали всё: от детских игрушек и колыбелей до кораблей. Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой (слайд 4). Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дороге – конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках. Тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезёнными не только со всей России, но и из других стран.

          И вот собрались они однажды жители Городца и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили они свой товар такими узорами расписать, какой свет не видывал.

          Стал каждый мастер своё умение показывать. Один посуду решил расписывать. Красота получилась! (слайд 5)

          Другой мастер посмотрел, подивился, но посуду расписывать  не стал. Увидел он на улице детишек, да и расписал им игрушки! (слайд 6)

          Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал – мебель стал расписывать. Дивная получилась мебель! (слайд 7)

          Со временем мастера стали расписывать даже части своих домов – ставни, двери, ворота.

          Полюбилась нарядная роспись людям, и стали называть ее в честь названия своего города. Догадались, как? Правильно. Городецкой. На весь мир прославили городецкие мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые люди живут на Руси.

          И по сей день, жив этот старинный городок. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию своих предков. Люди, как и раньше, с  удовольствием покупают изделия Городецких мастеров и украшают им свой дом.

          — Ребята, вы уже конечно догадались, что темой сегодняшнего урока будет: ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ НАРОДНЫМ ПРОМЫСЛОМ — ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСЬЮ. (слайд 8).

Беседа с демонстрацией ДПИ

Показ презентации (слайд 8-14)

Во время показа презентации учитель читает стихотворение.

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славиться по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

— Какие же цвета красок используют Городецкие мастера в своей росписи?

— В росписи применяется ограниченная цветовая палитра: голубой и все оттенки синего, розовый и оттенки красного, зелёный, жёлтый, чёрный, белый, но работы от этого совсем не проигрывают. Дело в том, что городецкие мастера превосходно владеют чувством цветовой гармонии.

— Что изображают Городецкие мастера в своей росписи?

— Молодцы, вы совершенно правильно ответили на все вопросы. Мне осталось только всё подытожить.

— Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой — так велико ее своеобразие. Ни одно Городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки.  Такую роспись так и прозвали мастера – цветочная. Этот вид чаще всего используется, он наиболее прост в исполнении. На работе может быть изображён один цветок с расходящимися от него листьями или же целые «гирлянды» цуветов.

Другой  отличительной чертой Городецкой росписи можно считать её сюжетность. Сюжетами росписи для Городецких мастеров служит сама жизнь: народные гуляния, праздники. На панно воспроизводятся целые улицы с домами, заборами, церквями. Мастера любят  изображать прогулки кавалеров  с дамами, лихих всадников, гарцующих на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колонами, настенными часами, высокими окнами с пышными занавесками, парадными лестницами. Нередко использовались и более знакомые мастерам темы: пряхи за работой, охотники в лесу, плотники на строительстве дома и множество других сцен из народного быта. Нередко рядом с главными героями можно встретить изображения животных – собак. Кошек, петухов, цыплят.

— Очень полюбилось городецким мастерам включать в цветочную роспись мотивы – «конь» и «птица». Очень разнообразны сказочные городецкие птицы. Это и павлин, петух, голубь, лебедь, кукушка. Их расположение разнообразно и все сопровождаются гирляндами цветочного орнамента.(Слайд 15)

      Но самым изящным и грациозным изображением, конечно же считают городецкого коня. Красивый. Гордый, с сильной шеей и тонкими ногами. Его обязательно окружают яркими сказочными цветами. И получается, как будто мчатся кони в каких-то сказочных, весёлых садах. Конь является символом счастья. Поэтому именно его я предлагаю вам сегодня нарисовать. (Слайд 16)

      Мы познакомились с особенностями росписи. Чтобы приблизиться к её секретам, стать мастером, нужно учиться. А как называют учеников мастера? (Подмастерья).

Беседа на закрепление

— Так вот, вы пока ученики – подмастерья. Начнём!

— Роспись выполняется прямо на деревянной основе или основа грунтуется желтым, красным, черным цветами. Чаще, это жёлтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой. Поэтому я предлагаю вам работать именно на жёлтой поверхности.

— Городецкие мастера по поверхности работают сразу кистью и красками, но мы только учимся, поэтому, конечно же,  сначала нарисуем изображение коня простым карандашом.

— А чтобы конь получился у нас красивым и правильным, я открою вам секрет городецких мастеров. У вас на партах лежит элемент. Посмотрите внимательно на него, что он вам напоминает? (Каплю)

— Правильно. Вот с капли-то всё и начинается. Дело в том, что Городецкие мастера каплю считают основным элементом в своей росписи. И мы, именно каплю, и возьмём за основу.

— Главное – правильно наметить расположение предмета. Как будем располагать коня по отношению к листу? (В центре) 

— Чтобы конь получился в центре, первую каплю расположим чуть выше и чуть левее от центра. Это очень важно! (Слайд 17)

  1. Приложите шаблон острым концом вверх – это шея. Обведите её.

  2. От нижней широкой части проведём линию вправо, приблизительно равную широкой части нашей капли.

  3. На конце линии нарисуем каплю меньшего размера, острым концом вниз.

  4. Изобразим голову лошади – маленькая капля.

  5. Ножки – три меленьких капельки и дужки.

  6. Хвост.

  7. А теперь выполним гриву и сбрую.

— Давайте вспомним, что такое сбруя? (Предметы и принадлежности для запряжки или седлания лошади).

— Конь готов. Осталось его раскрасить. Какие цвета красок будем использовать?

Что покроем красным цветом? (Гриву и хвост)

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощью.

Учащимся, выполнившим работу, учитель предлагает Городецкие цветы для оформления цветочной композиции. (Каждому  ученику  в конверте подготовлен набор вырезанных городецких украшений).

В конце урока устраивается выставка.

— А ну-ка, подмастерья,  внимательно посмотрите на работы, все ли изображения похожи на городецкие?

— Посмотрите, какой конь получился у меня. 

— Чего не хватает на изображениях ваших коней? (Белых узоров)

— Этот этап в росписи называется оживкой.  Выполнив основные этапы, мастер переходит к оживке произведения, т.е. дополняет роспись различными элементами, которые помогают связать все части росписи в единое целое, сделать композицию законченной. «Оживка» — завершающий этап росписи, т.к. именно после нее рисунок словно оживает. Её делают белой или черной краской по высохшей основе, поэтому эту работу мы продолжим с вами на следующем уроке.

— Сегодня, пожалуй, мы не будем называть лучшие работы, потому что все они очень красивые и разные, как мы с вами!

— Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут! Спасибо всем за работу!

 

infourok.ru

Конспект урока по изо «Городецкая роспись» 2 класс

УРОК ИЗО

ТЕМА « ШКОЛА НАРОДНОГО МАСТЕРСТВА. ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ »

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

АБРАМЯН ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

МБОУ ОДИНЦОВСКИЙ ЛИЦЕЙ № 2

Урок изо во 2 классе по программе « Планета Знаний»

Тема: « Школа народного мастерства. Городецкая роспись»

Цели и задачи:

  1. Знакомство детей с изделиями городецких мастеров.

  2. Развитие умения выполнять кистевую роспись.

  3. Обучение умению выполнять городецкие узоры.

  4. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам.

Планируемые результаты:

Предметные:

-узнавать городецкую роспись

-выделять и называть основные мотивы росписи

— создавать композицию из отдельных элементов

-составлять необходимые оттенки на основе смешения цветов с белым

-соблюдать этапы выполнения росписи

-использовать в работе технику кистевой росписи

–соблюдать технологию выполнения элементов росписи

Метапредметные:

Познавательные:

-находить необходимую информацию для выполнения учебной задачи

— использовать в работе разнообразные художественные материалы и техники

-характеризовать особенности росписи

Регулятивные:

-понимать цель выполняемых действий, важность планирования работы

-выполнять действия ,руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя

-осуществлять контроль своих действий , используя способ сличения своей работы с образцом

-адекватно оценивать правильность выполнения задания

-осмысленно выбирать материал, приём или технику работы

-решать творческую задачу

-анализировать результаты собственной работы

Коммуникативные:

-выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому

-уметь слышать, точно реагировать на реплики

-строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

-соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения

-Задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам

Личностные:

-формирование положительной мотивации и познавательного интереса к урокам изо

-осознание своей принадлежности народу, чувство уважения к традиционному народному художественному искусству России

-внимательное отношение к красоте окружающего мира, произведениям искусства

-формирование представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека

Технологии, используемые на уроке: системно- деятельностный метод, игровая, здоровье-сберегающая.

Оборудование и материалы: интерактивная доска, документ-камера, интернет- ресурсы( презентация « Городецкая роспись»), гуашь, кисти разного размера, деревянные доски, простые карандаши, непроливайки, шаблоны, тряпочки.

План проведения урока

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты на данном этапе урока

Алгоритм использования оборудования

1

Самоопределение к деятельности.

Орг.момент

Эмоциональная, психологическая, мотивационная подготовка детей.

-Ребята, сегодня на уроке у нас гости.

-Давайте повернёмся и поздороваемся с ними!

( Молодцы, садитесь.)

Дети приветствуют гостей, садятся на свои места.

-Выходят мальчик и девочка в народных костюмах.

-Здравствуй, кума!

-Здорово ,куманёк!

-Как поживаешь?

-Хорошо!

-Откуда идёшь?

-С ярмарки!

-Чего хорошего прикупила?

-Товару набрала достаточно! Не зря ведь говорят: плохо жить тому, у кого ничего нет в дому. Я вот и стараюсь!

-А хорош ли товар?

-Да ты сам посмотри! ( вынимает предметы на стол)

-Это кто ж такую красоту делает?

-Известно кто, умельцы да рукодельцы!

Познавательные: осмысление темы урока.

Регулятивные: предвосхищение результата.

Коммуникативные: навыки сотрудничества.

Доска в режиме ожидания.

Слайд № 1

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

-Богата земля русская талантами.

-Славится она мастерами, которые умеют создавать красоту своими руками.

-Посмотрите, ребята, как красиво расписаны эти предметы!

-Кто из вас знает, как называется эта роспись?

-А эта?

-Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с Городецкой росписью.

-Скажите мне пожалуйста, что нарисовано на этих предметах?

-Давайте их хорошенько рассмотрим.

-Из какой росписи этот цветок?

-А этот?

-Как вы думаете, на какой цветок похожи эти два элемента?

-Эти две розы похожи друг на друга?

-Чем они отличаются друг от друга?

-Какая из них больше похожа на настоящую?

-Роза в Городецкой росписи самый красивый цветок. Найдите мне , пожалуйста, и покажите розу на работе настоящего мастера.

-У каждого мастера получалась всегда своя, особенная роза.

-Посмотрите какие бывают городецкие розы.

( диалог с учителем)

-Гжельская.

-Городецкая.

-Цветы.

-Это Гжельская роспись.

-Городецкая роспись.

— На розу.

— Нет.

-Цветом. В Гжельской росписи роза синяя, а в Городецкой красная.

-Городецкая роза.

Познавательные: находить необходимую информацию для выполнения учебной задачи,

характеризовать особенности росписи

Регулятивные:

понимать цель выполняемых действий, важность планирования работы,

решать творческую задачу,

понимать цель выполняемых действий, важность планирования работы

Коммуникативные: умение вести диалог с учителем, навыки общения.

Слайд № 2

Слайд № 3

Документ камера

( увеличиваю городецкую розу) использую доску, расписанную мастером.

Слайд № 4

3

Постановка учебной задачи

-Сегодня на уроке мы будем учиться рисовать настоящую городецкую розу.

-И я приглашаю вас и наших гостей в Городецкую мастерскую.

(выбираю двух гостей для работы)

Познавательные: находить необходимую информацию для выполнения учебной задачи

Регулятивные: понимать цель выполняемых действий, важность планирования работы

Коммуникативные: навыки общения

4

Открытие нового знания

-Давайте посмотрим, как появляется городецкая роза.

-Мастер выполняет свою работу в три этапа.

-Первый этап: подмалёвок.

-Второй этап: тенёвка.

-Третий этап: оживка.

( Акцентировать внимание на правила работы с кистью и красками.

Повторить основные приёмы работы с кистью)

Дети вспоминают основные правила работы с кистью , красками. Проговаривают основные приёмы работы с кистью.

Познавательные:

использовать в работе разнообразные художественные материалы и техники

Регулятивные: понимать цель выполняемых действий, важность планирования работы

Коммуникативные: навыки общения

Слайд № 5

5

Первичное закрепление

( Дети проговаривают основные этапы выполнения розы и правила работы с кистью и красками, приёмы работы с кистью)

Познавательные: находить необходимую информацию для выполнения учебной задачи

Регулятивные: понимать цель выполняемых действий, важность планирования работы

Коммуникативные: навыки общения

Документ-камера

6

Самостоятельная работа с самопроверкой

-Рисовать мы сегодня будем на деревянной доске, как это делают настоящие мастера.

-У цветов всегда есть листья. Вы можете нарисовать их рядом с розой.

-Готовую работу можно поставить на выставку.

-Дети самостоятельно выполняют 1 этап работы. Пока основа сохнет, проводится физминутка.

Физминутка:

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок,

( Дети поднимают и опускают руки)

Выйди на дорожку,

Да притопни ножкой,

( Дети шагают на месте, высоко поднимая колени)

Да головкой покачай,

Утром солнышко встречай.

(Вращение головой)

Стебель наклони слегка-

Вот зарядка для цветка.

( Наклоны)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся.»

( Встряхивания кистями рук)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе.

(Дети садятся за парты)

-Дети выполняют 2 и 3 этапы работы самостоятельно.

Познавательные: использовать в работе разнообразные художественные материалы и техники

Регулятивные: выполнять действия ,руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя

-осуществлять контроль своих действий , используя способ сличения своей работы с образцом

-осмысленно выбирать материал, приём или технику работы

-решать творческую задачу

Коммуникативные: навыки общения

Слайд №

7

Итог урока

-Что мы сегодня рисовали на уроке?

-Какие у нас получились цветы?

-« Каков мастер, такова и работа»- говорили в народе.

-Говорят ,что мастера из Городца сотворяют чудеса.

-Сегодня мы с вами тоже сотворили маленькое чудо, которое можно подарить близким людям.

-Я благодарю вас, ребята, за работу. Вы сегодня молодцы!

-Городецкую розу.

Выставляют работы на стеллаж, оценивают их.

-Красивые, сказочные.

Познавательные:

-характеризовать особенности выполненной работы.

Регулятивные: адекватно оценивать правильность выполнения задания,

анализировать результаты собственной работы

Коммуникативные: навыки общения

Выставка работ, оценка коллективной деятельности, оценка результата своей работы.

Слайд № 7

Слайд № 8

8

Д/з

Покрытие работы лаком

infourok.ru

Презентация к уроку «Народные промыслы.Городецкая роспись» Технология. 2 класс

Урок технологии во 2 классе

Народные промыслы. Городец.

Работа с бумагой. Аппликационные работы

Изделие: разделочная доска «Городецкая роспись».

Подготовила учитель технологии МБОУ СОШ № 28 г. Курска

Андреева Наталья Викторовна

Городецкая роспись  — русский народный художественный промысел.

Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. 

Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры, в селениях Косково, Курцево, Репино, Боярское и др. В XVIII в. здесь возникает центр производства прядильных донец и игрушек. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.

В народе говорили : «Лес заволжанина кормит»

Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до могильных крестов. Особой известностью пользовались прялки, в большом количестве продававшие на ярмарке.

Городецкая роспись — это фантастические цветы, птицы, кони, украшающие детскую мебель и игрушки, прялки, посуду, кухонные доски, разного рода сувениры.

Кухонная утварь

Мебель

Изделия, украшенные Городецкой росписью с растениями и животными, будут прививать детям с юных лет любовь к природе.

Игрушки

Городецкая роспись является культурным наследием русского народа. Она впитала в себя эстетические и художественные традиции наших предков и заняла достойное место в современном мире, став национальным достоянием русского народа.

Основными элементами Городецкой росписи являются точки, скобки, круги, дуги, капли, спирали, штрихи. В ходе создания узора происходит нанесение элементов на поверхность изделия.

Элементы росписи

Листья и кустики

Ягодки и бубенчики

ромашка

Купавка и бутон

  • Розан
  • Розан
  • Розан

Существует три вида композиции в городецкой росписи:

Цветочная роспись с включением мотива

«конь» и «птица»;

Сюжетная роспись.

Цветочная роспись.

Городецкая птица воплощает семейное счастье и благополучие, а конь – богатство. Мотивы «петух» или «конь» трактуется как вестник солнца, пожелание счастья, удачи, успеха. Парное изображение «петуха» и «курочки» символизирует семейное благополучие, пожелание семье счастья и множества детей.

Работа режущим инструментом

  • Не размахивай рукой, в которой держишь ножницы.
  • Передавай ножницы кольцами вперед и с сомкнутыми лезвиями.
  • При выполнении раскроя правильно держи ножницы: большой и средний пальцы — в кольцах, указательный поддерживает инструмент сверху кольца.
  • Для хорошего качества раскроя широко раскрывай лезвия ножниц, режь средней частью, плавно закрывай и не смыкай их до конца выполнения разреза.
  • По наружному криволинейному контуру режь против часовой стрелки, поворачивай материал, а не ножницы.
  • Не режь на ходу.
  • Режь сидя, повернувшись вполоборота от товарища, концы ножниц направляй вниз.
  • Закончил работу — ножницы положи сомкнутыми лезвиями от себя.
  • Какова форма изделия?
  • Расскажите об орнаменте, выполненном на доске.
  • Как расположены элементы, т. е. какова композиция ?
  • Какая используется техника для выполнения этой поделки?
  • Какие материалы вы будете использовать?
  • Как можно применить эту поделку?

Важной особенностью городецкой росписи было наличие своеобразных видов цветов — розана и купавки. У розана сердцевина в центре, а у купавки смещена.

МИР ГОРОДЕЦКИХ ПТИЦ  так же богат и неисчерпаем, как и мир городецких цветов. Здесь есть и горделивые черные петухи с огненными гребнями и хлопотливые «курочки Рябы», черные скворцы и белые лебеди, величавые павушки, чинно выступающие среди цветов и трав, и еще великое множество необычных, сказочных птиц.

План работы.

  • Разметка.
  • Раскрой.
  • Сборка.
  • Оформление

Разметка и раскрой

Сборка птицы.

1. Приклеить птицу. 2. Затем хвост. 3. После этого приклеить крыло.

Сборка цветов.

1. Приклеить крупные цветы. 2. Затем маленькие цветы.

Сборка цветов

1. Приклеить белые кружки-серединки. 2. Приклеить маленькие цветные кружки.

Расположение листьев.

1. Сначала выложи на разделочной доске листочки.

2. Затем аккуратно их приклей.

— Какие основные краски используются в городецкой росписи?

  • Есть ли яркий фон на предметах с росписью?
  • Как и где можно применить вашу поделку?

До новых встреч

в городецкой мастерской

multiurok.ru

Урок изобразительного искусства в 3 классе. «Народные промыслы России. Городецкая роспись».

Методическая разработка урока изобразительного искусства

2 класс, возраст 8-9 лет

Продолжительность: 2 урока

Тема урока: Народные промыслы России. Городецкая роспись.

Цель: Изучить особенности городецкой росписи.

Задачи: 1) Научиться выполнять элементы городецкой росписи.

2) Научиться создавать из элементов городецкой росписи композицию.

3) Продолжить овладение приёмами работы гуашью.

4) Учиться эмоционально воспринимать произведения народного искусства, уметь выражать своё отношение к ним на примере городецкой росписи.

Зрительный ряд: фотографии и рисунки изделий городецкого промысла, учебные схемы: этапы росписи цветов.

Формирование УУД:

Познавательные действия

1 Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

2 Отделять известное от неизвестного.

Регулятивные действия

1 Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.

2 Работать по предложенному плану.

3 Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

Коммуникативные действия

1 Высказывать свои мысли, вступать в беседу.

2 Слушать и понимать других.

Личностные результаты:

1 Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

2 Развитие чувства прекрасного и эстетического на основе знакомства с отечественной художественной культурой.

Ход урока.

1 Создание проблемной ситуации.

— Давным –давно в одной деревушке жила –была Варвара-краса, длинная коса. И была у неё удивительная вещица. Днём она на стене красовалась, глаз радовала, вечером на лавочке размещалась, девице помогала.

— Итак, как использовали эту вещицу?

(Украшали ею стены, с её помощью какую-то работу выполняли).

— Что вас удивляет?

(Что один предмет можно использовать по-разному)

2 Формулирование  проблемы.

— Каким должен быть предмет, чтобы его можно было использовать и для украшения, и для работы?

3 Выдвижение гипотез.

— Может быть, у вас есть какие-то предположения?

4 Открытие нового знания.

— Сегодня на уроке мы познакомимся  с новым народным промыслом.

— Прочтите, как он называется.

— На всю Россию славятся расписные изделия городецких мастеров. Родилась городецкая роспись в Поволжье по  берегам реки Узоры. Крестьяне привозили свои изделия на ярмарку в село Городец, поэтому роспись стала называться городецкой.

— Городецкая роспись берёт начало от резных городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой – инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из тёмного морёного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину. Позже мастера  для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание жёлтого цвета с тёмным дубом, добавление синего, зелёного, красного цветов делало донце ещё более нарядным и красочным.

— А теперь рассмотрите разделочные доски, украшенные городецкой росписью. Какие элементы использованы для росписи каждой доски? Какие из элементов повторяются на всех досках?

— Чем отличаются эти доски? А что объединяет их в комплект?

— Какие  цвета использованы?

— Городецкая роспись выполняется по светлому фону незакрашенного дерева. В основном мастера используют различные композиции из цветов и листьев, в некоторые включают изображения животных. Иногда выполняется  сюжетная роспись.

— Цветы, которые рисуют городецкие мастера, как правило, красные или голубые.  Фигуры сказочных коней и птиц рисуют чёрным цветом, как силуэты. Особый признак городецкой росписи – тонкие белые штрихи или мазки, которые завершают роспись, уточняя форму всех её элементов. Ими оформлены лепестки цветов, птичьи пёрышки, гривы лошадей.

5 Применение знаний.

— Рассмотрите учебные схемы.

— Как изображаются цветы, листья, ягодки? С чего начинаем изображение  птиц?

— Мы будем рисовать разделочные доски по мотивам городецкой росписи. Давайте составим план действий дальнейшей работы.

( Совместно с учителем составляется план действий. Затем учащиеся самостоятельно выполняют задание. На партах лежат цветные учебные схемы с элементами городецких узоров и последовательностью их изображения)

6 Итог урока. Рефлексия.

— Что нужно было сделать?

— Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?

— Ты выполнил работу  самостоятельно или с помощью? С чьей?

— Как бы ты оценил свою работу?

infourok.ru

«Городецкая роспись» урок ИЗО во 2 классе

Тема урока: Городецкая роспись.

Цели урока:

Ознакомление с произведениями и историей развития городецкой росписи; развитие эмоциональной отзывчивости на роспись мастеров; воспитание интереса к искусству городецких мастеров, уважение к творческому наследию и любви к декоративно-прикладному искусству.

Задачи:

1. Познакомить с основными этапами росписи.

2. Развивать познавательную активность детей, творческую фантазию, художественный вкус.

3. Формировать практические умения и навыки рисования. Учить детей составлять узор по мотивам городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов городецкой росписи.

Оборудование:

  • образцы городецкой росписи, открытки, репродукции

  • плакат «Городецкая роспись»

  • презентация «Городецкая роспись»

  • русские народные песни

План урока:

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.

  2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией городецкой росписи, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.

  3. Практическая часть. 15-20 мин.

  4. Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.

Ход урока:

Организационный момент.

Вводная беседа.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим изучение народных промыслов по росписи деревянной посуды.

Мы с вами уже знакомились с понятием «Декоративно-прикладное искусство».

Декоративно-прикладное искусство – по своему происхождению искусство народное. Это искусство создания красивых вещей, которые можно использовать в повседневной жизни.

Учитель: Многие народные мастера отражают в своих работах красоту цветущих лугов и садов. И сегодня мы с вами на уроке познакомимся с Городецкой росписью. (Слайд 1)

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры,

Тонко вывела рука.

Городецкий конь бежит!

Вся земля вокруг дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают. (Слайд 2, 3,4)

Учитель: Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры. В селениях Косково, Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино, Боярское и др.

В XVIII в. возникает центр производства прядильных донец и игрушек. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.

Город основал в 1152 году князем Юрием Долгоруким. (Слайд 5)

Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран.

Привозили все, что умели делать. Здесь продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Особой известностью пользовались городецкие прялки. (Слайд 6, 7)

Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. Толковый словарь русского языка В.И. Даля объясняет, что слово «донце» означает «дощечку, на которую садится у нас пряха, втыкая в нее гребень». Окончив работу, она вынимала гребень, а донце вешала на стену, и оно украшало избу. Поэтому народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью. Прялка была верной спутницей на протяжении всей жизни крестьянки. Часто служила подарком: жених дарил ее невесте, отец — дочери, муж — жене. Поэтому донце выбиралось нарядное, красочное, всем на радость и удивление. Прялка передавалась по наследству, ее берегли и хранили.
Городецкая роспись — как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Со временем мастера стали расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома — ставни, двери, ворота. (Слайд 8, 9)

В Городце сохранились архитектурные памятники — жилые дома, украшенные резьбой. Улицы купеческой и мещанской застройки середины XIX — начала XX века — живые свидетели былого экономического могущества Городца. На многих городецких домах сохранились резные оконные наличники и ворота, литые чугунные крылечки, кованые железные ворота и декоративные решётки, вазоны, дымники и водосточные трубы из просечного железа.

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись Городца! (Слайд 10)

В 19 веке в городецкой росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи. (Слайд 11 -15)

В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и выработали определенные правила. (Слайд 16)

Городецкая роспись выполняется без предварительного нанесения контура рисунка. Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой). И выполняется роспись в три этапа:

Первый — «подмалевка», т.е. круговое движение кистью, наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка — голубым.

Подмалевка выполняется широкой плоской кистью — флейц или беличья № 3. Главное при этом — научиться брать нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; если много — то при высыхании краска начнет отслаиваться.


Второй этап — «тенёвка» (или оттенок), здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка

Чтобы правильно нарисовать дужку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить дужку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна листу бумаги.


Третий этап — Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской. Оживки всегда наносят

на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность.

Учитель: А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это делают народные мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться.

Практическая часть.

Учитель выполняет на доске, ребята в альбомах. Работа выполняется под народную музыку.

  • Рисуем два круга в центре листа, голубым и розовым цветом.

  • В середине розового круга красным цветом нарисую небольшой кружочек – это центр цветка. А центр купавки смещен, и половина его находиться на подмалёвке, другая часть кружка расположена на белом поле листа.

  • У розана обычно чётное количество лепестков одинакового размера. У купавки нечетное количество. Напротив центра находиться самый большой лепесток-дужка, а по обе его стороны располагаются по три лепестка. При этом, чем ближе к центру, тем они меньше по размеру.

  • Последние белые штрихи как бы оживляют цветок. Делаем в центре розана и купавки и округ него белые точки. У розана в каждом из восьми лепестков так же ставим короткие штрихи. А у купавки оживка подчеркивает его форму, в середине длинный штрих, а с каждой стороны от него лежат более короткие.

Итог урока.

Выставка работ учащихся.

(С городецкой росписью).

  • А где распложен этот промысел? (в Нижегородской области)

  • Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать?

(Розан, купавка).

(Она выполняется на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).слайд 17,18

Зацветает Городец чудным садом – слайд 19

— Яркий, сладкий, взрывчатый рассвет.

Он никем так чутко не отгадан

И такой любовью не воспет.

Жизнь была бы глуше и суровей,

Красотой и радостью бедней,

Если б в красках, линиях и слове

Мы себя не отдали бы ей.

www.metod-kopilka.ru

Презентация на тему : «Городецкая роспись»

«Городецкая роспись» Урок ИЗО в 5 классе по программе Б.М. Неменского

Цели урока: Знакомство с народными ремеслами России, с произведениями и историей развития Городецкой росписи. Познакомить с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами росписи.

История городца

На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново.

Городецкая ярмарка

Каждую субботу в Городец съезжались крестьяне из разных деревень. Приезжали и купцы из городов. И какими разнообразными были товары, выставленные на обозрение покупателей, они не могли затмить изделия местных мастеров – художественно оформленных игрушек, прялок, деревянной посуды из Хлебаихи, Курцева и других деревень расположенных на берегах левого притока Волги – реки Узолы. Редко кто уезжал с Городецкого базара без игрушки или прялки – традиционного подарка невесте, без которого не обходилась тогда ни одна свадьба.

 

Предметы,

на которые наносилась роспись

Коромысла, прялки, донца, лубочные короба, игрушки, посуда, мебель и даже части дома — ставни, двери, ворота .

Городецкие прялки

Их с удовольствием покупали благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. Особой известностью пользовались городецкие прялки, которые в большом количестве продавались на Нижегородской ярмарке и расходились по всей России.

Вскоре такой росписью стали украшать не только прялки, но и многие предметы народного быта: посуду, лукошки, короба, солонки, игрушки и т.д .

Виды городецкой композиции Цветочная

  • Рисуют городецкие мастера огромные, необычные и красивые букеты.
  • Ни одно городецкое изделие не обходится без купавок, розанов, ромашек, бутонов, листьев. Нежно уложены они мастерами на поверхность изделия свободными венками, пышными букетами, длинными гирляндами.

Сюжетная

Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, гарцующих на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колонами, настенными часами, высокими окнами с пышными занавесками, парадными лестницами.

С животными мотивами

Нравится городецким мастерам и птиц с необычными хвостами изображать.

Важные птицы разгуливают в городецких композициях, смотрят друг на друга и хвастаются своим оперением. Вот и красуются на городецких работах гордые павлины, насупленные индюки, задиристые петухи.

Пишут городецкие мастера и гордых коней с изогнутыми шеями.

Городецкий конь – всегда черный, с маленькой головкой на круто изогнутой шее и с аккуратно причесанной гривой. На тонких ногах, с алым седлом и сбруей, с упругой энергией силуэта.

 

Последовательность выполнения цветов городецкой росписи.

  • В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и выработали определенные правила.
  • — Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка — голубым. Этот этап называют «подмалевка».
  • — Следующий этап называют «теневка», т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка
  • — Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.

Технология городецкой росписи

Если фон цветка розовый, красный

то серединку выполняют

темно — красным, бордовым,

а если фон голубой, то лепестки прописывают

темно-синим или фиолетовым .

Практическая часть

Учащимся предлагается выполнить по шаблону эскиз разделочной доски и, используя основные декоративные элементы городецкой росписи, выполнить рисунок в цвете. 1) Выполнить шаблон доски. 2)Выполнить роспись основного фона доски. 3) Прорисовка декоративных элементов: розанов, купавок. 4) Прорисовка декоративных элементов: листиков, оживки .

videouroki.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *