Мода древнего египта: Одежда древнего Египта
Одежда древнего Египта
История одежды древнего ЕгиптаОдежда способна рассказать много интересного о культуре и мировоззрении, как того или иного народа, так и целой исторической эпохи. Роскошные платья XVII века, строгая одежда Византии, античные туники и тоги, все это активно изучается историками. И сегодня в этой статье мы поговорим о том, как одевались древние египтяне, какой была у них мода и вкусы относительно внешнего вида.
История одежды
Одежда древнего Египта была, прежде всего, изящной и функциональной. Она отличалась своей практичностью, простым покроем и строгими геометрическими формами. Со временем древнеегипетский костюм из более простого становился все более многослойным и затейливым.
Египетская одежда делалась преимущественно изо льна и хлопковых тканей, порой применялась и кожа. Наиболее популярным цветом был белый, впрочем, учитывая законы физики, белый цвет и наиболее практичный в условиях жаркого египетского климата. Часто одежда была украшена различными узорами и орнаментами, которые помимо придания одежде большей красоты имели и определенный символический смысл. Обычно в качестве украшений были изображения различных животных и насекомых, которых египтяне почитали священными. Особенной популярностью пользовался жук-скарабей, бывший у египтян сильным оберегом и символом воскрешения.
Одежда древних египтян разных социальных групп отличалась качеством ткани.
Мужская одежда
В эпоху древнего египетского царства мужская одежда египтян была предельно простой, и представляла собой один лишь передник из плотной ткани. Передник этот был овальной, прямоугольной или квадратной формы. Чуть позднее мужской передник стал носиться вместе с повязкой из белой драпированной ткани, которую египтяне называли схенти. Несмотря на простоту, многочисленные драпировки делали подобный мужской наряд вполне себе изысканным.
Верхнюю часть тела древнеегипетские мужи украшали массивным ожерельем, чем-то похожим на воротник. Такое ожерелье называлось «ускх».
Постепенно длина, как передника, так и схенти увеличивалась, драпировки становились все более сложными и вычурными. Знатные египтяне украшали пояс орнаментом и золотыми нитками, в то время как одежда земледельца древнего Египта далее оставалась предельно простой.
В эпоху среднего царства мужская одежда египтян заметно усложняется, мужчины одевают несколько схенти друг на друга. Позднее они начинают носить несколько слоев одежды, а изначальный передник и схенти становятся чем-то вроде нижнего белья. Также появляются и новые предметы гардероба, заимствованные у соседних народов: накидка, к которой порой пришивали и рукава и головные уборы.
Женская одежда
Традиционная одежда женщин древнего Египта также отличалась своей лаконичностью и простотой. Изначально она представляла собой прямой облегающий сарафан, который держался на одной или двух лямках. Такой сарафан назывался калазирис. Длина его доходила до лодыжек, а вот грудь часто оставалась открытой. В целом женская нагота ничуть не смущала египтян.
Подтверждением этому могут служить многочисленные изображения практически обнаженных девушек, чья одежда состоит из одних лишь украшений и узкого пояса. Особенно такая «одежда» (вернее ее почти полное отсутствие) было характерно для рабынь и простолюдинок, которые занимались физических трудом. Так как одежда сковывала их движения, они обходились без нее.
В эпоху среднего царства женская одежда египтянок подобно мужской одежде также становится более сложной и вычурной. Женские плечи, как и мужские, начинает украшать массивное ожерелье на тканевой основе – ускх. В дополнение к одежде египетские женщины начинают активно использовать украшения и косметику. К слову о женской косметике, она появилась именно в древнем Египте, египтянки были первыми женщинами в истории, которые научились наносить макияж и красить губы. (Как видите, эта женская традиция прошла сквозь века и осталась актуальной в наше время).
Знатные египтянки поверх традиционного калазириса начинают носить красивые накидки из легких и прозрачных тканей. Эти накидки красиво и сложно драпировались, оставляя при этом одно плечо обнаженным. Их главной задачей было подчеркнуть красоту и изящество их прелестной обладательницы. А вот головные уборы египетские женщины практически не носили, за исключением жен фараонов. Те могли носить на голове корону, изображающую ястреба с расправленными крыльями.
Одежда фараонов
В древнем египетском царстве одежда фараонов была такой же, как и у простых египтян, она состояла из набедренной повязки схенти. Отличительными знаками фараона были головные уборы (корона или платок, одетый особенным образом) и золотой обруч посреди которого поднималась змея. Эти предметы были символом царской власти фараона.
Отличалось и ожерелье фараона – ускх, его носили и другие египтяне, но ускх фараона был другого цвета, в нем чередовались голубой цвет с узкими желтыми полосами, все это символизировало Небо и Солнце. Да и сам фараон считался сыном бога Солнца. Излишне говорить, что одежда фараонов делалась из материалов высшего качества и сама она была богато украшена различными символическими орнаментами, имеющими сакральный смысл.
В эпоху нового царства египетские фараоны начинают носить так званный нарамник, представляющий собой кусок материи, который продевается через голову и фиксируется поясом. Его делали из легкой дымчатой ткани, она позволяла видеть нарядный схенти под нарамником.
Одежда жрецов
Жрецы были элитой древнеегипетского общества и исполняли множество важных и полезных общественных функций. Они были не только священнослужителями, но и учеными, судьями, историками, врачами. Поэтому не удивительно, что жрецы выделялись и своей одеждой. Они носили исключительно полотняную одежду и плетенные из библуса сандалии. Эти сандалии были знаком различия жреческого сословия. Они прикреплялись к ноге при помощи двух ремней: широкого и узкого. При этом узкий ремень проходил между большим и вторым пальцем ног и пристегивался к большому ремню. Порой эти ремни связывались наглухо и сандаль можно было одевать словно башмак.
В остальном одежда жрецов была такой же как одежда других египтян, качество ее тем не менее было более высоким и она была, разумеется, также украшена различными орнаментами, несущими сакральный смысл.
Жрецы бога Анубиса в качестве особого привилегия могли носить шкуру леопарда, но только лишь они одни.
Автор: Павел Чайка, главный редактор исторического сайта Путешествия во времени
При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту [email protected] или в Фейсбук, с уважением автор.
Исторический сайт Путешествия во времени
Схожі статті:
История моды. Древний Египет
Производство одежды в Древнем Египте
Изготовление одежды было женской работой. Она производилась не только в домашних условиях, но и в мастерских, которые держали дворяне и состоятельные люди.
Сундук из гробницы фараона Тутанхамона
Наиболее важной частью текстиля было белье. Лен считался самым лучшим тканым полотном. Расписанный драгоценными камнями он использовался в ежедневном гардеробе представителей царской семьи. Из грубого материала шили одежду для крестья. В мастабах и гробницах хоронили состоятельных граждан и фараонов, завернутых в белье самого высокого качества.
Впервые льняная одежда была мужского кроя. Растение собиралось на полях, из него извлекались волокна, которые собирались в нити. Этот этап работы выполняли женщины. Деревяные колышки вбивались в землю, так был сделан первый ткацкий станок. Ко времени Нового царства главным изобретением стало открытие вертикального ткацкого станка.
Пошив одежды в Древнем Египте был достаточно трудоемким процессом и требовал мастерства. Платье подгонялось под фигуру так, чтобы сделать ее визуально стройнее. Многие из них шились из прямоугольного куска ткани, оформлялись в виде драпировки вокруг талии и скреплялись поясом. Иногда добавлялись декоративные детали, как рукава или погоны. Швы, как правило, были простыми. Зигзаг и оверлог практически не применялся. Шили тремя видами стежков.
Применялись инструменты: ножи и иглы. Лезвия делали из камня, затем из меди и в период Нового царства – из бронзды и железа. Кремниевые ножи использовались вплоть до римских времен. Иглы затачивали из дерева, кости или металла. Их ширина достигала одного миллиметра, и в иглах также было ушко для нити. Ножницы стали важным элементом швейного дела только к концу существования древнего египетского государства, хотя были известны уже начиная со II тыс.
до н.э.Древние костюмы Египта
Египетские танцовщицыЕгиптяне носили туники из льна с бахромой, расклешенной у колен. Такой покрой назывался «каасирис». Также встречались плащи из шерстяной ткани.
В гробнице фараона Тутанхамона было найдено множество предметов одежды Древнего Египта: клетчатые юбки, туники, рубашки, пояса, фартуки, носки, головные уборы, рукавицы, перчатки, шарфы и шапки. А также нижнее белье в виде треугольной набедренной повязки.
По традиции, представител царской династии всегда должны были закрывать все части тела, хотя глядя на статуи и рельефы мы видим их в трапецевидных юбках, называемых «килт» и с диадемой.
Из-за жаркого климата древние египтяне носили как можно меньше одежды. Если посмотреть на изображения слуг и рабынь, то можно увидеть, что они были одеты чаще всего только в нижнее белье и украшены ювелрными изделиями. Женщины, занятые на производстве или в сельском хозяйстве, чаще всего носили тунику каласирис.
Мужчины, занятые на сложных физических работах, носили набедренную повязку и широкую одежду – галабею. А если они работали в воде – то были без одежды. В течение жарких летних месяцев дети бегали в нижнем белье. В зимний сезон температура могла опускаться ниже 10С, поэтому в обиходе появлялись плащи.
При посещении религиозных мест было принято хорошо одеваться. Только небольшому количеству высших жрецов разрешалось войти в храм, где находилась статуя идола, без костюма. В обязанности Несухора, коменданта крепости на острове Элефантина на юге Египта, входило обеспечение культов все необходимым: слугами, ткачами, горничными и омывателями.
Костюмы были достаточно простыми: короткая набедренная повязка для женщин с ремнем. Одежда в Древнем Египте отражалась социальный статус и состоятельность граждан на протяжении всей истории существования государства.
Мужская одежда Древнего Египта
Армия Древнего ЕгиптаСо времен Раннего до Позднего царства, мода была неизменной. Ткань обертывались вокруг тела и удерживалась с помощью ремня. Основными цветами был белый и украшенный египетскими изображениями. Красители для ткани тогда еще не были известны.
Нижнее белье было простого покроя. Платья высших чиновников плиссировали по горизонтали. В период Среднего царства существует три вида складок: одна часть с плиссировкой со складками в 1-2 см, другая часть – с узкими складками, третья – с узорами и складками по горизонтали и вертикали. Процесс изготовления таких костюмов был очень трудоемким. Дополнением к килте служили рукава и длинные одежды, хотя и не обтягивающие фигуру. Подол был заужен снизу.
Мужчины всех сословий – от фараона до рабов – носили передник-схенти, очень похожий на набедренную повязку первобытных людей. Схенти могли делаться как из кожи, так и изо льна.
Отличалась данная одежда лишь по своей длине. Более длинные передники носили фараоны, тогда как схенти рабов представлял собой полоску очень узкой ткани.
Женщины носили одежду, которая называлась калазирис. Это была длинная плотно прилегающая к телу рубашка на бретелях. При этом во времена Древнего царства грудь оставалась открытой.
И по сей день среди африканских племен можно увидеть племена, одежда которых, как и у мужчин, так и у женщин прикрывает лишь нижнюю половину туловища.На ногах жители Древнего Египта носили сандалии. Это была обувь, сделанная из коры, папируса и волокон пальмы. Сандалии были не очень прочны, и поэтому чаще всего их носили в руках, одевая лишь в храме или во время проведения торжественных обрядов.
Женская одежда Древнего Египта
Женщины Древнего ЕгиптаЖенщины носили тунику каласирис с одной или двумя лямками, перекинутыми через плечо или оба плеча. Верхняя чать могла находится от шеи до шеи, нижняя – касаться колен или лодыжки. Некоторые одежды были пошиты с рукавами, другие – без них. Силуэт фигуры подчеркивался поясом.
Шили платье из прямоугольного куска ткани. В центре делали проем для головы, затем складывали ткань вдвое. Нижние части сшивали, оставив отверстия для рук.
Слуги носили набедренные повязки или длинные платья с ремешками и ошейниками.
Состоятельные особы могли позволить себе украсить платье бисером. Грудь была закрыта одеждой, хотя в некоторые периоды истории, была мода на открытую часть тела.
В период Древнего царства также можно встретить рисунки с изображением круглой накидки. Их делали, как правило, из льняного полотна, оставляя вырез для головы. Одежду декорировали. Во время Нового царства возникла мода на платки
В Египте с древних времен было известно, как добыть крахмал. Его получали из пшеничной муки, смешанной с кипящей водой. В крахмал замачивали бинты, который становились твердыми и жесткими после просушки.
Дошедшие до нас памятники искусства Древнего Египта дают ясное представление о том, как выглядели и одевались представители различных сословий. Идеальными и у мужчин, и у женщин считались высокие, стройные фигуры с тонкой талией и широкими плечами, миндалевидны разрез глаз, тонкие черты лица, прямой нос, полные губы. Женщины должны были быть светлокожими, иметь небольшую грудь, широкие (но не пышные) бёдра и длинные ноги
Как стирали одежду в древнем Египте?
@Нил, АсуанГеродот, посетивший Египет около VII в до н. э., рассказывал: «Чистота, по-видимому, стояла рядом с благочестием в Древнем Египте. Кто мог быть ближе к Небу, чем сам фараон. Одной из самых важных должностей при дворе был держатель королевской одежды, обязанностью которого было отбеливание царской одежды» (Эвтерпа, 2.37.1)
Ручная стирка была достаточно тяжелым физическим трудом. Состав мыла стал известен благодаря смешиванию касторого масла и селитры. Одежду тщательно намыливали, отжимали под паром. Около 1200 г. до н.э. были изобретены прачечные, которые облеглачи процесс стирки.
Бедные люди не имели доступа к таким услугам и стирали вещи на берегу реки или канала. Вода доставлялась в тяжелых глиняных сосудах. Особая опасность заключалась в том, что встретить мимо проплывающего крокодила. Отмечались несчастные случаи.
До появления промышленных технологий, труд в прачечной оценивался в гроши. Древние египтяне бережно относились к своей одежде, которой впрочем было не много относительно нарядов европейцев. Если платье рвалось, то хозяйка брала нитку и иголку, и начинала шить заплаты. В ходе археологических раскопок было найдено множество вещей, которые зашивались несколько раз.
Головные уборы Древнего Египта
Головные уборы древнего ЕгиптаЕсли на фресках гробниц можно обнаружить фрески с изображением мужчин и женщин, головы которых украшены диадемами, то простые граждане обычно не нуждались в такой роскоши. Ношение тяжелых головных уборов было принято у народов юга: нубийцев и эритрейцев. Зажиточные граждане в Египте носили парики. Эта деталь гардероба служила признаком богатства, успеха и высокой должности. Порой они достигали огромных размеров во времена Нового царства. Гардероб дополняли всевозможные аксессуары: ожерелья из драгоценных металлов, кольца, браслеты, диадемы, перчатки, пояса. Для представителей царской династии характерно наличие на головном уборе урея — символа власти фараона Древнего Египта. Он изображался в форме кобры с поднятой головой и служил целью защиты для своего обладателя и обладал религиозным значением. Самые популярные в Египте цвета для украшений — золотой, синий, красный, черный, зеленый.
Обувь в Древнем Египте
Обувь Древнего Египта. Золотые сандалии Тутанхамона. Египетский музей древностей.Народности, живущие вдоль побережья Средизнемного моря, обычно не носили обувь, за исключением хеттов, которые жили в анатолийском нагорье. Их сандалии имели поднятые носки.
Египтяне большую часть времени ходили босиком и в исключительных случаях для защиты ног одевали обувь.
Сандалии делали из тростника, закрепляли их двумя ремешками. Нос был обычно заострен вверх. Их делали из кожи и ткани. Через большой палец обязательно передевался ремешок.
Самая дешевая обувь была доступна для всех, кроме бедняков. Тот, кто мог их себе позволить, владел богатствами.
Цари одевали искусно украшенные расписанные сандалии зачастую из драгоценных материалов. Иногда они одевали декоративные перчатки.
В гробнице Тутанхамона было найдено 93 пары обуви. Были среди них и изготовленные из дерева с изображением врагов на подошве.
Во времена Нового царства туфли вошли в широкий обиход. Наиболее широко они использовались солдатами и путешественниками.
Фараон Тутмос III говорил о странах, которые он завоевал, что они «были землей под моими сандалиями».
Среди самых интересных образов династического периода был сандаловый знаменосец фараона. А при царе Вени VI династии, эта должность имела важный этап в государственной карьере.
Для изготовления ювелирных изделий чаще всего применяли золото, богатые месторождения которого были открыты в Египте ещё в глубокой древности. При этом больше всего ценили не столько стоимость материала, сколько его живописные свойства. Египетские мастера умели с помощью различных присадок придавать золоту разнообразные оттенки — от белого до зелёного.
Ускх ожерелье фараона Символизировал солнце
Широко применялся также электр — сплав золота с серебром; из него изготовляли повседневные предметы, а также крепления и связующие элементы в браслетах и ожерельях. В украшениях золото всегда сочеталось с цветными эмалями и вставками из самоцветов и смальты Предпочтение отдавалось камням, окрашенным в яркие и чистые тона — сердолику, лазуриту, сардонису,, малахиту, бирюзе и т. п. Тех камней, которые сейчас считаются драгоценными — рубинов, сапфиров, алмазов, изумрудов — древние египтяне не знали.
Скарабей на данном украшении сделан из необычного материала – так называемого ливийского стекла. Встречается этот материал только в ливийской пустыни. По одной из версий он возник из-за мощного удара разряда молнии в песок, который оплавился. Есть и более фантастические версии, приверженцы которых считают, что ливийское стекло – это материал инопланетного происхождения.
Мужская одежда египетских земледельцев состоит только из набедренной повязки и широкого пояса. Эти скромные наряды египтяне дополняют самодельными украшениями из камня и бронзы. Традиционная одежда современных египтян состоит из длинной рубашки простого кроя, которая дополняется широкими штанами и поясом-кушаком. Поверх рубашки одевается жилетка или кафтан, а голову украшает платок, завязанный в виде чалмы. Египтянки носят платья-рубашки с кафтанами прямоугольного кроя и объемные платки на голове. После раскопок гробниц в двадцатых годах прошлого века, египетский стиль одежды вновь вернулся в мир современной моды! Наряды с египетским принтом в виде иероглифов, пирамид и этнических узоров с каждым годом становятся все популярнее!
Современная одежда в египетском стиле — длинные туники с металлическими пластинами и нагрудниками, головные уборы фараонов и другие элементы одежды простого кроя, расшитые сложными вышивками.
Самые роскошные образцы «высокой» моды, которые создают известные европейские дизайнеры и Дома Моды, украшаются золотом, яркими лазурными украшениями или декорируются кристаллами Swarowski.
Источник
Египетская цивилизация — Повседневная жизнь
Древние египтяне очень требовательно относились к чистоте и
личный внешний вид. Люди, которые были плохо ухожены, были
считается низшим. И мужчины, и женщины пользовались косметикой и носили украшения.
Одно украшение, амулет,
считалось, что защищает владельцев и
дай им силы. Лен, выращенный фермерами, был соткан
в тонкое полотно для одежды.
Мужчины из рабочего класса носили набедренные повязки или короткие килты,
а также длинная рубашечная одежда, завязанная поясом на талии. Килты были
сделанный из прямоугольного куска полотна, который был сложен вокруг тела и
завязывается на талии. Состоятельные мужчины носили рубашки до колен, набедренные повязки или
килты и украсили себя украшениями ниткой бус,
нарукавники и браслеты. Женщины из рабочего класса носили платье с запахом в полный рост.
платья и облегающие ножны. Элитные женщины улучшили свою внешность
с макияжем, серьгами, браслетами и ожерельями. И мужчины, и женщины носили сандалии.
из папируса. Сандалии из растительных волокон или кожи были обычным видом обуви.
Тем не менее мужчины и женщины, в том числе богатые, часто
изображен босиком. Когда королевские особы, боги и богини изображались в статуях, храмах
резьбы и настенной росписи, это была красота и уверенность в себе
предмет, который был передан. Идеализированные египетские художественные условности
пропорции тела. Мужчины показаны широкоплечими, худощавыми.
тела, мускулистые руки и ноги; а у женщин талия маленькая, плоская
животы и округлые бюсты. Оба носят элегантную одежду и украшения,
и стоять с высоко поднятой головой. Их величественный вид
вызывает уважение у всех, кто смотрит на их портреты. В Древнем царстве богинь и элитных женщин изображали в ножнах с широкими лямками.
В Новом царстве носили ножны
украшенный золотой нитью и разноцветной вышивкой бисером, типа сари;
на ножнах была только одна тонкая лямка. Эти платья были сделаны из льна, и
украшены красивыми цветными узорами и вышивкой бисером. Автор
царствование Аменхотепа III (1390-1352 гг. до н. э.) женская одежда была
из очень легкого прозрачного льна. Мужчины носили рубашки до колен, набедренные повязки или килты из льна. Однако кожаные набедренные повязки не были редкостью. Их одежда была
иногда украшены золотой нитью и разноцветной вышивкой бисером. Жрецы, визири и некоторые чиновники носили длинные белые одежды с ремешком.
через одно плечо, и сеньоры (один из чинов в священстве)
носили леопардовые шкуры поверх мантий. Египетская элита нанимала парикмахеров и очень заботилась о своих
волосы. Волосы мыли и надушивали, а иногда и осветляли хной.
Детям брили головы, за исключением одной или двух прядей или
коса, которую носят сбоку головы. Это называлось боковым замком
юность, стиль, который носил бог Гор, когда он был младенцем. И мужчины, и женщины иногда носили шиньоны, но парики были более
общий. Парики были сделаны из человеческих волос и имели набивку из растительных волокон.
на нижней стороне. Заплетенные в аккуратные косы и пряди, они были
часто длинные и тяжелые. Возможно, их носили в основном на праздничных мероприятиях.
и торжественных случаев, как в Европе восемнадцатого века. Жрецы брили головы и тела, чтобы
подтвердить свою преданность божествам и укрепить свою чистоту,
знак очищения. Элитные мужчины и женщины улучшены
их внешний вид с различной косметикой:
масла, духи,
и краски для глаз и лица. Оба пола носили макияж глаз,
чаще всего изложение
их веки с линией черного румянца. При нанесении
на гриме использовали зеркало,
как мы делаем сегодня. Египтяне использовали минерал
пигменты для создания макияжа.
Галенит или малахит растирали на каменных палитрах, чтобы сделать глазную краску.
Наносится пальцами или красочным карандашом (из дерева, слоновой кости или камня),
краска для глаз подчеркивала глаза и защищала их от яркого солнечного света.
Во времена Древнего царства под глаза натирали порошок зеленого малахита.
Румяна для лица и губ была сделана из красной охры. Масла и жиры
наносились на кожу для ее защиты, смешивались с духами и добавлялись в
конусы благовоний, которые носят на макушке. И мужчины, и женщины носили
ароматные шишки на головах. Было высказано предположение, что конусы
сделанный из сала или жира, который постепенно плавился, выделяя аромат. Нет
образцы конусов были найдены. Издревле украшения носили представители элиты для украшения себя и как показатель социального положения.
положение дел. Браслеты, кольца, серьги, ожерелья,
булавки, пряжки для ремней и амулеты
были сделаны из золота
и серебро, инкрустированное драгоценными камнями, такими как лазурит,
бирюза, сердолик и аметист. Фаянс и стекло также использовались для украшения ювелирных изделий. Элегантный дизайн
египетских украшений часто отражали религиозные
темы. Мотивы включали изображения богов и богинь; иероглифический
символы; и птиц, животных и насекомых, сыгравших роль в
миф о творении. Обычно видели скарабея;
Глаз Ре; лотос
и растения папируса; стервятник и ястреб; кобра; и символы, такие как узел Изиды, 9кольцо 0136 шен (символ вечности) и анх (символ жизни). Ювелирные изделия человека были помещены в его или
ее могила для использования в загробном мире, наряду со многими другими личными
предметы. Одежда и украшения
Рисунки Джона Айда Старый
Королевство Средний
Королевство Новый
Королевство Дворянин
Короткий килт со складками и поясом; волосы по плечи;
ожерелье. Служанка
Простое платье-футляр на широких бретелях; длинные волосы,
неплетеный; украшения. Официальный
Килт до середины икры с большим фартуком, который, вероятно,
усилен для сохранения треугольной формы; изысканное ожерелье. Служанка
Простое платье-футляр, длинные распущенные волосы. Дворянин
Изысканная одежда со складками; украшения, парик и душистый
конус; сандалии с удлиненными загнутыми пальцами, характерными для того периода. Дворянка
Изысканное платье; украшения; плетеный парик, украшения для волос
и ароматизированный конус. Одежда
Прически
(слева) Женщины в ароматных шишках и париках.
Картина: Виннифред Нилер, Королевский музей Онтарио (справа) Копия парика.
Королевский музей Онтарио Макияж
Ювелирные изделия
главное меню | цивилизация | повседневная жизнь
Мода и одежда в Древнем Египте
Мода в Древнем Египте олицетворяла концепцию простоты и легкости движений и оставалась относительно неизменной в этом отношении на протяжении более 3000 лет. Одежда и обувь отличались орнаментом между высшими и низшими классами, но в целом мужская и женская одежда принимала одни и те же основные формы в любую эпоху, что совершенно не соответствовало моде в современную эпоху.
В 1851 году женщина по имени Амелия Блумер из Соединенных Штатов шокировала истеблишмент, заявив в своей публикации Лилия , что она приняла «турецкое платье» для повседневной носки и, кроме того, дала читателям инструкции, как сшить их самостоятельно. Это «турецкое платье» представляло собой пару легких брюк, которые носили под платьем, в котором не было тяжелых нижних юбок и нижнего белья, составлявших женскую моду.
Удалить рекламу
Реклама
Во время объявления Блумера женщины из высшего сословия носили платья, состоящие из 16 нижних юбок, которые были довольно тяжелыми, а платья из низших сословий были почти столь же тесными. Эти «турецкие штаны» (которые стали известны как «шаровары») освободили женщин от ограничений моды, предоставив им свободу передвижения, и стали одним из символов нового женского избирательного движения.
YouTube Следите за нами на YouTube!Движение за избирательное право женщин только что собралось, чтобы опубликовать свою Декларацию прав и чувств, написанную Элизабет Кэди Стэнтон, в 1848 году в Сенека-Фолс, штат Нью-Йорк, и защиту нового стиля Блумер поддержала одна из ключевых фигур движения. , Люси Стоун, которая носила штаны во время своих лекций о правах женщин. Именно Люси Стоун побудила Сьюзен Б. Энтони взяться за движение за избирательное право женщин, и Энтони, конечно же, теперь является синонимом прав женщин.
Удалить рекламу
Реклама
Все эти вызовы патриархату 19-го века были весьма тревожными, как для женщин, так и для мужчин, но они не имели бы никакого значения для древних египтян, которые считали женщин почти равными и чье чувство стиля можно было описать. как «унисекс» задолго до того, как это слово или понятие стало пониматься более «продвинутой» культурой наших дней.
Египетская пара
Попечители Британского музея (CC BY-NC-SA)
Египетская мода была практичной, простой, и для большей части населения та же самая одежда, которую носила женщина, носила мужчина. Женщины из высшего сословия в Древнем царстве Египта (ок. 2613-2181 гг. до н.э.) носили более длинные платья, закрывавшие грудь, но женщины из низших сословий носили такой же простой килт, как и их отцы, мужья и сыновья.
Любите историю?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Ранний династический период и Старое Царство
На изображениях раннего династического периода в Египте (ок. 3150 – ок. 2613 гг. до н. э.) мужчины и женщины низшего сословия одеты в одинаковую одежду: простой килт до колен, вероятно, белого или светлого цвета. Он должен был быть сделан из хлопка, льна или биссуса (льна) и закреплен вокруг талии ремнем из ткани, папирусной веревки или кожи.
Египтяне из высшего сословия того же периода одевались так же, только с большим количеством украшений. Египтолог Хелен Струдвик отмечает, что «только по своим украшениям мужчин из богатого класса можно было отличить от земледельцев и ремесленников» (374). Женская одежда была более различна между классами, поскольку женщины из высшего сословия носили длинное облегающее платье с рукавами или без них. Эти платья удерживались ремнями на плечах и иногда дополнялись прозрачной туникой, надетой поверх них.
Платье с египетской сеткой (деталь)
Jennifer Brown (CC BY-NC-SA)
Женская мода, обнажающая грудь, не вызывала беспокойства. Платья женщин из высшего сословия иногда начинались ниже груди и доходили до щиколоток. Юбки женщин низшего сословия, как уже отмечалось, были от талии до колен без верха. До изобретения льняной ткани люди носили одежду из шкур животных или тканого тростника папируса. Струдвик пишет:
Удалить рекламу
Реклама
Пастухи, перевозчики и рыбаки в основном обходились простым кожаным кушаком, с которого свисала тростниковая завеса; многие также работали совершенно голыми, по крайней мере, до Среднего царства — в это время увидеть раздетого рабочего стало редкостью. Женщины-мельники, пекари и уборщицы часто изображаются в длинной юбке с запахом, но с обнаженной верхней частью тела. (376)
Дети обоего пола не носили одежды с рождения до полового созревания, и некоторые занятия, как отмечает Струдвик, продолжали эту практику. Прачки и прачки, которые ежедневно работали на берегу реки Нил, стирая чужую одежду, выполняли свою работу обнаженными, потому что они так часто находились в воде.
Первый промежуточный период и Среднее царство
Первый промежуточный период Египта (ок. 2181–2040 гг. до н. э.) последовал за крахом Древнего царства и положил начало многим драматическим изменениям в египетской культуре, но мода осталась относительно неизменной. Только в Среднем царстве Египта (2040-1782 гг. до н.э.) мода меняется, когда женщины начинают носить длинные хлопчатобумажные платья и разные прически.
Платья Среднего Царства должны были быть сделаны из одного листа ткани, в который женщина заворачивалась, а затем укладывала стиль с поясом вокруг талии, поверх которого она могла надеть блузку.
В Древнем царстве и первом промежуточном периоде женщины изображались с волосами длиной чуть ниже ушей, а в Среднем царстве их волосы доходили до плеч. Одежда высшего сословия Среднего царства также отличается тем, что наряды часто шили из хлопка. Эти платья, все еще облегающие, часто имели рукава с глубоким вырезом, украшенные ожерельем с застежкой на горле. Эти платья должны были быть сделаны из одного листа ткани, в который женщина заворачивалась, а затем укладывала стиль с поясом вокруг талии, поверх которого она могла надеть блузку.
Удалить рекламу
Реклама
Однако из того же периода есть также свидетельства о женских платьях высшего класса, которые поднимались от щиколотки до талии и поддерживались тонкими бретельками, проходившими по груди и застегивающимися на плечах сзади. Мужчины в то время продолжали носить простой килт только со складками спереди. Точно неизвестно, как древние египтяне складывали свою одежду, но изображения в искусстве ясно показывают складки как на мужской, так и на женской одежде. Самым популярным предметом одежды среди мужчин из высшего сословия был треугольный фартук; накрахмаленный, украшенный орнаментом килт, который спускался чуть выше колен и удерживался кушаком. Его носили поверх набедренной повязки, которая представляла собой треугольную полоску ткани, проходящую между ногами и завязывавшуюся на бедрах.
Новое Царство
После Среднего царства Египет вступил во второй промежуточный период (ок. 1782–1570 гг. до н. э.), во время которого иностранцы, известные как гиксосы, правили из Нижнего Египта, а нубийцы удерживали южные границы Верхнего Египта, и только Фивы в середине представляли Египетское правление.
Гиксосы подарили Египту множество достижений, нововведений и изобретений, которые они впоследствии широко использовали, но, похоже, не внесли вклад в моду. Во многом это связано с тем, что гиксосы очень восхищались египетской культурой и подражали египетским верованиям, поведению и одежде в своих городах в северной части Дельты.
Удалить рекламу
Реклама
В с. В 1570 г. до н. э. фиванский царевич Яхмос I (ок. 1570–1544 до н. э.) изгнал гиксосов из Египта и положил начало периоду Нового царства Египта (ок. 1570–1069 до н. э.), в котором наблюдались самые большие успехи в моде в истории Египта. . Стили моды Нового Царства чаще всего изображаются в фильмах и телешоу, посвященных Египту, независимо от того, в какой период времени они происходят.
Новое Царство было эпохой империи Египта, когда страна вышла на международную арену и вступила в более тесные контакты с другими народами, чем раньше. Однако еще до эпохи империи модные заявления стали более изощренными. Жена Яхмоса I, Яхмос-Нефертари (ок. 1562-149 гг.).5 г. до н.э.), изображена в платье с рукавами-крылышками и широким воротником, спускающимся выше щиколоток.
Яхмос-Нефертари
Попечители Британского музея (Авторское право)
Расшитые бисером платья и платья ( kalasiris , о которых упоминает Геродот), украшенные драгоценными камнями, начинают появляться в конце Среднего царства, но становятся более распространенными в Новом царстве среди высших классов. В это время все чаще появляются изысканные парики, украшенные бисером и драгоценными камнями. Египтолог Маргарет Бансон отмечает, что «накидка из прозрачного льна была модным новшеством Нового царства» (68). Накидка, или шалевая накидка, представляла собой прямоугольный скрученный, сложенный или разрезанный льняной плащ, обычно прикрепленный к орнаментированному воротнику. Его носили поверх kalasiris , который спускался либо от талии, либо чуть ниже груди и стал самым популярным стилем среди высших слоев общества.
Мужская мода также довольно быстро развивалась в Новом Царстве. Килты этого периода опускаются ниже колена, более замысловато вышиты и часто дополняются прозрачной, свободной блузкой. Фараона, изображенного в головном уборе nemes , часто можно увидеть в такой одежде либо в сандалиях, либо в тапочках. Бунсон отмечает, что мужчины «носили килты и прозрачные блузки с искусно сложенными рукавами. Большие панели из тканых материалов свисали с талии, а под прозрачными верхними юбками были видны замысловатые складки» (68). Этот стиль был популярен среди членов королевской семьи и высших слоев общества, которые могли позволить себе этот материал.
Низшие классы продолжали носить простые килты для обоих полов, но теперь все больше женщин из рабочего класса появляются с закрытыми верхами. Раньше египетские слуги изображались на росписях гробниц и других произведениях искусства обнаженными или почти обнаженными, но в Новом царстве ряд слуг изображены не только полностью одетыми, но и в довольно сложных платьях. Струдвик пишет:
Одежда слуг чиновников и сановников была изысканнее одежды простых людей. Слуга, изображенный в гробнице восемнадцатой династии, носит льняную тунику с мелкими складками и набедренную повязку с широким складчатым поясом. (376)
Нижнее белье также получило дальнейшее развитие в этот период, превратившись из грубой треугольной набедренной повязки, обернутой между ногами и вокруг талии, в более тонкий кусок ткани, либо сшитый до определенного размера талии, либо завязанный на бедрах. Мужская мода высшего сословия в Новом Царстве заключалась в нижнем белье под набедренной повязкой, поверх которой надевали длинную прозрачную рубашку, спускавшуюся до колен, широкий воротник (для знати), браслеты и сандалии. Царь Тутанхамон (ок. 1336–1327 гг. до н. э.) был похоронен с более чем 100 предметами такого нижнего белья, а также рубашками, куртками, килтами и плащами, что является одним из лучших образцов моды Нового Царства, которые когда-либо были найдены.
Женская мода того периода была более сложной, чем в любую предыдущую эпоху. Мужчины и женщины Египта часто брили головы, чтобы предотвратить появление вшей и сократить время, необходимое для поддержания густой шевелюры. Оба пола использовали парики для защиты кожи головы и в церемониальных целях. Парики Нового царства самые богато украшенные, особенно для женщин, и демонстрируют плиссированные, бахромчатые и многослойные прически длиной до плеч или ниже. Среди женщин из высшего сословия были популярны прозрачные платья из легкого льна, часто украшенные поясом или накидкой, поясом на талии и украшенные головным убором, ожерельем и серьгами.
Леди Чепу
Джеймс Блейк Винер (CC BY-NC-SA)
В разных профессиях также применялись довольно последовательные стили моды. Визири, например, носили длинную юбку (часто вышитую), которая застегивалась под мышками и спускалась до щиколоток вместе с сандалиями или туфлями. Писцы носили простые килты от талии до колен, а иногда их видели в прозрачных блузах. Жрецы носили белые льняные одежды и, по Геродоту, не могли носить никакой другой цвет, поскольку белый символизировал чистоту и святость. Солдаты, охранники и полицейские также носили простой килт с сандалиями, а иногда и с наручными щитками. Фермеры, пивовары, владельцы таверн, каменщики, рабочие и торговцы того периода единообразно изображаются в одном и том же простом килте, как мужчины, так и женщины, хотя торговец иногда появляется в мантии или плаще. Пальто, куртки и плащи были обычным явлением на протяжении всей истории Египта, поскольку температура ночью, особенно в сезон дождей, могла быть довольно низкой.
Обувь и аксессуары
Духи и украшения ценились и носились как мужчинами, так и женщинами, как и косметика. Египтяне обоих полов использовали краску kohl под глазами, чтобы уменьшить солнечные блики, а kyphi , самые популярные египетские духи, считались настолько высоко, что их сжигали в храмах как благовония. Изображения египтян с конусами на головах изображают использование kyphi в форме конуса. Он состоял из ладана, мирры, сосновой смолы и других ингредиентов, и его можно было сжигать (как в случае с шишками), наносить на кожу или использовать в качестве зубной пасты и жидкости для полоскания рта.
Kyphi чаще всего использовался женщинами и применялся почти так же, как современные духи. Женщина или ее служанка открывали контейнер с kyphi , обдували воздух и шли по запаху. То же самое относится и к косметике, которую хранили в горшках или кувшинах и наносили из этих емкостей кистью или палочкой, как современная подводка для глаз.
Самым популярным видом украшений среди высших слоев общества было золото. Египетское слово для обозначения золота было 9.0136 nub, , и как только земля на юге была завоевана, она стала называться Нубией из-за огромного количества найденного там золота. Все классы египтян носили какие-либо украшения, как отмечает Струдвик:
Зарегистрированы практически все виды украшений, включая перстни, ножные браслеты, нарукавники, пояса и нагрудные браслеты, ожерелья, колье, чокеры, диадемы, ушные серьги, серьги и украшения для волос. Чаще всего использовались цветные полудрагоценные камни, такие как сердолик, бирюза, полевой шпат, зеленая и красная яшма, аметист, кварц, агат и лазурит. Однако часто их имитировали цветным стеклом и фаянсом. (386)
Обуви у низших сословий практически не было, но в холодную погоду или на пересеченной местности они, кажется, обматывали ноги тряпками. Среди высших классов носили сандалии и тапочки, но, как и низшие классы, люди обычно ходили босиком. Сандалии делались из дерева, папируса, кожи или их комбинации и стоили довольно дорого. Гробница Тутанхамона содержала 93 пары сандалий разных стилей и одну даже из золота. Тапочки изготавливались из папирусного тростника, сплетенного между собой, но могли быть дополнены тканью внутри.
Древние египетские сандалии
Дана Мюррей (CC BY-NC-SA)
Есть некоторые свидетельства того, что знать носили обувь в Новом Царстве, а также использовать шелк, но это редкость. К этому времени хетты разработали башмаки и сапоги, поэтому неудивительно увидеть их появление в Египте. В 1258 г. до н. э. хетты и египтяне подписали первый в мире мирный договор, после чего между ними произошло культурное смешение. Тем не менее, обувь так и не стала популярной обувью в Египте, поскольку, вероятно, считалась бы ненужной; ведь даже боги ходили босиком.
Производство и простота формы
Самая ранняя одежда, вероятно, была сделана из тростника папируса и шкур животных, но это изменилось с выращиванием льна, который обрабатывался и превращался в ткань. Женщины были первыми возделывателями льна и положили начало производству одежды. Доказательством этого утверждения являются самые старые изображения текстильного производства, показывающие женщин за работой, а не мужчин, и женщин, продолжающих текстильное производство, даже когда этой отраслью управляли мужчины. В этом нет ничего необычного, так как женщины были первыми пивоварами в Египте и, скорее всего, первыми целителями, предшествовавшими возникновению медицинской профессии.
Изготовление одежды началось в домашних условиях, но вскоре превратилось в индустрию, когда лен, а затем и хлопок стали популярными. Волокна льна скручивали в нити и ткали на горизонтальном ткацком станке, чтобы получился один длинный кусок ткани, который затем разрезали. Даже самые изысканные платья и килты были просто болтом из этой ткани, которой редко придавали какую-либо форму. каласирис был не более чем простыней, которую женщина обернула вокруг своего тела; человек превратил эту простыню в платье благодаря личному умению обращаться с тканью.
Простота была центральной ценностью египетской моды, даже когда стили в Новом царстве стали более изощренными. Основная концепция египетской моды также не сильно изменилась со времен Древнего Царства до династии Птолемеев (323-30 гг. до н.э.), которая была последней династией, правившей Египтом до того, как он был аннексирован Римом. Виды моды, которые можно увидеть в этот более поздний период, очень близки к моде Нового Царства, которая следует основной форме одежды Старого Царства. Можно с уверенностью сказать, что за последние 150 лет в моде произошли более радикальные изменения, чем за всю египетскую историю, но это только потому, что древние египтяне понимали, что простота стиля часто может быть самой элегантной и, безусловно, самой элегантной.