cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Лиса и заяц коми сказка: Лиса и заяц. Коми народная сказка

Федор Плесовский «Коми народные сказки»

загрузка списка…

Рейтинг

Средняя оценка:
8.00
Оценок:
1
Моя оценка:

подробнее

Федор Плесовский

Сборник, 1975 год

В произведение входит:

7.50 (2)
8. 00 (2)
7.50 (2)
8.00 (2)
8. 00 (1)
8.00 (1)
7.83 (6)
8. 00 (1)
7.50 (2)
7.80 (5)
8. 00 (1)
8.00 (1)
7.50 (2)
8. 00 (2)
8.00 (1)
7.50 (2)
8. 00 (1)
8.00 (2)
8.00 (1)
  • Солдат, скупой мужик и злой царь // Автор: Фольклорное произведение  

8. 00 (2)
8.12 (8)

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.



Издания:ВСЕ (1)

/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

1975 г.



 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Написать отзыв:

Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация

ПО ДОРОГАМ СКАЗКИ. Сказки финно — угорских народов. «Лиса и заяц» (коми сказка)

Литературное чтение

( внеклассное чтение во 2 «д» классе. НРК)

Филиппова Марина Михайловна, учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 24

г Сыктывкар. Республика Коми

Тема: ПО ДОРОГАМ СКАЗКИ.

Сказки финна — угорских народов.

«Лиса и заяц» (коми сказка)

Цель урока: 1.Познакомить с коми народными сказками.

2.Создать благоприятный климат для восприятия темы и помочь активно участвовать в работе .

3.Способствовать развитию умения самостоятельно работать с текстом. Оценивать свои знания и незнания, анализировать сказки, правильно выражать свои мысли.

4.Создать условия ,чтобы каждый ученик, смог ощутить себя гражданином России и частью своей малой Родины-Республики Коми. Знать историю, быт, занятия народов коми ,через знакомство со сказками

Умения и качества:

-осознание своих потребностей;

-поиск ресурсов;

-перенос информации и надпредметных умений;

-способность работать в группе;

-принимать на себя разные роли и обязанности;

-способность действовать в интересах сообщества;

-этично вести себя в межличностном контексте.

Оборудование: Выставка книг (сборники коми сказок),иллюстрации по теме мультимедийный проектор

(презентация к уроку, фильм), тексты сказок, задания-карточки, коми-словарики.

Сотрудничество на уроке : учитель коми языка Есева Антонина Михайловна, Макарова Валентина Григорьевна бабушка ученика Макарова Захара

Ход урока

1 Орг .момент

1 Определение темы

-Ребята ,садитесь поудобнее ,я хочу позвать сегодня ,вас с собой в путешествие.

Дорога будет долгая ,но обещаю интересная.

А поможет нам волшебный клубок ,он укажет нам путь (внимание на экран)

Слайд№2

-А где можно встретить волшебство? ( в сказках)

-Кто догадался , что же за путешествие нас сегодня ждет?

По какой дороге мы пойдем? ( по сказочной)

-Так ,как назовем наш урок «По дорогам сказки»

Слайд № 3 Тема урока: «По дорогам сказки»

Будем говорить о сказках.

-А какие виды сказок ,вы знаете?

Слайд №4 (волшебные, бытовые, о животных — полный ответ с доказательством)

Как появились сказки ? ( народ и авторские)

-Что ,вы знаете о народных сказках? ( передавались из поколения поколению)

-Сказки каких народов ,вы знаете?

(У каждого народа свои сказки.)

Слайд №5

-Как ,вы думаете , у нашего народа есть свои народные сказки?

Как называется край ,в котором мы живем?

(Республика Коми, народ коми)

Внимание на экран!

Посмотрите фильм ,ответьте на вопрос о каком народе говориться в фильме?

Просмотр фильма

О каком народе говорится в фильме?

(финна –угорский)

В конце фильма учитель комментирует :

Бескрайни просторы Коми, сурова природа. Нелегкой была жизнь наших предков. Охотники и оленеводы на долгие месяцы уходили в леса и тундру. И в зимние вечера у костра рождались народные сказки, которые передавались из уст в уста . Светила коптилка в плошке со звериным салом…Сказочник начинал сказку.

Поздними вечерами за веретеном бабушки придумывали и рассказывали сказки своим внукам.

Около Сыктывкара в селе Трехозерка живет сказительница бабушка Соломония. Сочинять сказки она начала давно, когда ее дети были маленькими Сидят бывало на печи и слушают ее сказки. Теперь бабушка Соломония Васильевна внукам сказки рассказывает.

-Много ли сказок у коми народа?

Проблемный вопрос.

Тема: Сказки финно –угорских народов.

Сегодня познакомимся с коми сказками.

Поставим цель. Чему будем учиться на уроке?

Слайд №6

Познакомиться с коми сказками

Учиться сравнивать с русскими сказками

Узнать особенности коми сказок

Выставка книг – обратить внимание!

Проверка домашнего задания

(Выступление учеников работа в группах ,знакомство с коми сказками

( детская презентация), перечитывали русские народные сказки. )

Слайд 7

Ребята, кто является популярной героиней в русских народных сказках о животных? ( главной героиней является лиса)

Лисица — одна из самых популярных героинь детских сказок. Но, как сказочный образ наделена чертами, свойственными этим животным в реальности. Лиса — символ хитрости, лицемерия и порока…

— Понравились вам новые коми народные сказки, что нового узнали?

( трудно ответить , не все было понятно)

Шаги по решению задач поставленных на уроке

Слайд № 8

1 Необычность коми сказки .

Попробуем узнать в чем необычность коми сказок ,почему нам пока непонятны коми сказки.

А) К нам на урок пришла бабушка, Захара Макарова .Валентина Григорьевна. Знает очень много сказок, послушайте одну из них.

Рассказывает отрывок из сказки «Лиса и заяц» на коми языке.

-Ребята, все ли понятно вам было в сказке?

-Почему?

Коми народная сказка, на коми языке.

-Хотя ,вы еще плохо знаете коми язык , вам было интересно слушать сказку?

Почему? ( коми язык красивый)

Слайд №9

2. « Красота , самобытность коми языка в сказке»

-Как , вы думаете, кто может нам сегодня помочь работать с коми народными сказками, чтобы нам было все понятно и интересно?

Б) Антонина Михайловна-учитель коми языка (знакомит со словариком часто встречающихся слов в коми сказках)

Раздает ребятам карточки-словарики

Слайд №10

Коми сказки отличаются замысловатостью. Многосложностью сюжетов. Их сложно распределить по видам: волшебные, бытовые и о животных.

Поэтому начнем знакомство с коми сказками – сказки о животных, конечно необычных, а сказочных, живущих ,как люди.

-Как называется в литературе прием, когда животные в сказках живут ,как люди?

(олицетворение)

3. Знакомство с сказкой «Лиса и заяц»

Слайд№ 11 «Лиса и заяц»

-Ребята , а вам интересно познакомиться с сказкой ,которую вам рассказала бабушка Захара Валентина Григорьевна на коми языке, услышать на русском языке.

4. Осмысление

На столе книги у детей

1.Прочитать название( пользуясь словариком)

( сказка называется «Лиса и заяц»)

2. Работа с иллюстрацией сказки

Рассмотрите иллюстрацию к сказке

-Как ,вы думаете о чем эта сказка?

Заяц веником бьет лису .Встречали ,вы такое в сказке?

Предположим ,что произошло в сказке?

Работа над темой

5. Знакомство с сказкой

(Учитель читает слова автора, дети инсценируют).

Задание

Ваша задача сложная, слушать и при этом думать, примечать.

6. Работа в группах

Вопросы:

1.Назвать главных героев сказки?

2. В каких русских народных сказках встречались вам данные герои ?

( похожи на многие русские сказки, действуют одинаковые персонажи:

лиса, заяц ,близки и сюжеты)

Сравнить

Но все таки коми сказка не похожа на русскую сказку.

Вывод:

Пострадал не заяц, как обычно, а лиса.

Лиса постоянно хвалилась своему другу зайцу тем ,что у нее ценный, красивый мех. Зайцу надоело слушать это каждый день. И он решил проучить лису. Однажды во время игры в лесу, заяц заманил лису в ловушку, она застряла, а заяц наломал березовых прутьев и принялся сечь лису и приговаривать:

Перед нами не гордись,

Своей шубой не хвались,

Не воруй ты кур-цыплят,

Не гоняй моих зайчат.

Заплакала лиса и в лес убежала и с той поры не хвасталась.

Можно ли назвать кто из них положительный герой , а кто отрицательный? Слайд №12

* Мы не определяем героев кто положительный , а кто отрицательный.

-В коми сказках каждое животное на своем месте ,как и в природе.

Каждый герой в сказке хорош по своему.

Вывод: По Коми традициям нельзя выставлять себя на показ не хвастаться- это очень плохо!

В старину говорили: « Кто хвастается ,тот в медведя превратится!»

Заяц учит лису ,дает ей возможность исправиться.

Лису в коми сказках можно исправить.

7. Мы будем учиться сегодня давать характеристику немного по другому нашим героям ,не будет определять как в русских народных сказках положительных и отрицательных героев.

-В каких русских народных сказках встречались вам данные герои .

«Лиса и заяц»,лиса выгнала зайца из избушки»

Никто лису не исправил

В коми народной сказке «Лиса и заяц» ,сюжет развернутый. Заяц не только проучил хвастливую лису о пороков, отстегав ее прутьями

Но и своими дальнейшими поступками продолжает отучать ее от порок

Слайд № 13

8. Работа с рисунком

-Какой рисунок соответствует лисе в начале сказке ?

\

-Какой относится лисе в конце сказки?

— Почему выражение лисы разное?

1. Лиса красовалась ,хвасталась перед зайцем

2.Заяц проучил лису, она чувствует себя виноватой, готова исправиться.

9. Работа в группах

1.Найти в тексте, прочитать.

Дать характеристику лисе.

Вывод: По Коми традициям не выставлять себя на показ не хвастаться- это очень плохо! В старину говорили: « Кто хвастается ,тот в медведя превратиться! Заяц учит лису , дает ей возможность исправиться.

Лису в коми сказках можно исправить.

10.« Синквэйн»

Что такое Синквэйн?

Дать характеристику лисе в коми сказке

Работа в группах

Выбрать на карточках слова соответствующие характеристики лисы в народных коми сказках и русских народных сказках, сравнить. Приклеить на карточки.

Слайд №14 Проверить

Лиса в русских народных сказках Лиса в коми народных сказках

1хитрая 1. Хитрая

2. обманщица ,хвастливая 2. Обманщица, хвастливая

3.Обижает слабых 3. Обижает слабых

4. Лисонька 4. Лиса

5. Патрикеевна 5 Ее можно исправить

Вывод: Оказывается ,что лиса является главной героиней не только в русских народных сказках, но и в коми народных сказках, лиса главная героиня.

— С какими людьми можно сравнить характер лисы?

Характер лисицы во многом схож с характером злых, завистливых ,лживых людей, лиса и в самом деле хитрое животное.

Во все времена люди ценили диких животных, ведь недаром наделили каждого зверя своими качествами.

В коми народных сказках нет положительных и отрицательных героев.

Заяц учит лису ,дает ей возможность исправиться.

Лису в коми сказках можно исправить

11. Рефлексия

— В чем же особенности коми народной сказки?

Слайд №15

Оценивание по листу самоконтроля

Ученики отмечают умеют ли они найти особенности коми народной сказки. (Да-1балл, нет -0 баллов)

В чем необычность коми сказки?

1« Красота , самобытность коми языка в сказке»

2. Их сложно распределить по видам: волшебные, бытовые и о животных.

3.Нет положительных и отрицательных героев

(у каждого героя : животного ,человека — свое место в природе)

4 Лису в коми сказках можно исправить

5. По коми традициям не выставлять себя на показ

У коми народа много сказок, они очень интересные и мы с вами на следующих уроках будем продолжать путешествовать по дорогам сказки , а сегодня я хочу показать вам отрывок коми народной сказки, с которой вы будете работать на сл уроке.

(домашнее задание : пожеланию сочинить и рассказать коми сказку

12. Бабушкин сюрприз

Коми шаньги (угощает всех)

\

Листок самоконтроля

Особенности коми народной сказки

В чем необычность коми сказки?

Я знаю особенности коми народной сказки Да — 1балл Нет- 0баллов

1. « Красота , самобытность коми языка в сказке» _____________

  1. Их сложно распределить по видам:

волшебные, бытовые о животных. ______________

3.Нет положительных и отрицательных героев

(у каждого героя ,животного — свое место в природе) ______________

4 Лису в коми сказках можно исправить _______________

5. По коми традициям не выставлять себя на показ _____________

Общее количество баллов ______________

Оценка

Лиса, Заяц и Петух Русская сказка

(Все использованные здесь иллюстрации принадлежат Русским Промыслам и представляют продукцию, которая продавалась или продается в магазине Русских Промыслов).

Жили-были лиса и заяц. У лисы был домик изо льда, у зайца домик деревянный. Пришла прекрасная весна и растопила лисий дом, а заячий стоял крепко и крепко. Тогда лиса спросила у зайчихи, можно ли ей зайти погреться, и выгнала его. Заяц с плачем пошел по дороге и встретил двух собак, которые спросили: «Тяв, тяв, тяв! Почему ты плачешь?» «Оставьте меня в покое, собаки! Кто бы не плакал? У меня был деревянный дом, а у лисы был ледяной. Она напросилась в мой и выгнала меня». — Не плачь, заяц, — залаяли собаки. — Мы прогоним ее. «Нет, ты не будешь». «О, да, мы будем.

» Они пошли к домику зайца. — Тяв, тяв, тяв! Выходи оттуда, лиса! — Уходи, пока я не пришла и не разорвала тебя на куски, — крикнула она в ответ с печки. Собаки испугались и убежали.

Заяц снова пошел своей дорогой, плача. На этот раз он встретил медведя, который спросил: «Почему ты плачешь?» — Оставь меня, медведь, — сказал заяц. «Кто бы не плакал? У меня был деревянный дом, а у лисы был ледяной. Она напросилась в мой и выгнала меня». — Не плачь, заяц, — сказал медведь. — Я прогоню ее. «Нет, не получится. Собаки пытались, но потерпели неудачу, и у вас не будет лучше». «О, да, я буду.» Они пошли ее выгонять. — Выходи, лиса! зарычал медведь. Но она кричала из печки: «Уходи, пока я не пришла и не разорвала тебя на куски». Медведь испугался и убежал.

Заяц снова пошел своей дорогой, плача, и встретил быка, который спросил: «Почему ты плачешь?» «Оставь меня в покое, бык! Кто бы не плакал? У меня был деревянный дом,

, а у лисы был ледяной. Она напросилась в мой и выгнала меня». — Пойдем со мной, я ее прогоню. «Нет, ты не будешь,» сказал заяц. «Собаки пытались и потерпели неудачу, медведь пытался и потерпел неудачу; у вас не будет лучше». «О, да, я буду.» Они пошли вместе к заячьему домику. — Выходи, лиса! Но она кричала из печки: «Уходи, пока я не пришла и не разорвала тебя на куски». Вол испугался и убежал.

Еще раз заяц с плачем пошел дальше и встретил петуха с косой. «Ту-ту-дуд-ду! Что ты плачешь, заяц?» «Оставь меня в покое, петух! Кто бы не плакал? У меня был дом деревянный, а у лисы — изо льда. Она напросилась в мой и выгнала меня». — Пойдем со мной, я ее прогоню. «Нет, ты не будешь,» сказал заяц. «Собаки пытались и потерпели неудачу; медведь попытался и потерпел неудачу;

вол попытался и потерпел неудачу. У вас не будет лучше». «О, да, я буду.» Итак, они подошли к дому. «Ту-ту-дудл-ду! Я разрежу эту лисицу пополам своей острой и верной косой!» Когда лиса услышала это, она испугалась и крикнула: «Я одеваюсь». Опять петух прокукарекал: «Ту-ку-дудл-ду! Я перережу эту лисицу пополам своей острой и верной косой!» А лиса закричала: «Я надеваю шубу». В третий раз пропел петух: «Ту-ту-дудл-ду! Я перерублю эту лисицу пополам своей острой и верной косой!» Лисица выбежала из дверей, и петух отрубил ей голову. Так заяц и петух жили долго и счастливо после

The Fox, the Hare and the Rooster (Short 1942)

Original title: Lisa, Zayats i Petukh

  • 19421942
  • 11m

IMDb RATING

6.4/10

15

YOUR RATING

AnimationShortFamily

Экранизация известной русской сказки. Встречая зиму, Заяц строит себе хороший дом. Фокс строит дом изо льда. Весной домик Лисы тает. Имея экс… Читать всеЭкранизация известной русской сказки. Встречая зиму, Заяц строит себе хороший дом. Фокс строит дом изо льда. Весной домик Лисы тает. Прогнав Зайца, Лиса поселяется у него дома. Петух приходит на помощь Зайцу. Ха… Читать всеЭкранизация известной русской сказки. Встречая зиму, Заяц строит себе хороший дом. Фокс строит дом изо льда. Весной домик Лисы тает. Прогнав Зайца, Лиса поселяется у него дома. Петух приходит на помощь Зайцу. Увидев Петуха, Лиса убегает, а Заяц снова поселяется в своем домике.

IMDb RATING

6.4/10

15

YOUR RATING

    • Olga Khodatayeva
    • Elena Blaginina(screenplay)
    • Olga Ulitskaya(screenplay)
    • Olga Ходатаева
    • Елена Благинина(сценарий)
    • Ольга Улицкая(сценарий)
  • Посмотреть производство, кассы и информацию о компании
  • See more at IMDbPro
  • Photos

    Storyline

    Did you know

    User reviews

    Be the first to review

    Details

    Technical specs

    • 11 minutes

      • Black and White
      • 1.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *