cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Лирическое отступление в поэме мертвые души: Лирические отступления в поэме «Мертвые души» по главам (список, таблица с цитатами)

Лирические отступления в поэме «Мертвые души» по главам (список, таблица с цитатами)

«Тройка Чичикова».
Художник А. Лаптев.

Лирические отступления занимают особое место в поэме «Мертвые души» Гоголя. В них автор размышляет о России и ее будущем, о русском народе и его особенностях.

Авторские отступления в «Мертвых душах» можно условно разделить на два типа: 

  1. Развернутые лирические отступления о России и личных переживаниях автора 
  2. Характеристики отдельных особенностей русской жизни и народа

Ниже представлено описание лирических отступлений из поэмы «Мертвые души» по главам (в таблицах указаны темы и цитат из них).

Смотрите: 
— Краткое содержание поэмы
— Все материалы по поэме «Мертвые души»

Развернутые лирические отступления в поэме «Мертвые души»

В таблице ниже представлены наиболее известные, крупные лирические отступления из поэмы «Мертвые души».

Эти отступления посвящены размышлениям о России, а также личным переживаниям автора: 

Лирические отступления в поэме «Мертвые души»

Тема

Цитаты из начала и конца

Глава V

«…Выражается сильно российский народ!..
<…>
 …как метко сказанное русское слово…»

Глава VI

«…Прежде, давно, в лета моей юности…
<…>
…О моя юность! о моя свежесть!..»

Глава VII

 «…Счастлив путник, который после длинной, скучной дороги…
<…>
…величавый гром других речей…»

Глава XI

«…Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу… <…>
…у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!.

Глава XI

«…Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!..
<…>

… сколько перечувствовалось дивных впечатлений!..»

Глава XI

«…И какой же русский не любит быстрой езды?..
<…>
… дают ей дорогу другие народы и государства…»

Прочие авторские отступления в поэме «Мертвые души»

В таблице ниже представлены прочие авторские отступления из «Мертвых душ». В этих отступлениях Гоголь описывает отдельные особенности русского народу и жизни на Руси, особенности различных групп людей и т.д.:

Прочие авторские отступления в поэме «Мертвые души»

Тема

Цитаты начала и конца

Глава I

 «О толстых и тонких»  

«…Увы! толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои. .. <…>
 …спускают, по русскому обычаю, на курьерских всё отцовское добро…»

Глава II

«О видах известных»

«…Едва только ушел назад город…<…>
… Словом, виды известные…»

Глава II

«О трудностях в изображении характеров»

«…Гораздо легче изображать характеры большого размера…
<…>
…изощренный в науке выпытывания взгляд…»

Глава III

«О веселом и печальном»

«…Не то на свете дивно устроено…
<…>
… и уже другим светом осветилось лицо. ..»

Глава IV

«О людях, умеющих нагадить»

«…Есть люди, имеющие страстишку нагадить ближнему…
<…>
…дивишься, пожимая плечами, да и ничего более…»

Глава V

«Об однообразии жизни»

«…Везде, где бы ни было в жизни, среди ли черствых…
<…>
… пропал из виду дивный экипаж…»

Глава VIII

«О читателях»

«…Таково на Руси положение писателя!. .
<…>
… надо признаться, бывают еще мудренее…»

Глава IX

«Об именах и личностях»

«…Какое ни придумай имя…
<…>
…словом, вмиг смекнет, в чем дело…»

Глава X

«О дураках и заблуждениях»

«…щедр человек на слово дурак…
<…>
…над которыми также потом посмеются потомки…»

Глава XI

«О страстях»

«…мудр тот, кто не гнушается никаким характером…
<…>
. ..для неведомого человеком блага…»

Это были материалы о лирических отступлениях в поэме «Мертвые души» Гоголя: таблицы с указанием главы, темы и цитат из каждого лирического отступления.

Лирическое отступление «О дороге» из поэмы «Мертвые души», глава XI (текст эпизода, фрагмент, отрывок)

Тройка Чичикова.
Художник А. Лаптев

В этой статье читайте лирическое отступление «О дороге» из главы XI поэмы «Мертвые души» Гоголя (текст эпизода, фрагмент, отрывок).

Смотрите: 
— Краткое содержание поэмы
— Все материалы по поэме «Мертвые души»

Лирическое отступление «О дороге» из поэмы «Мертвые души», глава XI (текст эпизода, фрагмент, отрывок)


«…Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама, эта дорога: ясный день, осенние листья, холодный воздух… покрепче в дорожную шинель, шапку на уши, тесней и уютней прижмешься к углу! В последний раз пробежавшая дрожь прохватила члены, и уже сменила ее приятная теплота.

Кони мчатся… как соблазнительно крадется дремота и смежаются очи, и уже сквозь сон слышатся: и «Не белы снеги», и сап лошадей, и шум колес, и уже храпишь, прижавши к углу своего соседа. Проснулся: пять станций убежало назад, луна, неведомый город, церкви с старинными деревянными куполами и чернеющими остроконечьями, темные бревенчатые и белые каменные дома. Сияние месяца там и там: будто белые полотняные платки развешались по стенам, по мостовой, по улицам; косяками пересекают их черные, как уголь, тени; подобно сверкающему металлу, блистают вкось озаренные деревянные крыши, и нигде ни души – всё спит. Один одинешенек, разве где нибудь в окошке брезжит огонек; мещанин ли городской тачает свою пару сапогов, пекарь ли возится в печурке – что до них? А ночь! небесные силы! какая ночь совершается в вышине! А воздух, а небо, далекое, высокое, там, в недоступной глубине своей, так необъятно, звучно и ясно раскинувшееся!..

Но дышит свежо в самые очи холодное ночное дыхание и убаюкивает тебя, и вот уже дремлешь и забываешься и храпишь, и ворочается сердито, почувствовав на себе тяжесть, бедный, притиснутый в углу сосед. Проснулся – и уже опять перед тобою поля и степи, нигде ничего – везде пустырь, всё открыто. Верста с цифрой летит тебе в очи; занимается утро; на побелевшем холодном небосклоне золотая бледная полоса; свежее и жестче становится ветер: покрепче в теплую шинель!..  какой славный холод! какой чудный вновь обнимающий тебя сон! Толчок – и опять проснулся. На вершине неба солнце. «Полегче! легче!» слышишь голос; телега спускается с кручи: внизу плотина широкая и широкий ясный пруд, сияющий, как медное дно, перед солнцем; деревня, избы рассыпались на косогоре; как звезда, блестит в стороне крест сельской церкви; болтовня мужиков, и невыносимый аппетит в желудке… Боже! как ты хороша подчас, далекая, далекая дорога! Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!..»

Роль лирических отступлений в произведении мертвых душ.

Роль лирических отступлений в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» (1)

«Мертвые души » — произведение загадочное и удивительное. а на обложке читаешь: «Приключения Чичикова. Мертвые души. Поэма Н.В. Гоголя». Да и сам Гоголь воспринимал «Мертвые души» как «преддлинный роман», но жанр своего произведения он определял именно так. И это, конечно, не случайно. Стихотворение во времена Гоголя было своего рода знаком качества. К работам такого рода предъявлялись определенные требования: должны были присутствовать возвышенные мотивы. Стихи должны были звучать авторским голосом, авторская позиция должна была быть четко определена. У Гоголя вся проза окрашена лиризмом, потому что писатель считал более действенным для себя непосредственно обращаться со словом правды и любви. В «Мертвых душах» его голос звучал ясно и пронзительно, в них особое значение приобретали конфессиональные мотивы. Поэтому в поэме одними из лучших страниц являются страницы лирических отступлений. При этом они отличаются эмоциональной окраской, своей тематикой, помогая читателю лучше понять содержание произведения, более подробно изучить ситуация происходящих событий.
Одно из самых значительных лирических отступлений — размышления Гоголя о судьбах писателей, выводящих в своих произведениях положительного или отрицательного героя… Автор «Мертвых душ» с горечью говорит, что современная публика остается равнодушной к слезам «сквозь… смех». .» Гоголь защищает литературу критического реализма, то есть ту литературу, которая не боится показать обществу все дурные стороны своей жизни. Он также защищает сатиру, так как считает, что в ее основе лежат гуманистические принципы, в основе которых сатирический образ лежит любовь к людям, стремление исправить их душу. Как бы продолжая начатую им тему, Гоголь рассказывает историю Кифы Мокиевича и Мокия Кифовича и затрагивает вопрос о патриотизме истинном и ложном… По мнению писателя, истинные патриоты не те, кто думает не о том, чтобы «не делать плохие вещи, но о том, чтобы не говорить, что они делают плохие вещи», а те, которые говорят «святую правду» и не боятся сосредоточить на чем-то глубокий взгляд.
Но если размышления Гоголя о судьбах писателей или о патриотизме наполнены сожалением и горечью, то его сатирический талант в полной мере проявляется в его рассуждениях о чиновниках. Резкая критика чиновников и помещиков содержится в знаменитом рассказе о толстых и худых. «Увы! — замечает Гоголь, — толстые люди лучше умеют вести свои дела на этом свете, чем худые. Блестящие характеристики чиновников были даны писателем при описании поведения помещиков в разговоре с Чичиковым. Манилов, услышав чичиковское предлагают продать мертвые души, ничего не понял, но сделал умное лицо. В лирических отступлениях, миниатюрах Гоголь сравнивает своих героев с петербургскими сановниками. Так, например, Гоголь говорит о выражении лица Манилова, которое может быть видел «только в каком-нибудь чересчур умном министре, да и то в момент самого головокружительного дела». Помогаю таким отступлениям! представляю читателю наиболее полные портреты героев произведения.
В «Мертвых душах» есть и моральные отступления. Так, в рассказе о встрече Чичикова и Плюшкина есть гоголевские обращения к молодежи. Писатель призывает молодежь сохранять «все человеческие движения», которые позволяют человеку сохранить себя и избежать деградации, которая не даст возможности превратиться в Плюшкина и ему подобных.
Но самые проникновенные отступления «Мертвых душ» Гоголь посвятил русскому народу. Бесконечная любовь писателя к русскому человеку проявляется, например, в характеристиках крепостных мастеров (Михеева, Телятникова). Но Гоголь понимает, что назревает конфликт между двумя мирами: миром крепостных и миром помещиков, и предупреждает о грядущем столкновении на протяжении всей книги. И автор «Мертвых душ» надеется, что русский народ ждет впереди расцвет культуры, основой которой должен быть язык. Об этом говорит Гоголь, размышляя о точности русского слова. Автор считает, что нет такого слова, которое было бы «так размашисто, бойко, так вырывалось из-под самого сердца, так кипело и жгло, как хорошо сказанное русское слово».
Поэма заканчивается лирическими размышлениями о судьбах России. Образ России-Тройки утверждает идею неудержимого движения Родины, выражает мечту о ее будущем и надежду на появление настоящих «добродетельных людей», способных спасти страну: «Эх, кони, кони , какие кони!. . Услышали сверху знакомую песню, дружно и тотчас напрягли свои медные груди и, почти не касаясь земли копытами, превратились в лишь продолговатые линии, летящие по воздуху; и все одухотворенные богом несутся! ..» Вера автора в будущее страны проникнута большой эмоциональной силой.
В «Мертвых душах», особенно в лирических отступлениях, отражена вся страдающая душа великого русского писателя, все его мысли и чувства. Сегодня стоит чаще обращаться к этому произведению, чаще прислушиваться к голосу Н. В. Гоголя. В.Г. Белинский заметил: «Как всякое глубокое творение, «Мертвые души» не раскрываются полностью с первого прочтения даже для думающих людей: читая их во второй раз, как будто читаешь новое, никогда не виданное произведение. Мертвые души нужно изучать.

1. Писательский талант Гоголя.
2. Основные темы лирических отступлений.
3. Роль и место лирических отступлений в стихотворении.
4. Жизнеутверждающий пафос отступлений.

Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какой разнообразный букет! В нем появится вся Россия.
Н.В. Гоголь

Н.В. Гоголь — великий русский писатель — обладал уникальным даром. Он заключался в органичном сочетании несочетаемого: острой, глубокой сатиры и удивительной поэзии. В этом гениальность самого Гоголя и бессмертие первого тома «Мертвых душ», «книги великой и грустной».

Мне кажется, что автор точно угадал душу самой России: смешное и великое, низкое и поэтическое живет в ней в неразрывном единстве. Этот персонаж «шестой части земли с заглавием краткая Русь» точно отражает отступления от основной канвы произведения. В поэме Гоголя «Мертвые души» встречаются два вида отступлений — эпические, служащие для раскрытия характеров и образы персонажей, и лирические, отражающие мысли и чувства автора о судьбе России и ее народа.

И те, и другие способствуют раскрытию основной мысли произведения. Тем не менее лирические отступления, несмотря на относительно небольшое их количество в поэме, имеют большее значение. Они объясняют как суть авторского замысла, так и определяют жанр и характер повествования.

«Лирическое обращение к России» и ее народу — так охарактеризовал лирические отступления в «Мертвых душах» сам Гоголь. Своё произведение писатель называл поэмой, поэтическим произведением особого рода, занимающим среднее место между романом и эпосом. Лирический монолог о России и русском народе органично сочетается с критикой существующего мироустройства.

Особенно яркие и глубокие впечатления оставляют лирические отступления, связывающие воедино темы страны и дороги. Образ дороги актуален и значим для России еще со времен древнерусской литературы. Во многом это связано с бескрайними просторами России, судьбоносными для всех ее жителей. В дороге герои проводят большую часть своей жизни, выбор путей всегда был актуален, начиная с сюжетов русских народных сказок. Дорога – это жизнь.

В «Мертвых душах» дорога — образ, пронизывающий весь сюжет: Чичиков находит свое «предприятие» на дороге, а сам Гоголь в своих лирических размышлениях постоянно прибегает к этому образу, пытаясь «объездить всю Россию с герой. » То он представляет себя в пути, то вся Россия представлена ​​в проекции дороги. «Раньше, давно, в годы моей юности… мне было весело впервые подъехать к незнакомому месту… Теперь я равнодушно подъезжаю к любому незнакомому селу и равнодушно смотрю на его вульгарный вид ; мой холодный взгляд неудобен; Я не смешной… и бесстрастное молчание держит мои неподвижные губы. О моя юность! О, моя совесть! Лирические отступления оттеняют те негативные стороны жизни, над которыми автор высмеивает. Они показывают живые страны души, те здоровые силы, способные направить ее на правильный путь, выбрать правильный путь.

Бездушный, черствый мир мертвых персонажей противостоит лирическому образу России, о которой Гоголь всегда писал с любовью и восхищением. Мы видим, как меняется тон повествования, когда автор обращается к образам и темам. народной жизни, к мечте о будущем России. В нем и грустные мысли, и нежная шутка, и, наконец, подлинное лирическое переживание.

Особым чувством проникнуты лирические строки, описывающие мощь, силу, отвагу, ловкость, талант, мудрость русского народа, его свободолюбие. Нынешнее положение народа, его порабощение не совпадало с той долей, которую он действительно заслуживал. Беглые деревни, неустроенность жизни, невежество и равнодушие тянут Россию в прошлое. Это воплощено в мертвых душах показанных помещиков и провинциальной элиты.

В рассказе о капитане Копейкине автор подчеркивает, что это картина не только отдельной губернии, но и всей страны, которой правят изображенные в поэме помещики и чиновники. Это люди, которые принадлежат прошлому. Но и главный герой поэмы Чичикова отличается от этой галереи персонажей лишь своей устремленностью в будущее. Жажда наживы любой ценой характеризует Чичикова как представителя зарождающегося и крепнущего нового буржуазного общества. Деньги для него – средство достижения карьеры и комфорта. Гоголь очень точно подметил типичные черты нового сословия в России: живучесть, деловитость действий и в то же время черствость и жадность, стремление обогатиться за счет чужого труда. Суть их жизни в том же уничтожении «живой» души.

Часто можно встретить определение, что поэма Гоголя звучит оптимистично. Мне кажется, что этот оптимизм пока сдержан. Первый том поэмы заканчивается вопросом, а вот второй и третий не увидели завершения. Гоголь выражает веру, но не уверенность. Он рисует светлые образы простых людей, которые для автора являются воплощением идеалов духовности, мужества, свободолюбия, тем самым показывая, что у России есть здоровые силы. И эта сила – ее люди. «Птица-тройка», несущаяся по бескрайним просторам русской земли, по его словам, «могла родиться только от живого народа». Исследователи творчества Гоголя справедливо отмечали: «Образ «русской тройки», приобретая символическое значение, неразрывно связан с авторскими образами «быстрого ярославского мужика», сделавшего из одного топора и зубила солидную повозку, и кучера». взгромоздившийся на «черт знает что» и лихо управляющий тройкой. Ведь только благодаря таким людям Россия устремляется вперед, поражая смотрящего на это чудо.

Гоголь, предостерегая своих читателей от «омертвения души», призывает их сохранить юношеские годы «Всеобщих движений». Одно из значительных лирических отступлений произведения касается роли писателя в обществе. Он говорит о двух типах писателей и отмечает, что истинный писатель не тот, кто «чудесным образом льстил людям, скрывая печаль в жизни», а тот, кто «выворачивал наизнанку» всю «ужасную, удивительную грязь мелочей, которые окутала нашу жизнь».

По своему идейно-эмоциональному накалу лирические отступления «Мертвых душ» подобны «лучу света в темном царстве», Способствующему просветлению и катарсису, очищению. Думаю, что это выражение, введенное в русскую критику позднее Н. А. Добролюбовым, вполне можно отнести к «Мертвым душам».

Гоголь видел во сне другую Россию. Образ птицы-тройки является символом могущества Отечества. И он был прав. Россию и ее народ беспокоили разные времена, но мир всегда оглядывался на Россию и слушал ее. Она действительно такая — одновременно и неуклюжая, и стремительная, и надежная, и непредсказуемая, ей известны и горькие поражения, и радость побед. Вера писателя в Россию безгранична, но есть и тревога о том, куда поведет эта «бричка» или, точнее, «мчится», которая, как тыква в «Золушке», превращается в мифическую «птицу-тройку». Ведь оно наполнено не только жизнеутверждающим пафосом? Почему подлец, зачем мне так шпорить других? ..». Писатель был убежден, что на русских просторах неизбежно рождение «нового человека», человека, для которого власть денег превыше всего. Гоголь называл Чичикова приобретателем и в какой-то мере оправдывал его: «Приобретение есть вина всего; из-за него совершились дела, которым свет дает имя не очень чистых». для порядочных людей: «Но не тяжело, что они будут недовольны героем, тяжело, чтобы в душе жила непреодолимая уверенность, что читатели будут довольны тем же героем, тем же Чичиковым. Не заглядывайте автору в его душу, не шевелите на дне ее того, что ускользает и прячется от света…».

    Осенью 1835 года Гоголь принялся за поэму «Мертвые души», сюжет которой ему подсказал Пушкин. Гоголь давно мечтал написать роман о России и был очень благодарен Пушкину за эту идею. «Я хотел бы показать в этом романе хотя бы одну…

    Сюжет поэмы подсказал Гоголю Пушкин. Внимание Гоголя особенно привлекала возможность показать с помощью «дорожного» сюжета всю Россию, с ее характерными типами, ситуациями, характерами. «Какой оригинальный сюжет! Какой разнообразный букет! Все…

    Гоголь с восхищением говорил о страницах своей поэмы о величии, силе, блеске и точности русского слова. Гоголь продолжил развитие русского литературного языка в направлении, намеченном Пушкиным. Любовь Гоголя к народной речи, образной и подчеркнутой, боль…

    Среди персонажей гоголевской поэмы особое место занимает поэма Чичикова «Мертвые души». Будучи центральной (сюжетно-композиционно) фигурой поэмы, этот герой вплоть до последней главы первого тома остается загадкой для всех — не только для чиновников…

Существуют две точки зрения, высказанные современниками писателя, на роль и место лирических отступлений в поэме «Мертвые души».
Вскоре после смерти Гоголя Н. А. Некрасов писал в одной из своих критических рецензий (в «Записках о журналах» за октябрь 1855 г.): «Все неодолимое влияние его творений заключается в лиризме… Какие были бы его книги без этого! Это будут только книги. Гоголь, бесспорно, представляет нечто совершенно новое среди личностей, обладавших силой творчества. В. Г. Белинский: «Важные недостатки романа «Мертвые души» мы находим почти везде, где автор пытается из поэта, из художника стать каким-то пророком и впадает в несколько надутый и напыщенный лиризм… К счастью, количество таких лирических пассажей ничтожно к объему всего романа, и их можно пропускать при чтении, ничего не теряя от того удовольствия, которое приносит сам роман».0003 Попробую привести аргументы о важности лирических отступлений.
Во-первых, этого требует жанровая природа «Мертвых душ». Не забудем, что поэма — один из жанров лирических былин, в ней сочетаются сюжетность, событийность («приключения Чичикова») и открытое выражение автором или лирическим героем своих чувств. Своеобразие поэмы как жанра во многом основано на сочетании повествовательных характеристик действующих лиц, с одной стороны, и раскрытии их характеров через восприятие и оценку лирического героя, играющего активную роль в поэме, с другой.
Во-вторых, соотношение лирического и эпического начал в поэме выступает как средство выражения авторской позиции.
Лирические отступления, раскрывающие отношение автора к персонажам, непосредственно связанные с сюжетной линией… Например, отступления первой и десятой глав, своеобразно обрамляющие образ чиновничества, отступления второй и середины шестой глав , обрамляя галерею помещиков, и два отступления о негодяе одиннадцатой главы, обрамляя изложение Чичикова.
Лирические отступления, раскрывающие образ автора, мы находим в начале шестой и середине одиннадцатой глав. А в начале седьмой и конце одиннадцатой глав лирические отступления раскрывают творческие задачи автора, его судьбу как писателя. Они связаны с ретритами, содержащими характеристики персонажей, например, концовка ретрита «Счастливый путник…» в начале седьмой главы.
Одним из важнейших является лирическое отступление о России, помещенное в середине одиннадцатой главы. Находим также лирические отступления, раскрывающие образ России в конце пятой и финале одиннадцатой глав).
Кульминацией становится отступление середины десятой главы о путях человечества. По локации соответствует кульминационному «пику» сюжетного плана — смерти прокурора.
Кроме того, с помощью лирических отступлений Гоголь не только создает широкую панораму жизни России («Вся Россия явится в нем!»), но и композиционно связывает первый том с последующими.

Все полотно «Мертвых душ» пронизано лирическими отступлениями. Именно лирические вставки раскрывают идейно-композиционное и жанровое своеобразие поэмы Гоголя, ее полемическое начало и образ автора. По мере развития сюжета появляются новые лирические отступления, каждое из которых проясняет мысль предыдущего, развивает новую мысль и все больше проясняет авторский замысел… Примечательно, что «Мертвые души» насыщены лирикой совсем неравномерно. До пятой главы есть лишь незначительные лирические вставки, и лишь в конце пятой части автор помещает первое большое лирическое отступление о «мириадах церквей» и о том, как «русские люди». Рассуждение этого автора наводит на следующую мысль: здесь прославляется не только меткое русское слово, но и слово Божие, Логос. Думается, что и мотив церкви, впервые встречающийся в стихотворении в этой главе, и параллельное слово — Логос указывают на то, что в лирике сосредоточено духовное наставление. Эту мысль подтверждает помещенная в шестой главе лирическая вставка, где Гоголь

Он обращается прямо к людям: «Унеси с собою в путь, оставив кроткие юношеские годы в суровой закалке мужества, унеси с собою все человеческие движения…» Рисуя образ дороги, жизненного пути человека, автор выступает наставником, учителем. А в следующей главе эта мысль наполняется новым идейным содержанием… Гоголь противопоставляет писателя, «осмелившегося ежеминутно выносить наружу все, что находится перед глазами», и писателя, который «не спускался со своей пик к своим бедным ничтожным братьям». На мой взгляд, именно в этих словах больше всего проявляется полемическое начало стихотворения. Действительно, до Гоголя писатель — творец прекрасного, художник, изображающий все прекрасное, а Гоголь в «Мертвых душах» предстает как проповедник, пророк, стремящийся исправить прежде всего нравственный облик человека (концепция Гоголя впоследствии развивается в произведениях Достоевского, Л. Н. Толстого). В том же лирическом отступлении автор «Мертвых душ» предсказывает, что его замысел не будет понят: мир увидит только смех, сатиру и не заметит «невидимых», «неведомых» слез. А «Мертвые души» — это больше, чем сатира. («Дело вовсе не в провинции, и не в нескольких уродливых помещиках, и не в том, что им прививается, — тема «Мертвых душ», — пишет Гоголь.) Во многом проясняется замысел Гоголя и слова из его письмо о теме стихотворения объясняются. которые воскрешают образы мертвых крепостных. В том месте поэмы, когда Чичиков составляет список «мертвых душ», ритм гоголевской прозы почти превращается в гекзаметр. Список людей напоминает список кораблей в «Илиаде» Гомера. Подобно многим другим гомеровским и дантовским мотивам, связывающим творчество Гоголя с великими поэмами, это сопоставление раскрывает смысл заглавия поэмы «Мертвые души». Думается, это свидетельствует о том, что произведение написано в духе античного эпоса, что Гоголь высмеивает здесь не общественное зло, а очаг зла, смеется над чертом (по Мережковскому, смех Гоголя есть борьба человека с дьявол «). А увиденный в этой лирической вставке библейский мотив — список мужчин напоминает Книгу Жизни, в которую записаны шаги каждого человека — раскрывает смысл еще одной завесной идеи: Страшный суд будет судить людей по тому, каков он! выполнили свое земное предназначение. Ведь «вывод» мужиков из ада возможен потому, что они свое дело сделали (а губернатор вышивает на тюле): Степан Пробка, кучер Михеев — мастера своего дела. Однако задача Гоголя — указать истинный путь именно грешникам, как в Библии сказано! Что Христос пришел спасти не праведников, а грешников. А в лирической вставке, помещенной в восьмой главе, автор утверждает, что человек сам должен сделать первый шаг к духовному возрождению: «…они хотят, чтобы русский язык вдруг вышел из облаков… и сел прямо на их языке…» Кажется, что только Бог может спуститься с облаков, и такая, казалось бы, незначительная деталь на фоне библейских мотивов и позволяет трактовать гоголевскую фразу именно так. Дальнейший поиск способа спасения душ продолжается. В лирическом отступлении десятой главы возникает прямой вопрос: «Где выход, где дорога?» Писатель видит очищение от грехов через духовное возрождение, ведущее именно к Богу (эта лирическая вставка особенно насыщена церковной лексикой: «небесный огонь», «великолепный храм, назначенный царским чертогам», «эта летопись»).
К концу стихотворения лирический элемент почти полностью захватывает произведение. Последняя глава изобилует рассуждениями автора. Именно здесь дается ключ к пониманию идейно-композиционных особенностей «Мертвых душ». Лирическое отступление о человеческих страстях наводит на мысль, что Гоголь отождествляет каждую главу о помещике с какой-то преодоленной страстью. Например, уныние о Манилове побеждает уныние, о Коробочке — страх, у Ноздрева — злость, о Собакевиче — невежество, а в главе о Плюшкине происходит перелом: появляется церковный мотив, больше церковной лексики, сам Плюшкин ассоциируется с vfodiv, возникает мотив «подъёма». Если до этой главы Чичиков постоянно «спускается» (падает во время грозы), то с этого момента он «поднимается» (например, бежит по лестнице к прокурору), поднимается с глубины ада после выкупа «мертвых душ». Таким образом, получается, что творческий замысел Гоголя сосредоточен в лирике, тогда как рассказ о приключениях Чичикова есть иллюстрация нравственности, притча, рассказанная во время проповеди, а «Мертвые души» — художественная проповедь (в этом как раз и заключается жанровое своеобразие поэмы)… Гоголь, напротив, предстает пророком, несущим людям свет Божий («Кому, как не автору, говорить святую правду?») , Писатель пытается показать ч путь человечества к Богу, направить грешников на путь истинный. И в последнем лирическом отступлении он создает образ дороги, дороги к свету, к чуду, к возрождению, ко второму тому. Вербальное волшебство переносит читателя в иное измерение («кони, как вихрь, спицы в колесах смешались в один ровный круг», «и все боговдохновенное мчится»). Россия-тройка летит по пути духовного преображения. Образ России, устремленной «в даль веков», развивается и у Блока в его пророческом цикле «На поле Куликовом» (Родина примечательна здесь в образе степной кобылы, воплощающей вечное движение).

(Оценок пока нет)

Роль лирических отступлений в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Похожие сообщения:

  1. Россия! Россия! .. Но какая непонятная, тайная сила влечет к тебе? .. «Неужели здесь, в тебе, не может родиться бесконечная мысль, когда ты сам бесконечно? …
  2. «В нем явится вся Россия», — писал о его творчестве сам Н. В. Гоголь. Отправляя своего героя в путь по России, автор стремится показать все…
  3. В самом названии произведения Гоголя содержалось кричащее противоречие, которое не могло не бросаться в глаза современникам и которое впервые было замечено одним из…
  4. Сюжет «Мертвых душ» Н. Пушкин, отмечая главное его достоинство в том, что «вместе с богатырем можно объехать всю Россию». Именно этот…
  5. Современник А.С. Пушкин, Н. В. Гоголь создавал свои произведения в тех исторических условиях, которые сложились в России после неудачной первой революционной акции — спектаклей…

Роль лирических отступлений в поэме Гоголя «Мертвые души».

план урока литературы (9 класс) по теме. Роль лирических отступлений в поэме Гоголя «Мертвые души»

Н. В. Гоголь — одна из крупнейших фигур русской литературы. Вершиной его творчества является поэма «Мертвые души». В ней отражены все основные черты авторского таланта.
Важнейшую роль в композиционном строе «Мертвых душ» играют лирические отступления и вставные эпизоды, характерные для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь затрагивает самые острые российские общественные проблемы. Мысли автора о высоком предназначении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены мрачным картинам русской жизни.
В начале поэмы лирические отступления носят характер авторских высказываний о своих героях, но по мере развития действия их внутренняя тема становится шире и многограннее.
Рассказав о Манилове и Коробочке, автор прерывает повествование, чтобы нарисованная картина жизни стала для читателя более ясной. В авторском отступлении, прерывающем рассказ о Коробочке, содержится сравнение с ее «сестрой» из аристократического общества, которая, несмотря на свою иную внешность, ничем не отличается от местной барыни.
После посещения Ноздрева Чичиков встречает на дороге красивую блондинку. Описание этой встречи завершается замечательным авторским отступлением: «Везде, где угодно в жизни, будь то среди черствых, грубо-бедных и неопрятно заплесневелых низменных чинов ее, или среди однообразных холодных и скучно опрятных высших классов, везде на хоть раз встретится на пути к человеку, явление, не похожее на все, что ему приходилось видеть до тех пор, которое хоть раз пробуждает в нем чувство, не похожее на те, что ему суждено испытать все его жизнь. Но то, что свойственно многим людям, то, что выступает «наперекор» всякой печали, — все это совершенно чуждо Чичикову, холодное благоразумие которого противопоставляется здесь прямому проявлению чувств.0003 Совершенно иной характер имеет лирическое отступление в конце пятой главы. Здесь автор говорит уже не о богатыре, не об отношении к нему, а о могучем русском человеке, о таланте русского народа. Внешне это лирическое отступление как бы мало связано со всем предшествующим развитием действия, но оно очень важно для раскрытия основной мысли стихотворения: настоящая Россия — это не собачевичи, ноздри и ящики, а народ , национальный элемент.
Авторское отступление, открывающее шестую главу, также тесно соприкасается с лирическими высказываниями о русском слове и народном характере.
Рассказ о Плюшкине прерывается гневными словами автора, имеющими глубокий обобщающий смысл: «И человек мог снизойти до такого ничтожества, мелочности, гадости!»
Немаловажное значение имеют лирические высказывания о творческой и жизненной судьбе писателя в современном гоголевскому обществе, о двух разных судьбах, ожидающих писателя, создающего «возвышенные образы», ​​и писателя-реалиста, сатирика. Это лирическое отступление, полное глубоких мыслей и ярких обобщений, отразило не только взгляды писателя на искусство, но и его отношение к правящей верхушке общества, к народу. Она определяет как идейный путь писателя, так и его оценку основных общественных сил.
В главах, посвященных изображению города, мы встречаем высказывания автора о крайнем раздражении чинов и сословий — «теперь все чины и сословия настолько раздражены, что все, что есть в печатной книге, уже кажется им лицом: это, по-видимому, находится в воздухе». Гоголь заканчивает свое описание всеобщего смятения размышлениями о заблуждениях человеческих, о тех ложных путях, которыми не раз шло человечество в своей истории, — «но нынешнее поколение смеется и надменно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми посмеются и потомки». позже».
Гражданский пафос писателя достигает особой силы в его лирическом отступлении — «Русь, Русь! Я вижу тебя из моего чудесного, прекрасного далека. Подобно лирическому монологу начала седьмой главы, это лирическое отступление проводит четкую грань между двумя крупными звеньями повествования — городскими сценами и рассказом о происхождении Чичикова. Здесь в широком смысле выступает тема России, в котором было «бедно, рассеянно и неуютно», но где не могут не родиться герои. Лирические высказывания автора как бы прерываются вторжением грубой бытовой прозы. в глубине моей; неестественная сила зажгла мне глаза: у! какая сверкающая, чудная, незнакомая даль! Россия!
— Постой, постой, дурак! — крикнул Чичиков Селифану.
— Вот и я с палашом! — крикнул скачущий ему навстречу курьер с усами в аршин. — Не видишь, черт возьми: казенная карета! — И, как призрак, с громом и пылью исчезла тройка.
Пошлость, пустота, низость жизни еще ярче очерчиваются на фоне возвышенных лирических строк. Этот прием контраста применялся Гоголем с большим мастерством. Благодаря такому резкому контрасту мы лучше понимаем гнусные черты характеров в Мертвых душах.
Сразу после этого автор делится с читателем мыслями, которые вызывает у него мчащаяся тройка, дальняя дорога. «Какой странный, и манящий, и несущий, и чудесный родной в слове! и как прекрасна эта дорога. Одну за другой Гоголь зарисовывает здесь картины русской природы, предстающие перед взором путника, мчащегося на быстрых лошадях по осенней дороге. И в общем настроении авторского монолога, и в быстро меняющихся картинах прослеживается явный намек образа птицы-тройки, от которого это лирическое отступление отделено большой главой, посвященной приключениям Чичикова. 0003 Рассказ о главном герое поэмы заканчивается высказываниями автора, которые вызывают резкие возражения у тех, кто может быть шокирован тем, как главный герой, да и поэма в целом, изображает «плохого», «презренного».
Высоким чувством патриотизма овеян завершающий первый том поэмы образ России, образ, воплотивший тот идеал, который озарил путь художника при изображении мелкой, пошлой жизни.
Такова роль лирических отступлений в композиции стихотворения. Но самое главное, что они выражают многие авторские взгляды на искусство, отношения между людьми. На страницах поэмы Гоголь хотел не только обличить, но и утвердить свой нравственный идеал, и выразил его в своих замечательных лирических отступлениях, в которых отразились все его мысли и чувства, и прежде всего великое чувство любви к своему народу. и отечество, вера в то, что родина вырвется из-под власти «болотных огней» и вернется на свой истинный путь: путь живой души.

Н.В. Гоголь – один из крупнейших деятелей русской литературы. Вершиной его творчества является поэма «Мертвые души». В ней отражены все основные черты авторского таланта.

Важнейшую роль в композиционном построении «Мертвых душ» играют лирические отступления и вставные эпизоды, характерные для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь затрагивает самые острые российские общественные вопросы. Мысли автора о высоком предназначении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены мрачным картинам русской жизни.

В начале поэмы лирические отступления носят характер авторских высказываний о своих героях, но по мере развития действия их внутренняя тема становится шире и многограннее.

Рассказав о Манилове и Коробочке, автор прерывает повествование, чтобы нарисованная картина жизни стала для читателя более ясной. Авторское отступление, прерывающее рассказ о Коробочке, содержит сравнение с ее «сестрой» из аристократического общества, которая, несмотря на иную внешность, ничем не отличается от местной барыни.

После посещения Ноздрева Чичиков встречает на дороге красивую блондинку. Описание этой встречи заканчивается замечательным авторским отступлением: «Везде, где бы она ни была в жизни, будь то среди бездушных, грубо-бедных и неопрятно-заплесневелых низменных ее слоёв, или среди однообразных холодных и скучно опрятных высших классов , везде хоть раз встретится на пути к человеку, явление, не похожее на все, что ему довелось видеть до тех пор, которое хоть раз пробуждает в нем чувство, не похожее на те, что ему суждено чувствовать всю свою жизнь». Но то, что свойственно многим людям, что выступает «насквозь» всякой печали, — все это совершенно чуждо Чичикову, холодное благоразумие которого противопоставляется здесь прямому проявлению чувств.

Совершенно иной характер имеет лирическое отступление в конце пятой главы. Здесь автор говорит уже не о богатыре, не об отношении к нему, а о могучем русском человеке, о таланте русского народа. Внешне это лирическое отступление как бы мало связано со всем предшествующим развитием действия, но оно очень важно для раскрытия основной мысли стихотворения: настоящая Россия — это не собачевичи, ноздри и ящики, а народ , национальный элемент.

Авторское отступление, открывающее шестую главу, также находится в тесном контакте с лирическими высказываниями о русском слове и народном характере.

Рассказ о Плюшкине прерывается гневными словами автора, имеющими глубокий обобщающий смысл: «И человек мог снизойти до такого ничтожества, мелочности, гадости!»

Немаловажное значение имеют лирические высказывания о творческой и жизненной судьбе писателя в современном гоголевском обществе, о двух разных судьбах, ожидающих писателя, создающего «возвышенные образы», ​​и писателя-реалиста, сатирика. Это лирическое отступление, полное глубоких мыслей и ярких обобщений, отразило не только взгляды писателя на искусство, но и его отношение к правящей верхушке общества, к народу. Она определяет как идейный путь писателя, так и его оценку основных общественных сил.

В главах, посвященных изображению города, мы встречаем высказывания автора о крайнем раздражении чинов и сословий — «теперь все чины и сословия настолько раздражены, что все, что есть в печатной книге, уже кажется им лицом : это, по-видимому, находится в воздухе». Гоголь заканчивает свое описание всеобщего смятения размышлениями о заблуждениях человеческих, о тех ложных путях, которыми не раз шло человечество в своей истории, — «но нынешнее поколение смеется и надменно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми посмеются потомки и потомки». в.»

Особой силы гражданский пафос писателя достигает в его лирическом отступлении — «Русь, Русь! Я вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека». Подобно лирическому монологу начала седьмой главы, это лирическое отступление проводит четкую грань между двумя крупными звеньями повествования — городскими сценами и рассказом о происхождении Чичикова. Здесь в широком смысле выступает тема России, в которой было «бедно, разбросано и неуютно», но где не могут не родиться герои. Лирические высказывания автора как бы прерываются вторжением грубой бытовой прозы. «И могучий космос грозно обнимает меня, со страшной силой отражаясь в глубине моей; неестественной силой зажглись глаза мои: ого! Какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Россия!

Постой, постой, дурак! — крикнул Чичиков Селифану.

Вот я с палашом! — крикнул скачущий ему навстречу курьер с усами в аршин. — Не видишь, черт возьми: казенная карета! — И, как призрак, с громом и пылью исчезла тройка.

Пошлость, пустота, низость жизни еще ярче очерчиваются на фоне возвышенных лирических строк. Этот прием контраста применялся Гоголем с большим искусством. Благодаря такому резкому контрасту мы лучше понимаем гнусные черты герои Мертвых душ

Сразу после этого автор делится с читателем мыслями, которые вызывает у него мчащаяся тройка, дальняя дорога. «Какая странная, и манящая, и влекущая, и чудная в слове дорога! И как чудна она, эта дорога». Одну за другой Гоголь зарисовывает здесь картины русской природы, предстающие перед взором путника, мчащегося на быстрых лошадях по осенней дороге. Как в общем настроении авторского монолога, так и в быстро меняющихся картинах прослеживается явный намек на образ птицы-тройки, от которого это лирическое отступление отделено большой главой, посвященной приключениям Чичикова.

Высоким чувством патриотизма овеян завершающий первый том поэмы образ России, образ, воплотивший тот идеал, который озарил путь художника при изображении мелкой, пошлой жизни.

Такова роль лирических отступлений в композиции стихотворения. Но самое главное, что они выражают многие авторские взгляды на искусство, отношения между людьми. На страницах поэмы Гоголь хотел не только обличить, но и утвердить свой нравственный идеал, и выразил его в своих замечательных лирических отступлениях, в которых отразились все его мысли и чувства, и прежде всего великое чувство любви к своему народу. и отечество, вера в то, что родина вырвется из-под власти «болотных огней» и вернется на свой истинный путь: путь живой души.

При подготовке работы были использованы материалы с сайта bobych.spb.ru/


Репетиторство

Нужна помощь в изучении темы?

Наши специалисты проконсультируют или предоставят услуги репетитора по интересующим Вас темам.
Отправьте запрос с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Н.В. Гоголь — великий писатель первой половины 19 века. В своих произведениях он затрагивал проблемы угнетения народа, крепостничества, и оригинальность его творчества заключается в том, что он одним из первых показал широчайшую картину бюрократической России. Гоголь очень переживал и переживал за будущее своей родины, это ярко отразилось в поэме «Мертвые души», в лирических отступлениях писателя. В произведении мы видим два вида лирических отступлений: эпические, служащие раскрытию характеров и образов, и лирические, отражающие переживания автора о судьбе России.

В начале поэмы Гоголь рассказывает читателю о толстых и худых чиновниках, именно эти физические качества, по мнению писателя, являются главными в человеке, определяющими его судьбу и поведение. В городе NN было два типа мужчин: толстые и худые. Худые больше вились вокруг дам и занимали не очень важные места, по особым поручениям, а толстые — «были в городе почетные чиновники!» Они занимали самые важные посты.

Н.В. Гоголь много размышлял о судьбах России, каждая строчка пропитана любовью к Родине, глубокими чувствами. «Не ты ли, Русь, что юркая, недосягаемая тройка, мчишься?.. Русь, куда ты мчишься, дай ответ. Не дает ответа!» Вся Россия воплотилась в образе тройки, и на вопрос «Куда ты спешишь?» — не дает ответа, к сожалению, и сам писатель не знает, куда она придет, если ею будут править такие люди, как Чичиков, Манилов, Плюшкин.

К концу стихотворения лирический элемент почти полностью захватывает произведение. Заключительная глава изобилует авторским дискурсом. Именно здесь дается ключ к пониманию идейно-композиционных особенностей «Мертвых душ». Лирическое отступление о человеческих страстях наводит на мысль, что Гоголь отождествляет каждую главу о помещике с какой-то преодоленной страстью. Например, в главе о Манилове побеждается уныние, о Коробочке — страх, у Ноздрева — гнев, о Собакевиче — невежество, а в главе о Плюшкине происходит перелом: появляется мотив церкви, больше церковной лексики , сам Плюшкин ассоциируется с юродивым, возникает мотив «подъем». Если до этой главы Чичиков постоянно «спускается» (падает во время грозы), то с этого момента он «поднимается» (например, бежит вверх по лестнице прокурору), поднимается из ада после выкупа «мертвых душ». Таким образом, получается, что творческая мысль Гоголя сосредоточена именно в лирике, тогда как рассказ о приключениях Чичикова есть иллюстрация нравственности, притча рассказываемая во время проповеди, а «Мертвые души» — художественная проповедь (в этом как раз и заключается жанровое своеобразие поэмы)… Гоголь, напротив, предстает пророком, несущим людям Божий свет («Кто же, как не автор, надо сказать святая истина?»). Писатель пытается указать человечеству путь к Богу, направить грешников на путь истинный. И в последнем лирическом отступлении он создает образ дороги, дороги к свету, к чуду, к возрождению, ко второму тому. Словесная магия переносит читателя в иное измерение («кони, как вихрь, спицы в колесах смешались в один ровный круг», «и мчится все божье вдохновенное»). Россия-тройка летит по пути духовного преображения. Образ России, устремленный «в даль веков», развивается Блоком и в его пророческом цикле «На поле Куликовом» (Родина примечательна здесь в образе степной кобылицы, воплощающей вечное движение).

Роль лирических отступлений в поэме «Мертвые души»

Н.В. Гоголь — одна из крупнейших фигур русской литературы. Вершиной его творчества является поэма «Мертвые души». В ней отражены все основные черты авторского таланта.

Важнейшую роль в композиционном построении «Мертвых душ» играют лирические отступления и вставные эпизоды, характерные для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь затрагивает самые острые российские общественные вопросы. Мысли автора о высоком предназначении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены мрачным картинам русской жизни.

В начале поэмы лирические отступления носят характер авторских высказываний о своих героях, но по мере развития действия их внутренняя тема становится шире и многограннее.

Рассказав о Манилове и Коробочке, автор прерывает повествование, чтобы нарисованная картина жизни стала для читателя более ясной. Авторское отступление, прерывающее рассказ о Коробочке, содержит сравнение с ее «сестрой» из аристократического общества, которая, несмотря на иную внешность, ничем не отличается от местной барыни.

После посещения Ноздрева Чичиков встречает на дороге красивую блондинку. Описание этой встречи заканчивается замечательным авторским отступлением: «Везде, где бы она ни была в жизни, будь то среди бездушных, грубо-бедных и неопрятно-заплесневелых низменных ее слоёв, или среди однообразных холодных и скучно опрятных высших классов , везде хоть раз встретится на пути к человеку, явление, не похожее на все, что ему довелось видеть до тех пор, которое хоть раз пробуждает в нем чувство, не похожее на те, что ему суждено чувствовать всю свою жизнь». Но то, что свойственно многим людям, что выступает «насквозь» всякой печали, — все это совершенно чуждо Чичикову, холодное благоразумие которого противопоставляется здесь прямому проявлению чувств.

Совершенно иной характер имеет лирическое отступление в конце пятой главы. Здесь автор говорит уже не о богатыре, не об отношении к нему, а о могучем русском человеке, о таланте русского народа. Внешне это лирическое отступление как бы мало связано со всем предшествующим развитием действия, но оно очень важно для раскрытия основной мысли стихотворения: настоящая Россия — это не собачевичи, ноздри и ящики, а народ , национальный элемент.

Авторское отступление, открывающее шестую главу, также находится в тесном контакте с лирическими высказываниями о русском слове и народном характере.

Рассказ о Плюшкине прерывается гневными словами автора, имеющими глубокий обобщающий смысл: «И человек мог снизойти до такого ничтожества, мелочности, гадости!»

Немаловажное значение имеют лирические высказывания о творческой и жизненной судьбе писателя в современном гоголевском обществе, о двух разных судьбах, ожидающих писателя, создающего «возвышенные образы», ​​и писателя-реалиста, сатирика. Это лирическое отступление, полное глубоких мыслей и ярких обобщений, отразило не только взгляды писателя на искусство, но и его отношение к правящей верхушке общества, к народу. Она определяет как идейный путь писателя, так и его оценку основных общественных сил.

В главах, посвященных изображению города, мы встречаем высказывания автора о крайнем раздражении чинов и сословий — «теперь все чины и сословия настолько раздражены, что все, что есть в печатной книге, уже кажется им лицом : это, по-видимому, находится в воздухе». Гоголь заканчивает свое описание всеобщего смятения размышлениями о заблуждениях человеческих, о тех ложных путях, которыми не раз шло человечество в своей истории, — «но нынешнее поколение смеется и надменно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми посмеются потомки и потомки». в.»

Особой силы гражданский пафос писателя достигает в его лирическом отступлении — «Русь, Русь! Я вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека». Подобно лирическому монологу начала седьмой главы, это лирическое отступление проводит четкую грань между двумя крупными звеньями повествования — городскими сценами и рассказом о происхождении Чичикова. Здесь в широком смысле выступает тема России, в которой было «бедно, разбросано и неуютно», но где не могут не родиться герои. Лирические высказывания автора как бы прерываются вторжением грубой бытовой прозы. «И могучий космос грозно обнимает меня, со страшной силой отражаясь в глубине моей; неестественной силой зажглись глаза мои: ого! Какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Россия!

Постой, постой, дурак! — крикнул Чичиков Селифану.

Вот я с палашом! — крикнул скачущий ему навстречу курьер с усами в аршин. — Не видишь, черт возьми: казенная карета! — И, как призрак, с громом и пылью исчезла тройка.

Пошлость, пустота, низость жизни еще ярче очерчиваются на фоне возвышенных лирических строк. Этот прием контраста применялся Гоголем с большим искусством. Благодаря такому резкому контрасту мы лучше понимаем гнусные черты герои Мертвых душ

Сразу после этого автор делится с читателем мыслями, которые вызывает у него мчащаяся тройка, дальняя дорога. «Какая странная, и манящая, и влекущая, и чудная в слове дорога! И как чудна она, эта дорога». Одну за другой Гоголь зарисовывает здесь картины русской природы, предстающие перед взором путника, мчащегося на быстрых лошадях по осенней дороге. Как в общем настроении авторского монолога, так и в быстро меняющихся картинах прослеживается явный намек на образ птицы-тройки, от которого это лирическое отступление отделено большой главой, посвященной приключениям Чичикова.

Высоким чувством патриотизма овеян завершающий первый том поэмы образ России, образ, воплотивший тот идеал, который озарил путь художника при изображении мелкой, пошлой жизни.

Такова роль лирических отступлений в композиции стихотворения. Но самое главное, что они выражают многие авторские взгляды на искусство, отношения между людьми. На страницах поэмы Гоголь хотел не только обличить, но и утвердить свой нравственный идеал, и выразил его в своих замечательных лирических отступлениях, в которых отразились все его мысли и чувства, и прежде всего великое чувство любви к своему народу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *